Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Метафорическое моделирование художественного мира в дискурсе русской рок-поэзии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ходе анализа концептуальной метафоры в дискурсе русской рок-поэзии были выявлены 11 метафорических моделей, создающих ядро метафорической картины мира русского рока и функционирующие на каждом из обозначенных уровнях. Данные метафорические модели характеризуются различными степенями частотности и продуктивности, что обусловлено как их внутренними особенностями, так и качествами анализируемого… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования концептуальной метафоры в дискурсе русской рок-поэзии
    • 1. 1. Понятие дискурса. Структура дискурса русской рок-поэзии ^
    • 1. 2. Когнитивные основы исследования концептуальной метафоры в дискурсе русской рок-поэзии
    • 3. Основные характеристики русской рок-поэзии
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. Продуктивные метафорические модели на ядерном ^ уровне дискурса русской рок-поэзии
    • 2. 1. Инвентарь метафорических моделей на ядерном уровне дискурса русской рок-поэзии ?
    • 2. 2. Морбиальная метафорическая модель
    • 2. 3. Милитарная метафорическая модель
    • 2. 4. Зооморфная метафорическая модель
  • Выводы по второй главе
  • ГЛАВА 3. Метафорические модели на внешнем уровне дискурса русской рок-поэзии
    • 3. 1. Сопоставительная характеристика инвентаря метафорических моделей на ядерном и внешнем уровнях дискурса русской рок-поэзии
    • 3. 2. Продуктивные метафорические модели на внешнем уровне дискурса русской рок-поэзии ^ ^
    • 3. 3. Концептуальная метафора в креолизованных текстах в дискурсе русской рок-поэзии
  • Выводы по третьей главе

Метафорическое моделирование художественного мира в дискурсе русской рок-поэзии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Настоящая диссертационная работа посвящена когнитивному исследованию концептуальной метафоры, используемой в дискурсе русской рок-поэзии.

Анализ теории концептуальной метафоры и описание конкретных метафорических моделей в рамках различных сфер коммуникации (бытовой, политической, экономической, религиозной, художественной и др.) — это перспективное научное направление, которое стало активно развиваться в рамках когнитивной лингвистики в конце XX века (Дж. Лакофф, М. Джонсон, А. Н. Баранов, Ю. Н. Караулов, И. М. Кобозева, А. Б. Ряпосова, Ю.Б. Фе-денева, А. П. Чудинов, Е. И. Шейгал и др.). В настоящее время встала проблема последовательной инвентаризации и детального описания русских метафорических моделей с учетом специфики их функционирования в различных видах современного дискурса.

Лингвисты-когнитологи подчеркивают, что изменчивость окружающего мира влечет за собой динамичность процессов мышления и восприятия: «Мир меняется, а потому меняются и наши когниции мира, и модусы самопонимания. Вот почему мы пользуемся не заранее расфасованными данными, а какой-то пока еще не вполне ясной их организацией, позволяющей применять знание в новых контекстах и генерировать новое знание» [Демьянков 1994: 25]. Аналогичные динамизм и открытость системы свойственны метафорическим моделям: «.реальность рождает новые фреймы и слоты известных моделей, определяет повышение или понижение частотности метафорических словоупотреблений» [Чудинов 2001: 18].

Каждый новый поворот в историческом развитии общества приводит к определенной языковой «перестройке», создает свой особый набор лексического, когнитивного инструментария, включающего также концептуальные метафоры и символы. Смена метафорической парадигмы обычно совпадает с неким кризисом, переворотом в обществе и культуре. Концептуальные метафоры не просто отражают существующее общественное сознание, они предлагают некий выход из сложных ситуаций, настраивают на определенный тип поведения (Н.Д. Арутюнова, А. Н. Баранов, О. П. Ермакова, Ю. Н. Караулов, И. М. Кобозева, Н. А. Кузьмина, Дж. Лакофф, М. Джонсон, А.Б. Ряпосо-ва, Т. Г. Скребцова, Ю. Б. Феденева, А. П. Чудинов и др.).

Глобальные социальные изменения, произошедшие в России за три последних десятилетия привели к коренному преобразованию социальных и культурных отношений и системы ценностей. Своеобразным откликом на произошедшие преобразования стало рождение и дальнейшее развитие русской рок-культуры: «в эпоху перемен, крупных изменений в системе ценностей человека, в том числе политических и социальных, рок и его культура находят наиболее сильное выражение» [Шидер 2002: 121].

Современные исследования показали, что в процессе изучения специфики художественного мышления рок-поэтов, их личностной метафорической картины мира и авторской концептуальной системы могут быть эффективно использованы новые методики, созданные в рамках антропоцентрического направления науки, в том числе когнитивистики, психолингвистики и психопоэтики (Л.Г. Бабенко, Н. С. Болотнова, Ю. В. Казарин, Ю. Н. Караулов, В. А. Пищальникова, Ю. А. Сорокин, Н. В. Черемисина и др.).

Целесообразность подобных исследований рок-поэзии определяется не только необходимостью изучения закономерностей художественного мышления и мироощущения, но и тем, что индивидуальный когнитивный опыт художника, поэта, творца как культурно-языковой факт является неотъемлемой составной частью коллективного опыта познания мира. Так, Д. С. Лихачев отмечал, что «далеко не все люди в равной мере обладают способностью обогащать „концептосферу“ национального языка <.>. Особое значение в создании концептосферы принадлежит писателям (особенно поэтам), носителям фольклора.» [Лихачев 1997]. Таким образом, художественные произведения представляют ценность для анализа не только индивидуального процесса познания мира и отражения полученной информации в тексте, но и для изучения всей метафорической картины мира в русском языковом сознании.

АКТУАЛЬНОСТЬ настоящего диссертационного исследования опре-ф деляется как перспективностью дальнейшего развития теории когнитивной метафоры, необходимостью исследовать многообразные отношения между языком, мышлением и коммуникацией, так и недостаточной разработанностью проблемы метафорического моделирования в художественном тексте, шире — дискурсе, а в частности, в дискурсе русской рок-поэзии.

Русский рок, начиная с 70−80-х годов XX века, стал заметным явлением.

• не только молодежной субкультуры, но и русской культуры в целом. Начало серьезных научных исследований русской рок-поэзии было положено только в конце 90-х годов прошедшего столетия в работах С. А. Достая, В. А. Карпо ва, Т. Е. Логачевой, Н. К. Неждановой, А. И. Николаева, О. Ю. Суровой и др.

Общей целью данных исследований является реконструкция особого типа мироощущения, выразителем которого стал рок. Эта работа рассчитана на длительную перспективу, но уже в настоящее время представляется возможным осмыслить и описать некоторые художественные принципы воплощения этого мироощущения.

Важнейшим этапом в исследовании русской рок-поэзии стало зарождение и развитие тверской научной школы, в рамках которой были систематизированы различные литературоведческие подходы к рок-тексту, учитывающие как его соотнесение с традициями русской литературы, так и «внутрен нюю логику» его существования, законы, по которым строится рок-поэзия (Д.М. Давыдов, Ю. В. Доманский, Е. А. Егоров, М. Н. Капрусова, Е. А. Козицкая, Е. Г. Милюгина, В. А. Михайлова, О. Н. Неганова, Н. К. Нежданова, О. Э. Никитина, С. Ю. Толоконникова, Т. В. Цвигун, А. Н. Черняков и др.).

Необходимо отметить, что лингвистические аспекты исследования русской рок-поэзии изучены в меньшей степени, чем литературоведческие. В настоящее время можно отметить только ряд работ, посвященных решению ф отдельных вопросов рок-лингвистики (С.В. Свиридов, А. В. Щербенок,.

Т.Г. Ивлева, C.JI. Константинова, А. В. Константинов, Д. А. Суховей, МА. Солодова, Е. Н. Попова, B.C. Норлусенян, И. В. Нефёдов и др.). Показательно, что русская рок-поэзия никогда не рассматривалась с точки зрения теории концептуальной метафоры. Применение к материалам рок-поэзии новых лингвистических методик позволит углубить существующие представления о названном феномене.

