Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Грузоподъемность и динамические характеристики радиальных подшипников скольжения, смазываемых водяным конденсатом

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Подшипники скольжения широко используются в энергетическом оборудовании тепловых и атомных электростанций, на транспорте, на объектахительной индустрии, на компрессорных станциях. В качестве смазочного материала в подшипниках и системах автоматического регулирования в основном используются дорогостоящие минеральные масла. Статистика свидетельствует, что примерно 20% аварий элементов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава IV.
    • 1. НОДШИННРЖИ ЖИДКОСТНОГО ТРЕНИЯ ТУРБИН КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
      • 1. 1. Конструкции, условия работы и критерии работоспособности подшипников жидкостного трения турбин
      • 1. 2. Современное состояние вопроса расчета опор жидкостного трения
      • 1. 3. Структура, объекты, задачи исследования
      • 1. 4. Выводы
  • Глава.
    • II. РЕЗУЛБТАТЫ РАДИАЛБНОГО ЭКСНЕРИМЕНТАЛБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ГИДРОДИНАМИЧЕСКОГО НОДШИННИКА, СМАЗБ138 ВАЕМ0Г0В0ДЯНБ1М КОНДЕНСАТОМ
      • 2. 1. Экспериментальные исследования радиального подшипника жидкостного трения турбин
      • 2. 2. Вывод критериальных уравнений для расчета характеристик подшипника жидкостного трения турбин
      • 2. 3. Результаты обработки экспериментальных данных
      • 2. 4. Выводы
  • Глава.
    • III. РАСЧЕТ ХАРАКТЕРИСТИК РАДИАЛБНБ1Х НОДШИПНИКОВ ЖИДКОСТНОГО ТРЕНИЯ ТУРБР1Н
      • 3. 1. Математическая модель неизотермического турбулентного течения смазочного материала
      • 3. 2. Численное определение характеристик радиального подшипника жидкостного трения
      • 3. 3. Статические характеристики радиального подшипника жидкостного трения
      • 3. 4. Динамические характеристики радиального подшипника жидкостного трения
      • 3. 5. Сравнительный анализ результатов теоретических и экспериментальных исследований радиального подшипника скольжения диаметром мм на водяном конденсате
      • 3. 6. Выводы
  • Глава.
    • IV. ВОПРОСЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕПЕНИЯ РАДИАЛЬПЫХ ПОДШИПНИКОВ ЖИДКОСТНОГО ТРЕПИЯ ТУРБИН, РАБОТАЮЩИХ НА ВОДЯНОМ КОНДЕНСАТЕ
      • 4. 1. Практические рекомендации по применению подшипников жидкостного трения турбин, работаюш-их на водяном конденсате
      • 4. 2. Расчетные исследования радиальных подшипников турбоагрегата Губкинской ТЭЦ на водяном конденсате
      • 4. 3. Обобщение результатов и оценка экономической эффективности
      • 4. 4. Выводы
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Грузоподъемность и динамические характеристики радиальных подшипников скольжения, смазываемых водяным конденсатом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Подшипники скольжения широко используются в энергетическом оборудовании тепловых и атомных электростанций, на транспорте, на объектахительной индустрии, на компрессорных станциях. В качестве смазочного материала в подшипниках и системах автоматического регулирования в основном используются дорогостоящие минеральные масла. Статистика свидетельствует, что примерно 20% аварий элементов турбоагрегатов составляют аварии с подшипниками, приводящие к тяжелым повреждениям и длительным простоям оборудования. Особое место в статистике аварий занимают пожары, возникающие в турбинных цехах электростанций главным образом из-за возгорания нефтяного турбинного масла, находящегося в системе смазывания подшипников турбоагрегатов и гидравлических системах регулирования. Пожары на электростанциях приносят громадный материальный ущерб, вызванный необходимостью замены и ремонта поврежденного оборудования иительных сооружений, недоотпуском электроэнергии.

