Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование познавательного интереса у младших школьников со сложной структурой дефекта в процессе ознакомления с природой

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методы исследования были выбраны с учетом специфики объекта и предмета, соответствовали цели, задачам и гипотезе работы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, анализ педагогической и медицинской документации, индивидуальный и групповой психолого-педагогический эксперимент (констатирующий и обучающий), наблюдение, изучение результатов продуктивной деятельности детей… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Проблема формирования познавательного интереса у детей с особыми образовательными потребностями в психолого-педагогической литературе
    • 1. 1. Теоретическое обоснование категориального аппарата исследования
    • 1. 2. Сущность познавательного интереса и его роль в овладении младшими школьниками знаниями об окружающем мире
    • 1. 3. Особенности формирования познавательного интереса у детей с сенсорными и интеллектуальными нарушениями
    • 1. 4. Современные представления о детях со сложной структурой дефекта
  • ГЛАВА 2. Изучение интеллектуального компонента познавательного интереса у младших школьников со сложной структурой дефекта (сочетание легкой умственной отсталости со зрительной патологией)
    • 2. 1. Содержание методики констатирующего эксперимента и организация исследования
    • 2. 2. Характеристика детей, участвовавших в экспериментальном исследовании
    • 2. 3. Анализ результатов изучения особенностей познавательного интереса у учащихся со сложной структурой дефекта (на материале формирования представлений об объектах окружающего природного мира)

    ГЛАВА 3. Формирование интеллектуального компонента познавательного интереса в процессе ознакомления с окружающим природным миром у учащихся со сложной структурой дефекта (сочетание легкой умственной отсталости и зрительной патологии).

    3.1. Теоретические предпосылки, направления и организация обучающего эксперимента

    3.2. Коррекционно-развивающая работа по формированию интеллектуального компонента познавательного интереса у учащихся со сложной структурой дефекта в процессе ознакомления с окружающим природным миром.

    3.3. Результаты экспериментального обучения по формированию интеллектуального компонента познавательного интереса у учащихся со сложной структурой дефекта в процессе ознакомления с окружающим природным миром.

Формирование познавательного интереса у младших школьников со сложной структурой дефекта в процессе ознакомления с природой (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современная система специального образования призвана создавать условия для социализации детей с особыми образовательными потребностями, к которым относятся и дети со сложной структурой дефекта — комплексными сенсомоторными и интеллектуальными нарушениями. В специальной литературе сложная структура дефекта понимается как сочетание двух или нескольких первичных психофизических нарушений у одного ребенка (Г.П. Бертынь [14], М. Г. Блюмина [17], Л. С. Выготский [38], В. З. Кантор [89], М. С. Певзнер [153], Л. И. Плаксина [161], О. В. Титова [193], A.M. Царев [204], JI.M. Шипицина [210] и др). Отмечается тот факт, что психическое развитие при сложном дефекте не сводится к сумме особенностей психического развития при каждом нарушении, а образует новую, сложную структуру нарушений и требует особого психолого-педагогического подхода. К лицам со сложной структурой дефекта относятся и дети с сочетанием зрительного и интеллектуального дефектов. В ряде исследований, прямо или косвенно затрагивается проблема изучения, обучения и воспитания названной категории детей (В.З. Кантор [89], Н. Б. Лурье [110], Н. Г. Минаева [130], А. А. Моргайлик [137] и др.).

Анализ педагогической практики обучения детей с нарушениями зрения и интеллекта показывает, что эти учащиеся испытывают серьезные проблемы в овладении знаниями. У школьников со сложной структурой дефекта без специального обучения они ограничены и формальны. Познавательный интерес является важнейшим стимулом обучения. Правильная оценка роли и места познавательного интереса в системе мотивов поведения, исследование закономерностей его развития позволяет не только выявить значение его как стимулятора процесса приобретения знаний, но и разработать эффективный механизм, способствующий целенаправленному формированию знаний, увеличению их объема и качества.

Проблема интереса многовекторна, она включает в себя различное содержание и рассматривается в экономическом, общественно-политическом, психолого-педагогическом аспекте, включающем природу интереса (М.Ф. Морозов [138], Н. Г. Морозова [140]), его структурные компоненты (Н.Г. Морозова [141], Г. И. Щукина [213]), особенности формирования интереса у детей с нарушениями в развитии (Я.А. Андреев [2], И. И. Двигун [54], Н. Г. Морозова [141], Шабан И.М.Х. [205]).

В ряде исследований интерес рассматривается в зависимости от возраста и его содержательной направленности (А.П. Архипов [3], В. Б. Бондаревский [21], Г. И. Щукина [213] и др.) и специфики интереса младших школьников. Раскрыты направления содержания учебного интереса младших школьников, возрастные и индивидуальные особенности их развития природа, структура, а также пути и способы их формирования (Б.Г. Друзь [61], А. К. Дусавицкий [64], Н. А. Менчинская [127], М. И. Микитинская [128], Т. А. Шаманова [207] и др.).

В педагогической науке разработан и экспериментально апробирован ряд методик, направленных на повышение эффективности работы по формированию и развитию познавательного интереса детей дошкольного и школьного возраста, подавляющее большинство которых разработано для детей с нормальным развитием (JI.H. Вахрушева [29], JI.A. Венгер [31], Б. Г. Друзь [61], В. И. Логинова [108], JI.M. Маневцова [114], Ф. К. Савина [183], Н. Б. Шеломенцева [208] и др.).

Имеются специальные исследования, посвященные изучению проблемы формирования познавательного интереса у учащихся с нарушениями зрения (Р.Д. Максютова [117], Т. К. Окладникова [196], Л. П. Уфимцева [196] и др.), слуха (И.И. Двигун [54], Т. С. Зыкова [79], Е. Н. Марциновская [121], Т. В. Розанова [179] и др.), с интеллектуальной недостаточностью (Я.А. Андреев [2], Н. В. Бабкина [5], В. Н. Брайфельд [23], В. Н. Вовк [34], И. Г. Еременко [68], Е. М. Калинина [88], В. А. Постовская [168], Л. В. Румянцева [182] и др.).