ОБЪЕКТОМ настоящего диссертационного исследования стали метафоры, используемые в дискурсе русской рок-поэзии.

ПРЕДМЕТ — функционирование продуктивных метафорических моделей на внешнем и ядерном уровнях дискурса русского рока.

ЦЕЛЬ диссертационной работы — выявить специфику функционирования продуктивных метафорических моделей в дискурсе русской рок-поэзии, реализованных на его ядерном и внешнем уровнях с учетом как вербальных, так и невербальных компонентов.

Достижение указанной цели предполагает решение следующих ЗАДАЧ:

1. Определить оптимальную теоретическую базу и методику исследования метафор в дискурсе русской рок-поэзии.

2. Собрать и систематизировать материал — концептуальные метафоры, которые используются на внешнем и ядерном уровнях дискурса русской рок-поэзии.

3. Выделить метафорические модели, функционирующие в дискурсе русской рок-поэзии, и классифицировать их по ментальным сферам-источникам, степеням частотности и продуктивности.

4. Представить анализ типовых прагматических смыслов наиболее частотных и продуктивных метафорических моделей ядерного и внешнего уровней дискурса русской рок-поэзии.

5. Сопоставить характеристики функционирования метафорических моделей на внешнем и ядерном уровнях дискурса русского рока.

6. Проанализировать специфику концептуальных метафор в креолизо-ванных текстах внешнего уровня с точки зрения соотношения вербальных и невербальных компонентов.

МЕТОДОЛОГИЯ настоящего исследования сложилась под влиянием современной теории метафорического моделирования (Дж. Лакофф, М. Джонсон, А. Н. Баранов, Ю. Н. Караулов, И. М. Кобозева, Е. С. Кубрякова, Т. Г. Скребцова, Ю. Б. Феденева, А. П. Чудинов и др.). Вместе с тем в процессе исследования активно используются лучшие достижения других направлений лингвистики, связанных с изучением регулярности семантических преобразований (Н.Д. Арутюнова, Е. А. Земская, Н. А. Илюхина, Н. А. Кузьмина, С. Н. Муране, Т. Н. Скляревская, И. А. Стернин, В. Н. Телия, Е. И. Шейгал, Д. Н. Шмелев и др.).

Основные МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, использованные в диссертации: дискурсивный анализ, когнитивное исследование, моделирование объекта, обладающего эволюционными свойствами. При обобщении, систематизации и интерпретации результатов наблюдений применялся описательный метод. Кроме того, были использованы элементы контекстуального и количественного методов анализа, а также общенаучные методы наблюдения, обобщения и сопоставления. Отметим, что в процессе исследования нами привлекались не только собственно лингвистические, но и общефилологические, семиотические, лингвокультурологические данные, что позволило представить анализируемые явления с учетом национального своеобразия русской культуры.

МАТЕРИАЛОМ ИССЛЕДОВАНИЯ послужили поэтические тексты русской рок-поэзии, а также вербальные и невербальные компоненты крео-лизованного текста внешнего уровня дискурса русского рока: названия рок-коллективов, альбомов, отдельных текстов и альбомные обложки. В ходе исследования было рассмотрено 2 394 поэтических текста рок-авторов и 3 580 вербальных единиц внешнего уровня дискурса русской рок-поэзии, среди которых 606 — названий рок-групп, 580 — названий альбомов и рок-фестивалей, 2 394 — названия текстов, а также 371 альбомная обложка.

В качестве материала исследования были использованы русскоязычные тексты рок-поэзии. В ходе анализа была сделана опора на логоцентричность, примат вербального слоя как характерную черту русскоязычного рока (по сравнению, например, с родной для рока африканской культурой), не отрицающую при этом его синкретичности.

Необходимо отметить, что состав анализируемых текстов неоднороден. Во-первых, хронологические рамки рассматриваемого материала охватывают период, который начинается с ранних работ А. Макаревича, Б. Гребенщикова, группы «Круиз» (1970;80-е годы XX века) и заканчивается текстами современных авторов. Во-вторых, использовались как тексты песен, так и иные поэтические произведения рок-авторов (например, стихотворения О. Арефьевой, А. Макаревича, Ю. Шевчука). В-третьих, географически материал не ограничен тремя признанными рок-столицами — Москва, Санкт-Петербург, Свердловскпривлекаются также тексты авторов из Уфы, Тюмени, Владивостока и других городов России. Не учитываются стилевые разграничения русской рок-поэзии, и в качестве материала привлекаются произведения как радикально настроенных панк-групп, так и представителей условно обозначаемого в современном роковедении «рокопопса». Данный подход обоснован представлением о единой метафорической картине мира создателей русской рок-поэзии.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ. В данной диссертационной работе впервые последовательно и целенаправленно исследуются метафорические модели, функционирующие на различных уровнях дискурса русской рок-поэзии. В процессе работы выделены наиболее продуктивные метафорические модели, используемые для создания художественной картины мира, изучены их основные компоненты, охарактеризована система фреймов и слотов, выявлены закономерности использования указанных моделей на различных уровнях анализируемого дискурса. Особо выделены специфические черты функционирования продуктивных метафорических моделей в креолизованных текстах внешнего уровня дискурса русского рока с учетом соотношения вербального и невербального компонентов.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ работы определяется тем, что анализ и описание метафорических моделей позволяют глубже понять специфику русской рок-поэзии и одновременно способствуют более полной инвентаризации фонда метафорических моделей, функционирующих в данном дискурсе. В ходе диссертационного исследования были разработаны оригинальная методика сопоставления метафорических моделей, используемых на внешнем и ядерном уровнях дискурса русского рока, и комплексная методика когнитивного анализа креолизованного текста внешнего уровня, основанная на сопоставлении его вербального и невербального компонентов.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования связана с возможностями использования его материалов в практике преподавания филологического анализа текста и культурологии, а также в элективных курсах «Когнитивный анализ поэтического текста», «Когнитивная метафора в дискурсе русской рок-поэзии», «Современная музыкальная культура» и при написании курсовых и выпускных квалификационных работ студентами, специализирующимися в сфере филологии, музыковедения и культурологии.

АПРОБАЦИЯ материалов исследования. Основные положения диссертации обсуждались на заседании кафедры риторики и межкультурной коммуникации Уральского государственного педагогического университета. Материалы диссертационного исследования использовались в практике преподавания элективного курса «Когнитивный анализ поэтического текста (на материале русской рок-поэзии)» студентам факультета русского языка и литературы Уральского государственного педагогического университета.

Основные теоретические положения были представлены автором в виде докладов на межвузовской научно-практической конференции студентов и соискателей «Философия и наука» (Екатеринбург, 2003), на международных научных конференциях «Современная политическая лингвистика», «Лингвистика и теория перевода» (Екатеринбург, 2003), на федеральной научной конференции «Лингвистика XXI века» (Екатеринбург, 2004).

По теме диссертации опубликовано 9 работ:

1. Милитарная метафора в рок-поэзии // Лингвистика: Бюллетень Уральского лингвистического общества / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2003. — Т. 10. — С. 34−45.

2. Нетрадиционная модель метафоры и её значение в философии // Философия и наука: Материалы межвузовской научно-практической конференции аспирантов и соискателей «Философия и наука». Екатеринбург, 2003, 22 апреля 2003 г. / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2003. — С. 199−202.

3. Рок-фестиваль «Крылья»: взрывы реальные и метафорические // Современная политическая лингвистика: Материалы международной научной конференции. Екатеринбург, октябрь 2003 г. / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2003. — С. 190−192.

4. Морбиальная метафора в рок-поэзии // Лингвистика и теория перевода: Материалы научной конференции / Ин-т междунар. связей. Екатеринбург, 2003.-С 101−105.

5. Зооморфная метафора в рок-поэзии // Лингвистика: Бюллетень Уральского лингвистического общества / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2004.-Т. 12-С. 183−193.

6. Метафора яда в дискурсе русской рок-поэзии // Linguistica juvenis: Сборник научных трудов молодых ученых. — Екатеринбург, 2004. — С. 216 222.

