Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Воздействие мировых торговых сетей на развитие потребительского рынка в условиях глобализации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Раскрыто содержание конкурентных преимуществ МТС как объектов сетевого ритейла, произведена их классификация на общие (извлечение эффекта масштаба, оптимизация ассортиментной и ценовой политики, высокое качество обслуживания, получение скидок при массовых закупках товаров) и специфические (возможность направленного воздействия на рыночную среду через продвижение сетевых стандартов и собственных… Читать ещё >

Содержание

  • 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
    • 1. 1. Мировой опыт изучения потребительского рынка: сущность, цель, состав, функции, перспективы и проблемы развития
    • 1. 2. Влияние развития мировых торговых сетей на формирование и структуру потребительского рынка
    • 1. 3. Государственное регулирование и правовое обеспечение функционирования потребительского рынка
  • 2. ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ МИРОВЫХ ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ НА ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА
    • 2. 1. Взаимодействие мировых торговых сетей с российскими торговыми сетями на потребительском уровне
    • 2. 2. Конкурентные преимущества и факторы, влияющие на конкурентоспособность торговых сетей
  • 3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ СЕТЕВОГО РИТЕЙЛА С ПОЗИЦИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ
    • 3. 1. Внедрение программной модели определения конкурентоспособности объектов мирового сетевого ритейла
    • 3. 2. Адаптация модели на региональном рынке Южного Федерального округа

Воздействие мировых торговых сетей на развитие потребительского рынка в условиях глобализации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Глобализация и либерализация внешних отношений делает национальные рынки доступными для зарубежных производителей и продавцов и обостряет конкуренцию. Одним из средств обеспечения конкурентоспособности служит наращивание потенциала организаций, в том числе за счёт формирования сетевых структур.

Из мирового опыта известно, что сетевая торговля может занять до 90% розничного рынка в стране. Это объясняется тем, что сетевая форма торговли сама по себе является конкурентным преимуществом перед автономным магазином (лучшие условия у поставщиков, снижение издержек, популярная торговая марка и т. д.).

Развитие торговых компаний в регионах России можно рассматривать с V учетом имеющего место напряженного ожидания прихода в регионы интернациональных ритейлеров и российских ритейлеров общенационального. масштаба [8]. Поэтому региональные операторы розничного рынка, очевидно, заинтересованы в создании конкурентных преимуществ по сравнению с другими ритейлерами (снижение издержек, использование современных технологических решений, методов управления и информационных технологий), в освоении новых форматов магазинов (гипермаркетов, торговых центров), в дальнейшем ускоренном завоевании значительной части регионального рынка.

Очевидным является тот факт, что эффективное управление сетевой торговлей является важнейшим не копируемым конкурентным преимуществом компании. К сожалению, большинство отечественных компаний именно в этом аспекте существенно проигрывают зарубежным ритейлерам.

В работе представлена попытка проанализировать и структурировать знания мировых лидеров розничной торговли с целью заглянуть в завтрашний день глобальной экономики. Такой анализ не может быть неинтересен современному человеку.

Трансформация процесса развития конкурентоспособности как комплексных систем (отраслей), хозяйствующих субъектов, а также создаваемых ими объектов (товаров или услуг) крайне актуальна в условиях динамичного развития рыночных факторов внешней среды. Изучение данной проблемы с учетом особенностей российской экономической модели обусловлено рядом причин, одной из которых является кризис торговых предприятий, характеризующийся уменьшением доли потребительского рынка, потерей конкурентных позиций отечественной продукции на мировых рынках, отсутствием стратегически обоснованного механизма эффективного управления конкурентоспособностью объектов сетевого ритейла.

Повышение конкурентоспособности любого объекта — эволюционный процесс, обусловленный невозможностью принятия эффективных управленческих решений только на основе предшествующего опыта или его экстраполяции, требующий создания специфических моделей и механизмов мобилизации научно-технического, производственно-технологического, финансово-экономического, социального и организационного потенциалов предприятий. Отсюда необходимость активизации исследований в направлении формирования механизма устойчивого процесса повышения уровня конкурентоспособности мирового и отечественного ритейла, глубокого теоретического и методического анализа сущности экономической категории «конкурентоспособность ритейла», ее основных факторов и методов оценки.

Как следствие, появляется острая потребность в обосновании эффективных инструментов и методов управления конкурентоспособностью торговых сетей, способных обеспечить выработку оптимальных управленческих решений, что обусловливает необходимость глубокого исследования и экономической категории конкурентоспособности торговых сетей, и оценочных механизмов в реальном временном и пространственном измерении.

Степень разработанности проблемы. В связи с повышением значимости ритейла на мировом потребительском рынке, возник интерес к внедрению мирового опыта в развитие отечественного потребительского рынка.

Значительный вклад в изучении потребительского рынка, разработке конкурентоспособных преимуществ и стратегии управления торговыми сетями внесли зарубежные ученые Б. Берман, С. Брю, В. Вонг, П. Дракер, Дж. Дей-ли, Ф. Котлер, Ж.-Ж. Ламбен, Д. Костьенс, Т. Коллинз, К. Макконелл, М. Мескон, М. Портер, Д. Рендалл, Э. Сет, К. Хитер, Дж. Эванс. Исследованию теории потребительского рынка и конкурентоспособности торговых сетей посвящены работы отечественных экономистов Г. Азгальдова, В. Веснин, А. Есютина, Д. Гончаров, А. Пыпин, В. Трухачев, Л. Хасис, и многих других.

Однако в большинстве работ управление ритейлом рассматривается по отдельным блокам и элементам, при этом исследователи подходят к категории с качественной стороны без учета динамичных изменений рыночной среды. В связи с этим необходима разработка системной методики и подходов к формированию системы эффективного управления конкурентоспособностью ритейла с учетом переосмысления научного наследия, зарубежного опыта, разработки теоретических, методических и прикладных подходов, адекватных современной экономической ситуации.

Цель исследования — теоретическое обоснование и разработка методических рекомендаций по совершенствованию процесса управления потребительского рынка, конкурентоспособностью отечественных торговых сетей и их развития под влиянием мирового опыта, путем определения потребительских предпочтений, и средневзвешенной ценности ритейла на потребительском рынке.

