Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование педагогических умений студентов на основе предметно-рефлексивного анализа в процессе физического воспитания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С точки зрения личностно ориентированного подхода, механизм влияния саморефлексии на педагогические умения студентов состоит в следующем. В процессе учебных занятий, в начале формирования двигательных действий, саморефлексия зависит, в основном, от оценок педагога. По мере же приобретения личного опыта студентом саморефлексия становится все более и более внутриуправляемой, произвольной. Поэтому… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ПРЕДМЕТНО-РЕФЛЕКСИВНОГО АНАЛИЗА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
    • 1. 1. Теоретические аспекты личностно-ориентированного обучения студентов на занятиях по физическому воспитанию
    • 1. 2. Теоретическое и практическое обоснование основных компонентов педагогических умений студентов на занятиях по физическому воспитанию
    • 1. 3. Специфика формирования педагогических умений студентов физической культуры в системе межфакультетского преподавания
    • 1. 4. Структурно-функциональная модель формирования педагогических умений студентов на занятиях по физической культуре на основе предметно-рефлексивного анализа
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЕ
    • 2. 1. Организация экспериментальной работы по формированию педагогических умений студентов на занятиях по физическому воспитанию
    • 2. 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию педагогических умений студентов на основе предметно-рефлексивного анализа
    • 2. 3. Результаты опытно-экспериментального исследования по формированию педагогических умений у студентов на занятиях по физическому воспитанию
  • Выводы по второй главе

Формирование педагогических умений студентов на основе предметно-рефлексивного анализа в процессе физического воспитания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В условиях реформирования социально-экономической, политической и культурной жизни страны, в условиях реформирования средней и высшей школы, ее демократизации и гуманизации, особую актуальность приобретают проблемы повышения эффективности и качества обучения и воспитания подрастающих поколений, подготовки к трудовой деятельности и общественной жизни.

Перестройка системы образования поставила перед высшей школой задачу коренного и всестороннего улучшения профессиональной подготовки и физического воспитания будущих специалистов. Изменение целевой направленности физического воспитания, суть которого сводится к формированию физической культуры личности, требует от учебного процесса отказа от авторитарных методов и обращения к личности студента, его интересам и потребностям в сфере физического и духовного совершенствования [100].

Концептуальные положения основных регламентирующих документов по физической культуре и спорту выдвигают в качестве важнейшего компонента образования целостное развитие личности будущих специалистов. Реализация образовательных и развивающих функций физической культуры связывается в них с формированием у студентов потребностно-мотивационной сферы личности, физическим самосовершенствованием, приобретением опыта творческого использования средств и методов физической культуры, достижением установленного уровня психофизической подготовленности к личностному и профессиональному самоопределению" [41].

Различные аспекты личностно ориентированного обучения поднимались в трудах таких известных педагогов и психологов, как: Б. Г. Ананьев, Л. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, И. А. Зимняя, Н. В. Копонлина, А. Н. Леонтьев, Н. Д. Хмель и др. На основе исследований данных ученых появились теории оптимизации учебно-воспитательного процесса, адаптивная система обучения в целостном педагогическом процессе. Ими оказано существенное влияние на теорию, практику и совершенствование учебно-воспитательного процесса в целом.

Альтернативой сложившейся организации физического воспитания в вузах выступает теория личностно ориентированного обучения Н. В. Барышевой, М. Я. Виленского, Н. В. Коноплиной, B.C. Лазарева, Л. И. Лубышевой, А. Я. Найна и др.

Одним из важнейших критериев, позволяющих судить о реальности образовательного процесса, является достижение личностью такого состояния, при котором реализуются ее индивидуальные и социальные процессы с «само"-реализацией. Они получают отражение в ее самоориентации и самоорганизации, возможно полном самовыражении в социокультурной (в том числе физкультурно-спортивной) и профессиональной деятельности, в потребности и возможности самопознания и самосовершенствования, в сформированности развитого самосознания, достижения эффективного самоуправления» (М.Я. Виленский).

Системообразующим моментом личностно ориентированного обучения является рефлексия. Е. В. Бондаревская, C.B. Кульневич рассматривают рефлексию как особый источник знаний, опирающийся на внутренний опыт субъекта в отличие от внешнего опыта его ощущенийреализация потребностей к самоотчету и самоанализуосознание того, как человек оценивается и воспринимается другими людьми.

С.Н. Бегидовой, К. Я. Вязиной, Т. В. Клюсовой, Б. Б. Косовым, Т. Н. Савинковой и др., отмечается, что в процессе обучения особое значение имеет рефлексивное осмысление учащимися проделанной учебной деятельности. Культивирование в мыслительном процессе рефлексии способствует активизации его предметно-операционального плана и оптимизации решения творческих задач. Обогащение потребностей познания ведет к расширению мотивационной сферы личности, к появлению мотивов творческой рефлексивной деятельности, самоактуализации, утверждение достоинств личности.

С точки зрения личностно ориентированного подхода, механизм влияния саморефлексии на педагогические умения студентов состоит в следующем. В процессе учебных занятий, в начале формирования двигательных действий, саморефлексия зависит, в основном, от оценок педагога. По мере же приобретения личного опыта студентом саморефлексия становится все более и более внутриуправляемой, произвольной. Поэтому даже удовлетворительные оценки педагога не могут поколебать его уверенность в себе, своих возможностях. Студенты, которые мало занимаются рефлексивным анализом, больше подвержены влиянию со стороны учителя. Кроме того, со временем развитие рефлексивного анализа усиливается и начинает влиять на учебную деятельность, все больше программирует на успехи и неудачу в зависимости от того, как человек себя оценивает. Если студент оценивает и анализирует свои умения, действия через отрицательную саморефлексию, у него, действительно, не особенно получается. И наоборот, важно подчеркнуть, что саморефлексия определяется не только и не столько объективным прошедшим опытом, но и субъективной интерпретацией прошлых и будущих действий. Отсюда следует, что на саморефлексию можно влиять, а значит, можно влиять и на формирование педагогических умений.

