Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Унифицированное математическое и программное обеспечение автоматизированной системы испытаний двигателей внутреннего сгорания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как показала практика, широкое внедрение АСИ ДВС в масштабах отрасли для различных классов и типов современных двигателей внутреннего сгорания, а также видов их испытаний невозможно без решения проблемы создания унифицированного математического и программного обеспечений и средств автоматизированной подготовки и настройки алгоритмов технологии. Эти трудности и проблемы усугубляются также… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И РАЗРАБОТКА ИХ РЕШЕНИЙ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ ИСПЫТАНИЙ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. И
    • 1. 1. Виды испытаний ДВС и испытательных работ
    • 1. 2. Задачи автоматизации испытаний
    • 1. 3. Состояние работ по созданию и внедрению АСИ ДВС
    • 1. 4. Структура разработанной и внедренной АСИ ДВС
    • 1. 5. Проблемы проектирования математического и программного обеспечений АСИ ДВС и пути их решения
  • ГЛАВА 2. ФОРМАЛИЗОВАННОЕ ОПИСАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИСПЫТАНИЙ ДВС
    • 2. 1. Разработка методики формализованного описания технологического процесса автоматизированных испытаний ДВС
    • 2. 2. Формализованное описание технологического базиса автоматизированных испытаний ДВС
    • 2. 3. Формализованное описание общих целей и задач автоматизированных испытаний ДВС
    • 2. 4. Отображение элементов формализованного описания в процессе проектирования АСИ ДВС
  • ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ И БАНКА УНИФИЦИРОВАННЫХ АЛГОРИТМОВ АСИ ДВС
    • 3. 1. Разработка принципов проектирования и унификации алгоритмов АСИ ДВС
    • 3. 2. Разработка управляющих алгоритмов ЛСИ ДВС
      • 3. 2. 1. Обоснование принципов и режимов функционирования АСИ ДВС
      • 3. 2. 2. Построение алгоритмов управления технологией испытания ДВС
    • 3. 3. Разработка принципов ведения автоматизированной технологии испытаний ДВС
    • 3. 4. Разработка функциональных алгоритмов АСИ ДВС
  • ГЛАВА 4. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ И НАСТРОЙКИ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АСИ ДВС
    • 4. 1. Разработка методов многоуровневой подготовки и настройки алгоритмов АСИ ДВС
    • 4. 2. Построение модели базы данных АСИ ДВС
    • 4. 3. Входной технологический язык системы автоматизированной настройки программного комплекса АСИ

Унифицированное математическое и программное обеспечение автоматизированной системы испытаний двигателей внутреннего сгорания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Срок создания двигателей внутреннего сгорания (ДВС) зачастую составляет от 5 до 10 лет, включая время, необходимое на экспериментальную доводку двигателя. При этом сам процесс доводки продолжается на протяжении всего периода серийного выпуска изделия вплоть до снятия его с производства [78].

Наиболее перспективным способом повышения качества, сокращения сроков разработки, доводки и подготовки серийного выпуска ДВС является автоматизация процессов начиная от проектирования отдельных узлов и всего двигателя в целом с помощью систем автоматизированного проектирования ДВС (САПР ДВС) до автоматизации экспериментальных исследований и испытаний двигателя на базе автоматизированных систем испытаний (АСИ) ДВС [89].

Эксперименты на двигателях внутреннего сгорания достаточно трудоемки и длительны (около 80% общего объема работ по созданию двигателя приходится на экспериментальные работы). Сложны и трудоемки обработка и анализ результатов исследований и испытаний ДВС. ч Применение многофункциональных автоматизированных систем испытаний двигателей внутреннего сгорания, как показывает мировой опыт, позволяет сократить в 5−10 раз расходы на проведение и обработку результатов испытаний двигателей.

Поэтому решению проблем создания, внедрения и эксплуатации автоматизированных систем исследований и испытаний различных типов двигателей уделяется большое внимание российскими и зарубежными учеными и предприятиями двигателестроения [2].

