Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Проблема смысла жизни в социально-философском контексте

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Комплексность и неоднозначность смысложизненной проблематики детерминируют потребность в использовании целого ряда методологий при обращении к ней. Это вызвано не только необходимостью комплексного понимания смысла, учитывающего различные его компоненты (когнитивный, аксиологический, телеономный и др.), но также со спецификой социально-философского рассмотрения данной проблематики. Основным… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ СМЫСЛА ЖИЗНИ И СМЫСЛОЖИЗНЕННОГО ПОИСКА ЧЕЛОВЕКА
    • 1. Проблема понимания смысла жизни человека
    • 2. Смысложизненный поиск личности
    • 3. Смысложизненные устремления человека
  • Глава II. СМЫСЛОЖИЗНЕННАЯ ПРОБЛЕМАТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
    • 1. Смысложизненная проблематика в концепциях современного общества
    • 2. Смысл жизни и смысл истории
    • 3. Смысл жизни и ценности: социально-философский анализ
  • Глава III. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
    • 1. Социально-философский аспект проблемы смысла жизни
    • 2. Опыт социально-философской концептуализации смысла жизни человека

Проблема смысла жизни в социально-философском контексте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Актуальность темы

исследования определяется, в первую очередь, необходимостью глубинного осмысления современных общества и человека в их взаимосвязи.

Антропологическая парадигма постнеклассической науки, преломляясь в социально-философском познании, тяготеет к пониманию социального через индивидуальное, применяя, в частности, принцип антропосоциального соответствия. Это приводит к возрастанию необходимости в целостной 1 социально-философской концепции личности, и важнейшим условием её создания становится осознание социально-философского значения решения проблемы смысла человеческой жизни.

Современное общество достигло такой стадии развития, накоторой рефлексия о нём предполагает учёт множества факторов, требующий всё возрастающей экспликативной точности, достигаемой на уровне такой интегративной системы, какой является человек. Соответственно, антропологический подход к социальному является необходимостью, вполне осознаваемой на современном этапе. На наш взгляд, центральным звеном' данного подхода является проблематика смысла жизни человека. Именно поэтому её актуальность постоянно возрастает в настоящее время, особенно в рамках социальных исследований, что обусловливает необходимость её дальнейшего, более углублённого, изучения. Социальное бытие в достаточной мере антропоморфно, и взаимосвязано с вопросами бытия человека и со смысложизненной проблематикой, актуализирующейся в процессе личностного и социального развития.

Возрастающей динамичности современного общества сопутствует неопределённость направленности его развития, повышающая значимость индивидуального объяснения социальных трансформаций. Данные процессы взаимосвязаны со смысложизненным поиском личности, катализированным, в частности, осознанием острой необходимости смысла, и обусловленным значительной изменчивостью и секуляризованностью социальной реальности и приводящим к субъективной неуверенности в существовании смысла, способного объяснить все её проявления. Дальнейшая актуализация проблемы смысла жизни и смысложизненного поиска вызвана также тем, что «нынешняя ситуация в человеческом существовании, как на родовом, так и на индивидуальном уровне, все чаще обозначается как ситуация абсурдности, смыслоутраты и одновременно острой нужды в смысле"1. Иначе говоря, современность осознаётся в качестве экзистенциальной ситуации, в которой обращение к смысложизненному поиску личности актуализируется интенсивным и противоречивым развитием общества, а также глобальными угрозами, стоящими перед человеком и социумом.

Переживание смысложизненного поиска (как и любое решение или отрицание проблемы смысла жизни), в свою очередь, становится фактором, многообразно-воздействующим на социальную реальность. В исследовании этого воздействия состоит второй аспект актуальности темы исследования, который, при значительной теоретической разработанности проблемы смысла жизни в целом, представляется недостаточно изученным. Степень влияния решений проблемы смысла жизни (а также отказа от них) на социальную реальность зависит от формы конкретного общества, но всегда остаётся значительной в силу аксиоцентричности социума и его потребности в осмыслении. Данное воздействие опосредованно осуществляется и через формирующую социальную действительность деятельность индивидов, цели и стратегии которой определяются в соответствии со смыслом их жизни.

Малоисследованным остаётся также влияние конкретных решений проблемы смысла жизни на разрешимость различных социально-философских проблем (взаимоотношения личности и общества, смысла истории и т. д.), на социально-философские теории и модели.

1 Невелева В. С. Антропологический принцип в философии истории: современность и истоки. Автореферат дисс. доктора философских наук. — Екатеринбург, 2002. — 40 с. — С. 3.

Смысложизненная проблематика есть средоточие антропологического измерения общества, поэтому определённое понимание смысла жизни имплицитно коррелирирует с представлением о современном социуме, и каждой культурно-исторической эпохе соответствуют наиболее характерные для неё направления решения данной проблемы. Необходимость социально-философского исследования проблематики смысла жизни обусловлена также тем, что он, как концентрированное выражение сущности человека, имеет социальную направленность. То есть смысл жизни человека формируется, формулируется и реализуется в социальном контексте, вследствие чего в рамках проблематики поиска и осуществления смысла жизни человека, становится возможным наиболее глубокое и последовательное соединение индивидуального и социального бытия. Более того, социум, наряду с индивидом, можно считать инстанцией формулирования данной проблемы и, соответственно, определения степени её разрешимости. Именно через социальное человек познаёт другость бытия, и социальное, являясь способом имманентного осмысления им своей жизни становится для него предпосылкой и моделью трансцендентного осмысления.

