Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Системный подход к организационному обеспечению деятельности федеральных судов общей юрисдикции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Председатель Верховного Суда РФ В. М. Лебедев неоднократно подчеркивал злободневность проблемы: «Для эффективного осуществления правосудия необходимы соответствующие условия, обеспечение которых возложено на Судебный департамент при Верховном Суде РФ. Причем Судебный департамент — самостоятельная специальная структура в судебной системе. Основные направления его деятельности состоят в обеспечении… Читать ещё >

Содержание

ретико-методологические основы подхода к организационному обеспечению и федеральных судов общей юрисдикции. темного подхода к организационному обеспечению и федеральных судов общей юрисдикции. еские предпосылки организационного деятельности судов в России. санизмы системного подхода к организационному э деятельности федеральных судов общей юрисдикции.'

е обеспечение системного подхода к организации и федеральных судов общей юрисдикции.

Системный подход к организационному обеспечению деятельности федеральных судов общей юрисдикции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Задача построения в России правового государства требует коренных изменений в сфере осуществления правосудия — превращения его в действительно независимую и самостоятельную ветвь государственной власти1.

Президент РФ В. В. Путин подчеркивает, что становление современной демократической судебной системы является одной из главных составляющих развития страны как демократического государства. От уровня и качества работы судов сегодня напрямую зависят и социально-политическая обстановка внутри страны и, без всякого преувеличения, отношение к России в мире3.

Начавшиеся в стране экономические и политические реформы привели к изменению акцентов в деятельности суда — на первое место стали выходить вопросы правовой защиты и гарантий прав и свобод человека. Это, в свою очередь, должно было привести к расширению судебной юрисдикции и изменению устоявшихся правил судопроизводства по гражданским и уголовным делам, усилению в них демократических основ, расширению состязательности. В России началось становление самостоятельной и независимой судебной власти, способной в контексте системы сдержек и противовесов оказывать влияние на действия законодательной и.

1 О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2002;2006 годы / в ред. Постановления Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. № 49. // СЗ РФ 03.12.2001 № 49. Ст. 4623. Раздел 1 (первоначальный текст документа).

2 Путин В. В. Судебная система будет постоянно находиться в поле зрения руководства страны: Вступительное слово Президента России В. В. Путина на VI Всероссийском съезде судей // Судья. 2005. № 1. С. 5.

3 Путин В. В. От позиции Верховного Суда России зависит качество и содержание судебной реформы: Из выступления Президента Российской Федерации В. В. Путина на торжественном заседании, посвященном 80-летию Верховного Суда Российской Федерации, 24 января 2003 г. // Российская юстиция. 2003. № 3. С. 1. исполнительной властей, уравновешивать их, выступать в спорных случаях в качестве арбитра1.

Вместе с тем проблема обеспечения эффективной деятельности судебной власти как государственно-правового института, призванного удовлетворять потребности граждан, общества и государства в законном, справедливом, быстром разрешении споров, возникающих в процессе реализации прав и обязанностей субъектов правоотношений, до конца не решена.

Сегодня в организации деятельности судей имеет место ряд недостатков, негативно влияющих на процесс отправления правосудия. Нередко им приходится выполнять функции, которые без ущерба для качества работы могли бы быть делегированы помощникам и специалистам.

Уровень обеспеченности судов зданиями и их оснащенность не позволяют создать необходимые условия для внедрения новейших информационных технологий. Не соответствуют современным требованиям залы судебных заседаний, кабинеты судей и работников аппарата, что составляет угрозу безопасности лиц, причастных к осуществлению правосудия. Это существенно ограничивает доступность правосудия.

В соответствии с законодательством Российской Федерации материальное обеспечение судей, в том числе предоставление им достойного жилья за счет средств федерального бюджета, является одной из гарантий их независимости. Между тем большое количество судей, а также работников аппаратов судов в настоящее время не имеют жилья или нуждаются в улучшении жилищных условий.

Необходимость комплексного решения проблем, связанных с реформированием и развитием судебной системы, а также системы исполнения судебных решений, программно-целевым методом обусловлена объективными причинами, в том числе: большим значением эффективной.

1 Боровский М. В. Суды общей юрисдикции в Российской Федерации / «Черные дыры в российском законодательстве». 2001. № 1. С. 20−21. http://www.cfin.ru/press/black/2001;l/index.shtml работы органов правосудия для построения демократического правового государстватесной взаимосвязью процессов социально-экономического развития общества и сферы правосудиясложностью организационной структуры судебной системы, особыми требованиями к ее формированию и функционированиюмногообразием проблем, для решения которых необходимо выполнение значительных по объему и требующих длительных сроков реализации инвестиционных проектов и мероприятий.

В связи с этим особо актуализируется проблема организационного обеспечения судов общей юрисдикции. Она имеет свою специфику, обусловленную не столько многочисленностью названных судов (их количество исчисляется тысячами), сколько тем, что они, составляя основное звено российской судебной системы, занимаются рассмотрением и гражданских, и уголовных, и административных дел. Поэтому организационное обеспечение деятельности такой многофункциональной системы — сложная задача2.

Председатель Верховного Суда РФ В. М. Лебедев неоднократно подчеркивал злободневность проблемы: «Для эффективного осуществления правосудия необходимы соответствующие условия, обеспечение которых возложено на Судебный департамент при Верховном Суде РФ. Причем Судебный департамент — самостоятельная специальная структура в судебной системе. Основные направления его деятельности состоят в обеспечении финансирования судов, их кадровом и материально-техническом обеспечении. Говоря проще, это обязанность по созданию условий для нормальной работы каждого суда общей юрисдикции"3. «Комплексный подход к вопросам укрепления судебной власти, обеспечения верховенства закона и совершенствования правосудия отвечает интересам широких слоев.

1 Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2007 — 2011 годы. Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2006 г. № 583. Раздел 1.

2 Боровский М. В. Указ. соч. 2001. № 1. С. 20−21.

