Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Портфолио как инструмент оценивания образовательных достижений учащегося в условиях профильного обучения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Портфолио служит действенным инструментом оценивания. Он позволяет, контролировать и оценивать индивидуальные достижения учащихся на всех уровнях системы образования, а также для планирования и рефлексии учащимися процесса своего обучения и развития оценочной самостоятельности. Портфолио позволяет: а) проследить индивидуальный прогресс учащегося в течение длительного периода обучения в широком… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Глава. Теоретические подходы к использованию портфолио в качестве инструмента оценивания образовательных достижений учащегося
    • 1. 1. Психолого-педагогические предпосылки и зарубежный опыт использования портфолио
    • 1. 2. Портфолио как инструмент оценивания учебных достижений в отечественной школьной практике
    • 1. 3. Использование портфолио в качестве инструмента оценивания образовательных достижений в условиях профильного обучения
  • Глава 2. Анализ результатов эксперимента по апробации модели портфолио достижений учащегося в условиях профильного обучения
    • 2. 1. Описание хода эксперимента по введению портфолио и его методической поддержки
    • 2. 2. Результаты апробации экспериментальной модели портфолио достижений
    • 2. 3. Условия эффективного использования портфолио в качестве инструмента оценивания достижений учащегося

Портфолио как инструмент оценивания образовательных достижений учащегося в условиях профильного обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Сегодня в мире в целом, и в России в частности, растёт понимание того, что показателем высоких образовательных достижений на всех ступенях образования является не репродукция информации, полученной в образовательном учреждении, а те умения и навыки, которые необходимы учащимся для успешной реализации жизненных и профессиональных стратегий после его окончания. Актуальной становится задача поиска таких средств, которые позволят оценить способности учеников выполнять задания в реальной ситуации, самостоятельно находить информацию и получать необходимые знания, решать проблемы, что создаёт для них основания быть успешными в любой деятельности. Традиционные процедуры оценки учебных достижений, основанные, как правило, на тестировании и опирающиеся на пассивное воспроизведение, менее всего ориентируются на эти требования и вызывают всё большую неудовлетворённость профессионалов и широкой общественности. Сложившаяся система контроля и оценивания становится ограничением для развития важнейших поведенческих навыков и ключевых компетенций, которые сегодня востребованы в профессиональном образовании, на большинстве рабочих мест и в повседневной жизни. Её неадекватность требованиям современного модернизированного образования становится особенно значительной при переходе старшей ступени общеобразовательной школы на профильное обучение.

Предпрофильная подготовка и профильное обучение на средней и старшей ступени школьного образования является ответом на новые запросы, поставленные перед общим образованием высшей школой, рынком труда и современной динамичной жизнью. Они создают условия для максимальной дифференциации и индивидуализации процесса обучения, вплоть до создания индивидуальных учебных планов и, следовательно, для возрастающей самостоятельности ученика. Таким образом, становится возможным реализовать в отечественной школьной практике наиболее актуальные современные образовательные тенденции: центрацию на ученике, который в полной мере становится субъектом образовательного процессапрактическую ориентированность обучения, его открытость запросам жизни и сферы труда, связь с современными контекстаминепрерывный, продолженный характер обучения [7, 10, 15]. Эти стратегические направления модернизации общего образования заложены «Концепцией модернизации российского образования до 2010 года» и «Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования» [37, 38].

Поэтому при введении профильного обучения ещё более остро проявляются противоречия между:

— новыми образовательными целями и формами их реализации в профильном обучении, определяющими его активный характер и индивидуализацию и отсутствием соответствующих им средств оценивания, отражающих образовательные результаты учащихся во всей полноте.

— потребностью школы в освоении новых инструментов оценивания и неразработанностью механизмов их введения в школьную практику.

Описанные противоречия делают актуальной тему разработки инструмента эффективного оценивания образовательных достижений учащихся в профильном обучении, который во всей полноте охватывает его результаты, соответствует его целям и способам их реализации. Это позволяет сформулировать проблему: какова модель портфолио как инструмента оценивания образовательных достижений учащихся в профильном обучении?

Цель данной работы — разработка и обоснование модели портфолио как инструмента оценивания образовательных достижений учащихся в профильном обучении.

Объект исследования — предпрофильная подготовка и профильное обучение школьников.

Предмет исследования — использование портфолио в рамках предпрофиль-ной подготовки и профильного обучения.

Гипотеза состоит в том, что портфолио может стать эффективным инструментом оценивания образовательных достижений учащегося в условиях профильного обучения, если будет:

— Обобщён мировой опыт применения портфолио и выделены его аспекты наиболее эффективные для оценивания образовательных достижений.

— Разработана модель портфолио, соответствующая специфике профильного обучения и разрешающая противоречия, возникающие в традиционной системе оценивания.

— Определены организационные этапы и механизмы реализации модели портфолио в образовательных учреждениях и муниципальных образовательных сетях.

— Выявлены условия, обеспечивающие эффективное введение и использование портфолио и подготовлены методические и обучающие материалы по организации работы с портфолио.

Задачи исследования:

1. Обобщить мировой опыт использования портфолио и выделить аспекты, наиболее эффективные для оценивания образовательных достижений.

2. Определить специфику профильного обучения и разработать соответствующую ей модель портфолио.

3. Определить уровни и организационные механизмы реализации модели портфолио.

4. Выявить условия эффективного введения и применения портфолио и разработать методические и обучающие материалы по организации работы с портфолио.

Источниковедческой базой исследования послужили работы, создающие:

• философскую базу педагогики, ориентированной на обучение, связанное с жизненной практикой и вопросами, которые она ставит перед учеником, а также основанную на безусловной приоритетности личности, интересов и возможностей ребёнка. К этой философской традиции можно отнести труды Ж-Ж. Руссо, П. Монтеня, В. Гёте, JI. Толстого.