Реализация данной цели предполагает решение следующих задач: исследовать особенности и закономерности функционирования и развития мирового потребительского рынка в условиях глобализации;

— изучить и обобщить мировой опыт работы мировых торговых сетей (МТС) и на этой основе сформировать представление о содержании понятия «сетевой ритейл», определить его цели, стратегии, а также методы и последствия проникновения на потребительские рынки стран мира;

— выявить природу, способы формирования и реализации конкурентных преимуществ сетевого ритейла на региональном и отраслевом уровнях;

— обосновать и систематизировать методы управления конкурентоспособностью сетевого ритейла путем определения потребительских предпочтений и средневзвешенной ценности ритейла на потребительском рынке;

— разработать и апробировать на региональном потребительском рынке методику измерения конкурентоспособности МТС на основе иерархической системы показателей;

— создать программный продукт, выступающий инструментом оценки привлекательности торговых сетей для инвестиционных вложений, позволяющий быстро и качественно производить оценку уровня конкурентоспособности ритейла с позиции потребительских предпочтений.

Предметом диссертационного исследования послужила трансформация системы экономических отношений между субъектами потребительского рынка различных стран под действием процесса глобализации, формирования и развития международных сетевых торговых структур.

Объектом исследования выступают мировые торговые сети, самостоятельные предприятия торговой отрасли и других отраслей экономики, деятельность которых направлена на освоение потребительского рынка.

Теоретической и методической основой диссертационной работы послужили фундаментальные концепции ведущих отечественных и зарубежных ученых в области теории потребительского рынка и исследования влияния на него тенденций глобализацииположения современных теорий менеджмента и конкуренции, а также работы, посвященные проблемам становления, развития и управления деятельностью МТС как ведущего элемента современного потребительского рынка. Нормативно-правовую базу исследования составляют международные акты, Законы и Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ и другие нормативные документы.

Аргументация и обоснование положений диссертационного исследования основывается на использовании таких методов диалектики как системный анализ социально-экономических процессов и явлений, программно-целевой подход, методы эволюционной экономики, дедукции и индукции, историко-критический, логический и ситуационный анализ. Наряду с этим применялись методы линейного программированиятабличный, графический, индексный и статистические методы, метод экспертных оценок. Применение указанных методов и приемов обеспечило системность и комплексность изучения проблем функционирования и развития МТС, объективное восприятие их свойств и взаимодействий, предопределило изучение экономических явлений п процессов в их постоянном развитии и взаимосвязи.

Информационной базой исследования послужили материалы периодической печати, научно-практических конференций и монографических исследованийданные международных организаций и консалтинговых агентств McKinsey, Economist Intelligence Unitстатистические данные Госкомстата РФ и других статистических органов, показатели хозяйственной деятельности розничных торговых сетей в России и за рубежом, а также результаты собственных наблюдений и логических выкладок диссертанта.

Гипотеза исследования. В свете развития тенденций глобализации, перспектив вступления России в ВТО и возрастания значимости международного сетевого ритейла на мировом потребительском рынке, формирование и обеспечение конкурентоспособности отечественных МТС становится объективной необходимостью и не может быть обеспечено без разработки и проведения в этой области эффективной государственной политики, использования новых методов управления, позволяющих быстро и качественно производить оценку и добиваться повышения уровня конкурентоспособности отечественного сетевого ритейла.

Положения, выносимые на защиту.

1. В работах, посвященных исследованию потребительского рынка, недостаточно отражены изменения, возникшие под действием процессов глобализации и развития сетевых торговых структур (сетевого ритейла). Речь идёт о трансформации представлений о модели потребительского рынка, сферах его деятельности, системе взаимоотношений между субъектами рынка, обеспечении конкурентоспособности производителей и продавцов. Появление МТС изменило рыночно-институциональную среду потребительского рынка, рассматриваемую нами как совокупность субъектов рынка, вступающих в конкурентные взаимодействия. Сама конкуренция приобрела деформированный характер, а тип рынка неоднозначно характеризуется в широких границах от совершенно конкурентного до олигополистического. Взаимосвязи между производителями и потребителями на потребительском рынке во все большей степени опосредуются объектами сетевого ритейла, усиливается диктат со стороны последних над производителями потребительских товаров (требования к качеству продукции, цене, известности марки), более мелкими торговцами (ассортиментная и ценовая политика, внедрение высоких стандартов обслуживания), а на стадии приобретения доминирующего положения на рынке — над потребителями.

2. Сетевому ритейлу на современном мировом потребительском рынке отводится особое место, как в силу стремительного роста масштабов освоения МТС потребительских рынков различных стран, так и в силу того, что в настоящее время они диктуют свою политику не только отдельным производителям и сегментам рынка, но и целым отраслям промышленности и регионам. В этой связи появляется необходимость определить содержание и характерные черты этого феномена. С нашей точки зрения, под сетевым ретейлом следует понимать крупную, основанную на централизованном руководстве и единых стандартах обслуживания торговую сеть, объединяющую сразу четыре элемента инфраструктуры — организации розничной и мелкооптовой торговли, предприятия общественного питания и сферу услуг, деятельность которых основана на больших оборотах продукции с минимальными торговыми надбавками и рассчитана на массового покупателя. Целью этих структур является освоение новых потребительских рынков и приобретение на них доминирующего положения с использованием стратегий поглощения и вытеснения менее конкурентоспособных предприятий торговли и производителей.

3. Конкурентоспособность МТС как объектов сетевого ритейла — категория специфическая, что не позволяет в полной мере применять к ней как к объекту управления положения и идеи общей теории управления. С одной стороны, конкурентоспособность сетевых торговых структур достигается через использование общеэкономических механизмов — извлечение эффекта масштаба, оптимизация ассортиментной и ценовой политики, высокое качество обслуживания, возможность получения скидок при массовых закупках товаров, но, с другой — в ее основе лежит возможность направленного воздействия на рыночную среду через продвижение сетевых стандартов деятельности и собственных брендов, высокую централизацию функций логистики и дистрибуции, способность за счет масштабного вложения финансовых средств создавать на рыночном сегменте «критическую массу» со стороны предложения, позволяющую определять рыночные условия для производителей, конкурентов и потребителей.

