Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организация управления промышленным предприятием в конкурентной среде

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эффективность производства определяется по конечным результатам функционирования предприятия или его производственных подразделений и отражает уровень организационно-управленческой деятельности. Можно утверждать, что снижение издержек производства является важнейшей сферой организационно-управленческой деятельности и главной составляющей подготовки и принятия управленческих решений. Каждое… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Сущность и содержание структурной перестройки управления промышленным предприятием
    • 1. 1. Экономическая политика промышленных предприятий в трансформационной экономике
    • 1. 2. Социально-экономические особенности структурной перестройки управления промышленным предприятием в конкурентной среде
    • 1. 3. Регулирующая роль государства в системе управления промышленным предприятием
  • Глава 2. Особенности управления промышленным предприятием в трансформационной экономике
    • 2. 1. Влияние экономического базиса региона на управление промышленным предприятием
    • 2. 2. Организационно-экономические меры антикризисного управления промышленным предприятием
    • 2. 3. Социально-экономические предпосылки реструктуризации управления промышленным предприятием
  • Глава 3. Управление промышленным предприятием в рыночной модели хозяйствования
    • 3. 1. Оптимизация целей системы управления предприятием
    • 3. 2. Обоснование системности управленческих решений в эффективном функционировании предприятия
    • 3. 3. Систематика компонентов совершенствования управления предприятием
    • 3. 4. Методика оценки экономической эффективности факторов системы управления предприятием
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Организация управления промышленным предприятием в конкурентной среде (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Трансформация российского хозяйственного комплекса в рыночную экономику требует изменения всех механизмов функционирования государства и общества. При этом важно, чтобы преобразования обеспечивали реализацию главной задачи — ускорить экономический рост. Условием последнего является обеспечение хозяйственной деятельности промышленных предприятий, как равноправных участников единого мирового рынка товаров и услуг. Исходя из данного посыла, важное значение приобретает задача изменения сложившейся практики управления российскими промышленными предприятиями, которая отличается от имеющей место в развитых странах.

Рыночная среда выдвигает определенные требования к системе управления предприятием. Среди этих требований выделяются: необходимость ориентации предприятия на спрос, эффективность менеджмента, всестороннее развитие исследований и разработок новой продукции. Сложившиеся в экономике России условия ориентируют менеджмент российских предприятий на преодоление экстремальных хозяйственных ситуаций. При этом достижение высоких конечных результатов оптимальными затратами является главной задачей, решение которой способно повысить конкурентоспособность всего народного хозяйства.

Соответственно, система управления промышленным предприятием, отвечающая современным требованиям, должна существенно отличаться от традиционной своей гибкостью и эффективностью. Реализации этих положений для систем управления российскими предприятиями способствует внедрение передового опыта их реформирования, изучение деятельности фирм в развитых индустриальных странах.

Изучение передового опыта, перенос его в специфические российские условия требует разработки принципов и методов инициирования изменений в деятельности предприятий с последующей оценкой достигнутых результатов.

Вопросы реформирования управления промышленным предприятием все активнее развиваются отечественной наукой. Среди специалистов, внесших существенный вклад в исследование указанной тематики, можно выделить: А. Файоля, П. Дракера, М. Мескона, И. Ансоффа, Р. Акоффа, П. Тейлора, Г. Х. Попова, А. Г. Аганбегяна, Ю. П. Васильева, О. В. Виханского, В. И. Маршева, А. И. Наумова, И. Н. Герчикову, О. А. Романову, В. Н. Белкина и других.

В России проблемы управления промышленным предприятием исследуются, как на уровне отдельных процессов управления (Бердус Л.И.,.

Яновский A.M.), так и в их взаимосвязи (Гальперин В.М., Туленков Н.В.).

В условиях экономической нестабильности, замедления платежного оборота, недостаточной квалификации менеджеров патоэкономические ситуации являются распространенным явлением. На микроуровне для их регулирования созданы специальные организационные предпосылки в виде института банкротства. Он направлен на своевременное предотвращение патоэкономических явлений, на оздоровление экономики, что требует научного обоснования при выборе приоритетов эффективного управления ресурсами.

Существующий уровень научных исследований и практических результатов в области управления отдельными видами ресурсов не позволяет рассматривать процесс управления как единый комплекс мер по экономическому оздоровлению предприятия.

Антикризисный менеджмент предприятия налагает определенные требования на систему управления предприятием. Среди этих требований выделяются: реинжениринг бизнес-процессов, оптимизация дебиторской задолженности, снижение издержек производства, продажа неэффективных подразделений, дочерних фирм и долей в капитале других предприятий, оптимизация трудовых ресурсов, конверсия долгов.

К общепринятым в мировой практике причинам патоэкономического состояния предприятий (неэффективное управление, недостаток у собственника инвестиционных ресурсов, производство неконкурентоспособной продукции) российская экономика добавляет свои специфические причины, обусловленные ее переходным характером (чрезмерное укрупнение предприятий, отягощение объектами социальной сферы).

Соответственно, система антикризисного управления ресурсами предприятия, отвечающая современным требованиям, должна существенно отличаться от традиционной. Изучение мирового опыта и адаптация его в российских условиях требуют разработки принципов и методов управления ресурсами в патоэкономических ситуациях на предприятиях.

Вопросы управления ресурсами в патоэкономических условиях всегда были в центре внимания экономистов. Фундаментальная база теории ресурсов в экономике заложена основоположниками экономической теории А. Смитом, Д. Рикардо, Дж. С. Миллем, У. Петти, К. Марксом, Ф. Кенэ. Следует отметить исследования, проведенные JI. Вальрасом, А. Маршаллом, Дж. Робинсон, В. Леонтьевым, В. Зомбартом, Й. Шумпентером, JI.B. Канторовичем, Т. Кумпансом, Р. Стоуном, П. Самуэльсоном, М. Аллэ.

Текущее состояние российской экономики и проблемы управления ресурсами в патоэкономических ситуациях обусловливают необходимость комплексной оценки антикризисного управления. Зарубежный опыт в этом направлении в переводной литературе освещен мало и подобные подходы не имеют универсального характера для российской практики. Здесь следует отметить работы Дж. Jloyra, Р. Брейли, С. Майерса, Дж. Симмонса, Л. Якокки. Российский опыт по данной проблеме почти не накоплен, а разработки отечественных ученых ориентированы, в основном, на систематизацию теоретических вопросов функционирования антикризисного управления. Вопросы патоэкономических явлений и их регулирования, а также оценки эффективности управления, их региональные аспекты рассматриваются в работах Л. И. Абалкина, С. Ю. Глазьева, В. В. Ивантера, А. Я. Лившица, О. А. Романовой, А. И. Татаркина, Е. Г. Ясина, О. И. Боткина, РтЕЬгйзспшv.

Результатом этих исследований является научный материал, который ориентирован на все функциональные звенья предприятия и призван создать научно-методическую основу проводимых экономических реформ.

Степень разработанности проблемы. Уровень концептуальной и методической разработки проблем управления промышленным предприятием отстает от запросов практики. Недостаточно изучены принципы формирования приоритетного ряда структурно-функциональных изменений при комплексном формировании системы управления многопрофильных предприятий. Эта проблема приобретает особую значимость в сложившихся специфических российских условиях воспроизводства, которые следует классифицировать экстремальными: не имеющая аналогов в мировой практике стремительность системной трансформации, глубина конверсии основных производств, дефицитность бюджетов всех уровней, высокие политические риски, острый дефицит денежных средств на предприятиях, падающие объемы инвестирования.

Управленческому персоналу очевидна сложность процессов реформирования промышленных предприятий, -особенно в связи с недостаточностью примеров позитивной реализации реформаторских инициатив.

Проблемы трансформационного реформирования управления промышленным предприятием осложняются вынужденной жесткой монетарной политикой Центрального Банка РФ при «мягкой» линии формирования и расходования бюджетов, особенно на уровне субъектов Федерации, порочная практика взаимозачетов, отсутствие реального бюджетного федерализма, неравноправие регионов, малое число регионов-доноров.

