Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Оптимизация формы корпуса и основных элементов речных ледоколов на начальных стадиях проектирования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Предложен способ генерирования теоретического чертежа носового заострения ледокола по ограниченному набору параметров. Параметрами служат следующие фактические величины: длина носового заострения, ширина по КВЛ, осадка, коэффициент полноты носового заострения, коэффициент полноты носовой ветви КВЛ, коэффициент полноты мидель-шпангоута, угол наклона форштевня к горизонту и угол притыкания КВЛ к ДП. Читать ещё >

Содержание

  • 1. АНАЛИЗ ИСХОДНЫХ ПРЕДПОСЫЛОК ДЛЯ ОБОСНОВАНИЯ ВЫБОРА ФОРМЫ КОРПУСА И ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ РЕЧНЫХ ЛЕДОКОЛОВ
    • 1. 1. Ледовые условия на внутренних водных путях как препятствие судоходству
    • 1. 2. Особенности формы корпуса и соотношений главных размерений речных ледоколов
    • 1. 3. Архитектурно-конструктивный тип речных ледоколов
    • 1. 4. Методы расчёта ледового сопротивления
    • 1. 5. Пропульсивные комплексы речных ледоколов
    • 1. 6. Критерии оптимизации при определении основных проектных характеристик речных ледоколов
    • 1. 7. Формулирование цели исследований
    • 1. 8. Резюме
  • 2. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
    • 2. 1. Анализ вариантов технических заданий на проектирование
    • 2. 2. Схематизация ледовых условий при проектировании
    • 2. 3. Приведённая толщина сплошного ледяного покрова с учётом снега
    • 2. 4. Обоснование критериев оптимизации
    • 2. 5. Обоснование выбора оптимизируемых параметров
    • 2. 6. Обоснование метода оптимизации
    • 2. 7. Резюме
  • 3. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОЕКТИРОВАНИЯ РЕЧНОГО ЛЕДОКОЛА
    • 3. 1. Исходные данные и допущения при построении модели
    • 3. 2. Аналитические уравнения проектирования
    • 3. 3. Анализ нагрузки и составляющих уравнения масс речного ледокола
    • 3. 4. Уравнения ходкости и характеристики теоретического чертежа ледокола
    • 3. 5. Ограничения оптимизируемых параметров
    • 3. 6. Выбор дополнительных параметров математической модели, не вошедших в техническое задание на проектирование
    • 3. 7. Резюме
  • 4. ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ СХЕМЫ И АЛГОРИТМЫ ОПТИМИЗАЦИИ
    • 4. 1. Генерирование теоретического чертежа носового заострения
    • 4. 2. Генерирование теоретического чертежа судна
    • 4. 3. Расчёт параметров формы корпуса ледокола, влияющих на ледовую ходкость
    • 4. 4. Расчёты ходкости в различных ледовых условиях и определение характеристик пропульсивного комплекса
    • 4. 5. Проверочные расчёты остойчивости судна
    • 4. 6. Алгоритм определения основных элементов ледокола.,
    • 4. 7. Интерактивный режим работы с пакетами прикладных программ
    • 4. 8. Резюме

Оптимизация формы корпуса и основных элементов речных ледоколов на начальных стадиях проектирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Водному транспорту, как одной из подсистем в Единой транспортной системе, принадлежит значительная роль в обеспечении перевозок грузов. Продление навигации является важным фактором, способствующим повышению эффективности работы водного транспорта.

Практически во всех странах с холодным и умеренным климатом проводятся работы, направленные на совершенствование работы флота в продлённую навигацию, на создание средств увеличения навигационного периода. Известен опыт работы в условиях продленной навигации в Канаде, Швеции, Германии, Польше, Венгрии, Австрии и других странах.

Большие работы по продлению навигации ведутся и в России. В настоящее время грузопотоки в Европейской части России сильно снижены, значительная часть транспортного флота простаивает даже в летнее время. Это связано с экономическим положением России в переходный период. Однако задача гарантированного завершения и развёртывания навигации остаётся актуальной.

В бассейнах сибирских рек из-за короткого летнего навигационного периода, особенно в высоких широтах, недостатка железных и автомобильных дорог актуальность продления навигации не снижается.

Освоение природных ресурсов Севера, нефтегазового комплекса Западной Сибири требует непрерывного увеличения перевозок средствами речного транспорта, играющего в этих районах основную роль. Очевидно, ведущее положение речного транспорта для этих районов сохранится и в перспективе.

В Сибири и на Дальнем Востоке речной транспорт остается основным средством обеспечения меридиональных связей северных районов с широтными железнодорожными магистралями.

Рост грузооборота приводит к необходимости продления навигации, как одному из важных резервов удовлетворения потребностей перевозок, поскольку сезонность речного транспорта ограничивает провозную способность, ведет к увеличению нагрузки на другие виды транспорта, в том числе на железнодорожный, резервы которого по провозной способности практически исчерпаны, а их увеличение связано с большими капитальными вложениями.

Имеется ещё следующий ряд предпосылок для работ по продлению навигации:

— выравнивание сроков начала навигации из-за того, что освобождение водохранилищ ото льда наступает на 7−15 дней позднее, чем на открытых участках рек. Здесь необходимо более раннее разрушение льда на водохранилищах;

— транспортное освоение малых рек, которое часто связано с возможностью судоходства в период половодья. Поэтому раннее открытие навигации на магистральных реках позволит своевременно доставить грузы к устьям малых рек и вывезти продукцию деятельности многих районов, не имеющих к тому же разветвленной сети железнодорожных дорог;

— гарантирование сроков начала и окончания навигации, что возможно только при наличии достаточно мощных и мобильных ледокольных средств, которые могут осуществить вывод судов из ледового плена, расставить суда на зимний отстой и вывести их в эксплуатацию весной;

— предотвращение последствий разрушительных наводнений, часто возникающих на реках Запада Европейской части России;

— необходимость разрушения льда в верхних бьефах гидроэлектростанций. Поддержание искусственной майны с помощью ледоколов или других средств признается целесообразным даже при значительных затратах;

— поддержание нормальной работы многих судостроительных и судоремонтных заводов, портов, гаваней, гидротехнических сооружений в зимних условиях связано с необходимостью полного или локального разрушения льда (например, для спуска судов) и поддержания в свободном ото льда состоянии акваторий.