4. Управление конкурентоспособностью МТС как объектов сетевого ритейла — это непрерывный циклический процесс чередования общих и специфических функций управления. При этом к общим функциям можно отнести управление потенциалом организации, ценой и качеством предоставляемых продуктов и услуг, а к специфическим — управление продвижением сетевых стандартов и брендов и активное направленное воздействие на среду существования. Как показало исследование, стратегия реализации конкурентных преимуществ МТС при освоении новых рынков включает в себя три этапа: первый — захват рынка путем моментальной покупки значительного числа существующих объектов розничной торговли, предложение широкого ассортимента качественных товаров по более низким (зачастую убыточным для бизнеса) ценам, а также инноваций в области обслуживания покупателейвторойподчинение себе местного производителя через жесткую ассортиментную политику, ценовой диктат и использование собственных торговых мароктретий — фактическая монополизация рынка, когда количество и обороты предприятий, входящих в сеть, достигают «критической массы», позволяющей определять рыночные условия для производителей, конкурентов и потребителей.

5. Усиливающаяся активность МТС на российском потребительском рынке создает ряд существенных угроз: российские предприятия торговли по ряду критериев оказались не готовы противостоять консолидированной силе МТСпроцесс создания собственных МТС находится в России в начальной стадииэффективность деятельности на многих предприятиях пищевой и легкой промышленности невысока, финансовое положение нестабильно, а производственные мощности устарели. Решение столь значимых для российской экономики проблем актуализирует разработку методов оценки и управления конкурентоспособностью в условиях современного потребительского рынка. В частности речь идет о методике оценки уровня конкурентоспособности объектов сетевого ритейла, основанной на включении в оценочную группу наряду с маркетинговыми показателями показателей потребительских предпочтений и качества облуживания.

6. Для повышения оперативности и качества управленческих решений в области управления конкурентоспособностью необходимо использовать новые программные продукты, позволяющие на основании результатов мониторинга основных параметров потребительского рынка быстро и качественно производить оценку уровня конкурентоспособности объектов ритейла и разрабатывать обоснованные мероприятия по внесению изменений в их деятельность по следующим основным направлениям: расширение ассортимента и повышение качества реализуемых товарных групп, расширение спектра предоставляемых услуг, повышение качества обслуживания покупателей, использование эффективной стратегии ценообразования и инновационного комплекса методов стимулирования сбыта.

Научная новизна диссертационного исследования в целом заключается в выявлении характера изменений на мировом потребительском рынке под действием глобальных тенденций и адаптации к ним инструментов и методов управления конкурентоспособностью объектов торговли. В процессе реализации авторского подхода получены следующие научные результаты:

— выявлены направления трансформации мирового потребительского рынка под действием глобальных тенденций, выражающиеся в изменении рыночно-институциональной среды и модели рынка, определяемой ныне в широких границах от совершенно конкурентной до олигополистическойдеформации отношений конкуренции и установлении диктата со стороны крупных сетевых ритейлов над производителями потребительских товаров, более мелкими торговцами и потребителямиа также в перестройке товарных хозяйственных связей за счет включения в них объектов сетевого ритейла, опосредующих взаимосвязи между производителями и потребителями, что дает возможность адекватно оценивать ситуацию на современном потребительском рынке и учитывать новые параметры его функционирования при выработке стратегий конкурентоспособности объектов торговли;

— определен новый элемент мирового потребительского рынка — сетевой ритейл, под которым мы понимаем крупную, основанную на централизованном руководстве и единых стандартах обслуживания мировую торговую сеть, объединяющую организации розничной и мелкооптовой торговли, предприятия общественного питания и сферу услуг, деятельность которых характеризуется значительными оборотами продукции и рассчитана на массового покупателя, что позволяет раскрыть специфику сетевого ритейла и организационно-экономические основы его функционирования, а также определить его место и роль на современном мировом потребительском рынке;

— раскрыто содержание конкурентных преимуществ МТС как объектов сетевого ритейла, произведена их классификация на общие (извлечение эффекта масштаба, оптимизация ассортиментной и ценовой политики, высокое качество обслуживания, получение скидок при массовых закупках товаров) и специфические (возможность направленного воздействия на рыночную среду через продвижение сетевых стандартов и собственных брендов, высокую централизацию функций логистики и дистрибуции, способность за счет масштабного вложения финансовых средств создавать на рыночном сегменте «критическую маесу» со стороны предложения и тем самым определять рыночные условия для производителей, конкурентов и потребителей). обобщены представления о стратегиях реализации конкурентных преимуществ МТС на вновь осваиваемых рынках, включающих в себя следующие этапы: захват рынка (моментальная покупка значительного числа существующих объектов розничной торговли, предложение инноваций в обслуживании покупателей и широкого ассортимента качественных товаров по более низким ценам) — подчинение себе местного производителя (жесткая ассортиментная политика, ценовой диктат, использование собственных торговых марок и наработанных связей) и, наконец, фактическую монополизация рынка, когда число и обороты предприятий, входящих в сеть позволяют определять рыночные условия для производителей, конкурентов и потребителей.

— обоснован концептуальный подход к оценке уровня конкурентоспособности мировых и отечественных торговых сетей на основе интегрального показателя, включающего в себя показатели потребительских предпочтений и качества облуживания (популярность представителя, ценовая и ассортиментная политика, способы оплаты, удобство расположения, оснащение по требительским оборудованием, удобство расположения, предоставление дополнительных услуг, проведение промо-акций и т. д.) и учитывающего весомость каждого из анализируемых факторов для потребителей, который позволяет повысить качество анализа и принятия управленческих решений, направленных на повышение конкурентоспособности торговых предприятий;

— на базе авторского подхода к оценке конкурентоспособности торговых сетей разработана и апробирована на примере регионального рынка Краснодарского края компьютерная программа, позволяющая быстро и достоверно производить оценку уровня конкурентоспособности объектов сетевого ри-тейла и являющаяся эффективным инструментом обоснования научно-практических рекомендаций по совершенствованию процесса управления конкурентоспособностью мировых и отечественных торговых сетей на современном потребительском рынке.

