Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методика изучения в сельской средней школе прикладных вопросов физики, связанных с научными основами механизации сельскохозяйственного производства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработанная методика прошла экспериментальную проверку в общеобразовательных школах. Результаты исследования обсуждались: на научно-практических конференциях преподавателей Ошского пединститута 1979;1982 гг., (г.Ош) — на научно-практических конференциях аспирантов и м.н.с. ШИ СиМО АДН СССР (апрель 1982 г., апрель 1983 г.) г. Москвана заседаниях проблемного семинара по методике преподавания… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ПОЛИТЕХШЧЕСКШ И ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ АСПЕКТЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С НАУЧНЫМИ ОСНОВАМИ МЕШИЗАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
    • I. Механизация сельскохозяйственного производства — одно из основных направлений научно-технического црогресса
    • 2. Научно-технический прогресс и требования к политехническому образованию учащихся
    • 3. Особенности массовых рабочих профессий, связанных с механизацией сельскохозяйственного производства
    • 4. Политехнический аспект исследуемой проблемы в теории и практике школьного обучения
    • 5. Профориентационный аспект иоследуемой проблемы в теории и практике школьного обучения
  • Глава II. РЖОШДШАЯ МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ПРИКЛАДНЫХ ВОПРОСОВ ФИЗИКИ, СВЯЗАННЫХ С НАУЧНЫМИ ОСНОВАМИ МЕХАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
    • I. Возможности школьного курса физики для ознакомления учащихся с научными основами механизации сельскохозяйственного производства
    • 2. Особенности методики изучения некоторых прикладных вопросов физики, связанных с научными основами механизации сельскохозяйственного производства
    • 3. Формы организации учебных занятий по изучению научных основ механизации сельскохозяйственного производства
  • Глава III. ПОДГОТОВКА БУДЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ К РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ПРИНЦИПА И ВЕДЕНИЮ ПРОФОРИЕНТА-ВДОННОЙ РАБОТЫ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ
    • I. Состояние политехнической и профориентационной работы учителей физики сельских школ
    • 2. Пути и средства подготовки в вузе будущих учителей физики к реализации политехнического принципа и ведению профориентационной работы в сельской школе
      • 2. 1. Содержание спецкурса «Система профориентационной работы учителя физики сельской школы»
      • 2. 2. Особенности подготовки будущих учителей физики к реализации политехнического принципа в процессе выполнения курсовых работ
  • Глава 1. У. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭК (ШЕРШЕНТМЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ
    • I. Организация педагогического эксперимента
    • 2. Основные результаты экспериментального обучения

Методика изучения в сельской средней школе прикладных вопросов физики, связанных с научными основами механизации сельскохозяйственного производства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Научно-технический и социальный прогресс в нашей стране предусматривает повышение уровня общеобразовательной, политехнической и трудовой подготовки, а также профессиональной ориентации учащихся, предъявляет высокие требования, в частности к политехнической подготовке молодежи. Это обусловлено задачами воспитания всесторонне развитой личности и подготовки ее к труду в сфере современной техники.

Пути развития советской общеобразовательной школы на современном этапе определены проектом ЦК КПСС «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы». В нем сказано, что «важнейшая, непреходящая задача советской школы — давать подрастающему поколению глубокие и прочные знания основ наук, вырабатывать навыки и умения применять их на практике» *^.

В проекте ЦК КПСС о реформе школы также указывается, что «для совершенствования содержания образования необходимо уточнить перечень и объем материала изучаемых предметов., предельно чет. ко изложить основные понятия и ведущие идеи учебных дисциплин, обеспечить необходимое отражение в них новых достижений науки и практики» .

Одновременно требуется коренным образом улучшить в школе постановку трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации.

Решающая роль в дальнейшем подъеме сельского хозяйства принадлежит квалифицированным кадрам массовых рабочих профессиймеханизаторам широкого профиля, полеводам, комбайнерам, механиза.

Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы. «Известия», 1984, от 4 января. торам животноводческих ферм и др. От уровня подготовки кадров во многом зависит развитие общественного производства, ускорение научно-технического прогресса.

Все это требует осуществления систематического ознакомления учащихся с научными основами современного производства с целью повышения уровня политехнической подготовки и профессиональной ориентации.

Проблема политехнической подготовки и профессиональной ори ентации школьников на современном этапе развития советской школы приобрела настолько важный характер, что необходимость совершенствования путей ее решения отражена во многих партийных и государственных документах. Так, в Программе КПСС указывается на необходимость обеспечения трудовой и политехнической подготовки в соответствии с возростающим уровнем развития науки и техники, с учетом потребностей общества, способностей и желаний учащихся.

В новой Конституции СССР (октябрь 1977 г.) обрела силу закона связь обучения с жизнью, с производством (ст.45) и развитие системы профессиональной ориентации (ст.40). Проявлением огромного внимания партии к усилению политехнической подготовки и профессиональной ориентации школьников является постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» (декабрь 1977 г.).

Особая ответственность возложена на сельскую школу в связи с решением майского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС, на котором был принят огромный важности документ — «Продовольственная программа на период до 1990 года» .

Продовольственная программа сегодня — это и повышение урожайности, и увеличение производства удобрений и сельхозмашин. Это подъем животноводства и развитие промышленности комбикормов, всей кормовой базы. Это и создание необходимых условий для труда и быта молодежи, закрепления ее в сельском хозяйстве", (14, с.5).

Решающая роль в дальнейшем подъеме сельского хозяйства принадлежит квалифицированным кадрам массовых рабочих профессиймеханизаторам широкого профиля, полеводам, комбайнерам, механизаторам животноводческих ферм и др.

Особое место в системе профориентационной работы в школе занимают вопросы, связанные с организацией и проведением профессиональной ориентации в процессе изучения отдельных предметов. И особенно актуально это по отношению к физике как науке, имеющей самую непосредственную связь с техникой и производством.

В исследование различных аспектов проблемы политехнического образования и профессиональной ориентации учащихся большой вклад внесли Аверичев Ю. П., Атутов П. Р., Батышев С. Я., Васильев Ю. К., Зубов В. Г., Скаткин М. К., Эпштейн Д. А. и др. В их трудах рас1фы-ты различные подходы к теории и практике политехнического образования, подвергнуто анализу содержание школьных учебных дисциплин естественно-математического цикла, обоснованы возможные пути и средства обогащения учащихся политехническими знаниями в процессе обучения, определен объем политехнических знаний и умений, которыми должны овладеть выпускники школ.

Практические пути реализации задач политехнического обучения в процессе преподавания физики нашли отражение в работах К.В.Ази-баевой, Н. С. Антроповой, А. Т. Глазунова, А. С. Еноховича, Ф.И.Кочуро-ва, М. Я. Куприна, Б. М. Мирзахмедова, И. И. Нурминского, А. А. Пинского, В. Г. Разумовского, В. В. Усанова, Л. С. Хижняковой, С. Я. Шамаша, Э.Е.Эве-нчик и др.