Радикальным решением проблемы пожаробезопасности турбоагрегатов может стать применение для смазки подшипников водяного конденсата с добавлением ингибиторных антикоррозионных присадок. Использование водяного конденсата в системе смазки дает возможность повысить пожаробезопас-ность турбоагрегатов и электростанций в целом, увеличить надежность и безопасность эксплуатации, а также эффективность работы турбоагрегатов. Доступность и нетоксичность водяного конденсата позволяет снизить расходы на смазочные материалы и повысить экологические показатели котлотурбинных цехов станций.

Однако низкая вязкость водяного конденсата и его повышенная коррозионная активность создают значительные проблемы при замене минеральных масел на водяной конденсат. Снижение коррозионной активности достигается применением специальных ингибиторных присадок. Основное внимание в диссертационной работе сосредоточено на комплексном анализе возможности использования водяного конденсата в радиальных подшипниках турбин.

Однако в этом случае возникает необходимость обеспечения достаточной грузоподъемности подшипников скольжения и требуемых динамических характеристик, гарантирующих устойчивую работу ротора. Отсутствие надежных методик и инструментальных средств расчета, практических рекомендаций по использованию подшипников скольжения, смазываемых водяным конденсатом, а также очевидная практическая выгода от перехода на смазывание опор скольжения водяным конденсатом, обуславливают актуальность и целесообразность выполнения данной работы.

Объектом исследования являются подшипники скольжения турбомашин, смазываемые водяным конденсатом.

Предметом исследования являются статические и динамические характеристики подшипников скольжения, смазываемых водяным конденсатом.

Целью работы является совершенствование методик расчета подшипников жидкостного трения, работающих на водяном конденсате в условиях неизотермического турбулентного течения смазочного материала, разработка инструментальных средств расчета характеристик таких подшипников и повышение, на их основе, эффективности и безопасности подшипников жидкостного трения.

Научная новизна работы заключается в том, что:

1. Разработана математическая модель течения водяного конденсата в кольцевом зазоре подшипника жидкостного трения, отличающаяся учетом неизотермического турбулентного течения маловязкого смазочного материала и возможностью расчета характеристик подшипников в режиме пуска и остайЬйыполнено уточнение формулы Рейхардта для расчета коэффициентов турбулентной вязкости подшипников жидкостного трения, работающих в условиях смазки водяным конденсатом.

3. Получены критериальные уравнения, позволяющие моделировать реальные условия протекания физических процессов в подшипниках жидкостного трения и рассчитывать их характеристики в условиях смазки водяным конденсатом.

4. Выявлены закономерности влияния рабочих и геометрических параметров на несущую способность и динамические характеристики подшипников жидкостного трения, смазываемых водяным конденсатом.

5. Разработано программное обеспечение для расчета статических и динамических характеристик подшипников скольжения с учетом турбулентного неизотермического течения смазочного материала в зазоре подшипника.

Методы исследования. Расчет полей давлений в смазочном слое подшипника скольжения осуществлялся на основании совместного решения уравнений Рейнольдса, баланса энергий и расходов, а также соотношений для термодинамических параметров смазочного материала. Решение системы уравнений проводилось методом конечных разностей с использованием пятиточечного конечно-разностного шаблона. Численное решение задачи расчета статических и динамических характеристик подшипника, смазываемого водяным конденсатом проводилось с помощью разработанного в среде Borland Delphi программного обеспечения.

Критериальные уравнения, описывающие теплофизические процессы в смазочном слое получены на основе методов теории подобия и размерностей. Экспериментальные данные обрабатывались методами множественной регрессии в программе MS Excel.

Динамические характеристики смазочного слоя (коэффициенты жесткости и демпфирования) определялись на основе метода возмущений после нахождения равновесного положения цапфы ротора на кривой подвижного равновесия численным дифференцированием по соответствующим кинематическим параметрам.

Устойчивость движения ротора определялась в рамках линейного подхода на основе решения характеристического уравнения с учетом рассчитанных данных для динамических коэффициентов жесткости и демпфирования подшипников скольжения, смазываемых водяным конденсатом.

