Развитие теории и моделирование АСУ эколого-технологическими процессами уплотнения почв сельскохозяйственными машинами и обоснование их основных параметров
Нами предложено вести изменения в конструкцию серийных тракторов ДТ-75-Т-170и ДТ-175С, в том числе увеличить число опорных катков с 6 до 9, сократить расстояние между опорными катками, смещение двигателя вперед, увеличение площади гусениц. Перечисленные мероприятия обеспечили снижения уплотнения почвы при двух проходах на 35%. Коэффициент неравномерности распределения удельного давления… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Состояние проблемы и задачи исследований
- 1. 1. Влияние движителей сельскохозяйственных тракторов и машин на физико-механические свойства почв и урожайность сельскохозяйственной культур
- 1. 2. Существующие способы уменьшения уплотняющего воздействия движителей на почву
- 1. 3. Методы расчета процессов колееобразования и уплотняя-ющего воздействия
- 1. 4. Системы программного управления в АПК
- 1. 5. Задачи исследования
- Глава 2. Физико-механические и прочностные свойства
- 2. 1. Физико-механические свойства
- 2. 2. Деформационные и прочностные свойства почв
- 2. 2. 1. Закономерности сжатия почв
- 2. 2. 2. Сопротивление почво-грунтов сдвигу
- 2. 2. 3. Реологические свойства почво-грунтов
- 2. 3. Характеристика почво-грунтов как несущих оснований для движущихся тракторов и машин
- Выводы по главе
- Глава 3. Теоретические основы и моделирование колееобразования движителями тракторов и машин
- 3. 1. Обеспечение концепции экологической совместимости системы «трактор — машина — технология — почва»
- 3. 2. Процесс колееобразования ходовыми системами тракторов и машин
- 3. 3. Факторы, определяющие глубину колеи
- 3. 4. Физическая модель образования колеи
- 3. 5. Анализ напряженного состояния грунта
- 3. 6. Математическая модель деформации грунта
- 3. 7. Коэффициент линейной деформации грунта
- 3. 8. Несущая способность грунта и предел несущей способности
- 3. 9. Предельная деформация уплотнения грунта
- 3. 10. Процесс колееобразования при многократных проходах сельскохозяйственных машин
- 3. 11. Среднее и максимальное давление движителя на опорную поверхность
- 3. 12. Особенности деформации грунта гусеничным движителем
- 3. 13. Уплотнение почвы в процессе образования колеи
- Выводы по главе
- Глава 4. Исследование физико-механических свойств почв при воздействии с гусеничными движителями сельскохозяйственных тракторов
- 4. 1. Физические свойства дерново-подзолистой среднесуглинистой почвы и их изменения поле воздействия движителей
- 4. 2. Исследование тягово-сцепных свойств и нормального давления гусеничных движителей сельскохозяйственных тракторов на почву
- 4. 3. Экспериментальные исследования влияния гусеничных движителей трактора ДТ-175С на уплотнение и минерализацию почв
- Выводы по главе
- Глава 5. Обоснование модернизированных выходных характеристик пневматических сельскохозяйственных шин
- 5. 1. Выбор модели системы «опорная деформируемая поверхность — колесный движитель — машина»
- 5. 2. Определение выходных характеристик шин при взаимодействии с почвогрунтом
- 5. 3. Сравнительная оценка расчетных и экспериментальных данных
- 5. 4. Напряженно-деформируемое состояние шин в контакте с деформируемым основанием
- Выводы по главе
- Глава 6. Разработка АСУ эколого-технологическими процессами-х. производства
- 6. 1. Математические моделирование деятельности человека-оператора при управлении-х. машиной
- 6. 2. Разработка системы регулирования давления в шинах в зависимости от буксования
- 6. 3. Разработка алгоритмов управления движителя транспортно-технологических машин
- 6. 4. Разработка метода линейного программирования движения МТА
- Выводы по главе
- Глава 7. Методы оптимального управления МТА в условиях информационной неопределенности
- 7. 1. Синтез оптимального детерминированного управления
- МТА при неполной информации об их состоянии
- 7. 2. Синтез оптимального управления МТА при неполной непрерывной мгновенной информации о состоянии объекта
- 7. 3. Решение задачи управления ансамблем траекторий движения МТА
- 7. 4. Синтез оптимального стохастического управления при неполной информации об их состоянии
- 7. 5. Расчет эффективности АСУ эколого-технологических процессов, учетом уплотнения почв-х. машинами
- Выводы по главе
Развитие теории и моделирование АСУ эколого-технологическими процессами уплотнения почв сельскохозяйственными машинами и обоснование их основных параметров (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
На современном этапе развития экономики нашей страны значительное внимание уделяется повышению эффективности различных объектов народного хозяйства в новых экономических условиях с целью резкого повышения их эффективности. Отдан приоритет этому вопросу и в сельском хозяйстве. При выполнении сельскохозяйственных работ ежегодно выполняется большой объем механизированных технологических и транспортных работ на тракторной тяге и самоходными сельскохозяйственными машинами.
Возрастающие объемы работ вынуждают требовательнее относиться к повышению их технического оснащения, совершенствованию технологий и качеству выполняемых процессов. В свою очередь, это выдвигает требования к поддержанию гарантированной работоспособности машинотракторного парка, а также снижению затрат на эксплуатацию и соответственно создает предпосылки для дальнейшего роста сельскохозяйственной продукции.
Анализ уровня механизации сельскохозяйственных работ показал, что эти работы по эффективности и производительности машин существенно отстают от современных требований. Добиться ускорения технического прогресса в рассматриваемой области, повысить производительность в разы, существенно улучшить качество выполняемых работ и получить значительный экономический эффект можно лишь при рациональном использовании существующих и разработке новых высокоэффективных машин.
В последние годы разработан и внедрен в производство ряд новых высокопроизводительных тракторов и сельскохозяйственных машин с учетом специфики их применения в различных регионах страны.
Вместе с тем, эти меры не полностью удовлетворяют современным экономическим, энергетическим, экологическим и эргономическим требованиям. Так, современные технологии возделывания сельскохозяйственных культур предусматривают многократные проходы тракторов и машин по полю. Вследствие этого площади поля подвергаются за сезон многократному воздействию ходовых систем. Увеличение давления на почву и числа проходов по одному и тому же следу поставил перед земледелием серьезную проблему переуплотнения почв и сохранения плодородия пахотных земель, которая с каждым годом становится всё острее.
По утверждению ряда известных агрономов и почвоведов (С.С. Соболев, Г. А. Романенко, A.C. Извеков), современное земледелие находится в предкризисном состоянии. В реки и водоемы ежегодно смывается от 0,3 до 1,5 млрд. т. разрушенных почв, за последние 50−75 лет содержание гумуса в почве снизилось на 8−30%. Плотность почвы в пахотном слое увеличилась в 2−4 раза, глубина уплотненного слоя достигает 1 м.
