Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование и развитие системы международных торгов в России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одно из направлений развития реализуется под влиянием адаптации организации конкурсных торгов в России к международной практике. Конкурсные торги непосредственно затрагивают практически весь процесс размещения заказа, начиная от принятия решения о размещении и заканчивая контролем за ходом реализации заключенных контрактов. На торги по государственному размещению заказов в России были допущены… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТОРГОВ
    • 1. 1. Место конкурсных торгов как инструмента соперничества в моделях совершенной и несовершенной конкуренции
    • 1. 2. Организационно-экономический механизм международных торгов в зарубежных странах
    • 1. 3. Особенности российского механизма организации торгов
  • ГЛАВА 2. КОММЕРЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ УЧАСТНИКОВ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТОРГОВ
    • 2. 1. Стратегия участников государственных закупок в развитых странах и России
    • 2. 2. Влияние коммерческих условий торгов на предложения участников
    • 2. 3. Роль фактора финансирования на исход межфирменного соперничества на торгах в развивающихся странах
  • ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО ПОДХОДА К
  • РАЗВИТИЮ СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТОРГОВ В
  • РОССИИ
    • 3. 1. Концептуальный подход к развитию системы международных торгов для государственных закупок
    • 3. 2. Внедрение методов управления рисками организаторов конкурсных торгов
    • 3. 3. Совершенствование системы конкурсных торгов в частных компаниях

Формирование и развитие системы международных торгов в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется интенсивным распространением применения в России рыночных принципов ведения хозяйственной деятельности, отходом от планового распределения продукции. В рыночных условиях выбор товара покупателем происходит на принципах рыночной конкуренции, соперничества поставщиков. Новые экономические условия и рыночные механизмы объективно диктуют предельное сосредоточение практически всех проблем размещения заказа и концентрацию ресурсов у предприятия-заказчика, осуществляющего рациональный расход материальных средств с использованием более эффективных способов закупок. В настоящее время проблемы эффективного размещения заказов, основы решения которых закладывались при внедрении методов организации международных торгов для снабжения государственных предприятий и прочих государственных институтов во времена плановой системы хозяйствования, переживают период возрастающей актуальности и востребованности. Это объясняется развитием рыночной среды и укреплением позиций как частных предприятий-заказчиков, свободно реализующих инвестиционные проекты и осуществляющих собственное материально-техническое снабжение, так и появлением новых субъектов рынка в целом, соперничающих за получение таких заказов.

Частные компании занимают прочные позиции в экономике страны и вправе пользоваться любыми принципами организации конкурсной работы, установленными для государственных и муниципальных заказчиков. Однако регламентированный для последних механизм конкурсного размещения заказа на настоящем этапе еще далек от совершенства, так как не отвечает объективным требованиям заказчика по формированию и поддержанию высокого уровня конкуренции, выбору лучших фирм-поставщиков и подрядчиков, достижению максимальной экономии. Нередко тендеры организуются неумело или формально. В результате конкурсные закупки не приводят к желаемой экономии, а в некоторых случаях увеличивают расходы на товары, работы и услуги. Поэтому сегодня именно для коммерческих структур, не связанных обязательством применять механизм государственных торгов, представляется возможным использовать весь имеющийся опыт прокьюремента для его совершенствования и внедрения в частную практику размещения заказов.

Важным моментом в решении возникающих проблем может стать изучение международного опыта поведения субъектов в области конкурсных торгов, осуществления ими торговых, финансовых и других коммерческих приемов в процессе конкурсного размещения заказов. Этот опыт выкристаллизовывался десятилетиями, постепенно обрастая нормативно-правовыми и этическими нормами, торговыми обычаями. Изучение практики реализации международных торгов за рубежом и ее адаптация к отечественной экономической среде может содействовать решению практических вопросов оптимизации как национальных, так и международных торгов в России.

Актуальность выработки новых организационных подходов на всех этапах механизма конкурсного размещения заказа обусловлена также огромными масштабами затрачиваемых финансовых и материальных ресурсов. Все категории закупщиков (государственные и частные) стремятся в максимальной степени удовлетворять свои потребительские и производственные потребности через механизм конкурсных торгов и, следовательно, решить проблему внедрения в систему закупок оптимальной конкурсной технологии.