7. «Сон был свойственным этому веку»: метафора сна в русской рок-поэзии // Лингвистика XXI века: Материалы федеральной научной конференции — сентябрь / Екатеринбург, 2004. — С. 206−211.

8. Доместическая метафора в русской рок-поэзии // Мир в языке — Кемерово, 2005. — С. 256−263.

9. Структура дискурса русской рок-поэзии // Лингвистика: Бюллетень Уральского лингвистического общества / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2005. — Т.16. — С. 183−193.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, выносимые на защиту:

1. В структуре дискурса русской рок-поэзии выделяются три уровня, характеризующиеся различными формами функционирования метафорических моделей, но создающие единую метафорическую картину. Ядерный уровень дискурса русской рок-поэзии составляют поэтические тексты. Основной уровень выражен синтетической формой рок-композиции, включающей, помимо слов, музыку, сценическое движение и другие компоненты. Внешний уровень дискурса русского рока имеет в качестве основной презентативную функцию, установку на массового реципиента и представлен креолизован-ными текстами, в составе которых выделяются вербальные (названия рок-коллективов, рок-альбомов и текстов) и невербальные (оформление альбомной обложки) компоненты.

2. Несмотря на распространенное представление о русском роке как контр-культурном явлении, далеком от национальных традиций, метафорические модели, активно функционирующие в дискурсе русской рок-поэзии, традиционны для русского национального сознания, а векторы их развития определены общими закономерностями литературного процесса в рамках мировой и, в частности, русской культуры.

3. Наиболее частотными и продуктивными в дискурсе русской рок-поэзии являются метафорические модели со сферами-источниками «Болезнь», «Война» и «Мир животных», что связано с их традиционностью для русского национального художественного сознания.

4. Основные ментальные сферы-мишени в дискурсе русской рок-поэзии — это художественный мир и его состояние, рок-герой и его деятельность, окружение рок-героя («свои» и «чужие»). Соотношение данных сфер-мишеней зависит от уровня анализируемого дискурса: так, основной сферой-мишенью на ядерном уровне является художественный мир, а на внешнемрок-герой и его действия.

5. Типовые прагматические смыслы метафорических моделей в дискурсе русской рок-поэзии зависят от уровня их функционирования: на внешнем уровне анализируемого дискурса преобладают прагматические смыслы неестественности, лживости мира и решительности рок-героя, на ядерном — чаще используются метафоры с агрессивно-прагматическим потенциалом и ярко выраженной пейоративной окраской, объединенные значением «невероятной немощности бытия».

6. Особую значимость в дискурсе русской рок-поэзии приобретают семиотически осложненные креолизованные тексты, в составе которых совмещены вербальные и невербальные компоненты. В данных текстах концептуальная метафора поддерживается невербальными компонентами, которые в качестве недискретного феномена становятся одной из форм существования метафоры.

КОМПОЗИЦИЯ ДИССЕРТАЦИИ определяется ее задачами. Структура и объем работы: диссертация занимает 203 страницы и состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и 16 приложений.

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ.

В заключение необходимо отметить основные положения настоящей главы диссертационного исследования.

В ходе диссертационного исследования в дискурсе русской рок-поэзии было выявлено 12 метафорических моделей с исходными понятийными сферами «Болезнь», «Детство», «Мир животных», «Неживая природа», «Мир растений», «Война», «Игра», «Путь», «Экономика», «Религия», «Дом», «Техника».

Наиболее частотными и продуктивными являются милитарная, абиотическая, морбиальная и зооморфная метафорические модели, что обусловлено их традиционностью для русского языкового сознания и высокой структурированностью. Меньшей степенью частотности в анализируемом дискурсе обладают метафорические модели дома, игры и пути, обладающие высоким ассоциативным и эмоциональным потенциалом в современном русском языке. Низкая степень частотности характерна для метафорических моделей не традиционных для поэтической речи или противоречащих общей метафорической картине художественного мира русской рок-поэзии: религиозная, экономическая, научно-техническая, фитоморфная и метафора детства.

В качестве отличительных черт внешнего уровня дискурса русской рок-поэзии необходимо отметить следующее:

1. В рамках внешнего уровня русской рок-поэзии частотность метафорических моделей стремится к некоему среднему показателю, что свидетельствует о значимости каждой из них в создании единой метафорической картины мира. На внешнем уровне происходит своеобразная презентация основных метафорических образов, закладывается фундамент будущего художественного мира. Таким образом, функцию внешнего уровня можно обозначить как презентативную: рок-авторы настраивают реципиента на определенную систему координат, систему образов, систему ценностей.

2. Количество и характер ментальных сфер-мишеней также зависит от уровня анализируемого дискурса. На внешнем уровне ключевой сферой-мишенью является «рок-герой и творчество», реже используется ментальная сфера «художественный мир и его состояние». В то время как на ядерном уровне наиболее актуальными являются метафоры со сферой-мишенью -«художественный мир».

3. Основными функциями концептуальной метафоры на ядерном уровне дискурса русской рок-поэзии являются моделирующая и прагматическая, на внешнем уровне нередко используются метафорические номинации, утратившие концептуальные связи и выполняющие эпатажную функцию, т. е. являющиеся средством создания шока, вызова.

4. Установка внешнего уровня русской рок-поэзии на массовое восприятие обусловила такую его специфическую черту, как ориентир на традиционность используемых образов, они должны быть узнаваемы и понятны большинству реципиентов. В то время как на ядерном уровне одной и важнейших черт является трансформация и переосмысление устоявшихся традиций.

Креолизованные тексты внешнего уровня дискурса русской рок-поэзии характеризуются высокой степенью символичности используемых метафорических образов, что обусловлено одной из основных функций невербальных компонентов — популяризаторской. Необходимо также отметить, что в рамках креолизованных текстов вербальный и невербальный компоненты находятся в тесной взаимосвязи, корреляции. Возможность сочетания в одном компоненте нескольких метафорических образов с разными источниками метафорической экспансии значительно повышает их прагматический потенциал.

В рамках диссертационного исследования были рассмотрены особенности функционирования метафорических моделей на внешнем и ядерном (текстовом) уровнях дискурса русской рок-поэзии. Внешний уровень анализируемого дискурса представлен креолизованными текстами, в составе которых выделяются вербальные (названия рок-коллективов, рок-альбомов и текстов) и невербальные (оформление альбомной обложки) компонентыядерный уровень составляют поэтические тексты. На ядерном и внешнем уровнях дискурса русского рока вербальный компонент наиболее доступен для целостного восприятия и дальнейшей интерпретации. Важнейшим дополнительным фактором формирования целостной метафорической картины художественного мира является невербальный компонент креолизованного текста внешнего уровня, также легко доступный для восприятия и интерпретации.

Особенности обозначенных уровней дискурса русской рок-поэзии обусловили различия в функционировании метафорических моделей. Внешний уровень характеризуется установкой на массового реципиента, что соответствует требованиям современного шоу-бизнеса, и определяет более доступную и традиционную его форму. Ядерный уровень анализируемого дискурса характеризуется элитарностью и усложненностью как формы, так и концептуального наполнения, а также является неотъемлемой частью такой синкретичной формы, как рок-композиция, что затрудняет его восприятие и дальнейшую интерпретацию для массового реципиента.

В ходе анализа концептуальной метафоры в дискурсе русской рок-поэзии были выявлены 11 метафорических моделей, создающих ядро метафорической картины мира русского рока и функционирующие на каждом из обозначенных уровнях. Данные метафорические модели характеризуются различными степенями частотности и продуктивности, что обусловлено как их внутренними особенностями, так и качествами анализируемого дискурса. Усредненность характеристик частотности метафорических моделей на внешнем уровне объясняется его основой функцией — презентативной, в рамках данного уровня формируются основные, первичные характеристики художественного мира русской рок-поэзии, которые получают свое дальнейшее развитие на ядерном уровне.

Наиболее продуктивными в дискурсе русской рок-поэзии как на внешнем, так и на ядерном уровнях являются метафорические, традиционные и структурированные в русском языковом сознании модели с ментальными сферами-источниками «Война», «Болезнь», «Мир неживой природы» и «Мир животных», что обусловливает актуальность типовых прагматических смыслов для дискурса русской рок-поэзии, формируемых в рамках данных метафорических моделей.

