Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Стратегия и тактика демагогического речевого воздействия в художественной прозе Ф.М. Достоевского: «Село Степанчиково и его обитатели», «Бесы», «Братья Карамазовы»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования обусловлена насущным характером проблемы речевой демагогии как в общественной, так и в частной сферах современной коммуникации, связана с необходимостью лингвистической квалификации речевого поведения языковой личности демагога. Она определяется дискуссионностью трактовки понятий манипуляция и демагогия, а также терминов лингвистической интерпретации речевого воздействия… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основания исследования стратегий и тактик демагогического речевого воздействия в художественной прозе Ф.М. Достоевского
    • 1. Основные аспекты лингвистического исследования художественной прозы
  • Ф.М. Достоевского
    • 2. Актуальные вопросы изучения речевого воздействия и его изображения в художественном тексте
      • 2. 1. Речевое воздействие
      • 2. 2. Интерпретация речевого воздействия в теории речевых актов
      • 2. 3. Речевая стратегия и тактика
      • 2. 4. Чужая речь как сфера изображения речевого поведения персонажей в художественном тексте
    • 3. Специфика демагогического речевого воздействия
      • 3. 1. Речевая демагогия
      • 3. 2. Разоблачение демагогического речевого воздействия в «Дневнике писателя» и художественной прозе Ф.М. Достоевского
    • 4. Выводы по первой главе
  • Глава 2. Изображение стратегий и тактик демагогического речевого воздействия в художественной прозе Ф. М. Достоевского («Село Степанчиково и его обитатели»,
  • Бесы", «Братья Карамазовы»)
    • 1. Стратегия дискредитации объекта ДРВ
      • 1. 1. Тактика оскорбления
      • 1. 2. Тактика обвинения
      • 1. 3. Контаминация тактик оскорбления и обвинения
    • 2. Стратегия самопрезентации субъекта ДРВ
      • 2. 1. Тактика самопохвалы
      • 2. 2. Тактика мнимого самоуничижения
      • 2. 3. Тактика имитации откровенности
      • 2. 4. Контаминация тактик самопохвалы, мнимого самоуничижения и имитации откровенности
    • 3. Стратегия управления речевой коммуникацией
      • 3. 1. Тактики близости и отстранения адресата
      • 3. 2. Тактика мнимого комплимента
      • 3. 3. Тактика контроля над распределением инициативы
      • 3. 4. Контаминация тактик близости и отстранения адресата
    • 4. Стратегия информирования объекта ДРВ
      • 4. 1. Тактика инструктирования
      • 4. 2. Тактика болтовни
      • 4. 3. Тактика провоцирования
      • 4. 4. Контаминация тактик болтовни, имитации откровенности, оскорбления и обвинения
    • 5. Стратегия поиска информации субъектом ДРВ
      • 5. 1. Тактика расспросов
    • 6. Выводы по второй главе

Стратегия и тактика демагогического речевого воздействия в художественной прозе Ф.М. Достоевского: «Село Степанчиково и его обитатели», «Бесы», «Братья Карамазовы» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Работа посвящена анализу изображения речевой демагогии в художественной прозе Ф. М. Достоевского («Село Степанчиково и его обитатели», «Бесы», «Братья Карамазовы»).

Ф.М. Достоевский заслуженно считается мастером художественного изображения и разоблачения речевой демагогии, в которой он видел несомненную нравственную опасность для собственно личности и общества в целом. Трактовка речевой демагогии в творчестве Ф. М. Достоевского связана со сложностью разграничения понятий добро и зло, ложь и правда. Он раскрыл ущербность внутреннего мира демагога, его стремление к альтернативному упрощению действительности. В представлении Ф. М. Достоевского демагогия — это осознанная ложь не только окружающим, но и самому себе, что с наибольшей полнотой изображено в его художественных произведениях: Наблюдайте свою ложь и вглядывайтесь в нее каждый час, каждую минуту («Братья Карамазовы»).