Итак, актуальность исследования определяется как потребностью в социально-философском рассмотрении проблемы смысла человеческой жизни, имеющей основополагающую социальную значимость и направленность, так и необходимостью пристального внимания к проблематике смысла жизни при анализе современных социальной реальности, социально-философских проблем и концепций.

Современное состояние научной разработанности проблемы.

В исследовании смысложизненной проблематики актуальны экзистенциалистские (Ж.-П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель), феноменологические (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер), постмодернистские (Ж. Бодрийяр, П. Рикёр), философско-антропологические (М. Шелер, X. Плеснер, А. Гелен), логико-аналитические (J1. Витгенштейн, А. Дж. Айер), персоналистические (Н. А. Бердяев, Э. Мунье и др.), религиозно-философские (В. С. Соловьёв, Е. Н. Трубецкой, С. JI. Франк, Н. Я. Грот, JI. М. Лопатин, Н: И. Кареев, А. И. Введенский и др.), аксиологические и другие подходы. В современнойанглоязычной философии значительное внимание уделяется изучению проблемы смысла жизни с прагматических и утилитаристских позиций в работах Дж. Кекеса (J. Kekes), Н. Леви (N. Levy), Т. Меца (Т. Metz), Б. Трисела (В. A. Trisel). Актуальным является также философское осмысление подходов к проблеме смысла жизни в гуманистической психологии (В. Франкл, Э. Фромм, Ф: Арьес, А. Адлер, И. Ялом, А. Маслоу, С. Л. Рубинштейн, В. Э. Чудновский, В. Н. Карандашев и др.).

На постсоветском пространстве важный вклад в исследование проблемы* смысла жизни на современном этапе вносят Т. А. Буачидзе, Е. В. Грунт, В. Д. Губин, И. Л. Зеленкова, ВЮ. Инговатов-' Н. А. Кебина, Л. С. Кобелянская, Л. Н. Коган, Г. С. Малыгин, Р. И. Павилёнис, К. С. Пигров, Е. И. Рогальский, Г. Л. Тульчинский, В. В. Шаронов3 и многие другие исследователи4. В обращении к смысложизненной проблематике на.

2 См. например Kekes J. The Meaning of Life // Midwest Studies in Philosophy. — Vol. 24. -Issue 1. August 2000. — pp. 17−34. Levy N. Downshifting and Meaning in Life // Ratio. — Vol-18. — Issue 2. June 2005. — pp. 176−189. Metz T. The Immortality Requirement for Life’s Meaning // Ratio. — Vol. 16. — Issue 2. June 2003. — pp. 161−177. Metz T. Recent Work on the Meaning of Life // Ethics. — 2002. -Vol. 112. — pp. 781−814. Metz T. Utilitarianism and the Meaning of Life // Utilitas. — Vol. 15. — No. 1. March 2003. — pp. 50−70. Trisel B. A. Human Extinction and the Value of our Efforts // The Philosophical Forum. — Vol. XXV. — No. 3. Fall 2004.-pp. 371−391.

3 См. например Грунт E. В. Смысл жизни как проблема европейской философии: Автореф. дис. д-ра философ, наук. — Екатеринбург, 1997. Губин В. Д. Жизнь как метафора бытия. — М., 2003. Зеленкова И. JL Проблема смысла жизни: Опыт историко-этического исследования. — Мн., 1988. Инговатов В. 10. Смысл человеческого существования (опыт философии нравственности). — Барнаул, 2000. Кебина Н. А. Философия смысла и самореализация личности. — М., 2003. Малыгин Г. С. Смысл жизни и жизнь смысла. -Иркутск, 1998. Рогальский Е. И. Смысл жизни как метафора творчества (Социально-философский анализ проблемы смысла жизни). — М., 2004. Тульчинский Г. JI. Постчеловеческая персонология. — СПб., 2002.