3 Лебедев В. М. Судебная реформа: итоги и перспективы // Российская юстиция. 2000. №Ц. с. 1. населения, развитию государства и общества и является существенным фактором устойчивого развития на современном этапе"1. «Главное назначение создаваемого федерального государственного органа (Судебного департамента при Верховном Суде РФ — прим. автора) .в том, чтобы он взял на себя все заботы судов общей юрисдикции по организационному обеспечению их деятельности, избавил судейский корпус страны от решения задач, отвлекающих от его высокого предназначения, вывел суд на л подобающее ему место в государстве и обществе» .

Реализация федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2002 — 2006 годы положила начало позитивным изменениям в деятельности судебной системы. Были приняты нормативные правовые акты, регламентирующие процедуры и меры, обеспечивающие защиту прав личности и доступность правосудия, увеличена численность судейского корпуса, административного и вспомогательного персонала судов общей юрисдикции и арбитражных судов, создана мировая юстиция, значительно повышена оплата труда судей. Решается проблема обеспечения судей служебными помещениями, а также улучшения материально-технического обеспечения судов и повышения уровня их информатизации.

Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2007 — 2011 годы (далее — Программа) призвана решить новые задачи, обусловленные стремлением России соответствовать мировым стандартам в области судопроизводства, а также развитием информационных технологий. Указанные задачи требуют комплексного подхода к их решению и существенных материальных затрат.

Программа предполагает комплексное решение проблем обеспечения доступности, открытости и прозрачности правосудия, повышения доверия общества к правосудию и эффективности рассмотрения дел, обеспечения.

1 Лебедев В. М. Совершенствование правосудия — существенный фактор устойчивого развития России // Российская юстиция. 2003. № 3. С. 4.

Настольная книга администратора суда общей юрисдикции / Под ред. В. М. Лебедева. -М.: Юристь, 2004. С. 5 независимости судей и повышения уровня исполнения судебных актов, а также создания условий для осуществления правосудия.

Вместе с тем налицо отставание теоретической мысли от позитивного опыта практики системного решения проблем, связанных с организационным обеспечением деятельности федеральных судов общей юрисдикции. В сложившейся ситуации научная разработка вопросов системного подхода к организационному обеспечению деятельности федеральных судов общей юрисдикции, рассмотрение механизмов данного процесса представляются весьма своевременными. Проблемы системного подхода к организационному обеспечению федеральных судов общей юрисдикции никогда еще не были предметом специального исследования.

Степень разработанности проблемы. Методология системного подхода явилась предметом исследования многих ученых: В. Г. Афанасьева, А. А. Богданова, Н. Винера, В. И. Кнорринга, Ю. В. Колесникова, В. Н. Садовского и др.

Особую ценность в контексте нашего исследования приобретают работы юристов, освещающие проблемы реформирования судебной системы в СССР и России: В. П. Божьева, А. Д. Бойкова, М. В. Боровского,.

A.А. Власова, Б. А. Галкина, К. Ф. Гуценко, А. П. Ипакяна, М. А. Ковалева,.

B.А. Лазаревой, В. М. Лебедева, В. Д. Малкова, И. Б. Михайловской,.

C. А. Пашина, И. Л. Петрухина, В. И. Радченко, Ф. М. Решетникова, В. А. Ржевского, В. П. Рябцева, В. М. Савицкого, Ю. И. Сидоренко и др.

Неоценимый вклад в разработку проблемы внесли руководители Судебного департамента при Верховном Суде РФ А. В. Гусев, Е. В. Васюков, Н. Ф. Кильмашкин, Ю. М. Органов, Г. Н. Осадчий и др.

При разработке механизмов системного подхода к организационному обеспечению деятельности федеральных судов общей юрисдикции основополагающими стали работы P.P. Алиуллова, С. С. Алексеева, Г. В. Атаманчука, Е. М. Бабосова, В. Б. Коробова, В. Н. Кудрявцева, Е. Г. Лукьяновой, Ж. Т. Тощенко, В. Н. Хропанюка, К. В. Шундикова и др.

Таким образом, определенные предпосылки системного подхода к организационному обеспечению деятельности федеральных судов общей юрисдикции в теории имеются. Однако в прямой постановке данная проблема не рассматривалась.

Объект исследования составляет организационное обеспечение деятельности федеральных судов общей юрисдикции.

Предметом исследования является системный подход к организационному обеспечению деятельности федеральных судов общей юрисдикции.

Гипотеза работы. Рассмотрение правовых и организационных механизмов системного подхода к организационному обеспечению деятельности федеральных судов общей юрисдикции вкупе с анализом имеющегося позитивного практического опыта в данном направлении позволит повысить эффективность отправления правосудия.

Цель исследования состоит в теоретической разработке проблемы системного подхода к организационному обеспечению деятельности федеральных судов общей юрисдикции как фактора повышения эффективности отправления правосудия.

Для достижения обозначенной цели нами реализованы следующие задачи:

— изучены теоретико-методологические основы системного подхода к организационному обеспечению деятельности судов общей юрисдикции;

— актуализированы исторические предпосылки организационного обеспечения деятельности судов в России;

— рассмотрены вопросы правового обеспечения системного подхода к организации деятельности федеральных судов общей юрисдикцииобоснована эффективность технологий программно-целевого проектирования в организационном механизме системного подхода к обеспечению деятельности федеральных судов общей юрисдикции;

— проанализированы федеральные целевые программы «Развитие судебной системы России» на 2002;2006, 2007;2011 гг. с позиций преемственности как фактора системного подхода к организационному обеспечению деятельности федеральных судов общей юрисдикции.

Методологическая база и методы исследования. В процессе исследования для научной интерпретации научных источников, юридического и эмпирического материала, выводов и предложений в диссертации реализованы системный, исторический и деятельностный подходы, актуализирован правовой и социологический инструментарий.

В ходе рассмотрения вопросов системного подхода к организационному обеспечению деятельности федеральных судов общей юрисдикции автор широко использовал теоретические положения истории и теории государства и права России, конституционного, административного и других отраслей права, социальной философии, социологии управления, теории систем и др.

Нормативную и эмпирическую базу исследования составили Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, Российской Федерации, регламентирующие организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции, а также нормативные и эмпирические материалы современной судебной реформы.