Степень изученности и разработанности проблемы. Современное значение конкурсные торги как единообразного организационно-экономического механизма с общепринятыми процедурами размещения заказа получили лишь в 50-е гг. ХХв., когда торги стали унифицироваться благодаря активному участию специализированных ассоциаций инженеров-консультантов, т. е. по рекомендациям крупных инженерно-консультационных фирм, а также международных организаций, которые внесли основной понятийный и практический вклад в понимание и толкование конкурсных методов торговли. До этого в мире существовала неоднородная практика торговв отношении этапности и процедур проведения торгов преобладал диспозитивный характер требований к их организаторам. На современном этапе изучением вопросов развития торгов занимались Жуков JI.M., Перская В. В., Дидковский В. М., Дорожкин В. Р., Дашков С. Б., Захаров А. Н., которые преимущественно занимались исследованием вопросов повышения конкурентоспособности участия в торгах. При этом акцент делался на использование оферентами современных достижений в науке и технике, которые снижали количество труда и прочих факторов производства, вкладываемых в единицу экспортируемой продукции, а также на методики расчета конкурентоспособных цен, ценообразования и управления стоимостью в строительстве, и предложения правительственных кредитов для реализации инвестиционных объектов на торгах в странах сотрудничества. Это усиливало соревновательный момент в деятельности поставщиков, подрядчиков, инженеров-строителей и приводило к удешевлению оферт. Вопросами повышения конкурентоспособности предприятий и стран без привязки к торгам в числе последних ученых занимался М. Портер, который исследовал возможности для создания конкурентного преимущества на основе финансовых условий, максимально короткого времени доставки, обслуживания, имиджа, одним словом на основе того, что рассматривается заказчиком как уникальность того или иного предложения. Несмотря на то, что такое учение прямо не затрагивало процедуру торгов, это — основа коммерческих условий и требований конкурса, предъявляемых к участникам торгов и напрямую влияющих на выявление победителя из состава участников, а именно способность обеспечить покупателя большей ценностью в виде качества продукции и низких издержек. С точки зрения вопросов организации размещения государственного заказа и интересов заказчика, изучением развития торгов занимались такие ученые как Недужий И. И, Нестерович Н. В., Смирнов В. И., Свинаренко А. Г., Сухадольский Г. А., Веденеев Г. М., Романовский А. В., Абдрахимов Д. А., Перов К. А., Пономарев В. В., Синецкий.

Б.И. и др. Из зарубежных авторов проблемам управления международных закупок и их основным методам значительное внимание уделено в трудах Р. Линдерса, Е. Фирона, Э. Груббер-Кирха. Основной стезей развития торгов понималось усиление их соревновательности за счет создания равных условий для всех участников торгов, привлечения большего числа оферентов, устранения внерыночных форм борьбы за получение заказов.

Вместе с тем, на сегодняшний день не предложено целостной концепции развития конкурсных торгов, которая охватила бы торгово-экономические, финансовые, инновационные, методические и регламентационные вопросы реализации конкурса. Кроме того, изучению вопроса развития и организации регулирования конкурсных торгов в условиях действия нового 94-ФЗ, вступившего в силу 1 января 2006 г., внимания еще не уделялось. Развивая отечественную систему закупок следует максимально использовать накопленный в стране и мире опыт. В научной работе был использован мировой опыт в области международных торгов, в том числе рабочий опыт диссертанта в практике тендерного участия ВО «Тяжпромэкспорт» и ОАО «Русский Алюминий» в зарубежных странах, а также ряд теоретических положений, которые необходимы для лучшего восприятия содержащихся в работе практических рекомендаций.

Цель и задачи исследования

Основной целью диссертационного исследования является разработка концептуального подхода к развитию системы международных конкурсных торгов в России.

Для достижения указанной цели в ходе исследования поставлены следующие задачи:

— систематизировать имеющиеся подходы к сущности международных конкурсных торгов и дать теоретическое обоснование их влияния на структуру рыночной конкуренции;

— определить значимость организационно-экономического механизма торгов для целей конкурсного размещения заказов и поддержания высокого уровня конкуренции;

— проанализировать особенности механизма конкурсных торгов за рубежом и в России и выявить их общие направления и различия;

— провести анализ практики использования коммерческих условий, а также мер протекционистского регулирования в отдельных странах и России в арсенале инструментов механизма международных торгов;

— выработать концептуальную систему организации и развития механизма международных конкурсных торгов в России.

Объект исследования. Объектом исследования являются международные торги и система конкурсного размещения заказа.

Предмет исследования. Предметом исследования являются процессы становления и развития системы международных конкурсных торгов в России, обеспечивающие повышение эффективности размещаемых заказов.

Теоретические и методологические основы исследования. Работа основана на системном подходе как принципиальном условии анализа эффективности размещения заказа через систему конкурсных торгов в условиях постоянного развития международных и национальных систем, их регулирования, а также принципе единства логического исследования. Методологической основой диссертации служат теоретические разработки и конкретные примеры в области международных конкурсных торгов.

В процессе исследования изучались статистические данные по различным вопросам, связанным с организацией управления и развития конкурсной системы размещения госзаказа, использовались методы эмпирического, теоретического и общелогического исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция. В работе также использован личный опыт диссертанта в период 2003;2006гг. по тендерному участию российских организаций (в частности ФГУП ВО Тяжпромэкспорт) в Индии, Пакистане, Египте и компании ОАО Русский Алюминий в Гайане.