Исходя из этого, на микроуровне требуется особо точное определение финансовых, материальных, временных, людских ресурсов в процессе управления производством. Разработка методики реализации этих проблем представляет одну из основных составляющих реформирования экономики России и является особенно значимой.

Диссертационное исследование имеет цель — разработать концептуально и методически основу формирования приоритетного ряда (ядра) структурно-функциональных преобразований системы управления промышленным предприятием для обеспечения его эффективного функционирования в экстремальных хозяйственных условиях трансформационной экономики.

Цель реализована посредством решения следующих задач: проанализированы теория и практика управления в странах Западной Европы и России, что позволило выявить компоненты эффективного рыночного поведения промышленных предприятийисследован уровень развития всех составляющих функционального спектра системы управления промышленного предприятиясистематизированы рекомендации по формированию «функционального ядра» в общем механизме управления промышленным предприятием для реализации задач реформированияразработаны методические и организационные основы комплексных изменений основных компонентов системы управления предприятияопределены значения показателей затрат для осуществления комплексных изменений системы управления предприятия.

Объектом исследования являются промышленные предприятия Удмуртской республики: ДО АО «Спецгазавтотранс», ОАО «Механический завод», ОАО «Чепецкий механический завод" — ОАО «Нефтемаш», ОАО «Ижсталь», ОАО «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг».

Предмет исследования — изучение влияния способов и методов управления промышленным предприятием в рыночных условиях на формирование эффективных экономических показателей его деятельности.

Научно-методической основой диссертации послужили теоретические и практические положения отечественных и зарубежных исследований ученых по проблемам управления промышленным предприятием, менеджмента и реформирования экономики.

Основной методический прием исследования — системный подход, обеспечил эффективный научный поиск для решения поставленных задач. В работе использованы общенаучные методы факторного, функционального и сравнительного анализов. В работе применены статистические и экономико-математические методы.

Информационной базой исследования послужили теоретические и фактические материалы, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных специалистов', нормативные документы Правительства РФ, Правительства Удмуртской Республики.

Фактологическую основу работы составили результаты собственных исследований автора, осуществленных в Удмуртском филиале Института экономики УрО РАН и ДО АО «Спецгазавтотранс».

Научная новизна выполненного в диссертации исследования заключается в следующих положения, выносимых на защиту: конкретизированы положения механизма влияния качества управленческих решений на величину издержек производства в виде определения приоритетного комплекса этих решений в экстремальных условиях хозяйствованияисследованы и систематизированы проблемные положения управления промышленным предприятием и его структурными подразделениями, которые позволили выявить несовершенства сложившегося механизма хозяйственной деятельности предприятий в изменившихся внешних условияхпредставлен сравнительный анализ организационных, методических и технических аспектов деятельности российских предприятий и предприятий развитых индустриальных стран, который позволил обосновать формирование предпосылок для выбора оптимального функционального ряда системы управления реформируемого предприятияопределены стратегические цели реформирования системы управления промышленным предприятием, конкретизированы внешние и внутренние факторы, влияющие на выбор приоритетных мероприятий, для условий рыночной модели хозяйствования разработаны основные компоненты и методические положения реализации комплексных изменений: анализ и реорганизация процессов управления, формирование структуры управления, применение методологии контроллинга.

Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке рыночной модели стратегии комплексного реформирования системы управления промышленного предприятия и механизма ее реализации.

Особую практическую значимость имеют разработанные концептуально-методические подходы аргументированного выбора приоритетов в решении проблем адаптации предприятий к изменившимся внешним условиям, что должно способствовать формированию предпосылок к полноценному планированию актуальных изменений и оценке индивидуальных возможностей каждого предприятия.

Апробация результатов исследования и практическое применение его основных положений и рекомендаций осуществлялась в процессе разработки и реализации «Комплексной программы реформирования ДОАО „Спецгазавтотранс“ в период 2000;2004 гг.».

Основные положения диссертации апробированы в выступлениях на международной конференции участников программы TACIS при Государственной Академии Управления, г. Москва, 2003 г.- Всероссийских научно-практических конференциях: «Организационно-экономические и структурно-технологические проблемы повышения эффективности хозяйствования», г. Санкт-Петербург, 2001 г., «Проблемы и опыт антикризисного управления», г. Пенза 2002 г., «Региональные особенности антикризисного управления», г. Москва, 2003 г., «Новые технологии управления промышленным предприятием» г. Москва, 2004 г.

Результаты работы в области качества ежемесячно рассматриваются на постоянно действующей Комиссии по качеству. Решение по премированию принимается генеральным директором.

Для усиления стимулирования персонала целесообразно применять следующие методы:

— предоставлять руководителям подразделений денежные фонды с правом ежемесячного личного поощрения за успехи в области качества;

— осуществлять премирование рабочих по результатам их деятельности ежемесячно;

— премировать работников за создание и внедрение новой техники и прогрессивной технологии, организации труда и управления производством;

— выплачивать вознаграждения рационализаторам, изобретателям и творческим группампремировать работников за выполнение особо важных производственных заданий;

— выражать признательность руководства предприятия отдельным служащим за их усилия и успехи на совещаниях персонала, по внутренней сети радио, на страницах городской печати;

— объявлять благодарность приказами по предприятию, вручать денежные премии, ценные подарки за достижения в области качества;

— заносить в Книгу Почета предприятия, на Доску Почета предприятия.

На основании изложенного следует, что для разработки и поддержания работоспособности системы качества предприятия необходимо:

— определить принципы и цели предприятия в области качества;

— создать постоянно действующие органы в области качества;

— разработать, постоянно развивать систему документирования производственной и управленческой деятельности по вопросам СК;

— обеспечить личное участие всех руководителей верхнего, среднего и нижнего уровней в деятельности по улучшению качества;

— ввести, как обязательную процедуру, анализ системы качества со стороны руководства предприятия;

— проведение регулярного внутреннего и независимого аудита СК;

— использовать общепризнанные международные стандарты ISO 9000 и ISO 14 000;

— обеспечить организационное и финансовое планирование сроком 1−3 года.

Исследование, разработка модели и результаты ее внедрения позволяют сделать вывод о необходимости сбалансированного планирования и организации работ для осуществления предлагаемых мероприятий.

Весь комплекс работ по реформированию системы управления предприятием представляется возможным условно разделить на ряд этапов:

1 этап — выработка (уточнение) стратегических целей предприятия. Этот период носит скрытый характер, так как требует участия узкого круга руководителей верхнего уровня и связан с подбором (заменой) кадров и планированием важнейших работ (продолжительность 3−5 месяцев).

2 этап — создание достаточного потенциала в виде привлечения необходимых людских, финансовых и иных материальных ресурсов для обеспечения комплекса нововведений (продолжительность 10−12 месяцев с целевым инициативных и квалифицированных специалистов предприятия).

3 этап — период активных действий. Предполагает реорганизацию основных бизнес-процессов управления, формирование нормативной документации, внедрение средств вычислительной техники, распространение новых технологий управления на весь персонал предприятия (продолжительность 7−12 месяцев).

4 этап — период закрепления, совершенствования и функционального развития реформированной системы управления (не имеет ограничений по времени и предполагает максимальный охват персонала предприятия).

3.4. Методика оценки экономической эффективности системы управления предприятием.

Эффективность производства определяется по конечным результатам функционирования предприятия или его производственных подразделений и отражает уровень организационно-управленческой деятельности. Можно утверждать, что снижение издержек производства является важнейшей сферой организационно-управленческой деятельности и главной составляющей подготовки и принятия управленческих решений. Каждое предприятие, обычно, разрабатывает свою программу снижения издержек производства и критерии их оценки [246]. Программы такого рода охватывают вопросы: выбора видов затрат, подлежащих снижениюорганизации их специального учетапостоянного контроля за снижением этих расходовразработки технологических и организационно-управленческих процедур для обеспечения поставленных целей с учетом факторов сдерживающего характера.