Теоретическая и практическая значимость работы определена тем, что она представляет собой самостоятельное завершенное научное исследование одной из актуальных проблем современной науки. Работа содержит теоретические положения и методические подходы, которые позволяют ускорить и повысить объективность процессов оценки уровня конкурентоспособности и формирования систем эффективного управления конкурентоспособностью для отечественных торговых сетей, как на региональном, так и на мировом уровнях. Они также могут быть использованы также для разработки государственной политики регулирования торговой отрасли, направленной на защиту отечественного рынка от агрессии со стороны МТС.

Теоретические и практические положения и выводы исследования использованы в учебном процессе при подготовке учебных курсов «Мировая экономика», «Экономика торговли», «Экономика и организация управления розничными торговыми сетями», «Маркетинговые исследования регионального рынка», «Организация и технология торговли».

Апробация результатов работы. Основные положения, выводы и рекомендации, сформулированные в диссертации, докладывались автором на международных и всероссийских научно-практических конференциях. Рекомендации автора нашли практическое применение в департаменте торговли г. Краснодара, ООО «ОКЕИ». Отдельные положения работы использовались для проведения учебных занятий в Российском государственном торгово-экономическом университете на факультете экономики и управления на предприятии (торговли).

Основные результаты исследования изложены в 14 научных публикациях общим объемом 9,2 п.л. (авторский вклад — 8,9 п.л.).

Структура и объем работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы из 151 наименования и приложений. Работа изложена на 170 страницах компьютерного печатного текста, содержит 6 рисунков и 12 таблиц.

Развитие тенденций глобализации привело к своеобразной революции в системе мировой розничной торговли. Если раньше торговля рассматривалась как звено, соединяющее производство и конечное потребление, а его основной функцией было повышение эффективности в рамках данной связи, то сегодня торговые предприятия диктуют свою политику не только отдельным производи телям и сегментам рынка, но и целым отраслям промышленности и регионам. Эти революционные изменения связаны с появлением и развитием международ ных торговых сетей, сравнительно небольшой период функционирования и раз вития которых в мировой экономике, свидетельствует о стремительном росте масштабов освоения ими потребительских рынков различных стран и регионов. Так, пять ведущих мировых розничных сетей продовольственных магазинов контролируют 50% розничного рынка продовольственных товаров в США и бо лее 60% во Франции и Великобритании. О масштабах концентрации потенциала МТС можно судить на примере крупнейшей мировой розничной сети Wal-Mart, оборот которой в настоящее время превышает 200 млрд долл. и продолжает рас ти. Только в США в магазинах этой сети работает более 600 000 сотрудников. Исследование подтвердило, что актуальность выбранной темы, недо учёт новых тенденций функционирования и развития потребительского рын ка существенно снижает конкурентоспособность розничных торговых сетей и может привести к полной потери конкурентоспособности и вытеснению их с внутреннего рынка. Об этом свидетельствуют данные консалтинговой ком пании, которые свидетельствуют о том, что при организации торговой сети выведении её на полную экономическую мощь организация учитывает и придерживается определённых нормативов, которые привлекательны для по требителей, однако с течением времени торговые сети ухудшают не только экономические показатели торговой деятельности, но и теряют основную массу потребителей. Следствием этого являются следующие причины: несоответствие цены и качества реализуемой, продукции, сокращение ассорти мента, ухудшение обслуживания, сокращение предоставляемых услуг и др. Недостатки в работе отечественных торговых сетей во многом объяс няются несовершенством теоретико-методологической базы. В частности не достаточно изученными остаются такие области как: использование иннова ционных технологий для учёта товароснабжения и товарооборота реализуе мой продукциисистематизация системы управления торговыми сетями с единого централогистическая система управленияпотребительские пред почтения в выборе торгового формата и предоставляемых им услуг. Сложность организационной структуры МТС порождает ряд новых проблем: сложность сбора и обработки информации, проблемы в доведении управленческих решений от высшего руководства непосредственным испол нителям, а также неготовность работников к важным стратегическим конку рентным изменениям. Конкурентная среда заставляет руководителей посто янно искать способы борьбы с различными видами противодействий. Для решения этих проблем в диссертации проделано следующее: • исследованы особенности и закономерности функционирования и развития мирового потребительского рынка в условиях глобализации- • изучен и обобщён мировой опыт работы МТС и на этой основе сфор мировано представление о содержании понятия «сетевой ритейл», определе ны его цели, стратегии, а также методы и последствия проникновения на по требительские рынки стран мира- • выявлена природа, способы формирования и реализации конкурент ных преимуществ сетевого ритейла на региональном и отраслевом уровнях- • обоснованы и систематизированы методы управления конкурентоспо собностью сетевого ритейла путем определения потребительских предпочте ний и средневзвешенной ценности ритейла на потребительском рынке- • разработана и апробирована на региональном потребительском рынке методику измерения конкурентоспособности МТС на основе иерархической системы показателей- — создан программный продукт, выступающий инструментом оценки привлекательности торговых сетей для инвестиционных вложений, позво ляющий быстро и качественно производить оценку уровня конкурентоспо собности ритейла с позиции потребительских предпочтений. Основные положения и рекомендации диссертационного исследования состоят в следующем:

1. В работах, посвященных исследованию потребительского рынка, не достаточно отражены изменения, возникшие под действием процессов гло бализации и развития сетевых торговых структур. Появление МТС изменило рыночно-институциональную среду потребительского рынка, рассматривае мую нами как совокупность субъектов рынка, вступающих в конкурентные взаимодействия. Сама конкуренция приобрела деформированный характер, а тип рынка неоднозначно характеризуется в широких границах от совер шенно конкурентного до олигополистического. Взаимосвязи между произ водителями и потребителями на потребительском рынке во все большей сте пени опосредуются объектами сетевого ритейла, усиливается диктат со сто роны последних над производителями потребительских товаров (требования к качеству продукции, цене, известности марки), более мелкими торговцами (ассортиментная и ценовая политика, внедрение высоких стандартов обслу живания), а на стадии приобретения доминирующего положения на рынке — над потребителями.2. Сетевому ритейлу на современном мировом потребительском рынке отводится особое место, как в силу стремительного роста масштабов освоения МТС потребительских рынков различных стран, так и в силу того, что в настоя щее время они диктуют свою политику не только отдельным производителям и сегментам рынка, но и целым отраслям промышленности и регионам. В этой связи появляется необходимость определить содержание и характерные черты этого феномена. С нашей точки зрения, под сетевым ретейлом следует понимать крупную, основанную на централизованном руководстве и единых стандар тах обслуживания торговую сеть, объединяющую сразу четыре элемента инфраструктуры — организации розничной и мелкооптовой торговли, предпри ятия общественного питания и сферу услуг, деятельность которых основана на больших оборотах продукции с минимальными торговыми надбавками и рассчитана на массового покупателя. Целью этих структур является освоение новых потребительских рынков и приобретение на них доминирующего по ложения с использованием стратегий поглощения и вытеснения менее кон курентоспособных предприятий торговли и производителей.3. Конкурентоспособность МТС как объектов сетевого ритейла— катего рия специфическая, что не позволяет в полной мере применять к ней как к объекту управления положения и идеи общей теории управления. С одной стороны, конкурентоспособность сетевых торговых структур достигается че рез использование общеэкономических механизмов — извлечение эффекта мас штаба, оптимизация ассортиментной и ценовой политики, высокое качество об служивания, возможность получения скидок при массовых закупках товаров, но, с другой — в ее основе лежит возможность направленного воздействия на ры ночную среду через продвижение сетевых стандартов деятельности и собствен ных брэндов, высокую централизацию функций логистики и дистрибуции, спо собность за счет масштабного вложения финансовых средств создавать на ры ночном сегменте «критическую массу» со стороны предложения, позволяющую определять рыночные условия для производителей, конкурентов и потребителей.4. Управление конкурентоспособностью МТС как объектов сетевого ри тейла — это непрерывный циклический процесс чередования общих и специ фических функций управления. При этом к общим функциям можно отнести управление потенциалом организации, ценой и качеством предоставляемых продуктов и услуг, а к специфическим — управление продвижением сетевых стандартов и брэндов и активное направленное воздействие на среду сущест вования. Как показало исследование, стратегия реализации конкурентных преимуществ МТС при освоении новых рынков включает в себя три этапа: первый — захват рынка путем моментальной покупки значительного числа су ществующих объектов розничной торговли, предложение широкого ассортимента качественных товаров по более низким (зачастую убыточным для биз неса) ценам, а также инноваций в области обслуживания покупателейвторой — подчинение себе местного производителя через жесткую ассортиментную поли тику, ценовой диктат и использование собственных торговых мароктретий — фактическая монополизация рынка, когда количество и обороты предприятий, входящих в сеть, достигают «критической массы», позволяющей определять рыночные условия для производителей, конкурентов и потребителей.5. Усиливающаяся активность МТС на российском потребительском рынке создает ряд существенных угроз: российские предприятий торговли по ряду критериев оказались не готовы противостоять консолидированной силе МТСпроцесс создания собственных МТС находится в России в начальной стадииэффективность деятельности на многих предприятиях пищевой и лег кой промышленности невысока, финансовое положение нестабильно, а произ водственные мощности устарели. Решение столь значимых для российской экономики проблем актуализирует разработку методов оценки и управления конкурентоспособностью в условиях современного потребительского рынка. В частности речь идет о методике оценки уровня конкурентоспособности объектов сетевого ритейла, основанной на включении в оценочную группу наряду с маркетинговыми показателями показателей потребительских пред почтений и качества облуживания.6. Для повышения оперативности и качества управленческих решений в области управления конкурентоспособностью необходимо использовать, но вые программные продукты, позволяющие на основании результатов мони торинга основных параметров потребительского рынка быстро и качественно производить оценку уровня конкурентоспособности объектов ритейла и раз рабатывать обоснованные мероприятия по внесению изменений в их дея тельность по следующим основным направлениям: расширение ассортимента и повышение качества реализуемых товарных групп, расширение спектра предоставляемых услуг, повышение качества обслуживания покупателей, использование эффективной стратегии ценообразования и инновационного комплекса методов стимулирования сбыта.7. Целесообразным