Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Обучение решению сложных задач в системе элективных курсов по информатике

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В содержательном аспекте информационно-технологическое (ИТ) образование в высшей школе является логическим продолжением школьного курса информатики для тех, кто собирается получить специализацию в данной области. В высшей школе в настоящее время наметились определенные направления изменений, связанные с разработкой и внедрением новых образовательных стандартов по подготовке ИТ-специалистов… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ
    • 1. 1. Характеристика образовательного потенциала информатики
    • 1. 2. Элективные курсы в системе профильного обучения информатике
    • 1. 3. Реализация преемственности школьного и вузовского образования
    • 1. 4. Анализ особенностей подготовки ИТ-специалистов в современном обществе
    • 1. 5. Реализация деятельностного подхода в обучении информатике
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ ПО МЕТОДАМ РЕШЕНИЯ СЛОЖНЫХ ЗАДАЧ
    • 2. 1. Подходы к понятию «задача»
    • 2. 2. Подходы к понятию «сложная задача»
    • 2. 3. Принципы отбора содержания
      • 2. 3. 1. Дидактические принципы отбора содержания
      • 2. 3. 2. Синергетический подход как развитие принципов отбора содержания
      • 2. 3. 3. Преломление принципов отбора содержания в процессе формирования содержания модульного элективного курса «Методы решения сложных задач по информатике»
    • 2. 4. Методические особенности обучения модульному элективному курсу «Методы решения сложных задач по информатике»
  • Выводы по второй главе
  • ГЛАВА 3. ПОСТРОЕНИЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ СЛОЖНЫХ ЗАДАЧ ПО ИНФОРМАТИКЕ
    • 3. 1. Построение модульного элективного курса «Методы решения сложных задач по информатике»
      • 3. 1. 1. Цели и задачи курса
      • 3. 1. 2. Структура курса
      • 3. 1. 3. Формирование системы задач как содержательной основы курса
    • 3. 2. Программная система для работы с задачами (ПСРЗ) как средство изучения МЭК «Методы решения сложных задач по информатике»
    • 3. 3. Методика работы с задачей в МЭК «Методы решения сложных задач по информатике»
    • 3. 4. Экспериментальная проверка эффективности разработанного курса
  • Выводы по третьей главе

Обучение решению сложных задач в системе элективных курсов по информатике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Процессы глобализации, информатизации, ускорения внедрения новых научных достижений, быстрого обновления знаний и содержания профессиональной деятельности выдвигают требования обеспечения повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования. Развитие школьного образования должно учитывать эти тенденции.

Непрерывное образование требует не столько освоения учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, сколько формирования совокупности «универсальных учебных действий» (УУД), обеспечивающих умение учиться.

Переход учащегося от общего среднего образования к профессиональному является первым серьезным этапом в общей системе непрерывного образования. Таким образом, одна из задач школьного образования — подготовка учащихся к продолжению образования (среднее специальное, высшее профессиональное, самостоятельное изучение какой-либо предметной области, освоение профессии), то есть должна существовать преемственность общего школьного и последующего образования в самых разных его формах, в частности высшего профессионального образования.

Важным шагом в реализации системы непрерывного образования, обеспечения преемственности школьного и вузовского образования стало введение на старшей ступени профильного обучения.

В содержательном аспекте информационно-технологическое (ИТ) образование в высшей школе является логическим продолжением школьного курса информатики для тех, кто собирается получить специализацию в данной области. В высшей школе в настоящее время наметились определенные направления изменений, связанные с разработкой и внедрением новых образовательных стандартов по подготовке ИТ-специалистов [172] и выработкой единого понимания содержания образования по информатике в ведущих университетах мира [155]. Данные изменения, прежде всего, связаны с увеличением доли курсов по программированию, при этом программирование рассматривается как многогранная деятельность по проектированию и созданию информационных систем (ИС) различного назначения.

Изучение школьного курса «Информатика» включает в себя получение знаний как из предметной области информатики, так и из других областей за счет организации межпредметных связей. Наравне с этим предполагается освоение учащимися ключевых методов и умений в данной предметной области. Одним из таких умений является умение самостоятельной разработки алгоритма. Формирование этого умения требует интеллектуальной работы, что весьма продуктивно с позиции интеллектуального развития. В процессе обучения требуется решение большого количества задач, при этом решение одной задачи должно «подсказывать» пути решения других, более сложных, еще неизвестных ученику задач.

Интеллектуальное развитие невозможно без организации особой среды обучения, способствующей интеллектуальному росту учащихся. В частности, обучение информатике предполагает создание такой среды обучения, которая позволяет менять стиль общения участников образовательного процесса, требует освоения методов самостоятельного познания, поиска, эксперимента, требует развития навыков сотрудничества и работы в коллективе. Обучение в такой среде способствует подготовке учащихся к продолжению образования.

Непрерывное образование требует формирования индивидуальной образовательной траектории, то есть необходимо учить самостоятельной учебной деятельности, самостоятельной постановке целей и их достижению.

Индивидуализация обучения реализуется в условиях профилизации старшей ступени общего образования. В большей мере индивидуализация осуществляется в рамках системы элективных курсов, главная задача которых — удовлетворять индивидуальные образовательные потребности старшеклассников. Учитывая, что профессиональная подготовка и профессиональная деятельность ИТ-специалиста в значительной мере связана с программированием, можно предположить, что элективные курсы по информатике, ориентированные на информационно-технологический и физико-математический профили обучения, должны быть направлены на освоение программирования. Однако сложившаяся система элективных курсов недостаточно отражает интерес и познавательные потребности в области программирования как деятельности по разработке И С. Таким образом, система элективных курсов не в полной мере удовлетворяет потребности учащихся в содержательном плане, так как дальнейшая деятельность ИТ-специалиста (или специалиста, связанного с данной областью деятельности), прежде всего, связана с программированием.

Для построения такого элективного курса целесообразно использовать принципы, которые позволили бы организовать среду обучения так, чтобы она способствовала освоению методов работы, необходимых для продолжения образования, а затем и осуществления профессиональной деятельности: самостоятельность познания, интерес и способность к поисковой деятельности, умение работать в коллективе, дружественный стиль общения, способность к самоконтролю и ответственности. При этом одной из приоритетных целей курса должно быть интеллектуальное развитие учащихся.

Обучение программированию всегда связано с решением задач. Причем если речь идет об элективном курсе по программированию для информационно-технологического и физико-математического профилей обучения, то подразумеваются не элементарные, а достаточно сложные задачи.

