Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Теоретические основы и методика педагогического общения в учреждениях профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Настоящим событием в научной сфере образовательной системы России стал выход двухтомного издания «Профтехобразование России: итоги XX века и прогнозы» (гл. редактор д.ф.н., профессор, президент Академии профессионального образования И.П.Смирнов). Этот фундаментальный труд написанный известными учеными как бы подвел итоги становления российской профессиональной школы, систематизировал все основные… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Общение как основная форма педагогической деятельности
    • I. 1. Научные основы коммуникации в педагогическом коллективе
    • 2. Роль руководителя в организации педагогического ^ общения
  • Глава II. Педагогическое общение — как метод — ^ организации учебно-воспитательного процесса
    • 1. Систематизация форм педагогического общения
    • 2. Мотивация учебно-воспитательной деятельности через педагогическое общение
    • I. 3. Пути формирования эффективного педагоги
    • 1. ческого общения

Теоретические основы и методика педагогического общения в учреждениях профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Эффективность функционирования педагогического коллектива, организация учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении основана на постоянном общении разных уровней: администрации с педагогическим и техническим персоналом, преподавателей с мастерами и всех их — с учащимися. По существу, все виды педагогической деятельности представляют собой различные проявления общения, на которое расходуется в среднем по всем категориям работников учебного заведения до 80% рабочего времени, а у педагогического персонала еще больше.

Искусство постоянного живого общения является органической частью, атрибутом профессиональной педагогической деятельности. Ведение урока, семинара, практического обучения, воспитательной работы, организация педагогических советов и методических комиссий представляет сложное психолого-педагогическое действие со своими закономерностями, методами, традициями, этикой.

Человек начинает овладевать таинствами общения с первых шагов жизни, и тем не менее, далеко не все оказываются способными должным, полезным для дела, окружающих и себя образом применять накопленные в этом плане навыки.

Характер общения, личные взаимоотношения постоянно изменяются, что обусловлено и объективными и субъективными факторами. В связи с этим в последние годы стали уделять большое внимание разработке методик и технике организации общения в коллективе, возникли целые теории «человеческих отношений». Наиболее продвинута эта форма деятельности на современных предприятиях в развитых странах (японская система формирования семейного духа на предприятии), в малочисленных фирмах, где деятельность каждого сотрудника на виду и тесно связана с работой других, в сфере обслуживания и сбытовых организациях, где необходимо высокое мастерство менеджера для работы с клиентами.

Менее изучен характер и формы общения внутри педагогического коллектива, очевидно ввиду того, что педагог считается профессионально подготовленным специалистом по общению, способным находить и устанавливать необходимые формы межличностных отношений. Однако, практический опыт жизнедеятельности педагогических коллективов, особенно в современный динамичный период радикального изменения общественных отношений, показывает необходимость более глубокой научной разработки психолого-педагогических основ общения в учебных заведениях.

Практика убедительно свидетельствует о том, что умение вести педагогическое общение не приходит экспромтом, для этого бывает недостаточным специального образования. Эффективное общение — дело довольно трудное. Большое значение имеют в нем не только образованность, но и коммуникабельность, общая культура человека, понимание психологии людей. И вместе с этим, даже при наличии названных качеств, в итоге общения можно и не получить желаемого результата. Это объясняется тем, что помимо перечисленных качеств, требуется еще соблюдение определенных правил и норм профессионального общения, именуемых этикетом общения. Этикет определяет формы, технические аспекты общения — как вести себя при обмене мнениями, не задевая чувств собеседника, а напротив вызывая его заинтересованность и готовность к сотрудничеству. Несмотря на разнообразие форм педагогического общения, истинный этикет их повсюду одинаков и порождается здравым смыслом и добросердечием.

Успешное освоение методов педагогического общения может быть достигнуто именно при изучении и сознательном применении выработанных человечеством общих правил и норм к всевозможным формам взаимосвязей и сотрудничества людей, без которых немыслимы процесс труда, профессиональная деятельность педагога.

Имеются и специфические факторы оптимизации общения в педагогическом коллективе, существенно влияющие на формирование творческого климата в учебном заведении, организацию учебно-пространственной среды. Это достигается посредством эффективных педагогических технологий, организации групповых дискуссий, тренингов, бригадного обучения и т. п. Тем самым стимулируется развитие таких ключевых квалификаций, как сотрудничество, коммуникативность, ответственность и особенно профессиональная компетентность обучаемого. Такие качества важны с учетом того, что обучаемые в будущей трудовой деятельности могли бы легко находить формы общения в производственных бригадах, коллективах.

Современная система образования, как социокультурный феномен, является основным фактором познания человеком новой реальности — рыночной экономики, демократических отношений, конкуренции и т. п. Компьютеризация и технологизация образования значительно расширяя интеллектуальную.

Ь деятельность обучаемых, снижают возможности межличностного общения. В этой связи постепенно изменяется взаимодействие педагога и обучаемого. Здесь можно отметить ряд разнонаправленных тенденций: технократизации и формализации образования, уменьшения фактора живого труда педагога. Но на фоне этих тенденций характер общения педагога и учащегося приобретает характер сотрудничества.

В организации учебно-воспитательного процесса важна мотивация активности обучаемых. Это достигается не только разнообразными приемами тестирования и другими дидактическими методами, но и использованием эффективных форм педагогического общения, созданием стимулирующей учебный труд психологической атмосферы, уважением к личности учащегося.

Проблемы мотивации учебной деятельности являются ведущими в педагогической науке и рассматриваются в трудах многих ученых. В России они анализируются в рамках концепции оптимизации учебного процесса Ю. К. Бабанского, проблемного обучения М. И. Махмутова, И. Я. Лернера, программного обучения П. Я. Гальперина, Н. В. Талызиной, развивающего обучения Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, взаимообусловленности содержания образования и структуры качеств личности В. С. Леднева.

К данной тематике исследований тесно примыкают работы ученых — педагогов Ш. Г. Амонашвили, М. А. Данилова, В. С. Ильина, М. Н. Скаткина, Г. И. Щукиной и др., посвященные установлению факторов и условий развития познавательной самостоятельности ^ и активности учебной деятельности школьников.

Ь Психологические основы общения в целом глубоко и развернуто изложены в трудах известных российских психологов Е. А. Климова, И. М. Сеченова, А. А. Бодалева, В. В. Рубцова, В. Н. Мясищева и других.

Работы названных ученых учитывались в данном исследовании теоретических основ общения. Но, во-первых, все они затрагивают область общего образования и не учитывают специфику профессиональной школы. Во-вторых, они, как правило, рассматривают педагогическое общение через механизм новых образовательных технологий и дидактических приемов, не уделяя достаточного внимания его социально-психологическому эффекту. В-третьих, большинство указанных работ, обладая несомненной научной фундаментальностью и непреходящей педагогической ценностью, относятся к уже ушедшему в историю социально-экономическому этапу и требуют существенной адаптации к новым реалиям жизни.

В последние годы научные исследования педагогических проблем в области профессионального образования значительно активизировались. Это во-многом связано с созданием в 1994 году Академии профессионального образования, сумевшей консолидировать и стимулировать усилия ученых многих регионов на актуальной тематике профессионального образования.

Проблемы реформирования профессионального образования в плане его адаптации к условиям рынка и изменения организационных, содержательных и методических компонентов, социальных целей, финансовой деятельности учебных заведений посвящены работы Е. Я. Бутко, А. Т. Глазунова, В. А. Полякова, А. М. Новикова, И. П. Смирнова, Е. В. Ткаченко, В. В. Шапкина и др.).

