Разработка методических принципов анализа экономических последствий вступления страны в ВТО: На примере промышленности Китая
Однако также выявлено, что в настоящее время в Китае нарастают трудности: замедление темпов экономического роста, слабый ТЭК, скрытая безработица, проблема реформирования государственных предприятий, низкая конкурентоспособность отраслей и товаров и т. д. С нашей точки зрения, для решения существующих проблем, как внутренних, так и внешних, которые возникают из-за отсутствия координации… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Характеристика экономики Китая в XX веке,
- 1. 1. Текущая экономическая ситуация Китая
- 1. 2. Анализ состояния автомобильной промышленности Китая
- 1. 3. Анализ состояния текстильной промышленности Китая
- Глава 2. Принципы многостороннего международного регулирования торговых отношений в рамках ВТО
- 2. 1. Основные цели, функции, структура и принципы ВТО
- 2. 2. Достоинства и недостатки функционирования ВТО
- 2. 3. Роль ВТО в мировой экономике
- Глава 3. Методические принципы анализа экономических последствий вступления страны в ВТО
- 3. 1. Принципы анализа экономических последствий вступления страны в ВТО
- 3. 2. Основы разработки стратегии развития отраслей в условиях членства в ВТО
- 3. 3. Развитие автомобильной и текстильной промышленности Китая в условиях ВТО
- Заключение
- Список использованной литературы
- Приложения
Разработка методических принципов анализа экономических последствий вступления страны в ВТО: На примере промышленности Китая (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования.
В современной экономической системе внешняя торговая политика национальной экономики — это средство достижения стратегических целей (мировое лидерство в определенной отрасли, доминирование в регионе и т. п.) в условиях глобализации, интеграции и конкуренции.
В этих условиях особую ценность и значимость представляет анализ, обобщение и систематизация совокупности управленческих новшеств в сфере организации внешнеторговой деятельности государства, одним из которых является сотрудничество с ВТО.
Членство в ВТО предусматривает принятие ряда обязательных документов. В связи с этим вопросы, связанные с анализом экономических последствий от участия в ВТО, имеют не только научное, но и важное практическое значение для государственных органов управления внешней торговлей и непосредственных участников внешнеэкономической деятельности для эффективной защиты своих интересов.
Актуальность анализа экономических последствий от вступления Китая в ВТО обусловлена не только резким усилением роли торговли в национальной экономике, но и динамично протекающим в настоящее время процессом интеграции Китая в мировую экономику. Из-за отсутствия теоретических основ комплексного анализа экономических последствий от вступления в ВТО Китай может столкнуться с непреодолимыми сложностями при участии в деятельности ВТО.
Таким образом, методические принципы анализа экономических последствий от вступления страны в ВТО требуют глубокого и тщательного исследования. Это особенно важно также потому, что экономика Китая не может функционировать в изоляции от мировой торговой системы, а перспективы ее развития теснейшим образом зависят от характера и направления функционирования последней. Следовательно, необходимо найти и научно обосновать стратегию и тактику развития национальной экономики после вступления страны в ВТО.
Поэтому актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью теоретического обобщения разработки методических принципов анализа экономических последствий вступления Китая в ВТО, на основе которых необходимо строить внешнеторговую политику страны.
Объектом настоящего исследования является экономика страны.
Предметом исследования являются экономические последствия вступления страны в ВТО для отраслей национальной экономики.
Основная цель диссертационного исследования состоит в разработке методических принципов анализа экономических последствий вступления страны в ВТО для автомобильной и текстильной отраслей национальной экономики.
Для достижения поставленной цели в диссертации автором решены следующие задачи:
• проведен анализ экономики Китая с позиций обоснования условий вступления в ВТО;
• проанализировано состояние автомобильной и текстильной промышленности Китая;
• рассмотрены правовые основы взаимодействия стран в рамках ВТО;
• выявлена роль ВТО в развитии мировой экономики;
• исследованы позитивные и негативные последствия вступления страны в ВТО;
• предложены методические принципы анализа экономических последствий вступления страны в ВТО для отдельных отраслей;
• сформированы основы стратегии развития автомобильной и текстильной отраслей в условиях членства в ВТО.
Методологическую основу настоящего исследования составляют труды по проблемам международных экономических отношений и международной торговли.
Проблемы и перспективы развития внешнеторговых связей страны отражены в трудах российских экономистов: В. Б. Буглай, А. В. Данильцева, Н. И. Диденко, А. И. Евдокимова, В. П. Колесова, В. И. Капустки, Н. Н. Ливенцева, М. Н. Осьмова, Б. М. Смитиенко, П. С. Смирнова, С. Ф. Сутырина, В. А. Хребтова и ряда других исследователей.
В Китае в последние годы подготовлен ряд научных исследований по различным аспектам деятельности ГАТТ и ВТО. В частности, следует выделить монографии: Ван Чунь Тао, Гуань Цан Куй, Ли Сао Нянь, Лу Тон, Ли Шань Тун, Лю Гуан Хи, Сюе Жун Цзю, Сун Юн Мин, Чэнь Toy Чоу, Чэнь Цзи Юн и ряда других исследователей.
В процессе работы были использованы соглашения и договоренности в рамках ВТО, аналитические разработки международных организаций (в том числе ВТО, ЮНКТАД и т. д.) и данные органов Госстата Китая, материалы Министерства экономики Китая, Министерства финансов Китая, а также данные зарубежных статистических источников. Аналитическая часть работы выполнена на основе обработки информации международных экономических организаций, Таможенного комитета Китая.
