Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организационно-методические основы совместной деятельности детской библиотеки и школы по воспитанию культуры чтения младших школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Успех, воспитания культуры чтения младших школьников, определяется правильным пониманием его назначения, целей, задач. В соответствии с этим должен осуществляться выбор педагогически обоснованных средств, влияющих, на общение в, процессевоспитательной деятельности, предусматривающих насыщенное содержание общения соответствующей информацией, сотрудничество с маленьким читателем, контроль… Читать ещё >

Содержание

  • В в &.-. д е н и е
  • Глава I. " Теоретически©- проблемы формировали культуры чтения детей
    • I. Определение понятия «культура чтения». Факторы, влияющие на развитие, культуры чтения 17 — S
    • 2. Воспитанием культуры чтения как составная часть единой системы работы детской библиотеки и школы
  • Глава. Д. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию культуры чтения младших школьников
    • I. Реализация комплексной программы по формированию культуры чтения младших школьников, на базе) объединения образовательно-воспитательных учреждении в условиях небольшого города
    • 2. Занятия по творческому чтению как эффективная форма воспитания культуры чтения младших школьников
    • 3. Подготовка студентов библиотечного факультета к воспитанию культуры чтения младших школьников
    • 3. а к лю ч е н и е

Организационно-методические основы совместной деятельности детской библиотеки и школы по воспитанию культуры чтения младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Все вышесказанное определяет актуальность нашего диссертационного исследования.

В работе мы рассматриваем совершенствование воспитания культуры чтения младшегошкольника как предпосылку. и условие гармонизации и. активизации творческой личности в целом.

Концепция исследования базируется на заключении отом, что результативность, воспитания культуры чтения младшего школьника-: предопределяется:

Т/ введением в учебные планы средних общеобразовательных' школ специальных занятий, позволяющих регулярно вести работупо формированию культуры чтения школьника ;

2/ реорганизацией существующей системы библиотечного обслуживания детей и объединение всех: организаций и учрелздений, занимающихся воспитанием и образовалием подрастающего поколения, в единый комплекс по библиотечной работе с учащимися;

3/ уровней психолого-педагогжческож подготовки спешалистов, работающих вр детской библиотеке, сформированной у них установки на целенаправленное и систематическое воспитание культуры чтения как основного направления библиотечной' работы. Успех деятельности детского библиотекаря зависит от: профессиональных знаний, уровня педагогического искусства, постоянного наблюдения, за процессом индивидуального творческого развития маленького читателя, владения знаниямипсихологических особенностей" детей младшего школьного возраста.

Анализ процесса воспитания культуры чтения младших школьников дает определенные возможности для с ос тавлешш рекомендаций по подготовке библиотечных специалистовна библиотечном отделении факультетов культуры, их углубленнойпрофессиональной ориентации, на библиотечную работу с детьми".

Объект' исследования. — взаимодействие? школы и детской, библиотеки в процессе воспитания культуры чтения.

Предмет исследования — совместная деятельность специалистов детских библиотек., и школ по. воспитанию культуры чтения детей/.

Цель исследования ~ определить организационно-методические основы совместной работы школы и детской библиотеки по воспитанию культуры чтения младших школьников.

Общая цель исследования определила следующие задачи: / рассмотреть теоретические и методические основы воспитания культуры чтения младших школьников;

2/ исследовать современное состояние совместной работы школы и детской библиотеки с целью поиска предпосылок для активного взаимодействия в работе с младшими, школьниками;

3/рассмотреть реальные возможности обеспечения такого взаимодействия путем создания комплексной программы библнотечно-библиогра-фической работы с детьми;

4/ определить требования к специалисту, призванному руководить процессом воспитания культуры чтения детей, ж обосновать предложения по совершенствованию подготовки студентов библиотечных отделений факультетов культуры.

Методологическую основу исследования составляют научные труды философов, социологов, психологов, педагогов, библиотековедов, посвященные проблемам развивающего обучения чтением /Давыдов В, В., Занков Л. В., Романовская З.й., Светловская Н. Н., Эльконик Д.Б./, культуры чтения /Беляева Л"й., Добрынина Н. Е., Полозова Т. Д., Те-решин В. И, Трубников С.А./, культуры чтения младших школьников /Беленькая Л.И., Губанова MJ/L, йитомирова Н.Н., Замковая ГЛ., Тихомирова И.И./, координированию и кооперации возможностей 'основных' социальных институтов, зашшающихся вопросами воспитания и образования /Ганицкая ЙЛ>1., Карташов Н. С., Чубарьяя С./, проблемами подготовки кадров работников культуры /Бакланова Н.Е., Капте-рев АЛ", Скворцов В. В., Фонотов Г. П., Чачко А.С./ и библиотечных сотрудников, работающих с подрастающим поколением /Иванова Г, А., Кабачек О Л., Полозова Т. Д., Туюшша Г. П., Чудинова В.П./. •.

Методы исследования. При исследовании темы диссертации, исходя из ее многогранности, был использован системный подход, опирающийся на представление о сложном" явлении как совокупности взаимосвязанных друг с другом, различным образом взаимодействующих, относительно устойчивых' и изменяющихся соотносящихся уровней культуры младших школьников. Для решения основных задач исследования использованы методы источниковедческого и терминологического анализа, логической обработки данных анализа и синтеза, социологические методы: анкетирование, жнтервШрование, беседа, наблюдение, констатирующий и Формирующий педагогические эксперименты по воспитанию культуры чтения младших школьников и по совершенствованию профессионально! подготовки студентов библиотечных отделении факультетов культуры.

В качестве баз эксперимента были выбраны: библиотечное отделение факультета культуры Дагестанского государственного университета, Дагестанская республиканская детская библиотека, школа, эс тетического во спитания if 11. г. Махачкалы, детский филиал ж филиалы Ш 1,4,5, обслуживающие детей, каспийскийЦБС, гимназия и интернат музыкального воспитания г. Каспий ска. Кроме зтого, были опрошены учащиесяи учителя начальных классов пятнадцати школ г. Махачкалы и восьми г. Каспийска." Всего исследованиемохвачено 800 студентов дневного, 1600 студентов заочного отделений, 41 библиотечный специалист-, работающий с детьми., 6.0 учителей начальных классов средни®школ, 570 родителей* имеющих детей. в. возрасте до 10 лет, 2353 младшихшкольника, .

