Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические условия развития творческих качеств личности в процессе профессионального самоопределения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблемой формирования и развития творческих качеств личности занимались многие отечественные педагоги и психологи. Проблемой творческой деятельности человека занимались ученые — педагоги: П. Н. Андрианов, И. Г|Волков, Л. М. Тряпицина и др., психологи: Д. Б. Богоявленская, Р. Барановская, В. Н. Дружинин, А. М. Матюшкин, А. Я. Пономарев, А. Т. Шумилин и др. Развитием эмоционально-ценностной сферы… Читать ещё >

Содержание

  • j t. ¦ ¦ - ь ' -i тг ': /
  • 5. ¦ I
  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЮФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
    • 1. 1. Проблема профессионального самоопределения в психологоредагоппеской литературе
    • 1. 2. Особенности развития личности юношеского возраста
    • 1. 3. Развитие творческих качеств личности как условие профессионального самоопределения
  • Выводы
  • ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
    • 2. Д. Особенности активизации профессионального самоопределения студентов в учреждениях среднего профессионального образования
    • 2. $, Развитие творческих качеств личности в учебном процессе и tefooft Деятельности
  • Психолого-педагогическое сопровождение студентов СПО цессе профессионального самоопределения

Педагогические условия развития творческих качеств личности в процессе профессионального самоопределения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Новые условия, связанные с социально-экономическими преобразованиями в нашей стране, существенно повлияли на все сферы жизни, изменили цель и характер труда. Сегодня все больше осознается необходимость в специалистах, способных к самореализации и функционированию в новых социально-экономических условиях. Коренные изменения в педагогическом процессе позволяют наметить новые тенденции, связанные с созданием целостной системы по реализации профессионального самоопределения личности через выявление, развитие и использование способностей, личностной активности, раскрытия мотивационной сферы, и целевую, жизненную ориентацию.

Создание условий для свободного проявления индивидуальных способностей личности — ведущая задача переустройства системы образования. Очевидно, что переориентация профессионального образования должна осуществляться не только с учетом развития производства, общественно-социальных запросов, его условий и потребностей, гибко реагировать на интересы рынка труда, а в первую очередь ориентироваться на личностную направленность, на перспективную подготовку молодого специалиста, создавая предпосылки для его социальной защищенности в новых экономических условиях. Необходимость ориентации на творческий, производительный труд, в котором наиболее полно проявятся характерные для личности и существенные для общества цели и результаты, определяет значимость проблемы личностного и профессионального самоопределения.

В настоящий момент обострились противоречия, обусловленные: высокими профессиональными требованиями к личности выпускников и недостаточностью подготовки специалистов со сформированными творческими качествамипотребностью современного рынка в специалистах, способных к самоактуализации, и недостаточной готовностью профессиональных учебных заведений в их подготовкеотсутствием единого психолого-педагогического образовательного пространства для выявления и развития творческих качеств личности и необходимостью целостного подхода в развитии профессионального самоопределениямножеством психологических проблем, возникающих в учебновоспитательном процессе, и сложностью их разрешения одним профессиональным специалистом (психологом) — отсутствием психологической подготовки по осознанию обучающимися личных особенностей и необходимостью такого понимания для процесса профессионального самоопределения.

Проблема профессионального самоопределения исследовалась в различных аспектах, в том числе и с позиций формирования готовности молодого человека к оптимальному и быстрому вхождению в социальные и производственные отношения. Решению этой проблемы посвящены работы: Б. Г. Ананьева, А. Г. Асмолова, П. Р. Атутова, С. Я. Батышева, Л. И. Божович, Э. Н. Гусинского, В. В. Давыдова, А. М. Новикова,.

К.Г.Кязимова, B.C. Леднева, В. А. Полякова, М. С. Савиной, И. Д. Чечель и др.

Адекватное профессиональное самоопределение предполагает прежде всего, личностную психологическую зрелость, развитие рефлексии, умение выявлять имеющиеся профессиональные способности, оценивать возможности и резервы личности. Различные аспекты самоопределения личности рассматривались в работах Б. Г .Ананьева, М. Р. Гинзбурга, Е. А. Климова, А. К. Марковой, В. А. Полякова, Н. С. Пряжникова, С. Н. Чистяковой и др.

Успешное самоопределение личности базируется на понимании и изучении самой личности, ее мотивационной и потребностной сферы. Проблемой исследования личности занимались: Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, И. С. Кон, Н. А. Леонтьев, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе, Д. Б. Эльконин и др., дальнейшее развитие проблемы исследования личности можно связать с работами К.А.Абульхановой-Славской, Л. И. Анцыферовой, АГ. Асмолова, Л. И. Божович, А. Г. Ковалева, И. И. Непомнящей, В. С. Леднева, Д. А. Леонтьева и многих других.

Рассмотрением концепций теории личности занимались зарубежные авторы: З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм, Г Олпорт и др., изучением творческих способностей — Д. Гилфорд, Е. П. Торранс, Д. Джонсон, Д. Уильямс и др. Одним из ведущих зарубежных направлений в изучении личности сегодня является гуманистическое направление, основными представителями которого являются А. Маслоу и К.Роджерс.

В соответствии с психологической возрастной периодизацией период обучения в профессиональных учебных заведениях характеризуется как этап профессионального самоопределения личности. Именно на данном этапе необходимо выделять конкретные качества личности студентов, наиболее значимые для их целенаправленного формирования, это — самооценка, на которую оказывают влияние уровень притязаний, удовлетворенность деятельностью, система значений и смысла деятельности, ответственность перед собой и обществом за результаты деятельности, способность к принятию позЕркй другого человека, коммуникативная деятельность. Эти факторы могут влиять на личность непосредственно или опосредованно, через создание твор§ еского, развивающего психолого-педагогического пространства, в котором профходит достижение высокого уровня активности, развитие творчества и понимание необходимости собственной реализации. В основу создания такого развивающего пространства должны быть заложены новые подходы. А. М. Новиков выделяет основные принципы, лежащие в основе современного образования, — это принцип сотрудничества и принцип открытости.