Вопросам ориентации на сельские профессии и ознакомления школьников с элементами сельскохозяйственного производства в процессе изучения курса физики в школе посвящены исследования М. А. Бакиевой, В. С. Душгрова, А. В. Додосовой, Р. Г. Исьянова, Ф. И. Кочурова,.

A.С.Маркова, Б. А. Мирзахмедова, Н. А. Пятковской, А. Н. Ростонцева,.

B.Н.Сабитова, А. Хусанова, Б. Хусанова и др.

Проблема профессиональной ориентации в связи с обучением физике частично исследована в работах В. А. Каторгина и Н. А. Пятковской. В первой рассматривается внеклассная деятельность по прикладной физике как средство профессиональной ориентации, учащихся, во второй — разрабатывается система профессиональной ориентации учащихся У1-УШ классов сельской школы на уроках физики.

В диссертационной работе Хусанова Б. в определенной степени показаны связи курса физики с комплексной механизацией сельского хозяйства /на материале Уз. ССР /. Ориентация учащихся на массовые рабочие профессии в процессе обучения физике в средней школе рассмотрены в диссертационных работах Н. Сариева и В. Г. Аликперова. В первой исследована ориентация учащихся на массовые рабочие профессии в связи с комплексной механизации хлопководства, во-второйразрабатывается методика профессиональной ориентации для основных форм обучения физике, предусматривающая теоретическое и практическое ознакомление учащихся с нефтяной промышленностьюв частности, материалы, дополняющие основной курс физики, программа факультативного курса, программы для кружковых занятий и вечеров по физике.

Однако в исследованиях, посвященных профессиональной ориентации учащихся в процессе обучения физике, решение этой проблемы не связывается с производительным трудом, с трудовым обучением и воспитанием сельских школьников. Недостаточно разработаны вопросы изучения научных основ механизации и электромеханизации животноводства для профессиональной ориентации учащихся.

Исходя из необходимости совершенствования политехнической подготовки и профессиональной ориентации учащихся в условиях научно-технического прогресса и недостаточной разработанности прикладных вопросов изучения научных основ механизации сельскохозяйственного производства для проведения профориентационной работы, нами была выбрана данная тема исследования.

Таким образом, проблема исследования «Методика изучения прикладных вопросов физики, связанных с научными основами механизации сельскохозяйственного производства» обусловлена несоответствием между необходимостью усиления политехнической направленности обучения физике, улучшения подготовки молодежи к труду в сфере материального производства и недостаточной разработанностью вопросов содержания и методики подготовки будущих учителей к реализации политехнического принципа и ведению профориентационной работы в школе по основам механизации сельскохозяйственного производства.

Цель исследования — разработать комплекс научно-методических мероприятий, способствующих успешному усвоению учащимися сельской средней школы прикладных вопросов курса физики, связанных с научными основами механизации сельскохозяйственного производства. Усилить практическую направленность обучения, политехнической подготовки и профессиональной ориентации учащихся.

В соответствии с поставленной целью, гипотеза исследования включает следующие утверждения:

Если изучение прикладных вопросов физики, связанных с научными основами механизации сельскохозяйственного производства, специально ориентировано на расширение политехнического кругозора учащихся и формирование у них направленности на профессии, то это будет способствовать повышению уровня знаний учащихся по физике, позволит усовершенствовать политехническую и допрофессиональную подготовку учащихся.

Объектом исследования является политехническая подготовка учащихся и профориентационная работа в процессе обучения физике, которая определяется изучением в УШ — X классах прикладных вопросов физики, связанных с научными основами механизации сельскохозяйственного производства.

Предметом исследования являются аспекты учебно-воспитательного процесса по физике, включающие содержание научных основ механизации сельскохозяйственного производства, а также совокупность методов, приемов, форм и средств обучения, способствующих формированию у учащихся профессионального интереса.

Для достижения поставленной цели и в соответствии с гипотезой были определены следующие задачи исследования;

1. Определить современное состояние методики изучения прикладных вопросов физики, связанных с научными основами механизации сельскохозяйственного производства в курсе физики сельской средней школы.

2. Систематизировать и уточнить принципы отбора содержания производственно-технического материала по физическим основам механизации сельскохозяйственного производства для проведения профориента-ционной работы в процессе обучения физике.

3. Разработать комплекс научно-методических мероприятий способствующих успешному изучению прикладных вопросов курса физики, связанных с научными основами механизации сельскохозяйственного производства.

Методологической основой исследования являются фундаментальные положения о политехническом образовании и соединении обучения с производительным трудом учащихся, разработанные в трудах основоположников марксизма-ленинизмаПрограмма КПСС, постановления ЦК КПСС и Советского Правительства в области сельскохозяйственного производства, народного образования и коммунистического воспитания.

Методы исследования:

— изучение трудов классиков марксизма-ленинизма;

— изучение Программы КПСС, материалов ХХ1У, ХХУ и Ш1 съездов КПСС, постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР по вопросам совершенствования образования, политехнического обучения, развития механизации, электрификации сельскохозяйственного производства, с целью уточнения методологических основ исследования;

— анализ работ советских педагогов, психологов, социологов, и методистов, относящихся к исследуемой проблеме с целью выяснения ее состояния в теории и практике школьного обучения и определения теоретической концепции исследования;

— анализ и обобщение передового опыта работы учителей по изучению прикладных вопросов физики, связанных с научными основами механизации сельскохозяйственного производства;

— личное преподавание и наблюдения в школе;

— педагогический эксперимент с целью проверки эффективности предлагаемой методики изучения прикладных вопросов физики, связанных^ с научными основами механизации сельскохозяйственного производств^ в процессе обучения;

— анкетирование учащихся сельских школ, направленное на выявление их профессиональных намерений, знаний о сельскохозяйственном производстве;

— анкетЕфование учителей сельских школ и студентов педвуза с целью выяснения характера проводимой ими работы по профессиональной ориентации школьников.

Новизна исследования состоит в том, что в диссертации:

— доказана возможность обеспечения достаточной политехнической и допрофессиональной подготовки учащихся сельских школ путем систематического изучения прикладных вопросов курса физики, связанных с научными основами механизации сельскохозяйственного производства;

— систематизированы и уточнены принципы отбора производственно-технического материала для реализации политехнического принципа и совершенствования профессиональной ориентации учащихся в условиях сельской школы;

— предложены четыре новых демонстрационных опыта и лабораторные работы, развернутый план обобщающего урока на тему «Механика и механизация сельскохозяйственного производства» ;

— разработана тематика учебных конференций, семинарских занятий, экскурсий для УШ — X классов, подробный план подготовки этих занятий и методика их цроведения;

— разработан спецкурс «Система профориентационной работы учителя физики сельской средней школы» и тематика курсовых работ, предназначенная для студентов педвузов.

Практическая значимость работы состоит в том, что решение данной цроблемы обеспечивает существенное повышение качества знаний учащихся по физике, способствует повышению уровня политехнического образования и црофориентационной работы в сельской школе, повышает интерес учащихся к изучению прикладных вопросов физики, связанных с научными основами механизации сельскохозяйственного производства.

Практической реализацией результатов исследования служит разработанный автором ряд методических рекомендаций для студентов пединститутов и учителей по осуществлению политехнического принципа в обучении и ведению профориентационной работы в сельской средней школе.