• психологические основания для развития современной личностно-ориентированной педагогики, соответствующей гуманистическому подходу к становлению и развитию личности, заданному К. Роджерсом, Э. Фроммом и развитому представителями отечественной психологической школы — Е. Д. Божович, B.C. Мухиной, П. И. Непомнящей, Д. Б. Элькониным.

• собственно педагогическую традицию «новой школы», возникшей на рубеже 19 и 20 веков и реализованной в практике школ Д. Дьюи,.

М. Монтессори, JI. Толстого, Р. Штейнера. В дальнейшем получившей продолжение в практике тьюторского движения, школы самоопределения, современного вальдорфского движения, педагогики сотрудничества, «школы жизни», и представленной в работах Ш. А. Амонашвили, М. А. Балабана, М. В. Богуславского, В. К. Загвоздкина, Т. М. Ковалёвой, Г. Ричардсона, А. Н. Тубельского, Е. А. Хилтунен. основу для развития современной школы и повышения её эффективности, заложенную в работах М. Барбера и автора концепции «эффективной школы» П. Мортимора. А также базу для расширения педагогической инновации, модернизации содержания, форм и методов обучения, обновления понимания образовательного результата. Эта база создана работами исследователей и организаторов образования: В. А. Болотова,.

B.В. Давыдова, В. В. Краевского, Я. И. Кузьминова, Г. А. Поливановой, Т. М. Ковалёвой, Г. С. Ковалёвой, М. В. Богуславского, A.JI. Семёнова, И. Д. Чечель, C.JI. Соловейчика, И. Д. Фрумина, В. И. Слободчикова, А. С. Обухова, М. М. Поташника, А. Б. Воронцова, Б. Д. Эльконина, Е. В. Чудиновой, Э. Д. Днепрова, С. И. Денисенко, М. Я. Шнейдера. фундамент для введения в практику общеобразовательных учреждений профильного обучения и предпрофильной подготовки, построенный исследованиями А. Г. Каспржака, А. А. Кузнецова, А. В. Леонтовича, К. Г. Миторофанова, Н. В. Немовой, Т. Г. Новиковой, А. А. Пинского, А. С. Прутченкова, Н. Ф. Родичева, М. В. Рыжакова, И. Д. Чечель,.

C.Н. Чистяковой.

А также работы, посвящённые описанию и анализу многообразного опыта применения новых нетрадиционных форм оценивания, включая безотметочное оценивание и собственно портфолио, авторами которых являются как учёные-исследователи, так и педагоги-практики — Ш. А. Амонашвили, А. Б. Воронцова, Г. Б. Голуб, С. Дж. Пейп, Е. С. Полат, Н. Ф. Родионова, Т. В, Светенко, А. П. Тряпицина, О. В. Чуракова, М.А. Чоша-нов, Г. А. Цукерман, Е. Г. Юдина, и поиску различных форм модернизации процесса оценивания, осуществлённому, JI.A. Гаджиевой, А.В. Ка-мелиной, Г. Ю. Ксензовой, А. И. Кукуевым, И. М. Матусовой, Г. В. Прониной, JI.E. Смирновой, И. Е. Терещенко, ГА. Хаустовой.

Методологическую основу исследования составили принципы личностно-деятельностного подхода к изучению учебно-воспитательного процессаединство исторического и логического в понимании закономерности развития педагогических идей и методов личностно и практико — ориентированного обучения и в анализе современной образовательной проблематикикачественный подход в изучении нетрадиционной, аутентичной формы оценивания портфолио как одного из элементов и инструментов современной педагогической инновации.

Методы исследования определялись его целью и поставленными задачами и предполагали использование комплекса взаимодополняющих средств: анализ философской, педагогической, психологической литературы, нормативных документовпроблемно-ориентированный анализ состояния и проблем системы оценивания учебных достижений в процессе профильного обученияпедагогическое наблюдениесоциологические методы (анкетный опрос, интервьюирование) — педагогическое моделированиепедагогический экспериментметоды статистического и графического анализа результатов экспериментальной работы.

Экспериментальная база исследования:

Школы № 1060, № 1518, № 548 г. Москвы, школы г. Якутска и Хангаласско-го улуса Республики Саха (Якутия), где отрабатывались предложенная структура портфолио, способы его оценивания, механизмы введения в практику, а также общеобразовательные учреждения 9 регионов (18 муниципалитетов) Российской Федерации: Республики Татарстан (г. Зеленодольск, село Балтаси), Краснодарского края (г. Краснодар, Павловский район), Калининградской области (Балтийский городской округ, Гвардейский район), Кемеровской области (г. Ленинск-Кузнецкий, Ленинск-Кузнецкий район, Крапивинский район), Московской области (г. Фрязино, г. Пушкино), Новгородской области (г. Великий Новгород, Старорусский район), Псковской области (Палкинский район, г. Опочка), Самарской области (г. Сызрань, г. Тольятти), Челябинской области г. Челябинск, г. Копейск). На региональных экспериментальных площадках в эксперименте приняли участие 4,5 тысячи учащихся.

Этапы научного исследования включают:

Первый этап (2000;2003) — аналитический. Проведение сбора информации и анализ теории и практики использования различных вариантов портфолио в зарубежном и отечественном образовании.

Второй этап (2003;2005) -экспериментальный. Создание и реализация в эксперименте по предпрофильной подготовке модели портфолио выпускника основной школы, определение основных организационных механизмов введения портфолио в практику общеобразовательных учреждений и муниципальных сетей, проведение и анализ мониторинга результатов введения экспериментальной модели портфолио.

Разработка модели портфолио выпускника полной средней школы и методического обеспечения продолжения эксперимента: текущих и итоговых документов портфолио, критериальной базы его оценивания. Анализ условий эффективного введения и использования портфолио.