В работах указанных авторов содержится анализ общих, концептуальных вопросов развития начального и среднего профессионального образования, даются прогнозные оценки и перспективы преобразований в этой сфере.

Важный научный вклад в разработку конкретных и в то же время систематизирующих вопросов профессионального образования внесли А. Н. Лейбович, Л. Д. Федотова, О. Б. Читаева (проблемы методологии разработки и мониторинга Государственных образовательных стандартов), П. Н. Новиков, А. Е. Пядочкин, Ю. А. Якуба, А. Н. Осипов (проблемы опережающего образования, анализа исторических тенденций развития российской профессиональной школы).

Настоящим событием в научной сфере образовательной системы России стал выход двухтомного издания «Профтехобразование России: итоги XX века и прогнозы» (гл. редактор д.ф.н., профессор, президент Академии профессионального образования И.П.Смирнов). Этот фундаментальный труд написанный известными учеными как бы подвел итоги становления российской профессиональной школы, систематизировал все основные этапы ее развития за минувшее столетие. (Профтехобразование России: итоги XX века и прогнозы. В 2-х томах. М., 1999.) В целом ряде научных статей этого сборника (Е.В.Ткаченко, Е. А. Рыкова, А. Ф. Щепотин, Б.А.Эренгросс) проблемы педагогического общения рассмотрены на ретроспективной основе.

В последние годы актуальной в педагогической науке является проблема обоснования инновационных технологий, реализуемых в педагогической практике, а также формирования у педагогов научно-обоснованных знаний и умений, необходимых для проектирования педагогических технологий.

Однако, надо отметить, что до настоящего времени теоретические основы педагогического общения остаются за рамками научных исследований. Это относится и к диссертационным работам последних лет в области профессионального образования (Ф.Е.Довжко, Л. А. Гаранин, В. И. Мигаль, Б. Е. Сивриков, Л. Г. Соломко, В. В. Темник, В. Г. Казаков, В. А. Малышева, Н. Я. Драчева и др.).

Таким образом, проблема общения как психолого-педагогического и социального феномена, еще не стала предметом глубоких научных исследований. Не разработаны теоретические основы, структура и классификация форм педагогического общения, не раскрыты пути повышения его эффективности в процессе профессионального обучения.

В современных условиях перманентного реформирования профессионального образования ответы на эти вопросы приобретают особую значимость, поскольку потребности практических работников сфокусированы именно на них: происходящие в учебных заведениях преобразования требуют реализации в процессе обучения системы адекватных средств достижения целей. Требуется разработка методики самосовершенствования педагога, в основе которой должна лежать профдиагностика и их личностная профессиональная заинтересованность в повышении своего мастерства.

Указанные противоречия, неполнота анализа данной научной проблемы позволили выявить и сформулировать тему исследования: «Теоретические основы и методика педагогического общения в учреждении профессионального образования».

Цель исследования: разработка теоретических основ педагогического общения и его влияния на эффективность учебно-воспитательного процесса.

Цель исследования позволяет сформулировать задачи, которые дают возможность раскрыть ее с наибольшей полнотой и аргументированностью:

1. Дать определение понятия «педагогическое общение», выявить его содержание и психолого-педагогические основы, специфику проявления в учреждении профессионального образования.

2. Систематизировать формы педагогического общения и предложить методики повышения его эффективности.

3. Обосновать и экспериментально проверить условия и систему мер, обеспечивающих мотивацию учебно-воспитательной деятельности посредством совершенствования педагогического общения.

Объект исследования: процесс педагогического взаимодействия субъектов образования.

Предмет исследования: комплекс форм и методов педагогического общения в профессиональном образовательном учреждении.

Гипотеза исследования исходит из предположения, что педагогическое общение, как особая форма общественных отношений в образовательной среде, способно и должно стать важным фактором повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Качество подготовки квалифицированных кадров может быть улучшено при условии разработки теоретических основ и методики педагогического общения, их внедрения в образовательный процесс.

Методологической основой исследования являются концептуальные положения философии, педагогики, психологии, теории управления, общенаучные принципы системного и деятельностного подходов. Педагогические отношения и их особенности рассматривались с ориентацией на педагогические (Ю.К.Бабанский, И. Я. Лернер и др.) и психологические (Е.А.Климов, В. В. Рубцов и др.) теории.

При решении поставленных задач и проверке гипотезы использовались следующие методы исследования:

— теоретический анализ научных трудов, включая диссертационные исследования по проблемам, пограничным с рассматриваемой темой;

— метод педагогического наблюдения — при разработке комплекса форм педагогического общения, обосновании их выбора;

— анализ психологической, педагогической и философской литературы по проблеме исследования;

— включенное наблюдение, анкетирование преподавателей, мастеров, методистов;

— педагогический эксперимент — при систематизации форм и принципов педагогического общения;

— педагогическое моделирование — при разработке мотивации качества учебно-воспитательного процесса и проектировании условий эффективного педагогического общения;

— комплекс эмпирических методов исследования, включая педагогический эксперимент, мониторинг.

Основные этапы исследования. Исследование проводилось в течение 10 лет и состояло из трех этапов.

Первый этап (1990;1993 гг.) — позволил диссертанту на основе многолетнего индивидуального опыта преподавательской и руководящей деятельности в учебных заведениях профессионального образования сформулировать концепцию исследования.

Автором проведен анализ отечественной и зарубежной научно-педагогической литературы по проблемам развития профессионального образования, педагогических технологий, оценки качества профессионального обучения. Изучались вопросы управления процессом обучения, общей теории управления и менеджмента, влияния индивидуально-психологических особенностей личности на мотивацию поведения и деятельности в процессе обучения.

Второй этап (1994;1996 гг.).

Продолжалась работа по обоснованию теоретических предпосылок концепции педагогического общения. Были сформулированы рабочая гипотеза, задачи и программа экспериментального изучения проблемы, определены уровни развития и самообразования педагогов, их профессионализма. Организована экспериментальная работа, на основании которой проводилось уточнение целей, рабочей гипотезы и задач исследования.

Феномен «педагогическое общение» проанализирован с философской, социологической, психологической точек зрениявыявлена роль педагогического общения в совершенствовании учебно-воспитательного процесса, определены характерные признаки и основания для его структурирования, классификации и выбора.

Третий этап (1997;1999 гг.) — завершающий.

Диссертантом проанализирован накопленный материал, обобщены итоги исследования. Это позволило разработать теоретические основы и методику педагогического общенияосуществить их апробацию в учебно-воспитательном процессе. Результаты исследования внедрены в практику повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения начального и среднего профессионального образования.

Теоретическое обобщение результатов исследования нашло отражение в авторских программах повышения квалификации специалистов профессионального образования, ряде публикаций.

Научная новизна исследования состоит в разработке на концептуальном уровне теоретических основ педагогического общения, как нового интегрального метода, позволяющего обеспечить высокую культуру педагогического труда и межличностных коммуникаций в образовательном процессе. Систематизированы основные формы педагогического общения, обоснован выбор и предложена методика реализации тех из них, которые обеспечивают лучшую мотивацию учебно-воспитательной деятельности. Общая логика исследования позволила разработать систему форм педагогического общения как проектной основы деятельности педагога.