В.В. Виноградов одним из первых лингвистически осмыслил опыт разоблачения речевой демагогии, осуществленный Ф. М. Достоевским на страницах «Дневника писателя». Публицистическое разоблачение демагогии сочеталось с её изображением в художественных произведениях Ф. М. Достоевского, в которых она получила разнообразное воплощение (семейно-бытовая, политическая и судебная демагогия). Специфика изображения речевой демагогии обусловлена замыслом произведений, неповторимостью образов персонажей. Ф. М. Достоевским были созданы классические образы демагогов: Фомы Опискина, Петра Верховенского, Федора Павловича Карамазова. Он раскрыл гибельный, разрушающий и саморазрушающий, характер демагогии.

В последнее время демагогическое речевое воздействие привлекает все большее внимание лингвистов (А.Н. Баранов, Т. В. Булыгина, А. Вежбицкая, В. В. Дементьев, А. К. Михальская, Т. М. Николаева, В. З. Санников, А. Д. Шмелев и др.). Ученые стремятся не только выявить отдельные приемы, но и систематизировать представления о стратегиях и тактиках демагогического речевого воздействия, о специфике их изображения в художественном тексте.

Актуальность исследования обусловлена насущным характером проблемы речевой демагогии как в общественной, так и в частной сферах современной коммуникации, связана с необходимостью лингвистической квалификации речевого поведения языковой личности демагога. Она определяется дискуссионностью трактовки понятий манипуляция и демагогия, а также терминов лингвистической интерпретации речевого воздействия (iстратегия, тактика, коммуникативный ход и др.) — В большинстве исследований (В.З. Демьянков, О. С. Иссерс, В. И. Карасик, А. К. Михальская, К. Ф. Седов, С.А. Сухих) нередко наблюдается смешение или взаимоподмена этих понятий. Требует осмысления и собственно языковая специфика изображения и разоблачения речевой демагогии в идиостиле Ф. М. Достоевского. Исследование его творчества актуально не только в лексикологическом, но и в композиционно-синтаксическом аспектах.

Творчество Ф. М. Достоевского неоднократно становилось предметом разноаспектного филологического исследования (Н.Д. Арутюнова, М. М. Бахтин, М. М. Гиршман, Е. А. Иванчикова, Ю. Н. Караулов, В. Н. Топоров, Н. М. Чирков и др.), в том числе и в аспекте речевой демагогии. На лексическом уровне были проанализированы приемы создания речевых портретов персонажей-демагогов (JI.H. Чурилина, Е.М. Залогина). В собственно синтаксическом отношении внимание обращалось прежде всего на функциональный потенциал так называемых «излюбленных» синтаксических конструкций Ф. М. Достоевского (Е.А. Иванчикова). Однако до сих пор не был осуществлен анализ комплекса стратегий и тактик демагогического речевого воздействия, изображенных в художественной прозе писателя.

Объектом анализа являются художественные произведения Ф. М. Достоевского («Село Степанчиково и его обитатели», «Бесы», «Братья Карамазовы») как сфера изображения и разоблачения демагогического речевого воздействия. Предметом исследования выступают стратегии демагогического речевого воздействия, круг тактик и языковых средств, участвующих в их изображении.

Цель исследования — раскрыть специфику композиционно-синтаксического изображения стратегий и тактик демагогического речевого воздействия в названных произведениях Ф. М. Достоевского («Село Степанчиково и его обитатели», «Бесы», «Братья Карамазовы»), представить их классификацию и выявить приемы разоблачения демагогического речевого воздействия.

Цель определила необходимость решения следующих задач:

1) уточнение представлений о речевой демагогии, определение терминологического аппарата исследования {речевая стратегия, тактика, коммуникативный ход);

2) создание типологии демагогических стратегий и тактик, изображаемых Ф. М. Достоевским;

3) определение параметров текстовой зоны демагогического речевого воздействия в анализируемых произведениях Ф. М. Достоевского;

4) выявление тенденций использования языковых средств, участвующих в реализации демагогических стратегий в художественной прозе Ф. М. Достоевского.

Для решения поставленных задач в работе используются описательный, аналитический и сопоставительный методы.