Четвёртый этап (2005 -2007) — заключительный. Систематизация и обобщение результатов эксперимента. Разработка комплекса методических рекомендаций и материалов, обеспечивающих введение портфолио в образовательных учреждениях, реализующих профильное обучение и использование его в качестве средства оценивания индивидуальных образовательных достижений, подготовка «Рабочей тетради для школьников» — самоучителя по работе с портфолио.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в следующем:

— Обобщён мировой опыт применения портфолио в образовании и выделены основные аспекты наиболее распространённых вариантов портфолио, обеспечивающие возможность его использования в качестве инструмента оценивания образовательных достижений учащихся: а) универсальные структурные компоненты, в совокупности позволяющие отразить как текущие, так и итоговые достижения на продолжительном временном этапеб) критериальная база оценивания, опирающаяся на ключевые учебные уменияв) форма представления в текущих и итоговых документахг) блок обучающих и поддерживающих материалов, сопровождающих введение и широкое распространение портфолио.

— Разработана модель портфолио, соответствующая специфике профильного обучения, разрешающая противоречия, возникающие в традиционной системе оценивания, которая: а) отражает процесс профильного обучения и индивидуальную образовательную траекторию ученикаб) фиксирует разноплановые учебные достижения учащегося, как в школе, так и в образовательном пространстве муниципальной сетив) обеспечивает возможность рефлексии и самооценивания.

— Определены уровни (образовательного учреждения и муниципальный) и разработаны организационные механизмы реализации модели портфолио в образовательных учреждениях и муниципальных образовательных сетях.

— Выявлены условия, обеспечивающие эффективное введение и использование портфолио: а) комплексное введение общеобразовательным учреждением инновационных форм и методов обученияб) подготовка и дополнительное обучение педагогов, включая освоение инновационных практико-ориентированных методов обученияв) обеспечение педагогического сопровождения работы школьников с портфолиог) наличие методических и обучающих материалов по организации работы с портфолио и сбору материалов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что создано содержательное, организационное и методическое обеспечение введения и использования портфолио в практике общеобразовательных учреждений, осуществляющих различные формы профильного обучения:

— разработаны материалы, вошедшие в «Рекомендации по введению и организации работы с портфолио» для разных управленческих уровней — муниципального образования и образовательного учреждения;

— дидактические материалы — «Рабочие тетради для школьников, начинающих работу с портфолио» и методические рекомендации по их использованию;

— «Рекомендации для педагогов по работе с портфолио», которые были опубликованы и вошли в модуль программы повышения квалификации педагогов, осуществляемой АПК и ППРО.

Материалы исследования могут быть использованы и используются в практической деятельности органами управления образованием и общеобразовательными учреждениями.

Достоверность полученных результатов и выводов исследования обеспечивается исходными методологическими позициями, комплексом методов, адекватных целям и задачам исследований, опорой на эмпирические данные, их репрезентативностью и статистической значимостью, а также воспроизводимостью результатов в различных школах и регионах Российской Федерации.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Теоретическое обоснование и разработанные модели портфолио для профильного обучения были представлены в 18 публикациях.

Результаты исследования представлялись на региональных и всероссийских научно-практических конференциях: АПК и ППРО (г. Москва, 2003, 2004, 2005 г.- Всероссийская конференция «Чтения имени В.И. Вернадского» (г. Москва, 2005 г.) — Всероссийская конференция (г. Сочи, 2004 г.) — Региональная конференция (г. Якутск, 2005 г.).

В настоящее время результаты исследования внедрены в практику общеобразовательных учреждений в г. Якутске и Хангаласском улусе республики Саха (Якутия) и в других регионах, участвовавших в эксперименте по профильному обучению и предпрофильной подготовке, а также в гимназии № 1518 г. Москвы, школе № 548 (Московский Центр Образования «Царицыно»), школе № 1060 г. Москвы.

Положения, выносимые на защиту:

Портфолио служит действенным инструментом оценивания. Он позволяет, контролировать и оценивать индивидуальные достижения учащихся на всех уровнях системы образования, а также для планирования и рефлексии учащимися процесса своего обучения и развития оценочной самостоятельности. Портфолио позволяет: а) проследить индивидуальный прогресс учащегося в течение длительного периода обучения в широком образовательном пространствеб) оценить его результаты и дополнить данные тестирования и других традиционных форм контроляв) осуществить рефлексию и самооценивание. Основными аспектами портфолио, делающими его популярным инструментом оценивания, широко распространённым в современном образовании и применимым также в условиях профильного обучения в отечественной школе, являются: универсальные структурные компоненты, аналогичные основным типам портфолио, принятым в мировой практике, которые могут отразить всю полноту образовательных достижений учащегося и процесс его обученияпринцип критериального оценивания материалов и ранжирования сертификатов, представленных в портфолиодокументальная форма представления портфолио.

— Модель портфеля индивидуальных достижений выпускника основной школы, соответствующая специфике профильного обучения и отвечающая ряду требований, обеспечивающих её функционирование, органично включает в себя три основных раздела, которые могут составлять различные комбинации комплексного портфолио и содержат компоненты, в совокупности отражающие разноплановые образовательные достижения учащегося. Эта модель портфолио делает возможным как презентацию достижений, так и их качественную либо количественную оценку, основанную на критериальном оценивании входящих в портфолио материалов. Она предполагает документальное оформление портфолио в виде зачётной книжки или итоговой ведомости и позволяет учитывать портфолио в качестве составляющей образовательного рейтинга ученика при формировании профильных классов и в других ситуациях оценивания его индивидуальных достижений.

