Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Квантитативный аспект фольклорно-языковой картины мира: Количественные характеристики концептов пространства и времени в их объективации вербальными средствами русской волшебной сказки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Древнее представление о производности времени и пространства от предметно-событийного наполнения детерминировало специфичность концептуализации квантитативного максимума в сказке. Значения максимальной пространственной протяженности, измеряемой по вертикали, связаны с представлениями об объектах, чьи размеры определяются как максимальные и достигающие неба (дерево, гора, столб) или преисподней… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы исследования
    • 1. Фольклорная картина мира как объест лингвокогнитивного исследования
    • 2. Категория количества в различных мировоззренческих системах
      • 2. 1. Интерпретация категории количества в философском знании (философской картине мира)
      • 2. 2. Количество в архаическом мышлении (мифопоэтической картине мира)
      • 2. 3. Категория количества в произведениях фольклора (фольклорной картине мира)
  • Глава II. Квантитативная сфера концепта «пространство» в ее объективации вербальными средствами сказки
    • 1. Образ пространства в различных моделях мира
    • 2. Субконцепт «дистанция»
      • 2. 1. Дистанция, измеряемая по вертикали
        • 2. 1. 1. Дистанция, измеряемая по вертикали вверх
        • 2. 1. 2. Дистанция, измеряемая по вертикали вниз
      • 2. 2. Дистанция, измеряемая по горизонтали
        • 2. 2. 1. Максимальная (предельная) дистанция
        • 2. 2. 2. Д истанция, не являющаяся предельной
          • 2. 2. 2. 1. Дистанция как средство характеристики физических или магических способностей персонажа
          • 2. 2. 2. 2. Дистанция как средство определения местоположения объектов в пространстве относительно друг друга
          • 2. 2. 2. 3. Дистанция как средство организации композиционной структуры сказки
    • 3. Субконцепт «площадь»
    • 4. Субконцепт «размер предметов»
      • 4. 1. Размеры человека и антропоморфных существ
        • 4. 1. 1. Размеры героя
        • 4. 1. 2. Размеры царевны
        • 4. 1. 3. Размеры антагониста
        • 4. 1. 4. Размеры помощника
        • 4. 1. 5. Размеры дарителя
        • 4. 1. 6. Семиотические значение квантитативных характеристик размеров человека и антропоморфных персонажей сказки
      • 4. 2. Размеры животных и зооморфных существ
        • 4. 2. 1. Размеры животного-помощника
        • 4. 2. 2. Размеры животного-дарителя
        • 4. 2. 3. Размеры животного-антагониста
        • 4. 2. 4. Размеры животных, рассматриваемых с утилитарной точки зрения
      • 4. 3. Размеры растений
      • 4. 4. Размеры реалий неживой природы
      • 4. 5. Размеры артефактов
        • 4. 5. 1. Размеры дома
          • 4. 5. 1. 1. Размеры дома царевны
          • 4. 5. 1. 2. Размеры дома антагониста
          • 4. 5. 1. 3. Размеры дома героя
          • 4. 5. 1. 4. Размеры дома лесных разбойников
        • 4. 5. 2. Размеры оружия
        • 4. 5. 3. Размеры украшений и предметов костюма
        • 4. 5. 4. Размеры средств передвижения
        • 4. 5. 5. Размеры ёмкостей
    • 5. Субконцепт «объем вещества»
      • 5. 1. Объем продуктов питания
        • 5. 1. 1. Объем продуктов при однократном приеме пищи
        • 5. 1. 2. Объем продуктов питания, заготовленных впрок
      • 5. 2. Объем материальных ценностей
      • 5. 3. Объем веществ, имеющих хозяйственное или иное назначение
      • 5. 4. Объем как средство измерения множества живых существ
    • 6. Субконцепт «вес предметов»
      • 6. 1. Вес как показатель физических возможностей персонажа
      • 6. 2. Вес как показатель объема вещества
      • 6. 3. Вес как средство волшебного воздействия
    • 7. Субконцепт «сила персонажей»
  • Выводы
  • Глава III. Квантитативная сфера концепта «время» в ее объективации вербальными средствами сказки
    • 1. Образ времени в различных моделях мира
    • 2. Субконцепт «длительность временного отрезка»
      • 2. 1. «Вечное» время
        • 2. 1. 1. Вечность как срок человеческой жизни
          • 2. 1. 1. 1. Длительность благополучного существования персонажей
          • 2. 1. 1. 2. Срок, в течение которого персонаж имеет возможность осуществлять активные действия
          • 2. 1. 1. 3. Длительность действий и состояний, возникающих вследствие воздействия извне
        • 2. 1. 2. Вечность как бесконечная длительность
      • 2. 2. «Конечное» время
        • 2. 2. 1. Временная длительность как средство организации композиционной структуры сказки
          • 2. 2. 1. 1. Временная длительность в статических элементах сказочной композиции
          • 2. 2. 1. 1. 1. Временная длительность событий, составляющих статические элементы сказочной композиции
        • 2. 2. 1. Л Л.1. Временная длительность пространственного перемещения персонажа
          • 2. 2. 1. 1. 1.2. Временная длительность статического состояния персонажа
          • 2. 2. 1. 1. 2. Временная длительность промежутка между событиями
          • 2. 2. 1. 2. Временная длительность в динамических элементах сказочной композиции
        • 2. 2. 2. Временная длительность как средство квантификации дру гих количественных параметров
          • 2. 2. 2. 1. Временная длительность как средство квантификации объема материальных ценностей
          • 2. 2. 2. 2. Временная длительность как средство квантификации физических возможностей персонажа
    • 3. Субконцепт «скорость»
      • 3. 1. Скорость процессов, переживаемых субъектом
      • 3. 2. Скорость процессов, производимых субъектом
        • 3. 2. 1. Скорость пространственного перемещения персонажа
          • 3. 2. 1. 1. Квалификация скорости реального процесса передвижения
          • 3. 2. 1. 2. Объективация ирреальной скорости пространственного перемещения
        • 3. 2. 2. Скорость выполнения трудных задач
          • 3. 2. 2. 1. Вербализация скорости выполнения трудных задач конструкциями с реальной модальностью
          • 3. 2. 2. 2. Вербализация скорости выполнения трудных задач конструкциями с ирреальной модальностью
        • 3. 2. 3. Скорость изменения состояния субъекта
    • 4. Субконцепт «возраст»
      • 4. 1. Возраст человека
        • 4. 1. 1. Абсолютная возрастная характеристика человека
          • 4. 1. 1. 1. Оппозиция «ребенок / взрослый»
          • 4. 1. 1. 2. Оппозиция «старый / молодой»
        • 4. 1. 2. Относительная возрастная характеристика человека
      • 4. 2. Возраст животных
      • 4. 3. Возраст растений
  • Выводы

Квантитативный аспект фольклорно-языковой картины мира: Количественные характеристики концептов пространства и времени в их объективации вербальными средствами русской волшебной сказки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Объектом диссертационного исследования является текст русской народной волшебной сказки, предметом — квантитативная семантика языковых и речевых единиц, вербализующих количественные признаки пространства и времени.

Вербальная объективация концепта количества еще не стала предметом пристального внимания ученых. Соответственно, данная проблема не рассматривалась и на материале фольклора. Этим обусловлена актуальность исследования.

Цель работывыявление квантитативной структуры концептов пространства и времени в сказке через систему средств их вербальной репрезентации. Данная цель предполагает решение ряда следующих задач:

1) выявить языковые и речевые средства объективации количественной стороны концептов пространства и времени в сказке;

2) рассмотреть квантитативную структуру концептов пространства и времени на основе анализа актуальной речевой семантики выявленных вербальных средств их репрезентации;

3) представить квантитативную структуру концептов пространства и времени с позиций ее иерархической организации;

4) выявить семиотическую сущность количественных характеристик концептов пространства и времени в сказке;

5) установить факторы, обусловившие специфические особенности квантитативной организации концептов пространства и времени в сказке.

Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы: логический анализ и классификация материалаописательная и сопоставительная методикиметодика компонентного анализаэлементы статистического методаграфическое представление результатов исследования.

Базой фактического материала послужили авторитетные собрания сказочного фольклора:

Народные русские сказки А. Н. Афанасьева в 3-х томах. — 6-е изд. —М, 1957 (далее.

— Аф-У,.

