Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Творческая деятельность В.А. Гиляровского-репортера

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В средствах массовой информации последних лет сообщения о чрезвычайных происшествиях вышли на первый план и значительное место в них стали занимать сцены жестокости и насилия, издевательств над людьми, описания увечий, следов побоев, ранений. В Законе РФ «О средствах массовой информации» признается недопустимым неоправданно подробный и шокирующий показ такого рода сцен, подобные рекомендации… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ И ИЗУЧЕНИЯ ЖАНРА РЕПОРТАЖА
    • 1. 1. Генезис жанра репортажа в контексте философской теории отражения
    • 1. 2. Концепции репортажа как жанра публицистики
    • 1. 3. Закономерности формирования репортажа в отечественной журналистике и новаторская деятельность Гиляровского-репортера
  • ГЛАВА II. СТАНОВЛЕНИЕ РЕПОРТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА ГИЛЯРОВСКОГО В ГАЗЕТАХ КОНЦА XIX ВЕКА
    • 2. 1. Дебют в «Московском листке» (1881−1882)
    • 2. 2. Корреспондент газет «Русские ведомости» (1883−1899) и «Россия»
  • 1899−1901)
  • ГЛАВА III. ТЕМАТИКА И ПРОБЛЕМАТИКА РЕПОРТАЖЕЙ ГИЛЯРОВСКОГО В ПРЕССЕ НАЧАЛА XX ВЕКА
    • 3. 1. Сотрудник «Русского слова» (1901−1908)
    • 3. 2. Работа в «Голосе Москвы» (1908−1913)
    • 3. 3. Публикации периода Первой мировой войны и первых десятилетий советской власти
  • ГЛАВА IV. РЕПОРТЕРСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГИЛЯРОВСКОГО РЕДАКТОРА, РЕКЛАМИСТА И МЕМУАРИСТА
    • 4. 1. Редактор и издатель «Журнала спорта»
    • 4. 2. Рекламное агентство Гиляровского
    • 4. 3. Гиляровский — мемуарист

Творческая деятельность В.А. Гиляровского-репортера (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В современных средствах массовой информации репортаж занимает лидирующие позиции. Невозможно сегодня представить выпуск новостей на радио или телевидении без репортажанет такой газеты, которая бы игнорировала этот жанр.

Роль репортажа в средствах массовой информации резко возрастает в пору чрезвычайных происшествий, когда реципиент ждет подробностей незамедлительно, и каждое средство массовой информации в таких случаях стремится опередить конкурентов в оперативности освещения экстремального события.

В средствах массовой информации последних лет сообщения о чрезвычайных происшествиях вышли на первый план и значительное место в них стали занимать сцены жестокости и насилия, издевательств над людьми, описания увечий, следов побоев, ранений. В Законе РФ «О средствах массовой информации» признается недопустимым неоправданно подробный и шокирующий показ такого рода сцен, подобные рекомендации содержатся в «Кодексе этических норм», «Декларации принципов поведения журналистов». Однако, несмотря на рекомендации официальных документов, нередко телевидение и пресса, сосредотачивают внимание читателей, слушателей и зрителей на натуралистических подробностях стихийных бедствий, катастроф и террористических актов.

В этой связи значительный научный и практический интерес представляет изучение исторического опыта отечественной журналистики в освещении сенсационных фактов, анализ творческой деятельности выдающихся репортеров. Среди признанных мастеров жанра репортажа одно из первых мест по праву принадлежит Владимиру Алексеевичу Гиляровскому, которого еще при жизни называли «королем репортеров». Оперативный репортаж о сенсационном факте стал визитной карточкой Гиляровского и принес ему известность в России и за ее пределами.

В советский период репортерское искусство Гиляровского не привлекало значительного внимания исследователей. Одна из причин заключалась в том, что в отечественной историко-журналистской науке преобладал интерес к революционно-демократической прессе, в которой Гиляровский не принимал участия. Объективную оценку состоянию научной разработанности творческой деятельности Гиляровского дал Б. И. Есин: «К сожалению, обстоятельная научная биография журналиста еще не написана, его творчество не* становилось предметом серьезного изучения. Нет удовлетворительной летописи жизни и деятельности Гиляровского» [36, с. 5].

Значительным препятствием для исследования творчества Гиляровского-репортера является труднодоступность источников. Как справедливо замечает Б. И. Есин, «до сих пор огромный пласт газетного творчества журналиста, большое число его репортажей остаются недоступными исследователю, ибо многие из них печатались анонимно» [36, с. 6]. К этому следует добавить, что богатейший архив Гиляровского с рукописями материалов погиб во время пожара на его даче.