— Организационными механизмами введения портфолио в практику образовательных учреждений и муниципальных сетей, являются: а) создание в муниципальных образовательных сетях органа, регулирующего и координирующего работу с портфолио и осуществляющего анализ её результативностиб) принятие комплекса управленческих решений и соответствующих нормативных документовв) осуществление системы мероприятий по подготовке педагогов общеобразовательных учреждений к введению в практику инструмента портфолио.

— Условия эффективного введения и использования портфолио определяются а) образовательной и инновационной стратегией общеобразовательного учрежучреждения, б) педагогической готовностью к введению нового инструмента оценивания его сотрудников, в) наличием возможности и средств для сопровождения и поддержки учащихся, осваивающих работу с портфолио. Они включают: освоение портфолио наряду с комплексом инновационных технологий и методов обучения, создающих основу для его профилизации и индивидуализациисохранение преемственности в работе с портфолио на разных ступенях обученияподготовку педагогов и сопровождение учащихся, работающих с портфолиообеспечение их методическими материалами для педагогов и обучающими материалами для школьников, создающих портфолио достижений.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (190 источников на русском и иностранном языках) и приложений.

Выводы по главе.

Рассмотренные материалы при всём их многообразии позволяют сделать ряд общих заключений относительно структуры, содержания, оформления портфолио и механизмов его введения и дать ответы на вопросы, поставленные перед началом эксперимента.

Все представленные разработки показывают, что на первом этапе внедрения и адаптации портфолио в качестве нового средства фиксирования и учёта индивидуальных образовательных достижений школьника большинство общеобразовательных учреждений, осваивавших технологию портфолио, основывалось на модели комплексного портфеля. Портфолио включал материалы, которые можно было отнести к разделу документов, работ либо отзывов.

В Муниципальных образовательных сетях (МОС), участвующих в эксперименте, были созданы Экспертные группы, организующие введение портфолио в муниципальных образовательных учреждениях. Эти органы устанавливают требования и нормы, регулирующие структуру и функционирование портфолио. Данные требования и нормы являются обязательными для образовательных учреждений сети и оформляются нормативными документами — «Положением о портфолио» и другими локальными актами, принятыми на уровне Управления образованием. Они также разрешают спорные вопросы, возникающие между участниками образовательного процесса относительно работы с портфолио. Модель портфолио, шкалы для его оценивания были приняты в целом для МОС, экспертиза и оценивание материалов портфолио делегировались непосредственно школам.

В школах были определены организаторы и кураторы работы с портфолио, разработаны циклограммы их деятельности на ближайший учебный год, организована информационная работа и педагогическое сопровождение школьников, осваивающих инструмент портфолио. Единой стала форма количественной оценки основной части материалов портфолио на основе ранжирования учебных достижений разного уровня, а также введения критериального оценивания. Общей тенденцией явилось стремление школ учесть и включить в суммарный балл портфолио возможные внутришкольные показатели: достижения на школьных конкурсах и олимпиадах, пройденные предпрофильные курсы, выполненные в школе проектно-исследовательские работы. В большинстве школ были введены специальные документы для учёта наиболее важных материалов портфолио, как правило, оформленные в виде зачётной (творческой или ученической) книжки. Появление подобного рода документа, который оформляет портфолио и становится основой для единого итогового документа — ведомости, табеля, вкладыша — кажется очень важным. Поскольку оно обусловлено самим изменением учебного процесса при профильном обучении. Обучение становится всё более индивидуализированным, дифференцированным, разноуровневым, и имеющаяся учебная документация — школьный классный журнал — не приспособлена к нему.

Значительное число первоначальных участников эксперимента, а также включившихся в него на втором этапе и осуществивших ввод экспериментальной модели портфолио, особенно тех, кто уже имел опыт подобной работы, считают целесообразным расширить период работы с портфолио, вплоть до всей основной и старшей школы. В большинстве случаев портфолио был введён в образовательный процесс в качестве накопительной оценки, входящей в состав образовательного рейтинга ученика наряду с результатами итоговой аттестации и других показателей успеваемости ученика (годовых оценок, средних оценок по профильным предметам и др.), а также использовался более широко в качестве инструмента оценивания индивидуальных достижений ученика.

Практически все рассмотренные случаи введения портфолио показали способность портфолио решать не только ситуационные задачи (комплектование профильных классов), но и оказывать долговременное влияние на учебную деятельность ученика — повышать учебную мотивацию, самостоятельность и рефлексию, — а также на образовательную стратегию школы в целом.

• Условием, создающим основание для введения и продуктивного использования портфолио, стало расширение и интенсификация освоения инновационных форм учебной деятельности, а также педагогической коммуникации и исследования. Так как именно в этом поле лежат современные педагогические технологии: проектные, исследовательские, практико-ориентированные, в большой степени являющиеся фундаментом наполнения портфолио.

• Другими условиями, обеспечивающими эффективное использование портфолио, служили создание в образовательном учреждении сети координировано работающих служб — психологической, профориентаци-онной, мониторинговой, максимальное расширение времени и формирование преемственности в работе с портфолио на различных ступенях школьного образования, организация педагогического сопровождения и поддержки школьников, а также разработка обучающих и методических материалов.

• Описанные условия корреспондируют с условиями, обеспечивающими широкое применение портфолио в мировой практике, выявленными при анализе мирового опыта и представленными в первой главе исследования. Они позволяют эффективно использовать портфолио в профильном обучении, критерием чего служат широта диапазона применения портфолио и его функцийстепень его востребованности участниками образовательного процессаего влияние на образовательные результаты и учебную мотивацию школьников.

Заключение

.

Проведенное исследование подтвердило гипотезу и позволило сделать следующие выводы:

Первая задача — обобщить мировой опыт использования портфолио и выделить аспекты, наиболее эффективные для оценивания образовательных достижений.

