Педагогические основы управления образовательно-оздоровительной работой в старших классах школы-комплекса
Теоретико-методологической основой исследования являются положения теории управления (Е.С. Березняк, Ю. А. Конаржевский, М. И. Кондаков, В. Ю. Кричевский, П. В. Худоминский и др.), теория системного подхода к управлению образовательным учреждением (В.Г. Афанасьев, B.C. Безруков, Т.Н. Сериков) — теория управления инновационным развитием школы (B.C. Лазарев, М. М. Поташник, П. И. Третьяков, Т. И… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Теоретические основы управления учебно-воспитатбльной работой в современной школе
- 1. 1. Особенности образовательного процесса в инновационных учебных учреждениях и управление им
- 1. 2. Модель управления образовательно-оздоровительной работой на старшем этапе обучения в школе-комплексе и ее функционирование
- ГЛАВА 2. Пути повышения эффективности управления учебно-воспитательной и оздоровительной работой в школе-комплексе на старшем этапе обучения
- 2. 1. Особенности содержания и методов управления образовательно-' оздоровительной работой со старшеклассниками
- 2. 2. Технология определения эффективности управления учебно-воспитательной и оздоровительной работой на старшем этапе обучения
Педагогические основы управления образовательно-оздоровительной работой в старших классах школы-комплекса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Важным направлением модернизации образовательного процесса на современном этапе являются демократизация и гуманизация управления школьной жизнью: меняются образовательные приоритеты, школе предоставляются широкие полномочия в организации учебно-воспитательной работы. Одной из составляющих внутришкольного управления становится творчество педагогического коллектива, происходит развитие ученического самоуправления, расширяются функции школы. Изменения в управлении образовательными учреждениями на современном этапе позволяют решать не только социальные, психологические задачи, но и обеспечивают процесс становления выпускников школы, способных воплотить в жизнь программу обновления экономической, социальной и культурной жизни общества.
Вопросам управления общеобразовательной школой в целом и отдельными ее подразделениями всегда уделялось большое внимание. Значительный вклад в разработку проблемы управления школой внесли Ю. К. Бабанский, М. И. Кондаков, B.C. Пикельная и др.1.
В педагогической теории широко известны исследования в области управления педагогическими системами, в которых рассматриваются вопросы изучения, анализа, контроля и оценки как отдельных элементов, так и всей системы в целом. Следует назвать таких ученых, как Г. И. Горская, A.A. Орлов, л.
И.П. Раченко, Н. С. Сунцов, Т. И. Шамова. В их исследованиях разработаны.
Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю. К. Бабанский.- М.: Просвещение, 1982.-192 с. Кондаков, М. И. Теоретические основы школоведения / М. И. Кондаков.- М.: Педагогика, 1982.-192 с. Пикельная, B.C. Теоретические основы управления (школоведческий аспект):Метод. пособие/ B.C. Пикельная. -М.: Высш. шк., 1990.-175 с.
2Горская, Г. И. Организация учебно-воспитательного процесса в школе / Г. И. Горская, — М.: Просвещение, 1977.-271с.
Орлов, А. А. Управление учебно-воспитательной работой в школе / A.A. Орлов.- М.: Прометей, 1991, — 184 с. Раченко, И.П. НОТ учителя/ И. П. Раченко.- М., 1982, — 208 с.
Сунцов, Н. С. Управление общеобразовательной школой: Вопросы теории и практики/ Н. С. Сунцов.- М.: Педагогика, 1982,-144с.
Шамова, Т. И. Исследовательский подход в управлении школой/ Т. И. Шамова, — М.: АПН ЦИТП, 1992.-64с. теоретические основы управления школой, описан положительный опыт управленческой деятельности и даны рекомендации директорам и завучам по планированию работы и научной организации труда в рамках традиционной системы образования.
Совершенствованию внутришкольного управления и его основных функций посвятили свои исследования Ю. А. Конаржевский, Ю. К. Кузнецов, В. П. Симонов, В. П. Стрезикозин, Р. Х. Шакуров и др1. В их работах рассматриваются вопросы развития управления школой, обосновываются основные управленческие функции: организация педагогического коллектива, планирование работы, регулирование, внутришкольный контроль, оценка эффективности управленческого цикла, педагогический анализ.
В современных условиях проблема совершенствования управления образовательным процессом приобретает особую актуальность, так как социально-экономические и политические изменения, происходящие в стране, обусловили поиск новых моделей образовательных учреждений, которые бы смогли готовить подрастающее поколение в соответствии с условиями жизни современного социума. До 90% школ России, как показывают социологические исследования, охвачено поиском новых форм и методов образовательной деятельности. Анализ педагогической литературы и диссертационных работ показал, что проблемы управления, связанные с созданием новой практики образования, освещают такие известные ученые, как В. И. Загвязинский, А. Е. Капто, В.П. Ква-ша, B.C. Лазарев, A.M. Моисеев, М. М. Поташник, П. И. Третьяков.
1 Конаржевский, Ю. А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой/ Ю. А. Конаржевский. -М.: Педагогика, 1986. 144 с.
Кузнецов, Ю. К. Планирование работы в школе/ Ю. К. Кузнецов, — Калинин: КГУ, 1979. — 84 с. Симонов, В. П. Директору школы об управлении учебно-воспитательным процессом/ В. П. Симонов.-М.: Педагогика, 1987.-160 с.
Стрезикозин, В. П. Руководство учебным процессом в школе. Планирование и организация работы/ В. П. Стрезикозин. -М.: Просвещение, 1972.-271 с.
Шакуров, Р.Х. Социально-педагогические проблемы руководства педагогическим коллективом/ Р. Х. Шакуров. -М.: Педагогика, 1982.-208 с. и др.1 Исследования названных ученых служат теоретическому осмыслению процессов обновления образования: в их работах поднимаются вопросы управления школой как инновационной системой, говорится об интенсификации новаторской деятельности педагогов, об уважении к личностным особенностям каждого учителя и учащегося.
Организационно-педагогические инновации в современном образовании исследуют такие ученые, как А. П. Владимирова, Г. Г. Габдуллин, Т. Х. Оганесова И др.2.
Отечественные и зарубежные исследователи считают наиболее эффективным управление инновационными образовательными учреждениями, основанное на достижениях в области менеджмента.3.
Серьезное внимание в педагогической литературе уделяется вопросам регионального образования. Их изучают такие исследователи, как Ю. П. Петров, В.М. Петровичев4 и др. Учет региональных особенностей предполагает научную разработку и экспериментальное опробование новых моделей управления.
Загвязинский, В. И. Педагогическое творчество учителя/ В. И. Загвязинский. -М.: Педагогика, 1987.-159 с. Капто, А. Е. Организация внутришкольного управления/А.Е. Капто. -М.: Знание, 1991.-47 с. Кваша, В. П. Управление инновационными процессами в образовании: Автореф. дис. канд. пед. наук / В. П. Кваша.-Минск, 1994.-22 с.
Лазарев, B.C. Управление образованием на пороге новой эпохи/ B.C. Лазарев //Педагогика,-1995.-№ 5. -С. 12−18. Нововведения во внутришкольном управлении: Научно-практическое пособие для руководителей общеобразовательных учреждений и территориальных систем/ A.M. Моисеев, А. Е. Капто, А. Е. Лоренсов и др.- Под общ. ред. A.M. Моисеева, — M.: Педагогическое общество России, 1998.-232 с. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений /Под ред. M.M. Поташника и B.C. Лазарева. -М.: Новая школа, 1995.-464 с.