Научная новизна исследования состоим в том, что а/ дано целостное теоретическое определение понятия «культура чтения младших школьников» — б/ разработана комплексная программа совместной работы с учащими-ся-детьш, объединяющая усилия основных организации и учреждений" занимающихся воспитанием и образованием, по своевременному и эффективному воспитаниюкультуры чтенияв/ предложенаоригинальная концепция подготовки библиотечныхспе-щалистов к работе по воспитанию культуры чтения детей.

Теоретическое значение исследования состоит: а/ в аналитическом обобщении имеющихся в отечественной педагоги-, ке и «библиотековедении взглядов по вопросам воспитания культуры чтения, определения, данного понятияб/ в дальнейшей разработке одной из важнейших теоретических проблш — поиска путей совместнойдеятельности библиотеки ж школн по развитию детей младшего школьного возраста как читателейв/ в. построении концепт» профессиональной подготовки студентов к работе до воспитанию культуры чтения детей: младшего школьного возраста, ¦

Обращение к исходным гипотезам дало возможность в результате исследования подтвердить их направильность. и разработать рекомендации по совершенствованию совместной деятельности детской библиотеки и школы по воспитанию культуры чтения.

Практическая значимостьдиссертационном работы. Представлены экспериментально проверенные организационно-методические подходы работы детской библиотеки и школы по своевременному эффективному формированию культуры чтения младших, школьников в. условиях небольшого города/г.Каспийск/, Разработана и внедрена в практику начальных классовсредней школы программа факультативного курса, занятий творческого чтения-, способствующая развитию культуры чтения Уточнен комплекс требований к, квалификационной подготовке библиотечного специалиста, по работе с детьми, для воспитания культуры чтения младших школьников. ' •.

Основные положения, выносимые на защиту: 1 * Уточнение понятия «культура чтения младшего школьника» позволяет конкретизировать работу по ее формированию, сделать бо# лее последовательной, систематической и эффективной" 2.

Введение

в учебные планы начальной школы факультативных занятий творческого чтения дает возможность вести планомерную работу по приобщению младшего школьника к литературе, к книге как источнику искусства слова, информационному миру, активизировать его творческие способности самореализациа через чтение.

3- Комплексные программы, объединяющие усилия всех организаций и учрездений, занимающихся воспитанием и образованием детей" построенные на единых принципах, способствуют успешно^ формированию культуры чтения младших школьников* а.

4. Профессиональная ориентация студентов, библиотечных факультетов на работу по воспитанию культуры чтения младших школьников в рамках специализации «Педагогика, и психология, детского чтения» способствует своевременному развитию ребенка как творческого читателя.

Апробацияисследованияосуществлена: 1/ в процессе: преподавания спецкурсов: «Руководство чтением детей в библиотеке» /1987;1991 гг./, «Педагогика ж психология детского чтения» /1992. г./, «Библиотечное обслуживание детей и подростков» /1993;1994 гг./, «Методика библиотечного, обслуживания детей, подростков и юношества» /1995;1997 гг./, «Библиография литературы для детей, подростков и юношества» /1987;1997 гг./, «Организация ж содержание библиографической пропаганды детской литературы народов СССР» /1988 г./, «Методика воспитания культуры чтения» /19 891 991 гг./, «Методика организации и проведения библиотечно-библио-графачееких занятий /библиотечных уроков/» /1989;1994 гг./ для студентов по специализации «Библиография детской литературы и библиотечная работа с детьми и юношеством» /1987;1992 гг./" «Педагогика и психология детского чтения» /1993;1997 гг./ дневного ж заочного форм обучения на факультете культуры Дагестанского государственного университета в период с 1987;1997 гг.- 2/ изданием программ спецкурсов «Организация и содержание библиографической пропаганды детской литературы народов СССР» /1988 г./, «Библиотечное обслуживание детей и"подростков» /1994 г./, «Библиография литературы для детей, подростков и юношества» /1995 г./ 'и другие публикаций. диссертанта;

3/ ведением экспериментального факультативного курса. «Занятия творческого чтения» в шчальшж шаоеах СШ if 11 г. Махачкалы, с 1993;1997 гг.;

4/ экспериментом' внедрения комплексной программы по совершенствованию библиотечногообслуживания детей-учащихся 1−3 классов г. Еасшйска /1994/95 уч. год/;

5/ участием в республиканских научно-практических конференциях «Бути совершенствования деятельности, библиотек в системе межнациональных: отношенийв СССР» /1990 г./, «Использование, народной педагогики в воспитательной работе библиотек» ' /1993, 1995 гг./- мевдународшиг конференциям «Человек, в. мире искусства: информационные аспекты» /1994 г./ и «Проблемы отечественной культуры и судьбы молодого поколения» /1997 г"/- межрегиональной научной конференции «Педагогика и психология чтения» /1994 г./- региональных конференциях «Проблемы формирования и развития системы повышения квалифакадаи и переподготовки кадров в современных условиям» /1994 г./', — «Научно-методические проблемы организации самоетоя-тельной работы студентов вузов» /1995 г./- ежегодных научно-практических конференциям профессорско-преподавательского состава Даг-госуниверситета /1988;199? гг./.

Структура диссертации определяется предметом, логикой исследований, целью и задачами-. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений,.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

— Сложившаяся и продолжающаяся интенсивноразвиваться современная инфраструктура рбщества повысила требования к знаниям, умениям ж навыкам людей использовать различные информационные источники и прежде в’сего — книги, извлекая из них все позитивное. Проведенное исследование выявило особую значимость совевременпог©эффективного воспитания культуры чтения у детей младшего школьного возраста, как заданную необходимость не только для общегоразвития личности человека, но и как непременную предпосылку для дальнейшего существования и активного участия в процессах Жизнев-деятельности и жизнеобеспечения в условиях повышенной информатизации общества. Это позволило сделать вывод о том, что разработка теории и методики воспитания культуры чтения в. библиотеке имеет сегодня определенную ценность для библиотековедения и для практической библиотечной деятельности.

