Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогическая технология формирования здоровьесберегающих компетенций будущих учителей физической культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Начало нового столетия, когда уклад жизни общества стал резко «отличаться общей динамичностью, напряженностью, • одной» из центральных проблем общественного развития обозначилопроблему сохранения" здорового подрастающего поколения, подготовки его к полноценной самостоятельной" жизни. Организм человека не в состоянии самостоятельно меняться быстро, подстраиваться под нужный ритм развития… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы здоровьесберегающего образовательного процесса
    • 1. 1. Современное состояние проблемы здоровьесбережения в системе профессиональной подготовки будущего учителя
    • 1. 2. Ноосферная трактовка «здоровья» как основополагающая в формировании здоровьесберегающего образовательного процесса
    • 1. 3. Структура и содержание здоровьесберегающих компетенций’будущего учителя физической культуры. Дефиниция ЗСК. Десмоэкологический подход как основа формирования. здоровьесберегающих компетенций
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию здоровьесберегающих компетенций будущего учителя физической культуры на основе десмоэкологического подхода
    • 2. 1. Педагогические здоровьесберегающие технологии как средство формирования здоровьесберегающих компетенций студентов педагогических вузов
    • 2. 2. Технология формирования здоровьесберегающих компетенций будущего учителя физической культуры в учебном процессе вуза
    • 2. 3. Методика, организация и результаты педагогического эксперимента
  • Выводы по второй главе

Педагогическая технология формирования здоровьесберегающих компетенций будущих учителей физической культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Начало нового столетия, когда уклад жизни общества стал резко «отличаться общей динамичностью, напряженностью, • одной» из центральных проблем общественного развития обозначилопроблему сохранения" здорового подрастающего поколения, подготовки его к полноценной самостоятельной" жизни. Организм человека не в состоянии самостоятельно меняться быстро, подстраиваться под нужный ритм развития социально-экономических, общественных перемен в жизни. Противоречие между общественно-государственной потребностью в формировании здорового поколения и современными условиями жизни приводит к необходимости ориентации системы образования на сохранение и развитие здоровья, установку на здоровьесберегающий образ жизни (ЗсОЖ) учащихся. Прежде всего, целесообразна направленность воспитания и обучения для сохранения здоровья, формирование у студентов системы ценностей, культуры здоровья в целях активной и продолжительной жизнедеятельности.

Значительная часть студентов осуществляет учебную деятельность в состоянии напряжения адаптационных механизмов или их срыва, многие не выделяют здоровье как приоритетную личностную ценность, не владеют методами самодиагностики и саморегуляции состояний, не обладают системой знаний о здоровье, комплексом навыков и технологий сохранения и развития. собственного здоровья [125, стр. 3].

Система образования является одной из наиболее важных структур, которая закладывает основы здоровьесберегающего образа жизни, тем самым, способствуя сохранению психического, физического и нравственного здоровья подрастающего поколения, соответственно, и нации в целом.

Трудность внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс вуза усугубляется тем обстоятельством, что в системе ценностных ориентации этого возрастного периода обучающихся их собственное здоровье еще не занимает заметного места. Имеет место и то, что ценность здоровья признается всеми формально, а упоминание о задаче здоровьесбережения в описании педаго гических технологий, методов и-систем почти не встречается, поэтому особо важно обоснование комплекса педагогических условий внедрения здоровьесбёре-гающих технологий в образовательный процесс вуза [80, стр. 14].

Исследованием проблемы здоровьесберегающего образа жизниразработкой педагогических технологий и моделей здоровьесбережения студентов занимается целый ряд ученых: A.F. Бусыгин,. А.Л. БусыгинаН. Ш Абаскалова.

1 ' '.

1], Н-А. Агаджанян, М. В: Артюхов, В.А. Бароненко^ В: И. Бондин, B’iA. Брр-довский, С. Г. Добротворская, В. П. Зайцев, С. А. Чурюкина [148], И. В. Николаева [92], О. П. Коваленко, A.B. ФедотовТ.В. Карасева [57], Е. П. Алексеева [3], М. Г. Волчек [30], Н. В. Сократов [136- 137], А. П. Стариков [138], НЖ. Смирнов [130- 131], М-А. Ермакова [38], И. В. Чупаха [144], Т. М. Чурекова [145], Е. В. Осолодкова [98], A.M. Митяева[83- 84- 86], D. Leder [163], D. Marks [166] и другие.

Констатируя большое количество исследований в области здоровьянеобходимо отметить, что в высшей школе явно недостаточно внимания* уделяют формированию готовности студентов, к здоровьесбережению. В образовательный процесс вузов крайне мало внедряют современные педагогические технологии, направленные на воспитание потребности в ЗсОЖ и формирование готовности к здоровьесбережению студентов. Преобладающее большинство преподавателей вузов не являются носителями здоровьесберегающего фактора, в основном из-за собственного низкого уровня физической подготовки, недостатка специальных знаний в области «Педагогики здоровья» и недостаточной информированности о новейших технологиях здоровьесбережения студентов [32, стр. 3−4].

На наш взгляд, здоровьесберегающая компетенция является основополагающей в ряду профессиональных компетенций будущего учителя.

Исследования многих современных ученых свидетельствуют о том, что обучение в высшем учебном заведении вносит свой «вклад» в ухудшение здоровья студентов, поскольку в условиях непрерывного роста информации (научной, социальной и политической и т. д.), дефицита времени на её- переработку, нерационального режима учебной и внеучебной деятельности, несовершенства, методовобуче-ния у студентов развивается — стойкое переутомление, приводящее к истощению. адаптационных резервов молодого организма. Как правило, это результат не только изменения социальных, экономических, экологических условий обитания человека,.но й зачастую отсутствия в, высших. учебных заведениях рациональной организации педагогической деятельности, направленной на формирование здо-ровьесберегающего образа жизни. Эти данные говорят о том, что сохранение и укрепление здоровья молодежи — это,.прежде всегонравственная и педагогическая проблема.

Для системы высшего профессионального образования проблема1 формирования здоровьесберегающей компетенции студентов становится все. более актуальной, так как образовательная-система пока не обеспечивает необходимый и достаточный уровень ее сформированное&tradeу выпускников высшего учебного профессионального заведения. К.

Изучением различных педагогических технологий по формированию здо-ровьесберегающих компетенций учащихся в системе образования, способствующих эффективности процесса обучения в высшей школе, занимаются отечественные и зарубежные ученые (Н.И. Бутенко, В: И. ГороваяВ. Я: Ляудис, И. В. Боев, O.A. Бутова, В-Н. Муравьева, Л. И. Губарева, И. А. Малашихина, Г. М. Соловьев, H.A. Медведева и др.), однако дидактическое обеспечение формирования здоровьесберегающей компетенции студентов вуза, сложившееся к настоящему времени в теории и практике профессионального образования не позволяет осуществлять в полной мере преемственность и систематическое применение здоровьес-берегающих технологий на всех этапах профессиональной подготовки [7, стр. 46]. Разработанные учеными педагогические технологии и структурной модели здоровьесбережения позволяют выделить все аспекты формирования потребности в ЗсОЖ, но в условиях меняющейся социально-экономической ситуации практически невозможно эффективно внедрять их в практическую деятельность.

Следует отметить, что усилия, прилагаемые высшими образовательными учреждениями в направлении* здоровьесберегающей подготовки будущих учиI телей физической культуры, недостаточно эффективны, о чем свидетельствуют: снижение уровня, двигательной активности студентов, отсутствие-стремления к здоровьесберегающему образу жизни, наличие' не достаточной инновационной-деятельности в сфере физкультурно-оздоровительных занятийотсутствие необходимого формировании ценностных ориентацию у студентов < в области здо-ровьесбережения [146], [147].