ОнчуковН.Е. Северные сказки. — СПб: Тропа Троянова, 1998 (Онч.);

Худяков И. А. Великорусские сказки. Великорусские загадки. — СПб.: Тропа Трояно-ва, 2001 (Худ.).

Примеры приводятся с сохранением орфографических и пунктуационных особенностей текстов указанных источников.

Анализу подверглось около 5000 языковых и речевых единиц, извлеченных из сказочных текстов методом сплошной выборки. Значительная часть примеров к теоретическим положениям настоящего исследования не вошла в основной текст диссертационного сочинения по причине его ограниченного объема — в тексте приводятся лишь основные примеры, большая же часть иллюстративного материала вынесена в приложение.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

— диссертационное сочинение представляет собой первую попытку целостного изучения особенностей квантификации пространства и времени в фольклорной картине мира на материале волшебной сказки;

— в работе выявлена и описана количественная сфера сказочных концептов пространства и времени;

— в исследовании предпринята попытка выявления факторов, детерминирующих специфические особенности квантитативной организации концептов пространства и времени в сказке.

Теоретическая значимость работы заключается в возможности использования ее результатов для дальнейших исследований фольклорно-языковой картины мира и семантики фольклорного слова. Практическая ценность исследования определяется возможностью использования его материалов при проведении спецкурсов и спецсеминаров по когнитивной лингвистике, семасиологии русского языка, лингво фольклористике.

Основные положения диссертации прошли апробацию на международных, всероссийских, региональных, межвузовских научных конференциях, проводившихся в Государственном республиканском центре русского фольклора (Москва, 2001, 2002 гг.), Воронежском государственном университете (Воронеж, 2001, 2002 гг.), Воронежском государственном педагогическом университете (Воронеж, 2001 г.), а также на ежегодных отчетных научных конференциях преподавателей кафедры общего языкознания и методики преподавания русского языка ВШУ (2002,2003 гг.).

Результаты исследования обобщены в 8 публикациях.

Итогом исследования явились следующие положения, выносимые на защиту.

1. Квантитативная сфера концептов «пространство» и «время» в сказке представляет собой систему взаимосвязанных субконцептов, составляющую часть сказочной концептосферы:

— результаты мыслительной деятельности по количественной оценке пространства представлены в субконцептах «дистанция», «площадь», «объем», «размер» и опосредованно — «вес», «сила»;

— результаты измерения темпоральной длительности отражаются в содержании субконцептов «временной отрезок», «скорость», «возраст».

2. Объективация квантитативной структуры концептов пространства и времени осуществляется вербальными средствами сказки: единицами языка и речи, специализированными фольклорными формульными средствами.

3. Вербальные характеристики пространства и времени выполняют функцию не только количественной оценки элементов фольклорной действительности, но и выражения информации семиотического характера, что делает их средством художественной системы сказки.

4. Семиотическая функция средств объективации количественных признаков пространства и времени обусловила специфическое свойство их семантики — предельную обобщенность выражаемых ими значений.

5. Многие специфические особенности квантитативной организации концептов пространства и времени в сказке связаны с архаическими представлениями о пространстве и времени, получившими отражение в сказочной картине мира.

Выводы.

Анализ языковой / речевой объективации квантитативной сферы концепта «время» позволяет заключить, что результаты количественной оценки темпоральной длительности в сказке отражаются в содержании субконцептов «длительность временного отрезка», «скорость», «возраст», каждый из которых структурирован системой КП. Репрезентанты указанных субконцептов выполняют в сказке следующие функции:

— организации композиции сказки (номинации длительности в статических и динамических элементах сказочной композиции);

— характеристики объекта (характеристики возраста персонажей, длительности поединка героя и антагониста, репрезентанты скорости всех процессов). Некоторые количественные характеристики (например номинации длительности службы героя у представителей «иного» мира), совмещают обе указанные функции.

Анализ квантитативных значений, выражаемых временными хар актер и стоками, показал взаимосвязь количественной семантики номинаций с их функциями. Так, квантитативные характеристики, выполняющие композиционную роль, демонстрируют меньшую соотнесенность семантики со шкалой «много / мало» по сравнению с номинациями, выполняющими роль характеристики того или иного объекта Это появляется в следующем:

— использование формул, выражающих значение количественной неопределенности (например «много ли, мало ли»);

— употребление неопределенных местоимений и наречий вместо числительных (например «сколько-то лет», «несколько времени»);

— ориентация на возможность реальных сроков осуществления процессов при квантификации их длительности (например «жили год времени»). Квантитативная семантика номинаций, характеризующих объекты по какимлибо признакам, ориентирована на шкалу оценок «много / мало». Так, скорость осуществления всех квантифицируемых в сказке процессов изображается гипер-болизированно, точкой отсчета (нормой) при этом выступает обычная (реальная) скорость их протекания. При характеристике возраста персонажей сказки такой точкой отсчета, относительно которой определяется квантитативное содержание обозначений возраста, является возраст героя. Ориентация количественной семантики рассматриваемых временных номинаций на норму обеспечивает выполнение ими функции оценки, выражения художественно значимой информации.

Характер квантификации времени в сказке зависит от аксиологического фактора Обнаруживается тенденция соотнесения характеристик большой и малой длительности с ценностно отмеченными (положительно или отрицательно) действиями и состояниями. Аксиологически нейтральные временные отрезки, как правило, обозначаются номинациями с семантикой количественной неопределенности. Аксиологическая концептуализация временной длительности представляется следствием архаического осмысления времени как производного от заполняющих его событий.

Необходимо отметить, что и номинации аксиологически отмеченных периодов времени характеризуются обобщенностью количественной семантики: они не имеют целью выражение точного знания о количестве. Отсутствие конкретности в значениях количественных номинаций является результатом выполнения ими семиотической функции: временные характеристики не обозначают точную величину, а соотносят то или иное явление с одним из членов семиотического противопоставления. Количественные характеристики времени являются средством выражения следующих семиотических оппозиций: «свой / чужой», «истинный герой / неистинный герой», «сакральный / профанный», «мужской / женский».

Со вторым членом бинома «свой / чужой» соотносятся персонажи «иного» мира — антагонист, даритель, помощник. Характеризующие их временные номинации определяют такие их атрибуты, как пожилой возраст (в большинстве случаев) и способность аномально быстро перемещаться и выполнять трудные задачи (свойства помощника). Репрезентанты длительности / скорости пространственного перемещения, выражая значения большой величины, объективируют представление об «ином» мире как об участке пространства, удаленном на значительное расстояние от «своего» мира.

Наиболее широко репрезентирована характеристиками времени оппозиция «истинный герой / неистинный герой». Свойствами «истинного» героя являются физическая сила и выносливость, проявляющиеся в способности выдержать длительное испытание или быстро справиться с заданиемобладание магическими знаниями, позволяющее быстро выполнить трудную задачу, молодость (героймладший из братьев) — достижение зрелости в более ранние сроют, чем это наблюдается у обычных людей.

Оппозиция «сакральный / профанный» реализуется с помощью репрезентантов скорости и возраста, противопоставление «мужской /женский» выражается возрастными характеристиками героя и героини сказки.

Таким образом, осмысление квантитативного темпорального признака в сказке имеет семиотическую основу. Это обусловливает специфические свойства семантики квантитативных показателей — выражение номинациями времени не только количествешгых значений, но и культурологической информации, а также обобщенность количественной семантики.

Заключение

.

Исследование количественной семантики номинаций, репрезентирующих квантитативную сферу концептов «пространство» и «время» в волшебной сказке, выявило актуальность и значимость феномена квантификации для рассматриваемого жанра: квантитативные характеристики изобличают специфическое содержание сказочной картины мира и выполняют художественные функции.

Результаты мыслительной деятельности по квантитативной оценке пространства и времени представлены в сказке в виде следующих субконцептов: а) «дистанция», «площадь», «размер», «объем», «вес», «сила» (субконцепты, представляющие результаты квантификации пространства и заполняющих его объектов) — б) «временной отрезок», «скорость», «возраст» (субконцепты, отражающие результаты измерения темпоральной длительности).

