Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование индивидуальной стратегии профессиональной деятельности учителя иностранного языка в процессе его подготовки в вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Все вышепредставленные подходы и идеи указывают на достаточно широкое и многостороннее исследование проблемы подготовки учителя в вузе. Вместе с этим, как показал анализ литературы, недостаточно изучен целый ряд аспектов профессиональной подготовки будущего учителя иностранного языка в вузе. Так, например, недостаточно исследован процесс формирования индивидуальной стратегии профессиональной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы формирования индивидуальной стратегии профессиональной деятельности учителя иностранного языка в процессе его подготовки в вузе
    • 1. 1. Специфика профессиональной подготовки учителя иностранного языка в вузе
    • 1. 2. Понятие и сущность индивидуальной стратегии профессиональной деятельности учителя иностранного языка в процессе его подготовки в вузе
    • 1. 3. Теоретическое обоснование педагогической модели формирования индивидуальной стратегии профессиональной деятельности учителя иностранного языка в процессе его подготовки в вузе
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная проверка модели формирования индивидуальной стратегии профессиональной деятельности учителя иностранного языка
    • 2. 1. Изучение процесса формирования индивидуальной стратегии профессиональной деятельности учителя иностранного языка
    • 2. 2. Актуализация педагогических ценностей у студентов как условие формирования у них индивидуальной стратегии профессиональной деятельности
    • 2. 3. Профессиональная направленность обучения иностранному языку в вузе
    • 2. 4. Индивидуально-личностная направленность практической деятельности студентов как условие становления их стратегии профессиональной деятельности
  • Выводы по второй главе

Формирование индивидуальной стратегии профессиональной деятельности учителя иностранного языка в процессе его подготовки в вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Последние годы активной модернизации высшего профессионального образования, особенно в области подготовки учителя, у студентов замечено снижение интереса к профессии учителя. Большая часть выпускников вузов, ориентированных на подготовку учителя, не реализуют себя в педагогической деятельности, а находят применение своим профессиональным знаниям в других сферах. Это свидетельствует о недостаточной эффективности профессиональной подготовки учителя в вузе.

Аналогичная тенденция проявляется и в профессиональной подготовке учителя иностранного языка в вузе. Распространилось мнение, что подготовка учителя иностранного языка ничем не отличается от подготовки, например, переводчика или специалиста в области международных отношений, целыо которой является формирование у студентов готовности содействовать налаживанию культурных отношений, воспитанию уважительного отношения к духовным ценностям других стран. При таком подходе к профессиональной подготовке учителя иностранного языка не учитывается одна из самых важных ее составляющих — профессиональная направленность учителя па самореализацию в педагогической деятельности. Именно поэтому многие выпускники факультета иностранных языков полагают, что они могут работать практически везде, не учитывая направленности подготовки к специфической сфере деятельности.

Современные тенденции развития общества (процессы глобализации и информатизации, обмен научными и культурными ценностями, ускоренный рост технологического процесса, быстрая смена условий труда) также заставляют переосмыслить образ специалиста — профессионала.

В обществе сегодня востребован учитель, в том числе и учитель иностранного языка, способный не только к межкультурной коммуникации, но и индивидуальному, личностному участию в творческом решении поставленных образованием задач.

В настоящий момент наукой разработан ряд подходов, которые могут быть использованы для решения задач профессионального образования учителя иностранного языка, востребуемого современным обществом.

В работах ученого-педагога 10. К. Бабанского, в исследованиях Н. И Жипкина, Н. И. Гальковской, Н. И. Геза рассмотрены педагогические явления как системы, что позволяет представить профессиональную подготовку специалиста в вузе как целостный, многогранный процесс, включающий множество компонентов.

Антропоориентированные работы Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, Р. Штейнера, Г. Ноля указывают на высокую значимость индивидуально-личностных свойств человека, что обосновывает необходимость их учета в подготовке современного специалиста в вузе.

Общие закономерности профессиональной подготовки и формирования личности учителя раскрываются в работах О. А. Абдуллиной, Е. А. Белозерцева, Ф. Н. Гоноболина, Н. В. Кузьминой, К. М. Левитана, А. К. Марковой, Л. М. Митиной.

В работах В. А. Сластенина, Е. И. Рогова, Н. В. Кузьминой, Н. Ф. Нехлюдовой, В. Д. Шадрикова и др. рассмотрено многогранное понятие профессиональной педагогической деятельности, где подчеркнута ее индивидуально-личностная направленность.

В исследованиях В. А. Крутецкого, Ф. Н. Гоноболина, Ю. Н. Кулюткина, В. Г. Максимова, Е. Г. Балбасова, С. М. Фридман, Н. Ф. Левитова, В. Г. Красилышковой, В. П. Симонова обращено внимание на процесс формирования профессионально значимых качеств личности как на глубоко индивидуальный. В. А. Сластенин в системе профессионально значимых качеств личности учителя особо выделил профессиональную направленность личности и отметил ее значимость в процессе профессионального становления будущего учителя.

Исследователи Н. С. Пряжников, И. В. Никишина, П. В. Кириллов позволили осмыслить значимость индивидуальноличностного самоопределения студентов в процессе их профессиональной подготовки в вузе. Кроме того, исследования Э. Зеера, А. Дорофеева, П. Терехова, А. Хуторского, В. Байденко, М. Розеиовой, И. А. Зимней, 10. Г. Татура, А. Андреева расширили представление о процессе профессиональной подготовки будущего учителя. В работах акцентируется внимание на том, что профессиональную подготовку будущих учителей в вузе следует рассматривать как процесс формирования у студентов профессиональной компетентности. При этом учеными особенно отмечалась ее личностная окрашенность качествами конкретного студента и ее глубокая индивидуальность. Исследования Н. Шиянова, А. М. Новикова, О. Мелышчук, Т. В. Ганиной, Н. Демидовой, О. И. Гатаулиной, Л. К. Сидоровой в рамках гуманистического подхода сосредоточили внимание на необходимости в процессе профессионального образования создания условий для развития творческого потенциала личности, проявления индивидуальности студентов.

Большое значение для осмысления проблемы исследования имеют работы известных философов и психологов, в которых даются глубинные смыслы межличностного общения и внутреннего диалога человека с самим собой (М. М. Бахтин, М. В. Бехтерев, М. Бубер, А. Ленгле, В. Н. Мясищев, Б. Г. Ананьев). Исследователями (П. Б. Гурвич, И. Г. Винокурцева) изучено диалогическое общение с педагогических позиций и рассмотрена коммуникативная компетентность будущего учителя иностранного языка как средство его индивидуально-личностного проявления.

В работах Г. А. Воробьева, А. Л. Бердичевского, Н. Д. Гальсковой, Л. И. Петровой, В. Карташовой сконцентрировано внимание на значимости формирования профессиональной культуры учителя иностранного языка, и особенно выделилена значимость проявления базовой культуры личности в профессиональной деятельности учителя.