Анализ литературных источников показал неразработанность проблемы формирования, здоровьесберегающих компетенций будущих учителей физической культуры в. процессе профессиональной подготовки, что определило направление нашего исследования и позволило выявить ряд противоречий между:

• потребностями будущих учителей физической* культуры в здоровь-есберегающем образе жизни и неготовностью, неразработанностью и отсутствием новейших педагогических технологий, способствующих формированию ЗСК студентов, и недостаточным их применением в теории и практики высшей школы;

• потребностью профессиональной педагогики в разработке научных подходов к организации здоровьесберегающего обучения и воспитания студентов высшей школы и недостаточным вниманием к разрешению данной проблемы в процессе высшего профессионального образования;

• потребностью общества в сохранении и укреплении здоровья будущих специалистов и отсутствием единого системного процесса, обеспечивающего решение вопросов здоровьесбережения учащихся.

Данные противоречия и определили выбор темы исследования — «Педагогическая технология формирования здоровьесберегающих компетенций будущего учителя физической культуры», ее актуальность и новизну.

Актуальность темы

детерминировала постановку цели и задач, выбор объекта и предмета, выдвижение гипотезы исследования.

Цель исследования: формирование здоровьесберегающих компетенций у будущих учителей физической • культуры с помощью программно-методического обеспечения интегративного курса «Основы здоровьесберегаю-щей деятельности», разработанного на основе современного понимания содержания’и структуры стратегий устойчивого развития и теории здоровья здорового человека профессора А. Г. Бусыгина.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс студентов педагогического вуза.

Предмет исследования: формирование здоровьесберегающих компетенций у будущих учителей физической культуры.

Гипотеза исследования заключается в том, что система высшего профессионального образования не формирует ценностного отношения к здоровь-есберегающему образу жизни у выпускников высшего учебного профессионального заведения, о чем свидетельствует ухудшение в последние десятилетия состояния здоровья учащейся молодежи. Поэтому необходимо формирование здоровьесберегающих компетенций студентов — будущих учителей физической культуры, которое станет возможно если:

— уточнить сущность понятия «здоровьесберегающие компетенции»;

— в содержание образовательно-воспитательного процесса вуза включить интегративный курс «Основы здоровьесберегающей деятельности», построенный на основе десмоэкологического подхода, и являющийся центральным звеном педагогической технологии формирования здоровьесберегающих компетенций будущих учителей физической культуры;

— в качестве методологической основы формирования здоровьесберегающих компетенций будущих учителей физической культуры использовать современное понимании содержания и структуры стратегии устойчивого развития и теорию здоровья здорового человека профессора А. Г. Бусыгина;

— определить педагогические условия эффективного формирования здоровьесберегающих компетенций студентов в образовательном процессе вуза.

В соответствии с целью и гипотезой исследования необходимо было ре.

•шить следующие задачи:;

1. Проанализировать научную, методическую и учебную литературу по проблеме исследования. 2. Уточнить сущность понятия «здоровьесберегающие компетенции».

3. Рассмотреть комплекс педагогических условий формирования здоровь-есберегающих компетенций будущих учителей физической культуры.

4. Разработать, обосновать и внедрить в педагогическую практику инте-гративный курс «Основы здоровьесберегающей деятельности», основанный на концептуальных положениях стратегии устойчивого развит тия и теории здоровья? здорового человека профессора А. Г. Бусыгина:

5. Разработать методику организации педагогического эксперимента, направленного на формирование ЗСК будущих учителей физической культуры.

6. Провести опытно-экспериментальную проверку выдвинутой гипотезы.

Теоретико-методологической основой исследования л являются: 1) философское учение о развитии, основным источником которого является разрешение противоречий, и философская теория деятельности (Г. Гегель, И. Кант, И. Фихте, Ф. Энгельс и др.) — 2) теории образования для устойчивого развития — десмоэкология (А.Г. Бусыгин) — 3) теория системного (В.Г. Афанасьев, Ф. Ф. Королев, В. А. Якунин и. др.), личностно-ориентированного (Ш.А. Амонашвили, В. В. Сериков, В-С. Сухомлинский и др.) и деятельностного (Л.С. Выгодский, А. Н. Леонтьев, В. С. Мерлин и др.) подходов к организации обучения, с опорой на принципы целостности, историзма, конкретности и непрерывности- 4) теория педагогической деятельности (Ю.К. Бабанский, Н. В. Кузьмина, В.А. Сла-стенин и др.), теория педагогического управления (С.И. Архангельский, В. И. Загвязинский и др.) — 5) положения, раскрывающие общие вопросы методологии педагогической науки, педагогического науковедения и понятийного аппарата педагогике (Б.С. Гершунский, В. В. Краевский, Ю. А. Кустов, Е. В. Ткаченко и др.) — 6) принцип единства теории — эксперимента — практики (Б.Ф. Ломов, Ю.М. Забродин) — 7) теория мотивации личности А. Маслоу- 8) концепции здоровья и здорового образа жизни- (F.JI. Апанасенко,! И. Г. Бердников, П. А. Виноградов, В .П. Петленко, А'.ИСтуков) — Л0)>концепцияшоделирования!Иконструирования? педагогического процесса, (С.А. Архангельский, BIG. Безрукова, JI.H. Горина, Н.Ф. Талызина).. :

Для проверки, гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы: '.

1) теоретические: изучение и анализпедагогической, психологической, физиологическойсоциальнойестественнонаучной литературыее сопоставлениеанализ предмета исследования;

2) методы теоретического анализа: сравнение, сопоставление, обобщение передового педагогического опытаанализ предмета исследованиямоделирование учебного процесса;

3) эмпирические: наблюдениебеседы, анкетирование, тестирование, оценивание, диагностирование;

4) экспериментальные: педагогический эксперимент;

5) праксиметрические: изучение учебной документации, учебных, планов, программ и результатов деятельности студентов;

6) математические: статистическая обработка данных педагогического эксперимента;

7) графические: графическое представление результатов педагогического^ эксперимента с использованием информационных технологий. Исследование проводилось в несколько этапов:

На первом этапе (2007 — 2008 гг) изучались и анализировались теоретические основы проблемы исследования по публикациям и диссертационным исследованиям последних лет по философии, психологии, физиологии, социологии, медицине, валеологии и педагогикеопределялась методологическая и теоретическая основа исследования, уточнялась тема, разрабатывалась гипотеза, и ставились цели, задачи исследованияпроектировалась модель формирования здоровьесберегающих компетенций будущих учителейпроводился пилотный эксперимент.

На втором этапе (2008 — 2009 гг) осуществлялись констатирующий и формирующий этапы педагогического экспериментаразрабатывалась и апробировалась педагогическая технология формирования, здоровьесберегающих компетенций студентов, центральным звеном которой стал интегративный курс «Основы здоровьесберегающей деятельности" — определялась система педагогических условий здоровьесбережения будущих педагогов.

На третьем этапе (2009 — 2010 гг) обобщался весь экспериментальный материалпроводился анализ эффективности педагогического эксперимента и необходимая коррекция средств и методов-работы, проводился сравнительный анализ экспериментальной и контрольной групп и результатов исследованияформулировались выводы и составлялись рекомендации. Все материалы были оформлены и обобщены в виде диссертационного исследования.

Базой исследованияявился факультет физической культуры и спорта (педагогическое и тренерское отделения) Поволжской государственной социально-гуманитарной академии г. о. Самара. Результатом заключительного этапа явились практические рекомендации и предложения по их внедрению.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

— уточнена сущность понятия «здоровьесберегающие*компетенции»;

— разработана модель интегративного курса «Основы здоровьесберегающей деятельности», построенная на основе десмоэкологического подхода, и являющаяся центральным звеном педагогической технологии формирования^ здоровьесберегающих компетенций будущих учителей физической культуры;

— методологической основой формирования здоровьесберегающих компетенций будущих учителей физической культуры стало современное понимание содержания и структуры стратегии устойчивого развития и теория здоровья здорового человека профессора А. Г. Бусыгина;

— определены педагогические условия эффективного формирования здоровьесберегающих компетенций студентов — будущих учителей физической культуры в образовательном процессе вуза.