Наиболее универсальным средством продления навигации является ледокольный флот. Ледоколы подразделяют на морские и речные. Это связано как со спецификой ледовых условий и ледокольных работ, так и со спецификой формы корпуса.

В настоящее время речной ледокольный флот состоит из судов, построенных по четырём проектам: 16, Р47, 1105, 1191, причём ледоколы двух последних серийпроекты 1105 (типа «Капитан Чечкин») и 1191 (типа «Капитан Евдокимов») -спроектированы и построены в Финляндии. Многие из речных ледоколов судов уже отслужили свой срок.

В настоящее время не существует научно обоснованной методики проектирования ледоколов. Для их проектирования используются обычные методы, такие же как для других судов. Ввиду того, что основным эксплуатационным качеством ледокола является ходкость в ледовых условиях для его проектирования необходима специализированная методика, направленная на учёт ледовой ходкости.

Для отработки формы обводов ледоколов проводятся дорогостоящие модельные испытания. Математическое моделирование призвано значительно сократить объём экспериментальных исследований.

В последнее время появились методы расчёта ледового сопротивления, позволяющие детально учитывать форму корпуса ледокола, которые сделали актуальным применение математического моделирования при проектировании ледокола.

В настоящей работе рассматриваются вопросы выбора основных элементов и формы корпуса речного ледокола. Этот выбор осуществляется путём их оптимизации на основе математической модели проектирования ледокола.

Работы по изучению влияния формы корпуса ледокола на его ледоразрушающую способность проводятся в НГТУ под руководством заведующего кафедрой «Судостроение» д.т.н., проф. В. А. Зуева в рамках госбюджетной программы «Разработка энергосберегающих средств и технологий разрушения льда и продления навигации на внутренних водных путях». Настоящая работа является составной частью планов научно-исследовательской работы кафедры, кораблестроительного факультета и университета.

Цель работы. Разработка методики выбора формы корпуса и основных элементов речного ледокола на начальных стадиях проектирования. Оценка влияния формы обводов носовой оконечности и основных элементов ледокола на его ледокольные качества.

Задачи и методы исследований. Для достижения целей работы решались следующие задачи:

— определение приведённой толщины льда с учётом влияющих на неё факторов;

— вывод критериев оптимизации на основе анализа ледовых условий на внутренних водных путях;

— определение составляющих уравнения масс на основе статистического анализа нагрузки судов-прототипов;

— построение метода генерирования теоретического чертежа носовой оконечности ледокола;

— построение математической модели проектирования речного ледокола;

— построение алгоритма оптимизации проектных характеристик ледокола и его реализация путём создания пакета прикладных программ;

— оценка влияния ледовых условий на проектные характеристики оптимального судна;

— оценка влияния отдельных проектных характеристик на ледокольные качества судна.

Использовались статистические методы обработки данных, элементы системного анализа при разработке алгоритмов, численные методы математического анализа. Для реализации задач работы использовались компьютерные пакеты Excel и AutoCad.

Научная новизна. Предложен метод генерирования теоретического чертежа носовой оконечности речного ледокола по ограниченному набору параметров. Получены составляющие уравнения масс на базе статистической обработки данных по нагрузке судов-прототипов. Предложен способ расчёта приведённой толщины льда с учётом снега. Предложен метод расчёта функций геометрии, характеризующих форму корпуса с точки зрения ледового сопротивления. Разработана математическая модель проектирования речного ледокола. Предложены критерии оптимизации, учитывающие разнообразие ледовых условий. Разработан алгоритм оптимизации формы корпуса и основных элементов ледокола.

Практическое значение. Разработанная методика определения основных элементов и формы корпуса ледокола на начальных стадиях проектирования и пакеты прикладных программ для ПЭВМ могут использоваться в проектных и научно-исследовательских организациях. Способ определения приведённой толщины льда с учётом снега может использоваться при анализе данных натурных испытаний. Пакеты прикладных программ имеют удобный пользовательский интерфейс и могут быть применены при обучении студентов.

Показана зависимость формы корпуса ледокола от ледовых условий, что может послужить толчком к включению в техническое задание на проектирование распределения ледовых условий по району эксплуатации. Показано влияние отдельных проектных характеристик на экономические показатели работы ледокола. Результаты исследований использованы в научно-исследовательских работах, выполненных в НГТУ. Расчётные методики внедрены в АО КБ «Вымпел». Результаты исследований внедрены в учебный процесс НГТУ.

На защиту выносятся:

— способ расчёта приведённой толщины ледяного покрова с учётом снега;

— составляющие уравнения масс;

— метод генерирования теоретического чертежа носовой оконечности речного ледокола;

— метод расчёта характеристик формы корпуса;

— математическая модель проектирования речного ледокола;

— обоснование выбора формы корпуса и основных элементов речного ледокола на начальных стадиях проектирования;

— оценка влияния ледовых условий на проектные характеристики ледокола;

— оценка влияния отдельных проектных характеристик ледокола на его эксплуатационные качества.

Апробация работы. По результатам работы сделаны доклады: на конференции «Обеспечение безопасности плавания судов», май 1999, Нижний Новгородна конференции «3-я международная конференция по морским интеллектуальным технологиям «, август 1999, Санкт-Петербург.

Диссертационная работа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «Судостроение» Нижегородского государственного технического университета.

По теме диссертации опубликовано в открытой печати 7 работ [48, 136, 137, 138, 139, 140, 141].

Настоящая диссертационная работа выполнена под руководством зав. кафедрой «Судостроение», д.т.н., профессора В. А. Зуева. Автор выражает ему глубокую признательность за помощь и создание благоприятных условий для выполнения всей работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Основные итоги работы сводятся к следующему.

1. Предложен способ расчёта приведённой толщины сплошного ледяного покрова с учётом снега. Приведённая толщина льда зависит от толщин льда и снега, от скорости движения судна и от площади зоны облегания судна льдом.

2. Предложены обобщённые критерии оптимизации, учитывающие разнообразие ледовых условий в районе эксплуатации.

3. На базе статистического анализа данных по нагрузке судов-прототипов получены составляющие уравнения масс.

4. Предложен способ генерирования теоретического чертежа носового заострения ледокола по ограниченному набору параметров. Параметрами служат следующие фактические величины: длина носового заострения, ширина по КВЛ, осадка, коэффициент полноты носового заострения, коэффициент полноты носовой ветви КВЛ, коэффициент полноты мидель-шпангоута, угол наклона форштевня к горизонту и угол притыкания КВЛ к ДП.