По отношению к детям со сложной структурой дефекта указанная проблема в педагогической науке остается практически неизученной, несмотря на рост числа школьников названной категории. Отсутствие в этой области исследований, вскрывающих возможности формирования познавательного интереса у таких детей средствами того или иного предмета и средствами учебного процесса не позволяет учителям специальных (коррекционных) школ целенаправленно руководить этим процессом. Вместе с тем, владение учителями технологиями развития познавательного интереса к окружающему миру — миру природы — у младших школьников со сложной структурой дефекта и приобретения ими достоверных представлений о природоведческих понятиях имеет исключительное значение для последующего их обучения, формирования картины мира и социализации данной категории детей.

Аналитический обзор литературы позволяет сделать вывод о том, что специальных исследований, посвященных проблеме разработки педагогических условий для формирования познавательного интереса при изучении мира природы, его последующего формирования, а также оценке уровня и динамики этого интереса у детей со сложной структурой дефекта не проводилось. Возникают определенные противоречия между потребностями в правильной оценке роли и места познавательного интереса в системе мотивов поведения, исследования закономерностей его развития у учащихся со сложной структурой дефекта, как стимулятора процесса приобретения знаний, и отсутствием специальных коррекционно-развивающих программ формирования знаний, увеличения их объема и качества у названной категории школьников.

Значимость проблемы, ее практическая не разработанность, а также потребность педагогической практики в научно обоснованном образовательном коррекционно-развивающем комплексе, обеспечивающем формирование познавательного интереса у школьников указанной категории при ознакомлении их с природой, составляет ее актуальность.

Проблема исследования определяется потребностью изучения особенностей формирования познавательного интереса у учащихся со сложной структурой дефекта (сочетание зрительной патологии и легкой умственной отсталости), а также необходимостью разработки научно обоснованного содержания и методического обеспечения коррекционной работы в данном направлении. В рамках этой проблемы была избрана тема исследования: «Формирование познавательного интереса у младших школьников со сложной структурой дефекта в процессе ознакомления с природой».

Цель исследования. Научное обоснование и разработка педагогических условий, направленных на формирование познавательного интереса у учащихся со сложной структурой дефекта (сочетание легкой умственной отсталости со зрительной патологией) в процессе ознакомления с окружающим природным миром.

Объект исследования — познавательный интерес младших школьников со сложной структурой дефекта.

Предмет исследования — педагогические условия развития познавательного интереса младших школьников со сложной структурой дефекта.

Гипотеза исследования. Несформированность познавательного интереса и, прежде всего, его интеллектуального компонента у младших школьников со сложной структурой дефекта в значительной мере обусловливает низкий уровень знаний и представлений об окружающем мире природы. Формирование интеллектуального компонента познавательного интереса у младших школьников со сложной структурой дефекта окажется эффективным в случае создания поэтапной реализации дополнительных педагогических условий, включающих индивидуальную оценку исходного уровня знаний и познавательного интереса, последующую реализацию коррекционно-развивающего комплекса занятий, направленного на формирование целостных представлений и знаний об окружающем природном мире и повторную (итоговую) оценку уровня знаний и познавательного интереса.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены задачи исследования'.

1. Изучить состояние научного знания по проблеме формирования познавательного интереса у учащихся с различным уровнем интеллектуального и сенсорного развития.

2. Провести сравнительное изучение уровня представлений и знаний об окружающем природном мире и сформированности познавательного интереса к нему у младших школьников с нормальным интеллектуальным развитием, легкой умственной отсталостью, зрительной патологией и со сложной структурой дефекта (сочетание легкой умственной отсталости со зрительной патологией).

3. Разработать коррекционно-развивающий комплекс занятий по формированию познавательного интереса к природе, а также представлений и знаний о ней, включающий методику оценки исходного, итогового уровней знаний и познавательного интереса, а также комплексные факультативные занятия.

4. Экспериментально доказать эффективность применения в педагогической практике предложенного коррекционно-развивающего комплекса по формированию интеллектуального компонента познавательного интереса, представлений и знаний об окружающем природном мире с использованием авторской методики их оценки у младших школьников со сложной структурой дефекта.

Методологическую основу исследования составили: концепция JI.C. Выготского [38] о культурно-исторической обусловленности развития, положения о роли деятельности и теория о ведущей деятельности в развитии ребенка (Б.Г.Ананьев [1], Г. И. Вергелес [32], А. И. Запорожец [75], А. Н. Леоньтьев [104], Д. Б. Эльконин [215] и др.) — положения педагогики и психологии о закономерностях формирования познавательной деятельности, о природе познавательного интереса, структурных компонентах, особенностях, путях и способах его формирования (Л.И. Божович [19], В. Б. Бондаревский [21], Н. А. Менчинская [127], Н. Г. Морозова [140], Г. И. Щукина [213] и др.) — концептуальное положение о единстве законов развития нормальных детей и детей с проблемами в развитии (JI.C. Выготский [39], В. П. Ермаков [69] В. И. Лубовский [109], Н. Н. Малофеев [116], М. С. Певзнер [152], В. Г. Петрова [157], Л. И. Плаксина [161], Ж. И. Шиф [139] и др.).

Методы исследования были выбраны с учетом специфики объекта и предмета, соответствовали цели, задачам и гипотезе работы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, анализ педагогической и медицинской документации, индивидуальный и групповой психолого-педагогический эксперимент (констатирующий и обучающий), наблюдение, изучение результатов продуктивной деятельности детей. Математическая обработка качественных показателей осуществлялась адекватными методами непараметрической статистики с использованием дисперсионного и корреляционного ранговых анализов. Достоверность разности долей вычислялась методом фи (ф), т. е. методом углового преобразования Фишера. Достоверность различий распределений частот ранговых ответов в группах оценивалась с помощью критерия лямбда (А,) А. Н. Колмогорова и Н. В. Смирнова [163].