Достоверность полученных результатов обеспечивается корректностью постановки задачи, обоснованностью используемых теоретических зависимостей, принятых допущений и ограничений, применением известных математических методов и подтверждается качественным и количественным согласованием результатов теоретических исследований с экспериментальными данными, а также внедрением полученных результатов в промышленности.

Теоретическая значимость и практическая ценность работы.

В разработанной математической модели, учитывающей неизотермическое турбулентное течение маловязкого смазочного материала в кольцевом зазоре подшипника жидкостного трения, выполнено уточнение формулы Рейхардта для расчета коэффициентов турбулентной вязкости подшипников жидкостного трения при смазке водяным конденсатом.

Выполнены исследования статических и динамических характеристик подшипников скольжения, смазываемых водяным конденсатом, и выявлено влияние на них рабочих и геометрических параметров подшипников. На основе полученных результатов обоснована работоспособность опоры скольжения, использующей в качестве рабочего тела водяной конденсат.

Полученные критериальные уравнения для подшипников жидкостного трения, смазываемых водяным конденсатом, позволяют моделировать реальные условия протекания физических процессов в них и рассчитывать их характеристики в практических условиях.

Разработано программное обеспечение, позволяющее выполнять проектировочные и проверочные расчеты несущей способности и динамических характеристик подшипников, смазываемых водяным конденсатом.

По результатам исследований разработаны рекомендации по практическому использованию водяного конденсата в качестве смазочного материала в системах смазки турбомашин, смазываемых водяным конденсатом.

Реализация работы. Результаты расчетных исследований радиальных подшипников скольжения турбоагрегата № 3 Губкинской ТЭЦ при замене в системе смазки масла на водяной конденсат и эскизы реконструкции данных подшипников рекомендованы в ОАО «Белгородэнерго». Результаты диссертационной работы также внедрены в ЗАО «Энергомаш (Белгород)» и в учебном процессе в Белгородском государственном технологическом университете им. В. Г. Шухова.

Личный вклад. Выполнен анализ современного состояния проблемы замены минеральных масел на водяной конденсат в радиальных подшипниках скольжения турбомашин. На основе результатов сравнительного анализа экспериментальных и теоретических исследований подшипников скольжения, смазываемых маловязкой жидкостью (водяным конденсатом), получен уточненный коэффициент турбулентной вязкости, который используется в разработанной математической модели расчета радиальных подшипников скольжения, работающих в условиях неизотермического турбулентного течения смазочного материала.

Получены новые экспериментальные и теоретические обобщающие критериальные уравнения, позволяющие моделировать реальные условия протекания физических процессов и рассчитывать характеристики подшипников жидкостного трения при условии использования в качестве смазочного материала водяного конденсата. Исследовано влияние рабочих и геометрических параметров подшипников жидкостного трения на их несущую способность, динамические характеристики (коэффициенты жесткости и демпфирования) и статические характеристики в условиях турбулентного неизотермического течения маловязкого смазочного материала (водяного конденсата).

Разработано программное обеспечение, позволяющее прогнозировать несущую способность, динамические и статические характеристики радиальных подшипников скольжения, работающих на водяном конденсате.

Выработаны рекомендации по практическому применению водяного конденсата в качестве смазочного материала в системах смазки турбомашин.

Апробация работы. Основные результаты диссертационной работы докладывались и обсуждались на: III Международной научно-практической конференции-школе-семинаре молодых ученых, аспирантов и докторантов, посвященной памяти В. Г. Шухова «Современные проблемы строительного материаловедения», Белгород, 2001 г.- VIII Всероссийской научно-практической конференции «Современные технологии в машиностроении», Пенза, 2004 г.- Международной научно-практической конференции «Достижения ученых XXI века», Тамбов, 2005 г.- Международной научно-практической конференции «Наука на рубеже тысячелетий», Тамбов, 2005 г., а также на научных семинарах профессорско-преподавательского состава кафедры «Энергетика теплотехнологии» БГТУ им. В. Г. Шухова, научном семинаре кафедры «Динамика и прочность машин» Орловского государственного технического университета (2006 г.) и научном семинаре кафедры «Информатика и вычислительная техника» Белгородского государственного университета (2006 г.).