Для решения поставленных в диссертации задач были использованы методы системного анализа, сравнительного анализа с применением статистических данных и прогнозирования.
Информационной базой настоящей диссертации является законодательная база Китая, международные нормативные акты, данные официальных китайских органов — Госстата, международных экономических организаций, а также статистические базы Интернет. В процессе исследования также использованы зарубежные монографические и статистические материалы, работы специалистов в области мировой торговли.
Научная новизна исследования основана на результатах, полученных автором в диссертации. Основные положения, характеризующие научную новизну, следующие: обоснована роль членства в ВТО как фактора экономического развития страныпредложены и обоснованы методические принципы анализа экономических последствий вступления страны в ВТО в их системном единстве и достаточностиразработана совокупность методических положений по улучшению состояния национальной экономики с целью обеспечения принципа долгосрочной перспективыразработан механизм улучшения внешних условий для развития торговли Китая с целью соблюдения принципа приоритета экономический безопасности и защиты своих интересовразработан механизм формирования и развития конкурентных преимуществ отраслей экономики Китая с целью реализации принципа конкурентоспособностипредложены стратегии улучшения состояния автомобильной и текстильной промышленности в условиях вступления Китая в ВТО.
Практическая значимость диссертационной работы. Результаты исследования могут быть использованы при разработке принципов экономической политики Китая, а также в процессе формирования концептуальных подходов к регулированию торгово-экономической деятельности при выработке позиций на переговорах об условиях участия Китая в международных экономических соглашениях. Содержащиеся в диссертации положения и выводы также могут быть использованы в практической деятельности научно-исследовательских институтов и учебных заведений.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационной работы были отражены в докладах, публикациях и обсуждались на следующих международных конференциях и научных семинарах: международной научной конференции «Формирование профессиональной культуры специалистов XXI века в техническом университете» (Санкт-Петербург, 2001, 2002) — международной научной конференции «Экономические реформы в России» (Санкт-Петербург, 2001) — международной научной конференции «Экономика, экология и общество России в XXI столетии» (Санкт-Петербург, 2001).
По теме диссертационного исследования автором опубликовано 6 печатных работ, отражающих основное содержание диссертации, общим объемом 1,2 п. л.
Структура и содержание диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. Основной текст изложен на 154 страницах и включает в себя 30 таблиц и 21 рисунков. Список использованной литературы включает 105 наименований.
Заключение
.
В ходе выполнения диссертационного исследования были получены результаты, анализ которых позволит сделать следующие выводы.
В результате анализа было выявлено, что в течение двадцати лет проведения экономических реформ и политики открытости экономическая ситуация Китая значительно улучшилась, доходы населения увеличились в несколько раз, все макроэкономические показатели растут высокими темпами.
Однако также выявлено, что в настоящее время в Китае нарастают трудности: замедление темпов экономического роста, слабый ТЭК, скрытая безработица, проблема реформирования государственных предприятий, низкая конкурентоспособность отраслей и товаров и т. д. С нашей точки зрения, для решения существующих проблем, как внутренних, так и внешних, которые возникают из-за отсутствия координации в международных торгово-экономических отношениях, неэффективного нормативно-правовом регулирования торговли страны, требуется комплексный анализ развития экономики Китая в условиях интеграции в мирохозяйственные связи, и в частности, в условиях членства в ВТО.
Изучив развитие национальной экономики Китая, а затем, исследовав отдельных отраслей промышленности, сделан вывод, что положение отраслей экономики Китая не равнозначное. В экономике существуют отрасли неконкурентоспособные и отрасли, обладающие некоторыми конкурентными преимуществами на мировом рынке.
Исследование показало, что автомобильная промышленность Китая на данный момент является неконкурентоспособной. Многие годы она развивалась при государственной поддержке — высокие импортные пошлины, количественное ограничение, субсидии, государственная монополия и т. д. В результате автомобильные предприятия Китая по объему невелики, по производству неэффективны, практически полностью уступают иностранным производителям из-за отсутствия конкурентной среды в стране.
Некоторые отрасли обладают относительно конкурентоспособностью, например, текстильная, трикотажная промышленность, одежда, игрушки, мебель и т. д. Эти отрасли всегда играли и продолжают играть ключевую роль в экономике Китая.
Большая часть текстильной, трикотажной продукции идет на экспорт. Из-за отсутствия благоприятных внешнеторговых условий на мировом рынке — дискриминационные меры, антидемпинговые расследования, эти товары не пускают на их рынки, либо пускают с трудом. Каждый год по этой причине страна теряет несколько миллиардов долларов США.
Учитывая тенденции глобализации, интеграционные процессы в мировой экономике, увеличение конкуренции между предприятиями, товарами и услугами, снятие барьеров в торговле, одним из основных путей развития экономики следует считать активное сотрудничество с международными организациями, члены которых обязуются придерживаться определенных правил, и, прежде всего, с ВТО.
В XXI веке ВТО является единственной правовой и институциональной основой всемирной торговой системы, занимающейся установлением правил торговли товарами, услугами и связанными с торговлей аспектами интеллектуальной собственности Она существенно влияет на развитие мировой торговли.
Анализ развития ряда стран показал, что членство в ВТО является немаловажным фактором развития страны.
В настоящее время 147 государств являются участниками ВТО, примерно 30 стран находятся в процессе присоединения. Несложно предвидеть, что в 2005 г. ВТО, включающая более 160 участников и кандидатов, будет регулировать почти всю мировую торговлю и инвестиции.