Представляется значимым определить подходы к оценке показателей эффективности реализации управленческих нововведений, а также проанализировать сдерживающие факторы при проведении реформ.

Реформирование системы управления промышленным предприятием предполагает создание такого механизма осуществления хозяйственной деятельности, который позволял бы активно реагировать на изменение внешних рыночных условий. Кроме этого, система управления предприятием, охватывая все компоненты внутрихозяйственных процессов, должна обеспечивать эффективное их регулирование в ходе производственного процесса.

В модели реформирования промышленного предприятия присутствуют все важнейшие компоненты, обеспечивающие его адекватное поведение в изменившихся внешних условиях. Выбор показателей, отражающих вклад какого-либо компонента системы управления предприятием в общий результат работы, является, исключительно, важной задачей, так как этим обеспечивается обратная связь и регулирование всего процесса управления и оценка качества работы его участников.

Выбор показателей, обобщающих итоги деятельности предприятия, должен базироваться: на полном отражении результатов деятельности предприятия для оценки и анализа эффективности управляющих воздействий внутри предприятиявыборе стандартных показателей, используемых внешними потребителями информации для оценки платежеспособности и ликвидности предприятия, привлекательности для инвестиций, доходности предприятия, оценки потенциального банкротства.

В связи с этим наиболее существенными являются показатели финансового состояния предприятия.

Финансовое состояние предприятия — это способность предприятия финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми результатами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью. Таким образом, показатели финансового состояния предприятия отражают конечные результаты его деятельности.

Финансовое состояние предприятия зависит от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Выполнение производственного и финансового планов влияют на финансовое положение предприятия. При невыполнении плана по производству и реализации продукции, происходит удорожание себестоимости продукции, уменьшение выручки и суммы прибыли и, как следствие, ухудшение финансового состояния предприятия и его платежеспособности. То есть, показатели финансового состояния предприятия могут служить обобщающими показателями производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Динамика этих показателей может быть объектом планирования. В свою очередь, сравнение фактических показателей и плановых (или нормативных) может служить косвенным отражением результатов управляющих воздействий.

Основными источниками информации для расчета показателей финансового состояния предприятия служит стандартная отчетность предприятия: отчетный бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2), отчет о движении капитала (форма № 3), сведения о состоянии имущества (форма № 5), отчет о движении денежных средств (форма № 4), стандартная статистическая отчетность и другие формы отчетности. Это дает возможность сравнивать сопоставляемые показатели финансового состояния предприятия с аналогичными показателями других предприятий для выявления сильных и слабых сторон деятельности, его возможностей, а также получать информацию для выработки управляющих решений. Предлагаемый перечень показателей приведен в таблице 17 [241].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Структурная перестройка промышленного комплекса является разрешением противоречия между изменившейся системой общественных потребностей под воздействием научно-технического прогресса и сложившимся распределением ресурсов между его отраслями. Результатом структурной перестройки является переход от одной промышленной системы к другой, более прогрессивной, а материальной основой — трансформация производительных сил на принципиально новый уровень развития в результате смены доминирующего технологического уклада, отражающих достигнутый уровень общественного разделения труда. '.

2. Проблемы постсоциалистической трансформации обусловлены структурным шоком, возникшим при жестком «запуске» рыночного механизма хозяйствования, что привело к падению объемов производства, дезинтеграции промышленного комплекса на едином экономическом пространстве, автаркизации отдельных частей экономики, разрыву развития добывающей и обрабатывающей промышленности.

3. Экономика страны с 1992 г. функционирует преимущественно на сохранившихся связях между государственными институтами и предприятиями, но подобные инерционные связи постепенно разрушаются без адекватной замены. В целом такую экономику можно охарактеризовать как деградирующуюся инерционно-плановую систему, постепенно перерождающуюся в монопольно-бюрократический рынок. По мере либерализации экономики сформировались и стали ведущими региональные и отраслевые структуры, чьи интересы частично адсорбировали, а частично вытеснили интересы трудовых коллективов.

4. Ключевой особенностью макроструктуры экономики в постсоциалистическом государстве неизбежно является высокая степень монополизации (олигополизации) производства. Это обстоятельство имеет два важных следствия. С одной стороны, возникают очевидные предпосылки для широкого проявления в экономике монополистической силы, состоящей в максимизации соответствующими предприятиями прибыли за счет снижения выпуска продукции и повышения цен. С другой стороны, серьезным фактором, влияющим на снижение величины предложения товаров, становится разрыв ряда традиционных хозяйственных связей.

5. В современных условиях основной узел конфликта и, соответственно, новая структура механизма трансформации заключается в противостоянии за передел контроля над ресурсами и доходами между государственным аппаратом и корпоратино-компрадорской системой. Современная социально-экономическая система лишает государство средств на выполнение его функций — социальное обеспечение, охрану здоровья и окружающей среды, внешную и внутреннюю безопасность и другое.

6. Кризисные процессы в промышленности можно рассматривать лишь в общем контексте социально-экономической ситуации в стране и, одновременно, как относительно самостоятельную и целостную систему, интегрирующую существенные моменты научно-технической, структурной, инвестиционной, финансово-экономической, • институциональной, организационно-хозяйственной, региональной, социальной, экологической, внешнеэкономической и других видов политики, конкретизирующую и специфически преломляющую общие подходы к стратегии и тактике реформ.

7. Переход к развитой интенсивной экономике, важнейшим условием которой является создание эффективной структуры народного хозяйства, соответствующей стандартам социально направленной рыночной экономики, требует разрешения в стране глубинных экономических противоречий и выхода из кризиса. Структурная перестройка экономики требует значительных финансовых и материальных ресурсов и является довольно длительным процессом, а средства для этих целей, в основном, можно получить за счет развития отраслей промышленности. Поэтому для реализации стратегии построения развитой экономики определенное время структура народного хозяйства вряд ли будет улучшаться, а может даже и ухудшаться с точки зрения достижения стандартов социальной рыночной экономики, так как нагрузка на промышленность, как источник финансирования структурной перестройки, может существенно возрасти.

8. Анализ первых этапов перехода к рыночным отношениям свидетельствует об усилении кризисных явлений в промышленности, выразившихся спадом производства, практическим отсутствием структурной перестройки отрасли. В современных условиях в отечественной промышленности характерна тенденция снижения производства наиболее прогрессивной техники и наукоемкой продукции, что, в конечном счете, ведет к свёртыванию инвестиционного процесса, ликвидации базовых (жизнеобеспечивающих) отраслей экономики (кроме сырьевых, обладающих экспортным потенциалом).

9. В условиях перехода российской экономики на рыночные отношения весьма актуальной является разработка комплекса мер по обеспечению финансово-экономической устойчивости основного производственного звена хозяйственного комплекса — предприятий. Для первичного финансового оздоровления предприятий необходимо провестиреструктуризацию их задолженности. Данная процедура должна включать: аннулирование их задолженности по уплате штрафных санкций за несвоевременное перечисление средств в бюджет и во внебюджетные фонды (получить эти суммы с предприятий практически нереально), реструктуризацию сумм прямого долга.

10. Изменение среды функционирования предприятий, являющейся основным направлением реформ, должно быть дополнено стимулированием внутренних преобразований на них. Поэтапный, стимулируемый государством процесс перехода предприятий на общепринятые в рыночной экономике принципы их функционирования составляет содержание реформ предприятий, то есть целью реформ фундамента хозяйственного звена экономики является реструктуризация предприятий, способствующая улучшению управления, стимулированию деятельности по повышению эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, а также производительности труда, снижению издержек производства и улучшению финансово-экономических результатов предприятий.