Теоретическая значимость исследования заключается:

— в выявлении философского, социального, психологического аспектов педагогического общения;

— в обосновании структуры педагогического общения, включающей процессуальный и содержательный компоненты;

— в классификации форм педагогического общения;

— в разработке ориентировочного алгоритма проектирования технологии педагогического общения;

— в анализе мотивации и управления учебно-воспитательным процессом на основе системы педагогических отношений.

Практическая значимость исследования заключается в том, что систематизированный в исследовании практический материал и теоретические выводы дают возможность создания методик и программ повышения квалификации педагогического персонала, усиления мотивации педагогического общения, разработки алгоритма повышения эффективности учебновоспитательного процесса, проектирования педагогических технологий обучения. Предложенные диссертантом формы и методы педагогического общения могут быть использованы во всех типах и уровнях образовательных учреждений.

Положения, выносимые на защиту:

1. Теоретическими предпосылками проектирования технологии педагогического общения в образовательной сфере является ориентация на статус педагога как «учителя», «наставника», а не «равноправного партнера», повышение его роли и ответственности за результаты учебно-воспитательного процесса.

2. Формы и методы педагогического общения рассматриваются как построение системы социально-психологических отношений для наиболее эффективного достижения целей обучения, как рекомендации по непосредственной деятельности педагогов с ориентацией на индивидуальные особенности личности и уровень подготовленности учащихся.

3. Структура педагогического общения может быть представлена процессуальным и содержательным компонентами.

Процессуальный компонент — это технология педагогического общения, дидактический инструментарий непосредственной коммуникации преподавателя с обучаемыми по реализации целей учебно-воспитательного процесса.

Содержательный компонент — это профессиональная компетенция педагога, его способность отобрать и применить мотивационные формы педагогического общения с учетом индивидуальных особенностей личности и уровня подготовленности обучающихся при данных условиях обучения.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось в работе с педагогами, мастерами производственного обучения, методистами и психологами учреждений профессионального образования, через публикацию тезисов и статей, методических рекомендаций, авторских учебных программ, выступлениях в педагогических аудиторных Тюменской области.

Основные результаты исследования обсуждались и получили одобрение в лабораториях Института развития профессионального образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации (19 951 998 гг.), на собраниях Академии профессионального образования (1997 г.), на собрании Российского клуба директоров профессиональных лицеев в Москве (1999 г.).

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования и его выводов определяются исходными методологическими положениями, наблюдениями, анкетированием, математической оценкой, педагогическим экспериментом, непосредственным участием диссертанта в проверке индивидуальных программ, а также эффективностью использования разработок автора методистами учреждений профессионального образования области.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. Общий объем работы составляет 159 страниц.

Список литературы

включает 335 источников российских и зарубежных авторов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В настоящей диссертации систематизированы формы педагогического общения, обоснован выбор и предложена методика реализации тех из них, которые обеспечивают более высокую мотивацию учебно-воспитательной деятельности. Общая логика исследования позволила разработать систему форм педагогического общения как проектной основы деятельности педагога. Среди них, как относительно самостоятельные, выделены контактные и опосредованные, профессиональные и неформальные формы. Определены условия высокой коммуникативности педагога и учащегося такие как соответствие педагогического указания внутренним убеждениям учащегося, возбуждение его личного интереса к обучению, формирование аттракции. При этом диссертант определяет аттракцию как психологическое привлечение, приближение одного человека к другому: руководителя и педагога, педагога и учащегося. Приемы формирования аттракции в процессе педагогического общения основаны на взаимном индуцировании сигналов, которые не осознаются, но на подсознательном уровне оказывают эмоциональное воздействие и формируют взаимную симпатию.

Все методологические основы разработки диссертантом мотивации учебно-воспитательного процесса опирается на важнейшие потребности субъектов образовательного процесса. Из этого нами выведены психолого-педагогические приемы формирования аттракции: «имя собственное», «зеркало отношения», «золотые слова», «терпеливый слушатель» и «личная жизнь».

Наше исследование приводит к пониманию общения (или коммуникации) как процесса обеспечения взаимопонимания людей посредством обмена информацией — мыслями и эмоциямииспользуемой для установления межиндивидуальных связей и взаимодействия участников совместной деятельности. Коммуникации — это то, в чем каждый участвует ежедневно. Едва ли не все, что делает педагог, чтобы обеспечить достижение целей обучения, требует обмена информацией, на основе которого он получает базу, необходимую для повышения эффективности своей деятельности.

Значимость педагогического общения с очевидностью возрастает по мере усиления роли «человеческого фактора», ужесточения требований к уровню профессиональной подготовки рабочей силы, использования нестандартных педагогических технологий в учебном процессе.

На основе системного анализа диссертант выявил философский, социальный, психологический аспекты, обосновал структуру педагогического общения, включающую процессуальный и содержательный компоненты, предложил классификацию форм педагогического общения и анализ мотиваций управления учебно-воспитательным процессом.

Проведенное исследование позволило подтвердить выдвинутую диссертантом гипотезу, в которой утверждается, что педагогическое общение, как особая форма общественных отношений в образовательной среде способно стать важным фактором повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Качество подготовки квалифицированных кадров может быть улучшено при условии разработки новой теории «человеческих отношений» в образовательной среде, основанной на специфических принципах педагогического общения. Разрабатывая алгоритмы повышения эффективности педагогического общения, подчеркивая необходимость уважительного отношения к личности учащегося, педагог, тем не менее, не должен становиться «равноправным субъектом» образовательного процесса, «партнером» обучаемого. Педагог должен сохранять и исполнять высокую миссию «учителя», «наставника», быть носителем знания и культуры, уполномоченным общества по воспитанию и обучению молодого поколения.

На основе результатов исследования:

— разработаны теоретические основы педагогического общения применительно к коллективу учреждения начального профессионального образования, учитывающие специфику данного вида образования, состав учащихся, недостаточную психолого-педагогическую подготовку инженерно-педагогических кадров, особенно мастеров производственного обучения;

— определены и социологически измерены реальные показатели характера и уровня развития педагогического общения в учреждениях начального профессионального образования;

— разработана и апробирована методика оптимизации форм педагогического общения путем повышения квалификации преподавателей, улучшения психологического климата, системы организационно-педагогических мероприятий.