Анализ показывает, что к 2005 г. под действием ВТО суммарный мировой экспорт увеличится до 25%, реальные доходы стран от торговли также увеличатся до 510 млрд долл. США. В рамках ВТО торговые конфликты уменьшатся, развивающиеся страны получат возможность увеличения экспорта, повышения уровня доходов, улучшения торговых отношений с развитыми странами и возможность заниматься торговлей по единым правилам.
Необходимо отметить, что в настоящее время в функционировании ВТО еще существует много недостатков:
— многие различные нетарифные барьеры по-прежнему являются самыми трудными проблемами ВТО;
— хотя на Уругвайском раунде были подписаны соглашения о снижении импортных пошлин в области торговли сельскохозяйственной продукцией и торговли текстилем и одеждой, но, до сих пор они не реализованы в полной мере;
— в соглашениях и договоренностях ВТО нет конкретных правил как сотрудничества с другими международными экономическими организациями;
— в соглашении ВТО нет строгих норм, как надо сохранить окружающую среду, обеспечить социальное развитие населения всех стран и ограничить незаконное использование торговой политики и т. д.;
— еще существует большое количество «мер серых зон»;
— проблема между либерализацией и протекционизмом еще не решена;
— ведущие развитые страны все время пытаются управлять мировыми торгово-экономическими организациями. ВТО пока еще не потеряла название «клуба богатых» .
В связи с этими проблемами, как правовыми, так и функциональными, необходимо найти реальные решения этих ключевых вопросов, которые будут значительно влиять на будущее оздоровление развития ВТО и мировую экономику.
Вступление в ВТО — самое серьезное испытание для экономики Китая со времен начала реформы Дэн Сяопина в 1978 г. Основной вызов, принятый Китаем, — признание необходимости преобразования и структурной перестройки экономики, включая, прежде всего торговлю и инвестиционную среду, а также изменение механизмов макроэкономического контроля.
В диссертационном исследовании предложены и обоснованы методические принципы анализа экономических последствий вступления страны в ВТО в их системном единстве и достаточности. Предлагаемые методические принципы включают: принцип целевой ориентациипринцип системности и комплексностипринцип приоритета долгосрочной перспективыпринцип приоритета обеспечения экономической безопасности страныпринцип приоритета конкурентоспособности.
Данные принципы необходимо использовать для принятия решений о сроках и условиях вступления, а также мерах, которые необходимо предпринять перед вступлением страны в ВТО.
Нет сомнения, что вступление в ВТО стимулирует ускорение государственных реформ, увеличит объем экспорта, будет стимулировать внедрение новых технологий, поможет стране создать свободную торговую рыночную систему и т. д. Естественно, после вступления в ВТО страна должна выполнить принятые на себя обязательства, что нелегко, особенно для неконкурентоспособных отраслей (автомобильная, химическая промышленность, сельское хозяйство). Чтобы полностью активизировать позитивные последствия и быстро преодолеть негативные факторы, Китай должен выбрать правильную стратегию и тактику.
В работе разработаны следующие стратегии для улучшения состояния отраслей Китая в условиях членства в ВТО: стратегия урегулирования структуры национальной экономики Китая, стратегия реформирования государственных предприятий, стратегия привлечения иностранных инвестиций и внедрения современных технологий.
В целом, можно сделать вывод, что общий баланс плюсов и минусов для Китая от вступления в ВТО, скорее всего, проявится лишь через несколько лет и в значительной степени будет определяться ходом структурной перестройки экономики страны. Много зависит от того, насколько болезненной окажется миграция трудовых ресурсов Китая вслед за переливом капитала из убыточных в более рентабельные, производственные и конкурентоспособные на мировом рынке отрасли экономики.
В конечном счете, речь идет о том, в кокой мере Китаю удастся реализовать свои «плюсы», использовать благоприятные условия торгового и инвестиционного режима, а отношениях со своими торговыми партнерами и минимизировать «минусы» (экономические издержки) от вступления в ВТО.
Анализ показал, что текстильное, трикотажное производство и другие отрасли легкой промышленности, требующие дешевую рабочую силу, могут выиграть от присоединения Китая к ВТО. В связи с постепенной отменой многостороннего соглашения по волокнам западные страны должны ликвидировать все квоты и другое количественные ограничения по экспорту китайского текстиля. В итоге экспорт этих товаров может увеличиться в 3 раза и одновременно будет создано более 10 млн. новых рабочих мест до 2010 г. В результате в стране будет решаться проблема с безработицей.
В работе показано, что автомобильная промышленность Китая окажется среди тех отраслей экономики, которые почувствуют негативные последствия вступления в ВТО. После подписания соглашения с этой организацией в течение ближайших лет тарифы на импорт автомобилей и запчастей будут сокращены, и в краткосрочной перспективе автомобильная промышленность Китая будет развиваться с трудом. До 2010 г. из-за отсутствия конкурентоспособности выжить удается не более двадцати китайским производителям автомобилей, причем только 4−5 из них будут «делать погоду» на рынке. С нашей точки зрения, в связи с ужесточением конкуренции для зашиты производителей правительство должно выбрать правильную стратегию развития автомобильной промышленности.
В работе обосновано, что для повышения конкурентоспособности автомобильной промышленности на внутреннем рынке и укрепления конкурентной позиции текстильной промышленности на внешнем рынке, наиболее эффективной является стратегия инновационного развития, базирующаяся на управлении инновационной деятельностью отдельных комплексов национальной экономики.