В соответствии с этим целесообразно создать элективный курс по методам решения сложных задач по информатике. В основе курса лежит изучение различных методов и подходов к разработке и построению информационных систем. При этом освоение того или иного метода должно приводить к постижению закономерности, что обеспечивает формирование понятий, которые глубоко укореняются в сознании, поскольку являются не результатом заучивания, а продуктом самостоятельного познания. Сложность задач предполагает разработку сложных ИС, что обеспечивает сближение содержания школьной и вузовской ступени образования и способствует интеллектуальному развитию учащихся. С другой стороны, сложные задачи требуют и новых условий обучения: средства, формы, взаимоотношения участников образовательного процесса, то есть создается такая среда обучения, которая позволит подготовить старшеклассников к продолжению обучения (самостоятельному, профессиональному и любому другому).

Эффективность использования задач в процессе обучения общепризнана в педагогике (Г. А. Балл, В. Г. Болтянский, Н. Я. Виленкин, Г. В. Дорофеев, И. К. Журавлев, Н. М. Зверева, 3. И. Калмыкова, Ю. М. Колягин, В. И. Крупич, В. А. Крутецкий, И. Я. Лернер, Р. М. Малофеев, А. И. Маркушевич, М. И. Махмутов, Н. А. Менчинская, В. М. Монахов, Д. Пойа, А. А. Столяр, JI. М. Фридман и др.). Однако данные результаты относятся в первую очередь к методике обучения математике. Применительно же к методике преподавания информатики, когда есть новый инструмент деятельности — компьютер, исследование роли и места задач в процессе обучения с учетом решения проблемы преемственности полностью не раскрыта.

Широкий спектр тематики задач по информатике делает целесообразным организацию обучения методам решения сложных задач по информатике в виде модульного элективного курса (МЭК), в котором каждый модуль, с одной стороны, был бы относительно независимым, а с другой стороны, был бы связан общей идеей с другими модулями. Кроме того, МЭК должен соответствовать фундаментальным основам информатики, что обеспечит сближение вузовского и школьного образования, а также позволит произвести отбор минимально необходимого содержания для курса.

Такой модульный элективный курс (МЭК) может стать важной частью современного профильного обучения информатике, а также может как расширять знания в области информатики для учащихся в профилях, связанных с разработкой ИС, так и служить средством удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей учащихся любого профиля.

Таким образом, проблема исследования обусловлена противоречием между необходимостью достаточно полного отражения той части образовательной области «Информатика», которая связана с программированием как деятельностью по разработке ИС, и отсутствием такого курса в сложившейся системе элективных курсов.

Объектом исследования является процесс обучения информатике на старшей ступени школы.

Предмет исследования — содержание модульного элективного курса обучения методам решения сложных задач по информатике.

Цель исследования состоит в разработке методики обучения методам решения сложных задач по информатике, обеспечивающей преемственность школьного и последующего образования.

Гипотеза исследования заключается в том, что методика обучения методам решения сложных задач по информатике будет эффективной и обеспечит подготовку для последующего образования, если:

1) содержание элективного курса будет определяться элементами высшего профессионального ИТ-образования, и для отбора содержания будут использоваться принципы фундаментальности, сложности, открытости и нелинейности, на базе которых строится подготовка ИТ-специалиста;

2) будет создана среда обучения, способствующая интеллектуальному развитию и обеспечивающая освоение методов работы, необходимых для продолжения образования;

3) программирование будет рассматриваться как деятельность по разработке и построению информационных систем различной сложности, включающая в себя: а) построение информационной модели, б) проектирование структур действий и данных, в) фиксацию алгоритма на формальном языке, г) анализ функционирования полученной информационной системы в ходе компьютерного эксперимента.

В соответствии с гипотезой и целью исследования были сформулированы следующие задачи исследования:

1) обосновать значимость методов решения сложных задач по информатике для подготовки к продолжению образования (формирование способности к непрерывному образованию), определить место МЭК в системе профильного обучения;

2) разработать и обосновать принципы отбора задач для МЭК по методам решения сложных задач по информатике;

3) разработать содержание МЭК по методам решения сложных задач по информатике;

4) разработать программную систему для работы с задачами (ПСРЗ), обеспечивающую поддержку развития положений деятельностного подхода к обучению;

5) экспериментально проверить эффективность разработанной методики.

Для решения поставленной цели и проверки сформулированной гипотезы были использованы методы теоретического анализа (изучение и систематизация психолого-педагогической, методической и научно-технической литературы по проблеме исследованияанализ школьных и вузовских образовательных стандартов, учебных программ, учебных пособий, задачников и методических материалов по курсу школьной информатики и системе подготовки ИТ-специалистовизучение и обобщение педагогического опыта), методы эмпирического исследования (наблюдение за процессом обучения, тестирование, анкетирование, обобщение педагогического опыта), педагогический эксперимент.

Методологической и теоретической основой исследования являются работы по теории профильного образования (С. А. Бешенков, С. Г. Григорьев, Т. Б. Захарова, А. А. Кузнецов, М. П. Лапчик, В. Л. Матросов, А. В. Петров, Е. С. Полат, Е. А. Ракитина, М. В. Рыжаков,.

A. Л. Семенов, Н. Д. Угринович и др.) — исследования по созданию образовательной среды обучения (Е. В. Андреева, В. В. Гузеев,.

B. М. Кирюхин, С. М. Окулов, И. В. Роберт, А. В. Хуторской, И. Н. Фалина).

Организация и этапы исследования. Временные рамки работы можно обозначить 2004;2007 годами и выделить три основных ее этапа.

Предварительный этап (2004;2005 гг.) исследования носил теоретико-поисковый характер, его основная задача заключалась в анализе состояния рассматриваемой проблемы. С этой целью изучалась психолого-педагогическая, научно-методическая литература, что в совокупности с результатами анализа состояния профильного обучения в школе и системы подготовки ИТ-специалистов в вузе позволило наметить круг основных вопросов исследования. Была сформулирована тема исследования, дано обоснование её актуальности, определены цель, гипотеза и задачи исследования.

Второй этап исследования (2005;2006 гг.) был посвящен теоретико-экспериментальной работе, в ходе которой проверялись и конкретизировались ключевые понятия и теоретические положения исследования, уточнялась гипотеза, разрабатывалось содержание элективных курсов и программная система работы с задачами (ПСРЗ). На основании результатов, полученных в ходе исследования, было определено содержание элективных курсов, разработана методика их изучения с использованием ПСРЗ.