Теоретическая значимость исследования выражается в том, что:

1) полученные данные вносят значительный вклад в развитие педагогической науки, расширяют и углубляют представления о здоровьесберегающих компетенциях студентов — будущих учителей физической культуры на основе десмоэкологического подхода;

2) определены педагогические условия формирования здоровьесберегающих компетенций студентов;

3) его результаты позволяют осуществить более широкий подход к решению проблемы подготовки будущих учителей физической культуры к своей профессиональной деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что впервые в учебно-воспитательном процессе подготовки будущих учителей физической культуры реализована программа интегративного курса «Основы здоровьесбе-регающей деятельности», способствующая формированию требуемого> уровня здоровьесберегающих компетенций студентов.

Достоверность и обоснованность полученных результатов достигается методологией исследования, соответствующей поставленной проблемеприменением совокупности методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследованиятеоретическим и экспериментальным подтверждением заявленной гипотезыпродолжительностью и корректностью экспериментальной работы, статистической значимостью полученных результатов всесторонней и многократной проверкой теоретических выводов и практических рекомендаций;

Апробация работы. Результаты исследования, выводы и рекомендации обсуждались с последующим одобрением на заседаниях кафедры экологии и экологического образования ПГСГА, нашли свое отражение в научных статьях, тезисах, докладах и получили положительную оценку на всероссийской научно-практической конференции (г. Москва), 12 международной научно-практической конференции (г. Новосибирск), 18 Международной научно-практической конференции (г. Пенза) и др.

Личный вклад автора заключается в обосновании гипотезы исследования, выборе его объектов, в разработке и практической-реализации интегративного курса «Основы здоровьесберегающей деятельности» с последующим анализом его эффективности для формирования здоровьесберегающей деятельности будущих учителей физической культуры.

На защиту выносятся следующие разработки и положения:

1. Обоснование необходимости целенаправленного формирования здо-ровьесберегающих компетенций будущих учителей физической культуры на основе принципов десмоэкологического подхода, позволяющего восстановить единство учебных планов, и целостность подготовки личности будущего педагога с равноценно развитым концептуальным и социальным видом интеллектов и ноосферно-ценностным отношением к здоровьесберегающему образу жизни.

2. Программа и модель авторского интегративного курса «Основы здоровьесберегающей деятельности», являющаяся центральным звеном педагогической технологии формирования-здоровьесберегающих компетенций’студентов — будущих учителей физической культуры, методологическойосновой которого являются современное понимание содержания и структуры стратегии устойчивого развития и теории здоровья здорового человека профессора А. Г. Бусыгина, который обеспечивается органичным единством концептуально-ингегрирующего, деятельностного и эмоционально-нравственного компонентов посредством системообразующего фактора — здоровьесбережения.

3. Позитивные результаты педагогического эксперимента, подтверждающие эффективность разработанной нами педагогической технологии формирования здоровьесберегающих компетенций будущих учителей физической культуры.

Структура диссертации включает: введение, две главы, заключение, список литературы из 170 наименований (11 из них на иностранном языке) и 14 приложений. Работа содержит 21 таблицу, 9 схем, 4 рисунка, 8 диаграмм. Её- общий объем составляет 240 страниц (включая приложения).

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ.

1.Изучение и теоретический анализ научной литературы и диссертационных исследований позволяет утверждать, что одной из тенденций в современном образовании является снижение здоровья учащихся, которое начинается-уже в начальных классах школы. Здоровьесберегающее образование становится необходимым условием подготовки студентов педагогического вуза, потому что учитель на сегодняшний день является единственной реальной личностью способной в процессе обучения детей сохранить их здоровье. Между уровнем здоровья школьников и уровнем подготовленности учителей по проблемам сохранения и укрепления здоровья существует довольно четкая зависимость, детерминируемая качеством профессиональной подготовки будущего учителя к здоровьесберегающему обучению, формируя в период обучения в педагогическом вузе.

2. Анализ существующей литературы позволяет сделать вывод, что в настоящее время слабо исследованы педагогические технологии, обеспечивающие организацию учебно-воспитательного процесса в высшей школе по формированию здоровьесберегающих компетенций будущих учителей физической культуры, а это свидетельствует о том, что современный вуз пока еще не готов выполнить одну из общественных задач — растить здоровое поколение, поэтому в настоящее время необходимы новые концептуальные и теоретико-методологические подходы к проектированию содержания здоровьесберегаю-щего образования и адекватных ему технологий.

3. На сегодняшний день нет единой трактовки понятия «здоровье». К 2004 году ученые насчитали около 300 определений, но до сих пор устроившее бы всех определение пока не найдено. В нашем диссертационном исследовании за основу мы взяли разработанную профессором А. Г. Бусыгиным, ноосферную модель здоровья, которая интегративна и содержит в себе все пять моделей здоровья. Ноосферное определение понятия «здоровья» звучит как равновесие необходимости и достаточности удовлетворения его физических, психологических и социальных потребностей при приоритете: сохранения жизни и здоровья' всей человеческой популяции нынешнего и грядущих поколений (А.Г. Бусыгин «Двойная спираль Жизни, Здоровья и базовых потребностей», 2008 т). Так как в универсальном определении понятия здоровья должна найти отражение одна из насущных ноосферных потребностей человека: потребность, в обеспечении сохранения здоровья современного и будущего поколений людейь здесь очень важно интегрироваться с десмоэкологическим. подходом, то есть с главными его компонентами — общечеловеческими, ценностями и ноосферными нормами поведения людей — эколого-социальной ответственностью:

4. Для системы’высшего профессионального образования проблемаформирования здоровьесберегающей компетенции студентов становится все более актуальной, так как образовательная система пока не обеспечивает необходимый: и достаточный уровень ее сформированное&tradeу выпускников высшего учебного профессионального заведения. Вряде научно-педагогических исследований здо-ровьесберегающая' компетенция будущего педагога рассматривается с разных позиций. В нашей работе в основу мы положили определение ЗСК профессора А. Г. Бусыгина, который рассматривает здоровьесберегающую компетенцию как способность/готовность мобилизовать систему знаний, умений, умственных и личностных качествнеобходимых. для формирования у школьников мотивации к здоровьесбережению, а также умению предвидеть, предотвращать или компенсировать потерю здоровья как меры удовлетворения базовых потребностей человека.

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ: КУЛЬТУРЫ НА ОСНОВЕ ДЕСМОКОЛО-ГИЧЕСКОГО ПОДХОДА.

2.1. Педагогические здоровьесберегающие технологии* как средство формирования*здоровьесберегающих компетенций^ студентов" педагогических вузов.

Социально-экономические изменения во всех сферах жизни нашей страны привели к смене ценностных ориентаций в образовании. Переход к личностной парадигме образования утвердил приоритет личностного развития во всех образовательных процессах. Ведущей целью образования становится не объём усвоенных знаний и умений, а гармоничное, разностороннее развитие личности и её- главного потенциала — здоровья.

Здоровье рассматривается как высшая человеческая ценность как для общества, так и для каждого индивида. Данное положение закреплено во «всех основополагающих документах системы образования: законе Российской Федерации «Об образовании», Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Доктрине развития образования в РФ до>2025 г. [77, стр. 222].

Достижения отечественных учёных создали основательную научную базу для развития теории и практики здоровьесберегающего образовательного процесса (A.M. Амосов, В. Ф. Базарный, М. М. Безруких, Н. К. Смирнов, А. Г. Щедрина и др.). Вместе с тем в образовательной системе страны создалась ситуация, когда без решения объективно существующей проблемы здоровья учащихся невозможно осуществление эффективного образовательного процесса.