Указанные субконцепты образуют систему, включенную в сказочную концеп-тосферу. Взаимосвязь элементов количественной структуры концептов «пространство» и «время» проявляется:

— в наличии общих тенденций концептуализации количества, обусловленных действием семиотической системы сказки и влиянием архаических представлений о мире, являющихся одной из генетических основ фольклорной картины мира;

— в использовании характеристик разных количественных параметров для выражения одного концептуального содержания (например, величина пространственной протяженности концептуализируется как дистанция и как время, затраченное на ее преодолениефизическая сила персонажа связывается с большими размерами его тела, со способностью передвигать тяжелые предметы и со способностью употреблять большое количество пищи при однократном приеме и т. д.).

Объективация количественных признаков пространства и времени осуществляется вербальными средствами сказки: единицами языка и речи, специализированными фольклорными формульными средствами.

Номинации, репрезентирующие количественную структуру концептов «пространство» и «время», являются одним из средств реализации художественной системы сказки. Квантитативные характеристики выполняют следующие художественные функции:

— организация сказочного пространства (функцию выполняют репрезентанты субконцептов «дистанция» и «площадь»);

— организация композиционной структуры сказки (осуществляется посредством характеристик дистанции и временной длительности);

— характеристика объекта как соответствующего / не соответствующего сказочной норме (функцию реализуют номинации дистанции, размера, объема, веса, силы, временного отрезка, скорости, возраста).

Квантитативные характеристики пространства, в отличие от временных номинаций, задействованы в выполнении всех указанных функций, что свидетельствует о большей значимости пространственных категорий в сказке. Приоритетное положение пространственных характеристик представляется следствием архети-пичности образа реальности, положенного в основу сказочной картины мира.

Связь квантитативной организации сказочных концептов пространства и времени с архаическим осмыслением этих категорий проявляется в следующем.

1. Древнее представление о производности времени и пространства от предметно-событийного наполнения детерминировало специфичность концептуализации квантитативного максимума в сказке. Значения максимальной пространственной протяженности, измеряемой по вертикали, связаны с представлениями об объектах, чьи размеры определяются как максимальные и достигающие неба (дерево, гора, столб) или преисподней (веревка), а небо и подземный мир, таким образом, мыслятся предельными точками в пространстве. Максимальная временная длительность связывается в сказке со сроком человеческой жизни. Современное абстрактное понимание бесконечности времени и пространства почти чуждо волшебной сказке: оно совершенно нерелевантно для характеристик пространственной протяженности и почти отсутствует в характеристиках времени (концептуальный признак «бесконечность» временной длительности имеет узкую область реализации, а лексическая репрезентация свидетельствует о его производности от представлений о продолжительности жизни человека).

2. Концептуализация пространственно-временных величин в сказке обнаруживает связь с архаическим представлением о негомогенности пространства и времени, составленных из структурно и аксиологически неоднородных элементов. Так, характеристики дистанции структурируют сказочное пространство как систему иерархически организованных уровнейквантитативная семантика номинаций темпоральной длительности определяется аксиологическим значением событий, заполняющих временной отрезок.

3. Представление о пространстве и времени, конституированных предметами и событиями, явилось причиной выбора средств квантификации сказочного пространства и времени. Наряду с номинациями метрических единиц в сказке выявляются специфические способы объективации количественной оценки: а) пространства — с помощью номинаций отрезков пространственной протяженности, измеряемых относительно семиотически значимых объектов (дерева (леса), горы, столба, моря, поля, дома и его элементов) — б) времени — обозначение длительности с помощью формул преодоления времени деятельностью.

4. Мифопоэтические представления о мире обусловили закрепленность номинаций с определенным квантитативным содержанием за некоторыми объектами. Осмысление «иного» мира как «чужого» и далекого явилось причиной оценки дистанции между «своим» и «чужим» мирами в сказке как максимальной. Представление об отсутствии индивидуальных различительных признаков у субъектов, попадающих в «иной» мир, детерминировало квантитативную характеристику размеров совокупности персонажей из «иного» мира как тождественных. Определение возраста героя как молодого, но достигшего зрелости связано с ритуальным характером источника возникновения волшебной сказки — мифом, сопровождавшим обряд инициации. Эти, а также другие факты свидетельствуют о связи результатов квантитативной оценки в сказке с архаическими.представлениями.

5. Мифопоэтическая генетическая основа волшебной сказки детерминировала выбор объектов для квантификации в сказочных текстах. Обнаруживается тенденция: чем более значим объект в архаической картине мира, тем скорее его свойства получат отражение в количественных характеристиках в сказке. Например, номинации объема наиболее актуальны в сказке для продуктов питания, что обусловлено сакральным характером акта приема пищи в архаическую эпоху. Среди реалий неживой природы квантифицируются по размерам только гора и ее вариант — камень, что также связано с их значимостью в древних мифологических представлениях.

На ранних этапах развития человеческого сознания наблюдалась связь категории количества с категорией качества, что обусловливало специфичность результатов количественной оценю! в древнюю эпоху: целью квантификации было не получение точного знания о количестве, а качественная характеристика объекта. Эта особенность нашла выражение в языковой картине мира сказки: вербальные количественные характеристики выполняют здесь не только функцию квантитативной оценки, но и выражают культурологическую информацию, реализуя семиотические оппозиции. Выявляется следующий набор семиотических противопоставлений, выражаемых посредством квантитативных характеристик времени и пространства: «свой / чужой», «близкий / далекий», «верх / низ», «мужской / женский», «старший / младший», «сакральный / профанный», «истинный герой / неистинный герой».

Наиболее значимы для сказочной концептосферы оппозиции «свой / чужой» и «истинный герой / неистинный герой». Квантитативные показатели, реализующие данные противопоставления, объективируют следующие концептуальные признаки членов биномов:

— «свой» — близкий, соответствующий норме;

— «чужой» — далекий, аномальный;

— «истинный герой» — обладающий качествами, позволяющими выполнить сказочную задачу, а именно: физической силой и магическим знанием;

— «неистинный герой» — не обладающий указанными качествами.

Семиотическая функция количественных характеристик обусловила специфическое свойство их семантики — предельную обобщенность выражаемых ими значений. На обобщенный характер количественной оценки пространства и времени в сказке указывают следующие факты:

— в сказке редко используются метрические единицы в качестве средства кван-тификации;

— числительные, употребляющиеся для количественной оценки пространства и времени, не обозначают конкретное число, а выражают обобщенное количественное значение, что подтверждается тенденцией их взаимозаменяемости в аналогичных контекстах;

— взаимозаменяемость пространственных локализаторов при квантификации дистанции через указание на семиотически значимые точки в сказочной модели мира (небо, лес, горы, море);

— использование номинации времени со значением количественной неопределенности.

Представляется, что вариативность языковых средств выражения количественных признаков пространства и времени и, как следствие, обобщенность квантитативной семантики лексических единиц объясняется нежестким характером связи между концептом и средствами его репрезентации в фольклоре. Ориентация квантитативной лексики сказки на выражение семиотических смыслов детерминировала знаковый характер количественных показателей: они указывают не на конкретное количество, а на соотнесенность объекта с одним из членов семиотической оппозиции.

Языковые и речевые единицы сказки, характеризующие пространство и время в количественном отношении, выражают концептуальные признаки «большое количество», «малое количество», «неопределенное количество», «тождественное количество». Концептуальный признак «большое количество» является доминирующим как по числу репрезентирующий его языковых фактов, так и по значимости его содержания для фольклорной концептосферы.

Превалирование больших величин в сказке объясняется причинами концептуального порядка. «Большое количество» в сказке — оценочная категория, и это является одним из признаков «наивной» концептуализации мира. Оценка, выражаемая репрезентантами большого количества, обнаруживает семиотическую обусловленность. Характеристика атрибутов героя с помощью номинаций с семантикой большой величины выступает средством его идеализации. Этой цели служат гиперболизированные описания больших размеров тела, большой физической силы, большого веса предметов, которыми оперирует герой, большой дистанции, преодолеваемой им, большой длительности негативных состояний, которые переносит герой.

Большое количество" концептуализируется также как отклонение от нормы и выступает знаком «чужого». Атрибутами персонажей — представителей «иного» мира являются аномально большие размеры тела и жилища, аномально большой объем пищи, потребляемой при однократном приеме, большая физическая сила как у мужских, так и у женских персонажей, аномально большая скорость осуществления некоторых процессов (пространственного перемещения, выполнения трудных задач).