Портфолио является востребованным и широко применяемым в мировой образовательной практике средством наблюдения за индивидуальным прогрессом учащегося, формой представления его достижений и инструментом их оценивания. Основными аспектами портфолио, эффективными для оценивания образовательных достижений, ставшими основой экспериментальной модели являются:

— Универсальные структурные компоненты, аналоги распространённых за рубежом рабочего, показательного и оценочного портфолио, в совокупности позволяющие отразить как текущие, так и итоговые достижения учащегося, а также обеспечивающими рефлексию и самооценивание.

— Общие способы оценивания, которые включают опирающееся на ключевые учебные умения критериальное оценивание различных материалов портфолио и ранжирование с дальнейшим переводом в баллы представленных в нём сертификатов.

— Документальное представление портфолио в виде зачётной книжки или итоговой ведомости, фиксирующих широкий диапазон индивидуальных достижений ученика в течение длительного периода времени.

— Блоки обучающих материалов и комментариев и доступный дизайн портфолио.

Вторая задача — определить специфику профильного обучения и разработать соответствующую ей модель портфолио.

Модель портфолио, адекватная условиям профильного обучения, устраняет выявленные дефициты традиционной системы оценивания и школьной документации: невозможность охватить сложную систему перераспределения учеников по учебным группам, фиксировать индивидуальную учебную траекторию ученика, подтверждать обоснованность выбора профиля, а также повышать его, развивая способность ученика к самостоятельному целеполаганию и рефлексии, обеспечивать гибкое критериальное оценивание результатов, достигнутых в ходе прохождения курсов по выбору. Разработанная модель портфолио соответствует следующим требованиям:

• Согласованности: соответствует специфике и формам профилизации, позволяет полностью и компактно фиксировать информацию о том, как, где, в каких объёмах и с какими результатами была осуществлена про-филизация обучения конкретного ученикаможет использоваться и в основной и в старшей школе, обеспечивая преемственность в оценивании индивидуальных образовательных достижений ученика на разных этапах обучения.

• Простоты: позволяет формировать различные варианты комплекса трёх основных разделов портфолио (Портфеля Документов, Портфеля Работ и Портфеля Отзывов) и включать в него определённые компоненты в соответствии со спецификой образовательного учреждения и форм организации учебного процесса.

• Адекватности: обладает достаточной полнотой и точностью и обеспечивает возможность презентации и количественной либо качественной оценки различных видов образовательных достижений ученика на основании критериального оцениваниявключает рефлексивный блок материалов, основанный на планировании, контроле и оценке учеником собственных образовательных достиженийпредполагает оформление портфолио в текущих и итоговых документах (зачетная книжка и ведомость);

Третья задача — определить организационные этапы и механизмы реализации модели портфолио.

Основными организационными механизмами реализации модели портфолио на уровне муниципальной образовательной сети являются:

— определение органа и назначение лиц, ответственных за информирование участников образовательного процесса по вопросам портфолио, координацию деятельности по его введению и анализ её результативности, принятие необходимых управленческих решений.

— разработка требований и норм, регулирующих работу с портфолио, включая принятие модели портфолио, закреплённых в соответствующих документах («Положение о портфолио» и др.);

— проведение системы информационных мероприятий со всеми участниками образовательного процесса;

— координация взаимодействия образовательных учреждений, участвующих в формировании портфолио учащихся.

Основными организационными механизмами введения и использования портфолио на уровне общеобразовательного учреждения являются :

— определение лица, ответственного за работу с портфолио;

— координация деятельности обеспечивающих ее школьных служб и подразделений;

— проведение методической работы по использованию портфолио и осуществление системы мероприятий по повышению педагогической готовности кадров к работе с портфолио, включая освоение инновационных педагогических технологий;

— осуществление экспертизы и оценивания портфолио учащихся и предоставление информацию о работе с портфолио в органы управления образованием.

Четвёртая задача — выявить условия, необходимые для эффективного введения портфолио и разработать методические и обучающие материалы по работе с ним.

Условиями, которые обеспечивают эффективное введение и использование портфолио, то есть расширяют диапазон применения портфолио в качестве инструмента оценивания образовательных достижений учащихся, повышают его значимость и востребованность и усиливают его влияние на образовательные результаты и повышение учебной мотивации являются:

— введение портфолио в комплексе с другими практико-ориентированными педагогическими технологиями и интенсивным освоением инновационных форм учебной деятельности, обеспечивающих профилизацию и индивидуализацию обучения;

— усиление педагогической коммуникации и исследований, повышающих педагогическую готовность кадров к освоению нового инструмента оценивания;

— максимальное расширение временных рамок использования портфолио в основной и старшей школе и формирование преемственности в этой работе на различных ступенях образования;

— организация педагогического сопровождения и поддержки школьников, а также разработка необходимых обучающих и методических материалов.

Методические и дидактические материалы, необходимые для введения портфолио как инструмента оценивания образовательных достижений учащихся, были разработаны и опубликованы в ходе данного исследования.

Данное исследование не исчерпывает всех аспектов изучаемой проблемы. Разработанная модель может служить основой для создания образовательными учреждениями вариантов портфолио, соответствующих их специфике и направленности, а также создаёт возможность для расширения сферы применения портфолио, например, использования его для представления выпускника школы учреждениям профессионального образования. Последний пункт сегодня кажется особенно актуальным, поскольку обеспечивает преемственность на различных образовательных этапах.

Для выпускника профильной школы, который становится студентом вуза, среднего профессионального учебного заведения или же входит в рынок труда, портфолио должен стать значимым дополнением к результатам ЕГЭ, инструментом, облегчающим формирование его индивидуального учебного плана на новой ступени образования, со временем — защитой на рынке труда, в том числе и международном.

Проведенный анализ показал, что для зарубежной профессиональной школы характерно все большее распространение портфолио, деятельность по составлению которого становится частью учебного плана студентов. Портфолио формируется в течение всего периода обучения, оценивается Советом преподавателей колледжа, и результаты оценивания непосредственно учитываются при предоставлении выпускнику колледжа сертификации на право занимать должность.