11. Особенность переходного периода требует существенного изменения системы государственного регулирования в сфере промышленности. Прежде всего, такая система призвана опираться на индикативное планирование и развитие механизмов стимулирования эффективного поведения промышленных предприятий, а формы и методы этого регулирования могут быть самыми различными. Эту систему необходимо трансформировать с учетом того, что его объектами в промышленности станут предприятия трех типов: полностью государственные («казенные»), коммерциализированные с государственным участием (как по размеру контрольного пакета акций, так и с меньшей долей последних), полностью негосударственные (регулирующиеся исключительно косвенно-экономическими методами).

12. Особенность промышленной политикив трасформационной экономике заключаются в том, что центр тяжести перемещается с вопросов размещения производства на проблемы развития территорий, а одним из основных способов управления региональным развитием становятся целевые программы структурной перестройки народного хозяйства субъектов Федерации, эффективное использование их природных ресурсов, конверсия предприятий ВПК, размещение производительных сил региона, поддержка товаропроизводителей и предприятий малого и среднего бизнеса.

13. Опыт последних лет развития экономики показывает, что рыночные реформы, не подкрепленные активной структурной политикой, способны привести к утрате территориями технологических позиций на мировом и российском рынках. Важнейшим условием структурной перестройки является формирование соответствующей правовой базы и создание организационного механизма согласования интересов государства и предпринимателей посредством образования выборных органов при участии основных субъектов этого процесса: малого бизнеса, предприятий наукоемких отраслей, предприятий кризисных отраслей, соответствующих органов при администрациях, — координирующих процесс реализации промышленной политики региона.

Как свидетельствует мировая практика, только активное вмешательство государства в экономику способно компенсировать недостатки институциональной среды, препятствующей экономическому росту.

14. Стратегическая цель промышленного комплекса региона, связанная с реформированием его состава, структуры, функций, способов управленияэто создание конкурентоспособной (производящей) системы, способной обеспечить приток и эффективную реализацию инвестиционных ресурсов, занятость населения, налоговые поступления в бюджет. Эффективность проведения политики реструктуризации промышленности Удмуртской Республики возможна при формировании среды мотивационной деятельности для субъектов хозяйствования и их реализационной деятельности.

Структурная политика, из средств достижения целей регионального развития, должна трансформироваться в его результат, подменяя поиск схем достижения оптимальных макроэкономических показателей ростачастными задачами формирования структур «хозяйственного комплекса территории и его отдельных звеньев. Исходя из этого, концепция промышленной политики региона представляет собой целостную систему принципов, мер и механизмов по преодолению промышленного кризиса и созданию предпосылок для устойчивого развития территориального промышленного комплекса.

15. Одним из важнейших условий проведения структурной перестройки и модернизации промышленности является наличие сети крупных интегрированных структур.

Оптимальный путь решения проблемы стимулирования деловой активности предприятий и коммерческих банков, восстановления их инновационно-инвестиционного потенциала — это создание целостного, эффективного, стабильного и гибкого хозяйственного, финансово-кредитного, налогово-бюджетного и расчетно-денежного механизмов с соответствующей институциональной структурой, обеспечивающей саморегуляцию предпринимательской деятельности в сочетании с активным государственным регулированием.

Слияние и поглощение являются едва ли не наиболее разработанными направлениями деловой стратегии фирмы. Для этого не обязательно покупать все или большую часть акций — слияние наиболее часто происходит путем организации единой холдинговой компании.

16. Перелив капитала в рамках банковско-промышленных групп и его консолидация вокруг банков выступает исходным началом оздоровления инвестиционной составляющей промышленности, снижением вероятности банкротства отдельных предприятий. Консолидирующая роль банков в этих условиях, являясь мощным фактором долгосрочного инвестирования, способствует прямой заинтересованности его участников в долгосрочном инвестировании, позволяет сконцентрировать необходимую «критическую массу» ресурсов для прорыва в наиболее важных сферах, где более эффективно может быть, реализован фактор научно-технического прогресса.