Теоретическую базу диссертации составляют труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблеме речевого воздействия: собственно лингвистические (А.Н. Баранов, В. В. Дементьев, Т. В. Булыгина, А. Д. Шмелёв, Т.М. Николаева) — исследования риторики власти (Р. Барт, А. К. Михальская, А.П. Чудинов) и «лингвистики лжи» (X. Вайнрих, P.M. Блакар, А. Вежбицкая, П. Серио), а также работы, выполненные с позиций психологии, социологии, политологии (Э. Шостром, E.JT. Доценко, С.Г. Кара-Мурза, Г. Шиллер, Ю.А. Ермаков).

На защиту выносятся следующие положения:

1) В рассматриваемых произведениях Ф. М. Достоевского изображены стратегии демагогического речевого воздействия (ДРВ) и развертывающие их тактики: дискредитации объекта ДРВ (тактики оскорбления и обвинения), самопрезентации субъекта ДРВ (тактики самопохвалы, мнимого самоуничижения и имитации откровенности), управления речевой коммуникацией (тактики близости и отстранения адресата, мнимого комплимента, контроля над распределением инициативы), информирования объекта ДРВ (тактики инструктирования, болтовни и провоцирования), поиска информации субъектом ДРВ (тактика расспросов).

2) В качестве взаимообусловленных выступают стратегии дискредитации объекта ДРВ — самопрезентации субъекта ДРВ, информирования объекта ДРВ — поиска информации субъектом ДРВ. Наиболее широкое развертывание получают стратегии управления речевой коммуникацией (четыре тактики), самопрезентации (три тактики) и информирования объекта ДРВ (три тактики). Характер развертывания стратегий определяется замыслом произведений.

Ф.М. Достоевского и неповторимостью созданных им образов персонажей-демагогов.

3) Контаминация тактик в прозе Ф. М. Достоевского обнаруживает парадоксальность речевой демагогии: тактика оскорбления сочетается с тактикой мнимого самоуничижения, отстранения адресата — с тактикой близости, инструктирования — с тактикой болтовни. Наряду с безусловно демагогическими тактиками оскорбления, самопохвалы и провоцирования, композиционно-синтаксическое развертывание получают тактики, которые не имеют априорно демагогического характера, но приобретают его в ходе реализации стратегий ДРВ (тактики болтовни, инструктирования и расспросов). Набор тактик в художественной прозе Ф. М. Достоевского не является строго фиксированным, поскольку динамический характер речевой стратегии допускает различные способы её осуществления.

4) Художественная проза Ф. М. Достоевского отличается синкретизмом разоблачения и изображения ДРВ. Синкретичные текстовые зоны ДРВ с присущими им тенденциями монологического и диалогического развертывания дифференцируются на провоцирующие ситуации и ситуации словесного поединка. Наряду с текстовыми ситуациями, в которых изображение и разоблачение представлены синкретично, в исследованных произведениях Ф. М. Достоевского присутствуют фрагменты с доминирующей разоблачающей установкой.

5) Маркерами изображения текстовой зоны ДРВ выступают лексемы с концептуальным значением {ложь, истина, правда и др.), а также эксплицирующие целеустановку и характер речевого поведения персонажей-демагогов {прием, уловка, тактика, роль, актер, впиваться, подловить, нарочно и др.) — Внимание писателя к речевой демагогии выразилось в актуализации функционального потенциала служебных частей речи и вводных компонентов. Художественная значимость изображения демагогического речевого воздействия обусловила своеобразие композиционно-синтаксической аранжировки конструкций с прямой речью в произведениях Ф. М. Достоевского. Демагогическое противоречие между словом и делом раскрывается писателем при помощи пояснительных, присоединительных, сопоставительных и уступительных конструкций, функционирование которых обусловлено типом избираемой стратегии и тактики.

Научная новизна исследования связана прежде всего с предлагаемым стратегическим подходом к лингвистической интерпретации изображения демагогического речевого поведения персонажей Ф. М. Достоевского. Впервые' выявлен комплекс стратегий демагогического речевого воздействия и развертывающих их тактик, отражающих нравственное и художественное кредо писателявскрыта взаимообусловленность стратегий, качественные и количественные закономерности их тактической презентации, обоснована её вариативность, выявлены предпосылки контаминации тактик в художественной прозе Ф. М. Достоевского. Новизна исследования заключается также в определении тенденций монологического и диалогического развертывания тактик в зависимости от создаваемого писателем образа персонажа-демагога, от типа текстовой зоны демагогического речевого воздействия. Она связана с раскрытием влияния избираемых писателем стратегий и тактик на способ композиционно-синтаксического изображения речевого поведения его персонажей.