в плане развития сетевого ритейла будет использо вание предложенной модели, которая выступает инструментом оценки при влекательности торговых сетей для инвестиционных вложений, позволяю щий быстро и качественно производить оценку уровня конкурентоспособно сти ритейла с позиции потребительских предпочтений. Данная модель может быть использована как на уровне национальной экономики, так и адаптиро вана к региональным условиям. Адаптация модели предполагает увеличение экономической эффективности деятельности сетевого ритейла под воздейст вием изменения тактики и стратегии ведения организационной и сбытовой структуры организации по предъявляемому спросу потребителей и их пред почтений. Таким образом, на основе выполненной диссертационной работы мож, но заключить, что использование предлагаемых автором методов и инстру ментов, позволит совершенствовать функции и структуру потребительского рынка, повышая эффективность управления конкурентоспособностью совре менных торговых форматов в условиях экономического развития российской экономики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Гражданский кодекс РФ. 4.1 и 2. — М.:ИНФРА-М, 2000.
  3. Закон о защите прав потребителей: официальный текст, действующая редакция. — М.: Издательство «Экзамен», 2006.
  4. Ю.П. Качество и рынок, или Как организация настраивается на обеспечение требований потребителей // Поставщик и потребитель. — М.: РИА «Стандарты и качество». 2000. 126 с.
  5. Г. Л. Анализ деятельности конкурентов. М.: ГАУ, 1995.
  6. Г. Л. Конкурентные преимущества фирмы. М.: Новости, 2000. — 254 с.
  7. Л. К обеспечению конкурентоспособности // Стандарты и качество. 2002. — № 1. — С. 61 -65.
  8. П. Место действия — торговый центр. Пер. с англ. М.: Альпи-на Бизнес Букс, 2005. — 218 с.
  9. В.Д. Конкурентоспособность России в мировой экономике // Экономист, 1997. № 10.
  10. ., Эванс Дж. Розничная торговля: стратегический подход, М.: СПб.- Киев: Вильяме, 2003, С. 56−64
  11. A.C. Экономика // учебник — 4-е изд., перераб. и доп. М.: Экономист, 2006, — 831с.
  12. Е.А. и др. Трудный поиск конкурентных стратегий // ЭКО. — 1998.-№ 1.-С. 24−46.
  13. В.И., Степанов М. В. Региональная экономика — М.: ИНФРА-М, 2005.-666 с.
  14. Л.В. Теории конкуренции и современные факторы конкурентоспособности. — Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002.
  15. И.Н. Менеджмент. М.: ЮНИТИ, 2000. — 501 с.
  16. О.Г. Российская инновационная система: Проблемы развития // Вопросы экономики. — 2004. № 12.
  17. Е.П. Изучение конкурентов и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. — № 2. — С. 2843.
  18. Ю.Н. Внешнеэкономическая деятельность. Организация и техника внешнеторговых операций.- М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000. 544 с.
  19. В.П. Экономика предприятия (предпринимательская): Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. идоп. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  20. К. «Крестовый поход» западных ритейлеров // Управление компанией. 2006. № 5.
  21. Т.М. История и современное состояние розничных торговых фирм // Очерки истории бизнеса.сб. статей / под ред. Кузнецовой Н. П., Бабицкой Н. С. СПб. :изд-во СП6ГУ, 2001.
  22. А.И. Государственное регулирование потребительского рынка// автореферат 2006.
  23. Дж. Розничная торговля: Как открыть собственный магазин. Пер. с англ. -М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 211 с.
  24. П. Управление, нацеленное на результаты / Пер. с англ. М.: Технолог. Школа бизнеса, 1992.
  25. П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы / Пер. с англ.-М., 1992.
  26. П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения / Пер. с англ. М. Котельниковой. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998.
  27. A.A., Карпова Е.В.Розничные торговые сети: стратегии, экономика и управление М.: КНОРУС, 2007. — 424 с.
  28. П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2000. 495 с.
  29. Инновационная экономика в зеркале устойчивого развития: Сбор. науч. ст. 41. Краснодар: КубГУ, 2005.
  30. A.B. Методологические основы определения национальной конкурентоспособности: теория и практика. Краснодар: ГУП «Краснодарское книжное изд-во», КубГУ, 2005. — 188 с.
  31. A.B. Национальная конкурентоспособность. — Краснодар: ГУП. «Краснодарское книжное изд-во», 2005. — 156 с.
  32. Р.В., Юнев В. В. Актуальные аспекты базовых основ' и закономерностей в развитии категории конкуренция // Альтернативы экономического роста в России: Матер. Междунар. Семинара. В 2 кн. 2. — Краснодар: КубГУ, 2003.
  33. Каталог торговых центров России / Российский совет торговых центров. 2005.
  34. Каталог торговых центров России / Российский совет торговых центров. 2005.
  35. Кац Дж.О., МаккормикД.Л. Энциклопедия торговых стратегий. 2-е изд. М.: Альпина Паблишер, 2006
  36. Кете де Врис М, Шекшня С, Коротов К., Флорент-Трейси Э. Новые лидеры российского бизнеса. М.: Альпина Паблишер, 2005.
  37. Ю. Внешнеэкономические связи России в условиях глобализации мировой экономики // Экономист. 2000. — № 9.
  38. Ю. Проблема качества в маркетинге на современном этапе // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. — № 4. — С. 32.
  39. Э.М. Концепция менеджмента. — М.: «ДеКа», 1997.
  40. Д., Корстьенс М. Торговые войны / пер. с англ! К.В. Юрашке-вич. Минск: ООО «Попурри», 2005, 364 с.
  41. Е. Комплексы торговли // Профиль. 2005. 28 марта. № 11(426).
  42. Ф. Маркетинг менеджмент / Пер. с англ. O.A. Третьяк, Л. А. Волковой, Ю. Н. Каптуревского. — СПб.: Изд-во «Питер», 1999.
  43. Ф., Армстронг Г., Сондеос Дж., Вонг В. Основы маркетинга / Пер. с англ. 2-е европ. изд. — М.- СПб.- К.: Издательский дом «Вильяме», 2001.-944 с.
  44. Э.И., Журавкова И. В. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия: Учеб. пособие. — М.: Финансы и статистика, 2001. 384 с.
  45. Кубань в цифрах. Статистический сборник. — Краснодар, 2006.