Научная новизна исследования:

— выявлены и изучены особенности формирования интеллектуального компонента познавательного интереса у младших школьников со сложной структурой дефекта (сочетание легкой умственной отсталости со зрительной патологией);

— разработана методика оценки уровня знаний и интеллектуального компонента познавательного интереса у младших школьников со сложной структурой дефекта, установлена эффективность этой методики в процессе обучения данной категории детей;

— научно обоснован и разработан коррекционно-развивающий комплекс занятий, направленный на формирование познавательного интереса к окружающему природному миру, представлений и знаний о нем у детей со сложной структурой дефекта, установлена эффективность его использования.

Теоретическая значимость исследования:

— получены новые данные о возможностях, особенностях, этапности и эффективности формирования интеллектуального компонента познавательного интереса у младших школьников со сложной структурой дефекта;

— выявлены существенные потенциальные возможности развития и формирования познавательного интереса младших школьников со сложной структурой дефекта;

— расширены теоретические представления о возможности применения в обучении коррекционно-развивающих комплексов для формирования познавательного интереса, представлений и знаний об окружающем мире у младших школьников со сложной структурой дефекта.

Практическая значимость исследования: — разработан коррекционно-развивающий комплекс по формированию познавательного интереса у младших школьников со сложной структурой дефекта, который может использоваться для дополнения существующей системы обучения и воспитания детей со зрительными и интеллектуальными нарушениями в условиях специальной (коррекционной) школыразработанная авторская методика оценки уровня знаний н интеллектуального компонента познавательного интереса для младших школьников со сложной структурой дефекта может использоваться для оценки этих показателей у других категорий детей с особыми образовательными потребностями при изучении курса «Окружающий мир»;

— принципы и структура разработанного нами коррекционно-развивающего комплекса могут найти применение при создании аналогичных комплексов, как для экспериментального изучения, так и практического использования при обучении младших школьников со сложной структурой дефекта в различных регионах с учетом особенностей их природно-климатических условий.

— результаты исследований дополняют содержание профессиональной подготовки студентов дефектологических специальностей, а также могут использоваться на курсах повышения квалификации учителей-дефектологов и психологов, работающих с детьми со сложной структурой дефекта.

Достоверность и научная обоснованность полученных результатов обеспечивались методологическим подходом, опирающимся на современные достижения психолого-педагогических знаний, адекватных задачам диссертационного исследования, репрезентативной выборкой испытуемых, верифицируемостью результатов формирующего эксперимента в образовательной практике, использованием качественных методов анализа полученных результатов с применением непараметрической математической статистики.

Организация исследования. Исследование проводилось в несколько этапов. Первый этап (2002;2003гг.) был посвящен изучению и анализу литературы, формулировке основной идеи и проблемы исследованияопределению гипотезы, задач, методовразработке методики обследования уровня сформированности познавательного интереса у младших школьников со сложной структурой дефекта к окружающему природному миру. На втором этапе (2003;2004гг.) обследовались младшие школьники со сложной структурой дефекта и зрительными нарушениями специальной (коррекционной) школы III—IV вв.идов, младшие школьники с легкой умственной отсталостью специальной (коррекционной) школы VIII вида. В ходе обследования изучались особенности познавательного интереса у школьников со сложной структурой дефектапроводилось экспериментальное обучение. На третьем этапе (2004;2005гг) оценивался уровень сформированности интеллектуального компонента познавательного интереса к сезонный изменениям в природе у младших школьников со сложной структурой дефекта, анализировались и обобщались данные, формулировались выводы, уточнялись отдельные теоретические положения, оформлялась диссертация.

Апробация результатов исследования осуществлялась в виде докладов: на областной научно-практической конференции «Актуальные проблемы дошкольного, начального образования и пути повышения уровня V компетентности педагогических кадров в условиях модернизации образования» (2003) — на итоговых научных конференциях АГУ (2002;2005). Результаты исследований обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и предметных технологий АГУ (2002;2005), кафедры олигофренопедагогики (г. Москва), использовались при чтении лекций в АГУ (г. Астрахань). Результаты исследования отражены в научных публикациях и использовались при составлении программы учебного курса «Комплексные сенсорные и интеллектуальные нарушения».

Коррекционно-развивающий комплекс по формированию познавательного интереса у младших школьников со сложной структурой дефекта внедрены практику педагогической деятельности специального (коррекционного) образовательного учреждения III — IV видов г. Астрахани.

Положения, выносимые на защиту:

1. Исходно низкий уровень сформированности познавательного интереса к природе у младших школьников со сложной структурой дефекта (легкая умственная отсталость в сочетании со зрительной патологией) не соответствует их потенциальным возможностям, осложняя задачу социальной адаптации таких детей в обществе.

2. Учет индивидуальных особенностей развития интеллектуального компонента познавательного интереса, представлений и знаний наиболее продуктивен на основе разработанной и примененной методики оценки, позволяющей индивидуализировать коррекционно-педагогическую работу по формированию познавательного интереса у младших школьников со сложной структурой дефекта и прогнозировать дальнейшую эффективность применения графических дидактических средств в обучении.

3. Применение разработанного коррекционно-развивающего комплекса факультативных занятий по разделу «Времена года» с младшими школьниками со сложной структурой дефекта позволяет формировать и существенно повышать у них интеллектуальный компонент в структуре познавательного интереса, а также уровень представлений и знаний.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ литературных данных, а также результатов проведенного исследования, позволяет сделать следующее обобщающее заключение:

1. Большинством авторов понятие «сложная структура дефекта». рассматривается как сочетание двух или нескольких первичных психофизических нарушений у одного ребенка. Выделяется тот факт, что психическое развитие в этом случае не сводится к сумме особенностей психического развития при каждом дефекте, входящем в это сочетание, а образует новую сложную структуру нарушений и требует особого психолого-педагогического подхода.