Многократные проходы все более мощных и тяжелых машинно-тракторных агрегатов приводят к разрушению верхнего и уплотнению нижнего горизонтов почвы, что ведет к расширению ареала водной и ветровой эрозии, так как переуплотненные слои почвы снижают водовпитывающую и водоудерживающую способности, а верхний разрушенный слой легко выдувается и смывается дождевыми и талыми водами в низины и водоемы вместе с токсичными веществами в виде остатков минеральных удобрений, гербицидов и пестицидов. Поэтому современные интенсивные технологии в сельскохозяйственном производстве нарушают сложившийся экологический баланс не только пахотного горизонта почвы, но и всей окружающей среды.
Особенно. большой вред экологии и урожаю сельскохозяйственных культур наносят тяжелые трактора, уборочные комбайны, большегрузные автомобили и другая мобильная техника. Под воздействием гусениц и колес тракторов и машин прежде всего уплотняется верхний плодородный горизонт почвы, который при обработке почвы, при посеве, уходе за посевами и уборке урожая подвергается 5−10 кратному воздействию движителей. При уплотнении почвы ухудшаются физико-механические и водо-воздушные свойства почвы, тепловой и питательные режимы корнеобитаемого слоя, снижается плодородие, что, в конечном итоге, приводит к недобору урожая сельскохозяйственных культур.
В нашей работе основное внимание уделено изучению процессов, возникающих при взаимодействии колесных и гусеничных движителей с почвой, разработке теоретических основ колееобразования, моделированию систем «машина — технология — среда» и «трактор — движитель — опорное основание». Значительное внимание уделено определению критериев экологической оценки, уплотняющего воздействия движителей тракторов и сельскохозяйственных машин и обоснованию мер по снижению вредных последствий уплотнения.
Полагаем, что результаты, проведенных нами экспериментально-теоретических исследований по механике воздействия ходовых систем тракторов и сельскохозяйственных машин на почву с учетом соблюдения экологических требований позволяет найти решения по совершенствованию технологий возделывания сельскохозяйственных культур и технических средств для их осуществления, не оказывающих отрицательного влияния на плодородие и урожайность сельскохозяйственных культур.
Экспериментальные исследования проведены в организациях сельскохозяйственного профиля.
Автор считает своим долгом выразить искреннюю признательность и благодарность всем организациям и их сотрудникам, оказавшим мне помощь при выполнении данной работы.
Работа выполнена в Московском государственном университете природообустройства (МГУП) в период 1996;2005гг.
Выводы по главе 7.
1. Синтезирована система оптимального детерминированного и стохастического управления колесными машинами при неполной информации об их состоянии.
2. Разработана математическая модель оптимального управления МТА при неполной информации, когда текущая информация сразу же используется для выработки управления и не накапливается.
3. Решена задача наилучшего достижения цели управления МТА, которая формируется с точки зрения минимума некоторого критерия качества, с учётом различных факторов, влияющих на поведение управляющего объекта АСУ эколого-технологическими процессами АПК.
4. Годовой экономический эффект на один трактор от применения индивидуальной шестикатковой подрессоривания составил 1,28 тыс. руб.
Заключение
и общие выводы.
Интенсификация сельскохозяйственного производства, основанная на многократных проходах все более тяжелых и мощных машинно-тракторных агрегатов, привела к нарушению экологического баланса не только пахотного горизонта почвы, но всей окружающей среды. Почва из-за переуплотнения ходовыми системами тракторов и машин теряет природные свойства к саморегулированию и восстановлению генетически присущих ей свойств по поддержанию потенциального плодородия и благоприятных условий для получения высоких урожаев сельскохозяйственных культур. Нужны безотлагательные меры по разработке критериев оценки негативного воздействия МТА и по обоснованию мероприятий по снижению уплотняющего воздействия движителей сельскохозяйственной техники. Решению этой экологической проблемы посвящена настоящая диссертация.
Проведенные теоретические и экспериментальные исследования позволяют сделать следующие основные выводы:
1. Обоснована структурная схема экологических взаимосвязей системы «трактор-машина-технолгия-почва». Под экологической совместимостью этой системы и внешней средой понимается совокупность показателей, обеспечивающих минимальное уплотнение грунта и воспроизводство культурной растительности. Реализация этой системы позволяет оценить нанесение экологического ущерба в конкретных условиях, выбрать подходящую систему машин и технологию, уточнять параметры ходовых систем тракторов и машин. Математическое описание прямых и обратных связей объектов системы представляет математическую модель системы.
В каждом конкретном случае, при условии обеспечения расчетной производительности, на систему накладываются ограничения по степени уплотнения и минерализации почв в соответствии с требованиями каждого региона.
2. В качестве критериев экологической оценки уплотняющего воздействия ходовых систем сельскохозяйственной техники должны применятся следующие показатели: степень крошения почвы при обработкеглубина распространения уплотненияглубина колеиизменение прочностных характеристик почвыразуплотнение почвы под действием природных факторов, в том числе увлажнения-высушиваниянарушение почвенного покроваминерализация почв, выражающаяся в переходе питательных веществ в усвояемые формы под действием буксования движителей.
Одним из важных параметров взаимосвязи системы движитель-почва является несущая способность почво-грунтовых опорных, оснований, характеризующих проходимость МТА и уплотнение почвы.
3. аналитически определено значение критерия колеебразования Ко=Яо/Чз=0,293. Получена зависимость для определения величины и характера распределения нормального давления на почву по звену гусеничного движителя и всему опорному участку гусеницы, которая включает как конструктивные основные параметры ходовой системы, так и эксплуатационные показатели трактора. Результаты расчетов по предложенной зависимости хорошо согласуются с экспериментальными данными (расхождения несущественны при 5% уровне значимости).
4. Установлено, что глубина колеи под движителем представляет собой сумму деформаций уплотнения и сдвигов. На основании этого положения выведены математические модели глубины колеи и уплотнения почвы в колее при однократном и многократных проходах движителя с учетом линейных и нелинейных составляющих деформаций уплотнения и сдвигов почвы. Для практических расчетов глубины колеи и уплотнения почвы в колее достаточно знать численные значения трех величин: коэффициента линейной деформации, несущую способность и предельную деформацию.
Степень деформации зависит от физико-механических свойств почвы, ее влажности и плотности, величины нагрузки, задернелости почвы. При повторных проходах машин происходит более интенсивное накопление деформации, что может привести к разрушению структуры почв. Задернелые поверхности обладают повышенной прочностью. Поэтому одним из важных экологических требований к работе сельскохозяйственных машин является сохранение дернового покрова и условий его возобновления.
5. В результате исследований на полигоне уплотняющего воздействия гусеничного трактора ДТ-175С определены допустимые с точки зрения экологии пределы уплотнения почвы и нарушения травяного покрова. Так, для увлажненных минеральных почв отношение ятах/Чср должно быть в пределах 1,3−1,5- для почв с дерновым покрытием экологически допустимое давление qэ должно быть пределах 0,012−0,018 МПа.
