Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социально-гигиеническая оценка здоровья юношей, обучающихся в сельских образовательных учреждениях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В целом результаты проведенной Всероссийской диспансеризации детей сопоставимы с данными государственной статистики и подтвердили тенденции в состоянии здоровья детей, сформировавшиеся в последнее десятилетие. Из подлежащих диспансеризации 32 135 тыс. детей были осмотрены 30 400 тыс. детей. Анализ полученных на конец декабря 2002 г. данных показал, что 32% детей признаны здоровыми (I группа… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Состояние проблемы (обзор литературы)
  • Глава 2. Материалы и методы исследования
    • 2. 1. Материалы исследования
    • 2. 2. Методы исследования
  • Глава 3. Оценка показателей здоровья подросткового населения
    • 3. 1. Первичная заболеваемость подросткового населения (15лет) Российской федерации
    • 3. 2. Первичная заболеваемость подросткового населения (15лет) на административных территориях Российской федерации
    • 3. 3. Первичная заболеваемость подросткового населения (15лет) в Омской области
    • 3. 4. Первичная заболеваемость подросткового населения (15лет) на административных территориях Омской области
      • 3. 4. 1. Заболеваемость и показатели патологической пораженности подростков Исилькульского района Омской области
      • 3. 4. 2. Заболеваемость и показатели патологической пораженности подростков Калачинского района Омской области
      • 3. 4. 3. Сравнительный анализ первичной заболеваемости подростков, обучающихся в школах и учреждениях начального профессионального образования Исилькульского и Калачинского районов
  • Глава 4. Социально-гигиенические факторы среды жизнедеятельности подростков
    • 4. 1. Система здоровье подростков — уровень санитарно-эпидемиологического благополучия образовательного учреждения
    • 4. 2. Условия жизни подростков обучающихся в образовательных учреждениях и проживающих в сельской местности
      • 4. 2. 1. Сравнительный анализ приоритетных показателей развития Исилькульского и Калачинского районов
      • 4. 2. 2. Оценка влияния медико-социальных факторов на показатели здоровья подростков Исилькульского района Омской области
      • 4. 2. 3. Оценка влияния медико-социальных факторов на показатели здоровья подростков Калачинского района Омской области
      • 4. 2. 4. Условия жизни подростков, обучающихся в системе начального профессионального образования
      • 4. 2. 5. Условия жизни подростков, обучающихся в сельских средних общеобразовательных учреждениях
    • 4. 3. Сравнительная оценка условий жизни подростков, обучающихся в учреждениях общего среднего и начального профессионального образования
  • Глава 5. Комплексная оценка здоровья подростков
    • 5. 1. Комплексная оценка здоровья подростков Российской федерации
    • 5. 2. Комплексная оценка здоровья подростков Сибирского федерального округа
    • 5. 3. Комплексная оценка здоровья подростков Омской области
    • 5. 4. Комплексная оценка здоровья подростков Исилькульского и Калачинского районов Омской области
    • 5. 5. Основные направления по совершенствованию системы профилактики и снижения заболеваемости сельских подростков
  • Заключение
  • Выводы 121 Практические рекомендации
  • Список литературы
  • Приложение 1
  • Приложения
  • Приложения

Социально-гигиеническая оценка здоровья юношей, обучающихся в сельских образовательных учреждениях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Большое значение для формирования здоровья общества и трудового потенциала страны имеет сохранение здоровья подростков. На протяжении ряда последних лет среди подростков в России имеет место рост заболеваемости и ее хронизация, что способствует появлению серьезных ограничений в трудоспособности, сокращая среднюю ожидаемую продолжительность жизни [4, 43, 96]. Здоровье подростков характеризуется негативными' тенденциями, так как существенно увеличилась распространенность хронических болезней органов пищеварения, дыхания, мочеполовой, нервной систем, психических расстройств, заболеваний кожи и подкожной клетчатки [43, 37]. Именно подростки рассматриваемого нами возрастного контингента (15 — 17 лет) должны принимать важнейшие решения, связанные с завершением школьного образования и необходимостью выбора своего дальнейшего жизненного пути [30, 96, 86]. Неблагоприятные тенденции здоровья подросткового контингента вызывают настоятельную необходимость рассмотрения заболеваемости и социального благополучия как существенных факторов риска современных изменений демографического поведения и смены поколений непосредственно в семье, во многом предопределяющих и особенности потребностей подростков в медико-социальной помощи [10, 32, 48].

В целом результаты проведенной Всероссийской диспансеризации детей сопоставимы с данными государственной статистики и подтвердили тенденции в состоянии здоровья детей, сформировавшиеся в последнее десятилетие. Из подлежащих диспансеризации 32 135 тыс. детей были осмотрены 30 400 тыс. детей [44, 85]. Анализ полученных на конец декабря 2002 г. данных показал, что 32% детей признаны здоровыми (I группа здоровья) — 52% имеют функциональные отклонения или факторы риска заболеваний (II группа) — 16% имеют хронические заболевания (III, IV либо VI группа). В сельской местности достоверно ниже удельный вес здоровых детей [51]. Часто и длительно болеющие дети и подростки составили около 5%, а в сельской местности — около 10% [100]. Происходит кумуляция отрицательного влияния на здоровье ребенка от детей к подросткам, и к началу взрослой жизни практически здоровыми являются менее 10% детей [47, 90].