В отечественной высшей школе появляется первый опыт создания и учёта портфолио студентов. В 2004;2005 году подобная работа проводилась в Петербургском Педагогическом Университете, на отделении непрерывного образования, под руководством профессора А. П. Тряпициной. Параллельно шло внедрение инструмента портфолио в учебный процесс на кафедре методики преподавания истории в Московском Государственном Педагогическом Университете, под руководством зав кафедрой К. Г. Митрофанова. Опыт по формированию портфолио студента получен Якутским Педагогическим Университетом.

Возможность использования портфолио для презентации индивидуальных учебных достижений и подготовки к выходу на рынок труда вызвала серьёзный интерес студентов и преподавателей. При расширении подобного опыта внимание высшей школы к школьным портфолио будет возрастать. Но уже сейчас вузовское сообщество заявляет о своём желании получать более разностороннюю и достоверную информацию об абитуриентах, чем та, которую предоставляют экзаменационные процедуры.

В материалах, обсуждавшихся на заседании РОСРО 18.06.2004 г., посвященном перспективным направлениям работы с одарёнными детьми, подчёркивалась важность задачи «создания системы мониторинга достижений школьников, документирующей результаты, полученные ими за рамками обычной классной работы (олимпиады, конкурсы, выставки, проекты и др.), и позволяющей отследить индивидуальную траекторию развития каждого ученика, как-либо проявившего себя».

Анализ зарубежной и российской практики показывает, что важным инструментом решения подобных образовательных задач является портфель индивидуальных образовательных достижений выпускника школы.

Портфолио выпускника может служить дополнением к результатам ЕГЭили каких-либо иных форм экзаменов — при поступлении в вуз. Портфолио ликвидирует тот дефицит информации об абитуриенте, который неизбежен при любой экзаменационной процедуре:

• Портфолио свидетельствует о подготовке выпускника школы, полученной им в ходе профильного обучения, к специализации в данной профессиональной сфере.

• Портфолио демонстрирует уровень возможностей и достижений выпускника, его образовательную активность, позволяет не пропустить талантливых абитуриентов.

• Портфолио в качестве накопительной оценки отражает устойчивые и долговременные образовательные результаты, компенсируя эффект «случайного успеха» или провала в ситуации экзамена. Кроме того, он может служить альтернативой «натаскивания», спровоцированного этой ситуацией, дающего краткосрочный и поверхностный результат.

Портфолио может использоваться вузами в качестве дополнительной информации об абитуриенте, рассматриваться при собеседовании либо учитываться наряду с результатом экзаменов в качестве составляющей суммарного рейтинга. В любом случае оценить портфолио и определить формы его учёта предоставляется его получателям, т. е. институтам профессионального образования и субъектам рынка труда.

Для обеспечения эффективного введения портфолио выпускника наиболее актуальными являются следующие направления работы:

1. Разработка механизмов, обеспечивающих достоверность портфолио выпускника школы, прозрачность его наполнения и результатов оценивания.

2. Разработка единых для различных образовательных учреждений МОС или всего региона требований к организации проектной, творческой, исследовательской деятельности, социальной активности учащихся и критериев их оценивания.

3. Систематизация проводящихся в регионе конкурсов и конференций, определение статуса отдельных мероприятий (районного, городского, регионального и т. д.).

4. Организация структур и служб, осуществляющих контроль и координацию работы с портфолио.