17. Разработка стратегии реформирования промышленных предприятий с целью их адаптации к условиям рыночной экономики определяет темпы экономического роста государства в целом. Для каждого предприятия становятся жизненно важными вопросы — продолжать хозяйственную деятельность в исключительно сложной экономической ситуации, вынашивая надежду на улучшение своего положениялибо, ориентируясь на сложившиеся закономерности, характерные для предприятий развитых стран, предпринять решительные действия по изменению механизма хозяйствования и претендовать на роль полноправного участника многогранных рыночных отношений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Многообразие видов собственности и управления // ЭКО, 1996.- № 1.- С.2−10.
  2. Л. Экономические реалии и абстрактные схемы (о концептуальных основах монетаристкой проблемы финансовой стабилизации) // Вопросы экономики, 1996.- № 12.- С.4−19.
  3. Л. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопросы экономики, 1997.- № 6.- С.4−12.
  4. Т. Современная экономическая теория: методолгическая база и модели // Российский экономический журнал, 1995.- № 10.- С.84−87.
  5. ., Ритерман Р. От предприятий к фирме: заметки по поводу теории предприятий переходного периода // Вопросы экономики, 1995.- № 8.-С.31−39.
  6. И., Погребной И. К концепции второго этапа промышленной реформы в РФ (макроэкономический анализ и обоснование конкретных мер) //Российский экономический журнал, 1993, — № 1.- С.48−51.
  7. И. К концепции третьего этапа промышленной реформы в РФ (структурная перестройка в отраслях промышленности) // Российский экономический журнал, 1993.- № 3.- С.22−28.
  8. Альтернативы: Выбор пути (перестройка управления и горизонты рынка)/ Рук. авт. кол.: В. Н. Бобков, А.А.Сергеев- Авт. кол.: Алиев В. Г., Безущенко О. И., Бобков В. Н. и др.- М.: Мысль, 1990.- 461с.
  9. В. Государственное регулирование и механизм саморегуляции в рыночной экономике // Вопросы экономики, 1996.- № 9.-С.28−39.
  10. В. Экономический потенциал России // Вопросы экономики, 1997.-№ 3.- С.128−144.
  11. А. Феномен крупной корпорации, или какой рынок нам нужен // Российский экономический журнал, 1992.- № 8.- С.95−101.
  12. А. Адаптация экономической структуры к требованиям рынка // Российский экономический журнал, 1995.- № 2.- С54−61.
  13. С. Рыночная реформа и переходный кризис // Мировая экономика и международные отношения, 1995.- № 1.- С.5−15.
  14. С. Бартер в российской промышленности // Вопросы экономики, 1998.-№ 2.- С.51−60.
  15. М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: Учебник.- 3-е изд., перераб.- М.: Финансы и статистика, 1993.- 288с.
  16. Е. Принципы управления государственной задолженностью // Мировая экономика и международные отношения, 1997.-№ 5.- С.36−51.
  17. М., Грешнев М. Конверсия военной промышленности и национальная безопасность России // Мировая экономика и международные отношения, 1995.- № 12.- С.48−61.
  18. Э. Уполномоченные банки и финансово-промышленная интеграция // Российский экономический журнал 1994.- № 10.- С.42−46.
  19. С., Петров Ю. Формирование финансово-промышленных групп и государство // Российский экономический журнал, 1995.- № 2.- С.2−10.
  20. С., Петров Ю. Корпоративный сектор в переходной российской экономике // Российский экономический журнал, 1997.- № 8.-С.12−20.
  21. С., Петров Ю. Промышленная политика в реформационном выборе России // Российский экономический журнал, 1997.-№ 10.- С.3−12.
  22. А. Хозяйствующий субъект в многоукладной экономике // Вопросы экономики, 1991.- № 5.- С.39−45.
  23. С., Кошкин В. Банкротство в России: Роль государственного регулирования // Человек и труд, 1994.- № 10, — С.86−94.
  24. А. Совершенствовать не просто налоги. // Российский экономический журнал, 1994.- № 11.- С.24−29.
  25. Т. Экономический суверенитет объективный фактор организации рынка//Вопросы экономики, 1991.- № 5.- С.46−52.
  26. М., Ситников А. Платежный кризис: Причины, следствия, пути преодоления // Российский экономический журнал, 1995.-№ 1.- С.20−30.
  27. А. Региональные фонды и другие финансовые институты поддержки предпринимательства // Вопросы экономики, 1994.- № 11.- С. 151 155.
  28. И. Институциональная экономическая теория:' Некоторые основные вопросы // Мировая экономика и международные отношения, 1995.-№ 11.- С.31−35.
  29. И.О. Безналичное обращение в системе управления финансово-промышленными объединениями / Проблемы региональной экономики, 1998.- № 3−5: Изд. Института экономики и управления УдГУ.-С.270−279.
  30. О., Козлов М. Финансово-промышленная группа «Уральские заводы»: Первый год работы // Вопросы экономики, 1995.- № 5.-С.147−155.
  31. О., Осипов А., Кочкуров Н. Совершенствование финансово-бюджетных отношений в регионе // Вестник Удмуртского университета, 1995.- № 4.- С.75−79.
  32. О. Как выйти из кризиса программа развития промышленного комплекса Удмуртии // Удмуртская правда, 1996.- 11 декабря.
  33. В.В. Финансово-кредитные методы регулирования рынка инвестиций.- М.: Финансы и статистика, 1993.- 144 е.: ил.
  34. М. Глубокие кризисы и реформа // Вопросы экономики, 1997.- № 2.- С.2−29.
  35. А.В. Переходная экономика.- М.: Таурус, Просперум, 1994.-472с.
  36. П., Заславский С. Объединения малых и средних предприятий // Вопросы экономики, 1994.- № 11.- С. 142−150.
  37. Ю. Об основных тенденциях организационного развития приватизированных предприятий // Российский экономический журнал, 1996.-№ 10.- С. 16−22.
  38. Ю. Государственное регулирование и проектирование корпоративных структур // Российский экономический журнал, 1997.- № 1.-С.35−34.
  39. Ю., Савченко В. Российское госпредпринимательство: Корпоративная ипостась // Российский экономический журнал, 1997.- № 2.-С.31−40.
  40. Ю. Отечественные ФПГ: Достигнутые рубежи и задачи развития // Российский экономический журнал, 1997, — № 9.- С.3−23.
  41. Ю. Результаты мониторинга деятельности финансово-промышленных групп // Российский экономический журнал, 1997. -№ 10.- 29−32.
  42. А. Привлечение инвестиций на рынке ценных бумаг // Вопросы экономики, 1996.- № 12.- С. 121−128.
  43. Н. Три фазы развития постсоциалистической экономики // Мировая экономика и международные отношения, 1995.- № 6.- С.5−20.
  44. Ю. Кодекс выйдет из комы. Но когда? // Экономика и жизнь, 1997.- № 47.- ноябрь.
  45. Е. Аномалии экономического роста-// Вопросы экономики, 1996.- № 12.- С.20−39.
  46. С. Стабилизация и экономический рост // Вопросы экономики, 1997.-№ 1.- С.90−103.
  47. С. Основа обеспечения экономической безопасности страны альтернативный реформационный курс // Российский экономический журнал, 1997.- № 1.- С.3−19- № 2.- С. 3−18.
  48. С. Российская реформа и новый мировой порядок // Российский экономический журнал, 1997.- № 7.- С.3−16.
  49. С. Центральный банк против промышленности России // Вопросы экономики, 1998.- № 1.- С. 16−32.
  50. С. Актуальные аспекты теории транснациональной кооперации предприятий // Российский экономический журнал, 1996.- № 10.-С.94−97.
  51. Э. Финансовая политика в формировании рынка // Экономист, 1994.- № 7.- С. 13−20.
  52. К.Г. «Государство благоденствия»: Шведская модель.- М.: «Знание», 1989.- 64с.
  53. Госкомстат РФ о социально-экономическом положении страны в 1996 году // Экономика и жизнь, 1997.- № 7.- С32.
  54. Государственная власть и предприятие: От команды к партнерству / Под ред. Ю. М. Осипова.- М.: Междунар. отношения, 1991.- 368с.
  55. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Официальное издание.- М.: Юрид. лит., 1994.- 240с.
  56. А.Г., Суслов В. И., Суспицын С. А. Подходы к анализу финансового положения регионов и их финансово-экономических отношений с федеральным центром // Регион: экономика и социология, 1996.-№ 4.- С.73−106.
  57. С. Экономические критерии определения статуса региона // Вестник статистики, 1992.- № 6−7.- С. 13−24.
  58. В. Рыночные институты и трансформация российской экономики // Мировая экономика и международные отношения, 1995.- № 7.-С.50−64.