4 Необходимо отметить, в частности, следующие исследования: Гаджинская, 3. Г. А. Смысл человеческой жизни и проблема суицида (опыт философско-психологического исследования): Автореф. дис.. канд. философ, наук. — М., 1993. Кузнецов С. В. Смысл жизни как нравственная проблема: Автореф. дис.. канд. философ, наук. — СПб., 1999. Пятилетова JI. В. Любовь как смысл и оправдание человеческой жизни: Автореф. дис.. современном этапе важную роль играют также историко-философские исследования. Это характерно для русской философии, в которой особое внимание уделяется исследованиям проблемы смысла жизни в русской религиозной философии (осуществляемым В. Г. Безносовым, И. В. Вишевым, А. Ф. Замалеевым и др.)5. В настоящее время проблема смысла жизни в рамках российской социальной философии изучается как социоорганизующий фактор личности (Е. Ю. Ястребова), как проблема российского менталитета (А. А. Озеров), проводится её ценностный анализ (Е. А. Парадиз) и анализ становления смысла жизни человека (Т. Ю. Порошина), исследуется значение смысла жизни в формировании современного российского общества (Т. Н. Горобец) и в условиях глобальных проблем современности (Н. В. Гайдабрус)6. Однако сущность, интегративный и контекстуальный характер социально-философского аспекта проблемы смысла жизни пока остаются недостаточно раскрытыми. Большинство современных учёных, обращающихся к данной проблеме, отмечают очень высокую актуальность смысложизненной проблематики в настоящее время7. Вместе с тем, нужно заметить, что несмотря на канд. философ, наук. — Екатеринбург, 1999. Русия Г. И. Свобода — смысл жизни: Автореф. дис.. д-ра философ, наук. — Тбилиси, 1981. Сухоплюев П. А. Смысл жизни человека: философско-концептуальный анализ: Автореф. дис.. канд. философ, наук. — Уфа, 2000. Трембач Э. С. Смысл жизни как мировоззренческая проблема: Автореф. дис.. канд. философ, наук. — JL, 1990.

См. например Вишев И. В. Проблема индивидуального бессмертия в истории русской философской мысли XIX-XX столетий. — Челябинск, 1993. Замалеев А. Ф. Идеи и направления отечественного любомудрия. — СПб., 2003. Тугаров А. Б. «. указует путь к святости»: искания русской религиозной философией смысла социальной жизни (XIXнач. XX в.). — Пенза, 2000. Фролов В. В. Смысл жизни человека в философии Н. А. Бердяева и П. А. Флоренского. — М., 1996.

6 См. Гайдабрус Н. В. Смысл жизни человека в условиях глобальных проблем современности: Автореф. дисс.. канд. филос. н. — Саранск, 2005. Парадиз Е. А. Проблема смысла жизни человека: теоретические основания и ценностный анализ: Автореф. дис.. канд. философ, наук. — Саратов, 1996. Порошина Т. Ю. Социально-философский анализ становления смысла жизни человека: Автореф. дисс.. канд. филос. н. — Уфа, 2002. Озеров А. А. Смысл жизни как проблема российского менталитета (социально-философский анализ): Автореф. дисс.. канд. философ, наук. — М., 2000. Ястребова Е. Ю. Смысл жизни как социоорганизующий фактор личности: Автореферат дисс. канд. филос. наук. — СПб., 2002.

7 Так, например, Б. Т. Григорьян пишет: «Особую актуальность сегодня как для отдельного человека, так и для различных социальных общностей приобрела проблема многочисленность исследований, обращающихся к различным аспектам смысложизненной проблематики, пока ещё не существует общепризнанного понимания сути проблемы смысла жизни человека, её формулировки и разрешимости. Нет единства также в отношении того, какой из многочисленных онтологических, аксиологических, этических, социально-философских и других подходов к данной проблематике оказывается на современном этапе ближе всего к её пониманию. По нашему мнению, в настоящее время таковым является социально-философский подход к смысложизненной проблематике, обращающийся к её пониманию в социальном контексте бытия человека.

Объект исследования.

Объектом исследования является человек в социальном пространстве, понимаемый в качестве биосоциодуховного существа. ?•.

Предмет исследования.

Предмет исследования — смысл жизни человека как интегративная доминанта его ценностей, целей, потребностей и интересов. Смысл жизни в социальном бытии человека изучается в его эксплицированности в смысложизненном поиске человека, проявляющемся в том числе в его социальной активности.

Цели исследования.

Целью настоящей диссертационной работы является исследование социально-философского аспекта проблемы смысла жизни и смысложизненного поиска человека на современном этапе, направленное к осуществлению их социально-философской концептуализации. социальной и моральной ответственности, проблема смысла жизни". См. Григорьян Б. Т. Понятие о человеке в современной философии // О человеческом в человеке. — М.: Политиздат, 1991. — С. 376.

Задачи исследования.

Для достижения указанной цели в работе решаются следующие задачи:

— обоснование постановки и формулирование проблемы смысла жизни как проблемы социального бытия человека и социально-философской проблемы,.

— исследование проблемы смысла жизни в её неразрывной связи со смысложизненным поиском личности,.

— раскрытие особенностей и характера протекания смысложизненного поиска личности, а также воздействующих на него факторов, в современном обществе, изучение взаимосвязанности смысложизненного поиска и личностной культуры человека (экзистенциальной, общесоциальной и частносоциальной),.

— выявление смысложизненной проблематики и её значения в основных концепциях современного общества (информационного общества, общества риска, общества потребления и т. д.),.

— формулирование и раскрытие специфики социально-философского аспекта смысложизненной проблематики как самостоятельного способа обращения к ней, и механизмов его экспликации в современном обществе,.

— установление роли социальных предпосылок, социального контекста и социального бытия в процессе осмысления человеком своей жизни.

Научная новизна исследования.

Основные результаты исследования, обладающие научной новизной, состоят в следующем:

1. Раскрыто единство проблемы смысла жизни и смысложизненного поиска личности в смысложизненной проблематике, проанализированы стадии и формы смысложизненного поиска личности, проведено последовательное разграничение смысложизненного поиска и смысложизненного выбора личности.