Научная новизна работы заключается в разработке научно-обоснованного концептуального подхода к развитию системы международных конкурсных торгов в России на основе исследования различных методов их проведения в мировой практике, а также отдельных видов конкурентных стратегий организаторов торгов в процессе конкурсного размещения заказов. В результате исследования разработаны следующие научные подходы:

— определены роль и место международных конкурсных торгов в различных моделях конкуренции: обоснован вывод о том, что с помощью механизма торгов возможно воздействовать на рыночную структуру с целью стимулирования соперничества участников и получения наиболее выгодных предложений организаторами торгов;

— автором сформулирован тезис о том, что на современном этапе международные конкурсные торги представляют собой наиболее развитую форму конкуренции, практикуемую на мировом рынке товаров, работ и услуг;

— предложено дополненное определение категории конкурс, полностью передающее внутренний механизм торгов согласно этапности конкурсных процедур, предусматривающее учет и оценку технико-коммерческих условий только тех заявок, которые соответствуют формальным конкурсным условиям;

— предложен метод выбора процедуры конкурсного размещения заказа на основе сравнения экономической эффективности от проведения конкурса и стоимости его процедур, в результате чего определяется порог минимальной суммы, подлежащей конкурсному размещению, который в каждом конкретном случае может служить обоснованной оценкой целесообразности полной или упрощенной конкурсной процедуры;

— организация проведения конкурсных торгов охарактеризована и представлена автором в виде целостного организационно-экономического механизма планирования, подготовки, размещения и контроля за исполнением заказа, присужденного на торгах. Каждый из этапов служит общей цели в размещении заказа — его надлежащему исполнению с наименьшими издержками и максимальной экономией на основе конкурентоспособности предложений.

— раскрыты особенности организационно-экономического механизма торгов за рубежом и в России и предложены пути их адаптации для совершенствования отечественной практики проведения торгов;

— определены закономерности влияния коммерческих условий международных торгов на тенденции их развитиядоказана эффективность применения традиционных и альтернативных способов финансирования объекта международных торгов;

— обоснован метод управления рисками на этапах проведения тендера и реализации объекта торгов и защиты интересов участников конкурсных торгов в России;

— выявлена сфера применимости отдельных методов и процедур, привносимых в механизм международных торгов на различных его этапах с целью формулировки концептуального подхода к развитию системы международных торгов в России;

— предложены практические направления развития международных торгов в России не только для их проведения государственными, но и частными компаниями.

Полученные результаты представляют собой концептуальный подход по формированию и развитию системы международных конкурсных торгов в России, использованию ее положений на каждом этапе механизма торгов для достижения их главной цели — повышения эффективности размещаемых заказов.

Практическая значимость результатов исследования. Основные положения исследования, составляющие его новизну, доведены до конкретных рекомендаций в области осуществления международных конкурсных торгов в России. Теоретические положения ориентированы на широкое использование научными, учебными и внешнеторговыми организациями России.

Реализация и апробация исследования. Материалы диссертации используются в курсе лекций по дисциплине «Организация и техника внешнеторговых операций» ВАВТ. Результаты исследования были также использованы в практике участия диссертанта в международных торгах в ряде зарубежных стран (Индия, Пакистан, Гайана) и в РФ, что подтверждается отзывами ведущих специалистов внешнеэкономических объединений Минэкономразвития РФ.

Структура диссертации определена ее содержанием. Работа состоит из введения, трех частей основного текста, заключения, библиографии и трех приложений. В работе содержится 4 рисунка. Основной текст изложен на 147 стр.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Многолетний международный опыт развития систем конкурсных закупок товаров, работ и услуг показал эффективность и перспективность этого направления для экономного использования финансовых ресурсов как государств, так и частных хозяйствующих субъектов. В настоящее время наибольшее развитие данная система получила в государственных структурах, являющихся получателями бюджетных средств. Созданная за десятилетний период законодательная база в России способствовала поступательному внедрению системы конкурсных закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Выполненные в диссертационной работе исследования имеют целью создание целостного экономического и организационного механизма планирования, подготовки и реализации конкурсных торгов при размещении заказов. По результатам исследования выработан и предложен концептуальный подход к развитию международных конкурсных торгов в России. Данный подход содержит торгово-экономические, финансовые, инновационные приемы реализации конкурса, а также некоторые меры нормативно — правового воздействия на размещение заказа.

Одно из направлений развития реализуется под влиянием адаптации организации конкурсных торгов в России к международной практике. Конкурсные торги непосредственно затрагивают практически весь процесс размещения заказа, начиная от принятия решения о размещении и заканчивая контролем за ходом реализации заключенных контрактов. На торги по государственному размещению заказов в России были допущены иностранные участники на равных правах с отечественными. Утверждение национального режима допуска к конкурсам на размещение госзаказов в России ведет к их международному характеру. Регламентированы процедуры запроса котировок, посредством которых в случае чрезвычайных обстоятельств или оказания гуманитарной помощи госзаказчиком могут закупаться товары, работы, услуги на суммы, значительно превышающие 250 тысяч рублей. Именно при запросе котировок в этих случаях предусмотрена процедура предварительной квалификации, хотя в большинстве конкурсов сегодня предварительная квалификация, устанавливающая потенциальную возможность претендента качественно и в срок осуществить поставку товаров, выполнить работы или оказать услуги, не предусматривается. Одновременно удельный вес при проведении конкурсных процедур сместился в сторону оценки и сопоставления представленных заявок. Уточнена процедура определения результата конкурса (оценки заявок), происходит электронизация процесса торгов, появился механизм контроля за процессом размещения заказов, а также возможность адекватной сравнительной оценки эффективности торгов. Таким образом происходит постепенная адаптация организации конкурсных торгов к международной практике.

