Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие коммуникативно-речевых умений и навыков учащихся при изучении имени прилагательного на уроках татарского языка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты констатирующего эксперимента показывают: учащиеся не умеют использовать в текстах-описаниях парные и составные прилагательныене знают портретную, лексикупрактически не используют прилагательные — синонимы, антонимы и фразеологизмыдопускают ошибки в употреблении компаративных конструкций, прилагательных превосходной степени и субстантивированных прилагательныхне умеют писать… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические аспекты развития коммуникативно-речевых умений и навыков учащихся в процессе изучения имени прилагательного на уроках татарского языка
    • 1. 1. Психологическое и психолингвистическое обоснование развития коммуникативно-речевых умений и навыков
    • 1. 2. Лингвистические предпосылки развития коммуникативноречевых умений и навыков при изучении имен прилагательных
    • 1. 3. Основные методические подходы к развитию коммуникативно-речевых умений и навыков учащихся в процессе изучения имени прилагательного
  • Выводы по I главе.¦
  • Глава II. Анализ развития коммуникативно-речевых умений и навыков учащихся в процессе изучения имени прилагательного на уроках татарского языка
    • 2. 1. Анализ действующих программ и учебников для школ с русским языком обучения в аспекте развития коммуникативно-речевых умений и навыков учащихся в процессе изучения имени прилагательного
    • 2. 2. Анализ действующих программ и учебников для татарских школ в аспекте коммуникативно-ориентированного обучения
    • 2. 3. Констатирующий эксперимент и его результаты
  • Выводы по II главе
  • Глава III. Лингвометодические условия развития коммуникативно-речевых умений и навыков учащихся при изучении имени прилагательного на уроках татарского языка
    • 3. 1. Работа со связными текстами при изучении имени прилагательного на уроках татарского языка

    3.2. Лингвистический (фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический и синтаксический) анализ как условие развития коммуникативно-речевых умений и навыков при изучении имен прилагательных.

    3.3. Использование современных образовательных технологий в процессе развития коммуникативно-речевых умений и навыков учащихся.

    3.4. Проведение интегрированных уроков татарского языка и литературы как средство развития коммуникативно-речевых умений и навыков учащихся.

    3.5. Обучающий эксперимент и его результаты.

    Выводы по III главе.

Развитие коммуникативно-речевых умений и навыков учащихся при изучении имени прилагательного на уроках татарского языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Родной язык (татарский, чувашский, башкирский, марийский и-т.д.) для-населения многих регионов Российской Федерации является средствомобщения и национально-культурной самоидентификации, средством хранения и усвоения знаний, творческой самореализации личности, основным средством развития национальной культуры народа.

Родной язык играет огромную роль в нравственном воспитании ребенка, в становлении его как человека с самобытным национальным характером. Как верно подчеркивал К. Д. Ушинский, «язык есть самая живая, самая прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколениям одно великое, историческое живое целое» [161, с. 557].

Обучение родному языку оказывает также большое влияние на. общее развитие личности, поскольку одновременно с процессом овладения родным языком, усвоения форм родной речи развивается и мышление человека.

В' последние годы особую тревогу вызывает не столько снижение лингвистической компетенции школьников на родном языке, сколько отсутствие коммуникативной: наблюдается снижение уровня развития речи школьников.

Наблюдения показывают, что низкий уровень коммуникативно-речевых умений учащихся на родном языке обусловленцелым рядом причин:

• не очень высокий статус родных языков в сферах экономической, политической, культурной жизни России;

• снижение интереса к чтению классических произведений (вследствие увлеченности детей средствами мобильной связи, компьютерными играми, интернетом и т. д.);

• снижение роли устной и, письменной речи на родном языке, обусловленное введением тестирования по многим школьным предметам (тестированием на русском языке);

• уменьшениероли родного- (татарского языка) в семье и в дошкольных учреждениях, особенно в городах, где общение между людьми происходит в основном нафусском языке;

• недостаточное использование на уроках татарского языка и литературы современных образовательных технологий и технических средств обучения;

• отсутствие научно обоснованной методики коммуникативно-ориентированного обучения татарскому языку;

• отсутствие необходимых методических условий развития мотивации к изучению родного (татарского) языка.

Современная методика осознала необходимость, коммуникативно-ориентированного обучения.

Главной целью коммуникативно-ориентированного" обучения" является формирование и развитие коммуникативных компетенций, проявляющихся во всех видах речевойдеятельности: Еще вдошкольном возрасте ребенок овладевает родным языком для практического общения, то есть овладевает определенными/ коммуникативными компетенциями. Большое значение при этом имеют индивидуальные способности ребенка, а также уровень речевой культуры родителей и окружающих. К сожалению, многие родители и сами недостаточно владеют татарским литературным языком. Поэтому решающую роль в, формировании коммуникативно-речевых умений и навыков играет школьное обучение татарскому языку.

Важным, условием реализации коммуникативно-ориентированного обучения является опора на текст.

Текстоцентрический подход к обучению нашел теоретическое обоснование в работах Е. А. Быстровой, К. З. Закирьянова, H.A.

Ипполитовой, В-И. Капинос, Г. В: Колшанского, М. Р. Львова, HIB. Львова, 'Г.М. Пахновой, Р. Б. Сабаткоева и др.

Работа с текстами-описаниями в: процессе изучения имен прилагательных позволяет учащимся осознать, их: функционирование в речии более осмысленно использовать при создании собственных высказываний.

Однако наблюдения? показывают, чтомногие учащиеся испытывают затруднения при описании портрета человека, не умеют писать сочинение-описание времени года, ограничиваются? простымперечислением определений и допускают ошибки в порядке их расположения, практически не используют парные и составные имена прилагательные для обозначения оттенков цвета, допускают ошибки в компаративных конструкциях,. произношении, и правописании прилагательных. Тексты не эмоциональны, поскольку учащиесяне' используют, художественные средства выразительности.

В связи с этим возникают следующие противоречия:

• между необходимостью? развития-, коммуникативно-речевых умений, и навыков учащихся на уроках татарского языка и недостаточной разработанностью коммуникативно-ориентированнойметодики обучения в процессе изучения имен прилагательных;

• ' между требованиями к компьютеризации обучения, использованию в учебном процессе современных технических средств" и недостаточным уровнем методической и технологическойразработки их использования в процессе изучения имен прилагательных на уроках татарского языка.

Поиски путей, разрешения^ выявленных противоречий позволили сформулировать основную проблему нашего исследования: каковы лингвометодические условия, обеспечивающие эффективное развитие коммуникативно-речевых умений: и навыков учащихся при изучении имени прилагательного на уроках: татарского языка.

На основе выделенных противоречий и проблемы нами определена тема, исследования: «Развитие коммуникативно-речевых умений и навыков учащихсяг при изучении имени прилагательного на уроках татарского языка».

Цель исследования: теоретическая разработка, научное обоснование и экспериментальная проверка, лингвометодических условий развития коммуникативно-речевых умений и навыков учащихся 6 классов в процессе изучения имени прилагательного на уроках татарского языка.

Объект исследования: процесс развития коммуникативно-речевых умений и навыков учащихся 6 классов на уроках татарского языка и развития речи.

Предмет исследования: комплекс лингвометодических условий, обеспечивающих успешное развитие коммуникативно-речевых умений и навыков учащихся 6 классовв процессе изучения* имени прилагательногона уроках татарского языка.