• 2. Познавательный интерес является важным условием формирования систематизированных знаний и оказывает большое побудительное влияние на процесс и результаты учения. Несмотря на значимость проблемы формирования познавательного интереса у детей с различными нарушениями развития в коррекционной педагогике она изучена недостаточно, а по отношению к детям со сложной структурой дефекта остается практически неисследованной. В тоже время рост числа детей со сложной структурой дефекта и возникшие на современном этапе образования возможности обучения данной категории школьников требуют научных и практических разработок для решения этой проблемы.

3. Коррекционно-образовательная работа и технологии формирования познавательного интереса у младших школьников со сложной структурой дефекта должны иметь комплексный характер, опираться на предметно-. практическую, игровую, трудовую, учебную деятельность и речь. Настоящее исследование направлено на разработку таких технологий для формирования познавательного интереса у детей со сложной структурой дефекта.

4. В ходе констатирующего эксперимента у школьников наблюдалось наличие временного (ситуативного) неустойчивого интереса к.

• природоведческой деятельности, хотя учащиеся проявляют в целом положительное отношение к природе. Обследование показало, что объем и характер знаний находится в тесной связи с устойчивостью их интереса к-природе. На базе неустойчивого интереса фонд природоведческих знаний ® оказывается бедным и узким, а сами знания несистематизированными. В свою очередь, низкий уровень знаний ограничивает проявление и формирование познавательного интереса. Сравнительное изучение уровня знаний и представлений об окружающем природном мире и сформированности познавательного интереса к нему у младших школьников исследованных групп позволило установить, что наиболее низкий уровень природоведческих знаний и познавательного интереса к природе оказался характерным для младших.

• школьников со сложной структурой дефекта. Причины низкого уровня интереса обусловлены не только особенностями психического развития этих учащихся, но и тем, как осуществляется учебно-познавательная деятельность детей изучаемой категории в условиях коррекционной школы.

5. В процессе разработки коррекционно-развивающего комплекса по, формированию познавательного интереса у младших школьников со сложной структурой дефекта, нами была предложена и применена методика оценки исходного и итогового уровня знаний и познавательного интереса у данной категории детей. По результатам оценки исходного уровня знаний и познавательного интереса были разработаны и экспериментально ® апробированы комплексные факультативные занятия, которые в рамках одной темы решали различные задачи, строились на разных видах деятельности,' имели определенную дидактическую цель и четкую структуру, представленную в конспекте.

Результаты, полученные в ходе формирующего эксперимента, позволили сделать следующие выводы:

1. Разработанный и внедренный коррекционно-развивающий комплекс обеспечил при изучении школьниками уже первой темы раздела «Сезонные.

• изменения в природе" формирование познавательного интереса, его сохранение и увеличение при изучении последующих сезонов года и смещение структуры познавательного интереса в сторону ставших более изученными сезонных сюжетов. Показателем эффективности формирования интеллектуального г компонента познавательного интереса и его устойчивости является преобладание числа вопросов, возникающих уже на исходном уровне над их количеством на итоговом уровне формирующего эксперимента.

2. На первых этапах формирующего эксперимента, первоначально получаемые школьниками знания с использованием коррекционно-развивающего комплекса целиком или в основном инициировали и обеспечивали формирование познавательного интереса. В дальнейшем^ достигнув определенного уровня, уже сам познавательный интерес стал выполнять опережающую функцию инициирования по отношению к процессу получения, расширения и углубления знаний о сезонных природных признаках и явлениях при изучении последующих тем.

3. Разработанный и апробированный в ходе исследования экспериментальный коррекционно-развивающий комплекс показал свою эффективность, обеспечив, во-первых, ликвидацию полного или практически полного отсутствия знаний о сезонных признаках и явлениях у 41−56% школьников со сложной структурой дефекта и, во-вторых, приобретение ими систематизированных знаний и представлений по разделу «Сезонные изменения в природе».