Основными направлениями метафорической экспансии в дискурсе русской рок-поэзии являются художественный мир и его состояние, рок-герой и его действия, окружение рок-героя, а также в рамках описанных метафорических моделей нередко концептуализируются такие понятия, как любовь и творчество. В ходе диссертационного исследования были отмечены следующие особенности функционирования ментальных сфер-мишеней на разных уровнях анализируемого дискурса:

1. На ядерном уровне наиболее частотной является сфера-мишень «художественный мир и его состояние», а такие сферы-мишени как «рок-герой» и «его окружение» нередко совмещаются, что обусловлено сложной формой антиномии русского рока. Концептуализируемые понятия «любовь» и «творчество» на данном уровне являются лишь дополнительной характеристикой отношений между людьми и действий рок-героя и не выделяются в отдельные денотативные зоны.

2. На внешнем уровне утрачивает актуальность такая сфера-мишень, как «художественный мир», наиболее частотными и продуктивными становятся ментальные сферы «рок-герой» и «творчество».

Различия в функционировании основных ментальных сфер-мишеней обусловило развитие различных типовых прагматических смыслов, формируемых продуктивными метафорическими моделями на внешнем и ядерном уровнях дискурса русской рок-поэзии.

Типовые прагматические смыслы ядерного, текстового уровня в ходе анализа были обозначены следующим образом: характерными чертами художественного мира русской рок-поэзии являются всеобщие боль, агрессия, насильственная изоляция и «невероятная беспомощность бытия" — человек чаще предстает как немощный, обреченный, подчиненный и обезличенный в толпе, не способный на решительные действия или действующий бессознательнолирический герой, рок-герой стремится к независимости и свободе, которые в художественном мире русского рока достигаются ценой жизни.

На ядерном уровне утрачивают свою актуальность типовые прагматические смыслы подчинения и обреченности, художественный мир русской рок-поэзии предстает как неестественный, лживый, наигранный, образ рок-героя приобретает романтический, героический ореол, его действия характеризуются как более решительные, целеустремленные, а главное — результативныев этом мире появляется мечта и шанс на ее исполнение.

Существенной характеристикой метафорических моделей, функционирующих в дискурсе русской рок-поэзии, является, с одной стороны, их традиционность и узнаваемость на внешнем уровне, и с другой — полная или частичная трансформация на ядерном уровне. Эти различия обусловлены как особенностями данных уровней, так и пограничным положением современной рок-культуры в общем литературном процессе.

Метафорические модели, формируемые в рамках невербального компонента креолизованного текста русской рок-поэзии, являются важнейшей составляющей метафорической картины мира в анализируемом дискурсе, так как обладают высокой силой воздействия, легко воспринимаются массовым реципиентом. Частотность и продуктивность данных метафорических моделей значительно снижается, что обусловлено установкой на традиционность, символичность и узнаваемость. Визуальные метафорические образы, вступая с тесную связь с вербальным компонентом, подчеркивают наиболее актуальные прагматические смыслы в анализируемом дискурсе.

Необходимо отметить, что настоящее диссертационное исследование не относится к числу работ, полностью решающих соответствующую научную проблему, поэтому были рассмотрены далеко не все вопросы, которые могут представлять интерес для специалистов по когнитивной лингвистике, лингвистике художественного текста. Можно отметить следующие наиболее перспективные направления дальнейшего исследования:

— детальное изучение и описание максимально широкого количества метафорических моделей, используемых в художественном дискурсе русской рок-поэзии;

— анализ метафорических образов с точки зрения интертекстуальности как основополагающей характеристики русской рок-поэзии;

— сопоставление закономерностей метафорического моделирования в текстах, относящихся к разным хронологическим, географическим и стилевым направлениям рок-культуры;

— описание идиостилей отдельных авторов и их сопоставительный анализ;

— анализ способов развертывания метафорических образов как в рамках отдельных текстов, так и в целых альбомах как определенных поэтических циклах;