Изучение и анализ научно-теоретических работ по этой проблеме позволили нам выявить противоречия между: предметно-ориентированным и личностно ориентированным обучением в системе высшего образования;

— ориентацией на среднего студента (как типичного учащегося) и недостаточным использованием теории и практики развивающего обучения в процессе физического воспитания, с учетом рефлексивных умений;

— несовершенством традиционно сложившейся системы физического воспитания в вузах, осознанием значительного потенциала личностно ориентированного подхода и отсутствием предметно-рефлексивного анализа его использования в процессе физического воспитания.

Выявленные противоречия обусловили проблему исследования, при каких педагогических умениях возможна реализация личностно ориентированного подхода в физическом воспитании студентов.

Актуальность и недостаточная разработанность проблемы определили выбор темы нашего исследования: «Формирование педагогических умений студентов на основе предметно-рефлексивного анализа в процессе физического воспитания».

Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально исследовать особенности формирования педагогических умений студентов на основе предметно-рефлексивного анализа в процессе физического воспитания.

Объект исследования — формирование педагогических умений студентов в процесс физического воспитания.

Предмет исследования — предметно-рефлексивный анализ формирования педагогических умений студентов в процессе физического воспитания.

Гипотеза исследования — мы предполагаем, что формирование педагогических умений студентов на основе предметно-рефлексивного анализа будет способствовать успешности и эффективности обучения на занятиях физической культуры, если:

— учебная деятельность осуществляется в системе личностно ориентированного обучения;

— осуществляется психолого-педагогический подход в формировании педагогических умений;

— обеспечивается рефлексивный анализ студентов на занятиях по физическому воспитанию;

— обеспечивается становление «Я — концепции» в системе взаимодействия «педагог — учащийся» на основе субъект-субъектных отношений.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования решались следующие задачи:

1. Изучить теоретические и методологические подходы в отечественной и зарубежной литературе по исследуемой теме.

2. Выявить основные уровни и структурные компоненты формирования педагогических умений в системе взаимодействия «педагог — студент» на занятиях по физическому воспитанию.

3. Разработать структурно-функциональную модель формирования педагогических умений студентов на занятиях по физическому воспитанию.

4. Экспериментально исследовать и оценить эффективность формирования педагогических умений студентов на основе предметно-рефлексивного анализа в процессе физического воспитания.

5. Разработать практические рекомендации по формированию педагогических умений студентов на занятиях по физическому воспитанию.

Методологической основой и теоретической базой исследования явились:

— философские положения о всеобщей связи и взаимообусловленности явлений окружающей действительности, о природе и сущности человеческой деятельности, о единстве духовного и телесного в структуре личности (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, A.B. Петровский, К. К. Платонов, К. Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин и др.);

— основные положения теории и методики физического воспитания (Б.А. Ашмарин, В. К Бальсевич, В. М. Зациорский, Л.П. Матвеев);

— концепция развития личности (Б.Г. Ананьев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, В. А. Петровский, Д.Б. Эльконин);

— психологическая теория деятельности (A.A. Бодалев, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) — теория физической культуры личности (В .К. Бальсевич, М. Я. Виленский, Л. И. Лубышева, В. М. Выдрин и др.);

— теория и методика педагогических исследований (Б.А. Ашмарин, Ю. Д. Железняк, Н. И. Загузов, Л. П. Матвеев, П. К. Петров и др.).

В работе использован следующий комплекс методов исследования: теоретико-методологический анализ философской, психолого-педагогической и специальной литературыизучение и обобщение педагогического опытаанализ учебно-методической документациианкетирование, беседа, эмпирические тестыпедагогические наблюденияметодики психолого-педагогической диагностикипедагогический экспериментстатистические методы обработки эмпирических данных.

Научная новизна исследования:

— разработана структурно-функциональная модель формирования педагогических умений студентов на занятиях по физическому воспитаниюопределены компоненты, уровни и оценки формирования педагогических умений студентов на основе предметно-рефлексивного анализа.

Теоретическую значимость представляют:

— уточнения содержания личностно ориентированного обучения на основе предметно-рефлексивного анализа, описание структурно-функциональной модели на занятиях по физическому воспитанию;

— полученные результаты дополняют такие разделы теории и методики физического воспитания, как «Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями», углубляют современные знания о методологии построения двигательной активности, дифференцированной по уровню физической подготовленности, особенности проведения занятий по физической культуре.

Практическая значимость исследования состоит в том, что опыт формирования теоретически обоснованных и экспериментально проверенных педагогических умений успешно используются преподавателями.

Карагандинского государственного университета им. Е. А. Букетова, апробирован в Сургутском государственном педагогическом институте. Результаты исследования внедрены и активно используются в процессе занятий по физическому воспитанию г. Караганды, г. Сургута, обеспечивая рост рефлексивных умений студентов в сфере физической культуры. Использование полученных данных целесообразно на занятиях по физическому воспитанию, предложенный комплекс методов диагностики и контроля может быть использован в работе преподавателей физического воспитания, для разработки рекомендаций по повышению физической активности.