Публикации. Основные положения диссертационной работы изложены в семи печатных работах.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем работы -211 страниц. В ней содержится 73 рисунка, 35 таблиц, список литературы из 81 наименования.

4.4. Выводы.

1. Проведенные численные исследования подшипников турбоагрегатов подтвердили принципиальную возможность использования в них водяного конденсата в качестве смазочной жидкости.

2. В режиме номинальных параметров для всех исследуемых подшипников минимальная толщина смазочного слоя находится в допустимых пределах.

3. При снижении частоты вращения вала происходит снижение минимальной толщины смазочного слоя до опасно малых значений. Следовательно, для обеспечения безаварийной работы турбины в режимах малых частот вращения (пуски и остановы) требуется применение гидростатического подъема ротора.

4. Получены критериальные уравнения для расчета расхода смазочной жидкости, потерь на трение и максимальной температуры несущей поверхности для каждого исследованного подшипника, а также получены обобщающие критериальные зависимости для всей серии исследованных подшипников турбоагрегатов, что позволило дополнительно определить влияние относительной т /гл ширины подшипников 1Л) и относительного зазора у = ^.

5. Разработаны рекомендации по практическому использованию водяного конденсата в качестве смазочного материала в системах смазки и регулирования турбомашин.

6. Выполненная оценка экономической эффективности показала, что перевод систем смазки турбоагрегатов с турбинного масла на водяной конденсат экономически выгодно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В представленной диссертационной работе решена актуальная научно-техническая задача повышения эффективности и обеспечения надежности и безопасности роторно-опорных узлов турбинных агрегатов с подшипниками жидкостного трения, смазываемых водяным конденсатом, на основе совершенствования методики их расчета и разработки программного обеспечения для их проектирования.

При реализации поставленных в работе задач были получены следующие основные результаты и сформулированы выводы:

1. На основании сделанного анализа литературных данных установлено:

• проблема замены нефтяного турбинного масла огнестойким или негорючим заменителем занимает одно из центральных мест среди актуальных проблем теплоэнергетики. Существующие заменители обладают недостатками, препятствующими их широкому внедрению;

• перспективным направлением замены нефтяных смазочных материалов в подшипниках скольжения турбомашин является использование водяного конденсата. По сравнению с огнестойкими синтетическими маслами водяной конденсат имеет ряд существенных преимуществ, к которым относятся его доступность, незначительная стоимость подготовки, нетоксичность и хорошая де-аэрируемость.

2. Разработана математическая модель и проведены теоретические исследования неизотермического турбулентного течения маловязкого смазочного материала в зазоре подшипника жидкостного трения. Повышение адекватности разработанной математической модели для расчета гидродинамических реакций смазочного слоя подшипников достигается уточнением формулы Рейхард-та для расчета коэффициентов турбулентной вязкости.

3. Разработана математическая модель и проведены расчеты несущей способности и динамических характеристик (коэффициентов жесткости и демпфирования) подшипников, работающих в режиме гидродинамического и гидростатического подъема и являющихся основой расчета колебаний и устойчивости ротора.

4. Установлено, что в режимах пуска и останова турбины для создания приемлемых толщин несущего смазочного слоя подшипников, смазываемых водяным конденсатом, необходимо применение гидростатического подъема ротора.

5. Экспериментальные данные и результаты численных исследований подшипников жидкостного трения были обобщены критериальными уравнениями, позволяющими моделировать реальные условия протекания физических процессов и прогнозировать характеристики подшипников на стадии выполнения проектировочных расчетов.

6. Разработано и практически апробировано программное обеспечение, позволяющее выполнять расчеты несущей способности и динамических характеристик подшипников скольжения, смазываемых водяным конденсатом. Проведенные исследования и расчеты статических и динамических характеристик подшипников жидкостного трения, смазываемых водяным конденсатом, доказывают их работоспособность при эксплуатации в качестве опорных узлов турбинных агрегатов.