Специфику профессиональной подготовки будущего учителя иностранного языка в вузе представили исследования К. Терентьевой, В, М. Тыриной, Е. О. Стоценко, раскрывшие понятие «языковая личность», формирование которой имеет огромное значение для индивидуально-личностного проявления студентов в процессе их межкультурной и межъязыковой коммуникацииН. Б. Савинов раскрыл принципы развивающего обучения иностранному языку.

Важно отметить, что исследователями А. Кочиевым, О. Мельничук, А. Яковлевой, Г. В. Гаврилиной, В. И. Никитиным представлена модель современного специалиста, а А. Ф. Белошицким и И. Ф. Бережной изучен образ будущей профессии. Ученые Н. В. Кузьмина, В. И. Загвязинский, В. А. Сластенин, А. В. Торохова рассмотрели понятие индивидуального стиля деятельности учителя, в котором проявляется индивидуально-личностная сущность специалиста.

Все вышепредставленные подходы и идеи указывают на достаточно широкое и многостороннее исследование проблемы подготовки учителя в вузе. Вместе с этим, как показал анализ литературы, недостаточно изучен целый ряд аспектов профессиональной подготовки будущего учителя иностранного языка в вузе. Так, например, недостаточно исследован процесс формирования индивидуальной стратегии профессиональной деятельности будущего учителя иностранного языка в вузе. Это подтверждают и выявленные противоречия: между признанием необходимости обеспечить в процессе профессиональной подготовки учителя иностранного языка направленность на профессиональную самореализацию в педагогической деятельности и недостаточным теоретическим осмыслением способов формирования профессиональной направленности посредством изучения специальных дисциплин (иностранный язык) — между осознанием особой значимости индивидуально-личностного проявления учителя в профессиональной деятельности и недостаточной теоретической обоснованностью проблемы формирования его индивидуальной стратегии профессиональной деятельностимежду попыткой преподавателей вуза формировать индивидуальную стратегию профессиональной деятельности будущего учителя иностранного языка и недостаточно разработанной педагогической теорией и операционпо-технологической стороной процесса, которая позволила бы практически решить задачи формирования у будущего учителя иностранного языка индивидуальной стратегии профессиональной деятельности. Названные противоречия актуализируют проблему: каковы сущность, содержание и концептуальные положения и условия эффективного формирования индивидуальной стратегии профессиональной деятельности учителя иностранного языка в процессе его профессиональной подготовки.

Актуальность, противоречия, выявленная проблема позволили сформулировать тему диссертационного исследования: «Формирование индивидуальной стратегии профессиональной деятельности учителя иностранного языка в процессе его подготовки в вузе «.

Объект исследования: процесс профессиональной подготовки учителя иностранного языка в вузе.

Предмет исследования: сущность, содержание, концептуальные положения и условия формирования индивидуальной стратегии профессиональной деятельности учителя иностранного языка в процессе его подготовки в вузе.

Цель: Разработать и теоретически обосновать педагогическую модель формирования индивидуальной стратегии профессиональной деятельности будущего учителя иностранного языка, сформулировать концептуальные положения, па основе которых внедрить в практику профессиональной подготовки учителя иностранного языка в вузе совокупность продуктивных педагогических условий, обеспечивающих эффективность этой модели.

Гипотеза: современному образованию необходим учитель иностранного языка, не только способный к самовыражению в межъязыковом взаимодействии, но и ориентированный на профессиональную индивидуально-личностную самореализацию в педагогической деятельности. Подготовка такого специалиста включает в себя процесс формирования индивидуальной стратегии профессиональной деятельности у будущего у будущего учителя. Этот процесс в вузе осуществляется более продуктивно если:

— у студентов актуализированы педагогические ценности в процессе их профессиональной подготовки в вузе;

— процесс формирования «языковой личности» имеет профессионально-педагогическую направленность;

— учебно-практическая деятельность студентов в вузе носит индивидуально-личностную направленность, проявляющуюся в процессе профессиональной подготовки будущего учителя иностранного языка.

В соответствии с целью и гипотезой нашего исследования были поставлены следующие задачи:

— на основе теоретико-методологического анализа выявить специфику профессиональной подготовки будущего учителя иностранного языка в вузе;

— проанализировать понятие и сущность индивидуальной стратегии профессиональной деятельности будущего учителя иностранного языка;

— разработать теоретическую модель процесса формирования индивидуальной стратегии профессиональной деятельности будущего учителя иностранного языка в вузе;

— обосновать сущность, и опытно-экспериментальным путем проверить педагогические условия, обеспечивающие продуктивность модели формирования индивидуальной стратегии профессиональной деятельности учителя иностранного языка в процессе его подготовки в вузе.

Методологической основой исследования явились положения системного, антропологического подходов, обосновывающие необходимость глубинного изучения индивидуальных свойств человекаположения ценностного и гуманистического подходов о ценности личностинаучные положения о сущности личности и структуре индивидуальностиположения о саморазвивающейся личностиконцепция интегральной индивидуальностиположения экзистенциального подхода о сущности диалогического общениянаучные положения о сущности педагогического процесса и педагогической деятельноститеоретические положения личностно-ориентированного и компетентностного подходов в образованиинаучные положения, раскрывающие структуру профессионально — педагогической компетентности и сущность профессионально — значимых качеств личности педагогаположения о формировании базовой культуры личности педагога и обучении иностранному языку на основе базовой культуры личности.

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс методов, адекватных объекту и предмету исследования. Это теоретические методы: анализ философской, психологической, педагогической и научно — методической литературы по проблеме исследования, синтез получаемых результатов, теоретическое моделирование. Эмпирические методы: педагогические (наблюдение, беседа, анализ продуктов творческой деятельности студентов) — педагогический эксперимент. Социометрические методы: анкетирование, опросыметоды математической обработки.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— выявлена специфика профессиональной подготовки учителя иностранного языка в вузе;

— определены сущность и содержание процесса формирования индивидуальной стратегии профессиональной деятельности будущего учителя иностранного языка;

— разработана теоретическая модель процесса;

— разработаны критерии и показатели процесса формирования индивидуальной стратегии профессиональной деятельности учителя иностранного языка в вузе;

— выявлены педагогические условия эффективного формирования индивидуальной стратегии профессиональной деятельности учителя иностранного языка в вузе.

Теоретическая значимость исследования определяется следующим:

— обоснована специфика профессиональной подготовки будущего учителя иностранного языка в вузе;

— сформулировано рабочее определение индивидуальной стратегии профессиональной деятельности будущего учителя иностранного языка в вузе';

— теоретически обоснованы сущность и содержание процесса формирования индивидуалыюй стратегии профессиональной деятельности учителя иностранного языка в процессе его подготовки в вузе;

— сформулированы концептуальные положения продуктивности модели формирования индивидуалыюй стратегии профессиональной деятельности учителя иностранного языка в процессе его подготовки в вузе;

— обоснованы этапы формирования индивидуалыюй стратегии профессиональной деятельности учителя иностранного языка в процессе его подготовки в вузе и даны их характеристики.