На третьем, заключительном, этапе работы (2006;2007 гг.) проводился анализ эмпирических данных, полученных в результате экспериментальной части работы, на основании которых были сформулированы выводы и оформлялись результаты исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость результатов выполненного исследования состоит.

— в выявлении места и роли методов решения сложных задач по информатике в системе профильного обучения этому предмету;

— в разработке и обосновании принципов отбора задач и выстраивания их в систему, определяющую содержание МЭК как в целом, так и по отдельным модулям.

Практическая значимость заключается в разработке методики обучения решению сложных задач по информатике, которая ориентирована, прежде всего, на развитие интеллектуальных способностей учащихся и формирование среды, обеспечивающей их подготовку к продолжению образования. Поэтому изучение курса строится на базе деятельностного подхода, для реализации основных положений которого была разработана ПСРЗ. Разработанный модульный элективный курс может быть использован при организации профильного обучения информатике на старшей ступени школы и способствовать продолжению непрерывного образования в области информатики. ^.

Апробация и внедрения результатов исследования. В период с 2004 по 2007 год основные положения диссертации внедрялись в практику в виде педагогического эксперимента в физико-математическом лицее г. Кирова, в Центре детского и юношеского творчества, а также на факультете информатики Вятского государственного гуманитарного университета, через опубликованные автором работы, через выступления с докладами на 56, 57, 58-й научной сессии по итогам научно-исследовательской работы за 2004, 2005, 2006, 2007 годы в Вятском государственном гуманитарном университете (секция теории и методики обучения информатике в высшей и средней школе).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Целесообразность включения модульного элективного курса по решению сложных задач по информатике в систему профильного обучения обусловлена необходимостью подготовки к продолжению образования в различных формах для реализации идей непрерывного образования.

2. Содержание МЭК по решению сложных задач по информатике отбирается в соответствии с принципами фундаментальности, сложности, открытости и нелинейности для отбора задач и выстраивания их в систему, что обеспечивает решение вопросов преемственности школьного и последующего образования.

3. Программная система для работы с задачами обеспечивает развитие деятельностного подхода и усиливает роль компьютера в процессе обучения.

Основные результаты проведенного исследования, подтверждающие основные положения гипотезы, можно сформулировать следующим образом:

1) обоснована значимость методов решения сложных задач по информатике для подготовки к продолжению образования, определено место МЭК в системе профильного обучения;

2) разработаны и обоснованы принципы отбора задач для МЭК по методам решения сложных задач по информатике;

3) разработано содержание МЭК по методам решения сложных задач по информатике, обеспечивающего подготовку к продолжению образования;

4) разработана программная система для работы с задачами, обеспечивающая поддержку развития положений деятельностного подхода к обучению;

5) экспериментально проверена эффективность разработанной методики.

Таким образом, данное исследование показывает, что методика обучения решению сложных задач по информатике, построенная на основе деятельностного подхода и с учетом фундаментальных основ информатики, способствует интеллектуальному развитию и подготовке к продолжению образования. Результаты, изложенные в диссертации, могут быть использованы в практике преподавания информатики в старших классах физико-математического профиля, а так же при подготовке будущих учителей информатики.

Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:

1. Иванов, С. Ю. Методика анализа сложных задач по информатике: от простого к сложному [Текст] / С. Ю. Иванов, В. М. Кирюхин, С. М. Окулов // Информатика и образование. — 2006. — № 10. (1,35 п. л.).

2. Иванов, С. Ю. Дидактический потенциал курса «Дискретная математика» в профильной школе [Текст] / С. Ю. Иванов, С. М. Окулов // Проблемы подготовки учителя математики к преподаванию в профильных классах: материалы XXV Всероссийского семинара преподавателей математики университетов и педагогических вузов. — КировМ., 2006. — С. 11−14. (0,25 п. л.).

3. Иванов, С. Ю. Искусство описания проблемного пространства в информатике [Текст] / И. А. Богдалова, С. Ю. Иванов, С. М. Окулов // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Научно-методический журнал. — 2006. — № 14. — С. 143−152. (1,25 п. л.).

4. Иванов, С. Ю. Методика изучения понятия «рекурсия» [Текст] / С. Ю. Иванов // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Информатика. Математика. Язык. Научно-методический журнал. — 2005. — № 3. — С. 40−45. (0,75 п. л.).

5. Иванов, С. Ю. Метод волны: от простого к сложному [Текст] / С. Ю. Иванов // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Информатика. Математика. Язык. Научно-методический журнал. — 2003. — № 2. — С. 177−180. (0,5 п. л.).

6. Иванов, С. Ю. Метод Карацубы, или соревнование с обычным способом умножения «в столбик» [Текст] / С. Ю. Иванов, А. В. Лялин // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Информатика. Математика. Язык. Научно-методический журнал. — 2005. -№ 3.-С. 46−51. (0,75 п. л.).

7. Иванов, С. Ю. Компьютерная арифметика: извлечение квадратного корня из многоразрядного числа [Текст] / С. Ю. Иванов // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Информатика. Научно-методический журнал. — 2002. — С. 84−85. (0,3 п. л.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Приступая к данному исследованию, мы ставили перед собой задачу на основе анализа современного состояния школьной информатики и тенденций ее развития, определить место и роль изучения методов решения сложных задач по информатике, разработать содержание модульного элективного курса «Методы решения сложных задач по информатике» и методику обучения курсу с использованием программной системы для работы с задачами.