— сопоставительный анализ метафорических картин мира русской рок-культуры, созданных как в рок-поэзии, шире — рок-культуре (кино, прозаические произведения, театральные постановки), так и в сознании реципиентов (как массовых слушателей, так и журналистов). Дальнейшее развитие когнитивной лингвистики (и в том числе теории метафорического моделирования) откроет новые перспективы, высветит новые актуальные темы и проблемы, позволит развить и уточнить некоторые высказанные в данной работе положения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Виктор Цой: Стихи, документы, воспоминания / Автор-Составитель Марианна Цой, Александр Житинский. Л.: Новый геликон, 1991.
  2. Константин Кинчев. Жизнь и творчество: стихи, документы, публикации. / Автор-Составитель Нина Барановская. СПб: Новый Геликон, РИЦ Ток, 1993.
  3. И.И. Там, где кончается дождь: стихотворения, проза, интервью. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
  4. Е., Дягилева Я., Рябинов К. Русское поле экспериментов. М., 1994.5. Слово рока.-СПб., 1992.
  5. Альтернатива. Опыт антологии рок-поэзии. М., 1991.
  6. К. Транзитная пуля. 44 текста песен группы «Зимовье зверей». -СПб., 1997.
  7. Cook G. The discourse of advertising. London and New York, 1992.
  8. Lakoff G., Johnson M. Metaphors we live by. Chicago, 1980.
  9. А., Бурлака А., Сидоров А. Кто есть кто в советском роке. -М., 1991.
  10. Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов). М., 2003.
  11. В.Ю., Апресян Ю. Д. Метафора в семантическом представлении эмоций // Вопросы языкознания. 1993. — № 3. — с. 37−67.
  12. Ю.Д. О регулярной многозначности // Известия АН СССР. Сер. лит. и яз. 1971. — Вып.6.
  13. Аристотель Сочинения: В 4 т. М., 1982. — т. 4.
  14. Н.Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь /Гл. ред. В. Н. Ярцева. -М.: Сов. энциклопедия, 1990. 685 с. — с. 136−137
  15. Ю.Арутюнова Н. Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры: Сборник / Пер. с. англ., фр., нем., исп., польск. яз. / Вступит, ст. и сост. Н. Д. Арутюнова, Общ. ред. Н. Д. Арутюновой и М. А. Журинской. М.: Прогресс, 1990 — 513 с.-с. 5−32.
  16. П.Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1999−896 с.
  17. А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т.1. — М., 1994−800 с.
  18. Л.Г., Васильев И. Е., Казарин Ю. В. Лингвистический анализ художественного текста. М.: Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2000−456 с.
  19. А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. -Л., 1983.
  20. А.Н., Караулов Ю. Н. Русская политическая метафора: Материалы к словарю. М.: Ин-т русского языка АН СССР, 1991 — 193 с.
  21. А.Н. Введение в прикладную лингвистику. М., 2001- 360 с.
  22. Н. Один в поле воин // Ленинградский университет. — 26 февраля 1988.
  23. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986 — 445 с.
  24. Я.Л. Теория и практика комплексного лингвистического словаря (на материале наименований животных в русском языке): автореф. дис. .канд. филол. наук. Уфа, 2000.
  25. Н.Н., Гуфистова Л. Е. Когнитивные модели дискурса: Учебное пособие. Тюмень: Изд-во Тюмен. ГУ, 2004.
  26. В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. -М., 2003−174 с.
  27. Л. Проблема аналитического описания произведения в рок-музыке: соотношение текста и контекста // Молодежь и проблемы современной художественной культуры. Л., 1990.
  28. М. Метафора // Теория метафоры: Сборник / Пер. с. англ., фр., нем., исп., польск. яз. / Вступит, ст. и сост. Н. Д. Арутюнова, Общ. ред. Н. Д. Арутюновой и М. А. Журинской. М.: Прогресс, 1990 — 513 с. — с. 153−172.
  29. Г. И. Типология понимания текста. М., 1986.
  30. Н.С. Лексическая структура художественного текста в ассоциативном аспекте. Томск, 1994.
  31. Н.С. О трех направлениях коммуникативной стилистики художественного текста и изучение текстового слова // Коммуникативно-прагматические аспекты слова в художественном тексте. Томск: Изд-во1. ЦНТИ, 2000. с. 4−8.
  32. Н.С. Теория текста. М., 2003 — 280 с.
  33. А. Язык, культура, познание. М., 1996 — 416 с.
  34. Е.М., Костомаров В. Г. Дом как бытие языка. В поисках новых путей развития лингвострановедения: концепция логоэпистемы. М.: Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, Издательство ИКАР, 2000.
  35. А.Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989 -404 с.
  36. В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М.: Изд-во АН СССР, 1963 — 255 с.
  37. Л.Н. Та вода, которая. (Признаки, определяющие магические свойства воды) // Признаковое пространство культуры. М., 2002. — с. 32−61.
  38. Л. Философские работы. 4.1. — М.: Гнозис, 1994 — 193 с.
  39. Ю.В. Мифологемы Александра Блока в русском этнокультурном пространстве: дисс.. канд. филол. наук-Киев, 2003.
  40. Владимир Высоцкий и русский рок: Сб. статей. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001- (Русская рок-поэзия: текст и контекст- Приложение). — 131 с.
  41. В.Н. Языковая метафора в художественной речи: природа вторичной номинации. Киев, 1986.
  42. Е.В. Смыслообразующая роль визуальной обложки в структуре рок-альбома // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сборник научных трудов Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001. -Вып.5. — 308 с. — с. 26−36.
  43. Т.А., Астапов С. Н. Языческая мифология славян. Ростов-на-Дону, 1996. *
  44. Гак В. Г. Метафора: универсальное и специфическое // Метафора в языке и тексте. М., 1988. — С. 11−26.
  45. И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981.
  46. С.В. Эмотивность художественного текста: семантико-когнитивный аспект: автореф.. канд. филол. наук. Киев, 2000.
  47. Е. Сентиментальное бешенство рок-н-ролла // http ://centromania. com/golovinbook.ZIP.
  48. B.C. Некоторые аспекты когнитивной обработки текста // Когнитивная семантика: Материалы I Междунар. шк.-семинара по когнитивной лингвистике, 26−30 мая 1998: В. 2 ч. 4.1. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 1998. — 243 с. — с. 87−89.
  49. А.В. Символика животных в славянской народной традиции. М., 1997.
  50. Д.М. Русская рок-культура и концептуализм // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сборник научных трудов Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001. — Вып.4. — 269 с. — с. 212−217.
  51. Ю.Н. Эстетика нигилизма. (Искусство и «новые левые»). М., 1. Искусство, 1975.-271 с.
  52. В.З. Интерпретация политического дискурса в СМИ // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования: Учебное пособие / Отв. ред. М. Н. Володина. М.: Изд-во Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, 2003. — С.116−133.
  53. В.З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода // Вопросы языкознания, 1994. № 4. — с. 17−33.
  54. А. Солдаты русского рока. М., 1994.
  55. С. Рок-поэзия: текст и контекст // Молодежь и культура. -Л., 1990.
  56. Ю.В. «Тексты смерти» русского рока: Пособие к спецсеминару. Тверь: Твер. гос. ун-т., 2000 — 109 с.
  57. Ю.В. Вместо заключения: О культурном статусе русского рока // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сборник научных трудов. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2000а. — Вып.З. — 230 с. — с. 215−266.
  58. Ю.В. Русская рок-поэзия: проблемы и пути изучения // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сборник научных трудов. Тверь: Твер. гос. ун-т, 1999. -Вып.2.- 192 с.
  59. Ю.В. Циклизация в русской рок-поэзии // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сборник научных трудов. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2000.-Вып.З.-230 с.-с. 99−123.
  60. С.А. Рок-текст как средство перевыражения национального менталитета // Понимание как усмотрение и построение смыслов. Тверь, 1996. -Часть 1,-С. 71−77.
  61. Е.А. Особенности функционирования «условных» образов в рок-поэзии // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сборник научных трудов. — Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001. Вып.4. — 269 с. — с. 23−29.
  62. О.П. Семантические процессы в лексике // Русский язык конца XX столетия (1985−1995). М.: Языки русской культуры, 2000. — 4.1.
  63. В.И. Инвектива в политической речи // Русский язык в контексте культуры. Екатеринбург, 1999.
  64. В.А. Новые тенденции современной русской советской поэзии // Филол. науки. 1991. № 1. — с. 7.
  65. Л.В. Современная русская поэзия в контексте истории языка. -М., 2000.
  66. Т.Г. Гротески Бориса Гребенщикова (альбом «Кострома шоп amour», 1994 г.) // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сборник научных трудов. Тверь: Твер. гос. ун-т, 1999. — Вып.2. — 192 с.
  67. А.Ф. Скляра//Я молодой. — 1997. № 37- 1998. № 11.