Положения, выносимые на защиту:

I. Необходимость и возможность систематического знакомства учащихся с прикладными вопросами физики, связанными с научными основами механизации сельскохозяйственного производства с целью усиления политехнической направленности обучения как основы профессиональной ориентации допрофессиональной подготовки учащихся. Прикладные вопросы физики должны варьироваться на основе учета дидактических требований, особенностей местного и производственного 01фужения, возможностей школы.

2. Осуществление политехнической и трудовой подготовки учащихся сельских школ может быть успешно обеспечено учителем физики цри включении в программу методической подготовки студентов пединститута, предложенной в диссертации системы средств профориентационной работы и трудового воспитания, включающей новые демонстрационные опыты, цикл лабораторных работ, обобщающие уроки на тему «Механика и механизация сельскохозяйственного производства», методику внеурочной работы и профориентационной подготовки учащихся на занятиях по физике.

Апробация результатов исследования.

Разработанная методика прошла экспериментальную проверку в общеобразовательных школах. Результаты исследования обсуждались: на научно-практических конференциях преподавателей Ошского пединститута 1979;1982 гг., (г.Ош) — на научно-практических конференциях аспирантов и м.н.с. ШИ СиМО АДН СССР (апрель 1982 г., апрель 1983 г.) г. Москвана заседаниях проблемного семинара по методике преподавания физики, кафедр общей физики и ТСО и методики преподавания физики Ошского пединститутана семинаре аспирантов Киргизского НИИ педагогики (10−11 мая 1982 г.) (г.Фрунзе) — на объединенном заседании кафедры педагогики и психологии и кафедры общей физики (ноябрь 1983 г.) (г.Ош), Ошского пединститута.

По данным вопросам читались лекции и проводились автором практические занятия со студентами физико-математического факультета (отд.физика), со слушателями курсов повышения квалификации учителей физики средних школ.

По результатам исследований опубликовано 9 работ .

Разработанная методическая система изучения прикладных вопросов физики, связанных с основами механизации сельскохозяйственного производства для политехнической подготовки и профессиональной ориентации учащихся внедрена в практику обучения физике в ряде сельских школ Киргизской ССР.

§ 2. Основные результаты экспериментального обучения.

Исчерпывающие представления об изучении научных основ механизации сельскохозяйственного производства в Киргизской ССР получены автором в процессе личного преподавания физики в УШ — X классах, преподавания методики физики в пединституте (1979 -1983 гг.) — в ходе совместной сезонной работы с учащимися и студентами на объектах сельского хозяйстваиз личного опыта овладения несколькими специальностями, связанными с техникойпутем анализа методической литературы и результатов специальных исследовашй по данному вопросу.

Для того, чтобы выяснить состояние политехнической подготовки и профориентационной работы, в процессе преподавания физики, а также трудовом обучении нами была составлена программа исследования на 1978;79 учебный год (констатирующий эксперимент) включающая в себя следующие вопросы:

1. Как реализуются возможности ознакомления учащихся с научными основами механизации сельскохозяйственного производства в процессе обучения физике?

2. Какие организационные формы занятий и методы обучения применяются в процессе изучения производственно-технического материала?

3. Как учитываются в профориентационной работе специфические особенности сельской школы?

4. Как используется связь курса физики с трудовым обучением в реализации политехнического принципа и осуществления профессиональной ориентации учащихся?

5. Каково состояние реализации политехнического принципа и ведения профориентационной работы в сельской школе?

На основе составленной программы автор систематически посещал в 1978;79 гг. уроки физики, а также занятия по трудовому обучению в следующих средних школах: им. В. В. Куйбышева (учитель Бердигулов 3.), им. Ш интернационала (учитель Бакалбаев М.) Карасуйского района, им. Ф. Э. Дзержинского (Назирбаев Т.), им. А. С. Макаренко (Исмаилова К.), им. Кзыл-Пахтачы (Матмусаева 3.) Сузак-ского района Ошской области.

Кроме того, автор присутствовал на уроках практикантов на педагогической практике студентов физико-математического факультета, изучал школьную документацию, а также тематические и поурочные планы учителей этих школ, проводил с ними беседы.

Для определения уровня знаний учащихся о применениях физических явлений и законов в механизации сельскохозяйственного производства, в тематические контрольные работы включались специально подобранные вопросы (по одному вопросу в каждый вариант контрольной работы), ниже приведены примеры таких вопросов.

УШ класс.

1. Объясните принцип работы центробежных насосов, используемых в сельском хозяйстве.

2. Приведите примеры использования различных видов трения в работе сельскохозяйственных машин и механизмов.

Почему нужно беречь тормозную колодку и тормозной барабан транспортного средства от попадания между ними масла?

3. Каково назначение передаточного механизма в машинах?

Назовите передаточные механизмы, используемые в сельскохозяйственных машинах.

4. Назовите примеры применения закона Бернулли в сельскохозяйственном производстве.

5. Объясните назначение, устройство и принцип действия сепаратора?

6. Приведите примеры использования законов механики для механизации труда в животноводстве.

IX класс.

1. Объясните принцип работы тепловых двигателей. Назовите их виды и применения на сельскохозяйственном производстве.

2. Объясните устройство и принцип действия охладителейочистителей молока и пастеризаторов.

3. Объясните влияние относительной влажности воздуха на жизнедеятельность животных.

4. Выясните, какие свойства твердых тел используются в сельскохозяйственном машиностроении.

5. Перечислите технологические процессы, машины и другие устройства, применяемые в механизации животноводства, где используются свойства магнитного поля.

6. Назовите применение постоянного электрического тока в сельском хозяйстве?

X класс.

1. Перечислите известные Вам примеры применения рентгеновских лучей для диагностики заболеваний сельскохозяйственных животных.

2. Назовите примеры применения электрического тока высокой частоты для воздействия на биологические объекты?

3. Перечислите известные Вам примеры применения источников света в сельском хозяйстве.

4. Назовите примеры применения электрической энергии в электромеханизации животноводства.

5. Охарактеризуйте современные способы производства электрической энергии и ее некоторые особенности применения на животноводческих фермах.

6. Объясните принцип действия, устройство электронагревательных установок и их использование в производстве.

Ответы учащихся на составленные нами воцросы оценивались в пятибальной системе.

Результаты этих ответов приведены в таблице.

Анализ полученных результатов показал, что знания учащихся о научных основах механизации сельскохозяйственного производства, приобретаемых в процессе изучения курса физики, фрагментарны, носят случайный характер, имеют недостаточную связь с окружающей действительностьюих сформированность соответствует как правило.

Заключение

.

Выполняя решения ХХУ1 съезда КПСС и Постановления Советского Правительства в области народного образования, учителя физики обеспечивают высокий уровень научно-теоретического и методического преподавания физики. Передовым учительством осознано то, что общеобразовательная школа должна не только передавать ученику определенную сумму знаний, но и подготовить их к трудовой деятельности таким образом, чтобы это соответствовало потребностям общества в квалифицированных кадрах и призванию самих учащихся. Поэтому многие учителя физики проводят определенную профориентацион-ную работу, в тесной связи с программными вопросами, знакомят учащихся с основными направлениями научно-технического прогресса и с особенностями массовых профессий связанных с этими направлениями.