• G целью решения проблемы эффективного воспитания культуры чтения младших школьников нами было предпринято изучение самого термина. Операционализация понятия «культура чтения младшего: школьника», основанная на анализе работ специалистов в области педагогики ж психологии детского чтения, библиотечного дела по выявлению критериев глубокого усвоения печатного текста: личностный смысл духовной деятельности, эстетический уровень восприятия художественного произведения, личшстнозначимый интерес к чтению, соотношение жанров ж видов читаемой литературы, — позволила Нам выделить основные критерии, характеризующие культуру чтения младшего школьника: I/ жанрово-тематический комплекс читаемых произведений — 2/ отзыв о прочитанном- 3/ уровень эстетического восприятия — 4/ элементы библиотечно-библиографической культуры. Сравнительный анализ концептуальных подходов ученых, предлагающих, свое видение проблемы структурных единиц культуры чтения в преломлении к конкретному возрасту читателей /младшему школьнику/, позволил выявить не только критерии, определеющие культуру чтения, уровни постепенного формирования: констатирующий, эмоциональный, творческий, но и количественно-качественные характеристики культуры чтения младших школьников.: быстрота и правильность чтения, правильное произношение и артикуляция при громком чтении — усвоение содержания сюжетно-событийной стороны произведения — отдельны©представления, синтезирующиеся в общую картину произведения, умение обобщать с формированием художественного образаспособность проникновения в нравственно-эстетическую атмосферу литературного произведения — широта круга чтения: художественные, научно-художественные, научно-познавательные, справочные произведения, периодика — умение сопоставлять книги, ориентироваться в их структуре, пользоваться иллюстрированными тематическими картотеками, открытым библиотечным фондом при выборекниг для чтения.

Теоретическое и экспериментальное исследование подтвердило, что f у спех воспитания культуры чтения младших школьников непосредственно зависит от эффективного, гибкого, многоуровневого взаимодействия внешкольных воспитательных учреждений. На решение задач воспитания культуры чтения младших школьников в России направлена деятельность системы образовательно-воспитательных учреждений и организаций, среди которых выделяются школа и детская библиотека в силу ряда объективных причин: сложившейся традиционной системы школьного образования, предпочитаемого многими гражданами — расши-реннш возможности материально-технической базы, финансового обеспечения, квалифицированных педагогических кадров. Значительное место детской библиотеки в системене только среди учреждений дополнительного образования и воспитания детей, но и в рамках биб-лиотечно-информационноге>: обслуживания населения, являющейся ее неотъемлемой составной частью и выделяющейся в самостоятельную подсистему, играющую самоценную роль, — определяется тем, чтоэто единственный тип библиотеки, осуществляющий подготовку индивида ж роли читателя. Детская библиотека развивает социальный навыкпотребления информации в оптимальных, благоприятных условиях для читателя-ребенка. Сегодня она располагает большими возможностями, для организации правильной и своевременной работы, но воспитанию культуры чтения младших школьников. Эффективность этой работы во многом зависит от налаженной системы внутри библиотекисовокупности взаимодействующих: основных процессов:.- социокультурной деятельности библиотеки, объединенных для достижения цели формирования творческого читателя. Центральным звеном такого взаимодействия является изучение социально-демографических и социально-психологических особенностей читателей, читательских потребностей, интересов, читательских характеристик, проявляющихся в мотивах обращения к. книге, отборе источников, организации чтения, в восприятии и оценке прочитаннрго. Целостность системы и взаимообусловленность ее. элементов обеспечивается планированием, комплектованием, библиотечно-библиографичееким обслуживанием, сотрудничеством детской библиотеки с внешними социокультурными институтами, моделированием поведения детского библиотекаря-библиографа. Преобразование библиотечной работы с детьми предполагает: создание единой специализированной сети /подсистемы/ библиотек, обслуживающих детей, объединяющей библиотеки разной ведомственной принадлежности на новых условияхорганизация современной материальноо технической базы детских, библиотек с телекоммуникационными информационными системами типа Интернет — развитие библиотек, обслуживающих детей, как организаторов детского' чтения, как центров духовного общения ж досугапереориентация, библиотекарей ж создание условий для болееглубокой индивидуальной работы с читателем, но формированию культуры чтения — создание условий для научного исследования проблем детского чтения и библиотечного обслуживания детей цри библиотеке? в боле©крупных масштабах.

Совершенствование всей организационной системы, содержания, форм, методов взаимодействия организаций и учреждений, занимающихся воспитанием культуры чтения шадших школьников., предполагает реализацию всего потенциала каждого из институтов воспитания, опору на его специфические объективные возможности и предпосылки. Недоучет своеобразия воспитательной деятельности внешкольных учреждений, неполное использование специфических возможностей библиотеки приводит к снижению эффективности процесса воспитания культуры чтения, информационной культуры, воспитательного влияния всей ее работы.

Изучив условия успешного развития культуры чтения младшего школьника, мы выделили следующие: I/ сопиально-педагогические условия, определяющие как объективно обусловленную необходимость взаимодействия и целенаправленное единство устремлений, интересов библиотекаря, учителя и родителем в целостной системе формирования культуры чтения шадших школьников, объективно предопределенное единство целей и задач педагогически направленной деятельности организаций, учреждений, институтов, независимо от их ведомственной принадлежности — 2/ оргавизащюнно-педагогические условия, включающие занятия по воспитанию культуры чтения /занятия по творческому чтению/ в, факультативный куре занятий 1−3~их классов, способствующие систематичности, стабильности проведения занятий, наиболее целесообразному распределению обязанностей и пониманию возможностей проведения занятий творческого чтения всеми, кто в них участвует — 3/ психолого-педагогические условия, вытекающие из систематического изучения и научно обоснованного учета возрастных, индивидуальных особенностей младших школьников, руководство в сфере литературного образования и культуры чтения, как его обязательного условия, умений и навыков дидактического единства с постоянным изучением читателя как личности* На основании вышеизложенного и был разработан цикл занжгий творческого чтения для младших классов и внедрен в учебный процесс в-качеств® факультативного. Анализ эффективности проведения подобных занятий подтвердил правильность выбранного направления в решении проблемы воспитания культуры чтения младшего школьника.