Теоретическая значимость работы связана с разграничением понятий манипуляция и демагогияс уточнением понимания речевой демагогиис определением терминологического аппарата исследования {речевая стратегия, тактика, коммуникативный ход)', с построением типологии демагогических стратегий и тактик, изображаемых Ф. М. Достоевскимс определением параметров текстовой зоны демагогического речевого воздействия в анализируемых произведенияхс выявлением закономерных тенденций использования языковых средств, участвующих в реализации демагогических стратегий в художественной прозе Ф. М. Достоевского. В ходе анализа получила подтверждение гипотеза развития приемов изображения и разоблачения речевой демагогии в художественной прозе писателя, в результате чего собственно лингвистическое обоснование получили представления об одной из важных сторон идиостиля Ф. М. Достоевского в целом.

Практическая значимость заключается в том, что полученные выводы и наблюдения могут быть использованы при разработке лекционных курсов «Стилистика», «Риторика», «Теория коммуникации», «История русского литературного языка», а также при проведении спецкурсов и спецсеминаров по этим дисциплинам.

Рекомендации по использованию результатов исследования. Основные положения исследования целесообразно применять в преподавании стилистики, синтаксиса современного русского языка, теории текста, а также на семинарских занятиях по этим дисциплинам.

Анализ проводился путем сплошной выборки из текстов повести «Село Степанчиково и его обитатели», романов «Бесы» и «Братья Карамазовы», а также глав «Дневника писателя», которые, вступая в мотивирующие отношения с художественными произведениями Ф. М. Достоевского, раскрывают систему нравственных ценностей писателя и его отношение к демагогии. Картотека содержит 830 примеров текстовых ситуаций демагогического речевого воздействия, объем которых варьируется от одного высказывания до нескольких содружеств высказываний.

Апробация результатов диссертационного исследования проводилась в форме выступлений на Герценовских чтениях (2004 г.), а также на заседаниях проблемной группы кафедры русского языка РГПУ им. А. И. Герцена (2004 г.). Основные положения и результаты исследования отражены в четырех публикациях, а также в выступлениях с докладами на международной научно-методической конференции «Русский язык и литература как отражение национально-культурного развития» (СПб., Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна, 2004) — на Всероссийских научных конференциях «Слово. Словарь. Словесность: экология языка (к 250-летию А.С. Шишкова)» (СПб., РГПУ им. А. И. Герцена, 2004), «Слово. Словарь. Словесность: социокультурные координаты (к 110-летию профессора Н.П. Гринковой)» (СПб., РГПУ им. А. И. Герцена, 2005).

Структура работы отражает ход исследования. Диссертация (общим объемом 225 страниц) состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и списка текстовых источников.

Основные выводы и материалы исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении идиостиля Ф. М. Достоевского, в анализе изображения демагогических стратегий и тактик в творчестве других писателей, в распознавании приемов речевой демагогии в сфере современной массовой коммуникации.

Опыт разоблачения и изображения демагогических стратегий и тактик в произведениях Ф. М. Достоевского представляет несомненный интерес не только для филологов, но и для политиков, журналистов и всех тех, чья публичная речь входит в круг их профессиональной деятельности.

Заключение

.

Настоящее исследование было посвящено анализу изображения стратегий и тактик демагогического речевого воздействия в произведениях Ф. М. Достоевского («Село Степанчиково и его обитатели», «Бесы», «Братья Карамазовы»). Оно было сопряжено с решением ряда актуальных проблем современной лингвистики, с определением терминологического аппарата, учитывающего достижения теории речевых актов, с осмыслением чужой речи в коммуникативно-синтаксическом аспекте.

Наиболее актуальными для анализа изображения демагогического речевого воздействия в произведениях Ф. М. Достоевского являются исследования, рассматривающие внутреннюю диалогичность идиостиля Достоевского, погружение писателя в сферу чужой речи, приемы динамической композиции, диалектику соотношения авторского и персонажного слова и др.