Квантитативное содержание номинаций большого количества различается в зависимости от принадлежности объекта количественной оценки к одному из членов бинома «свой / чужой». Реализация данной оппозиции определила выбор разных терминов сравнения при квантификации атрибутов героя (сопоставление проводится с обычными людьми, не-героями) и представителей «иного» мира (их свойства определяются через сопоставление со свойствами людей вообще, в том числе и героя).

Концептуальное содержание характеристик большого количества свидетельствует о принципиальном отличии фольклорной гиперболизации от общеязыковой: если в разговорной речи гипербола представляет предметы окружающей действительности в заведомо преувеличенном виде, то в фольклоре она отражает системные свойства денотатов фольклорной картины мира, а не выражает личную оценку объектов говорящим.

Итак, количественные субконцепты сказочных концептов «пространство» и «время», объективируемые вербальными единицами с квантитативной семантикой, являются составной частью сказочной концептосферы, обеспечивают ее функционирование. Специфическое содержание рассмотренных субконцептов во многом определяется семиотической системой сказки и архаическими представлениями о пространстве и времени, получившими отражение в сказочной картине мира.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аф. Народные русские сказки А. НАфанасьева в 3-х томах. — б-е изд. — М., 1957. г
  2. Онч. Ончуков НЕ. Северные сказки. — СПб: Тропа Троянова, 1998.
  3. Худ. Худяков И. А. Великорусские сказки. Великорусские загадки. — СПб.: Тропа Троянова, 2001.
  4. БСЭ Большая советская энциклопедия: В 30 т. — 3-е изд. — М: Советская энциклопедия, 1970−1978.
  5. Даль Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х т. / В. И. Даль. — М: Русский язык, 1989−1991.
  6. MAC Словарь русского языка: в 4-х т. / АН СССР, Ин-т рус. яз.- Под ред. А. П. Евгеньевой. — 2-е изд., испр. и доп. -М: Русский язык, 1981−1984.
  7. Ожегов, Шведова, 1994 Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 8000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, НЮ. Шведова — 2-е изд., испр. и доп. — М: Азъ, 1994. — 928с.
  8. Рогожникова, Карская, 1996 Рогожникова Р. П. Школьный словарь устаревших слов русского языка / Р. ПРогожникова, Т. С. Карская. — М: Просвещение, 1996.-608с.
  9. СЭС Советский энциклопедический словарь / Научно-редакционный совет: А. МПрохоров (пред.). -М: Советская энциклопедия, 1981. — 1600с.
  10. Фасмер Фасмер М Этимологический словарь русского языка: в 4-х т. / Под ред. Б.А.Ларина/М Фасмер. -М: Прогресс, 1964−1973.
  11. ФЭ Философская энциклопедия: В 5 т. — М: Советская энциклопедия, 1964.
  12. ФЭС Философский энциклопедический словарь. — М.: Инфра-М, 1999. -576с.
  13. Алексеев, Панин, 2000 Алексеев П. В. Философия. Учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. — М: ПБОЮЛ Грачев С. М., 2000. — 608с.
  14. Андреев, 1988 Андреев И. Л. Происхождение человека и общества / И. Л. Андреев. -М: Мысль, 1988. — 415с.
  15. Аникин, 1975 Аникин В. П. Гипербола в волшебных сказках / В. П. Аникин // Фольклор как искусство слова — М: Изд-во Московского университета, 1975. — Вып.З. Художественные средства русского народного поэтического творчества. — С.22−36.
  16. Аникин, 1977 Аникин В. П. Русская народная сказка / В. П. Аникин. — М.: Просвещение, 1977. -208с.
  17. Антонян, 2001 Антонян Ю. М Миф и вечность / Ю.МАнтонян. — М: Логос, 2001.-464с.
  18. Апресян, 1995 Апресян Ю. Д. Образ человека по данным языка: опыт системного описания /Ю.Д.Апресян // Вопросы языкознания. — 1995. — № 1. — С.37−67.
  19. Аристотель, 1978 — Аристотель. Категории / Аристотель П Собр. соч.: В 4 т. — М, 1978.-Т.2.-С.51−90.
  20. Аристотель, 1976 Аристотель. Метафизика / Аристотель. // Собр. соч.: В 4 т. -М, 1976. — Т.1. — С.63−367.
  21. Артеменко, 2000 Артеменко Е. Б. Путь былинного богатыря /Е.Б. Артеменко // Живая старина. — 2000. — № 2. — С. 28−30.
  22. Арутюнова, 1987 Арутюнова Н. Д. Аномалии и язык (К проблеме языковой «картины мира») / Н Д. Арутюнова//Вопросы языкознания. — 1987. -№ 3. — С. З-19.
  23. Арутюнова, 1988 Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт /НД.Арутюнова. -М.: Наука, 1988. — 341с.
  24. Арутюнова, 1999 Арутюнова НД. Язык и мир человека / НД. Арутюнова. — М.: Языки русской культуры, 1999. — 896с.
  25. Афанасьев, 1982а Афанасьев А. Н Великаны и карлики / А. Н Афанасьев // Афанасьев А. Н. Древо жизни: Избранные статьи. — М.: Современник, 1982. -С.292−323.
  26. Афанасьев, 19 826 Афанасьев А. Н Древо жизни и лесные духи / А. НАфанасьев // Афанасьев А. Н. Древо жизни: Избранные статьи. — М.: Современник, 1982. — С.214−227.
  27. Бабушкин, 1999 Бабушкин А. П. Картина мира и концептосфера языка / А. П. Бабушкин // Язык и национальное сознание. — Воронеж: ЦЧКИ, 1999. -Вып. 2. — С. 12−14.
  28. Бабушкин, 1998 Бабушкин А. П. Квантитативные выражения с позиций когнитивной семантики / А. П. Бабушкин И Язык и национальное сознание. — Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1998. — С. 38−3 9.
  29. Бабушкин, 1996а Бабушкин А. П. Концептуальные типы значений слова / А. П. Бабушкин // Контрастов! гые исследования лексики и фразеологии русского языка: Сб. статей. — Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1996. -С.3−10.
  30. Бабушкин, 19 966 Бабушкин А. П. Типы концептов в лексико-фразеологичеекой семантике языка / А. П. Бабушкин. — Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1996. — 104с.
  31. Байбурин, 1983 Байбурин А. К Жилище в обрядах и представлениях восточных славян / А.КБайбурин. — Л.: Наука, 1983. — 192с.
  32. Боас, 1926 Боас Ф. Ум первобытного человека / Ф.Боас. — M.-JL: Госиздат, 1926.-153с.
  33. Богатырев, 1971 Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства / П. Г. Богагырев. -М: Искусство, 1971. — 544с.
  34. Богатырев, 1973 Богатырев П. Г. Язык фольклора / П. Г. Богатырев // Вопросы языкознания. — 1973. — № 5. — С. 106−116.
  35. Болдырев, 2001 Болдырев НН Когнитивная семантика / H.H.Болдырев. -Тамбов: Изд-во Тамбовского университета, 2001. — 123 с.
  36. Бородин, 1972 Бородин А. И. Число и мистика / А. И. Бородин. — Донецк: Донбасс, 1972. — 144с.
  37. Брагинская, 1994а Брагинская HB. Календарь / НВ. Брагинская // Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. — 2-е изд. — М: Российская энциклопедия, 1994.-Т.1.
  38. Брагинская, 19 946 Брагинская HB. Небо / НВ. Брагинская // Мифы народов мира Энциклопедия: В 2 т. — 2-е изд. — М: Российская энциклопедия, 1994. -Т.2.
  39. Будагов, 1983 Будагов P.A. Язык — реальность — язык / Р. А. Будашв. — М: Наука, 1983.-262с.
  40. Булыгина, Шмелев, 1997 Булыгина Т. В. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики) // Т. В. Булыгина, А. Д. Шмелев. — М.: Языки русской культуры, 1997. — 576с.
  41. ЗЗ.Буткевич, 1961 Буткевич A.B. Время и календарь / А. В. Буткевич, В. НГаныиин,
  42. Л.С.Хренов. -М: Высшая школа, 1961. 122с.