Степень нарушения травяного покрова (шт./м2) не должна превышать 2530%. В результате обработки литературных данных и собственных исследований составлена шкала характеристики растительных свойств дерново-подзолистой почвы при различной плотности установлено, что пороговое значение плотности, при котором прекращается или сильно л затрудняется рост корней растений, находится в диапазоне 1,65−1,70 г/см .
6. На основе комплексного изучения воздействия техногенных факторов на динамику изменения физических и биологических свойств почвы на фоне растительного покрова разного возраста введено понятие о трех видах уплотнения: физическое, вторичное и экологическое.
Исследованиями на физической модели гусеницы найдено, что наибольшую роль в уплотнении почвы имеет число проходов техники (39% суммарного эффекта), второе место занимает максимальное давление (27,5%), затем следует влажность почвы (20,6%) и на последнем месте стоит среднее давление (12,9%).
7. Эксперименты на полигоне показали, что число проходов трактора ДТ-175С резко ухудшают физико-механические свойства почвы на глубину 4060 см. После первого прохода деформация почвы составляет в среднем 6% и при последующих проходах нарастает по 1,3−2%. При двух проходах плотность верхнего слоя увеличивается на 10%, а слоя в 15 см — на 7%. При этом порозность уменьшалась на 8%. Плотность верхнего слоя стабилизируется после четырех проходов, делая скачек на 20-м проходе. Порозность падает до критических значений (30%) при 10 проходах.
8. В результате испытаний было установлено, что средняя конструкция подвесок опорных катков не удовлетворяет требованиям неравномерности распределения давлений под гусеницей и её решено было заменить на индивидуальные подвески.
Трактор с новой конструкцией подвески опорных катков позволил снизить глубину колеи на 60−66%, а максимальные удельные давления на почву снизились на 18−25%, глубина деформации снижается с 0,5−0,3 мкритическое значение плотности почвы достигается при третьем проходе трактора ДТ-175С с серийной конструкцией гусеницы, а трактора модернизированного только после 12−14 проходов.
9. Нами предложено вести изменения в конструкцию серийных тракторов ДТ-75-Т-170и ДТ-175С, в том числе увеличить число опорных катков с 6 до 9, сократить расстояние между опорными катками, смещение двигателя вперед, увеличение площади гусениц. Перечисленные мероприятия обеспечили снижения уплотнения почвы при двух проходах на 35%. Коэффициент неравномерности распределения удельного давления по опорной поверхности гусениц трактора ДТ-175СИ с индивидуальным подресовыванием опорных катков на 11−17% меньше, чем при балансирном подрессоривании трактора ДТ-175С. использование трактора ДТ-175СИ на посеве и на подготовке почвы по посев существенно (почти в 1,5 раза) снижает уплотнение почвы.
10. Обоснована номенклатура выходных характеристик шин сельскохозяйственных машин и разработана методика их расчетной оценки. К числу выходных характеристик, наряду со стандартными массо-геометрическими относятся следующие:. а) кинематические параметры шины, характеризующие геометрию качения шины и её контакта с опорной поверхностью в зависимости от времениб) статические (динамические) параметры шины, характеризующие интегральную нагруженность шины. в) параметры накопления и рассеяния энергии в шике, контактных зонах основания, характеризующие потери энергии при движении колесного движителя и энергообмена между колесами через грунтг) характеристики долговечности шины.
11. На специальном стенде определен ряд эффектов контактного взаимодействия шин с недеформируемым и деформируемым основаниями. Установлено качественное различие в поведении шины: на жестком основании прогибы шины линейны, на деформируемом — не линейнымаксимальное поровое давление в деформируемом основании достигается на глубине примерно равной ширине шины и того же порядке в поперечном направлении от центра контактациклы напряжений и деформаций в движущейся шине синфазны и различны по спектральному составуимеет место асимметрия контакта при движении шины, особенно при движении по деформируемому основанию.
12. Разработана математическая модель деятельности человека-оператора при управлении с.х. машины, на основе которой можно определить потребность оператора в дополнительных приборах, использование которых позволяет уменьшать ошибки в его работе.
13. Разработана система оптимального управления давления в шинах в зависимости от буксования колёсных машин в детерминированном и стохастическом режимах на основе методов динамического программирования Беллмана.
14. Синтезирована система оптимального детерминированного и стохастического управления колёсными машинами при не полной информации об их состоянии.
15. Годовой экономический эффект на один трактор от применения индивидуальной шестикатковой подрессоривания составил 1,28 тыс. руб.
Список литературы
- Агейкин Я.С. Вездеходные колесные и комбинированные движители (теория и расчет), М.- Машиностроение, 1972-
- Адлер Ю.П., Маркова Е. В., Грановский Ю. В. Планирование эксперимента при поиске оптимальных условий. М.:Наука, 1986,-287 с-
- Анисимов Г. М., Котиков Б. М. Лесотранспортные машины. М.: Экология, 1991,-475 с-
- Антонов М.С. Научные основы применения трелевочных тракторов вперспективных технологических процессах. Диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук. Л., 1979, 450 с-
- Артюхин Ю.И., Карасев С. Н. Применение уточненной теории оболочек при решении контактных задач // Теория оболочки с учетом поперечного сдвига. Казань: КП, 1977, — с. 132−153.
- Бабков В.Ф., Безрук В. М. Основы грунтоведения и механики грунтов. -М.- Высшая школа, 1976, 285 с
- Барский И.Б., Анилович В. Я., Кутьков Г. М. Динамика трактора. -М.: Машиностроение, 1973, 280 с.
- Барыкин Е.Е. и др. Методы анализа и прогнозирования показателей производственно-хозяйственной деятельности энергетического объединения. СПб.: Энергоатомиздат, 1994.
- Бахтин П.У. Физико-механические и технологические свойства почв. -М.: «Знание», 1971 64 с.
- Беккер М.Г. Введение в теорию систем местность-машина. Пер. с англ. -М.: Машиностроение, 1973, 519 с.
- Беллман Р. Динамическое программирование. — М.: ИЛ, 1960.
- Бендат Дж., Пирсон А. Измерение и анализ случайных процессов.- М.: Мир, 1971.
- Белослюдов А.Б., Кнороз В. Н. Обоснование выбора испытательногооборудования по оценке параметров шин для системы «дорога-шина270автомобиль-водитель» // В сб. Механизация эксплоатационно-ремонтных работ в мелиорации. М., 1983.
- Библюк Н.Я. Взаимодействие движителей транспортных машин с почвой. М.: Машиностроение, 1972, — 302 с.
- Бобков В.Ф. Основы грунтоведения и механики грунтов. Высшая школа. 1979,-328 с.
- Богуславский И.А. Прикладные задачи фильтрации и управления. М.: Наука, 1983.