Научная новизна диссертации выражается в том, что в ней впервые исследованы правовые и организационные механизмы системного подхода к организационному обеспечению деятельности федеральных судов общей юрисдикции, что нашло выражение в следующем: обосновании необходимости системного подхода к организационному обеспечению деятельности судов общей юрисдикции, позволяющего дифференцировать цели, задачи, функции, структуру, механизмы исследуемого социального и правового явления, направленного на повышение эффективности отправления правосудияотслеживании эволюции организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции в России;

— конкретизации сущности и содержания механизма системного подхода к организационному обеспечению деятельности федеральных судов общей юрисдикции;

— определении места и роли технологии программно-целевого проектирования в системном подходе к организационному обеспечению деятельности федеральных судов общей юрисдикции;

— анализе федеральных целевых программ «Развитие судебной системы России» на 2002;2006, 2007;2011 гг. с позиций преемственности как фактора системного подхода к организационному обеспечению деятельности федеральных судов общей юрисдикции, направленного на повышение эффективности отправления правосудия.

Положения, выносимые на защиту:

I. Процесс организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции, являющийся компетенцией Судебного департамента, представляет собой систему институциональной природы, где правоотношения четко регламентируются существующими законами и нормативными актами.

Сущность системного подхода к организационному обеспечению деятельности федеральных судов общей юрисдикции проявляется как комплекс правовых, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение комплексных проблем в области отправления правосудия.

II. Вся система внутренних и внешних взаимоотношений и взаимосвязей судебной власти регулируется правом. В связи с этим важным условием системного подхода к организационному обеспечению деятельности федеральных судов общей юрисдикции является правовое обеспечение этого процесса.

Правовое обеспечение деятельности федеральных судов общей юрисдикции понимается как комплекс специальных мер, средств и способов, обладающих юридическим содержанием и нацеленных на упорядочение структуры и функций соответствующих обеспечивающих подразделений.

Его целью является совершенствование внутренних и внешних организационных связей и отношений, оптимизация внутриорганизационной структуры и функций, внедрение передовых методов работы, направленных на повышение эффективности отправления правосудия.

В содержательном отношении правовое обеспечение деятельности федеральных судов общей юрисдикции включает:

— правотворчество (формирование необходимых юридических норм, способствующих эффективному решению организационных проблем в сфере отправления правосудия);

— правовое регулирование — использование комплекса специальных мер, средств и способов, обладающих юридическим содержанием (норм права, актов реализации юридических прав и обязанностей, индивидуальных предписаний, правоотношений, регламентирующих организационное обеспечение деятельности федеральных судов общей юрисдикции).

Правовое обеспечение деятельности судов общей юрисдикции реализуется посредством правового механизма — комплексного системно организованного юридического средства, объективированного на нормативном уровне, стабильного по составу, необходимого и достаточного для достижения поставленной цели, определяющего специфику структуры и содержания организационного обеспечения деятельности федеральных судов общей юрисдикции и органа, его реализующего — Судебного департамента при Верховном суде РФ.

Эффективность перечисленных юридических феноменов определяется результативностью деятельности по отправлению правосудия, зависящей от характера применения и использования правовых средств, реализации субъектами деятельности своих прав и обязанностей. В этой связи актуализируется роль профессионального правосознания судей и сотрудников Судебного департамента как следствие приобретенного юридического образования, правового опыта, правового мышления и т. д. Основополагающую роль при этом играет принцип верховенства закона.

III. В механизме системного подхода к организационному обеспечению деятельности федеральных судов общей юрисдикции кроме комплекса правовых условий актуализируется роль организационных факторов (социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий), определяющих оптимальное построение и функционирование подразделений Судебного департамента и федеральных судов общей юрисдикции в целях решения системных проблем, направленных на повышение эффективности отправления правосудия.

Организационный механизм обеспечения деятельности федеральных судов общей юрисдикции представляет собой определенный организационный порядок, основанный на системе относительно стабильных целей, связей и норм, регулирующих внутренние и внешние, прямые и обратные организационные взаимодействия и отношения Судебного департамента и федеральных судов общей юрисдикции с представителями всех ветвей государственной власти и гражданского общества.

Содержание организационного механизма раскрывается в ходе осуществления мероприятий по созданию условий, необходимых для кадрового, организационного и ресурсного обеспечения отправления правосудия.

IV. Правовой и организационный механизм системного подхода к организационному обеспечению деятельности федеральных судов общей юрисдикции результативно реализуется в процессе разработки и внедрения технологий программно-целевого проектирования, самыми эффективными среди которых, как показала практика современного реформирования, являются федеральные целевые программы развития судебной системы России на определенный период времени. Названные технологии включают:

1) диагностику актуальных проблем судов общей юрисдикции, в том числе в аспекте организационного обеспечения деятельности, и обоснование необходимости их решения программными методами;

2) постановку целей и задач на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу, направленных на повышение эффективности отправления правосудия судами общей юрисдикции;

3) определение системы программных мероприятий, позволяющих реализовать поставленные цели и задачи;

4) конкретизацию ресурсного обеспечения программы;

5) актуализацию механизма реализации программы: конкретизацию этапов и контроля хода их выполнения;

6) выявление критериев оценки эффективности программы;

7) анализ основных результатов практического внедрения федеральной целевой программы;

8) формулирование выводов и предложений, направленных на дальнейшее совершенствование организационного обеспечения деятельности федеральных судов общей юрисдикции.

Системный подход, основанный на системном анализе исследуемых социальных и юридических явлений и процессов, предполагает цикличное повторение названных этапов при возникновении новых актуальных проблем, решаемых инструментарием программно-целевых технологий. Преемственность в разработке и реализации федеральных целевых программ «Развитие судебной системы России» является условием эффективности системного подхода к организационному обеспечению деятельности федеральных судов общей юрисдикции, направленного на повышение эффективности отправления правосудия.

Теоретическая и практическая значимость диссертации определяется тем, что в работе рассматривается ранее не исследованная область теории — системный подход к организационному обеспечению судов общей юрисдикции, являющийся условием повышения эффективности отправления правосудия. Настоящее диссертационное исследование восполняет данный пробел в науке.