Современное общество уже не удовлетворяет традиционная система образования, в которой критериями оценки эффективности служат только обу-ченность и воспитанность учащихся. Актуализирующаяся общественная потребность заключается в новой организации образовательного процесса, определяющего здоровье как цель, объект и результат деятельности, гарантирующей оптимальные условия физического и психического развития подрастающего поколения.

Любое образовательное учреждение (школа, вуз и др.) — это идеальное место для формирования здоровьесберегающего образа жизни и реализации междисциплинарных оздоровительных программ. Учебное учреждение оказывает значительное влияние на формирование личности учащегося, его мировоззрения, однако недостаточно обоснованные, плохо систематизированные, мало взаимосвязанные, отдельно внедряемые здоровьесберегающие технологии, к сожалению, не улучшают здоровье учащихся.

Анализ здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений показывает, что в большинстве школ и вузов отсутствуют научно обоснованный сбор данных о состоянии здоровья учащихся, их обработка и многосторонний анализ. Ещё- в меньшем количестве образовательных учреждений проводится анализ состояния среды, в которой находятся учащиеся.

Одним из направлений совершенствования организации здоровьесберегающего образовательного процесса в высшей школе является переход к технологии проектирования здоровьесберегающей деятельности, которая сочетает в себе преимущества нормативного и диагностического подходов. Проблемам проектирования в системе образования посвящены работы H.A. Алексеева, Б. С. Гершунского, B.C. Безруковой, В. И. Загвязинского, B.C. Лазарева, М. М. Поташника, В. Е. Радионова, Г. П. Щедровицкого и др. Они являются теоретической основой процесса проектирования здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения.

Проектированием здоровьесберегающего направления в системе образования занимались С. А. Гильманов, O.E. Подгорная, A.B. Казанникова, Г. И. Тушина, С. А. Сенников. В этих исследованиях осуществлена разработка программ развития муниципальных систем образования, в которые включены разделы здоровьесбережения учащихся, освещаются вопросы моделирования здоровьесберегающей образовательной среды школы и вуза, рассматриваются проблемы становления школ здоровьяв системе физкультурного образования можно отметить проекты В. И. Столярова, Ю. Н. Вавилова.

В «работах Н. П. Абаскаловой, Р. И. Айзмана, Э. Н. Вайнера, В'.В. Колбано-ва, Л. Г. Татарниковой и др. разработаны основы • организации работы по формированию ценностного отношения к здоровью, раскрыта специфика деятель1 ности центров укрепления здоровья обучающихся, обоснована валеологическая деятельность педагога.

В то же время в научной литературе недостаточно представлены исследования условий обучения учащихся, позволяющих сохранять их здоровье. В доступной нам литературе не встретилось полного описания технологии проектирования здоровьесберегающей деятельности.

Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровьесбе-регающего образа жизни учащихся исключительно* значима и актуальна, так как от состояния здоровья человека1 зависит уровень экономики, качество' жизни людей, национальная безопасность. Именно поэтому перед вузом, школой стоит задача подготовки учащихся по вопросам укрепления физического ич' психического здоровья, овладения каждым из них определенным минимумом знаний, умений, необходимых для оптимизации личного здоровья и, гармоничного развития. Очевидно, что от сформированности у учащихся, в рамках учебно-воспитательного процесса модели поведения будет зависеть последующая их деятельность по преобразованию личного здоровья, сохранения его потенциала.

Анализ сложившейся ситуации сегодня показывает, что подрастающее поколение недостаточно четко осознают зависимость здоровья от образа жизни, слабо владеют навыками самоанализа, самооценки своего образа жизни и состояния здоровья, самостоятельной деятельности по его сохранению и укреплению.

Социально-экономические и политические преобразования России породили ряд трудностей, обусловливающих снижение качества и продолжительности жизни населения, неблагоприятную экологическую ситуацию в стране, системное ухудшение здоровья нации. В> связи с этим актуализируется необходимость сохранения и повышения резервов здоровья человека, в особенности здоровья подрастающего поколенияНеобходимо^ принимать меры, по формированию новых ценностных ориентиров молодежи, где на первомместе будет находиться здоровье человека-.

Значительное снижение уровняздоровья подрастающего поколения обусловлено не. только экологическими, социально-экономическими, духовно-нравственными проблемами современной России,!но и определенными пробелами в системе образования: Отношение к здоровью, как самостоятельной педагогической проблеме пока более желаемое, чем действительное.

Отношение к здоровью — один из центральных, но пока еще слабо разработанных вопросов. Поиск ответа на него сводится к следующему: как добиться тогочтобы здоровье стало приоритетной^ общечеловеческой ценностью, ведущей потребностью^человека на всем протяжении его жизни, — как. помочь людям перейти к здоррвьесберегающему образу жизни. Приоритетность сохранения здоровья и формирования здоровьесберегающего образа, жизни становится одним из важных направлений социальной политики государства, и обновления образования.

Всовременном развитии общества наблюдаются^ важные процессы, направленные на совершенствование: системы профессионального образования. Личностно-ориентированная направленность образования позволяет молодежи получить достаточно качественное образование и предполагает глубокое владение знаниями и навыками самооздоровления. Формирование готовности к здоровьесбережению студентов стало актуальной задачей, стоящей перед педагогами высшей школы.

Актуальной проблема здоровьесбережения становится в контексте формирования потребности в здоровьесберегающем образе жизни (ЗсОЖ) у студентов. Официальные статистические данные свидетельствуют о важности ведения ЗсОЖ в условиях непрерывного развивающего образования «детский сад — школа — вуз». Сохранение здоровья должно рассматриваться как цель, содержание и результат взаимодействия! педагогов иг воспитанников, а здо-ровьесберегающее образование — как формообразующая система его осуществления: •.

К принципам здоровьесберегающсй педагогики относят: о принцип иенанесения вреда, о принцип непрерывности и преемственности, о принцип приоритета действительной заботы о здоровье учащихся и педагогово принцип комплексногомеждисциплинарногошодхода, о принцип приоритете позитивных воздействий над негативными,. о принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье, о принцип контроля за результатами ^ т.д. ' ' .

Что же мешает пониманию значения здоровьесберегающих технологий в учебном заведении?

Прежде всего, отсутствие осознания данной проблемы как, одной из первостепенных в организации об]разовательного пространства. Ведь здоровьесбе-регающие технологии — это система работы образовательного"пространства посохранению и развитию здоровья взрослых и детей. Это касается не только: занятий по физической культуре, но и других учебных предметов, воспитательной работы, психологической и медицинской службы учебного заведения.

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым студенты учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбереже-ния, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

По определению В. В. Серикова, технология? в-любой сфере — это деятельность, в максимальной мере отражающаяобъективные законы данной предметной сферы, построенная в соответствии с логикой развития этой сферы и потому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие технологии и структурной модели здоровьесбережения позволяют выделить все аспекты формированияпотребностив ЗсОЖ, но в условиях меняющейся социально-экономической ситуации практически невозможно эффективно внедрять их в практическую деятельность.

Исходя из этого технологию, применительно к поставленной-проблеме, можно определить как здоровьесберегающую педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспе-. чивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья человека.

Понятие здоровьесберегающие педагогические технологии появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается многими педагогами как аналог санитарно-гигиенических мероприятий.

Педагогические здоровьесберегательные технологии — это качественная характеристика любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», это совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения.

Цель педагогической (образовательной) технологии — достижение заданного образовательного результата в обучении, воспитании, развитии. Здо-ровьесбережение по определению не может быть основной целью образовательного процесса, а может быть только условием, одной из важнейших задачсвязанных с достижением* главношцели.