- Болтинский В.Н. Теория, конструкция и расчет тракторных и автомобильных двигателей. -М.: Сельхозиздат, 1962.
- Бойков В.П. Повышение эффективности эластичных движителей тракторов и сельскохозяйственных машин. Диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук. Минск, 1987. 416 ст.
- Бойков В.П., Белковский В. Н. Шины для тракторов и сельскохозяйственных машин. М.: Агропромиздат, 1988.
- Болыпев Л.Н. О сравнении параметров распределения Пуассона. Теориявероятностей и ее применения, Т.7, вып. 1 (1962).
- Бухин Б.Л. Выходные характеристики пневматических шин // Обзор. Серия «Производство шин». М.: ЦНИИТЭИнефтехим, 1981. — 81с.
- Бухин Б.Л. и др. Динамические характеристики пневматических шин.// Обзор. М.: ЦНИИТЭнефтехим, 1982.
- Вальд А. Последовательный анализ. М.: Физматгиз, 1960.
- Васильев Б.А., Гантман В. Б., Суриков В. В. Мелиоративные и строительные машины. М.: Агропромиздат. 1985, -224с.
- Вентцель Е.С. Исследование операций. М.: сов. Радио, 1972. — 551 с.
- Викторов В.К., Карманов В. Г. Оптимизация процесса роста растений. -В кн.: Кибернетика в растеневодетве. М.: ВИНИТИСХ, 1967.
- Винокуров Ф.П. Несущая способность торфяных грунтов. -М.- Машиностроение. 1972, 370 с.
- Вишнев С.М. Экологические параметры. — М.: Наука, 1978.271
- Влияние внутреннего давления колес трактора на урожай пше-ницы || Тр. Волгоградского института, 1963, вып. 48, с. 385−389.
- Волхова В.Н., Денисов A.A. Основы теории систем и системного анализа: Учебник для студентов вузов. СПб.: Изд-во СПб ГТУ, 1997. -510 с.
- Временные рекомендации по ограничению уровня воздействия движителей сельскохозяйственной техники на почву. М.: ВАСХНИЛ, 1985 — 40 с.
- Вонг Дж. Теория наземных транспортных средств. Пер. с англ. -М.: Машиностроение, 1982, 284 с.
- Вялов С.С. Реологические основы механики грунтов М.: Высшая школа, 1978 — 442 с.
- Гардинер К.В. Стохастические методы в естественных науках. — М.: Мир, 1986.
- Гасс С. Линейное программирование. М.: Физматгиз, 1981.
- Гатаулин A.M. Система прикладных статистико-математических методовобработки экспериментальных данных в сельском хозяйстве. Ч. 2 -М.: Наука, 1972,-211 с.
- Герсеванов Н.М. Основы динамики грунтовой массы. М. Л.: ГНТИ. 1931.4. 1.88с.
- Гихман И.И., Скороход A.B. Введение в теорию случайных процессов.1. М.: Наука, 1977.
- Глущенко В.В., Гаскаров В. Д., Шляхтов В. А. Модели и управление информационными технологиями / В сб. Задачи контроля и управления.- СПб.: СПГУВК, 1997.
- Гнеденко Б.В. Курс теории вероятностей. М.: Физматгиз, 1961.
- Гольдштейн м.Н. Механические свойства грунтов. — М.: Изд. лит. по строительству, 1971 —367 с.
- Гуськов В.В. Оптимальные параметры сельскохозяйственных тракторов.- М.: Машиностроение, 1989, 284 с.272
- Гуськов B.B. и др. Тракторы. -М.- Машиностроение, 1988.
- Гуськов В.В. Тракторы, ч.П. Теория. Минск: Вышэйша школа, 1977.
- Далин А.Д., Павлов П. В. Ротационные грунотообрабатывающие и землеройные машины-М.: Машгиз, 1950, с. 154−157.
- Деревицкий Д.П., Фрадков A.JI. Прикладная теория дискретных адаптивных систем управления. М.: Наука, 1981. — 216 с.
- Драйпер Н., Фохт Г. Прикладной регрессионный анализ. М: Мир, 1973.
- Домбровский Н.Г. Многоковшовые экскаваторы. -М.- Машиностроение, 1972.
- Джура П. Н. Оценка различных методов определения давления гусеничных движителей на почву // Тр. «Воздействие движителей на почву». ВИМ, 1988. Т. 118- С. 104—121.
- Дунин — Барковский И. В., Смирнов Н. В. Теория вероятностей и математическая статистика в технике. М.: Гостехиздат, 1955.
- Дынкин Е.Б. Марковские процессы. М.: Физматгиз, 1963.
- Дынкин Е.Б. Необходимые и достаточные статистики для семейства распределений вероятностей, успехи матем. наук, Т.6, вып. 1 (1951).
- Дьяченко Г. Н., Соучек Р. Характеристики почвы как объекта механической обработки || Межвузовский сб. Проектирование рабочих органов почвообрабатывающей и зерноуборочной техники: Ростов-на-Дону, РИСХМ, 1985, 8−20 с.
- Ешеев С. Б., Калашников С. Ф. Влияние ходовых систем тракторов на плодородие каштановых почв Бурятии // Тр. «Воздействие движителей на почву». М.: ВИМ, 1988. Т. 118. С. 126—131.
- Жуков A.B., Проворотов Ю. И., Скотников В. А., Ляско М. И., Гинзбург Ю. В. Мелиоративные, строительные и лесные тракторы. Минск, «Ураджай», 1989, — 334с.
- Забавников H.A. Теория транспортных гусеничных машин. -М.: Машиностроение, 1998.
- Загороднюк В.Т., Паршин Д. Я. Строительная робототехника. М.:2731. Стройиздат, 1990. 268 с.
- Зангиев A.A. Оптимизация состава и режимов работы МТА: Авторефератдисс. д.т.н. -М.: МИИСП, 1987.
- Зеленин А.Н., Баловнев В. В., Керов И. П. Машины для земляных работ. М.: Машиностроение, 1975, — 424 с.
- Зеленин А.Н. Основы разрушения грунтов механическими способами. — М.: Машиностроение, 1968 370 с.
- Золотаревская Д.И. Основы теории и методы расчета уплотняющего воздействия на почву колесных движителей мобильной сельскохозяйственной техники. Автореферат дисс. докт. техн. Наук — М., 1997−49 с.
- Иванов Б.И. Измерение физических свойств почвы. Институт физиологии растений АН СССР, 1987.
- Иванова J1.B. Влияние строительной планировки на урожай-ность сельскохозяйственных культур и приемы сохранения, восстановления плодородия почв. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. техн. наук. -Волгоград, 1983, 14 с.
- Изыков A.C. предотвратить экологическую катастрофу || Земледелие, № 4, 1991, с. 12−15.