Гипотеза исследования: развитие коммуникативно-речевых умений и навыков учащихся 6 классов в процессе изучения* имени прилагательного на уроках татарского языка будет результативным, если:

• использовать разработанную на основе данных мониторинга уровня разития коммуникативно-речевых умений и навыков, а также на основе связных текстов систему упражнений, способствующих формированию языкового чутьяи овладению умениями правильного, контекстного употребления прилагательных в устной и письменной речи в соответствии с нормами литературного языка;

• развивать мотивацию учащихся к изучению родного языкаиспользовать современные образовательные технологии и технические средства, наиболее эффективные методы, способствующие развитию коммуникативно-речевых умений и навыков;

• включать в комплексную работу с текстами лингвистический (фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический) анализ прилагательных как одно из условий развития коммуникативно-речевых умений и навыков;

• проводить интегрированные уроки татарского языка и литературы и организовывать на них систематическую словарную работу над семантикой прилагательных.

Цель исследования и выдвинутая гипотеза предполагают решение следующих задач:

1. На основе анализа психологических, психолингвистических и лингвистических предпосылок и определения уровня развития коммуникативно-речевых умений и навыков учащихся обосновать методические подходы к изучению имен прилагательных на уроках татарского языка.

2. Изучить лингвистические предпосылки коммуникативной работы в процессе изучения имен прилагательных на уроках татарского языка: проанализировать прилагательные — синонимы, антонимы и фразеологизмы как языковые средства важнейших, коммуникативных качеств речи (точности, богатства, разнообразия и* выразительности) — определить частотность употребления прилагательных в художественных текстах-описаниях.

3. Разработать и обосновать лингвометодические условия наиболее эффективного развития коммуникативно-речевых умений и навыков учащихся, выявить источники развития мотивации, при изучении родного, языка и определить основные коммуникативно-речевые умения и навыки учащихся при изучении имени прилагательного на уроках татарского языка.

4. Разработать систему упражнений по развитию коммуникативно-речевых: умений и навыков учащихся на основе функционального, текстоцентрического и комплексного подходов к изучению прилагательныхэлектронную книгу (таблицы и упражнения), компьютерную программу и тесты.

5. Апробировать и экспериментально проверить эффективность предлагаемых нами лингвометодических условий развития коммуникативно-речевых умений и навыков учащихся 6 классов при изучении имени прилагательного на уроках татарского языка.

Методологической основой исследования' являются системно-структурный подход к исследуемым явлениям, личностно-ориентированный и деятельностный подходы к развитию коммуникативно-речевых умений и навыков учащихся, теория языковой личности Ю. Н. Караулова.

Теоретическую основу исследования составили:

• психологические исследования речи (В.А. Артемов, Б. В. Беляев, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. К. Маркова, P.C. Немов, С. Л. Рубинштейн и др.);

• теория речевой* деятельности (Л.С. Выготский, Н. И. Жинкин, I.

И.А. Зимняя, A.A. Леонтьев, А. Н. Леонтьев и др.);

• теория и методика обучения русскому языку как родному (Е.А. Быстрова, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова, Т. А. Ладыженская, М. Р: Львов и др-);

• теория и методика обучения русскому языку как неродному (Г.А.Анисимов, С. А. Арефьева, В. Ф. Габдулхаков, К. З. Закирьянов, Р. Б. Сабаткоев, Л. Г. Саяхова, Л. З. Шакирова и др.);

• теория и методика обучения татарскому языку как родному (М.З. Закиев, Н. В. Максимов, Ч. М. Харисова, Ф. М. Хисамова, P.A. Юсупов и др.);

• теория и методика обучения татарскому языку как неродному (А.Ш. Асадуллин, P.P. Замалетдинов, Ф. С. Сафиуллина, К. С. Фатхуллова, г.

Р.З. Хайдарова, Ф. Ф. Харисов и др.);

• теория и методика обучения иностранному языку (Н.И. Гез,.

Г. В. Колшанский, Е. И. Пассов, E.H. Соловова и др.);

• исследования прилагательных как грамматической, единицы (З.М. Валиуллина, М. З. Закиев, М. З. Закирова, В. А. Костенко, Л. Г. Латфуллина, Д. А. Салимова, Д. Г. Тумашева, В. Н. Хангильдин, Ч. М. Харисова, Ф. М. Хисамова и др.);

• теория и методика использования современных образовательных технологий и технических средств обучения (В.И. Андреев, Б. С. Гершунский, Г. И. ИбрагимовF. M: Коджаспирова, М. И. Махмутов, В. К. Петров, Е. С. Полат, К. Н. Поливанова, C.B. Сарычев, Г. К. Селевко, А. Н. Хузиахметов, М. А. Чошанов и др.).

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

1. Теоретические: изучение и анализ литературы по психологии, педагогикелингвистикеметодике преподаванияанализ учебно-методической литературы (действующих программ, учебников и методических пособий).

2. Эмпирические: сбор и накопление данных (беседы, анкетирование, педагогическое наблюдение, анализ работ учащихся) — контроль и измерение (контрольные срезы, тесты) — эксперимент и, опытная проверка выводов исследования.

3. Статистическая обработка экспериментальных данных.

Исследование проводилось в три этапа.

Г этап — поисковый (2005;2007 гг.): уточнение проблемы исследованияизучение психологической, психолингвистической, психолого-педагогической, лингвистической и лингвометодической' литературы по проблеме исследованияуточнение понятийно-терминологического аппаратаформулирование цели, задач, гипотезы исследованияанализ школьных программ, учебников и методических пособий в аспекте коммуникативно-ориентированного обученияразработка материалов и проведение констатирующего экспериментавыявление условий эффективного развития коммуникативно-речевых умений и навыков учащихся 6 классов при изучении имени прилагательного на уроках татарского языка.

2' этап — основной (2007;2009 гг.): расширение теоретической и экспериментальной базы исследованияразработка системы упражнений по развитию коммуникативно-речевых умений и навыков учащихсясоздание компьютерной программы, таблиц и упражнений для интерактивной доскиразработка методики последовательного развития коммуникативно-речевых умений и навыков на основе комплексного анализа текстаразработка и апробирование лингвометодических условий развития коммуникативно-речевых умений и навыков учащихся при изучении имени прилагательного на уроках татарского языкаанализ и сопоставление результатов экспериментальных срезов.

3 этап — завершающий и обобщающий (2009;2010 гг.): анализ результатов педагогического эксперимента, обработка, обобщение результатов исследования, техническое оформлениеработы, внедрение в практику полученных результатов и рекомендаций.

Экспериментальной базой исследования послужили 6 классы средних общеобразовательных школ №№ 113, 132, 146 г. Казани, №№ 4, 16 г. Альметьевска, № 1 г. Чистополя Республики Татарстан.

Экспериментальная работа в школах проводилась в два этапа:

1) 2006;2007 гг. — констатирующий эксперимент;

2) 2008;2009 гг. — обучающий эксперимент.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Теоретически обоснована и экспериментально проверена совокупность лингвометодических условий эффективного развития коммуникативно-речевых умений и навыков учащихся 6 классов, при изучении имени прилагательного на уроках татарского языка (изучение прилагательных на основе связного текстаиспользование лингвистического анализа текста как одно из условий развития коммуникативно-речевых умений и навыковпроведение интегрированных уроков татарского языка и литературыиспользование современных образовательных технологий и технических средств обучения).

2. Определены наиболее важные составляющие комплекса речевых умений и навыков при изучении имени, прилагательного: составлять тексты-описания предметов, портрета (лица, фигуры, одежды) и характерных особенностей человекаписать сочинение-описание времени годаправильно использовать в речи относительные и качественные прилагательные различных степеней сравнения.

3. Выявлены источники развития^мотивации учащихся при изучении родного языка: мотивация общения, мотивация совершенствования речевой культуры, целевая мотивация, ситуативная мотивация, мотивация успеха, мотивация творческого саморазвития, инструментальная мотивация, эстетическая мотивация, мотивацияиспользования компьютерных технологий, мотивация-, осознания, национальной идентичности.