Разработанные диссертантом формы, механизм и алгоритмы педагогического общения могут быть использованы во всех типах и уровнях образовательных учреждений, особенно в профессиональном учебном заведении. Систематизированный в исследовании практический материал и теоретические выводы дают возможность создания программ повышения квалификации педагогического персонала, выбора и реализации мотивационных и деятельностных форм педагогического общения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Всеобщая декларация Прав человека от 10 декабря 1948 г.
  2. Конвенция о политике в области занятости Международной организации труда № 122 от 15 июля 1966 г.
  3. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации. М., 1993.
  4. Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». М., 1992.
  5. Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 1994.
  6. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» Принят Государственной Думой 12 июля 1995 г., одобрен Советом Федерации 5 января 1996 г. — М.: Новая школа, 1996. — 64 с.
  7. Государственный стандарт профессионального образования Российской Федерации (Основные положения). М.: Минобразование России, 1993.
  8. Государственный стандарт профессионального образования Российской Федерации. Модель учебного плана для учреждений начального профессионального образования. М.: Минобразование России, 1993.
  9. Концепция реформирования начального профессионального образования. М., 1997.
  10. Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране. Сборник документов и материалов. М.: Высшая школа, 1987.
  11. Положение о Республиканском центре аккредитации, лицензирования и аттестации профессиональных учебных заведений //Утв. 22 июля 91 г. Министерством образования РФ.
  12. Сборник нормативно-правовых и методических документов в сфере дополнительного профессионального образования //Минобразование России и др.- Рук. авт. Кол. С. В. Кондратьев. -М., 1996.-289 с.
  13. Ш. А. Основы педагогики сотрудничества // Новое педагогическое мышление / Под редакцией А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989.
  14. . Г. Избранные педагогические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1980.
  15. О. С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления /Инновац. об-ние АН СССР- Всесоюз. методол. центр. М.: Экономика, 1991. — 416 с.
  16. Н. С. Интегративные функции обучения. М.: Просвещение, 1985.-304 с.
  17. А. Г. Личность: психологическая стратегия воспитания // Новое педагогическое мышление. М.: Педагогика, 1997.
  18. Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (методологические основы). М.: Просвещение, 1982.
  19. Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Просвещение, 1982.
  20. Ю. П. Нормативы бюджетного финансирования профессиональной школы. Сб. М., 1994.
  21. С. Я. Очерки истории профессионально-технического образования в СССР. М.: Педагогика, 1981. — 352 с.
  22. Ю.Батышев С. Я. Подготовка рабочих в средних профессионально-технических училищах. М.: Педагогика, 1988. — 176 с.
  23. С. Я Подготовка рабочих широкого профиля в условиях перехода к рыночной экономике. М., 1993.
  24. С. Я. Производственная педагогика. М.: Машиностроение, 1984.-672 с.
  25. В. К., Кузьмин М. Н. Национальные проблемы образования в Российской Федерации. М., 1994.
  26. В. С. Педагогика. Проективная педагогика: Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. Екатеринбург: Издательство «Деловая книга», 1996. — 344 с.
  27. Д. А. Основы личностно ориентированной педагогики: Курс лекций. Ч. 1. /Акад. пед. и социал. наук, Моск. психолого-социал. ин-т. -М.: Ин-т практ. психологии. Воронеж: МОДЭК, 1996. — 318 с.
  28. А. П. Дидактические принципы профессиональной подготовки: Методическое пособие. М.: Высшая школа, 1991. — 208 с.
  29. А. П. и др. Системный подход в педагогических исследованиях проблем профтехобразования. Л.: ВНИИ профтехобразования, 1987. -125 с.
  30. А. П. Интегративно-мо дульная педагогическая система профессионального образования. СПб.: Радом, 1997. — 226 с.
  31. А. П. Концептуальные основы развития начального профессионального образования. СПб., 1995. — 64 с.
  32. Беляева, А П. Система многоуровневой профессиональной подготовки в профессиональных учебных заведениях: Сб. науч. трудов. СПб., 1995. — с. 6−28.
  33. Л. А. Философия воспитания как основа педагогическойдеятельности. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 1993. — 126 с.
  34. JI. Ю., Глазунов А. Т. и др. Структурные и целевые компоненты единой образовательной программы начального профессионального образования. М., 1998. — 136 с.
  35. М. Н. Интеграция содержания образования. М.: Педагогика, 1993.- 172 с.
  36. В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М., 1995.-334 с.
  37. В. П. Педагогическое обеспечение государственного стандарта образования. М.: ИнтерЭВМ, 1994. — 80 с.
  38. В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  39. В. М. Эффективность обучения: методологический анализ определения этой категории в дидактике. М.: Педагогика, 1976. — 191 с.
  40. В. П. Трудовая школа //Избранные педагогические и психологические сочинения/ Под редакцией А. В. Петровского: В 2-х т. М.: Педагогика, 1979.
  41. П. П. Курс педагогики. М., 1916.31 .Ботвинников А. Д. Организация и методика педагогических исследований. М., 1981. — 43 с.
  42. Е. Я. Особенности развития системы начального профессионального образования России. М., 1996.
  43. Е. Я. Прогнозные исследования по оценке оптимальных потребностей в подготовке рабочих по отраслям. М., 1991.
  44. Е. Я. Система начального профобразования региона как основа формирования рынка труда. Иркутск: Институт повышения квалификации работников образования, 1996.
  45. Н. М. Расходы городов на народное образование //Всеобщееобразование в России: Сб. ст. Вып. 1. М., 1902.
  46. Введение в научное исследование по педагогике: Учебное пособие для студентов педагогических институтов /Ю. К. Бабанский, В. И. Журавлев и др. /Под ред. В. И. Журавлева. М.: Просвещение, 1988. — 239 с.
  47. Н. X. Профессиональная школа и обучение ремеслам. СПб., 1881.
  48. Н. В. Природа интеллектуальных способностей человека. -М.: Мысль, 1989. 173 с.
  49. Внедрение достижений педагогики в практику школы /Под ред. В. Е. Гмурмана. М.: Педагогика, 1981. -144 с.
  50. . 3., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учеб. пособие /Ун-т Рос. акад. образования. М.: Изд-во УРАО, 1997. — 285 с.
  51. М. А. Эволюция понятия «воспитание» //Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. трудов. Вып. 1/ Отв. ред. Е. В. Ткаченко. Екатеринбург, 1995. — С. 46−60.
  52. Л. А., Смирнов И. П. Национальный и региональный компоненты государственного образовательного стандарта. М., 1997. -140 с.
  53. . С. Менталитет и образование: Учебное пособие для студентов. М., 1996. — 144 с.
  54. . С. Россия: образование и будущее (Кризис образования России на пороге XXI века). Челябинск, 1993. — 240 с.
  55. . С. Философия образования для XXI века. М.: Совершенство, 1998. — 605 с.
  56. С. И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию: Учебное пособие для вузов /Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995. — 447 с. — Репринт, воспроизв. изд-я 1923 г.
  57. В. И. Основы теоретической педагогики. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1992.
  58. А. Т., Зиновьев А. В., Казаков В. Г. Образовательный менеджмент в учреждениях НПО. М., 1998. — 96 с.