- Ищенко В.А., Кзаша Э. Н., Прусаков А. П., Растеряев Ю. К., Контактные задачи резинокордных оболочек вращения // Всес. конф.ЦЦТТ. -Днепропетровск: ДнГУ, 1981.
- Каныхин А.И. Исследование деформации почво-грунта и кА-чества планировки поверхности осваиваемых земель в Голодной степи. // В кн.: Улучшение эксплуатации оросительных систем и планировка орошаемых земель. -М.: 1982, с 192.197.
- Карапетян М.А., Вартанян JI.M. Простое электронное реле скорости. // «Промышленность Армении» № 7, 1984
- Карапетян М. А, Вартанян JI. M Симонян Р. В. Некоторые вопросыавтоматизации ускоренных стендовых испытаний дизелей. Средства, 274методы и результаты ускоренных испытаний тракторов и их отдельных агрегатов. Тр. //НПО НАТИ, М., 1984-
- Карапетян М. А, Вартанян JI.M., Чтчян Г. Х. Режимомер для исследования работы дизелей. // «Промышленность Армении» № 6, 1986-
- Карапетян М. А, Вартанян JI.M., Симонян Р. В. Подготовка тормозных установок к ускоренным испытаниям. // «Промышленность, строительство и архитектура Армении», № 4, 1987-
- Карапетян М.А. Математическое моделирование эколого-техноло-гических процессов уплотнения почв. // Монография. М.: Изд-во «Спутник+" — 2004. — 76 с.
- Карапетян М.А. Контактные взаимодействия эластокомпозитных оболочек с деформируемым основанием в приложении к расчету шин. // Монография. М.: Изд-во «Спутник+" — 2004. — 88 с.
- Карапетян М.А., Пряхин В. Н. Технические средства и методы защитыгидромелиоративных объектов. // Учебное пособие. М.: Изд-во «Спутник+" — 2004. — 150 с.
- Карапетян М.А. Выходные характеристики пневматических шин в контакте с деформируемым основанием их номенклатур и расчетно-экспериментальное исследование. // Монография. М.: Изд-во «Спутник+" — 2005. — 60 с.
- Карапетян М.А., Пряхин В. Н. Совершенствование технологий и управление технологическими процессами сельскохозяйственного производства. // Учебное пособие. М.: Изд-во «Спутник+" — 2005. — 161 с.
- Карапетян М.А. Основы концепции экологической совместимости системы «машина-трактор-технология-почва». // Журнал «Механизация и электрификация сельского хозяйства». М., 2005, № 9.-С. 30−32.
- Карапетян М.А., Пряхин В. Н. Управление движителями транспортнотехнологических систем. // Журнал «Механизация и электрификацияz/эсельского хозяйства» М., 2005, № 10.
- Карапетян М.А., Диятян H.A., Кузьмин A.C. К оценке коле-еобразования и переуплотнения грунта при движении колесных машин. // Эффективность использования, эксплуатация и ремонт мелиоративных машин // Тр. МГМИ, М., 1989. С. 50−61-
- Карапетян М.А., Белослюдовым А. Б. Стенд для испытания крупногабаритных шин. // Механизация строительных и эксплуатационных работ в мелиорации. Тр. МГМИ. М., 1990. — С. 5764-
- Карапетян М.А., Диятян H.A. Применение колесных динамометров в натурном эксперименте по определению жесткостных характеристик шин. // Механизация строительных и эксплуатационных работ в мелиорации. Тр. МГМИ, М., 1990. С. 64−68-
- Карапетян М.А. К методике определения жесткостных характеристик пневматических шин в стендовом эксперименте. // Механизация строительных и эксплуатационных работ в мелиорации. Тр. МГМИ, М., 1990. С. 89−92-
- Карапетян М.А. и др. Стенд для испытания пневматических шин. Авторское свидетельство № 11 995 210, М., 1989-
- Карапетян М.А., Вартанян JI.M. Устройство для измерения угла наклона.
- Авторское свидетельство № 1 434 253, М., 1987-
- Карапетян М.А. Математическая модель внутренней механики пневматических шин. // Реферативный журнал «Механизация и электрификация с.-х. производства». № 10, 1990, с. 7, объём 11с.
- Карапетян М.А., Пряхин В. Н., Ткачев Г. А. Вероятность прогнозированияz/oв условиях сельскохозяйственного производства. // Сборник научных трудов. Ч. I, МГУП, М., 2005. — 403 с.
- Карапетян М.А., Пряхин В. Н., Ткачев Г. А. Математические методы анализа уровня развития конструкций ходовой части мобильных транспортных средств. // Сборник научно-практической конференции. Ч. I МГУП, М., 2005. — 406 с.
- М. А. Карапетян Физическая модель образования колеи. Материалы Международной научно-практической конференции «Проблемы экологической безопасности и природопользования" — М.: Изд-во «Норма», МАЭБП- 2004, Вып. 5, С. 240−242-
- М. А. Карапетян Кузьмин A.C. Математическая модель деформируемогооснования. // Реферативный журнал «Механизация и электрификация с.277х. производства». № 10, 1990, с. 7, объём 8 с.
- Карапетян М.А. Среднее и максимальное давления движителя на опорную поверхность.// Материалы Международной научно-практической конференции «Проблемы экологической безопасности и природопользования" — М.: Изд-во «Норма», МАЭБП- 2004, Вып. 4, С. 248.
- Карапетян М.А., Пряхин В. Н. Обоснование разработки АСУ эколого-технологическими процессами с.-х. производства. // Журнал «Мелиорация и водное хозяйство». М., 2005, № 6.
- Карапетян М.А., Пряхин В. Н. Моделирование АСУ эколого-технологическими процессами с.-х. производства. // Естественные и технические науки. М.: «Спутник +" — 2005, № 2(16). — С. 237−239.
- Карапетян М.А. Факторы, определяющие глубину колеи. // Материалы
- Международной научно-практической конференции «Проблемы экологической безопасности и природопользования" — М.: Изд-во «Норма», МАЭБП- 2004, Вып. 5-
- Карапетян М.А., Пряхин В. Н., Темирсултанов Э. Э. О разработке экологически чистых средств и технологических процессов для объектов АПК // журнал «Естественные и технические науки». М.: «Спутник+», 2004, № 6 (15) с. 164−166-
- Карапетян М.А. Анализ напряженного состояния грунта.// Материалы Международной научно-практической конференции «Проблемы экологической безопасности и природопользования" — М.: Изд-во «Норма», МАЭБП- 2004, Вып. 5, с. 242-
- Карапетян М.А. Математическая модель деформации грунта.// Материалы Международной научно-практической конференции «Проблемы экологической безопасности и природопользования" — М.: Изд-во «Норма», МАЭБП- 2004, Вып. 5, с. 244-
- Карапетян М.А. Коэффициент линейной деформации грунта.// Материалы Международной научно-практической конференции
- Проблемы экологической безопасности и природопользования" — М.: Изд-во «Норма», МАЭБП- 2004, Вып. 5, с. 247-
- Карапетян М.А. Несущая способность и предельная деформация уплотнения грунта. // Материалы Международной научно-практической конференции «Проблемы экологической безопасности и природопользования" — М.: Изд-во «Норма», МАЭБП- 2004, Вып. 5-
- Карапетян М.А. Особенности деформации грунта гусеничным движителем. // Материалы Международной научно-практической конференции «Проблемы экологической безопасности и природопользования" — М.: Изд-во «Норма», МАЭБП- 2004, Вып. 5-
- Карапетян М.А. Модифицированная номенклатура выходных характеристик шин. // «Техника и технология» № 6, М.: 2004 г.-
- Карапетян М.А., Ерицян Г. С. Экспериментально-расчетная методика определения коэффициента сопротивления качению шин автомобилей. // Сборник научных трудов МГУП- 2004.- с. 277.