Наше исследование доказывает, что в практике воспитания культуры чтения младших школьников не реализуются все имеющиеся в библиотекевозможности. Более распространены групповые формы воспитания культуры чтения, проводимые часто формально, не систематически, а их результаты оцениваются не по содержательным качественным критериям, характеризующим развитие личности маленького читателя. Б этой работене реализуются личностно-профессиональные качества библиотекаря, не индивидуальные особенности читателя-ребенка. Необходима переориентация в организации воспитания культуры чтения младших, школьников на болеецеленаправленное применение индивидуальных форм работы. Исследование убеждает, что недостаточно используются в детской библиотеке возможности самообразовательного чтения детей. Большинство читателей не, имеют системы чтения, силанированной с учетом их возраста ж типологии, особенностей учебной деятельности, не пользуются справочно-энциклшпедическими изданиями по назначению, иллюстрированными тематическими картотеками, памятками.

Успех, воспитания культуры чтения младших школьников, определяется правильным пониманием его назначения, целей, задач. В соответствии с этим должен осуществляться выбор педагогически обоснованных средств, влияющих, на общение в, процессевоспитательной деятельности, предусматривающих насыщенное содержание общения соответствующей информацией, сотрудничество с маленьким читателем, контроль за результатами работы, их качественный аналжз. и корректировку. Реализовать такую систему отношений с читателями-детьми может только специалист, профессионально освоивший возрастную, социальную, педагогическую психологию, социологию, педагогику ж психологию чтения, библиотекарь-педагог, владеющий общими и профессиональными знаниями, теорией воспитания, дифференцированной методикой воспитательной работы в библиотеке в зависимости от возрастных и индивидуально-психологических особенностей читателей-детей, В диссертации раскрыты конкретные профессиональные требования к личности библиотекаря высшей квалификации, специализирующегося по работес детьми. Сопоставление психолого-педагогиче.ских требований к такому специалисту g фактическим содержанием его подготовки в вузе дает основание сделать вывод о том, что необходимо, существование психолого-педагогической подготовки высшей квалификации, для работы с детьми, и прежде всего для воспитания культуры чтения младших школьников. Анкетирование болееIG00 студентов выпускных курсов дневного ж заочного отделений факультета культуры на протяжении 10-летнего периода позволило проверить у выпускников уровень понимания социальной и педагогической ценности воспитания культуры чтения младших школьников, как непременного условия библиотечной работы, определить уровень культуры чтения и библиотечно-биб-лиографических знаний будущих библиотекарей, изучить, овладевают ли студенты отдельными умениями педагогического общения с маленькими читателями. Результаты исследования привели нас к заключению о несоответствии между фактическим состоянием психолого-педагогической и общеэстетической подготовки выпускников библиотечного отделения факультета культуры к воспитанию культуры чтения младших школьников в библиотекеи современными требованиями, предъявляемыми к этим специалистам необходимостью быстрого развития социальной, экономической, культурной жизни общества и информационных систем. Главной задачей в повышении эффективности воспитания культуры чтения детей является внесение необходимых изменений в процесс подготовки библиотечных специалистов высшей квалификации соответствующей специализации, сочетании учебного процесса с. активной внеаудиторной самостоятельной работай студентов. Результатом проведенного исследования совершенствования вузовской подготовки специалистов по работе с детьми явилась констатация причин, влияющих на эффективность как всего учебного процесса, так и на воспитание культуры чтения младших: школьников: I/ налаженная довузовская профориентационная работа с учащимися среднеобразова-тельных учреждений в школах. «Юного библиотекаря» — 2/ качественный многоэтапный отбор абитуриентов., гибкая система условий приема- 3/ совершенствование форм и методов обучения по специальным дисциплинам — 4/ внедрение психодиагностических карт-характеристик для большей индивидуализации учебного процесса- 5/ стимулирование самостоятельной работы студентов путем участия в студенческих ассоциациях для углубленной профессиональной ориентации.