5. Предложен метод расчёта характеристик формы корпуса ледокола, необходимых для расчётов ледовой ходкости.

6. Построена математическая модель проектирования речного ледокола, включающая в себя аналитические уравнения проектирования, ограничения, генерирование теоретического чертежа, алгоритмы расчёта ледовой ходкости, алгоритмы проверочных общесудовых расчётов.

7. Построен алгоритм оптимизации основных элементов и формы корпуса речного ледокола.

8. Алгоритм оптимизации формализован в виде пакета прикладных программ, имеющего форму завершенного программного продукта под Windows с необходимым сервисом и дружественным к проектанту интерфейсом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.Н., Сазонов К. Е., Шахаева Л. М. Оценка составляющей полного ледового сопротивления, зависящей от разрушения льда // Вопросы судостроения. Серия: Проектирование судов / ЦНИИ «Румб». — 1982. — Вып.32. -С. 69−73.
  2. Ю.Н., Шпаков B.C. Перспективы совершенствования характеристик ледовой ходкости судов // Труды ВНТО им. акад. А. Н. Крылова. 1990. -Вып.1.-С. 107−115.
  3. A.A., Дубинский Ю. А., Копченова Н. В. Вычислительные методы для инженеров: Учеб. пособие. М.: Высш. шк., 1994. — 544с.
  4. В.В. Проектирование судов: Учебник. 2-е изд. — Л.: Судостроение, 1985. -320 с.
  5. Н.В., Беспалов М. М. Анализ ледовых повреждений судов дальневосточного бассейна // Теория и прочность ледокольного корабля: Межвуз. сб. / Горьков. гос. университет. Горький, 1984. — С. 48−52.
  6. A.M. Ходкость и управляемость судов: Учебное пособие. М.: Транспорт, 1977. — 456 с.
  7. Безопасность плавания во льдах / А. П. Смирнов, Б. С. Майнагашев, В. А. Голохвастов, Б. М. Соколов М.: Транспорт, 1993. — 335 с.
  8. В.Б. Экспериментальные исследования ледопроходимости судов в новой модели льда // Проектирование средств продления навигации: Межвуз. сб. / Горьков. политехи, ин-т. Горький, 1986. — С. 79−84.
  9. В.А., Беззубик О. Н. Учёт динамичности процессов взаимодействия гребного винта со льдом // Вопросы проектирования судов, плавающих во льдах: Межвуз. сб. / Горьков. политехи, ин-т. Горький, 1988. — С. 98−106.
  10. В.В., Таврило В. П. Лёд. Л.: Гидрометеоиздат, 1980. — 384 с.
  11. М.Г. Оценка ледопроходимости речных ледоколов // Гидромеханика и проектирование судов / тр. ЛИВТа. 1981. — № 172. — С. 4−8.
  12. A.B. Взаимосвязь между ледопроходимостью и элементами ледокола // Современные проблемы проектирования судов. Л., 1982. — С. 61−68.
  13. A.B. Влияние водоизмещения и мощности главных двигателей ледокола на его эффективность // Оптимизация проектируемых судов / Ленинград, кораблестроит. ин-т. Л., 1985. — С. 45−50.
  14. A.B. Динамика движения ледокола в сплошном ледяном поле // Сб. науч. тр. / НТО им. акад. А. Н. Крылова. Л.: Судостроение, 1972. — Вып. 174. -С.114−128.
  15. A.B. Проектирование судов: Учебник. Л.: Судостроение, 1 991 320 с.
  16. A.B. Суда ледового плавания. Особенности проектирования: Учеб. пособие / Ленинград, кораблестроит. ин-т. Л., 1984. — 38 с.
  17. А.Я., Рывлин А. Я. О расчётах сопротивления льда движению ледокола при различных ледовых условиях // Проблемы Арктики и Антарктики. 1969. -Вып. 31.-С.69−73.
  18. Буксирные суда / В. Б. Богданов, А. В. Слуцкий, М. Г. Шмаков и др. Л.: Судостроение, 1974. — 280 с.
  19. A.A., Каштелян В. И., Куклин О. С. Технологичность постройки ледоколов с новыми формами обводов // Судостроение. -1988. № 1. — С. 32−34.
  20. H.A. Движение ледокола в ровном ледовом поле при работе с разбега // Теория и прочность ледокольного корабля: Межвуз. сб. / Горьков. политехи, инт. Горький, 1980. — С. 34−39.
  21. А.Н. Автоматизированное проектирование судов: Учебное пособие. Л.: Судостроение, 1985. — 164 с.
  22. И.В. Суда ледового плавания. М.: Оборонгиз, 1946. — 236 с.
  23. В.В., Страхов А. П. Основы проектирования судов внутреннего плавания. JL: Судостроение, 1970. — 454с.
  24. В.М. Прочность корабля: Учебник. / Нижегород. гос. техн. ун-т. -Н.Новгород., 1994. 260 с.
  25. Р.В., Осипенко Н. М. Механика разрушения ледяного покрова // Препринт № 200 / ИПМ АН СССР. 1982. — 72 с.
  26. М.В. Опыт ледового плавания. М.: Морской транспорт, 1961. — 312 с.
  27. Е.М., Калинина Н. В. Исследование параметров движения ледоколов набегами // Теория, прочность и проектирование судов, плавающих во льдах: Межвуз. сб. / Нижегород. гос. техн. ун-т. Н. Новгород, 1995. — С. 43−51.
  28. Е.М., Калинина Н. В. Оптимизация работы ледокола набегами // Проектирование, теория и прочность судов, плавающих во льдах: Межвуз. сб. / Нижегород. гос. техн. ун-т. Н. Новгород, 1995. — С. 51−58.
  29. Е. М. Курнев П.А. Полуэмпирическая модель ледового сопротивления речного ледокола // Вопросы проектирования судов, плавающих во льдах: Межвуз. сб. / Горьков. политехи, ин-т. Горький, 1988. — С. 36−42.
  30. Е.М. Прогнозирование сопротивления сплошного льда при проектировании формы корпуса речного ледокола. / Диссертация на соискание уч. ст. канд. техн. наук. Горький, 1988.