Большинство отечественных систем автоматизации испытаний ДВС разрабатывались по индивидуальным заказам, и каждая из этих АСИ практически являлась уникальной системой [17].

Как показала практика, широкое внедрение АСИ ДВС в масштабах отрасли для различных классов и типов современных двигателей внутреннего сгорания, а также видов их испытаний невозможно без решения проблемы создания унифицированного математического и программного обеспечений и средств автоматизированной подготовки и настройки алгоритмов технологии. Эти трудности и проблемы усугубляются также требованиями резкого расширения выполняемых системой функций и необходимостью постоянной коррекции алгоритмов в связи с достаточно частыми изменениями технологии (в особенности, при проведении исследовательских и доводочных испытаний ДВС и его узлов) [18].

Решение этой проблемы возможно на основе последних достижений в области системного анализа, формализации и алгоритмизации технологии испытаний двигателей. Благодаря работам Адгамова Р. И., Берхеева М. М., Дмитриева С. В., Заляева И. А., Кожевникова Ю. В., Красных В. Л., Моисеева B.C., Хайруллина А. Х. и др. в области автоматизированных систем испытаний заложен фундамент организации подобных систем в области двигателестроения. В этих исследованиях разработаны математические методы оценки и уточнения характеристик двигателейсозданы методики рационального выбора структуры АСИ и аналитического проектирования автоматизированного технологического процесса испытанийотдельные алгоритмы, методы испытаний и т. д. [2,3,5,50, 68].

Однако дальнейшее усовершенствование АСИ ДВС, всех видов её обеспечений, расширение функциональных возможностей и повышение эффективности их эксплуатации связано с появлением новых возможностей средств управления, контроля, обработки хранения, отображения и передачи информации [76].

В связи с этим, в настоящее время требуется выход на новый качественный уровень АСИ ДВС, обеспечивающий повышение достоверности правильного диагностирования технического состояния двигателя, который может быть обеспечен только за счет унификации и стандартизации математического, программного, информационного обеспечений и единства концептуальных основ построения АСИ ДВС, опирающихся на различные аспекты ее интеграции и интеллектуализации [76].

Цель работы. Научное обоснование и разработка унифицированного математического и программного обеспечений АСИ ДВС и системы автоматизированной подготовки и настройки программного комплекса.

Задачи исследований:

1. Теоретически обосновать возможность формализованного описания автоматизированных технологических процессов испытаний ДВС с целью создания алгоритмической структуры АСИ ДВС, настраиваемой на любые виды испытаний в независимости от комплекса технических средств (КТС) и типов двигателей внутреннего сгорания.

2. На основе формализованного описания технологии испытаний разработать алгоритмическую структуру АСИ ДВС и банк унифицированных управляющих и функциональных алгоритмов системы.

3. Теоретически обосновать и разработать режимы организации общего функционирования АСИ ДВС для реализации исследовательских, доводочных и типовых испытаний двигателей внутреннего сгорания и сокращения при их проведении временных, материальных и энергетических затрат.

4. Разработать систему автоматизированной подготовки и настройки программного комплекса АСИ ДВС на различные виды технологий испытаний, типы и модификаций двигателей.

На защиту выносятся:

— методика формализованного описания технологии автоматизированных испытаний ДВС q выделением и систематизацией множеств однородных по степени детализации, сложности и методам реализации элементов многоуровневой структуризации технологии;

— методика проектирования открытой алгоритмической структуры и организации общего функционирования АСИ ДВС, настраиваемой на различные виды технологии испытаний, типы двигателей;

— методика автоматизированной подготовки и настройки программного обеспечения АСИ ДВС, с учетом требований, позволяющих включать эту систему в САПР более высокого уровня, а именно в САПР АСИ ДВС.