Основываясь на проведенном исследовании, можно сделать вывод о том, что курс «Методы решения сложных задач по информатике» концентрирует в себе достаточно большой теоретический и практический материал, а также методы решения задач различной сложности, применяемые для построения эффективных информационных систем. Он несет в себе значительный образовательный потенциал: система задач курса позволяет повысить интеллектуальный уровень старшеклассников, подготовить их к продолжению обучению и служит для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Н. А. Размышления о синергетике в педагогике Электронный ресурс. / Н. А. Алексеев. Режим доступа: http://oin.urorao.ru/. — Загл. с экрана.
  2. , Д. Дискретная математика и комбинаторика Текст. / Д. Андерсон. М.: Изд. дом «Вильяме». — 2003. — 960 с.
  3. , Е. В. Информатика: Системы счисления и компьютерная арифметика Текст.: учебное пособие / Е. В. Андреева, И. Н. Фалина. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999. — 256 с.
  4. , Е. В. Решения задач XIII международной олимпиады. Мобильные телефоны Текст. / Е. В. Андреева// «Информатика». Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». 2001. № 37. — С. 19 -21.
  5. Ахо, А. Построение и анализ вычислительных алгоритмов Текст. / А. Ахо, Дж. Хопкрофт, Дж. Ульман. М.: Мир, 1979. — 536 с.
  6. , Ю. К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект Текст. / Ю. К. Бабанский. М., 1977.
  7. , М. Решение задач международной олимпиады школьников по информатике 2002 года. Утопия Текст. / М. Бабенко, В. Матюхин, П. Митричев // «Информатика». Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». 2003. № 5. — С. 25−27.
  8. , Г. А. О психологическом содержании понятия «задача» Текст. / Г. А. Балл // Вопросы психологии. 1970. — № 6.
  9. , Г. А. Теория учебных задач Текст. / Г. А. Балл. М.: Педагогика, 1990. — 184 с.
  10. Ю.Баранцев, Р. Г. Поиски границ синергетики Текст. / Р. Г. Баранцев // 1-й Российский философский конгресс. СПб., 1997. — Т. 8.
  11. П.Бешенков, С. А. Информатика и информационные технологии Текст. / С. А. Бешенков, С. Г. Григорьев, А. Г. Гейн. Екатеринбург: «Уральский рабочий», 1995.
  12. , С. А. Дидактические основы профильного обучения информатике Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / С. А. Бешенков. М, 1993.
  13. , С. А. Информатика. Систематический курс Текст.: учебник для 10 класса гуманитарного профиля / С. А. Бешенков, Е. А. Ракитина. М.: БИНОМ. Лаборатория базовых знаний, 2003.
  14. Н.Бешенков, С. А. Информатика. Систематический курс Текст.: учебник для 11 класса гуманитарного профиля / С. А. Бешенков, Е. А. Ракитина. М.: БИНОМ. Лаборатория базовых знаний, 2003.
  15. , С. А. Информатика: единый курс от школы до вуза Текст. / С. А. Бешенков, Е. А. Ракитина // Информатика и образование. -2002.-№ 7.
  16. , С. А. Несколько замечаний о содержании школьного курса информатики Текст. / С. А. Бешенков, И. И. Трубина, В. В. Мозолин // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования». -2004.-№ 1(2).
  17. , С. А. Основы компьютерного подхода к решению задач. Факультативный курс по информатике Текст. / С. А. Бешенков, Э. И. Кузнецов // Информатика и образование. 1987. — № 6. — С. 43.
  18. , С. А. Проблема профильного обучения информатике Текст. / С. А. Бешенков. М.: ИОШ РАО, 1993.- 90 с.
  19. , С. А. Формализация и моделирование Текст. / С. А. Бешенков [и др.] // Информатика и образование. 2000. — № 5. — С. 2530.
  20. , М. В. Синергетика и педагогика Текст. / М. В. Богуславский //Магистр. 1995. -№ 2.
  21. , В. Г. К проблеме дифференциации школьного образования Текст. / В. Г. Болтянский, Г. Д. Глейзер // Математика в школе. 1988. -№ 3.
  22. , А. В. Психология мышления и кибернетика Текст. / А. В. Брушлинский. -М.: Мысль, 1970.- 191 с.
  23. , А. В. Психология мышления и кибернетика Текст. / А. В. Брушлинский. -М.: Мысль, 1970. 191 с.
  24. , В. Г. Синергетические стратегии в образовании Электронный ресурс. / В. Г. Буданов. Режим доступа: http://ns.iph.ras.ru/~mifs/stbudan.htm. — Загл. с экрана.
  25. , Е. А. Общение на уроке информатики Текст. / Е. А. Васенина, С. М. Окулов // Информатика и образование. 2004. — № 8. -С. 12−18.
  26. , Н. Я. Математика Текст.: учебник для 5 класса / Н. Я. Виленкин [и др.]. 6-е изд. — М.: Мнемозина, 2002.
  27. , Н. Я. Математика Текст.: учебник для 6 класса / Н. Я. Виленкин [и др.]. 8-е изд. — М.: Мнемозина, 2003.
  28. , Д. ИТ-образование: что потребуется к 2010 году? Текст. / Д. Вильяме // Открытые системы. 2005. — № 1. — С. 60−63.
  29. , JI. С. Актуализация элементов знаний в решении задач Текст. / JI. С. Володарский // Физика в школе. 1978. — № 4.
  30. Выготский, J1. С. О психологических системах Текст.: собр. соч., т.1/Л. С. Выготский. -М.: Педагогика, 1982.
  31. , П. Я. Лекции по психологии Текст.: учеб. пособие для студентов вузов / П. Я. Гальперин. М.: Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2002. — 400с.
  32. , А. Г. Изучение информационного моделирования как средство реализации межпредметных связей информатики с дисциплинами естественнонаучного цикла Текст.: автореф. дис. .д-ра пед. наук / А. Г, Гейн. М., 2000.
  33. , X. Н. Содержание подготовки учителей в области автоматизации процессов информационно-методического обеспечения и организационные упражнения Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / X. Н. Гогохия. Москва, 2003.
  34. , М. И. Измерение и оценка результатов обучения Текст. / М. И. Грабарь. М.: ИОСО-РАО, 2000.
  35. , М. И., Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы Текст. / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская. М.: Педагогика, 1977.
  36. , С. Г. Интернет-технологии в профильном обучении школьников Электронный ресурс. / С. Г. Григорьев, В. В. Гриншкун, В. П. Кулагин. Режим доступа: http://ito.edu.rU/2006/Samara/P/P-0-l.htrnl. — Загл. с экрана.
  37. , Р. Конкретная математика. Основания информатики Текст. / Р. Грэхем, Д. Кнут, О. Паташник. М.: Мир, 1998. — 703 с.
  38. , В. В. О системе задач и задачном подходе к обучению Текст. / В. В. Гузеев // Химия в школе. 2001. — № 6. — С. 27−35.