Исследователи творческой деятельности В. А. Гиляровского сосредотачивали внимание на биографических подробностях незаурядной личности, его литературных трудах, исторических разысканиях. Таковы монографии В. В. Гуры «Жизнь и книги дяди Гиляя» [24], Н. И. Морозова «Сорок лет с Гиляровским» [77], В. М. Лобанова «Столешники дяди Гиляя» [67], Е. Г. Киселевой «Рассказы о дяде Гиляе» [53] и др. В «Библиографическом указателе диссертаций по журналистике 1990;2008» Л. Г. Фещенко (СПб., 2010) значится единственная диссертация Л. Н. Павловой на соискание ученой степени кандидата филологических наук «Жанровое своеобразие очерков В.А. Гиляровского» (СПб., 2002). Как и в ранее названных работах, в ней исследуется литературное творчество писателя.

Наибольший интерес в связи с поставленной проблемой представляет исследование Б. И. Есина «Репортажи В. А. Гиляровского» [36]. Автор предпринял, по собственному признанию, попытку «создать документированный обзор-очерк его журналисткой деятельности в московских газетах» и особое внимание уделил репортажам. Ценность работы Б. И. Есина заключается не только в характеристике творческого участия журналиста в «Московском листке», «Русских ведомостях» и> «Русском слове», но и в публикации текстов 24 репортажей, взятых непосредственно из газет.

Творческая деятельность, Гиляровского-репортера и непосредственно с ней связанная работа в созданном им рекламном агентстве, спортивном журнале, а также его автобиографическая проза, раскрывающая лабораторию этой деятельности, заслуживают специального рассмотрения.

Объектом диссертационного исследования является репортерская, редакторская и рекламная деятельность Гиляровского, ставшая заметным явлением в истории отечественной журналистики, и его автобиографическая проза, в которой раскрываются авторские замыслы и возможности их осуществления в контексте времени.

Предметом исследования стали тематика и проблематика репортажей Гиляровского, специфика их связей с редакторской, рекламной, историко-ме-муарной деятельностью автора.

Цель исследования — комплексное и системное изучение многогранной деятельности Гиляровского-репортера, выявление традиций и новаторства его творчества, обоснование значительного вклада в историю средств массовой информации.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1. Проследить тенденции развития жанра репортажа в отечественной журналистике и его современные историко-теоретические концепции, выявить вклад Гиляровского в становление репортажа;

2. Дать периодизацию творческой деятельности Гиляровского в прессе конца XIX — начала XX веков, обосновать причины выбора журналистом конкретных изданий для работы;

3. Исследовать тематику и проблематику газетных публикаций Гиляровского, их жанрово-стилистические особенности;

4. Охарактеризовать процесс становления репортерского мастерства Гиляровского, динамику его подходов к отбору фактов и методов их освещения в прессе;

5. Выявить место и роль сенсации в репортажах Гиляровского, показать трансформацию взглядов журналиста на способы ее подачи в печати;

6. Обосновать причины обращения Гиляровского к автобиографической прозе, которая раскрывает творческую лабораторию журналиста;

7. Изучить сущностные связи между репортерской, редакторской, рекламной и мемуарной деятельностью Гиляровского.

Методологической основой диссертационного исследования стали труды известных историков и теоретиков отечественной журналистики Б. И. Есина, Л. П. Громовой, Г. В. Жиркова, М. М. Ковалевой, Е. П. Прохорова, работы исследователей типологии журналистики, жанров публицистики А. И. Акопова, Е. В. Ахмадулина, А. И. Станько и др.

В диссертационной работе определяющим стал принцип историзма, позволяющий проследить процесс формирования мастерства Гиляровского-репортера в широком контексте исторической эпохи. Используются следующие методы исследования проблемы: конкретно-исторический, текстологический, биографический, комплексный и системный анализ творческой деятельности Гиляровского.

Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что в ней впервые комплексно и системно изучается репортерская, редакторская, рекламная и мемуарная деятельность Гиляровского, в научный оборот вводится значительное количество репортажей автора (150 наименований), не вошедших в четырехтомное собрание его сочинений (М., 1999), исследуется его творчество в газете «Голос Москвы», «Журнале спорта», рекламном агентстве, ранее специально не изучавшееся.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что его результаты могут найти применение при создании обобщающих трудов по истории отечественной журналистики, а разработанная автором методика изучения творческой деятельности репортера может быть использована в аналогичных исследованиях, посвященных публицистическому мастерству.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее основных выводов в лекционных курсах по истории отечественной журналистики и в профессиональной деятельности работников средств массовой информации.

Апробация диссертации. Результаты работы над диссертацией обсуждались на кафедре истории журналистики Южного федерального университета. Основные положения и выводы изложены в 7 публикациях автора, в том числе двух статьях в журналах, включенных в утвержденный ВАК Министерства образования и науки РФ перечень ведущих научных изданий, а также в текстах докладов на международных и региональных научных конференциях в ЮФУ (2008,2009 гг.), МГУ (2009,2010 гг.), ВГУ (2008 г.).

Положения, выносимые на защиту:

1. Репортаж, существовавший в отечественной прессе XVIII века как информационный жанр, приобрел в последней четверти XIX века аналитический характер, чему в немалой степени способствовала репортерская деятельность Гиляровского, его позиция журналиста-расследователя.

