Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование системы государственной поддержки малого и среднего бизнеса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В результате исследовательской работы, на основе опыта других государств и опыта реализации различных программ в Таджикистане, предлагается авторскую концепция улучшения механизма государственной поддержки сектору. Концепция основана на базе элементов двух типов: базовые (формируются на республиканском уровне на основе предложений региональных и муниципальных органов власти… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
    • 1. 1. Социально-экономическая природа малого и среднего бизнеса и необходимость регулирования предпринимательской деятельности
    • 1. 2. Необходимость государственной поддержки малого и среднего бизнеса
    • 1. 3. Программы поддержки малого и среднего бизнеса в системе государственного регулирования
  • Глава 2. АНАЛИЗ ОПЫТА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
    • 2. 1. Оценка масштабов развития малого и среднего бизнеса в Республике Таджикистан
    • 2. 2. Роль некоммерческих организаций в развитии предпринимательских структур Республики Таджикистан
    • 2. 3. Зарубежный опыт государственной поддержки малого и среднего бизнеса. Возможности его применения в Таджикистане
  • Глава 3. ПУТИ СОЗДАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
    • 3. 1. Формирование правовой среды и инфраструктуры поддержки малых предприятий в Таджикистане
    • 3. 2. Совершенствование основных форм государственной поддержки предприятий сектора малого и среднего бизнеса в Таджикистане
    • 3. 3. Разработка новых методов и инструментов государственной поддержки малого и среднего бизнеса

Формирование системы государственной поддержки малого и среднего бизнеса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена объективно значимой ролью предприятий сектора малого и среднего бизнеса в развивающейся рыночной экономике, формирование которой на современном этапе осуществляется и в Таджикистане.

Таджикистан — небольшая страна в Центральной Азии, в течение семидесяти лет была частью Советского Союза. Все это время в республике, как и в других частях большой страны, применялась командно-административная система в экономике. В 1991 г. Таджикистан объявил о независимости и провозгласил себя страной, стремящейся к созданию рыночной экономики, однако действительное развитие частного сектора началось лишь после 1997 г., когда в стране завершилась гражданская война. Развитие малого бизнеса сейчас декларируется как одно из основных направлений курса рыночных реформ, условий оживления экономики, подъема производства, увеличения занятости.

В рыночно ориентированных экономиках переходного периода развитие сектора малого и среднего бизнеса сопряжено как с большими надеждами, так и с рядом трудностей. Сложно представить подъем уровня жизни или достижение социально-экономической стабильности без здорового роста в этом секторе. Таджикистан в этом смысле не является исключением. В настоящее время в стране большинство крупных государственных предприятий или предприятий, ранее бывших такими, пребывают в стагнации, однако в секторе малого и среднего бизнеса наблюдаются успешные изменения, но пока недостаточные для существенного улучшения экономической ситуации в стране.

Международный опыт свидетельствует, что если государственные институты не участвуют в развитии малого и среднего бизнеса, он не способен достичь определенных результатов, при этом дальнейшее его развитие далеко не гарантировано. Полноценно развиваться малый и средний бизнес может лишь при наличии ряда условий, которые не могут быть сформированы без вмешательства государства, поскольку абсолютное большинство из них напрямую или косвенно зависит от решений, которые могут быть приняты только руководством страны.

В большинстве развитых и развивающихся странах с рыночной экономикой сектор малого и среднего бизнеса участвует в создании значительной доли ВВП (более 50%) и обеспечивает рабочими местами большую часть населения (50−70% экономически активного населения). Главными факторами роста количества малых и средних предприятий в развивающихся странах являются активная государственная поддержка, формирование действенной инфраструктуры и сокращение административных барьеров, мешающих развитию малых предприятий.

Статистика последних лет свидетельствует о том, что количество субъектов малого и среднего бизнеса в Таджикистане растет, а сам сектор развивается. Тем не менее он обеспечивает всего лишь около трети ВВП, что существенно ниже, чем в развивающихся странах региона и развитых государствах.