Это важно особенно потому, что реализация конкурсных торгов при размещении заказа государственными и муниципальными органами также служит базой для перехода к тендерной практике закупок и частных предприятий. Несмотря на существующие взгляды о том, что многоэтапный механизм торгов увеличивает расходы и время, необходимое для заключения контракта, высокое качество сделки, совершаемой посредством конкурсного отбора, полностью компенсирует этот недостаток.

Анализ организационно-экономических особенностей проведения торгов за рубежом подтверждает тезис о том, что введение заказчиками определенных организационных требований к процедурам торгов и ограничений основан на экономической оценке целесообразности тех или иных методов размещения заказа, что дает возможность использовать преимущества специализации оферентов и кооперации с местными фирмами и заказчиками. Этот опыт используется российскими субъектами конкурсных торгов не в полной мере.

Функциональное назначение конкурса — заключение договора, что подразумевает главной целью установление с победителем конкурсных торгов желаемых договорных/контрактных отношений с наиболее благоприятными контрактными обязательствами. Эти обязательства предварительно устанавливаются заказчиком в проекте будущего контракта, который является неотъемлемой частью конкурсной документации и содержится в ее коммерческой части — разделе «коммерческие условия». Коммерческие условия определяют экономическую эффективность контракта, присуждаемого в результате конкурса, и являются важным инструментом поддержания и регулирования высокого уровня конкуренции, который гибко регулируется самим заказчиком. Поэтому предметом дальнейшего развития базы международных конкурсных торгов в России диссертантом также выбраны сложившиеся тенденции проведения международных торгов в других странах, коммерческий опыт организации тендеров заказчиками других стран и практики успешного участия в них.

По мнению диссертанта, таким развитием может в краткосрочной и среднесрочной перспективе выступать опыт эффективного использования комплекса финансово-коммерческих инструментов при присуждении заказа и приемов стимулирования национальных участников международных тендеров, а в долгосрочной — ориентация на инновации и информатизацию, включая инструментарий по внедрению информационных технологий организации торгов.

Комплекс финансовых инструментов присуждения заказа представляет требования заказчика и, соответственно, предложения участников торгов о финансировании (желательно с длительным льготным периодом погашения без существенного увеличения стоимости) объекта торгов с использованием различных схем коммерческого кредитования поставщиком, банком, международным финансовым учреждением, правительственной организацией на базе межгосударственного соглашения, или группой участников финансирования, а также применения компенсационной формы расчета и прочих форм.

Анализ проведения глобальных (вариант выполнения работ «под ключ») и локальных тендеров в различных странах говорит об исключительной роли международных торгов в формировании конкурентной среды и помимо использования многоэтапного организационно-экономического механизма конкурса в практике международных торгов за рубежом, формирование и поддержание высокого уровня конкуренции на тендерах достигается на основе разработанных организатором коммерческих условий, включая условия финансирования. Коммерческие условия поставки, оплаты и цены представляют основной интерес для потенциальных поставщиков — участников тендера — с одной стороны, а с другой — обостряют конкурентную среду и определяют экономическую эффективность будущего контракта. Влияние зарубежного опыта использования коммерческих условий в конкурсной борьбе имеет в российской практике двоякое значение. С одной стороны использование коммерческих условий при подведении итогов конкурса весьма ограничено из-за регламентации закупок относительно простой продукции для государственных нужд, а с другой — неоправданно сильно повлияли на российскую конкурсную систему тенденции либерализации торгов и использования конкурентных (в том числе коммерческих) преимуществ: отсутствие преференций в уровне цен отечественным компаниям, недостаточно четкие требования об обязательном уровне вовлечения российских фирм к исполнению заказа и т. п. ведет к тому, что не учитываются некоторые объективные задачи страны заказчика, такие как упорядочение притока иностранных участников к торгам, развитие местных производительных сил, приток СКВ в страну и т. д. В этом случае российские участники могут потерять свои позиции, не выдержав конкуренции со стороны компаний западных стран. Кроме того, в силу такого влияния сами заказчики (не только государственные, но и корпоративные) и организаторы международных торгов в России недополучают известную долю прибыли.

По мнению диссертанта, практика формулировки коммерческих условий тендерной документации и во многом вызванные ими тенденции проведения торгов обусловили стратегию конкурентной борьбы участников международных торгов, а также их организаторов.