Подобные принципы лежат в основе теории самоорганизациисинергетики, которая была выдвинута рядом выдающихся ученых (Дж. Николис, И-Стенгерс, Круазе, Штаулер, И. Пригожиным, Е. Н. Князевой, В.И.Рузавиным). Синергетика направлена на раскрытие универсальных механизмов самоорганизации сложных систем, как природных, так и человекомерных, в том числе когнитивных. Ю. В. Шаронин обосновал использование принципов фнергетики в исследовании природы творчества. Г. В. Безюлева, Л. И. Лепилина,.

I перенося синергетические принципы на систему образования, выделяют педагогические аспекты синергетических факторов.

Исходя из синергетического подхода, определяются и качества творческой личности: активность, диалогичностъ мышления, открытость, воображение, нравственно-ценностные ориентации, свобода самовыражения и ответственность, удовлетворенность деятельностью.

Проблемой формирования и развития творческих качеств личности занимались многие отечественные педагоги и психологи. Проблемой творческой деятельности человека занимались ученые — педагоги: П. Н. Андрианов, И. Г|Волков, Л. М. Тряпицина и др., психологи: Д. Б. Богоявленская, Р. Барановская, В. Н. Дружинин, А. М. Матюшкин, А. Я. Пономарев, А. Т. Шумилин и др. Развитием эмоционально-ценностной сферы личности — Л. А. Волович, И^Зарецкая, Б. Т. Лихачев, В. Г. Разумный, Б. А. Эренгросс и др. Проблему диалога рассматривали философы — М. М. Бахтин, В. С. Библер, Г. Буш и др., вопросы общения — Г. М. Андреева, А. Н. Леонтъев, А. В. Петровский, Л. А. Петровская, Р. С. Немов и др., исследованием технического творчестваГ.С.Алышуллер, В. И. Белозерцев, Е. В. Попов и др., изучением интуиции в творческой деятельности — Р. М. Грановская, И. Я. Березина, А. Н. Григорьева и др.

Развитие творческих качеств личности обеспечивается системой гуманистического педагогического взаимодействия. Взаимодействие это всегда диалогическое, творческое, личностное и индивидуализированное. Оно реализует не просто передачу знаний от преподавателя к студенту, а их совместное конструктивное взаимодействие — сотрудничество, диалог и личностный рост. В условиях новых форм учебного взаимодействия позиция преподавателя изменяется от простой помощи к партнерству, а затем к доброжелательной, стимулирующей под держке самостоятельной продуктивной деятельности обучающихся, проявлению познавательной творческой инициативы. В этом случае позиция учащегося приобретает действующую роль, что приводит к формированию активной жизненной позиции.

Педагогические концепции системного подхода с позиций социально-педагогических процессов разрабатывались Ю. К. Бабанским, В. В. Краевским, Н. Н. Палтышевым, М. Н. Скаткиным и др., концепции педагогических инноваций.

Ю.К.Бабанским, В. В. Давыдовым, Л. В. Занковым, И. А. Зязюном, М. И. Махмутовым, И. П. Смирновым, В. А. Сухомлинским и др., проблемой управления образованием с позиций методологических основ занимались Ю. В. Васильев, М. М. Поташник, И. П. Смирнов, Р. Х. Шакуров и др., проблема профессионального образования раскрывается в трудах А. П. Беляевой, В. П. Беспалько, Е. Я. Бутко, Э. Д. Днепрова, В. П. Зинченко, А. Н. Лейбовича, АК. Марковой, А. М. Новикова, Б. М. Неменского, А. В .Петровского, И. П. Смирнова, М. П. Сибирской и др., положения общей теории управления, педагогические и психологические теории разрабатывались А. Т. Глазуновым, Б. С. Гершунским, А. М. Новиковым, Е. В. Ткаченко, Г. П. Щедровицким и др.

Изучение исследований по данной проблеме и анализ экономической ситуации в России, проведенный с позиции потребностей запросов общества и самой личности в творческой самореализации, позволяет сделать вывод о целесообразности разработки и обоснования педагогических условий, необходимых для развития творческих качеств личности студентов в процессе профессионального самоопределения в условиях учреждения среднего профессионального образования (далее СПО). Поиск путей решения проблемы определил выбор темы нашего исследования «Педагогические условия развития творческих качеств личности в процессе профессионального самоопределения».

Цель исследования: определение условий и средств организации учебного процесса и внеучебной деятельности, обеспечивающих развитие творческих качеств личности студентов в процессе профессионального самоопределения.

Объект исследования: процесс развития творческих качеств личности студентов СПО.

Предмет исследования: педагогические условия развития творческих качеств личности студентов СПО в процессе профессионального самоопределения.

Исходя из поставленной цели, объекта и предмета исследования, на основе анализа психолого-педагогической литературы и имеющегося опыта работы, была сформулирована гипотеза: развитие творческих качеств личности, способствующих профессиональному самоопределению, может быть реализовано в учебном процессе при выполнении следующих педагогических условий: реализация целостного подхода в организации учебного процесса, обеспечивающего перспективное профессиональное самоопределение студентоворганизация психолого-педагогического сопровождения студентов СПО в учебном процессеактивное включение студентов в разнообразную учебную и внеучебную деятельность, способствующую развитию творческих качеств личностисоздание открытой системы взаимодействия и взаимообмена с окружающей средой.

На основе данной гипотезы сформулированы задачи исследования:

1. Проанализировать состояние проблемы профессионального самоопределения студентов среднего профессионального образования.

2. Выявить педагогические условия, обеспечивающие развитие творческих качеств личности в учебном процессе и во внеучебной деятельности.

3. Обосновать необходимость развития творческих качеств личности для успешного осуществления процесса профессионального самоопределения.

4. Осуществить экспериментальную проверку выявленных педагогических условий в учебном заведении среднего профессионального образования.

Методологической основой исследования является концепция развития личности, теория деятельности и поэтапного формирования умственных действий, идея творческого развития личности в процессе обучения и воспитания, философское положение о синергетическом восприятии мира, представление учебного заведения как открытой саморазвивающейся системы с многовариативными подходами и диалогическими связями.