  68. Ю.В. Филологический анализ поэтического текста: Учебник для вузов. М: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2004.
  69. Ю.В. Поэтическое состояние языка (попытка осмысления): Монография. Екатеринбург, Изд-во Урал. Ун-т, 2002. — 448 с.
  70. О.Л. Лингвистика на пороге XXI века // Лингвистические маргиналии. М., 1996.
  71. М.Н. К вопросу о вариантах функционирования модернистской традиции русской рок-поэзии // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сборник научных трудов. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001. — Вып.4. — 269 с. — с. 178−187.
  72. В.И. Языковой круг: Личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002.
  73. Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987 — 264 с.
  74. Ю.Н. Структура лексико-семантического поля // Филологические науки, 1972 № 1.
  75. Ю.Н. Понимание символики в сказках // Богинские чтения: Материалы VIII Тверской герменевтической конференции. Тверь: Твер. гос. ун-т., 2003.-с. 62−65.
  76. В.А. Партизан полной луны: Заметки о поэзии Б. Гребенщикова // Русская словесность, 1995. № 4. — с. 79−84.
  77. И.М. Лингвистическая семантика. М., 2000.
  78. И.М. Семантические проблемы анализа политической метафоры // Вестник МГУ. Серия 9. Филология. 2001. № 6 — с.134−135.
  79. А.С. Типы объединений лирических стихотворений в условиях перехода от жанрового к внежанровому мышлению: автореф.. канд. филол. наук.-Киев, 1988.
  80. Когнитивная семантика: Материалы Второй международной школы-семинара по когнитивной лингвистике, 11.09.00 14.09.00 / Отв. ред. Н. Н. Болдырев. Редкол. Е. С. Кубрякова и др.: В 2 ч. — Тамбов: Изд-во Тамбов, ун-т, 2000. — 243 с.
  81. Когнитивные исследования в языковедении и зарубежной психологии:
  82. Хрестоматия / В. А. Пищальникова, Е. В. Лукашевич, А. Г. Сонин. Барнаул: Изд-во Алт. Ун-т, 2001.
  83. Е.А. Новое культурное самосознание русского рока (на материале вещания «Нашего радио» // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сборник научных трудов. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001. — Вып.4. — 269 с. — с. 207 212.
  84. Е.А. Субъязыки и субкультуры русского рока // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сборник научных трудов. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001а. — Вып.5. — 308 с. — с. 169−190.
  85. Е.А. Черты романтической поэтики в творчестве В. Цоя (к постановке проблемы) // Мир романтизма: Материалы международной научной конференции. Вып. 1 (25). Тверь, 1999а.
  86. Е.В. Метафорическое моделирование действительности в русском и английском экономическом дискурсе: дисс.. канд. филол. наук. -Екатеринбург, 2001.
  87. С.Л., Константинов А. В. Дырка от бублика как предмет «русской рокологии» // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сборник научных трудов. Тверь: Твер. гос. ун-т, 1999. — Вып.2. — 192 с.
  88. С.Л., Константинов А. В. Рок-поэзия как тип текста (к вопросу о генезисе структурной модели) // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сборник научных трудов. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2000. — Вып.З. — 230 с. -с. 123−129.
  89. И., Сурова О. Рок-поэзия в русской-культуре: возникновение, бытование, эволюция // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сборник научных трудов. Тверь: Твер. гос. ун-т, 1998. — Вып.1. — 132 с — с. 5−33.
  90. Э. Синхрония, диахрония и история // Новое в лингвистике. М.: Прогресс, 1963. — Вып. 3.
  91. В.Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. 3-е изд., испр. и доп. — СПб.: Златоуст, 1999. — 320 с. -(Язык и время. Вып.1.)
  92. Коше лева И. Н. Фольклорный мир в поэзии Н. Тряпкина, Ю. Кузнецова, В. Высоцкого (способы реализации фольклорной цитаты в стихотворном тексте): дисс. канд. филол. наук. Барнаул, 2005.
  93. В.В. Основы психолингвистики и теории коммуникации: Курс лекций. М.: Гнозис, 2001.
  94. В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: Курс лекций. М.: Гнозис, 2002.
  95. Кубрякова Е. С, Александрова О. В. Виды пространства текста и дискурса // Категоризация мира: пространство и время: Материалы науч. конференции.-М., 1997.
  96. Е.С. Начальные этапы становления когнитивизма: лингвистика психология — когнитивная наука // Вопросы языкознания. — 1994. -№ 4. — с. 34−47
  97. Е.С. О связях когнитивной науки с семантикой (определение интерпретанта знака) // Язык и культура: Факты и ценности: К 70-летию Ю. С. Степанова / Отв. ред. Е. С. Кубрякова, Т. Е. Янко. М, Языки славянской культуры, 2001. — 600 с. — с. 283−293.
  98. Н.А. Интертекст и его роль в процессах эволюции языка. -Екатеринбург- Омск, 1999.
  99. Н.А. Концепты художественного мышления: к постановке проблемы // Проблемы деривации: Семантика. Поэтика. Пермь, 1991.
  100. А. 100 магнитоальбомов советского рока. 1977−1991: 15 лет подпольной звукозаписи. -М., 1999.
  101. О.Н. Метафорология: теоретический аспект: В 2 частях. Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т., 2003 — 42. — 208 с.
  102. Э.А. Заголовок в тексте: Учебное пособие. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1989. — 84 с.
  103. Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем // Теория метафоры: Сборник / Пер. с. англ., фр., нем., исп., польск. яз. / Вступит, ст. и сост. Н. Д. Арутюнова, Общ. ред. Н. Д. Арутюновой и М. А. Журинской. М.: Прогресс, 1990- 513 с. — с. 387−415.
  104. Э. Метафора как глубинный предикат при текстопорождении / Respectus philologicus 1(6), 2002. с. 1−7.
  105. Ю.И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. М.: Языки русской культуры, 1998 — 824 с.
  106. Я.С. Заметки о тиражной графике в поп-музыке // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сборник научных трудов. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001.-Вып.5.-308 с.-с. 12−26.
  107. Е. Я не верю в анархию: Сборник статей. М., 1997 — электронная версия — KindeR-NecRomantic — 202.
  108. Д.С. Концептосфера русского языка // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. М.: Academia, 1997. -320 С.-с. 280−288.
  109. Д.С., Панченко A.M. «Смеховой мир» Древней Руси. Л, 1976.
  110. Т.Е. Русская рок-поэзия 1970 1990-х гг. в социокультурном контексте: автореф. канд. филол. наук. -М., 1997.
  111. Логический анализ языка. Образ человека в культуре и языке. / Подред. Н. Д. Арутюновой. М.: Изд-во «Индрик», 1999 — 424 с.
  112. А.Ф. Бытие. Имя. Космос. М.: Мысль- Рос. открытый ун-т, 1993−958 с.
  113. Ю.М. Сон семиотическое окно // Культура и взрыв. — М., 1992.-с. 221.
  114. Ю.М. Семиотика Петербурга и проблемы семиотики города // Семиотика города и городской культуры. Тарту, 1984.
  115. И. Пушкинская «осень»: «медицинский дискурс» и поэтика сдвига. Киев: Крещатик, 2001.
  116. Л.Е. Лирический цикл в русской поэзии 1840-x-l860-х гг.: автореф.канд. филол. наук. Л., 1977.
  117. Т.С. Текст политического плаката: лингвориторическое моделирование (на материале региональных предвыборных плакатов): дисс.. канд. филол. наук Барнаул, 2005.
  118. В.А. Когнитивная лингвистика: Учебное пособие. Минск: ТетраСистемс, 2004 — 256 с.
  119. А.В. Национально-культурный компонент языкового символа // Когнитивная семантика: Материалы II Междунар. шк.-семинара по когнитивной лингвистике, 11−14 сентября. 2000: В. 2 ч. 4.1. Тамбов: Изд-во Тамб. Ун-та, 2000 — 243 с. — с. 62−64.
  120. А.В. Образ дома в английской и русской концептосферах // Когнитивная семантика: Материалы I Междунар. шк.-семинара по когнитивной лингвистике, 26−30 мая 1998: В. 2 ч. 4.2. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 1998 — 160 с. — с. 78−80.
  121. Е.М. Герой // Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т.-М., 1997.-Т. 1.
  122. О.А. Интердискурсивность как коммуникативный феномен (на материале поздних альбомов Pink Floyd): дисс. канд. филол. наук. Тверь, 2004.
  123. Метафора в языке и тексте. М., 1988.
  124. Ю.А. О поэтах хороших и разных Екатеринбург, 2000.
  125. Е.Г. Феномен рок-поэзии и романтический тип мышления // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сборник научных трудов. Тверь: Твер. гос. ун-т, 1999. -Вып.2. — 192 с.
  126. Мир Высоцкого: Исследования и материалы / Гос. культ, центр-музей B.C. Высоцкого. -М.: Б.И., 1997 672 с.
  127. В.А. Тема поэта и поэзии в творчестве Юрия Шевчука // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сборник научных трудов. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001. — Вып.4. — 269 с. — с. 109−114.
  128. А.К. Педагогическая риторика: история и теория: Учеб. пособие для студ. пед. университетов и институтов. М.: Изд. Цент «Академия», 1998−432 с.