7. Выработаны рекомендации по практическому использованию водяного конденсата в качестве смазочного материала в системах смазки и регулирования турбомашин. Выполненная оценка экономической эффективности на примере турбины К 300−240 показала, что перевод систем смазки турбоагрегатов с турбинного масла на водяной конденсат оправдан с точки зрения обеспечения динамических характеристик и экономически целесообразен.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , М.А. Теория автоматического регулирования / М.А. Айзер-ман. -М.: Наука, 1966. 452 с.
  2. , Н.П. Гидростатические опоры роторов быстроходных машин / Н. П. Артеменко, А. И. Чайка, В. Н. Доценко и др. Харьков: «Основа», 1992.198 с.
  3. А.с. 1 368 448 СССР, МКИ 3? 01 Б 25/16. Способ смазки подшипника скольжения / В. М. Капинос, В. В. Рухлинский, И. В. Кузьменко, И. Д. Усачев, Л. А. Зарубин, Е. И. Зарецкий и Ю. И. Мищенко (СССР). № 4 120 328/24−06- заявл. 02.07.86- опубл. 23.01.88, Бюл. № 3.-117 с.
  4. , Н.Ю. Вычислительные методы и программирование / Н. Ю. Браиловская, Л. А. Чудов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1962. — 52 с.
  5. , А.Г. Устойчивость движения шипа в подшипниках жидкостного трения/ А. Г. Бургвиц, Г. А. Завьялов. М.: Машиностроение, 1964. — 148 с.
  6. , А.И. Способ расчета динамических характеристик гидростатических подшипников // Исследование гидростатических подшипников. М.: Машиностроение, 1973.-С. 12−18.
  7. , А.И. Динамические характеристики опорных гидростатических подшипников. В кн.: Труды Куйбышевского авиационного института. -Куйбышев: КуАИ, 1967. С. 142−148.
  8. Водяная система регулирования паровых турбин / В. И. Веллер, Г. Н. Виркосянц, Д. М. Левин, В. В. Лыско М.: Энергия, 1970. — 263 с.
  9. Возникновение и развитие пожара масла на турбоустановках / В. И. Веллер и др. // Энергетик. 1979. — № 2. — С. 30−31.
  10. , В.А. Расчет и проектирование опор жидкостного трения/ В. А. Воскресенский, В. И. Дьяков, А. З. Зиле.- М.: Машиностроение, 1983.-232 с.
  11. , В.Я. Методы моделирования тепловых и гидромеханических процессов в радиальных подшипниках турбомашин: дис.. канд. техн. наук / В. Я. Герасименко. Белгород, 1999. — 126 с.
  12. Гидродинамическая теория смазки. Классики естествознания: сб. материалов / под ред. Л. С. Лейбензона. М.- Л.: ГТТИ, 1934. — 562 с.
  13. , Ф.М. Изгибные колебания вращающихся валов/ Ф. М. Диментберг. М.: Изд-во АН СССР, 1959. — 348 с.
  14. , А.К. Расчет давлений в масляном слое подушек упорного подшипника при неизотермическом процессе / А. К. Дьячков // Машиноведение. -1966.-№ 2.-С.100−111.
  15. , А.К. Расчет давлений, возникающих при неизотермическом процессе в слое смазки подушек упорного подшипника при заданной форме его тангенциального сечения / А. К. Дьячков // Машиноведение. 1972. — № 4. -С.84−94.
  16. , И.Е. О гидродинамической теории трения хорошо смазываемых твердых тел / И. Е. Жуковский // Журн. рус. физ.-хим. об-ва, 1886. -Т.ХУШ, отд. 1, В.7, Собр. соч. т. III. М.- Л.: Гостехиздат. — 1949. — С.112−120.