Опыт теории речевых актов оказался недостаточным для интерпретации художественного изображения речевой демагогии в целом и в прозе Ф. М. Достоевского в частности.

Речевая стратегия представляет собой планирование процесса коммуникации, определяющее её успешность. Способом реализации стратегии выступает тактика. Развертывание тактики происходит в серии коммуникативных ходов.

Обращение к произведениям Ф. М. Достоевского позволило углубить представления о разрушающем двунаправленном характере ДРВ, нацеленном как на жертву, так и на самого демагога. Художественная значимость изображения демагогического речевого воздействия в прозе Ф. М. Достоевского обусловила своеобразие композиционно-синтаксической аранжировки конструкций с прямой речью в его произведениях. Большую функциональную нагрузку приобретает расширение слов автора, которые играют разоблачающую роль: маркируют демагогический характер слов персонажа, опровергают их, свидетельствуют об успешности / неуспешности демагогической тактики. Имитируя полноценное речевое общение, демагоги нередко прибегают к средствам диалогизации (многочисленные обращения к присутствующим, организация вопросо-ответного комплекса и др.).

Речевая демагогия представляет собой целенаправленное деструктивное речевое воздействие на адресата, в основе которого лежит намеренное искажение событий и фактов, ступенчатая подача информации и элиминация отдельных информационных звеньев. Современный d лингвистический подход к речевой демагогии требует её стратегического и тактического осмысления.

Персонажами-демагогами Ф. М. Достоевского используются демагогические стратегии: дискредитации, самопрезентации, управления речевой коммуникацией, информирования, поиска информации. Стратегии демагогического речевого воздействия (дискредитации и самопрезентации, информирования и поиска информации) в прозе писателя отличаются взаимообусловленностью.

В идиостиле Ф. М. Достоевского контаминация демагогических тактик (оскорбления и мнимого самоуничижения, отстранения и близости адресата, инструктирования и болтовни) выражает установку писателя на обнаружение парадоксальности речевой демагогии. Контаминация тактик Ч демагогического речевого воздействия обусловлена их взаимодополняющим характером. Выявляются тенденции использования синтаксических, дейктических, служебных средств в развертывании тактик.

Изображение тактики мотивировано образом персонажей. В произведениях Ф. М. Достоевского представлены образы классического демагога (Фома Опискин), демагогов-шутов (капитан Лебядкин, Федор Павлович Карамазов, Липутин и др.), политического провокатора (Петр Верховенский). Вершиной эволюции этих образов становится демоническая фигура Николая Ставрогина.

Проанализированные произведения Ф. М. Достоевского отмечены синкретизмом изображения и разоблачения речевой демагогии в двух типах текстовых зон ДРВ: в провоцирующей ситуации (тенденция монологического развертывания) и ситуации словесного поединка (тенденция диалогического развертывания). Наряду с синкретичными текстовыми ситуациями, в его произведениях представлены фрагменты с доминирующей разоблачающей установкой.