4. Определены лингвистические предпосылки коммуникативной работы в процессе изучения имен прилагательных на уроках* татарского языка: проанализированы прилагательные — синонимы, антонимы и фразеологизмы как языковые средства важнейших коммуникативных качеств речи (точности, богатства, разнообразия и выразительности) — определена частотность употребления прилагательных в художественных текстах-описаниях.

5. Разработана и обоснована система упражнений по развитию коммуникативно-речевых умений и навыков учащихся на основе текстоцентрического, функционального и комплексного подходов к изучению прилагательных на уроках татарского языка.

Теоретическая значимость исследования заключается в научном обосновании системы коммуникативных упражнений, разработанных на основе данных мониторинга уровня развития коммуникативно-речевых умений и навыков, а также на основе использования компьютерных технологий и технических средств обученияв выявлении источников развития мотивации учащихся при изучении родного языкав определении наиболее важных составляющих комплекса речевых умений и навыков учащихся в процессе изучения имен прилагательных на уроках татарского языка.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты создают необходимые предпосылки эффективного коммуникативно-ориентированного обучения учащихся 6 классов в процессе изучения имен прилагательных на уроках татарского языка. Разработанные нами система упражнений, электронная книга (таблицы и упражнения), компьютерная программа и тесты внедрены в практику и способствуют развитию навыков употребления учащимися прилагательных в связной речиобогащению словарного запасаповышению мотивации к изучению имени прилагательного и активизации речевой деятельностиразвитию умений-учащихся создавать собственное выразительное высказывание.

Результаты исследования могут быть использованы, авторами при создании программ, учебников и методических пособий нового поколения по татарскому языку.

Достоверность результатов исследования обеспечивается оптимальным выбором методологических основанийопорой на достижения в. области лингвистики, педагогики, психологии и психолингвистики, методики преподавания родного (русского и татарского) языка, методики использования современных образовательных технологий и технических средств обученияадекватностью методов исследования его целям, и задачамрациональным сочетанием теоретического и экспериментального материаламноголетним опытом работы диссертанта в качестве учителя высшей квалификационной категории татарского языка и литературы средней общеобразовательной школы № 146 с углубленным изучением отдельных предметов г. Казани и научного руководителя опытно-экспериментальной работы в школах Республики Татарстан.

Назащиту выносятся:

1. Комплекс лингвометодических условий: изучение имен прилагательных на основе уровня развития коммуникативно-речевых умений и навыков, а также на основе текстовой организации речирегулярное проведение лингвистического анализа на материале связного текстаиспользование компьютерных технологий и современных технических средств обученияпроведение интегрированных уроков татарского языка и литературы с целью обучениясочинениям-описаниям предметов, портрета (лицафигуры, одежды) человека и его наиболее характерных черт, времени года на основе анализа образцовых текстов.

2. Доказательство того, что данный комплекс лингвометодических условий позволяет эффективно развивать коммуникативно-речевые умения и навыки учащихся в процессе изучения имен прилагательных на уроках татарского языка.

Апробация и внедрение результатов исследования. Ход исследования, результаты, выводыи рекомендации, докладывались и обсуждались на кафедрах татарского языкознания, методики преподавания татарского языка, педагогики, на заседанияхметодических объединений гг. Альметьевска, Чистополя, Казани.

Материалы исследования опубликованы в сборниках научных трудов* БГУ, КГУ, ТТТПУв республиканских научно-методических журналах «Образование и саморазвитие», «Казанский педагогический журнал», «Наука и язык», «Наукаи школа" — в материалах VII Международного симпозиума (2008 г.), Всероссийского методического семинара (2009 г.) — республиканских научно-практических конференций и семинаров (2006, 2007, 2008, 2009, 2010 г. г.).

Материалы исследования использовались в работе учителей гг. Альметьевска, Чистополя, Казани.

Структура и содержание диссертации. Содержание и задачи исследования определили структуру диссертации, которая состоит из введения, трех глав, включающих. 10 параграфов, заключения, библиографии, приложения- 6 таблиц и 5 гистограмм. Объем работы составляет 247 стр., количество источников — 201.

Выводы по 3 главе.

Таким образом, в данной главе были обоснованы лингвометодические условия развития коммуникативно-речевых умений и навыков учащихся при изучении имени прилагательного на уроках татарского языка, изложены разработанные нами методики и результаты обучающего эксперимента, проведенного с целью апробации этих условий и методик.

1. Одним из главных условий является создание образцовой речевой среды, способствующей формированию языкового чутья учащихся, их духовно-нравственному и эстетическому развитию и воспитанию. Для реализации этого условия нами был произведен целенаправленный отбор текстов, в которых говорится о красоте природы и необходимости бережного отношения к ней, о национальных традициях, культуре поведения.

2. Необходимым условием совершенствования коммуникативно-речевых умений и навыков при изучении прилагательных является также осмысление их текстообразующей роли, функциональной предназначенности. В целях реализации этого условия нами были осуществлены текстоцентрический и функциональный подходы к организации дополнительного дидактического материала — отбору текстов и составлению заданий. Актуальность этого материала обусловлена тем, что при традиционном обучении вопросам осознания учащимися роли прилагательных в тексте, функции речевой выразительности практически на уделяется внимания.

Экспериментальное обучение показало эффективность работы с выразительными образцовыми текстами, описывающими предметы, природу, внешние и внутренние качества людей, по разработанной нами методике. Учащиеся делали очень важный в методическом плане вывод: самое главное в описании — это умение выделить наиболее характерные, отличительные признакиподобрать имена прилагательные, обозначающие эти признакииспользовать синонимы, антонимы и фразеологизмы для создания выразительного, яркого описания.

3. Обучающий эксперимент показал: в процессе комплексной работы с текстом по разработанной нами методике развиваются навыки и умения учащихся правильно употреблять прилагательные в речи в соответствии’с нормами татарского литературного языкаизлагать текст, производить различные виды разборовиспользовать синонимы, антонимы и фразеологизмы для создания яркого и выразительного высказывания.

Обучающий эксперимент показал эффективность последовательного развития умений учащихся создавать собственное высказывание на основе анализа образцовых текстов, переноса умений и навыков с одного вида работы с текстом (изложение) на другой (сочинение).

4. Проведение интегрированных уроков татарского языка и литературы, организация проектной деятельности учащихся, использование в учебном процессе интерактивной доски и компьютера способствуют повышению мотивации к изучению родного языка, совершенствованию коммуникативно-речевых умений и навыков учащихся.

Результаты обучающего эксперимента подтвердили эффективность предлагаемых нами лингвометодических условий развития коммуникативно-речевых умений и навыков учащихся при изучении имени прилагательного на уроках татарского языка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Проведенное нами исследование лингвометодических условий развития коммуникативно-речевых умений и навыков учащихся при изучении имени прилагательного на уроках татарского языка связано с актуальными проблемами современной методики преподавания татарского языка.

В ходе исследования получены фактические данные об уровне сформированности умений учащихся составлять тексты-описания предмета, портрета (лица, одежды, фигуры) и характеристики внутренних качеств человекаиспользовать в речи относительные и качественные прилагательные различных степеней сравнения, синонимы, антонимы, и фразеологизмыписать сочинение-описание времени годапроизводить лингвистический анализвыразительно* читать текст. Обозначены допускаемые учащимися типичные ошибки.

2. Результаты констатирующего эксперимента показывают: учащиеся не умеют использовать в текстах-описаниях парные и составные прилагательныене знают портретную, лексикупрактически не используют прилагательные — синонимы, антонимы и фразеологизмыдопускают ошибки в употреблении компаративных конструкций, прилагательных превосходной степени и субстантивированных прилагательныхне умеют писать сочинение-описание времени года по наблюдениямпроизводить фонетический анализ. Многие учащиеся допускают ошибки в морфемном и морфологическом анализе субстантивированных прилагательных и качественных прилагательных превосходной степенив произношении и правописании арабо-персидских заимствований и слов с губной гармониейплохо различают собственно сложные, парные и составные имена прилагательныене умеют выразительно читать.