Основные факторы формирования этой стратегии: разрушение монополизма производителейотмена государственной монополии на внешнеэкономическую деятельностьдецентрализация государственного управленияпоиск новых форм государственного регулирования.
Привлечение иностранных инвестиций и внедрение новых технологий является одним из основных направлений стратегии инновационного развития отдельных отраслей и национальной экономики в целом. Импорт техники и новейших технологий является ключом в реализации повышения конкурентоспособности этих отраслей.
Стратегию реформирования отраслей народного хозяйства Китая следует осуществлять в расширенном цикле: импорт передовых технологий —> их изучение и усвоение —> обновление и адаптация к условиям отраслей промышленности Китая -> производственное освоение и массовое национальное производство реализация продукции внутри страны и экспорт —> получение валюты —> начало нового цикла.
Кроме того, необходимо принять следующие меры: оптимальное сочетание различных методов регулирования и стимулирования инвестиционной сферысовершенствование базовых технологийвнедрение современного управления предприятиямисоздание конкурентных и справедливых условий для всех производителейпостроение нормативной базы, соответствующей мировому стандарту, улучшение информационной и транспортной инфраструктуры.
В заключение подчеркнем, что решающим фактором для создания в Китае конкурентоспособных отраслей автомобильной и текстильной промышленности является реальное желание китайских производителей поднять уровень качества своей продукций, их стремления к инновациям. Без стремления к эффективности и инновациям самих производителей никакие иностранные инвестиции не в состоянии изменить положение дел в этих отраслях Китая.
Список литературы
- Андрианов В. Современные тенденции в развитии мировой торговли. //Маркетинг. 2000. — № 6. — С. 3−11.
- Алексадр С.А. Торговый клуб подождет. // Эксперт. 2000 г. — № 24.1. С. 8.
- Афанасьева Ю., Кузнецова А., Тартаковская И. Правовое положение всемирной торговой организации. // Страховое право. 1999. — № 1−2. — С.12−16.
- Богданов А. Китай: эпохи реформ. // ЭКО. 1995. — № 1. — С.25−27.
- Буглай В. Б, Ливенцев Н. Н. Международные экономические отношения. М.: Финансы и статистика. 1998.
- Бурмистров В.Н., Холопов К. В. Внешняя торговля Российской Федерации. М.: ЮРИСТЪ. 2001.
- Ван Вэнь, Чжан Сяомин, Лон Юйчунь. Стратегии внешнеэкономической деятельности Китая. //Маркетинг. 1997. — № 5. — С.95−98.
- Ван Дузер Э., Сутырина С. Ф., Капусткий В. И. Россия и международная торговая система. СПБ. Издательство «Петрополис». 2000.
- Гельбрас В., Кузнецова. В. КНР: противоречивые итоги. // Мировая экономика и международное отношение. -1999. № 8. — С. 103−108.
- Герчикова И. Международные организации по многостороннему регулированию торгово-экономических отношений. // Маркетинг. 1997. -№ 5. — С. 74−87.
- Горский В.А., Чеботарева Е. Д. Соглашение об урегулировании споров в рамках ВТО. //БИКИ. -1999. № 118. — С.7−8.
- Горчаков В.В. Всемирная торговая организация и Россия // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 1998. — № 2. — С. 132−146.
- Григорян С.А. Соглашение о применении статьи VI ГАТТ. // Государство и право. 2000. — № 4. — С.85−90.
- Григорян С.А. Эволюция правовой системы ГАТТ. // Внешняя торговля. 2000. — № 2. — С.29−31.
- Демьянюк С.Т. Зарубежные финансовые инвестиции. // Внешнеэкономическая бюллетень. 1999. — № 2. — С.32−43.
- Дедюхина А. Неумный дракон. //Эксперт. 2000. — № 46. — С.46.
- Диденко Н.И. Анализ интеграции экономики России в мировую экономическую систему. //III международная научно-практическая конференция: тезисы докладов. СПБ. — 1998. — С.5−6.
- Диденко Н.И. Мировая экономика: контуры развития. СПБ.: Издательство СПБПТУ. 2001. — 98 с.
- Дюмулени И.И. Итоги третьего заседания Рабочей группы по присоединению России в ВТО. // Международный бизнес России. 1996. -№ 8−9. — С.3−4.
- Евгений Я. Торговый клуб подождет.// Эксперт. 2000. — № 26. — С.8.
- Евдокимов А.И. Основные направления и особности научно-технической революции в сельском хозяйстве развитых капиталистических стран. М.: ВНИИТЭИСХ. 1982. — 92 с.
- Евдокимов А.И. Материалы концепции экономического и национального развития потребительской кооперации на XIII веке и на период до 2005 года. М.: ЦЕНТРЕСОЮЗ. 1988.- 54 с.
- Иванова Е.А. Макроэкономика: политика и модели. Учебное пособие. СПБ.: Издательство СПБГПУ, 1998.
- Записал Л.Ц. Отношение России с ВТО. //Российско-германский журнал по экономической теории и практики. 1999. — № 4. — С.135−137.
- Илларинов А. Секрет китайского экономического чуда. // Вопросы экономики. 1998. — № 4. — С.26.
- Капелинский Н.Ю. ВТО правила и процедуры разрешения коммерческих споров // Бюллетень иностранной коммерческой информации. — 1996. — № 94 (15 августа). — С.3−5.
- Киселев. С., Ромашкин. Р. Осторожно! ВТО. // Экономика и жизнь. -2001.-№ 27.