Практическая значимость исследования заключается в том, оно пополнило теорию и методику профессионального образования в ее части формирования индивидуалыюй стратегии профессиональной деятельности будущего учителя иностранного языка. Материалы исследования используются в процессе подготовки учителя иностранного языка в вузе, а также в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров Камчатской области.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Под индивидуальной стратегией профессиональной деятельности будущего учителя иностранного языка мы понимаем системное личиостное образование, определяющееся наличием у студента представлений об идеальном образе профессиональной творческой самореализации учителя иностранного языка, его видением путей достижения этого образа в процессе профессиональной подготовки. Проявляется это системное образование в ценностном отношении студентов к будущей профессиональной деятельности, целостном восприятии студентами процесса обучения иностранного языка и способности индивидуально и личностно подходить к решению учебно-практических задач.

2. Модель формирования индивидуальной стратегии профессиональной деятельности будущего учителя иностранного языка включает в себя формирование профессиональной направленности учителя иностранного языкаформирование «языковой личности», обладающей профессионально-педагогическими компетенциямитворческую самореализацию в учебно-практической деятельности в вузе.

3. Условиями, обеспечивающими продуктивную реализацию модели формирования индивидуальной стратегии профессиональной деятельности учителя иностранного языка в вузе являются: актуализация педагогических ценностей у студентов в процессе их профессиональной подготовки в вузепрофессионально-педагогическая направленность процесса обучения иностранному языкуиндивидуально-личностная направленность, проявляющаяся в процессе профессиональной подготовки учителя иностранного языка в вузе.

Экспериментальной базой проведенного исследования явилось государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга.

Организация исследования: исследование проводилось в период с 2001 г. по 2006 г.

Первый этап (2001 — 2003 гг.) включал осмысление методологических, теоретических и методических подходов к решению поставленной проблемы исследования-, аиализ теоретических подходов и концепций к профессиональной подготовке будущих учителей, а также учителей иностранного языкаосуществлялось изучение процесса формирования индивидуальной стратегии профессиональной деятельности будущего учителя иностранного языка в вузепроисходил подбор методов и разработка методик исследования и их апробациянакопление эмпирического материалаопределялись критерии и показатели эффективности формирования индивидуальной стратегии профессиональной деятельности будущего учителя иностранного языка в вузеуточнялась и корректировалась программа опытно-экспериментальной работыосуществлялось наблюдение за процессом подготовки студентов к будущей профессиональной деятельностивелась разработка вузовского курса и первичная диагностика показателей педагогических условий формирования индивидуальной стратегии профессиональной деятельности будущего учителя иностранного языка в вузе.

Второй этап (2003 -2005гг.) характеризовался осуществлением реализации методики и технологии исследования, проведением опытноэкспериментальной работы, реализацией разработанного вузовского курса «Teaching as a vocation», разработкой модели формирования индивидуальной стратегии профессиональной деятельности будущего учителя иностранного языка в вузе, проверкой гипотетических положений.

Третий этап (2005 — 2006) включал обобщение и анализ результатов эмпирического исследования, итоговую диагностику с повторным использованием методик, примененных на первом и втором этапах исследования. Полученные результаты педагогически интерпретировались в выводах. Осуществлялось оформление диссертационной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались на конференциях: «Качество образования в вузе: проблемы и пути их решения» .- КГПУ. Петропавловск-Камчатский.2003, «Вопросы современной филологии и методики обучения иностранным языкам в вузе» .- КГПУ. Петропавловск-Камчатский.2003, «Региональная система непрерывного образования: проблемы становления» .- КГПУ. Петропавловск-Камчатский. 2004, «Профессиональная зрелость и ценности педагогической профессии» .-КГПУ. Петропавловск-Камчатский. 2004,.

Лингвистическое образование и межкультурная коммуникация". — КГПУ. Петропавловск-Камчатский.2005, «Актуальные проблемы педагогики и психологии». — Москва., РГСУ, 2005; сессиях Школы молодых ученых (II, III сессии).

Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в статьях и тезисах. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись через разработку и реализацию вузовского курса «Teaching as a vocation», в интеграции модели формирования индивидуальной стратегии профессиональной деятельности будущего учителя иностранного языка в практику вуза и в педагогической деятельности диссертанта.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась научной логикой исследования, опорой на анализ фундаментальных исследований ученых, применением методов, адекватных предмету и цели исследования, неоднократной апробацией и повторяемостью полученных результатов.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. Список используемой и цитируемой литературы состоит из 266 источников. В диссертации приведены 30 таблиц, 8 схем.

Выводы по второй главе.

При подготовке к экспериментальной работе, направленной на формирование индивидуальной стратегии профессиональной деятельности будущего учителя иностранного зыка в процессе его подготовки в вузе, были выявлены продуктивные условия, факторы, критерии и показатели эффективности указанного процесса.

В качестве критериев эффективности процесса формирования индивидуальной стратегии профессиональной деятельности будущего учителя иностранного языка в процессе его подготовки в вузе мы рассматривали: ценностное отношение студентов к будущей профессиональной деятельности, проявляющееся в появлении профессиональной направленности будущего учителя иностранного языка, ценностного отношения к учащимся в процессе обучения иностранному языку и появлении у студентов четких представлений о личности учителявосприятие студентами обучения иностранному языку как целостного процесса, проявляющееся в повышении интереса студентов к изучению психолого-педагогических дисциплин, повышения уровня индивидуально-личностного проявления студентов в процессе овладения ими профессионально-значимыми компетенциями и способности практического применения полученных психолого-педагогических знаний в решении моделируемых профессиональных задач в процессе обучения иностранному языкуспособность студентов индивидуально и личностно подходить к решению профессиональных задач, проявляющаяся в способности к профессиональной рефлексии учебной практической деятельности, повышении степени индивидуально-личностного проявления студентов в организации обучения иностранному языку и способности составления индивидуальной программы личностного и профессионального самосовершенствования.

При проверке первого условия эффективности процесса формирования индивидуальной стратегии профессиональной деятельности учителя иностранного языка (актуализация педагогических ценностей у будущих учителей иностранного языка) в процессе его подготовки в вузе было выявлено, что будущими учителями иностранного языка не было достаточно педагогически осмысленно содержание их образования. На решение данной проблемы были направлены специально организованные занятия по практическому курсу английского языка, стимулирующие осмысление студентами сущности и специфики профессиональной деятельности учителя иностранного языка. Кроме того, был разработай специальный курс «Teaching as a vocation», призванный актуализировать процесс образования педагогических смыслов в творческой учебной деятельности студентов. По окончании формирующего эксперимента было проведено повторное измерение показателей, которые проявились в полной мере.