  17. , И.Е. О трении смазочного слоя между шипом и подшипником / И. Е. Жуковский, С. А. Чаплыгин // Тр. отдел физ. наук. Об-во любителей естествознания: собр. соч. в 3 т. Л.: Госиздат, 1949. — С.133−151. — Т. III. -1906. — вып. I.-С. 24−33.
  18. , Г. С. Конструкция и расчет на прочность деталей паровых и газовых турбин / Г. С. Жирицкий, В. А. Стрункин // Машиностроение. 1968. -С. 440−492.
  19. , A.A. Теоретическое и экспериментальное определение коэффициентов демпфирования гидростатических подшипников // Динамика гибких роторов. М.: Наука, 1972. — С. 57−60.
  20. , А.П. Стационарная задача гидродинамической теории смазки подшипника /А.П. Зырянов // Машиноведение. 1975. — № 1. — С.41−47.
  21. , B.JI. Анализ работоспособности радиальных гидродинамических подшипников скольжения турбомашин на водяном конденсате / В.В. Рух-линский, B.JI. Ильинов // Энергосбережение и водоподготовка. 2006. — № 3. -С. 68−70.
  22. , B.JI. Математическая модель гидростатического радиального подшипника скольжения на водяном конденсате /В.В. Рухлинский, B.JI. Ильинов // Достижения ученых XXI века: сб. науч. статей межд. науч.-практ. конф. -Тамбов, 2005.-С. 60−61.
  23. , B.JI. Расчетные исследования работоспособности радиальных подшипников скольжения на водяном конденсате /В.В. Рухлинский, А.И. Ря-занцев, B.JI. Ильинов, А. Ф. Введенский // Вестник нац. техн. ун-та «ХПИ». -Харьков, 2002. С. 108−112.
  24. Исследование радиального гидродинамического подшипника на маловязкой жидкости турбины КТ-40/32−6,4: отчет о НИР (заключительный) / ХПИ им. В. И. Ленина, ПО «Харьковский турбинный завод» им. С. М. Кирова. Хоздоговор № 28 438. — Харьков, 1989. — 33 с.
  25. , В.Н. Системы смазывания паровых турбин / В. Н. Казанский М.: Энергоатомиздат, 1986. — 152 с.
  26. , В.Я. Обеспечение вибронадежности роторных машин на основе методов подобия и моделирования / В. Я. Кальменс. СПб.: СЗПИ, — 1992. -374 с.
  27. , А. Теория смазки в инженерном деле / А. Камерон. М.: Машгиз, 1962. — 296 с.
  28. , A.C. Расчет и конструирование роторных машин/ A.C. Кельзон, Ю. Н. Журавлев, H.A. Январев. JL: Машиностроение, 1975. — 288 с.
  29. , Д.С. Контактная гидродинамика смазки деталей машин / Д. С. Коднир. М.: Машиностроение, 1976. — 304 с.
  30. , М.В. Теоретические основы работы подшипников скольжения / М. В. Коровчинский. М.: Машгиз, 1959. — 403 с.
  31. , Ю.Ф. Эксплуатация турбин с сегментными радиальными подшипниками / Ю. Ф. Косяк, М. Г. Вишнивецкий // Теплоэнергетика. 1983. — № 4. -С.32−35.
  32. Лунд. Разработка понятия динамических коэффициентов радиальных подшипников жидкостного трения / Лунд // Проблемы трения и смазки. 1987. -№ 1. — С. 40−44.
  33. Макколлион. Анализ тепловых эффектов в полном радиальном подшипнике / Макколлион, Юсиф, Ллойд // Проблемы трения и смазки. 1970. -№ 4. -С.42−51.
  34. , В.А. Расчет опорных подшипников с самоустанавливающимися подушками высокоскоростных турбомашин / В. А. Максимов, И. В. Хамидуллин // Энергомашиностроение. 1979. — № 2. — С. 15−19.
  35. , В.А. Трибология подшипников и уплотнений жидкостного трения высокоскоростных турбомашин / В. А. Максимов, Г. С. Баткис Казань: Фэн, 1998.-430 с.
  36. , Д.Р. Введение в теорию устойчивости движения / Д. Р. Меркин -М.: Наука, 1987.-304 с.