В соответствие с этой стратегией компания-претендент заблаговременно изучает тендерное законодательство страны-организатора торгов и учитывает его специфику при разработке тендерного предложения, а в случае выигрыша торгов — строго соблюдает все нюансы конкурсных условий в течение всего периода исполнения контракта. Такое поведение объясняется требованиями заказчика о гарантийном обеспечении конкурсной заявки и надлежащего исполнения контракта. В российской практике требование о гарантийном обеспечении тендерных предложений не является обязательным, что ослабляет защиту интересов заказчика торгов от недобросовестных и несоответствующих условиям заказа действий участников.

Ценовые преференции, используемые на международных торгах для отечественных поставщиков по отношению к иностранным, способствуют дальнейшей экономии средств бюджета и более широкому вовлечению в этот процесс местных фирм, так как зная о преференциях для аналогичных отечественных товаров, иностранная компания вынуждена заранее устанавливать в конкурсной заявке цену, меньшую на определенный процент, чем среднерыночные для конкретного рынка страны заказчика либо привлекать местные фирмы для совместного участия в составе консорциумов, либо на условиях субподряда. Учитывая международный опыт конкурсных закупок других стран, очевидно, что факт предоставления «национального режима» не является обязательным, не обязательно приводит к отмене преференций, а соответствует интересам заказчика.

Таким образом коммерческие условия международных конкурсных торгов являются гибким и эффективным инструментом организационного механизма торгов в формировании и поддержании высокого уровня конкуренции, а следовательно, могут использоваться в области регулирования и развития торгов.

Кроме того, в рамках коммерческих условий, анализ практики финансовых требований международных торгов во многих странах говорит о том, что реализация организатором торгов любого крупного заказа и, соответственно, его получение участниками международных конкурсов становится невозможной без финансирующей стороны, которая является важным участником тендерного соревнования, в значительной мере определяющей исход конкурентной борьбы. При этом победитель торгов (особенно это относится к иностранным компаниям) практически всегда в той или иной форме кредитует их организатора.

Значительные стоимостные объемы заказов, размещаемые через систему международных торгов, приводят к тому, что заказчик все чаще использует торги для выхода на инвестиционную стадию реализации проекта, когда источник финансирования до торгов не найден. Тогда заказчик включает в тендерную документацию условие о необходимости сопровождать тендерные предложения участников вариантами частичного или даже полного финансирования объекта торгов, которые на практике определяются кредитными возможностями оферентов, банков и правительственных институтов страны происхождения оферента.

Поэтому постоянные участники торгов поддерживают тесные контакты с правительственными учреждениями своей страны и финансово-кредитными организациями. В рамках усилий по стимулированию экспорта финансирование объектов международных торгов, выигранных фирмами промышленно развитых стран, практически полностью осуществляется на основе кредитов и/или государственных гарантий экспортных кредитов, когда правительственные органы финансирующей стороны берут на себя риски неоплаты покупателем.

В случае малой заинтересованности государственных или международных финансовых институтов в кредитовании инвестиционного объекта торгов, решение проблемы финансирования решается путем создания по инициативе экспортера или производителя оборудования холдинга или консорциума, куда помимо них могут войти банк, страховая компания, проектная организация, транспортная фирма, а возможно и ИКФ, которая выступает постоянным консультантом в течение всего периода подготовки и участия в торгах. В этом случае предложение по финансированию объекта торгов будет представлять скоординированную позицию нескольких групп-участников финансирования: генерального подрядчика, фирм-изготовителей и поставщиков, банков, инвесторов, страховых компаний и т. п.

Помимо вышеуказанных способов, практикуется более широкое использование альтернативных видов финансирования, таких как использование компенсационных методов расчетов за выполненные работы или поставки в целях утверждения на рынках стран-заказчиков и пр.

В целом, возрастающие требования технико-коммерческих условий на мировом рынке при увеличивающейся потребности в объемах финансирования заказчиков большинства стран и поддержке экспорта стран участников тендера, а также увеличивающейся наукоемкости товаров, участвующих в международной торговле, вызвала следующие особенности/тенденции в современной практике проведения торгов:

— рост количества фирм — участников торгов, что вызвано обострением конкурентной борьбы на современном этапе;

— увеличение числа торгов на новые виды машин и оборудования, технологий и услуг, на сооружение комплектных объектов и инженерно-консультационные услуги;

— переориентация приоритетов с ценовых факторов конкуренции на льготность условий финансирования, при условии сохранения стоимости кредита либо ее незначительного роста;

— рост числа консорциумов и других форм производственно-сбытовой кооперации для повышения коммерческой конкурентоспособности предложения и технической возможности выполнить заказ;

— широкое участие в торгах местных фирм страны-заказчика (обычно в составе консорциумов или на условиях субподряда) для расширения коммерческих преимуществ в виде ценовых преференций, максимального вовлечения местных фирм к исполнению заказа;

— создание автоматизированных методов расчетов и банков данных и внедрение процедур электронных торгов.