  59. А. Т., Смирнов И. П. Русско-английский словарь терминов профессионального образования. М., 1998. — 300 с.
  60. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1976. — 494 с.
  61. В. А. Педагогика как автономная наука: Введение в сравнительную науку о воспитании. М.: Работник просвещения, 1930. -264 с.
  62. М. И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. М.: Педагогика, 1977. -134 с.
  63. JI. И. Профессиональное образование во Франции. Казань, 1993. — 204 с.
  64. Н. В. Культура. Цивилизация. Образование: Социально-философский анализ оснований развития человека в контексте цивилизации и культуры. М.: Экспертинформ, 1992. — 286 с.
  65. Э. Н. Турчанинова Ю. И. Образование личности: Пособие для преподавателей. М., 1994.
  66. В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
  67. Н. К. Профтехучилище в современных условиях. М.: Высшая школа, 1991.
  68. С. Д, Ясвин В. А Экологическая педагогика и психология: Учебное пособие для студентов вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.477 с.
  69. Н. И. Подготовка квалифицированных рабочих широкого профиля. М.: Высшая школа, 1984. — 63 с.
  70. Н. Н. Профессиональное воспитание учащейся молодежи. -М.: Высшая школа, 1988. 144 с.
  71. . Досуг как форма духовной деятельности. М.: Книга, 1987.
  72. Европейская профессиональная школа/ Под ред. И. П. Смирнова. М., 1996. — 96 с.
  73. Дж. М., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления. -М.: Дело, 1993. 304 с.
  74. Изучение личности школьника учителем. М., 1991.
  75. К. Педагогическая диагностика. М.: Педагогика, 1991. — 238 с.
  76. Т. И. Педагогика: Курс лекций. М.: Просвещение, 1984. — 486 с.
  77. История педагогики /Под ред. Н. А. Константинова. М.: Просвещение, 1982. — 446 с.
  78. В. А., Шишов С. Е. Мониторинг качества образования. М.: Вологда, 1998. 204 с.
  79. П. Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982.-704 с.
  80. К. Н. Педагогические основы производительного труда учащихся в профессионально-технических училищах. М.: Высшая школа, 1976. — 335 с.
  81. А. Н. Обучение и здоровье. М.: Высшая школа, 1985.
  82. С. В. Технические средства обучения и новые информационные технологии обучения: Опытная программа и методические рекомендации. М., 1996. 46 с.
  83. М. В. Инновации в мировой педагогике: Обучение на основе исследований, игр, дискуссии. Анализ зарубежного опыта
  84. Международная ассоциация «Развивающее обучение». Рига: Эксперимент, 1995. — 176 с.
  85. М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. — 222 с.
  86. Е. А Введение в психологию труда. М: Изд-во МГУ, 1988. — 200 с.
  87. Е. А. Психология профессионала. М., 1996. — 400 с.
  88. И. Д. Подготовка рабочих широкого профиля в средних профтехучилищах. М.: Высшая школа, 1979.
  89. И. Д. Совершенствование подготовки квалифицированных рабочих. М.: Экономика, 1975.
  90. В. В. Экономика образования: иллюзии и факты. М.: Мысль, 1985.- 176 с.
  91. Ю. И. Профессиональное образование в ФРГ. М.: Высшая школа, 1988. — 187 с.
  92. Ковригин 3. А. Обновление рабочих кадров. М., 1996.
  93. Я. А. Великая дидактика //Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1981. — С. 80−162.
  94. Я. А. Избранные сочинения: В 2 т. М.: Педагогика, 1982.
  95. Н. М. Краткий обзор деятельности Постоянной комиссии по техническому образованию (XIX отдела Императорского Русского Технического Общества). СПб., 1912.
  96. С. А. Физиологические основы производственного обучения. -М.: Высшая школа, 1985. 188 с.
  97. С. И., Романин В. А. Технические средства обучения в профессиональной школе. М.: Высшая школа, 1988. — 232 с.
  98. В. В. Методология педагогического исследования. Самара: Изд-во САМГПИ, 1994. — 164 с.
  99. В. В. Проблемы научного обоснования обучения.
  100. Методологический анализ. М., 1977.
  101. А. А. Педагогика как наука (к истории вопроса). -Казань: Литотипография И. Н. Харитонова, 1913. 26 с.
  102. Краткий толковый словарь по профессиональному образованию /Под ред. А. П. Беляевой. СПб.: Изд-во БОХУМ, 1994. — 124 с.
  103. С. В. и другие. Анализ тенденций содержания труда и требований к подготовке квалифицированных рабочих: Вопросы методики. М., 1991.
  104. Н. В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Высшая школа, 1990.
  105. М. Н. Национальная школа России: традиции и современность в контексте модернизации /Труды ИНПО. Вып. 1. М., 1993.
  106. Ч. Основы общей дидактики. М.: Высшая школа, 1986.
  107. В. И. Развитие рыночных отношений и изменение профессионально-квалификационной структуры рабочих. СПб., 1994.
  108. А. А. Проблемы исследования учебных групп профессий и всеобщего содержания профессиональной подготовки: Сб. науч. трудов. М., 1987.
  109. А. А. Методы исследований в профессиональной педагогике. Таллинн: Валгус, 1980. — 164 с.
  110. К. Г. Профессиональное обучение и содействие занятостибезработных. М., 1996.
  111. В. С., Афанасьева Т. П., Елисеева И. А., Пуденко Т. И. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы. М.: ЦСЗИ, 1995.
  112. В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.
  113. В. С. Структура и содержание общетехнических знаний при изучении основ производства. М.: Высшая школа, 1977.
  114. Лейбович, А Н. От федерального компонента к региональному. М.: ИРПО, 1994.
  115. А. Н. Совершенствование профессионально-квалификационной структуры подготовки рабочих и служащих. М.: ИРПО, 1992.
  116. А. Н. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования. М., 1996. — 228 с.
  117. Л. А. Физиологические основы формирования профессионально значимых функций. М.: Медицина, 1987. — 204 с.
  118. И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 185 с.
  119. П. Ф. Семейное воспитание ребенок и его значение. — М.: Педагогика, 1991. — 176 с.
  120. . Т. Педагогика. М., 1993.
  121. Г. И. Методические основы сбалансированного функционирования рынков труда и образовательных услуг. СПб., 1994.
  122. А. М. История педагогики. Екатеринбург: Изд-во Урал, гос. пед. ун-та, 1994. — 368 с.
  123. А. С. Общие вопросы теории педагогики //Соч.: В 7-ми т. М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1958.
  124. И. К. Совершенствование экономического механизма профессионально-технического образования. М., 1990.
  125. И. М. Очерк развития профессионального образования в России: (1888−1908). СПб., 1909.
  126. А. Т. Задачи по профессиональной педагогике. М.: Высшая школа, 1987. — 166 с.
  127. Малькова 3. А Современная школа США. М.: Педагогика, 1971. -368 с.
  128. Мареева 3. Б., Рыкова Е. А. Теоретические основы разработки учебно-программной документации для профессиональной подготовки безработных граждан. М., 1995. — 34 с.
  129. К. Размышление юноши о выборе профессии //Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.: Госполитиздат, 1956. — С. 1−5.
  130. В. А., Оссовский В. Л. Социальная микросреда и выбор профессии. Киев, 1982.
  131. А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Педагогика, 1972.
  132. Е. И. Психологические основы управления учебной деятельностью. Киев: Вища школа, 1987.
  133. И. А., Малов С. А. Психология производственного обучения. М., 1990.
  134. Методическая служба профессионального образования в условиях реализации требований государственного стандарта: Учебный план, программа и курс лекций для повышения квалификации методических работников профессионального образования. М., 1995. — 134 с.