  37. О выборе реконструкции опорных подшипников для мощных паровых турбин / В. М. Олимпиев, Л. П. Сафонов, Л. Д. Френкель, И. О. Юрченко // Теплоэнергетика. 1983. — № 4. — С.28−32.
  38. Огнестойкие турбинные масла / Под ред. проф. K.M. Иванова. М.: Химия, 1974. — 166 с.
  39. , В.М. Численные методы в газовой динамике / В.М. Паско-нов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1963. — 76 с.
  40. , Н.П. Гидродинамическая теория смазки / Н. П. Петров // АН СССР.- 1948. Статья «Трение в машинах и влияние на него смазывающей жидкости» (Впервые опубликована в инженерном журнале, 1883).
  41. , М.Е. Некоторые вопросы теплообмена в упорных подшипниках скольжения / М. Е. Подольский // Машиноведение. 1966. — № 4. -С.94−106.
  42. Подшипник скольжения с водяной смазкой для быстроходных турбин / Е. В. Трифонов, И. Д. Ямпольский, Е. В. Пируев и др. // Судостроение. 1966. -№ 5. -С.25−30.
  43. , Э.Л. Упрощенный численный метод расчета характеристик подшипников скольжения произвольной формы / Э. Л. Позняк // Машиноведение. 1966.-№ 2. — С. 91−99.
  44. , Э.Л. Динамические свойства масляной пленки в подшипниках скольжения // Известия АН СССР. ОТН. Механика и машиностроение. — 1961. — № 6.-С. 52−67.
  45. , П.З. Неизотермическая задача гидродинамической теории смазки подпятника с недеформированной и деформированной подушками / П. З. Попов // Сб. Развитие гидродинамической теории смазки. М.: Наука, — 1970. -С.105−120.
  46. , П.З. Плоская неизотермическая задача гидродинамической теории смазки подпятника с деформированной подушкой / П. З. Попов // Машиноведение. 1966. — № 4. — С.82−93.
  47. Программа расчета характеристик подшипников скольжения, смазываемых водяным конденсатом «Подшипник-Водяной конденсат» / В.Л. Ильи-нов, В. В. Рухлинский // Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ № 2 007 611 466 от 9.04.2007 г.
  48. , В.Н. Динамика роторов на подшипниках с плавающими нев-ращающимися втулками / В. Н. Прокопьев и др. // Проблемы машиностроения и надежности машин. 1995. — № 5. — С. 37−42.
  49. , Ю.А. Конструкции и проектирование подшипников скольжения агрегатов ДЛА: учеб. пособие / Ю. А. Равикович М.: Изд-во МАИ, 1995.-58 с.
  50. , О. Гидродинамическая теория смазки и ее применение к опытам Тауэри (пер. с англ.) / О. Рейнольде // Серия «Классики естествознания». М.: ГТТМ, 1934. — 530 с.
  51. Роде. Исследование термогидродинамических характеристик сдавливаемых пленок / Роде, Эззат // Проблемы трения и смазки. 1974. — № 2. -С.6−14.
  52. , В.В. Анализ тепловых явлений в радиальном подшипнике скольжения с учетом теплопроводности его вращающегося и неподвижного элементов / В. В. Рухлинский, О. М. Борисенко // Энерг. машиностроение. -1986.-Вып. 42.-С. 82−89.
  53. , В.В. Влияние внешних условий теплообмена на рабочие характеристики радиальных подшипников скольжения / В. В. Рухлинский, A.B. Ермоленко // Сб. Энергетическое машиностроение. 1988. — №. 46. -С.119−126.
  54. , В.В. К численному решению задач пограничного слоя с использованием неявных конечно-разностных схем / В. В. Рухлинский, JI.A. Гу-ра // Энергетическое машиностроение. 1981. — № 32. — С.101−104.