3. Произведенный нами анализ действующих программ, учебников и УМК в аспекте коммуникативно-ориентированного обучения при изучении имен прилагательных на уроках татарского языка показал: системообразующую основу курса татарского (родного) языка составляют сведения, изложенные в логике научного описания языкасуществующей системы упражнений недостаточно для развития коммуникативно-речевых умений и навыков. Анализ учебников выявил также ограниченность упражнений, имеющих речевую направленность. В действующих учебниках и УМК основное внимание уделяется формированию умений и навыков опознавать относительные и качественные прилагательныеобразовывать формы степеней сравненияпроизводить морфолого-синтаксический разборсоставлять словосочетания и предложения. Не уделяется внимание осознанию учащимися текстообразующей роли имен прилагательных, их функциональной предназначенности в речи. Мало внимания уделяется формированию умений употреблять прилагательныесинонимы, антонимы и фразеологизмысоставлять тексты-описания предметов, портрета (лица, фигуры, одежды) и характерных особенностей человека, писать сочинение-описание времени года по наблюдениям.

4. В ходе анализа психолого-педагогической, научно-методической и лингвистической литературы по исследуемой проблеме обоснованы текстоцетрический, функциональный и комплексный подходы к развитию коммуникативно-речевых умений и навыков ^учащихся.

Выявлены источники развития мотивации при изучении родного языка: мотивация общения, мотивация совершенствования речевой культуры, целевая мотивация, ситуативная мотивация, мотивация успеха, мотивация творческого саморазвития, инструментальная мотивация, эстетическая мотивация, мотивация использования информационно-компьютерных технологий, мотивация осознания национальной идентичности.

Определены наиболее важные составляющие комплекса речевых умений и навыков учащихся при изучении имен прилагательных: составлять тексты-описания предметов, портрета (лица, фигуры, одежды) и характерных особенностей человекаписать сочинение-описание времени годаправильно использовать в речи относительные и качественные прилагательные различных степеней сравнения.

5. Лингвистическим обоснованием развития коммуникативно-речевых умений и навыков при изучении имен прилагательных является произведенное нами всестороннее рассмотрение лексико-семантических групп прилагательныхморфологических категорий степеней сравнения качественных прилагательныхособенностей употребления прилагательных в позиции атрибута и предиката.

Исследование структуры словоформ и систематизация типов словоформ относительных и качественных прилагательныхподробное изучение твердых и мягких алломорфов, обусловленных влиянием палатального сингармонизма и ассимиляцией согласных звуков по звонкости-глухостисловообразовательных типов и моделей имен прилагательных является лингвистической базой обучения учащихся морфемному и словообразовательному анализу, правилам правописания и произношения имен прилагательных. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в татарском языкознании морфемная структура частей речи, в том числе имен прилагательных, мало изучена.

В связи с отсутствием исследований прилагательных в коммуникативном аспекте проанализированы прилагательные — синонимы, антонимы и фразеологизмы как языковые средства важнейших коммуникативных качеств речи (точности, понятности, богатства, разнообразия и выразительности).

Определена частотность употребления прилагательных в художественных текстах-описаниях.

6. В результате проведенного исследования, нами были определены следующие лингвометодические условия эффективного развития коммуникативно-речевых умений и навыков учащихся при изучении имени прилагательного на уроках татарского языка:

• целенаправленный отбор текстов и заданий к ним для создания образцовой речевой среды, формирования языковой интуиции, осознания учащимися текстообразующей роли и функции речевой выразительности прилагательных;

• изучение имен прилагательных наоснове связных текстов;

• регулярное проведение лингвистического (фонетического, морфемного, словообразовательного, морфологического и синтаксического) анализа на материале связного текста;

• использование компьютерных технологий и современных технических средств обучения;

• выбор наиболее эффективных методов (индуктивный метод изучения прилагательных сравнительной степени, дедуктивный метод изучения прилагательных превосходной и уменьшительной степеней сравнения);

• проведение интегрированных уроков татарского языка и литературы;

• словарная работа над значением незнакомых слов, работа с синонимами, антонимами и фразеологизмами;

• организация литературно-творческих проектов;

• обучение сочинениям-описаниям предметовпортрета (лица, фигуры, одежды) человека и его наиболее характерных черт, времени" года на основе анализа образцовых текстов.

7. Обучающий эксперимент показал: в процессе комплексной работы с образцовыми текстами по разработанной нами методике развиваются навыки и умения учащихся излагать текст, производить различные виды разборов, правильно употреблять в речи относительные и качественные прилагательные различных степеней сравненияиспользовать синонимы с учетом их лексической сочетаемости, антонимы и фразеологические обороты для создания ярких, выразительных текстов-описаний.

Анализ результатов обучающего эксперимента подтвердил также следующее:

1. Использование цветных электронных таблиц при объяснении правил образования и правописания степеней сравнения качественных прилагательных, синтаксической роли, субстантивации имен прилагательных, порядка выполнения морфологического разбора, отличительных особенностей относительных и качественных прилагательных обеспечивает наглядность и способствует лучшему усвоению знаний.

2. Выполнение упражнений на интерактивной доске позволяет более эффективно использовать учебное время. А самое главное — повышает мотивацию к изучению такого сложного раздела как морфология.

3. Применение индуктивного метода при изучении сравнительной степени, дедуктивного метода при изучении превосходной и уменьшительной степеней сравнениясопоставительного метода изучения относительных и качественных прилагательных способствует более эффективному формированию грамматических умений и навыков. Количество учащихся, успешно выполнивших контрольные задания по определению уровня сформированности морфологических и синтаксических умений и навыков при изучении относительных и качественных имен прилагательных, в экспериментальных группах на 20,3% больше, чем в контрольных.

4. Умения учащихся употреблять прилагательные в речи развиваются более эффективно при соблюдении последовательности в формировании умений: анализ текста-образца — собственное высказывание. Количество учащихся, успешно выполнивших контрольные задания по определению умений употреблять имена прилагательные при описании предметов, внешнего облика и характерных черт людей в экспериментальных группах на 22,5% больше, чем в контрольных.

5. При обучении учащихся сочинениям-описаниям времен года по разработанной нами методике, качество выполнения работ повышается в среднем на 21%.

6. Проведение интегрированных уроков татарского языка и литературы стимулирует прочтение произведений. Организуемая на уроках татарской литературы систематическая словарная работа над значением незнакомых словработа с синонимами, антонимами, словами переносного значения, фразеологизмамивыполнение дополнительных заданий способствует расширению словаря учащихся, совершенствованию лексических навыков, формированию навыков контекстного использования прилагательных в речи.

Количество учащихся, успешно выполнивших контрольные задания по определению уровня сформированности лексических умений и навыков в экспериментальных группах больше, чем в контрольных на 21,2%.

7. Организация работы над литературно-творческими проектами способствует совершенствованию коммуникативно-речевых умений и навыков учащихся, стимулирует их творческую^ активность, повышает мотивацию к изучению родного языка. В конкурсах на лучшее сочинение приняли участие 30,9% учащихся экспериментальных групп, что на 24,4% больше, чем в контрольных группах. Учащиеся экспериментальных групп заняли призовые места не только на школьных, но и в муниципальных конкурсах на лучшее сочинение.

8. Использование компьютерной программы «Сыйфатларны вйрэнэбез» («Изучаем прилагательные») в качестве тренажера помогает учащимся овладеть грамматическими, лексическими и орфографическими навыкамиповышает самостоятельность обучения, поскольку программа осуществляет проверку правильности выполнения упражнений и компьютер выдает сообщения о допущенных ошибках.