  43. Валенцова, 2000 Валенцова ММ. Семантика и символика «верха» дома в обрядности славян / ММ Валенцова // Живая старина — 2000. — № 2. — С. 11−13.
  44. Ведерникова, 1975 Ведерникова ИМ Антитеза в волшебных сказках / НМВедерникова // Фольклор как искусство слова — М: Изд-во Московского университета, 1975. — Вып.З. Художественные средства русского народного поэтического творчества — С.66−78.
  45. Веселовский, 1940 Веселовский А. Н. Историческая поэтика / А.НВеселовский. — Л.: Гослитиздат, 1940. — 648с.
  46. Виноградов, 1972 Виноградов В. В. Русский язык: Грамматическое учение о слове / В. В. Виноградов. — М.: Высшая школа, 1972. — 614с.
  47. Виноградов, 1963 — Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи, Поэтика / В. В. Виноградов. М: Изд-во АН СССР, 1963. — 255с.
  48. Волошина, Астапов, 1996 Волошина Т. А. Языческая мифология славян / Т. А. Волошина, С. Н. Астапов. — Ростов: Феникс, 1996. -448с.
  49. Воркачев, 1992 Воркачев С. Г. Значения серединной области аксиологической оценки в языке / С. Г. Воркачев // Научно-техническая информация. Серия 2. Информационные процессы и системы. — 1992. — № 7. — С.1−3.
  50. Воробьев, 1997 Воробьев В. В. Лингвокулыурология / В. В. Воробьев. — М: Изд-во Российского университета дружбы народов, 1997. — 332с.
  51. Всеволодова, Владимирский, 1982 Всеволодова МВ. Способы выражения пространственных отношений в современном русском языке / МВ. Всеволодова, Е. Ю. Владимирский. — М.: Русский язык, 1982. — 264с.
  52. Выштский, 1999 Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. — М: Лабиринт, 1999. — 352с.
  53. Гацак, 1989 Гацак В. М Устная эпическая традиция во времени. Историческое исследование поэтики / В, М.Гацак. — М.: Наука, 1989. — 256с.
  54. Гачев, 1998 Гачев Г. Д. Национальные образы мира / Г. ДГачев. — М: Академия, 1998. -432с.
  55. Гуревич, 1972 Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры /
  56. A.Я.Гуревич. -М.: Искусство, 1972. 320с.
  57. Гуревич, 1998 Гуревич В. В. О «субъективном» компоненте языковой семантики / В. В. Гуревич // Вопросы языкознания. — 1998. — № 1. — С.27−35.
  58. Гуржий, 1999 Гуржий Т. Г. Типологические взаимосвязи персонажей волшебной сказки и свадебных чинов (помощника и дружки) / Т. Г. Гуржий // Атриум. — 1999. — № 1. — С.26−33.
  59. Гурштейн, 1984 Гурштейн А. А. Извечные тайны неба/ А. А. Гурштейн. — М.: Просвещение, 1984. -272с.
  60. Гусев, 1967 Гусев В. Е. Эстетика фольклора / В. Е. Гусев. — Л.: Наука, 1967. -320с.
  61. Гутнер, 1978 Гутнер Л. М. Философские аспекты измерения в современной физике / Л.МХутнер. — Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1978. — 136с.
  62. Демиденко, 1987 Демиденко Е. Л. Значение и функции общефольклорного образа камня / Е. Л. Демиденко // Русский фольклор. — Л.: Наука, 1987. — Т.24: Этнографические истоки фольклорных явлений. — С. 85−98.
  63. Демидов, 1977 Демидов В. Е. Время, хранимое как драгоценность /
  64. B.Е. Демидов. -М.: Знание, 1977. 176с.
  65. Демьянков, 1994 Демьянков В. З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода / В. З. Демьянков //Вопросы языкознания. -1994.-№ 4.-С.17−33.
  66. Дмитриев, 1995 Дмитриев Ю. Я. Категории качества, количества и меры в историко-философском процессе / Ю. Я. Дмитриев. -М.: Наука, 1995. — 159с.
  67. Домашнев, 1983 Домашнев А. И. Язык и идеология в их взаимоотношении / А. И. Домашнев // Онтология языка как общественного явления. — М.: Наука, 1983. — С.143−171.
  68. Ивакин, 1979 Ивакин Г. Ю. Священный дуб языческих славян / Г. Ю. Ивакин // Советская этнография. — 1979. — № 2. — С. 106−115.
  69. Иванов, 1994а Иванов В. В. Близнечные мифы / В. В. Иванов И Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. -2-е изд. — М.: Российская энциклопедия, 1994. -Т.1.
  70. Иванов, 19 946 Иванов В. В. Верх и низ / В. В. Иванов // Мифы народов мира Энциклопедия: В 2 т. -2-е изд. — М.: Российская энциклопедия, 1994. — Т.1.
  71. Иванов, 1978 Иванов В. В. Чет и нечет: Асимметрия мозга и знаковых систем /В.В.Иванов. -М: Советское радио, 1978. — 184с.
  72. Иванов, Топоров, 1974 Иванов В. В. Исследования в области славянских древностей / В. В. Иванов, В. Н. Топоров. — М: Наука, 1974. — 344с.
  73. Иванов, Топоров, 1965 Иванов В. В. Славянские языковые моделирующие семиотические системы / В. В. Иванов, В.НТопоров. — М: Наука, 1965. — 246с.
  74. Ипьенков, 1962 Ильенков Э. Количество / Э. Ильенков, С. Яновская // Философская энциклопедия: В 5 т. — М: Советская энциклопедия, 1962. — Т.2.
  75. Категория количества., 1991 Категория количества в науке / В. А. Рыжко, МАПарнюк, В. С. Крисаченко и др. — Киев: Наукова думка, 1991. — 244с.
  76. Климишин, 1981 Климишин И. А. Календарь и хронология / И. А. Климишин. -М: Наука, 1981.-192с.
  77. Колшанский, 1990 Колшанский Г. В. Объективная картина мира в познании и языке / Г. В. Колшанский. — М: Наука, 1990. — 108с.
  78. Кругликова, 1993 Кругликова Г. Г. Языковая категория квантитативности и аспекты ее изучения / Г. Г. Кругликова // Филологические науки. — 1993. — № 3. -С.77−84.
  79. Крысин, 1988 Крысин Л. П. Гипербола в русской разговорной речи / ЛП. Крысин // Проблемы структурной лингвистики 1984: Сб. науч. тр. — М: Наука, 1988.-С.95−111.
  80. Кубрякова, 1994 Кубрякова Е. С. Начальные этапы становления копштивиз-ма: лингвистика — психология — когнитивная наука / Е. С. Кубрякова // Вопросы языкознания. — 1994. — № 4. — С.34−47.
  81. Кубрякова, 2000 Кубрякова Е. С. О понятиях меры, предмета и пространства/ Е. С. Кубрякова // Логический анализ языка Языки пространств. — М.: Языки русской культуры, 2000. — С.84−92.
  82. Кукушкина, 1984 Кукушкина Е. И. Познание, язык, культура / Е. И. Кукушкина. — М: Изд-во Московского ун-та, 1984. — 264с.
  83. Кукушкина, Никитина, 2000 Кукушкина Е. Ю. Жанровые «портреты» фольклорного дома (на материале свадебных причитаний и духовных стихов) / Е. Ю. Кукушкина, С. Е. Никитина // Живая старина. — 2000. — № 2. — С. 5−7.
  84. Лебедева, 2000 Лебедева Л. Б. Семантика «ограничивающих» слов / Л. Б. Лебедева // Логический анализ языка. Языки пространств. — М.: Языки русской культуры, 2000. — С.93−97.
  85. Леви-Брюль, 1930 Леви-Брюль Л. Первобытное мышление / Л. Леви-Брюль. -М: Атеист, 1930. — 344с.
  86. Левинтон, 1994а Левинтон Г. А. Великаны / Г. А. Левинтон // Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. -2-е изд. — М.: Российская энциклопедия, 1994. -Т.1.
  87. Левинтон, 19 946 Левинтон Г. А. Карлики / Г. А. Левинтон // Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. -2-е изд. — М: Российская энциклопедия, 1994. — Т.1.
  88. Леви-Строс, 1994 Леви-Строс К Первобытное мышление / К Леви-Строс. — М.: Республика, 1994. — 384с.
  89. Лекомцева, 1983 Лекомцева М. И. Семантическая структура сравнения / М. И. Лекомцева // Текст: семантика и структура. — М: Наука, 1983. — С. 173 179.
  90. Лосев, 1994 Лосев А. Ф. Диалектика числа у Плотина / А. Ф. Лосев // Лосев А. Ф. Миф — Число — Сущность. -М: Мысль, 1994. — С.713−876.