  31. Е.М. Сопротивление снега при движении ледокола // Проектирование средств продления навигации: Межвуз. сб. / Горьков. политехи, ин-т. Горький, 1986.-С. 59−71.
  32. Н.Т., Сандлер Л. Б. Особенности ходкости судов в битом льду // Вопросы теории, прочности и проектирования судов, плавающих во льдах: Межвуз. сб. / Горьков. политехи, ин-т. Горький, 1984. — С. 44−48.
  33. Р.В. Ледовый режим рек СССР. Л.: Гидрометеоиздат, 1987.
  34. Ю.П., Хейсин Д. Е. Морской лёд. Л.: Гидрометеоиздат, 1975. — 320 с.
  35. A.A., Иришин B.C. О работе судов набегами во льдах Арктики // Сб. науч. тр. / ААНИИ. Л.: Гидрометеоиздат, 1985. — Т.391. — С. 51−54.
  36. В.К. О влиянии главных размерений корпуса ледокола на ледовое сопротивление // Проблемы Арктики и Антарктики. 1969. — Вып.32.
  37. Н.Ф. Вопросы прочности транспортных неарктических судов во льдах: Автореферат диссертации на соиск. уч. ст. канд. техн. наук. -Одесса, 1952.-16 с.
  38. H.A. Удар ледокола о ледяное поле и вползание его на льдину // Сб. науч. тр. / Ленинград, кораблестроит. ин-т. Л., 1951. — Вып.9.
  39. .Н., Петраков Е. В. Улучшение ледопроходимости ледокола «Мудьюг» // Судостроение. 1987. — № 12. — С. 6−10.
  40. В.А., Грамузов Е. М. Взаимодействие судов со льдом: Учебное пособие / Горьков. политехи, ин-т. Горький, 1988. — 89 с.
  41. В.А., Грамузов Е. М., Двойченко Ю. А. Разрушение ледяного покрова. -Горький, 1989. 86 с.
  42. В., Князьков В. Оценка эффективности ледокольных средств // Речной транспорт. 1997.-№ 4. — С. 32−33.
  43. В.А. Оптимизационные задачи проектирования судов: Учебное пособие / Нижегород. политехи, ин-т. Н. Новгород, 1991. — 76 с.
  44. В.А., Рабинович М. Е., Яковлев М. С. Аналитические формулы для расчёта сопротивления движению речного ледокола в сплошном ледяном поле // Теория и прочность ледокольного корабля: Межвуз. сб. / Горьков. госуниверситет. -Горький, 1978.-С. 4−8.
  45. В.А. Средства продления навигации на внутренних водных путях. Л.: Судостроение, 1986. — 207 с.
  46. В.А., Тихонова Н. Е. Обоснование выбора проектных характеристик речных ледоколов // 3-я международная конференция по морским интеллектуальным технологиям: Материалы конференции, сб. докладов. С. Петербург, 1999.-Т.1.-С.42−45.
  47. В.М. Результаты отработки формы обводов и проектирование гребных винтов речных ледоколов // Проектирование и строительство речных судов. -Л.: Речной транспорт, 1960. С. 104−114.
  48. С.Н. О необходимости использования ВРШ на судах ледового плавания // Перспективные типы морских транспортных судов / Сб. тр. ЦНИИМФ. -1986.-С. 45−53.
  49. М.А. Гидроомывающее устройство для судов ледового плавания // Сб. науч. тр. / ААНИИ. Л.: Морской транспорт, 1960. — Т.237. — С. 117−132.
  50. M.А. Гребные винты судов ледового плавания. JL: Судостроение, 1966.- 114 с.
  51. М.А., Рывлин А. Я. Экспериментальные исследования ледовых качеств судов в натурных условиях // Проблемы Арктики и Антарктики. 1970. -Вып.23.- С. 119−123.
  52. .П., Дубов A.A., Леднёв В. А. Экспериментальные исследования ходкости ледоколов при работе набегами // Проектирование средств продления навигации: Межвуз. сб. / Горьков. политехи, ин-т. Горький, 1986. — С. 23−39.
  53. .П. Ледовое сопротивление и его составляющие. Л.: Гидрометеоиздат, 1988.-80 с.
  54. .П. Натурные исследования ходкости А/Л «Сибирь» в различные периоды навигации // Результаты первой научной экспедиции в приполюсном районе на атомном ледоколе «Сибирь». Л.: Гидрометеоиздат, 1990.-С. 163−172.
  55. .П. Оценка влияния формы корпуса и главных размерений ледокола на перераспределение составляющих в общем балансе ледового сопротивления // Сб. науч. тр. / ААНИИ. Л.: Гидрометеоиздат, 1985. — Т.391. — С. 22−30.
  56. В.И., Ионов Б. П., Ильчук А. Н. Оценка ледопроходимости ледоколов и транспортных судов ледового плавания в начальной стадии проектирования // Сб. науч. тр. / ААНИИ. Л.: Гидрометеоиздат, 1981. — Т.376. — С. 22−25.
  57. В.И. Ледокольные формы обводов зарубежных судов // Судостроение за рубежом. 1986.-№ 9 (237). — С. 98−109.
  58. В. И. Лихоманов В.А. Натурные испытания судов во льдах // Судостроение за рубежом. 1978. — № 4 (136). — С. 38−55.
  59. В.И. Методы оценки ледовой ходкости судна в сплошных льдах // Сб. науч. тр. / ДАНИИ. JL: Гидрометеоиздат, 1973. — Т.309. — С. 5−17.
  60. В.И. Моделирование движения судна в сплошных льдах // Судостроение за рубежом. 1977. — № 9 (129). — С.3−17.
  61. В.И. Натурные испытания финского ледокола «Ари» в торосистых льдах // Судостроение за рубежом. 1977. -№ 12(132).
  62. В.И. Новые ледокольные формы носовой оконечности судна // Судостроение за рубежом. 1985. — № 1. — С.67−70.
  63. В.И., Позняк И. И., Рывлин, А .Я. Сопротивление льда движению судна. Д.: Судостроение, 1968. — 238 с.
  64. В.И., Попов Ю. Н., Цой Л.Г. Об эффективности пневмоомывающего устройства и области его применения на судах, плавающих во льдах // Сб. науч. тр. / ААНИИ. Л.: Гидрометеоиздат, 1981. — Т.376. — С. 67−84.