Несмотря на стабильное ухудшение показателей здоровья подростков, приобретающее черты закономерностей, система начального профессионального образования в Российской Федерации базируется на гигиенических нормативах, разработанных в прошлом столетии и ориентированных на возможности более здорового поколения по сравнению с нынешним [76].

Все это свидетельствует о необходимости обратить более пристальное внимание на вопросы организации эффективной системы медико-социальной помощи подросткам, обучающимся в сельских образовательных учреждениях с развитием преимущественно профилактического направления.

Актуальность и недостаточная проработанность рассматриваемых направлений исследования, их теоретическая и практическая значимость определили выбор темы диссертационного исследования.

Цель исследования: на основе социально-гигиенического исследования здоровья учащихся сельских образовательных учреждениях разработать и внедрить рекомендации, направленные на снижение заболеваемости сельских подростков.

Задачи:

1. Провести анализ показателей первичной заболеваемости (структура, уровень) обучающихся в учреждениях начального профессионального образования в сравнении с учащимися средних общеобразовательных школ и построить среднесрочный прогноз заболеваемости.

2. Выявить особенности условий и образа жизни, обучающихся в зависимости от вида образовательного учреждения.

3. Установить причинно-следственные связи в системе «среда обитанияздоровье подростков».

4. На основе комплексной оц енки показателей здоровья подростков разработать мероприятия по совершенствованию системы профилактики и снижения заболеваемости учащихся сельских образовательных учреждениях.

Научная новизна: определены особенности заболеваемости обучающихся в системе начального профессионального образования в сравнении с обучающимися средних общеобразовательных школ аналогичной возрастной группы. На основе комплексной оценки здоровья, рассчитаны прогностические показатели заболеваемости. Получены новые научные знания об основных социально-гигиенических факторах, влияющих на показатели здоровья современных подростков, обучающихся в системе общего среднего и начального профессионального образования, дана оценка степени их значимости.

Практическая значимость: результаты исследований использованы при разработке методических рекомендаций «Совершенствование организации системы медико-социальной помощи подросткам на этапе получения начального профессионального образования МР № 1535 от 16 марта 2007 года», которые внедрены в практику Министерства здравоохранения Омской области (акт внедрения от 26 июля 2007 года), использованы при подготовке Государственного доклада «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Омской области за 2007 г. и 2008 г.» Управления Роспотребнадзора по Омской области (акт внедрения от 9 апреля 2009 г.), внедрены в практику ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области» (акт внедрения от 20 мая 2009 г.), а также используются в учебном процессе на кафедре социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы Омской государственной медицинской академии (акт внедрения от 5 мая 2010 г.), кафедре основ медицинских знаний и охраны здоровья детей Омского государственного педагогического университета (акт внедрения от 23 апреля 2008 г.).

Основные положения диссертации были апробированы и получили одобрение на: Всероссийской научно-практической конференции «Эколого-гигиенические аспекты охраны окружающей среды и здоровья человека» (Санкт-Петербург, 20 марта 2007 г.) — VII межрегиональной научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения» (Омск, 17 октября 2007 г.) — XII Конгрессе педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии» (Москва, 19−22 февраля 2008 г.) — всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Гигиена детей и подростков: история и современность» (Москва, 27 мая 2009 г.).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 8 научных работ, в том числе 1 в издании, рекомендуемом ВАК, 1 монография, 1 методические рекомендации, утвержденные на уровне Министерства здравоохранения Омской области.

Личный вклад автора: заключается в определении темы исследования, обосновании её актуальности. С учетом поставленной цели сформулированы задачи исследования, определены методы исследования, разработана программа исследования, проведен информационный поиск по проблеме, подготовлен литературный обзор. Разработаны формы первичной документации для выкопировки необходимых данных о здоровье подростков. Подготовлены разработочные таблицы, отработан алгоритм аналитической обработки показателей. Проведены выкопировка, статистическая обработка и анализ данных, сформулированы положения, выносимые на защиту, заключение и выводы, написана диссертационная работа и методические рекомендации.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Показатели здоровья подростков имеют регионально-обусловленные особенности, прогноз показателей здоровья — неблагоприятный.

2. Неблагоприятные факторы среды (низкая двигательная активность, нерациональное питание, несоблюдение режима дня, курение) оказывают существенное влияние на здоровье подростков, обучающихся в сельских образовательных учреждениях.

3. Разработанная система реализации организационных, медицинских и гигиенических мер позволяет снизить заболеваемость и укреплять здоровье учащихся сельских образовательных учреждений.