Методы исследования:

1. Теоретические методы, заключающиеся в изучении, отборе и систематизации педагогических, психологических и философских материалов по данной проблеме, включающие анализ и прогноз по результатам исследования, выстраивания учебного процесса;

2. Экспериментальные методы, содержащие тестирование, анкетирование, наблюдение, изучение документации и программ, проведение экспериментальных факультативных занятий по развивающим педагогическим технологиям и их анализ;

3 .Опытно-экспериментальная работа, включающая педагогические экспериментальные этапы: констатирующий, формирующий эксперимент, контроль и обработка результатов.

Основные этапы исследования:

I. (1995 — 1996 гг.) Изучение и анализ теоретических основ данной проблемы в области педагогики и психологии. Определение цели и задач исследования. Разработка методики экспериментальной работы. Проведение констатирующего эксперимента и обработка его результатов. Разработка экспериментальных материалов для формирующего эксперимента.

П. (1997 — 2000 гг.) Проведение формирующего эксперимента и анализ его результатов, подготовка методических рекомендаций.

Ш. (1999 — 2000 гг.) Обобщение результатов работы, анализ и уточнение выводов формирующего эксперимента.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются методологической позицией, использованием комплекса теоретических и экспериментальных методов, адекватных цели, задачам и логике исследования, репрезентативностью количества участников констатирующего и формирующего эксперимента.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит: в теоретическом и экспериментальном обосновании этапов профессионального самоопределения студентов СПО в учебном процессев создании и экспериментальной апробации педагогических условий, способствующих развитию творческих качеств личности студентов в учебном процессе и внеучебной деятельности на основе использования развивающих педагогических и личностно-ориентированных технологий, эмоционально-положительной направленности и стимулирования инициативы и активности студентовв создании * и организации психолого-педагогического сопровождения студентов в процессе профессионального самоопределения, состоящем в изучении личности обучающихся, создании базы данных по каждому студенту, определению и реализации индивидуальных программ развития, информационном и консультационном психологическом обеспечении, содействии реализации личной профессиональной перспективыв разработке и апробировании нового авторского курса «Профессиональное становление и саморазвитие личности" — а в создании и использовании алгоритма решения жизненных и профессиональных ситуаций, включающего: осознание проблемы, эмоциональное принятия сложившейся ситуации, рассмотрение проблемы с разных позиций, когнитивный, эмоциональный, волевой анализ, нахождение вариантов решения, анализ каждого варианта в отдельности, определение наиболее эффективного варианта, выстраивание ориентировочного плана деятельности, разрешение ситуации.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

1. Разработаны и научно-обоснованы рекомендации по реализации педагогических условий развития творческих качеств личности студентов в учебном процессе, которые могут быть использованы учебными заведениями, осуществляющими допрофессиональную подготовку и профессиональное образование;

2. Разработана поэтапная система психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся для учреждений начального, среднего и высшего образования, которая может использоваться как целиком, так и фрагментарно педагогами-психологами профессиональных учебных заведений;

3. Определена система комплексного использования развивающих педагогических технологий с учетом форм и методов активной учебной и внеучебной деятельности студентов;

4. Создана база данных, позволяющая выстраивать индивидуальную программу для каждого студента в целях определения и развития личной профессиональной перспективы;

5. Разработана технология разрешения проблемных ситуаций, которая может использоваться администрацией, педагогами и студентами.

6. Разработаны и апробированы программы повышения психологической грамотности для педагогического коллектива и родителей обучающихся.

На защиту выносятся:

1. Поэтапный подход к процессу профессионального самоопределения студентов.

2. Педагогические условия развития творческих качеств личности на осцОве включения студентов в активную учебную и внеучебную деятельность. Экспериментальная база исследования.

Материалы и результаты исследования одобрены и внедрены в практику работы Учебного Центра допрофессиональной подготовки и профессионального образования отделения среднего профессионального образования Северного округа г. Москвы (с 1997 г.), психологической службы Московского технического колледжа (с 1998 г.), на кафедрах Международного юридического института при Министерстве Юстиции РФ (с 1999 г.). Апробация осуществлялась в ходе выступления на семинаре для заместителей директоров по учебной работе в НМЦ СПО МО РФ в период с 18 по 29 апреля 1999 года по теме «Современные подходы к формированию содержания и организации учебного процесса в соответствии с требованиями ГОС СПО». Для проверки отдельных аспектов исследования привлекались педагоги и учащиеся школы № 244 г. Москвы (с 1997 г.), ПУ № 186 г. Москвы (с 1998 г.).

Апробация н внедрение результатов исследования осуществлялась в ходе организации учебного процесса в Учебном центре допрофессиональной подготовки и профессионального образования (УЦ ДпиПО) на отделении среднего профессионального образования, проведения открытых уроков по предметам общегуманитарного и специального циклов. Вопросы теории и практики профессионального подбора обсуждались на курсах повышения квалификации педагогов-психологов ФПК ИРПО. Проблема развития творческих качеств личности, педагогические условия их формирования в учебном процессе обсуждались и были одобрены на заседаниях лабораторий политехнического образования и проблем городской и сельской школы Института общего образования МО РФ, в опубликованных статьях и рекомендациях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

выводы.

Во второй главе «Педагогические условия развития творческих качеств личности студентов в процессе профессионального самоопределения» проанализированы основные концепции современного образования и определены приоритетные направления его развития, выявлены и апробированы педагогические условиям развития творческих качеств личности студентов СПО в процессе профессионального самоопределения, определена система психолого-педагогического сопровождения (содействия и поддержки) студентов в учебном процессе с целью развития творческих качеств, необходимых для профессионального самоопределения, представлен анализ результатов опытно-экспериментального исследования.

В результате проведенного эксперимента были:

1. Разработаны этапы развития творческих качеств личности студентов СПО в процессе профессионального самоопределения;

2. Определена структура психолого-педагогического сопровождения студентов в процессе профессионального самоопределения;

3. Определены и экспериментально проверены основные направления диагностического исследования;

4. Проведен сравнительный анализ критериев саморазвивающейся личности;

5. По результатам проведенной комплексной психологической диагностики абитуриентов Учебного Центра были выявлены восемь различных групп, отличающихся по следующим психологическим критериям: профессиональные предпочтения (П), обучаемость (О), индивидуально-личностное развитие (Л), что дало возможность правильного планирования педагогических форм и методов, направленных на формирование профессионального самоопределения студентов.