  59. В., Коваленко Г. Предприниматель становится руководителем корпорации: Управленческо-психологический фактор трансформации //Российский экономический журнал, 1995.- № 5−6.- С.88−91.
  60. М. Российские реформы и политика государственных доходов // Вопросы экономики, 1995.- № 8.- С.4−13.
  61. М. Политика социальных расходов в современной России //Вопросы экономики, 1996.- № 9.- С.28−29.
  62. Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: Микроэкономическая модель / Пер. с англ. В. Лукашевича и др.- Под общ. ред. Б. Лисовика и В.Лукашевича. -С.П6., 1992.-496с.
  63. В.Г., Ельмеев В. Я., Попов М. В. Выбор нового курса.- М.: Мысль, 1991.-201с.
  64. Т., Евсеева И. Экономическое поведение промышленных предприятий в переходной экономике // Вопросы экономики, 1994.- № 8.- С.40−50.
  65. Т., Евсеева И., Широкин В. Роль законодательства и регулирования в становлении малого бизнеса в России // Вопросы экономики, 1994.- № 11. С.92−107.
  66. Дж. А. Переход от плана к рынку на конституциональной основе // Вопросы экономики, 1993.- № 6.- С.59−61.
  67. С., Зондхов Г., Корлл X. Реструктуризация промышленных предприятий (опыт Российского центра приватизации) // Вопросы экономики, 1997, — № 9.- С. 13−22.
  68. К. Преобразования переходного периода: Теория и практика // Мировая экономика и международные отношения, 1995.- № 6.-С.114−120.
  69. Закон Российской Федерации «Об общих принципах самоуправления в Российской Федерации» // Удмуртская правда, 1995.- 28 сентября.
  70. Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. // Сборник нормативных актов по налогообложению.- М., 1991.
  71. Закон Удмуртской Республики «О местном самоуправлении Удмуртской Республики» от 17 октября 1991 г. // Известия Удмуртской Республики, 1991.-5 ноября.
  72. Закон Удмуртской Республики «О прогнозировании и программах социально-экономического развития Удмуртской Республики» // Известия Удмуртской Республики, 1995.- 10 октября.
  73. М. Концепция механизма госрегулирования переходной экономики // Российский экономический журнал, 1994.- № 12.- С.34−47.
  74. Д. К обоснованию концептуальной модели регулирования российской экономики // Российский экономический журнал, 1997.- № 1.-С.90−92.
  75. И. Европа регионов // Мировая экономика и международные отношения, 1997.- № 9, — С.5−19.
  76. К. Пропасть между регионами угроза целостности России // Экономика и жизнь, 1997.- № 8. — СЛ.
  77. О. Корпоративные формы управления в промышленности // Российский экономический журнал, 1994.- № 2.- С.50−55.
  78. В. Российской экономике динамичный рынок и действенные регуляторы // Вопросы экономики, 1992.- № 3.- С. 105−110.
  79. А. Российские экономические реформы: Потерянный год // Вопросы экономики, 1995.- № 1.- С.4−21.
  80. А., Куликов В. Как ускорить развитие финвнсово-промышлен-ных групп // Российский экономический журнал, 1995.- № 8.-С.20−23.
  81. А. Инвестиционные возможности- ФПГ // Экономика и жизнь, 1995.-№ 15.-апрель.-С. 10.
  82. В. Преимущества вертикальной интеграции в формировании новых организационно-производственных систем (модельный анализ) // Российский экономический журнал, 1994.- № 10.- С.8−92.
  83. . Деловая стратегия: Пер. с англ. / Науч. ред. и авт. послесл. В. А. Приписнов.- М.: Экономика, 1991.- 239с.
  84. В. Государственное и- местное регулирование территориального развития // Экономист, 1994.- № 8.- С.63−71.
  85. А. Долговая экономика: Монетарный, воспроизводственный и властный аспект // Вопросы экономики, 1997.- № 4.- С.42−56.
  86. А., Кузнецов П., Крючкова П. Корпоративное управление в России в 1995—1996 гг.. (от предприятий советского типа к фирме, контролируемой менеджерами) // Вопросы экономики, 1996.- № 12.- С.73−87.
  87. А. Закономерности переходной экономики: Экономические тенденции и модели // Вопросы экономики, 1995.- № 2.- С.50−60.
  88. В. Институциональные преобразования в современной России: Динамика трансакционных издержек // Вопросы экономики, 1996.-№ 12.- С.61−72.
  89. Комментарии к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть I / Отв. ред. О. Н. Садиков.- М.: Юринформцентр, 1995.- 448с.
  90. Комментарии к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть II (постатейный) / Отв. ред. О. Н. Садиков.- М.: Юрид. фирма «Контракт» издат. группа «Инфра М — Норма», 1996.- 800с.
  91. Комплексная программа поддержки товаропроизводителей Удмуртской Республики / Под ред. О. И. Боткина, Х. З. Бадаша, Н. И. Сапожникова.- Ижевск: Издат. Удм. ун-та, 1996.- 60с.
  92. Концепция реформирования предприятий // Вопросы экономики, 1997.-№ 9.- С.4−12.
  93. Концепция среднесрочной программы Правительства РФ на 19 972 000гг. Структурная перестройка экономического роста // Вопросы экономики, 1997.-№ 1.- С.4−68.
  94. Я. Путь к свободной экономике: Страстное слово в защиту экономических преобразований. Пер. с англ. / Предисл. НЛ.Петракова.- М.: Экономика, 1990.- 149с.
  95. Я. Трансформационный спад // Вопросы экономики, 1994.-№ 3.- С.4−16.
  96. Я. Тенденции постсоциалистического развития: Общий обзор // Вопросы экономики, 1996.- № 1.- С.5−16.
  97. Я. Устойчивый рост как важнейший приоритет // Вопросы экономики, 1996.- № 10.- С.23−38.
  98. Ю. Государственное регулирование инвестиций: Акцент смещения на микроуровень // Российский экономический журнал, 1992.-№ 9.- С.50−55.
  99. В., Николаев А. Значение государственных корпораций для российской экономики // Вопросы экономики, 1993.- № 4.- С. 116−126.
  100. В. Экономические основы демократизации общества // Российский экономический журнал, 1995.- № 2.- С. 102−107.
  101. В.Н. Территориальное развитие: Методология и опыт регулирования.- СПб.: Наука, 1996.- 109с.
  102. В., Швецов А. Региональная политика России: Концепции, проблемы, решения. Государственное регулирование и селективная поддержка регионального развития // Российский экономический журнал, 1994.-№ 5−6.- С.64−69.
  103. В., Швецов А. Региональная политика России: Концепции, проблемы, решения. Государственное регулирование и селективная поддержка регионального развития // Российский экономический журнал, 1994.- № 7.- С40−52- № 8.- С37−48.
  104. В., Мильнер Б., Швецов А. Экономические отношения и управление в условиях федерализма // Вопросы экономики, 1994.- № 9.- С.17−29.
  105. В., Мильнер Б., Швецов А. Региональная политика России: Концепции, проблемы, решения. Экономика и федерализм // Российский экономический журнал, 1994.- № 10.- С.61−67- № 11.- С.30−36.
  106. В., Швецов А. Региональная политика России: Концепции, проблемы, решения. Приоритеты региональной политики. Депрессивные территории и механизм их санации // Российский экономический журнал, 1995.- № 1.- С.31−39.
  107. В., Швецов А. Региональная политика России: Концепции, проблемы, решения. Смысл и механизм государственного регулирования территориального развития // Российский экономический журнал, 1997.-№ 3.- С.32−46.
  108. В., Швецов А. Региональная политика России: Концепции, проблемы, решения. Смысл и механизм государственного регулирования территориального развития // Российский экономический журнал, 1997.-№ 4.- С.25−42.
  109. Д. К обновлению ориентиров экономической политики // Российский экономический журнал, 1996.- № 10.- С.3−15.
  110. Д. Курс социально-экономического возрождения России // Российский экономический журнал, 1994.- № 2.- С.69−75.
  111. Д. Научно обоснованная альтернатива была и есть // Российский экономический журнал, 1995.- № 4.- С.25−38.
  112. Д. Научно обоснованная альтернатива была и есть // Российский экономический журнал, 1995.- № 5−6.- С. 11−25. •
  113. А. Реорганизация акционерных обществ и становление финансово-промышленных групп // Российский экономический журнал, 1994.-№ 11.- С.10−16.
  114. В. Становление смешанной экономики: Макроэкономический аспект // Вопросы экономики, 1993, — № 1.- С.92−99.
  115. С. Финансовое состояние и поведение российских предприятий // Вопросы экономики, 1994.- № 8.- С.51−58.
  116. Малый энциклопедический словарь: В 4-х т.- Т1 / Репринтное воспроизведение Брокгауза Ефрона.- М.: ТЕРРА, 1997.- 544с.: ил.