  55. , В.В. Теплофизические процессы в подшипниках скольжения жидкостного трения паровых и газовых турбин: дис.. д-ра техн. наук / В. В. Рухлинский. Харьков, 1986. — 497 с.
  56. , JT.A. Моделирование роторных систем с подшипниками жидкостного трения / Л. А. Савин, О. В. Соломин М.: Машиностроение-1, 2006. -444 с.
  57. Сафар. Решение термогидродинамической задачи для подшипников с ламинарным режимом течения смазки / Сафар // Проблемы трения и смазки. -1978. № 4. — С.64−66.
  58. , С.И. Динамика криогенных турбомашин с подшипниками скольжения / С. И. Сергеев М.: Машиностроение, 1973. — 304 с.
  59. Суганами. Термогидродинамический анализ радиальных подшипников / Суганами, Сери // Проблемы трения и смазки. 1979. — № 1. — С.23−30.
  60. , И.Н. Теплотехника / И. Н. Сушкин. М.: Металлургия, 1973. -479 с.
  61. , Н. Подшипники скольжения: расчет, проектирование, смазка/ Н. Типей, В. Н. Константинеску и др. Бухарест: Изд-во АН PHP, 1964. — 458 с.
  62. , И.Я. Проектирование и расчет опор трения / И. Я. Токарь. М.: Машиностроение, 1971. — 168 с.
  63. , А. Динамика роторов турбогенераторов / А. Тондл. JL: Энергия, 1971.-388с.
  64. , Б.М. Турбинные установки тепловых и атомных электростанций. Научные и организационно-технические проблемы / Б. М. Трояновский // Теплоэнергетика. 1986. — № 6. — С. 3.
  65. Феррон. Исследование термогидродинамических характеристик простого радиального подшипника. Сравнение теории с экспериментом / Феррон, Френ, Бонкомпен // Проблемы трения и смазки. 1983. — № 3. — С.111−117.
  66. Хюбнер. Расчет давления и температуры в упорных подшипниках, работающих в термогидродинамическом турбулентном режиме / Хюбнер // Проблемы трения и смазки. -1974. № 1. — С. 24−75.
  67. , С.А. Подшипники скольжения/ С.А.Чернавский- М.: Машгиз, 1963. 244 с.
  68. Эззат. Исследование термогидродинамических характеристик ползунов конечной ширины / Эззат, Роде // Проблемы трения и смазки. 1973. — № 3. -С. 37−46.
  69. Эззат. Нестационарные термогидродинамические характеристики ползунов конечной ширины / Эззат, Роде // Проблемы трения и смазки. 1974. -№ 3.-С.13−19.
  70. Эксплуатационные испытания нового нетоксичного огнестойкого турбинного масла ОМТИ / Э. Д. Вилянская, К. И. Иванов и др. // Теплоэнергетика. 1972.-№ 10.-С. 56.
  71. , И.Д. Гидростатический подшипник / И. Д. Ямпольский // Бюллетень «Открытия, изобретения, промышленные образцы и товарные знаки».- 1965.-№ 18.-С. 112.
  72. , И.Д. Подшипники с водяной смазкой для паровых турбин / И. Д. Ямпольский, Л. Ю. Усанович // Энергетическое машиностроение. М.: НИИИНФОРМТЯЖМАШ, 1968. -№ 4. — С. 13−16.
  73. , И.Д. Применение водяной смазки в паровых установках / И. Д. Ямпольский, Л. Ю. Усанович // Вестник машиностроения. 1974. — № 2. -С. 23−25.
  74. , М.И. Конструирование и расчет на прочность деталей паровых турбин / М. И. Яновский. М.-Л.: Изд. АН СССР, 1947. — 347 с.
  75. , В.Л. Разработка метода расчета и рекомендаций к проектированию радиальных подшипников турбоагрегатов при смазке негорючей неньютоновской жидкостью типа ВРП: дис.. канд. техн. наук / В. Л. Ясногородский. Харьков, 1989. — 91 с.
Заполнить форму текущей работой