  91. Лотман, Успенский, 1971 Лотман Ю. М О семиотическом механизме культуры / Ю. М Лотман, Б. А. Успенский // Труды по знаковым системам. — Тарту, 1971. — Т.5. — Вып.284. — С.144−166.
  92. Любимов, 1995 Любимов Л. Л. Основы экономических знаний / Л. Л. Любимов, КА.Раннева. — М: Фонд «За экономическую грамотность», 1995. — 624с.
  93. Мажюлис, 1956 Мажюлис В. П. Индоевропейская децимальная система числительных / В. П. Мажюлис // Вопросы языкознания. — 1956. — № 4. — С.53−59.
  94. Маковский, 1992 Маковский ММ «Котина мира» и миры образов / МММаковский//Вопросы языкознания. — 1992. — № 6. — С.36−53.
  95. Мальцев, 1981 Мальцев Г. И. Традиционные формулы русской необрядовой лирики / Г. И. Мальцев // Русский фольклор. — Л.: Наука, 1981. — Том 21: Поэтика русского фольклора — С. 13−37.
  96. Мелетинский, 1994а Мелетинский Е. М Время мифическое / Е. ММелепшский // Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. -2-е изд. — М: Российская энциклопедия, 1994. — Т.1.
  97. Мелетинский, 1970 Мелетинский Е. М Миф и сказка / Е. М. Мелетинский // Фольклор и этнография. — Л.: Наука, 1970. — С.139−148.
  98. Мелетинский, 1976 Мелетинский Е. М Поэтика мифа / Е. М Мелетинский. -М.: Наука, 1976.-408с.
  99. Мелетинский, 19 946 Мелетинский Е. М Сказки мифы / Е. ММелетинский // Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. -2-е изд. — М: Российская энциклопедия, 1994.-Т.2.
  100. Мелетанский, Неклюдов, Новик, Сегал, 1971 Еще раз о проблеме структурного описания волшебной сказки / Е. ММелетанский, С. Ю. Неклюдов, Е. С. Новик, Д. М. Сегал // Труды по знаковым системам. — Тарту, 1971. — Т.5. -Вып.284. — С.63−91.
  101. Мелетанский, Неклюдов, Новик, Сегал, 1969 Проблема структурного описания волшебной сказки / Е. М. Мелетанский, С. Ю. Неклюдов, Е. С. Новик, Д. М. Сегал // Труды по знаковым системам. — Тарту, 1969. — Т.4. — Вып.23б. -С. 86−135.
  102. Меновщиков, 1956 — Меновщиков Г. А. Из истории образования числительных в эскимосском языке / Г. А. Меновщиков // Вопросы языкознания. 1956. -№ 4. — С. 60−71.
  103. Миллер, 1964 Миллер Дж. А. Магическое число семь плюс или минус два. О некоторых пределах нашей способности перерабатывать информацию / Дж.А.Миллер //Инженерная психология. -М: Прогресс, 1964. — С. 192−225.
  104. Мурзаев, 1967 Мурзаев Э. М Гора — лес / Э. ММурзаев // Русская речь. -1967. -№ 1.-С.80−82.
  105. Мурьянов, 1978 Мурьянов М. Ф. Время (понятие и слово) / М. Ф. Мурьянов //Вопросы языкознания. — 1978. — № 2. — С.52−66.
  106. Невская, 1980 Невская Л. Г. Семантика дорога и смежных представлений в погребальном обряде / ЛГ. Невская // Структура текста. — М: Наука, 1980. -С.228−239.
  107. Неклюдов, 1972 Неклюдов С. Ю. Время и пространство в былине / С. Ю. Неклюдов // Славянский фольклор. — М: Наука, 1972. — С. 18−45.
  108. Неклюдов, 1973 Неклюдов С. Ю. Заметки об эпической временной системе / С. Ю. Неклюдов // Труды по знаковым системам. — Тарту, 1973. — Том 6. — Вып. 308.-С.151−165.
  109. Неклюдов, 1975 Неклюдов С. Ю. Статические и динамические начала в пространственно-временной организации повествовательного фольклора / С. Ю. Неклюдов // Типологические исследования по фольклору: Сб. ст. памяти В. Я. Проппа. — М.: Наука, 1975. — С.182−190.
  110. Никитина, 1999 Никитина С. Е. Культурно-языковая картина мира в тезау-русном описании (на материале фольклорных и научных текстов): Автореф. дис.. докт. филол. наук/Никитина Серафима Евгеньевна. -М., 1999. — 54с.
  111. Никитина, 1991 Никитина С. Е. О концептуальном анализе в народной культуре / С. Е. Никитина // Логический анализ языка. Культурные концепты. -М.: Наука, 1991. — С.117−123.
  112. Никитина, 1993 Никитина С. Е. Устная народная культура и языковое сознание / С. Е. Никитина -М.: Наука, 1993. — 189с.
  113. Никитина, Кукушкина, 2000 Никитина С. Е. Дом в свадебных причитаниях и духовных стихах (опыт тезаурусного описания) / С. Е. Никитина, Е. Ю. Кукушкина — М: ИЯз РАН, 2000. — 216с.
  114. Новиков, 1979 Новиков HB. К художественной специфике восточнославянской волшебной сказки (начальные и заключительные формулы) / НВ. Новиков // Отражение межэтнических процессов в устной прозе. — М.: Наука, 1979.-С. 18−46.
  115. Новицкая, 1979 Новицкая В. В. Лексические средства выражения множества / В. В. Новицкая // Исследования по семантике русского языка — Уфа, 1979. — С.40−52.
  116. Новицкая, 1983 Новицкая В. В. Структурно-семантическая характеристика поля количества в современном русском языке / В. В. Новицкая // Исследования по семантике. Общие вопросы семантики. — Уфа, 1983.-63−71.
  117. Орехова, 1999 Орехова Е. В. Типы пространственно-временных отношений в русской волшебной сказке / Е. В. Орехова // Атриум. — 1999. — № 1. — С.33−36.
  118. Оссоведкий, 1979 Оссовецкий И. А. Некоторые наблюдения над языком стихотворного фольклора / И. А. Оссовецкий // Очерки по стилистике художественной речи. М: Наука, 1979. — С. 199−252.
  119. Оссовецкий, 1975 Оссовецкий И. А О языке русского традиционного фольклора/И. А. Оссовецкий //Вопросы языкознания. — 1975. — № 5. — С.66−77.
  120. Оссовецкий, 1958 Оссовецкий И. А Язык фольклора и диалект / И. А. Оссовецкий // Основные проблемы эпоса восточных славян. — М.: Изд-во АН СССР, 1958. — С. 172−190.
  121. Падучева, 2000 Падучева Е. В. Пространство в обличил времени и наоборот (к типологии метонимических переносов) / Е. В. Падучева // Логический анализ языка. Языки пространств. — М.: Языки русской культуры, 2000. -С.239−254.
  122. Панфилов, 1971 Панфилов В. З. Становление и развитие категории количества/В.З.Панфилов //Вопросыязыкознания. — 1971. — № 5. -С.3−18.
  123. Панфилов, 1977 Панфилов В. З. Философские проблемы языкознания / В. З. Панфилов. -М.: Наука, 1977. — 288с.
  124. Панфилов, 1983 Панфилов. В. З. Язык как социальное явление. Социальное и индивидуальное в речи / В. З. Панфилов // Онтология языка как общественного явления. — М.: Наука, 1983. — С. 11−28.
  125. Петрухин, 1994 Петрухин В. Я. Загробный мир / В. Я. Петрухин // Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. -2-е изд. — М.: Российская энциклопедия, 1994.-Т.1.
  126. Пиаже, 1969 Пиаже Ж. Генезис числа у ребенка / Ж. Пиаже // Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М.: Просвещение, 1969. — С.233−566.
  127. Плетнева, 1970 Плетнева С. А. Змей в русской сказке / С. АПлетнева // Древние славяне и их соседи. — М.: Наука, 1970. — С. 127−132.
  128. Померанцева, 1963 Померанцева Э. В. Русская народная сказка / Э. В. Померанцева. — М.: Изд-во АН СССР, 1963. — 128с.
  129. Померанцева, 1965 Померанцева Э. В. Судьбы русской сказки / Э. В. Померанцева. — М: Наука, 1965. — 220с.
  130. Попова, Стернин, 2001 Попова З. Д. Очерки по когнитивной лингвистике / З. Д. Попова, И. А. Стернин. — Воронеж: Истоки, 2001. — 192с.
  131. Попова, Стернин, 1999 Попова З. Д. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях / З. Д. Попова, И. А. Стернин. — Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1999. — 30с.