Объем и структура диссертации: диссертация изложена на 150 страницах и состоит из введения, обзора литературы, главы, представляющей материалы и методы исследования, 3 глав собственных исследований, заключения, выводов и практических рекомендаций, списка литературы, 3 приложения. Работа иллюстрирована 17 таблицами, 23 рисунками. Библиография включает 114 отечественных и 25 иностранных источников литературы.

ВЫВОДЫ.

1. Основными заболеваниями сельских подростков являются болезни органов дыхания, пищеварения, мочеполовой и нервной систем, травмы и отравления, составляющие 78,4% от всех болезней и имеющие неблагоприятную тенденцию. Среди обучающихся в учреждениях начального профессионального образования преобладают болезни органов дыхания, травмы и отравления, а среди обучающихся в средних общеобразовательных учреждениях — болезни нервной и мочеполовой систем.

2. В структуре изученных неблагоприятных факторов среды жизнедеятельности подростков, обучающихся в учреждениях НПО ведущее место занимали: курение, жилищно-бытовые условия. В суммарную общность факторов у обучающихся в средних общеобразовательных учреждениях наибольший вклад вносили: неудовлетворенность жизнью и учебой, несоблюдение режима дня. Общими для всех обучающихся являются низкая двигательная активность, факторы образовательного процесса, нерациональное питание.

3. Результаты исследований позволили выявить отрицательные статистически значимые корреляционные связи показателей медицинского обслуживания с заболеваемостью болезнями эндокринной (г = -0,71) и нервной систем (г = —0,75) у обучающихся в учреждениях НПО и болезнями органов дыхания (г = -0,83) у обучающихся в средних общеобразовательных учреждениях. Индекс здоровья у подростков, обучающихся в средних общеобразовательных школах (8,01) был выше в сравнении с обучающимися в учреждениях начального профессионального образования (7,07).

4. На основе комплексной оценки здоровья учащихся сельских образовательных учреждений разработана и внедрена система организационных, медицинских и гигиенических мер, способствующих снижению заболеваемости и сохранению здоровья сельских подростков.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по профилактике и коррекции потерь здоровья обучающихся в сельских образовательных учреждениях.

1. Органам управления здравоохранением:

1.1. Мероприятия по организации профилактики, диагностики и лечения заболеваний и нарушений здоровья у подростков должны быть отражены в областных и муниципальных программах по охране здоровья населения и улучшению демографической ситуации. При этом необходимо обеспечить их адекватное финансирование.

1.2. При подготовке целевых программ и организации медико-профилактической помощи подросткам необходимо учитывать структуру заболеваемости, уровень физического развития и группы здоровья, обращая особое внимание на часто и длительно болеющих подростков с патологией органов дыхания, нервной системы, глаз и его придаточного аппарата, органов пищеварения и костно-мышечной системы.

1.3. При формировании областных и муниципальных программ профилактики заболевания у подростков и внедрении оздоровительных мероприятий необходимо учитывать причинно-следственную зависимость частоты заболеваний от социально-гигиенических и медико-биологических факторов.

2. Руководителям органов и учреждений здравоохранения:

2.1. Необходимо взять под постоянный контроль укомплектованность детских поликлиник, дошкольных учреждений и школ врачами-педиатрами, общей практики и узких специальностей, обеспечив систематическое повышение квалификации их по вопросам физиологии и патологии подросткового возраста и вопросам качества и эффективности диспансеризации.

2.2. При организации медико-социальной помощи подросткам в детских поликлиниках и образовательных учреждениях, особое внимание необходимо уделять лицам из «группы риска» (семья без одного родителя, родители, склонные к употреблению алкогольных напитков, неудовлетворительные материально-бытовые условия и др.).