Третьяков, П. И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента/ П. И. Третьяков. -М.: Новая школа, 1997.-288 с.
Владимирова, А. П. Инновационные тенденции в образовании как фактор развития педагогического опыта: Автореф. дис. канд. пед. наук .А. П. Владимирова. -Саратов, 1997. 23 с.
Габдуллин, Г. Г. Организационно-педагогические основы перестройки внутришкольного управления: Авто-реф.дис. .д-ра пед. наук/ Г. Г. Габдуллин. -Казань, 1990.-43 с.
Оганесова, Т. Х. Управление инновационными процессами в общеобразовательной школе: Дис.. канд. пед. наук/ Т. Х. Оганесова. -Ростов н /Д, 1993.-194 с.
3Саймон, Г. Менеджмент в организациях: Сокр. пер. с англ /Г. Саймон, Д. Смитбург, В. Томпсон.-М.: Экономика, 1995. -168 с.
Афанасьев, В. Г. Общество: системность, познание и управление/ В. Г. Афанасьев. -М.: Мысль, 1983. -432 с. Вазина, К. Я. Педагогический менеджмент: Концепция, опыт работы/ К. Я. Вазина. -M.: Педагогика, 1991. -265 с. Лебедев, O.T. Основы менеджмента: Учеб. пособие/ О. Т. Лебедев, А. Р. Каньковская. -СПб.: Изд-во Дом «МиМ», 1997.-192 с.
Макаров, С. Ф. Менеджер за работой/ С. Ф. Макаров. -М.: Дело, 1989. -144 с.
4. Петров, Ю. Н. Региональная система непрерывного многоуровнего профессионального образования:(Аспект управл.) Автореф. дис. д-ра пед. наук/ Ю. Н. Петров. -Казань, 1996. -33 с.
Петровичев, В. М. Региональное образование: организация, управление развитием/ В. М. Петровичев.-Тула:
Приок. кн. изд-во, 1994.-288 с. образованием.
Внедрение инноваций в школах направлено на развитие творческого своеобразия и личностных особенностей каждого учащегося и учителя, на приобретение знаний, умений и навыков, обеспечивающих качественную подготовку выпускника и его адаптацию к новым социально-экономическим условиям жизни. Вместе с этим анализ литературы об управлении свидетельствует о недостаточном внимании к здоровью учащихся при организации учебно-воспитательного процесса. Модернизация и усложнение учебных программ, рост объема учебной информации зачастую оказывают неблагоприятное воздействие на физическое и психическое здоровье детей. Проблема здоровья в настоящее время становится особенно актуальной.
Причиной особого внимания к состоянию здоровья учащихся стал также чернобыльский постсиндром, влиянию которого подверглась и Тульская область. Как показали исследования, за последние годы на 35% возросло число детей с функциональными расстройствами и на 38% с хронической патологией. С конца 80-х годов появились сообщения о замедлении наблюдавшегося ранее ускоренного физического развития детей и даже об их децелерации. После Чернобыля даже в самых экологически чистых регионах страны 80% современных учащихся — гипертоники, 55% - страдают нервными срывами из-за переутомления.1 У детей старшего школьного возраста, которые проживают в зоне Чернобыльского воздействия, отсутствует четкое представление образа будущего. В 1993 г. по сравнению с 1991 г. у учащихся отмечался рост заболеваний органов пищеварения на 15%, системы кровообращения — на 16%, эндокринной системы — на 10%, опорно-двигательного аппарата — на 15%. Кроме того, модернизация и усложнение учебных программ, рост объема учебной информации зачастую оказывают неблагоприятное воздействие на физическое и психическое здоровье старшеклассников. «Проблема здоровья становится особенно.
1 Баранов, A.A. Здоровье российских детей/ A.A. Баранов //Педагогика.-1999. № 8.-С.41.
2 Ананьева, H.A. Здоровье и развитие школьников/ H.A. Ананьева, Ю.А. Ямпольская// Школа здоровья .1994, — № 1.-С.14. актуальной в настоящее время, когда в педагогической жизни наметилась тенденция к переходу от массового унифицированного образования, направленного на передачу определенного набора стандартных знаний, к образованию дифференцированному, ориентированному на конкретного ребенка с его личностными особенностями, склонностями и т. д."1 Все это привело к созданию «Школ здоровья» и других образовательных учреждений, в которых наряду с обучением детей, применением новых педагогических технологий, особое внимание уделяется здоровью учащихся и учителей. В их деятельности предусматривается реализация трех основных взаимосвязанных направлений:
• проведение практической программы укрепления здоровья в каждой школе;
• разработка последовательной программы медико-санитарного просвещения и укрепления здоровья в каждой школе;
• разработка и проведение программы подготовки преподавательского состава по вопросам укрепления здоровья.2.
Анализ современных теоретических исследований свидетельствует о возрастающем интересе к проблеме оздоровления учащихся в образовательном процессе средней школы.3 Одной из главных задач данных школ является обеспечение полноценного образования, формирование у учащихся нового взгляда на свое собственное здоровье, что является необходимым условием для успешной самореализации в дальнейшей жизни. Однако в исследованиях не находит достаточного отражения проблема интеграции образовательной и оздоровительной.
Касаткин, B.H. Школа здоровья/ B.H. Касаткин // Школа здоровья.-1994.-№ 1.-С.6.
2Там же. — С.7.
Александрова, И. Э. Гигиеническое обоснование организации учебного процесса в гимназии: Автореф. дис.. канд. мед. наук/И.Э. Александрова. -Нижний Новгород, 1998.-23 с.
Суворова, A.B. Комплексная оценка состояния здоровья и работоспособности подростков, обучающихся по программе школа-вуз: Автореф. дис. .канд. мед. наук/A.B. Суворова. -СПб, 1998.-22 с. Соломенко, Л. Д. Влияние образовательных технологий на состояние здоровья школьников.: Дис. .канд.пед.наук/ Л. Д. Соломенко. -М., 1998.-329 с.
Петрова, Н. Ф. Совершенствование обучения и воспитания в учебных заведениях оздоровительного типа: Дис. канд. пед. наук/ Н. Ф. Петрова. -М., 1998.-110 с.
Щербо, И. Н. Управление системой коррекционно-развивающего образования в общеобразовательной школе: Автореф. дис. .канд. пед. наук/ И. Н. Щербо. -М., 1998.-19 с. деятельности, что усложняет содержание педагогического процесса и характер управления им.
Неготовность современной школы превратить оздоровительный компонент в неотъемлемую часть учебного процесса, неумение интегрировать образовательные и оздоровительные функции, отсутствие у администрации и учителей школы установки на использование оздоровительных технологий затрудняют выявление педагогических условий продуктивности управления образовательно-оздоровительным процессом и актуализируют вопрос поиска его эффективной модели.
Социально-экономические изменения в стране и недостаточная изученность вопросов образовательно-оздоровительной работы в современной школе обусловили необходимость настоящего исследования, проблемой которого является разработка целей, содержания и технологий управления интеграцией образовательно-оздоровительного процесса в учебном заведении нового типа.
Вышесказанное определяет актуальность выбора темы исследования: «Педагогические основы управления образовательно-оздоровительной работой в старших классах школы-комплекса».
Исследование включает в себя учет возрастных особенностей старшего школьного возраста, что позволяет проследить динамику здоровья учащихся, увидеть результаты учебно-воспитательной и оздоровительной работы на предыдущих этапах обучения и вовремя внести коррективы в управление образовательно-оздоровительной работай как в младших, средних, так и старших классах.