  129. Мишель Фуко. Безумие, отсутствие творения // Фигуры Танатоса: Искусство умирания: Сб. статей / Под ред. А. В. Демичева, М. С. Уварова. -СПб.: Издательство СПбГУ, 1998. с. 203−211.
  130. Многозначность в лексике современного русского языка: Коллективная монография / Под ред. А. П. Чудинова Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1999−446 с.
  131. Ю.В. На стыке ритуала и языка: комплексная мотивация в семантической эволюции // Язык и культура: Факты и ценности: К 70-летию
  132. Ю.С. Степанова / Отв. ред. Е. С. Кубрякова, Т. Е. Янко. М, Языки славянской культуры, 2001. — 600 с. — с. 191−207.
  133. В.П. Русская метафора. Семантическая, структурная, функциональная классификация: Учебное пособие к спецкурсу по стилистике. -Волгоград: Перемена, 1997.
  134. В.П. Русская метафора: параметры классификации // Филологические науки. 2000. — № 2.
  135. Н. «Агата Кристи»: философия шутовства // Молодой. — № 33−35 -август 2001.
  136. О.Н. «Я пришел помешать тебе спать!»: Семантика сна в творчестве Константина Кинчева // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сборник научных трудов. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001. — Вып.4. — 269 с. — с. 39−44.
  137. Т.А. Русское юродство XI—XVI вв.. М., 1999.
  138. Н.К. Русская рок-поэзия в процессе самоопределения поколения 70−80-х годов // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сборник научных трудов. Тверь: Твер. гос. ун-т, 1998. — Вып.1. — 132 с. — с. 33−49.
  139. Н.К. Антиномичность как доминанта художественного мышления рок-поэтов // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сборник научных трудов. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2000. — Вып.З. — 230 с. — с. 193−200.
  140. И.В. Изобразительно-выразительные возможности категории определённости-неопределённости в рок-поэзии // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сборник научных трудов. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2005.
  141. Вып. 8.-236 с.-с. 180−188.
  142. И.В. Языковые средства выражения категории определенности-неопределенности и их стилистические функции в отечественной рок-поэзии: дисс.. канд. филол. наук. Ростов-на-Дону, 2004.
  143. М.В. Метафорический потенциал слова и его реализация // Проблемы европейских языков. СПб., 2001. — с. 36−50.
  144. О.Э. Образы птиц в рок-поэзии Б. Гребенщикова: комментированный указатель // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сборник научных трудов. Тверь: Твер. гос. ун-т, 1998. — Вып.1. — 132 с. — с. 114−125.
  145. С.Е., Кукушкина Е. Ю. Дом свадебных причитаниях и духовных стихах (опыт тезаурусного описания). М., 2000.
  146. Новое в лингвистике. М.: Прогресс, 1963. — Вып. 3.
  147. B.C. Функции иноязычных слов в поп- и рок-текстах // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сборник научных трудов. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2005. — Вып. 8. — с. 172−179.
  148. Ц.Ц. Зооморфная лексика как фрагмент русской языковой картины мира: автореф. канд.филол.наук. Иркутск, 2000.
  149. Ортега-и-Гассет X. Две великие метафоры // Теория метафоры: Сборник / Пер. с. англ., фр., нем., исп., польск. яз. / Вступит, ст. и сост. Н. Д. Арутюнова, Общ. ред. Н. Д. Арутюновой и М. А. Журинской. М.: Прогресс, 1990- 513 с.-с. 68−78.
  150. П.Б. Понятие идиополитичеекого дискурса и методологические основания политической лингвистики // www/elections.ru/biblio/parshin.htm/Архив 23 марта 1999.
  151. Н.В. Лирика немецкого экспрессионизма: Профили чужести. -Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 1999. -463 с.
  152. М. Контент-анализ и теория дискурса // Квадратура смысла: Французская школа анализа дискурса. М., 1999 — с. 310−312.
  153. В.А. Концептуальный анализ художественного текста: Учебное пособие. Барнаул: Алтайский гос. ун-т, 1991.
  154. В.А. Проблема лингвоэстетического анализа художественного текста: Учебное пособие. Барнаул: Алтайский гос. ун-т, 1984.
  155. В.А., Герман И. А. Метафора как компонент речемыс-лительной синэргетической деятельности // Единицы языка и их функционирование. Саратов, 1998. — Вып. 4. — с. 61−68.
  156. В.А., Сорокин Ю. А. Введение в психопоэтику: Монография. -Барнаул: Изд-во Алтайск. Ун-та, 1993.
  157. О.В. Семантическое пространство видеовербального текста: автореф.. канд. филол. наук.-М., 1997.
  158. В. Константин Кинчев: «Рок-н-ролл это не работа"// Аргументы и факты. — 1997. — № 40.
  159. Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. -М.: Наука, 1975 191 с.
  160. З.Д., Стернин И. А. Очерки по когнитивной лингвистике. Изд. 3-е, стереотип. Воронеж: Изд-во «Истоки», 2003 — 191 с.
  161. В.И. Судьба как ключевое слово культуры и его понимание А.Ф. Лосева // Идея судьбы в контексте разных культур. М., 1994.
  162. А.А. Слово и миф. М., 1989.
  163. Д.С. Симультанный стих в русском рок-тексте или «Восточный» дадаизм в творчестве У Хоу Шэн Ши // Русская рок-поэзия: текст иконтекст: Сборник научных трудов. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2000. — Вып. З -230 с.- с. 7−11.
  164. В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2000−336 с.
  165. В.Я. Морфология сказки. Л.: Академия, 1928 — 152 с.
  166. О.В. Метонимия в слове и тексте // Филологические науки, 2000.-№ 4.-с. 49−55.
  167. Г. В. Художественный текст как объект когнитологии // Когнитивная семантика: Материалы II Междунар. шк.-семинара по когнитивной лингвистике, 11−14 сентября. 2000: В. 2 ч. 4.1. Тамбов: Изд-во Тамб. Унта, 2000. — 243 с. — с. 184−186.
  168. Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сборник научных трудов. -Тверь: Твер. гос. ун-т, 1998. Вып.1. — 132 с.
  169. Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сборник научных трудов. -Тверь: Твер. гос. ун-т, 1999. Вып.2. — 192 с.
  170. Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сборник научных трудов. -Тверь: Твер. гос. ун-т, 2000. Вып.З. — 230 с.
  171. Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сборник научных трудов. -Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001. Вып.4. — 269 с.
  172. Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сборник научных трудов. -Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001. Вып.5. — 308 с.
  173. Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сборник научных трудов. -Тверь: Твер. гос. ун-т, 2002. Вып.6. — 193 с.
  174. Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сборник научных трудов. -Тверь: Твер. гос. ун-т, 2003. Вып. 7. — 263 с.
  175. Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сборник научных трудов.
  176. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2005. Вып. 8. — 236 с.
  177. Русская словесность: От теории словесности к структуре текста. Антология / Под ред. В. П. Нерознака. М., Academia, 1997 — 320 с.
  178. Русский стих 80−90-х годов XX века: Основные тенденции эволюции и функционирования. Орел, 1999.
  179. А.Б. Метафорические модели с агрессивным прагматическим потенциалом в политическом нарративе «Российские федеральные выборы (1999−2000 г.)»: дисс.. канд. филол. наук. Екатеринбург, 2002.
  180. Я. Железная дорога в русской рок-поэзии перестройки и послесоветского времени (глазами поляка) // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сборник научных трудов. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001. — Вып.4. — 269 с. -с. 29−36.
  181. С.В. Магия языка. Поэзия А. Башлачева. 1986 г. // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сборник научных трудов. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001.-Вып.4.-269 с.-с. 57−70.
  182. С. В. Поэзия А. Башлачева: 1983−1984 // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сборник научных трудов. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2000. — Вып.З. — 230 с. — с. 162−173.
  183. С.В. Рок-искусство и проблема синтетического текста // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сборник научных трудов. Тверь: Твер.гос. ун-т, 2002. Вып.б. — 193 с. — с. 5−33.
  184. Е.А. Основы лингвистической теории текста и коммуникации: Монографическое учебное пособие. Киев: ЦУЛ, «Фитосоциоцентр», 2002−336 с.
  185. А.В. Образ дома в поэтической системе Высоцкого // Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Вып. III. Т.2. — М., 1999.
  186. А.П. Фигуры речи в современной российской прессе // Филологические науки, 2001. № 3. — С. 74−80.
  187. Т.Г. Американская школа когнитивной лингвистики. — СПб, 2000- 180 с.
  188. Г. Г. Дискурс и концепт (о лингвокультурном подходе к изучению дискурса) // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс. Сб. науч. тр. / Под ред. В. И. Карасика, Г. Г. Слышкина. Волгоград: Перемена, 2000. — с. 38−45.