9. Разработанный нами компьютерный тест позволяет быстро и эффективно оценить уровень знаний учащихся. При выполнении теста программой предусмотрена возможность дифференцированного подхода: учитель сам назначает время выполнения теста в зависимости от уровня подготовленности учащихся, от их индивидуальных возможностей. После завершения работы каждый учащийся просматривает верные варианты ответов и выполняет, в случае необходимости, тест повторно.

Настоящее исследование лингвометодических условий развития коммуникативно-речевых умений учащихся при изучении имени прилагательного не исчерпывает всех проблем коммуникативно-ориентированного обучения морфологии татарского языка. Требуются дальнейшие исследования для определения лингвометодических условий развития коммуникативно-речевых умений и навыков при изучении существительных, глаголов, местоимений и других частей речи.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аврорин В А. Проблемы изучения функциональной стороны языка / В А. Аврорин. — М.: Наука, 1975. — 276 с.
  2. Р.Н. Сыйфатларны ейрэнэбез. Интерактив такта очен таблицалар Ьэм кунегулэр: 4−7 нче сыйныф укытучылары очен методик кулланма / Р. Н. Агмалетдинова. — Казан: Мэктэп, 2009. — 52 б.
  3. Р.Н. Сыйфатларны ейрэнэбез. Компьютер программасы Ьэм тест: 6−7 нче сыйныф укытучылары очен методик кулланма / Р. Н. Агмалетдинова. Казан: Мэктэп, 2009. — 48 б.
  4. Э.Г. Словарь методических терминов: теория и практика преподавания / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. СПб.: Златоуст, 1999. — 472 с.
  5. В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. — Казань: Центр инновационных технологий, 2003.-608 с.
  6. Г. А. Развитие русской речи учащихся чувашской школы в связи с изучением глагола: автореф. дис.. канд. пед. наук / Г. А. Анисимов- НИИ общего и политехнического образования. Москва, 1968. -20 с.
  7. В.А. Очерки по психологии речи / В. А. Артемов: — М.: Просвещение, 1969. 280 с.
  8. А.Ш. Заглядывая в прошлое методической науки: Из методического наследия по преподаванию русского языка в национальной школе / А. Ш. Асадуллин. Казань: Мастер-Лайн, 2001. — 256 с.
  9. О.С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. -М.: Сов. энциклопедия, 1966. 386 с.
  10. М.В. О взаимосвязи различных видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка / М. В. Бабкина // Русский язык в школе. — 2004. № 2. — С. 3−6.
  11. .Ц. Психология обучения речевому мастерству / Б. Ц. Бадмаев, A.A. Малышев. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. — 224 с.
  12. В.Н. Общее языкознание / В. Н. Базылев. — М.: Гардарики, 2007. 285 с.
  13. .В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам / Б. В. Беляев. — М.: Просвещение, 1965. 227 с.
  14. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход — основная стратегия обновления школы / И. Л. Бим // Иностранный язык в школе. -2002.-№ 2.-С. 11−14.
  15. П.П. Память и мышление / П. П. Блонский. СПб.: Питер, 2001.-288 с.
  16. Бодуэн де Куртенэ И. А. Избранные труды по общему языкознанию / И. А. Бодуэн де Куртенэ. М.: Изд-во АН СССР, 1963. — Т. 1.-384 с.
  17. Большой энциклопедический словарь. Языкознание / гл. ред. А. М. Прохоров. -М.: Большая Российская энциклопедия, 2000 1454 с.
  18. Ф.И. Преподавание отечественного языка / Ф. И. Буслаев. -Ленинград: Учпедгиз, 1941. -248 с.
  19. Ф.И. О преподавании отечественного языка / Ф. И. Буслаев. М.: Просвещение, 1992. — 511 с.
  20. Е.А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка / Е. А. Быстрова // Русский язык в школе. 1996. — № 1. — С. 3−8.
  21. Е.А. Обучение русскому языку в школе / Е. А. Быстрова. М.: Дрофа, 2004. — 240 с.
  22. Ф.С. Урта мэктэп Ьэм гимназиялэрдэ татар телен укыту методикасы / Ф. С. Вэлиева, Г. Ф. Саттаров. Казан: Раннур, 2000. — 456 б.
  23. Л.А. Русский язык и культура речи / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Катаева. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. — 250 с.
  24. Д.В. Методы научного познания в школьном обучении: Индукция, дедукция, гипотеза / Д. В. Вилькеев. Казань: Таткнигоиздат, 1975.- 160 с.
  25. Д.В. Педагогическая психология: Курс лекций / Д. В. Вилькеев. Казань: КГПУ, 2001.- 160 с.
  26. Д.В. Психология обучения и воспитания / Д. В. Вилькеев. Казань: КГПУ, 1994. — 141 с.
  27. Л.С. Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. — 519. с.
  28. Л.С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. — М.: Лабиринт, 2001. 367 с.
  29. В.Ф. Технология формирования языковой личности / В. Ф. Габдулхаков // Мэгариф. 1999. — № 1. — С. 43−44.
  30. Г. Р. Лексикология: таблицалар, схемалар, анализ урнэклэре, кунегулэр, сузлекчэ: Югары сыйныф укучылары Ьэм студентлар очен / Г. Р. Галиуллина. — Казан: Мэгариф, 2007. 95 б.
  31. И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин. М.: Наука, 1981. — 139 с.
  32. П.Я. Психология как объективная наука / П. Я. Гальперин. М.: Изд-во Институт практической психологии, 1998. — 480 с.
  33. Ф.А. Образование сложных слов в татарском языке / Ф. А. Ганиев. Казань: Печатный двор, 2002. — 192 с.
  34. Гез Н. И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований / Н. И. Гез // Иностранный язык в школе. 1985. — № 2. — С. 17−23.
  35. .С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы / Б. С. Гершунский. — М.: Педагогика, 1987. — 245с.
  36. Н.К. Исследования по сравнительной грамматике тюркских языков / Н. К. Дмитриев. — М.: Изд-во АН СССР, 1952. 336 с.
  37. Н.К. Очерки по методике преподавания русского и родного языков в татарской школе / Н. К. Дмитриев. — М.: Учпедгиз, 1952. -246 с.
  38. Н.И. Избранные труды. В 3 т. Т. 1. Язык речь -творчество: Исследования по семиотике, психолингвистике, поэтике / Н. И. Жинкин. — М.: Лабиринт, 1998. — 366 с.
  39. Н.И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.-370 с.
  40. Н.И. Речь как проводник информации / Н. И. Жинкин. -М.: Наука, 1982.-159 с.
  41. М.З. Татар синтаксисы: Югары уку йортлары очен дэреслек / М. З. Зэкиев. Казан: Мэгариф, 2005. — 399 б.
  42. И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И. А. Зимняя. Воронеж: Изд-во НПО Модек, 2001. — 429 с.