  39. , В. В. О системе задач и задачном подходе к обучению Текст. / В. В. Гузеев // Химия в школе. 2001. — № 8. — С. 13−18.
  40. , В. В. Образовательная технология ТОГИС обучение в глобальных информационных сетях Текст. / В. В. Гузеев // Школьные технологии. — 2000. — № 5. — С. 243−248.
  41. , В. В. Образовательная технология: от приема до философии Текст. / В. В. Гузеев. -М.: Сентябрь, 1996. 112 с.
  42. , В. В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии Текст. / В. В. Гузеев. М.: Народное образование, 2001. — 128 с.
  43. , В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология Текст. / В. В. Гузеев. М.: Народное образование, 2000.-240 с.
  44. , В. В. Содержание и структура учебной деятельности школьников Текст. / В. В. Давыдов // Формирование учебной деятельности школьников. -М.: Педагогика, 1982. С. 10−21.
  45. , Г. В. Гуманитарно ориентированный курс основа учебного предмета «Математика» в общеобразовательной школе Текст. / Г. В. Дорофеев // Математика в школе. — 1997. — № 4.
  46. , Н. Генералы информационных систем Текст. / Н. Дубова // Открытые системы. -2005. -№ 3. С. 60−64.
  47. , А. П. Информатизация: от компьютерной грамотности к информационной культуре Текст. / А. П. Ершов // Коммунист. 1988. — № 3.
  48. , И. К. Система познавательных задач по учебному предмету Текст. / И. К. Журавлев // Советская педагогика. 1982. — № 9.
  49. , Н. М. Практическая дидактика для учителя Текст. / Н. М. Зверева. М.: Педагогическое общество России, 2001.54.3орина, Л. Я. Отражение идей самоорганизации в содержании образования Текст. / Л. Я. Зорина // Педагогика. 1996. — № 4.
  50. , Б. Н. Дискретная математика. Алгоритмы и программы Текст. / Б. Н. Иванов. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. — 288 с.
  51. , А. А. Деятельностный подход к построению учебно-методических материалов Текст.: методический материал / А. А. Измайлова. М.-Уфа, 1988. — 35 с. — С. 14.
  52. Калмыкова, 3. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости Текст. / 3. И. Калмыкова. М.: Педагогика, 1981, — 200 с.
  53. Калмыкова, 3. И. Пути развития продуктивного мышления школьников Текст. / 3. И. Калмыкова // Вопросы психологии. 1978. — № 3. -С. 133−148.
  54. , В. Г. Контуры системы образования XXI века Текст. / В. Г. Кинелев // Образование и информатика. 2000. — № 5. — С. 2−8.
  55. , В. М. XIII Всесоюзная олимпиада школьников по информатике Текст. / В. М. Кирюхин // Информатика: Еженед. прил. к газ. «Первое сентября». 2001. — № 18. — С. 4−9.
  56. , В. М. Всесоюзные олимпиады по информатике: вчера, сегодня, завтра Текст. / В. М. Кирюхин // Информатика и образование. -1991.-№ 3.-С. 101−105.
  57. , В. М. Задачи по информатике. Международные олимпиады 1989−1996 гг Текст. / В. М. Кирюхин, А. В. Лапунов, С. М. Окулов. М.: ABF, 1996. — 272 с.
  58. , В. М. Убедительная победа российских школьников на XII международной олимпиаде по информатике Текст. / В. М. Кирюхин // Информатика: Еженед. прил. к газ. «Первое сентября». 2001. — № 14. — С. 25−28.
  59. , Е. Н. Антропный принцип в синергетике Текст. / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов // Вопросы философии. -1997. № 3.
  60. , Е. Н. Саморефлективная синергетика Текст. / Е. Н. Князева // Вопросы философии. 2001. № 10.
  61. , Е. Н. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным Текст. / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов // Вопросы философии. 1992. — № 12. — С. 3−20.
  62. , Е. Н. Синергетическое расширение антропного принципа Текст. / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов // Синергетическая парадигма. М., 2000.
  63. , А. Какие ИТ-специалисты нужны сегодня? Электронный ресурс. / А. Колесов. Режим доступа: http://www.visual.2000.ru/kolesov/pcweek/1999/90408mic.htm. -Загл. с экрана.
  64. , К. К. О структуре и содержании образовательной области «Информатика» Текст. / К. К. Колин // Информатика и образование. 2000. -№Ю.
  65. , К. К. Глобальные проблемы информатизации: информационное неравенство Текст. / К. К. Колин // Alma mater (Вестник высшей школы).- 2000 № 6.
  66. , К. К. О концепции модернизации российского образования Текст. / К. К. Колин // Alma mater (Вестник высшей школы). 2002. — № 12. -С. 15−18.
  67. , Ю. М. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика Текст.: учеб. пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. ин-тов / Ю. М. Колягин, Г. Л. Луканкин [и др.]. 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Просвещение, 1980.
  68. , Ю. М. Профильная дифференциация обучения математике Текст. / Ю. М. Колягин [и др.] // Математика в школе. 1990. — № 4.
  69. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации Текст. // Проблемы информатизации высшей школы. М., 1988. — Бюллетень 3−4.
  70. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года Текст.: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 года.
  71. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования Текст.: утверждена приказом министра образования № 2783 от 18.07.2002. // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. — № 5.
  72. Концепция самоорганизации: становление нового образа научного мышления Текст. -М.: Наука, 1994.
  73. , Т., Алгоритмы: построение и анализ Текст. / Т. Кормен, Ч. Лейзерсон, Р. Ривест. -М.: МЦНМО, 1999. 960 с.
  74. , А. Н. Философский лабиринт: сборник задач и упражнений по философии Текст.: учеб. пособие / под ред. А. Н. Кочергина, Б. В. Плесского, А. И. Уемова. М.: Изд-во МГУ, 1992. — 173 с.
  75. , В. В. Повышение квалификации педагога что это значит сегодня Текст. / В. В. Краевский. — Бийск, 1996.
  76. Круглосуточный сервер олимпиадных тренировок Электронный ресурс. Режим доступа: http://olimp.iis.nsk.su/.
  77. , В. И. Теоретические основы обучения решению школьных математических задач Текст. / В. И. Крупич. М., 1995.
  78. , В. А. Психология математических способностей школьников Текст. / В. А. Крутецкий. М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: МОДЭК, 1998.-416 с.