Отсутствие профильного закона поддержки сектора малого и среднего бизнеса, затрудненный доступ к заемным источникам финансирования, административные барьеры на пути развития предпринимательства, отсутствие налоговых преференций для действующих или создающихся предприятий сектора малого и среднего бизнеса и другие проблемы, связанные с принятием решений на государственном уровне, препятствуют эффективному развитию сектора в Республике Таджикистан. Однако потенциал в Таджикистане для развития малого и среднего бизнеса в республике имеется.

В настоящее время в промышленном секторе республики около 80% заводов и фабрик не функционируют, а вновь созданные предприятия развиваются очень медленно и не удовлетворяют даже потребности внутреннего рынка. Таджикистан исторически является страной с аграрно направленной экономикой. Хлопок-сырец и сухофрукты — основные экспортные товары, но в силу природных катаклизмов и проблем в дехканских (фермерских) хозяйствах аграрный сектор находится в стагнации. Основной проблемой сектора реальной экономики являются дорогие кредиты. Средняя кредитная ставка составляет 30% годовых, что тормозит развитие предпринимательства. Более того, отсутствуют инструменты финансовой поддержки предпринимательства со стороны государства, такие как субсидирование, льготное кредитование и др.

Наряду с достаточно глубокой проработанностью, имеют место дискуссионность, а в отдельных случаях и противоречивость подходов к решению проблемы государственной поддержки предпринимательства.

Таким образом, тема повышения эффективности развития малого и среднего предпринимательства в целом и в Таджикистане, в частности, является научно-практической, востребованной экономической наукой и практикой, что и предопределяет актуальность диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы исследования. Методологической и теоретической основой работы явились научные исследования российских, таджикских и зарубежных ученых по проблемам, связанным с деятельностью малых и средних предприятий, системой государственной поддержки сектора малого и среднего бизнеса.

Тем не менее в обширных публикациях по предпринимательству нет единства взглядов на сущность этой категории. Экономическая наука не дает ответа по поводу четких критериев и определений малого и среднего бизнеса, что осложняет понимание его места, роли и функций в социально-экономических отношениях.

В последние 10−15 лет проблемы развития малого и среднего бизнеса неизменно находятся в центре внимания экономической науки. Вопросам государственной поддержки малого и среднего предпринимательства посвятили свои работы такие ученые-экономисты, как A.B. Андреев, P.P. Бабаджанов, Бахти Р. М, И. Ю. Беляева, А. О. Блинов, Е. И. Бухвальд, С. Ю. Вайнштейн, Р. Ф. Джураев, Б. Ф. Зайцев, A.M. Илолов, A.A. Каюмов,.

Ю.Я. Кочеврин, Ю. Х. Маджитов, Р. Т. Маликов, И. С. Орлова, В. К. Поспелов, В. К. Раджабов, Е. А. Резникова, Ю. А. Ровенский, И. К. Рахимов, И. К. Сальников, Э. Р. Сафаров, Л. Э. Слуцкий, Б. М. Смитиенко, Х. Ф. Умаров, В. Ю. Фадеев,.

A.A. Шулус, Ю. В. Щербатых М.Р. Царегородцева, М. А. Эскиндаров,.

B.М. Яковлев, И. И. Юсупова и другие.

За рубежом над этой проблемой работали: П. Белтон, Т. Берглундт, Дж. Берджест, П. Бессон, М. Вебер, Д. Гросс, П. Дракер, В. Зомбарт, Р. Кан-тильон, Ж. Лекордье, А. Маршалл, Дж. Пирс, Н. К. Сирополис, Е. Стейли, Д. Филипс, Ф. Хайек, Д. Халл, Й. Шумпетер.

Многие из указанных выше авторов рассматривали в своих трудах отдельные аспекты государственного регулирования предпринимательства, однако основополагающие комплексные исследования, связанные с политикой и механизмом государственной поддержки малого и среднего бизнеса, в экономической литературе отсутствуют. Более того, нет анализа успешных программ развития малого и среднего бизнеса в странах со схожим географическим и экономическим положением, которые можно было бы адаптировать к таджикской экономике.

Необходимость решения проблем, связанных с научным обоснованием и разработкой практических рекомендаций по реализации системы государственного регулирования и поддержки предпринимательства определяет цели и задачи исследования.