Теоретическое и практическое значение рассматриваемой проблемы усиливается в контексте реализации третьего этапа судебной реформыфедеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007;2011 годы, предполагающей комплексное решение проблем обеспечения доступности, открытости и прозрачности правосудияповышение доверия общества к правосудиюэффективность рассмотрения делобеспечение независимости судейповышение уровня исполнения судебных актов, — то есть создание условий для эффективного осуществления правосудия.

Основные положения исследования могут быть использованы:

— в научно-исследовательской работе при дальнейшей разработке проблемы системного подхода к организационному обеспечению деятельности федеральных судов общей юрисдикции и судебной системы в целом как условия повышения эффективности отправления правосудия;

— в методической работе, направленной на пропаганду методологии системного подхода в контексте реализации продолжающейся судебной реформы.

Исследуемая проблема имеет важное практическое значение не только для обеспечения успешной деятельности по отправлению правосудия, повышения авторитета судебной власти, но и для содействия рациональному функционированию всей системы государственной службы, а в конечном итоге — решения задач, связанных с укреплением российской государственности. В связи с этим некоторые результаты диссертации можно трансформировать на другие звенья организационного обеспечения деятельности судебной системы и системы правоохранительных органов в целом.

Таким образом, разработка системного подхода к организационному обеспечению деятельности федеральных судов общей юрисдикции является не самоцелью, а средством повышения эффективности отправления правосудия.

Обоснованность и достоверность полученных результатов подтверждается применением методологий системного, деятельностного, исторического подходаиспользованием социологического и юридического инструментария в разработке вопросов системного подхода к организационному обеспечению деятельности федеральных судов общей юрисдикцииобеспечивается использованием большого количества эмпирического материала, иллюстрирующего характер реализации современной судебной реформы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические положения и практические рекомендации, изложенные в диссертационном исследовании, докладывались на научно-практических конференциях: Проблемы взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями по охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности (январь 2006 г., г. Москва) — Корпоративность, инновационность, социальная эффективность: IV Афанасьевские чтения (февраль 2006 г., г. Руза Московской обл.) — Современный экстремизм в Российской Федерации: особенности проявления и средства противодействия (июнь 2006 г., г. Москва).

Рекомендации и предложения, содержащиеся в материалах диссертации, используются в учебном процессе кафедрой теории и социологии управления органами внутренних дел Академии управления МВД России, в процессе профессиональной подготовки судей федеральных судов общей юрисдикции и государственных гражданских служащих системы Судебного департамента, внедрены в практическую деятельность Управления Судебного департамента в Кабардино-Балкарской Республике.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры теории и социологии управления Академии управления МВД России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Знание понятийного аппарата теории систем и системного подхода является обязательным условием повышения результативности и эффективности социальной теории и практики, в частности в сфере организационного обеспечения деятельности федеральных судов общей юрисдикции. При этом актуализируется значение овладения специальными знаниями, умениями, навыками и формирования профессионального мышления судей и сотрудников Судебного департамента, занимающихся организационным обеспечением деятельности федеральных судов общей юрисдикции. Наличие такого рода знаний и навыков является важнейшим показателем высокого уровня их организационной и правовой культуры.

Системный подход предполагает:

— восприятие объектов как целостных образований, обладающих системными качествами;

— познание их внутренней структуры с выявлением связей между компонентамиопределение общих системных функций и функций компонентов;

— выявление механизма, обеспечивающего интегрирование всех компонентов в единое целое;

— исследование коммуникаций с внешней средой и компонентами системы, частью которой они являются;

— изучение истории их возникновения и перспектив развития.

Системный анализ, будучи элементом системного подхода, представляет собой последовательность операций, образующих логическую цепь: цели — пути достижения целей — необходимые ресурсы. Осуществление системного анализа предполагает наличие необходимого и достаточного объема разнообразной информации. Системный анализ служит и средством упорядочения имеющейся информации, и источником получения новых сведений о состоянии системы, об альтернативных путях достижения целей, тенденциях развития и т. д.

В процессе анализа системного образования из всего многообразия связей взаимодействующих элементов выделяются наиболее значимые для данного объекта, непосредственно влияющие на его функционирование, развитие, решение поставленных перед ним задач и поддающиеся реальной, объективной оценке.

Привлечение инструментария данной методологии для рассмотрения системного подхода к организационному обеспечению деятельности судов общей юрисдикции позволяет дифференцировать цели, задачи, структуру, функции, механизмы исследуемого явления, проследить иерархию ее внутренних и внешних, прямых и обратных связей для решения общественно важной задачи, связанной с повышением эффективности отправления правосудия.

Системный подход к организационному обеспечению деятельности федеральных судов общей юрисдикции является не самоцелью, а важнейшим условием, определяющим повышение эффективности отправления правосудия.

2. Вся система внутренних и внешних взаимоотношений и взаимосвязей судебной власти регулируется правом. Системный подход к организационному обеспечению деятельности федеральных судов общей юрисдикции также невозможен без правового обеспечения, содействующего нормативному закреплению организационной структуры исследуемой социальной системы в целом и ее структурных подразделений, а также упорядочению их деятельности.

Правовое обеспечение деятельности федеральных судов общей юрисдикции понимается как комплекс специальных мер, средств и способов, обладающих юридическим содержанием и нацеленных на упорядочение структуры и функций соответствующих обеспечивающих подразделений.

В содержательном отношении оно включает:

— правотворчество (формирование необходимых юридических норм, способствующих эффективному решению организационных проблем в сфере отправления правосудия);

— правовое регулирование (использование комплекса специальных мер, средств и способов, обладающих юридическим содержанием и нацеленных на повышение эффективности отправления правосудия) — правовые средства (юридические нормы, индивидуальные предписания, определяющие правоотношения и регламентирующие организационные коммуникации судебной системы).

Важнейшее значение в данном контексте приобретает правовая деятельность (применение и использование правовых средств, реализация субъектами деятельности прав и обязанностей и др.), правовое сознание (представления о правовых явлениях), процесс формирования профессионального правосознания судей и сотрудников Судебного департамента (юридическое образование, приобретение правового опыта, правовое мышление и т. д.). Основополагающим в правовом обеспечении является принцип верховенства закона.

