Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Перспективы развития экономических отношений Армении и России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вышесказанное обусловило выбор темы настоящего диссертационного исследования, актуальность которой в условиях сокращающегося в последние годы товарооборота с традиционными внешнеторговыми партнерами (Россия, Белоруссия и ряд других государств), милитаризации экономики, транспортной блокада и с учетом необходимости определения приоритетов внешнеэкономической деятельности не вызывает у ее автора… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Факторы и тенденции развития экономики Армении
    • 1. 1. Отраслевая структура и динамика экономического развития
    • 1. 2. Прямые зарубежные инвестиции в экономику Армении
    • 1. 3. Внешняя торговля Армении
  • Глава 2. Экономические отношения Армении и России
    • 2. 1. Торговые отношения между Арменией и Россией
    • 2. 2. Особенности российских инвестиций в экономику Армении
    • 2. 3. Актуальные вопросы миграции
  • Глава. М 3. Возможности развития экономических отношений России и Армении
    • 3. 1. Влияние выбора различных вариантов внешнеэкономического развития Армении на российско-армянское экономическое сотрудничество
    • 3. 2. Направления военно-технического сотрудничества с Россией
    • 3. 3. Перспективы экономической интеграции России и Армении

Перспективы развития экономических отношений Армении и России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Беспрецедентным явлением мирового масштаба стало появление на карте мира на рубеже 90 — годов десятков новых государств, возникших вследствие распада многонациональных держав, прежде всего Советского Союза. Возникшим суверенным государствам предстояло доказать свою историческую самодостаточность, чтобы занять достойное место в мировом сообществе.

Одним из таких государств явилась Республика Армения1, имеющая глубокие исторические корни национальной государственности, богатые традиции политического, экономического и культурного развития. Возрождение этих традиций, становление национальной экономики на качественно более высоком уровне в условиях глобализации мирового хозяйства стало главной целью избранной армянским народом демократического государства.

На пути достижения этой цели предстояло решить сложные задачи национального обустройства, особенно в области экономики, развитие которой на протяжении почти семидесяти лет было интегрировано в единый народнохозяйственный комплекс бывшего СССР и скоротечно прервано с распадом последнего.

Решение этих задач требовало создания новой модели экономического роста республики.

1 Детально о географическом положении и административном устройстве Армении рассмотрено в Приложении № 1.

Истекший после образования Республики Армения в 1991 г. период становления ее экономики и достигнутые на этом пути результаты свидетельствуют, что созданная модель имеет значительные резервы повышения эффективности решения важнейших для республики задач, в частности экономического роста, привлечения зарубежных инвестиций, интеграции с Россией. Мобилизация этих резервов требует переосмысления целого ряда вопросов современной экономической политики, проводимой в республике, от решения которых будет во многом зависеть будущее развития Армении, ее место и роль на международной арене.

Вышесказанное обусловило выбор темы настоящего диссертационного исследования, актуальность которой в условиях сокращающегося в последние годы товарооборота с традиционными внешнеторговыми партнерами (Россия, Белоруссия и ряд других государств), милитаризации экономики, транспортной блокада и с учетом необходимости определения приоритетов внешнеэкономической деятельности не вызывает у ее автора сомнений. Важность данной работы обусловливается также тем, что избранная тема исследования не получила пока должного научного изучения и освещения в экономической литературе. Автору работы не известны серьезные научные труды, посвященные оценке качества экономического роста Армении, анализу экономических отношений с Россией. Существующие работы в основном констатируют определенные явления, особенно позитивные (экономический рост, диверсификация отраслевой структуры и географии внешней торговли, снижение инфляции в республике, сокращение внешнеторгового дефицита и др.), как правило, не вдаваясь в происхождение этих явлений, анализ их качества и проблем развития. «Забытыми» среди современных экономистов оказались вопросы интеграции Армении и России.

Объектом диссертационного исследования являются внешнеэкономические связи Армении с Россиейпредмет исследования составляют характер и направления экономического сотрудничества Армении и России, перспективы и механизмы развития такого сотрудничества.