  65. В.И. Совершенствование обводов корпуса канадских судов ледового плавания // Судостроение за рубежом. 1985. — № 9. — С.16−33.
  66. В.И., Фаддеев О. В. Влияние снежного покрова на сопротивление льда движению судна // Судостроение за рубежом. 1985. — № 2. — С. 60−61.
  67. В.И., Фаддеев О. В. Итоги работ по проекту «Manhattan» // Судостроение за рубежом. 1986. — № 10 (238). — С. 15.
  68. В.И., Яровая Т. Х. Зарубежные исследования влияния форм обводов корпусов ледоколов и судов ледового плавания на ледопроходимость // Судостроение за рубежом. 1980. — № 8 (164). — С. 3−18.
  69. В.И., Яровая Т. Х. Проблемы ледовой ходкости и методы её оценки // Судостроение за рубежом. 1981. — № 3 (71). — С. 107−125.
  70. В.А. Новые методы автоматизации проектирования судовой поверхности. Л.: Судостроение, 1982. — 212 с.
  71. Г. М. Ледоколостроение за рубежом в 1962—1966 гг.. // Иностранное судостроение: Сборник статей / ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова. 1966. -Вып. 147.
  72. Г. М. Ледоколы и их проектирование // Сборник рефератов по иностранному судостроению / ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова. Л.: Судпромгиз, 1957. -Вып.ЗЗ.
  73. Г. М. Состояние и проблемы современного ледоколостроения // Судостроение. 1973.-№ 7. — С. 3−13.
  74. В.И. Судовые энергетические установки: Учебник. Л.: Судостроение, 1975.-480 с.
  75. П.М., Емельянов К. С., Орлов П. Н. Основы ледотехники речного транспорта. Л.-М.: Министерство речного флота СССР, 1952. — 264 с.
  76. А.И. Присоединённые массы судна. Справочник. Л.: Судостроение, 1986.-312 с.
  77. П.П. Физические свойства снежного покрова. Л.: Гидрометеоиздат, 1957.
  78. Ледоколы / В. И. Каштелян, АЛ. Рывлин, О. В. Фаддеев, В.ЯЛгодкин. Л.: Судостроение, 1972. — 298 с.
  79. С.Г. Современное состояние и перспективы развития ледокольного флота зарубежных стран // Судостроение за рубежом. 1986. — № 9 (237). — С. 40−58.
  80. Д.Д., Позняк И. И. Результаты сравнительных испытаний моделей судов с различной формой обводов корпуса // Сб. науч. тр. / ААНИИ. Л.: Гидрометеоиздат, 1981. — Т.376. — С. 34−40.
  81. Д.Д., Попов Ю. Н. Опыт разработки и внедрения ледовых паспортов // Сб. науч. тр. / ААНИИ. Л.: Гидрометеоиздат, 1981. — Т.376. — С. 26−33.
  82. А.И. Опыт расчёта внешних усилий, действующих на корпус судна в ледовых условиях // Сб. науч. тр. / ВНИИТОСС. Л., 1937. — Т.2. — Вып.З.
  83. Материалы симпозиума от 23 и 24 октября 1984 года в Москве на тему «Речной ледокол с осадкой 2,5 м».
  84. В.М. Речные ледоколы завода «Красное Сормово» // Судостроение. -1973. -№ 11.-С. 58
  85. . Ледовые нагрузки на гидротехнические сооружения: Пер. с англ. / В. В. Дегтярёв, А. М. Полунин. М.: Транспорт, 1978. — 112 с.
  86. Нагрузка масс гражданских и вспомогательных судов. Коды и элементы нагрузки // РД 5.0206−76. М.: Минсудпром, 1977. — 82с.
  87. A.A. Введение в теорию обоснования проектных решений. Л.: Судостроение, 1976. — 224с.
  88. В.И., Давыдов И. В., Яровенко В. А. Динамика пропульсивных комплексов ледоколов при работе в тяжёлых ледовых условиях: Учебное пособие. М.: В/О «Мортехинформреклама», 1985. -56 с.
  89. М.Н., Позняк И. И. Яконовский C.B. Теоретические и экспериментальные исследования взаимодействия гребного винта со льдом // Сб. науч. тр. / ААНИИ. Л.: Гидрометеоиздат, 1985. — Т.391. — С. 37−42.
  90. Организация перевозок в период продления навигации / Б. А. Атлас, А. И. Морозов, Н. Н. Назаров, И. А. Тинкельман. М.: Транспорт, 1989. — 127 с.
  91. Организовать наблюдение за эксплуатацией и использованием ледоколов финской постройки стр. № 414−419 и проведение их испытаний (промежуточный отчёт по результатам ледовых наблюдений и испытаний осенью, зимой и весной 1978−79 гг.). Горький, 1979.
  92. Отчёт по испытаниям рейдового ледокола с раскачивающей установкой. Л., 1972.
  93. В.М. Оптимизация судов. Л.: Судостроение, 1983. — 296 с.
  94. А., Стрельников Н., Худин В. Ледокол «Капитан Драницын» // Морской флот. 1981. — № 8. — С. 42−46,49.
  95. И.С. Ледоведение и ледотехника.-Л.: Морской транспорт, 1963 -343 с.
  96. И.Т. Выбор наиболее вероятных значений механических характеристик льда // Сб. науч. тр. / ААНИИ. Л.: Гидрометеоиздат, 1976. — Т.331. — С. 4−41.
  97. И.И. Метод сравнительных испытаний моделей для оценки ледопроходимости судов в сплошных льдах // Сб. науч. тр. / ААНИИ. Л.: Гидрометеоиздат, i960.-Т.237.-С. 108−111.
  98. A.C., Тронин В. А. Результаты испытаний ледоколов типа «Капитан Евдокимов» // Проектирование средств продления навигации: Межвуз. сб. / Горьков. политехи, ин-т. Горький, 1986. — С. 45−52.
  99. Ю.Н., Каштелян В. И. Заклинивание ледоколов во льдах // Сб. науч. тр. / ААНИИ. Л.: Гидрометеоиздат, 1973. — Т.309. — С. 57−72.
  100. Ю.Н., Каштелян В. И. О влиянии массы судна на его ледопроходимость в сплошных льдах // Сб. науч. тр. / ААНИИ. Л.: Гидрометеоиздат, 1985. — Т.391. -С. 16−21.
  101. Ю.Н. Основные принципы разработки теоретического чертежа ледоколов // Сб. науч. тр. / ААНИИ. Л.: Гидрометеоиздат, 1960. — Т.237. — С. 76−81.