2. Формулируются и характеризуются смысложизненные устремления в качестве наиболее общих направленностей смысложизненного поиска личности, которые могут конкретизироваться и модифицироваться в контексте личностного бытия.

3. Проведён анализ бытования смысложизненной проблематики в рамках антропологической направленности основных концепций современного социума (общества риска, общества потребления и т. д.).

4. В процессе раскрытия социально-философского аспекта проблемы смысла жизни человека осуществлена социально-философская концептуализация смысложизненной проблематики на основе выявления и исследования в их взаимосвязи её социальных элементов: социального контекста бытия человека, социальных предпосылок осмысления жизни и презумпции осмысленности жизни как необходимого основания социальной активности человека.

Методологические основы исследования.

Комплексность и неоднозначность смысложизненной проблематики детерминируют потребность в использовании целого ряда методологий при обращении к ней. Это вызвано не только необходимостью комплексного понимания смысла, учитывающего различные его компоненты (когнитивный, аксиологический, телеономный и др.), но также со спецификой социально-философского рассмотрения данной проблематики. Основным методологическим инструментом исследования явилось экзистенциально-феноменологическое обращение к смысложизненной проблематике и её экспликации в социальном бытии личности и в социальном пространстве. Вместе с тем, настоящая работа направлена и на выявление глубинной связи субъектно-имманентного и объектно-социального бытия, осуществляющейся в смысложизненном поиске личности. Данное исследование осуществлялось также с использованием общенаучных (анализа, синтеза, сравнения) и частнонаучных методов (формально-логического, структурно-функционального, интерпретационного). В методологическом отношении отправным пунктом исследования явилось контекстуальное понимание проблемы смысла жизни человека, в частности предстающее как её формулированиев качестве семантического поля вопросов, значение которых раскрывается в социальном-контексте бытия человека.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. К проблеме смысла жизни, приобретающей особую актуальность в современном обществе, в настоящее время наиболее целесообразно обращаться с помощью социально-философского подхода, рассматривающего смысложизненную проблематику в её тесной взаимосвязи с социальным контекстом бытия человека.

2. При раскрытии проблемы смысла жизни человека в социально-философском контексте необходимо понимать её в единстве со смысложизненным поиском, осуществляющимся на протяжении всей жизни человека. Смысложизненный поиск есть процесс, в своём развитии проходящий стадии вопроса, выбора и проблемы, сочетающий в себе индивидуальные и социальные характеристики. Его универсальные составляющие воплощаются в понимании смысложизненных устремлений, в следовании которым формируется его общая направленность.

3. При рассмотрении социального уровня бытования смысложизненной проблематики, необходимо учитывать, что проблема осмысления имплицитно содержится в основных параметрах социума. Это, в частности, проявляется в концепциях современного общества, в которых предложен новый ракурс формулирования и рассмотрения смысложизненной проблематики.

4. Важным положением, конституирующим своеобразие социальнофилософского аспекта смысложизненной проблематики является различение смысла жизни и ценностей, при котором опосредующим. звеном между ними становится система жизненных целей человека. Относительная противопоставленность смысла жизни как наивысшего императива и ценностей как опций диспозитивного выбора соответствует разграничению смысложизненного поиска и смысложизненного выбора личности. Социально-философская концептуализация смысла жизни человека должна связывать, воедино основные социальные элементы смысложизненной проблематики: социальные предпосылки осмысления жизни человека (к которым, по нашему мнению, следует отнести свободу, творчество, равенство, коммуникацию), социальный контекст его бытия и презумпцию осмысленности жизни как исходное положение смысложизненного поиска личности.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Значимость диссертационной работы состоит в рассмотрении содержания смысложизненной проблематики в социально-философском контексте, прежде всего — в социальном контексте бытия человека. Результаты исследования могут быть использованы при преподавании курсов социальной философии, социальной и философской антропологии, аксиологии.

Личное участие автора в получении научных результатов, изложенных в диссертации.

Изложенные в диссертации научные результаты получены автором лично в процессе самостоятельного исследования, в котором на основе анализа философского материала, формулируются задачи диссертации, развиваются её идеи, обосновываются выводы.

Степень достоверности результатов проведённых исследований.

Выводы и положения диссертации научно обоснованы, получены при. творческом применении современных научных методологий. Выводы диссертанта убедительно аргументированы собственными теоретическими рассуждениями, основывающимися на анализе достоверных данных научных исследований в сфере социальной философии, философской антропологии, аксиологии, психологии и социологии.

Апробация работы.

Основные положения и результаты исследования отражены в 9 публикациях автора в научных изданиях, общим объёмом 2, 37 печ. л. Результаты исследования докладывались автором и обсуждались на XV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов» (Москва, 8−11 апреля 2008 г.), Международной научно-теоретической конференции «Коммуникативные стратегии информационного общества» (Санкт-Петербург, 9 октября 2007 г.), IV Международной конференции «Человек в современных философских концепциях» (Волгоград, 28−31 мая 2007 г.), XII научном симпозиуме «Психологические проблемы смысла жизни и акме» (Москва, 18−19 апреля 2007 г.), Всероссийской научно-теоретической конференции «Коммуникативные стратегии информационного общества» (Санкт-Петербург, 17 октября 2006 г.), Международной герменевтической конференции «Понимание и рефлексия в коммуникации, культуре и образовании» (Тверь, 8−10 октября 2006 г.).