- Ким Каг Вон. Многостороннее применение принципа наибольшего благоприятствования. // Вестник московского университета. 2000. — № 3. -С.81−95.
- Коледенкова Н. Машиностроение КНР: успех и проблемы. // Проблемы Дальнего Востока. 2000. — № 2. — С.79−91.
- Комаров В.В. Китай в пороге XXI века. //Экономика и жизнь. 1997. -№ 1. — С.48.
- Комаров В.В. Глобализация. //Риск. 1997. — № 6. — С. 15−24.
- Колесов В. П, Осьмовой М. Н. Мировая экономика и Экономика зарубежных стран. М.: Флинта. 2000.
- Лихошерстов С., Мышева Л. Формирование национальных обязательств государств, присоединяющихся к системе ГАТС-ВТО. // Страховое право. 1999. — № 1−2. — С.20−24.
- Ли Цзиньвэнь. Роль государственного регулирования в реформировании и развитии экономики Китая. //Вестник московского университета. 1997. — № 5. — С. 73−89.
- Лю Гогуан. Проблемы урегулирования экономической структуры Китая. // Проблемы Дальнего Востока. 2001 г. — № 6. — С. 64−70.
- Маринич М.А. Введение во внешнюю торговлю. Минск: Тэхналогия. 2000.
- Михеев В. Китай в свете тенденции глобализации и азиатского регионализма. // Проблемы Дальнего Востока. 2000. — № 3. — С.35−55.
- Мозиас П. Либерализация инвестиционного режима: опыт Китая. //Проблемы Дольнего Востока. -1999. № 4. — С.84−98.
- Наумов. И. Глобализация и регионализация как источник научно-технической реконструкции в КНР. // Проблемы Дальнего Востока. 2000. -№ 4. — С.76−87.
- Наумов. И. Д. Десятый пятилетка в реализации экономической стратегии КНР. // Проблемы Дальнего Востока. 2001 г. — № 4. — С. 50−54.
- Остроумова Н., Мусова Л. Генеральное соглашение по торговле услугами. // Страховое право. -1999. № 1−2. — С.17−19.
- Павел С., Владимир Ф. Внешняя торговля, недвижимость и биржи -три кита внешнеэкономической открытости КНР. // Компас. 1993. — № 92. -С.53−61.
- Пахомов А.А. Всемирная торговая организация. // МЭ и МО. 1997. -№.7. — С.137−140.
- Пахомов А.А. Тарифные переговоры в рамках процесса присоединения России к ВТО // Бюллетень иностранных коммерческих информации. -1999. № 42 (10 апреля). — С.2−3.
- Потатов М. Проблемы присоединения Китая к ВТО: плюсы и минусы. //Проблемы Дальнего Востока. 2000. — № 3. — С.57−69.
- Портяков. В. Китай на пути в мировое хозяйство: проблемы и поиски. //Проблемы Дальнего Востока. 2000. — № 2. — С.56−65.
- Пэй Чжанхун., Ван Лолинь., Лу Шэнлян. Иностранные инвестиции в Китае: структура, динамика и тенденции развития. // Проблемы Дальнего Востока. 2001 г. — № 1. — С. 85−99.
- Ревуцкий А. Зерновая проблема в КНР. // Проблемы Дальнего Востока. 1998. — № 2. — С.99−108.
- Рязанова В.Т., Широкорада Л. Д. Экономические реформы в России и Китае глазами российских и китайских экономистов. СПБ.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета. 2000.
- Салицкий А.И. Китай новая система в мировой экономике.// Восток: Orient. -1999. -№ 1. — С.91−106.
- Смирнов П.С., Хребтов В. А. Россия на пути в ВТО. М.: Издательство АО «Консалтбанкир». 2000.
- Савин В.А. Законодательство КНР об иностранных инвестициях. // Внешнеэкономический бюллетень. 1998. — № 4. — С.68−77., — № 5. — С.95−103.?- № 7. С. 84−88.
- Степанова И.В. Регулирование торговли услугами в современной экономике. Автореферат диссертации на соискание учебной степени кандидата экономических наук. М.: 1999. — 22 С.
- Тан Цзясюань. Внешняя политика Китая и китайско-российские отношения. // Общество и экономика. 1999. — № 9. — С.36−39.
- Татьяна М. Торг уместен, it Эксперт. 1999. — № 20. — С.12.
- Титаренко M.JI. Китай: цивилизация и реформы. М.: 1999.
- Тяпыпев О.Г. ВТО: ориентиры на ближайшую перспективу (К итогам Женевской конференции ВТО) // Внешнеэкономическая бюллетень. -1998.-№ 9.-С. 19−25.
- Устинов И.Н. Мировая торговля: Статистическо-аналитический справочник. М.: Экономика. 2000.
- Фролов В.Ф. Всемирная торговая организация: краткая информация.- СПБ.: Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата 2001.
- Хозяинова М. Прямые инвестиции и национальная экономика: мировой опыт. // Рынок ценных бумаг. 1998. — № 21−22. — С.48−51.
- Хомякова Т.С. Предпосылки осуществления прямых иностранных инвестиций. // Деловая информация. 1998. — № 5. — С. 101−106.
- Хоу Цзиньгуан Создание системы современных предприятий в Китае: теория и практика. //Проблемы Дальнего Востока. 2001 г. — № 3. — С. 87- 97.
- Хоу Цзиньгуан Превращение задолженности в пай эксперимент в реформе госпредприятий в КНР. — 2000 г. — № 2. — С. 88−91.