Сложившаяся за рубежом практика использования коммерческих условий международных тендеров для регулирования уровня конкуренции и вызванные ими тенденции выявили (как отмечалось выше) неоднозначное их влияние на процесс проведения международных торгов в России. Поэтому совершенствование конкурсных торгов в России возможно, по мнению диссертанта, путем дальнейшей адаптации организационно-экономического механизма и использования коммерческих условий тендерной документации за рубежом к российским условиям организации торгов в рамках концептуального подхода к развитию конкурсных торгов в Российской Федерации.

Таким образом, по результатам проведенного исследования практики размещения заказов на торгах в России и коммерческого опыта проведения международных тендеров в других странах можно сделать вывод, что на сегодняшний день в России необходима разработка концептуального подхода к развитию международных конкурсных торгов. Предлагаемый подход основан на целостности размещения заказа через организационно-экономический механизм торгов в условиях нового закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и отражает следующие основные предложения:

— оптимизация и адаптация российской практики в области организации торгов к международному опыту проведения торгов;

— внедрение системы оценки последствий от изменения правил проведения конкурсных торгов;

— предоставление преференций отечественным поставщикам по отношению к иностранным, как это делается в ряде промышленно развитых стран;

— использование высоких требований коммерческих условий тендеров с целью повышения конкурентоспособности предложений участников торгов;

— развитие и совершенствование методов и инструментария электронной торговли;

— повышение уровня кадрового потенциала организаторов торгов;

— применение методов управления рисками при заключении и исполнении контрактов, присужденных победителю тендера;

— усиление антикоррупционных мер методом внедрения прозрачных процедур механизма торгов на основе изложенных принципов их проведения.

Дальнейшее развитие конкурсных торгов в России для целей размещения заказа не вызывает сомнения и способствует экономному расходованию бюджетных средств, оптимизации закупочной политики и общему повышению эффективности импортных операций в случае победы на торгах иностранных компаний. Такое развитие охватывает весь спектр организации регулирования и обеспечения конкурсных торгов: внешнеторговое, финансовое, организационно-техническое, нормативно-правовое и инновационное. Кроме того, были выявлены проблемы и предложены решения по дальнейшей информатизации торгов и внедрению электронных процедур закупки. Концептуальная значимость исследования определяется возможностью учета и использования его результатов на всех этапах конкурса для целей размещения заказа:

— на этапе планирования конкурса — предложено формирование единого заказа путем создания и ведения электронного реестра заявок заказчика, объединяющего данные о заказе по всей номенклатуре товаров и услуг, и консолидации заявок для сводного заказа в условиях разрозненных заказов и тендеров в российской практике;

— на подготовительном этапе проведения конкурса — предложен метод оценки экономической эффективности выбора конкретной процедуры конкурсного размещения заказавыявлены особенности подхода к квалификации участников на международных торгах;

— на стадии составления извещения о проведении конкурса — учет рисков обжалования извещений, приглашающих к участию в торгах;

— на стадии разработки и подачи оферт претендентами — предложен подход к альтернативной конкурсной заявке и к обеспечению конкурсных заявок на основе сравнения международной практики с нормами Закона № 94-ФЗ;

— на этапе выработки конкурсной документации и последующей их оценки — предложен опыт эффективного использования комплекса финансово-коммерческих условий при присуждении заказа на основе международной практики кредитных и прочих условий;

— на этапе проведения и подведения итогов торгов — предложен новый подход к преференциям для отечественных товаров в условиях применения национального режима доступа для иностранных товаров к рынку госзакупок на основе международной практики преференций;

— на этапе заключения контракта с победителем торгов и контроля за его исполнением — предложен метод хеджирования рисков заказчика на основе практики управления рисками коммерческих контрактов.