Структура работы.

Диссертация (общим объёмом 138 с.) состоит из введения, трёх глав, подразделяющихся на восемь параграфов, заключения и библиографии (113 наименований). Структура работы обусловлена целями и задачами исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

К проблеме смысла жизни человечество обращается издавна, а в современном обществе смысложизненная проблематика приобретает всё большую актуальность. Множество онтологических, аксиологических, этических, социально-философских и других подходов к проблеме смысла жизни человека пока не приводит к единству понимания её сути, формулировки и степени разрешимости. Однако большинство подходов к смысложизненной проблематике объединяет признание существования смысла и значимой роли не только личности, но и социума в его поиске.

По нашему мнению, в настоящее время наибольшую актуальность для понимания проблемы* смысла жизни человека представляет её социально-философское рассмотрение в социальном' контексте бытия человека. Контекстуальныйподход к смысложизненной^ проблематике оказывается особенно важным, поскольку смысл явления во многом определяется контекстом его бытования, и саму человеческую жизнь можно считать контекстом её смысла.

Смысложизненная проблематика* представляет собой комплекс взаимосвязанных вопросов об осмыслении человека, его жизни, общества и истории, центральным из которых является вопрос о смысле человеческой жизни. Под смыслом жизни человека понимается наиболее общее, мировоззренческое истинностное знание человека о своей жизни, гармонично сочетающее в себе понимание его индивидуального опыта и универсально-исторического опыта человечества, интегрирующее в себе представления* о цели, ценности, значении, замысле, назначении, результате, призвании, мечте, модели, идеале и знании жизни, но не сводящееся ни к одному из данных концептов в отдельности, и тем самым представляющее временность человеческого бытия как измерение вечности. Следовательно, ключевая функция смысла жизни состоит в интегрировании различных прежде всего — социальных) аспектов жизни человека, которое осуществляется в процессе его смысложизненного поиска.

Социально-философская интерпретация проблемы смысла жизни исходит из признания её единства со смысложизненным поиском личности, в который в определённой степени вовлечён каждый человек. Смысложизненный поиск проходит стадии, связанные с представлением о смысле жизни в качестве вопроса, выбора и проблемы. Полноценным и целостным смысложизненный поиск становится лишь на своей проблемной стадии, пройдя стадии и смысложизненного вопрошания, и смысложизненного выбора.

Смысложизненный поиск каждого человека уникален, однако можно выделить схожие для многих людей смысложизненные устремления, задающие общую направленность которых он осуществляется — в частности, устремления к любви, творчеству, свободе, счастью, удовольствию, труду, ч вере. При этом любовь, по нашему мнению, интегрирует все остальные смысложизненные устремления, служа им своеобразным объединительным началам. Кроме того, в любви наиболее полно результируются предпосылки осмысления жизни человека и содержание социального контекста его бытия.

Смысложизненная проблематика эксплицируется на субъективном, интерсубъектном и социальном уровнях. На субъективном уровне внутренний смысложизненный поиск осуществляется в направлении, заданном смысложизненными устремлениями личности, на интерсубъектном — в жизненном выборе и проекте, и на социальном — в жизненном пути и личностной судьбе. Индивиды, социальные группы и общества как уровни актуализации смысложизненной проблематики характеризуются не только особенностями её влияния на них, но и определённым контекстом осуществления поиска смысла жизни, в который они включены.

На современном этапе всё большую значимость приобретает исследование социального уровня бытования смысложизненной проблематики. Проблема осмысления заложена в основных параметрах социума, поэтому, в частности, является: актуальным исследование смысложизненной проблематики в концепциях современного общества. С точки зрения социально-философского подхода к проблеме: смысла жизни необходимо отметить, и её близость к проблеме смысла истории. Важным положением социально-философского аспекта смысложизненной проблематики является также различение смысла и ценностей (значимых для какой-либо социальной общности: идеалов, способных выступать в качестве личных целей: людей)-вжизни:человека, переходное звено между которыми образует система его жизненных целей;

Социально-философскаяконцептуализациясмысла жизни человека связывает воедино все: социальные: элементы смысложизненной проблематики: социальные предпосылки осмысления" -жизни человека- (свободу, творчестворавенство, коммуникацию), социальный контекст его? бытия и презумпцию осмысленности жизни как исходное положение смысложизненного поискаличности. Социальные предпосылкисмысла жизни — это своеобразная система, координат, в которых происходит смысложизненный: поиск личности^, и: определённыетребованиякоторым соответствует смысл жизни человека, обращённые к личности и социуму. Социальнаяреальность может представать в качестве способствующего смысложизненному поиску личности контекста. Социальный контекст человеческогосуществованияесть проявление включенности человека в. социальное бытие, являющеесяодновременно материалом и пространством его смысложизненного поиска, и способное порождать формы, раскрытия смысла, жизни человека,.