Работа в поисках совершенствования учебного процесса путем углубленной профориентации студентов представляется нам перспективной, требующей дальнейшего отдельного исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон о библиотечном деле Российской Федерации // Библиотека. 1995. — $ 4.
  2. Закон Российской Федерации об образовании. М., 1992.
  3. Конференция ООН о правах ребенка /1989 г./ // Права ребенка: Основные международные документы. М., 1992. — С.15−33.
  4. Азаров, — Ю*П. Семейная педагогика. М.: Политиздат, 1982. -С. 48.
  5. А.Я. Педагогическое руководство самообразованием в культурно-просветительских учреждениях. Лекция. МГЖ. — М., 1975. — 48 с.
  6. Н.К. Профессиональное^ мастерство работника культуры: Учеб. пособи©. М.: Изд-во МЕЖ, 1994. — 120 с.
  7. . и Балталон Ц. Беседы по методике начального обучения. 2-е изд. — М., I9II.
  8. Л.И. Ребенок и книга. О читателе восьми-девяти лет.• М.: Книга, 1909.
  9. Л.И. Проблемы социологии и психологии чтения. М.: Книга, 1975.
  10. Л.И. Психологические основы культурно-просветительной работы: Учеб. пособие /МГЖ. 4.1. — М., 1988. — 99 с.
  11. Библиотека ж шнй"читатель: Практич, пособие / ГБЛ. М.: Кн. палата, 1987. — 256 с.
  12. Библиотеки и средства массовой информации в работе по воспитанию подростков и юношества: Сб.научн.тр. /Научн.ред.Г. И. Позднякова. Л., I98&. — 133 с.
  13. Библиотековедческие исследования: Методология и методика. -М.: Книга, 1978. 247 с.
  14. Т.Г., Кириллова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М.: Роспедагентство, 1994. — 68 с.
  15. Л.И. Личность и ее формирование, в детском возрасте. М., 1968.
  16. А. А. Профессионализация библиотекаря в высшей школ©-: Опыт со. ц-психол. анализа // Дисс. на соиск.уч.ст.канд.пед.наук. Л., 1990.
  17. Влияние., книги на читателя и библиотечная деятельность: Учеб. пособие. М.: МГЙК, 1992. — 74 с.
  18. Вопросы воспитания юного читателя: Межвуз.сб.науч.тр. М., 1982. -152 с.
  19. Вопросы совершенствования подготовки кадров, для работы с юными читателями: Межвуз.сб.науч.тр. М., 1984. — 139 с.
  20. Вопросы совершенствования учебно-воспитательного процесса на заочных отделениях институтов, культуры: Межвуз.сб.науч.тр.1. М.- МЕЖ, 1986. Вып.69.
  21. Воспитатели и дети: источники роста: Пособие для методистов дошкольн. и начального школьного образования, преподавателей- психологов-/Под ред. А. А. Петровского. М.: АО «Аспект Пресс:», 1994. — 155 с.
  22. Восприятие, и действие- /Под ред. А. В. Запорожца. М.: Просвещение.', 1967. — 323 с.
  23. А. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологщ. очерк.: Кн. для учителя. 3-е изд. — М.: Просвещение-, 1991. — 93 с.
  24. Л.М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребенок, и книга.- М.: Просвещение?, 1992.
  25. Т. В. Современно©- состояние и тенденции развития библиотечного образования в. США // Дисс. на соиск.уч.ст.канд. пед.наук. М., 1995.
  26. Детская библиотека сегодня и завтра. М., 1993. — 68 с.
  27. Детская библиотека: Традиции. Духовенство-. Возрождение: Сб. ст. метод.рекомендаций. СПб., 1993. — 102 с.
  28. С. Библиотечное: общение. Улан-Удэ: Бур.кн.изд-во, 1990.
  29. А.В. Избранные психологические труды: В 2-х томах.- T.I. Психическое-развитие, ребенка. М.: Педагогика, 1986.- 316 с.
  30. Г. А., Кадынцева З. И. Работа библиотеки с родителями: Учеб. пособие / МГИК. М., 1990. — 70 с.- Ш
  31. Использование народной педагогики в воспитательной работ©- библиотек: Материалы науч. -практич. конф. Махачкала, 1993.
  32. . А. И. Теоретически©- проблемы профессионализации в библиотечной деятельности: Пособие для преп. / ШЖ. М., 1993. — 130 с.
  33. Каптерев., А. И. Эстетическое воспитание юношества- в библиотеке: основные предпосылки, условия, перспективы // Дисс. на соиск. уч. ст.канд.пед.наук. М., 198©.
  34. Н.А. Система внеклассного чтения в начальных, классах // Дисс. на соиск, уч.ст.канд.пед.наук* М., 1965.
  35. .К. Совершенствование библиотековедческой подготовки студентов, библиотечных факультетов, вузов культуры в условиях развитого социализма /1956−1983 гг/ //Дисс.на соиск.уч.ст. канд.пед.наук. М., 1983,
  36. Г. М. Формирование готовности к самообразованию младших школьников. // Дисс. на соиск.уч. ст.канд.пед.наук. М., '1975.
  37. Л. И. Развитие, читательского воображения школьников / РГПУ им. А. И. Герцена, ЧПИ им. Н. Г. Чернышевского. СПб., 1992,
  38. Л. В, Гармоничное развитие личности младшего школьника: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. — 224 с.
  39. Ш. Левидов. A.M. Автор образ — читатель. — Л, 1977.
  40. Е.Р. Основы руководства чтением публицистической литеь-ратуры в детских и юношеских библиотеках: Лекция / ШЖ. -М., 1985. 24 с.
  41. И.Я. Дети и книги. М.: Знание, 1970. — 80 с.
  42. В. Я., Негуре И. П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. М.: Меадунар.пед.академия, 1994. — 150 с.
  43. А.С. Методика организации воспитательного процесса // Соч.: В 8-ми т. М., 1985. — T.S. — С.267−329,51* Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса // Соч.: В 8-ми т. М., 1985, — Т.6. — С.267−329.
  44. Е.А. Высшее библиотечное образование в СССР: Проблемы формирования, современное состояние, перспективы //Дисс.. на соиск.уч.ст.канд.пед.наук. М., 1986.
  45. Ю.П. Культура чтения: Лекция / МГИК. М., 1992.- IS с.
  46. Е.А. Современное- состояние библиотечного образования в Великобритании // Дисс. на сонск.уч. ст* канд.пед.наук.- М., 1981.
  47. Обучаем по системе Л. В. Занкова. 1-ый год обучения: Кн. для чтения /И.И.Аршнская, П. Я. Дмитриева, А. В. Полякова, З.й.Романовская/. М., 1991. — 24 В с.
  48. Г. И. О некоторых, особенностях изучения проблем детского чтения современных школьников. Л.: ЛГИК, 1977.
  49. Развитие творческой активности студентов вузов культуры и искусств: Межвуз.сб.научн.тр. М., 1984. — 147 с.