Маркерами ДРВ в художественной прозе Ф. М. Достоевского выступают не только лексемы с концептуальным значением {ложь, истина, правда и др.), но и лексемы, эксплицирующие целеустановку и характер речевого поведения персонажей-демагогов. Демагогическое противоречие между словом и делом раскрывается писателем при помощи пояснительных, присоединительных, сопоставительных и уступительных конструкций. Внимание Ф. М. Достоевского к речевой демагогии выразилось в актуализации функционального потенциала служебных частей речи и вводных компонентов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Н. Когнитивные стратегии аргументативной речевой деятельности (на материале судебной речи). Автореф.. канд. филол. наук. -Барнаул, 2003. -21с.
  2. Ф.Б. Недиалогические конструкции с прямой речью и их функционирование в художественном тексте. Автореф.. канд. филол. наук.-Л., 1989.- 17с.
  3. Античные теории языка и стиля. М.-Л., 1936.
  4. Р.Г. Сила и насилие слова // Человек. 1997. № 5. С. 133−137.
  5. Н.Д. Некоторые типы диалогических реакций и «почему"-реплики в русском языке // НДВШ. Филологические науки. 1970. № 3. С.44−58.
  6. Н.Д. Феномен второй реплики, или о пользе спора // Логический анализ языка. Противоречивость и аномальность текста. М.: Наука, 1990. — С. 175−189.
  7. Н.Д. Стиль Достоевского в рамке русской картины мира // Поэтика. Стилистика. Язык и культура: памяти Т. Г. Винокур. М.: Наука, 1996.-С. 61−87.
  8. А.Н., Крейдлин Г. Е. Иллокутивное вынуждение в структуре диалога // Вопросы языкознания 1992. № 3. С.84−99.
  9. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. — 424с.
  10. P.M. Язык как инструмент социальной власти // Язык и моделирование социального взаимодействия. М., 1987. — С.88−120.
  11. В.В. Речевое общение. Прагматические и семантические аспекты. -Л., 1990.-88 с.
  12. Д. Истина проблема лингвистическая // Язык и моделирование социального взаимодействия. — М.: Прогресс. 1987. — С.23−43.
  13. Н.С. Функционирование глаголов говорения в конструкциях с прямой речью // Классы глаголов в функциональном аспекте. Свердловск: УрГУ, 1986. -С.53−60.
  14. М. Два образа веры. М.: Республика, 1995. — 464 с.
  15. Т.В., Шмелёв А. Д. Оценочные речевые акты извне и изнутри // Логический анализ языка. Язык речевых действий. М.: Наука, 1994. — С.51−70.
  16. Т.В., Шмелёв А. Д. «Правда факта» и «правда больших откровений» // Логический анализ языка. Истина и истинность в культуре и языке. -М.: Наука, 1995. -С. 126−133.
  17. Т.В., Шмелёв А. Д. Языковая концептуализация мира. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. — 576с.
  18. Т.В., Шмелёв А. Д. Грамматика позора // Логический анализ языка. Языки этики. М.: Языки русской культуры, 2000. — С.216−234.
  19. О.В. Высказывания со значением отказа: семантико-прагматический и когнитивный аспекты. Автореф.. канд. филол. наук. -Барнаул, 2004. с. 20.
  20. Фр. Новый Органон // Бэкон Фр. Соч. в 2 т. Т.2. М.: Мысль. 1977.
  21. Бэлнеп Роберт Л. Структура «Братьев Карамазовых». СПб.: Академический проект, 1997. — 144 с.
  22. X. Лингвистика лжи // Язык и моделирование социального взаимодействия. М., Прогресс. 1987. — С. 47−83.
  23. А. Метатекст в тексте // НЗЛ: Вып.8. Лингвистика текста. М.: Прогресс, 1978. — С.402−421.
  24. А. Речевые жанры // Жанры речи. Саратов, 1997. С.99−110.
  25. Е.М., Ротмайр Р., Ройтер Т. Речевые тактики «призыва к откровенности» // Вопросы языкознания, 1992. № 6. С. 83−90.
  26. В.Е. Поэтика романа «Братья Карамазовы». Л.: Наука, 1977. -200с.
  27. В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. — М.: Изд-во АН СССР, 1963.-255с.
  28. В.В. О теории художественной речи. М.: Высшая школа, 1971. -240 с.
  29. В.В. Поэтика и риторика // О языке художественной прозы. Избранные труды. М.: Наука, 1980. — С.98−175.
  30. Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. -РАН, Ин-т русского языка, М.: Наука, 1993. — 171с.