Целью настоящего диссертационного исследования является оценка современного этапа экономического развития Армении, анализ внешнеэкономического сотрудничества с Россией и выявление возможностей развития интеграции наших стран.

В плане достижения поставленной цели в рамках данной работы предполагается решить следующие задачи:

• рассмотреть факторы экономического развития и инвестиционный климат Армении;

• проанализировать динамику и структуру внешней торговли и возможностей развития экспортных отраслей;

• изучить современный характер и направления армяно — российского экономического, а также тесно связанного с ним военно — технического сотрудничества;

• рассмотреть направления российско-армянского экономического сотрудничества обусловленные выбором приоритетов внешнеэкономической политики Армении;

• выявить перспективы экономической интеграции Армении и.

России.

В работе использованы методы количественных исследований, статистического и сравнительного анализа, графические методы, экспертные оценки с использованием первичных и производных материалов.

Теоретической основой диссертационного исследования послужили труды армянских, российских и некоторых зарубежных ученых и специалистов, в частности Гаспаряна А., Мелкумяна С., Тоганяна В., Котанджяна Г., Искандаряна А., Осьмовой М. Н., Захарова А. В., Кулакова М. В., Фаминского И. П., Шишкова Ю. В., Кругмана П., Фридмана М., Линдерта П.Х.

В диссертационном исследовании использованы материалы, в том числе статистические, представленные исполнительными органами власти Армении — Минэкономразвития, Национальной статистической службой, а также Ереванским государственным университетом, Госкомстатом России, статистическим управлением Секретариата СНГ. Кроме того использована информация из средств массовой информации и Интернет.

В своем диссертационном исследовании автор сконцентрировал внимание на макроэкономическом анализе показателей, в наибольшей степени характеризующими экономическое положение Армении, и направлений ее внешнеэкономического развития, определяющих перспективы роста. В частности, внимательно рассмотрены показатели объема и структуры производства, источники и динамика прямых зарубежных инвестиций, структура, направления и природа внешней торговли Армении. В то же время от детального рассмотрения вопросов динамики цен, таможенных пошлин, валютных курсов и других, безусловно, важных для максимально полного раскрытия предмета исследования, однако чрезмерно его утяжеляющих и лишь дополняющих полученные основные результаты, автору пришлось отказаться. Вместе с тем в работе специально рассмотрены основные аспекты внешнеэкономических связей и вопросы военно-технического сотрудничества между Арменией и Россией, проанализированы возможные модели экономического развития Армении, так как они непосредственно влияют на перспективы их двусторонней интеграции.

Научная новизна данного диссертационного исследования заключается в следующем:

• выявлены основные факторы и особенности экономического развития Армении. В выборе модели экономического развития приоритетным для Армении является развитие экспортных отраслей с внедрением институтов инновационного развития. В этом направлении следует исходить из принципа максимизации добавленной в Армении стоимости, наличия в стране высококвалифицированной рабочей силы и многомиллионной армянской диаспоры за рубежом, привлечения прямых зарубежных инвестиций. На пути экспортоориентированного роста экономики Армении основной проблемой является инфраструктурная недостаточность и относительно слабая связь рыночной динамики с институциональной средой. Географическая структура прямых зарубежных инвестиций в экономику Армении характеризуется наличием многочисленной армянской диаспоры в стране-эмитенте;

• выделены основные особенности географической и товарной структуры внешней торговли Армении, обусловленные, прежде всего, сравнительными преимуществами страны и характером взаимоотношений с соседними государствами. На основе этого анализа сформулированы рекомендации по улучшению экспортных возможностей страны по конкретным отраслям (ИТ, ювелирное дело, коньячное производство).