Достоверность полученных результатов обеспечивалась исходным теоретическим обоснованием концепции исследования, поэтапным характером экспериментальной работы и статистической обработкой полученных результатов.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Формирование педагогических умений студентов на основе предметно-рефлексивного анализа на занятиях по физическому воспитанию выявляет возможности личностного потенциала студента, соответствующего его индивидуально-психологическим возможностям, потребностям, мотивам и интересам физического развития.

2. Структурно-функциональная модель формирования педагогических умений, представленная компонентами и уровнями личностного развития студента на занятиях физической культурой, этапным характером реализации предметно-рефлексивного анализа, а так же оценкой и самооценкой результатов, коррекцией плана действия на основе прямой и обратной связи в процессе предметно-рефлексивного анализа.

3. Успешной и эффективной реализации предметно-рефлексивного анализа в физическом воспитании студентов способствуют факторы: переориентирование студента из позиции объекта воспитания и обучения в субъект самоуправлениясоздание предметно-ориентированных ситуацийличностно-деятельностное освоение ценностного потенциала физической культурыготовность студентов к реализации рефлексивных умений.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе преподавания по разработанной методике в Карагандинском государственном университете им. Е. А. Букетова, Сургутском государственном педагогическом институте, на лекционных и практических занятиях по дисциплине «Физическая культура». Основные положения исследования обсуждались на региональных, республиканских и Международных конференциях (1998 — 2003гг.): с сообщениями по теме исследования автор выступал на научно-практической конференции (Караганда, 1998;2001гг.), на Международной научно-практической конференции (Томск, 2002 г.), (Сургут, 2002 — 2003гг.). Полученные в ходе исследования результаты внедрены в практику работы кафедры физического воспитания Карагандинского государственного университета им. Е. А. Букетова, института повышения квалификации учителей г. Караганды, внедряются в Сургутском государственном педагогическом институте.

Структура и объем диссертации

отражает логику и содержание научного поиска, и результаты исследования. Работа изложена на 185 страницах машинописного текста и состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, практических рекомендаций, списка литературы и приложений. Содержит 7 таблиц, 6 рисунков, 1 схему, 8 приложений, отражающие процесс и результаты экспериментальной работы.

Выводы по второй главе.

1. Использование личностно-ориентированного подхода в формировании педагогических умений студентов на занятиях по физическому воспитанию требует поэтапного характера его реализации и создания соответствующих педагогических условий образовательного процесса. Формирование педагогических умений у студентов способствуют процессу выделения следующих компонентов: мотивационно-ценностного, информационно-познавательного и предметно-рефлексивного. Взаимоотношения субъектов образовательного процесса строились с учетом индивидуальных особенностей студентов, их потребностей, мотивов в овладении ценностным потенциалом физической культуры.

2. На основе результатов анализа теоретической и методической литературы, а также опытно-экспериментальной работы представлены педагогические условия, способствующие проведению предметно-рефлексивного анализа. Реализация каждого аспекта формирования отдельного компонента личности будет происходить эффективно при организации всего комплекса условий. Каждое условие играет важную роль в формировании и развитии выделенных нами компонентов. Формирование педагогических умений студентов в процессе физического воспитания требует соблюдения выделенных нами педагогических условий.

3. Эффективность использования личностно ориентированного подхода определялась по изменению показателей, выявленных в личностном развитии студента в сфере физической культуры, где был задействован механизм рефлексии, т. е. осознание, осмысление, переосмысление, самоконтроль, саморазвитие, самооценка. Срезы, проведенные во время эксперимента, показали положительную динамику развития по всем выделенным нами компонентам. Опытно-экспериментальная работа позволила нам выявить оценки результатов на основе полученного предметно-рефлексивного анализа и сформировать методику поэтапной рефлексивной корректировки (осознания, осмысления, переосмысления) по системе педагогических умений студентов на занятиях по физическому воспитанию. Таким образом, можно сделать вывод, что выдвинутая нами гипотеза получила свое подтверждение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В контексте исследования личностно ориентированный подход рассматривается, как условие гармоничного личностного развития студента, как субъект учебной деятельности, способного перестраивать ее в соответствии со своими потребностями, мотивами, интересами саморазвития, с учетом формирования его индивидуально-психологических особенностей в процессе обучения.

Существующая система «педагог-студент» позволяет преподавателю создавать условия оптимального развития личности студента, предполагающие саморазвитие его субъектов, проявление их, личностных особенностей. Личностно ориентированный подход осуществляется как процесс субъект-субъектного взаимодействия, основанный на диалогическом общении в совместном сотрудничестве для достижения поставленной цели, формировании стиля учебной деятельности, развития творческого мышления и рефлексивных умений.

Разработанная структурно-функциональная модель формирования педагогических умений студентов на занятиях физической культуры характеризуется тремя уровнями. На программно-целевом: уровне осуществляется разработка программ, постановка цели, выбор способов деятельности в зависимости от выявленного уровня развития. Операционально-деятельностный уровень определяет непосредственную реализацию намеченной программы в организации совместной деятельности и общения. На оценочно-коррекционном уровне происходит оценка- (со стороны преподавателя) и самооценка на основе личностно-рефлексивных умений студентов результатов их деятельности, коррекция плана действия.

Формирование педагогических умений студентов на занятиях по физическому воспитанию характеризуются следующими компонентами: мотивационно-ценностный (мотивационно-волевое отношение к предмету, мотивация достижения успеха и избегания неудач, потребности, интересы, ценностная ориентация в сфере физической культуры) — информационно-познавательный (сформированное"" теоретических знаний, активность в получении информации, познавательная потребность личности) — предметно-рефлексивный компонент (личностно-рефлексивные умения студентов как одно из важнейших особенностей сознания, без которых не возможны процессы саморазвития, самовоспитания и самообразования, физическая подготовленность студентов, методико-практические знания и умения для организации самостоятельной деятельности).