Исследуя второе педагогической условие нашей гипотезы, заключающееся в профессионально-педагогической направленности обучения иностранному языку в вузе. В этой части экспериментальной работы мы постарались придать педагогическую направленность содержанию практических занятий по иностранному языку в вузе. С этой целью студентам были предложены различные формы занятий и творческих заданий. После проведения данного этапа формирующего эксперимента было отмечено повышение степени проявления у студентов профессиональной направленности, ценностного отношения к учащимся в процессе обучения иностранному языку и появление у студентов четких представлений о личности учителя.

Внедрение третьего гипотетического условия способствовало индивидуально-личностному проявлению студентов в решении профессиональных задач. С этой целью проводился методический семинар для студентов, выходящих на практику, разрабатывались специальные индивидуально-творческие задания, проводились дискуссии и беседы.

Количественный и качественный анализ проведенного исследования на заключительном этапе нашего исследования показал, что данное условие является продуктивным.

Сопоставление разработанных нами показателей на разных этапах экспериментальной работы позволило констатировать, что внедрение разработанной педагогической модели формирования индивидуальной стратегии профессиональной деятельности будущего учителя иностранного языка в процессе его подготовки в вузе способствовало положительной динамике этого процесса.

Заключение

.

Проведенное исследование процесса формирования индивидуальной стратегии профессиональной деятельности учителя иностранного языка вузе позволило получить следующие результаты:

В процессе теоретического анализа нами был обоснован с позиции методологии и теории исследуемый процесс. В его контексте проанализирована специфика профессиональной подготовки учителя иностранного языка в вузедано понятие и рабочее определение, а также выявлена и обоснована сущность индивидуальной стратегии профессиональной деятельности будущего учителя иностранного языка в вузе, определяемая нами как системное личностное образование, определяющееся наличием у студента представлений об идеальном образе профессиональной творческой самореализации учителя иностранного языка, его видением путей достижения этого образа в процессе профессиональной подготовки. С позиции теоретических подходов проанализирован процесс формирования индивидуальной стратегии профессиональной деятельности будущего учителя иностранного языка, разработана теоретическая модель этого процесса, выявлены и обоснованы концептуальные положения и факторы ее успешной интеграции в практику профессиональной подготовки будущих учителей в вузе. Концептуальными положениями, которые легли в основу формирования педагогических условий эффективности разработанной модели, являются: актуализация у студентов педагогических ценностейпрофессионально-педагогическая направленность процесса формирования «языковой личности» — индивидуально-личностная направленность практической деятельности студентов в процессе их профессиональной подготовки.

На основе теоретического анализа специфики подготовки учителя иностранного языка, а также анализа практики были определены этапы формирования индивидуальной стратегии профессиональной деятельности учителя иностранного языка в процессе его подготовки в вузе.

На основе осмысления направленностей и структурных компонентов профессиональной подготовки учителя иностранного языка в вузе были выделены этапы формирования индивидуальной стратегии профессиональной деятельности будущего учителя иностранного языка.

Так, I этап, соответствующий образованию студентов на первомвтором курсах, актуализирует формирование педагогических смыслов будущей профессиональной деятельности учителя иностранного языка, которые влияют на ценностное отношение студентов к профессиональной деятельности.

Во II этапе (III — IV годы обучения в вузе) доминирует формирование педагогической направленности в процессе формирования индивидуальной стратегии профессиональной деятельности будущего учителя иностранного языка, в основе чего проявляются: повышение интереса студентов к изучению психолого-педагогических дисциплинповышение уровня индивидуально-личностного проявления студентов в процессе творческой учебной деятельности и способность практического применения полученных психолого-педагогических знанийрешение моделируемых профессиональных задач в процессе обучения иностранному языку.

III этап (V курс) сосредоточен на деятельностно — практическом содержании исследуемого процесса, что проявляется в способности студентов индивидуально и личностно подходить к решению профессиональных задач.

Все три этапа выделены нами условно, в соответствие с доминирующими подпроцессами единого целостного процесса формирования индивидуальной стратегии профессиональной деятельности учителя иностранного языка в процессе его подготовки в вузе.

Вторая часть диссертационного исследования посвящена опытно-экспериментальной проверке продуктивности модели исследуемого процесса и условиям ее эффективности. На основе опытно-экспериментального изучения (констатирующий эксперимент) были получены данные разработанного критериального аппарата, которые свидетельствовали об исследуемом процессе на начало опытно — экспериментального исследования. Именно эти результаты определили ход и логику формирующего эксперимента, который состоял в формировании условий модели исследуемого процесса.

Условие актуализации педагогических ценностей у будущего учителя иностранного языка способствовало осмыслению профессиональной деятельности будущего учителя иностранного языка, на основе чего были сформированы педагогические ценности профессионального образования учителя. Об этом свидетельствуют данные формирующего эксперимента: ценностное отношение студентов к субъектам образовательного процессаповышение уровня профессиональной направленности.

Важнейшим условием продуктивности процесса, как показал формирующий эксперимент, являлась профессионально-педагогическая направленность обучения иностранному языку в вузе. В результате проведенной работы отмечалось повышение интереса студентов к изучению психолого-педагогических дисциплинповысился уровень индивидуально личностного проявления студентов в процессе творческой учебной деятельностиразвивалась способность применения полученных психолого-педагогических знаний в решении моделируемых профессиональных задач в процессе обучения иностранному языку в вузе.

Как показал формирующий эксперимент, одним из основополагающих условий продуктивности разработанной модели является индивидуально-личностная направленность учебной практической деятельности будущего учителя иностранного языка. Специально направленная на внедрение в практику профессиональной подготовки будущего учителя иностранного языка в вузе, формирующая деятельность способствовала развитию способности студентов индивидуально и личностно подходить к решению профессиональных задач.

Таким образом, вся проделанная на теоретическом и практическом уровнях, работа позволила нам интегрировать в учебный процесс модель формирования индивидуальной стратегии профессиональной деятельности учителя иностранного языка в процессе его подготовки в вузе посредством указанных условий, а также получить положительные результаты, зафиксированные в следующей сводной таблице:

Показать весь текст

Список литературы

  1. , O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. — М.- 1990. — 139с.
  2. , С.Г. Основы межличностной и межкультурпой коммуникации (английский язык). Ростов-па-Дону, «Феникс», 2004. — 288с.
  3. , А.Н. Образование и свобода. Педагогика. -1998. № 2
  4. Адлер, Альфред. Практика и теория индивидуальной психологии.-М.:фопд «За экон. грамотность», 1995. 388с.
  5. , Г. М., Яноушек, Я. Общение и оптимизация совместной деятельности. М.- 1986. 302с.
  6. Актуальные проблемы современной психологии. Материалы международной конференции. М., изд-во Моск. ун-та, 1982. 82с.
  7. , Б.Г. и др. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М., Просвещение, 1968, -334с.
  8. , Б.Г. Человек как предмет познания. JL, изд. Лен, ун-та 1968.-288с.
  9. , А.Л. Культурное пространство студента / Педагогика № 4 2003.
  10. , А. С. Философские основания понимания личности. М.: Академия, 2001.-592с.
  11. , А.Г. Личность как предмет психологического исследования: изд-во МГУ, 1980. -480с.
  12. К.Ш. Формирование ценностных ориентаций будущих учителей /Педагогика.- 2002.-№ 3
  13. , В. Компетенции в профессиональной деятельности (к освоению компетентностного подхода) / «Высшее образование в России» № 11 2004.
  14. , Т.Ф. Введение в психологию целостной индивидуализации.- М.: институт психологии РАН, 1998.
  15. , М. М. Эстетика словесного творчества. Сборник избранных трудов.- М.:Искусство 1979 -423с.
  16. , В.П. Ценностный подход к формированию гуманистической направленности студента будущего учителя. — Самара. -изд-во САМГПУ, 2000.
  17. , А. В., Бережная, И. Ф. Становление субъектности студентов в образовательном процессе вуза. / Педагогика. № 5, 2006., стр. 6065
  18. , Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики: курс лекций. М.: Ин-т приклад. психологии, 1997. — 317с.
  19. В.И., Мухин М. И. Гуманизация образования: концептуальные основы М. 2003. 121с.
  20. .В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. -М., 1956.-35с.
  21. , А. Л. Содержание обучения на основе базовой культуры личности/ Иностранные языки в школе. № 2,2004. с. 17−20
  22. В.П. Персонифицированное образованиеАПедагогика.-1998.-№ 2.
  23. , Л. Бытие в мире. Введение в экзистенциальную психологию. Москва, 1999.-301с.
  24. , В.А. Социально-психологические свойства личности: учеб.пособие.-Л., 1983.
  25. , A.A. Личность и общение: избр. Тр- М.: Педагогика, 1983. -271с.
  26. A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ, 1982 г.-199с.
  27. , Л.И. Проблемы формирования личности. Москва-Воронеж 1997.- 341с.
  28. , H.H. Лингвистические основы коммуникативных методов обучения иностранным языкам. // Иностранные языки в школе. 1998. -№ 4.- С.16−18.
  29. Е. В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования. // Педагогика. 1997. — № 4. — с. 11−17
  30. , О. Р. Межкультурные аспекты коммуникативной компетенции на иностранном языке.// Методы и организация обучения иностранному языку в языковом вузе. Сб. научных трудов. М., 1991. -С.38−48.
  31. , Е. М. Индивидуаьность и профессия. М., 1991.
  32. , М. Два образа веры. М.: ACT, 1999. — 592с.
  33. , А. «Новые» модели и «старый» принцип. «Высшее образование в России». 34, 2003 с. 123−125
  34. , A.M. Основные подходы к проф. подготовке будущего учителя Комсомольск — па — Амуре: изд-во КГПУ, 2000
  35. , Б.Е. и Выготский, Л.С. Психологический словарь. М., Уч. Педгиз., 193 с.
  36. , Л. В. Формирование ценностных установок студента на творческую самореализацию. / Педагогика. № 8 2003, стр. 47−53, стр. 47
  37. , Е.М., Костомаров В. Г. Язык и культура. М.: Русский язык.- 1983.-320 с.
  38. Винокурцева, И. T. Whole language современная гуманистическая философия образования и обучения иностранному языку. // Иностранные языки в школе. — № 1, 2005
  39. , В. И. Актуальные проблемы психологической науки. Киев, 1982.
  40. Ю.Г. Целостная личность: сущность, пути формирования. -Ростов на — Дону, 1985. — 89с.
  41. Вопросы формирования направленности личности. Владимир, 1972. -89с.
  42. , Г. А. Развитие социокультурной компетенции будущих учителей иностранного языка. «Иностранные языки в школе» № 2,2003
  43. , С.М. Профессиональное образование. М., «Новь», 1999.
  44. , JI. С. Собрание сочинений. М. — 1984.-т. 1 — с. 487
  45. Высшее образование и личность нового поколения. Спб.: Петерб.гос.ун-т путей сообщения, 1997. — 102с.
  46. , Г. В. Профессиональное обучение педагогической деятельности как актуальная проблема дидактики высшей школы. / Профессиональное становление специалиста в вузе. / мат. межвуз. конф. Москва Вологда. 2004. — 201 с.
  47. JI.E. Педагогические условия формирования профессионального самоопределения студентов университета: Дис. канд. пед. наук. Кемерово, 1998.
  48. , Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. М., 2004. 29с.
  49. , Н. Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам. // Иностранные языки в школе. -№ 1,2004-с. 3−8
  50. Гез, Н. И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе М., «Высшая школа», 1982. 371с.
  51. , Б.С. Стратегические приоритеты развития образования в России. // Педагогика 1996. — № 5. — с. 46 — 54.
  52. .С., Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентироваиных образовательных концепций).- М., 1997. 38с.
  53. , Ф.Н. Мастер производственного обучения. М., 1965. -39
  54. , М. К. Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного образования. Рязань: Ряз. гос. пед ун-т, 2000. — 201с.
  55. , В. К. Освоение профессии учителя в условиях современного образования./ Практико-ориентированная дидактика в образовании. Улан-Удэ.-М, 1998.-с. 99−102
  56. В., Некрасова Е. Философская антропология. М. 2000. 384с.
  57. , П. Б. Профильно- ориентированное обучение иностранному языку и лингвистические факторы, влияющие напроектирование курса. / Иностранные языки в школе. № 1, 2004
  58. В.В. Развитие индивидуальных механизмов диалога культур как условие воспитания личности. / Поликультурное образование в современной России //Сборник научных трудов. Пятигорск., 1997. — с.33−35.
  59. , В. В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996 с. 554
  60. Г. Поликультурная компетентность учителя. // Высшее образование в России. М.- 2004. № 2.
  61. , Т., Ирхина, И. Антропологические ценности в подготовке будущего учителя. // Высшее образование в России. № 5,2005.
  62. , М. А. Дидактика средней школы. М., 1975. 200с.
  63. Двадцать первый век и личность. Перспективы развития педагогического образования. Ставрополь: Кавказ. Край, 2000.