Июньский (1983 г.) Пленум ЦК КПСС поставил задачу: «Поднять уровень воспитательной работы в школах и ПТУ. Последовательно проводить ленинские принципы единой, трудовой, политехнической школы, воспитывать у школьников привычку и любовь к общественно-полезному труду, расширять их идейный кругозор, формируя прежде всего у каждого из них высокие качества гражданина социалистического общества, активного строителя коммунизма.

Пути решения этих задач глубоко и обстоятельно раскрыты в проекте ЦК КПСС «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы» «^, вынесенном на всенародное обсуждение.

В проекте ЦК КПСС подчеркивается, что правильно поставленное трудовое воспитание, обучение и профессиональная ориентация, непо.

Правда, 1984, 4 января. средственное участие школьников в общественно полезном, производительном труде являются незаменимыми факторами выработки осознанного отношения к учебе, гражданского становления, нравственного и интеллектуального формирования личности, физического развития.

Основываясь на фундаментальных трудах и передовом педагогическом опыте по проблеме политехнической подготовки и профессиональной ориентации школьников, мы исследовали возможные конкретные пути ознакомления учащихся с научными основами механизации сельскохозяйственного производства и особенностями их профессиональной ориентации.

Итоги проведенного нами теоретического и экспериментального исследования проблемы изучения учащимися прикладных вопросов физики, связанных с научными основами механизации сельскохозяйственного производства дают основание сделать следующие выводы:

1. Несмотря на то, что профессиональная ориентация учащихся является одной из важнейших проблем советской педагогики и воспитательного процесса общеобразовательной школы, она не вошла в систему работы каждого учителя физики. Поэтому совершенствование методических вопросов профессиональной ориентации является одной из актуальных проблем методики преподавания физики.

2. Дальнейшее совершенствование профориентационной работы в курсе физики требует поиска новых средств, путей и подходов к ее решению. Одним из таких действенных средств для ориентации учащихся старших классов на сельскохозяйственные профессии, является изучение прикладных вопросов физики, связанных с научными основами механизации сельскохозяйственного производства.

3. Анализ ныне действующей учебной программы показал, что она в целом способствует изучению научных основ механизации сельскохозяйственного производства. Но результаты проведенного исследования выяснили, что учителя физики не в должной мере используют эти возможности. Такое положение объясняется во многом неразработанностью методики изучения этих вопросов дня профессиональной ориентации учащихся и отсутствием в программе конкретных задач, нацеливающих учителей на их решение.

4. Ознакомление учащихся с прикладными вопросами физики, связанных с научными основами механизации сельскохозяйственного производства является необходимым компонентом политехнического образования и одним из условий ориентации на сельскохозяйственные профессии.

5. Методика изучения прикладных вопросов физики, связанных с научными основами механизации сельскохозяйственного производства непосредственно связана с отбором производственно-технического материала на основе системы педагогических требований, учитывающих принципы советской дидактики.

Характерными особенностями этой методики являются ее научно обоснованность, направленность на решение проблемы политехнической подготовки и профессиональной ориентации учащихся.

6. Разработаны конкретные содержания и методическая система изучения прикладных вопросов физики, связанных с научными основами механизации сельскохозяйственного производства.

7. Основными характерныминедостатками в подготовке будущих учителей физики к реализации политехнического принципа и ведению профориентационной работы, являются: неумение увязывать свой преподаваемый предает с жизнью, народным хозяйством. Выпускники педвузов имеют смутные представления о массовых сельскохозяйственных профессиях, слабо разбираются в экономических особенностях своего района, области и республики.

8. Для совершенствования подготовки студентов педвузов к реализации политехнического принципа и ведению профориентационной работы в школе необходимо внести некоторые модернизации в структуре учебного плана пединститута и содержании некоторых методических дисциплин.

9. Для того, чтобы будущие учителя физики овладевали практическими умениями и навыками реализации политехнического принципа на основе связи физики и сельскохозяйственной техники, научились составлять и подбирать задачи с производственно-техническим содержанием, приобрели навыки подготовки и проведения экскурсий и внеклассных занятий по физике с учащимися, целесообразно введение специального курса «Система профориентационной работы учителя физики средней школы» .