ОБЪЕКТ исследования — образовательно-оздоровительная работа в старших классах школыкомплекса.
ПРЕДМЕТ исследованияпедагогические основы управления образовательно-оздоровительной работой на старшем этапе обучения.
ЦЕЛЬ исследования — разработать и проверить на практике модель управления, направленную на продуктивную интеграцию образовательной и оздоровительной работы в старших классах, выявить условия ее эффективного функционирования.
ГИПОТЕЗА исследования — мы предполагаем, что управление учебно-воспитательной и оздоровительной работой в старших классах будет более эффективным, если:
• процесс управления образовательно-оздоровительной работой в старших классах будет интегрирован в общую систему управления школой-комплексом;
• образовательно-оздоровительная работа в старших классах будет рассматриваться как специфический объект управления со сложной интегрированной структурой, которая требует особого подхода к управлению ею;
• субъект управления будет обладать организационной структурой, ориентированной на повышение эффективности функционирования объекта управления и его развитие;
• при внедрении модели управления образовательно-оздоровительной работой будут применяться современные управленческие технологии, обеспечивающие результативность ее функционирования;
• будут выявлены и реализованы условия эффективного управления образовательно-оздоровительной работой в старшей школе.
ИСХОДЯ ИЗ ЦЕЛИ И ГИПОТЕЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ РЕШИТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
1. Рассмотреть процесс управления образовательно-оздоровительной работой в школе-комплексе как инновационном образовательном учреждении и выявить его особенности.
2. Спроектировать модель образовательно-оздоровительной работы в старших классах как объект управления, интегрированный в общую структуру управления школой-комплексом.
3. Внедрить современные технологии управления, позволяющие добиться высокой результативности образовательно-оздоровительной работы.
4. Выявить условия эффективного внедрения и функционирования качественной модели управления образовательно-оздоровительной работой в старших классах.
Теоретико-методологической основой исследования являются положения теории управления (Е.С. Березняк, Ю. А. Конаржевский, М. И. Кондаков, В. Ю. Кричевский, П. В. Худоминский и др.), теория системного подхода к управлению образовательным учреждением (В.Г. Афанасьев, B.C. Безруков, Т.Н. Сериков) — теория управления инновационным развитием школы (B.C. Лазарев, М. М. Поташник, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова и др.), теория формирования личности о жизненном самоопределении, (П.К. Анохин, А. Г. Асмолов, H.H. Нечаев и др.), концепция личностно-ориентированного обучения, сформулированная на основе гуманистического подхода (А. Маслоу, К. Роджерс), теория индивидуализации и дифференциации обучения в современной школе (J1.C. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов и др.), работы о здоровье как личностном и национальном достоянии (Н.М. Амосов, Р. И. Айзман, П.П. Горбенко), концепция «Школ здоровья» (В.Н. Касаткин, И. В. Кузнецова, В. П. Обижесвет и др.).
В ходе работы применялись следующие методы исследования:
• поиск, отбор и анализ научной литературы по проблеме;
• анализ школьной документацииизучение и обобщение практического опыта по организации и функционированию управленческих моделей в инновационных школах;
• моделирование;
• комплекс опросных методик: интервьюирование, беседы, анкетированиепрямое и косвенное педагогическое наблюдение;
• медико-педагогический мониторинг;
• опытно-экспериментальная работа.
В ходе теоретического исследования анализировалась директивная и научная литература, относящаяся к сформулированной проблеме, литература по проблемам управления в системе образования, изучался опыт работы инновационных образовательных учреждений.
В ходе опытно-экспериментальной работы разрабатывались и корректировались формы совершенствования контроля знаний учащихся, проводились наблюдения, сбор, фиксация и обработка результатов оздоровления учащихся старших классов, менялся режим учебной деятельности с целью введения оздоровительных мероприятий в учебные занятия, отслеживались положительные результаты внедрения предложенной модели управления.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в рамках образовательного процесса научно-экспериментального учебно-воспитательного и оздоровительного школы-комплекса № 12 г. Новомосковска Тульской области с 1990 года по 2000 год, частично — в гимназии, лицее № 1, а также — школах №№ 6, 14, 20 г. Новомосковска.
В процессе исследования можно условно выделить три этапа.
На первом этапе работы (1990 — 1993) проводился анализ теоретических работ по проблеме, изучалась управленческая литература, а также современное состояние управления в инновационных учебных учреждениях, уточнялись методы исследования, отрабатывались ведущие понятия, накапливался управленческий опыт.
На втором этапе (1994 — 1997) разрабатывались структура, функции, содержание управления старшей школой, создавалась информационно-аналитическая служба, апробировались учебные планы и программы, совершенствовалась модель непрерывного образования «школа-вуз», проводился медико-педагогический мониторинг, готовилась программа и база экспериментальной работы.
Третий этап (1998 — 2000) был посвящен обработке и систематизации итогов исследования, анализу результатов внедрения инноваций в управление образовательно-оздоровительной работой, обобщению выводов по теме, а также осуществлялось внедрение результатов в практику.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем:
• обоснована необходимость интеграции образования и оздоровления в школе-комплексе на старшем этапе обучения через профилактику заболеваний и сохранение здоровья учащихся как личного и национального достояния;
• выявлена специфика образовательного процесса и управления им в школе-комплексе как инновационном образовательном учреждении, выраженная в содержательной и организационной интеграции обучения и оздоровления учащихся;
• смоделирована образовательно-оздоровительная работа на старшем этапе обучения в школе-комплексе как объект управления (учебная, внеучеб-ная, воспитательная работа, оздоровительные мероприятия, общественные внешние связи, система дополнительного образования), системообразующим фактором которого являются управленческие связи: субординация, координация, кооперация, интеграция;
• обосновано применение современных технологий управления, направленных на организацию учебно-воспитательной и оздоровительной работы: создание в педагогическом коллективе творческой атмосферы, структуризацию органов управления и их функций, модернизацию внутришкольного контроля, на разработку критериев и показателей, позволяющих объективно оценить появление качественных результатов образовательно-оздоровительной работы;
• выделены эффективные условия функционирования модели управления образовательно-оздоровительной работой (обеспечение системности, на основе которой управление образовательно-оздоровительной работой в старших классах рассматривается как элемент системы более высокого порядкасоответствие содержания инновационной деятельности педагогического коллектива старшей школы целям и задачам развития школы-комплекса в целомразработка информационных связей управления между всеми участниками образовательно-оздоровительной работыосуществление управленческой деятельности на основе кооперации образовательно-оздоровительных структуринтеграция науки и практикиохрана и профилактика здоровья старшеклассников на основе диагностики их физического, психического, социального состояниядемократизация управления через делегирование части управленческих полномочий общественным организациям, родителям и учащимсяработа с педагогическими кадрамиматериально-техническая оснащенность и др.).
Практическая значимость работы состоит в том, что: материалы исследования могут быть использованы руководителями как инновационных образовательных учреждений, так и массовых школ при управлении образовательно-оздоровительным процессом, а также в системе повышения квалификации руководителей учебных заведений.
На защиту выносятся основные положения:
1. Школа-комплекс выступает как инновационное образовательное учреждение, которое содержательно и организационно интегрирует процессы образования и оздоровления, что требует особой управляющей системы.
2. Образовательно-оздоровительная работа в старших классах школы-комплекса является объектом управления, системообразующим элементом которого являются связи управления, придающие ему устойчивость (субординация, координация, кооперация, интеграция).