  50. Развитие.- творческой активности студентов, вузов культуры и искусств: Межвуз.сб.науч.тр. М., 1984. — 147 с.
  51. Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй / Пер. с тал. М.: Прогресс, 1990.
  52. З.И. Живое слово. Учебник для I класса трехлетней начальной школы* М.: Просвещение, 1995. — 350 с.
  53. Н.А. Психология читателя «и книги: Краткое введение вбиблиологическую психологию., М.: Книга, 1977. — 263 с.
  54. Н.А. Этюды о психологии читательства /внеклассное чтение и его организация/. Маршанск, 1919. — 84 с. '
  55. Руководство чтением детей в библиотеке: Учебник для библ. ф-тов ин-тов культуры. 3-е шрераб. и доп.изд. /Под ред. Н. Н. Житомировой. — М.: Книга, 1976:.
  56. Руководство чтением детей и юношества в библиотеке. / Под ред. Т. Д. Полозовой. М.: МГУК, 1992. ~ 232 с.
  57. Н.Н. Самостоятельное чтение младших, школьников-: /теоретико-экспериментальное исследование/- Научно-исследовательский ин-т содержания и методов обучения АПН GGCP. М.: Педагогика, 1980,
  58. Совершенствование учебно-воспитательного процесса в вузе культуры: Межвуз.сб.науч.тр. Е.: МГЖ, 1989. — 159 с.
  59. Современные проблемы подготовки кадров в вузе культуры: Сб. материалов, к обсуждению на науч.-метод. конф. профессорско-преподавательского состава МГЖ /Москва, 1−2 июня 1993 г./ /Науч.ред. В. З. Дуликов, Г. А. Иванова. Б 2-х частях. — М.: МГЖ: 1993.
  60. Ю.Н. Критерии оценки библиотечного обслуживания: Учеб. пособие / МГИК. М., 1982. — 80 с.
  61. Сухошшнский В, А. Сто советов учителю // йзбр.соч.: В 5-ти т. М., 1979. — Т.2. — С.447−699.
  62. С.Т. Учет физиолог (c)-гигиенических особенностей при организации обучения шестилетних детей в 1классе дагестанской национальной школы. Махачкала: Дагучпедгиз, 1989. — 84 с.
  63. Г. П. Работа детской библиотеки с читателями дошкольного возраста: Лекция. М., 1986. — 26 с.
  64. К.Д. О пользе педагогической культуры // Избр.пед. соч.: В 2-х т. М.', 1971. — T.I. — С.13−31.7S. Фагэ Э. Как читать / Пер. с франц. А. Ф. Гретман. 6-е изд. -М.- Изд-во «Звезда» М. И. Орфенова, 1918. — 144 ч.
  65. . Л.Б. Книга и библиотека. М.: Книга, 1918. — 169 с.
  66. H.G. Эстетическое воспитание школьников и культура слова: Уроки внеклас. чтения в нач.школе. М.: Просвещение, 1982. — 112 с.
  67. Учитель и библиотека. Педагогика и психология чтения: Сб. статей п©- материалам межрегион, конф. / Науч.ред. Т. Д. Полозова.- М., МГУК. 1994* - 150 с.
  68. Л.Г. Внеучебная деятельность в микрогруппах как. фактор нравственного воспитания младших школьников // Дисс. на соиек. уч. ст. канд.пед.наук. М., 1991.
  69. Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко — АПН СССР. М.: Педагогика, 1989.- 554 с.
  70. Юный читатель и библиотека. Проблемы педагогики и психологии чтения. G6.ct. по материалам Всесоюз.науч.-практич.конф. «Педагогика и психология чтения"* М., 1991. — 188 с. 1. Статьи, тезисы
  71. Н.Г. Библиотека в помощь учебному процессу и самообразованию учащихся /В сб.: Библиотека-школьнику. М.: Книга, 1988.
  72. К. Особенности чтения детей шести лет в школах Молдавии // Сов.библиотековедение. 1990. — # 3.
  73. С., Петухова Д., Белокопенко М. Библиотеки и современная жизнь // Библиотека. 1994. — № I. — С. 54−56.
  74. Л., Мураховская М., Белотелова- Б. Большое чтение: маленьких дошколят // Библиотека. 1994. — В 4. — С.1617.
  75. Н.В. Екатеринбургские варианты в оценке специалиста: /Место ДБ в современном обществе/ // Мир библиотек сегодня.- 1994. -ЯЗ.- С.64−68.
  76. Н.В. Правовая и социальная защита детского чтения // Совр. подходы к теории и методик©- библиотечного обслуживания: Тезисы докл. науч.-практ.конф., 27−30 окт.1992. -Тюмень, 1992. С.17−19.
  77. И.А. Чтение в начальных классах: «программные» авторы в «лидеры спроса» // Сов.педагогика. 1990. — № 4. — С.42−46.
  78. И. А. Юный читатель и библиотека: /Чтение девочек и чтение мальчиков/ //Книга. Иссслёдования и материалы. Сб.67 / Рос.кн.палата. — М.: Терра, 1994. — С.53−64.
  79. В.Г. Не хочу читать. почему? /О воспитании культуры чтения у детей/ //Кн.обозрение. 1986. — 3 окт. — С.14.9S. Ванеев А. Н. Проблемы руководства чтением в отечественном библиотековедении // Сов.библиотековедение. 1991. — № 3. -С.18−21.
  80. Воропаева В, G. Младший школьник и книга // Вопросы библиогра-фоведения и библиотековедения: Межвед. сб. М., 1988.1. С. 37−44.
  81. М.Г., Бугрова. 0.Л. Обучение будущих: исследовательских кадров: /в вузах России/ // Библиотековедение. 1993.-№ 4. — С. 76−81.
  82. И. И. Л1диный межведомственный план библиотечного- обслуживания школьников .- организационная основа взаимодействия детских и дошкольных библиотек //В помощь детским и школьным библиотекам: Книга, 1980. С.59−70.
  83. И.И. Основные направления и принципы взаимодействия библиотек в воспитательной работе: со школьниками // Основные направления и принципы взаимодействия детских и школьных библиотек. в обслуживании школьников / ГБЛ. М., 1981. — СЛ4−35
  84. Ю1.Дворкина М. Я. Библиотечная среда и библиотечное влияние: К постановке вопроса // Сов.библиотековедение. 1991. — f I. -С. 26−29.
  85. . О.В. Формирование круга чтения шадших школьников» '// Нач.школа. 1989. — № 6. — С.33−38.
  86. Н.Е. Первые шаги в в мире, книг // Библиотека. -1993. В 9. — С.27−30.
  87. Н.Е., Лебедева A.M. Программа комплексного исследования читателей-детей и подростков // Сов. библиотековеде*-ние. 1989. — Ш 5. — С.59−63.
  88. А. Психотехника общения // Воспитание.: школьников. -1995. I 5. — С. 21−27.
  89. Ю. С. Информационная культура личности как новая учебная дисциплина и новое направление культурологических исследований // В сб.: Человек: в мире культуры. Ч.П. — М., 1995. — С.85−86-.
  90. Е.Н. Школьная библиотека не только для «учебного» чтения // Сов.библиотековедение. — 1991. — № 2.