Педагогическими условиями эффективной реализации педагогических умений студентов в процессе физического воспитания выступают: перевод студента из позиции объекта воспитания и обучения в субъект самоуправления (обеспечение субъект-субъектного взаимодействия всех участников образовательного процесса, студент рассматривается как субъект физической культуры, логично соотносится с целеполаганием в физическом воспитании — формировании физической культуры личности) — применение уровневой дифференциации (программно-целевой, организационно-деятельностный и оценочно-коррекционный) — создание ситуаций личностного развития на занятиях по физическому воспитанию (контакт между преподавателем и студентом через диалог, применение методов взаимообучения, взаимоконтроля, смена ролевых позиций) — освоение ценностного потенциала физической культуры через собственную деятельностьактуализация развития рефлексивных умений студентовготовность преподавателя физического воспитания к реализации личностно-ориентированного подхода (актуализация развития его педагогических умений: коммуникативных, организаторских, гностических, конструктивных, проявление эмпатийного понимания студентов, уважения, доброжелательности, сопереживать его успехам и неудачам).

Результаты педагогического эксперимента подтверждают успешное и эффективное использование педагогических умений студентов в процессе физического воспитания. В экспериментальной группе отмечены более высокие положительные и результативные сдвиги по выделенным компонентам.

Выполненные исследования позволили сформировать ряд практических рекомендаций, которые, на наш взгляд, будут способствовать совершенствованию учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию.

1. С целью активизации двигательной активности студенческой молодежи и формирования мотивационного отношения к физическому воспитанию целесообразно применение личностно ориентированного подхода. Его применение необходимо осуществлять с учетом физкультурно-спортивных интересов и потребностей занимающихся, пола, состояния здоровья, уровня общей физической подготовки, мотивационной сферы, а также индивидуальных психологических особенностей. Студент рассматривается как активный субъект своей учебной деятельности в совместном планировании задач и их решении при активном участии всех субъектов образовательного процесса, реализации личностно ориентированного подхода и актуализации развития его педагогических умений.

2. В целях повышения успешности и эффективности учебных занятий по физическому воспитанию целесообразно обучать, развивать и совершенствовать рефлексивные умения студентов на основе обеспеченного субъект-субектного взаимодействия преподавателя и студентов, создание на занятиях ситуаций успеха.