6. Доказано, что развитие творческих качеств личности в процессе профессионального самоопределения студентов СПО эффективно реализуется в учебном процессе при использовании следующих педагогические принципов: принцип личностноориентированного подходапринцип системного подходапринцип динамического подхода, принцип коммуникативно-деятельностного подходапринцип индивидуальной поддержки и сопровождения.

7. Одной из основ успешности процесса развития личности студентов выступают следующие педагогические условия: реализация целостного подхода в организации учебного процесса, обеспечивающего перспективное профессиональное самоопределение студентоворганизация психолого-педагогического сопровождения студентов СПО в учебном процессеактивное включение студентов в разнообразную учебную и внеучебную деятельность, способствующую развитию творческих качеств личностисоздание открытой системы взаимодействия и взаимообмена с окружающей средой.

Психолого-педагогическое сопровождение развития творческих качеств личности в процессе профессионального самоопределения состоит из:

— изучения личности студентов и реализация личностного подхода в учебном процессе;

— создания базы данных по результатам психологической диагностики;

— разработки программ индивидуального развития студентов на основе анализа результатов наблюдений за процессом проявления нестимулированной активности (креативности) личности в учебной и внеучебной деятельности, а также с учетом выявленных проблем личностного развития;

— психолого-педагогического консультирования и содействия реализации личной профессиональной перспективы студентов СПО.

В результате формирующего эксперимента по выпускным группам были получены следующие данные:

— самостоятельно нашли место практики — 79%-98% студентов разных учебных групп, причем студенты не просто останавливались на первом предложении, а выбирали наилучшие для себя варианты из нескольких;

— самостоятельно трудоустроились — 69% выпускников (было 2 выпуска, 5 групп — общей численностью 155 человек);

Из выводов следует, что актуальная на сегодняшний день проблема распределения и трудоустройства выпускников эффективно решается путем создания психолого-педагогических условий, побуждающих студентов к самостоятельному творческому проявлению себя, планированию и реализации выстроенных личных и профессиональных перспектив.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В теоретическом и экспериментальном исследовании дано обоснование этапов профессионального самоопределения студентов СПО в учебном процессе. Созданы и экспериментальной апробированы педагогические условия, способствующие развитию творческих качеств личности студентов в учебном процессе и внеучебной деятельности на основе использования развивающих педагогических и личностно-ориентированных технологий, эмоционально-положительной направленности и стимулирования инициативы и активности студентов.

Организована система психолого-педагогического сопровождения студентов в процессе профессионального самоопределения.

В исследовании разработаны и апробированы авторский курс «Профессиональное становление и саморазвитие личности» и алгоритм решения жизненных и профессиональных ситуаций, включающий осознание проблемы, эмоциональное принятия сложившейся ситуации, рассмотрение проблемы с разных позиций, когнитивный, эмоциональный, волевой анализ, нахождение вариантов решения, анализ каждого варианта в отдельности, определение наиболее эффективного варианта, выстраивание ориентировочного плана деятельности, разрешение ситуации.

Обобщены основные результаты проведенного теоретического и экспериментального исследований, позволившие подтвердить правильность выдвинутой гипотезы.

1. В результате анализа проблемы профессионального самоопределения студентов среднего профессионального образования в современных условиях сделан вывод, что проблема формирования профессионального самоопределения является актуальной и нуждается в теоретическом и практическом разрешении на всех этапах обучения в профессиональных учебных заведений.

2. Выявлены и экспериментально проверены основные педагогические условия, необходимые для развития творческих качеств личности студентов СПО.

3. Реализован целостный подхода в организации учебного процесса, обеспечивающего перспективное профессиональное самоопределение студентов.

4. Определены и обоснованы этапы профессионального самоопределения студентов СПО в учебном процессе.

5. Разработана и организована система психолого-педагогического сопровождения студентов, включающая:

— изучение личности студентов и реализация личностного подхода в учебном процессе;

— создание базы данных по результатам психологической диагностики;

— разработку программ индивидуального развития студентов на основе анализа результатов наблюдений за процессом проявления нестимулированной активности (креативности) личности в учебной и внеучебной деятельности, а также с учетом выявленных проблем личностного развития;

— психолого-педагогическое консультирование и содействие реализации личной профессиональной перспективы студентов СПО.

6. Экспериментально проверена целесообразность активного включения студентов в разнообразную учебную и внеучебную деятельность, способствующую развитию творческих качеств личности.

7. Доказано, что организация открытой системы взаимодействия способствует развитию творческих качеств личности в процессе профессионального самоопределения и заключается в:

— постоянном обмене энергией, информацией с окружающей средой;

— диалогическом взаимодействии, т. е. активных партнерских связях на различных уровнях;

— открытости новому, проявляющемуся в инициативе и стремлении к саморазвитию и самореализации;

— свободе выбора направления развития и доступности и возможности осуществления контроля.

8. Обоснована и экспериментально проверена необходимость развития творческих качеств личности для успешного осуществления процесса профессионального самоопределения. Результаты исследования доказали, что развитие таких творческих качеств личности, как творческая активность (креативность), независимость и самостоятельность в принятии решений, диалогичность, «компетентность во времени» (активная реализация себя в настоящий момент времени), гибкость поведения, рефлексия и сензитивность, является наиболее перспективным для самореализации, самоактуализации личности и процесса профессионального самоопределения.

9. Разработаны и научно обоснованы рекомендации по реализации педагогических условий развития творческих качеств личности студентов в учебном процессе, которые могут быть использованы учебными заведениями, осуществляющими допрофессиональную подготовку и профессиональное образование.

10. Разработана поэтапная система психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся для учреждений начального, среднего и высшего образования, которая может использоваться как целиком, так и фрагментарно педагогами-психологами профессиональных учебных заведений.

11. Определена система комплексного использования развивающих педагогических технологий с учетом форм и методов активной учебной и внеучебной деятельности студентов.

12. Создана база данных, позволяющая выстраивать индивидуальную программу для каждого студента в целях определения и развития личной профессиональной перспективы.

13. Разработана технология разрешения проблемных ситуаций, которая может использоваться администрацией, педагогами и студентами.