2.3. Для оптимизации диспансерной работы необходимо учитывать типологическую принадлежность семьи и все её медико-социальные характеристики (образовательный уровень членов семьи, вредные привычки, жилищно-бытовые условия и материальную обеспеченность, возраст родителей) в оценках физического и нервно-психического развития. Своевременно составлять план реабилитации отклонений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д.В. Значение фиброэзофагогастродуоденоскопии в определении профессиональной пригодности подростков / Д. В. Александровский, Р. И. Малыгина // Гигиеническая наука и практика на рубеже XXI века. М., 2001. — Т. 2. -С. 272−275.
  2. Аль Г. Н. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и ее регуляторного аппарата у подростков с синдромом вегетативной дистонии: автореф. дис. канд. мед. наук / Г. Н. Аль — Тверская мед. акад. Тверь, 2003. — 22 с.
  3. JI.T. О проблеме оценки состояния здоровья детей и подростков в гигиенических исследованиях / Л. Т. Антонова, Г. Н. Сердюковская // Гигиена и санитария. 1995. — № 6. — С. 22−28.
  4. A.A. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических осмотрах : руководство для врачей / A.A. Баранов, В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева. М.: Династия, 2004. — 168 с.
  5. A.A. Федеральная целевая программа «Здоровый ребенок» / A.A. Баранов, Л. А. Щеплягина, Л. М. Сухарева // Рос. педиатрический журн. 2000. — № 1. — С. 5−8.
  6. , E.H. Состояние окружающей среды и здоровье детского населения / E.H. Беляев, В. Д. Беляков // Региональные проблемы и управление здоровьем населения России / под ред. В. Д. Белякова. М., 1996. -С. 16−25.
  7. Б лиев Ю. Дяденька, не дай закурить! / Ю. Б лиев // Мед. газ. -2004. № 20. — С. 11.
  8. Выпускник сегодня выбор профессии / Ю. В. Герций и др. // Профессиональный потенциал. — 2001. — № 6.
  9. М.Ю. Роль психологических исследований в изучении состояния здоровья населения / М. Ю. Гадымин // Методологические и методические проблемы оценки состояния здоровья населения: материалы Всесоюз. науч. конф. СПб., 1992. — С. 193−195.
  10. С.П. Алкоголь, табак, наркотики и здоровье подростков / С. П. Гарницкий. Киев: Здоров’я, 1998. — 32 с.
  11. B.C. Таблицы достоверных различий между группами наблюдений по качественным показателям / В. С. Генес. М.: Медицина, 1964.-68 с.
  12. Гигиена: краткий учебник терминов и понятий / под ред. Л. Г. Климацкой. Красноярск, 2003. — 118 с.
  13. В. Методы исследования развития ребенка: качество жизни новый инструмент оценки развития детей / В. Гордеев, Ю. Александрович. — СПб.: Речь, 2001. — 200 с.
  14. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 2002 году. -М. :ГЭОТАР-Медиа, 2003. 102с.
  15. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 1997 году / Министр здравоохр. Рос. Федерации // Здравоохр. Рос. Федерации. 1999. — № 2. — С. 7−26.
  16. Ю.А. Гинекология подростков : руководство для врачей / Ю. А. Гуркин. СПб.: Фолиант, 1998. — 560 с.: ил.
  17. O.A. Гигиеническое обоснование индивидуализации подходов к развитию выносливости у мальчиков 12−14 лет, как вариант здоровье формирующей технологии : автореф. дис.. канд. мед. наук / О. А. Гуро — Волгоградский мед. ун-т. Волгоград, 2005. — 24 с.
  18. Заболеваемость сельских школьников Ставропольского края / A.C. Калмыкова и др. // Гигиена и санитария. 2006. — № 1. — С. 78−79.
  19. Задачи гигиены детей и подростков в свете Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999 г.) / В. Р. Кучма и др. // Гигиена и санитария. 2000. — № 1. — С. 36−40.
  20. H.A. Заболеваемость подросткового населения хронической патологией на территории Омской области и факторы, ее определяющие / Н. А. Закоркина, В. Г. Лопушанский // Омский науч. вестн. -2004. № 1 (35): Приложение. — С. 52−55.
  21. JI. Статистическое оценивание / JI. Закс. М.: Статистика, 1976.-537 с.
  22. Здоровые дети России в XXI веке / под ред. A.A. Баранова, В. Р. Кучмы. М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора МЗ РФ, 2000. — 159 с.
  23. В.Ю. Значение раннего труда как возможного фактора риска для здоровья подростков / В. Ю. Иванов // Рос. педиатрический журн. -2001.-№ 6.-С. 41−43.
  24. В.Ю. К вопросу о гигиенической значимости трудовой занятости подростков / В. Ю. Иванов // Гигиеническая наука и практика на рубеже XXI века. -М., 2001. Т. 2. — С. 331−333.
  25. А.Г. Функциональные возможности подростков, их значение в оценке состояния здоровья / А. Г. Ильин, JI.A. Агапова // Гигиена и санитария. 2000. — № 5. — С. 43−46.