3. Структуру субъекта управления образовательно-оздоровительной работой в старших классах в школе-комплексе целесообразно моделировать на основе линейно-функционального принципа, что позволяет определить связи как субординации, координации, так и кооперации и интеграции между всеми ее компонентами (школьная администрация, педсовет, медикопсихологическая служба, координационно-досуговый центр, эколого-валео-логическая служба, аналитико-информационный центр).
4. Технологии управления ориентируют всех участников образовательно-оздоровительной работы на создание здоровьесберегающего образовательного пространства, основываясь на следующих основных организационных и психолого-педагогических условиях: организационные (разработка содержания управления образовательной и оздоровительной работой, модернизация управленческой деятельности, создание творческого коллектива, распределение функциональных обязанностей между всеми участниками образовательно-оздоровительной работы, информационное обеспечение образовательно-оздоровительного процесса, мотивация повышения педагогического мастерства) — психолого-педагогические (диагностика физического, психического, социального состояния старшеклассников, дифференциация обучения, интеграция образования и оздоровления) и др.
5. Педагогические основы управления (цель, задачи, содержание, методы, критерии и показатели результатов образовательно-оздоровительной работы) являются фундаментом эффективной деятельности всех участников образовательно-оздоровительного процесса на старшем этапе обучения в школе-комплексе.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечены опорой на научную методологию, способствующую реализации комплексной методики исследования, адекватностью методов исследования его целям и задачамподтверждены данными результатов о положительных изменениях в образовательно-оздоровительном процессе в школе-комплексе на старшем этапе обучения, а также качественным и количественным анализом опытно-экспериментальных данных, личным участием автора во всех этапах исследования.
Апробация материалов диссертации осуществлялась в следующих формах: выступление автора на заседаниях педагогических советов школы-комплекса № 12, на межвузовской научно-методической конференции в Новомосковском институте Российского химико-технологического университета им. Д. И. Менделеева (Новомосковск, 1997), на международной научно-практической конференции, посвященной памяти академика РАО И. Я. Лернера, в Тульском государственном педагогическом университете им. JI. Н. Толстого (Тула,.
1997), на Российской научно-методической конференции по проблеме вариативных технологий гуманистического обучения и воспитания в Рязанском государственном педагогическом университете им. С. А. Есенина (Рязань,.
1998), на межвузовской научно-практической конференции, посвященной 200-летию A.C. Пушкина, в Новомосковском институте Российского химико-технологического университета им. Д. И. Менделеева (Новомосковск, 1999) — участие в научно-методической конференции в НИ РХТУ им. Д. И. Менделеева (Новомосковск, 2001) — участие в городских, районных, областных семинарах по вопросам регионального образованиявыступления автора на ежегодных аспирантских конференциях на кафедре педагогики Тульского государственного педагогического университета им. JI.H. Толстого.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.
По результатам опытно-экспериментальной работы в старших классах школы-комплекса можно заключить: эффективное управление образовательно-оздоровительной работой основано на применении современных методов (наблюдение, анкетирование, беседы, тестирование, изучение продуктов деятельности учащихся и школьной документации и др.), а также на применении нестандартных методов и средств. К их числу относится медико-педагогический мониторинг (долгосрочное наблюдение за качеством обучения и состоянием здоровья старшеклассников).
Смещение акцента управленческой деятельности в сторону оздоровления учащихся привело к качественному изменению образовательного процесса в школе-комплексе. Оздоровительная функция управления, являясь приоритетной, позволила реализовать:
• образовательные программы повышенного уровня подготовки старшеклассников;
• увеличение процента поступления выпускников в ВУЗы;
• формирование отношения к здоровому образу жизни;
• создание благоприятной психологической атмосферы в школе-комплексе;
• стремление выпускников к самовыражению, взаимному обогащению и самоопределению.
Содержание управления модели образовательно-оздоровительной работы определяется внутрисистемными связями и связями со средой:
• субординация;
• координация;
• кооперация;
• интеграция.
Взаимодействию названных связей, их укреплению способствует эффективное управление образовательно-оздоровительной работой на старшем этапе обучения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Проведенное нами исследование позволяет говорить о том, что эффективность управления образовательно-оздоровительной работой в старших классах обеспечивается принципами интеграции, субординации, координации, кооперациисозданием структурированной модели управления, рассматриваемой как специфический объект со сложной интегрированной структурой, которая требует особого подхода к управлению еюналичием субъекта управления, обладающим организационной структурой, ориентированной на повышение эффективности функционирования управления и его развитиеинтеграцией процесса управления образовательно-оздоровительной работой в общую систему управления школой-комплексом.
Условиями эффективного управления выступают:
• обеспечение системности, на основе которой управление образовательно-оздоровительной работой в старших классах рассматривается как элемент системы более высокого порядка;
• соответствие содержания инновационной деятельности педагогического коллектива старшей школы целям и задачам развития школы-комплекса в целом;
• разработка информационных связей управления между всеми участниками образовательно-оздоровительной работы;
• осуществление управленческой деятельности на основе кооперации образовательно-оздоровительных структур;
• интеграция науки и практики;
• охрана и профилактика здоровья старшеклассников на основе диагностики их физического и психического, а также социального состояния;
• демократизация управления через делегирование части управленческих полномочий общественным организациям, родителям и учащимся;
• работа с педагогическими кадрами;
• усовершенствование материально-технической и учебной базы.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Школа-комплекс является полифункциональной системой, в основе которой лежит демократизация образовательного процесса, что позволяет удовлетворять социальные и личностные потребности учащихся.
2. Образовательно-оздоровительная работа в старших классах школы-комплекса является объектом управления, системообразующим элементом которого выступают связи управления (субодинация, координация, кооперация и интеграция).
3. Структура управления образовательно-оздоровительной работой в старших классах в школе-комплексе целесообразно моделировать на основе линейно-функционального принципа, что позволяет определить вышеуказанные связи управления между всеми ее компонентами (медико-психологическая служба, координационно-досуговый центр, эколого-валеологическая служба и т. д.).
4. Технология управления ориентирует всех участников образовательно-оздоровительной работы на создание здоровьесберегающего образовательного пространства, основываясь на следующих основных организационных и психолого-педагогических условиях: организационные (разработка содержания управления образовательной и оздоровительной работой, модернизация управленческой деятельности, создание творческого коллектива, распределение функциональных обязанностей между всеми участниками образовательно-оздоровительной работы, информационное обеспечение образовательно-оздоровительного процесса, мотивация повышения педагогического мастерства) — психолого-педагогические (диагностика физического, психического, социального состояния старшеклассников, дифференциация обучения, интеграция образования и оздоровления).
6. Опытно-экспериментальная работа по внедрению модели управления образовательно-оздоровительной работой в старших классах школы-комплекса показывает, что результаты исследования обеспечивают возможность ее дальнейшего развития и продвижения к более высокому рейтингу школы-комплекса в целом.
7. Педагогические основы управления (цель, задачи, содержание, методы, критерии результатов и показатели образовательно-оздоровительной работы) являются фундаментом эффективной деятельности всех участников образовательно-оздоровительного процесса на старшем этапе обучения в школе-комплексе.
Таким образом, можно отметить, что задачи исследования выполненыгипотеза, в целом, подтвердилась.
Намечены направления дальнейшей опытно-экспериментальной работы:
• совершенствование разработанной модели управления интеграцией образования и оздоровления старшеклассников;
• повышение качества информационного обеспечения, функционирования и развития системы управления на старшем этапе обучения в школе-комплексе.