  79. , А. А. Информатика в профильной школе Текст. / А. А. Кузнецов, Л. О. Филатова // Информатика и образование. 2003. — № 6 -С. 14−18.
  80. , А. А. О концепции содержания образовательной области «Информатика» в 12-летней школе Текст. / А. А. Кузнецов // Информатика и образование. 2000. — № 7.
  81. , А. А. Основные направления совершенствования методической подготовки учителей информатики в педагогических вузах Текст. / А. А. Кузнецов, С. Кареев // Информатика и образование. 1997. -№ 6.-С. 13.
  82. , А. А. Принципы дифференциации содержания обучения информатике Текст. / А. А. Кузнецов, Т. Б. Захарова // Информатика и образование. 1997. — № 7. — С. 9.
  83. , А. А. Развитие методической системы обучения информатике в средней школе Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / А. А. Кузнецов.-М., 1988.
  84. , А. А. Системообразующая роль информатики в содержании школьного образования Текст. / Кузнецов А. А. [и др.] // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. — № 2.
  85. , А. А. Современный курс информатики: от концепции к содержанию Текст. / А. А. Кузнецов, С. А. Бешенков, Е. А. Ракитина // Информатика и образование. 2004. — № 2. — С. 2−6.
  86. , А. А. Современный курс информатики: от элементов к системе Текст. / А. А. Кузнецов, С. А. Бешенков, Е. А. Ракитина // Информатика и образование. 2004 .- № 1. — С. 2−8- - 2004. — № 2. — С. 2−6.
  87. , А. А. Элективные курсы по информатике Текст. /
  88. A. А. Кузнецов // Профильная школа. 2004. — № 1. — С. 24−29.
  89. , Ю. Н. Эвристические методы в структуре решений Текст. / Ю. Н. Кулюткин. М.: Педагогика. — 1970. — 231 с.
  90. , Ю. С. Преемственность в обучении (школа вуз): обзорная информация Текст. / Ю. С. Кустов. — М., 1978. — Вып. 77.
  91. , В. С. Деятельностный подход к формированию содержания педагогического образования Текст. / В. С. Лазарев, Н. В. Коноплина // Педагогика, 2000. № 3. — С. 27−34.
  92. , Л. Н. Алгоритмизация в обучении Текст. / под. ред Б. В. Гнеденко и Б. В. Бирюкова. М.: Просвещение, 1966. — 523 с.
  93. , М. П. Методика преподавания информатики Текст.: учеб. пособие для студ. пед. вузов / М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер- под. общ. ред. М. П. Лапчика. М.: Изд. центр «Академия», 2005. — 624 с.
  94. B.C. Научное образование: развитие способностей к научному творчеству. 2-е изд., испр. — М.: МГАУ, 2002. — 120 с.
  95. , В. С. Содержание образования Текст.: учеб. пособие /
  96. B. С. Леднев. М.: Высш. шк., 1989. — 360 с.
  97. , В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы Текст. / В. С. Леднев. М., 1991.
  98. , В. С. Состояние и перспективы развития курса информатики в общеобразовательной школе Текст. / В. С. Леднев, А. А. Кузнецов, С. А. Бешенков // Информатика и образование. 2000. — № 2.
  99. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. 2-е. изд. -М.: Политиздат, 1977.
  100. , А. Н. Лекции по общей психологии Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Смысл, 2000. — 511 с. — С. 499.
  101. , И. Я. Дидактические основы методов обучения Текст. / И. Я. Лернер. М.: Педагогика, 1981.- 186 с.
  102. , И. Я. Дидактические основы формирования познавательной самостоятельности учащихся при изучении гуманитарных дисциплин Текст.: автореф. дис. д-ра пед. наук / И. Я. Лернер. -М., 1971. -38 с.
  103. , И. Я. Критерии сложности познавательных задач Текст. / И. Я. Лернер // Новые исследования в педагогических науках. 1970. -№ 1.
  104. , И. Я. Проблема познавательных задач в обучении основам гуманитарных наук и пути ее исследования (постановка проблемы) Текст. / И. Я. Лернер // Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам. М.: Педагогика, 1972.
  105. , И. Я. Процесс обучения и его закономерности Текст. / И. Я. Лернер. М.: Знание, 1980. — 96 с.
  106. , В. Комбинаторика для программистов Текст. / В. Липский. М.: Мир, 1988.-213 с.
  107. , И. И. О некоторых проблемах построения классификации задач Текст. / И. И. Логвинов, А. Ю. Уваров // Проблемы совершенствования методов дидактических исследований. М.: Педагогика, 1971.
  108. , А. И. Введение в теорию аналитических функций Текст. / А. И. Маркушевич, JI. А. Маркушевич. М., 1977. — 320 с.
  109. , А. И. Краткий курс теории аналитических функций Текст. / А. И. Маркушевич. М.: Наука, 1978. — 415 с.
  110. , А. Д. Некоторые количественные характеристики структурной сложности целого текста (на материале болгарского языка) Текст.: автореф. канд. дис. М.: Изд-во МГУ, 1978. — 26 с.
  111. , В. Л. Лекции по дискретной математике Текст.: учеб. пособие / В. Л. Матросов, В. А. Стеценко. М.: МПГУ, 1997. — 220 с.
  112. , А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении Текст. / А. М. Матюшкин М., 1972. — С. 189.
  113. , М. И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории Текст. / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1975. — 368 с.
  114. , М. И. Организация проблемного обучения Текст. / М. И. Махмутов. М., 1977.
  115. , Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения Текст. / Е. И. Машбиц. М.: Педагогика, 1988. -191 с.
  116. , Н. А. Мышление и процесс обучения Текст. / Н. А. Менчинская // Исследование мышления в советской психологии. М.: АПИ РСФСР, 1966.-С. 15−27.
  117. , И. В. Методология синергетики в моделировании развития образования Текст. / И. В. Меньшиков, О. В. Санникова, В. А. Харитонова // Синергетика как парадигма образования. Материалы межрегиональной конференции. Ижевск, 2001.
  118. , Я. А. Критерий оптимальной трудности учебного текста Текст. / Я. А. Микк // Советская педагогика и школа. Тарту: Изд-во Тарт. ин-та, 1976.-Вып.10.-С. 116−128.
  119. , Я. А. Методика измерения трудности текста Текст. / Я. А. Микк//Вопросы психологии. 1975. -№ 3.- С. 147−155.
  120. , Я. А. Оценка учебника формулами трудности текста Текст. / Я. А. Микк // Проблемы школьного учебника. М.: Просвещение, 1977.-Вып. 5.-С. 98−109.
  121. , В. М. Формирование алгоритмической культуры школьников при обучении математике Текст.: пособие для учителей / Монахов В. М. [и др.]. М.: Просвещение, 1978.