  26. Л.Г. Пищевой статус учащихся современного общеобразовательного учреждения / Л. Г. Климацкая, К. Г. Громов, C.B. Куркатов. — Красноярск: ГОУ ВПО Красноярская гос. мед. акад., 2003. 163 с.
  27. Л.А. Общий адаптационный синдром и вопросы экологической репрудоктологии / Л. А. Колейчик, В. А. Доровских, А. Г. Судаков. Благовещенск, 2003. — 146 с.
  28. Ко ляд о В. Б. Ретроспективная медико-демографическая диагностика облучения населения радиоактивными осадками при ядерных испытаниях и оценка потерь общественного здоровья: автореф. дис.. д-ра мед. наук / В. Б. Колядо. М., 1997. — 47 с.
  29. В.Б. Ретроспективная медико-демографическая оценка потерь здоровья населения от облучения радиоактивными осадками при ядерных испытаниях / В. Б. Колядо. — Барнаул, 1996. 196 с.
  30. Г. Д. Полисистемный саногенетический мониторинг / Г. Д. Комаров, В. Р. Кучма, Л. А. Носкин. М.: МИПКРО, 2001. — 343 с.
  31. Комплексный подход к проведению медицинской профессиональной ориентации подростков / Л. М. Сухарева и др. // Материалы IX съезда педиатров России «Детское здравоохранение России: стратегия развития». — М., 2001. — С. 558.
  32. В.И. Здоровье юношей (медико-социальное исследование по материалам Республики Татарстан): автореф. дис.. канд. мед. наук / В. И. Красильников — Казанская мед. акад. Казань, 2001. — 24 с.
  33. JI.B. Особенности состояния здоровья подростков сельского района / JI.B. Крынина, В. И, Истомова // Здравоохр. Рос. Федерации. 2004. — № 6. — С. 43−44.
  34. A.B. Социально-гигиеническая характеристика девушек, обучающихся в учебных заведениях начального профессионального образования / A.B. Куликова // Гигиена и санитария. -2000.-№ 4.-С. 42−45.
  35. В.Р. Гигиена детей и подростков / В. Р. Кучма. М., 2003. -384 с.
  36. В.Р. Дети в мегаполисе: некоторые гигиенические проблемы / В. Л. Кучма. М.: НЦЗД РАМН, 2002. — 280 с.
  37. В.Р. К 80-летию санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации. Из истории становления гигиены детей и подростков в России / В. Р. Кучма // Информационно-аналитический вестн. 2002. — № 2. -С. 1−2.
  38. В.Р. Оценка физического развития детей и подростков в гигиенической диагностике системы «Здоровье населения — среда обитания» /В.Р. Кучма. -М., 2003.-316 с.
  39. В.Р. Проблемы профессиональной подготовки медицинских работников по вопросам гигиены детей и подростков / В. Р. Кучма, Н. Л. Ямщикова // Гигиена и санитария. 2000. — № 4. — С. 26−28.
  40. В.Р. Состояние здоровья детей и подростков / В. Р. Кучма // Гигиеническая наука и практика на рубеже XXI века. М., 2001. — Т. 2. — С. 368−373.
  41. В.Р. Теоретические основы гигиены и охраны здоровья детей и подростков / В. Р. Кучма, JI.M. Сухарева // Здоровые дети России в XXI веке / под ред. A.A. Баранова, В. Р. Кучмы. М., 2000. — С. 35−54.
  42. В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий / В. Р. Кучма. М.: НЦЗД РАМН, 2001. — 376 с.
  43. И.Л. Подростковая медицина : руководство для врачей / И. Л. Левина. СПб., 1999. — 121 с.
  44. Т.М. Здоровье населения и социально -экономические проблемы общества / Т. М. Максимова, О. Н. Гаенко // Пробл. соц. гигиены, здравоохр. и истории медицины. 2003. — № 1. — С. 3−7.
  45. Т.М. Современные проблемы оценки состояния здоровья населения / Т. М. Максимова, Е. П. Кокорин, Е. В. Орлова // Экология и здоровье ребенка: сб. тр. М., 1995. — С. 114−123.
  46. А.Н. Антропометрические параметры детей России по данным поперечного исследования 1994−1996 гг. / А. Н. Мартинчик, А. Н. Батурин, А. К. Зохури // Гигиена и санитария. — 2000. № 1. — С. 68−71.
  47. Е.В. Человеческий потенциал: социально-гигиенические аспекты (основы социальной медицины): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. В. Мегрелидзе, Е. В. Козяева, И. И. Новикова. М.: Издательство МГСУ, 2003. — 36 с.
  48. Медико-демографические показатели Российской Федерации в 2003 году. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2004. — 112 с.
  49. Медико-социальный мониторинг подростковой популяции / Е. И. Шубочкина и др. // Гигиеническая наука и практика на рубеже XXI века. — М., 2001. Т. 2. — С. 550−554.
  50. Методика комплексной оценки условий воспитания и обучения в общеобразовательном учреждении / А. Г. Сухарев и др. // Гигиена детей и подростков на пороге третьего тысячелетия. Основные направления развития: материалы конф. — М., 1999. — С. 7.
  51. Методы исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге / A.A. Баранов и др. М.: Союз педиатров, 1999.-225 с.