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики — одно из самых перспективных систем 21 века, и как совокупность приемовформи методов организации обучениябез ущерба для здоровья, и качественную характеристику любой педагогической5 технологиипо критерии: ее воздействияна здоровье учащихся: И: педагогов: Здоровьесберегающие образовательные технологии — это стержень всех технологийнаправленных на благо здоровья учащихся, применяемых в образовательных учреждениях.

По мнению Мамитовой Г. А., здоровьесберегательнаяобразовательная технология — это система, создающая такие условия, которые приведут к сохранению, укреплению и развитию соматического, физического, нравственного и психологического здоровья всех, субъектов образования. Эта, система состоит из:

• пропаганды культуры здоровья" посредством личного примера преподавателя;

• вырабатывания навыков разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихсянаправленных на формирование индивидуального стиля здорового образа жизни;

• разработки образовательной стратегии, учитывающей особенности возрастного развития учащихся, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности;

• создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии;

• использования данных диагностики индивидуальных особенностей и состояния здоровья учащихся, мониторинга здоровья.

Выделяют 2 группы здоровьесберегающих технологий: — психолого-педагогические технологии — это технологии здоровьесберегающей организации образовательного процесса на уроках и во внеурочной работе с учащимися;

— учебно-воспитательные технологии направлены, на обучение учащихся принципам и практике здоровьесберегающего образа жизни, на воспитание у них культуры здоровья (формирование потребности грамотной заботы о своем здоровье, мотивации на ведение ЗсОЖ).

Эффективность позитивного воздействия на здоровье студентов различных оздоровительных мероприятий определяется не столько качеством используемых приемов и методов, сколько их грамотной встроенностью в общую систему, направленную на благо здоровья учащихся и педагогов и отвечающую единству целей, задач, идеологии. Хаотичный набор методов, имеющих то или иное отношение к заявленной цели, не составляет никакой технологии, в том числе и здоровьесберегающей!

Стратегия реализации здоровьесберегающих образовательных технологий направлена на такую организацию образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся происходит без нанесения ущерба их здоровью. Грамотное решение этойзадачи позволяет решить также и другие, непосредственно' с ней связанные: формирование и укрепление здоровья учащихсявоспитание у них культуры здоровья, а также сохранение здоровья педагогов. Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

Здоровьесберегающие образовательные технологии, по определению Н. К. Смирнова, — это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающая технология, по мнению В. Д. Сонькина — это:

• условия обучения (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения, и воспитания);

• рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

•• соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям человеканеобходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Профессор А'.М. Митяева в своей работе «Здоровьесберегающие педагогические технологии», дает следующее определение понятию «Здоровьесберегающие образовательные технологии» — это системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не нанасящего ущерб здоровью его участников на основе качественной характеристики педагогических технологий по критерию их позитивного воздействия на здоровье учащихся и педагогов [82].

По мнению Е. В. Михеевой «здоровьесберегающая технология» — это ¦ система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровьечеловека на всех t этапах его обучения и развития".

0.В. Петров под здоровьесберегающей образовательной технологией понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:

1. Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.

2. Учет особенностей возрастного развития учащихся и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности ит.д. учащихся данной-возрастной, группы.

3. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.

4. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и* повышение резервов' здоровья, работоспособности.

Интенсивные изменения в системе образования, инновационные процессы в высшей школе ставят вопросы о сохранении здоровья учащихся. Объективным показателем неблагополучия является то, что здоровье учащихся уменьшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. По данным Института-возрастной физиологии" РАО, образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 2040% негативных влияний, ухудшающих здоровье учащихся. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать факторы риска, и выделить наиболее важные, разместив их по убыванию значимости и силы. влияния на здоровье, учащихся. Это такие факторы, как:

1. Стрессовая педагогическая тактика;

2. Несоответствие методик и технологий обучения" возрастным функциональным возможностям учащихся;

3. Несоблюдение элементарных физиологическихи гигиенических требований к организации учебного процесса;

4. Недостаточная грамотность преподавателей в вопросах сохранения здоровья учащихся;

5. Провалы в существующей системе физического воспитания;

6. Интенсификация учебного процесса;

7. Частичное разрушение служб медицинского контроля;

8. Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здоровьесберегающего образа жизни.

Получаетсячто традиционная организация образовательного процесса создает у студентов постоянные стрессовые: перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. Решить эту проблему позволяет использование здоровьесберегающих технологий.

Рассмотримклассификациюздоровьесберегающих педагогических технологий по Н. К. Смирнову:

1. Медико-гигиенические технологии.

К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии е регламента-циями СанПиНов. Медицинский кабинет организует проведение прививок учащимся^ оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педагогического* коллектива, следит за динамикой здоровья учащихся, организует профилактические мероприятия в преддверии-, эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции-медицинской службы. Участие врача: или медицинской сестры необходимо при проведении психолого-педагогических консилиумов, на которых решаются вопросы, касающиеся отдельных учащихся с проблемами здоровья. Создание в вузе стоматологического, физиотерапевтического и других медицинских кабинетов для, оказания каждодневной помощи студентам и педагогам, проведение занятий лечебной физической культуры, организация фитобаров и т. п.

2. Физкультурно-оздоровительные технологии.

Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.

3. Экологические здоровьесберегающие технологии.

Направленность этих технологий — это создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой.

4. Технологии обеспечения безопасностижизнедеятельности.

Их реализуют специалисты, по охране груда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной, инженерно-технических служб, гражданской обороны, пожарной инспекции и т. д. Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи — сохранение жизни требования и рекомендации-этих специалистов подлежат обязательному учету и< интеграции в общую систему здоровьес-берегающих* технологий. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ.

5. Здоровьесберегающие образовательные технологии".

Подразделяются на 3 три подгруппы:

• организационно-педагогические технологии, определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамиии- других де-заптационных состояний;

• психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой преподавателя, воздействием, которое он оказывает на студентов. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

• учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здоровьесберегающего образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со студентами.

Отдельное место занимают еще две группы технологий. Это:

• социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии, включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического • здоровья учащихся, повышение ресурсов * психологической адаптации личности. Сюда относятся^ разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальнойи семейной педагогики;

• лечебно-оздоровительные технологии составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья студентов.

К здоровьесберегающим образовательным технологиям близки медицинские технологии профилактической работы, проводимой в образовательных учреждениях: вакцинация учащихся, контроль за сроками прививок, выделение групп медицинского риска и т. д. Эта деятельность направлена на сохранение здоровья студентов, профилактику заболеваний, но не с помощью образовательных технологий [82].

Выделяют несколько компонентов здоровьесберегающей технологии (см. таблицу № 3).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ результатов проведенного теоретического и экспериментального исследования позволили нам сформулировать следующие выводы:

1. Анализ научной, методической литературы и диссертационных исследований позволяет сделать вывод, что в настоящее время для системы, высшего профессионального образования проблема формирования здоровьесбере-гающих компетенции студентов становится все более актуальной, так как образовательная система пока не обеспечивает необходимый и достаточный уровень ее сформированности у выпускников высшего учебного профессионального заведения, а это свидетельствует о том, что современная высшая школа, пока еще не готова выполнить одну из общественных задач — растить здоровое поколение.

2. Здоровьесберегающая компетенция является основополагающей в ряду профессиональных компетенций будущего учителя.

3. Разработана и апробирована на основе десмоэкологического подхода педагогическая технология формирования здоровьесберегающих компетенций будущих учителей физической культуры, понимаемых нами как способность/готовность мобилизовать систему знаний, умений, умственных и личностных качеств, необходимых для формирования у школьников мотивации к здоровьесбережению, а также умению предвидеть, предотвращать или компенсировать потерю здоровья как меры удовлетворения базовых потребностей человека, и заключающейся в разработке интегративного курса «Основы здоровьесберегающей деятельности», основанного на современном понимании содержания и структуры стратегии устойчивого развития и теории здоровья здорового человека профессора А. Г. Бусыгина, которая обеспечивается органичным единством концептуально-ингегрирующего, деятельностного и эмоционально-нравственного компонентов посредством системообразующего фактора — здоровьесбережения.