  102. Правила классификации и постройки судов внутреннего плавания (в 5-ти т.). / Речной Регистр РСФСР. М: Транспорт, 1984. -Т.3.-301 с.
  103. Прочность судов внутреннего плавания: Справочник / В. В. Давыдов, Н. В. Маттес, И. Н. Сиверцев, И. И. Трянин. М.: Транспорт, 1978. — 520 с.
  104. Прочность судов, плавающих во льдах / Ю. Н. Попов, О. В. Фаддеев, Д. Е. Хейсин, А. Я. Яковлев. Л.: Судостроение, 1967. — 224 с.
  105. М.Е. К задаче о сопротивлении обломков льда движению судна в сплошном ледяном поле // Сб. науч. тр. / Горьков. политехи, ин-т. Горький, 1974. -Т.30. -Вып.13. — С. 127−134.
  106. М.Е. К определению сопротивления льда движению судна методом моделирования // Сб. науч. тр. / Горьков. политехи, ин-т. Горький, 1970. -Т.26. -Вып.2. — С.107−110.
  107. М.Е. О влиянии плотности льда на ледовое сопротивление движению судна // Сб. науч. тр. / Горьков. политехи, ин-т. Горький, 1973. — Т.29. — Вып.6. -С.38−40.
  108. А.И., Севастьянов Н. Б. Проектирование промысловых судов. Л.: Судостроение, 1981. — 376с.
  109. Г. Е. Опыт непосредственных наблюдений над проходимостью льдов // Сб. науч. тр. / ААНИИ. 1940.-Т.137.
  110. Руководство по расчёту и проектированию гребных винтов судов внутреннего плавания / М-во реч. флота РСФСР. ЛИВТ- под ред. А. М. Басина, Е. И. Степанюка. Л.: Транспорт, 1977. — 272 с.
  111. А.Я., Хейсин Д. Е. Испытания судов во льдах. Л.: Судостроение, 1980. — 207 с.
  112. А.Я. Экспериментальное изучение трения льда // Сб. науч. тр. / ААНИИ. Л.: Гидрометеоиздат, 1973. — Т.309. — С. 186−199.
  113. К.Е., Старовойтов О. М. Буксировочные испытания эталонной модели МКОБ в ледовом опытовом бассейне / Судостроительная промышленность, сер. Проектирование судов, 1989. Вып. 12. — С. 42−47.
  114. Ю.А. Об определении полного ледового сопротивления речных судов в битых льдах // Труды ГИИВТа / Судовождение на внутренних водных путях. -Горький, 1971. Вып. 116. — 4.2. — С. 85−89.
  115. Ю.А., Поляков A.C. Ледокольные средства на внутренних судоходных путях РСФСР // Теория и прочность ледокольного корабля: Межвуз. сб. / Горьков. политехи, ин-т. Горький, 1980. — С. 18−21.
  116. .Н., Ильчук А. Н., Ионов Б. П. Исследование работы ледокола с системой пневмообмыва (ПОУ) при форсировании торосистых льдов // Сб. науч. тр. / ААНИИ. Л.: Гидрометеоиздат, 1981. — Т.376. — С. 85−87.
  117. .Н. Ледовая ходкость ледокола в заснеженных льдах и на мелководье // Сб. науч. тр. / ААНИИ. Л.: Гидрометеоиздат, 1981. — Т.376. — С. 41−47.
  118. Сегал 3., Левит Б. Ледопроходимость речных ледоколов // Речной транспорт. -1972.-№ 1.-С.47.125! Сегал З. П. Определение ледопроходимости речных ледоколов и транспортных судов // Судостроение. 1982. — № 7. — С. 8−10.
  119. З.Б. Сопротивление движению ледокола в сплошном ледяном поле // Сб. науч. тр. / ЛИВТ. 1970. — Вып.127. — С. 108−118.
  120. Семёнов-Тян-Шанский В. В. Статика и динамика корабля. Учебник для вузов. -Л.: Судостроение, 1973. 608с.
  121. Ю.А. Особенности развития ледокольных судов в Канаде // Судостроение за рубежом. 1985. — № 4. — С. 17−25.
  122. В.И. Особенности работы ледоколов в сплошных неподвижных льдах //Сб. науч. тр. / ААНИИ. Л.: Гидрометеоиздат, 1981. — Т.376. — С. 117−121.
  123. О.Б. Прогнозирование ходкости и управляемости речного судна в битом льду на ранних стадиях проектирования / Диссертация на соискание уч. ст. канд. техн. наук. -Н.Новгород, 1994.
  124. О., Поляков А., Нестеров В. Результаты ледовых испытаний // Реч. Трансп. 1989.- № 10. — С. 26.
  125. Справочник по серийным транспортным судам. М., Транспорт. — Т. 3,7,8,9,10.
  126. Справочник по теории корабля / под ред. Я. И. Войткунского. Л.: Судостроение, 1985. — Т. 1. — 768 с.
  127. Справочник по теории корабля / под ред. Я. И. Войткунского. Л.: Судостроение, 1985. — Т.2. — 440 с.
  128. Сравнение методов расчёта ледопроходимости судов / Е. М. Грамузов, С. Г. Мохонько, А. В. Саватеев, С. Ю. Шестопёров // Теория и прочность ледокольного корабля: Межвуз. сб. / Горьков. политехи, ин-т. Горький, 1980. -С. 22−25.
  129. М.К. Ледовое сопротивление судов // Сб. науч. тр. / Мурманск, высш. мореходн. училище. 1959.-Вып.1. — С. 88−89.
  130. И.А. К вопросу о влиянии основных характеристик ледокола на его ледопроходимость // Архитектурно-конструктивный тип, мореходные и ледовые качества транспортных судов / ЦНИИМФ. 1992. — С. 167−174.
  131. Н.Е. Анализ нагрузки и уравнение масс речного ледокола. -Н.Новгород., 2000. 9 с. — Деп. в ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова 12.04.2000, № ДР -3739.
  132. Н.Е. Выбор главных размерений и формы корпуса речного ледокола в зависимости от ледовых условий. Н.Новгород., 2000. — 11 с. — Деп. в ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова 14.04.2000, № ДР — 3740.
  133. Н.Е. Некоторые задачи проектирования формы корпуса ледоколов // Обеспечение безопасности плавания судов: Тез. докл. научн. техн. конф. -Н.Новгород, 1999.-Вып. 284. -C.i0-.11.