  52. Э.Н. Репродуктивное здоровье девушек-подростков (медико-социальное исследование учащихся образовательных учреждений): автореф. дис.. д-ра мед. наук / Э. Н. Мингазова — Казанская мед. акад. — Казань, 2002. 42 с.
  53. O.E., Тамазян Г. В. Медицинское обеспечение подготовки юношей Московской области к службе в армии материалы I Конгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья. — М.- 2008. — С. 120.
  54. O.E., Тамазян Г. В. Раннее выявление потребителей наркотических средств среди учащихся учреждений профессионального образования в Московской области Администратор образования, 2009.- № 1, — С.58−61.
  55. Модернизация гимназического образования. Теория и практика / под ред В. Г. Рындак. Оренбург: Издательский центр ОГАУ-УЮКс, 2003. -308 с.
  56. Несоциализированное расстройство поведения: принципы диагностики и лечения (для детских психиатров, психотерапевтов, психиатров-наркологов / под ред. С. С. Петрова. — Рязань, 2003. 69 с.
  57. Р.Н. Влияние факторов окружающей среды на состояние здоровья детского населения / Р. Н. Нечаева, В. И. Калугина // Материалы VIII Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. СПб., 1996. -Т.1.-С. 170−171.
  58. C.B. Гигиеническая оценка здоровья детей сельского района / C.B. Никитин / Омская гос. мед. акад. Омск, 2000. — 22 с.
  59. И.И. Гигиеническая оценка потерь здоровья населения в связи с детской смертностью в крупном промышленном центре : дис.. канд. мед. наук / И. И. Новикова. Омск, 2000. — 153 с.
  60. Т.А. Основные факторы профессионального риска работающих на мобильной сельскохозяйственной технике / Т. А. Новикова // Медицина труда и пром. экология. 2003. — № 11. — С. 34−38.
  61. О состоянии здоровья населения Российской Федерации в 2000 году: государственный доклад / МЗ РФ, РАМН. М.: ГЭОТАР — Медиа, 2001.- 104 с.
  62. О состоянии здоровья населения Российской Федерации в 2001 году: государственный доклад / МЗ РФ, РАМН. М.: ГЭОТАР — Медиа, 2002. 120 с.
  63. Об оценке здоровья детей / JI. И. Мозжухина и др. // Пробл. соц. гигиены, здравоохр. и истории медицины. 2003. — № 4. — С. 3−7.
  64. Осанка у детей и подростков (норма, отклонения, болезнь) / под ред. Л. П. Гребовой. Рязань, 2003. — 23 с.
  65. А.Г. Заболеваемость сельской молодежи / А. Г. Осипов // Пробл. соц. гигиены, здравоохр. и истории медицины. 2000. — № 1. — С. 1417.
  66. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических медицинских осмотрах: руководство для врачей / А. А. Баранов и др. М., 2004. — 168 с.
  67. Е.А. Заболеваемость учащихся профессиональных училищ и техникумов / Е. А. Перевезенцев, И. А. Камаев, С. А. Молодцов // Общественное здоровье и здравоохранение. -- 2007. № 4. — С. 4−7.
  68. Первичная профилактика наркологических заболеваний в образовательных учреждениях / под ред. С. С. Петрова. — Рязань, 2003. 224 с.
  69. В. П. Человек в норме и патологии. Что такое человек? Основы человековедения / В. П. Петленко, С. В. Петленко. СПб.: Ривьера, 1996. — Т.1. — С. 82−98.
  70. Плоскостопие у детей и подростков / под ред. Л. П. Гребовой. — Рязань, 2003.- 15 с.
  71. H.A. Биометрия / Н. А. Плохинский. М.: МГУ, 1970.-47 с.
  72. Проблемы гигиены профессионального обучения и труда подростков / Л. М. Сухарева и др. // Гигиена и санитария. 2000. — № 5. — С. 35−39.
  73. Профессиональная ориентация молодежи, медицинские и психофизиологические аспекты / Л. М. Сухарева и др. // Гигиена и санитария. 2000. — № 1. — С. 48−52.
  74. Профессиональная ориентация молодежи: медицинский и психофизиологический аспекты / Л. М. Сухарева и др. // Гигиена и санитария. 2000. — № 1. — С. 48−52.
  75. Профессиональные заболевания работников сельского хозяйства / под ред. Ю. И. Кундиева, Е. П. Краснюк. 2-е изд., перераб. и доп. — Киев, 2000.-271 с.
  76. И.К. Заболеваемость подростков и проблемы медицинской профессиональной ориентации / И. К. Рапопорт //
  77. Гигиеническая наука и практика на рубеже XXI века. -М., 2001. Т. 2. — С. 455−458.
  78. Роль врача общей практики в решении вопросов охраны здоровья учащихся и студентов / Г. И. Нечаева и др. // Здравоохранение: журн. для руководителя и гл. бухгалтера. 2003. — № 12. — С. 27−26.
  79. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда. Р 2.2.2006 -05. Екатеринбург: УралЮрИздат, 2006. — 239 с.
  80. Руководство по медицинскому обеспечению детей и подростков в образовательных учреждениях: учеб. пособие / A.B. Лукьянов и др. — под ред. Г. А. Оглезнева. Омск, 2003. — 97 с.