Социальнаядеятельность человека и социальный контекст его бытия исходят из презумпции осмысленности человеческой жизни, в соответствии с которой поведение человека может направлять процесс его смысложизненного поиска и быть воплощением его смысла жизни. Презумпция осмысленности человеческой жизни необходима в качестве решения вопроса об осмысленности его жизни, который, фактически, не может быть окончательно снят, поскольку неотделим от постоянно продолжающегося смысложизненного поиска личности в социальном бытии человека.

Думается, что дальнейшее изучение смысложизненной проблематики в социально-философском контексте и форм её проявления в современном обществе, исходя из рассмотренных положений, приблизит человека к достижению ещё большей осмысленности своей жизни.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С. Ф. Введение в аксиологию. — М.: Современные тетради, 2001.-128 с.
  2. Г. А. Тайм-драйв: Как успевать жить и работать. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2005. — 240 с.
  3. А. С. Проблема субъекта: человек-субъект // Вопросы философии.-2007 .-№ 12.-С. 3−15.
  4. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну / Пер. с нем. В. Седельника и Н. Федоровой- Послесл. А. Филиппова. М.: Прогресс-Традиция, 2000.- 384 с.
  5. Н. А. О назначении человека. М.: ACT, 2006. — 478 с.
  6. Г. Современное общество как общество риска // Вопросы философии. 2007. — № 1. — С. 26−46.
  7. . Общество потребления. Его мифы и структуры / Пер. с фр., послесл. и примеч. Е. А. Самарской. М.: Культурная революция- Республика, 2006. — 269 с.
  8. В. Э. Ценности и ориентиры общественного сознания россиян,//. Социс. Социологические исследования. 2004. — № 7. — С. 46−52.
  9. Т. А. О назначении человека / Т. А. Буачидзе // Перспективы человека в глобализирующемся мире: сборник философских статей / Под ред. В. В. Парцвании. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. — С. 14−20.
  10. Ю.Бубнова С. С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998. — 27 с.
  11. П.Булгакова И. Я. Нравственный идеал И. Канта и русская религиозная философия конца XIX начала XX века: Автореферат дисс.. канд. филос. наук. -М., 2001. — 16 с.
  12. Е. В. Эволюция теорий информационного общества: Автореферат дисс.. канд. филос. наук. Томск, 2004. -19 с.
  13. М. И. Всё о жизни! СПб.: Пароль, 2004. — 751 с.
  14. И.Власова Т. В. Структура смыслообразования в пространстве углублённой коммуникации: Автореферат дисс.. канд. филос. наук. Владивосток, 1999.-29 с.
  15. Н. Г. Риск как феномен человеческого поведения // Человек в современных философских концепциях: Материалы Четвертой междунар. конф. В 4 т. -Т. 4. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2007. — С. 690−693.
  16. JI. Б. Свобода и детерминизм в выборе смысла жизни / Л. Б. Волынская //Вопросы философии. 2002. — № 3. — С. 17−31.
  17. Гадамер Х.-Г. Деконструкция и герменевтика // Герменевтика и деконструкция / Под ред. Штегмайера В., Франка X., Маркова Б. В. — СПб., 1999.-С. 243−254.
  18. Гайдабрус Н- В. Смысл жизни человека в условиях глобальных проблем современности: Автореф. дисс.. канд. филос. н. Саранск, 2005. — 26 с.
  19. Г. Игра в бисер. М.: ИД Мещерякова, 2007. — 592 с.
  20. Ю. В. Трансформация ценностных ориентаций российского студенчества: Автореферат дисс.. канд. социол. н. -М., 2003. 25 с.
  21. О. А. Ценностные ориентации личности как социокультурное явление (философско-методологический анализ): Автореферат дисс.. канд. филос. н. СПб., 1998. — 18 с.
  22. Г. А. Социально-философский анализ ценностей в современной России: личность, социум, культура: Автореферат дисс.. канд. филос. наук. Ростов н/Д, 2004. — 27 с.
  23. Т. Н. Значение смысла жизни в формировании современного российского общества / Т. Н. Горобец // Представительная власть XXI век. — 2002. — № 1. — С.32−34.
  24. В. П. Философия общества: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во Политехи, ун-та, 2005. — 228 с.
  25. . Т. Понятие о человеке в современной философии // О человеческом^ человеке / Под общ. ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991.-С. 358−383.
  26. В. Д. Жизнь как метафора бытия. М.: РГГУ, 2003. — 205 с.
  27. . JI. Смысл и значение человеческой жизни в отражении западной философии (натуралистические и религиозные концепции) // Современный человек: цели, ценности, идеалы / Отв. ред. П. С. Гуревич. -Выпуск 1.-М., 1988.-С. 155−172.