Научная новизна:

1. Теоретически обосновано и экспериментально доказано, что формализованное описание автоматизированных технологических процессов испытаний ДВС должно осуществляться на основе отображения иерархических уровней структуризации технологии в виде двух относительно независимых множеств ее компонентов. К первому множеству отнесены элементы, инвариантные к средствам и методам реализации и характеризующие общие цели и планы испытаний. Второе множество содержит элементы, характеризующие определенные действия, совершаемые программно-аппаратными средствами АСИ и испытателями по реализации конкретных физических процессов.

2. Впервые на основе формализованного описания обоснована открытая алгоритмическая структура АСИ ДВС с разделением организации автоматизированной технологии испытаний через унифицированные управляющие алгоритмы и алгоритмы функциональных модулей.

3. Впервые обоснована целесообразность организации общего функционирования АСИ ДВС в базовых интегрированных режимах: «Автоматический», «Диалоговый», «Распознавание» и «Следящий», обеспечивающих проведение исследовательских, доводочных и типовых испытаний и эффективное использование ресурсов дорогостоящего стендового оборудования.

4. Впервые обоснована методика автоматизированной подготовки и настройки программного комплекса АСИ ДВС на различные виды испытаний, типы двигателей, с учетом требований, позволяющих включать эту систему в САПР более высокого уровня, а именно в САПР АСИ ДВС.

Практическая ценность:

1. Разработанные унифицированное математическое и программное обеспечение внедрены в комплексе с АСИ ДВС на испытательных станциях АО «Завод двигателей» (ЗД) и Научно-технического центра (НТЦ) ОАО КАМАЗ.

2. Создана открытая алгоритмическая структура АСИ ДВС с разделением организации автоматизированной технологии испытаний через унифицированные управляющие и функциональные алгоритмы. Данная алгоритмическая структура АСИ ДВС позволяет постоянно совершенствовать систему с появлением новых возможностей средств управления, регулирования, контроля, обработки, хранения, отображения, передачи информации, а также интегрирования в систему модульных средств’других разработчиков предметной области.

3. Создан банк унифицированных алгоритмических модулей АСИ ДВС в количестве 42 единиц, в частности, управления, регулирования, измерений на установившихся и переходных режимах работы ДВС, аварийного контроля и т. д., которые позволяют организовать любые испытания различных типов и модификаций двигателей.

4. Разработаны вектора настройки, которые включают в себя 421 характеристику параметрического описания обобщенной технологии, ДВС и КТС.

5. Разработаны базовые интегрированные режимы общего функционирования АСИ ДВС «Автоматический», «Диалоговый», «Распознавание», «Следящий», обеспечивающие проведение исследовательских, доводочных и типовых испытаний двигателей внутреннего сгорания и эффективное использование ресурсов дорогостоящего стендового оборудования.

6. Разработана система автоматизированной подготовки и настройки программного обеспечения АСИ ДВС на различные виды испытаний, типы двигателей, с учетом требований, позволяющих включать эту систему в САПР более высокого уровня, а именно в САПР АСИ ДВС.

7. Результаты работы используются в учебном процессе на кафедрах «Двигатели внутреннего сгорания» и «Автоматизация и информационные технологии» Камского политехнического института (г. Набережные Челны).

Реализация результатов. Результаты исследований внедрены в комплексе с АСИ ДВС на испытательных станциях АО ЗД и НТЦ ОАО КАМАЗ, используются в учебном процессе в Камском политехническом институте (г. Набережные Челны) на кафедрах «Двигатели внутреннего сгорания», «Автоматизация и информационные технологии». Диссертация выполнена в специализированной лаборатории научно-исследовательского сектора Камского политехнического института и на испытательных станциях АО ЗД и НТЦ ОАО КАМАЗ в период с 1991 по 1995 г. г. на основе работ по проектированию, испытанию и внедрению АСИ ДВС на испытательных станциях АО ЗД и НТЦ ОАО КАМАЗ, АО"ЕлАЗ" (г. Елабуга), госбюджетных и хоздоговорных работ, научно-исследовательских разработок, Грантов Российской Федерации 1992, 1993, 1994 г. г., Грантов Республики Татарстан 1998 и 1999 г. г., проведенных под руководством д.т.н., профессора Хайруллина А.Х.