3. Производить обсуждение соответствия экспертной оценки преподавателя и субъективной оценки студентов в процессе занятий физической культуры, так как это влияет на качество работы личности студента, меняет характер его самооценки и придает ей личностно-значимый смысл.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.О. Многопрофильная подготовка студентов педагогических вузов как условие эффективности деятельности учителя: Дисс. канд. пед. наук. — Алматы, 1993. — С.37 — 38.
  2. O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. — М.: Просвещение, 1990. — 141 с.
  3. .Г. Человек как предмет познания. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. -339с.
  4. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань, 1988.- 240с.
  5. В.И. Педагогика (учебный курс для творческого саморазвития). — Казань, 1988.-240с.
  6. А.Н. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990 — 150 с.
  7. Л.И. К психологии личности как развивающейся системе // Психология формирования и развития личности. -М., 1981.
  8. A.B. Формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре: Дисс.. канд. пед. Наук. Барнаул, 1995. — 249 с.
  9. .А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: Физкультура и спорт, 1978. — 223 с.
  10. A.A. Организация профессионально-направленной самотоятельной работы студентов в условиях интенсификации учебной деятельности: Дисс.канд.пед.наук. Л., 1984.
  11. Г. Д., Смоленцева В. И. Психология спорту. — М., 1989. — 118с.
  12. В.А. Наука как самопознающая система. — Казань, 1991. 211 с.
  13. В.К., Запаражанов В. А. Физическая активность человека. — Киев: Здоровья, 1987. 223 с.
  14. В.К., Лубышева Л. И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. 1995, № 4, С. 2−8.
  15. B.K. Физическая культура для всех и каждого. М.: Ф и С, 1988, -208с.
  16. Э.А. Формирование познавательных интересов младших школьников в процессе личностно-ориентированного взаимодействия участников обучения: Автореф. Дисс.. канд. пед. наук. Челябинск, 1998. -20 с.
  17. В.А. Педагогические условия фасилитации социальной адаптации старшеклассников средствами физической культуры: Дисс.. канд. пед. Наук. Ярославль, 1997. — 144 с.
  18. В.А. Формирование интересов и потребностей к занятиям физической культурой и спортом у будущих учителей: Дисс.. канд. пед. Наук. М., 1987.-212 с.
  19. В.А., Виленский М. Я. Взаимосвязь целей и форм участия студентов в физкультурно-спортивной деятельности //Теория и практика физической культуры. 1988. -№ 12. -С. 14 — 16.
  20. Г. В. Функции учебного диалога в усвоении старшеклассниками смыслового содержания гуманитарных предметов: Дисс. Канд. пед. наук. — Волгоград, 1995. 164 с.
  21. . Д. Наука в истории общества М.: Ин. Лит. 1956.
  22. H.A. Самопознание (опыт философской автобиографии). — М.: Книга, 1991. -446с.
  23. Э. Развитие Я концепции и воспитание. — М.: Прогресс, 1986, -422с.
  24. A.A. и др. Психолого-педагогические проблемы воспитания в современных условиях // Сов. Педагогика. 1991. — № 5. — С. 17−21.
  25. В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. -М.: ФиС, 1987.- 144 с.
  26. В.В. Генезис гуманистической парадигмы образования в отечественной педагогике начала XX века // Педагогика. 2000. — № 4. — С. 63−70.
  27. Божович: ЛИ. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды / Под ред. Фельдштейна Д. И. М., 1995. — 352с.
  28. Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика. 1999. — № 3. — С.37 — 43.
  29. Е.В., Кульневич C.B. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания (учебное пособие). -М., Ростов-на-Дону.: Учитель, 1999. 560с.
  30. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1997. — № 4. — С.11 — 17.
  31. И.В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001,-304с.
  32. Л.Ф., Михайлова Н.Б.К психологической теории ситуации // Психологический журнал, 2002. Т. 23, № 1, С. 5 — 17.
  33. В.К. Теория и практика самостоятельной работы школьников. Автореф. Докт. дйС. Тбилиси, 1986.
  34. И.М. «Человек телесный» в социокультурном пространстве и времени (очерки социальной и культурной антропологии). М., 1997. — 209с.
  35. B.C. Потребностно-мотивационный подход к физическому совершенствованию учащейся молодежи //Физическая культура: врспитание, образование, тренировка. 1997. — № 3. — С. 39 — 40.
  36. B.C. Теория и практика формирования потребности в физическом самовоспитании у школьников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2000. — № 1 — С. 2−7.
  37. В.А. Субъект Я как педагогическая проблема. СПб, 1998.
  38. H.H. Физическая культура личности. Кишинев. — Штиинца, -1989.
  39. М.Я. Физическая культура личности как ценность образования //Материалы Всероссийской научно-практической конференции, часть 1 / под ред. В. Ю. Волкова, Г. Н. Пономарева, В. Г. Щербакова. СПб., 2000.-306 с.
  40. М.Я., Черняев В. В. Современные подходы к проектированию гуманитарно-педагогического образования по физической культуре в вузе. //Педагогическое образование и наука. М., 2003, — № 3 С. 4 -10.
  41. М.Я., Макеева B.C. Физическая культура как базовый компонент профессионально-личностного развития учителя., С. 10 15.
  42. М.Я. Повышение воспитательно-образовательного потенциала физической культуры в формировании личности современного специалиста // Теория и практика физической культуры. 1987. -№ 10. — С. 11−13.
  43. М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза // Физическая культура: образование, воспитание, тренировка. 1996. — № 1. — С. 27 -32.
  44. М.Я. Физическая культура в научной организации труда студентов. Учебное пособие. — М.: Изд-во «Прометей» МГЛУ им. В. И. Ленина, 1993. 156с.
  45. П.А., Жолдак В. И., Камалетдинов В. Г. Основы физической культуры. Учебное пособие ч. 4. (социально-педагогический аспект здорового образа жизни). Челябинск, УралГАФК, 1997. — 80с.
  46. С.И. Формирование рефлексивных умений у студентов университета в процессе подготовки в воспитательной деятельности. Афтореферат. Дисс.. канд. пед. Наук. Казань, 1999, — С. 15 -17.