4. Применение авторской методики комплексной оценки интеллектуального компонента познавательного интереса, представлений и знаний у младших школьников со сложной структурой дефекта позволило установить, что к концу эксперимента у детей с высоким уровнем знаний вероятность проявления познавательного интереса возрастает с увеличением известности предъявляемых сезонных сюжетов, а у детей с низким уровнем знаний, напротив, по мере уменьшения их известности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. .Г. Познавательные потребности и интересы / Ученые• записки ЛГУ, 1959. С.41−60.
  2. Я.А. Формирование познавательных интересов у учащихся вспомогательной школы на уроке. Дис кан. пед. наук. М., 1967.
  3. А.П. Зависимость между знаниями учащихся и их учебными интересами: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1955. — 16с.
  4. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: *1. Просвещение, 1982.- 198с.
  5. Ш 5. Бабкина Н. В. Психолого-педагогические условия формированиясаморегуляции познавательной деятельности у младших школьников с ЗПР: Автореф. дис. канд. психол. наук М., 2003. — 24 с.
  6. Л.Б., Гаврилушкина О. П. Игры-занятия с природным и рукотворным материалом: Методическое пособие. СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2005.- 103с.
  7. К.Б. Философские вопросы моделирования и аналогии: Автореф.. дис. Д-ра. философ, наук, М., 1978. 53с.
  8. В.И. Системный процесс саморазвития живой природы. -М.- СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2003. 255 с.
  9. Н.А. Активизация интереса к учению как одно из средств повышения успеваемости: Автореф. дисс.. канд. пед. наук (по психологии). М., 1955.- 18 с.
  10. М.Ф. Психология интереса. Дисс.. докт. пед. наук. Иркутск^, 1944.
  11. Е.Г. Роль игры с игрушками в активизации познавательной w деятельности детей с нарушением умственного развития раннего имладшего дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М.: 1987.- 18 с.
  12. Г. П., Лукашева И. Д., Певзнер М. С. Происхождение сложных дефектов у детей. Причины возникновения и пути профилактики аномалий развития у детей. М.: Просвещение, 1986.
  13. Г. П., Розанова Т. В. Клинико-психологическое изучениеглухих детей со сложным дефектом // Дефектология. 1993. С. 3−8.
  14. КВ., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода: -М.: Наука, 1973.-269 с.
  15. М.Г. Распространенность, этиология и некоторые особенностиуклинических проявлений сложных дефектов. // Дефектология 1989 — № 3. С. 3−10.
  16. Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации детей и подростков. М., 1972. С. 7−45.
  17. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Мысль, 1968.-464с.• 20. Большой Российский энциклопедический словарь. Научное изд-во
  18. Большая Российская энциклопедия", М., 2003. — С. 1511.
  19. В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. -М.: Просвещение, 1985. 151с.
  20. Т.М. Экологические занятия с детьми 6−7 лет:. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж. -2002.- 184с.
  21. В.И. Формирование мотивации учебной деятельности младших подростков с задержкой психического развития // Дефектология.- 2000. № 3. — С. 23−31.
  22. Я.И. Краеведческая работа в школе для слепых и слабовидящих. Дисс.. канд пед наук. JL, 1967.
  23. Г. В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. М.: Владос, 2002. — 192с.
  24. Вариативные программы дошкольных образовательных учреждений и технология их использования / Сост. О. А. Соломенникова. М.: АРКТИ, 1999.-32с.
  25. И.А. Методика обучения глухих речи, письму и чтению. СПб., 1900.
  26. В.И. и др. Оценка деятельности образовательных учреждений. -М"-2005.-476с.
  27. JI.H. Условия формирования познавательного интереса к математике у старших дошкольников: Дис.. канд. пед. наук. М., 1997.- 178 с.
  28. Г. И. Система формирования учебной деятельности младших школьников /Система формирования и развития младшего школьника, как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1995. — С. 44−53.
  29. Н.Ф. Окружающий мир в начальной школе: Беседы t будущим учителем. -М.: Изд. центр «Академия», 1999. 144с.
  30. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Петровского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1979. — 288с.
  31. Возрастные возможности усвоения знаний (Младшие классы) / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1966. — 442 с.
  32. В. В. Дифференцированный подход в коррекционно-развивающем обучении родному языку умственно отсталыхшкольников 1 -4 классов. М. 2001. — 47 с.
  33. JI.C. Собр. соч. М.: Педагогика, 1983. — Т. 2. — 504 е., Т.З. -367 с.
  34. Выготский J7.C. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Педагогическая психология. М., 1991.
  35. JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.-93 с.
  36. П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Изд-во МГУ, 1985.-45с.
  37. В.Б., Щербакова Е. И. Познавательная активность дошкольников // Советская педагогика. 1991. № 3.
  38. Л.А. Психологические основы воспитания интереса у школьников. Киев: Рад. школа, 1941. — 123с.
  39. Л.И. В союзе с природой / Эколого-развивающий игры и развлечения с детьми. М.: ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола, 2002. -228с.
  40. Л.П. Психофизиология развития внимания у детей в нормеи со сложными сенсорными нарушениями // Дефектология.- 2002.- № 1 ."С. 3−13.
  41. Л.П. Психофизиологическая диагностика нарушений зрительного восприятия у детей, поступающих в школу // Дефектология. 1995. — С. 3−8.
  42. Л.П. Формирование высших форм зрительного восприятия• как основа компенсации нарушений когнитивного развития детей // Дефектология. 2000. — № 3. — С.3−15.
  43. Л.П. Роль перцептивного обучения в преодолении последствий зрительной депривации у детей при глубоких нарушениях зрения и слуха // Дефектология. 1997. — № 1. — С. 22−26.
  44. Г. А. Энциклопедический курс методических и практических упражнений. СПб, 1938.
  45. В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор. — 1996. — 541 с
  46. В.В., Элькоиин ДБ., Маркова А. К. Основные вопросы современной психологии детей младшего школьного возраста /• Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М.: Педагогика, 1978. — С. 180−205.
  47. И.И. Формирование познавательного интереса у глухих, учащихся младших классов // Методы учебно-воспитательной работы с глухими и слабослышащими детьми. Л.: J И’ПИ, 1986. С. 10−17.