Правовое обеспечение деятельности судов общей юрисдикции реализуется посредством определенных правовых механизмов. Правовой механизм как комплексное системно организованное юридическое средство, объективированное на нормативном уровне, стабильное по составу, необходимое и достаточное для достижения конкретной цели, определяет специфику структуры и содержания организационного обеспечения деятельности федеральных судов общей юрисдикции.

Целью правового обеспечения деятельности судов общей юрисдикции является совершенствование внутриорганизационных отношений в судебной системе, внедрение передовых приемов и методов работы, оптимизация организационных структур, направленных на повышение эффективности процесса отправления правосудия.

3. Под организационным механизмом обеспечения деятельности федеральных судов общей юрисдикции мы понимаем организационные условия оптимального построения и функционирования системы на основе конкретизированных целей, задач, основных направлений, этапов и средств, обеспечивающих качественное отправление правосудия.

Процесс организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции, являющийся компетенцией Судебного департамента, представляет собой систему институциональной природы, где правоотношения четко регламентируются существующими законами и нормативными актами. Содержание системного подхода к организационному обеспечению деятельности федеральных судов общей юрисдикции раскрывается в ходе осуществления мероприятий по созданию условий, необходимых для правового, организационного, кадрового, и иного ресурсного обеспечения отправления правосудия. Организационный механизм системного подхода к нему проявляется как комплекс правовых, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих решение системных проблем в области повышения эффективности отправления правосудия.

Функция организационного обеспечения деятельности судов реализуется в процессе решения Судебным департаментом и его подсистемами следующих задач:

— научной разработки проблем, касающихся совершенствования организационного обеспечения деятельности федеральных судов общей юрисдикции;

— внесения в соответствующие органы государственной власти предложений по вопросам организации и реорганизации федеральных судов общей юрисдикции (создание новых судов, упразднение уже существующих судов, их передислокация, территориальная корректировка и др.);

— научной организации труда судей, администраторов, иных работников аппаратов судов, обеспечения их профессиональной и производственной дисциплины;

— обоснования предложений, касающихся увеличения или сокращения штатной численности судей;

— подбора кандидатов в судьи и проверки их профессиональных деловых и нравственных качеств;

— обеспечения деятельности экзаменационных комиссий, проверяющих уровень правовых знаний у кандидатов на судейские должности;

— подготовки заключений о пригодности или непригодности кандидатов в судьи;

— организации регулярного повышения квалификации судей и иных судебных работников;

— представления необходимой информации по всем вопросам, рассматриваемым квалификационными коллегиями в отношении судей (а именно вопросы приостановления и прекращения полномочий судей, привлечения их к уголовной ответственности или применения мер процессуального принуждения, аттестации и присвоения квалификационных классов, выдвижения на руководящие судебные должности и т. д.);

— материально-технического обеспечения судов и создания надлежащих условий для их деятельности (обеспечение своевременного финансирования выплачиваемого судьям и работникам аппаратов судов вознаграждения за их труд, а равно иных расходов, в которых нуждаются судыпредоставление и поддержание в надлежащем состоянии служебных помещенийоснащение судов современной удобной мебелью, средствами оргтехники и канцелярскими принадлежностямиорганизация охраны зданий судов, текущей документации и архивовподдержание порядка в залах судебных заседаний и в целом в помещении суда и т. д.);

— содействия судам в осуществлении мер по реальному исполнению принимаемых ими решений;

— организационного и материально-технического обеспечения деятельности органов судейского сообщества;

— организации и участия в ведении судебной статистики;

— ведения делопроизводства;

— обеспечения судов правовой информацией, необходимой для осуществления правосудия и иной судебной деятельности (своевременного получения судами официальных текстов законов и иных актов, а также решений высших судебных инстанцийведения кодификационной работы и поддержания в рабочем состоянии всего «правового хозяйства», которым судам приходится пользоваться постоянновнедрения средств, облегчающих поиск законодательства, иных актов документов, специальной литературы, кодексов и др.);

— изучения и распространения опыта положительной деятельности судов в масштабах отдельных регионов или в целом по стране, ее конкретных направлений, разработки методических рекомендаций и внесения предложений по ее развитию и совершенствованию;

— разработки международных договоров о правовой помощи, содействия судам в выполнении этих договоров;

— организации научных исследований по правовым проблемам, в том числе по проблемам организации и деятельности судов, их совершенствования;

— изучения зарубежного опыта в данной сфере и выработки предложений по его рациональному использованию в отечественной законодательной и правоприменительной судебной практике и др.

Выполнение вышеназванных задач, охватываемых функцией организационного обеспечения деятельности судов в соответствии с требованиями закона не должно осуществляться в ущерб принципу самостоятельности судов, независимости судей и участвующих в отправлении правосудия представителей народа, их подчинения только закону.

4. В механизме системного подхода к организационному обеспечению деятельности федеральных судов общей юрисдикции актуализируется использование технологий программно-целевого программирования. Наиболее эффективной среди них признана разработка и реализация, федеральных целевых программ развития судебной системы России на определенный период времени.

Анализ итогов осуществления федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2002;2006 гг. показал, что ее последовательная реализация способствовала укреплению судебной власти, позволила успешно решать задачи, поставленные судебной реформой, связанные с повышением авторитета судебной власти, улучшением материального положения судов, обеспечением доступности правосудия, самостоятельности судов и независимости судей. В результате выполнения программных мероприятий значительно улучшено материально-техническое, кадровое, финансовое обеспечение деятельности судебной системы, созданы надлежащие условия для осуществления независимого правосудия в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации.

С учетом успешного опыта реализации федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2002;2006 гг. использование в 2007;2011 годах программно-целевого метода представляется наиболее целесообразным для качественного обновления существующей системы правосудия с целью обеспечения ее соответствия требованиям демократического правового государства и общепринятым нормам международного права. Цель и задачи Программы определены с учетом Стратегии социально-экономического развития России на период до 2010 года. Решение этих задач взаимосвязано с осуществлением стратегических целей государства, направленных на повышение доступности и качества предоставляемых государственных услуг, повышение качества и конкурентоспособности судебной системы, обеспечение информационной прозрачности деятельности органов государственной власти.