Апробация работы. Результаты работ представлены в монографии «Математическое обеспечение автоматизированных систем исследований и испытаний двигателей внутреннего сгорания» (издательство «Машиностроение» г. Москва, 1995 год), в сборнике научных трудов КамПИ (г.Набережные Челны, 1994 год), на Международной научно-технической конференции «Механика машиностроения-95» (г. Набережные Челны), на Региональном конкурсе «Молодые дарования-95» (Диплом I степени), на международной научно-технической конференции «Модель-проект-95» (г. Казань), на Республиканском конкурсе «Лобачевский-97» (г. Казань).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 8 работ, в том числе, 1 монография (изд-во Машиностроение, г. Москва) и 7 статей.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы. Работа изложена на 151 странице, включает 25 рисунков.

9. Результаты работы используются в учебном процессе на кафедрах «Двигатели внутреннего сгорания» и «Автоматизация и информационные технологии» Камского политехнического института (г. Набережные Челны).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. В результате теоретических исследований и на основе практических работ разработана методика формализованного описания автоматизированной технологии испытания ДВС. Доказано, что описание автоматизированного технологического процесса испытаний ДВС должно осуществляться на основе отображения уровней структуризации технологии в виде двух относительно независимых множеств ее компонентов. К первому множеству должны быть отнесены элементы, инвариантные к средствам и методам реализации и характеризующие общие цели и планы испытаний. Алгоритмы этих элементов технологии должны проектироваться как управляющие алгоритмы АСИ ДВС. Второе множество должно содержать элементы, характеризующие определенные действия, совершаемые программно-аппаратными средствами АСИ и испытателями по реализации конкретных физических процессов. Они представляют функциональные модули АСИ ДВС.

2. Установлено что, при построении математической модели обобщенного алгоритмического описания технологии в качестве основной целевой функции необходимо принять выполнение условия однозначности и детерминированности алгоритмов для всех типов двигателей и видов испытаний. При ч этом всю информацию, характеризующую изменяемую часть предметной области в зависимости от типов операций, видов испытаний, модификаций двигателей, необходимо отделить от алгоритмов и выразить через вектора параметров настройки технологии.

3. Показано что, унификацию алгоритмов АСИ ДВС необходимо проводить путем сужающих и эквивалентных преобразований полученного обобщенного алгоритмического описания технологии и выделения векторов вариантных параметров настройки технологии испытаний. При этом для обеспечения структурной независимости алгоритмы должны быть спроектированы инвариантно к методам их реализации.

4. Доказано, что с методической точки зрения система автоматизированной подготовки и настройки программного обеспечения АСИ ДВС должна функционировать путем генерирования некоторого элемента технологии по заданному его функциональному назначению. При этом генерирование должно осуществляться из допустимого набора компонентов многоуровневой технологии, векторов настройки, правил их сборки с использованием идентификаторов конкретных реализаций компонентов технологии.

5. Создан банк унифицированных алгоритмических модулей в количестве. 42 единиц, которые прошли практическую отработку и были внедрены на испытательных станциях ЗД и НТЦ ОАО КАМАЗ. При этом разработаны вектора настройки, которые включают в себя 421 характеристику параметрического описания обобщенной технологии, ДВС и КТС.

6. Разработана открытая алгоритмическая структура автоматизированной системы испытаний ДВС, которая позволяет выйти на новый качественный уровень АСИ ДВС. Данная алгоритмическая структура позволяет дальнейшее совершенствование системы при появлении новых возможностей средств управления, контроля, обработки, хранения, отображения и передачи информации, а также использование функциональных модулей других разработчиков предметной области.