5. Организация взаимодействия всех участников образовательного процесса, включая учреждения дополнительного образования, довузовской подготовки, профессионального образования и культуры.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.С. Мониторинг развития образования в мире//Педагогика. -2002.-№ 7.-С. 88−95.
  2. Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьника. М.: Педагогика, 1984.- 297с.
  3. А.Л. Общество и образование: социо-культурный профиль России // Педгогика. 2002. — № 6. — С. 20−29.
  4. Е. Учебная работа в группах сотрудничеств.//Народное образование. 2006. — № 5. — С. 81 -89.
  5. М.А. Некоторые парадоксы либеральной педагогики: природосо-образное обучение в парк-школе // Народное образование. 2001. — № 6. -С. 213−224.
  6. А.В. Содержание общего образования: компетентностный подход. М.: ГУ ВШЭ, 2002. — 51 с.
  7. В.В., Фрумин И. Д. Проблемно-рефлексивный подход в общест-вознании: Учебно-методическое пособие. М.: МИРОС. — 2000. — 176 с.
  8. П.П. Избранные педагогические произведения. М., 1961 -695 с.
  9. Богуславский М.В. XX век Российского образования. М.: ПЕРСЭ, 2002 -336 с.
  10. Ю.Божович Е. Д. Проблемы формирования личности: психологические особенности развития личности подростка. М.: МПСИ- Воронеж: МОДЭК, 2001.-349 с.
  11. В.А. О создании общероссийской системы оценки качества образования в Российской Федерации // Вестник образования. 2005. -№ 11.-С. 10−18
  12. Большая книга о маленькой школе / Под ред.Т. В. Светенко, И.В. Галков-ской. Псков: ПГПИ. — 2003. — С. 345
  13. О., Громова Т. Инструмент для наблюдения. Мониторинг проектной деятельности в учебном процессе // Управление школой. 2005.-№ 15. С. 23−25.
  14. Вальдорфская педагогика: Антология/под ред. Пинского. Москва: Просвещение, 2003. — 494 с.
  15. Л.А. Мониторинг качества образования учащихся в условиях профильного обучения: Дисс. .канд. пед. наук. Пермь, 2003.
  16. А.И. Интеграционные процессы в области образования: анализ мировых тенденций // Социально-гуманитарные знания. 2002. — № 5. -С. 72−85.
  17. И.А. Проектирование системы педагогического мониторинга качества образования: Дисс. .канд. пед. наук. Смоленск, 2005.
  18. В. Годы учения Вильгельма Мейстера. Москва, 1978.- т.7, 527с.
  19. Г. Б., Чуракова О. В. Портфолио в системе педагогической диагностики // Педагогическая диагностика. 2005. — № 3 — С.56−81
  20. Городской конкурс проектных и исследовательских работ. Москва, 2004. — 256 с.
  21. Гуманистическая направленность педагогики: историко-педагогический аспект. Пятигорск: ПГГИИЯ, 1993. — 84с.
  22. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. / Под общей ред. Селивановой Н. Л. Москва: Педагогическое общество России, 1978.-336 с.
  23. В.В. Концепция гуманизации российского начального образования // Перемены. 2000. — № 1. — С.66−80.
  24. , И.П. Обучение как фактор повышения конкурентоспособности // Качество. Инновации. Образование. 2002. — № 1. — С. 17−20.
  25. , С.И. Рейтинг как комплексное средство контроля учебной деятельности студентов // Инновации в образовании. 2002. — № 2. — С. 86−95.
  26. Э.Д. Общественно-педагогическое и инновационное образовательное движение / Инновационное движение в российском школьном образовании. Москва: Парсифаль, 1997. — С.9−35.
  27. Д. «Демократия и образование». Москва: «Педагогика-пресс». 2000. — 383 с.
  28. Д., Школа и общество. -М., 1925. 127 е.
  29. ДьюиД., Дьюи Э. Школы будущего. М.: Работник просвещения, 1922. -152 с.
  30. В.Г. Мемесис забытая категория педагогики // Развитие личности. — 2002. — № 3. — С. 67−90
  31. В.Г. Общечеловеческое образование суть и смысл валь-дорфской педагогики// Директор школы. — 2000. — № 1. — С. 41−49
  32. А. Кто этого не знает // Народное образование. 2006. — № 5. — С. 82−96.
  33. Е., Купцова Т., Аникеева О. Обучение по индивидуальным учебным планам // Народное образование. 2006. — № 5. — С. 99−105.
  34. И. Модель профилизации образовательного пространства // Управление школой. 2005. № 15. — С. 8−17
  35. А.В. Управление качеством образования в гимназии на основе педагогического мониторинга: Дисс. .канд. пед. наук. -Йошкар-Ола, 2003.
  36. Ф. Воспитание к свободе. 2-е изд. — М., 1995. — 272 с.
  37. А.Г. Новые и инновационные школы: проблемы сегодняшнего дня, перспективы развития / Инновационное движение в российском школьном образовании. Москва: Парсифаль, 1997. — С. 36−60.
  38. А.Г., Митрофанов К. Г., Поливанова К. Н., Соколова О. В., Цу-керман Г.А. Российское школьное образование: взгляд со стороны // Вопросы образования. 2004. — № 1. — С. 190−231
  39. Т. Модернизация Российского образования: проблемы и реше-ния//Отечественные записки. 2002. — № 2. — С. 48−55.
  40. Г. С. Совершенствование системы оценки образовательных достижений учащихся В России и за рубежом // Преподавание истории и обществознания в школе. 2004. — № 8. — С. 41−48.
  41. Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. Москва: МПСИ- Воронеж: «МОДЭК», 2003. — 256с.
  42. Г. С., Краснокутская Л. П., Краснянская К. А., ЛогиноваО.Б. Итоги участия России в международной программе по оценке образовательных достижений (PISA) в 2003 г. //Вопросы образования.- 20 004.-№ 1.- С. 190−231.
  43. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года/Модернизация российского образования. М.: Просвещение, 2003.
  44. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образо-вания/Предпрофильная подготовка: начало эксперимента. Москва: Альянс-Пресс. — 2004. — С.259−272.
  45. В.В. Чему учить?//Вопросы образования. 2004. — № 3. -С.2−23.
  46. Н.П. Индивидуальные стили педагогического оценивания: Дисс. .канд. психол. наук. -М., 1997.
  47. Г. Ю. Оценочная деятельность учителя. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000 — 132 с.
  48. Я.И. Образование и реформа//Отечественные записки. -2002. № 2. — С. 7−28.
  49. Я.И. Реформа образования: причины и цели//Отечественные записки. 2002. — № 1.-С. 91−105.
  50. А.И. Педагогический мониторинг личностно-ориентированного образовательного процесса: Дисс. .канд. пед. наук. Ростов на Дону, 2001. Лаврухина, Е. А. Социальный спрос и заказ в образовании//Сгес!о new.-2002.-№ 1.-С.81−102.