  189. И. Время колокольчиков, или Жизнь и смерть русского рока. М .: Изд-во Инто, 1994.
  190. И. Прекрасный дилетант. Борис Гребенщиков в новейшей истории России. -М, 1999.
  191. Н. Субъективные заметки об «Агате Кристи». С любовью // http://www.agata.ru: 8080.
  192. Солодова М. А, Попова Е. Н. Рок-культура: взгляд изнутри и извне (опыт лингвистического эксперимента) // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сборник научных трудов. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2005. — Вып. 8.-е. 164−171.
  193. М.А. Текст и метатекст молодежной субкультуры в лин-гвикультурологическом аспекте (на материале текстов песен отечественных рок-групп и рецензий на них): автореф.. .канд. филол. наук. Томск, 2002.
  194. Сорокин Ю. А, Тарасов Е. Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция // Оптимизация речевого воздействия. М., 1990.
  195. JI.A. Принцип отражения в поэтике барокко // Барокко в славянских культурах. М., 1982.
  196. И.А. Лексическое значение слова в речи. Воронеж, 1995.
  197. Д.А. Некоторые особенности языка текстов песен Майка Науменко // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сборник научных трудов. — Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001. -Вып.4. 269 с. — с. 36−39.
  198. Е.М. Своеобразие решения темы безумия в произведениях Пушкина 1833 года // Пушкинские чтения: Сборник статей / Сост. С. Г. Исаков. Таллинн, 1990. — с. 71−87.
  199. В.Н. Метафора как модель смыслопроизводства и ее экспрессивно-оценочная функция // Метафора в языке и тексте. М., 1988 — с. 26−52.
  200. Теория метафоры: Сборник / Пер. с. англ., фр., нем., исп., польск. яз. / Вступит, ст. и сост. Н. Д. Арутюнова, Общ. ред. Н. Д. Арутюновой и М.А. Жу-ринской.-М.: Прогресс, 1990- 513 с.
  201. С.Ю. Русская рок-поэзия в зеркале неомифологизма // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сборник научных трудов. Тверь: Твер. гос. ун-т, 1999. -Вып.2. — 192 с.
  202. А.К. Рок в Союзе: 60-е, 70-е, 80-е. -М., 1991.
  203. З.Я. Лингвистика тексте. М.: Просвещение, 1986.
  204. В.И. Постсимволизм. Теоретические очерки русской поэзии XX века. Самара, 1998.
  205. Улуснова О. В. Материалы к библиографии по жизни и творчеству
  206. Александра Башлачева // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сборник научных трудов. Тверь: Твер. гос. ун-т, 1998. -Вып.1. — 132 с. — с. 125−129.
  207. Устуньер Ильяс Зооморфная метафора, характеризующая человека, в русском и турецком языках: дисс. канд. филол. наук Екатеринбург, 2004.
  208. Ю.Б. Моделирующая функция метафоры в агитационно-политических текстах 90-х гг. XX века: дисс. канд. филол. наук. Екатеринбург, 1998.
  209. Ю.Б., Чудинов А. П. Метафорическое моделирование в российском политическом дискурсе // Политический дискурс в России 3. Материалы рабочего совещания. — М., 1999.
  210. Франк C. J1. Предмет знаний. СПб., 1995.
  211. Н. Империя ДДТ. М., 1998.
  212. А. Колесо времени. СПб., 1999.
  213. А. Продолжение. СПб., 1995.
  214. Т.В. Логоцентрические тенденции в русской рок-поэзии (к вопросу о референтности текста) // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сборник научных трудов. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2002. — Вып.6. — 193 с. — с. 104 114.
  215. Н.В. Словесная реминисценция и интерпретация текста // Лексика и фразеология: новый взгляд. М., 1990.
  216. Л.В. К теории поэтических тропов // Вестник МГУ. Сер.9. Филология, 2001 № 2 — с. 7−19.
  217. В.Е. Дискурс // Стилистических энциклопедический словарь русского языка / Под редакцией М. Н. Кожиной. М.: Флинта: Наука, 2003.-с. 53−55
  218. В.Е. От анализа текста к анализу дискурса: немецкая школа дискурсивного анализа // Филологические науки. 2003. № 3. — с. 68−76.
  219. А.Н., Цвигун Т. В. Поэзия Е. Летова на фоне традиции русского авангарда (аспект языкового взаимодействия) // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сборник научных трудов. Тверь: Твер. гос. ун-т, 1999. — Вып.2 -192 с.- с. 86−94.
  220. Т.Г. Иллюзия свободы как культура отчаяния (о некоторых тенденциях в культуре андеграунда) // Эстетические доминанты культуры XX века. Пермь, 1997. — Часть 1.
  221. Н.М. Концептуальная область «Неживая природа» как источник метафорической экспансии в дискурсе российских средств массовой информации (2000 2004 гг.): дисс. канд. филол. наук. — Екатеринбург, 2005.
  222. А.П. Когнитивно-дискурсивное описание метафорической модели // Лингвистика: Бюллетень Уральского лингвистического общества / Урал. гос. пед. ун-т- Отв. ред. Чудинов А. П. Екатеринбург: Урал. гос. пед. унт, 2004.-Т. 13.-с. 102−115.
  223. А.П. Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации: Монография / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2003 -248 с.
  224. А.П. Политический лидер и метафоры его эпохи // Политический дискурс России 6: Материалы постоянно действующего семинара (Москва, 7 ноября 2002 года) // Под ред. В. Н. Базылева и В. Г. Красильниковой. -М.: МАКС Пресс, 2002а. — С. 83−89.
  225. А.П. Россия в метафорическом зеркале // Русская речь, 2001а.-№ 1,3,4- 20 026 № 1,2,3.
  226. А.П. Россия в метафорическом зеркале: Когнитивное исследование политической метафоры (1991−2000): Монография / Урал. гос. пед. унт. Екатеринбург, 20 016 — 238 с.
  227. Ю.А. Трансформация романтического мотива безумия в трактовке группы «Крематорий» (на материале текстов «Двойного альбома») // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2000.-Вып.4,-269 с.-с. 174−178.
  228. А.Ф. Эстетика суждения Гофмана. М., 1985.
  229. Е.И. Семиотика политического дискурса: Монография / Ин-т языкознания РАН- Волгогр. гос. пед. ун-т. Волгоград: Перемена, 2000 — 368 с.
  230. М. Рок как часть целостного искусства // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сборник научных трудов. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2002. -Вып.6. — 193 с. — 118−123 с.
  231. А. Мир как воля и представление. Т.2. — М., 1993.
  232. А.В. Слово в русском роке // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сборник научных трудов Тверь: Твер. гос. ун-т, 1999. — Вып.2. -192 с.
  233. Язык и культура: Факты и ценности: К 70-летию Ю. С. Степанова / Отв. ред. Е. С. Кубрякова, Т. Е. Янко. М, Языки славянской культуры, 2001. 600 с.
  234. Язык и моделирование социального взаимодействия / Общ. ред. В. В. Петрова.-М., 1987.
  235. Языковая личность: экспликация, восприятие и воздействие языка и речи. Коллективная монография. Под ред. акад. Г. П. Немца. Краснодар: Кубанский государственный университет, 1999. — с. 108−159.
  236. Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования: Учебное пособие / Отв. ред. М. Н. Володина. М.: Изд-во Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, 2003.
  237. Л.С. Стихотворный цикл: динамика художественной формы: автореф.. канд. филол. наук. Новосибирск, 1998.1.I. СЛОВАРИ
  238. Географический словарь: понятия и термины / Гл. ред. А.Ф. трешников -М, 1998.
  239. Ю.Н. Словарь Пушкина и эволюция русской языковой способности-М., 1992.
  240. О.И. Словарь традиционно-поэтической лексики и фразеологии пушкинской эпохи Шадринск: Шадринский государственный педагогическийинститут, 2001.
  241. Краткий словарь терминов лингвистики текста. Составитель Т. М. Николаева // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. VIII. М., 1978.
  242. Е.С., Демьянков В. З., Панкрац Ю. Г., Лузина Л. Г. Краткий словарь когнитивных терминов. / Под общ. ред. Е. С. Кубряковой. М.: МГУ, 19 976.
  243. Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1990.
  244. В.М. Словарь устойчивых сравнений русского языка (сино-нимо-антонимический). М., 2001.
  245. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999.
  246. В.П. Словарь культуры XX века: Ключевые понятия и тексты. -М., 1997.
  247. Ю.Русский семантический словарь. Толковый словарь, систематизированный по классам слов и значений / РАН, Ин-т рус. яз.- Под общей ред. Н. Ю. Шведовой.-М., 1998.
  248. Словарь русского языка: В 4-х т. / АН СССР, Ин-т русского языка, под ред. Евгеньевой А.П.-М., 1981−1983.
  249. Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. М., 1997.
  250. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под редакцией М. Н. Кожиной. М.: Флинта: Наука, 2003.
  251. Фразеологический словарь русского языка. М., 1986 .
  252. Энциклопедический словарь символов /Авт.-сост. Истомина Н. А. М., 2003.
  253. Энциклопедический словарь: Биология / Гл. ред. М. С. Гиляров 3-е изд. -М., 1998.
  254. Энциклопедия символов, знаков, эмблем / Сост. В. Андреева и др. М.: Локид, Миф. — 2000.
Заполнить форму текущей работой