  81. В.Н. Социально-гигиеническая характеристика и пути коррекции сексуального поведения и репродуктивного здоровья подростков : автореф. дис.. канд. мед. наук / В. Н. Сметанин — Московская мед. акад. им. И. М. Сеченова МЗ РФ. М., 2000. — 24 с.
  82. Современные тенденции динамики состояния здоровья подростков / А. Г. Ильин и др. // Гигиена и санитария. 2000. — № 1. — С. 5962.
  83. Состояние здоровья и физическая активность современных подростков / JIM. Сухарева и др. // Гигиена и санитария. 2002. — № 3. — С. 52−55.
  84. В.Ф. Условия труда и профессиональная заболеваемость работников сельского хозяйства / В. Ф. Спирин, JI.A. Варшамов // Медицина труда и пром. экология. — 2003. № 11. — С. 1−4.
  85. A.B. Гигиеническая оценка взаимосвязи микросоциальных условий проживания детей в семье с показателями их здоровья / A.B. Степаненко, В. В. Щекина // Гигиеническая наука и практика на рубеже XXI века. -М., 2001. Т. 2. — С. 309−311.
  86. Г. И. Исследование физического развития и состояния здоровья детей. Гигиенические условия пребывания детей в детских дошкольных учреждениях / Г. И. Стунеева, В. А. Кирюшин. Рязань, 2003. -31 с.
  87. , Е.Д. Актуальность проблемы алкоголизма среди подростков / Е. Д. Терзиева // Науч. труды II Международного конгресса «Ребенок, врач, лекарство». СПб., 2007. — С. 143−145.
  88. Унифицированные методы сбора данных, анализа и оценки заболеваемости населения с учетом комплексного действия факторов окружающей среды: метод, рекомендации утв. Зам. Председателя
  89. Госкомитета России Г. Г. Онищенко 26.02.1996, № 01−19/12−17. М., 1996. -22 с.
  90. В.А. Состояние здоровья допризывной и призывной молодежи / В. А. Фадеев // Гигиеническая наука и практика на рубеже XXI века. М., 2001. — Т. 2. — С. 440−443.
  91. Физиологические основы здоровья / под ред. Р. И. Айзман, А .Я. Тернер. Новосибирск: Лада, 2001. — 524 с.
  92. Физическое и половое развитие девочек-подростков с ожирением. Диагностика, принципы диспансеризации и реабилитации / под ред. Л. П. Гребовой. — Рязань, 2003. 20 с.
  93. Формирование здоровья учащихся в связи с факторами среды обитания / Н. И. Хотько и др. // Гигиеническая наука и практика на рубеже XXI века. М., 2001. — Т. 2. — С. 514−517.
  94. С.Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / С. Ю. Циркин. СПб., 1999. — 230 с.
  95. Е.И. Гигиеническая оценка ранней трудовой занятости подростков во внеучебное время / Е. И. Шубочкина, С. С. Молчанова, A.B. Куликова // Гигиена и санитария. 2000. — № 4. — С. 36−39.
  96. Е.И. Гигиенические и социальные проблемы формирования трудового потенциала в условиях рыночных отношений / Е. И. Шубочкина // Материалы V межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. М., 2004. — Т. 2. — С. 18−25.
  97. Е.И. Гигиенические подходы к регламентации труда подростков / Е. И. Шубочкина // Рос. педиатрический журн. 2000. — № 5. -С. 27−29.
  98. Е.И. Социально-гигиенические факторы риска и репродуктивное здоровье девушек, обучающихся в ПТУ / Е. И. Шубочкина // Планирование семьи. 2000. — № 2. — С. 19−23.
  99. Экологические и гигиенические проблемы здоровья детей и подростков / под ред. А. А. Баранова, Л. А. Щеплягиной. — М.: Изд-во «Информатик», 1998. 333 с.
  100. , В. Н. Благотворительность и милосердие как социокультурные ценности / В. Н. Ярская // Рос. журн. социальной работы. -1995.-№ 9.-С. 27−33.
  101. Г. Г. Методические особенности системного подхода при мониторинге здоровья детей и подростков / Г. Г. Ястребов, Т. Н. Ершова // Гигиеническая наука и практика на рубеже XXI века. М., 2001. — Т. 2. — С. 266−269.
  102. A critical analysis of the Brazilian response to HIV/AIDS: lessons learned for controlling and mitigating the epidemic in developing countries / A. Berkman et al. // Am. J. Public Health. 2005. — Vol. 95, № 7. — P. 1162−1172.
  103. Agricultural tasks and injuries among Kentucky farm children: results of the Farm Family Health and Hazard Surveillance Project / S.R. Browning et al. // South Med. J. 2003. — Vol. 96, № 12. — P. 1203−1209.
  104. Atopy, allergic diseases and work-related symptoms among students of agricultural schools: first results of the Lublin study / R. Spiewak et al. // Ann. Agric. Environ. Med. 2001. — Vol. 8, № 2. — P. 261−267.
  105. Austin A.A. Alcohol, tobacco, other drug use, and violent behavior among Native Hawaiians: ethnic pride and resilience / A.A. Austin // Subst. Use Misuse. 2004. — Vol. 39, № 5. — P. 721−746.
  106. В artels S. Job hazards for musculoskeletal disorders for youth working on farms / S. Battels, B. Niederman, T. R Waters // J. Agric. Saf. Health. -2000.-Vol. 6, № 3. P. 191−201.