2. Динамика освещения Гиляровским экстремальных событий в прессе зависела от требований редакций и от профессионального мастерства автора. Показ натуралистических подробностей, приемлемый для бульварной газеты первых лет творческой деятельности Гиляровского, постепенно уступает место изучению причинно-следственных связей и судеб простых людей, пострадавших от чрезвычайных происшествий, в репортажах Гиляровского на страницах либеральных газет.

3. Сравнительный анализ газетных публикаций Гиляровского и его автобиографической прозы позволяет раскрыть творческую лабораторию журналиста, историю создания и действенность его репортажей, реакцию на них читателей.

4. Отличительной чертой репортажей Гиляровского является контаминация жанра, его соединение с другими информационными и аналитическими жанрами, в результате чего появляются репортаж-отчет, репортаж-статья, репортаж-рецензия и др.

5. В процессе творческой деятельности Гиляровского-репортера выкристаллизовываются специфические черты его идиостиля: антропоцентризм, создание с помощью диалога с очевидцами события реальной картины происшествия, преобладание метода включенного наблюдения, единство эмоционального и логического компонентов в структуре текста.

Структура и содержание работы обусловлены целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, в котором обоснованы объект и предмет исследования, указаны методы изучения материала, определены положения, выносимые на защитучетырех глав, разделенных на параграфы, в которых разрабатывается концепция исследования и обосновывается истинность ее решениязаключения, в котором подводятся итоги проделанной работысписка использованной литературы, включающего 127 наименованийуказателя источников, состоящего из 150 названий публикаций Гиляровского, обнаруженных диссертантом в прессе XIX — XX веков.

ВЫВОДЫ:

1. В репортажах, опубликованных в собственных спортивных изданиях, Гиляровский привлекал внимание читателей к негативным сторонам спортивной жизни: тотализатор, негуманное отношение к животным и др. Озабоченный действенностью печатного слова, он не ограничивается освещением в своих журналах вопросов развития спорта и добивается решения, различных насущных проблем провинциальной жизни (открытие технического училища, углубление донских гирл и др.).

2. Гиляровский выступил как новатор в постановке рекламного дела. В отличие от бульварных изданий, проявлявших всеядность в публикации объявлений ради получения максимальной прибыли и использовавших ные приманки для привлечения внимания покупателей, Гиляровски изданиях отдавал предпочтение специализированной добросовестш ме и находил изобретательные способы ее распространения.

3. При освещении сенсационных фактов Гиляровский использ ды наблюдения, включенного наблюдения, журналистского рассле. Он сосредотачивает внимание читателя не столько на натуралистиче дробностях «ужасного» события (хотя они имеют место), сколько на окружающих, прежде всего тех, кто проявлял участие и оказывал по страдавшим в экстремальной ситуации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Творческая деятельность Гиляровского-журналиста включала репортерскую работу, редактирование спортивного журнала, руководство рекламным агентством. Во всех этих видах деятельности Гиляровский выступал как новатор, оказавший существенное влияние на развитие отечественной журналистики. Однако наибольший общественный резонанс вызвало его репортерское искусство, благотворное влияние которого сказывалось на всех видах творческой деятельности журналиста.

Становление таланта Гиляровского-репортера пришлось на 80-е годы XIX столетия, когда в русской прессе сформировались основные признаки репортажа как информационного жанра: авторское «я», эффект присутствия, оперативное описание деталей события, прямая речь и повышенное внимание к фактам криминального характера. Эти традиции жанра воспринял Гиляровский, став сотрудником бульварного «Московского листка».

Переход в либеральные издания «Русское слово», «Россия», рост профессионального мастерства, критическое отношение к негативным фактам русской социальной действительности сказались на его восприятии традиций жанра, новаторском подходе к тематике и проблематике репортажа. В центре внимания автора оказываются бедственное положение обитателей ночлежек, деспотическая политика сильных мира сего, спекулятивные действия владельцев капиталов, продажность части бульварных журналистов. Под пером Гиляровского репортаж испытывает тенденцию к аналитичности, в нем присутствует контрастное сопоставление фактов, литературные образы, диалог, с помощью которого автор реконструирует событие. Сенсационные факты о пожарах, стихийных бедствиях, трагических происшествиях, в оперативном освещении которых Гиляровскому не было равных, выражают авторскую озабоченность судьбами простых людей. В специальной колонке комментатора газеты «Голос Москвы» он освещает острые бытовые проблемы населения, критически отзывается о литературных выступлениях декадентов, праздности «золотой молодежи».

Гиляровский являлся сотрудником более десяти периодических изданий, ставших этапами в становлении его творческой деятельности и мастерства. Переход из одного издания в другое обусловливался рядом обстоятельств, среди которых наиболее существенными являлись несогласие с требованиями редактора, изменениями в направлении издания. В некоторых случаях его участие прекращалось в связи с запрещением издания.