• определены направления и характер международной торговли между Арменией и Россией.- В целом значительные различия в обеспеченности факторами производства обусловили межотраслевой обмен товарами, а в химической и электронной промышленности, благодаря эффекту экономии от масштабов производства, существуют признаки внутриотраслевой торговли;

• раскрыт один из специфических источников российских инвестиций в экономику Армении. Государственный долг Армении за поставки российских энергоносителей был покрыт путем передачи России пяти армянских предприятий военно-промышленного комплекса (ВПК) и электронной промышленности по схеме «инвестиции в счет долга». Эти предприятия из-за отсутствия государственного заказа простаивали, а их передача России способствовала не только решению проблемы задолженности, но и открывает возможности для реализации производственных возможностей этих предприятий и созданию рабочих мест;

• выявлены основные экономические выгоды и опасности, связанные с эмиграцией армянских рабочих в Россию. Армянская диаспора в России насчитывает более 2,3 млн. человек, а размер ее ежегодных денежных переводов составляет более 700 млн долл. США, что превышает доходы госбюджета страны. Потери Армении от эмиграции связаны с «утечкой умов» и принципом обмена средствами во времени между поколениями. До достижения трудового возраста эти мигранты воспользовались бюджетными средствами Армении, но в возрасте трудовой активности они участвуют в формировании бюджета России. Экономия затрат на подготовки этих кадров является одной и ключевых видов выигрыша России от иммиграции. Существенной проблемой для России остается нелегальная миграция, которая ухудшает криминогенную обстановку в России, особенно в Москве;

• на основе анализа особенностей экономического развития Армении, ее внешнеэкономического сотрудничества с Россией сформированы выводы о направлениях и перспективах развития такого сотрудничества, обусловленного необходимостью развития интеграционных процессов с Россией как основы долгосрочной стратеги внешнеэкономической политики Армении.

Настоящее диссертационное исследование имеет преимущественно прикладной характер, результаты которого могут быть широко использованы в практических целях, в частности при разработке внешнеэкономической политики будущего Армении. Предполагается, что полученные результаты будут использованы Министерством торговли и экономического развития Армении при разработке инновационных программ. Кроме того, эти результаты будут направлены в экономические службы правительства республики для изучения и возможного учета при выработке нового экономического курса.

Работа прошла апробацию на кафедре экономики зарубежных стран и внешнеэкономических связей экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Предложения диссертационной работы в апреле 2005 г. обсуждались на специальном комитете Минэкономразвития Армении по формированию стратегии экономического развития страны до 2020 г. и в Ереванском отделении межпарламентской комиссии по сотрудничеству Армении и России.

Заключение

.

Исследование экономического положения Армении, российско-армянского экономического сотрудничества и возможностей развития внешнеэкономических связей Армении и России позволяет сделать следующие основные выводы и рекомендации.

1. Современная структура экономики Армении имеет смешанный индустриально — аграрный характер, в значительной степени сложившийся в предыдущие десятилетия. В настоящее время Армения обеспечивает средние темпы экономического роста на уровне 6−10%, но не добывается ощутимых результатов в деле сокращения неравенства и доли теневой экономики. Слабая связь рыночной динамики с институциональной средой, клановый менталитет, низкая этика бизнеса, сращение крупного бизнеса и политики, монополизированность многих отраслей экономики Армении ограничивают свободную конкуренцию и развитие среднего и мелкого бизнесов. В целом проведенный анализ позволил сделать вывод о приоритетности экспорто-ориентированного роста экономики Армении и разработать концепцию развития приоритетных отраслей экономики страны — ИТ, обработка драгоценных камней, коньячное производство.

2. Трудности внешней торговли Армении обусловлены ограниченным количеством конкурентоспособных на мировом рынке товаров, ее географическим положением и проблемами транспортной инфраструктуры, являющиеся результатом блокады со стороны Турции и Азербайджана. Армении следует развивать производственную кооперацию и акцентироваться на таких отраслях, которые имеют широкие возможности экспорта в условиях неразвитости транспортно-коммуникационной системы, как ювелирное дело, обработка драгоценных камней и т. д. В этом плане очень важно учитывать положительный опыт стран, которые имели успех в развитии данных отраслей.

3. Существенные различия в обеспеченности факторами производства обусловили межотраслевой характер внешней торговли Армении и России. Отсутствие общей границы и региональные конфликты (абхазский, южноосетинский, нагорно-карабахский конфликты, напряженные отношения России и Грузии) сделали надежным экспорт только тех товаров, перевозка которых возможно воздушным транспортом. В целом, либеральная законодательная база, благоприятный политический климат, активная деятельность российских компаний ТЭК позволили России постепенно увеличить свою долю во внешней торговли Армении и стать ее крупнейшим торговым партнером. Автором определены направления развития тех отраслей экономики Армении, которые имеют значительный потенциал для увеличения объема торговли с Россией.