  47. А.П. Формирование потребности в физическомсамосовершенствовании у студентов педагогических институтов: Дисс
  48. Канд. пед. наук. Даугавпилс, 1982. — 205с.
  49. .З., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии. М.: Магистр, 1 995 112с.
  50. JI.C. Проблемы развития психики — М.: Педагогика, 1983. т. 3 — 368с.
  51. Л.С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика пресс, 1996−354с.
  52. Л.С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1991, -480с.
  53. Л.С. Детская психология. Собрание соч.: В 6-ти т. М.: Педагогика, 1984. — т .№ 4. — 432с.
  54. Л.С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика — Пресс, 1999.-536с.
  55. В.М. Введение в специальность (опыт и проблемы) // Теория и практика физической культуры. 1985. — № 12. — С.34 — 35.
  56. В.М. Теория физической культуры (культурологический аспект): Учебное пособие. Л.:ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1988. — 45 с.
  57. В.М., Зыков Б. К., Лотоненко A.B. Физическая культура студентов вузов: Учебное пособие. Воронеж: Изд. ВГУ, 1991. 160 с.
  58. E.H., Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта. М.: АСАДЕМА, 2002. — 288с.
  59. Г. Д. Психопедагогика спорта. М.: Физкультура и спорт, 1986. -208с.
  60. М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: Юнити, 2003. — 415 с.
  61. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. — 544с.
  62. Л.В., Диордица Н. Т., Ахметзянов А. Р. Профессионально-прикладная подготовка будущих педагогов. Учебно-методическое пособие. Сургут: РИО СурГПИ, 2003. 80с.
  63. Н.Т. Формирование готовности специалиста по физической культуре и спорту к деятельности в современных социально-экономических условиях. Дисс. Канд. пед. наук. Сургут, 2002. 180с.
  64. С.К., Хмель Н. Д., Каргин С. П., Коркина В. И. Научные основы разработки требований в подготовке и оценке качества профессиональной готовности учителя: Научно-методическое пособие. — Караганда, 1994. 33с.
  65. Ю.Д., Петров П. К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 264с.
  66. Н.И. Подготовка и защита диссертации по педагогике: Научно-методическое пособие / Министерство общего и пофессионального обращования РФ- 2-е изд., перераб. И доп.- М.: Издательский дом Ореол-Лайн, 1998.- 192с.
  67. В.М. Спортивная метрология. М.: Ф и С, 1982. — 256с.
  68. И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. Второе, доп., испр. И перераб. М.: Логос, 2002. — 384с.
  69. В.П. Теоретическое мышление: корни, вертикаль, идеальное бытие // Прикладная психология. 2002. — № 1. — С. 25 — 29.
  70. В.П., Мамардашвили М. К. Проблема объективного метода в психологии // Вопросы филосойии. -1995. -№ 7. С. 109 — 125.
  71. О.И. Взаимодействие коллектива и личности // Проблемы психологии личности: советско-финский симпозиум. М.: Наука, 1982. — С. 223 — 229.
  72. Н.М. Практическая дидактика для учителей: Учебное пособие. -М.: Педагогическое общество России, 2001. 256с.
  73. И.А. Основы педагогического мастерства. — М., «Просвещение», 1989. 364с.
  74. Г. Д. Физическое воспитание в вузе как часть физической культуры // Теория и практика физической культуры, 1993. -№ 7. — С. 18 — 19.
  75. Э. Что же такое личность? // С чего начинается личность? — М.: 1979.-С.7- 11.
  76. .М. Классификация наук. Т. 1 — 2. — М.: Наука, 1961.
  77. Т.В. Рефлексия как синтезирующая базовая способность саморазвития личности / Психология в образовании. Выпуск 1-. Сургут: Изд-во СурГУ, 2000. — 98с.
  78. А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1965. — 288с.
  79. Н.В. Системно-целевое управление развитием педагогического вуза. Автореферат. Дисс.. док. пед. наук., Сургут: Изд-во СурГТТИ РИЦ, 2000.-45с.
  80. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года // Начальная школа. 2002. -№ 4, — С. 4 -20.
  81. А.И. Методология и методика исследования проблем самовоспитания. Рязань: РГПИ, 1978. — 144с.
  82. Ю.Д. Организационное поведение. — М.: Юнити, 2003.-511с.
  83. В.А. Основы педагогической психологии. М., 1972. 147с.
  84. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М., 1976.- 159с.
  85. Н.В. Способность, одаренность, талант учителя. Л.: 1996. — С. 48 — 49.
  86. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990. — 181с.
  87. Н.Ю. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985.- 128с.
  88. B.C., Коноплина Н. В. Деятельностный подход к формированию содержания педагогического образования // Педагогика, 2000. № 3. — С.27−34.
  89. Д.Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит. -М. -Воронеж, 2001. -253с.
  90. Леонтьев А. Н Деятельность. Сознание. Личность. М.: Педагогика, 1983.-С. 94−231.
  91. А.Н. Деятельность и личность // Психология личности. Т.2. Хрестоматия. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ — М», 2000. — С. 165 — 187.
  92. А.Н. Принципы воспитания в образовательной системе"Школа 2100″ // Развитие личности. 1999. — С. 40 — 50.
  93. А.И. Самооценка школьника. М., 1976. — С. 7 — 8.
  94. A.B. Стелецов Е. А. Молодежь и физическая культура. М.: ФОН. 1996.-317с.
  95. A.B. Педагогическая система формирования у студенческой молодежи потребности в физической культуре: Дисс.. док. пед. наук. — Воронеж, 1998.-360с.
  96. Л.И. К концепции физкультурного воспитания студентов // Теория и практика физической культуры. 1993. — № 5. — С. 15 — 18.
  97. Л.И. Социология физической культуры и спорта: Учебное пособие. М.: Изд. Центр «Академия», 2001. — 240с.
  98. Л.И. Концепции формирования физической культуры человека. М.: ГЦОЛИФК, 1992. 123с.
  99. А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М.: 1974.- 163с.
  100. В.Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия, Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся / В. Я. Ляудис, А. А. Бодалев. М.: НИИОП АПН СССР, 1980. — С. 37 — 52.
  101. Э. Основные проблемы педагогики спорта: Вводный курс. Пер. с нем. Под ред. М. Я. Виленского, О. С. Метлушко. М.: Аспект Пресс, 1995.-318с.