10. Результаты педагогического эксперимента показали, что знания учащихся по прикладным вопросам физики способствуют повышению уровня знаний по физике, позволяют усовершенствовать политехническую и допрофессиональную подготовку школьников.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. Инструкция делегатам временного Центрального Советапо отдельным вопросам. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 16, с. 194−203.
  2. К. Капитал, т.1. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т.23.
  3. М.: Политиздат, 1978. 907 с.
  4. К. Размышление юноши при выборе профессии. Маркс К.,
  5. Ф. Соч. 2-е изд. т.40, с.3−7.
  6. Ф. Принципы коммунизма. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-еизд., т.4, с. 322−339.
  7. В.И. Набросок плана научно-технических работ. Полн.
  8. Собр. Соч., т.36, с.228−231.
  9. В.И. Одна из великих побед техники. Полн. собр. соч., т.23, с.93−95.
  10. В.И. О политехническом образовании. Полн. собр. соч., т.42, с. 228−230.
  11. В.И. Задачи союзов молодежи. Полн. собр. соч., т.41,с. 298−318.
  12. Конституция Основной закон Союза Советских Социалистических
  13. Республик: Принят на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г.- М.: Известия Советов народных депутатов СССР, 1978.- 47 с.
  14. Программа Коммунистической партии Советского Союза. М.: Политиздат, 1976. 144 с.
  15. Продовольственная программа СССР на период до 1990 г. и мерыпо ее реализации. Материалы майского Пленума ЦК КПСС1982 года. -М.: Политиздат, 1982.
  16. Постановление Пленума ЦК КПСС «О неотложных мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства СССР». «Правда», 1965, 25 марта.
  17. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССРИ «Очередные задачи партии в области сельского хозяйства». «Правда да», 1970, 3 июля.
  18. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О завершенииперехода ко всеобщему среднему образованию и дальнейшем развитии общеобразовательной школы». «Правда», 1972, 25 июня.
  19. Постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеобразовательной школы» -«Правда», 1973, 6 июля.
  20. Постановление Пленума ЦК КПСС «О дальнейшем развитии сельского хозяйства СССР». «Правда», 1978, 5 июля.
  21. Постановление ЦК КПСС о проекте ЦК КПСС к ХХУ1 съезду Коммунистической партии Советского Союза «Основные направления экономического и социального развития СССР на I98I-I985 годы и на период до 1990 года». «Правда», 1980, I декабря.
  22. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня1983 г. М.: Политиздат, 1983. — 80 с.
  23. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшемразвитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов» 29 июня 1979 г. Справочник партийногоработника. Вып. 20, М., Политиздат, 1980.
  24. Устав средней общеобразовательной школы. «Учительская газета», 1970, 15 сентября.
  25. Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы. «Известия», 1984, от 4 января.
  26. Ю.П. Профессиональная ориентация. В кн., ВОЭ, 3-еизд., 1975, т.21, с. 144.
  27. Ю.П. О совершенствовании трудового обучения, воспитания и профориентации школьников. Школа и производство, 1978. № 5, с.3−10.
  28. Ю.П. и др. Школьникам о рабочих профессиях. М.:1. Просвещение, 1975. 320 с.
  29. К.В. Вопросы методики изучения физических основ металлообработки в школьном курсе физики. Автореф. дис. на соиск. уч. степени канд.пед.наук. Челябинск, 1976. — Г? с.
  30. В.А. Методика изучения научных основ электротехнологии сельскохозяйственного производства в курсе физики средней школы: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, канд.пед.наук. Челябинск, 1981. — 19 с.
  31. В.Г. Ориентация учащихся на массовые рабочие профессии в процессе обучения физике. Автореф.дис. канд. пед. наук. М., 1977. 26 с.
  32. Н.С. Элементы агрофизики в преподавании физики всельской средней школе. Автореф. дис.. канд.наук.- Л., 1966, 16с.
  33. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе.- М.: Высшая школа, 1974. 384 с.
  34. П.Р. Политехнический принцип в обучении школьников.
  35. Автореф. дис.. докт.пед.наук. М., 1969. — 46 с.
  36. П.Р. Политехнический принцип в обучении школьников.
  37. М.: Педагогика, 1976. 192 с.
  38. П.Р., Зверев И. Д. Современные проблемы политехнического образования учащихся. Советская педагогика, 1981, № 3, с.11−18.
  39. П.Р. и др. Связь трудового обучения с основами наук:книга для учителя /П.Р.Атутов, Н. И. Бабкин, Ю.К.Васильев-. М.: Просвещение, 1983. — 128 с.
  40. К.Ш. Подготовка учащихся к жизни и выбору профессии.- Пермь, 1974. 59 с.
  41. Д. Методические рекомендации по изучению научных основ механизации сельскохозяйственного производства в курсе физики сельской средней школы. М., 1983. -32 с. — В надзаг.: АПН СССР, НИИ содерж. и методов обучения.
  42. Д. Методические рекомендации к курсовым работам по методике преподавания физики. М., 1983, — 16 с. — В надзаг.: АПН СССР, НИИ содерж. и методов обучения.
  43. Д. Прикладная физика и профессиональная ориентация учащихся. «Эл. агартуу» /Народное образование/, 1982,? 8, с.26−28. /на кирг. яз./.
  44. Д. Методические рекомендации по изучению прикладныхвопросов физики, связанных с научными основами механизации сельскохозяйственного производства. /Ш IX классы/ - М., 1983, — 40 с. — В надзаг.: АПН СССР, НИИ содеря. и методов обучения.
  45. Д. Верная ориентация. «Мугалимдер газетасы», 1981, 19июня.
  46. Д. В союзе с трудовым обучением. «Мугалимдер газетасы», 1982, 26 мая.
  47. М.А. Реализация политехнического принципа в обучениифизики в сельской школе как основа профессиональной ориентации учащихся. Автореф. дис.. канд.пед.наук. — Ташкент, 1980. — 25 с.
  48. Большая Советская энциклопедия. Гл.ред. А. М. Прохоров, изд. 3-е, т. Г7, т.23. 640 с.
  49. И.П., Четкин А. С. Механизация и электрификация животноводства. М.: Колос, 1979. 384 с.
  50. В.А. Ориентация школьников на рабочие профессии промышленности. Минск: Народная асвета, 1977. — 95 с.
  51. А.Д. Организация и методика педагогических исследований. М., 1981. — 43 с. — В надзаг.: АПН СССР. НИИ содерж. и методов обучения.
  52. А.Д. Дидактические требования к научно-методическим исследованиям. М., 1978. — 24 с. — В надзаг.: АПН СССР, НИИ содерж. и методов обучения.
  53. А.И. Методика преподавания физики в средней школе: теорет. основы: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по физ. мат. спец. М.: Просвещение, 1981. — 228 с.
  54. .Б., Климентович Ю. Л., Мекшиев Г. Я. Физика. Учебное пособие для 9 класса средней школы. М.: Просвещение, 1979. — 254 с.
  55. А.А., Корж Э. Д., Орехов В. П. Преподавание физики в 9классе. Пособие .для учителей. М.: Просвещение, 1980. — 176 с.
  56. A.M., Глазунов А. Т., Фабрикант В. А. Физика и техника. Достижения физики народному хозяйству. М.: Знание, ЮТ. — 120 с.