  43. И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке / И. А. Зимняя. М.: Просвещение, 1985. — 160 с.
  44. Г. А. Коммуникативная грамматика русского языка / Г. А. Золотова, Н. К. Ониненко, Н. Ю. Сидорова. М.: Изд-во МГУ, 1998. -528 с.
  45. О.М. Культура речевого общения: Теория и практика обучения / О. М. Казарцева. М.: Наука, 2001. — 496 с.
  46. В.И. Развитие речи: Теория и практика обучения / В. И. Капинос, H.H. Сергеева, М. С. Соловейчик. М.: Линка-Пресс, 1994. -192с.
  47. Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. М.: Наука, 1987. — 259 с.
  48. Г. М. Технические средства обучения и методика их использования / Г. М. Коджаспирова, В. К. Петров. М.: Академия, 2008. -352 с.
  49. Г. В. Коммуникативная функция и структура языка / Г. В. Колшанский. -М.: Наука, 1984. 170 с.
  50. Г. В. Лингвокоммуникативные аспекты речевого общения / Г. В. Колшанский // Иностранный язык в школе. — 1985. — № 1. — С. 11−14.
  51. Краткая русская грамматика / отв. ред. Н. Ю. Шведова. — М.: Русский язык, 1989. — 639 с.
  52. Т.С. Современные подходы к обучению речи / Т. С. Кудрявцева // Русский язык в школе. 1996. — № 3. — С. 3−7.
  53. А.Ю. Семантический аспект функционального подхода к изучению синтаксиса в школе / А. Ю. Купалова // Русский язык в школе. -2006. 5. С. 9−14.
  54. А.Ю. Язык и речь в школьном курсе родного языка / А. Ю. Купалова // Русский язык в школе. 1999. — № 1. — С. 27−32.
  55. Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения / Т. А. Ладыженская. М.: Наука, 1998. — 134 с.
  56. Л.Г. Категория качественного прилагательного в современном татарском языке: автореф. дис.. канд. филол. наук / Л.Г. Латфуллина- РАН Институт языкознания. М., 2003. — 20 с.
  57. A.A. Основы психолингвистики / A.A. Леонтьев. М.: Академия, 2005. — 287 с.
  58. A.A. Прикладная психолингвистика речевого общения и массовой коммуникации / A.A. Леонтьев. М.: Смысл, 2008. — 271 с.
  59. A.A. Психологические проблемы массовой коммуникации / A.A. Леонтьев. М.: Наука, 1974. — 267 с.
  60. A.A. Психология общения: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология» / A.A. Леонтьев. М.: Смысл, 1999. — 365 с.
  61. A.A. Язык, речь, речевая деятельность / A.A. Леонтьев. М.: Просвещение, 1969. — 214 с.
  62. А.Н. Проблема деятельности в психологии / А. Н. Леонтьев // Вопросы психологии. 1972. — № 9. — С. 102−107.
  63. И.Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. -М.: Педагогика, 1981. 185 с.
  64. Лингвистические основы преподавания языка / отв. ред. H.A. Баскаков. М.: Наука, 1983. — 272 с.
  65. Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Советская энциклопедия, 1990. — 682 с.
  66. Лингвистическое описание языков в учебных целях / отв. ред. A.A. Азизов. Ташкент: Таш. гос. ун-т., 1984. — 79 с.
  67. A.M. Диалог с Л.С. Выготским по поводу письменной речи / A.M. Лобок // Вопросы психологии. 1996. — № 6. — С. 41−52.
  68. А.Р. Развитие речи и формирование психических процессов / А. Р. Лурия. М.: АПН РСФСР, 1959. — 541 с.
  69. А.Р. Речь и мышление / А. Р. Лурия. М.: Наука, 1975.237 с.
  70. А.Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.-413 с.
  71. М.Р. Языковое чутье как фактор обучения / М. Р. Львов // Русская словесность. 2005. — № 7. — С. 43−49.
  72. Н.В. Вопросы теории речевой деятельности / Н. В. Львов // Иностранный язык в школе. 1985. — № 6. — С. 3−8.
  73. Н.В. Рус телендэ белем бируче мэктэптэ татар балаларына ана теле укыту: 6 нчы сыйныф: Укытучылар очен методик кулланма / Н. В. Максимов, М. З. Хэмидуллина. Казан: Мэгариф, 2007. -120 б.
  74. Н.В. Рус телендэ урта гомуми белем бируче мэктэпнец 6 нчы сыйныфы очен дэреслек (татар балалары очен) / Н. В. Максимов, М. З. Хэмидуллина. Казан: Мэгариф, 2005. — 191 б.
  75. А.К. Психология усвоения языка как средства общения / А. К. Маркова. М.: Педагогика, 1974. — 239 с.
  76. А.К. Усвоение школьниками коммуникативной функции языка / А. К. Маркова // Вопросы психологии. 1971. — № 4. — С. 21−32.
  77. М.И. Педагогические технологии развития мышления учащихся / М. И. Махмутов, Г. И. Ибрагимов, М. А. Чошанов. Казань: Изд-воТГЖИ, 1993.-88 с.
  78. М.И. Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся / М. И. Махмутов. Казань: Таткнигоиздат, 1963.-80 с.
  79. М.И. Современный урок / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1985. — 184 с.
  80. М.И. Теория и практика проблемного обучения / М. И. Махмутов. — Казань: Таткнигоиздат, 1972. 551 с.
  81. Методика обучения языкам межнационального и национального общения: сб. ст. /МПИ. -М.: Изд-во МПИ, 1991. 156 с.
  82. Методика преподавания русского языка в национальной школе / отв. ред. Л. З. Шакирова. Ленинград: Просвещение, 1990. — 415 с.
  83. Методика развития речи на уроках русского языка / отв. ред. Т. А. Ладыженская. М.: Просвещение, 1991. — 239 с.
  84. .М. Ана теле дэреслэрендэ сейлэм устеРУ методикасы: Татар теле Ьэм эдэбияты укытучылары ечен кулланма / Б. М. Мифтахов. Казан: Тат. китап нэшр., 1987. — 88 б.
  85. .М. Грамматический разбор как средство развития познавательной активности и самостоятельности учащихся на уроках татарского языка: автореф. дис.. канд. пед. наук / Б.М. Мифтахов- КГПИ. -Казань, 1966.-41 с.
  86. .М. 6 нчы сыйныфта татар теле дэреслэре: Укытучылар очен методик кулланма / Б. М. Мифтахов. — Казан: Мэгариф, 2001.-88 6.
  87. Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии / Р. С. Немов. М.: ВЛАДОС, 2004. — 651 с.
  88. Е.И. Уроки развития речи: 6 класс / Е. И. Никитина. -М.: Дрофа, 2004.-224 с.
  89. В.П. Изучение морфологии на синтаксической основе / В. П. Озерская. -М.: Просвещение, 1989. 223 с.
  90. Основы теории речевой деятельности / отв. ред. А. А. Леонтьев. -М.: Наука, 1974.-368 с.
  91. Е.И. Коммуникативность обучения в практику школы / Е. И. Пассов. -М.: Просвещение, 1985. 123 с.
  92. Е.И. О функциональной организации речевого материала при обучении говорению / Е. И. Пассов // Иностранный язык в школе. -1975.-№ 3.-С. 62−69.
  93. Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды / Т. М. Пахнова // Русский язык в школе. 2000. — № 4. — С. 3−11.
  94. Педагогика / отв. ред. П. Н. Груздев. М.: Учпедгиз, 1947. — 307 с.