Преемственность федеральных целевых программ «Развитие судебной системы России» на 2002;2006 гг. и на 2007;2011 гг., а именно установленных ими целей, задач, ресурсного обеспечения, механизмов реализации, программных мероприятий, критериев их оценки, мы рассматриваем как условие системного подхода к организационному обеспечению деятельности федеральных судов общей юрисдикции, направленного на повышение эффективности отправления правосудия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Официальные документы и нормативные акты.
  2. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР. Принят в 1923 г. Ст. 4.
  3. Декрет о суде № 1 от 24 ноября 1917 г. // СУ. 1917. № 4. Ст. 50.
  4. Декрет о суде № 2 от 7 марта 1917 г. // СУ. 1918. № 26. Ст. 420.
  5. Декрет о суде № 3 от 20 июля 1918 г. // СУ. 1917. № 52. Ст. 589.
  6. Закон о судоустройстве Союза ССР и союзных республик от 16 августа 1938 г.//ВВС. 1938. № 11.
  7. Концепция информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента (Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие»). Утверждена Советом судей Российской Федерации 11 апреля 2002 г.
  8. Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006—2008 гг. Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р.
  9. Концепция федеральной- целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007−2011 гг. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 августа 2006 г. № 1082-р.
  10. О концепции судебной реформы в РФ: Комментарий, разъяснение // Законодательство и экономика. 2003. № 12. С. 5.
  11. О мерах по проведению административной реформы в 2003 2004 гг.: Указ Президента Российской Федерации от 23 июля 2003 г. № 824.
  12. О мировых судьях в Российской Федерации: Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ.
  13. I-ФКЗ, Федеральному конституционному закону от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ, Федеральному закону от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ настоящий Закон применяется в части, им не противоречащей.
  14. Положение о народном суде РСФСР от 30 ноября 1918 г. // СУ. 1918. № 85. Ст. 889.
  15. Положение о судоустройстве РСФСР от 11 ноября 1922 г. // СУ. 1922. Ст. 902.
  16. Положение о Народном комиссариате юстиции РСФСР. Утверждено 26 ноября 1929 г. второй сессией ВЦИК XIV созыва.
  17. Положение о Наркомате юстиции СССР. Утверждено постановлением ЦИК и СНК СССР от 8 декабря 1936 г.
  18. Положение о Министерстве юстиции РСФСР. Утверждено Постановлением Совета Министров РСФСР от 21 июня 1972 г.
  19. Постановление Правительства Москвы «О городской программе введения института мировых судей в городе Москве на 2002- 2003 гг.» от 20 апреля 2002 г. № 325-ПП // Вестник Мэрии Москвы. № 20. 2002.
  20. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 594 «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд».
  21. Финансовый отчет записка по итогам реализации проекта «Социологическое исследование по изучению отношения граждан Российской Федерации к деятельности органов судебной власти. — М: Центр Социального Прогнозирования, 2005.124с.
  22. Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
  23. Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2007−2011 гг. Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2006 г. № 583.1. Монографии и статьи.
  24. А.Н. Категория «система» в диалектическом материализме. -М.: Мысль, 1974. 70 с.
  25. А.Н. Система: философская категория и реальность. М.: Мысль, 1976.188 с.
  26. А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. -М.: Политиздат, 1985.282 с.
  27. Е.А. Юридическая ответственность в государственном управлении: Социал.-правовой аспект- JL: Изд-во ЛГУ, 1990.142 с.
  28. С.С. Теория права. М.: Юрид. лит., 1994.240 с.
  29. Аристотель. Соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1980. Т. 1. 613 с.
  30. В.Г. Научное управление обществом. (Опыт системного исследования). 2-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1973.392 с.
  31. В.Г. Социальная информация и управление обществом. -М.: Политиздат, 1975.408 с.
  32. В.Г. Человек в управлении обществом. М.: Политиздат, 1977.382 с.
  33. В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. 368 с.
  34. В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981.432 с. :
  35. В.Г. Социальная информация. М.: Наука, 1994.200 с.
  36. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973.420 с.
  37. А.А. Тектология: Всеобщая организационная наука: В 2 т. Т. 1. М.: Экономика, 1989.304 с.
  38. М.В. Суды общей юрисдикции в Российской Федерации / «Черные дыры в российском законодательстве». 2001. № 1. С. 20−21. // http://www.cfin.ru/press/black/2001-l/index.shtml
  39. В.П. Теоретические основания социальной синергетики // Петербургская социология. 1997. № 1. С. 15−25.
  40. Ю.Е. Организация социального управления (основные понятия и категории): Словарь-справочник. М.: Контур, 1999.256 с.
  41. Е.В. Наша задача улучшение размещения судов и органов Судейского сообщества // Судья. 2005. № 11. С. 18−20.
  42. К.С. К вопросу о предмете административного права // Государство и право. 1997. № 11. С. 18−25.
  43. Н. Кибернетика и общество. М.: Наука, 1958. С. 75.
  44. Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине: Пер. с англ. -М.: Наука, 1983.334 е.-
  45. Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. Киев, 1905. Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. -Ростов-н/Д: Феникс, 2005:682 с.
  46. Р. Комплекс средств управления сложными организациями // Проблемы теории и практики управления. 1995. № 2. С. 19−21.
  47. А.В. Системный подход к развитию компьютерных технологий и информационных ресурсов в судебной сфере / Проблемы автоматизации общефункциональных задач в судах и системе Судебного департамента. М.: Верховный Суд Российской Федерации, 2000. С. 2−3.