  91. Г. А. Исследования по вопросам культуры чтения учащихся / Тезисы докл. на I межвуз.конф. «Проблемы формирования культуры чтения». Тамбов, 1990. — С.16−17.
  92. Г. А. Профессиональная подготовка студентов для библиотечной работы с детьми и юношеством: /опыт, тенденции развития/ /В сб.: Читатель и библиотека. Вып.2. — М., 1994.- С.16−24.
  93. Г. А. Профессиональная подготовка студентов специализации детских и юношеских библиотек /опыт, тенденции развития/ /В сб.: Юный читатель и библиотека. М., 1991.1. С.30−42.
  94. Г. А. Психолого-педагогические аспекты подготовки1. ГАспециалистов по библиотечной работе с юными читателями. М., 1984.- С.31−39.
  95. . Г. А. Совершенствование подготовки руководителей детским чтением // Сов.педагогика.-1982. В 5.- C. I3I-I32.
  96. Г. А. Современные исследования в области библиотечной, работы с юными читателями /В сб.: Деятельность детской библиотеки по коммунистическому воспитанию юных читателей*- М., 1988.- С.6−21.
  97. А. С., Левин: В. А. Приобщение, к. чтению в начале жизни: чтение-слушание /психолого-педагогический аспект/ //Научные достижения и передовой опыт в области педагогики и народного образования* Ивф-вын.11/35/.- М., 1992. — С. 13−15.
  98. О.Л. Изучение профессионального шэзншия детских библиотекарей // Сов.библиотековедение. 1990.- k 5. -G.38−42.
  99. О.Л. Новый уровень библиотечного сознания?: /Новации в работе.' муниципальных объединенных библиотек г. Екатеринбурга /детские библиотеки/ //Библиотековедение. 1995. — 2.- С.34−43.
  100. О.Л. Проблемы взаимодействия библиотекарей и родите лей: /Результаты исс-ия ГРДБ РСФСР/ // Сов. библиотековедение.- 1989.- № I. С.44−50.
  101. Н.С. Критерии-и показатели эффективности работы с читателями: Постановка вопроса// Сов. библиотековедение. -1975.- .№ 5. С. 45−61.
  102. Н.С. Читатель-библиотека-книга //Актуальные вопросы библиотечной работы. М.: Книга, !988.
  103. Я., Локхам Б. Между прошлым и будущим: Потребность детей в чтении //Библиотека.- 1993. -14. С.6−10.
  104. Л.М. Бестолковый марафон внедрения: Библиотечно-биб-лиографическиа знания школьникам //Сов.библиогр. — 1990.- № 4.
  105. Л. Очаги культуры и добра //Библиотекарь.- 1991.- J& 10. С. 64−65.
  106. А.И. Картина чтения современных детей и подростков // Массовая библиотека. Теория и практика: Сборник. М., 1992. — С, 56−65.
  107. S. Лебедева А. И. О повышении эффективности массовых форм руководства детским чтением //Актуальные вопросы библиотечной работы. М.: Книга, 1985. — С.90−98.
  108. И. А. Картина чтения современных детей и подростков: /Итоги Всеооюз. исс-ия «Состояние- и тенденции развития чтения детей и подростков-читателей библиотек. I988−1990 гг."/ //Массовая библиотека*92. М.: Рос.гос.б-ка, 1992.- С.56−65.
  109. Леонтьев А, А. Психологический подход к анализу искусства //Эмоциональное воздействие массовой коммуникации: педагогические проблемы /Материалы семинара/. М., 1978.
  110. О.й. В содружестве с учителем /В сб.: В помощь детским и школьным библиотекам. М.: Книга, 1980.
  111. О.И. Возможности взаимодействия библиотеки и школы в библиографической работе с детьми и подростками //Осн.направления и принципы взаимодействия детских и школьных библиотек в обслуживании школьников I-8-х классов/ГБЛ.-М., 1981.1. С.69−74.
  112. Н. Психологические- основы обучения и воспитания //Народ.образование. 1994. № 9−10. — С.127−133.
  113. И.А. Комплексный подход в руководстве чтением детей //Сов.библиотековедение.- 1986. I 5. — С.25−30.
  114. Мелик-Машаев. А., Новлянская 3. Что значит: понимать художественное произведение? //Семья и щкола. 1982. — 1 S.1. С.27−30.
  115. Ш35. Морозова Н. Н., Чусовитина М. А. 0 координации деятельности детских школьных библиотек: из опыта библиотек Ленинграда //В помощь детским и школьным библиотекам. 1976'.- С.47−50. 136:. Нечаева Н. В. Проблемы начального обучения технике чтения
  116. Тезисы дошьна I Общенацион. Конгресс по стению. М., 1992.1. С.22—23.
  117. О стратегии развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей //Вестник образования. 1996. — 1 5.
  118. Об информационной культуре в семейном образовании /Письмо МОРФ от 12 сент.1995 г. за I 42/3 //Вестник образования. -1996.- № 4. С. 83−85.
  119. С. Путь в лабиринте // Библиотекарь. 1992.I.
  120. А.А. Общедоступные библиотеки в Москве //Нар.образование. I9II, — № 4. — С.21−31.
  121. Т.Д. Руководить чтением формировать личность //Сов.педагогика. — 1985. — I 2. — С. 57−63.
  122. Т.Д., Полозова Т. А. Педагогика сотворчества//Библиотека. 1993. — № 10. — С.15−19.
  123. Л.К. Сотрудничество школ и библиотек в воспитании культуры чтения школьников. /В кн.: В помощь школьным и детским библиотекам. М., 1981.
  124. Н. Что читают младшие школьники: опыт одного исследования //Библиотекарь. 1991. — Л 7. — С. 3914®. Роумен С. Деятельность Ассоциации библиотечного обслуживаниядетей //Библиотековедение и библиогр. за рубежом. 1991. -ВыпД29. — С.66−73.
  125. А.В., Викулин А. А. Библиотечное студенчество современной России /Опыт социологич. анализа/ //Сов.библиотековедение. 1991. — Ш. — С, 33−38.
  126. Л. В. Современные дети и библиотека //Актуальные вопросы библиотечной работы. М.: Ёжижная палата, 1991. -G.66−71.
  127. Л. В. Комплексный подход к процессу руководства чтения детей Республики: опыт, проблемы, пути решения /Тезисы докл. на респ.науч.-практич.конф.библ.работников. Сек.З.
  128. Книга !г-'чтение в системе средств, формирования культуры межнациональных отношений в библиотеках, обслуживающих детей. -Махачкала, 1990. С.1−2.
  129. Л.В. Особенности формирования культуры чтения дошкольников, и шадших школьников в условиях многоязычной республики Дагестан /Тезисы докл. на международ, конф. «Человек в мире- искусства: информационные аспекты». Краснодар, 1994. — С.287−288.