  117. А. «Уральские заводы»: Трудности становления // Экономика и жизнь, 1995.- № 13.- апрель.- С. 28.
  118. К., Энгельс Ф. Соч.- 2-е изд.- Т.23.
  119. May В. Стабилизация, выбор и перспективы экономического роста (политическая экономия реформы в России) // Вопросы экономики, 1997.-№ 2.- С.58−75.
  120. . Управление: Пути преодоления кризиса // Вопросы экономики, 1997.- № 6.- С.36−47.
  121. А. ФПГ: Принципы антимонопольного контроля // Российский экономический журнал, 1997.- № 11−12.- С.25−28.
  122. О. Слияние внебюджетных фондов: В проигрыше потребитель // Экономика и жизнь, 1997.- № 37.- сентябрь.
  123. С. Взгляд на реформы и регулирование экономики // Вопросы экономики, 1997.- № 6.- С.23−35.
  124. Я. Перестройка системы государственных предприятий // Вопросы экономики, 1994.- № 8.- С.85−87.
  125. Ю., Симановский С. Приоритеты структурных преобразований // Российский экономический журнал, 1994.- № 5−6.- С.33−41.
  126. Научно-практическая работа по оценке инвестиционного климата межобластной инвестиционной зоны / Информационно- аналитические материалы.- М.: ЦБ РФ, НИИ, 1996.- вып. 8.- 52с.
  127. А. Геометрия экономики // Мировая экономика и международные отношения, 1996, — № 10.- С.70−75.
  128. В.И., Сапожников Н. И. Концепция экономической конверсии в Удмуртской Республике. Препринт.- Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 1993.-34с.
  129. В.И., Сапожников Н. И. Конверсия оборонной промышленности: Системно-методологический аспект. Методическая разработка.- Ижевск: Изд. Удм. ун-та, 1993.- 64с.
  130. А., Вигдорчик Е., Липсиц И., Никологорский Д. Преодоление кризиса российской промышленности: Финансовое оздоровление и реструктуризация предприятий // Вопросы экономики, 1997.-№ 4.- С.57−66.
  131. Г., Стрижева Л. К вопросу о структурной перестройке отечественной экономики // Российский экономический журнал, 1992.-№ 7.-С.3−8.
  132. Д. Изменение форм собственности и структуры промышленных предприятий // Вопросы экономики, 1997.- № 9.- С.23−35.
  133. Д. Институциональные предпосылки экономического роста в России // Вопросы экономики, 1997.- № 11.- С.32−45.
  134. Д.К. Институты и экономический рост: Историческое введение // Теория и история экономических и- социальных институтов и систем, 1993.- Т.1.- вып. 2.
  135. Д. Институциональные изменения: Рамки анализа // Вопросы экономики, 1997.-№ 3.-С.6−17.
  136. Ю. «Желтое колесо» (механизм социально-экономической трансформации) // Вопросы экономики, 1997.- № 5.- С.40−52.
  137. Ю. Хозяйственная трансформация и трансформация теории // Вопросы экономики, 1998, — № 5.- С.14−28.
  138. Организационно-хозяйственный аспект становящейся промышленной политики России // Российский экономический журнал, 1994.-№ 4.- С.3−12.
  139. А.К. Экономика региона: Механизм комплексного развития, — Екатеринбург: Изд-во УрО РАН, 1996.- 234с.
  140. От кризиса к стабилизации экономики и ее последующему подъему (Предложения Института экономики РАН к разработке программы «Реформы и развитие российской экономики в 1995—1997 годах») // Вопросы экономики, 1994.- № 11.- С.5−42.
  141. Оценка угрозы экономической безопасности Урала: Препринт.-Екатеринбург: УрОРАН, 1995.- 126с.143. «О финансово-промышленных группах» Федеральный закон Российской Федерации № 190-ФЗ от 30.11.1995 г. // Финансовая газета, 1996.-№ 1 (213).- январь.- С.6−7.
  142. С. Регионы и региональная политика // Вопросы экономики, 1994.- № 10.- С. 11−16.
  143. М. Инвестиционная надежность нестандартных решений // Экономика и жизнь, 1995.- № 15.- апрель.- С. 28.
  144. В. Финансовые проблемы стабилизации экономики // Российский экономический журнал, 1997.- № 1.- С.45−53.
  145. В. Трактат о налогах и сборах / Антология экономической классики в 2-х томах. Т1. Предисловие И. А. Столярова.- М.: МП «ЭКОНОВ», 1993.- 475с.- С.7−78.
  146. Н., Маневич В., Перламутров В. Как придать денежной политике инвестиционную направленность // Российский экономический журнал, 1996.- № 2.- С.40−52.
  147. И. Коммерческие банки и финансово-промышленные группы // Российский экономический журнал, 1995.- № 10.- С.25−27.
  148. Ю. Бюджетно-налоговая реформа: От фискального пресинга к необходимому оптимуму // Российский экономический журнал, 1995.- № 11.- С.8−18.
  149. Ю. Оздоровление финансовой системы и нормативные методы государственного регулирования экономики // Российский экономический журнал, 1997.- № 3.- С. 12−24.
  150. Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика: Сокр. пер. с англ / Науч. ред.: В. Т. Борисович, В. М. Полтерович, В. И. Данилов и др.- М.: «Экономика», «Дело», 1992.- 51 Ос.
  151. Платежный кризис и пути его преодоления // Российский экономический журнал, 1994.- № 12.- С. 16−27.
  152. В. Кризис инвестиционной сферы российской экономики и пути его преодоления // Вопросы экономики, 1996.- № 12.- С. 101−111.
  153. Политическая экономия: Учебник для вузов / Медведев В. А" Абалкин Л. И., Ожерельев О. И. и др.- М.: Политиздат, 1989.- 735с.
  154. Портфель приватизации и инвестированная (Книга собственника. Книга акционера. Книга инвестиционного менеджера) / Отв. ред. Ю. Б. Рубин, В. И. Солдаткин.- М.: «СОМИНТЕК», 1992.- 752с.
  155. По тонкому льду (итоги 1997 г. и общий прогноз на 1998г) // Вопросы экономики, 1998.- № 3.- С. 128−147.
  156. Приватизируемую промышленность спасут банки и ФПГ // Россий-ский экономический журнал, 1995, — № 7.- С. 13−19.
  157. Природные ресурсы и экология Удмуртии: Науч.-практ. и метод, материалы / Сост. и общ. ред. А. К. Осипов.- Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1995.- 200с.
  158. Программа содействия формированию финансово-промышленных групп. Утв. постановл. Правительства РФ от 16 января 1995 г. № 48 // Российская газета, 1995.- 4 февраля.
  159. В.Г., Пыткин А. Н. Проблемы региональной конверсии военно-промышленной базы Западного Урала, — Екатеринбург: УрО РАН, 1994.-281с.
  160. В. Закономерности и альтернативы переходной экономики // Российский экономический журнал, 1995.- № 9.- С.62−68.
  161. Развитие конкуренции на рынках Российской Федерации // Вопросы экономики, 1995.- № 11.- С.4−47.
  162. Развитие рыночных отношений в России: Итоги и прогнозируемые варианты // Российский экономический журнал, 1994.- № 2.- С.3−11- № 3.- С. З-16.
  163. Н.М., Нестеренко О. Н., Ятнов В. А., Капустина JI.M. Развитие региона: Методический подход, — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 1995.- 136с.
  164. Н.М., Ятнов В. А., Нестеренко О. Н., Капустина JI.M. Региональные диспропорции: Оценка и пути их преодоления.- Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 1996.- 112с.
  165. Региональная экономика: Опыт и перспективы рыночных преобразований / Под ред. Г. П. Лузина.- Апатиты: Изд-во КНЦ РАН, 1994.-часть I.-182с.
  166. JI. Высший критерий действенности экономической политики и направления его реализации // Российский экономический журнал, 1994.- № 7.- С.61−67.
  167. Реформы и развитие российской экономики в 1995—1997 годах // Вопросы экономики, 1995.- № 4.- С.67−160.
  168. Д. Начала политической экономии и налогового обложения / Антология экономической классики. В 2- томах. Т.1. Предисловие И. А. Столярова.- М.: «ЭКОНОВ», 1993.- 475с.- С.399−473.
  169. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономи-ки // Российский экономический журнал, 1997.- № 4.- С.3−15.
  170. Дж. Российская экономика в тупике: Последствия международной экономической политики, начатой в январе 1992 г. // Вопросы экономики, 1994, — № 3.- С. 17−26.
  171. Российское предпринимательство: Приоритеты национальной экономики в 1995 году (Годовой доклад Торгово-промышленной палаты Российской Федерации) // Вопросы экономики, 1995, — № 2, — С.83−103.
  172. Россия и проблемы бюджетно-налогового федерализма / Под общ. редакц. К.Валлих.- М.: Издат. «Известия», 1993.- 208с.
  173. К. Межотраслевые связи в реформируемой экономике // Российский экономический журнал, 1993.- № 3.- С. 12−21.
  174. П.О. Теоретические проблемы функционирования государственного сектора экономики // Общество и экономика, 1994.- № 7−8.-С.103−123.