Став редактором и издателем собственного спортивного журнала, Гиляровский обратил внимание общества на такие негативные явления, как тотализатор, превращение скачек из спортивного состязания в азартную игру. В своем журнале он начал регулярно публиковать статистические отчеты о спортивных мероприятиях, которые до наших дней являются составной частью специализированных изданий. Поставленная им в журнале проблема статуса русских жокеев, обрела общенациональное значение и вызвала широкий общественный интерес.

Созданная Гиляровским контора объявлений способствовала постановке рекламного дела на профессиональную основу. Форма подачи и содержание рекламы отличались достоверностью, краткостью, отсутствием словесного украшательства, графических излишеств. Новаторская деятельность предприятия Гиляровского противостояла негативным явлениям рекламного бизнеса, целью которого являлась нажива, в том числе и за счет обмана потребителя.

Содержание репортажей Гиляровского, постановка в них социально значимых проблем и форма1 подачи материала, экспрессивность, логические доводы, критический настрой создавали предпосылки для появления гибридных жанров репортажа-рецензии, репортажа-фельетона, репортажа-статьи, репортажа-интервью.

В годы Первой мировой войны и первых десятилетий советской власти.

Гиляровский обращается к проблематике своих прежних выступлений и показывает живучесть социальных пороков — коррупции, бюрократической вакханалии. Признав целесообразность закрытия трущоб Хитровки и Сухаревки, автор не избежал комплементарных высказываний в адрес новой власти. Обратившись к жанру мемуаров в последние годы жизни, Гиляровский раскрыл подробности существования газетного мира столицы и свое место в нем.