  135. Методические проблемы научных исследований профессионально-технического образования. М., 1987.
  136. Методологические проблемы развития педагогической науки /Под ред. П Р. Атутова, М Н Скаткина, Я С. Турбовского. М: Педагогика, 1985.-240 с.
  137. Методы и методические приемы профессионального обучения. -М.: ИРПО, 1993.
  138. В. И., Смирнов И. П. Региональная модель профессионального образования/ Академия профессионального образования. М.: Издательский дом «Ореол-лайн», 1998. — 160 с.
  139. Модульная технология обучения. СПб., 1993.
  140. Мошер, Ральф и др. Воспитание гражданина: демократические школы: Пер. с англ. /Мошер, Ральф, Кенни Р., Гаррод Э.- Под общей ред. Т. Э. Балуян и др. М.: Народное образование, 1996. — 231 с.
  141. И. Н., Малов С. JI. Психология производственного обучения. М.: Высшая школа, 1995. — 132 с.
  142. Г. В. Стратегия реформирования системы среднего профессионального образования. М.: Магистр, 1995. — 222 с.
  143. А. Я. Какой быть новой педагогике. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1993. — 213 с.
  144. Научные основы разработки стандартов профессионального образования: Сб. науч. статей. М.: ИРПО, 1994.
  145. Национальная школа: концепция и технология развития // Доклады и материалы международной конференции, Якутск, 16−23 марта 1993 г./ Под общ. ред. Е. П. Жиркова. М.: Просвещение, 1993.
  146. Национальная школа Российской Федерации: Республиканские законы об образовании. М. — Чебоксары, 1994.
  147. А. М. Английский колледж. М., 1995. — 442 с.
  148. А. М. Научно-экспериментальная работа в образовательных учреждениях. М., 1998. — 144 с.
  149. А. М. Профессиональное образование России /Перспективы развития/. М., 1997. — 254 с.
  150. А. М. Процесс и методы формирования трудовых умений. -М.: Высшая школа, 1986. 288 с.
  151. А. М. Профтехшкола: стратегия развития. М.: Минобразование России, 1991. -111 с.
  152. П. Н., Зуев В. М. Опережающее образование: гипотезы и реалии. М., 1996. — 136 с.
  153. Новые исследования в профессиональном образовании: Сб. науч. статей/ Академия профессионального образования, Профессиональный лицей № 39 г. Ноябрьска. М. — Ноябрьск, 1998. — 108 с.
  154. Новые модели финансирования профессионального образования /Под науч. ред. И. П. Смирнова. М., 1996. — 152 с.
  155. Образовательный менеджмент в учреждениях начального профессионального образования /Под науч. ред. А. Т. Глазунова. М. -Старый Оскол, 1998. — 96 с.
  156. Ф. Народные школы Европейской России в 1892−93 году: Статист, очерк. СПб., 1896.
  157. . JI. Профессионально-техническое образование в зарубежных странах. М.: Высшая школа, 1989. — 224 с.
  158. В. Г., Огарев Е. И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. СПб. — Воронеж, 1995. -232 с.
  159. Опыт перестройки подготовки рабочих кадров и проблемы совершенствования учебно-воспитательного процесса. М., 1990.
  160. А. Н. Организация учебно-производственной работы в СПТУ сельскохозяйственного профиля. М.: Высшая школа, 1987.
  161. А. Н. Подготовка квалифицированных рабочих для сельскохозяйственного производства. М.: Высшая школа, 1990.
  162. Основные подходы к проектированию Государственных образовательных стандартов (профессиональное образование). М., 1992.
  163. Основные требования и разработка учебных программ по производственному обучению и специальным предметам для профессионального обучения рабочих: Сб. статей. М.: ВНМЦ, 1987.
  164. Основы методики трудового и профессионального обучения / Под ред. В. А. Полякова. М.: Просвещение, 1987. — 191 с.
  165. Основы профессиональной педагогики. М.: Высшая школа, 1977. -504 с.
  166. Основы рыночной экономики и предпринимательства: термины и понятия, категории и законы. М., 1997.
  167. А. В. Начальное образование в дореволюционной России (1861−1917).-М., 1982.
  168. Очерк развития промышленного образования в России за 1888−1898 гг. СПб., 1900.
  169. Н. Н. Кризис образования в контексте глобальных проблем //Философия для XXI века: Сб. ст. М., 1992.
  170. Педагогика: Учебное пособие /В. И. Журавлев, П. И. Пидкасистый, М. JI. Портнов и др./ Под ред. Пидкасистого П. И. 2-е изд., дораб. и испр. — М.: Роспедагенство, 1996. — 602 с.
  171. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебныхзаведений / Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.
  172. Педагогическая интеграция: сущность, состав, реализация: Метод, разработка /Сост. В. С. Безрукова. Свердловск: Свердл. инж.-пед. ин-т, 1987.-50 с.
  173. Педагогические основы дополнительного экономического образования школьников. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1997.-150 с.
  174. Педагогические основы проектирования образовательных систем нового вида: Монография. СПб.: Образование, 1995. — 172 с.
  175. Перспективы развития непрерывного образования /Под ред. Б. С. Гершунского. М.: Педагогика, 1990. — 208 с.
  176. Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: МГУ, 1982.
  177. Ю. А. Культура мышления: Методологические проблемы научно-педагогической работы. М.: Изд. МГУ, 1990.
  178. Ю. Н. Модель непрерывного профессионального образования. Н. Новгород: Ай-Кью, 1994. — 352 с.
  179. Подготовка специалистов в области гуманитарных и социально-экономических наук (материалы для сравнительного анализа). М., 1995.
  180. И. П. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. уч. заведений. М.: Просвещение, 1996. — 631 с.
  181. В. М. Оценка качества научно-педагогических исследований. М.: Педагогика, 1987. — 144 с.
  182. Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. трудов. Вып. 1 /Урал. гос. пед. ун-т, Урал. гос. проф.-пед. ун-т- Отв. ред. Е. В. Ткаченко- Редкол.: Г. Н Штинова (отв. секретарь) и др. Екатеринбург:
  183. УрГПУ: УГППУ, 1995. 223 с.
  184. Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. трудов/ Отв. ред. Е. В. Ткаченко. Вып. 2. Екатеринбург, 1996. — 340 с.
  185. Проблемы дидактики производственного обучения /Отв. ред. Н. И. Думченко. М., 1987.
  186. Проблемы обучения и воспитания, содержания и стандартизации образования/ Материалы заседания коллегии Минобразования России/ Ред. Е. В. Ткаченко, М.: Минобразование России, 1996. — 101 с.
  187. Проблемы повышения качества профессионального образования на основе Государственного стандарта //Основные материалы всероссийских педагогических чтений. Саратов, 1993 /Под ред. И. П. Смирнова. М., 1994. -192 с.
  188. Профессиональное образование и профсоюзы. М., 1997. — 72 с.
  189. Профессиональное обучение и профориентация незанятого населения: Учебное пособие. М., 1998. — 62 с.
  190. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. — 512 с.
  191. Профессионально-педагогические кадры России. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1998. — 98 с.
  192. Профессиональное обучение безработных граждан /Под ред. В. А. Похвощева. СПб.: Нива России, 1996.
  193. Профтехобразование России: итоги XX века и прогнозы: В 2 т. /Под научной ред. И. П. Смирнова. М.: ИРПО, 1999. -1 том — 424 е., II том -816 с.
  194. Психология профессиональной подготовки /Г. С. Никифоров, А. М. Зимичев, С. И. Макшанов и др.- Общ. ред. Г. С. Никифорова. СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1993. — 171 с.
  195. Равкин 3. И. Актуальные проблемы методологии историко-педагогических исследований. М.: Ин-т теорет. педагогики и междунар. исслед. в образовании РАО, 1993.