  134. Н.Е. Оценка влияния основных проектных характеристик речного ледокола на его ледокольные качества. Н.Новгород., 2000. — 7 с. — Деп. в ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова 14.04.2000, № ДР — 3741.
  135. Н.Е. Оценка влияния формы носовой оконечности на ледовое сопротивление ледокола // Физические технологии в машиноведении: Сб. науч. тр. / Нижегород. гос. техн. ун-т. Н. Новгород, 1998. — С.177−181.
  136. Н.Е. Приведённая толщина сплошного ледяного покрова с учётом снега. Н.Новгород., 2000. — 7 с. — Деп. в ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова 14.04.2000, №ДР-3742.
  137. Требования к расчёту и проектированию открытых гребных винтов и валопроводов судов ледового плавания // РД 212.0147−87. Л.: Транспорт, 1989. — 52с.
  138. В.А. Определение скорости движения в сплошных льдах // Сб. науч. тр. / ГИИВТ. Горький, 1971. — Вып.116. — 4.2.
  139. В.А., Поляков A.C. Расчёт ледового сопротивления судна при прямолинейном движении в битом льду // Сб. науч. тр. / ГИИВТ. Горький, 1988.-Вып.234.-С. 92−101.
  140. В.А., Пушкарёв J1.B. Управление речными судами при плавании в ледовых условиях. М.: Транспорт, 1973. — 112 с.
  141. В.А. Результаты испытаний ледовых качеств ледокольных буксиров // Теория и прочность ледокольного корабля: Межвуз. сб. / Горьков. госуниверситет. Горький, 1978. — С. 9−12
  142. В.А., Сандаков Ю. А., Поляков A.C. Натурные исследования ледовых качеств ледоколов типа «Капитан Чечкин» в условиях мелководья // Теория и прочность ледокольного корабля: Межвуз. сб. / Горьков. политехи, ин-т. -Горький, 1982.-С. 13−16.
  143. В.А., Сандаков Ю. А. Работа речного ледокола в тяжёлых весенних льдах // Речной транспорт. 1966. — № 12. — С. 26−27.
  144. В., Сандаков Ю., Расторгуев В. Результаты испытаний ледоколов // Речной транспорт. 1980. — № 3. — С. 14−16.
  145. В.А., Сандаков Ю. А. Характеристики ледовой ходкости и маневренности ледокольных и транспортных судов на внутренних судоходных путях // Проблемы Арктики и Антарктики. 1977. — № 50. — С. 105−109.
  146. Управление судами и составами / Ф. Н. Соларев, В. И. Белоглазов, В. А. Тронин и др. Учебник для ВУЗов. 2-е изд. — М.: Транспорт, 1983. — 296 с.
  147. Физика и механика льда: Пер. с англ. / Под ред. П.Трюде.-М.: Мир, 1983.-352 с.
  148. А.Б. Современные и перспективные электроходы. JL: Судостроение, 1969.-400 с.
  149. Д.Е. О ледопроходимости судов в предельных сплошных льдах // Сб. науч. тр./ААНИИ. 1973. — Т.309. — С.18−26.
  150. Цой Л. Г. Влияние формы носовых обводов ледоколов на ходкость на тихой воде и на волнении // Архитектурно-конструктивный тип, мореходные и ледовые качества транспортных судов / ЦНИИМФ. 1992. — С. 116−124.
  151. Цой Л. Г. Диаграмма для определения скорости движения судов в ледовых каналах // Сб. науч. тр. / ЦНИИМФ. 1982. — Вып.275. — С. 67−72
  152. Ю.А. Условные измерители ледовых качеств судов // Сб. науч. тр. / ААНИИ.- 1938.-Т.130.- 125 с.
  153. B.C. О влиянии экранирующего эффекта льда на тяговые характеристики движительного комплекса винт-насадка и гидродинамические нагрузки на валопровод // Вопросы судостроения, серия: Проектирование судов. 1980. -Вып.26.- С. 115−120.
  154. Экономическое обоснование проектных решений. Пособие конструктора-судостроителя. Л.: Судостроение, 1990. -216 с.
  155. .С. Энергетические установки ледоколов. Л.: Судостроение, 1967. -238 с.
  156. Г. В. Дизель-редукторные установки ледоколов и судов ледового плавания зарубежной постройки II Судостроение за рубежом. 1986. — № 9 (237). — С. 58−73
  157. М.С. К вопросу об экспериментальном исследовании формы корпуса речного линейного ледокола// Сб. науч. тр. / Горьков. политех, ин-та. 1960. -Т. 14. — Вып. 10. — С.7−16.
  158. М.С. Методика определения ледопроходимости речных судов// Сб. науч. тр. / Горьков. политех, ин-та. 1961. — Т.17. — Вып.1. — 24 с.
  159. D., 1983. Ship Resistance to Continuous Motion in Level Ice // Transportation Development Centre, Transport Canada, Montreal, Canada, Report Number TP3679E.
  160. Chu F. -D. Ship resistance in homogeneous ice fields: Thesis for the degree of Doctor of Technology approved after public examination at the Helsinki University of Technology on December, 18, 1974. 95p.
  161. Coburn C.T.L., Ehrlich N.A. Advanced icebreaking concepts // Naval Engineers Journal.- 1973. Vol. 85. — № 4. — p. 11−24.
  162. Crago W.A., Dix P.J., German J.G. Model Icebreaking Experiments and their Correlation with Full Scale Data // Trans. Roy Inst. Nav. Archit. 1971. — Vol. 113.-№ 1. — p.83−108.
  163. Dunne M. ets. Results of fullscale ice impact laad studies aboard C.C.G.S. Norman McLeod Rogers // POAC-77. 1977. — p.440−452.
  164. Edwards R.Y. at al. Full Scale and Model Tests of a Great Lakes Icebreaker // The society of Naval Architects and Marine Engineers. 1972. — Vol. 80. — p. 1−31.
  165. Enkvist E. On the ice resistance encountered by ships operating in the continuous mode of icebreaking // The Swedish academy of engineering sciences in Finland, Rep. № 24. Helsinki, 1972. — 181p.