Гиляровский утвердил амплуа репортера-профессионала, проявив такие качества журналиста, как служение истине, оперативность, умение прогнозировать события, первому схватывать сенсационные факты. Творческая деятельность Гиляровского была направлена на решение демократических проблем современной жизни. Сам он называл себя гражданином двух великих держав — России и Прессы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е. В. Москва Гиляровского: Экспромты дяди Гиляя // Наш современник. 1997. — № 9. — С. 218−224.
  2. А.И. Периодические издания. Ростов-на-Дону. — 1999. — 91с.
  3. К. А. Спортивная пресса России XIX начала XX вв.: исто-рико-типологический анализ //Автореф. дис.. канд.филол.наук: 10.01.10 -СПб., 2008.-27 с.
  4. В. Гиляровский на Кубенском озере // Красный Север. — 2005. -№ 28.
  5. Е. В. История российской журналистики начала XX века.- Ростов н/Д, 2008. 389 с.
  6. Е.В. Основы теории журналистики. М. Ростов н/Д, 2008.-317 с.
  7. O.A. Автобиографический очерк А. В. Каировой // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII- XX вв.: Альманах. Электронный ресурс. / 2001. Режим доступа: http://magazines.russ.ru — С. 375- 387.
  8. А. Спасибо, дядя Гиляй! // Москва. 2004. — № 4. — С. 203 221.
  9. П.А. Полстроки о репортаже // Журналист. 1967. — № 12.- С. 46−52
  10. Л. И. Учет психологических закономерностей и свойств внимания в культурно-просветительской работе. М., 1960. — С. 14−15.
  11. . Письма Гиляровского // Красный Север. 1974. — № 38.
  12. И. Репортаж и репортер // Красная печать. 1926. — № 16. С. 47.
  13. В.А. Друзья и встречи. М.: Сов. лит., — 1934. — 230 с.
  14. В.А. На жизненной дороге. Вологда: Вологод. кн. изд-во, 1959.-238 с.
  15. В.А. Собр. соч.: В 4-х т. Т.1. М.: Полиграфресурсы, 1999.-463 с.
  16. В.А. Собр. соч.: В 4-х т. Т.2. М.: Полиграфресурсы, 1999.-470 с.
  17. В.А. Собр. соч.: В 4-х т. Т.З. М.: Полиграфресурсы, 1999.-424 с.
  18. В.А. Собр. соч.: В 4-х т. Т.4. М.: Полиграфресурсы, 1999.-428 с.
  19. Глобальные тенденции развития печатных СМИ Электронный ресурс./ Режим доступа: http://www.mediaatlas.ru.
  20. В.М. Закономерности публицистического творчества. М., -1975.- 180 с.
  21. А. Автографы дяди Гиляя // Россия молодая. — 1995. — № 2. — С. 26−28.
  22. В.В. В. А. Гиляровский (1853 1935) // В. В. Гура. Русские писатели в Вологодской области. — Вологда: Вологодское областное издательство, — 1951. — С. 109−111.
  23. В. В. Жизнь и книги «Дяди Гиляя» // В. В. Гура. Из родников жизни. 1959.-245 с.
  24. В.В. Жизнь и книги дяди Гиляя. Вологда: Вологод. кн. изд-во, — 1959.-55 с.
  25. С. М. Репортаж в газете. М., 1963. — 132 с.
  26. Н. Друзья на всю жизнь // Вологодский комсомолец. — 1985. 27 января.
  27. Декреты Советской власти. Т. I. 25 октября 1917 г. -16 марта 1918 г. -М., 1957.-С.142
  28. Н.Ф. Произвольное и послепроизвольное внимание // Ученые записки Московского городского педагогического института им. Потемкина. М., 1953, — Т. 62, — Вып. 3. — С. 62.
  29. П. Экспромты дяди Гиляя // Неделя. 1991. — № 28.
  30. .И. В.А. Гиляровский о работе репортера // Вестник МГУ. Сер. 10 Журналистика. 2003. — № 6. — С.51
  31. .И. История русской журналистики (1703−1917), М., 2001.1. С.67
  32. .И. Русская дореволюционная газета (1702−1917). М., 1971. — С.50.
  33. .И. Репортажи В.А.Гиляровского. М., 1985. — 112 с.
  34. .И. Русская газета и газетное дело в России. Задачи и теоретико-методологические принципы изучения. -М. Изд-во МГУ. 1981. — 132 с.
  35. .И. Избранные страницы русской журналистики начала XX века-М., 2001.-218 с.
  36. .И. 1702−2002. Из века в век: Из истории русской журнали--стики М.5 2002. — 233 с.
  37. .И. Путешествие в прошлое. М., 1983. — 160 с.
  38. .И. Методика изучения и преподавания истории русской журналистики на факультетах журналистики государственных университетов. -М., 1987.-111 с.
  39. . И., Кузнецов И. В. Триста лет отечественной журналистики (1702−2002). М., 2002. — 222 с.
  40. .И. История русской журналистики XIX века. М., 2 008 303 с.
  41. В. Экспромт Гиляровского // Красный Север. 1948.34.
  42. Загадка для исследователей // Московская правда. 1966. — № 200
  43. А. Памятные встречи // Дон. 1964. — № 6. — С. 179−183.
  44. История русской журналистики 18−19 веков. // Под ред. Л.Громовой. -СПб.,-2005.-600 с.
  45. Л. Гиляровский и Шаляпин // Красный Север. 1994. -№ 104.
  46. Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. -СПб., 2001. — 320 с.
  47. Е., Абаренкова Е. Москва Гиляровского: Неизвестные страницы // Наш современник. 1997. — № 9. — С. 213−218.
  48. Е. Г. Дядя Гиляй: я репортер // Журналист. 1978. — № 7. -С. 74−78.
  49. Е.Г. Гиляровский и художники. Л., — 1965. — 197 с.