- Цыганов Ю. КНР: борьба с перегревом экономики. // Мировая экономика и международное отношения. 1998. — № 8. — С. 127−131.
- Цыганов Ю. Экономика КНР: Успех и проблемы развития. //Мировая экономика и международное отношения. -1997. № 5. — С.46−47.
- Ван Чунь Тао. Вступление в ВТО: Новый старт глобализации в мировую экономику. Пекин. Экономическая наука. 2000.
- Ван Ли. Присоединение Китая к ВТО. // Экономическая газета. 15 октября 1989.
- Ван Дон Цинь. Международное торговое дело. Пекин. -Издательство Хай Ян. 1993.
- Ван Хэй Фэн. Законодательные правила и система нетарифных барьеров. Шанхай: Шанхайское финансовое издательство. 2001.
- Гуань Цан Куй. Основные правила ВТО и судьбы китайских предприятий. Тянь Цзин: Городское народное издательство. 2000.
- Гуан Тао. Влияние вступления Китая в ВТО на управление иностранной валютой. // Международная торговля. -1999. № 7. — С.45−49.
- Дай Цун У. Сравнение уровня китайского сельского хозяйства с промышленно развитыми странами. // Экономическая теория и экономическое управление. 1999. № 1. С. 56 — 61.
- И Фэй. Анализ достижений, проблем и принятия решений использования иностранных капиталов в Китае. // Сельскохозяйственная экономика. 1999. — № 4. — С. 23−29.
- Ли До. Иностранные инвестиции в Китае. // Бизнес и политика. -1997. № 12. — С.43−47.
- Ли Сан Чжун. Прямые иностранные инвестиции азиатских развивающихся стран и ЕС. // Мировая экономика и международное отношение. -1999. № 5. — С. 109−116.
- Ли Сао Нянь. ВТО и торговые споры в области текстильных продукций. Шанхай: Шанхайское народное издательство. 2000.
- Ли Шан Тун. Влияние вступление Китая в ВТО на китайскую экономику. // Мировая экономика. 2001. — № 2. — С.45−49.
- Ли Шан Тонь. ВТО: Китай и мир. Пекин: издательство развития Китая. 2000.
- Лу Тон. ВТО и глобализация китайских предприятий. Пекин: Издательство центральной коммунистической школы. 2001.
- Лю Гуан Си, Чжай Хан Лин. ВТО и китайская экономика. Пекин: Редакция центральной школы КП. 2000.
- Лю Гуан Си, Ван Син Куй. ВТО и торговые споры в области сельскохозяйственных продукций. Шанхай: Шанхайское народное издательство. 2001.
- Сюе Жун Цзю. ВТО и торгово-экономическое развитие Китая. -Пекин: Издательство внешнеэкономическо торгового университета. 1997.
- Сю Ци Цзянь. Пятидесятилетнее внешнеторговое развитие Китая. -Пекин: Современное мировое издательство. 1999.
- Сун Юн Мин. Анализ китайской экономики в XXI веке. Пекин: Китайское финансовое и экономическое издательство. 2001.
- Тань Хун Пин. Влияние создание ВТО на развивающиеся страны. //Управление экономики. 1998. — № 10. — С.3−8.
- Фэн Хай Фа. Анализ макроэкономических решений на развитие китайских текстильных продукций в рамках ВТО. // Экономическое исследование. 1997. — № 1. — С.45−49.
- Хэ Жун Цзю. Обозрение вступления Китая в ВТО. Пекин: Издательство внешнеэкономическо — торгового университета. 2001.
- Цао Дэ. Сохранение окружающих сред и либерализация торговли. //Вопросы международной торговли. 1997. — № 5. — С.6−8.
- Цао Дэ. Проблемы и перспективы ВТО. //Мировая экономика и политика. -1998. № 4. — С.36−41.
- Цао Дэ. Сможет ВТО ли увеличивать мировые блага? //Ху Бэйская студенческая газета. 1997. — № 7. — С.5−6.
- Цзэн Пэйянь. Инвестиционная политика Китая. //Общество и экономика. -2001. № 9. — С. 13−19.
- Цзянь Де Нэнь. Разрешение торговых споров в системе ВТО. -Пекин: Издательство внешнеэкономическо торгового университета. 1999.
- Цзяо Ин Уи. ВТО и китайские финансовые будущие. Пекин. Издательство финансов. 2000.
- Шэ Бе Мин. Всемирная торговая организация и вступление Китая в неё. Гуан Чжоу: Университет Чжун Шань. 2000.
- Чэнь Цзи Юн. Мировая экономика в XXI веке и Китай. Пекин: Китайское экономическое издательство. 2000.
- Чэнь Цзи Юн. ВТО и экономика развивающихся стран. //Азиатско-тихоокеанская экономика. 1997. -№ 4. — С.4−9.
- Чэнь Цзи Юн. Достижения в двух лет после создания ВТО. // Обзор мировой экономики. Июль-Август 1997 г.
- Чэнь Цзи Юн. Тенденция развития ВТО и контрмеры Китая. -Пекин: Народное издательство. 2000.
- Чжай Си Ца. Короткая информация о ВТО. Пекин: Издательство внешнеэкономическо — торгового университета. 2000.
- Чжан Ган. Отношения Китая с ГАТТ. //Чан Чуньская ежедневная газета. 16 апреля 1994 г.
- Чэнь Тун Чоу., Цуй Жун Цзюнь. Международная торговля. -Пекин: Издательство внешнего экономико-торгового университета. 1997.