7. Теоретически обоснованы и практически внедрены режимы организации общего функционирования АСИ ДВС («Автоматический», «Диалоговый», «Распознавание», «Следящий») для реализации исследовательских, доводочных и типовых испытаний ДВС и эффективного использования дорогостоящего комплекса технических средств.

8. Разработана система автоматизированной подготовки и настройки программного обеспечения АСИ ДВС на различные виды технологий испытаний, типы и модификаций двигателей, с учетом требований, позволяющих включать эту систему в САПР более высокого уровня, а именно в САПР АСИ ДВС.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аблин И.Е. Genesis for Windows программный продукт для построения современных АСУ ТП //Приборы и системы управления. 1996.-№ 5.-С.1−5.
  2. Автоматизированные испытания в авиастроении / Р. И. Адгамов, М. М. Берхеев, И. А. Заляев и др. М.: Машиностроение, 1989. 232 с.
  3. Автоматизация мелкосерийного машиностроительного производства и качество продукции/ Р. И. Адгамов, В. М. Белоног, Ю. Н. Блошицын и др. Под ред. Р. И. Адгамова. М.: Машиностроение, 1983. 280 с.
  4. И.М., Пискунова Л. С., Графический процессор на основе формализованного описания объектов иллюстративной графики //Упраляющие системы и машины. 1988. — № 4. — СЛ 08−112.
  5. Аналитическое и машинное проектирование автоматизированных систем испытаний авиационных двигателей/ Ю. В. Кожевников, В. С. Моисеев, Ю. В. Мелузов, А. Х. Хайруллин. М.: Машиностроение, 1980. 272 с.
  6. Анзимиров Л.В. TRACE MODE 4.2: новый уровень инструментальной системы для разработки АСУ ТП //Приборы и системы управления. 1996. — № 9.-С.13−18.
  7. Г. П., Арцилович И. В. Автоматизированные системы управления: Учеб. Пособие. М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 1992.-74 е.: ил.
  8. Г. Л., Андриенко Н. В. интеллектуальная картографическая визуализация для поддержки исследования данных в системе IRIS//Программирование.-1997.-№ 5.-С.49−68.
  9. В.И., Горский Ю. М., Поспелов Д. А. Модели гемеостатики в искусственном интеллекте //Изв. РАН. Техническая кибернетика. 1992. -N5.- С. 147−153.
  10. Ю.Ахмед Н., Рао К. Р. Ортогональные преобразования при обработке цифровых сигналов. М.: «Связь», 1980. 248 с.
  11. Н.Бахареев И. А., Ледер В. Е., Матекин М. П. Инструментальные средства интеллектуальной графики для отображения динамики сложного технологического процесса //Программные продукты и системы 1992. № 2. — С. 34−37.
  12. P. JI., Мочалов И. Л., Хайруллин А. Х. Принципы построения АСИ ДВС. // Автоматизация технологических и производственных процессов.: Межвузовский сборник. Набережные Челны, 1994- С. 22.
  13. Р.Л., Мочалов И. Л., Хайруллин А. Х. Метод повышенияпроизводительности АСИ ДВС при работе ее с УСО ИВК-13. // Автоматизация технологических и производственных процессов.: Межвузовский сборник. -Набережные Челны, 1994 С. 28.
  14. Р.Л., Хайруллин А. Х. Автоматизация подготовки и настройки программного комплекса АСИ ДВС. // Механика машиностроения (ММ-95).: Тезисы докладов Международной научно-технической конференции. Набережные Челны, 1995 — С. 247.
  15. Р.Л., Садыков И. Х., Хайруллин А. Х. Математическое обеспечение автоматизированных систем исследований и испытаний двигателей внутреннего сгорания. / М.: Машиностроение, 1995. 256.: ил. -Москва.