  57. Ю.К. Политехническое образование и профессиональнаяориентация школьников. Сборник, науч.ред. П. Р. Атутов. М. Надзаг.: НИИ общ. педагогики, 1978, с.44−65.
  58. Ю.К. Политехническая подготовка учителя средней школы. М.: Педагогика, 1978. 175 с.
  59. Г. Н. Истоки и горизонты прогресса: Социологическиепроблемы развития науки и техники, Политиздат, М.: 1976. 335 с.
  60. Вопросы теории и практики профориентации в средней школе. Сб. под ред. И. Д. Зверева. -М.: Педагогика, 1972. 248 с. Воспитание учащихся и подготовка их к труду при обучении физике: Из опыта работы. Пособие для учителей.
  61. Сост. А. В. Чеботарева. -М.: Просвещение, 1981. Г76 с.
  62. О.й. Профессиональная ориентация школьников. Л.:1. Знание, 1969. 24 с.
  63. А.Т. Техника в курсе физики средней школы. М., Просвещение, 1977. 159 с.
  64. А.А. Выбор профессии и воспитание личности школьника. Воспитательная концепция профессиональной ориентации. М.: Педагогика, 1979. — 160 с.
  65. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. М.: Педагогика, 1977. — 135 с.
  66. М.И., Краснянская К. А. Некоторые положения выборочного метода в связи с организацией изучения знаний учащихся. Методические рекомендации. М.: Педагогика, 1973. — с. 128.
  67. Демонстрационные опыты по физике в 6−7 классах / Под ред.
  68. А.А.Покровского. М.: Просвещение, 1974, 272 с.
  69. Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе. /Подред. А. А. Покровского. М.: Просвещение, изд. 3-е, 4.2, 1979. — 288 с.
  70. B.C. Элементы сельскохозяйственного производства впреподавании физики: Автореф. дис.. канд.пед.наук. Киев, 1959. — .-15= с.
  71. Додосова (Усова) А. В. Вопросы сельскохозяйственной техники припреподавании механики в средней школе. Автореф. дис. .канд.пед.наук. — Л., 1962. — 16 с.
  72. Н.И. Профессиональное воспитание молодежи. М.: Высшая школа, 1978. 271 с.
  73. А.С. Экскурсии к энергетическим установкам сельскохозяйственного производства. Пособие для учителя физики.- М.: изд-во АПН РСФСР, 1958. 120 с.
  74. А.С. Справочник по физике. М.: Просвещение, 1978.
  75. В.Ф. Методические вопросы школьного курса физики.
  76. М.: Педагогика, 1976. 224 с.
  77. В.Ф. Методологические вопросы курса физики среднейшколы и проблема формирования научного мировоззрения учащихся. Автореф. докт.пед.наук М., 1975. 63 с. -В надзаг.: АПН СССР НИИ содерж. и методов обучения.
  78. Г. И. Политехническое обучение в демонстрационных опытах. (Пособие для учителей). М.: Учпедгиз, 1957. -195 с.
  79. В.И. Психологические основы выбора профессии.
  80. Минск: Народная асвета, 1978. 112 с.
  81. С.И. Ошская область Киргизстана. Краткий очерк социально-экономического развития. Ф.,"Кыргызстан", 1979, — 200 с.
  82. А.С. курсовые работы по методике преподавания физике.
  83. М.: Просвещение. 1978. 117 с.
  84. Л.А. Основы подготовки учащихся к выбору профессии:
  85. Автореф. дис.. докт.пед.наук. Вильнюс, 1971. -54 с.
  86. Р.Г. Изучение вопросов электрификации сельского хозяйства в курсе физики средней школы. Автореф. дис.. канд.пед.наук. Ташкент, 1979. 18 с.
  87. М. Физика на службе сельского хозяйства. М.: Знание, 1952. 40 с.
  88. О.Ф., Орлов В. А., Пономарева А. П. Факультативныйкурс физики: 8 класс. М.: Просвещение, 1977. изд.2-е- 208 с.
  89. О.Ф., Кабардина С. И., Шефер П. Н. Факультативный курсфизики: 9 класс. М., Просвещение. 1978. изд. 2-е -207 с.
  90. О.Ф., Орлов В. А., Шефер Н. И. Факультативный курс физики: 10 класс. М.: Просвещение, 1979, изд. 2-е -192 с.
  91. С.Е., Орехов В. П. Методика решения задач по физикев средней школе. М.: Просвещение, 1971. — 447 с.
  92. С.Е., Пустильник И. Г. Электродинамика в курсе физики средней школы. М.: Просвещение, 1978. — 127 с.
  93. С.Е. Проблемы изучения основ электродинамики вкурсе физики средней школы. Автореф.дис. докт.пед. наук. М., 1978. 44 с.
  94. А.Н. Вопросы политехнического обучения и преподавания физики. М.: Учпедгиз, 1955. — 96 с.
  95. В. Прикладная физика во внеклассной работе как средство профессиональной ориентации учащихся. Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1973. -18 с.
  96. М.П. Об итогах перехода советской школы на новое содержание общего образования. Советская педагогика. М., 1976, № 3, с.24−32.
  97. М.В. Естественные науки и их значение для развития мировоззрения и технического прогресса. Коммунист, М., 1966,? 17, с.29−48.
  98. Й.К. и др. Физика: Учебник для 8 класса. М.: Просвещение, 1977. 224 с.
  99. Й.К., Кикоин А. К., Шамаш С. Я., Эвенчик Э. Е. Физика:проблемный учебник для 9 класса средней школы. / Под ред. И. К. Кикоина. М.: Просвещение, IS79. — 256 с.
  100. Е.А. Путь в профессию. Л.: Лениздат, 1974. — 190 с.
  101. А.Т. Преподавание молекулярной физики и теплоты вшколе и использование материала сельскохозяйственного производственного окружения. Автореф. дис.. канд. пед. наук. Киев, 1959. — 15 с.
  102. Ю.А. Использование хрестоматийного материала дляформирования у учащихся понятий о реальности электромагнитного поля. Физика в школе. М., 1975, J? 6, с.35−39.
  103. Е.Г. и др. Эффективность научно-технического прогрессав земледелии. М.: Колос, 1976. — 271 с.
  104. В.П. Содержание и особенности изучения молекулярнойфизики в СПТУ при подготовке рабочих металлистов. -Автореф.ди.. канд.пед.науе. М.: 1977. — 19 с.
  105. Ю5.Кривошапова Р. Ф. Поэлементный метод массовой проверки знанийучащихся по физике. Автореф. лис.. канд.пед. наук. М., 1976. 19 с.
  106. Н.К. Избранные педагогические произведения. М.:1. Просвещение, 1965. 695 с.
  107. Н.К. О профессиональной ориентации школьников. М.:1. Просвещение, 1965. 47 с.
  108. В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972. 255 с.
  109. К.Р. Элементы сельскохозяйственной техники в преподавании физики. М: Просвещение. 1964. — 154 с.
  110. М.Я. Связь преподавания физики с сельскохозяйственнымпроизводством: Из опыта работы. М.: Учпедгиз, 1961.- 100 с.
  111. В.М. Сельское хозяйство СССР: Тенденции развития.1. М.: Знание, 1979. 64 с.
  112. И.Я. Внеклассная работа по физике. М.- Просвещение, 1977. 224 с.
  113. В.А. Роль физики в научно-технической революции.- Физика в школе. М., 1977, № 6, с.9−14- 1978. $ 2, с.16−24- 1978, № 3, с.8−13.
  114. Э.Ф. Изучение сельскохозяйственной техники как одно изсрёдств политехнической подготовки учащихся сельской восьмилетней школы. Автореф. дис. .канд.пед. наук. М. 1965. с. 21.
  115. А.С. Выбор профессии. М.: Изд-во АПН РСФСР. 1953, т.5 550 с.
  116. А.А. и др. Практикум по школьному физическому эксперименту. М.: Просвещение, 1977, изд. 3-е, — 304 с.
  117. А.С. Вопросы механизации и электрификации сельскогохозяйства в преподавании физики в сельской школе. Автореф. дис.. кацд.пед. наук. Л., 1967. 14 с.
  118. М.М., Уваров П. Я. Техника на уроках физики. М.:1. Учпедгиз, I960. 166 с.