14. Разработаны и апробированы программы повышения психологической грамотности для педагогического коллектива и родителей обучающихся.

Таким образом, эксперимент подтвердил гипотезу нашего диссертационного исследования об успешности развития творческих качеств личности студентов СПО на основе выявленных и реализованных нами педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование профессионального самоопределения.

Полученные выводы не претендуют на исчерпывающее решение всех аспектов проблемы развития творческих качеств личности студентов в процессе профессионального самоопределения, но помогают определить перспективы развития исследуемого направления и констатировать принципиальные изменения, которые произошли в плане развития творческих качеств, личностного самосознания, адекватной рефлексии, профессионального самоопределения, что и являлось целью данной экспериментальной работы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.A., Загрязкина H.H. Педагогическая практика студентов: Уч. пособие для пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1989. — 173 с.
  2. Абульханова Славская К. А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности. //Психология личности в социалистическом обществе. Активность и развитие личности. — М.: Наука, 1989. — 183 с.
  3. Абульханова Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. — 299 с.
  4. М.К., Борисова Е. М., Гуткина Н. И. / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Международная педагогическая академия, 1995. С. 179−180.
  5. А.Е. Организационно-педагогические и дидактические условия обеспечения непрерывности технологической подготовки и профессионального образования, учащихся в учебном центре. Дис. Канд.пед. наук. -М., 1997. -40 с.
  6. А.Е., Безюлева Г. В., Волгина Н. П., Лепилина Л. И., Шаронин Ю. В. Программа экспериментального исследования на 1997−98 уч.год. Психолого-педагогические основы развития творческой личности в условиях непрерывного образования. М., 1997.
  7. Г. Алгоритм изобретения. М., 1969. — 270 с.
  8. Ш. А., В.И.Загвязинский. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования.// Педагогика. № 2, 2000.
  9. .Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика. В 2-х т. -М. 1980. т 1.-229 с. т 2.-287 с.
  10. .Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. — 379 с.
  11. Н.Б. От педагогики сотрудничества к педагогике сотворчества. // Среднее профессиональное образование № 8, 1999 г. С. 29.
  12. О. С. Деркач A.A. Основы общей и управленческой акмеологии (учебное пособие). М.: Новгород, 1995. — 272 с.
  13. О.С. Основы методологии (учебное пособие). М.: РАМиА, 1994. т. 1 — 306с., т.2. — 292 с.
  14. Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования // Психологический журнал, т 13. № 5, 1992. С. 12−25.
  15. Т.А. Креативность как важнейший компонент коммуникативной компетентности учителя. // Творчество педагога в науке и практике. М., 1993. С. 32−33.
  16. Т.И. Категория возможности и действительности в психологии личности // Категории материалистической диалектики в психологии. М., 1988. С. 117.
  17. А.Г. Деятельность и установка. М., 1979. — 151с.
  18. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984. — 105 с.
  19. А.Г., Нырова М. С. Нестандартное образование в изменяющемся мире: культурно-историческая перспектива. Новгород, 1993. — 24 с.
  20. А.Г., Петровский В. А. О динамическом подходе к психологическому анализу деятельности.// Вопр. психологии, № 1, 1992. С. 6−13.
  21. П.Р., Поляков В. А. Роль трудового обучения в политехническом образовании школьников. М. Просвещение, 1985. — 128 с.
  22. В.Г. Научное управление обществом. М.: Политиздат, 1975. -386 с.
  23. Ю.К. Избранные педагогические труды. М.:Педагогика, 1989. -560 с.
  24. Г. С. Диалектика творчества. М., 1984.
  25. С.Я. Трудовая подготовка школьников в условиях научно-технической революции. М. Педагогика, 1988. С. 26.
  26. Г. В. Развитие творческой активности учащихся ПТУ: эксперимент и перспективы. // Профессиональное образование, № 7, 1997.
  27. Г. В., Лепилина Л. И. Проектирование профессиональной карьеры учащихся. / Методические рекомендации по внедрению развивающих педтехнологий в профессиональное образование. Советск, 1999.
  28. Г. В., Лепилина Л. И. Найдут ли себя наши выпускники на рынке труда? // Профессиональное образование, № 7−8, 1999.
  29. Г. В., Лепилина Л. И. Профессиональное становление и саморазвитие личности. Программа курса. М.: ИРПО, 1999. — 51с.
  30. Г. В. Психолого-педагогические условия развития творческой активности учащихся. Дис. М., 1996 .
  31. Г. В. Психологическая программа развития творческой личности.// Профессиональное образование № 12, 1999. С. 15.
  32. Г. В. Комплексная психологическая диагностика абитуриентов. // Профессиональное образование, № 1, 1999.
  33. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1977.
  34. B.C. От наукоучения к логике культур. — М.: Политиздат, 1991.
  35. В.М., Бурлачук Л. Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. Киев: Высшая школа, 1978.
  36. М.А. Творчество в науке и технике. 1920. 65с.
  37. И.И. Формирование профессионального самоопределениястудентов педагогических училищ. / Дис.Канд.пед.наук.М.:1998.
  38. Д.Б. Активность, деятельность, целеполагание. // Проблема деятельности в советской психологии. М.1977, с.112−120.
  39. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону. 1983, с 22−35.
  40. Д.Б. О методе «Креативного поля». // Новые исслед. в психол. науках. № 1 1971, с. 19−24.
  41. Д.Б. Об одном из подходов к исследованию интеллектуального творчества. // Вопросы психологии. № 4 1976, с.69−79.
  42. Д.Б. Психологические основы интеллектуальной активности. Докт. дисс. М. 1988. 395с.
  43. Д.Б. Целеполагание как центральная проблема психологии творческого мышления и создания искусственного интеллекта. // Новые исследования в психологии. 1978, с 3−7.