  31. И.Л. Последний год Достоевского. М.: Известия, 1990. — 656с.
  32. А.А. Курс русской риторики М.: Изд-во Храма св. мученицы Татианы, 2001.-474с.
  33. М.М. Совмещение противоположностей // Типология стилевого развития XIX века. М.: Наука, 1977. С.208−229.
  34. О.Я., Надеина Т. М. Основы речевой коммуникации. М.: ИНФРА-М, 1997.-272 с.
  35. И.Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики. М.: Лабиринт, 1998. -256 с.
  36. Е.В. Газета в аспекте речевого воздействия на личность. Автореф.. канд. филол. наук. Екатеринбург, 2004. — 21 с.
  37. Г. П. Логика и речевое общение // НЗЛ. Вып. 16. Лингвистическая прагматика. -М.: Прогресс, 1985. С.217−237.
  38. И.И. Коммуникативные стратегии и тактики речевого поведения в конфликтной ситуации общения. Автореф.. канд. филол. наук. Орёл, 2004. — 19 с.
  39. А.А. Моральная демагогия как форма апологии насилия // Вопросы философии. 1995. № 5.С.5−12.
  40. Г. Ч. Ложь как состояние сознания // Вопросы философии. 1989. № 11. С. 65−68.
  41. Дейк ван Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. М.: Прогресс, 1989. — 310с.
  42. В.В. Непрямая коммуникация и её жанры. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2000. — 248с.
  43. С. Под флагом искренности (лицемерие и лесть как специфические явления речевого жанра «притворство») // Жанры речи. Вып.2. Саратов, 1999. С.203−213.
  44. E.JI. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. -СПб.: Речь, 2003.-304 с.
  45. Е.А. Синтаксис художественной прозы Достоевского. М.: Наука, 1979.-288с.
  46. Е.А. Рассказчик в повествовательной структуре произведений Достоевского // Достоевский: материалы и исследования. СПб., 1994. Т.Н. С.41−50.
  47. Е.А. Как говорят герои Достоевского // Поэтика. Стилистика. Язык и культура: памяти Т. Г. Винокур. М.: Наука, 1996. — С.90−97.
  48. С.Г. Сложноподчиненные предложения с придаточными, присоединяемыми к главному союзом если в современном русском языке //
  49. Русистика. Избранные труды. СПб.:Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. -С.225−281.
  50. С.Г. Синтаксические единицы в тексте // Русистика. Избранные труды. СПб.:Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. — С.389−461.
  51. Имплицитность в языке и речи. М.: Языки русской культуры, 1999. -200 с.
  52. О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М.: Эдиториал УРСС, 2003. — 284 с.
  53. В.И. Социальный статус человека в лингвистическом аспекте // «Я», «субъект», «индивид» в парадигмах современного языкознания. М., 1992. -С.47−85.
  54. Ю.Н. Русская идея, русская речь и идиостиль Достоевского // Язык как творчество: Сб. статей к 70-летию В. П. Григорьева. М., ИРЯ РАН, 1996. — С.237−242.
  55. Ю.Н., Гинзбург E.JI. Язык и мысль Достоевского в словарном отображении // Словарь языка Достоевского. Вып.1. М., 2001.
  56. Л.Г. Авторская речевая сфера в смысловой структуре образа Алёши Карамазова в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Автореф.. канд. филол. наук. Л., 1988 — 18с.
  57. И.М. «Теория речевых актов» как один из вариантов теории речевой деятельности // НЗЛ: Вып. 17. Теория речевых актов. М.: Прогресс, 1986.-С.7−21.
  58. И.М., Лауфер Н. И. Интерпретирующие речевые акты // Логический анализ языка. Язык речевых действий. М., 1994. — С.61−69.
  59. Г. А. Три парадигмы в психологии три стратегии психологического воздействия // Вопросы психологии. 1987. № 3. С. 41- 46.
  60. А.Ф. Воспоминания о писателях. -М.: Правда, 1989. 656с.
  61. И.И. Политическая мифология: вечность и современность // Вопросы философии. 1999. № 1. С.3−17.
  62. А.Б. Исповедь подпольного человека. К антропологии Ф. М. Достоевского. М.: МАКС Пресс, 2001. — 372с.
  63. Л.Г. Заметки к философии поступка у Достоевского (на материале романа «Братья Карамазовы») // Вопросы философии. 1999. № 1. с. 65−76.