  196. Ю. Н. Интегративные процессы в педагогической науке, или объект методологических исследований //Нов. исслед. пед. наук. Вып. 2/34. М., 1979. — С. 6−10.
  197. Региональные программы организации профессионального обучения безработных граждан в учреждениях начального профессионального образования: Методические рекомендации. М., 1997. — 34 с.
  198. Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции. М., 1995. — 272 с.
  199. Решетова 3. А. Психологические основы профессионального обучения. М.: МГУ, 1985. — 207 с.
  200. С. В. Очерки по истории систем народного просвещения в России в XVIII—XIX вв.. СПб., 1912. — Т. 1.
  201. В. В. Сумерки просвещения. М.: Педагогика, 1990.
  202. Роль профессионально-технического образования в образовательной системе Российской Федерации //Бюллетень ЮНЕСКО /Под научной ред. И. П. Смирнова. М., 1995. — 32 с.
  203. Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993. — Т. 1.
  204. Н. Краткие сведения о насаждении образования в России. -СПб., 1900.
  205. В. А. Профессиональная ориентация и подготовка кадров в условиях новой технологической конструкции. М., 1990.
  206. В. А. Профессиональная ориентация и подготовка кадров в Великобритании. М.: Высшая школа, 1991. — 156 с.
  207. Е. А. Профориентация, психодиагностика, профотбор. М., 1995.- 12 с.
  208. Е. А., Соловьева О. Н., Василькова Т. Н. Современное состояние и перспективы профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения (аналитический обзор). М., 1995. — 46 с.
  209. Рынок и новые профессии: Пособие по профориентации и психологической поддержке населения. Ярославль, 1993.
  210. И. О философии глобального образования //Философия для XXI в.: Сб. ст. М., 1992. — С. 9−18.
  211. Сборник методических рекомендаций по вопросам лицензирования, аттестации и государственной аккредитации учреждений начального профессионального образования Министерства образования Российской Федерации. М., 1996. — 110 е.: ил.
  212. Сборник нормативных материалов и документов по высшему и среднему профессиональному образованию /Рук. авт. кол. Ю. А. Якуба. -М., 1996.-450 с.
  213. Сборник переводных материалов «Системы и методы сертификации квалификации в Европейском сообществе». М., 1997. — 20 с.
  214. Сборник статистических сведений о состоянии среднего и низшего профессионального образования в России. Ч. I. СПб., 1910.
  215. Сборник учебно-методических и нормативных материалов и документов по профессиональному образованию. Вып. 1/ Сост. Ю. А. Якуба. М., 1994. — 450 с.
  216. Сборник учебно-методических и нормативных материалов и документов по профессиональному образованию. Вып. 2/ Сост. Ю. А. Якуба. М., 1997. — 550 с.
  217. В. А., Чащихин Б. Д. Аккредитация учебных заведений. Опыт США. М.: Мир книги, 1993. — 240 с.
  218. Е. М. Интеграция профессионального образования в
  219. Ф Европейском сообществе: Сравнительность квалификаций- признаниедипломов- свобода передвижения- согласование законодательств. М., 1994.
  220. В. Д. Педагогический процесс: Социально-педагогический аспект. Екатеринбург: Изд-во Свердл. инж.-пед. ин-та, 1993.
  221. В. Д. Социальная педагогика: история и современность. -Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1993.
  222. Сертификация профессионального образования за рубежом /Сост. В. А. Малышева. М.: ИРПО, 1998. — 99 с.
  223. В. А. Методика производственного обучения. М., 1992. -164 с.
  224. В. А. Преподавание общетехнических и специальных предметов в средних ПТУ. М.: Высшая школа, 1987. — 272 с.
  225. Я. и др. Методология и методы педагогических исследований. М.: Педагогика, 1989. — 224 с.
  226. М. П. Проблемы формирования профессиональной активности у учащихся. СПб., 1995. — 128 с.
  227. Л. С. Трудные дети. М., 1998. — 447 с.
  228. В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976.
  229. И. П. Начальное профессиональное образование: современные реформы. М., 1998. — 102 с.
  230. И. П. Познай себя в творчестве: социологические проблемы труда молодежи: Монография. М., 1982. — 101 с.
  231. Совершенствование производственного обучения при подготовке рабочих широкого профиля в средних профтехучилищах: Научные труды ВНИИ профтехобразования. Л., 1981.
  232. А. Г. Научные основы управления профессиональнымтехническим учебным заведением. М.: Высшая школа, 1984. — 63 с.
  233. Н. А. Структура педагогики как науки //Тр. Ярослав, пед. ин-та. Т. 3. Вып. 2. Ярославль: Изд-во Ярослав, пед. ин-та, 1929. — 51 с.
  234. JI. Г. Программа «Востребованность профессии». Ноябрьск, 1995.
  235. П. Человек. Цивилизация. Общество: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1992. — 543 с.
  236. Социальная педагогика: теория, методика, опыт исследования /Под ред. В. Д. Семенова. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1989. — 148 с.
  237. Стандарты профессионального образования зарубежных стран. М., 1993.-43 с.
  238. Т. В. Роль прогнозирования в становлении и развитии новой системы профессионального образования. СПб., 1994.
  239. В. Я. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1991. — 368 с.
  240. В. А. О воспитании. М., 1973.
  241. Н. М. Введение в неопедагогику. М.: Изд-во «Лотос», 1991.- 184 с.
  242. Д. В., Воровщиков С. Г. Консалтинговая служба в образовании: Опыт совместной деятельности педагогического коллектива школы № 115 и Консалтингового центра «Пед. инновации», Курчатов. РУО г. Челябинска. М.: Новая школа., 1997. — 78 с.
  243. . М. Избранные труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1985.
  244. Теоретические основы непрерывного образования /Под ред. В. Г. Онушкина. М.: Педагогика, 1987.
  245. Теория и практика педагогического эксперимента /Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 207 с. t 245. Теория и практика экологического образования: Учебное пособие.
  246. Челябинск: Факел, 1988. 140 с.
  247. С. П. Инженерное образование в России: Пер. с англ. -Люберцы, 1996. 84 с.
  248. Е. В. Основные итоги, проблемы и пути развития Российского образования. М.: Минобразование России, 1996. — 161 с.
  249. Е. В. Российское образование. Дороги реформ. -Махачкала: Юпитер, 1994. 232 с.
  250. Е. В. Содержание и перспективы развития инженерно-педагогического образования /Колл. моногр. Науч. ред. Е. В. Ткаченко. -Свердловск: Свердл. инж.-пед. ин-т, 1990. 128 с.
  251. X. Г. О проблематике и тенденциях развития философии образования. Проблема регионального в философии образования. -Нальчик, 1997.
  252. Ю. С. Политехнические основы подготовки рабочих широкого профиля. М.: Высшая школа, 1981. — 145 с.
  253. Управление системой образования. Проблемы и решения /Материалы заседаний коллегии Минобразования РФ/ Ред. Е. В. Ткаченко. М.: Минобразование России, 1996. — 174 с.
  254. Учреждения высшего и среднего профессионального образования в Российской Федерации. Аккредитация, самообследование, рейтинг. -М., 1995. 132 с.
  255. К. Д. Сборник работ о воспитании: Вступ. ст., сост. и коммент. С. Ф. Егорова. М., 1994. — 206 с.
  256. К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. М.: Педагогика, 1990.
  257. Вл. Начальная школа Министерства народного просвещения. СПб., 1909.
  258. Г. Ф. Проблемы интеграции в теории и практике обученияпредпосылки, опыт). Л.: Изд-во Ленингр. гос. пед. ин-та, 1989. — 94 с.
  259. Г. А. Инновационные процессы в профессиональном образовании Финляндии: Научный доклад. М., 1997. — 24 с.
  260. Г. А. Профессиональное образование в ФРГ: Научный доклад. М., 1997. — 24 с.