  44. Д.Б., Калмыкова З. И. Обучаемость и принципы построения методов ее диагностики // Проблемы диагностики умственного.
  45. A.A. Личность и общение. М., 1983. — 272 с.
  46. A.A., Рудуевич JI.A. О субъективных факторах творческой деятельности человека. // Педагогика. 1995. № 3. с. 19−23.
  47. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. 1968. -464 с.
  48. Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. // Изучение мотивации детей и подростков. М. 1972, с. 7−45.
  49. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1978. № 4. с. 30−34.
  50. Д. Процесс обучения. М., 1962.
  51. A.B. Проблема субъекта в психологической науке. // Психол. журн. т. 12. № 6. 1991, с. 3−11.
  52. A.B. Психология субъекта в изменяющемся обществе // Психология. Т. 17., 1996, с. 6.
  53. Буш Г. Диалогика и творчество. М.-/44Л/
  54. Ю.К., Поляков В. А. Трудовое обучение и проблема подготовки квалифицированных рабочих. М. Педагогика. 1972, с. 412.
  55. Г. И. Дидактические основы формирования учебной деятельности младших школьников. Дк. Л. 1990.
  56. Н.П. Дидактические условия обеспечения многоуровневой профессиональной подготовки учащихся учебных центров. Дисс.канд. пед. наук. М. 1998.
  57. Л.С. История развития высших психических функций. // Собр.1. Соч. М. 1983. Т.З. с. 315.
  58. JI.C. Педагогическая психология. М. 1991, с.430−449.
  59. М.Р. Психология личностного самоопределения: Автореф.дисс.докт.психол.наук.М.: 1996. 60с.
  60. П.Я. Психология мышления и теория о поэтапном формировании умственных действий. // Исследования мышления в советской психологии. -М, 1966, с. 441−470.
  61. М.Р. Характер личностного самоопределения в разных условиях воспитания и обучения. М.: Педагогика, 1990. 60с.
  62. А.Т. Управление развитием техникума. // Среднее профессиональное образование. № 12. М., 1999.
  63. Н.М. Проблема креативности и явление подражания. М.: ИП РАН, 1994.
  64. . Что такое психология. В 2 т. М.: Мир, 1992.
  65. А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. М. Педагогика. 1982, с. 147.
  66. Н.Г., Битинас Б. П. Введение в диагностику воспитания. М.: Педагогика, 1979. — 158с.
  67. Н.Г. Исследования творческой деятельности педагогов и учащихся.// Специалист. № 3. М.: 2000.
  68. Н.Г. Педагогическое обеспечение саморазвития личности.// Специалист. № 3. М.: 2000.
  69. С.С. Теория и практика профессиональной консультации учащихся общеобразовательных школ. Дисс.докт.педаг.наук. М., 1993.
  70. Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. М.: «Школа»., 1994.
  71. В.В. О понятии развивающего обучения. // Педагогика. 1995. Nl.c. 29−39.
  72. B.B. Виды обобщения в обучении. М. 1972. 424с.
  73. В.В. Проблемы развивающего обучения. М. 1986.
  74. Г. А. Интеллектуальная активность как проблема творчества. // Вопр. филос. 1985. № 5. с. 157−159.
  75. Демин, А Н. Количественный и качественный подходы в психологическом исследовании адаптации к социальным изменениям // Психологические проблемы самореализации личности: Сб. научных трудов / Под ред. О. Г. Кукосяна. Вып.2. Краснодар, 1997.
  76. А.Н. Образовательные и должностные притязания разных групп молодежи (по материалам исследования в Краснодаре) // Революция притязаний и изменение жизненных стратегий молодежи: 1985−1995 годы /
  77. Институт социологии РАН. М., 1998.
  78. А.Н. Прикладная психология // Профориентация. № 4.1999, с. 14,18−19.
  79. .И. Эмоция как ценность. М. 1978, с. 76.
  80. JI.A. Колледж многопрофильный центр по оказанию образовательных услуг.// Специалист. 1997. № 3. с.2−4.
  81. В.Н. Психология общих способностей. СПб.1999, с. 368.
  82. В.Н. Ситуационный подход к психологической диагностике способностей. //Психологический журнал. Т.12. № 2. 1991, с. 94−104.
  83. В.Н., Хазратова Н. В. Экспериментальное наследование формирующего влияния микросреды на креативность // Психологический журнал. 1994. № 4.
  84. Е.В., Плотников М. В. Применение новых информационных технологий в курсе «Профессиональное самоопределение». Тезисы.с.72−73.
  85. JI.B. Роль активных методов обучения в повышении качества профессионального образования.// Сборник научных статей. М.:1999.
  86. А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. JL, 1982.
  87. И.А., Кривонос И. Ф., Тарасевич H.H. и др. Основы педагогического мастерства. М.: Просвещение, 1989. — 302с.
  88. М.С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа). М. 1974.
  89. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М. 1981. 200с.
  90. В.А., Капралов B.C., Поляков В. А. Основа методики трудового и профессионального обучения. М. Просвещение. 1987, с. 191.
  91. A.B. Психологические основы принятия решения в профориентационной работе. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1986. — 96 с.
  92. A.B. Психологический анализ трудовой деятельности. Ярославль: ЯГПИ им. К. Д. Ушинского, — 1988. — 76с.
  93. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994. — 222с.
  94. Е.А. Формула профессий. 1990, с.38−40.
  95. Е.А. Как выбрать профессию. Просвещение. 1984, с. 160.
  96. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: МГУ, 1995. -222с.
  97. Е.А. Психологическое содержание труда и вопроса воспитания. М. Знание. 1986, С. 76.-/80С/
  98. Ю.Л. Турбулентное движение и структура хаоса: Новый подход к статистической теории открытых систем. М.: Наука, 1990.
  99. E.H., Курдюмов С. П. Законы эволюции и самоорганизации сложныхсистем. М.: «Наука», 1994. — 236с.
  100. E.H. Одиссея научного разума. Синергетическое видение научного прогресса. -М.: изд.Рос.АН. 1995.
  101. А.Г. Психология личности. М.: 1970.
  102. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.-335с.
  103. Кон И. С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности). Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1979.- 175с.
  104. Кон И. С. Социология личности. М.: Просвещение, 1984. — 383с.
  105. Концепция системы профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ. Ярославль: ЯГПИ, ЯИУУ, — 1993. — 53с.