- Каримов Э.Г., Багиров С. А. Автоматизированное проектирование конструкций. — М.: Машиностроение, 1985.
- Коробов В.А. Статистическая обработка и анализ информации с применением ЭВМ. В кн.: Стандартные программы. — М.: Изд-во ЦЭМИ АН СССР, 1979.
- Красовский H.H., Осипов Ю. С. Задачи управления с неполной информацией // Изд-во АН СССР. МТТ, 1973, -3. С. 5.14.
- Кротов В.Ф., Гурман В. И. Методы и задачи оптимального управления. -М.: Наука, 1973.
- Кулешов А.П., Колотилин В. Е. Экологичность движителей транспортно-технологических машин. М.: Машиностроение. 1993. с. 288-
- Кацыгин В.В. Общие закономерности сопротивления почво-грунтов деформации | Вопросы сельскохозяйственной механики, т. XIII, Минск: Урожай, 1964, С.-31−54.
- Кацыгин В.В. Основы теории выбора оптимальных параметров мобильных машин и орудий. Вопросы сельскохозяйственной механики. -Минск: Вышейш. школа, 1964. -т. XIII, 158с.
- Качинский H.A. Физика почв ч. 1. М.: «Высшая школа», 1965 — 318 с.
- Келдыш М.В. Шины переднего колеса трехколесного оси. // Труды ЦАГИ 1945 № 564.-
- Кнороз В.И. и др. Универсальный барабанный стенд для испытания тин. // Труды НАМИ. М., 1965, вып. 79.-
- Кнороз В.И. и др. Работа автомобильной шины. М.: «Транспорт», 1976.-
- Кнороз В.И., Петров М. П., Князьков В. Н. Исследование жест- костных параметров колеса с пневматической шиной, нагруженного крутящим моментом. // Труды НАМИ, вып. 120, с. 96.-
- Ковалев М.М., Хайлис Г. А. Сельскохозяйственные материалы (виды, состав, свойства) уч. Пособие — М.: ИК «Родник», 1998 — 206 с.
- Ковда В.А. Факторы, снижающие плодородие черноземов, и пути их устранения || Обзорн. инф. М., 1987 — 58 с.
- Кононов A.M. Об агрономической проходимости тракторов по почве. || Тр. УСХА. Совершенствование технологических процессов с.-х. машин, вып. 212, Киев, 1978, с. 54−56.
- Корчунов С.С. Несущая способность и деформация низинной торфянойзалежи. // -M.-JL, Госэнергоиздат, 1948 (Труды ВНИИТП, вып. 1).280
- Котиков В. М. Слодкевич Я.Б. Процесс колееобразования при многократном проходе лесозаготовительных машин. // Научные труды МГУЛ, 1995, вып. 1989.
- Косте Ж., Санглерз Г. Механика грунтов. Практический курс. Перев. с франц. -М.: Стройиздат, 1981, 467 с.
- Кошарный Н.Ф., Оболенский H.H. Влияние среднего удельного давления на коэффициент сцепления шин с грунтом. // Сб.: «Автомобильный транспорт», вып. 8, -Киев, «Техника». 1988-
- Кошарный Н.Ф. Технико-эксплуатационные свойства автомобилей высокой проходимости. Киев: Вища школа, 1981. 207с.-
- Красновский Г. И., Филаретов Г. Ф. Планирование эксперимента. Минск. БГУ, 1982.
- Ксеневич И.П., Скотников В. А., Ляско Ц. И. Ходовая система почва-урожай. -М.: Агропромиздат, 1985, 304 е.-
- Ксеневич И.П. и др. Тракторы, Проектирование, конструирование и расчет. -М.- Машиностроение, 1991, 144с.-
- Кузьменко В.И. О контактных задачах теории пластичности при сложном нагружении. // ПММ, 1984, т.48, вып. З, -с. 473−481.
- Кувшин А. С. Краевые эффекты в многослойных оболочках, близких к тороидальным // Расчет сооружений, взаимодействующих со средой. -М.: МШИ, 1985 г.
- Кулешов А.П., Колотилин В. Е. Экологичность движителей транспор-тно-технологических машин. М: Машиностраение. 1993. с. 288-
- Кушнарев A.C., Мацепуро В. М. Уменьшение вредного воздействия напочву рабочих органов и ходовых систем машинных агрегатов привнедрении индустриальных тех-нологий возделывания с.-х. культур —2811. М.: В СИЗО, 1986−55 с.
- Кузьмин A.C., Ремизов Д. И. Гермомеханическая устойчивость слоистых эластокомпозитных оболочек при циклических напряжения // Механика машиностроения / Механика деформируемого твердого тела. -Брежнев: КамПИ, 1987. с. 83.-
- Леман Э. Проверка статистических гипотез. М.: Наука, 1964.
- Лурье А.И. Нелинейная теория упругости. М.: Наука, 1980.-
- Львов Е.Д. Теория трактора. -М.: Машгиз. 1989.-
- Мелиоративные машины. Под редакц. И. И. Мер -М.: Колос, 1980-
- Медведев В. В., Цыбулько В. Г., Слободюк П. И. Нормирование допустимых нагрузок ходовых систем МТА на почву // Тр. «Воздействие движителей на почву». М.: ВИМ. 1988. Т. 118. С. 57—67.-
- Медведев В.В. Экологические критерии механической обработки || Сб. научн. тр. -М.: «Агропромиздат», 1991, с.63−69.
- Медведев Г. А., Тарасенко В. П. Вероятностные методы исследования экспериментальных систем. М.: Изд-во «Наука», 1967. — 456 с.
- Мелешко В.И. Динамическая оптимизация методом обобщённых квазиградиентов. Кибернетика, 1975, № 3.
- Месчан С.Р. Начальная и длительная прочность глинистых грунтов. -М.: Недра, 1978, с. 33−70.
- Месчан С.Д. Начальная и длительная прочность глинистых грунтов. -М.: Недра, 1978, 196 с.