  50. Е. Рассказы о дяде Гиляе. М., — 1983. — 254 с.
  51. М.М. История отечественных средств массовой информации. -Ульяновск, 2000. 104 с.
  52. Е.А. Журналистика на рубеже тысячелетий. Ростов-на-Дону, 1999.-620 с.
  53. Король репортеров, дядя Гиляй // Колодный Л. Е. Хождение в Москву. М.: Голос, 1997. — С.437−453.
  54. В.Г. Русский язык на газетной полосе. М., 1971. 291 с.
  55. Л.Е. Система журналистских жанров. // Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2000. — С. 130.
  56. А.В. О живых и мертвых. М., 1899. — С.671−672.
  57. Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. М., 2009. — 7021. С.
  58. Г. В. Профессиональная этика журналиста. -М., 1999. —206 с.
  59. Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000.-238 с.
  60. А. Гиляровский и Седов // Дон. 1959. — № 3. — С. 144−146.
  61. А. Случай с «Владимиркой»//Лесс А. Непрочитанные страницы: Рассказы. М., 1966. — С. 36−38.
  62. А. В квартире дяди Гиляя // Нева. 1956. — № 12. — С. 172−174.
  63. Э. Его звали королем репортажа // Нева. 1986. — № 5. — С. 187−191.
  64. В.М. Столешники дяди Гиляя. М., 1972. — 183 с.
  65. И. Владимир Гиляровский родственник Фандорина // Семь дней. — 2005. — № 48−49. — С. 68−75
  66. О. «Дело Каировой» и его след в биографии A.C. Суворина//НЛО № 75 Электронный ресурс. / 2005 Режим доступа: http://www.iriagazines.russ.ru/nlo.
  67. Г. Н. Функционирование осложненного предложения в публицистическом тексте: информационно-дискурсивный подход// Автореф. дисс. .докт.филол.наук: 10.02.19, 10.01.10. Ростов-на-Дону, 2004. -42 с.
  68. И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей: В 4 т. Т. 4. — М., 1960. — С. 128−129
  69. А.П. Первый русский репортер. (Историческая справка)// Исторический вестник, 1886. Т. 24. — № 5. — С. 389.
  70. Г. С., Тепляшина А. Н. Актуальные проблемы современности и журналистика. СПб., 2005. — 241 с.
  71. М.К. Стиль репортажа // Стилистика газетных жанров. М., 1981. — С.46−70
  72. А. Гиляровский. -М., 2008. 307 с.
  73. О. О Гиляровском // Красный Север. 1988. — № 92
  74. И. И. Сорок лет с Гиляровским. М.: Моск. Рабочий, -1963.- 143 с.
  75. Москва, Столешников, 9 // Ласкина А. Остаться в памяти: Беседы и встречи. М., — 1991. — С. 179−188
  76. JI. «Там детство я провел, там родина моя."II Пятницкий бульвар.-2005.-№ 3. С. 10−11- № 4.-С. 14−15.
  77. JI. Н. Где родился Владимир Гиляровский // Красный Север.-2005.-№ 25.
  78. E.H. Донская тема в творчестве В.А.Гиляровского// Известия Южного федерального университета. Филологические науки. Ростов н/Д, 2010. -№ 2. — С.134−141
  79. E.H. Проблемы изучения истории и теории жанра репортажа//Вестник Ставропольского государственного университета. — Ставрополь, 2010. № 66. С. 233−241.
  80. E.H. Методы работы Гиляровского репортера //Журналистика: история и современность. — Ростов н/Д, 2009. — С.292−295
  81. E.H. Гиляровский — военный корреспондент//Коммуникация в современном мире. Воронеж, 2008. — С.77−78
  82. E.H. „Журнал спорта“ в творческой биографии Владимира Гиляровского//Журналистика в 2009 году: Трансформация систем СМИ в современном мире. МГУ, 2010. — С. 524−525
  83. E.H. Репортажи В. А. Гиляровского в столичных газетах 1890−1900 годов //Инфоноосфера и массовые коммуникации. Ростов н/Д, 2008. — С.93−95
  84. E.H. Неопубликованные репортажи В.Гиляровского с Дона // I-формат. Журналистика провинции. Ставрополь, 2008. — С.132−135
  85. Р.П. История новейшей отечественной журналистики. — М., 1999.-С.147
  86. С.И. Русская дореволюционная спортивная журналистика. — М., — 1974.-С.80
  87. Л. В гостях у дяди Гиляя // Красный Север. 1983. — № 30
  88. . Д. Социальная психология как наука. Л., 1965. — С.137.
  89. Н. А. Становление и развитие газетного репортажа. Жанровые особенности//Автореф.дис.. канд.филол.наук: 10.01.10 -М., 1972.-29 с.
  90. Т. Беспамятство родины дяди Гиляя // Вологодские новости. 1993. — 30 ноября.
  91. А.Е. Как все начиналось. Электронный ресурс./2005. Режим доступа http://www.advertology.ru/
  92. Проблемы информации в печати. Очерки теории и практики// Отв. ред. С. М. Гуревич. -М., 1971. С. 164
  93. Е.П. Квант репортажа // Актуальные проблемы журнали-стиковедения и смежных областей знания. Краснодар, 2009. — С. 187
  94. Пятидесятилетний юбилей газеты Русские ведомости (1863−1913). — М., 1915.-С.106
  95. Репортаж// БСЭ. Т.20. М., 1978. — С.240.
  96. Репортаж Электронный ресурс. Режим доступа: Ьйр://ги^1к1ре&а.о^^1к1/Репортаж
  97. А. Сказка Столешникова переулка // Красный Север. -1983. -№ 20
  98. Русская периодическая печать (1895 октябрь 1917). Справочник. -М., 1957.-С.74
  99. В.Б. Проект „Хронос“ Электронный ресурс. / 2003 — Режим доступа: http://www.hrono.info