  106. O.A. Формирование личного жизненного плана фактор активизации профессионального самоопределения учащихся общеобразовательной школы. Дисс.канд.педаг.наук.М., 1992.
  107. К.Г. Профессиональное обучение безработных и незанятого населения. Учеб. пособие.М., 1995. 12п.л.
  108. А.Ф. К учению о психической активности./ Новые экспериментальные данные. М. 1916. 53с.
  109. B.C. Содержание образования. М. 1989. 450с.
  110. Н.С. Об умственной одаренности. М., 1960. — 214с.
  111. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Мысль. 1975. 304 с.
  112. А.Н. О некоторых психологических вопросах сознательности учения. // В см. Хрестоматия по педагогической психологии. М. Международная педагогическая академия. 1995, с.5−6.
  113. А.Н. Проблемы психического развития. 4-е изд. М.: 1981.
  114. Л.И. Психолого-педагогические условия формирования качеств творческой личности средствами театра в условиях технического лицея. Автореферат дис. на соиск.уч.ст.канд.пед.наук. М.: 1996 .
  115. .Ф. Личность в системе общественных отношений. // Психологический журнал. 1981. Т.2. № 1. с.3−17.
  116. В.Я. Память в процессе развития М. 1976. 255с.
  117. А.К. Психология труда учителя. М. Просвещение. 1993, с. 191.
  118. A.M. Психология профессионализма. М.: МГФ «Знание», 1996. -308с.
  119. A.M. Методические и теоретические проблемы психологии. -М., 1969.-374 с.
  120. Маслоу A. Maslow A. Motivation and Personality. -N-Y., 1954.
  121. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М. 1972. 168с.
  122. A.M. Основные психологические модели проблемных ситуаций./ Основные подходы к моделированию психики и эвристическому программированию. Киев. 1968, с.284−301.
  123. A.M. Методические и теоретические проблемы психологии. М. 1969. 374с.
  124. А. Условия творческого труда. М. 1970. 302с.
  125. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучениии. М., 1972.
  126. МахлахБ.С. Активность.//Пед. энцикл. т.1. М. 1964, с.61−63.
  127. Е.В. Педагогические условия формирования у старших школьников готовности к принятию решения о выборе профессии. Дисс.канд.педаг.наук. -М., 1993.
  128. В.М., Ямпольский J1.T. Введение в экспериментальную психологию личности. М. 1966, с. 18−63.
  129. Г. С. Методология и стратегия акмеологического исследования. Дис.канд.психол.наук. -М: РАГС.-1998.
  130. И.В. Опыт активизации профессионального самоопределения старшеклассников : Автореф. дис.канд.психол.наук. М., 1975. — 24с.
  131. И.В. Проблема профессиональной зрелости в трудах Д.Е.Сьюпера // Вопросы психологии. 1975. — № 5.
  132. Моделирование воспитательных систем: теория-практика. Сб. научн. ст.(под ред. Новиковой Л.И.- Селивановой Н.Л.)-М: РОУ, 1995. 144с.
  133. В.Ф. Профессиональная ориентация будущих педагогов. Полтавский вариант.// Учитель, которого ждут. М. 1988, с.69−70.
  134. Л.М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога.- М.: Изд. фирма «Сентябрь», 1999. 192с.
  135. P.C. Психология образования. М. 1994. — 496с.
  136. М.А. Проблемы демократизации профессионального образования. // Специалист. № 1.1999, с.4−5.
  137. A.M. Колледж модель для России.// Специалист. 1995. № 8. с.2−5.
  138. A.M. Профессиональное образование России. М. 1997, с.42−43
  139. A.M. Профтехшкола: стратегия развития. М. Ровесник. 1991, с. 67.
  140. А. Творческий потенциал и личностные перемены // Общественные науки за рубежом. Р. Ж. Сер. Науковедение, 1968. № 4. с.69−73.
  141. Э.А. Предпроектный анализ процессов социализации в условиях интенсификации научно-технического прогресса // Прогнозное социальное проектирование в условиях интенсификации научно-технического прогресса.1. Кн.2. M., 1987.
  142. Е.М. Профессиональная ориентация учащихся. Киев. Рад.школа. 1983, с. 152.
  143. H.H. Кризис образования в контексте глобальных проблем, — В сб. «Философия образования для XXI века», — М.: изд. «Логос», 1992, с. 19.
  144. Е.Е. Влияние психологической службы на профессиональное самоопределение учащихся. // Профессиональное образование. № 12. М.: 1999, с.16−17.
  145. Е.Е. Профессиональная адаптация учащихся и возможности учебного заведения. Сборник научных статей. М.-Ноябрьск.1999, с.27−30.
  146. Педагогическая энциклопедия. И. А. Каиров М. 1964.
  147. A.B. К психологии активности личности. // Вопр. психол. 1975. № 3 с. 26−38.
  148. В.А. Принцип отражения субъектности в психологическом исследовании личности. // Вопросы психологии. 1985. № 4. с.17−18.
  149. A.A. Педагогические условия активизации профессионального обучения // Среднее профессиональное образование. № 10. 1999, с. 31.
  150. К.К. Структура и развитие личности. М. 1986.
  151. К.К. Проблемы способностей М:Наука, 1972. — 312с.
  152. В.А. Профессиональное самоопределение молодежи: Концепция (сообщение) (п.р. В. А. Полякова, С. Н. Чистяковой и др.) // Педагогика. 1993. -№ 5. — с.33−37.
  153. Я. А. Психология творчества // Тенденции развития психологической науки. М.: Наука, 1998, с.21−25.
  154. Я.А. Исследование творческого потенциала человека // Психологический журнал. Т. 12. № 1. 1991, с.3−12.
  155. Я.А. Психология творчества и педагогика. М. Педагогика. 1976, с. 280.
  156. .Т. Профессиональное образование: опыт, противоречия и тенденции реформирования (По мат. России и Украины 80−90 гг.): Автореф.дис.докт.ист.наук. М., 1995 г. — 34с.
  157. И. Перспективы исследования сложности // Системные исследования: Методологические проблемы. М., 1987.
  158. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика. 1976. 416с.
  159. Программа развития среднего профессионального образования России на 2000−2005 гг.//М.1999, с.46
  160. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи. Сборник РАО (п.р. Чистяковой С. Н. и др.).- М.: Изд-во Ин-та профессионального самоопределения молодежи, 1993. 70с.
  161. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М. Воронеж, 1996. — 256с.