  175. В. Феномен предпринимательства // Российский экономический журнал, 1995.- № 9.- С.45−50- № 10.- С.56−62.
  176. Садовски 3. Политика по отношению к государственным предприятиям в процессе системных преобразований // Вопросы экономики, 1994.-№ 8.- С.80−84.
  177. Д. Стабилизация российской экономики: Концепция и действительность // Мировая экономика и международные отношения, 1995.-№ 2.- С.58−70.
  178. Н.И. Программно-целевой подход к реализации задач конверсии оборонной промышленности Удмуртской Республики. Препринт.-Екатеринбург: УрО РАН, 1994.- 40с.
  179. А. Стратегия фирмы // Вопросы экономики, 1991.-№ 5.- С.75−81.
  180. В., Семенов Г., Сингатаулин Г., Овчинников М. Перспективы российского федерализма // Российский экономический журнал, 1994.- № 4.- С.36−43.
  181. С. Политика как бизнес // Российский экономический журнал, 1995.- № 2.- С.83−94.
  182. П. Через эффективную региональную политику к национальному согласию // Российский экономический журнал, 1994.- № 4.-С.43−48.
  183. А. Исследование о природе и -причинах богатства / Антология экономической классики. В 2-х томах. Т.1, Предисловие И. А. Столярова.- М.: МП «ЭКОНОВ», 1993.- 475с.- С.81−396.
  184. В.М. Государство и экономика.- М.: Изд-во ФА при Правительстве РФ, 1996.- 136с.
  185. В.М., Исалова М. Н. Макроэкономическая политика в переходный период.- М.: «Зенит», 1994.- 160с.
  186. В., Исалова М. Экономическая политика (спецкурс). Лекция 2. Финансовый механизм экономической политики // Российский экономический журнал, 1995.- № 11.- С.98−107.
  187. И. Финансово-промышленные групп: Иллюзии и реальность // Вопросы экономики, 1995.- № 5.- С. 135−146.
  188. У. О роли финансово-промышленных групп // Российский экономический журнал, 1995.-№ 4.- С.108−109.
  189. Стратегия развития российской экономики и программа первоочередных шагов: Доклад Института экономики РАН / Руковод. Л.Абалкин.- М.: Участ. опер, печати ИЭ РАН, 1996.- 320с.
  190. Е. Корректировка экономических реформ и разработка новой концепции бюджетной политики // Вопросы экономики, 1997.- № 1.-С.77−89.
  191. М. Местное самоуправление и развитие территорий // Вопросы экономики, 1994.- № 5.- С.133−140.
  192. В. Институциональная динамика в переходной экономи- ке // Вопросы экономики, 198.- № 5.- С.29−40.
  193. А. Социально-экономические проблемы формирования рыночных отношений региона // Вопросы экономики, 1993.- № 6.- С. 107−113.
  194. А.И., Куклин А. А., Яковлен В. И. и др. Комплексная методика диагностики угроз экономической безопасности территорий различных уровней. Препринт.- Екатеринбург: УрО РАН, 1995.- 35с.
  195. А.И., Романов О. А., Данилов Н. И. и др. Социально-экономические проблемы формирования рыночных отношений в крупном промышленном городе, — Екатеринбург: Наука, 1997.- 208с.
  196. Е. Государственное предпринимательство: Организационно-правовые формы // Вопросы экономики, 1995.- № 12.- С.76−84.
  197. Е. Акционеры и управление фирмой // Вопросы экономики, 1997.- № 9.- С.36−43.
  198. Трудный поворот к рынку / Науч. ред. Л.И.Абалкин- Сост. Е. М. Юдина.- М.: Экономика, 1990.- 559с.
  199. Я. О мерах по оживлению инвестиционного процесса в России // Вопросы экономики, 1997.- № 1.- С.69−76.
  200. И. Комплексный технологический процесс объективная основа финансово-промышленных групп // Российский экономический журнал, 1994.- № 4.- С.13−17.
  201. Ю.А., Медведев О. Н. Иностранные инвестиции и конверсия российских оборонных предприятий // США: экономика, политика, идеология, 1997.- № 1.- С.62−71.
  202. Р. Конверсия российского ВПК: Мирохозяйственное измерение // Мировая экономика и международные отношения, 1997.- № 10.-С.36−46.
  203. Федеральный Закон Российской Федерации «Об акционерных обществах». Принят Государственной Думой 24 ноября 1995 г. // Российская газета, 1995.- 29 декабря.
  204. Федеральный Закон Российской Федерации «О финансовых основах местного самоуправления р Российской Федерации». Принят Государственной Думой 10 сентября 1997 года. // Финансовая газета, 1997.-№ 40.- С. 10−11.
  205. В., Беляков А. К эффективной модели реформирования российской экономики // Российский экономический журнал, 1994.- № 8.-С.3−11.
  206. В., Цычичко А. Выход из тупика: Наши предложения // Вопросы экономики, 1995.- № 2.- С.73−82.
  207. Финансовая стабилизация в России / Под общ. ред. А. Н. Илларионов, Дж.Сакс.- М.: «Прогресс Академия», 1995.- 236с.
  208. Финансовые проблемы стабилизации российской экономики / Составит, и авторы под руквод. Ю. И. Любимцева.- М., 1996.- 223с.
  209. С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. со 2-го изд.- М.: «Дело ЛТД», 1993.- 864с.
  210. А. Теоретико-методологические подходы к разработке инвестиционной политики // Российский экономический журнал, 1992.- № 9.-С.97−111.
  211. Формирование региональной системы организации и управления экономикой в условиях рыночных отношений (На примере Оренбургской области).- М.: ЦЭНТИ «Интерэкон», 1991.- 186с.
  212. С. Государственное регулирование в современной смешанной экономике //Вопросы экономики, 1994.- № 11.- С.80−91.
  213. Ф. Проблемы взаимоотношений центра и регионов в российской экономической политике // Вопросы экономики, 1994.- № 9.-С.30−37.
  214. В. Как делать бизнес в Европе.- М.: Прогресс, 1992.- 253с.
  215. Л. Экономические интересы и государственное регулирование экономики: Прямая и обратная связь // Российский экономический журнал, 1995.- № 1.- С.98−102.
  216. Дж. Снижение расходов при проведении рыночных реформ // Вопросы экономики, 1992.- № 3.- С.69−89.
  217. Д. Макроэкономическая теория. Раздел 1. Методология макроэкономических процессов. Глава 1. Экономическая система и ее структуры // Российский экономический журнал, 1992.- № 11.- С. 109−115.
  218. Д. Крах радикализма и эволюционисткая альтернатива // Российский экономический журнал, 1995.- № 3.- С.27−43.
  219. Е.М. Методы финансовых и коммерческих расчетов.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: «Дело ЛТД», 1995.- 320с.
  220. Г. О финансово-промышленных группах // Российский экономический журнал, 1994.- № 2.- С.82−85.
  221. Г. Трактовка моделей экономического развития и ее элементов // Российский экономический журнал, 1995.- № 2.- С.75−83.
  222. В. О социально-экономическом положении в стране: Доклад главы правительства РФ в Государственной Думе 8 октября 1997 г. // Российская газета, 1997.- 9 октября.
  223. В. Опыт неформальной ФПГ холдингового типа: Роль финансовых институтов // Российский экономический журнал, 1997.-№ 10.-С.33−36.
  224. А. Теория фирмы: Альтернативный подход // Российский экономический журнал, 1995.- № 8, — С.97−103.
  225. В.П. Экономика и право: (Опыт экономико-юридического исследования общественного производства).- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Экономика, 1990.- 271с.
  226. Н. Экономические перспективы России // Вопросы экономики, 1995.-№ 1.- С.22−31.
  227. И. Ключевые положения концепции государственной промышленной политики России // Российский экономический журнал, 1994.- № 9.- С.3−8.
  228. Экономическая самостоятельность и финансовые проблемы региона / Под ред. В. П. Лысенко.- Новосибирск: ИЭ ОПП СО РАН, 1992.-138с.
  229. Экономический кризис и проблемы стимулирования производственной активности. Препринт.- Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 1997.- 30с.
  230. Ю.В. Революция в экономике: Ключевые проблемы, противоречия, перспективы перестройки.- М.: Экономика, 1990.- 191с.
  231. Ю. Корпоративные структуры: Варианты типологизации и принципы анализа эффективности // Российский экономический журнал, 1998.-№ 4.- С.28−34.
  232. Яременко Ю, Узяков М., Ксенофонтов М. Все тот же вопрос: Соответствует ли курс преобразований народнохозяйственным реальностям //Российский экономический журнал, 1996.- № 9.- С.3−12.
  233. Е.Г. Хозяйственные системы и радикальная реформа.- М.: Экономика, 1989.-319с.
  234. Е. Функции государства в рыночной экономике // Вопросы экономики, 1997.-№ 6.- С. 13−22.
Заполнить форму текущей работой