  95. Педагогическое речеведение: Словарь справочник / отв. ред. Т. А. Ладыженская. — М.: Флинта, 1998. — 310 с.
  96. Т.А. Коммуникативная стратегия обучения русскому языку / Т. А. Печенева // Педагогика. 2003. — № 4. — С. 26−31.
  97. О.В. Современные уроки развития речи / О. В. Печкурова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. — 320 с.
  98. В.А. Общая морфология. Введение в проблематику / В .А. Плунгян. М.: Эдиториал УРСС, 2000. — 383 с.
  99. Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е. С. Полат // Иностранный язык в школе. 2000. — № 2. — С. 3−10- № 3. — С. 3−9.
  100. Е.С. Обучение в сотрудничестве / Е. С. Полат // Иностранный язык в школе. 2000. — № 1. — С. 4−11.
  101. Е.С. Разноуровневое обучение / Е. С. Полат // Иностранный язык в школе. 2000. — № 6. — С. 6−11.
  102. Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. М.: Академия, 2007. — 364 с.
  103. К.Н. Проектная деятельность школьников: Пособие для учителя / К. Н. Поливанова: М.: Просвещение, 2008. — 192 с.
  104. Психология / отв. ред. A.A. Крылов. М.: Проспект, 2005.732с.
  105. Речь: теоретические и прикладные аспекты: коллектив, моногр./ сост. JI.B. Златоустова. -М.: Изд-во МГУ, 1991. 368 с.
  106. Речь. Речь. Речь / отв. ред. Т. А. Ладыженская. М.: Педагогика, 1990.-335 с.
  107. Л.М. Квантитативная характеристика татарского слова (на материале функциональных стилей татарского языка): автореф. дис.. канд. фил. наук / Л.М. Ризванова- Каз. гос. ун-т. Казань, 1996. -24с.
  108. JI.M. Квантитативная характеристика татарского слова / Л. М. Ризванова. — Казань: ТаРИХ, 2000. 156 с.
  109. И.О. Сочинения. Правила составления текстов: 5−6 классы / И. О. Родин, Т. М. Пименова. М.: Астрель, 2004. — 225 с.
  110. Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. М.: Просвещение, 1976. — 543 с.
  111. Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика / Д. Э. Розенталь. М.: Оникс, 2007. — 415 с.
  112. С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2000. — 712 с.
  113. Н.Х. Интенсивное обучение татарскому языку: Практический курс / Н. Х. Салехова, А. К. Максимова, Ч. М. Харисова. -Казань: Магариф, 1993. 128 с.
  114. Д.А. Части речи в разноструктурных, языках: автореф. дис.. докт. фил. наук / Д.А. Салимова- Каз. гос. ун-т. Казань, 2001. -51с.
  115. C.B. Педагогическая психология / C.B. Сарычев, И. Н. Логвинов. — СПб.: Питер, 2006. 224 с.
  116. Ф.С. Антонимнар сузлеге / Ф. С. Сафиуллина. — Казан: Хэтер, 2005. 235 б.
  117. Ф.С. Парлы сузлэрнец яца торлэре / Ф. С. Сафиуллина // Мэгариф. 2006. — № 7. — Б. 6−7.
  118. Ф.С. Татар телендэ суз тэртибе / Ф. С. Сафиуллина. -Казан: Тат. кит. нэшр., 1974. 150 б.
  119. Ф.С. Татарский язык: Интенсивный курс / Ф. С. Сафиуллина, К. С. Фатхуллова. Казань: Хэтер, 1999. — 448 с.
  120. Ф.С. Текст тезелеше / ФС. Сафиуллина. Казан: КДУ, 1993.-263 б.
  121. Ф.С. Хэзерге татар эдэби теле / Ф. С. Сафиуллина, М. З. Зэкиев. Казан: Мэгариф, 2006. — 407 б.
  122. JI.P. Методика преподавания русского языка в национальной школе: Курс лекций / JI.P. Саяхова. Уфа: БГУ, 1985. — 53 с.
  123. JI.P. Развитие навыков монологической речи студентов национальных отделений вузов: Учебное пособие / JI.P. Саяхова. — Уфа: БГУ, 1985.-85 с.
  124. Х.Х. Татар теленец орфоэпик сузлеге / Х. Х. Сэлимов. -Чаллы: КамАЗ нэшр., 1995. 127 б.
  125. Х.Х. Яца орфографиябез / Х. Х. Сэлимов // Мэгариф. -2001.-№ 7.-Б. 13−14.
  126. Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т. Т. 2. / Г. К. Селевко. М.: НИИ школьных технологий, 2006. — 816 с.
  127. Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение: Пособие для учителя./ Ф. П. Сергеев. Киев: Рад. шк., 1988. — 123 с.
  128. М. Образование и двуязычие / М. Сигуан, У. Ф. Макки. -М.: Педагогика, 1990. 184 с.
  129. B.JI. Обучение диалогической речи: Пособие для учителей / B.JI. Скалкин. Киев: Рад. шк., 1989. — 156 с.
  130. B.JI. Речевые ситуации как средство неподготовленной речи / B.JI. Скалкин, C.JI. Рубинштейн // Иностранный язык в школе. -1966.-№ 4.-С.2−7.
  131. М.Н. Методология и методика педагогических исследований: В помощь начинающему исследователю / М. Н. Скаткин. -М.: Педагогика, 1986. 152 с.
  132. Советский энциклопедический словарь / отв. ред. A.M. Прохоров. M.: Сов. энциклопедия, 1989. — 1630 с.
  133. E.H. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций / E.H. Соловова. М.: Просвещение, 2003. — 239 с.
  134. Ф. Курс общей лингвистики, изданный Ш. Бальм и А. Сешеа при участии А. Ридлингер. Пер. A.M. Сухотина / под ред. и с прим. Р. И. Шор. М.: Соцэкгиз, 1933. — 272 с.
  135. И.И. Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте / И. И. Срезневский. СПб.: тип. Акад. наук, 1889.- 185 с.
  136. А.П. Функциональный подход в обучении иностранным языкам / А. П. Старков // Поиски оптимальных методов обучения иностранным языкам: сб. ст. Воронеж, 1968. — С. 19−27.
  137. П.В. Интегративное обучение грамматике: исследование на материале английского языка / П. В. Сысоев // Иностранный язык в школе. — 2003. — № 6. С. 25−31.
  138. Татар теле: Татар урта гомуми белем биру мэктэбенец 6 нчы сыйныфы очен дэреслек / Ф. Ю. Юсупов h.6.- ж-ав. ред. Ч. М. Харисова. -Казан: Мэгариф, 2006. 263 б.
  139. Татар урта гомуми белем мэктэплэре очен татар теленнэн программа: 5−11 сыйныфлар / тоз. М. З. Зэкиев h.6.- ж-ав. ред. К. З. Зиннэтуллина. Казан: Мэгариф, 2003. — 47 б.
  140. Татарская грамматика: в 3 т. Казань: Тат. кн. изд-во, 1995. — Т. 1.-582 с.
  141. Татарская грамматика. В 3 т. Т. 2. Морфология. Казань: Тат. кн. изд-во, 1997 — 397 с.
  142. Татарская грамматика. В 3 т. Т. 3. Синтаксис. Казань: Тат. кн. изд-во, 1995. — 576 с.
  143. Текст в коммуникации: сб. науч. тр. / АН СССР. М.: Изд-во АН СССР, 1991.-211 с.
  144. Текст как единица коммуникации: сб. ст. / Моск. гос. лингвистич. ун-т. -М., 1991. — 138 с.
  145. Теория функциональной грамматики / A.B. Бондарко и др.- отв. ред. И. Б. Долинина. СПб.: Наука, 1992. — 304 с.
  146. Тумашева Д.Г. V-VI классларда морфология укыту очен ярдэмлек: Теоретик белешмэлэр Ьэм методик курсэтмэлэр / Д. Г. Тумашева. Казан: Тат. кит. нэшр., 1964. — 97 б.