  261. Г. А. Сертификация профессионального образования и подготовка в странах Европейского сообщества: Аналитический обзор. -М&bdquo- 1997.-30 с.
  262. Г. А. Совершенствование преподавательской деятельности для сферы малого и среднего бизнеса в странах Европейского сообщества: Аналитический обзор. М., 1997. — 21 с.
  263. Л. Д. Дидактические основы формирования интегрированного содержания профессионального образования. М.: ИПО, 1993.
  264. Л. Д. Профессиональная школа. М., 1992. — 120 с.
  265. Фельдштейн Д И Психология развивающейся личности. М, 1996. -512 с.
  266. Философско-психологические проблемы развития образования /Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1981. — 176 с.
  267. Формирование национально-регионального компонента государственного стандарта начального профессионального образования: Материалы научно-практической конференции. М., 1995. -82 с.
  268. И. Ф. Педагогика: Курс лекций. Минск: Изд-во Белорус, ун-та, 1990. — 464 с.
  269. И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие. М.: Юристъ, 1997. — 508 с.
  270. В. Н. Педагогическая импровизация: теория и методика
  271. Моск. пед. ун-т им. В. И. Ленина/ Под ред. В. А. Сластенина, Ю. П. Сокольникова. М.: NB Магистр, 1992. — 159 с.
  272. А.К. Самоорганизация студентов и учебный процесс. В сб. Межрегиональной научно-практической конференции 14−15 октября 1997 г. Часть 2. — Екатеринбург, 1997. — 0,2 а.л.
  273. А.К. Важный фактор. Региональная стратегия устойчивого социально-экономического роста. (Материалы научно-практической конференции 29−30 июня 1998 г. — Екатеринбург, 1998. -0,1 а.л.
  274. А.К. Единая образовательная программа в учреждении НПО. Профессиональное образование. № 2, 1999. — 0,1 а.л.
  275. А.К. О характере педагогического общения. -Профессиональное образование. № 5,1999. 0,3 а.л.
  276. С., Кузнецов Ю. Страницы истории профессионального и технического образования России. Ч. 1. СПб., 1996.
  277. Н. К. Введение в курс «Философия и история образования»: Учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. пед. ун-та, 1998.-249 с.
  278. Н. К. Интеграция педагогического и технического в педагогике профтехобразования. Екатеринбург: Изд-во Свердл. инж.-пед. ин-та, 1992. — 224 с.
  279. В. Е., Мартынова Е. И. Подготовка конкурентоспособного рабочего в профессионально-технических учебных заведениях. СПб., 1994.
  280. В. С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. М.: Педагогика, 1989. — 150 с.
  281. П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М., 1981.
  282. Т. И. Исследовательский подход в управлении школой. М., 1992. — 64 с.
  283. Т. И. и др. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики. М.: Педагогика, 1991. -191 с.
  284. В. В. Общетехническая подготовка квалифицированных рабочих в условиях научно-технической революции. М.: Высшая школа, 1985. — 159 с.
  285. С. А. Вопросы теории производственного обучения. -М.: Высшая школа, 1981. 208 с.
  286. К. А. Философия воспитания: Критический анализ немарксистских концепций. М.: Политиздат, 1989. — 258 с.
  287. Г. и др. Педагогика и логика. М.: Касталь, 1992. — 415 с.
  288. А. Введение в профессиональную педагогику: Учебное пособие /Под ред. Г. М. Романцева. Екатеринбург, 1996. — 288 с.
  289. О. М. Искусство овладения педагогическими технологиями: Учебное пособие /Под ред. А. А. Деркача- М-во образования Украины- РАУ. М.- Донецк, 1994. — 107 с.
  290. О. М. Развитие педагогического мастерства: овладение педагогическим технологиями, алгоритмами продуктивного решения педагогических задач: Учебное пособие /Под науч. ред. А. А. Деркача- М-во образования Украины- РАУ. М.- Донецк, 1994. — 170 с.
  291. А. X. Непрерывное профессиональное образование в интегративных структурах профессиональной школы (теория и практика). Минск, 1995. — 136 с.
  292. Школе нового педагога. Педагогическое образование в условиях реформирования российской школы / Материалы заседаний коллегий Минобразования России/ Ред. Е. В. Ткаченко. — М.: Минобразование1. России, 1996. 126 с.
  293. Эплис, Артур, Фоутс, Джеффри. Педагогические инновации /Рос. Акад. Образования- Ин-т теорет. педагогики и междунар. исслед. в образовании- Центр общечел. ценностей. М., 1993. — 105 с.
  294. Этнография детства: Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Южной и Юго-Восточной Азии /Под ред. И. Кона. М.: Наука, 1983. — 265 с.
  295. Г. А. Через гуманизацию и демократизацию к новому качеству образования: Доклад на Всесоюзном съезде работников народного образования: Стенографический отчет. М.: Высшая школа, 1990.
  296. Ю. А. Взаимосвязь теории и практики в учебном процессе средних профессионально-технических училищ. М.: Высшая школа, 1985.
  297. Ю. А. Словарь основных терминов профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения. М., 1997. — 100 с.
  298. Ю. А., Скакун В. А. Диагностика качества практического (производственного) обучения. М.: ИРПО, 1995. — 95 с.
  299. Ю. А., Скакун В. А. Краткий словарь основных терминов практического (производственного) обучения. М., 1995. — 125 с.
  300. Статьи по проблемам профессионального образования
  301. Д., Егоров Ю., Бетенеков Н. Открытая модель: О развитии педагогического образования //Высшее образование в России. 1997. — № 1. — С. 77−79.
  302. В. Ф. Модульная технология обучения. Физика //Специалист. 1994. — № 9.
  303. А. П. Региональная система профессионального образования //Педагогика. 1993. — № 4.
  304. Бестужев Лада И. Школа XXI века: размышления о будущем //Педагогика. — 1993. — № 6. — С. 103−111.
  305. В. И. Педагогическая технология: эволюция понятия //Советская педагогика, 1991. № 9.
  306. А. Гуманистическая ориентация высшего педагогического образования в Германии //Высшее образование в России. 1996. — № 3.-С. 119−129.
  307. В. Школа России: прошлое и настоящее //Педагогика. -1993.-№ 4.-С. 3−15.
  308. Е. Я. Особенности развития системны начального профессионального образования России //Профессионал. 1996. — № 4.
  309. . «Гуманность» и гуманизм в образовании //Перспективы гуманитарного образования в средней школе. М., 1992.-С. 26−34.
  310. Ю.Глазунов А. Т. Региональные модели профтехобразования. Предварительные анализ //Профессиональное образование. 1997. -№ 11.-С.5.
  311. П.Лазарев В. С. Управление образованием на пороге новой эпохи1. Педагогика, 1995. № 4.
  312. . Педагогика как общественная наука. Объект, предмет, принципы и методы научно-педагогического исследования //Педагогика: курс лекций. М., 1993. — С. 84−94.
  313. З.Лихачев Б. Перспективы развития школы и педагогической науки //Педагогика: курс лекций. М., 1993. — С. 470−512.
  314. М. Региональный колледж //Народное образование. 1990. — № 5.
  315. Г. В. Региональная система профессионального образования //Специалист. 1994. — № 5−8.
  316. Т. Педагогические технологии: новый этап эволюции? //Педагогика. 1997. — № 3. — С. 20−27.
  317. А. Интеграция базового профессионального образования //Педагогика. 1996. — № 3. — С. 3−9.г
  318. В. Методы анализа и прогнозирования развития педагогической науки //Педагогика. 1995. — № 5. — С. 18−24.
  319. Г. М. Содержание понятия «высшее рабочее образование» //Понятийный аппарат педагогики и образования: Сборник научных трудов. Екатеринбург, 1995. — С. 130−144.
  320. М. Демократизация образования по-российски: снова в начале пути //Педагогика. 1996. — № 4. — С. 3−9.
Заполнить форму текущей работой