- Методы решения задач теории управления на основе принципа расширения // В. А. Батурин, В. А. Дыхта и др. Новосибирск: Наука, 1990.
- Механика композитных материалов и элементов конструкций.- Киев: Наукова Думка, т.1. 1982- тт. 2,3 — 1983.
- Налимов В.В., Чернова H.A. Статистические методы планирования экстремальных экспериментов. М.: Наука, 1965. — 340 с.
- Ничипорович A.A. Основы фотосинтетической продуктивности растений. В кн.: Современные проблемы фотосинтеза. — М.: Изд-во МГУ, 1973.
- Новичков Ю.Н., Кузьмин A.C. Однородная упругая среда с внутренними степенями свободы как модельное представление композита // Неклассические проблемы механики композиционных материалов и конструкций из них. Киев: Наукова Думка, 1984.-
- Новичков Ю.Н., Кузьмин A.C. Модели и методы ставки эластоком-позитных слоистых оболочек // Проблемы машиностроения и автоматизации. М. — Будапешт: МЦНТИ — Информэлектро, 1987, — с. 44−62.-
- Орлов С.Ф., Алябьев В. К. Взаимодействие движителей трелевочных тракторов с лесными почвами. // Тр. МГУЛ. -М.: 1979, 115с.
- Орнагский Н.В. Механика грунтов. Изд-во Московского университета, 2 831 950,419с.-
- О нормах допустимых давлений на почву в зависимости от ее физических свойств А. Г. Бондарев, П. М. Сапожников. В. Ф, Уткаева. В, Н. Ще-потьев // Тр. «Воздействие движителей на почву». М.: ВИМ. 1988, Т-118. С. 67−75.
- Об уплотнении чернозема типичной сельскохозяйственной техникой и пути его снижения //В. В. Медведев. В. Г. Цыбулько, П. И, Слободюк, М. С. Чернова//Тр. «Влияние сельскохозяйственной техники на почву». М.: Почвенный институт. 1981. С. 47—53.
- Оценка эффективности применения пневматических движителей на тракторах класса 2 и 3 В. А. Русланов, А. Н. Садовников. И. С. Небочин и др. // Тр. «Научные основы эксплуатации машинно-транспортного парка». М.: ВИМ. 1982. Т. 95. С. 55−68.-
- Петров А.И., Минаев В. В. Аналитическое конструирование регуляторов при наличии неполных наблюдений // Аналитические методы синтеза регуляторов. Саратов, СПИ, 1977. Вып. 2.
- Порошков В.А. Проходимость гусеничного трактора на торфяных грунтах. -М.: МИИСП, 1985, 37 с.
- Полетаев А.Ф. Качение ведущего колеса. // Тракт, и с.-х. м., 1963, № 2.
- Покровский Г. И. Трение и сцепление в грунтах. М.: Стройиздат, 1941.
- Пряхин В.Н., Соловьев С. С. Безопасность жизнедеятельности: Курс лекций. М.: «Интеллект-Центр», 2003. — 192 с.
- Пряхин В.Н., Попов В. Я. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие. М.: «Норма», 1997. — 344 с.
- Пряхин В.Н., Голобородько В. В. Безопасность жизнедеятельности: Курс лекций. — М.: «Норма», 2003. 206 с.
- Пряхин В.Н., Черненко Л. П., Большаков H.A. К вопросу прогнозирования аварий и катастроф на объектах промышленности и с.-х. Производства. / Матер. Междунар. н.-т. конфер. «Проблемы экологии и БЖД в XXI веке». М.: «Норма», 2002, Вып. 3. -С. 212.213.
- Пряхин В.Н., Орлов Б. Н. Совместное влияние различных факторов на живучесть деталей с.-х. машин. / Матер. Междунар. н.-т. конфер. «Проблемы экологии и БЖД в XXI веке». М.: «Норма», 2002, Вып. 3. -С. 43.44.
- Пузыревский Н.П. Теория напряженности землистых грунтов. -Л.: изд. Ленинградского ин-та инженеров путей сообщения, 1929, 66 е.-
- Пупонин А. И., Матюк Н. С. Депрессии почвы при уплотнении и методы ее устранения//3емледелие. 1986, № 6- С, 18—20.-
- Пупонин А.И. и др. Депрессии урожая сельскохозяйственных культур при уплотнении почвы и приемы ее снижения || Сб. научн. тр. ВИМ, т. 118, 1988, с. 75−86.
- Работнов Ю.Н. Механика деформированного твердого тела. — М.: Гл. ред. физ.-мат. литер., 1988 — 711 с.
- Рабочее И.С., Бахтин П. У., Гывалов И. В., Алексеенко В. Д. Уменьшение отрицательного воздействия мобильных агрегатов на почву || вестник сельскохозяйственной науки, 1979, № 4, с. 90−94.
- Рабочее И.С., Бахтин П. У., Гавалов И. В., Алексеенко В. Д. и др. || Земледелия, 1978, № 5, с. 74−77.
- Растригин Л.А. Системы экспериментального управления. М.: Наука, 1974.-632 с.
- Руденко Е.А. Синтез конечномерного алгоритма управления частично наблюдаемым стохастическим объектом. // Задачи стохастическогоуправления: Тем. сб. научн. трудов. / МАИ. М., 1986.285
- Русанов В.А., Садовников А. Н., Юшков Е. С. и др. Воздействие движителей тракторов на почву и ее плодородие. || МЭССХ, 1983, № 5, с. 3−8.
- Растеряёв Ю. К, Кваша Э. Н., Прусаков А. П. Расчет крупногабаритной шины диагонального строения на действие внутреннего давления и местные эксплуатационные нагрузки // Межд. конф. по каучуку и резине. Секция В, вып.2. Киев, 1978. Препринт В20.-
- Ревут И.Б. Физика почв. Л.: Колос, 1972, 368 с.
- Рекомендации по снижению уплотняющего воздействия ходовых систем мобильной сельскохозяйственной техники на почву. Киев- Урожай, 1988ю 40 е.-
- Саак А.Э., Пахомов Е. В., Тюшняков В. Н. Информационные технологии управления: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2005. 320 с.
- Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. / Пер. с англ. — М.: Радио и связь, 1993.
- Самсонов В.А., Дидманидзе О. Н. Геометрическое программирование в инженерных задачах: Учебник. -М.: МГАУ, 1998. 184 с.
- Сергованцев В.Т., Воронин Е. А. и др. Компьютеризация с.-х. производства. — М.: Колосс, 2003. 272 с.
- Саранин К.И., Шептухов В. Н. Методика полевых исследований при глубоком рыхлении || Вестник сельхознауки, № 4, 1985, с. 42−50.
- Седов Л.И. Механики сплошной среды т.1. М.: Изд. «Наука», Гл. ред. физ.-мат. литер., 1970 — 490 с.