  132. Праведников, 1994 Праведников С. П. Семантико-функциональная характеристика имени числительного в фольклорном тексте (на материале различных фольклорных жанров): Автореф. дне.. канд. филол. наук/Праведников Сергей Павлович. — Орел, 1994. — 17с.
  133. Пропп, 1998а Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп // Пропп В. Я. Морфология <волшебной> сказки. Исторические корни волшебной сказки. (Собрание трудов В. Я Проппа). — М: Лабиринт, 1998. -С. 112−436.
  134. Пропп, 19 986 Пропп В. Я. Морфология <волшебной> сказки / В. Я. Пропп // Пропп В. Я. Морфология <волшебной> сказки. Исторические корни волшебной сказки. (Собрание трудов В. Я Проппа). — М: Лабиринт, 1998. — С. 5−111.
  135. Пропп, 1976а Пропп В. Я. Мотив чудесного рождения / В. Я. Пропп // Пропп
  136. B.Я. Фольклор и действительность: Избранные статьи. М: Наука, 1976.1. C.205−240.
  137. Пропп, 1998 В Пропп В. Я. Поэтика фольклора / В. Я. Пропп. — М: Лабиринт, 1998.-352с.
  138. Пропп, 1958 Пропп В. Я. Русский героический эпос / В. Я. Пропп. — М.: ГИХЛ, 1958.-604с.
  139. Пропп, 19 766 Ритуальный смех в фольклоре / В. Я. Пропп // Пропп В. Я. Фольклор и действительность: Избранные статьи — М: Наука, 1976. — С. 174 204.
  140. Пропп, 1976 В Пропп В. Я. Трансформации волшебных сказок / В. Я. Пропп // Пропп В. Я. Фольклор и действительность: Избранные статьи. — М: Наука, 1976.-С. 153−173.
  141. Пропп, 1976 г Пропп В. Я. Фольклор и действительность / В. Я. Пропп // Пропп В. Я. Фольклор и действительность: Избранные статьи. — М: Наука, 1976. — С.83−115.
  142. Проскурин, 1991 Проскурин С. Г. Мифопоэтический мотив «мирового дерева» в древнеанглийском языке и англосаксонской культуре (концептуальный анализ) / С. Г. Проскурин // Логический анализ языка. Культурные концепты. -М: Наука, 1991. — С.124−129.
  143. Путилов, 1994 Путилов Б. Н. Фольклор и народная культура / Б.НПутилов. — СПб.: Наука, 1994. — 238с.
  144. Роль человеческого фактора., 1988 Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира / Б. А. Серебренников, Е. С. Кубрякова, В. И. Постовалова и др. -М: Наука, 1988. -216с.
  145. Рузин, 1994 Рузин И. Г. Когнитивные стратегии именования: модусы перцепции (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус) и их выражение в языке / И. Г. Рузин //Вопросы языкознания. — 1994. — № 6. — С.79−100.
  146. Рябцева, 2000 Рябцева Н. К Размер и количество в языковой картине мира / НКРябцева // Логический анализ языка. Языки пространств. — М.: Языки русской культуры, 2000. — С. 108−116.
  147. Сайфуллаев, 1989 Сайфуллаев Н. М. Логический анализ понятия количества/НМСайфуллаев. -Душанбе: Дониш, 1989. — 136с.
  148. Самуэльсон, 1999 Самуэльсон П. А. Экономика / П. А. Самуэльсон, В.ДНордхаус. -М: Бином-КноРус, 1999. — 800с.
  149. Селиванов, 1975 Селиванов Ф. М. Гипербола в былинах / Ф. М. Селиванов Н Фольклор как искусство слова. — М.: Изд-во Московского ун-та, 1975. — Вып.З. Художественные средства русского народного поэтического творчества. — С.5−21.
  150. Семека, 1971 СемекаЕ.С. Антропоморфные и зооморфные символы в четырех- и восьмичленных моделях мира / Е. С. Семека // Труды по знаковым системам. — Тарту, 1971. — Т.5. — Вып.284. — С.92−119.
  151. Семенова, 2000 Семенова С. Ю. О некоторых свойствах имен пространственных параметров / С. Ю. Семенова // Логический анализ языка. Языки пространств. — М: Языки русской культуры, 2000. — С. 117−126.
  152. Сепир, 1985 Сепир Э. Градуирование / Э. Сепир // Новое в зарубежной лингвистике. -М., 1986. — Вып. 16. Лингвистическая прагматика. — С.43−78.
  153. Смолицкий, 1993 Смолицкий В. Г. Русь избяная / В. Г. Смолицкий. — М: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1993. — 104с.
  154. Современный русский язык, 1999 Современный русский язык: Учебник. Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис. /
  155. Л.А.Новиков, ЛГ. Зубкова, В. В. Иванов и др.- Под общ. ред. Л. А. Новикова. 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: Лань, 1999. — 864с.
  156. Соколов, 1994 Соколов М. Н. Рыба / МН Соколов // Мифы народов мира Энциклопедия: В 2 т. -2-е изд. — М: Российская энциклопедия, 1994. — Т.2.
  157. Стеблин-Каменский, 1976 Стеблин-Каменский МИ. Миф / МИ. Стеблин-Каменский. — Л: Наука, 1976. — 104с.
  158. Степанов, 1995 Степанов Ю. С. Изменчивый «образ языка» в науке XX века / Ю. С. Степанов // Язык и наука конца XX века — М: ИЯз РАН, 1995. — С.7−34.
  159. Степанов, 1997 Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования / Ю. С. Степанов. — М: Языки русской культуры, 1997. -824с.
  160. Степанов, 1989 — Степанов Ю. С. Счет, имена чисел, алфавитные знаки чисел в индоевропейских языках / Ю. С. Степанов // Вопросы языкознания. 1989. — № 4. — С.46−72.
  161. Сыркин, 1969 Сыркин А. Я. Числовые комплексы в ранних упанишадах / А. Я. Сыркин // Труды по знаковым системам. — Тарту, 1969. — Т.4. — Вып.236. -С.76−85.
  162. Тарланов, 1984 Тарланов З. К Язык и культура У З.КТарланов. — Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского ун-та, 1984. — 104с.
  163. Толстая, 1997 Толстая С. М Время как инструмент магии: компрессия и растягивание времени в славянской народной традиции / С. М. Толстая // Логический анализ языка Язык и время. — М: Иццрик, 1997. — С.28−35.
  164. Толстая, 1987 Толстая С. М К соотношению христианского и народного календаря у славян: счет и оценка дней недели / С. МТолстая // Языки культуры и проблемы переводимости. — М: Наука, 1987. — С. 154−168.
  165. Толстой, 1997 Толстой НИ. Времени магический круг (по представлениям славян) / НИ. Толстой // Логический анализ языка Язык и время. — М: Индрик, 1997. -17−27.
  166. Толстой, 1995 Толстой НИ. Язык и народная культура Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике / НИ.Толстой. — М: Индрик, 1995. — 512с.
  167. Толстой, Толстая, 1979 Толстой Н. И. О жанре «обмирания» (посещения того света) / Н. И. Толстой, С. М. Толстая // Вторичные моделирующие системы. -Тарту, 1979.-С.63−65.
  168. Топоров, 1994а Топоров В. Н Гора / В. НТопоров // Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. —2-е изд. — М: Российская энциклопедия, 1994. — Т. 1.
  169. Топоров, 19 946 Топоров В. Н Древо мировое / В. Н Топоров // Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. -2-е изд. — М.: Российская энциклопедия, 1994. -Т.1.
  170. Топоров, 1994 В Топоров В. Н. Космос / В. Н. Топоров // Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. -2-е изд. — М: Российская энциклопедия, 1994. — Т.2.
  171. Топоров, 1994 г Топоров В. Н Лестница / В. Н. Топоров // Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. -2-е изд. — М: Российская энциклопедия, 1994. -Т.2.
  172. Топоров, 1994д Топоров В. Н Модель мира / В. НТопоров // Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. -2-е изд. -М: Российская энциклопедия, 1994.- Т.2.