  107. Browning S.R. Tractor driving among kentucky farm youth: results from the farm family health and hazard surveillance project / S.R. Browning, S.C. Westneat, R. Szeluga // J. Agric. Saf. Health. 2001. — Vol. 7, № 3. — P. 155−167.
  108. Cardozo B.L. Mental health, social functioning, and disability in postwar Afghanistan / B.L. Cardozo, O.O. Bilukha, C.A. Crawford // JAMA. -2004. Vol. 292, № 4. — P. 575−584.
  109. Characterization of agricultural tasks performed by youth in the Keokuk County Rural Health Study / H. Park et al. // Appl. Occup. Environ. Hyg. 2003. — Vol. 18, № 6. — P. 418−429.
  110. Educational placement of children after a diagnosis of pervasive developmental disorder / S. Vijeratnam et al. // O.B. Adejare, C. Slow, M. Wynn // Development Medicine Child Neurology. 1999. — Vol. 41, № 10. — P. 11.
  111. Ernst P. Relative scarcity of asthma and atopy among rural adolescents raised on a farm / P. Ernst, Y. Cormier // Am. J. Respir. Crit. Care Med. 2000. — Vol. 161, № 5. -P. 1563−1566.
  112. Evaluation of mild head injury in a pediatric population / B.O. Boran et al. // Pediatr. Neurosurg. 2006. — Vol. 42, № 4. — P. 203−207.
  113. Firth H. Health of farmers in Southland: an overview / H. Firth // N. Z. Med. J.-2001.-Vol. 114,№ 1140.-P. 426−428.
  114. Hill A.B. The environment and diseases: association and causation / A.B. Hill // Proc. Roy. Soc. Med. 1985. — Vol. 58, № 8. — P. 295−300.
  115. Jaakkola J.J. Maternal smoking in pregnancy, fetal development, and childhood asthma / J.J. Jaakkola, M. Gissler// Am. J. Public Health. 2004. — Vol. 94, № l.-P. 136−140.
  116. Lee B.C. Impact of a national rural youth health and safety initiative: results from a randomized controlled trial / B.C. Lee, J.D. Westaby, R.L. Berg // Am. J. Public Health. 2004. — Vol. 94, № 10. — P. 1743−1749.
  117. Levis R. Relationships between birth weight and selected social environmental and medical care factors / R. Levis, M. Charles, E.M. Patwary // Am. J. Public Health. 1993. — Vol. 63, № 11. -P. 973−981.
  118. Low prevalence of atopy in young Danish farmers and farming students born and raised on a farm / L. Portengen et al. // Clin. Exp. Allergy. -2002. Vol. 32, № 2. — P. 247−253.
  119. Nixon L. Medical information for parents unlimited! / L. Nixon, J. Judson // Development Medicine Child Neurology. — 1999. — Vol. 41, № 10 — P. 20.
  120. Occurrence and risk factors of unintentional injuries among 12- to 18-year-old Finns -a survey of 8219 adolescents / V. Mattila et al. // Eur. J. Epidemiol. 2004. — Vol. 19, № 5. — P. 437−444.
  121. Pediatric farm-related injuries: a series of 96 hospitalized patients / G. Smith et al. // Clin. Pediatr. (Phila). 2004. — Vol. 43, № 4. — P. 335−342.
  122. Reed D. Collaboration between nurses and agricultural teachers to prevent adolescent agricultural injuries: the agricultural disability awareness and risk education model / D. Reed, P. Kidd // Public Health Nurs. 2004. — Vol. 21, № 4.-P. 323−330.
  123. Sjaastad O. Tractor drivers' head- and neck-ache: VlTgrT study of headache epidemiology / O. Sjaastad, L. Bakketeig // Cephalalgia. 2002. — Vol. 22, № 6. — P. 462−467.
  124. Smoking status moderates the contribution of social-cognitive and environmental determinants to adolescents' smoking intentions / A. Victoir et al. // Health Educ. Res. 2006. — Vol. 21, № 5. — P. 674−687.
  125. Social environmental selection as a mediator of gender, ethnic, and personality effects on college student drinking / C.W. Kahler et al. // Psychol. Addict. Behav. 2003. — Vol. 17, № 3. — P. 226−234.
  126. Suba E.J. Systems analysis of real-world obstacles to successful cervical cancer prevention in developing countries / E.J. Suba et al. // Am. J. Public Health. 2006. — Vol. 96, № 3. — P. 480−487.
  127. КАРТА ИЗУЧЕНИЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ"
  128. Наименование лечебного учреждения1. Фамилия2. Имя3. Отчество
  129. Год рождения5. Место рождения6. Ваш адрес: Областьрайоннаселенный пунктулицадомкорпусквартира
  130. Продолжительность проживания по данному адресулет.
  131. Имеются ли дети? Да. Нет. Если «да» впишите фамилия, имя, отчество, год рождения9. Место учебы.
  132. Место учебы Специальность Примечания /очное, заочно/1. Школа 1. Учреждение НПО 10. Место работы.
  133. Место работы /учреждение, завод, цех, участок/ Профессия, должность, специальность1.
Заполнить форму текущей работой