  166. Enkvist E., Varsta P., Risca K. The ship ice interaction // POAC 79: 5th Int. Conf., Port and Ocean Eng. Arctic Conditions, Norw. Inst. Technol., Aug. 13−18. -Trondheim, 1979. — Proc. Vol.2. — p.977−1009.
  167. Equations for local ice energy dissipations during ship ramming 7 Blanchet D., Kivicild H.R., Grinstead J. // Cold Reg. Sei. and Technol. 1990.-18, № 2.-p.l01-l 15.
  168. Fennica a new concept in icebreakers. / Wake Michael // Marit. Def. — 1993. — 18, № 3. — p.68,70.176. «Fennica», multipurpose icebreaker launched // Sipp. World and Shipbultd. 1992. -193, № 4087.-p.32.
  169. Finnish shipbuilding know haw at its best / Lindqvist R. // Schiff und Hafen / See -Wirt.- 1993.-45, № 6.-p.48,50.
  170. Gordin S. Full scale and model testing of ships operation in ice // The 3-rd International Offshore Craft Conference organised by Thomas Reed Publications Limited and Reed’s Special Ships, Day 2, paper № 4. 21p.
  171. IB Rothelstein, river icebreaker with Azipod propulsion for Osterreichische Donaukraftwerke AG // Ship & Boat, June 1995.
  172. Ice breaking ships and operational loads. Vaughan H. «Ice Technol.: Proc. 1st Int. Conf., Cambridge, Mass., June, 1986.» Berlin e. a., 1986, p.313−322.
  173. Johansson B.M., Makinen E. Icebreaking Model Tests: Systematic Variation of Bow Lines and Main Dimensions of Hull Forms Suitable for the Great Lakes // Marine Technology. 1973. — July. — Vol.10. — № 3. — P.236−244.
  174. Jones S.J., Spencer D., McKenna R. Icebreaking performance from model scale tests // Icetech'94: 5th Int. Conf. on Ships and Mar. Struct, in Cold Regions, 16−19 March, 1994. Ppr. H. Calgary, 1994. — p. 1−19.
  175. Kamarainen J. On the dependence of the ice submerging resistance in level ice // Proc. 4th Int. Offshore and Polar Eng. Conf., Osaka, Apr. 10−15, 1994. Vol. 2. -Golden (Colo), 1994. p. 578−583.
  176. Keinonen A. An analytical method for calculating the pure ridge resistance encountered by ships in first year ice ridges // Helsinki universisty of technology ship Hydrodynamics laboratory, Report № 17. Otaniemy, Finland, 1979. — 114 p.
  177. Kure K., Jacobsen B.K. A Danish Icebreaker Design // Physics and Mechanics of Ice JUTAM Symposium, August 6−10, 1979. -N.-Y., 1980. -P.194−205.
  178. Levine G.H. ets. Advances in the Development of Commercial Ice-Transiting Ships // Swame-74, Frity Place, New York, November 14−16. N.-Y., 1974. — № 8. — 26p.
  179. Lewis I., Edwards R. Methods for predicting icebreaking and ice resistance characteristics of icebreakers.-Trans. SNAME, 1970, vol.78, p.213−243.
  180. G., 1989. A Straightforward Method for Calculation of Ice Resistance of Ships. POAC'89, pp. 722−735.
  181. Makinen E., Arpiainen M., Heideman T. The Diversity of Modern Antarctic Vessels // Kvaerner Masa-Yards Inc., Helsinki, Finland, Scalop, Rome, Aug. 1994. 25p.
  182. Makinen E., Roos R. Ice navigation capabilities of Lunuiclass Icebreaking Tankers // Paper presented at the meeting of the Eastern Canadian Section of SNAME in Montreal on November 22nd, 1977 in Quebec City on November 23nd, 1977. p.47−72.
  183. Milano V.R. Ship resistance to continuous motion in ice // Trans. SNAME. 1973. -Vol.81. — New York, N. — Y, 1974. -P.274−299. — Discuss. P.300−306.
  184. New multi- purpose icebreaker from Holming Rauma // Nav. Archit. — 1992. — № Febr. — p.80.
  185. Noble P.G. ets. Ice Effect Trails in Arctic Waters on CCGS, Louis St. Laurent // SNAME Transactions. 1978. — Vol.86. — p.277−303.
  186. Nozawa K. A stady on icebreaking performance of polar ships ridge trasit performance // Proc. 4th Int. Offshore and Polar Eng. Conf., Osaka, Apr. 10−15, 1994. Vol. 2. — Golden (Colo), 1994. — p. 584−591.
  187. Rubble ice resistance for ships moving with creeping speed / Kirtazawa T., Ettema R. // Proc. 1st. Int. Offshore Mech. and Arct. Eng. (OMAE) Symp., Tokyo, Apr. 1318, 1986. — Vol.4. — New York (N.Y.), 1986. — p.593−600.
  188. Scarton H.A. On the role of bow friction in icebreaking // J. Ship Res. 1975. — 19, № 1. -P.34−39.
  189. Schwarz J., Hoffman L. Icebreaker trails around Spitzbergen // IAHR Symposium on ice problems, proceeding part 1, Lulea. Sweden, August. -1978.-p.1−15.
  190. Ship motion in water ways clogged with broken ice. Bratanow T., De Grande G. «Ice Technol.: Proc. 1st Int. Conf., Cambridge, Mass., June, 1986.» Berlin e.a., 1986, p.503−517.
  191. Vance G.P. Model testing in ice // Naval Engineers Journal. 1968. — IV. — Vol.80. -№ 2. — p. 259−264.
  192. Waas E.H. ets. Der neue Eistank der Hamburgischen Schiffbau-Versuchsanstalt // Schiff und Hafen, Heft. 1972. — № 8.
  193. Walter W.G., Reischauser H.J. The icebreaking capability of large ships // IAHR Symposium on ice problems, proceeding part 1, Lulea. Sweden, August. 1978. -p.479−493.
  194. Wieghardt K. Zur Deutung der Hauptwiderstandskomponents von Eisbrechern // Schiffstechnik Bd.23. Hamburg, November, 1976. — S.225−228.
Заполнить форму текущей работой