  100. Е.В. Репортаж и репортер. // Москва глазами репортера М., 1966.-С.5
  101. О. Владимир Гиляровский и Г.А.Лопатин // Диалог. 2001.
  102. H.A. Петербургский листок за тридцать пять лет 1864−1899.-Петербург, 1914. С.51−52
  103. Словарь иностранных слов. М., 1954. — С.630
  104. Е.С. Петербургская универсальная газета конца XIX века. СПб., 2004. — 356 с.
  105. Г. Я. Стилистика жанров// Стилистика газетных жанров. -М., 1972. С.101−102
  106. А.И. Журналистские расследования. Ростов н/Д, 1997.222 с.
  107. А. Неизвестное письмо Гиляровского // Красный Север. -1968.-№ 12.
  108. И. В. „Московский текст“ бродяги Гиляя (1926−1935. „Москва и москвичи“) // Звезда. 2004. — № 4. — С. 222−233.
  109. Н.Д. Записки писателя. Рассказы. -М., 1972. С.163
  110. М. А. Гиляровский Владимир Алексеевич // Русские писатели. XX век: Биобиблиографический словарь. Т. 1. А-Л. М.: Просвещение, 1998.-С. 348−350.
  111. A.A. Жанры периодической печати. М., 2003. С.84 115. Титулы, мундиры, ордена в Российской империи // Под ред. Б. В. Ананьина.-М.: Наука, 1991.-С. 112
  112. Толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой Т. Ф. Электронный ресурс. / Режим доступа http://www.gramota.ru. М., 2001−2002.
  113. Ураганы Электронный ресурс. / Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/yparaHbi
  114. В.В. Творческие горизонты журналистики. М., 1976. —220 с.
  115. Ю.И. Методика работы над архивными источниками пожурналистике // Методика изучения периодической печати // Под ред. Б. И. Есина. М., 1977, — С.12
  116. А.П. Философия. М., 2003. — С. 122
  117. Т.Г., Ширина JI.C. Общая риторика. Ростов н/Д, 1999. — 320 с.
  118. А. П. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. Письма: В 12 т. М., 1974- 1983.-Т.6.-С.142.
  119. Е.В., Соловьев В. М. Степан Разин и его соратники. Электронный ресурс. 1988. Режим доступа http://www.bibliotekar.ru
  120. Ю. А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 1973. — С. 54
  121. М.И. Репортер: профессионализм и этика М. — 2002.164 с.
  122. М.И. Еженедельник как тип издания. Учеб. метод, пособие для студентов фак. и отд-ний журналистики гос. Ун-тов — М. — 1986. — 51с.
  123. А. Гиляровский идет по городу // Неделя. 1986. — № 29.
  124. По городам и селам // Московский листок. 1882. № 33. По городам и селам // Московский листок. 1882. № 140. По городам и селам // Московский листок. 1882. № 151. По городам и селам /Орехово-Зуево/ // Московский листок. 1882. № 155.
  125. По городам и селам /Троице-Сергиев Посад/ //Московский листок. 1882. № 166.
  126. По городам и селам /Серпухов/ // Московский листок. 1882. № 167.
  127. По городам и селам /Коломна/ //Московский листок. 1882. № 178. С места катастрофы на Курской железной дороге /от нарочного корреспондента/ //Московский листок. 1882. № 182.
  128. С места катастрофы на Курской железной дороге // Московский листок. 1882. № 183.
  129. С места катастрофы на Курской железной дороге // Московский листок. 1882. № 184.
  130. С места катастрофы на Курской железной дороге // Московский листок. 1882. № 186.
  131. С места катастрофы на Курской железной дороге // Московский листок. 1882. № 187.
  132. С места катастрофы на Курской железной дороге // Московский листок. 1882. № 188.
  133. С места катастрофы на Курской железной дороге // Московский листок. 1882. № 189.
  134. С места катастрофы на Курской железной дороге // Московский листок. 1882. № 190.
  135. С места катастрофы на Курской железной дороге // Московский листок. 1882. № 191.
  136. С места катастрофы на Курской железной дороге // Московский листок. 1882. № 192.
  137. С места катастрофы на Курской железной дороге // Московский листок. 1882. № 193.
  138. С места катастрофы на Курской железной дороге // Московский листок. 1882. № 194.
  139. По городам и селам /с Нижегородской ярмарки/ // Московский листок. 1882. № 212.
  140. По провинции// Московский листок 1882. № 311. Человек и собака /из записной книжки репортера/ III Русские ведомости. 1882. № 148.
  141. Обреченные /очерк из жизни заводских рабочих/ // Русские ведомости. 1885. № 186.
  142. Похороны Самарина. // Русские ведомости. 1885. № 225.
  143. Провинциальные актеры /заметка по поводу съезда актеров в Москву/ // Русские ведомости. 1886. № 176.
  144. Ловля собак в Москве // Русские ведомости. 1887. № 200. Солнечное затмение под Москвой // Русские ведомости. 1887. № 216.
  145. С гуслицкого пожара // Русские ведомости. 1887. № 250. Московские городские бойни // Русские ведомости. 1887. № 262. Из-за чего? // Русские ведомости. 1887. № 306.