4. Прямые зарубежные инвестиции являются важным источником капитальных вложений, открывают возможность приобщения к новейшим иностранным технологиям, привлечения высококвалифицированных специалистов и управленцев, расширения экспортных поставок, реализации правительственных программ социально-экономического развития. Но рассчитывать на их больший приток в условиях полузакрытой страны, низком уровне развития нормативно-правовой базы, коррумпированной системы государственного контроля не приходится. Основные страны-инвесторы характеризуются наличием многочисленной армянской диаспоры в этих странах. Прямые инвестиции России в экономику Армении наиболее активно осуществляются на корпоративном уровне за счет крупнейших российских компаний, благодаря вливаниям которых в республике создан ряд совместных предприятий, в том числе «АрмРосГазпром», «АрменАл», АрмСбербанк, Армавиа и экспансии РАО «ЕЭС России» в закавказском направлении. Решение вопроса покрытия государственного долга Армении и развития инвестиционной деятельности удалось решить благодаря применению схемы «долги в обмен на инвестиции», согласно которому пять предприятий ВПК и электронной промышленности Армении перешли в собственность России. Данная схема является достаточно эффективной и может применяться по отношению остальных участников СНГ — должников России.

5. Армянская диаспора в России является крупнейшим в мире и по численности сопоставима с населением Армении. Значительный объем денежных переводов армянских мигрантов являются единственным источником дохода многих семей в Армении. Армянская диаспора в России стала одним из важнейших факторов, содействующих интенсификации сотрудничества между нашими странами, развитию их интеграции. Анализ миграционных проблем позволил выделить основные опасности и сформировать приоритетные задачи, решение которых будет способствовать улучшению результатов от миграции.

6. Изучение опыта внешнеэкономического развития зарубежных стран с одной стороны позволил определить основные факторы роста, а с другой стороны — определить возможные направления связей между выбором приоритетов внешнеэкономической политики и развитием российско-армянского экономического сотрудничества. Выбор моделей (Ирландия, Израиль), которые смогли бы обеспечить наиболее высокие результаты экономического роста Армении предполагают развития интеграции с Россией.