  48. А.В. Наперекор всем трудностям // Судья. 2005. № 11. С. 6−7.
  49. А.Э. Проблемы организационного обеспечения деятельности судов республики: пути решения и перспективы развития //Судья. 2005. № 11. С. 10−12.:"¦. ¦¦: fl- i:.
  50. Ф.М. История судебных инстанций. М., 1859.182 с.
  51. В.Я. Воспроизводство общества и человека. М.: Мысль, 1988.236 с.
  52. Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. -М.: Высшая школа, 1983.320 с.
  53. М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. -М.: Наука, 1974.402 с.
  54. Кант. Соч.: В 6 т. Т.З. М.: Мысль, 1964. 680 с.
  55. В.А. Система систем: Очерки общей теории и методологии. -М.: Наука, 1995.186 с.
  56. И.А. и др. Самостоятельность и независимость судебной власти в Российской Федерации Федерации // Государство и право. 2006. № 9. С. 126−127.
  57. В.Б. Социальные технологии и государственное управление: Монография. М.: Академия управления МВД России, 2001.206 с.
  58. И.И. Развитие судебной власти в России // Российская юстиция. 2007. № 1. С. 69−75.
  59. А.В. Развитие стадий судебного процесса в России в XVIII-первой половине XIX вв. // Государство и право. 2006. № 9. С. 102−106.
  60. В.М. Судебная реформа: итоги и перспективы // Российская юстиция. 2000. № 11. С. 1.
  61. В.М. Компьютеризация и информатизация судов требование времени / Проблемы автоматизации общефункциональных задач в судах и системе Судебного департамента. — М.: Верховный Суд Российской Федерации, 2000. С. 2.
  62. В.М. Совершенствование правосудия существенный фактор устойчивого развития России // Российская юстиция. 2003. № 3. С. 3−5.
  63. М. Технология и эффективность социального управления. М.: Норма, 1983.287 с.
  64. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Норма, 1992.697 с.
  65. Настольная книга администратора суда общей юрисдикции / Под ред. В. М. Лебедева. -М.: Юристь, 2004.223 с.
  66. С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1989.924 с.,
  67. Ю.М. Кадровое обеспечение судебной системы: Комплексный характер проблем // Судья. 2005. № 9. С. 11−14.
  68. Откуда пошел русский суд: От устава князя Владимира Святославовича до Полного собрания законов Российской империи // Российская юстиция. 2003. № 1. С. 6−9.
  69. Постановления Совета Судей Российской Федерации // Российская юстиция. 1995. № 12. С. 2.
  70. А.И. Социологические аспекты управления. М.: Знание, 1974.64 с.
  71. А.И. Социология организаций. М.: Наука., 1980.257 с.
  72. А.И. Организации: системы и люди: Эффективность трудовой организации в социалистическом обществе. М.: Политиздат, 1983.176 с.
  73. А.И. Нововведения: стимулы и препятствия: социальныепроблемы инноватики. М.: Политиздат, 1989.271 с.
  74. А.И. Современная социология организаций. М.: Интерпракс, 1995.257 с.
  75. В.В. Судебная система будет постоянно находиться в поле зрения руководства страны: Вступительное слово Президента России
  76. B.В. Путина на VI Всероссийском съезде судей // Судья. 2005. № 1.1. C. 3−5.
  77. В.В. Необходим системный подход // Независимая газета. 27 февраля 2006 г.
  78. Развитие русского права в XV первой половине XVIII вв./ Под ред. • B.C. Нерсесянц. — М.: Наука, 1986. 515с.
  79. Развитие русского права второй половины XVII XVIII вв./ Отв. ред. Е. А. Скрипилев. — М.:Наука, 1992.220 с.
  80. Российские судьи судебной власти // Российская юстиция. 2000. № 11. С. 6−9.
  81. Г. И. Самоорганизация и организация в развитии общества // Вопросы философии. 1995. № 8. С. 15−18.
  82. Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г. В. Осипова. -М.: НОРМА-ИНФРА, 1999. 965 с.
  83. Российское законодательство Х-ХХ веков: В 9 т. / Под общ. ред. О. И. Чистякова. М.: Юрид. лит., 1984−1991.
  84. В.Н. Методологические проблемы исследования объектов, представляющих собой системы / Социология в СССР: В 2 т. Т.1. М.: Мысль, 1966.532 с.
  85. В.Н. Основания общей теории систем. М.: Наука,.VP--. ¦ 1 631 974.280 c.
  86. Ю.И. Информатизация судов приоритетная проблема времени / Проблемы автоматизации общефункциональных задач в судах и системе Судебного департамента. — М.: Верховный Суд Российской Федерации, 2000. С. 4.
  87. Н.Я. Правовая реформа глазами юристов // Государство и право. 2006. № 6. С. 5−13.
  88. П.А. Человек. Цивилизация. Общество: Пер. с англ. / Под ред. А. Ю. Соломонова. М.: Политиздат, 1992. 543 с.
  89. П.А. Главные тенденции нашего времени. М.: Политиздат, 1993.252 с.
  90. Социологическое исследование по изучению отношения граждан РФ к деятельности органов судебной власти. М: Центр Социального Прогнозирования, 2005.20 с.
  91. Ю.А. Правовое обеспечение управления. М.: Наука, 1987.182 с. Тихонов, А. В. Социология управления: теоретические основы. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2000.282 с.
  92. Теория и практика социального управления: Словарь-справочник М.: Академия управления МВД России, 1997.270 с.
  93. Толковый словарь по социальным технологиям. М.: Норма, 1994.386 с.
  94. И.Г. Философский словарь. М.: Политиздат, 1985. 620 с.
  95. К.В. Правовые механизмы: Основы теории // Государство и право. 2006. № 12. С. 12−21.
  96. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки. М.: Наука, 1978. 391с.
  97. I. Учебники, учебные пособия, лекции, диссертации, авторефераты.
  98. Г. В. Государственное управление (организационно-функциональные вопросы): Учеб. пособие. М.: Экономика, 2000. 198 с.
  99. Е.М. Прикладная социология.: Учеб. пособие. Минск: ТетраСистемс, 2000.496 с.
  100. Ю.И. Правовые отношения / Общая теория государства и права: Акад. курс: Учебник: В 2 т. / Отв. ред. М. Н. Марченко. М., 1998. Т. 2. С. 279.