Целью диссертационного исследования является развитие теоретико-методологической базы формирования механизма государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Республике Таджикистан, разработка рекомендаций по его внедрению. Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

— уточнить понятийный аппарат в области государственной поддержки малого и среднего бизнеса;

— исследовать в теоретическом плане современные формы и методы государственной поддержки малого и среднего бизнеса;

— проанализировать эффективность применяемых в Республике Таджикистан инструментов, государственного регулирования малого и среднего бизнеса;

— проанализировать формы и методы государственной поддержки малых и средних предприятий в зарубежных странах, аналогичных по своему экономическому и территориальному положению (Боливия, Словакия, Армения, Кыргызстан), и определить возможности их использования в Республике Таджикистан;

— сформулировать и научно обосновать концепцию формирования системы государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Республике Таджикистан.

Объектом исследования являются предприятия малого и среднего бизнеса в Республике Таджикистан.

Предметом исследования являются формы, методы и механизм-государственной поддержки малых и средних предприятий.

Информаъщонной базой исследования послужили официальные данные Государственного комитета статистики Республики Таджикистан о социально-экономическом развитии Таджикистана, Центра стратегических исследований при Президенте Республики Таджикистан, положения законодательных актов Республики Таджикистан, исследования предпринимательской среды и инвестиционного климата, проведенные рядом международных организаций (Всемирный банк, международная финансовая корпорация), государственные и муниципальные программы поддержки и развития, малого и среднего бизнеса, материалы научно-практических конференций, посвященных вопросам функционирования предприятий малого и среднего бизнеса и их государственной поддержки в Таджикистане и зарубежных странах, а также статистические данные о состоянии малого и среднего бизнеса в отдельных зарубежных странах и др.

Научная новизна проведенного исследования заключается вследующем: по специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: экономика предпринимательства:

— уточнен понятийный аппарат в. области государственной поддержки малого и среднего бизнеса, выявлены качественные и количественные критерии отнесения экономических субъектов к малому и среднему бизнесу;

— даны рекомендации по формированию механизма государственной поддержки малого и среднего бизнеса с учетом: интересов' всех участников сцелью достижения определенного баланса, поскольку активное лоббирование интересов неправительственных организаций и союзов мешают развитию коммуникаций и препятствуют созданию эффективной инфраструктуры государственного сектора малого и среднего бизнеса;

— предложены эффективные методы и инструменты государственной поддержки малого и среднего бизнеса в современных условиях, в частности применение сельскохозяйственных кластеров, бизнес-инкубаторов, технологических центров, и т. д.- по специальности 08.00.14 — Мировая экономика:

— на основании сравнительного анализа состояния государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Республике Таджикистан и в различных государствах со схожей экономической ситуацией и территориальным расположением, изучения успешно применяющихся государственных программ в отношении сектора малого и среднего бизнеса разработаны и научно обоснованы конкретные рекомендации: по использованию зарубежного опыта инновационного развития субъектов малого и среднего бизнеса, а также их информационной поддержки;

— на основании анализа современного состояния сектора малого и среднего бизнеса Республики Таджикистан и опыта его государственной поддержки, предложен к использованию механизм развития малого' и среднего бизнеса, позволяющийэффективно задействовать различные инструменты государственной поддержки, в том^ числе финансово-кредитные, экономические, социальные, и другие.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования. Теоретической базой, исследования, послужили труды зарубежных, российских и таджикских ученых по вопросам развития государственной 8- ¦ • поддержки предпринимательства, устойчивого развития государственных и муниципальных программрезультаты исследований научно-исследовательских институтов, вузов, материалы и рекомендации международных семинаров и симпозиумов, научно-практических конференций. Теоретическая значимость научных результатов заключается в том, что основные выводы и положения диссертации развивают теоретико-методологическую базу формирования механизма государственной поддержки малого и среднего бизнеса, адаптируя ее к таджикским условиям.

Практическая значимость данного исследования состоит в том, что полученные на его основе результаты и выводы могут быть использованы как органами государственной власти, так и региональными структурами управления при формировании и реализации государственной политики по поддержке и развитию малых и средних предприятий в приоритетных секторах экономики, а также при разработке конкретных программ по поддержке и стимулированию развития малых и средних предприятий, формированию инфраструктуры поддержки.