Список литературы
- Александрова, И. Э. Гигиеническое обоснование организации учебного процесса гимназии: Автореф. дис.. канд. мед. наук/ И. Э .- Нижний Новгород, 1998. — 20 с.
- Амонашвили, Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников: Экспериментально-педагогическое исследование/ Ш. А. Амонашвили. М.: Педагогика. 1984. — 296 с.
- Алексеева, Л.С. Под одной крышей (о взаимодействии науки и практики)/Л.С. Алексеева//Педагогика.- 1992.-№ 1−2.С. 37.
- Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.2/ Б.Г. Ананьев- Под ред. Болдырева и др. М.: 1980.-278 с.
- Ананьева, H.A. здоровье и развитие современных школьников/ H.A. Ананьева, Ю.А. Ямпольская// Школа здоровья.-1994.- № 1.- С.- 14.
- Ангеловски, К. Учителя и инновации. Книга для учителя. Пер. с макед./ К. Ангеловски. М.: Просвещение, 1991. — 159 с.
- Анисимов, Н. Слагаемые инновационного потенциала/ Н. Анисимов// Дир. школы, 1997.-№ 3.-С. 67−71.
- Афанасьев, В. Г. Общество: системность, познание и управление/ В. Г. Афанасьев. М.: Мысль, 1983. — 432 с.
- Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса/ Ю. К. Бабанский.- М.: Просвещение, 1982. 192 с.
- Ю.Бабанский, Ю. К. Личностный фактор оптимизации обучения/ Ю. К. Бабанский // Вопросы психологии. 1984. — № 1.- С. 54 — 56.
- П.Баранов, А. А. Здоровье российских детей/А.А. Баранов // Педагогика. -1999,-№ 8.-С. 41.
- Бараева, О.Ю. Стратегическая деятельность директора как фактор развития школы: Автореф. дис. канд. пед наук/ О. Ю. Бараева.-СПб., 1995.- 30 с.
- Березняк, Е. С. Руководство совр. школой/ Е. С. Березняк. Киев: Рад. школа, 1977. — 157с.
- Безруких, М.М. Школа, проблемы здоровья/ М. М. Безруких, В.Д. Сонь-кии //Образование и здоровье.- Калинин: Изд-во КГПУ им. К. Э. Циолковского, 1999.-С. 11.
- Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии/ В.П. Беспаль-ко.-М.: Педагогика, 1989. 129 с.
- Блонский, П. П. Избранные пед. произведения/ П. П. Блонский. М.: Педагогика, 1961. — 695 с.
- Бондарь, В. И. Управленческая деятельность директора школы: дидактический аспект. В. И. Бондарь. Киев: Рад. школа, 1987. — 156 с.
- Болдырев, В. И. Экология Новомосковского района/ В. И. Болдырев.-Новомосковск, 2000. 152с.
- Бургин, М. С. Инновации и новизна педагогики/ М. С. Бургин // Сов. Педагогика. 1989. — № 12. — С. 36−40.
- Быков, В.П. Организационно-педагогические условия обучения учащихся школ здоровья в районах аварии Чернобыльской АЭС. Дис.. канд. пед. наук/ В. П. Быков. -Брянск, 1999.-134 с.
- Вазина, К. Я. Педагогический менеджмент: Концепция, опыт работы/ К. Я. Вазина. М.: Педагогика, 1991. — 265 с.
- Васильев, Ю. В. Педагогическое управление в школе: теоретико-методологический аспект: Автореф. дис. д-ра пед. наук в форме науч. докл./ Ю. В. Васильев. М., 1992. — 40 с.
- Владимирова, А. П. Инновационные тенденции в образовании как фактор развития педагогического опыта: Автореф. дис.. канд. пед. наук/ А. П. Владимирова. Саратов, 1997. — 23 с.
- Внутришкольное управление: теория и опыт педагогических и управленческих инноваций/ Под ред. Н. В. Горбуновой. М.: Новая школа, 1995.- 112 с.
- Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики /Под ред. Т. И. Шамовой. -М: Педагогика, 1991. 191 с.
- Волчкова, А.П. Управление инновационными процессами в современной школе: организационно-педагогический аспект. Дис.. канд. пед. наук/ А. П. Волчкова. -М., 1999. -162 с.
- Воронин, А. М. Управление развитием инновац. образоват. средн. школы: Дис. к.п.н./ A.M. Воронин.- Брянск, 1995.-154 с.
- Воронин, А. М. Педагогические теории, системы, технологии/ A.M. Воронин, В. Д. Симоненко. Брянск: Изд-во Брянского гос. пед. ун-та им. акад. И. Г. Петровского, 1996. — 133 с.
- Вульфов, Б. 3. УВК как педагогическая система/ Б. З. Вульфов, М.М. Плот-кин // Советская педагогика. 1991. — № 2. — С. 64 — 68.
- Горская, Г. И. Теоретические основы управления (школоведческий аспект)/ Г. И. Горская. М.: Просвещение, 1990.-278 с.
- Горская, Г. И. Организация учебно-воспитательного процесса в школе: Пособие для учителя/ Г. И. Горская, Р. Г. Чуракова.-2-e изд., доп. М.: Просвещение, 1986. — 208 с.
- Гребнев, Е. П. Управление нововведениями/ Е. П. Гребнев. М.: Экономика, 1985.-160 с.
- Данкман, А. М. Структура и содержание управленческой деятельности в профессиональном лицее: Автореф. дис.. канд. пед. наук А. М. Данкман. СПб, 1997. — 23с.
- Дайнеко, О. А. Методологические проблемы науки управления производством/ O.A. Дайнеко. М.: Наука, 1970. — 317 с.
- Дубровина, И. В. Индивидуальные особенности школьника/ И. В. Дубровина.- М., 1977. 64 с.
- Елисеев, К. В. Некоторые особенности жизнедеятельности нововведений в образовании / К.В. Елисеев// Инновационные процессы в образовании: Сб. науч. трудов. Тюмень, 1990. — С. 59 — 66.
- Журавлев, В. И. Взаимосвязь педагогической науки и практики/ В. И. Журавлев. М.: Педагогика, 1984. — 176 с.
- Загвязинский, В. И. Организация опытно-экспериментальной работы в школе. Пособие для рук. школ, учителей и воспитателей/ В. И. Загвязинский. Тюмень: Тюм. об. ИПК, 1993. — 235 с.
- Загвязинский, В. И. Педагогическое творчество учителя/ В. И. Загвязинский. М.: Педагогика, 1987. — 159 с.
- Загвязинский, В. И. Творчество в управлении школой/ В. И. Загвязинский, С. А. Гильманов. М.: Знание, 1991.-61 с.
- Зверева, В. И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы/ В. И. Зверева. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Новая школа, 1997.-320 с.
- Зверева, В. И. Организационно-педагогические условия/ В. И. Зверева.-М.: Новая школа, 1999. 144 с. 47.3осимовский, А. В. Критерии нравственной воспитанности/ A.B. Зоси-мовский//Педагогика. 1992. — № 11 — 12.- С. 26.
- Кальней, В. А. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель-ученик». Методическое пособие для учителя/ В. А. Кальней, С. Е. Шишов.- М.: Педагогическое общество России, 1999. 86 с.
- Капто, А. Е. Организация внутришкольного управления/ А. Е. Капто. -М.: Знание, 1991.-47 с.
- Кармаев, А. Г. Организационно-педагогические основы инновационных процессов в школе: Дис. д-ра пед. наук/А.Г.Кармаев. М., 1997.527 с.
- Карташов, П. И. Внедрение рекомендаций педагогической науки в практику: Организационно-управленческий аспект/ П. И. Карташов. -М.: Педагогика, 1984. 128 с.