  101. К.Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. К. Ф. Гуценко. М.: Зерцало-М, 2006.422 с.
  102. Ю.А., Шапкин М. А. Правоохранительные органы: Учебник для вузов. М.: Экспо, 2004.314 с.
  103. Информатизация судов общей юрисдикции Российской Федерации / Под ред. B.C. Чернявского. М.: Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации. — М., 2000.260 с.
  104. А.П. Организация системы информации и аналитическая работа в органах внутренних дел: Лекция. М.: Академия управления МВД СССР, 1971.42 с.
  105. И.А. История государства и права России: Полный курс лекций. М.: Юрист, 1994.447 с.
  106. И.А. История государства и права России: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Юрист, 2005.312 с.
  107. М.А. Лекции по истории русского права и государства. Выпуск 1. М.: МГИМО, 2000.180 с.
  108. Р.А. Организационный механизм органа внутренних дел и проблемы его формирования: Автореферат дис.. канд. юрид. наук. М.: Академия управления МВД России, 2007.23 с.
  109. B.C., Яценко Л. И. Социальные технологии / Социальное управление: Курс лекций. М.: РАГС, 2000. С. 292−303.
  110. В.И. Искусство управления: Учебник. М.: Издательство БЕК, 1997- 288 с.
  111. Ю.В. Теория систем и системный подход в социальном управлении /Социальное управление: Курс лекций. М.: Изд-во РАГС, 2000. С. 127−145.
  112. Ю.В. Кибернетизация, информатизация и коммуникации в управлении / Социальное управление: Курс лекций. -М.: РАГС, 2000. С.243−270.
  113. Ю.В. Технологии социальных решений / Социальное управление: Курс лекций. М.: РАГС, 2000. С.314−335.
  114. В. Б. Технологии социального управления: Лекция. М.: Академия управления МВД России, 2002.24 с.
  115. В.Б., Ефанов Ю. И. Технология программно-целевого проектирования: Лекция. М.: Академия управления МВД России, 2004. 36 с.
  116. В.И., Курбатова О. В. Социальное проектирование: Учебное пособие. Ростов н/Д., 2001.186 с.
  117. О.Э. Юридическая ответственность / Общая теория государства и права: Акад. курс: Учебник: В 2 т. / Отв. ред. М. Н. Марченко. М., 1998. Т. 2. С. 593.
  118. М. Технология и эффективность социального управления. М.: Норма, 1983.202 с.
  119. Марченко MLH. Теория государства и права: Учебник. М.: МГУ- Проспект, 2004 = 638 с.
  120. М.Н. Комментарий к законодательству о. 166 судоустойстве Российской Федерации: 2-е изд., перераб. и доп. М.- СПб.: Герда, 2000. 242 с.
  121. Общая теория государства и права: Акад. курс: Учебник: В 2 т. / Отв. ред. М. Н. Марченко. М., 1998. Т. 2. 620 с.
  122. Основы управления органами внутренних дел: Пособие / Подготовлено Д. Н. Безрядиным М.: Академия управления МВД России, 2001.242 с.
  123. А.И. Современная социология организаций: Учебник. -М.: Интерпракс, 1995.255 с.
  124. Роль администраторов в организационном обеспечении деятельности судов общей юрисдикции: Учебные материалы для проведения семинаров с администраторами судов. М., 2003.91 с.
  125. Роль администраторов в организационном обеспечении деятельности судов общей юрисдикции: Учебно-практическое пособие / Под ред. В. В. Максимова (Россия) и П. Соломона (Канада). М.: Юридический мир, 2005.144 с.
  126. В.Г. Принципы и методы социального управления / Социальное управление: Курс лекций. М.: РАГС, 2000. С. 89−103.
  127. Социальное управление: Курс лекций. М.: РАГС, 2000. 438 с.
  128. Социальный менеджмент: Учебник / Под ред. Д. В. Валового. -М.: ЗАО «Бизнес школа Интел-Синтез», 2000.392 с.
  129. Теория государства и права: Учебник для вузов / Отв. ред. В. Д. Перевалов. М.: Норма, 2005.496 с.
  130. Ю.А. Курс административного права и процесса: Учеб. пособ. М.: Юрид. лит., 1998.182 с.
  131. .Т. Социология. Общий курс. 2-е изд., доп. иперераб. М.: Прометей, 2001.455 с.
  132. Формирование и развитие управления в Российском государстве (историко-политологический аспект): Учебное пособие / Под общ. ред. С. А. Иванова. М.:* Российский государственный гуманитарный университет, 2001.240 с.
  133. А.О. Организационно-правовые проблемы государственной службы в аппаратах судов общей юрисдикции: Дис.. канд. юрид. наук М.: Российская академия правосудия, 2005.227 с.
  134. В.Е. Государственное управление. М.: Юристь, 2001. 320 с.
  135. Хрестоматия по истории государства и права СССР: Дооктябрьский период: Учеб. пособие / Под ред. Ю. П. Титова, О. И. Чистякова -М.: Юрид. лит. 479 с.
  136. Хрестоматия по истории государства и права: 1917−1991 г.: Учеб. пособие. М.: Зерцало-М. 591 с.
  137. В.Н. Теория государства и права: Учеб пособие / Под ред. Проф. В. Г. Стрекозова. М.: Дабахов, Ткачев, Димов, 1995.384 с. 1.I. Иностранные источники.
  138. Access to Justice, The right Honorable Lord Woolf, Master of the Rolls, July 1996.
  139. Ernest Friesen, «Caseflow management seminar», 2002, St. John’s Newfoundland.
  140. M. Hammer, Beyond Reengineering: How the 21st Century Corporation Will Change Our Work and Our Loves, N.Y.: HarperCollins, 1997.
  141. M. Hammer and S. Stanton, The reengineering Revolution: A Handbook, N. Y.: HarperCollins, 1995.
  142. M. Hammer, Reengineering Work: Don’t Automate, Obliterate, Cambridge, Mass.: Harvard Business Review, 1990.
  143. B. Mahoney et al, How to conduct caseflow management review: Guide for Practitioners, (Williamsburg, VA: National center for State Courts, 1994).
  144. Peter H. Solomon, Jr., and Pamela Ryder- Lahey, Model District courts in action: Achievements and lessons in a Russian-Canadian collaboration.
  145. Maureen Solomon and Dougals Somerlot, Caseflow management in the Trial Court Now and for the Future, (Chicago, American Bar Association, 1987).
  146. Trial Court Performance Standards with Commentary, Monograph, Bureau of Justice Assistance, 1997.169
Заполнить форму текущей работой