  16. П.Л. Построение и использование моделей обучаемого в интеллектуальных обучающих системах //Изв. РАН. Техническая кибернетика. 1992. — № 5. — С. 97−119.
  17. В.Н., Викторова Н. П., Головина Е. Ю. Многоуровневая логика как модель представления знаний в CASE-системе //Техническая кибернетика. -1993.-№ 5.-С. 172−185.
  18. И.В., Ковалев А. Л., Лизенко С. Л. Графический интерфейс представления алгоритмов и программ //Управляющие системы и машины. 1988. — № 4. — С. 42−47.
  19. В.В. Вычислительные основы линейной алгебры. М.: Наука, 1977.304 с.
  20. Вопросы кибернетики: моделирование сложных систем и виртуальная реальность /Под. ред. Ю. М. Баяковского и А. Н. Томилина. М. -1995.-210 с.
  21. Вычислительные методы и программно-аппаратное обеспечение в научных исследованиях: сб. ст., Под ред. С. Г. Басладзе, В. М. Репина. М.: изд-во МГУ, 1992. — 198 е.: ил.
  22. Н.И., Румянцев Ю. И., Авдеев В.В, Бобков В. О., Мазан В. В. инструментальная система логического программирования на основе графических способов визуализации процессов программирования, анализа и отладки//УсиМ.-1992.-№ 5/6.-С.42−50.
  23. В.О. Модели представления знаний предметных областей диалоговых систем (обзор) //Техническая кибернетика. 1991. — № 5. С. 3−23.
  24. В.О. Модели представления знаний предметных областей диалоговых систем (обзор) //Техническая кибернетика. 1993. — № 5. — С. 24−44.
  25. В.И. Адаптация в экспертных системах //Техническая кибернетика. 1993. — № 5. — С. 101−110.
  26. В.Г., Колешонок В. В. Технические средства автоматизации испытаний дизелей: Обзор. М.: ЦНИКТЭКтяжмаш, 1989. 36 с. (Двигатели внутреннего сгорания. Сер. 4. Вып. 3.)
  27. В.Н., Дядюра В. Ю. Экспертная система поддержки комплексирования программных средств //Управляющие системы и машины. -1992.-№ 9/Ю.-С. 14−18
  28. Д. Методы идентификации систем. М.: Мир, 1979. 302 с.
  29. М.В. Формализация средств лингвистического обеспечения автоматизированных информационных систем // Управляющие системы и машины. 1990. — № 3. — С. 93−100.
  30. К.Я. Технология многоуровнего автоматизированного проектирования программного обеспечения АСУТП //УсиМ.-1986.-№ 3.-С.59−64.
  31. Де Бор К. Практическое руководство по сплайнам. М.: Радио и связь, 1985.
  32. Двигатели внутреннего сгорания. Теория поршневых и комбинированных двигателей /Под ред. А. С. Орлина, М. Г. Круглова М.: Машиностроение, 1983. 372 с.
  33. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний. ГОСТ 14 846–81.
  34. Дизели тракторные и комбайновые. Методы стендовых испытаний. ГОСТ 18 509–80.
  35. Ю.Л. Планирование решений в динамических проблемных средах на основе систем баз данных и знаний // Управляющие системы и машины. 1991. — № 7. — С. 94−100
  36. Delphi среда визуального программирования. /Дарахвелидзе П.Г., Марков Е.П.-СПб.:-ВНУ-Санкт-Петербург, 1996−352 с.
  37. В.М. Организация и проектирование систем автоматизации научно-технических экспериментов.- Киев: Наук. думка, 1978. 232с.
  38. Информационные технологии в испытаниях сложных объектов: методы и средства / В. И. Скурихин, В. Г. Квачев, Ю. Р. Валькман, Л. П. Яковенко: Отв.ред. Египко В. М., АН УССР. Ин-т кибернетики им. В. М. Глушкова.- Киев: Наук. Думка, 1990.-320 с.