- Касаткин, В. Н. Школа здоровья/В.Н. Касаткин // Школа здоровья. -1994.-№ 1.-С. 6.
- Кваша, В. П. Управление инновационными процессами в образовании: Автореф. дис.. канд. пед. наук/В.П. Кваша. Минск, 1994. — 22 с.
- Кларин, М. В. Иновации в мировой педагогике: Обучение на основе исследования, игры, дискуссии/ М. В. Кларин. Рига: НГТУ «Эксперимент», 1995. — 176 с.
- Кларин, М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках/ М. В. Кларин. М.: Арена, 1994. — 222 с.
- Ковалев, А. Г. Психология личности/ А. Г. Ковалев. М., 1962. — 298 с.
- Кон, И. С. Психология старшеклассника/ И. С. Кон. М., 1980. — 192 с.
- Конаржевский, Ю. А. Внутришкольный менеджмент/ Ю.А. Конаржев-ский. М., Новая школа, 1993. — 139 с.
- Конаржевский, Ю. А. Педагогические и управленческие системы (примеры конструирования)/ Ю. А. Конаржевский. Челябинск: ЦНТИ, 1991.-30 с.
- Конаржевский, Ю. А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой/ Ю. А. Конаржевский.— М.: Педагогика, 1986.- 144 с.
- Кондаков, М. И. Теоретические основы школоведения/ М. И. Кондаков. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
- Коноплина, Н. В. Управление инновационными процессами в условиях педагогического колледжа: Дис.. канд. пед. наук/ Н. В. Коноплина. -М.: 1994.-191 с.
- Концепция прогноза развития образования до 2015 года/ Ю. Громыко,
- B. Давыдов, В. Лазарев и др.// Нар. образование. -1993.-№ 1. С. 17−27.
- Краевский, В. В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога исследователя/ В. В. Краевский. — Самара: Изд-во Сам-ГПИ, 1994.- 165 с.
- Краевский, В. В. Моделирование в педагогическом исследовании/ В.В. Краевский// Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В. И. Журавлева. М.: Просвещение, 1988. — 239 с.
- Краевский, В. В. Педагогическая наука и педагогическая практика как единая система /В.В. Краевский// Внедрение достижений педагогики в прак-тику школы/Под ред. В. Е. Гмурмана. М.: Педагогика, 1981.1. C. 39−49.
- Кричевский, В. Ю. Профессиональная деятельность директора общеобразовательной школы как объект междисциплинарного исследования: Дис. д-ра пед. наук/В.Ю.Кричевский. СПб., 1993. — 487 с.
- Кричевский, В. Ю. Управление школьным коллективом/ В. Ю. Кричевский. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. — 118 с.
- Крыжко, В. В. Организационно-педагогические условия повышения эффективности деятельности руководителя школы нового типа: Дис.. канд. пед. наук. /В.В. Крыжко Брянск, 1999. — 1 55с.
- Ксенчук, Е. В. Технология успеха/ Е. В. Ксенчук, М. К. Киянова. М.: «Дело ЛТД», 1993.-192 с.
- Кудряшова, Л. Д. Каким быть руководителем: Психология управленческой деятельности/Л.Д. Кудряшова Л.: Лениздат, 1986. — 160 с.
- Кузнецов, А. И. Разработка образовательного проекта как источник развития педагогического знания: Дис.. канд. пед. наук/ А. И. Кузнецов. -Ростов н/Д, 1993. 190 с.
- Кузнецов, Ю. К. Планирование работы в школе/ Ю. К. Кузнецов. Калинин: КГУ, 1979.-84 с.
- Кузьмина, Н. В. Моделирование/ Н. В. Кузьмина // Методы системного педагогического исследования: Учеб. / Под. ред. Н. В. Кузьминой. Д.: Изд-во ЛГУ, 1980.- 172 с.
- Кустов, Л. М. Исследовательская деятельность инженера-педагога. Основы пед. теории/Л.М. Кустов Челябинск: ЧФ ИРПО МОРФ, 1995.-207 с.
- Лаврененко, Л. Я. Учебно-воспитательный комплекс как эффективное средство экологического воспитания/ Л. Я. Лаврененко // «Социально-политический журнал». 1996. — № 6. — С. 213 — 216.
- Лазарев, В. С. Психология стратегических решений/В.С.Лазарев. М.: ИКФ «Голден Ант», 1994. — 82 с.
- Лазарев, В. С. Управление образованием на пороге новой эпохи// Педагогика. 1995. — № 5. — С. 12 — 18.
- Лазарев, В. С. Как разработать программу развития школы. Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений/ В. С. Лазарев, М. М. Поташник. М.: Новая школа, 1993. — 48 с.
- Лебедев, О. Т. Основы менеджмента: Учебн. пособ/ О. Т. Лебедев, А. Р. Каньковская. СПб. Изд-во Дом «МиМ», 1997. — 192 с.
- Леонтьев, А. Н. Деятельность. Создание. Личность/ А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1977. 304 с.
- Луценко, Л. И. Управление современной школой: Учеб. пособие/ Л. И. Луценко. Тула: ТОИРО, 1994. — 174 с.
- Луценко, Л. И. Инновации в школе: управленческий аспект: Научно-методическое пособие/ Л. И. Луценко. Тула: Изд-во ТОИРО, 1997. — 192 с.
- Малахов, Н. Д. Нововведения в региональном управлении образованием /Н.Д. Малахов// Педагогика. 1996. — № 4. — С. 27−33.
- Маркс, Э. Введение в моделирование школьной организации// Управление в образовании: проблемы и подходы. Практическое руководство/ Э. Маркс М.: Сентябрь, 1995. — С. 199 — 219.
- Макаров, В. С. Менеджер за работой/ B.C. Макаров. М.: Дело, 1989. -144 с.
- Маркова, А. К. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
- Маркова, А. К. Психология труда учителя: Кн. для учителя А. К. Маркова. -М.: Просвещение, 1993. 192 с.
- Махмутов, М. И. Современный урок/ М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1985.- 182 с.
- Майоров, А.Н. Проблемы информационного обеспечения управления образованием /А.Н. Майоров// Школьные технологии.-1999.- № 3.-С.66−85.
- Методы эффективного руководства педагогическим коллективом М.: ИУО РАО, 1994.- 184 с.
- Моисеев, А. М. Актуальные вопросы управления развивающейся школой: Концепция управления развитием школы/ A.M. Моисеев, О. М. Моисеева. Новокузнецк, 1994. — 63 с.
- Морозов, Е. П. Подготовка учителей к инновационной деятельности/ Е. П. Морозов, П.И. Пидкасистый// Сов. педагогика. -1991. -№ 10. С. 88 — 93.
- Мудрик, А. В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения/ А. В. Мудрик. М.: Знание, 1977. — 64 с.
- Найн, А. Я. Педагогические инновации и научный эксперимент/ А. Я. Найн // Педагогика. 1996. — № 5. — С. 10 — 15.
- Оганесова, Т. X. Творческие достижения учителей учебному процессу: Методические рекомендации/Т.Х. Оганесова. — Ростов н/ Д: РГПИ, 1992.-20 с.
- Оганесова, Т. X. Управление инновационными процессами в общеобразовательной школе: Дис.. канд. пед. наук/ Т. Х. Оганесова. Ростов н/Д, 1993.- 194 с.
- Оглоблина, Г. И. Нововведения в управлении образованием/ Г. И. Ог-лоблина // Педагогика. 1993. — № 6. — С. 23 — 28.