Предложенный концептуальный подход направлен на развитие, обеспечение и эффективную организацию конкурсных торгов в России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский Кодекс РФ. Принят Государственной Думой РФ 21.10.1994 г. (ст.ст. 447−449, ст.ст. 527,766, ст.ст. 1057−1061)
  2. Федеральный Закон «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» № 99-ФЗ от 07.04.1999 г.
  3. Федеральный Закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ от 21.07.2005 г.
  4. Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (в ред. 18.06.01.)
  5. Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26.06.1991 г.
  6. Закон РФ «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» № 2859−1 от 28.05.1992 г.
  7. Указ Президента РФ «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» № 305 от 08.04.1997 г.
  8. Монографии, учебники и учебные пособия
  9. О.Д., Матюхин И. С. Состязательные методы международной торговли. Модульная серия «Экономист-международник». -М.: Всероссийская академия внешней торговли, 2003.
  10. А.И. Экономический словарь. -М.: ВЕЛБИ, 2006.
  11. Г. М., Кобзев Г. Н., Гончаров Е. Ю. Конкурсные торги в России: исторический опыт. -М.: Издательство МЭИ, 1999.
  12. Г. М., Дашков С. Б., Лутков В. И., Романовский А. В., Терехин А. Д. Сборник материалов: конкурсные торги в России: Московский опыт. Под общ. ред. А. В. Романовского, Г. М. Веденеева. М.: Издательство МЭИ, 1999.
  13. Г. М., Ефимов А. Р., Лисин П. В. Учебный модуль для поставщиков товаров, работ, услуг, участвующих в конкурсах на получение государственных, региональных и муниципальных заказов. Международный Учебный Центр МОТ, 2003.
  14. Г. М., Ефимов А. Р. Подготовка документов для проведения открытых конкурсов на закупку товаров. М.: Издательство МЭИ, 2004.
  15. Г. М., Гришин И. В., Ефимов А. Р., Иванов А. Ю., Лисин П. В. Конкурсные торги в России. Организация и проведение инвестиционных конкурсов. М.: Издательство МЭИ, 2004.
  16. Г. М., Гришин И. В., Ефимов А. Р., Иванов А. Ю., Лисин П. В. Конкурсные торги в России. Обзор публикаций (1998 2004 гг.). — М.: Издательство МЭИ, 2004.
  17. Г. М., Ефимов А. Р. Документооборот при конкурсных закупках товаров. М.: Издательство МЭИ, 2004.
  18. Ю.А. Импортные операции: Учет, анализ, правовые аспекты. -М.: Книжный мир, 2002.
  19. JI.M. Инвестиционно-строительные услуги: Учебное пособие. М.: Всероссийская академия внешней торговли, 2000.
  20. А.Н. Международные конкурсные торги. М.: МГИМО, 2006.
  21. Е.П. Промышленные инвестиционные проекты: теория и практика инжиниринга. М.:МИСИС, 2001.
  22. В.А. Внешнеэкономические сделки. Правовое регулирование. М.: Международные отношения, 2005.
  23. Г. Ю. Экспорт и импорт. М.: ИД «Аргумент», 2006.
  24. Г. Н., Веденеев Г. М., Ефимов А. Р. Формы документов для проведения открытых конкурсов на закупку товаров. М.: Издательство МЭИ, 2000.
  25. Г. В., Матюхин И. С. Особенности организации внешней торговли машинами и оборудованием: Учебное пособие. М.: Всероссийская академия внешней торговли, 2001.
  26. Международная практика организации и проведения торгов (тендеров) на машины, оборудование и объекты капитального строительства: возможности для российского бизнеса. 2-е изд. М.: КИФ «Экотранс», 1998.
  27. Микроэкономика. Теория и российская практика. Под редакцией А. Г. Грязновой и А. Ю. Юданова. 2 изд. М.: ИТД «КноРус», 2001.
  28. И.И. Международные торги. М.: Международные отношения, 1991.
  29. Н.В., Смирнов В. И. Конкурсные торги на закупку продукции для государственных нужд/ Под ред. А. Г. Свинаренко. М.: ИНФРА-М, 2002.
  30. Основы международного бизнеса: Словарь-справочник / Научн. ред. С. И. Долгов, отв. сост. В. В. Васильев. М.: Издательство БЕК, 1997.
  31. В.В., Васин В. В. Инвестиционное сотрудничество в капитальном строительстве: торги в СССР и за рубежом, конкурентоспособная цена предложения/ Под ред. В. В. Перской. М.: Академия внешней торговли, 1991.
  32. .И. Основы коммерческой деятельности: Учебник. М.: Юристь, 2000.
  33. Г. А. Тендеры. Вопросы и ответы. М.: ООО «Вершина», 2005.
  34. В.И., Лякишева И. Н., Ерохин B.JI. Международная торговля. М.: Финансы и статистика, 2006.
  35. JI.A. Внешнеэкономические контракты. Сборник договоров, комментарии. -М.: «Издательство ПРИОР», 1998.
  36. Э. Теория монополистической конкуренции. Реориентация теории стоимости. М.: Экономика, 1996.
  37. Материалы научных исследований
  38. Д.А. Семинар «Эффективные конкурсные технологии в управлении закупками и продажами: методология и практика применения» 29.11.2004 01.12.2004, Москва.
  39. В.М., Тихомиров П. А., Шакиров Р. Б. Семинар «Подрядные торги в строительстве: правовое регулирование и практика проведения» 07.10.2004 08.10.2004, Москва.