  64. , А. В, Подготовка специалистов японского языка к межкультурной коммуникации на основе взаимодействия с образовательными учреждениями Японии. Дисс. канд. пед. наук. -Петропавловск — Камчатский. — 2005.
  65. , В. А. Становление профессионального общения будущего уителя (на материале факультета иностранных языков Дисс канд пед наук -Петропавловск Каматский — 2002.
  66. , А. Профессиональная компетентность как показатель качества образования./ «Высшее образование в России» № 4,2005 с. 30−33
  67. , А. К. Развитие личности в учебной деятельности. М., 1996.- 208с.
  68. , М.С. Психология индивидуальных различий. М.: планета детей, 1997.- 328с.
  69. , Ю. В. Вопросы профессионально направленной подготовки учителя иностранного языка. СПб. 1996. 89с.
  70. , Н. Д. Особенности диагностики педагогической технологии в контексте личностно ориентированного обучения. дисс. канд. пед. наук, Тмень, 2000
  71. Э. Зеер, Э. Сыманюк. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования. / «Высшее образование в России». № 4 2005 с. 23−29
  72. , И. А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: ТЦ «Учитель», 1997.-е. 480
  73. , А.И. Цеипостно-мотивациоипые ориентации студентов вузов в современной России М., Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000, 88с.
  74. , Е.Г. Общение как фактор развития личности. Киев: Наук, думка, 1982
  75. , В.В. Самопонимание субъекта как когнитивная и экзистенциальная проблема./ Психологический журнал № 1 том № 26 2005.
  76. , Е. М. Психология профессиональной деятельности. М., 2006, 383 с.
  77. , Е.П. Психология индивидуальных различий. М. 2004.- 700с.
  78. , Т.А. Структурно системный подход к исследованиям педагогических явлений. / Результаты новых исследований в педагогике. Под редакцией Шахмаева Н. М. М., 1977. — с. 3−18.
  79. , Н. С. Объективные смыслы и существовапия./Вопросы философии. № 7, 2006. — с. 84 — 93.
  80. Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения: межвуз.сб.науч.тр. / Перм.гос.пед.институт: (Отв.ред. Б.А.Вяткин). -Пермь: ПГПИ- 1992.
  81. Индивидуальность человека: условия проявления и развития. Тез.-Пермь: ПГПИ, 1988.
  82. , С.Б. Мотивация труда./ Рос.акад.наук. Институт психологии. Тамб.гос.университет имени Г. Р. Державина М.: Институт психологии РАН, 1998.
  83. Калугина J1.M. Педагогические условия развития иноязычного общения школьников. Дисс. кан.пед. наук.-М., 1998.- 187 с.
  84. , Дж., Сервон, Д. Психология личности. М., 2003.- 639с.
  85. , К. Отношение человека к познаваемому им миру как психологическая проблема. Учеб. Пособие. Челябинск, 1974
  86. , Ю. В. Профессионально-педагогическая культура педагога образовательного учреждения. Профессиональное становление специалиста в вузе./ под. Ред. Н. J1. Уваровой. Н.-Новгород 2004 152с.
  87. , В. Формирование профессиональной культуры учителя иностранного языка. / Альма Матер: вестник высшей школы. № 9, 2002.
  88. , Г. Н. К вопросу о профессиональном становлении начинащего учителя в период стажировки. / Практика как основа профессиональной подготовки педагогов учебно воспитательных учреждений. Тематич. сб. научи, тр. — Алма-Ата, 1986.-е. 39−44.
  89. , Р.Б. и другие. Философия языка: учеб. пособие для студентов и аспирантов/ Р. Б. Квеско, С. Б. Квеско, Т.П. Субботина- Том.политехн.университет томск: ТПУ, 1997
  90. , Д.А. Система факторов развития личности. Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1982.
  91. , П. В., Савина Ф. К. Познавательные интересы студентов как ориентир личностного подхода в обучении. / Личностно ориентированное обучение и воспитание. Волгоград 1994. Тез. докл. межвуз. научн. конф.
  92. Ковалев, А. Г и Мясищев, В. И. Психологические особенности человека. Т. 1−2. JL, изд-во Ленинградского университета, 1957−1960
  93. , Г. М. Педагогика. М.: Гардарики, 2004. 527с.
  94. Коммуникативный аспект языка: процессы и единицы: Межвуз.сб.пауч.тр.Рос.гос.пед. университет им. А. И. Герцепа. Л.: РГПУ, 1991.
  95. , Ю. К. О различиях метакогниций учебной и профессиональной деятельности./ Практическое мышление: специфика обобщения, природа вербализации и реализуемости знаний, сб. статей. Ярославль, 1997.-с.21−31
  96. , А. С. Творческое самовыражение студентов как традиция практико-ориеитированного образования./ Практико-ориентированная дидактика в образовании. Улан-Удэ. -М., 1998. с. 102−106
  97. , В.В., Лернер, Л. Я. Теоретические основы содержания общего среднего образования. М.: знание, 1983. — с. 352
  98. , В. В. Человеческий фактор в жизни педагогики./ Педагогика. № 3, 2006.
  99. , В. А. Психология обучения и воспитания школьников. -М.:Просвещение, 1976. 303с.
  100. , В. А., Е. Г. Балбасова. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития. М., 1991
  101. , В.Н. Система развития индивидуального творческого мышления: Итоги и проблема создания повой технологии обучения: Учеб. пособие Иваново, Иван.энергет.ип-т, 1990.
  102. , М.Е. Личпостно ориентированная подготовка учителя: теоретико-методологический аспект. Брянск: изд-во БГПУ, 2000.
  103. , В.П. Профессиональная подготовка студентов в педагогическом вузе: Дис. канд. пед. наук. М., 1999.
  104. , Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., 1985.
  105. , A.M. Диалог культур как принцип и способ обучения студентов профессионально речевому поведению. Диссерт. канд. пед наук. — М., 1996. -191 с.
  106. , Л. Н. Проблемы саморазвития личности. Хабаровск: ХГПУ, 1997.- 314с.
  107. , Б. В. Обеспечение субъектности будущего учителя в процессе его профессиональной подготовки в вузе. / Индивидуально-дифференцированная подготовка студентов к работе в образовательных учреждениях различного типа. Вологда 2000. сб. науч. тр.
  108. , Т. В. Нравственность как компонент социокультурного воспитания личности. / Профессиональное становление специалиста в вузе./ Материалы межвузовской научн. конф. Москва Вологда, 2004. — 201с.
  109. , С. И. Две модели динамики ценностей культуры (на примере молодежной субкультуры)./ Вопросы философии. № 4,2006. — с. 71−79.
  110. Левитан, К М Личность педагога: становление и развитие Саратов, 1991
  111. , A.A. Языкознание и психология. М., «Наука», 1966.
  112. , A.A. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. Избранные психологические труды. М., 2001.
  113. , A.A. Основы психолингвистики. М., «Смысл», С.-П., «Лань», 2003
  114. , А.Н. Формирование личности. Психология личности в трудах отечественных психологов. С.-П., «Питер», 2002.