7. На основе изучения экономических возможностей Армении, структуры российско-армянского сотрудничества автор делает выводы о возможных экономических выгодах развития интеграции наших стран, которая открывает широкие возможности для торгового сотрудничества, миграции капитала и в результате приводит к улучшению экономических показателей. С этой целю автором исследованы пути и особенности поэтапного развития интеграции Армении и России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. лет Содружества Независимых Государств (1991−2000): Статистический сборник / Межгосударственный статистический комитет СНГ.М., 2001.
  2. Армения: Проблемы независимого развития // под общей редакцией Е. Кожокина. М.: Российский институт стратегических исследований, 1998.
  3. Н.М. Финансово-правовое регулирование внешней торговли. М.: МЦУПЛ, 1999.
  4. JI. С., Кротов М. Н. — «Структурные реформы и экономическая интеграция: опыт и проблемы СНГ», СПб, 1996
  5. В.Н., Хлопов К. В. Внешняя торговли Российской Федерации. М.: Юристъ, 2001.
  6. А. Государственный долг: уроки кризиса и принципы управления. — М.: Городециздат, 2001.
  7. Внешняя задолженность стран-членов СНГ: состояние, динамика, перспективы. ИМЭПИРАН, М., 1998.
  8. Внешняя торговля Республики Армения / сборники Национальной статистической службы Армении 2003−2005гг.
  9. Внешняя торговля России на рубеже веков / под ред. С. И. Долгова.- М.: Экономика, 2000
  10. О. Политика России в конфликтах на Кавказе. Северный Кавказ-Закавказье. М., 1997.
  11. Е., Круговой В. Таможенные режимы: практические аспекты таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности. М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999
  12. ., Дюссонс П. Стратегические альянсы. М.: Инфра-М, 2002
  13. А. Национальная идея в постсоветском пространстве. М., 2000.
  14. Глобализация мирового хозяйства и национальные интересы России под. ред. В. П. Колесова, М. Н. Осьмовой. М.: ТЕИС, 2002
  15. Глобализация экономики и внешнеэкономические связи России / под ред. И. П. Фаминского. М.: Республика. 2004
  16. Ю.В. Россия и Белоруссия на пути к единению. Проблемы экономической безопасности союзного государства. М., 2001.
  17. Т.П., Окрут З. М. Свободные экономические зоны. М.: Инфра-М, 1998.
  18. И.И. Всемирная торговая организация. М.: Экономика, 2003
  19. А.В. О концепции единого валютного пространства СНГ. М.: ЮР. Дом. «Юстицининформ», 2002.
  20. В.П., Галустьян О. А. Россия и Армения: размышления о прошлом, настоящем, будущем. М.: Олма-Пресс, 2003.
  21. В.А. Международная миграция населения: история и теория изучения. М.: Диалог МГУ, 1999.
  22. А. Все дороги ведут в Карабах // Новое Время, 1993, № 50
  23. В. Как это было? // Международная жизнь, 1996 № 5
  24. В. Россия и «минская группа» СБСЕ // Сегодня, 1994 14/06
  25. А.Н. Проблемы международного трудового обмена и Россия // Серия «научные доклады». М.: Московский общественный научный фонд, 1999.
  26. У. Россия, Закавказье и Центральная Азия: нефть, трубопроводы и геополитика // «Казахстан и мировое сообщество». 1995, № 2,3.
  27. В., Рыбаков О., Чекуров В. Пути формирования новой системы экономических отношений гоударств СНГ. М., 1994.
  28. А. Российское миротворчествоб легких решений не бывает // Новое Время, 1994, № 4
  29. В. П. Кулаков М.В. Международная Экономика. М.: Инфра-М, 2004.
  30. Г. С. Особенности разрешения карабахского конфликта. Карабах: конфликт-консенсус. Ереван 1997.
  31. П., Обстфельд М. Международная экономика: Теория и Политика / пер. с англ. М: ЮНИТИ 1997
  32. П.Х. Экономика мирохозяйственных связей / пер. с англ. -М.: Прогресс Универс, 1992.
  33. Международная миграция населения: Россия и современный мир / под ред. В. А. Ионцева. Вып. 1,2. М.: Диалог МГУ 1998.
  34. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник / под ред. Красавиной JI.H. М.: Финансы и Статистика, 2000.
  35. Международные экономические отношения / под ред. И. П. Фаминского М.: Экономистъ, 2004
  36. С. Внешнеэкономические связи Республики Армения (на армянском языке). Ереван 2004
  37. Минэкономразвития Армении www.gov.am
  38. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран / под ред. В. П. Колесова, М. Н. Осьмовой. М.: Флинта, 2000.
  39. В. Карабахский конфликт в контексте международных отношений. Армения: проблемы независимого развития. М., 1998.