  51. Н. Предпрофильная подготовка выпускников основной школы//Народное образование. 2006. — № 1. — С. 110−114.
  52. А.В. О реализации концепции профильного обучения в старшей школе на основе интеграции учреждений общего и дополнительного образования //Исследовательская работа школьников. 2004. -№ 1.-С.ЗЗ -38.
  53. Е.Н. Идея школы Дальтон-план //Школа сотрудничества Изд-во «Первое сентября», 2000. С. 103 — 109.
  54. Е.Н., Хилтунен Е. Идея школы Монтессори// Школа сотрудничества. Изд-во «Первое сентября», 2000. — С.76−81.
  55. А.Н. Мониторинг в образовании. СПб.: Изд-во «Образование», 1998. -334с.
  56. И.М. Гимназическое образование и модель индивидуального учебного плана/ Организация работы по индивидуальным учебным планам обучающихся в старшей школе. Ответственный редактор Кур-нешова J1.E. Москва: Школьная книга. — 2006. — С. 134−149.
  57. Н. Идея школы Френе// Школа сотрудничества. Изд-во «Первое сентября», 2000. — С.89 — 95.
  58. Н.Н., Юсфин С. М. Педагогика поддержки/Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. Том 2/Под общ. Ред. Л. И. Сёминой. — М.: Изд-во «Бонфи», 2002. — С. 15−204.
  59. Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения / Под редакцией А. Г. Каспржака, Л. Ф. Ивановой. Москва: Просвещение, 2004. — 416 с.
  60. М. О воспитании детей. Москва, б.г. — С. 51−129.
  61. П. Исследование проблемы эффективности школы. Материалы из книги «Экономика школы и эффективная школа"//Завуч. 2001. -№ 5. — С.52−58.
  62. B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество.- М., 2003.- 243 с.
  63. Мы стоим на позициях открытости перед обществом. Из выступления
  64. B.М. Филиппова/Вестник Российского Общественного Совета по Развитию Образования. Выпуск 7, часть 1. — Москва: ГУ ВШЭ. — 2003.1. C.41−45.
  65. Н.И. Целостно-личностный подход к человеку//Развитие личности.-2002.- № 4.- С.61−82.
  66. Т.Г. Анализ разработки портфолио на основе зарубежного опыта./Развитие образовательных систем в контексте модернизации образования. M.:ACADEMIA, АПК и ПРО, 2003. — 70 с.
  67. Т.Г. Папка индивидуальных учебных достижений «Портфолио» — Профильная подготовка: начало эксперимента. — Москва, Издательский дом «Альянс-пресс», 2004. — С.177−208.
  68. Т.Г. Портфолио как одна из форм оценивания индивидуальных достижений гимназистов/Юбразовательное пространство гимназии: опыт и размышления. Сергиев-Посад, 2004. — С. 148−152.
  69. Т.Г. Портфолио как одна из форм оценивания индивидуальных достижений гимназистов. // Исследовательская работа школьников, № 2, 2004 г.-С. 168−170.
  70. Т.Г., Пинская Т. Г., Прутченков А. С. Нужен ли портфолио российскому школьнику?//Методист. № 3 — 2004. — С.39−43.
  71. Т.Г., Пинская Т. Г., Прутченков А. С. Построение различных моделей портфолио//Методист, 2005 г. № 3. — С.39−42.
  72. Т.Г., Пинская Т. Г., Прутченков А. С. Рекомендации по построению различных моделей и использованию портфолио учащихся основной и полной средней школы//Вестник образования. Профильное обучение. Часть 1.-2004.- № 4. С. 98−112.
  73. Т.Г., Пинская Т. Г., Прутченков А. С., Федотова Е. Е. Папка личных достижений школьника «Портфолио»: теория вопроса и практика реализации. — М.: АПК и ПРО Академия, 2004. — С.110.
  74. Т.Г., Пинская Т. Г., Прутченков А. С., Федотова Е. Е. Портфолио в профильном обучении (анализ зарубежного опыта)//Профильная школа. № 3. — 2005. — С.45−56.
  75. Т.Г., Пинская Т. Г., Прутченков А. С., Федотова Е. Е. Портфолио в зарубежной образовательной практике//Вопросы образования. -2004. № 3. — С.201 -239.
  76. Т.Г., Пинская Т. Г., Прутченков А. С., Федотова Е. Е., Леонто-вич А.В. Использование портфолио учащегося в предпрофильной подготовке и профильном обучении. М., 2005. — 110 с.
  77. Т.Г., Прутченков А. С. Портфолио в российской школе: досье или визитная карточка//Директор школы. № 5. — 2004. — С.35−43.
  78. Т.Г., Прутченков А. С., Пинская М. А. Модели оценки личных достижений учащихся. М.: Академический вестник. — 2004. — № 3. -С.108−117
  79. Т.Г., Прутченков А. С., Пинская М. А. Портфолио как форма оценивания индивидуальных достижений учащихся//Профильная школа. № 2, 2004. — С.48−56.
  80. Т.Г., Прутченков А. С., Пинская М. А. Портфолио учащихся в профильном обучении: философия, структура, методика рабо-ты//Народное образование. № 1, — 2007. — С. 170−179.
  81. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/Под ред. Е. С. Полат. М.: Academia, 2000 — С.271
  82. О комплексе Межведомственных мероприятий по реализации в 20 022 005 годах Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года: Приказ Минобразования РФ//Вестник образования России. 2002. — № 15.
  83. Образование в 2013 г. Тенденции и вызовы. Дискуссия//Вопросы образования. 2004. — № 1. — С.232−273.
  84. Образовательная политика России на современном этапе: Справка Госсовета России/Юфициальные документы в образовании. 2002. — № 2. -С. 2−49.
  85. Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. М.: Сентябрь, 2001.-240с.
  86. А.С. Ученик в школе уникальная личность в уникальных ус-ловиях//Исследовательская работа школьников. — 2004. — № 2.- С.27−29.
  87. А. Может ли школьная оценка быть справедли-вой?//Народное образование. 2006 — № 1. — С.125−132.
  88. Папка индивидуальных учебных достижений «портфолио"//Управление школой. Издательский дом «Первое сентября». — 2004. — № 31. — С.26−28.
  89. С.ДЖ., Чошанов М. А. Учебные портфолио новая форма контроля и оценки достижений учащихся//Директор школы, 2000. — № 1. -С. 76−82
  90. М.А. Портфолио и формирование образовательного рейтинга ученика/Цели, содержание и организация предпрофильной подготовки в выпускных классах основной школы. Москва, 2003. — С. 18−20.
  91. Политика информатизации и новая школа в России. Всемирный банк. -Москва. 2003. — 207 с.
  92. М. Качество образования: жизнь постоянно актуализируетэто понятие, обогащает его//Народное образование. 2006. — № 4. — С. 163 172.
Заполнить форму текущей работой