- Ожегов, С. И. Словарь русского языка: 70 000 слов/ С.И. Ожегов- Под ред. Н. Ю. Шведовой: 23-е изд., испр.-М.: Рус. яз., 1991.-917 с.
- Омаров, А. М. Социальное управление. Некоторые вопросы теории и практики/ A.M. Омаров. М.: Мысль, 1980. — 269 с.
- Орлихина, Н.Е. Обучение директора в системе повышения квалификации моделированию развития школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук/ Н. Е. Орлихина. Тула., 1998.-20 с.
- Орлов, А. А. Внутришкольное управление: поиск путей эффективности A.A. Орлов // Советская педагогика. 1986. — № 4. — С.71.
- Орлов, А. А. Интегральные процессы в современном образовании/ А. А. Орлов // Тульская школа. 1996. — № 3. — С. 2.
- Орлов, А. А. Мониторинг инновационных процессов в образовании/ A.A. Орлов // Педагогика. 1996. — № 3. — С. 9 — 15.
- Орлов, А. А. Научные основы управления общеобразовательной школой/ A.A. Орлов. М.: МОПИ, 1982. — 102 с.
- Орлов, А. А. Управление учебно-воспитательной работой в школе/ A.A. Орлов. -М.: Прометей, 1991. 184 с.
- Орлов, А. А. Инновации в региональной системе образования: состояние и перспективы /A.A. Орлов// Тульская школа. 1994. — № 2. — С. 2 — 4.
- Орлов, А. А. Мониторинг инновационных процессов в образовании/ A.A. Орлов // Педагогика. 1996. — № 3. — С. 14 — 15.
- Орлов, А. А. Некоторые вопросы управления общеобразовательной школой/ A.A. Орлов //Советская педагогика. -№ 1974.-№ 6. С. 73−76.
- Осмоловская, И. М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе/ И. М. Осмоловская. М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Вопросы: Изд-во НПО «МОД ЭК», 1998.- 160 с.
- Основы внутришкольного управления / Под ред. П. В. Худоминского. -М.: Педагогика, 1987. 168 с.
- Педагогические технологии: что такое и как их использовать в школе: Практико-ориентированная монография / Под ред. Т. И. Шамовой и П. И. Третьякова. М.: — Тюмень: ИПП «Тюмень», 1994. — 277 с.
- Перовский, Е. И. Проверка знаний учащихся в средней школе/ Е. И. Перовский. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-3000 с.
- Петров, Ю. Н. Региональная система непрерывного многоуровневого профессионального образования: (Аспект управления): Автореф. дис.. д-ра пед. наук/ Ю. Н. Петров. Казань, 1996. — 33 с.
- Петровский, А. В. Быть личностью/ A.B. Петровский. М.: Педагогика, 1990.- 112 с.
- Петрова, Н. Ф. Совершенствование обучения и воспитания в учебных заведениях оздоровительного типа: Дис.. канд. пед. наук/ Н. Ф. Петрова.-М.: 1998.- 110 с.
- Петровичев, В. М. Региональное образование: организация, управление развитием/ В. М. Петровичев. Тула: Приок. кн. изд-во, 1994. -288 с.
- Пикельная, В. С. Теоретические основы управления (школоведческий аспект): Метод. пособие/В.С.Пикельная. -М.: Высш. шк., 1990. 175 с.
- Полонский, В. М. Актуальность педагогических исследований/ В. М. Полонский // Сов. Педагогика. 1987. — № 6. — С. 67 — 72.
- Полонский, В. М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник/ В. М. Полонский. М.: Новая школа, 1995. — 256 с.
- Полонский, В. М. Новизна результатов исследования /В.М. Полонский// Педагогика. 1991. — № 5.- С. 63.
- Поляков, С. Д. В поисках педагогической инноватики/ С. Д. Поляков. -М.: Новая школа, 1993. 64 с.
- Поляков, С. Д. Основы теории инновационных процессов в сфере воспитания: Автореф. дис.. д-ра пед. наук/С.Д.Поляков. М., 1994. -40 с.
- Портнов, М. JI. Азбука школьного управления/ M. JL Портнов. М.: Просвещение, 1991.-191с.
- Поташник, М. М. Основные понятия педагогической инноватики/ М. М. Поташник, О. Г. Хомерики //Управление развитием школы /Под ред. М. М. Поташника и B.C. Лазарева- М.: Новая школа, 1995. -С. 102−108.
- Поташник, М. М. Об оптимизации управления школой/ М. М. Поташник // Народное образование. 1984.- № 10.-С.98−104.
- Поташник, М. М. Управление современной школой (В вопросах и ответах): Пособие для руководителей образовательных учреждений иорганов образования/ М. М. Поташник, A.M. Моисеев. М.: Новая школа, 1997.-352 с.
- Поташник, М. М. Инновационные школы России: становление и развитие / М. М. Поташник. М.: Новая школа, 1997. — 352 с.
- Поташник, М.М. Как оценить качество образования в школе/ М.М. ПоташшшУСельская школа. 2000. № 4−5. — С. 33−36.
- Пригожин, А. И. Нововведения: стимулы и препятствия (Социальные проблемы инноватики)/А.И. Пригожин. М.: Политиздат, 1989. — 270 с.
- Развивающееся социально-педагогическое пространство условие развития региона /Под ред. Ю. В. Васильева, А. М. Новикова. — М.: Изд-во ИПК и ПРНО МО, 1994. — 24 с.
- Раченко, И. П. НОТ учителя/ И. П. Раченко.- М., Просвещение, 1982.208 с.
- Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т.2. — М.: Педагогика, 1989. — 328 с.
- Руководство педагогическим коллективом: модели и методы/ Пособие для руководителей образовательных учреждений/ Под ред. B.C. Лазарева- М.: Центр социальных и экономических исследований, 1995. — 158 с.
- Саймон, Г. Менеджмент в организациях. Сокр. пер. с англ/ Г. Саймон, Д. Смитбург, В. Томпсон. М.: Экономика, 1995. — 168 с.
- Симонов, В. П. Директору школы об управлении учебно-воспитательным процессом/ В. П. Симонов. -М.: Педагогика, 1987. —160 с.
- Симонов, В. П. Оценка эффективности учебно-воспитательной деятельности учителя руководителем школы/ В. П. Симонов.- М.: МОПИ, 1985.-93 с.
- Сироткин, Л. Ю. Школьник его развитие и воспитание/ Л.Ю. Сирот-кин. Самара: Самарский гос. ун-т, 1991. — 243 с.
- Скалкова, Я. Методология и методы педагогического исследования: Пер. с чешск./Я. Скалкова. М.: Педагогика. 1989. -224с. (Зарубежная школа).
- Скаткин, М. Н. Методология и методика педагогических исследований/ М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1986. — 152 с.
- Словарь синонимов русского языка/ Под ред. JI. А. Чешко. М., Сов. Энциклопедия, 1969. — 600 с.
- Словарь иностранных слов. 15-е изд., испр. — М.: Рус. яз., 1988. -608 с.
- Словарь иностранных слов под ред. И. В. Ляхина, С. М. Шаумяна, Ф. Н. Петрова (гл. ред.) и др. изд. 6-е, перераб. и доп. -М.: Изд-во Советская энциклопедия, 1964. — 764 с.
- Современный словарь иностранных слов. -М.: Рус. яз., 1993. 740 с.
- Соломенко, J1. Д. Влияние образовательных технологий на состояние здоровья школьников: Дис.. канд. пед. наук/Л.Д. Соломенко. М., 1998.- 329 с.