  102. B.C. Профессионально-личностное развитие будущего учителяв процессе физического воспитания: Автореф. Диссдок. пед. наук. — М., 2002.-39с.
  103. C.B. Физкультурная деятельность как основа формирования физической культуры: Автореф. Дисс.. канд. пед. наук. СПб, 2000. — 23с.
  104. Л.В. Технология личностно-ориентированного обучения в вузе (на материале дисциплины математического цикла). Саратов 2001. — 193с.
  105. А.К., Орлов А. Б., Фридман Л. М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М.: Педагогика, 1983. — 64с.
  106. А.К. Психология труда учителя. — М.: Высшая школа, 1993. — 73с.
  107. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. -М.: Просвещение, 1983. 260с.
  108. Л.П. Теория физической культуры (программа для институтов физической культуры). М.: Госспорткомитет, 1980.
  109. Л.П. Теория и методика физической культуры. — М.: ФиС. 1991. -338с.
  110. Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в общую теорию физической культуры. М.: РГАФК. — 2003.
  111. JI.П. Интегративная тенденция в современном физкультуроведении // Теория и практика физической культуры. -№ 5. — 2003.-С. 5−8.
  112. А .Я., Клюев Ф. Н. Проблемы развития профессионального образования: региональный аспект. Челябинск: Изд-во Челяб. ин-та разв. проф. образ., 1998. — 264с.
  113. А.Я. Современный словарь справочник нового педагогического мышленияю Челябинск: Чел. Фил. УГНОЦ РАО, 2000. — 28с.
  114. P.C. Психология. М.: ВЛАДОС. — 2002. — 437с.
  115. P.C. Психология: Учебник для студентов высш. пед. заведений. -В 3-х книгах. Кн.2. Психология образования. 2-е издание. — М.: ВЛАДОС, 1995.-496с.
  116. P.C. Практическая психология. Познание себя: Влияние людей. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. 320с.
  117. Ю.М. Теоретико-методологические основы физической культуры: Дисс.. док. пед. наук. СПб., 1998. — 338с.
  118. Ю.М. К проблеме развития теории физической культуры. — 2001.-№ 8.-С. 2−10.
  119. В. Введение в общую дидактику. М.: Высшая школа, 1990 — 382с.
  120. Очерки по теории физической культуры // Международный сборник научных трудов (синхронные зарубежные издания). М.: Ф и С, 1984. — 229с.
  121. Партова Богавер С. Психология личности имежличностных отношений. — М.: Изд-во ЭКСМО — Пресс, 2001. — 416с.
  122. Н.В. Личностно-развивающий подход в физическом воспитании студентов вузов: Дисс.. канд. пед. наук. -М., 2003. — 22с.
  123. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспиров, А. Ю. Коджаспирова. М.: «Академия», 2000. — 176с.
  124. A.B. Общая психология. М.: Просвещение, 1986. — 463с.
  125. A.B. Вопросы истории и теории психологии. М.: Педагогика, 1984. — 272с.
  126. П. И. Педагогика. М.: Роспедагенство, 1996. — 604с.
  127. П.И., Портнов M.JL Искусство преподавания. Первая книга учителя. М.: Пед. общество России, 1999. — 212с.
  128. Г. А. Философско-культурологический анализ физической культуры и спорта. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений физической культуры. Челябинск, 1996. -116с.
  129. К.К. Структура и развитие личности / Отв. Ред. А. Д. Глоточкин. М.: Наука, 1986. — 256с.
  130. Платонов В.Н., B.C. Келлекр Соревновательная деятельность в спорте. — Киев: КГИФК, 1987. -48с.
  131. И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших пед учебных заведений. М.: ВЛАДОС, 1995. — 432с.
  132. И.П. Педагогика. 100 вопросов 100 ответов. — М.: ВЛАДОС, 2003.-365с.
  133. H.A. Проблемы гуманитаризации физкультурного образования: Матер. Научно-методическая конференция «Гуманитаризация физической культуры в образовании студентов». СПб.: изд-во Гос. тех. университета, 1995. — С. 42 — 44.
  134. Н.И. Социальные функции физической культуры. М.: Ф и С, 1986.- 149с.
  135. В.А., Аяшев O.A. Физическая культура и становление личности. М.: ФК и С, 1991.-159с.
  136. М.В. Психология как учебный предмет в школе. М.: ВЛАДОС, 2000. — 287с.
  137. А.Л. Психология: Учебное пособие для физкультуных вузов и факультетов физического воспитания. М.: «Флинта», «Наука», 2002. — 333с.
  138. М.М. Как оптимизировать процесс воспитания. М.: Знание, 1984.-80с.
  139. Практикум по психологии. 4.2. / Ред. И сост. В. Б. Хозиев. Сургут: Изд-во СурГУ, 1997.-83с.
  140. Л.Н., Мустафина Л. Н. Исследование мотивации достижения в условиях спортизированного физического воспитания в общеобразовательной школе // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2002. № 1. -С. 15−16.
  141. А.Ц. Практические занятия по психологии. — М., 1977. С. 11−19.
  142. В.В. Формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре: Дисс.. канд. пед. наук. Сургут, 1999.— 184с.
  143. И.Н., Кобер И. Х. Основы педагогического мастерства учителя физической культуры. Алма- Ата: Руан, 1990. -64с.
  144. Е.И. Общая психология: Курс лекций. М.: Высшая школа, 1990. -382с.
  145. К. К науке о личности // Истории зарубежной психологии:: 30-е 60-е годы XX века: Тексты под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Жданова. — М.: Изд-во Моск. Унив., 1986. — С. 200- 230.
  146. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. Пер. с англ. Общ. Ред. и предисл. Исениной Е. А. М.: «Прогресс», «Универс», 1994. — 480с.
  147. С.Л. Самосознание личности и ее жизненный опыт // Психология личности. Т.2. Хрестоматия. Самара: Издательский дом «БАХРАХ» — М., 2000. — С. 240 — 244.
  148. H.A. Педагогические условия гуманизации физическоговоспитания студентов: Автореф. Диссканд. пед. наук. Краснодар, 1999.-19с.
  149. С.С. Мотивация деятельности. — Минск: Ред. журнал «Адукацыя i выхаванне», 2001. 208с.
  150. И.Н., Степанов С. Ю. Рефлексивная психология и педагогика творческого мышления. Запорожье: ЗГУ, 1992. — 223с.
  151. Г. Н. Основания нормирования деятельности участников образования. Челябинск: ЧИПКРО, 1995. — 200с.
  152. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем. М.: Логос, 1999. — 271с.
  153. Д. Изучение будущего (концепция образовательного курса) // Вопросы психологии. 1991. — № 4. — С. 5 — 10.
  154. В.А. Аксиологические основания общего и профессионального образования // Качество жизни: проблемы системного научного обоснования: Материалы междун. науч.-практ. конф. Липецк: ЛГПУ, 2000. -С. 15−25.