В результате проведенного исследования сформулированы практические рекомендации по совершенствованию в Республике Таджикистан:

— финансово-кредитной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса;

— системы налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса;

— инновационной деятельности субъектов малого и среднего бизнеса;

— информационной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса;

— подготовки кадров для малого и среднего бизнеса;

— содействия интеграции малого и крупного бизнеса;

— государственной инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса;

— развития негосударственных структур поддержки малого и среднего бизнеса.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Научное исследование выполнено в рамках научно-исследовательских работ ФГОБУВПО «Финансовый университет при Правительстве.

Российской Федерации", проводимых в соответствии с общеуниверситетской комплексной темой «Пути развития финансово-экономического сектора России», по кафедральной подтеме «Проблемы государственного управления в современной России».

Основные теоретические и практические предложения, выводы и рекомендации диссертационного исследования были представлены в выступлениях автора на Третьей и Четвертой Всероссийских научно-практических конференциях «Система государственного и муниципального управления: проблемы и перспективы развития», а также на Пятой и Шестой Международных конференциях «Корпоративная социальная ответственность и этика бизнеса», проведенных в ФГОУВПО «Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации», на бизнес-форуме таджикистанских и индийских предпринимателей в сентябре 2009 г., на бизнес-форуме таджикистанских предпринимателей и предпринимателей г. Харькова (Украина) в ноябре 2010 года.

Выводы и основные положения диссертации используются в практической деятельности Департамента экономического развития Посольства Республики Таджикистан в Российской Федерации и способствуют развитию частно-государственных и международных отношений.

Механизм поэтапной разработки программ поддержки и развития малого и среднего бизнеса применительно к Республике Таджикистан, разработанный в диссертации, используется в Союзе предпринимателей и экспортеров Республики Таджикистан. Данные предложения включены и активно применяются в проекте развития предпринимательства, подготовленные Координационным Советом при Президенте Республики Таджикистан.

Материалы исследования используются в учебном процессе ФГОУВПО «Финансовый университет при Правительства Российской Федерации» на кафедрах «Государственное, муниципальное и корпоративное управление» и «Мировая экономика и международный бизнес», при чтении учебных дисциплин «Опыт государственного и муниципального управления за рубежом», «Теория и практика взаимодействия бизнеса и властных структур», «Мировая экономика», «Международные экономические отношения».

Публикации. По теме диссертации опубликованы семь печатных работ общим объемом 2,34 п.л. (авторский объем 2.34 п.л.). Три статьи общим объемом 1.2. п.л. (авторский объем 1.2. п.л.) опубликованы в журналах, определенных ВАК.

Структура диссертационной работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав и заключениясодержит 160 страниц основного текста (18 таблиц, 17 рисунков).

Список литературы

включает 180 наименований трудов российских таджикских и зарубежных авторов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В рамках выполнения диссертационного исследования проведена работа по определению сущности понятия «малый и средний бизнес» и анализу различных классификаций критериев отнесения к малым и средним предприятиям.

Проанализированы функции и роль малых и средних предприятий в экономике развитых и развивающихся стран, сущность и понятие механизма государственной поддержки малых и средних предприятий, а также классификация основных элементов сектора.

В ходе исследования выявлено, что в современной таджикской, российской и зарубежной экономической литературе отсутствует единство по вопросу трактовки и применения термина «малый и средний бизнес». Отмечено, что сущность и понятие малого и среднего бизнеса меняются с течением времени, так как происходит определенная эволюция предприятий сектора малого и среднего бизнеса из уникальных единичных в систематически обновляющийся традиционный сектор рыночной экономики.

Предложено следующее определение понятия «малое предприятие» -самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, функционирующий во всех отраслях экономики, отличительными признаками которого являются ограничения, касающиеся численности работающих и объемов хозяйственной деятельности".

Исследованы теоретические основы воздействия государства на малый и средний бизнес, изучен опыт реализации и успехов различных государственных и муниципальных программ поддержки малого и среднего бизнеса, применявшихся в последнее время в мире.