- Ян Шн. Исследование международной конкурентоспособности китайских предприятий. // Исследование экономики и управления. 2002. -№ 2.-С. 35−47.
- Перечень стран членов ВТО (по состоянию на 30 ноября 2000 г.)
- Страны члены ВТО Дата присоединения к ВТО
- Австралия 1 января 1995 г. 1. Австрия 1 января 1995 г. 1. Албания 8 сентября 2000 г.1. Ангола 22 ноября 1996 г.
- Антигуа и Барбуда 1 января 1995 г.
- Аргентина 1 января 1995 г.
- Бангладеш 1 января 1995 г. 1. Барбадос 1 января 1995 г. 1. Бахрейн 1 января 1995 г. 1. Бельгия 1 января 1995 г. 1. Белиз 1 января 1995 г. 1. Бенин 22 февраля 1996 г.
- Боливия 13 сентября 1995 г.
- Болгария 1 декабря 1996 г. 1. Ботсвана 31 мая 1995 г. 1. Бразилия 1 января 1995 г.
- Бруней Даруссалам 1 января 1995 г.
- Буркина- фасо 3 июля 1995 г. 1. Бурунди 23 июля 1995 г.
- Гвинея-Бисау 31 мая 1995 г. 1. Германия 1 января 1995 г. 1. Гондурас 1 января 1995 г. 1. Гонконг 1 января 1995 г.
- Гренада 22 февраля 1996 г. 1. Греция 1 января 1995 г1. Грузия 14 июля 2000 г. 1. Дания 1 января 1995 г
- Демократическая республика Конго 1 января 1997 г1. Джибути 31 мая 1995 г. 1. Доминика 1 января 1995 г.
- Доминиканская Республика 9 марта 1995 г.
- Европейский Союз 1 января 1995 г1. Египет 30 июля 1995 г. 1. Замбия 1 января 1995 г1. Зимбабве 5 марта 1995 г. 1. Израиль 21 апреля 1995 г. 1. Индия 1 января 1995 г1. Индонезия 1 января 1995 г
- Иордания 11 апреля 2000 г. 1. Ирландия 1 января 1995 г. 1. Испания 1 января 1995 г. 1. Италия 1 января 1995 г.
- Камерун 13 декабря 1995 г. 1. Канада 1 января 1995 г. 1. Катар 13 января 1996 г. 1. Кения 1 января 1995 г. 1. Кипр 30 июля 1995 г.
- Киргизия 20 декабря 1998 г.
- Колумбия 30 апреля 1995 г. 1. Конго 27 марта 1997 г.
- Республика Корея 1 января 1995 г.
- Коста-Рика 1 января 1995 г.
- Кот-дИвуар 1 января 1995 г. 1. Куба 20 апреля 1995 г. 1. Кувейт 1 января 1995 г. 1. Латвия 10 февраля 1999 г. 1. Лесото 31 мая 1995 г. 1. Маврикий 1 января 1995 г. 1. Мадагаскар 31 мая 1995 г.
- Макао, Китай 1 января 1995 г. 1. Малави 31 мая 1995 г. 1. Мали 31 мая 1995 г.
- Мальдивская Республика 31 мая 19 951. Мальта 1 января 1995 г. 1. Марокко 1 января 1995 г. 1. Мексика 1 января 1995 г.
- Мозамбик 26 августа 1995 г.
- Монголия 29 января 1997 г. 1. Мьянма 1 января 1995 г. 1. Намибия 1 января 1995 г. 1. Нигер 13 декабря 1996 г. 1. Нигерия 1 января 1995 г.
- Нидерланды 13 декабря 1996 г.
- Никарагуа 3 сентября 1995 г.
- Новая Зеландия 1 января 1995 г. 1. Норвегия 1 января 1995 г. 1. ОАЭ 10 апреля 1996 г. 1. Оман 9 ноября 2000 г. 1. Пакистан 1 января 1995 г. 1. Панама 6 сентября 1997 г.
- Папуа Новая Гвинея 9 июля 1995 г. 1. Парагвай 1 января 1995 г1. Перу- 1 января 1995 г1. Польша 1 июля 1995 г.
- Португалия 1 января 1995 г j1. Румыния 1 января 1995 г1. Руанда ! 22 мая 1996 г. 1. Сальвадор 7 мая 1995 г. 1. Свазиленд 1 января 1995 г
- Сент-Винсент и Грендины 1 января 1995 г
- Сент-Китс и Невис 1 января 1995 г
- Сент-Люсия 1 января 1995 г1. Сенегал 1 января 1995 г j1. Сингапур 1 января 1995 г1. Словакия 1 января 1995 г1. Словения 30 июля 1995 г.
- Соединенные Штаты Америка 1 января 1995 г
- Соломоновы острова 26 июля 1996 г. 1. Суринам 1 января 1995 г
- Сьерра Леоне 23 июля 1995 г. 1. Таиланд 23 июля 1995 г. 1. Танзания 1 января 1995 г1. Того 31 мая 1995 г.
- Тринидад и Тобаго 1 марта 1995 г. 1. Тунис 26 марта 1995 г. 1. Турция 26 марта 1995 г. 1. Уганда 1 января 1995 г1. Уругвай 1 января 1995 г1. Фиджи 14 января 19 956 г. 1. Филиппины 1 января 1995 г1. Финляндия 1 января 1995 г1. Франция 1 января 1995 г
- Хорватия 30 ноября 2000 г. 1. ЦАР 31 мая 1995 г. 1. Чад 19 октября 1996 г. 1. Чехия 1 января 1995 г1. Чили 1 января 1995 г
- Швейцария | 1 июля 1995 г. !