  162. Н.С. Психологический смысл труда: Учебное пособие к курсу «Психология труда и инженерная психология». М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 352с.
  163. Н.С. Теоретико-методологические основы активизации профессионального самоопределения. Дисс.докт.педаг.наук. Екатеринбург, 1995.
  164. Психологические основы для формирования письменной речи у младших школьников. М.1994. 150с., с.105−109.
  165. Психология. Словарь. Под общ. ред A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. 494 с.
  166. A.B. К психологии активности личности. // Вопросы психологии. 1975. № 3 с. 26−38.
  167. В.А. Принцип отражения субъектности в психологическом исследовании личности. //Вопросы психологии. 1985. № 4. с. 17−18.
  168. X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности.: Пер. с нем. М.: Мир, 1994. — 320с.
  169. З.А. Психологические основы профессионального обучения. М. Изд-во Моск. ун-та. 1985.
  170. К. К теории творчества. // Взгляд на психотерапию. Становление человека. -М., 1994.
  171. Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. № 1. 1990, с. 164−168.
  172. С.Л. Основы общей психологии. М. 1946. 701с., с.64
  173. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. -416с.
  174. М.С. Педагогические основы взаимодействия школы и семьи в профессиональной ориентации учащихся: Автореф.дис.докт.педаг.наук.-М., 1993. -31с.
  175. Самоактуализационный тест. Я. Гозман, М. В. Кроз, М. В. Латинская. М. 1995. -43с.
  176. П.И., Сергеев A.B., Сергиенко Л. Г. Психолого-педагогические аспекты формирования профессиональной направленности обучения.// Специалист. № 7. 1999.
  177. В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. № 5. 1991, с. 7−9.
  178. И.П. Введение в современное обществознание. Учебное пособие. М.: 1999, с. 404.
  179. И.П. Региональная модель профессионального образования. М., 1998.
  180. Среднее профессиональное образование на рубеже веков. Доклад о состоянии и развитии среднего профессионального образования.//М. 1999, с.80
  181. C.B. Педагогические условия психологической и правовой поддержки учащихся в процессе профессионального самоопределения. Канд. дис. на соиск. уч.ст.к.п.н.:М. 1999.
  182. В.В. Профессиональный лицей как новая педагогическая система. // Среднее профессиональное образование. 1996. N 3. с.21−25.
  183. В.В. Педагогические условия формирования творческой личности учащегося технического лицея. Дисс. кандидита педагогич. наук. М. 1996.
  184. Теоретические проблемы психологии личности. М. 1974.
  185. .М. Проблемы индивидуальных различий. М. 1961. 535с.
  186. Е.В. Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр./ Отв. Ред. Е. В. Ткаченко: Екатеринбург, 1995.
  187. Е.В. Приоритеты российского профессионального образования. // Педагогика. № 2, 1999.
  188. Игры Обучение. Тренинг. Досуг. / Под. ред. В.В.петрусинского// - М.: Новая школа, 1994. — 368с.
  189. Ю.В. Разработка психологических проблем профессиональной ориентации в США // Вопросы психологии. 1971. — № 1.
  190. Т.А. Я против «Я». — М. 1985. — 76с.
  191. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 368с.
  192. JI.M. Педагогический опыт глазами психолога. М. 1987. 224с.
  193. Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М. 1991.-288с.
  194. Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990. — 336с.
  195. Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб: Питер, 1997.
  196. Д.В. О перспективных педагогических технологиях XXI века // Среднее профессиональное образование. № 5. 1999, с. 2.
  197. И.Д. Педагогические основы профессионального самоопределения учащихся инновационных учебных заведений. Докторская диссертация. М.:1995. 455с.
  198. В.Д. Философия образования и образование личности. М. Иссл. центр проблем качества подготовки специалистов. Изд.ЛОТОС.1993, с.23−168.
  199. Ю.В. Психолого-педагогические основы формирования качеств творческой личности в системе непрерывного образования (синергетический подход). -М.: МГИУ, 1998. -321с.
  200. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: 1998, с. 507.
  201. Д.Б. Детская психология. М. 1960. — 328с.
  202. Д.Б. Избранные психологические труды. М. 1988.
  203. Д.Б. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития. //Вопросы психологии. 1992. № 3−4. с. 7−13.
  204. М.Г. Психология творчества и творчество в психологии // Вопросы психологии, 1985, с. 20.
  205. Cooly С. Human nature and social order. N.Y., 1962.
  206. Hailer A. Signifikant others // Amer. Sociol.Rev., 1953. № 2.
  207. Mead G. Mind, self and society. Chigago, 1934
  208. Torrance E.P. Guiding creative talent Englewood Cliffs, W.J.: Prentise-Holl, 1964.
  209. Sternberg P.Y. Inside intelligence // American scientist. 1986. Vol. 74, N 2. P.137−143.
  210. Раздел 8. Имидж и этикет специалиста57.58 Тема 8.1. Выразительный облик специалиста 459.60 Тема 8.2. Деловой этикет 41. Итого. 74
  211. Тематический план по дисциплине «Ораторское искусство» для специальностей 0201 «Правоведение», 0601 «Экономика, бух. учет и контроль». урока п/п Название разделов и тем Практика Теория
  212. Риторика как наука. Из истории риторики. Ораторское искусство сегодня. 2
  213. Основы ораторского искусства. Культура речи. Культура общения 2
  214. Виды публичной речи. Практикум. Резюме. 6
  215. Орфоэпия и ее значение в публичной речи. Практикум. Резюме. 2
  216. Речевой аппарат и значение его тренировки. Дикция. 2
  217. Голос. Дыхание. Практикум. Резюме. 2
  218. Работа над устным выступлением. Практикум. Резюме. 28. Композиция речи. 2
  219. Взаимодействие оратора и слушателей. Практикум. Резюме. 2
  220. Психология речевого общения. Практикум. Резюме. 21. Речевая ситуация. Речевой этикет. Практикум. Резюме. 2
  221. Как найти свой стиль публичной речи. Практикум. Резюме. 2
  222. Общая культура оратора. Применение в речи законов общей и социальной психологии. Практикум (проверка приобретенных навыков по всему курсу). Резюме. 4
Заполнить форму текущей работой