  40. Особенности и этапы экономических реформ государств-участников Содружества Независимых Государств. Аналитический доклад ИК СНГ под ред. В. А. Шульги. М., 2000.
  41. Т.А., Линдерт П. Х. Международная экономика. М.: Дело и Сервис, 2003.
  42. Россия и страны Содружества Независимых Государств. М., 1990.
  43. Сайт общественной организации «Союз Армян России» www.soyuzarmyan.ru
  44. М. Политические проблемы Кавказа и Армения. Ереван, 1998.
  45. В.Г. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности. М.: Экономисть, 2004.
  46. А. Энергетические узлы Армении. Ереван, 1998.
  47. Содружество Независимых Государств и страны мира. М., 1999.
  48. Содружество Независимых Государств. Статистический ежегодник / Межгосударственный статистический комитет СНГ.- М., 2002, 2003, 2004гг.
  49. А. Некоторые проблемы внутрирегиональной торговли СНГ // МЭ и МО. 2000. № 6.
  50. Социально-экономическое положение Республики Армения / сборники Национальной статистической службы Армении 2003−2005г.
  51. Е., Бяхман Л., Кротов М. Экономика Содружества Независимых Государств накануне третьего тысячилетия. СПб., 1998.
  52. Таможня. Все пошлины, налоги, сборы и платежи: Справочник/ под ред. В. В. Карпова. — М.: Экономика и финансы, 2001.
  53. B.C. Социально-политические и экономические аспекты армяно-российских отношений М.: РИЦ ИСПИ РАН, 200.
  54. Управление внешнеэкономической деятельностью хозяйствующих субъектов в России: Учеб. Пособие / под ред. Э. Э. Батизи. М.: Инфра-М, 1999.
  55. И.Н. Внешнеэкономические связи России: статистико-аналитический справочник. М.: Международные отношения, 2001.
  56. И.Г., Малаха И. Л. Утечка умов — причины, масштабы, последствия. М.: Эдиториал, УРСС, 1999.
  57. Центральный Банк Армении, Банковская система и надзор Банки Армении, www.cba.am
  58. В. Пути формирования интеграционных механизмов в СНГ // Федерация. 1996. № 2.
  59. С.Е. Россия в условиях глобализации мировой экономики. — М.: Буквица, 2001.
  60. О.В. Экономика и внешнеэкономические связи России в условиях глобализации. М.: МАКС Пресс, 2003.
  61. Г., Пресняков В., Фаминский И. Регулирование внешнеэкономических связей. М.: Инфра-М, 1997.
  62. Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не интегрируются страны СНГ. М.: НПIII тысячелетие. 2001.
  63. В. Нефть и политика Азербайджана // «Исследования ЦМИ МГИМО». М., 1997, № 9.
  64. Н. Институциональная система СНГ: направления дальнейшего совершенствования // МЭ и МО. 2000. № 10.
  65. Ю.А., Рожков К. Л., Рыбалкин В. Е., Фишер Георг. Международные экономические отношения. Интеграция. М.: Банки и биржи, 1997
  66. Экономико-правовые вопросы государственного регулирования и организации внешней торговли РФ/ под ред. В. И. Дворцова. М.: Экономика, 2001.
  67. Burg S.L. The Soviet Unions Nationalities Question // Current History. 1998, October
  68. Davydov O. Inside out. The Radical Transformation of Russia Foreign Trade, 1992−1997/New York: Fordham University Press, 1998.
  69. European Commission, The EU’s Relations with Armenia 2000.
  70. Felix N. Kovalev Russia’s Position on Caspian Oil Transportation to the World Markets. Presentation to the First International Conference «Caspian Oil, Gas and Pipelines». N.Y. May 1997.
  71. Grigorian A. Distribution of Power and Irredentist Ethnic Wars. Chicago, 1996
  72. Hakala Terhi. The OSCE Minsk Process: A Balance After Five Years. Helsinki Monitor. Vol. 9. 1998. № 1.
  73. Hulburt H. Russia, the OSCE and European Security Architecture// Helsinki Monitor. 1995. vol.6. № 2
  74. Jeremy Р/ Carver and Greg Englefield/ Oil and Gas pipelines from Central Asia: A new Approach. World Today/ Vol.50, 1994, June, № 6.
  75. Lane J.E., Ersson S. Government and the Economy: a global perspective. London: Continuum, 2002.
  76. OSCE Lisbon Document 1996/ Lisbon, 1996
  77. The EU relations with Armenia Overview, 26-е октября 2001 г., http://europa.eu.int/comm/externalrelations/armenia/intro/index.htm
  78. Zagorsky A. The CSCE and the Euro-Asian Challenge // Lucas M.R. (ed.). The CSCE in the 1990s: Constructing Security and Cooperation. Baden-Baden: Inst, for Peace and Security -olicy at the University of Hamburg, 1993
  79. Материалы на сайтах Интернета80. www.aravot.am81. www. Armenia2020.org82. www.armnet.ru83. www. club2015.ru84. www.government.gov.ru85. www.regnum.ru/news/armenia/86. www.minted.am87. asamsu.ru88. armstat. am
Заполнить форму текущей работой