  119. Маркушевич А. И, Наука и учебный предает. Советская педагогика, 1965, 7.
  120. А.И. Совершенствование образования в условиях научно-технической революции. Народное образование.1972, № I, с.23−26.
  121. В.М. Взаимосвязь классных и внеклассных занятий пофизике и технике и общеобразовательных школах. Киев, 1973. 176 с.
  122. Межшкольные учебно-производственные комбинаты. / Под ред.
  123. Н.П.Семыкина. М.: Просвещение, 1980. — 143 с.
  124. Методика факультативных занятий по физике. / Под ред. Кабардина О. Ф. М.: Просвещение, 1980. — 191 с.
  125. Методика преподавания физики в средней школе. / Под ред.
  126. .М. М.: Изд-во АНН РСФСР, 1961, т.1, 1958. — 287 с. т.П. I960. — 406 с. т.П. 1961. — 447 е.- т.1У. 1962.
  127. Методика обучения физике в школах СССР и ЦДР. / Под ред.
  128. В.Г.Зубова, В. Г. Разумовского, М. Вюншиана и К.Либерса. М.: Просвещение, 1978. — 223 с.
  129. Методика преподавания физики в 6−7 классах средней школы.
  130. Под ред. В. П. Орехова и А. В. Усовой. М.: Просвещение, 1972. — 416 с.
  131. Методика преподавания физики в 8−10 классах средней школы, ч.2 /В.П.Орехов, А. В. Усова, С. Е. Каменедкий и др.- Под ред. В. П. Орехова, А. В. Усовой. М.- Просвещение, 1980. — 351 с.
  132. Методика преподавания физики в 8−10 классах средней школы.ч.1/ В. П. Орехов, А. В. Усова, И. К. Турышев и др.- Под ред.
  133. B.П.Орехова и А. В. Усовой. М.: Просвещение, 1980. -320 с.
  134. Методика преподавания физики в средней школе. /Под ред.
  135. C.Я.Шамаша. М.: Просвещение, 1975. — 256 с.
  136. Методологические проблемы современной науки. /Сост. А. Т. Москаленко. М.: Политиздат, 1979. — 295 с.
  137. Методика преподавания физики 8−10. Часть I. /Под ред. Орехова В. П. и Усовой А. В. М.: Просвещение, 1980. -320 с.
  138. .М. О вариативном содержании прикладных вопросов учебных дисциплин в политехнической подготовке учащихся. Советская педагогика. М., 1980, Ш 6, с.53−59.
  139. .М. и др. Связь преподавания физики с техникой.-Профтехобразование, М., 1977, № 8, с.47−50.
  140. Н.М. Школьнику о современной технике в животноводстве. М.: Просвещение, 1980. — 56 с.
  141. Г. Я., Буховцев Б. Б. Физика. Учебник для 10 классасредней школы. М.: Просвещение, 1980. — 320 с.
  142. Народное хозяйство СССР. 1922−1982. Юбилейный статистическийежегодник. / ЦСУ СССР. М.: Финансы и статистика, 1982. — 624 с.
  143. Научно-техническая революция и использование ее достиженийв условиях развитого 'социализма / Под ред. проф. Ка-маева В.Д. и др. М.: Высшая школа, 1978. — 176 с.
  144. И.М. Задачи по физике с техническим содержанием: Пособие для учащихся / Под ред. А. В. Перышкина. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1980. — 96 с.
  145. И.Н. Экономические и педагогические проблемы профориентации. Киев: Радянска школа, 1976. — 78 с.
  146. М.С. Механизация работ на животноводческих фермах:учебное пособие для ССПТУ 2-е изд., — М.: Высшая школа. 1982. — 400 с.
  147. В.А., Проказа А. Т. Отбор и методика использования производственно-технического материала при обучении физике. Физика в школе, 1982, В 5.
  148. В.П. К вопросу о сущности и структуре профориентации. Советская Педагогика, 1972, J? 7, с.20−24.
  149. Педагогика- Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. /Подред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение. 1983. — 608 с.
  150. Педагогическая практика: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / В. К. Розов, В. С. Морозова и др. Под ред. В. К. Розова. М.: Просвещение. 1981. — 160 с.
  151. А. А. Методика как наука. Советская педагогика,
  152. М., 1978, № 12, с. II5−120.
  153. А.А. Средний балл: процент и статистика. Советскаяпедагогика, М., 1980, № 12. стр.71−77.
  154. К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972.312 с.
  155. Планирование учебного процесса по физике в средней школе. /
  156. Л.С.Хижнякова, Н. А. Родина, Х. Д. Рошовская и др.: Под ред. Л. С. Хижняковой. М.: Просвещение, 1982. — 224 с.
  157. Политехнический словарь. М.: 1980, Издательство «Советскаяэнциклопедия» изд. 2-е глав. ред. академик А.Ю.Ишлин-ский. 656 с.
  158. Политехнический принцип в обучении основам наук в среднейшколе. / Под ред. дейст. члена АПН СССР Д. А. Эпштейна. М.: Просвещение, 1979. — 151 с.
  159. Программа восьмилетней и средней школы. Физика, астрономия.- М.: Просвещение, 1983. 48 с.
  160. Программы педагогических институтов. Общая физика, теоретическая физика, методика преподавания физики и др. -М.: Просвещение, 1979. 104 с.
  161. М.А. Советская школа сегодня. Коммунист, М.: 1979,9, с.20−21.
  162. Н.А. Система профориентационной работы учителя физики в средней школе. Автореф. дис.. канд.пед.наук.- Киев, 1975. 19 с.
  163. Политехническое образование в школе на современном этапе.
  164. Сборник научных трудов под ред. П. Р. Атутова.: 1981.
  165. В.Г. Преподавание физики на новый уровень. Народное образование, 1980, $ 8, с.45−47.
  166. В.Г. Политехнический принцип в преподавании физики. М.: Советская педагогика, 1975,? 3.
  167. В.Г. Важнейшие направления совершенствования преподавания физики в школе. Физика в школе, 1978, № I, с.3−8.
  168. В.Г. Развитие творческих способностей учащихсяв процессе обучения физике. Пособие для учителей. -М.: Просвещение. 1975. 272 с.
  169. Л.П. Ознакомление учащихся средней школы с физическими основами теплоэнергетики в плане политехнического образования: Автореф. Дис.. канд. пед. наук. -М., 1965. 16 с.
  170. А.Д. Профессиональная ориентация учащихся в советской школе. Учебное пособие. Челябинск, 1974. 333 с.
  171. И. В комиссии ШЕСКО по вопросам профессиональнойориентации и профессиональной консультации. Советская педагогика, 1971, 3, с. 156−158.
  172. К.Е. Социальные резервы сельского трудового коллектива. Социол. исследования, 1977, В I.
  173. Трудовое политехническое обучение в средней школе. / Сб.статей. Под ред. К. А. Ивановича и Д. А. Этптейна. М.: Педагогика, 1972. — 239 с.
  174. М.Е. Качественные задачи по физике в среднейшколе. М.: Просвещение, 1972. — 240 с.
  175. М.Х. Выбор профессии как социальная проблема. М.:1. Мысль, 1975. 198 с.
  176. Ю.С. Подготовка студентов педвуза к осуществлениюна материале производственно-технологической практики): Автореф. Дис.. канд. пед. наук. -М., 1977. 19 с.
  177. В.В. К методике преподавания молекулярной физики в1. классе по новой программе. Физика в школе, М., 1973, $ 5, с.28−35.
  178. В.В. Сборник задач по физике для строителей. М.-
  179. Высшая школа, 1976. 120 с.
  180. А. В. Завьялов В.В. О систематизации знаний учащихсяв процессе обучения физике. Физика в школе. М., 1976, & I, с.44−45.
  181. А.В. Влияние системы самостоятельных работ на формирование у учащихся научных понятий. Автореф. дис.. докт. пед. наук. Л., 1970, — 60 с. — В надзаг. Ленинград. гос. пед. ин-т им. Герцена.