- Швеция 1 ! 1 января 1995 г
- Шри-Ланка j 1 января 1995 г1. Эквадор 21 января 1996 г. 1. Эстония 13 ноября 1999 г. 1. ЮАР 1 января 1995 г1. Ямайка 9 марта 1995 г. 1. Япония 1 1 января 1995 г
- Страны с переходной экономикой: выборочные внешнеэкономические показатели (1995 г.)
- Страна Население (млн. чел.) ВНП к капиталу Торговля (% от ВВП) Экспорт (млн. долл.) Импорт (млн. долл.) Суммарные прямые инвестиции (млн. долл.) 1989−1994 гг. Государствен ная поддержка (°о от ВНП) 1994 г. 1. Страны Восточной Европы
- Албания 3,3 670 52 271 674 186 9,1
- Болгария 8,4 1,330 94 5,100 5,105 397 1,6
- Хорватия 4,8 3,250 93 4,633 7,582
- Чешская Республика 10,3 3,870 108 21,654 26,523 3,996 0,4
- Венгрия 10,2 4,120 67 12,540 15,073 10,634 0,5
- БРЮ Македония 2,1 860 86 1,244 1,420 36
- Польша 38,6 2,790 53 22,892 29,050 6,459 2,0
- Румыния 22,7 1,480 60 7,548 9,424 1,101 0,5
- Республика Словакия 5,4 2,950 124 8,585 9,070 483 0,6
- Словения 2,0 8,200 113 8,286 9,452 43 815 стран — бывших республик Советского Союза
- Армения 3,8 730 85 271 674 10 6,9
- Азербайджан 7,5 480 66 612 955 110 3,8
- Беларусь 10,3 2,070 4,621 5,149 52 0,5
- Эстония 1,5 2,860 160 1,847 2,539 646 1,1
- Грузия 5,4 440 46 347 687 На 7,5
- Казахстан 16,6 1,330 69 5,197 5,692 719 0,2
- Кыргызия 4,5 700 58 409 610 25 5,5.
- Латвия 2,5 2,270 91 1,305 1,818 323 0,9
- Литва 3,7 1,900 108 2,698 3,010 73 1,1
- Молдова 4,3 920 78 746 841 86 1,5
- Россия 148,2 2,240 44 81,500 58,900 3,900 0,6
- Таджикистан 5,8 340 368 369 25 3,2
- Туркменистан 4,5 920 1,047 566 —
- Украина 51,6 1,630 13,647 15,945 950 0,3
- Узбекистан 22,8 970 125 3,805 3,598 250 0,11. Другое страны
- Китай 1200,2 620 40 148 797 129 113 121 704 0,6
- Монголия 2,5 310 270 480 38 27,6
- Вьетнам 73,5 240 83 5,026 7,272 351 5,9
- Страны с переходной экономикой: выборочные внешнеэкономические показатели (1997 г.)
- Страна Население (млн. чел.) j ВНП к капитал У Торговля (%от ВВП) -1-¦-г | | Суммарные Экспорт 1 Импорт! прямые (млн. | (млн. 1 иностранные долл.) | долл.) ! инвестиции — ! (млн. ДОЛЛ.) I Государствен j ная | поддержка ! (°о от ВНП)
- Страны Восточной Ев ропы
- Алоания 3,3 760 42 222 809 48 6,7
- Болгария 8,3 1,170 119 6,277 5,730 498 2,2
- Хорватия 4,8 4,060 103 8,199 11,402 388 0,2
- Чешская Республика 10,3 5,240 120 29,868 32,713 1,286 0,2
- Венгрия 10,2 4,510 108 24,514 25,067 2,079 0,4
- БРЮ Македония 2,0 1,100 145 1,330 1,862 15 6,9
- Польша 38,7 3,590 58 39,717 46,367 4,908 0,5
- Румыния 22,6 1,410 64 9,853 12,448 1,215 0,6
- Республика Словакия 5,4 3,680 120 10,959 12,367 165 0,3
- Словения 2,0 9,840 116 10,450 10,631 321 0,515 стран — бывших республик Советского Союза
- Армения 3,8 560 79 330 952 51 9,7
- Азербайджан 7,6 510 79 1,150 2,101 650 4,2
- Беларусь 10,3 2,150 77 8,306 9,103 200 0,2
- Эстония 1,5 3,360 142 3,609 4,142 266 1,4
- Грузия 5,4 860 35 622 1,192 50 4,7
- Казахстан 15,8 1,350 76 7,611 8,279 1,321 0,6
- Кыпгызия 4,6 480 88 676 817 50 14,1
- Латвия 2,5 2,470 113 2,871 3,348 521 1,5
- Литва 3,7 2,260 109 5,224 6,237 355 1,1
- Молдова 4,3 460 131 1,024 1,431 60 3,5
- Россия 147,3 2,680 43 102,196 90,065 6,241 0,6
- Таджикистан 6,0 330 79 772 808 20 5,0
- Туркменистан 4,7 640 73 1,691 1,532 85 0,4
- Украина 50,7 1,040 85 20,355 21,891 623 0,4
- Узбекистан 23,7 1,020 59 3,980 4,417 285 0,51. Другие страны
- Китай 1227,2 860 39 207,251 166,754 44,236 0,2
- Монголия 2,5 390 116 624 588 7 3,5
- Вьетнам 76,7 310 101 11,485 13,465 1,800 4,2