  28. Гура В'. А. Сакральное и секулярное в судьбах европейской цивилизации.- СПб.: Изд-во Политехи, ун-та, 2005. 182 с.
  29. Г. Общество спектакля / Пер. с фр. С. Офертаса и М. Якубович. -М.: Логос, 1999.-224 с.
  30. Динамика5 ценностей населения реформируемой России / Отв. ред. Н. И. Лапин, Л. А. Беляева. М.: УРСС, 1996. — 224 с.
  31. А. А. Социальная философия: Учеб. пособие. М.: Гардарики, 2003. -336 с.
  32. Н. И. Бытие человека как целостная система: автореф. дисс.. д-ра филос. н. М., 2004. — 39 с.
  33. С. Д. О коммуникативной логике // Методы современной коммуникации: проблемы теории и социальной практики. Материалы 1-ой
  34. Международной научной конференции «МСК-2002». 27−29 ноября 2002 г. -М., 2002.-С. 43−45.
  35. Н. С. Объективные смыслы жизни и существования // Вопросы философии. 2006. — № 7. — С. 84−94.
  36. X. М. Трансформация ценностных ориентаций в современном 1 российском обществе: Автореферат дисс.. д-ра филос. н. Нальчик, 2002.-42 с.
  37. В. А. Объективные основы осмысленности человеческого бытия
  38. Смысл человеческой жизни. Диалог мировоззрений: Материалы симпозиума. Н. Новгород, Издательство Волго-Вятского кадрового центра, 1992.-С. 20−24.
  39. В. Н. Жить без страха смерти. 3-е изд. — М.: Смысл- СПб.: Питер, 2005.-336 с.
  40. Н. А. «Рождение» смысла жизни через постижение смысла смерти / Н. А. Кебина // Социально-гуманитарные знания. 2004. — № 2. — С. 186 -200.
  41. С. Э. Социальная философия: Учеб. для студ. гуманит.-соц. спец. высш. учеб. заведений. 4-е изд., испр. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.-416 с.
  42. В. И. Духовность в структуре личности. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1993.-50 с.
  43. В. И. Человек и его сознание: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2001.-43 с.
  44. В. И. Экзистенциальная философия и диалектический материализм: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1998. — С. 52.
  45. С. В. Смысл жизни как нравственная проблема: автореферат дисс. канд. филос. наук. СПб., 1999. — 18 с.4
  46. JI. А. Об определении понятия «смысл жизни» // Смысл человеческой жизни. Диалог мировоззрений: Материалы симпозиума. Н.
  47. Новгород, Издательство Волго-Вятского кадрового центра, 1992. С. 108 109.
  48. Левинас Э: Время и Другой. Гуманизм другого человека / Пер. с фр. А. В. Парибка. — СПб.: Высшая религиозно-философская школа. 1999. 265 с.
  49. Литвин*В. Л: Ценностный, конфликт в современном обществе (социально-философский аспект): Автореферат дисс.. канд. филос. наук. Иркутск, 2004.-26 с.
  50. Л. Мг. Теоретические основы сознательной нравственной жизни // Смысл жизни в русской философии. Конец XIX начало XX века / Отв. ред. А. Ф. Замалеев. — СПб.: Наука, 1995. — С. 120−164.
  51. Г. С. Смысл жизни и жизнь смысла. Иркутск: Изд.-во Иркут. ун-та, 1998.-248 с. }
  52. Г. Ты не умрешь. СПб.: ИД «Mip-ь», 2008 — 96 с.
  53. А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. — 478 е.,
  54. Н. М. Философско-социальные подходы к изучению ценностных ориентаций личности: Учебно-методическое пособие. М.: СГИ, 2006. — 10 с.
  55. Л. А. Формирование ценностных ориентаций современной личности. Уфа: ОН и РИО УЮИ МВД РФ, 2006. — 110 с.
  56. В. С. Антропологический принцип в философии истории: современность и истоки. Автореферат дисс.. доктора философских наук. Екатеринбург, 2002. — 40 с.
  57. В. Вопрос о смысле жизни в учении новозаветного откровения // Смысл жизни: Антология / Сост., общ. ред., предисл. и прим. Н. К.
  58. Гаврюшина. М.: Издательская группа «Прогресс-Культура», 1994. — С. 65−92.
  59. А. А. Смысл жизни как проблема российского менталитетасоциально-философский анализ): Автореф. диссканд. философ, наук.-М., 2000.-20 с.
  60. Р. О смысле и тождестве // Вопросы философии. 2006. — № 7. -С. 67−73.63-Паскаль Б. Мысли. — СПб.: Азбука-классика- 2005. — 336 с.
  61. К. С. Социальная философия. СПб.: Изд-во С.-Г1етерб. ун-та, 2005.-296 с.
  62. К. С. Забота о нарратизации своей жизни // Философские науки: спец- вып. «Философский Петербург»: прил. к журн. «Философские науки" — Отв. ред: Солонин- Ю- Hi, Лйпский Б. И. — М.: Гуманитарий, 2004.-С. 578−593.
  63. И. Б. Проблема смысла жизни в философии Е. Н. Трубецкого: Автореферат дис.. к. филос. н. -М., 2001. -20 с.
  64. О. И. Социальные изменения в современном обществе // Социально-гуманитарные знания. 2007. — № 6. — С. 330−336.
  65. Е. И:. Смысл жизни как метафора творчества (Социально-философский анализ проблемы смысла жизни). -М., 2004. 300 с.