  122. , А. П. Синергетика в гуманитарном знании: предварительные итоги Текст. / А. П. Назаретян // Общественные науки и современность. 1997. — № 2.
  123. , Т. С. Парадигма нелинейности как основа синергетического подхода в обучении Текст. / Т. С. Назарова, В. С. Шаповаленко // Стандарты и мониторинг в образовании. 2003. — № 1.
  124. Национальная доктрина образования Российской Федерации Текст. // Российская газета. 1999. 3 декабря.
  125. , Г. Познание сложности Текст . / Г. Николис, И. Пригожин. М.: Мир, 1990.
  126. , JI. И. «Воспитательное пространство» как открытая система (Педагогика и синергетика) Текст. / JI. И. Новикова, М. В. Соколовский // Общественные науки и современность. 1998. -№ 1.
  127. , А. Разновидности интеллектуального обучения Текст. / А. Ньюэлл, Дж. Шоу, Г. Саймон // Самоорганизующиеся системы. М.: Мир, 1964.
  128. , С. М. Стандарты по информатике в вузе: пути совершенствования / С. М. Окулов // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. — № 1. — м., 2002. — С. 53−58.
  129. , С.М. Информатика в задачах Текст. / С. М. Окулов, А. А. Пестов, О. А. Пестов. Киров: Изд-во ВГПУ, 1998. — 343 с.
  130. , С.М. Программирование в алгоритмах Текст. / С. М. Окулов. 3-е изд. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. — 383 с.
  131. , С. М. 100 задач по информатике Текст. / С. М. Окулов,
  132. A. А. Пестов. Киров: Изд-во ВГПУ, 2000. — 272 с.
  133. , С. М. Информатика: Развитие интеллекта школьника Текст. / С. М. Окулов.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.-212 с.
  134. , С. М. Когнитивная информатика Текст.: монография / Станислав Окулов. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2003. — 224 с.
  135. , С. М. Методологические проблемы образовательной информатики (полемические заметки) Текст. / С. М. Окулов // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Информатика. Научно-метод. журнал. Киров, 2002. — С. 7−14.
  136. , С. М. Образовательные стандарты высших учебных заведений по информатике Текст. / С. М. Окулов // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Информатика. Научно-метод. журнал. Киров, 2002. — С. 15−19.
  137. , С. М. Основы программирования Текст.: учебное пособие / С. М. Окулов. М.: ЮНИМЕДИАСТАЙЛ, 2002. — 424 с.
  138. Олимпиадная информатика: события, задачи, тесты, решения, коментарии Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.olympiads.ru.
  139. Педагогика Текст.: учеб. пособие / под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2002.
  140. , А. В. Какой будет Россия третьего тысячелетия: контекст образования «Образование в Сибири» Текст. / А. В. Петров // Лучшие страницы педагогической прессы. -М.: Сентябрь, 2001. № 5. — С. 3−10.
  141. , Дж. Математическое открытие Текст. / Дж. Пойа. М.: Наука, 1976.
  142. , Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в истеме образования Текст. / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М.
  143. B. Моисеева, А. Е. Петров. М.: Издат. центр «Академия», 2005. — 272 с.
  144. , Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования Текст.: учеб. пособие для студентоввысш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. М.: Издат. центр «Академия», 2007. — 368 с.
  145. , Н. Н. Формирование мыслительных операций у школьников Текст. / Н. Н. Поспелов, И. Н. Поспелов. М., 1989.
  146. , М. М. Эксперимент в школе: организация и управление Текст. / под ред. М. М. Поташника. М.: МГПУ, 1992. — 212 с.
  147. , И. От существующего к возникающему Текст. / И. Пригожин. М.: Наука, 1985.
  148. , И. Конец определенности. Время, хаос и новые законы природы Текст. / И. Пригожин. Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2001.
  149. , В. Н. Психология и кибернетика Текст. / В. Н. Пушкин. -М.: Педагогика, 1971.-231 с.
  150. , Е. А. Обучение программированию: моделирование и формализация Текст. / Е. А. Ракитина // Информатика и образование. 2001. -№ 1.-С. 17−27.
  151. , Е. А. Построение методической системы обучения информатике на деятельностной основе Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Е. А. Ракитина. М., 2002.
  152. , Э. Комбинаторные алгоритмы. Теория и практика Текст. / Э. Рейнгольд, Ю. Нивергельт, Н. Део. М.: Мир, 1980. — 476 с.
  153. Рекомендации по преподаванию информатики в университетах Текст.: пер. с англ. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2002. — 372 с.
  154. Рекомендации по преподаванию информатики в университетах. Computing Curricula 2001: Computer Science Текст.: пер. с англ. Ред. перевода: В. JI. Павлов, А. А. Терехов. СПб.: СПбГУ, 2002. — 188 с.
  155. , И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования Текст. / И. В. Роберт. -М.: Школа-Пресс, 1994.
  156. , Р. Е. Самоорганизация как фактор направленного развития Текст. / Р. Е. Ровинский // Вопросы философии. 2002. — № 5. -С. 67−77.
  157. , С. JI. Принцип творческой самодеятельности Текст. / С. JT. Рубинштейн // Вопросы психологии. 1986. — № 4.
  158. , М. В. Государственный образовательный стандарт основного общего образования (Теория и практика) Текст. / М. В. Рыжаков. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 544 с. — С. 186.
  159. , М. В. Образование как сложная открытая нелинейная самоорганизующаяся система Текст. / М. В. Рыжаков // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. — № 1.
  160. Саратовский государственный университет Электронный ресурс. Режим доступа: http://acm.sgu.ru/.
  161. , Г. К. Новое педагогическое мышление: педагогический поиск и экспериментирование Текст. / Г. К. Селевко, А. В. Басов. -Ярославль, 1991.
  162. , A. JI. Математическая информатика в школе Текст. / А. Л. Семенов // Информатика и образование. 1995. — № 5. — С. 54−58.
  163. , А. М. Логическая структура учебного материала. Вопросы дидактического анализа Текст. / А. М. Сохор. М.: Педагогика. — 1974. -192 с.
  164. , А. М. Об анализе внутренних связей учебного материала: Сообщения 1 и 2 Текст. / А. М. Сохор // Новые исследования в педагогических науках. 1965. — Вып. 4.
  165. , А. А. Методы обучения математике Текст.: учебное пособие для пединститутов / А. А. Столяр. Минск: Народная асвета, 1981. -191 с.