4. Результаты педагогического эксперимента, полученные на его формирующем этапе, подтвердили выдвинутую гипотезу и показали эффективность разработанной педагогической технологии формирования здоровьес-берегающих компетенций студентов — будущих учителей физической культуры.

5. Интегративные курсы, в основе которых лежит идея формирования здоровьесберегающих компетенций студентов, необходимо включить по максимальному числу дисциплин, с тем, чтобы обеспечить единый системный процесс, обеспечивающий решение вопросов здоровьесбережения будущих учителей.

6. Проведенное нами педагогическое исследование не исчерпывает всей полноты рассматриваемой проблемы. Дальнейшее исследование может быть посвящено формированию здоровьесберегающих компетенций работников дополнительного образования и преподавателей высшей школы в процессе повышения квалификации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов* в системе «школа-вуз»: Автореферат дис.кан. пед. наук / Барнаульск. гос. педагогический университет. Барнаул, 2000. — 48 с.
  2. . Стресс излечим / Пер. с франц. М.: Крон-Пресс, 1994. — 186с.
  3. Е.В. Педагогические условия формирования здорового образа жизни у школьников на основе аксиолого-компетентностного подхода. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Нижний Новгород, 2006. 24с.
  4. A.A., Александрова В. Ю. Курение и его профилактика в школе. М., 1996.
  5. Н. М. Алгоритм здоровья. М.: ACT- Донецк: Сталкер, 2005. -219 с.
  6. . Г. Психология здоровья: пути становления новой отрасли человекознания / под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 2000.
  7. Н.Г. Формирование здоровьесберегающей компетенции студентов при профессиональной подготовке в вузе (на материале дисциплины «Физическая культура). Дисс. кан. педагогических наук. Тюмень, 2009. 218 с.
  8. В.В. Общие основы педагогики: Учебник для вузов. М: Просвещение, 2006. — 574 с.
  9. К. Шейнберг Л. Здоровый образ жизни: Пер. с англ. М.:1. Мир, 1997.-368с.
  10. В.Ф. // Медицинская газета, 2000, № 7.
  11. A.A., Цыбульская И. С. Здоровье детей, в России. М.: Ин-формсвязьиздат, 1999.
  12. В.А., Рапопорт JI.A. Здоровье и физическая культура студента / Под ред. В. А. Бароненко: Учебное пособие. М.: Альфа — М, 2003: 352с.
  13. Безопасность пищевой продукции*/ JI.B. Донченко, В. Д: Надыкта. — М.: Пищепромиздат, 2001. 122 с.
  14. В. И. Энциклопедия здоровья: Молодость до ста лет. — М.: Химия, 1994.-264 с.
  15. С. Популярно о наркотиках и наркоманах. — М.: Бином, 1999.
  16. В.М. Личность и условия ее реализации и здоровья. — Спб.: «Риккер», 1905. 43 с.
  17. А. Ф. Здоровье на пять с плюсом! М.: «Российская газета», 2002.-366 с.
  18. Будьте здоровы! (Как не болеть и как не ходить в больницу): Брошюра для населения / Под ред. Гусаровой Г. И., Котельникова Г. П. Самара: ГУ СО «Перспектива», 2007. — 304 с.
  19. А.Г., Лизунова Е. В. Влияние курса «Безопасность жизнедеятельности на формирование стрессоустойчивости студентов в чрезвычайных ситуациях. Научные изыскания: Сборник научных статей. Вып. 4. — Самара: ООО «Изд-во АсГард», 2009. 654 с.
  20. А.Г. Двойная спираль Жизни, Здоровья и базовых потребностей: Философский трактат (Десмоэкология 2). — «Ульяновский дом печати», 2008.- 136 с.
  21. А.Г. Десмоэкология< или теория образования для устойчивого развития. Книга первая. — 2-е изд., испр, доп. — Издательство, «Сибирская книга», Ульяновск, 2003. — 216 с.
  22. А.Г., Бусыгина Т. А. Постановка^ вузовской лекции и оценка ее качества. Научно-методическое пособие для преподавателей вузов и заведующих кафедрами / под ред. д.п.н., проф. Бусыгиной А. Л. Самара: ГП «Перспектива" — Изд-во СГПУ. 2005. — 32с.
  23. А.Г., Бурбина Т. С., Левицкий И. А. Здоровье и профессионализм инспектора ГИБДД. Самара: СГПУ, 2008. — 210 с.
  24. А.Г., Лизунова Е.В. .Стрессоустойчивость инспектора ГИБДД. Монография Самара: Изд-во СГПУ, 2008. — 124 с.
  25. Э.Н. Валеология: Учебник для вузов. 2-е изд., испр. М.: Флинта: Наука, 2002. — 416 с.
  26. М.Г. Обучение математике младших школьников в условиях здоровьесбережения: Автореферат’дис.кан. педагогических наук /Новосиб. гос. пед. университет. М., 2006. — 22 с.
  27. В. Профессиональная компетентность учителя ОБЖ как психолого-педагогическая проблема. «ОБЖ», № 9, 2004. 15−27 с.
  28. Я.М. Формирование готовности к здоровьесбережению студентов высшего профессионального образования: Автореферат дис.кан. педагогических наук / Барнаульский гос. пед. университет. Новокузнецк, 2007. -22 с.
  29. В.Н. Опыт социальной- работы» с семьей в Ставропольском крае. //Педагогика. 1987. — № Г. — 44с.
  30. Д.Н., Карпов В.Ю*. Здоровый образ жизни и здоровье студентов: Учебное пособие. — Самара: Изд-во СИТУ, 2004. 112 с. 35. • Жалпанова Л<�Ж. Диеты, которые вас убивают. М.: Вече, 2006: — 176с.
  31. Л.Ж. Продукты, которые вас убивают. М.: Вече, 2006. — 176 с.
  32. А.Л. Психологические факторы физического и психического г здоровья человека (по материалам исследований РАН). Психологический журнал, № 3, 2004. -107−117с.
  33. М.А. Формирование индивидуального опыта здоровьес-бережения у учащихся в образовательной среде школы: Автореферат дис.кан. педагогических наук / Самарск., гос. пед. университет. Самара, 2008. 23 с.
  34. М. И. Осторожно! Вредные продукты: Не все вкусное полезно. СПб: «Невский проспект», 2004. — 160 с.
  35. С.В. Эмоциональный концепт «страх"-в английской и русской лингвокультурах (сопоставительный аспект). Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Волгоград, 2004. 191с.
  36. Г. Время педагогики здравосозидающей: Валеологический подход в педагогике // Народное образование. 2002. — № 6. — С. 193 — 200.
  37. В. П. Валеология: Формирование и укрепление здоровья. — Белгород: Изд-во БелГТАСМ, 1998. 88 с.
  38. Здоровье и образование: из опыта работы учреждений образования Нижегородской области/ Министерство образования и науки Нижегородской области. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000. — 214с.
  39. Здоровье школьников и реформирование школьного образования // Российский педиатрический журнал. 1999. -№ 5. С. 14 — 18.
  40. Здоровый образ жизни подрастающего поколения: проблемы-. Поиски: Решения: г. Казань: Карпол, 1999.
  41. Здоровый образ, жизни: Методические рекомендации- для студентов, учителей и. классных руководителей / Сост. Околелова В. А. — Самара: Изд-во СГПУ, 2005. 36 с.
  42. М.Г. Здоровьесберегающая деятельность учителя// Естествознание в школе. 2005, № 5. С.50−55.
  43. Н.К. Организационно-педагогические условия формирования здорового образа жизни школьников: Автореферат дис.кан. педагогических наук / Самар. гос. пед*. университет. Самара, 2000. — 23 с.
  44. Изар Кэрролл Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2000. — 460с.
  45. A.A. Если хочешь быть здоров. М.: ФиС, 1988.
  46. Искусство быть здоровым, Часть 1, второе изд., перераб./авт. сост. Чайковский A.M., Шенкман С. Б., М.: ФиС, 1987.
  47. Т.С. К вопросу о здравотворческой деятельности^ в образовательных учреждениях. Начальная школа, 2006, № 4, 68- 75 с.