  173. Топоров, 1973 Топоров В. Н О космологических источниках раннеистори-ческих описаний / В. НТопоров // Труды по знаковым системам. — Тарту, 1973.- Т.6. Вып.308. — С. 106−150.
  174. Топоров, 1971 Топоров В. Н О структуре некоторых архаических текстов, соотносимых с концепцией «мирового дерева» / В. НТопоров // Труды по знаковым системам. — Тарту, 1971. — Т.5. — Вып.284. — С.9−62.
  175. Топоров, 1980 Топоров В. Н О числовых моделях в архаичных текстах / В. НТопоров // Структура текста. — М: Наука, 1980. — С.3−58.
  176. Топоров, 1994е Топоров В. Н Пространство / В. НТопоров // Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. -2-е изд. -М: Российская энциклопедия, 1994.- Т.2.
  177. Топоров, 1983 Топоров В. Н Пространство и текст / В. НТопоров // Текст: семантика и структура. -М: Наука, 1983. — С.227−285.
  178. Топоров, 1994ж Топоров В. Н Числа / В. НТопоров // Мифы народов мира. Энциклопедия- В 2 т. —2-е изд. — М: Российская энциклопедия, 1994. — Т.2.
  179. Топоров, Мейлах, 1994 Топоров В. Н. Круг / В. ЫТопоров, МБ. Мейлах // Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. -2-е изд. — М: Российская энциклопедия, 1994. — Т. 2.
  180. Топорова, 1999 Топорова В. М Концепт «форма» в семантическом пространстве языка / В. М. Топорова — Воронеж: Воронежский государственный университет, 1999. — 176с.
  181. Топорова, 1996 Топорова В. М. Пространственная картина мира и категория оценки в языке / В. МТопорова // Контрастивные исследования лексики и фразеологии русского языка: Сб. статей. — Воронеж: Изд-во Воронежского унта, 1996. — С. 10−21.
  182. Туровский, Туровская, 1991 Туровский МБ. Мифология и философия как формы знания / МБ. Туровский, С. В. Туровская // Философские науки. —1991. -№ 10. — С.3−20.
  183. Уорф, 1965 Уорф Б. Л. Отношение норм поведения и мышления к языку/ Б. ЛУорф // История языкознания XLX-XX веков в очерках и извлечениях. -М: Просвещение, 1965. -Ч.П. — С.255−281.
  184. Урысон, 1998 Урысон Е. В. Языковая картина мира vs обиходные представления (модель восприятия в русском языке) / Е. В. Урысон // Вопросы языкознания. — 1998. — № 2. — С.3−21.
  185. Успенский, 1989 Успенский Б. А. История и семиотика (восприятие времени как семиотическая проблема). Статья вторая. / Б. А. Успенский//Труды по знаковым системам. — Тарту, 1989. -Т.23. — Вып.855. — С. 18−38.
  186. Уфимцева, 1988 — Уфимцева A.A. Роль лексики в познании человеком действительности и формировании языковой картины мира / А. А. Уфимцева // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. М: Наука, 1988. -С. 108−140.
  187. Фишер, 1999 Фишер С. Экономика / С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р.Шмалензи. -М: Дело, 1999.-830с.
  188. Фрейденберг, 1997 Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра / О. М. Фрейденберг. — М: Лабиринт, 1997. — 448с.
  189. Фролов, 1972 Фролов Б. А. «Магическая» семерка / Б. А. Фролов // Природа. -1972.-№ 5.-С.52−59.
  190. Фролов, 1974 Фролов Б. А. Числа в графике палеолита / Б. А. Фролов. — Новосибирск: Наука, 1974. — 240с.
  191. Фрумкина, 1992 Фрумкина Р. М Концептуальный анализ с точки зрения лингвиста и психолога / Р. М Фрумкина // НТИ. Серия 2. Информационные процессы и системы. — 1992. — № 6. — С.1−8.
  192. Фрэзер, 1989 Фрэзер ДжДж. Фольклор в Ветхом Завете / ДжДж. Фрэзер. -М: Политиздат, 1989. — 542с.
  193. Харитонов, 1997 Харитонов В. И. Концептуальный анализ фольклорной лексики, характеризующей нравственный мир русского человека: Автореф. дис.. канд. филол. наук/Харитонов Владислав Игоревич. — Белгород, 1997. -18с.
  194. Хроленко, 1981 Хроленко А. Т. Поэтическая фразеология русской народной лирической песни / А. Т. Хроленко. — Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1981. — 164с.
  195. Хроленко, 1992 Хроленко А. Т. Семантика фольклорного слова / А. Т. Хроленко. — Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1992. — 140с.
  196. Цивьян, 2000 Цивьян Т. В. Архетипический образ дома в народном сознании / Т. В. Цивьян // Живая старина. — 2000. — № 2. — С.2−4.
  197. Цивьян, 1999 Цивьян Т. В. Движение и путь в балканской модели мира. Исследования по структуре текста/ Т. В. Цивьян. — М: Индрик, 1999. — 376с.
  198. Цивьян, 1978 Цивьян Т. В. Дом в фольклорной модели мира (на материале балканских загадок) / Т. В. Цивьян // Труды по знаковым системам. — Тарту, 1978. — Т. 10. — Вып.463. — С.65−85.
  199. Цивьян, 1975 Цивьян Т. В. К семантике пространственных элементов в волшебной сказке / Т. В. Цивьян // Типологические исследования по фольклору: Сб. ст. памяти В.ЯЛроппа. -М: Наука, 1975. — С.191−213.
  200. Червинский, 1989 Червинский П. П. Семантический язык фольклорной традиции / П. П. Червинский. — Ростов: Изд-во Ростовского ун-та, 1989. — 224с.
  201. Чертов, 1997 Чертов А. Г. Физические величины (терминология, определения, обозначения, размерности, единицы): Справочник / А. Г. Чертов. — М: Аквариум, 1997. -335с.
  202. Чистов, 1986 Чистов КВ. Народные традиции и фольклор / КВ.Чистов. -Л.: Наука, 1986.-304с.
  203. Чистяков, 1982 Чистяков В. А. Представления о дороге в загробный мир в русских похоронных причитаниях XIX—XX вв. / В. А. Чистяков // Обряды и обрядовый фольклор. — М: Наука, 1982. — С.114−127.
  204. Шайкин, 1973 Шайкин А. А. Художественное время сказки (на материале казахских и русских сказок) / А. А. Шайкин // Известия АН КазССР. Серия общественная. — 1973. — № 1. — С.40 — 56.
  205. Шегпулин, 1980 Шептушш А. П. Категории диалектики как отражение закономерностей развития / А. П. Шептулин. — М.: Знание, 1980. — 64с.
  206. Шмелева, 1987 Шмелева Т. В. Средства выражения метасмысла «преувеличение» / Т. В. Шмелева // Системный анализ значимых единиц русского языка. Парадигматика в лексике и словообразовании. — Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1987. — С.82- 92.
  207. Шуклин, 1995 Шуклин В. В. Мифы русского народа / В. В. Шуклин. — Екатеринбург: Банк культурной информации, 1995. — 336с
  208. Элиаде, 2000а Эли аде М Аспекты мифа / М. Элиаде. — М: Академический Проект, 2000. — 222с.
  209. Элиаде, 20 006 Элиаде М Мифы и волшебные сказки / М Элиаде // Элиаде М Аспекты мифа. -М: Академический Проект, 2000. — С.181−187.
  210. Яковлева, 1994 Яковлева Е. С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия) / Е. С. Яковлева — М.: Гнозис, 1994.-344с.
  211. Fillmore, 1985 Fillmore ChJ. Frames and the semantics of understanding // Quademi di semantica. Vol.2. 1985.
  212. Lakoft 1987 LakofF G. Women, fire, and dangerous things. What categories reveal about the mind. Chicago / London, 1987.
  213. Langacker, 1987 Langacker R.W. Foundation of cognitive grammar. Vol.1: Theoretical prerequisites. Stanford, California, 1987.
  214. Langacker, 1991- Langacker R.W. Foundation of cognitive grammar. Vol.2: Descriptive applications. Stanford, California, 1991.
  215. Talmy, 1983 Talmy L. How language structures space // Spacial orientation: theory, research, and application. Plenum Press, 1983.
Заполнить форму текущей работой