  66. Е. И. Творчество как смысл жизни человека: автореф. дисс.. канд. филос. н. СПб, 2006. — 18 с.
  67. И. М. Философские проблемы человека: Учеб. пособие. Третье дополненное издание. — СПб-: Изд-во Политехи, ун-та, 2005. — 62 с.
  68. В. М. Как можно помыслить развитие личности? // Философские: науки.-2007.-№ 6.-С. 141−156.
  69. Н. С. Смысл: истории, как испытание человеческого/рода в пространствах изменений // Философия и общество. — 2005. № 3. — С. 525.
  70. Е. Г1. Феномен коммуникации- в современном- мире // Актуальные проблемы теории коммуникации: Сборник научных трудов. — СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2004. С. 75−85.
  71. Е. И. Общество потребления в странах Запада // Вопросы философии.-2007.-№ 10.-С. 53−63−80-Семенова. Т. В:. Истина и: смысл жизни в философии П. А. Флоренского: Автореф5. дисс:. канд. философ» наук. Алматы* 1999- - 24 с. .
  72. А. С. Автотрофность человечества как социально-философская проблема // Социально-гуманитарные знания. 2007. — № 5. — С. 342−347.
  73. В. С. Оправдание добра: Нравственная философия / Вступ. ст. А. Н. Голубева и Л. В. Коноваловой- М.: Республика, 1996. -479 с.
  74. Тоффлер Э: Шок будущего: Пер. с англ. М.: ACT, 2003.- 557 с.
  75. Трембач Э- С. Смысл жизни: как мировоззренческая проблема: Автореф. дисс.. канд. философ, наук. Л., 1990. — 15 с.
  76. Е. Н. Смысл жизни. М.: ACT, 2000. — 656 с.
  77. А. Социология без общества- // Социс. Социологические исследования- 2004. — № 7. — С. 6−11.
  78. Ф. Теории информационного общества / Пер. с англ. М. В. Арапова, Н. В. Малыхиной- Под ред. Е. JI. Вартановой. М.: Аспект Пресс, 2004. — 400 с.
  79. К. В. Русская религиозная философия. М.: Изд-во «Весь мир», 2002.-208 с.
  80. , В. Г. Коммуникация и диалог в науке и за ее пределами // Общественные науки и современность. 2004. — № 5. — С. 75−82.
  81. С. JI. Смысл жизни // Вопросы философии. 1990. — № 6.
  82. В. Психотерапия на практике: Пер. с нем. СПб.: «Ювента», 1999. -256 с.
  83. И. Т., Гуревич П. С. Смысл жизни (человека) // Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Республика, 2001. — 719 с.
  84. М. Бытие и время / Пер. с нем. В. В. Бибихина. — СПб.: Наука, 2006.-451 с.
  85. . Смысл жизни: обретение и утрата // Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. М.: Когито-Центр, 2001.-С. 217−226.
  86. X. Что значит мыслить философски / Пер. с нем.- Отв. ред. А. Б. Рукавишников, Д. Н. Разеев. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. -448 с.
  87. А. С. Проблема смысла истории с точки зрения логики // Философия и общество. 2005. -№ 3. С. 26−69.
  88. А. П. Записные книжки. М.: Вагриус, 2000. — 110 с.
  89. В. Э. Становление личности и проблема смысла жизни: Избранные труды. М.: Издательство МПСИ, 2006. — 768 с.
  90. В. В. Основы социальной антропологии. СПб.: Лань, 1997. -192 с.
  91. JI. Г. Теории ценностей в социологии: вчера и сегодня // Социс. Социологические исследования. 2001. — № 8. — С. 146−151.
  92. Т. И. Динамика ценностных ориентаций белорусской молодежи в трансформирующемся обществе: Автореферат дис.. д-ра социол. н. -Минск, 2003.-41 с.
  93. Е. Ю. Смысл жизни как социоорганизующий фактор личности: Автореферат дисс.. канд. филос. наук. СПб., 2002. — 32 с.
  94. Ayer A. J. The Central Questions of Philosophy. L.: Pelican books, 1977. — 243 pp.
  95. Cook D. Adorno on Mass Societies // Journal of Social Philosophy. — Spring 2001.-Vol. 32. № l.-pp. 35−52.
  96. Fromm E. The Sane Society. N. Y., 1990. — 370 pp.
  97. Langle A. The Search for Meaning in Life and the Existential Fundamental Motivations // Existential Analysis. 2005. — Vol. 16.1. — pp. 2−14.
  98. Metz T. Recent Work on the Meaning of Life // Ethics. 2002.1. Vol. 112.-pp. 781−814.
  99. Schmidt S. J. Media Societies: Fiction Machines // Critical Studies. 2001. -Vol. 16.-pp. 11−24.
  100. Singer P. Animals and the Value of Life // Matters of Life and Death: New Introductory Essays in Moral Philosophy. Second ed. — Edited by Tom Regan (North Carolina State University at Raleigh) — McGraw-Hill Inc., 1986. — pp. 338−380.
  101. Sivaraman Nair K. P. Life Goals: The Concept and its Relevance to Rehabilitation // Clinical Rehabilitation. 2003. — Vol. 17. — pp. 192−202.
  102. Trisel B. A. Human Extinction and the Value of our Efforts // The Philosophical Forum. Vol. XXV. — No. 3. Fall 2004. — p. 371−391.
Заполнить форму текущей работой