  147. Д.Г. Татар теле дэреслэрендэ морфологик анализ / Д. Г. Тумашева // Татар телен укыту мэсьэлэлэре. — Казан: К ДНИ, 1975. -Б. 119−127.
  148. Д.Г. Хэзерге татар эдэби теле морфологиясе / Д. Г. Тумашева. Казан: КДУ нэшр., 1964. — 298 б.
  149. Д.Г. Хэзерге татар эдэби теле: Суз ясалышы Ьэм морфология / Д. Г. Тумашева, А. Р. Гыйлэжева. Казан: Тат. кит. нэшр., 1988.-34 б.
  150. JI.A. Педагогические технологии в теории и практике: Учебное пособие / JI.A. Турик, H.A. Осипова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.-281 с.
  151. Укучыларныц сейлэу Ьэм язу телен устеру мэсьэлэлэре / ждв. ред. K. J1. БиктаЬиров. Казан: КДПИ, 1976. — 45 б.
  152. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Э. Унт. М.: Педагогика, 1990. — 192 с.
  153. К.Д. Избранные педагогические произведения / К. Д. Ушинский. — М.: Просвещение, 1968. 509 с.
  154. К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. / К. Д. Ушинский. М.: Педагогика, 1988. — Т. 2. — 558 с.
  155. К. Д. Собрание сочинений. В 11 т. Т. 2. Педагогические статьи / К. Д. Ушинский. М.: АПН РСФСР, 1948. — 557 с.
  156. М.А. Татар теле методикасы / М. А. Фазлуллин. -Казан: Тат. кит. нэшр., 1954. 295 б.
  157. К.С. Диалогик сойлэмгэ ойрэту алымнары / К. С. Фэтхуллова // Мэгариф. 2001. — № 3. — Б. 33−35.
  158. Л.П. Закономерности усвоения родной речи / Л. П. Федоренко. М.: Просвещение, 1984. — 159 с.
  159. Функционирование системы языка в речи: сб. ст. / отв. ред. Н. К. Гарбовский. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 158 с.
  160. Функциональный анализ грамматических форм и конструкций в речи: межвузовский сб. науч. тр. / ЛГУ. — Ленинград, 1988. — 152 с.
  161. Хабибуллина 3: Н. Дидактическая система обучения диалогической и монологической речи на родном (татарском) языке: автореф. дис.. канд. пед. наук / З.Н. Хабибуллина- КГПИ. Казань, 1997. -27 с.
  162. Ш. С. Синонимнар сузлеге / Ш. С. Хнбикова, Ф. С. Сафиуллина. Казан: Хэтер, 1999. — 256 б.
  163. Ш. С. Татар телендэ синонимия Ьэм сузлеклэр / Ш. С. Ханбикова. Казан: Тат. кит. нэшр., 1980. — 208 б.
  164. В.Н. Татар теле грамматикасы: Морфология Ьэм синтаксис / В. Н. Хангильдин. Казан: Тат. кит. нэшр., 1959. — 641 б.
  165. В.Н. Татар теле грамматикасы: Морфология буенча очерклар / В. Н. Хангильдин. Казан: Тат. кит. нэшр., 1954. — 335 б.
  166. Ф.Ф. Рус мэктэбендэ татар балаларына ана теле укыту: Укытучылар очен методик кулланма / Ф. Ф. Харисов, Ч. М. Харисова. -Казан: Мэгариф, 2000. 63 б.
  167. Ф.Ф. Рус мэктэбендэ татар балаларына ана теле укыту: Укытучылар очен методик кулланма: 4 нче сыйныф / Ф. Ф. Харисов, Ч. М. Харисова. Казан: Мэгариф, 2006. — 71 б.
  168. Ф.Ф. Рус мэктэбендэ татар балаларына ана теле укыту: Укытучылар очен методик кулланма: 5 нче сыйныф / Ф. Ф. Харисов, Ч. М. Харисова. Казан: Мэгариф, 2007. — 72 б.
  169. Ф.Ф. Рус мэктэплэрендэ укучы татар балаларына ана теле Нэм эдэбият укыту программалары: 1−11 нче сыйныфлар / тез. Ф. Ф. Харисов, Ч. М. Харисова, В. А. Гарипова. Казан: Мэгариф, 2003. — 127 б.
  170. Ф.Ф. Рус телендэ белем бируче дуртьеллык башл. мэкт. 4 нче сыйныфы ечен дэреслек (татар балалары очен) / Ф. Ф. Харисов, Ч. М. Харисова. Казан: Мэгариф, 2004. — 159 б.
  171. Ф.Ф. Татар теле: Кагыйдэлэр, кунегулэр / Ф. Ф. Харисов, Ч. М. Харисова. Казан: Мэгариф, 2007. — 95 б.
  172. Ф.Ф. Татар теле: Теория, кунегулэр, тестлар / Ф. Ф. Харисов, Ч. М. Харисова. Казан: Мэгариф, 2006. — 207 б.
  173. Ф.Ф. Татар телен чит тел буларак ойрэту: Заманча технологиялэр / Ф. Ф. Харисов, Ч. М. Харисова. Казан: КДПУ нэшр., 1998. — 143 б.
  174. Ч.М. Анализ урнэклэре: Югары сыйныф укучылары, абитуриентлар, студентлар, укытучылар ечен ярдэмлек / Ч. М. Харисова. -Казан: Мэгариф, 2009. 119 б.
  175. Ч.М. Обучение татарскому произношению в русской школе / Ч. М. Харисова. М.: ВЛАДОС, 2001. — 414 с.
  176. Ч.М. Сыйфат теркемчэлэрен ейрэну / ЧМ. Харисова // Мэгариф. 2009. -№ 2. — Б. 81−83.
  177. Ч.М. Тагын морфологик анализ турында / Ч. М. Харисова // Профилизация содержания образования: опыт, проблемы, поиски: Сб. научно-методич. материалов. Казань: Мин-во образ. РТ, 2004.-С. 92−93.
  178. Ч.М. Татар теле морфологиясе: Гамэли курс / Ч. М. Харисова. Казан: КДПУ, 2004. — 74 б.
  179. Ч.М. Темаларны чагыштырып ейрэну / Ч. М. Харисова // Мэгариф. 2006. — № 5. — Б. 21−22.
  180. Ч.М. Тренировочные упражнения по обучению татарскому произношению / Ч. М. Харисова. Казань: Магариф, 1999. -63с.
  181. З.Н. Сочинение язуныц теориясе Ьэм практикасы / З. Н. Хэбибуллина. Норлат, 1995. — 83 б.
  182. X. Мотивация и деятельность / X. Хекхаузен. — М.: Педагогика, 1986. 406 с.
  183. Ф.М. Татар теле морфологиясе / Ф. М. Хисамова. — Казан: Мэгариф, 2006. 335 с.
  184. Н. Язык и мышление / Н. Хомский. М.: Изд-во МГУ, 1972.- 122 с.
  185. А.Н. Воспитание личности школьника / А. Н. Хузиахметов. Казань: Изд-во Дом печати, 1999. — 224 с.
  186. А.Н. Проблемы образования и обучения в современной школе / А. Н. Хузиахметов. Казань: Магариф, 1996. — 144 с.
  187. А.Н. Дидактика / А.Н. Хуж-иэхмэтов. Казан: Мэгариф, 2002.-351 б.
  188. А.Н. Педагогик технологиялэр: Югары Ьэм махсус урта уку йортлары очен уку ярдэмлеге. 2 китапта. 2 нче китап / А. Н. Хужиэхмэтов. Казан: Мэгариф, 2008. — 367 б.
  189. Э.Б. Татар орфографиясенец кыен очраклары Ьэм укучыларныц грамоталылыгын кутэру юллары: Методик кулланма / Э. Б. Шакиржднова. Казан: Мэктэп, 2009. — 136 б.
  190. Шакирова JI.3. Лингводидактические основы морфемного и словообразовательного анализа / Л. З. Шакирова // Мэгариф. — 2007. № 4. -С. 29−31.
  191. Л.З. Основы методики преподавания русского языка в татарской школе / Л. З. Шакирова. Казань: Магариф, 1999. — 351 с.
  192. Л.В. Преподавание языков в школе: Общие вопросы методики: Учебное пособие для студ. филол. фак. / под.ред. И. В. Рахманова. М.: Академия, 2003. — 148 с.
  193. Л.В. Языковая система и речевая деятельность / Л. В. Щерба. Л.: Просвещение, 1974. — 253 с.
  194. Р.Х. Татар теле: Дуртьеллык башлангыч татар мэктэбенец 4 нче сыйныфы очен дэреслек (икенче кисэк) / Р. Х. Ягъфарова, Р. Э. Асылгэрэева. Казан: Мэгариф, 2004. — 197 б.
  195. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М.: Просвещение, 2000. — 176 с.
Заполнить форму текущей работой