  48. ЪЪ.Денискина В. З. Методы обучения математике учащихся начальных классов школ для слепых детей. М., 1988.
  49. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития• детей / Под ред. Д. Б. Эльконина, Л. А. Венгера М.: 1981.
  50. М.З. Зависимость познавательной самостоятельности детей от, содержания и организации их деятельности (на материале обучения, математике детей 6-летнего возраста): Автореф. дисс.. канд пед. наук.-Ташкент, 1984. 16с.
  51. Н.Ф. Интерес и внимание // Ученые записки МГПИ. М.-1941-вып. З.т.8.
  52. Т.А. Формирование представлений о сенсорных возможностях у младших школьников с нарушением зрения в рамках коррекционной программы «Ребенку о нем самом» // Дефектология' 2002. 6. — С. 47−50.с
  53. А.И. Воспитание и обучение глухонемых детей. М.: Изд-bq АПН РСФСР, 1957.-348с.63 .Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. -М.: Просвещение, 1981. 176с.
  54. Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших' школьников. М.: АРКТИ, 2001. — 128 с.
  55. И.Г. Организация учебной деятельности учащихся вспомогательной школы на основе повышения их познавательной активности. Автореф. дис.. док. пед. наук. — Киев, 1967. — 67 с.
  56. В.П., Якунин Г. Я. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. М.:ВЛАДОС, 2000. — 240 с.
  57. М.В. Проектирование индивидуальных программ обучения детей с комплексными нарушениями развития //Коррекционная педагогика. 2005. — № 2. — С. 5−21.
  58. Н.С. Формирование общих природоведческих понятий и развитие познавательных способностей учащихся //Начальная школа. 1990. -№ 1.
  59. С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М.: Просвещение- Владос, 1995.
  60. Л.В. К проблеме обучения и развития // Вопросы психологии. -1974.-№ 3.-С. 97−105.
  61. А.В. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1986.-Т. 1.-С. 155−216.
  62. М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения. М., 1973.1%.Зинченко В. П. От классической к органической психологии // Вопросы психологии. 1996. — № 6. — С. 6−25.
  63. Т.С., Зыкова М. А. Методика предметно-практического обучения, в школе для глухих детей. М.: Владос, 2002 — 176 с.
  64. С.А. Проблемы сурдопедагогики. М., 1997.
  65. В.Г. Развитие и воспитание познавательных интересов старших школьников. JL: ЛГУ, 1959. — 83 с.
  66. Игры и загадки на уроках природоведения / Сост. А. С. Малыгина. -СПб.: ЛОИУУ, 1995.-43 с.
  67. Изучение мотивации детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович,' Л. В. Благонадежной. М.: Педагогика, 1972. — 351 с.
  68. B.C. Проблема воспитания потребностей в знании у школьников.9- Ростов-на-Дону, 1971. 234 с.
  69. Ю.М. Формирование мотивации учения младших школьников -Астрахань: Изд-во АГИГПС, 2003. 28 с.
  70. Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. СПб.: Речь, 2003.-391 с. 87 .Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968.-288 с.
  71. Е.М. Педагогические пути совершенствования ознакомления умственно отсталых дошкольников с живой природой. Автореф. дисс.. канд. пед наук — Л., 1989. — 18 с.
  72. В.З. Психолого-педагогические проблемы социально-трудовой реабилитации инвалидов с нарушениями зрения и интеллекта / Теоретические и прикладные проблемы образования лиц с интеллектуальной недостаточностью / Санкт-Петербург., 2000. С. 6568.222 *
  73. А.Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека. JL: Изд. ЛГУ, 1960.-Т.2. — 304с.
  74. Коррекционно-воспитательная работа в подготовительных группах специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха и интеллекта // Под ред. Л. П. Носковой. М.: АПН СССР, 1990. — 161 с.
  75. И.Ч. Формирование у старших дошкольников интереса к, явлениям общественной жизни: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Минск, 1988.- 21 с.
  76. М.В. Проблема целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта детской трудовой деятельности: Автореф.. д-ра пед. наук-Л., 1996.-41 с. 9 б. Кукушкина О. И. Коммуникация в компьютерном классе //' Дефектология. 1995 — № 6.- С. 48−54.
  77. Т.А. Воспитание познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста (на материале экскурсий в природу): Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1978. 18 с.
  78. Н.М. Обучение глухонемых устной речи. Изд-во 2-е. СПб., 1911.
  79. Р.И. Нарушения устной речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников. Ленинград: Изд-во ЛГПИ, 1988. — 72 с.
  80. В.А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии: учебное пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1991. — С.9.
  81. Е.Н. Коррекционно-педагогическая работа с умственно отсталыми дошкольниками в процессе ознакомления со звуками окружающей действительности: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М.,.• 2001.-22 с.
  82. Н.Д. Профессиональные и учебные интересы восьмиклассников // Способности и интересы / Под ред. Левитова Н. Д. и В. А. Крутецкого. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — С. 232−272.
  83. Н.Я. Индивидуальная воспитательная работа с подростками по формированию познавательных интересов. // Ученые записки ЛГПИ. -Л., 1968.-С. 59−74.
  84. А.Н. Избранные психологические произведения. М.:'
  85. Педагогика, 1983.-Т. 1. 392с., Т.2. — 320с.
  86. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
  87. И.Я. Зачем учителю дидактика//Народное образование.-1990.-№ 12.-С. 74−83.
  88. А.Г. Психология слепых и слабовидящих: Учебное пособие. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена. 1998. -270с.
  89. В.И. Формирование познавательной деятельности у детей в процессе освоения системных знаний // Формирование системныхзнаний и умений у детей дошкольного возраста. Л.: Изд-во ЛГПИ им.
  90. А.И. Герцена, 1987. С. 3 -11.
  91. В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М.: Педагогика, 1989. — 104 с.
  92. Н.Б. Коррекционно-воспитательная работа с умственно отсталыми детьми. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 160с.
  93. А.А. Овладение знаниями одна из задач обучения младших школьников // Начальная школа. — 1976. — № 5.
  94. А. А. Учителю о психологии младшего школьника. -М&bdquo- 1977.
  95. С.С. Клиника олигофрении. М.: Просвещение, 1973.• 135 с.
  96. Л.М. Формирование познавательных интересов у старших дошкольников в процессе организации элементарной поисковой деятельности (на материалах природоведения): Автореф. дисс. канд. пед. наук. -JL, 1975.- 17 с.
  97. В.Ф. Внеклассная воспитательная работа во> вспомогательной школе-интернате. Под ред. В. П. Проворотова, — М.,'• 1978., 125с.
  98. Н.Н. Специальное образование: наука практике // Вестник образования. — 2003. — № 3.-С. 14−28.
  99. Р.Д. Как помочь ребенку с нарушением зрения включиться в учебную деятельность // Дефектология. 1998. — № 3. — С. 44−48.
  100. А.К. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. — 96 с.
  101. Маркова А. К, Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. 190 с.• 120. Маркович Л. Развитие познавательных интересов у детей среднегодошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 1970. — № 6. — С. 911.
  102. Е.Н. Основы предметно-практического обучения глухих школьников. М.: Педагогика, 1985. — 167 с.
  103. Е.М., Москвина А. Г. Ранняя диагностика некоторых синдромных форм сложного дефекта, включающего психическое и речевое недоразвитие и специфические особенности поведения //
  104. Ш Дефектология. 1996. — № 3.
  105. Ю. Т. Развитие мышления умственно отсталых, школьников: Автореф. дис. д-ра психол. наук. СПб., 1997. — 38 с.
  106. М.В. Мотивация учения младших школьников. М.:• Педагогика, 1984. 143 с.
  107. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Педагогика, 1972. 208с.
  108. М.И. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975. -230 с.
  109. Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.• 224 с.
  110. М.И. Игровые ситуации как средство повышения эффективности обучения младших школьников математике: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Киев, 1980. — 18с.
  111. Н.В. Совершенствование коррекционно-логопедической работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи в аспекте развития языковой способности: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Mj 2001.- 16с.
  112. А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах: Учебное пособие для студентов факультетов педагогики и методики начального образования педвузов. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 360с.
  113. З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников.• М.: Просвещение, 1990. 93 с.
  114. А.А. Формирование некоторых природоведческих понятий у младших школьников в процессе обучения. /Под ред. Люблинской А. А. Л.: ЛГПИ. — 1974.
  115. М.Ф. Возникновение и развитие учебных интересов у детей младшего школьного возраста. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955. -№ 73.-С. 45−55.
  116. Н.Г. Развитие интересов у глухих детей // Психология глухих детей / Под ред. И. М. Соловьев, Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой, Н. В. Яшковой. -М: Педагогика, 1971. С. 408−414.
  117. Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание,• 1979.-48 с.
  118. Н.Г. Формирование познавательных интересов уаномальных детей / сравнительно с нормой /. М.: Просвещение, 1969. -280 с. 142. «Мы». Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. СПб: «Детство-пресс», 2002 — 204 с.
  119. .П. Развивающие игры. М.: Педагогика. 1991. — 120 с.
  120. М.В. Основания когнитивной семантики. СПб.: Изд-во• РГПУ, 2003. 277 с.
  121. С.Ф. Формирование планирующей основы познавательной деятельности средствами игры у учащихсй вспомогательной школы: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1984. -18 с.
  122. В.П. Использование наглядных средств на уроках природоведения в школе слепых // Дефектология. 2003. — № 2. — С. 7275.
  123. С.Н. Методика экологического воспитанияядошкольников. М.: Академия, 1999. — 184 с.
  124. Основы специальной психологии / JT.B. Кузнецова, Л. И. Переелени, Л. И. Солнцева и др.- Под ред. Л. В. Кузнецовой. М.: Академия, 2002. -г 480 с.
  125. Особенности познавательной деятельности и обучения умственно отсталых детей дошкольного возраста (методическое письмо) /Сост. Н. Г. Морозова, Г. В. Кузнецова. М.: НИИД АПН СССР, 1978. — 32 с.
  126. Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта // Под ред Л. П. Носковой. М.: Просвещение, 1984. — 308 с.
  127. М.С. Этиология и патогенез состояний, сходных с олигофренией // Дети с отклонениями в развитии. М.: Педагогика, 1966.-С. 6−24.
  128. М.С., Бертынь Г. П., Мареева Р. А. Комплексное изучение детей со сложным сенсорным дефектом // Дефектология, 1979. № 4. С. 15−18.
  129. М.С., Бертынь. Г. П., Мареева Р. А. Клинико-психологическое изучение умственно отсталых детей с глубокими нарушениями зрения и слуха // Дефектология. 1980. — № 4. — С. 8−12.
  130. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Науч. Изд-во «Большая Российская энциклопедия», 2002.
  131. КБ. Обучение электротехнике в девятилетней школе слепых детей. М., «Просвещение», 1964.
  132. В.Г. Развитие речи и познавательная деятельность умственно отсталых школьников: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. -М., 1975.- 39 с.
  133. В.Г. Роль эмоционально-волевой сферы в познавательной деятельности умственно отсталых учащихся // Эмоционально-волевые процессы и познавательная деятельность умственно отсталых детей. -М.: Изд-во Компенс-центр, 1992. С. 7−28.
  134. . Психология интеллекта: Пер. с франц. М.: Международная педагогическая академия. — 1994. — С. 51−235.
  135. Л.И. Особенности развития элементарных математических представлений у детей с косоглазием и амблиопией: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1982. — 23 с.
  136. Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. М.: Город, 1998. — 261 с.
  137. В. А. Из опыта формирования познавательных интересов в коллективе учащихся 5 класса / Ученые записки. Л.: ЛГПИ им А. И. Герцена, 1968. — С. 156−162.
  138. Н.А. Биометрия. Изд. Московского университета, 1970 г. -367с.
  139. О.Т. Методические рекомендации к учебнику третьего класса «Окружающий мир». Пособие для учителя. Смоленск: Ассоциация 21 век, 2002. — 272с.
  140. И.П. Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для
  141. Познавательная деятельность глухих младших школьников. / Под ред. Т. В. Розановой. -М.: Просвещение, 1977. 96 с.
  142. Н.К. Развитие познавательных интересов у старших дошкольников (в процессе труда по выращиванию растений): Автореф. дисс. канд. пед. наук. JL, 1968. — 23 с.
  143. В. А. Практические работы на предметных уроках как один из путей развития речи и мышления учащихся вспомогательной школы // Спецшкола. 1964. — № 109.
  144. Программы подготовительного и 1−4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида / Рек. Мин. общего и проф. образов / М.: Просвещение, 2004.