  115. , Д.А. Внутренний мир личности. Смысл жизни. Психология личности в трудах отечественных психологов. С.-П., «Питер», 2002.
  116. , Л. А. Философско-антропологический фундамент современного образования. // Педагогика. № 1,2006. -с. 23−28
  117. Личность в современном мире: от стратегии выживания к стратегии жизнетворчества. Ред. Яцута, Е. И. Кемерово, 2002.
  118. Личность: внутренний мир и самореализация- Идеи, концепции, взгляды. Спб.:изд-во ин-та обр. взрослых: Тускарора, 1996.
  119. , B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л.: Наука. Ленинградское отделение.
  120. , Н. В. Ценностный компонент творческого потенциала личности педагога. // Педагогика. № 3,2006. -с. 48−57
  121. , Г. Н. Межкультурные подходы к обучению иностранному языку в средней школе. Диссерт.капд.пед. наук. — М., 1998. — 186 с.
  122. Маслоу, Абрахам. Мотивация и личность. М., «Питер», 2003.
  123. , В.И. Педагогическая антропология. М.-2001.
  124. , Н. В. Ценностный компонент творческого потенциала личности педагога./ Педагогика № 3, 2006. — с 48 — 57
  125. Ф. Индивидуализация как основа образования. Спб., 1898. -85с.
  126. , В. А. Рефлексия как метакомпетентность / Педагогика № 3, 2006-с 57−61
  127. Мииьяр Белоручев, Р. К. Теория и методы перевода. — М.: Московский лицей, 1996- 207с.
  128. Мейтув, Павел Л., Буторин, В. И. Развитие индивидуального творческого мышления. М.: изд-во агеиства «ПАЫ», 1994.
  129. , О., Яковлева, А. Модель специалиста (К вопросу о гуманизации образования). // Высшее образование в России. № 5, 2000
  130. , B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М.: Педагогика, 1986
  131. , B.C. Психология индивидуальности: Избр. психол.тр. М.: Институт практич. психологии, 1996.
  132. , Г. И., Г. С. Трофимова. Основы профессионализма преподавателя иностранного языка. Ижевск. 1995 -92с.
  133. , В. Н. Психология отношений. Москва Воронеж, 1995. -360с.
  134. Надирашвили, Шота А. Установка и деятельность./ АН ГССР, Институт психологии имени Д. Н. Узнадзе. Тбилиси: Метсниереба, 1987
  135. Нартова-Бочавер, С. К. Дифференциальная психология. М., 2003.
  136. Л.С. Совершенствование общепедагогической подготовки учителя в университете. Харьков: Основа, 1990.162. Никишина, И. В.
  137. , А. М. Проблемы гуманизации профессионального образования. // Педагогика. № 9, 2000.
  138. , А. М, Развитие отечественного образования: полемика, размышления, Ассоциация «Проф. образование». М.:Эквес, 2005. — 255с.
  139. Новое качество высшего образования в современной России. Концептуально- программный подход. Сб. науч. Статей М' 1995. 68с.
  140. , В.И. Индивидуальные особенности личности: Лекции -Саратов.Сарат. с/х институт, 1992.
  141. О диагностике психического развития личности, (докл.симпозиума: Ред. коллегия: В. И. Лубовский и др.) Таллин / НИИ педагогики ЭССР/, 1974.
  142. Образ человека в зеркале гуманизма. Сост. Ревякина, Н. В, М., 1999.
  143. Общение и оптимизация совместной деятельности (Г.М. Андреева, Я. Яноушек, А. И. Донцов и др- под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека М.: изд-во МГУ, 1987.
  144. , В. Б. Личность и социальные ценности // Социология в СССР- т. 1. М., 1968, с. 470−530
  145. , Ю.М. Мотивация поведения: Лекция по курсу «Психология"/ Междунар.акад.информатизации, институт пробл. сознания, отделение психологии МАИ, ООН М.: Импринт- Гольфстрим, 1996.
  146. , Ю.М. Становление человека./ Институт проблем сознания. Междунар.акад.информатизации ООН. М.: Импринт — Гольфстрим, 1997.
  147. , И. М. Как организовать дифференцированное обучение. -М.: Сентябрь, 2002.- 160с.
  148. , Е.И. Коммуникативное иноязычное образование: готовимся к диалогу культур, Минск, «Лексик» 2003 с. 184
  149. , Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. Москва, 1989. — 227с.
  150. , Е. И. Учитель иностранного языка. Мастерство и личность. М., 1993.- 158 с.
  151. , JI. И. Опыт преподавания английского языка на языковых факультетах педагогических вузов в контексте диалога культур./Иностранные языки в школе. № 2,2004 с. 18−84
  152. , В.А. Феномены субъектности в развитии личности. -Самара. Б.и., 1997.
  153. , К. С. Социальная педагогика. М., 2004. — 120с.
  154. , С.М. От постиндустриального к информационному обществу: проблема социокультурного выбора. Материалы научно-практической конференции. Уфа, 1997.
  155. , А.Ф. Единство социального и биологического в гармоническом развитии личности. Рига: 1981.
  156. , Н. Ю. Творческий стиль деятельности: Педагогический аспект. Казань: изд-во Казан. Ун-та., 1989.
  157. , А. А. Мысль и язык. М.: Лабиринт, 1999. — 300с.
  158. Проблемы интегрального исследования индивидуальности и ее педагогические аспекты: Межвуз. И Научн. Тр. / Перм. Гос. Пед. институт. -Пермь, 1985.
  159. Проблемы коммуникативной и познавательной деятельности личности: межвуз.сб. Ульяновск: УГПИ, 1981.
  160. Проблемы развития духовных потребностей в зарубежной педагогике. (Сборник статей. Отв.ред.чл.- кор. АПН СССР Ю.В. Шаров). Новосибирск, 1975.
  161. Проблемы психологии индивидуальных различий, (сб.статей. Ред.: Н. М. Пейсахов и др.) Казань изд. Казан. Университет 1974.
  162. Проблемы формирования педагогической направленности и педагогических способностей./ Сб. научи, тр. М., 1982.
  163. , Н.С. Методы активизации проф. и личностного самоопределения: Метод.пособие. М.: Ин-т практич. психологии, 1997.
  164. Психологические исследования стилей индивидуальности/ Рос.Акад.Образования, науч.- образоват. центр- м-во общ. ипрофобразования, Соч. фил.рос. гос.пед.универснтета имени А. И. Герцена. -Сочи: НОЦ РАО, 1990.
  165. Психологические проблемы формирования педагогической направленности и педагогических способностей./ Сб. паучн. тр. М., 1982.
  166. Психолого-педагогические проблемы проф. обучения. Сб. статей / редкол.: П. Я. Гальперин и др. М.: изд. МГУ 1979.
  167. Речь, эмоции и личность: Л.: Науч. совет по комплекс, пробл. физиологии человека и животных. АН СССР, 1978.
  168. , Е.И. Личность в педагогической деятельности. Ростов- па-Дону, 1994.
  169. , К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994.-480 с.
  170. , М. Профессиональная компетентность и гуманитарные дисциплины / «Высшее образование в России». № 11 2004, с. 13−18
  171. , С.Л. О личностном подходе. Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., «Питер», 2002. 706с.
  172. , Н.Г. Противоречия гуманизации профессионально-педагогического образования как социально-педагогическая проблема. Статья сборник Теория и практика гуманизации образования П-Камчатский изд. КГПИ 2000. 215 с.