- Соломович, Г. П. Обновление содержания управления школой дифференцируемого обучения/ Г. П. Соломович, Л. П. Александрова. М.: Новая школа, 1997. — 64 с.
- Стрезикозин, В. П. Руководство учебным процессом в школе. Планирование и организация работы/ В. П. Стрезикозин. М., Просвещение, 1972.-271 с.
- Суворова, А. В. Комплексная оценка состояния здоровья и работоспособности подростков, обучающихся по программе школа-ВУЗ: Авто-реф. дис. канд. мед. наук/ A.B. Суворова. СПб, 1998. — 22 с.
- Сунцов, Н.С. Научно-педагогические основы управления общеобразовательной школой (внутришкольный аспект). Дис.. д-ра пед. наук/ Н. С. Сунцов.-М., 1981.-355 с.
- Сунцов, H. С. Управление общеобразовательной школой: Вопросы теории и практики/ Н. С. Сунцов. -М.: Педагогика, 1982. 144 с.
- Татьянченко, В. С. Организация информационного обслуживания внут-ришкольного управления/ B.C. Татьянченко.- Курган., 1985. 39 с.
- Технология управленческой деятельности зам-ля директора школы/ М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. -160 с.
- Третьяков, П. И. Управление общеобразовательной школой в крупном городе/ П. И. Третьяков. М.: Педагогика, 1991. — 187 с.
- Третьяков, П. Н. Анализ управленческой деятельности руководителей школ /П.И. Третьяков// Советская педагогика. 1991.-№ 1. — С.54- 58.
- Третьяков, П. И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента/ П. И. Третьяков. М.: Новая школа, 1997. — 288 с.
- Турбовский, Я. С. Система вместо стихии /Я.С. Турбовский// Нар. образование. 1988. — № 11. — С. 26−31.
- Тюков, А. А. Критерии оценки эффективности деятельности школы/ A.A. Тюков// Тульская школа.-1994.- № 4. С. 43.
- Унт, И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения/ И. Э. Унт. -М.: Педагогика, 1990. 192 с.
- Управление исследованиями и инновациями. М.: Наука, 1993. — 142 с.
- Управление развитием инновационных процессов в школе / Науч. ред.: Т. И. Шамова, П. И. Третьяков. М.: Прометей, 1995. — 217 с.
- Управление развитием школы: Пособие для рук. образовательных учреждений /Под ред. M. М. Поташника и В. С. Лазарева. М.: Новая школа, 1995. — 464 с.
- Управление школой: теоретические основы и методы. Учеб. пособие / Под ред. В. С. Лазарева. М.: Центр социальных и экономических исследований, 1997. — 336 с.
- Управление качеством образования: Практико-ориентированная монография и метод, пособие / Под ред. М. М. Поташника. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 448 с.
- Управление современной школой. Пособие для директора школы/ Под ред. М. М. Поташника. М.: АПН ЦИТП, 1992. — 168 с
- Ушаков, К. М. Управление школьной организацией: Организационные и человеческие ресурсы/ K.M. Ушаков. М.: Сентябрь, 1995. -128 с.
- Философская Энциклопедия в 5 т. Т. 5/ гл. ред. Ф. В. Константинов.-М.: Сов. энциклопедия, 1970. 740 с.
- Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту /Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1987.- 182 с.
- Фролов, П. Т. Системный подход в управлении педагогическим процессом в школе/ П. Т. Фролов. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1984. — 217 с.
- Фуфаева, О. А. Оценка состояния здоровья учащихся в учреждениях инновационного типа / О. А. Фуфаева // Образование и здоровье. Калинин КГПУ им. К. Э. Циолковского, 1999. — 177 с.
- Хомерики, О. Г. Инновации в практике обучения/О.Г. Хомерики // Педагогика. 1993. — № 2. — С. 41 — 44.
- Хомерики, О. Г. Системное управление инновационными процессами в общеобразовательной школе: Дис.. канд. пед. наук/ О. Г. Хомерики -М, 1996−272 с.
- Чоботарь, А. В. Демократизация внутришкольного контроля/А.В. Чо-ботарь. М.: Знание, 1991. — 64 с.
- Шакуров, Р. X. Социально-психологические основы управления: Руководитель и педагогический коллектив/ Р. Х. Шакуров. М.: Педагогика, 1990.- 181 с.
- Шакуров, P. X. Социально-педагогические проблемы руководства педагогическим коллективом/ Р. Х. Шакуров. М.: Педагогика, 1982. -208 с.
- Шамардин, В. Н. Школа: От конечного результата к творческому поиску/ В. Н. Шамардин, Т. И. Тамбовкина, Н. П. Суслова. — М.: Просвещение, 1991. — 160 с.
- Хозе, С. Е. Директор школы: (из опыта работы)/ С. Е. Хозе. М.: Просвещение, 1979. — 232 с.
- Шамова, Т. И. Менеджмент в образовании/ Т. И. Шамова. — Педагогика, 1992.-218 с.
- Шамова, Т. И. Совершенствование Системы внутришкольной педагогической информации, как важнейшие условие реализации школьной реформы: Метод, рек. /Т.И. Шамова, Т. К. Чекмарева. М.: МГПИ, 1985.-68 с.
- Шамова, Т. И. Исследовательский подход в управлении школой/ Т. И. Шамова. М.: АПН ЦИТП, 1992. — 64 с.
- Шамова, Т. И. Активизация учения школьников/ Т. И. Шамова. М.: Педагогика. — 1982. — 140 с.
- Шарай, Н. А. Особенности управления гимназией: Дис.. канд. пед. наук/ H.A. Шарай. М., 1993. — 255 с.
- Щербо, И. Н. Управление системой коррекционно-развивающего образования в общеобразовательной школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук/ И. Н. Щербо. М., 1998. — 19 с.
- Школа: от конечного результата к творческому поиску: Кн. для учителей /В.Н. Шамардин, Т. И. Тамбовкина, Н. П. Суслова. — М.: Просвещение, 1991.-158 с.
- Щукина, Г. И. Проблемы познавательного интереса в педагогике/ Г. И. Щукина. М.: Педагогика, 1971. — 182 с.
- Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся/ Г. И. Щукина. Педагогика, 1998. — 208 с.
- Эксперимент в школе: Организация и управление / Под ред. М. М. Поташника. М.: НИИ УЭРО, 1991. — 213 с.
- Эллис, А. Педагогические инновации: Пер. с англ./А. Эллис, Д. Фоутс. -М.: ИТПиМИО, 1993.- 105 с.
- Юсуфбекова, Н. Р. Тенденции и законы развития инновационных процессов в образовании/ Н. Р. Юсуфбекова // Новые исследования в педагогических науках. Вып. 2(58) / Сост. И. К. Журавлев, В. С. Шу-бинский. М.: Педагогика, 1991. — 72 с.
- Ямбург, Е. А. Единое образовательное пространство/Е.А. Ямбург // Нар. образование. 1994. — № 1. — С. 24 — 27.
- Ямбург, Е. А. Эта «скучная» наука управления/ Е. А. Ямбург. М.: АПНЦИТП, 1992.-61 с.
- Ямбург, Е. А. Школа на пути к свободе: Культурно-историческая педагогика/ Е. А. Ямбург. М.: «ПЕР СЭ», 2000. — 351 с.
- Ямбург, Е. А. Школа для всех/ Е. А. Ямбург. М., 1997., С. 5.
- Организационная структура управления школой-комплексом № 12 г. Новомосковска