  48. Э. М., Блинова Н. Г., Литвинова Н. А. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию. — М!: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 192 с.
  49. В.П. Основы общей валеологии. Учебное пособие. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 1997.-48 с.
  50. В.Д. Курение, мы и наше потомство. М.: Сов. Россия, 1989.-61с.
  51. А. Здоровый образ жизни и его составляющие // Основы безопасности жизни. 2005. № 9. С. 8 13.
  52. Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегаю-щих технологий // «Начальная школа», 2005. № 11. С. 75.
  53. X. Загадка страха / пер. с нем. Карташевой И. М., 2003. -208с.59: Китаев — Смык JLA. Психология стресса. М.: Наука, 1983. — 368с.
  54. Д. Любить, есть, спать и не болеть при стрессе. Здоровье, № 5, 2003. -48- 49с.
  55. .М. Стресс и адаптация. М.: Знание, 1980! 64с.
  56. КолбановВ.В. Валеология: Основные понятия, термины и определения. СПб., 1996. 105 с.
  57. Т. Стресс / Пер. с англ. -М: Медицина, 1981. 216с.
  58. . Замыкающийся круг. — Л.: Гидрометеоиздат, 1974.
  59. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде. — М., 1999.
  60. H.H. Современная технология обучения школьников и ее влияние на здоровье // Гигиена и<�санитария. — 20 001 —№ 1. С. 44 — 48.
  61. Куценко Г. И!, Новиков Ю. В. Книга о здоровом образе жизни. — М.: Наука, 1997.
  62. А.П., Горбунов В. В. Коварные разрушители здоровья. — м.: Советский спорт, 1990. — 45с.
  63. В.А. Подготовка преподавателя к реализации здоровьес-берегающего образования в вузе в процессе повышения квалификации: Автореферат дис., кан. педагогических наук / Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону, 2007. — 27 с.
  64. Е. В. Десмоэкологический подход к формированию стрес-соустойчивости студентов педагогического университета при изучении курса «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях». Дисс.. канд. педагогических наук. Самара, 2006. — 256 с.
  65. Ю.П., Сахно А. В. Здоровье человека — социальная ценность.- М-, 1989.73: Лифляндский В. Г. Современное питание. Заблуждения и мифы. — СПб.: БХВ — Петербург, 2005: 128 с.
  66. Т. Тревога и страх. Энциклопедия для детей. Доп:. Том. Личная безопасность. Меры предосторожности в повседневной жизни. Поведение в экстремальных ситуациях / Глав. ред. В. А. Володин. М.: Аванта+j 2001.- 448с.
  67. В.Ф., Гройсман А. Л. Профилактика вредных привычек школьников: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. 96с.
  68. Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра 7/ «Начальная школа», 2006, № 6. С. 56.
  69. А. М* Педагогическая валеология: современное состояние цосновные проблемы // Качество педагогического? образования / Под ред. Д/.IVI Забродина. Белгород, 2000. — С. 277−282.
  70. А. М. Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения в современных условиях развития общества // Проблемы подготовки специалистов социально-культурной- сферы в условиях реформирования»: профессионального образования в России. Орел, 2002.
  71. Н.И. Страхи здоровых людей. СПб.- ИК «Комплект», 1997.-219с.
  72. Ф. Курение без вреда для здоровья / Пер. с нем. Н.А. Чу-пеева. М-:ФАИР -ПРЕСС, 2001.- 208 с.
  73. А.Ф., Обухов В.М- Трезвость норма жизни: Кн. для- учащихся. — М.: Просвещение, 1987. — 64с.
  74. Никифоров’F.C. Психология здоровья / Г. С. Никифоров. СПб.: Питер, 2003.-512с.
  75. И.В. Педагогическая технология формирования отношения к здоровью учащихся: Автореферат дис.кан. педагогических наук / Са-марск. гос. пед. университет. Самара, 2004. 31 с.
  76. Е.А. Социальная и экологическая обусловленность здоровья населения: Учеб. пособие. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. инта, 1993.-100 с.
  77. Э.М. О состоянии-распространенности потребления’табака в молодежной-среде. Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования: материалы 4 Международной научной конференции /Отв. H.H. Болдырев. Тамбов: Першина, 2006. — 226 с.
  78. Основы преодоления правового нигилизма Российского общества образовательными средствами. Авторы: Бусыгин А. Г., Бурбина Т. С., Гусев О. В., Тараканов Д. А. Самара: Изд-во СГПУ, 2008. 228 с.
  79. Е.В. Формирование готовности у студентов педвузов к осуществлению здоровьесберегающего обучения, младших школьников: Автореферат дис.кан. педагогических наук / Магнитог. гос. университет. Магнитогорск, 2003. — 20 с.
  80. С.Л., Шабанова М. И. Твое здоровье. Материал для беседы с учащимися. Начальная школа. 2008, № 9, С.67- 68.
  81. Е. К. Благоговение перед жизнью как фактор сохранения здоровья // Здоровье и образование: концептуальные основы педагогической- ва-леологии. СПб., 1994. — С. 80 — 85.
  82. Педагогика. Учебное пособие для студентов* педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 640 с.
  83. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. институтов / Под ред. Ю. К. Бабанского. -М.: Просвещение, 1983. 608с.
  84. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шиянов. 4-е изд. — М.: Школьная пресса, 2002. — 512с.
  85. В.П., Давиденко Д. Н. Этюды валеологии: здоровье как человеческая ценность. СПб., 1998. С. 10−11.
  86. П. Познай и сотвори себя: основные проблемы педагогической валеологии // Здоровье и образование: концептуальные основы педагогической валеологии: материалы Всерос. науч.-практ. семинара. Санкт-Петербург, 7−9 дек. 1993 г. СПб., 1994».
  87. В. П. Валеология человека: в 2 кн. — СПб, 1998. Кн. 1.
  88. ПетриченкоТ.И.' Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества обучения. Начальная школа. 2008, № 9, с. 63- 64.
  89. A.B., Ярошевский М. Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. -3 изд., стереотипное. М.: Академия, 2002. — 512с.
  90. Т.Л., Иванов A.A. Биологически активные добавки к пище (теория, производство, применение). — М.: Аввалон, 2002. — 710 с.
  91. B.C. Использование страха как социально-коммуникативного феномена в убеждающей массовой коммуникации. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Ml, 2003. 156с.
  92. Подготовка и оформление курсовой работы: методические рекомендации для студентов института физической культуры / Сост. В. П. Посохов, В. Н. Беленов, A.C. Земсков. Самара: Издательство СГПУ, 2004. — 40 с.
  93. М.И. Воспитание здоровых привычек. СПб., 1971. —43 с.
  94. С. В. Валеология в школе и дома. СПб.: Союз, 1997. — 344 с.
  95. Предупреждение табакокурения у школьников. Методическое пособие для работников образовательных учреждений /Под общей редакцией Смирнова Н. К. Москва, 2003. — 134 с.
  96. А.О. Психология неравновесных состояний. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998. — 152с.
  97. Психогимнастика в тренинге /Под ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб.: «Речь», Институт тренинга, 2004. — 256 с.
  98. Раздельное питание / Подгот. текста Н. Е. Макаровой. М.: ООО «Харвест», 1997. — 480 с.
  99. Риман Ф: Основные формы страха / Пер. с нем. Э. Л. Гуманского. — М.: Алетейя, 1998: 336с-119: Рогов Е. И. Эмоции’и воля. Mi: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.-240с.