  146. Выставка аквариумов и рыболовства // Русские ведомости. 1888. № 103. На подмостках /из жизни актеров/ // Русские ведомости. 1888. № 116. Катастрофа Московско-Брестской железной дороги // Русские ведомости. 1888. № 120.
  147. Московский дневник /пушкинские торжества/ // Россия. 1899. № 31.
  148. Преступление// Россия. 1899. № 53.
  149. Ростов-на-Дону // Журнал спорта. 1899. № 81.
  150. Атлеты и московская публика // Россия. 1899. № 87.
  151. Ужасы нижегородских самокатов// Россия. 1899. № 108.
  152. Человек, сорвавшийся с виселицы // Россия. 1899. № 145.
  153. Люди с волчьим видом // Россия. 1899. № 156
  154. Московский дневник // Россия. 1900. № 90.
  155. В нагорном доме // Русское слово. 1900. № 258.
  156. Драматурги собачьего зала// Русское слово. 1901. № 272.
  157. Монетная фабрика // Русское слово. 1901. № 293.
  158. На пожаре// Русское слово. 1901. № 345.
  159. Гоголь в Сербии // Россия. 1902. № 698.
  160. Провинция. Старая Руза /безобразия на перевозе/ // Русское слово. 1902. № 98.
  161. Маленький фельетон // Русское слово. 1902. № 101. Наброски в вагоне // Русское слово. 1902. № 112. Все люди все люди // Русское слово. 1902. № 136. Утопленник /из жизни спортсменов/ // Русское слово. 1902. № 158.
  162. Грибной сезон /посвящается молодым хозяйкам/// Русское слово. 1902. № 196.
  163. В Тырнове и в Габрове // Русское слово. 1902. № 261. Шипкинские торжества /от нашего спец. корреспондента/ //Русское слово. 1902. № 266.
  164. Шипкинские торжества// Русское слово. 1902. № 268.
  165. Балканские думы//Русское слово. 1902. № 296.
  166. Пора бы // Русское слово. 1902. № 304.
  167. На дне» Горького // Русское слово. 1902. № 349.
  168. Час на дне // Русское слово. 1902. № 352.
  169. Годовщина Шейновского боя // Русское слово. 1902. № 358.
  170. Памятка прошлого года // Журнал спорта. 1903. № 1.
  171. Родственники Пушкина по жене // Русское слово. 1903. № 28.
  172. Ликующие виноделы // Русское слово. 1903. № 51.
  173. Тайны винодельцев // Русское слово. 1903. № 59.
  174. Призраки /посвящается старым актерам/ // Русское слово. 1903. № 69.
  175. Стоверстный пробег в Харькове // Журнал спорта. 1903. № 75−76.
  176. Скандал в киевском скаковом обществе // Журнал спорта. 1903. № 78.
  177. Люди четвертого измерения // Русское слово. 1903. № 78.
  178. Под землей // Русское слово. 1903. № 79.
  179. В. Генерозову // Журнал спорта. 1903. № 82.
  180. Погибшие и спасенные // Русское слово. 1903. № 90.
  181. В старом саду//Русское слово. 1903. № 115.
  182. Студенты и гимназист // Русское слово. 1903. № 140.
  183. Но собственной неосторожности // Русское слово. 1903. № 166.
  184. Два раза в Сербии /дни ликования и террора/ // Русское слово. 1903. №
  185. Зрелище // Русское слово. 1903. № 182. Эпилог // Русское слово. 1903. № 283.
  186. Три тысячи бритых старух /газетная утка/ // Русское слово. 1904. № 9.
  187. В Кремлевском дворце /впечатления/ // Русское слово. 1904. № 52.
  188. Ураган. В Москве. // Русское слово. 1904. № 167.
  189. Ураган. Впечатления//Русское слово. 1904. № 168.
  190. Памяти Чехова // Русское слово. 1904. № 183.
  191. Памяти Чехова// Русское слово. 1904. № 184.
  192. О Чехове// Русское слово. 1904. № 186.
  193. О Чехове // Русское слово. 1904. № 188.
  194. Двойник // Русское слово. 1904. № 195.
  195. А вы говорите // Русское слово. 1904. № 215.
  196. Корейцы и японцы в Рязани // Русское слово. 1904. № 245.
  197. Рассказ офицера из отряда Э. Келлера // Русское слово. 1904. № 246.
  198. Векселя под душу // Русское слово. 1904. № 349.
  199. В поезде Стесселя // Русское слово. 1905. № 43.
  200. Праздник рабочих // Русское слово. 1905. № 118.
  201. Нитки // Русское слово. 1905. № 169.
  202. На законном основании // Голос Москвы. 1909. № 277. На собачьей выставке // Голос Москвы. 1909. № 279. Лихачи // Голос Москвы. 1909. № 280.
  203. Мемуары старого журналиста // Голос Москвы. 1913. № 168.
  204. Безвестная Русь // Голос Москвы. 1913. № 180.
  205. Бирюльки // Голос Москвы. 1913. № 262.
  206. Бирюльки // Голос Москвы. 1913. № 271.
  207. Бирюльки // Голос Москвы. 1913. № 276.
  208. Деятель // Голос Москвы. 1913. № 277.
  209. Бирюльки// Голос Москвы. 1913. № 282.
  210. Опять нитки (1904−1914) // Время. 1914. № 79.
  211. На дне // Известия. 1923. № 192.
  212. Сухаревка // Известия. 1925. № 80.
  213. В задонских степях // Красная нива. 1925. № 25.
  214. Ходынка // Прожектор. 1926. № 10, стр. 20−22.
  215. Мои семьдесят пять лет // Огонек. 1928. № 46, С. 8.
  216. Студенты бунтуют// Огонек 1928. № 4. С. 14−15. Прошлое советской площади // Огонек. 1928. № 42. Драматурги // Вечерняя Москва. 1932. № 270.
  217. Москва подземная // За социалистическую реконструкцию городов. 1932. № 1. С. 86−88.
Заполнить форму текущей работой