  173. , Н.Г. Сорциокультурный подход в осмыслении противоречивости процесса гуманизации современного образования Вестник КРАУНЦ Гуманитарные науки ч. 1 2003.
  174. , Н. Б. Иностранный язык в системе развивающего обучения. Оренбург. 1997.-27с.
  175. , В. В. Личностно ориентированное образование. // Педагогика. -1994. -№ 5.-с. 3−9
  176. , Э.М. и др. Вопросы интепсификакции подготовки педагога в вузе: Учеб. метод. пособие — Махачкала: ДАГУЧПЕДГИЗ, 1989.
  177. Системный подход к процессу формирования творчески активной личности учителя -М.: НИИВШ, 1988.
  178. , В. А. О проектировании содержания высшего педагогического образования. // Преподаватель. 1999. — № 5. — с. 16−21
  179. , В. А., Мажар, Н. Е Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности. Москва, 1991.
  180. , В. И, Исаев, Е. И Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. -М.:Школа-Пресс, 1995- 384с.
  181. Словарь практического психолога. Минск, 1997.
  182. Словарь. Профессиональное образование. М., 2001.
  183. , В. И. Философия Мартина Бубера. // Педагогика. № 8, 2000.
  184. , Е. Н.. Автономия учащихся как основа развития современного непрерывного образования личности. / Иностранные языки в школе. № 2 2004, с. 1−15
  185. , Б.А. Мотив и смысл: (Психолого-пед.исслед.) /Гос.ком.Рос.федерации по высш. образованию, моск.пед.гос.ун-т им. В. И. Ленина. М.: Прометей, 1993.
  186. Студент на пороге 21 века: Сб. статей М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1990.
  187. , В. А, Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. / Под ред. Н. П. Кузина. -М.:Педагогика, 1979. — т.1. — 558 с.
  188. , Б.М. Проблемы индивидуальных различий. Москва., изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961.
  189. , П. Педагогическая компетентность в сфере культуры. «Высшее образование в России» № 3,2003. с. 124−126
  190. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация: (Учеб. пособие) М.:Слово/81оуо, 2000. 624 с.
  191. , Л.Н. Антология гуманной педагогики. М., 1997.
  192. , Л. Н. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989. -544с.
  193. , А. В Индивидуальный стиль деятельности учителя. / Педагогика. № 6 2003, стр. 59−66
  194. , В. П. марксистская философия и проблемы ценности. // Проблемы ценностей в философии. / Под ред. А. Г. Харчева. М.: Наука, 1966.-с. 15−16
  195. , Д.Н. Психологические исследования. М., «Наука», 1966.
  196. Унт, И. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990.-188с.
  197. , Л. Гипертекст-путь в мир двуязычия. // Высшее образование в России. № 4, 2003.
  198. , К. Д. Избранные педагогические сочинения. М.: Просвещение, 1968.- 557с.
  199. Философский словарь. М., «Республика», 2003.
  200. , А. Р. Психологические особенности личностного становления профессионала. Москва Воронеж, 2005. — 260с.
  201. Формирование личности студента в процессе профессионально-педагогической подготовки. М.: МГПИИ, 1988.
  202. Франк, С. Л. Реальность и человек.-М.: Республика, 1997.-470с.
  203. Фромм, Эрих Душа человека. М.: Республика, 1998.
  204. , А. «Вестник образования». № 1,2 2006. — с. 3−5
  205. , Х.Х. Становление нового человека: (соц.-псих. очерки) Орджоникидзе: Ир., 1981
  206. , А. Ключевые компетенции. Технология конструирования. / «Народное образование» № 2 2003 с. 59 64, № 5 2003.
  207. , А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования./ «Народное образование» № 2 2003, с. 55−61
  208. Человек: индивидуальность, творчество, жизненный путь: сб.ст./ Спб. Университет- под ред. В. Н. Келасьева. Спб.: изд-во Спб.универ., 1998.
  209. , В. Д. Деятельность и способности. Москва, 1994.
  210. , А. В. Когнитивный принцип в обучении второму иностранному языку. // Иностранные языки в школе. 2003. — № 2.- с. 4−11
  211. , Н. Ю. «Эволюционный подход к феномену творчества и особенности организации творческой личности». Человек. Индивидуальность. Творчество. Жизненный путь. Сборник статей СПБ. 1998.
  212. , Н.Ю. О понятиях индивидуальности и индивидуализации. // Человек. / Индивидуальность. Творческий путь. / Сб. статей Спб., 1998
  213. , Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и эксперименте в языкознании //Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. М., 1974. — 96 с.
  214. , Л.В. Очередные проблемы языковедения. Избранные работы по языкознанию и фонетике. Т. 1. Л., 1953. с. 7
  215. , О.Б. Ценностные ориентации профессионально-личностной подготовки учителя в России. Автореферат докт. пед. наук. М. 2005. 33 с.
  216. , Е. Н. Гуманизация профессионального становления педагога. // Советская педагогика. 1991. — № 9.- с. 79 — 84
  217. , Е. А., Недбаева, С. В. Развитие личности средствами психологической практики. // Педагогика. -№ 4, 2003.
  218. , О.В. Формирование коммуникативной культуры будущих учителей: Дис. канд. пед. наук. Сургут, 1997. — 179с.
  219. , Р. педагогическая практика с точки зрения духовно-научного познания человека: Воспитание детей и подростков. М.: Парсифаль, 1997.- 189с.
  220. Юнг, К. Г. Структура психики и процесс индивидуализации/ Рос. АН институт психологии: М.: Наука, 1996
  221. Язык и коммуникация: деятельность человека и построение лингвистичеких ценностей: материалы сочин.междунар.коллокувиума по лингвистике. Сочи. 14−19 окт. 1996.- Сочи: Краснодар: Кубан.гос.унивекситет, 1996.
  222. , И.Н. Управление учебной деятельностью студентов в процессе обучения иностранному языку: Дис. канд. пед. наук. Новосибирск, 2000.
  223. , И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М.:Сентябрь, 1996.- 96с.
  224. , Т.Я. Комплекс педагогических условий формирования готовности студентов вуза к самообразованию: Дис. канд. пед. наук. -Курган, 1999.
  225. , И. Э. Развитие профессионально-смыслового потенциала личности будущего учителя. / Педагогика. № 2, 2006, с. 43−51
  226. , Е.Ф. Психология специальных способностей: Уч. пособие Челябинск: изд-во ЮУРГУ, 2001.
  227. Bain A. Education as a science. 5- th. London, Kegan Paul, Trench and со., 1885. P. 27.
  228. Blackboard B. A study of mental testing in relation to anthropology. Baltimore, Williams and Wilkins, 1927. P. 45.
  229. Lowy S. New directions in psychology toward individual happiness andsocial progress. New York, «Emerson», 1945. P. 14.
  230. Sapir E. Culture, language and personality. 1956. P. 57.
  231. Splaver S. Your personality and your career. New York, 1977. P. 146.
Заполнить форму текущей работой