  100. Савина M. Ol Страх как социальное явление. Диссертация на соискаí- *ние ученой степени кандидата филологических наук. Волгоград, 2004: 156 е.
  101. Н.В. Экстремальная психология. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ», 2000. 228 с.
  102. Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. 256 с. '
  103. Г. Стресс без дистресса. Рига: «Виеда», 1992. — 192 с.
  104. Н. Водка. лечит?! Как пить, чтоб здоровье укрепить? — М.: «Ч.А.О. и К», 2001'. 93с.
  105. М.И. Педагогическое обеспечение подготовки будущих учителей к здоровьесберегающей деятельности: Автореферат дис.кан. педагогических наук / Якутский гос. пед. университет. Якутск, 2008. 21 с.
  106. С. А. Здоровье: педагогические и медико-биологические проблемы // Здоровье и образование: материалы XIV Всемир. конф. по сан. просвещению. Л., 1991. — С. 92−94.
  107. Е.С. Алкоголь, женщины, подростки. М.: Медицина, 1988.-40с.
  108. Н.К. Теория и практика антинаркотического воспитания личности. М., 2000.
  109. Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. — М.: АРКТИ, 2003. 121 с.
  110. Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК и ПРО, 2002. — 121с.
  111. Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе/ Н. К. Смирнов. М. АРКТИ, 2003. — 270с.
  112. В.А., Смирнова Т. В. Медицинский аспект валеологической работы в школе // Здоровье и образование: концептуальные основы педагогической валеологии / под ред. проф. В. В. Колбанова. СПб., 2002. ¦
  113. В. Как сберечь здоровье школьников?//Воспитание школьников.-2001, №−10.-С.51—53.
  114. Ю.А. Как отказаться от курения: — СПб., 1997.
  115. Ю.А. Выбери жизнь! СПб., 1999.
  116. Н.В. Здоровьесберегающие технологии в системе дополнительного образования: Медико-педагогические аспекты сохранения и укрепления здоровья. — Оренбург, 2001. 265 с.
  117. Н.В., Михайлов СВ., Феофанов В. Н. Мотивационные основы здоровьесберегающего образования. Оренбург, 2001. — 245 с.
  118. А.П. Педагогические условия формирования основ культуры здоровья учащихся при использовании индивидуальных* образовательных траекторий: Автореферат дис.кан. педагогических наук / Самарский гос. пед. университет. Самара, 2004. 25 с.
  119. О.А. Игровое пространство дошкольного учреждения какздоровьесберегающая среда: Автореферат дискан. педагогических наук /
  120. Южный Федеральный университет. Ростов -на-Дону, 2007. — 23 с.
  121. С. Реклама табачных изделий: действительность и требования законов. Основы безопасности жизнедеятельности, 2003, № 12. 58 — 61 с.
  122. И.А. К вопросу о психологическом здоровье. Сборник материалов третьей научно-практической конференции «Экология человека: концепция факторов риска, экологической безопасности и управления рисками. Пенза, 2006.-153−155с.
  123. И. Синтетические витамины: Дорога в рай или шаг в пропасть? СПб.: Издательство «ДИЛЯ», 2003. — 160 с.
  124. Н.П. Беречь здоровье учащихся — задача каждого учителя. Начальная школа. 2008, № 9, С. 65- 67.
  125. И.В. Здоровьесберегающие технологии в* образовательно-воспитательном процессе: научно-практический сб. инновац. опыта/ И. В: Чупаха, Е. З: Пужаева, И. Ю. Соколова. — М.: Илекса- Ставрополь: Сервисшкола, 2001.-400с.
  126. Т.М., Блинова1 Н.Г., Сапего А. В: Содержание здоровьесбе-регающего сопровождения в системе непрерывного образования// Валеология.-2004.-№−4. С.67−70.
  127. МЮ. Формирование здоровьесберегающих компетенций в процессе профессиональной подготовки учителя химии: Автореферат дис.кан. педагогических наук / Самарск. гос. пед. университет. Самара, 2008. -21 с.
  128. М.Ю. Формирование здоровьесберегающих компетенции- в процессе профессиональной подготовки учителя химии. Дис.кан. педагогических наук. Самара, 2008. — 179 с.
  129. С.А. Педагогическая технология формирования здоровьесберегающих компетенций учителя в системе его профессиональной’подго→ товки. Дисс.кан. педагогических наук. Самара- 2007. — 296 с.
  130. С.А. Педагогическая технология формирования здоровьесберегающих компетенций учителя- в системе его профессиональной подготовки: Автореферат дис.кан. педагогических наук / Самарск. гос. пед. университет. Самара, 2007. — 23 с.
  131. Шаповалов К, Шаповалова Л. Употребление алкоголя и его последствия. Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности» № 12, 2006. — С. 35−41.
  132. Шаповалов К, Шаповалова Л. Употребление алкоголя и его последствия. Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности» № 10, 2006.
  133. Шаповалов К, Шаповалова Л. Употребление алкоголя и его последствия. Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности» № 11, 2006.
  134. Шаповалов К, Шаповалова Л. Медико-социальные последствия курения табака и борьба с ним. Журнал «Основы безопасности жизнедея173тельности» № 11, 2005. С. 42 — 47.
  135. Шаповалов К, Шаповалова Л. Медико-социальные последствия курения табака и борьба с ним: Журнал «Основы безопасности- жизнедеятельности» № 12, 2005.- С. 55- 61.155» Шульман Р. Табакокурение — угроза здоровью людей // ОБЖ. — 2006.-№ 12.-С. 8−12.
  136. Ю.В. Психология страха: популярная энциклопедия- — М.:
  137. Изд во Эксмо, 2005. — 512 с.
  138. ТО. В. Психология стресса. М.: Изд-во Эксмо, 2005 — 303с.
  139. В.Н. Уберечь от дурмана: Кн. Для учителя. — М.: Просвещение, 1989. — 96 с.
  140. Ягодинский-В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя: Кн. Для учащихся. М.: Просвещение, 1985.-112 с.
  141. Allensworth D. Comprehensive school health programs: what works/ -1993: •
  142. Fromm E. Values Psychology and Human Existence. Jn: New Knowledge in Human Values. N.V., 1959.-p. 151−164.
  143. Lazarus R.S., Kanner A. D-, Folkman S. Emotions: a cognitive phenome-nological analysis//Emotion, Theory, Research and Experience. V.l. N.Y., 1980 — P. 185−217.
  144. Leder D. The Experiense of Health and Illness // Encyclopedia of-Bio-ethics, vol.2 / Ed. by W. Th. Reich. New York, 1995. — P. I 106 — 1113.
  145. Makara G., M. Palkovits, and J. Szentagothal, «The Endocrine Hypothalamus and the Hormonal Response to Stress», in Selye’s Guide to Stress Research, ed. Hans Selye (New York: Van No strand, 1980), P. 21.
  146. Mahler H. The meaning of «health for all by the year 2000». World health forum. 2- 16(1981).
  147. Marks D., Murray M., Evans B., Willing C. Health psychology: Theory, Research and Practice. London: Sage, 2000. P. 7 — 28.
  148. Mechanik D. Students under Stress. New York: Free Press, 1962.
  149. Schou K.C., Hewison J. Health psychology and Discourse: Personal Accounts as Social Texts in Grounded Theory. // Journal of Health psychology, 1998, volume 3, number 3. P. 18 — 29.
  150. School Health Education Study. Health education approach to curriculum desing (Grades: Kindergarten through twelfth). St. Paul, MN: 3M Educational Press.
  151. Temkin O. Health and Disease // Dictionary of the History of Ideas. Vol. 2.-New York, 1973.-P. 398.
Заполнить форму текущей работой