Анализ нынешнего положения развития сектора малого и среднего бизнеса в Таджикистане показал, что формирование и развитие предпринимательства в Республике Таджикистан проходит параллельно с реформированием других сфер экономики и неразрывно связано с результатами этого процесса. Оно связано с особенностями уклада жизни населения, его деловой активностью, направлениями экономических реформ. Поэтому роль предпринимательства в реформировании экономики Республики Таджикистан огромна.

Несмотря на то, что предпринимательство в Республике Таджикистан развивается в условиях слаборазвитой рыночной инфраструктуры, слабой государственной поддержки и отсутствия свободной конкурентной среды, уже сегодня можно отметить, что предпринимательство является заметным социально-экономическим феноменом, важным фактором движения экономики Таджикистана к частному капиталу. В правительстве страны это понимают и пытаются способствовать развитию сектора, однако в бюджете страны не всегда есть на это средства.

Республика Таджикистан и другие страны, оказавшиеся в состоянии глубокого экономического кризиса, в стремлении выйти из него вынуждены были обратиться к рыночной системе хозяйствования. В этой связи важно осознать, что при всем обилии экономических сценариев и программ поддержки рыночной экономики, по сути, выбор не так уж велик, как может показаться, и сводится к выбору между усилением и сокращением государственного регулирования экономики, иначе говоря, административного контроля над экономикой. Никакие акции по поддержке малого бизнеса в приемлемой форме не могут быть результативны, если не будет соответствующей социально-экономическим реалиям рыночной экономики законодательной базы.

В ходе изучения процесса влияния негосударственных структур поддержки сектора был сделан вывод о том, что работающие в секторе неправительственные организации и союзы готовы лоббировать интересы малого и среднего бизнеса часто на уровне правительства. Однако потенциал развития таких негосударственных организаций весьма ограничен в финансовом плане. Эти организации сегодня осуществляют практически всю свою деятельность за счет грантов от международных организаций и правительств стран «западного мира», и прекращение финансовых вливаний может, с существенной долей вероятности, полностью остановить работу большинства таких организаций.

В диссертационном исследовании обоснованы и предложены приоритетные аспекты государственной поддержки предпринимательской деятельности. Основными задачами государственной системы поддержки предпринимательства являются: принятие системы законов, направленных на правовое обеспечение рыночной экономики, предпринимательства как ее составной части, а также внесение необходимых изменений в действующее законодательство.

Для системного решения задач исследования изучены и проанализированы различные государственные программы поддержки сектора малого и среднего бизнеса, применяющиеся в других государствах. На основе полученных данных впервые проведен всесторонний анализ возможностей применения программ поддержки сектора, успешно апробированных в других государствах, в Республике Таджикистан. Впервые приведены практические рекомендации по выполнению конкретных задач.

В результате исследовательской работы, на основе опыта других государств и опыта реализации различных программ в Таджикистане, предлагается авторскую концепция улучшения механизма государственной поддержки сектору. Концепция основана на базе элементов двух типов: базовые (формируются на республиканском уровне на основе предложений региональных и муниципальных органов власти и общественно-политических объединений, поддерживающих развитие малого и среднего бизнеса), определяющие в целом благоприятные условия осуществления предпринимательской деятельностипеременные, определяющие основные формы адресной или индивидуальной государственной поддержки порядок и процедура оказания поддержки разрабатываются на региональном и муниципальном уровне).

В результате проведенного исследования подготовлены практические рекомендации по улучшению:

— системы развития финансово-кредитной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в Республике Таджикистан;

— системы налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса в Республике Таджикистан;

— системы для развития инновационной деятельности субъектов малого и среднего бизнеса в Республике Таджикистан;

— системы информационной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в Республике Таджикистан;

— системы развития подготовки кадров для малого и среднего бизнеса в Республике Таджикистан;

— содействия интеграции малого и крупного бизнеса в Республике Таджикистан;

— системы государственной инфраструктуры поддержки малого бизнеса в Республике Таджикистан и путей ее совершенствования;

— системы содействия развитию негосударственных структур поддержки малого и среднего бизнеса в Республике Таджикистан.