  130. Л. В. Проблемы подготовки студентов к работе в- условиях библиотек, обслуживающих детей и подростков /Ст.в сб. студентов и аспирантов: Гуманитарные науки. Вып.4. — Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1995. — С.134−137.
  131. Л.В. Профессиональная подготовка библиотекарей к воспитанию культуры чтения младших: школьников /Тезисы докл. Всерос, науч.конф. «Проблемы формирования культуры чтения» /Тамб.гос.ин-т культуры. Тамбов: Изд-во МИНЦ, 1994.1. С. ISI-I62.
  132. Л.В. Формирование культуры чтения как условие успешного развития личности младшего школьника /Тезисы докл. i- на международ.науч.-практич.конф. «Проблем! отечественной культуры ж судьбы молодого поколения /ШИК, М., 1997. -С.137−139.
  133. И. Сфера, услуг или воспитания?: К разработке- концепции детской библиотеки //Библиотекарь. 1989. — & 10.- С. 13.
  134. Туб ель екая Г. Ж. Воспитание) юных читателей с помощью телевизионных передач //Сов. библиотековедение. 1990.- В 4.- С.35−40
  135. Г. П. Педагогика сотворчества //Библиотекарь. 1987.- Ш 3. С. 44.
  136. Г. П. Педагогика сотрудничества : 0 значении новых- педагогических идей для работников детских библиотек //Библиотекарь. 1989. — 1 3, — С, 44.
  137. Л.Н. Альтернативное образование и библиотечное обслуживание детей //Библиотековедение. 1993. — Ш 5−6. -С.26−36.
  138. И.И. Взаимодействие детских /массовых/ и школьных библиотек в организаций обслуживания школьников //Основные, направления и принципы взаимодействия детских и школьных библиотек в обслуживании школьников, I-8-х классов /ГБЛ.-М., 1981.- С.48−59.
  139. М.Е. Развитие у школьников-читателей библиотеки творческого восприятия произведений искусства слова //Автореф. дисс. на соиск, уч. ст.канд.пед.наук. М., 1995.
  140. В.Г. Быть, а не казаться: /Особенности профессии школьного, детского, юношескЬго библиотекаря /По материаламамериканской-печати/ //Библиотека. 1995. — № 9, — С. 26−29.
  141. В. П. Домашняя библиотека и юный читатель 1980-х гзг: /Исслед./ //Что мы читаем? Какие мы?: Сб.науч.тр. СПб.: Рос. нал, б-ка, 1998. — С. 82−91.
  142. В.П. На пути к новой философии: /Осмысление- профессионального сознания библиотекарей/ //Библиотека. 1993.- й 10. С.8−12.
  143. . В.П. Повышение -квалификации детских библиотекарей //Что? Где? Как?: !нф.-анал.бюл. /Рос.гос.дет.б-ка. М., 1995. — С.78−80.
  144. Черняк И. В. Некоторые методы воспитания уышадших школьников потребности в самообразовательном чтении //Библиотеки и средства массовой информации в работе по воспитанию подростков и юношества: Сб.науч.тр.- М., 1986. С.87−92.
  145. С. Почему пассивны молодые //Библиотекарь. 1991, — $ 8. С. 45−46.
  146. В. В. Методы и приемы выработки навыков: беглого чтения у учащихся начальных классов //Научные достижения и передовой опыт в области педагогики и народного образования. Инф. вып.11/35/. — М., 1992. — С.25−32.
  147. В.И. Формирование у школьников восприятия целостного художественного произведения //Вопросы психологии. 1984. -II.- С.41−52.
  148. В. Ориентиры на завтра: Чтение детей и подростков //Библиотекарь. 1987. — J& 6.1. Методическиа материалы
  149. И.А. Как провести прикладное исследование?: Пособие- для библиотекарей /РЖ, РГДБ. М., 1994. — 9S с.
  150. Библиотечно-библиографические знания школьника: Практ.пособие. — I.: Кн. палата, 1989. — 174 с.
  151. Библиотечно-библиографические знания школьникам: Практ. пособие для руководителей детского чтения — Сост.: В. Г. Валькова, М. Д. Коноплева, Г. Ф. Мозолевская и др. ,* Науч.ред. Т. Д. Полозова, Н. Н. Светловская. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Книга, 1981. — НО с.
  152. Детская библиотека и родители юных: читателей: Метод. рекомендации /ТЫ.Г, Гос.рещ.дет.б-ка РСФСР — Сост.: О.Л.Кабачек- Ред.: Ю. В. Просалкова. М., 1990. — 26' с.
  153. Единый межведомственный план библиотечного обслуживания учащихся I-8-х классов школ Дагестанской ACGP на 1989−1990 учебный год /М.-во культуры ДАССР, РДБ, М-во народ, образования ДАССР, ДЙУУ. Махачкала, 1989. — 18 с.
  154. Изучение читательских особенностей детей и подростков-: Метод, пособие /Гос.дет.б-ка Рос. Федерации — Авт.: О. Л. Кабачек. -М., 1991. 51 с.
  155. Методические рекомендации по работе с детьми шестилетнего возраста в библиотеке: /ГРДБ РСФСР — Сост. Н. П. Йлъчж. М., 1988. — 28 с.
  156. Организация обслуживания детей на основе межведомственного взаимодействия библиотек: Метод.рек.- М.: РГБ, 1992. 42 с.
  157. Основные направления развития библиотечной работы с детьми жподростками в РСФСР до 2005 г. Концепция. Проект ГРДБ РСФСР. М., 1988. -Юс.
  158. Профессия детский библиотекарь: Профессиональная подготовка старшеклассников на базе: детской библиотеки: Метод.рек.: 2-е изд., доп. /Гос.респ.дет.б-ка РСФСР — Сост. В. Г. Валькова, Т. С. Рождественская. — М., 1991. — 27 с.
  159. Психолого-педагогшеские условия обоснованности методик в библиотековедческих исследованиях детского чтения: Метод, рек. /Гос.б-ка СССР им. В.И.Ленина- Сост. Л. И. Беленькая. -М., 1983. 36 с.
  160. Состояние и тенденции развития чтения детей и подростков-читателей библиотек /80-е годы/: Программа и основная документация комплексного социологического исследования. Махачкала, 1990. — 4 с.
  161. Специфические возможности библиотеки в духовном воспитании детей и подростков /РГДБ. М., 1993. — 40 с,
  162. У курса заоч. отд^ Махачкала: ЖЩ ДГУ, 1995. — 19 с.
  163. Л.В. Библиотечное обслуживание детей и подростков- /Программа спецкурса. Махачкала: Изд-во ДГУ, 1994.-II с.
  164. Учебные программы и планы для начальной школы с национально-региональным компонентом. Архангельск: Изд-во Поморского международ, пед. ун-та, 1994.
  165. Эксперимент в школе: организация и управление: Рек. для руководителей школ и учителей /Под ред.1 М. М. Поташкина. М.:тт- ш.
Заполнить форму текущей работой