Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Середина 1960-х — по настоящее время

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сейчас в отечественной лидерологии происходят изменения, отражающие политические, экономические и социальные изменения. Если в советское время существовал негласный запрет на исследования некоторых тем и понятий (исследование политических лидеров и руководителей и анализ их деятельности), сейчас появляются новые объекты изучения: предприниматели, бизнесмены, политики. Наиболее бурно стали… Читать ещё >

Середина 1960-х — по настоящее время (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

С началом периода «оттепели», с середины 1950;х, годов начался новый виток в изучении проблем лидерства. Среди основных черт в исследованиях данного периода можно выделить: специфика понимания лидерства, выразившаяся в разделений понятий лидерство и руководство, изучение половых различий лидерства, создание типологий лидеров.

В современной научной практике существует множество типологий лидерства. Например, исследователь в области социальной психологии Б. Д. Парыгин в работе «Основы социально — психологической теории» предлагает классифицировать лидерство по трем категориям: по содержанию, по стилю и по характеру. По его мнению, такая классификация выглядит следующим образом.

По содержанию различают:

  • — лидеров — вдохновителей, разрабатывающих и предлагающих программу поведения;
  • — лидеров и исполнителей, организаторов выполнения заданной программы;
  • — лидеров, являющихся одновременно и вдохновителем и организатором;

По стилю различают:

  • — авторитарный; лидер, который единолично определяет и формирует цели и способы их достижения;
  • — демократический. Такие лидеры инициируют максимальное участие каждого в деятельности группы, стараются распределить ответственность среди всех членов коллектива, создают атмосферу сотрудничества;
  • — «невмешивающийся лидер». Такой лидер старается уйти от ответственности, перекладывая ее на подчиненных;

По характеру деятельности различают:

  • — универсальный тип: человек постоянно проявляет лидерские качества;
  • — ситуативный тип: человек проявляет лидерские качества лишь в определенной ситуации;

Анализ различных подходов к изучению лидерства позволяет выделить ряд важных характеристик данного феномена. Так автор монографии Евтихов О. В. Тренинг лидерства: Монография // СПб.: Речь, 2007. С. 19., посвященной изучению лидерства, О. В. Евтихов выявил следующие характеристики:

  • — лидер — это тот, кто имеет последователей;
  • — лидерство — это результат взаимодействия;
  • — лидерство основано на авторитете;
  • — лидерство формируется в процессе дискретных событий — актов лидерства;
  • — лидерство основано на неформальном влиянии;
  • — лидерство — продукт восприятия и сознания;

К началу 80-х годов термин «лидерство» был связан исключительно с межличностными отношениями и внутригрупповой активностью. «Особое внимание уделялось противостоянию лидерства и руководства и выделению в первом стихийного, естественного, свободного, неформального начала в противовес официальному началу во втором"Клейменова А. Е. Историческое развитие изучения феномена лидерства // URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=21 420 860.

Сейчас в отечественной лидерологии происходят изменения, отражающие политические, экономические и социальные изменения. Если в советское время существовал негласный запрет на исследования некоторых тем и понятий (исследование политических лидеров и руководителей и анализ их деятельности), сейчас появляются новые объекты изучения: предприниматели, бизнесмены, политики. Наиболее бурно стали развиваться исследования политического лидерства. Исследователи отдают предпочтение анализу личностей президентов и их имиджа, развитию коммуникативных способностей. Доказательством тому являются, во-первых, многочисленные публикации дискуссионного характера, где пытаются осмыслить прошлое политического опыта России, идет обсуждение насущных вопросов нашего политического бытия. Создаются портреты лидеров советской эпохи, и оценивается их деятельность.

Активно стало изучаться организационное лидерство. Нехватка исследований в данном направлении закономерна. В начале 90-х годов Россия вступила к реформированию экономики. Переход на рыночный вид хозяйствования повлиял на появление частного бизнеса и как следствие индивидуальных предпринимателей. Как следствие, в современных отечественных исследованиях появились новые аспекты изучаемой проблемы, а именно: мотивация руководителя, взаимодействие стилей руководства разного ранга, женский и культурный менеджмент.

Перспективным становится изучение лидерства с философской точки зрения. Она менее разработана современными исследованиями и потому наиболее интересна для науки. Попытка изучить лидера как человека с определенным набором именно ценностных качеств закономерна. Ценностные ориентации определяют состояние общества в целом и отдельно взятого человека. Потребность всестороннего изучения ценностных аспектов лидерства обусловлена необходимостью поиска способов социально-нравственного воздействия лидера на общество.

Подводя итог, отметим некоторую полифоничность в изучении лидерства и различные подходы к его пониманию в западной и отечественной практике. Краткий исторический обзор показал, что лидерство как процесс имеет ряд существенных признаков: доминирование индивида в группе, авторитет личности, проявляющийся в деятельности индивидуальный набор лидерских качеств, знании?, умении? и навыков, способность оказывать влияние, позитивная социальная практика.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой