Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Обоснование и разработка технологии формованных полуфабрикатов на основе рыбного сырья для питания детей дошкольного и школьного возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рациональное (здоровое) питание детей Является необходимым условием обеспечения их здоровья, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов, способности к обучению во все возрастные периоды. Широкие эпидемиологические исследования, проведенные специалистами ГУ НИИ питания РАМН и других медицинских учреждений страны, выявили значительные нарушения в структуре питания и пищевом… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
    • 1. 1. Краткая характеристика физиологического действия основных пищевых веществ и их значения для растущего организма Ю
      • 1. 1. 1. Макронутриенты jq
      • 1. 1. 2. Микронутриенты j
    • 1. 2. Характеристика рыбного сырья
    • 1. 3. Современное состояние и перспективы развития производства продукции для детей дошкольного и школьного возраста на основе рыбного сырья
    • 1. 4. Методы проектирования продуктов детского питания на основе рыбного сырья

Обоснование и разработка технологии формованных полуфабрикатов на основе рыбного сырья для питания детей дошкольного и школьного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Рациональное (здоровое) питание детей Является необходимым условием обеспечения их здоровья, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов, способности к обучению во все возрастные периоды [Онищенко Г. Г. и др., 2004; Шевченко И. Ю., 2007]. Широкие эпидемиологические исследования, проведенные специалистами ГУ НИИ питания РАМН и других медицинских учреждений страны, выявили значительные нарушения в структуре питания и пищевом статусе детей и подростков: существенные отклонения от рекомендуемых норм потребления пищевых веществ детьми дошкольного и школьного возрастадефицит ряда микронутриентовнарушения в сбалансированности рационов в ДОУ и школьных учрежденияхснижение показателей физического развития [Вржесинская О.А. и др., 2003; Методические указания г. Москвы, 2007; Прахин Е. И. и др., 2007; Рогов И. А. и др., 2007]. Отмеченные нарушения питания детей и подростков служат одной из важных причин возникновения алиментарно-зависимых заболеваний: высокой частоты патологий желудочно-кишечного тракта, занимающих первое место в структуре общей заболеваемости школьникованемииболезни обмена веществ (в первую очередь, ожирение и сахарный диабет), распространенность которых значительно увеличилась за последние годы.

Основными задачами при осуществлении питания детей и подростков в организованных коллективах являются обеспечение детей и подростков питанием, соответствующим возрастным, физиологическим потребностям в пищевых веществах и энергии, а также отвечающим принципам сбалансированности и рациональности, имеющим гарантированное качество и безопасность, способствующим профилактике среди детей инфекционных и неинфекционных заболеваний, связанных с фактором питания [Кучма В.Р., 2005; Конь И. Я., Коновалова JT.C., 2007]. Обеспечение детей и подростков в достаточном количестве качественными и оптимально сбалансированными по нутриентному составу (витамины, микрои макроэлементы) продуктами является необходимым условием для их роста и гармоничного развития [Горелова Ж.Ю., 2003].

В связи с этим разработка технологий продуктов, предназначенных для питания детей дошкольного и школьного возраста, отвечающих гигиеническим принципам и рекомендациям, с учетом последних достижений науки о питании является весьма актуальной проблемой, большой социальной значимости, в особенности в условиях современной сложной социально-экономической обстановки [Конь И.Я., Коновалова JT.C., 2006; Михайлова О. Г. и др., 2007; Рогов И. А. и др., 2007; Бельмер С. В., 2008].

Некоторые методологические, медико-биологические аспекты создания продуктов, предназначенных для питания детей дошкольного и школьного возраста, в том числе на основе рыбы и нерыбных объектов, изложены в работах Коня И .Я., Ладодо К. С., Липатова Н. Н., Лисицына А. Б., Устиновой А. В., Серпуниной Л. Т., Князевой Н. С., Масловой Г. В., Студенцовой Н. А., Павельевой Л. Г., Криницкой Н. В. и др.

Вместе с тем исследования, связанные с созданием продуктов на основе рыбного сырья, предназначенных для питания детей, посещающих дошкольные и школьные учреждения, с заранее задаваемыми показателями пищевой ценности и показателями безопасности, соответствующими индивидуальным потребностям ребенка, нуждаются в дальнейшем развитии и конкретизации.

Очевидна актуальность исследований, направленных на разработку рекомендаций по составу и технологии вышеназванной продукции. Это в свою очередь должно явиться научным обоснованием технологии продукции на основе рыбного сырья для детей дошкольного и школьного возраста, и способствовать решению проблемы организации здорового питания детей, обеспечить качество и безопасность новых видов продукции при их производстве, хранении, транспортировании и потреблении.

Научная новизна.

Разработана система рекомендаций по созданию формованных полуфабрикатов, соответствующих физиологическим потребностям детей различных возрастных категорий в пищевых веществах и энергии. Впервые предложены и утверждены требования к показателям безопасности и пищевой ценности формованных полуфабрикатов на основе рыбного сырья, предназначенных для питания детей дошкольного и школьного возраста.

Впервые смоделированы рецептурные композиции формованных полуфабрикатов с заданными показателями, пищевой ценности, отвечающие физиологическим потребностям детей конкретных возрастных групп. В опытах in vivo с использованием модели системной анафилаксии установлено отсутствие аллергизирующего действия формованных полуфабрикатов, обогащенных органическими формами ряда эссенциальных микроэлементов (железа, цинка, меди, марганца).

Определены зависимости структурно-механических свойств фаршевых систем от компонентного состава и степени измельчения, позволяющие получать фаршевые смеси с заданной вязкостью и, тем самым, обеспечить технологический процесс изготовления формованных полуфабрикатов.

Практическая значимость.

Предложенные показатели пищевой ценности и безопасности формованных полуфабрикатов на основе рыбного сырья, предназначенных для питания детей дошкольного и школьного возраста введены в СанПиН 2.3.2.2401−08 (п. 3.7.) «Дополнения и изменения № 10 к санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.3.2.1078−01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов» .

На основании данных о безопасности, пищевой ценности, аминокислотной и жирнокислотной сбалансированности осуществлен выбор доступного в настоящее время с экономической точки зрения рыбного сырья 1 для данного вида продукции.

Разработана и внедрена, в производство технология формованных полуфабрикатов с задаваемойструктурой и пищевой ценностью на основе рыбного сырья для питания конкретных возрастных групп детей дошкольного и школьного возраста. Новизна технологических решений защищена Патентом 2 294 117 РФ «Формованный рыбный полуфабрикат для.

I. ¦ дошкольного и школьного питания" .

Рецептуры, новых видов формованных полуфабрикатов включены в рацион питания детей: г. Москвы (Методические указания города Москвы от 05:10.2007 г. «Организация питания в дошкольных образовательных учреждениях»)., На защиту выносятся следующие положения:

• система рекомендаций по созданию формованных полуфабрикатов для питания детей дошкольного и школьного возраста;

• моделирование рецептурных композиций формованных! полуфабрикатов, в том,. числе обогащенных эссенциальными микроэлементами, с задаваемыми показателями:. пищевой, ценности-', отвечающие физиологическим потребностям детей конкретных возрастных групп;

• параметры технологического процесса формования продукции с заданной структурой;

• показатели пищевой ценности разработанных формованных полуфабрикатов, обосновывающие их применение для питания детей дошкольного и школьного возраста.

Апробация работы.

Основные положения диссертационной работы обсужденына Конференции «Развитие рыбохозяйственного комплексаРоссии» (Санкт-Петербург, 2004), Международной научной конференции, студентов, и молодых ученых «Живые системы и биологическая безопасность населения» (Москва, 2004), Международной научной конференции «Инновации в науке и образовании'1 (Калининград- 2004), XII Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы создания продуктов здорового питания. Наука и технологии» (Углич, 2006), VI Международной научно-практической конференции «Производство рыбной продукции: проблемы, новые технологии, качество» (Светлогорск, 2007).

Публикации.

По теме диссертации опубликовано 9 печатных работ, в том числе 4 — в изданиях, рекомендованных ВАК РФ, 1 патент РФ.

выводы.

1. Разработана технология формованных полуфабрикатов на основе рыбного сырья для питания детей дошкольного и школьного возраста с задаваемой структурой и показателями: пищевой ценности с учетом физиологических потребностей детей различных возрастных групп.

2. Разработаны требования к показателям безопасности пищевого рыбного сырья и получаемых на его основе поликомпонентных формованных полуфабрикатов для детей дошкольного и школьного возраста. Показатели безопасности формованных полуфабрикатов согласованы с ГУ НИИ питания РАМН и введены в СанПиН 2.3.2.2401−08 (п. 3.7.).

3. Обоснована и разработана система рекомендаций по созданию формованных полуфабрикатов для питания Детей дошкольного и школьного возраста, обеспечивающих соответствие состава продукции физиологическим потребностям в энергии и пищевых веществах детей, относящихся к конкретной возрастной группе. Система включает рекомендации по пищевой ценности и органолептическим свойствам пищевого сырья и продукции, а также по биологической ценности входящих в её состав пищевых компонентов.

4. Определены и проанализированы показатели безопасности, пищевой ценности, аминокислотной сбалансированности белков и жирнокислотной сбалансированности липидов минтая, горбуйш, карпа и сазана как наиболее типичных примеров морского, речного и прудового сырья, доступного в настоящее время с экономической и ресурсной точки зрения. Научно обоснован выбор вышеназванного рыбного сырья для изготовления поликомпонентных формованных полуфабрикатов для питания детей дошкольного и школьного возраста.

5. С использованием метода математического моделирования разработаны рецептуры рыбных, рыбоовощных, рыбокрупяных, рыбокрупяных с овощами, рыбных с творогом и рыбокрупяных с творогом формованных полуфабрикатов, сбалансированных по аминокислотному составу белка и жирнокислотному составу липидов, соответствующие физиологическим потребностям в энергии и пищевых веществах детей определенных возрастных категорий. Разработанные рецептуры введены в рацион питания детей г. Москвы (Методические указания города Москвы от 05.10.2007 г. «Организация питания в дошкольных образовательных учреждениях»).

6. Обосновано обогащение рецептур, формованных полуфабрикатов комплексом эссенциальных микроэлементов в сбалансированном для детских продуктов соотношении (10−30% от их суточной потребности, при потреблении 100 г продукта), путем введения в продукт премикса, содержащего в своем составе комплексы цинка, меди, марганца с ферментативными гидролизатами сывороточных белков коровьего молока (ФГСБКМ) и фумарат железа. Оценка их аллергенности показала, что разработанные рецептуры безопасны как с позиции возможной аллергизации, так и неблагоприятного влияния, повышающего аллергическую реактивность организма.

7. Определены параметры технологического процесса изготовления формованных полуфабрикатов для получения продукции с задаваемыми структурно-механическими показателями. Установлено, что время куттерования фаршевой смеси должно составлять 4−5 мин, значение вязкости r|mjm в пределах 0,25−0,35 Па*с .

8. Опытно-промышленные образцы поликомпонентных формованных полуфабрикатов на основе рыбного сырья соответствовали разработанным рекомендациям по органолептическим свойствам и показателям пищевой ценности. Полуфабрикаты способны удовлетворить суточную потребность детей в белке более чем на 20%, т. е. являются высокобелковыми продуктами.

9. Разработана и утверждена техническая документация ТУ 9266−13 400 472 124−04 «Полуфабрикаты рыбные формованные для дошкольного и школьного питания» и проект ТУ 9266−022−472 124−05 «Полуфабрикаты рыбные формованные для дошкольного и школьного питания, обогащенные эссенциальными микроэлементами». Разработанная технология внедрена на 6 предприятиях, что доказывает ее экономическую эффективность.

1.5 Заключение '.

На основе анализа современного состояния и перспектив развития производства продукции для детей дошкольного и школьного возраста на основе рыбного сырья, обобщения литературных данных, характеризующих физиологическое действие основных пищевых веществ и их значения для растущего организма, методов конструирования пищевых продуктов, методов оценки пищевой ценности продуктов питания, сделаны следующие выводы:

Создание формованных продуктов, предназначенных для детей дошкольного и школьного возраста, должно осуществляться в соответствии со следующими принципами:

• продукты должны быть безопасными для здоровья детей;

• иметь задаваемый уровень пищевой ценности и нутриентной адекватности, т. е. способность обеспечивать материальный и энергетический баланс организма с учетом физиологических потребностей детей конкретной возрастной группы- /.

• по органолептическим показателям соответствовать требованиям, предъявляемым к данному виду продукции;

• иметь привлекательный товарный вид и эстетическое оформление, с указанием специальных сведений о качестве продукта, направлении его использования.

• иметь установленные изготовителем сроки годности и условия хранения, транспортирования, использования и их соответствие фактическому оснащению пищеблоков образовательных учреждений.

1.6 Цель и задачи исследований.

Целью данной работы являлось научное обоснование технологии формованных полуфабрикатов на основе рыбного сырья для питания детей дошкольного и школьного возраста с задаваемой структурой и показателями пищевой ценности с учетом физиологических потребностей детей конкретных возрастных групп в пищевых веществах и энергии.

Основные задачи исследования:

1. Разработать систему рекомендаций по созданию формованных полуфабрикатов с учетом медико-биологических требований соответствующих нормативных документов для данного вида продукции.

2. Обосновать выбор сырья для изготовления формованных полуфабрикатов.

3. Провести моделирование рецептурных композиций формованных полуфабрикатов с задаваемыми показателями, соответствующими разработанным рекомендациям и обосновать обогащение их рецептур органическими формами эссенциальных микроэлементов. I.

4. Оценить влияние формованных полуфабрикатов, обогащенных органическими формами эссенциальных микроэлементов, на аллергическую реактивность (потенциальную аллергенность) в опытах на лабораторных животных.

5. Уточнить параметры технологического процесса изготовления формованных полуфабрикатов.

6. Оценить пищевую ценность разработанных продуктов.

7. Разработать техническую документацию на формованные полуфабрикаты для питания детей дошкольного и школьного возраста;

8. Апробировать разработанные технологии в производственных условиях.

ГЛАВА 2. ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ.

2.1 Объекты исследований.

Объектами исследований при выполнении экспериментальной части у работы служили: минтай б/г потрошенный, филе сазана, горбуша потрошенная с/г, карп неразделанный, фаршевые смеси на основе указанных видов рыб, а также формованные полуфабрикаты.

Экспериментальные исследования проводились в лаборатории новых белковых продуктов ВНИРО, в лаборатории физиологии и биохимии пищеварения ГУ НИИ питания РАМН, в институте физической химии и электрохимии РАН.

Полученные результаты исследований обрабатывали с использованием методов математической статистики. Повторность опытов и анализовтрехкратная.

Программно-целевая модель исследований предложена на рис. 2.

2.2 Методы исследований.

В работе использовали стандартные и модифицированные в процессе исследования химические, физико-химические, органолептические, микробиологические методы, а также ¦ методы экспериментальной аллергологии, компьютерного моделирования и статистической обработки результатов.

2.2.1 Физико-химические, органолептические и микробиологические методы.

Содержание влаги, золы определяли по ГОСТ 7636–85.

Массовую долю белка определяли на автоматическом анализаторе «Kjeltec» модель 1003 (фирма Tecator, Швеция) по методу Кьельдаля (ГОСТ 7636−85).

Подготовку образцов для определения аминокислотного состава проводили по методу Мура и Штейна [Moor S., Stein W., 1954]. Для.

Рис. 2 Программно-целевая модель исследований. определения аминокислотного состава ' обезвоженный ацетоном и обезжиренный серным эфиром материал гидролизовали 6N раствором соляной кислоты в течение 24 ч при температуре 105 °C. Гидролизат упаривали на водяной бане досуха, сухой остаток растворяли в 0,02N НС1.

Аминокислотный состав определяли на автоматическом аминокислотном анализаторе фирмы «Hitachi» с последующей компьютерной обработкой данных по программе Мультихром для Windows.

Общее содержание липидов определяли экстракционным методом Фолча [Folch J. et al, 1957]- жирнокислотный состав липидов — в виде метиловых эфиров на газовом хроматографе «Shimadzu». Макрои микроэлементный состав — методом атомно-абсорбционной спектрометрии на приборе АА-6701 фирмы «Shimadzu».

Изучение реологических показателей фаршевых смесей проводили на ротационном вискозиметре Реотест-2 с рабочей системой цилиндр-цилиндр, (между поверхностями которых помещался исследуемый образец), в условиях стационарного течения и в широком диапазоне скоростей деформации, как в прямом направлении (при увеличении нагрузки), так и в обратном (при ее уменьшении).

Органолептическую оценку качества готовой продукции проводили по профильному методу [Сафронова Т.М., 1997, 1998]. При выполнении профильного анализа использовали бальные шкалы для оценки интенсивности отдельных признаков, последовательно определяя проявление ощущений, результаты графически представляли в виде многолучевой звезды.

Формованные полуфабрикаты оценивались по следующим показателям: внешний вид, запах, цвет, консистенция (плотность и сочность), вкус и давалась количественная оценка в баллах. Индивидуальные оценки отдельных показателей качества продукции в баллах заносили в дегустационные листы и подвергали статистической обработке методом усреднения. При расчете комплексного показателя качества коэффициенты значимости отдельных показателей не вводили, считая их равнозначными. Среднюю органолептическую оценку продукции выражали как:

Х=(Хг+Х2+Хз+. .+Xn)/n, (1) где X — общее качество продуктаХь Х2, Хз, Хп — оценки каждого показателя, п — количество показателей.

2.2.2 Методы определения аллергенности готового продукта.

В связи с тем, что в последние годы аллергические заболевания получили широкое распространение среди детей и подростков, нам представлялось важным при разработке рецептур поликомпонентных формованных полуфабрикатов оценить. потенциальную аллергенность продуктов на основе рыбного сырья, предназначенных для питания детей дошкольного и школьного возраста, обогащенных комплексом эссенциальных микроэлементов. Работа проведена в ГУ НИИ питания РАМН в лаборатории физиологии и биохимии пищеварения (руководитель лаборатории д.б.н., проф. В.К. Мазо) при участии д.б.н. И. В. Гмошинского. Была использована модель системной анафилаксии, позволяющая характеризовать воздействие различных алиментарных факторов на тяжесть проявления у предварительно сенсибилизированных лабораторных животных реакции анафилактического шока [Ногаллер A.M. и др., 2008].

Данная модель позволяет оценивать возможное иммуномодулирующее влияние продукта на чувствительность организма животного к модельному сенсибилизирующему антигену. Такое влияние с определенной долей условности экспериментально характеризует потенциальную аллергенность продукта.

Эксперимент проведен на 95 крысах (самцах) линии Вистар, полученных из питомника «Столбовая», с исходной массой тела 180±-10г. После 1 недели адаптации на стандартном рационе вивария (СВР) крысы были разделены на 4 группы, и каждая из этих групп получала на протяжении 28 дней либо только стандартный рацион, либо рацион с заменой части зерновых компонентов рациона (15% по общей калорийности) на эквивалентное по калорийности количество продуктов на рыбной основе (котлет) (табл. 4).

Показать весь текст

Список литературы

  1. JI.C., Гершунская В. В., Коноваленко Е. С. Первоочередные задачи в области технологии переработки гидробионтов для решения проблемы детского питания./ Развитие' рыбохозяйственного комплекса России: Материалы конференции. С-Пб., 2004. — С. 34.
  2. JI.C., Коноваленко Е. С. Основные принципы создания продуктов питания на основе гидробионтов для детей дошкольного возраста. // Рыбные ресурсы 2004.- № 3 (8).- С. 28−30.
  3. JI.C., Коноваленко Е. С. Рыба в детском питании // Рыбная промышленность 2004а.- № 1.- С. 6−8.
  4. Л.С., Михлай С.А, Коноваленко Е. С. Продукты питания на основе рыбы и нерыбных объектов промысла для детей дошкольного и школьного возраста // Рыбное хозяйствр. 2007. — № 4. — С. 101−105.
  5. А.П., Жаворонков А. А., Риш М.А., Строчкова Л.С.
  6. Микроэлементозы человека. М: Медицина, 1991.-496с.
  7. Е.В., Буганов А. А. Витаминный и минеральный состав рационов школьников и подростков на Крайнем Севере//Вопросы питания.-2000.-№ 4.-С.25−27.
  8. Г. А., Михайлов Н. А., Бедных Б. С., Бушуева И. Г. Проектирование состава продуктов детского питания: Обзорная информация. М.: АгроНИИТЭИПП, 1995. — 35 с.
  9. Л.В., Толпыгина И. Н. Расщирение ассортимента рыбных продуктов//Рыбное хозяйство.-2002.-№ 2.-С.52−55.
  10. А.К., Каганов Б. С., Шарафетдинов Х. Х. Питание подростков: современные взгляды и практические рекомендации. М. -2006. — 54 с.
  11. .С., Анисимова Г. А., Михайлов Н. А. Проектирование состава многокомпонентных продуктов детского питания // Молочная промышленность. 1999. — № 4. — С. 11−12.
  12. С.В., Гасилина Т. В. Некоторые аспекты проблемы гигиенической безопасности детского питания. // Вопросы детской диетологии. 2008. — № 2(6). — С.27−31.,
  13. Л.И. Продукты детского и диетического питания из гидробионтов//Информационный пакет. Сер. Обработка рыбы и рыбных продуктов. М.:ВНИЭРХ, 1998.-№ 2(1).-35с.
  14. Е.А., Дороговцев А. П. Детское питание в России. Вологда: ВоГТУ, 2001.-194с.
  15. М.В., Скальный А. В. Иод-знакомый и незнакомый. М. -2001.- 111с.
  16. Витамины и микроэлементы в клинической фармакологии // Под редакцией В. А. Тутельяна. М: Палея-М, 2001.-560с.
  17. О.А., Коденцова В. М., Бурбина Е. В., Старовойтов М. Л., Спиричева Т. В. Пищевая ценность рационов детей дошкольного и младшего школьного возраста// Вопросы детской диетологии. 2003. -Т. 1. -№ 2.-С. 5−8.
  18. О.А., Коденцова В. М., Бурбина Е. В. Пищевая ценность рационов детей дошкольного и младшего школьного возраста//Материалы 1 Всероссийского съезда диетологов и нутрициологов. Диетология: проблемы и горизонты.-2006.
  19. О.А., Коденцова В. М. Витаминно-минеральные комплексы в питании детей: типы, формы, способы приема, эффективность.// Вопросы детской диетологии.-2006а.-№ 6(4).-С.26−34.
  20. Н.А., Папазян Т. Т. Селен в питании.- М.- 2006.-254с.
  21. Н.А., Шагова М. В., Спиричёв В. Б. Обеспеченность селеном различных групп населения республики Башкортостан/ЛЗопросы питания.-1996.-№ 4.-С.З-5.
  22. .Ю., Ладодо К. С., Левачев М. М., Лупинович В. Л. и др. Роль полиненасыщенных жирных кислот в лечебном питании детей с аллергическими заболеваниями //Вопросы питания.-1999.-№ 1.-С.31−35.
  23. .Ю. О состоянии питания школьников// Вопросы детской диетологии. 2003. — Т. 1. — № 3. — С. 60−63.
  24. Е.В. Вычислительные методы анализа и распознаванияпатологических процессов. Л.: Наука. — 1978. — С. 84−86.
  25. Ю.А., Косой В. Д. Моделирование и оптимизация управления качеством// Мясная индустрия СССР. 1987. — № 7.
  26. Ю.А., Юдина С. Б., Никитина М. А. Информационные технологии проектирования пищевых продуктов// Мясная индустрия. -2000. -№ 5. -С. 40−41.
  27. Информационные сведения о пищевой ценности продуктов из гидробионтов. Вып. 1. Качество, безопасность и методы анализа продуктов из гидробионтов. М.: Изд-во ВНИРО, 2003. — 96 с.
  28. В.А. Рыбные продукты и здоровье человека.//Рыбное хозяйство.-1990.-№ 6.-С.88−89.
  29. Ф.С., Пивинский Ю. Е. //Коллоид, журн.- 1992.- т.54.-№ 4.-С.73.
  30. Г. И., Иванова Е. Е., Одинцов. А.Б., Студенцова Н. А., Шалак М. В. Технология переработки рыбы и морепродуктов. Ростов-на-Дону: Изд. центр «Март», 2001. — 416 с.
  31. Г. И. Технология продуктов детского питания. М.: Академия, 2003. — 223 с.
  32. В.М., Вржесинская О. А., Переверзева О. Г. и др. Обеспеченность витаминами детей в санаторно-курортном учреждении. //Вопросы детской диетологии. 2005. -№ 3(4). — С.8−15.
  33. И.И., Абрамова Е. И., Шумилова С. А. и др. К обновлению физиологических норм потребления энергии и пищевых веществ для детей и подростков школьного возраста //Вопросы питания.- 1990.-№ 5.-С.4−8.
  34. Коноваленко, Абрамова JI.C. Функциональные продукты питания на основе рыбного сырья для детей дошкольного и школьного возраста. Инновации в науке и образовании 2004: Материалы Международной научной конференции. — Калининград, 2004а. — С. 99.
  35. И.Я., Сорвачева Т. Н., Куркова В. И. Современная схема вскармливания детей первого года жизни// Педиатрия. 1997. — № 3. -С. 61−65.
  36. И.Я., Коновалова Л. С. Гигиенические требования к ингредиентному составу, качеству и безопасности продуктов прикорма промышленного производства. // Вопросы детской диетологии. -2006. -№ 2(4).-С. 17−21.
  37. И.Я., Коростелева М. М., Шилина Н. М. Характеристика липидного компонента рациона питания детей дошкольного возраста// Вопросы детской диетологи. 2008. -Т. 6. — № 3. — С. 5−8.
  38. Н.В., Студенцова Н. А. Новые продукты для питания школьников// Прогрессивные технологии производства продуктов из гидробионтов. Калининград, 2001. — С. 38−44.
  39. Н.В., Зайко Г. М., Студенцова Н. А. Способ повышенияпитательной ценности кулинарных рыбных продуктов для детей1младшего школьного возраста// Изв. вузов. Пищевая технология. -2002.-№ 2−3.-С. 77−78.
  40. А.В., Скальный А. В., Жаворонков А. А., Скальная М. Г., Громова О. А. Иммунофармакология микроэлементов. М.: Издательство КМК.- 2000.- 537с.
  41. В.Д. Диетическая коррекция дефицита железа у детей //1-й Всероссийский конгресс с международным участием «Питание детей: XXI век». Сборник материалов.- М. -2000. С.80−81.
  42. К.С., Дружинина Л. В. Детское питание. М.: Колос.- 1995.-335с.
  43. А.А. Технохимический контроль в рыбообрабатывающей промышленности. — М.: Пищепромиздат, 1955. 519 с.
  44. Н.Н. Предпосылки компьютерного проектирования продуктов и рационов питания с задаваемой пищевой ценностью// Хранение и переработка сельхозсырья. 1995. — № 3. — С.4−9
  45. Н.Н., Рогов И. А. Методология проектирования продуктов питания с требуемым комплексом показателей пищевой ценности// Известия ВУЗов. Пищевые технологии. 1987. — № 2. — С. 9−15.
  46. Н.В. Технология производства рыборастительных полуфабрикатов для школьного питания// Известия ВУЗов. Пищевая технология. 2007. — № 3. — С. 58−61.
  47. В.К., Гмошинский И. В., Скальный А. В., Сысоев Ю. А. Цинк впитании человека физиологические потребности и биодоступность // Вопросы питания.- 2002.-Т.71.-№ 3.-С.46−51.
  48. Л.А., Гореликова Г. А., Игнатова А. Ю., Поздняковский В. М. Фактическое питание детей в детских учреждениях Кемерово. // Вопросы питания.-2000.-№ 4 -С.12−15.
  49. М.М., Косованова Л. В. Основы рационального питания. -Новосибирск: Новосибирское книжное-изд-во.-2000.-103с.
  50. Методические рекомендации № 0100/8604−07−34 «Рекомендуемые среднесуточные наборы продуктов для питания детей 7−11 и 11−18 лет» от 24.08.2007.
  51. Методические рекомендации № 010Q/8605−07−34 «Примерные меню горячих школьных завтраков и обедов для организации питания детей 7−11 и 11−18 лет в государственных образовательных учреждениях» от 24.08.2007.
  52. Методические рекомендации № 2.3.1.2432−08 «Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах дляразличных групп населения Российской Федерации» от 18.12.2008.
  53. М.П. Пищевые и биологически активные вещества в питании. М.: ДеЛи принт, 2007. — 239 с.
  54. МосМР 2.4.5.003−04 «Ассортимент = и технология производства кулинарной продукции для питания детей и подростков в организованных коллективах. Методические рекомендации города Москвы»
  55. А.В. Реализация региональных программ по улучшению питания дошкольников и школьников// Мясная индустрия. 2006. — № 7.-С. 15−20.
  56. Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения СССР. М., 1991.
  57. A.M., Гущин И. С., Мазо В. К., Гмошинский И. В. Пищевая аллергия и непереносимость пищевых продуктов. М.: Издательство «Медицина», 2008. — 336с.
  58. Г. Г., Баранов А. А., Кучма В. Р. Безопасное будущее детей России//Научно-методические основы' подготовки плана действий в области окружающей среды и здоровья наших детей. М.:ГУ НЦЗД. -2004. -94с.
  59. А.П., Брянская Е. А., Ковалева Т. Ю. Концентрация селена в адаптированных молочных продукта* детского питания// Новое в технологии детского питания. Сборник научных трудов. М.: РАСХН-НИИДП, 1995. — С.67−76.
  60. Т.Л., Иванов А. А. Биологически активные добавки к пище (теория, производство, применение).- М.: Авваллон.-2002.-710с.
  61. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 31.08.2006 № 30 «Об организации питания детей в общеобразовательных учреждениях».
  62. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.02.2005 № 6 «О первоочередных мерах по профилактике заболеваемости детского населения страны».
  63. Е.И., Акимова Н. С., Одинцова М. В. Оценка фактического питания дошкольников методом регистрации// Вопросы детской диетологии. 2007. — Т. 5. — № 2. — С. 15−17.
  64. И.А., Титов Е. И., Глазкова И. В., Митасева Л. Ф., Ефремова А. С. Здоровое питание детей национальный интерес России// Вопросы детской диетологии. — 2007. — Т. 5. — № 5. — С. 46−52.
  65. Руководство по детскому питанию / под ред. В. А. Тутельяна, И .Я. Коня. М.: Медицинское информационное агентство, 2004. — 661с.
  66. Руководство по лечебному питанию детей / под ред. К. С. Ладодо. М.: Медицина, 2000. — 134с.
  67. СанПиН 2.4.5.2409−08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования».
  68. СанПиН 2.3.2.1940−05 «Организация детского питания»
  69. СанПиН 2.3.2.1293−03 «Гигиенические требования по применению пищевых добавок».
  70. Т.М. Сырье и материалы рыбной промышленности. М.: Агропромиздат, 1991.- 191 с.
  71. Т.М. Справочник дегустатора рыбы и рыбной продукции. -М.: Изд-во ВНИРО, 1998. 244 с.
  72. Л.Т. Рыбные консервы для детского и диетического питания// Рыбное хозяйство. 1999. — № 1. — С. 51−52.
  73. А.В., Яцык Г. В., Одинаева Н. Д. Микроэлементозы у детей: распространенность и пути коррекции.// Практическое пособие для врачей. М., 2002. — 86с.
  74. В.Б. Сколько витаминов человеку надо.- М., 2000.-185 с.
  75. В.Б., Коденцова В. М., Вржесинская О. А. Методы оценки витаминной обеспеченности населения// Уч.-мет. пособие, ГУ НИИ питания РАМН МЗ РФ. М., 2001. — 68 с.
  76. В.Б., Шатнюк JI.H., Позняковский В. М. Обогащение пищевых продуктов витаминами и минеральными веществами. Наука и технология. НовосибирскгФГУИПП «Советская Сибирь», 2004,-547с.
  77. Т.Н. Кальций в рационе ребенка //Растим ребенка. 2006. -№ 3. — С.43−45.
  78. Н.В., Липатов Н. Н., Башкиров О. И. и др. О комплексе специальных требований к сырью и готовым продуктам для прикорма детей в возрасте до одного года// Мясная индустрия. 2001. — № 4.- С. 13−15.
  79. Н. А. Бакулина О.Н. Пищевые ингредиенты: полезное новое Некоторые сведения о Б АД.// Пищевые ингредиенты: сырье и добавки. 2002. — № 1. — С. 56.
  80. В.А., Спиричев В. Б., Шатнюк Л. Н. Коррекция микронутриентного дефицита важнейший аспект концепции здорового питания населения России// Вопросы питания. — 1999. — № 1. -С. 3−11.
  81. В.А. Витамины: 99 вопросов и ответов. М., 2000. — 47 с.
  82. В.А., Спиричев В. Б., Суханов Б. П., Кудашева В. А. Микронутриенты в питании здорового и больного человека.- М.: Колос.-2002.- 441с.
  83. Н.Б. Физико-химическая динамика дисперсных систем // Успехи химии. 2004.-73. № 1.-с. 39−62
  84. А.В. Научные основы разработки и производства мясных продуктов детского питания// Диссертация на соискание ученой степени докт. техн. наук в форме научного доклада. М., 1993. — 55 с.
  85. А.В., Тимошенко Н. В. Мясные продукты для детского питания. М.:ВНИИ мясной промышленности, 1997.-252с.
  86. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 12.03.99 № 52-ФЗ.
  87. Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 № 29-ФЗ.
  88. И.Ю., Климацкая Л. Г. Проблемы организации общественного питания в общеобразовательных школах//Вопросы детской диетологии. 2007. — т.5. — № 5, — С.24−29.
  89. Н.М., Конь И. Я. Современные представления о физиологической роли кальция и его значении в питании детей// Вопросы детской диетологии. 2004. — Т. 2. — № 2. — С. 7−10.
  90. Л.А. Йодный дефицит и здоровье детей. Методические материалы, — М.-1998.
  91. Araya М., Olivares М., Pizarro F., et al. Gastrointestinal symptoms and blood indicators of copper load in apparently healthy adults undergoing controlled copper exposure. // Am. J.Clin. Nutr.- 2003.-V.77.-P.646−650.
  92. Bosscher D., Van Cauwenbergh R., Van der Auwera J.C. et al. Calcium, iron and zinc availability from weaning meals. Acta Paediatr Scand 2002.-P.761.
  93. Chandra R.K. Trace elements in nutrition of children. NY.-1998.
  94. S.R., Cousins RJ. // J.Nutr.-2000.-V.130.-P.1085−1088 /
  95. Folch I., Lees M., Sloane-Stanley G.H. A simple method for the isolation and purification of total lipids from animal tissues// J. Biol. Chem. 1957. -V. 226.-P. 497−507.
  96. Greger J.L.// J. Nutr.- 1998.-V.128, Suppl:-P.368S-371S
  97. Kahl R., Kampkotter A., Watjen W., Choyolou Y. Antioxidant Enzymes and Apoptosis // Drug Metabolism Reviews.- 2004.-V.36, N 3−4.-P.747−762
  98. Kalea AZ., Harris PD., Klimis-Zacas DJ. // J. Nutr. Biochemistry.- 2005.-V.16.-P.44−49.
  99. J., О Halloran T.V. //Science.-1996.-V.271 .-P. 1510−1512.
  100. Keen C.L., Ensunsa J.L., Watson M.H., et al. Nutritional aspects of manganese from experimental studies.// Neurotoxicology.-1999. V.20, N 2−3.-P.213−223.
  101. Klotch L-O, Kroncke K-D, Buchczyk D. R, Sies H. // J.Nutr. 2003.-V. 133.-P. 1448S-1451S.
  102. Knight S.A.B., Sunde R.A. // J.Nutr. 1988. — V. 118, N 7. — P.853−858.
  103. Moor S., Stein W.H.// J. Biol. Chem. 1954. — Vol. 211. — P. 907.
  104. Parge H.E., Hallewell R.A., Tainer J.A. Atomic structures of wild-type and thermostable mutant recombinant human Cu, Zn superoxide dismutase// Proc. Natl. Acad. Sci. USA. 1992. — V.89.-P.6109−6113.
  105. Prevention of micronutrient deficiencies: toolsfor policy makers and public health workers. Washington: National Academy Press.-1998.
  106. Ryan-Harshman M" Aldoori W. //Can. J. Diet. Pract. Res. 2005. — V.66. -№ 2. — P.98−102.
  107. Uauy R., Olivares M., Gonzalez M. Essentiality of copper in humans. // Am.J.Clin.Nutr. 1998. — V.67, Suppl.-P.952S-959S.
  108. P.D., Forbes I.J., Giannakis C. //Biochem. Int. 1991.-V.24.-P.1093−1101.
Заполнить форму текущей работой