  145. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) (ясли-сад начальная-школа). Часть II — начальная школа / Под ред. Л. И. Плаксиной, Москва «Город», 1999.
  146. Проблемы формирования познавательных способностей в дошкольном возрасте / Под ред. Венгера Л. А. М.: Просвещение, 1986. -85 с.
  147. Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе / Под ред. Ж. И. Шиф, В. Г. Петровой, Т. Н. Головиной. М.: Педагогика, 1980.- 176 с.
  148. Пути активизации познавательной деятельности аномальных детей. / Под ред. Лещинской Т. Л. Минск, 1981.
  149. А.Н. Направленность личности // Психология / Под ред. Костюка Г. С. Киев: Рад. Школа, 1968. — с. 493−516.
  150. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Венгера JI.A. М.: Педагогика, 1968. — 224с.
  151. Развитие способностей у глухих детей в процессе обучения / Под ред. Т. В. Розановой. М.: Педагогика, 1991. — 176 с.
  152. С. Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста как средство формирования личности: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Душамбе, 1974. — 25 с.
  153. А. А. Сочетание словесных, наглядных и практических методов обучения на уроках неживой природы во вспомогательной школе: Автореф, дис. канд. пед. наук. Тарту, 1983. — 21 с.
  154. Т.В. Методы психолого-педагогического изучения глухих детей со сложным дефектом // Дефектология. 1992. № 2. С. 5−11.
  155. Н.А. Не просто сказки // Экологические рассказы, сказки и праздники. М., 2002.
  156. С.Я. Психология умственно отсталого школьника. — М.: Просвещение, 1986. 192с.
  157. JI.B. Пути повышения эффективности усвоения знанийучащимися 5-х классов в курсе естествознания вспомогательной школы:f
  158. Автореф. дис. канд. пед. наук. Ленинград, 1976.- 20 с.
  159. Ф.К. Формирование познавательного интереса учащихся в процессе обучения на предметах физико-математического цикла: Дисс.. канд. пед. наук. Л., 1970. — 270с.
  160. В.Н. Принцип системности, системный подход и общая теория систем // Системные исследования: Ежегодник 1978. М.: Наука, 1978.-С. 7−24.
  161. Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Просвещение, 1998.-С. 191−200.
  162. В.А. Дидактика / Под ред. В. А. Сластенина. М.: 2002. -С.220−244.
  163. Л.И. Некоторые особенности психического развития детей с нарушениями зрения в современных условиях // Дефектология. -2000.-№ 4.-С. 3−8.
  164. Специальная дошкольная педагогика. // Под ред. Е. А. Стребелевой. -М.: Академия, 2001.-312с.
  165. Специальная педагогика. // Под ред. Н. М. Назаровой. М.:&bdquo- Академия, 2001. 400с.
  166. Т.Н. Сопоставление сходного и противопоставление контрастного как способ активизации познавательного интереса умственно отсталых школьников // Дефектология. № 6. — 2002. — С. 32−38.
  167. Т.Н. Способы создания проблемных ситуаций на уроках экономики в старших классах вспомогательной школы // Дефектология. -2003. № 1. — С. 34−45.
  168. Н.Ф. Формирование познавательной деятельностимладших школьников. М.: Просвещение, 1988. — 175с.
  169. О.В. Формирование пространственных представлений у умственно отсталых младших школьников с тяжелыми проявлениями ДЦП. Дис.. канд. пед. наук. Москва, 2002.
  170. .К. Учет офтальмогигиенических рекомендаций при организации учебно-воспитательной работы с учащимися, имеющими зрительный дефект // Дефектология. 1998. — № 5. — С. 58−62.
  171. У.В. Дети с задержкой психического развития. -Н.Новгород, 1994.
  172. Л.П., Окладникова Т. К. Психокоррекционные занятия с младшими школьниками, имеющими нарушения зрения // Дефектология. 2002.- № 1.- С.42−46.
  173. Т.М. Особенности индивидуальной коррекционной работы с детьми со сложным дефектом (из практического опыта). // Дефектология. 2001. — № 4. — С. 52−56.
  174. Философский энциклопедический словарь. — М.: ИНФРА- М, 2004 -576с.
  175. С.Л. Формирование обобщенных познавательных умений и их влияния на развитие познавательных интересов учащихся: Дисс.. канд. пед. наук. Л., 1977. — 179с.
  176. Формирование познавательной самостоятельности школьников. / Под ред. Шамовой Т. И. М., 1975.
  177. Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. Марковой А. К. М.: Педагогика, 1986. — 191с.
  178. В.И. О преподавании изустного слова глухонемым. СПб., 1959.
  179. Л.П. Активизация познавательной деятельности младших школьников средствами наглядности: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Киев, 1985.- 18с.
  180. A.M. Система педагогической помощи лицам с тяжелыми и множественными нарушениями развития (в условиях Лечебно-педагогического центра): Автореф. дисс. .канд. пед. наук. СПб., 2005.- 19 с.
  181. Т.И. Влияние предварительных действий на формирование познавательной потребности // Формирование духовных потребностей школьников. Новосибирск, 1966. — С. 98−105.
  182. Т.А. Развитие интереса к природоведению. // Начальная школа.- 1989.- № 10−11.- С. 81.
  183. Н.М. Некоторые пути повышения познавательной активности умственно отсталых учащихся на уроках развития речи // Дефектология. 2001. — № 6. — С. 34−38.
  184. Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя. СПб.: Союз, 2004. — 336 с.
  185. М.К. Взаимосвязь прежних и новых знаний и ее роль встановлении познавательного интереса // Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. Вып. 2. — ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1976. — С. 25−33.
  186. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. -М.: Просвещение, 1979. 169 с.
  187. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988 — 208 с.
  188. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.- Просвещение, 1986. — 144 с.• 215. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. М.:1. Просвещение, 1974. 64 с.
  189. К.П., Исаенко Л. А. Методика преподавания естествознания во вспомогательной школе. М.: Учпедгиз, 1946. — 76 с.
  190. Bach Н. Padagogik der Geistigbehinderten. Berlin, 1979.
  191. Braun, U., Kristen, LJ. Basale Stimulation, Basale Kommunikation, л
  192. Unterstuetzte Kommunikation Was ist eigentlich was? // ISAAC (Hrsg.): Unterstuetze Kommunikation 4/97.
  193. Cornellissen L. Teacher education and personal involvement // Инновацинные процессы в коррекционной педагогике. СПб.: Изд-во ИРВ, 1998.-31−35.
  194. Dreher W. Denkspuren. Bildung von Menschen mit geistiger Behinderung Basis einer integralen Padagogik. Aachen, 1996.
Заполнить форму текущей работой