  46. И.М. Новые технологии как фактор перспективных конкурентных преимуществ предприятия. В сбор, материалов всероссийской научно-практической конференции «Экономика и управление в современных условиях». — Красноярск: ООО «Макс-Информ», 2003.
  47. Г. В. Японский менеджмент и теория международной конкурентоспособности / Ответ, ред. И. О. Фаризов. — М.: ОАО «НПО «Изд-во «Экономика», 2000. 247 с.
  48. Кунаев А, И. Конкуренция в розничной торговле. М.: Изд-во МГУК, 1994.-54 с.
  49. O.A. Расходы в торговле. М.: Вершина, 2006.
  50. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива / Пер. с франц. М.: Наука, 1996.
  51. И.М. Показатели ассортимента как характеристики сбалансированности спроса и предложения // Маркетинг. 1996. — № 4. — С. 52−62.
  52. С. Потребительский спрос и предложение на внутреннем рынке // Экономист. 2003. — № 5. — С. 33−50.
  53. K.P., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. / Пер. с англ. Т. 1,2. — М.: Республика, 1992.
  54. Л.С. Управление конкурентоспособностью// автореферат -2007.
  55. В., Резникова Н., Симонян А. О координации деятельности производителей // Экономист. — 2001. № 1.
  56. В. Маркетинг рыночных сегментов // Проблемы теории и практики управления. 1997. — № 2.
  57. Материалы Депортамента потребительского рынка и услуг города Краснодара за 2006−2007 гг.
  58. Менеджмент (Современный российский менеджмент): Учебник./ Под ред. Ф.М. РУСИНОВ А, М. Л. Разу. -М.: ФФБК-ПРЕСС, 2000
  59. Малые предприятия Краснодарского края. Статистический сборник.-Краснодар, 2005.
  60. Материалы Депортамента потребительского рынка и услуг города Краснодара за 2006−2007 гг.
  61. Менеджмент систем качества: Учеб. пособие / М. Г. Круглов, С. К. Сергеев, В. А. Такташов и др. — М.: ИПК «Изд-во стандартов», 1997.
  62. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента /. Пер. с англ. -М.: Дело, 2000. 701 с.
  63. С. Потребительский рынок России: Стратегия и тактика маркетинга для завоевания рынка // Рекламный мир. 1997. № 11.
  64. A.C. Региональные рынки. — Новосибирск: ЭКОР, 1999.
  65. Э., Коллен П. Розничная торговля: организация и управление // Пер. с англ. под ред. Каптуревского Ю. В. СПб.: Питер, 2005. — 416 с.
  66. ., Нил Т. Краткий курс МВА: Практическое руководство по развитию ключевых навыков управления / пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
  67. Е.В. Продвижение товаров и услуг. — М.: Финансы и статистика, 1999.-319 с.
  68. Потребительский рынок Краснодарского края. 2000−2004гг. Статистический сборник.- Краснодар, 2005.
  69. М. Конкуренция: Учеб. пособие / Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильяме», 2001. — С. 80.
  70. Рой О. М. Система государственного и муниципального управления. -СПб.: Питер, 2004. 301с.
  71. С., Коллинз Т. Новый максимаркетинг / Пер. с англ. М.- Челябинск: Урал LTD, 1997.
  72. . Удовлетворенность потребителя // Стандарты и качество. -1995. О № 5.
  73. Розничные продовольственные сети в России: текущее состояние и перспективы развития / DISCOVERY Research Group, 2006.
  74. Розничные торговые сети по продаже продуктов питания и сопутствующих товаров (FMCG) в России. Включая профили 40 регионов и 67 сетей // РБК, 2006.
  75. Розничные торговые сети по продаже продуктов питания и сопутствующих товаров (FMCG) в России. Центральный и Северо-Западный округа // РБК, 2005.
  76. Россия: все регионы. Путеводитель по торговле и инвестициям: справочник. М.: Президент, 2005.
  77. Российский статистический ежегодник. 2006. — М.: Госкомстат! России, 2007.
  78. В.А. Конкурентоспособность 180 стран мира // Управление персоналом. 1999. — № 10. — С. 35−39.
  79. Сет Э., Рендал Дж. Розничная торговля: войны гигантов- пер. с англ. Бол-дышевой A.B.- под общ. ред. Калугина Е. В. — Москва: Вершина, 2006. — 320 с.
  80. Н.Е. Методы анализа рынка: Учеб. пособие. — М.: Экспертное бюро, 2000.- 128 с.
  81. В.И. Конкуренция и конкурентоспособность: основные понятия // Стандарты и качество. 2000. — № 4. — С. 54−59.
  82. Содерквист Д. Wal-Mart: как из провинциального магазинчика создавалась величайшая розничная империя. Откровения вице-президента компании М.: ЭКСМО, 2008, 240 стр.
  83. .Л. Потребительский эффект — основа оценки качества товара // Стандарты и качество. — 1997. № 6. — С. 4−6.
  84. Социально-экономическое положение Краснодарского края. 2005 г. // Краснодарский краевой комитет государственной статистики.
  85. И.А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 1997.
  86. А., Формби Дж. Экономика фирм / пер. с англ. М.: БИНОМ, 1998, 171 с.
  87. В.И. Международная торговля : учеб. пособие. 2-е изд., пере-раб. и доп. М.- Финстат, 2006.
  88. . Межрегиональная и международная торговля // Пер. с англ. — М.: Дело, 2004.-416 с.
  89. С. Сденлано в Америке: Как я создал Wal Mart. Пер с англ., 2003, 224с.
  90. К. Перекресток пяти дорог // Инфобизнес (по материл лам сайта Retail Intelligence) Электронный ресурс. Режим доступа: htpp:/Jwww.retail.ru.
  91. И.П., Завьялов П. С., Глущенко Г. И. и др. Основы внешнеэкономических знаний. — М.: Международные отношения, 1994.
  92. P.A. Инновационный менеджмент: Учебник, 2-е изд., доп. -М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000. 615 с.
  93. P.A. Кто и когда начнет заниматься повышением конкурентоспособности России? // Стандарты и качество. — 2000. № 6. — С. 36−37.
  94. P.A. Производственный менеджмент: Учебник. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000.
  95. P.A. Разработка управленческого решения: Учебник для вузов, 3-е изд., доп. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999.
  96. P.A. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов. — 3-е изд. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999. — 416 с.
  97. P.A. Стратегический маркетинг: Учебник. — М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000. — 640 с.