В целом учет этих предложений теоретически позволяет и может значительно повысить эффективность государственного регулирования и поддержки сектора малого и среднего бизнеса в Таджикистане.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Республики Таджикистан (1994) Текст.: офиц. текст. [Закон РТ от 6 ноября 1994 г.]. Душанбе: Ирфон, 1994.
  2. Гражданский кодекс Республики Таджикистан Текст.: офиц. текст. [Закон РТ от 1 января 2000 г.: в ред. от 6 августа 2001 г. № 41, от 3 мая 2002 г. № 5, от 1 марта 2005 г. № 85, от 29 апреля 2006 г. № 180, от 12 мая 2007 г. № 247]
  3. Налоговый кодекс Республики Таджикистан Текст.: офиц. текст [Закон РТ от 3 декабря 2004 г. № 61: по состоянию на 21 июля 2010 г.]
  4. Таможенный кодекс Республики Таджикистан Текст.: офиц. текст [Закон РТ от 3 декабря 2004 года № 62: по состоянию на 6 октября 2008 г.]
  5. Кодекс Республики Таджикистан об экономическом судопроизводстве Текст.: офиц. текст [Закон РТ от 5 января 2008 г.]
  6. О банках и банковской деятельности в Республике Таджикистан Текст.: офиц. текст [Закон РТ от 23 мая 1998 г., № 650: в ред. Закона РТ от 2 декабря 2002 г. № 62, от 28 декабря 2005 г. № 133]
  7. О валютном регулировании и валютном контроле Текст.: офиц. текст [Закон РТ от 4 ноября 1995 г. № 112] // Садои мардум. 1995.
  8. О Национальном банке Таджикистана Текст.: офиц. текст [Закон РТ от 14 декабря 1996 г. № 383] // Вестник Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 1996
  9. Об иностранных инвестициях в Республике Таджикистан Текст.: офиц. текст [Закон РТ от 10 марта 1992 г. № 555: изм. и доп. от 1 февраля 1996 г., от 12 декабря 1997 г., от 11 декабря 1999 г. // Экономика и инвестиции. Путеводитель инвестора. — 2000. № 1
  10. Об обществах с ограниченной ответственностью Текст.: [Закон РТ от 10 мая 2002 г. № 53]
  11. О государственной защите и поддержке предпринимательства в Республике Таджикистан Текст.: [Закон РТ от 10 мая 2002 г. № 46]
  12. О залоге Текст.: офиц. текст [в ред. Закона РТ от 15 мая 1997 г. № 421, Закона РТ от 22 мая 1998 г. № 626)
  13. Об инвестиции Текст.: офиц. текст [Закон РТ от 12 мая 2007 г. № 260]
  14. Об акционерных обществах Текст.: офиц. текст [Закон РТ от 5 марта 2007 г. № 237: по состоянию на 12 января 2010 г.]
  15. Национальная стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2015 года Текст. (утв. Постановлением Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли РТ от 28.06.2007 № 704).
  16. Стратегия сокращения бедности в Республики Таджикистан на 2007— 2009 гг., Текст. (утв. Постановлением Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 28 июня 2007 г. № 703).
  17. О создании Консультативного Совета по улучшению инвестиционного климата при Президенте Республики Таджикистан Текст. Указ Президента Республики Таджикистан от 19 декабря 2007 г. № 356.
  18. Выступление Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона на встрече с предпринимателями страны 15 января 2010 г. Текст. URL: www.president. tj/baromad/150 110
  19. Стратегия развития частного сектора Таджикистана на 2007—2010 гг. Текст. URL: http://www.adb.org/documents/translations/russian/Factsheets/TAJ -Fact-Sheet-RU.pdf
  20. Программа экономического развития Республики Таджикистан на период до 2015 года от 1 марта 2004 г. Текст. Душанбе, 2004
  21. Неформальная экономика в Таджикистане: Программа развития Организации Объединенных Наций Текст. Душанбе, 2008
  22. Программа Государственной поддержки малого и среднего предпринимательства Республики Армения на 2007 год. Текст. Ереван, 2006
Заполнить форму текущей работой