  39. Информационные системы и управление /Под ред. С.В. Емельянова- Гос. ком. СССР по науке и технике АН СССР ВИНИТИ. М., 1991. -315 е.: рис., табл.
  40. Ю.Г., Штурц И. В., Васильев В. Р., Романовский А. Б. Анализ структурной корректности параллельных программ в Р-технологии //Управляющие системы и машины. 1989. — № 1. — С. 54−57.
  41. О.В. Технология разработки элементов экспертных систем управления //Техническая кибернетика. 1993. — № 5. — С. 120−125.
  42. В.Ю., Теплицкий Б. Е. Разработка автоматизированных систем обработки данных с элементами искусственного интеллекта в среде Р-технологии программирования //Управляющие системы и машины. 1988. -№ 4.-С. 51−54.
  43. В.Ю., Чеберкус В. И. Метод многоконтурного проектирования в Р-технологии //Управляющие системы и машины. 1989. -№ 5. — С. 68−72.
  44. .В., Заляев И. А. Проектирование языка испытаний авиационных двигателей// Авиационная техника. 1989. № 3. С. 66−70.
  45. М.И., Мацкий М. Б., Тыугу Э. Х. Интеграция концептуальных и экспертных знаний в САПР //Техническая кибернетика. 1988. — № 5. -С. 108−117.
  46. В.П., Курейчик В. М., Нореиков И. П. Теоретические основы САПР. М.: Энергоатомиздат, 1987. 400 с.
  47. Л.Д. Математический анализ. Т. 2. М.: Высш. шк., 1970.366 с.
  48. В.И. Автоматическое регулирование и управление двигателей внутреннего сгорания. М.: Машиностроение, 1989. 415 с.
  49. А.С., Лебедев А. Т., Миф Н.П. Метрологическое обеспечение АСУ ТП.-М.: Энергоатомиздат, 1995.-160 с.
  50. Лингвистический процессор для сложных информационных систем /Ю.Д. Апресян, И. М. Богусловский, Л. Л. Иомдин и др.- Отв. ред. М.П. Крысин- Рос. акад. наук, ин-т. пробл. передачи информ.-М.: Наука, 1992.-255 с.
  51. Н.Г., Коршенко М. Ф. О реализации лингвистического процессора экспертной системы на реляционных моделях //Управляющие системы и машины. -1991. № 1. — С.73−79.
  52. Ч., Хенсон Р. Численное решение задач методом наименьших квадратов. М.: Наука, 1986.
  53. Ю.Я. Программирование технологических задач на основе текстов технологических инструкций на естественном языке //Управляющие системы и машины. 1987. — № 3. — С. 71−77.
  54. Дж. Организация баз данных в вычислительных системах: Пер. с англ./ Под ред. А. А. Сточина. М.: Мир. 1980. 662 с.
  55. Методы и системы искусственного интеллекта: Сб. науч. тр. /Науч. ред. Н. Г. Загоруйко. Новосибирск, 1992. — 117 е.: ил. — (Вычислительные системы /Рос. АН, Сиб. отд-ние, ин-т. мат.- 145).
  56. Милан Даниел. Экспертные системы для поддержки проектирования баз данных//Программные продукты и системы. 1993.-№ 2.- С. 4−9.
  57. Моделирование языковой деятельности в интеллектуальных системах /Под ред. А. Е. Кибрика и А. С. Нариньяни. М.: Наука, — 1987. — 280 с.
  58. И.С., Казарян Л. А. Вопросы технологии быстрого проектирования программного обеспечения АСУ //Приборы и системы управления.-1991.-№ 1.-С. 10−12.
  59. Нечеткие модели для экспертных систем в САПР /Н.Г. Малышев, Л. С. Берштейн. М.: Энергоатомиздат, 1991. — 134 е.: ил.
  60. Новое в автоматизации испытаний авиадвигателей // Тезисы докладов межотраслевого научно-технического семинара. Башкирское республиканское правление ВНТО машиностроителей. Уфа, 1991.