- Сенченков И.К. Приближенное представление определяющих уравнений вязкоупругости при колебаниях с переменной амплитудой. Прикл.мех., 1984, т.20,^ 2, с.85−92.
- Синеоков Г. Н. Проектирование почвообрабатывающих машин — М.: «Машиностроение», 1965−311 с.
- Система машин для комплексной механизации сельскохозяйственного производства па 1986−1995 годы. Мелиорация.- М.: 1988,387с.-
- Скороходов А.Н. Оптимизация использования техники при одновременном выполнении производственных процессов. — М.: МИИСП, 1986.
- Скотников В.А. Оптимальная форма эпюры нормальных давлений на грунт у мелиоративных тракторов. // МЭССХ, 1969, № 7, с. 34−35.
- Скотников В.А., Мащенский A.A., Солонский A.C. Основы теории трактора и автомобиля. М.- Агропромиздат, 1986,383с.
- Скойбеда А.Т. Автоматизация ходовых систем колесных машин. Мн. Наука и техника, 1979, 280с.-
- Станкевич Э.Б., Лозин A.C., Блинова О. М. Экспериментальные исследования деформации тракторных шин от нормальной нагрузки. // «Тракторы и сельхозмашины», № 6, 1985, с.22/24.-
- Статическая динамика и оптимизация управления летательных аппаратов. // A.A. Лебедев и др. М.: Машиностроение, 1985.
- Софиян А.П., Максименко А. И. Методика оценки проходимости колесных и гусеничных машин. М.: Тр. НА-ТИ, 1979.-
- Теория, конструкция и расчет сельскохозяйственных машин (под ред. Е.С. Босого) М.: «Машиностроение», 1978, с. 25−29.
- Терцаги К., Пек Р. Механика грунтов в инженерной практике. -М.: Гос. изд. литер, по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1958, 606 с.»
- Технические характеристики тракторных тин (И.Б.БАРСКИИ, Р.А.ТЕП-ЛЕР, Ю.А.АРХАНГЕЛЬСКИЙ, В.А.ИЗАРОРОВ). Учебное пособие МАМИ, М. 1975,-62с.-
- Тимошенко С.П., Гудьер Дж. Теория упругости М.: Наука, 1979- 560 с.
- Тихонов В.И., Миронов М. А. Марковские процессы. — М.: Сов. радио, 1977.
- Тома Д. Методы и машины для глубокого рыхления почвы || Доклад №
- Европейская экономическая комиссия OHM. Нью-Йорк, 1978, т.82, с. 115−137.
- Тропикая М.Н. Зависимость между силой и деформацией как основа расчета прочности грунтов в дорожных конструкциях. // Тр. ДорНИИ, вып. 7, Дориздат, 1947. 117с.-
- Тракторные поезда (под ред.В.В.ГУСЬКОВ А) М.: Машино-строение, 1981.-c.282.-
- Турецкий P.JI. Влияние грунтовых условий на выбор типа опорных поверхностей мелиоративных машин. // В кн. Совершенствование процессов машинно-тракторного парка. Сб. научн. тр. ЦНИИМЭСХ. -Минск, 1984, с. 22−27.
- Ференц К. Разработка технологии и технологических средств для разуплотнения черноземных почв в ВНР. Авт. дисс. канд. техн. наук, М. 1998.
- Флеминг У., Ришел Р. Оптимальное управление детерминированными и стохастическими системами. — М.: Мир, 1978.
- Хачатуров A.A. и др. Динамика системы дорога-щина-автомо-биль-водитель. М.: «Машиностроение», 1976, с. 535.-
- Хейсив В.Е. Устойчивость интерактивных методов в нестационарных условиях. Изв. АН СССР. ТК, 1976, № 2.
- Химмельблад Д. Прикладное нелинейное программирование. М.: Мир, 1975.-534 с.
- Хробостов С. Н. Эксплуатация машинно-тракторного парка. -М: Колос, 1966, 526 с.
- Храстулев М.М. Необходимые и достаточные условия в форме уравнения Беллмана // Докл. АН СССР. 1978, Т. 242, № 5.•217. Цытович H.A. Механика грунтов. М.: Высшая школа, 1973,280 с.
- Черных К.Ф., Литвиненкова 8.Н. Теория больших упругих деформаций. Л.: ЛГУ, 1988-
- Чинаев П.И. Самонастраивающиеся системы. — М.: Машгиз, 1973.
- Чудаков Д.А. Основы теории и расчета трактора и автомобиля. -М: Колос, 1972, 384 е.-
- Ширяев А.Н. К теории решающих функций и управлению процессом288наблюдения по неполным данным, Trans of the 3 Prague conference on information theory, Prague, 1964.
- Шляпинтох В.Э. Эконометрика и проблемы экономического роста. — М.: Мысль, 1986.
- Щербаков А.П. и др. Научные основы экологически безопасных технологий обработки почвы || Сб. научн. тр., ВАСХНИЛ, М.: Агропромиздат, 1991, с. 52−58.
- Экономика предприятия. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2002. 416 с.
- Юдин Д.Б. Математические методы управления в условиях неполной информации. -М.: Сов. радио, 1974.
- Юрик Л.В. Основные характеристики физико-механических свойств грунтов. — Киев: Будивельник, 1976.-
- Янко Я. Математико-статистические таблицы. — М.: Госстандарт, 1961.
- Янушкевич Б.Н. Работа тракторов на неосушенных торфяниках. -Минск.: Изд. АСХНБССР, 1958, с. 29−46.-
- Novichkov Ju.N., Butk A.M., Kuzmin A.S. Multylayered thermoviscoelastic elastocomposite shells: Theory and Computation//Workbook for USSR-USA Symposium on mechanics of composite materials.- Preprint USSR-62.-
- Lee R.C.K. Optimal Estimation, Identification and control. Cambridge (Mass): MIT Press, 1966.
- Вава I Subsorierul || Mech. Agric, 1987.V.37, № 11, p. 9−12.
- Gora A., Schwarzk, Werner D. verfehrens und Bemessungnsgrundlager fuerdie Komplexmelioration Stannsser Boden || В кн. «Труды Международного конгресса почвоведов М., 1974, т. 10, с.25−29.
- James P.L., Wilkins D.E. Deep plowing an engineering apraisal || Trans. Of the ASAE, 1972, v.15,№ 3.
- Kao J.H.K. Computer Methods for Estimatory Weibull Parameters in Reliability Study, Trans. IRE, PGPQC, July 1958.
- Epstein B. Testing for the validity of the assumption that the underlying distribution of life is exponential, Techrometrics 2, 1−2 (1960).
- Brown R.G. Smothing, Forecasting and Prediction of Discrete Time Series: N.Y., Frentice Hall, Englewood Cliffs, 1973.
- Sarhan A., Greenberg B. Contributions to Order Statistics, N.Y., 1962.
- Cochran W.G. The %2 test of goodness of fit, Arn. Math. Statist. 23.3 (1952).