  166. , А. А. Педагогика математики Текст. / А. А. Столяр. 3-е изд. — Минск: Вышэйшая школа, 1986. — 158 с.
  167. , Л. Н. Если нет компьютера: методы организации руководителя / Л. Н. Сумароков, О. В. Тимофеева. М.: Изд-во стандартов, 1990.- 118 с.
  168. , В. А. ИТ-образование: концепция, образовательные стандарты, процесс стандартизации Текст. / В. А. Сухомлин. М.: Горячая линия — Телеком, 2005. — 175 с.
  169. , А. К. Философия в математическом познании Текст. / А. К. Сухотин. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1977. — 160 с.
  170. Теория и практика педагогического эксперимента Текст. / под ред. А. И. Пискунова, Г. И. Воробьева. М., 1979.
  171. , О. П. Культура и деятельность Текст. / О. П. Терехова. Саратов: Изд-во Саратовского ин-та, 1978.
  172. , А. Н. Синергетика как методологическая основа педагогики и образования будущего Текст. / А. Н. Тесленко. Режим доступа: http://lpur.tsu.ru/Seminar/art99/. — Загл. с экрана.
  173. , О. К. Психология мышления Текст.: учебное пособие для вузов по специальности «Психология» / О. К. Тихомиров. М.: Изд-воМГУ, 1984.-270 с.
  174. , О. К. Структура мыслительной деятельности человека Текст. / О. К. Тихомиров. М.: Педагогика, 1969.
  175. , А. Ю. Интегрированный курс «Компьютерное дело» Текст. / А. Ю. Уваров // Информатика и образование. 1997. — № 4. -C.9D19.
  176. , Ю. А. Руководство по составлению стандартизированных контрольных работ Текст.: методические материалы / Ю. А. Уваров, Е. Н. Фришт. М.: НИИ ОП АПН СССР, 1977. — 123 с.
  177. , Н. Д. Информатика и информационные технологии. 1 ОП 11 класс Текст.: допущен в качестве учебника для классов естественно-математического профиля / Н. Д. Угринович М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.
  178. , Н. Д. Программа непрерывного курса информатики для средней школы Текст. / Н. Д. Угринович // Информатика и образование. 1993.-№ 1.-С. 3−8.
  179. , А.И. Теория поэтапного формирования умственных действий и управление процессом обучения. М.: Педагогока, 1967.
  180. , И. Н. Методика выравнивающего и развивающего обучения информатике в физико-математических классах Текст.: дисс.. канд. пед. наук / И. Н. Фалина. М., 2000.
  181. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Текст.: утвержден приказом Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 05.03.04 г.
  182. , М. А. Педагогическая синергетика как основа моделирования и реализации деятельности преподавателя высшей школы Текст.: Дис. канд. пед. наук: 13.00.08 /М. А. Федорова. Москва, 2003.
  183. , JI. О. Развитие преемственности школьного и вузовского образования в условиях введения профильного обучения в старшем звене средней школы Текст. / JI. О. Филатова. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2005. — 192с.
  184. , Л. М. Как научиться решать задачу Текст. / Л. М. Фридман, Е. Н. Турецкий. М., 1992.
  185. , Л. М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач Текст. / Л. М. Фридман. М.: Педагогика, 1977. — 208 с.
  186. , Р. Дискретная математика для программистов Текст. / Р. Хаггарти. М.: Техносфера, 2003. — 320 с.
  187. , Г. Можем ли мы применять синергетику в науках о человеке? Текст. / Г. Хакен // Синергетика и психология. М., 2000. — С. 13.
  188. , Г. Синергетика Текст. / Г. Хакен. М: Мир, 1980.
  189. , Г. Синергетика. Иерархия неустойчивости в самоорганизующихся системах и устройствах Текст. / Г. Хакен. М.: Мир, 1985.
  190. , Г. Тайны восприятия Текст. / Г. Хакен, М. Хакен-Крелль. М.: Институт компьютерных исследований, 2002.
  191. , Е. К. Информатика: учебное пособие для студ. пед. вузов Текст. / Е. К. Хеннер, А. В. Могилев, Н. И. Пак. М.: Изд. центр «Академия», 2000.
  192. , М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования Текст. / М. А. Холодная. СПб., 2002.
  193. , А. В. Современная дидактика Текст.: учебник для вузов / А. В. Хуторской. СПб: Питер, 2001. — 544 с.
  194. , А. В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения Текст.: пособие для учителя / А. В. Хуторской. -М.: Владос, 2000. 320 с.
  195. Человек и вычислительная машина Текст. Киев: Наукова думка, 1971.
  196. , К. М. Информационно-психологический подход к оценке эффективности обучающих программ Текст. / К. М. Шаломий // Вопросы психологии. 1972. — № 4. — С. 142−151.
  197. , С. А. Проблема сложности учебных производственно-технических задач. Сообщение 1. Общие факторы сложности Текст. / С. А. Шапоринский // Новые исследования в педагогических науках. 1978. -№ 1 (31). — С. 41−44.
  198. , Р. В. Об одной задаче поиска данных Текст. / Р. В. Шарыгин // Вестник ВятГГУ. Информатика. 2003. — № 2. — С. 230 -233.
  199. , А. Программирование: теоремы и задачи Текст. / А. Шень. 2-е изд., испр. и доп. — М.: МЦНМО, 2004. — 296 с.
  200. Элективные курсы в профильном обучении Текст. / Министерство образования РФ Национальный фонд подготовки кадров. -М.: Вита-Пресс, 2004. — 144 с.
  201. Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Информатика» Текст. / Министерство образования РФ. -Национальный фонд подготовки кадров. М.: Вита-Пресс, 2004. — 112 с.
  202. , У. Р. Принципы самоорганизации Текст. / У. Р. Эшби // Принципы самоорганизации. М.: Мир, 1966.
  203. АСМ Контестер Электронный ресурс. Режим доступа: http://acm.lviv.ua/.
  204. International ACM Programming Contest: Universidad de Vallodolid Электронный ресурс. Режим доступа: http://acm.uva.es/.
  205. Northeasten European Regional Contest Online: сервер виртуальных соревнований полуфинала ACM NEERC Электронный ресурс. Режим доступа: http://neerc.ifmo.ru/online/.
  206. Programming Contest Problems Archive Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.inf.bme.hu/contests/tasks/index.html.
  207. Test-the-Best Электронный ресурс. Режим доступа: http ://www. test-the-best.ru/.
  208. Timus Online Judge: архив задач с проверяющей системой Электронный ресурс. Режим доступа: http://acm.timus.ru.
  209. TJU ACM-ICPC Online Judge Электронный ресурс. Режим доступа: http://cs.tju.edu.cn/acm/.
Заполнить форму текущей работой