  182. А.В. и др. Связь преподавания физики с сельскохозяйственным производством. М.: Просвещение. 1976, изд. 2-е. — 191 с.
  183. Физический энциклопедический словарь. М.: 1983. -9Мс.
  184. В.А. Научно-техническая революция и содержаниешкольного физического образования. В кн.: Методика обучения в школах СССР и ГДР. М., 1978, с.47−49.
  185. В.А. Новое в инженерном образовании: Физика и еероль. Современная высшая школа. М., 1974 $, $ 1(5), с.109−118.
  186. Р. и др. Лекции по физике. Пер. с англ. / Под общ.ред.
  187. Я.А.Смородинского. М.: Мир, 1977, изд. 3-е, тт.1−2.- 439 е.- 1978, тт. 8−9. 524 с.
  188. В.Н. и др. Межпредметные связи. М.: Педагогика, 1972. 83 с.
  189. Физика и научно-технический прогресс: Пособие для учителей
  190. В.Г.Разумовский, А. Т. Глазунов, В. А. Фабрикант и др.- М.: Просвещение, 1980. 159 с.
  191. Формирование коммунистического мировоззрения школьников. /
  192. Под ред. Э. И. Моносзона. М.: Педагогика, 1978. -104 с.
  193. Фундаментальные и прикладные исследования в условиях НТР.
  194. Новосибирск: Наука, 1978. 352 с.
  195. В.М. Вопросы теории и практики профориентации в средней школе. М.: Педагогика, 1972. 248 с.
  196. Л.С. Использование хрестоматийного материала науроках физики в УШ классе. Физика в школе. М., 1975, JS 4, с.37−42.
  197. Н.Ф. Совершенствование методики изучения физики в9.10 классах сельской школы на основе использования электронных устройств и электротехнологии сельскохозяйственного производства. Автореф. Дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1982. 20 с.
  198. . Связь курса физики средней школы с вопросами комплексной механизации сельского хозяйства. Автореф. дис.. канд.пед. наук. Ташкент, 1975. 25 с.
  199. В.В. Психологические вопросы профессиональной ориентации школьников. Советская педагогика, 1974, $ 6, с.94−103.
  200. Н.Н. Политехнический принцип профессиональной ориентации в средней общеобразовательной школе. Советская педагогика, 1975, № 3, с. 82−87.
  201. Человек наука — техника (Опыт марксистского анализа научно-технической революции). М.: Политиздат, 1973. -366 с.
  202. A.M. и др. Сборник задач и упражнений по физикедля подготовки рабочих энергетических профессий. -М.: Высшая школа. 1976. 119 с.
  203. Л.И. Социально-правовые вопросы профориентации молодежи. Л.: изд-во Ленингр. ун-та, 1976. — 62 с.
  204. С.М. Политехническое обучение. М.: Изд-во АПН1. РСФСР, 1956. 728 с.
  205. Н.Ш. Теория и практика подготовки студентов к работепо профориентации школьников. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. докт. пед. наук. (13.00.01). М., 1983. -42 с. В надзаг.: АПН СССР, НИИ общ. педагогики.
  206. Н. Подготовка студентов к работе по профориентациисельских школьников. Ташкент «Укутувчи», 1979, -280 с.
  207. С.Я. Политехническое обучение в преподавании электродинамики. Физика в школе. М., 1975, № 6, с.20−28.
  208. С.Г. Политехническое обучение в советской школена современном этапе. М.: Изд-во АПН РСФСР. 1958. — Г74 с.
  209. В.Ф. Куда и как исчезали тройки: М.: Педагогика.1979. 134 с.
  210. Н.М. Физика: Молекулярная физика. Электричество.
  211. М.: Высшая школа, 1977, ч.1. 280 с.
  212. Н.М. Физика: Колебания и волны. Оптика. Строениеатома. М.: Высшая школа, 1977, ч.П. 304 с.
  213. Н.М. Элементарный курс физики: Основы молекулярнойфизики и электродинамики. (Экспериментальный учебник для 9 класса средней школы). М.: Просвещение, 1979, ч.П. — 256 с.
  214. Шахмаев Н. М, Каменецкий С. Е. Демонстрационные опыты поэлектродинамике. М.: Просвещение, 1973. — 352 с.
  215. О.Д. и др. Межпредметные факультативы. Школа и производство, М., 1978, № 5.
  216. Л.М. Подготовка будущего учителя к профессиональной ориентации учащихся. Автореф. дис.. канд. пед. наук. Воронеж. 1976. — 21 с.
  217. В.Н. Социологические опыты. М.: Мысль, 1970. — 288 с.
  218. Е.Д. Связи естественных наук и производства в предметах естественно-математического цикла. Советская педагогика, М., 1975, $ 3, с.24−29.
  219. Э.Е. Основы методики преподавания механики в среднейшколе. Автореф. дис.. докт.пед.наук. М., 1977. -32 с.
  220. Э.Е., Преподавание механики в курсе физики среднейшколы. М.: Просвещение, 1971. — 160 с.
  221. Э.Е. Политехническое обучение школьников в преподавании механики. Физика в школе. М., 1975, J5 4, с. 19−23.
  222. Просим Вас ответить на вопросы анкеты, касающиеся преподавания физики в сельской школе.
  223. Какие организационные формы занятий и методы обучения Вы применяете для повышения эффективности изучения физики в связи с политехническим обучением и профориентации?
  224. Проводите ли Вы ориентацию учащихся на сельскохозяйственные профессии в процессе преподавания физики?
  225. Проводите ли Вы профориентационную работу на внеклассных и внешкольных мероприятиях? а) Провожу систематически- б) провожу эпизодически- в) не провожу.
  226. Благодарим за Ваши ответы.6UO —1. АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
  227. Просим Вас ответить на следующие вопросы анкеты.
  228. Кем бы Вы хотели стать после окончания школы? а) работать механизаторомб) работать учителем на селев) работать врачом на селег) работать в сфере бытового обслуживания на селе
  229. Назовите лучших тружеников сельского хозяйства в своем селе, района, области
  230. Какой факультатив Вы посещаете?
  231. Ваше любимое занятие в свободное время
  232. Какую профессию Вы выбрали или думаете выбрать после окончания школы?
  233. Когда и как пробудился у Вас интерес к этой профессии?
  234. Что советуют Вам родители?
  235. АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ Уважаемый товарищ!
  236. Вам предлагается указать, какие из перечисленных в анкете факторов в наибольшей степени влияют на Ваш интерес к массовым сельскохозяйственным профессиям. Против каждого из перечисленных факторов следует поставить й, цифру.
  237. Наиболее значимый обозначается цифрой № I, а далее по порядку уменьшения степени значимости, обозначить цифрами (2,3,4 и т. д.) остальные факторы:
  238. Название факторов Цифровое обозначение1. Учебный предает Учитель
  239. Внеклассные мероприятия Семья1. Телевидение, радио
  240. Благодарим за Ваши ответы.1. Программа спецкурсапп1. Содержание темы1. Количество часов1. Примечание
  241. Введение. Основные положения марксистско-ленинской теории политехнического образования
  242. Реализация политехнического принципа в преподавании физики в условиях современного НТП
  243. Некоторые особенности преподавания физики в сельской школе
  244. Система профориентационной работы учителя физики средней школы
  245. Использование профориентационного политехнического материала: а) в процессе объяснения физических явлений и закономерностей-б) при решении физических задачв) в процессе подготовки и проведении производственных экскурсий.2
Заполнить форму текущей работой