  40. Л.П., Захаров А. Н. Опыт стран при контрактации. Сборник научно-практического семинара «Внешнеэкономические контракты». М., Рос. Акад. Госслужбы при Президенте РФ, 20.02.2001.
  41. Ю. С. Торги как способ заключения договора: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук- специальность 12.00.03 СПб., 2004.
  42. Публикации в периодических изданиях
  43. Авиационный транспорт Вьетнама. // БИКИ № 31,2006.
  44. JI. От обеспечения качества к обеспечению конкурентоспособности. // Стандарты и качество № 1,2002.
  45. Е. Заплачу и не заплачу: Андрей Шаронов о том, что и у кого покупает государство для своих нужд. // Российская газета, 29.05.2006.
  46. Е.В. Фактор экономии времени. // Российский внешнеэкономический вестник № 1,2006.
  47. А. Как выходить на торги. // Еженедельная аналитическая газета для деловых людей «Белорусы и рынок», № 4 (588) 2004.
  48. Готовимся ко второму чтению закона: Интервью со старшим вице-президентом ТПП РФ, депутатом Государственной Думы Пастуховым Б. Н. // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. № 1,2005.
  49. Г. Г. Конкуренция в эпоху глобализации. // Внешнеэкономический бюллетень № 2,2002.
  50. С.Б., Киселев А. Н. Где наши деньги? О применении конкурсных механизмов в снабжении на современном коммерческом предприятии. // Компас промышленной реструктуризации № 3,2005.
  51. Индустрия России во Вьетнаме. // Экспортер № 3,2006.
  52. Итоги деятельности международных инженерно-консультационных фирм в 2001 г. // БИКИ №Ю6,2002.
  53. И. Организация и управление инвестиционным процессом: зарубежный опыт// Строительство и реконструкция. № 10 (10 октября), 1999.
  54. Н. Мировой рынок интеллектуальной собственности: состояние и тенденции развития. // Торгпредство № 3,2006.
  55. И.Г., Доронкин А. С. О наболевшем и очень волнующем. // Госзаказ.-№ 4,2006.
  56. О.Б. Коррупция, мошенничество и не только. // Госзаказ. № 3, 2006.
  57. П. Зарубежный опыт конкурсного размещения заказов. // Тендер (еженедельный специализированный журнал) № 19 (161), 2006.
  58. Мансилья-Круз А. Ледовый поход питерских корабелов. // Морской вестник № 6,2005.
  59. В.В. Цена предусмотрительности. Международный прокьюремент. // Госзаказ. № 4,2006.
  60. А. Внедрение нормативов ВТО: проблемы развивающихся стран. // Мировая экономика и международные отношения № 6,2003.
  61. МЭРТ признал крах системы поддержки экспорта. // Экспортер № 9−10, 2006.
  62. Н.В. Король умер да здравствует король. // Госзаказ. — № 3, 2006.
  63. С. Кипр и Беларусь стали ближе друг другу. // Еженедельная аналитическая газета для деловых людей «Белорусы и рынок», № 13 (698) 2006.
  64. О. Особенности национального тендера. // Финанс № 13,2005.
  65. В.В. Система государственных закупок в США // Конкурсные торги № 12−13, 1998.73. «Русал»: миссия невыполнима? // Экспортер № 6,2006.
  66. Г. Р. Рыночная модель конкурентоспособности продукции. // Маркетинг № 1(86), 2006.
  67. Ю.А. Конкурентоспособность российских предприятий в сфере международной торговли. // Вопросы статистики № 7,2004.
  68. Ю.А. Электронная торговля быстрорастущий сегмент международного бизнеса. // Торгпредство № 3,2006.
  69. Д., Шмаров А. После толлинга. После биржи. // Экспортер № 5, 2006.
  70. Тревоги подрядчиков (по материалам выступлений представителей компаний-подрядчиков). // Нефтегазовая вертикаль № 11,2005.
  71. Ю.С. Юридическая природа конкурса и правовое положение организатора торгов.// Юридическая практика. № 2 (33) 2003.
  72. Ю. Аудиторы не поверили «Евразу». // Ведомости № 18(1545), 03.02.2006.
  73. Н. Предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции//Закон. № 7,1999.
  74. Ф. Чиновники сэкономили 56 млрд. рублей. // Известия, 29.09.2006.
  75. Чиновники Японии обвиняются в протекционизме. // РИА Новости 18.12.2005 (www.rian.ru).
  76. Н.В. Монополии и конкуренция. // Финансы и кредит № 3(75), 2001.
  77. А.Ю. Европейские корпорации в условиях глобализации. // Мировая экономика и международные отношения № 11,2001. Публикации автора по теме исследования
  78. Д.В., Савинов Ю. А., Босин. Е. И. Организация и проведение международных торгов. // Практика международного бизнеса № 5 (32), 2006.
  79. Е.И. Выиграть тендер. // Предпринимательство № 7,2006.
  80. Е.И. Сравнительный анализ коммерческих условий и формирование цены на международных конкурсных торгах. // Российский внешнеэкономический вестник № 12, 2006.
  81. Е.И. Опыт использования форм производственно-сбытовой кооперации в международных торгах. // Практика международного бизнеса № 1 (34), 2007.
  82. Inborn Choi. Long and winding road to the Government Procurement Agreement: Korea’s accession experience, http: wwwl.worldbank.org/wbiep/tra-de/manila/gpaKorea.pdf.
Заполнить форму текущей работой