  61. Основы систем автоматизированного проектирования /Берхеев М.М., Заляев И. А., Кожевников Ю. В. и др. Под. ред. Ю. В. Кожевникова. Казань: Изд-во КГУ, 1988.-253 с.
  62. Основы системного анализа и проектирования АСУ: Учебн. пособие по спец. «Автоматизированные системы обработки информации и управления» /А.А. Павлов и др.- под общ. ред. А. А. Павлова. Киев: Выща шк., 1991. — 364 е.: ил.
  63. О.В. Организация и автоматизация разработки проблемно-ориентированных диалоговых систем: краткий обзор //Управляющие системы и машины. 1986. — № 3. — С. 22−27.
  64. Повышение качества программ на основе автоматизированных методов /А.А. Саркисян. М.: Радио и связь, 1991. — 156 с.
  65. И.В. Программистская инженерия: Содержание, мнения и тенденции (по итогам 18-ой конференции по SOFTWARE ENGENEERING) //Программирование. 1997. — № 4. — С. 26−37
  66. Э.В. Экспертные системы состояние, проблемы, перспективы //Техническая кибернетика. — 1989. — № 5. — С. 152−161.
  67. Э.В. Экспертные системы. (Решение неформализованных задач в диалоге с ЭВМ) //Техническая кибернетика. 1987. — № 5. — С. 5−18.
  68. Э.В. Экспертные системы: решение неформализованных задач в диалоге с ЭВМ. М.: Наука, 1987. — 288 с.
  69. Проблемы проектирования и развития систем автоматического управления и контроля ГТД / С. Т. Кусимов, Б. Г. Ильясов, В. И. Васильев и др.- М.: Машиностроение, 1999.
  70. Построение экспертных систем: Пер. с англ./Под ред. Ф. Хейла-Рота, Д. Уотермана, Д. Лената.- М.: Мир, 1987.-441 с.
  71. И.Я. Испытания двигателей внутреннего сгорания. М.: Высш. шк., 1975. 320 с.
  72. Н. Программирование в Delphi для сомневающихся. К.: «Диалектика», 1996. — 304 е., ил.
  73. Н. Турбо Паскаль для Windows.-M., «Мир», 1993.-В 2-х томах, Т.1.-536 е.- т. 2.-552 с.
  74. А.В. Разработка программного обеспечения систем автоматизации проектирования //Управляющие системы и машины. 1989. -№ 3. — С. 48−52.
  75. Г. В. Автоматизарованное построение баз знаний для интегрированных экспертных систем //Теория и системы управления.-1998.-№ 5.-С. 152−166.
  76. М.В. Подход к построению саморазвивающихся экспертных систем //Теория и системы управления. 1995. — № 5. — С. 195−209.
  77. Современные технологии в автоматизированных системах научных исследований, обучения и управления /МГУ им. М.В. Ломоносова- Под ред. В. А. Садовничева. -М.: из-во МГУ, 1990. 162 е.: ил.
  78. Теория двигателей внутреннего сгорания/ Под ред. Н. Х. Дьяченко.-Л.: Машиностроение, 1974. 552 с.
  79. В.Н., Марков В. Н. Подход к обеспечению корректности программ //Программные продукты и системы. 1993. — № 2. — С. 36−39.
  80. К. Планирование эксперимента в исследовании технологических процессов.- М.: Мир, 1977.- 460 с.
  81. Элементы системы автоматизированного проектирования ДВС: Алгоритмы прикладных программ/ Р. М. Петриченко, С. А. Батурин, Ю. Н. Исаков и др.- Под общ. Ред. Р. М. Петриченко. М.: Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1990.328 с.
  82. Экспертные системы. Принцип работы и примеры: Пер. с англ./ А. Брукинг, П. Джонс, Ф. Конс и др.- Под ред. Р.Форсайта.М.: Радио и связь, 1987. 224 с.
  83. Т.М. Формальная модель вычислений в системах продукций //Техническая кибернетика. 1988. — № 2. — С. 106−109.
Заполнить форму текущей работой