  98. В. П. Федько Н.Г. Основы маркетинга. Серия «Учебники Феникса», Ростов н/Д.: Феникс, 2002. 480с.
  99. JT.A. Закономерности развития российских розничных торговых сетей. М.: Едиториал, УРСС, 2004.
  100. К. Экономика отраслей и фирм : учеб. пособие / пер. с англ! М.: Финансы и статистика, 2004.
  101. Н.И. Конкурентоспособность товаров и предприятий. М.: М.: Новосибирск, 1998. — 46 с.
  102. И.В., Юнев В. В. Трансформация категориальной определенности конкуренции на современном этапе экономического развития и инвестиционный потенциал экономического роста в условиях глобализации: Матер, науч.-практ. конф. Краснодар: КубГУ, 2004.
  103. С.Ю. Обеспечение конкурентоспособности предприятий средствами инновационного развития производства: Автореферат диссертации на соискание ученой степени д-ра. экон. наук: 08.00.05., СПб., 1996.-32 с.
  104. Д. Создание производственных структур с преимуществами в конкуренции. Краснодар: Краснодарское книжное изд-во, 1991. — 25 с.
  105. Ф., Росс Д. Структура отраслевых рынков / пер. с англ. М.: ИН-ФРА-М, 1997.
  106. В.В. Развивающиеся страны: Тенденции и противоречия экономической интеграции. М.: Мысль 1998.
  107. Ю.В. Интеграционные процессы на пороге 21 века.Почему не интегрируются страны СНГ. М.: НП 3 тысячелетие, 2001.
  108. А.Ю. Конкуренция: теория и практика. — М.: Акалис, 1996. — 352 с.
  109. Bartlett C.A., Ghoshal S. Beyond the M-form Toward a managerial theory of the firm // Strategic Management Journal. — 14. — 1993. — Special Issue Winter. — P. 23−46.
  110. Comparing Regionalisms. Implication for Global Development. Edited by Bjum Hettne, Andras Tnotai and Osvaldo Sunkel. A UNU/WIDER Study. Palgrave. — 2001.
  111. Deaton A. Getting Prices Right: What Should Be Done? // Journal of Economic Perspectives. 1998. — no.l. — P. 37−46.
  112. Drucker P.F. The New Productivity Challenge // Harvard Business Review, 1991. № 6. -P. 69−79.
  113. Ellis J., Williams D. International Business Strategy. Pitman Publishing, London, 1995.
  114. Faulkner D., Bowman C. The Essence of Competitive Strategy. Prentice Hall International (UK) Limited, Hertfordshire, 1995.
  115. Global Entrepreneurship Monitor. London Business School, Ernst and Young, 2000.
  116. Local Dynamics in an Era of Globalization. Ed. by Shahid Yusuf, Weiping Wu, Simon Evenett. Published for the World Bank by Oxford University Press. -2000.-P.5−7.
  117. ISO Survey of ISO 9000 and ISO 14 000 Certificates Ninth cycle.
  118. Mintzberg H. The Nature of Management Work. Harper and Row, 1973.
  119. Miron J.A., Romer C.D. A New Monthly Index of Industrial Production, 1884−1940 //The Journal of Economic History. 1990. — no.2. — P. 321−337.
  120. Nordhaus W.D. Quality Change in Price Indexes // Journal of Economic Perspectives. 1998. — no. 1. — P. 59−68.
  121. Norris K., Vaizey J. The Economics of Research and technology. L., 1973. -P. 58.
  122. Pancowska M. Ocena efectiwnosci w reinzynierii procesow biznesu // Inteli-gentne systeme wspomagania decyzji w zarqdzaniu. Katowice. 1996. — Z. 47.
  123. The World Competitiveness, 1998. P. 57.125. http://www.setiinfo.ru/brand126. http://www.seti.ru/shop.
  124. Comparing Regionalisms. Implication for Global Development. Edited by Bjurn Hettne, Andras Inotai and Osvaldo Sunkel. A UNU/WIDER Study. Palgrave. — 2001.
  125. Global Entrepreneurship Monitor. London Business School, Ernst and Young, 2000.
  126. Local Dynamics in an Era of Globalization. Ed. by Shahid Yusuf, Weiping Wu, Simon Evenett. Published for the World Bank by Oxford University Press. -2000.-P.5−7.
  127. The Top 100 Retailers Worldwide 2000. Critical Issues / Retail Forward, Inc. August 2001
  128. Зарубежные торговые сети в России // http://marketsurveys.ru/ ?
  129. JI.A., Николаева Н. А., Титова В. Ф. Анализ рейтинговой оценки регионов Приволжского федерального округа. 2000, 2001 гг.//Вопросы статистики. № 3. — С.61−70.
  130. Информационные системы ЮНИСКАН // http://www.gepir.org/
  131. С.В. Современные проблемы регионального потребительского рынка // http://conf.susu.ru/doc/komm/nester.shtml.
  132. В. Региональная сетевая торговля на пути создания конкурентных преимуществ// http://www.technoshop.ru/
  133. С. Потребительский рынок России: Стратегия и тактика маркетинга для 'завоевания рынка // Рекламный мир. 1997. № II.
  134. А.С. Региональные рынки. — Новосибирск: ЭКОР, 1999.
  135. П. Уровни государственного регулирования бизнеса// ЭИЖ-Сибирь, 1999.-N 6(96).
  136. О.В. Методология процесса взаимодействия субъектов рынка в теории маркетинг-менеджмена: Автореф. дис. д-ра эк. наук: 08.00.05/С-Петерб. гос. ун-т экон. и финансов. — СПб, 2003. 38 с.
  137. Р.И., Новоселов A.C. Региональные проблемы рынковедения: экономический аспект. —Новосибирск: Наука, 1993.
  138. О.В. Методология процесса взаимодействия субъектов рынка в теории маркетинг-менеджмена: Автореф. дис. д-ра эк. наук: 08.00.05/С-Петерб. гос. ун-т экон. и финансов. СПб, 2003. — 38 с.
  139. Р.И., Новоселов A.C. Региональные проблемы рынковедения: экономический аспект. —Новосибирск: Наука, 1993.
  140. Сайт компании А.Т. Kearney. Режим доступа: http://www.atkearney.com.
  141. СайтАК&М. Online News Режим доступа: http://www.akni.ruAK&M. Online News (лента новостей).
  142. Сайт Deloitte (Делойт в СНГ). Режим доступа: http://www.delloit & touched.com.
  143. Сайт Lenta.ru Режим доступа: http://www.lenta.ru.
  144. Сайт медиа-группы «РосБизнесКонсалтинг». Режим доступа: http://www.lenta.ru, www.rbc.ru.
  145. Сайт Retail.ru. Режим доступа: htpp://www.retail.ru.
  146. Сайт Retailer.ru. Режим доступа: htpp://www.Retailretailer.ru.
  147. Сайт Института актуальных международных проблем дипломатической академии МИД Российской Федерации. Режим доступа: http://switzerland.polpred.com.
  148. Сайт Госкомстата Российской Федерации Электронный ресурс. http://www.gks.ru
Заполнить форму текущей работой