  155. В.А., Исаев И. Ф., Шиянов E.H. Педагогика: Учеб. Пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Изд. Центр «Академия», 2002. — 576с.
  156. В.А., Каширин В. П. Психология и педагогика: Учеб. пособие.- М.: Изд. Центр «Академия», 2001. 480с.
  157. В. А., Мажар И. Е. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности. — М.: МГУ, 1991.
  158. С.Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности. — М.: «Аспект пресс», 1995. — 271с.
  159. .Э. Рассуждения о рассуждении (рефлексивность сознания личности). Л., 1974. С. 140 — 150.
  160. В.А. Источники физкультурно-спортивной активности молодежи.- Минск «Полымя», 1987. 102с.
  161. Г. М. Педагогическая технология в формировании физической культуры личности студента: Дисс.. д-ра пед. наук. Ставрополь, 1999. — 23с.
  162. М.И. Общая психология. Функциональные явления человеческой психики: Учеб. метод, пособ.- М.: Воронеж, 2001. 350с.
  163. Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону «Феникс», 1996. -237с.
  164. Л.Д., Столяренко В. Е. Психология и педагогика для технических вузов. — Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2001. 512с.
  165. В.А. Физическая культура в контексте личностного развития студентов // Теория и практика физической культуры.- 2003. № 4. — С.16−19.
  166. A.A. Мотивационное обеспечение учебной деятельности студента вуза: Автореф. Дисс.. канд. пед. наук. — Калининград, 1999. — 19с.
  167. В.А. Как воспитать настоящего человека. Киев: Радянка школа, 1975.-236с.
  168. Темина .С. Ю. Воспитание развивающейся личности: истоки, искания, функционально-ролевые позиции. М. — Воронеж, 2001. — 110с.
  169. Теория и практика личностно-ориентированного образования (Материалы «круглого стола») // Педагогика. 1996. — № 5. — С. 72 — 80.
  170. И. Реформа образования стратегический курс социального обновления казахстанского общества // Учитель Казахстана, -1995. — 26 апреля.
  171. Ю. Свобода учиться и учить // Директор школы. — 1997. -№ 1.-С. 38−47.
  172. Г. С. Физическая культура учащейся молодежи: Концептуальные основы научных исследований // Теория и практика физической культуры, 1993. № 4. -С. 35 — 36.
  173. Д.Н. Основные положения теории установки. — Тбилиси: ТГУ, 1961.-215с.
  174. Д.Н. Психологические исследования. — М., «Наука», 1966. — 207с.
  175. К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 Т., Т.1 / Под ред. А. И. Пискунова. М.: Педагогика, 1974. — 584с.
  176. В.Н. Особенности содержания деятельности учителя физической культуры в школе // Теория и практика физической культуры. — 1989. -№ 11.-С.50−53.
  177. H.A. Психофизиология самопознания. М.: Изд-во «Теория и практика физической культуры», 2001. — 388с.
  178. Фридман J1.M. Психология в современной школе (для руководителей и работников образования). М., 2001. — 220с.
  179. Фридман J1.M. Психопедагогика общего образования: Учебное пособие для студентов и учителей. М., 1997. — 286с.
  180. ИТ. О человеке и гуманизме: Работы разных лет. М.: Политиздат, 1989.-559с.
  181. .К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие. — М.: Изд. центр «Академия», 2000. — 480с.
  182. В.Б. О судьбах психолого-педагогических инноваций // Сборник научных трудов. Выпуск № 1. Сургут, СурГУ, 1995. — С. 47 — 64.
  183. Е.С. Наглядность в работе учителя физической культуры: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1991. 64с.
  184. Е.В. Педагогические условия развития учебно-познавательной активности первокурсников факультета физической культуры: Дисс.. канд. пед. наук. Липецк, 1999. — 197с.
  185. Р.Х. Личностно-ориентированная профессиональная подготовка будущего учителя // Педагогическое образование и наука. — М.: Изд. Центр «Академия», № 3. 2003. — С. 36 — 42.
  186. E.H., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. М: Академия, 1999.-288с.
  187. Л.А., Плотников В. М., Егоров В. В. Основы исследовательской работы в профессиональной педагогике. Алматы: Гылым, 2000. — 264с.
  188. Шманева И. В. Ценностные ориентации как фактор активизации учебно-познавательной деятельности старшеклассников: Автореф. Дисс.. канд. пед. наук. Магнитогорск, 1997. — 22с.
  189. Е.В. Психологический аспект проблемы личности / Теоретические проблемы психологии личности. -М.: Наука, 1974. С. З — 33.
  190. А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. — Л., 1967.
  191. Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. М.: ОЦ «Педагогический поиск», 1998. — 77с.
  192. Д.Б. Проблемы возрастной и педагогической психологии. Избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Изд-во межд. Пед. академ., 1995. — 224с.
  193. Якиманская И. С Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 2000. — 112с.
  194. Т.Я. Комплекс педагогических условий формирования готовности студентов вуза, к самообразованию: Автореф. Дисс.. канд. пед. наук. Курган, 1999. — 23с.
  195. Е.Л. Развитие творческого потенциала личности. — М.: «Феникс», 1997.-223с.
  196. .П. Психология физического воспитания и спорта. — Сургут, 2003.- 104с.
  197. В.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. — Санкт-Петербург «Полиус» 1998. 638с.
  198. Nisbel J., Shucksmith J., Learning strategies. — London, boston, Henley, 1986.- 104 p.
  199. Soil Wolfgfhg: Sport unterricht Sport unterrhten: Ein Hand — buch fur Sportiehrer / Woifgang Soii. — 2., unverand. Aufi. — Schorndorf: Hoffman, 1997.-368p.
  200. , M.J. (1991). The challenge of the physically challenged: Delivering sport psychology services to physically disabled athletes. The sport Psychologist, 5, 370.
  201. , D. (1988). Sport psychology: Future directions in youth sport research. In F.L. Smoll, R.A. Magill, & M.J. Ash (Eds.), Children in sport (3rd ed., pp. 317 344). Champaign, IL: Human Kinetics.
  202. , J.C. (1987). Sport psychology at a ski academy: Teaching mental skills to young athletes. The Sport Psychologist, 1, 56−58.
Заполнить форму текущей работой