  64. Н.А. Тоталитарный язык: Словарь и речевые реакции. -Екатеринбург-Пермь: ЗУУНЦ, 1995. -143 с.
  65. Н.А. Идеологические процессы и проблемы новой русской риторики // Лики языка. К 45-летию научной деятельности Е. А. Земской. -М.: Наследие, 1998.-С.212−222.
  66. Ю.И. О семиотике искажения истины // Избранные труды. Поэтика. Семиотика. -М., 1998.|С.595−605.
  67. Д.С. Небрежение словом у Достоевского // Достоевский. Материалы и исследования. Л., Наука, 1976. Вып.2. С.30−41.
  68. А.В. Вопросительное предложение и вопросно-ответный комплекс во внутренней речи персонажа художественного реалистического произведения. Автореф.. канд. филол. наук. СПб., 1992. — 18с.
  69. М.Л. Основы теории дискурса. М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. -280с.
  70. Н.В. «Чужая речь» как коммуникативная стратегия. М.: Изд-во РГГУ, 2005.-317с.
  71. О.А. Группа речевого сопровождения как элемент высказывания и текста. Автореф.. канд. филол. наук. Томск, 1999. — 19с.
  72. Т.В. Управление собеседником в диалогическом речевом общении // Проблемы речевой коммуникации. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004. -Вып.4. Власть и речь. — С. 152−165.
  73. М.К. Прямая речь в художественной прозе. Ростов-на Дону, Кн. изд., 1958.-240с.
  74. С.А. Полемика диспут — дискуссия — М.: Знание, 1990. — 63с.
  75. А.К. Русский Сократ. Лекции по сравнительно-исторической риторике. -М.: Изд. Центр «Академия», 1996. 189 с.
  76. А.К. Основы риторики. Мысль и слово. М.: Просвещение, 1996.-416 с.
  77. Н.А. Коммуникативные типы предложений-высказываний в художественном драматическом тексте (на материале пьес А.П. Чехова): Автореф.. канд. филол. наук. — СПб., 1996. -23с.
  78. Т. Тема казуистики, а романе «Братья Карамазовы» // Достоевский в конце XX века: Сб. статей/ Сост. Степанян К. А. М.: Классика плюс, 1996. — С.289−297.
  79. Н.В. Язык конфликта. М., ТЕРМИКА, 2004.
  80. К.Г. Искусство спора: логико-психологические аспекты М.: Знание, 1988. -61с.
  81. Е.В. Высказывание и его соотнесённость с действительностью. -М.: Наука, 1985.-271с.
  82. В.Н. Уловки в спорах и их нейтрализация М.: Рос. пед. агентство, 1996.-43с.
  83. JI. Фигура умолчания в политическом дискурсе // Логический анализ языка. Языки этики. М., 2000. — С.306−312.
  84. С.А. Спор. О теории и практике спора // Вопросы философии. -1990. № 2.
  85. Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. М.: Наука, 1990. -135 с.
  86. А.П. Советская словесная культура: образ ритора. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2000. — 210с.
  87. Русский язык в его функционировании. Коммуникативно-прагматический аспект. М.: Наука, 1993. — 220с.
  88. Русская грамматика в 2-х т. Т.2: Синтаксис М.: Наука, 1980. — 709с.
  89. Н.Н. Структура и функции вопросительных предложений (типа русских вопросов со словом «как»), Автореф.. канд. филол. наук. -М., 1989.-25с.
  90. В.З. Русский язык в зеркале языковой игры. М.: «Языки русской культуры», 1999. — 544с.
  91. В.И. Полуправда // Вопросы философии. 1990, № 6. С. 54- 61.
  92. К.Ф. Внутрижанровые стратегии речевого поведения: «ссора», «комплимент», «колкость» // Жанры речи. Саратов, 1997. — С. 188−193.
  93. Ю.И. Многоголосие стилевой системы // Типология стилевого развития XIX века. -М.: Наука, 1977. С. 168−207.
  94. И.В., Карасик В. И. Псевдоаргументация: некотрые виды речевых манипуляций // Речевое общение и аргументация. СПб., «Экополис и культура», 1993. Вып.1. С.30−38.
  95. П. Русский язык и анализ современного политического дискурса: анализ номинализаций // Квадратура смысла. М., 1999.
  96. Дж. Р. Что такое речевой акт? // H3JI: Вып. 17. Теория речевых актов. -М.: Прогресс, 1986. С. 151−169.
  97. А.П. Язык насилия в современной российской прессе // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения. Научно-методический бюллетень. Красноярск — Ачинск, 1997. Вып.2.С. 10−15.
  98. А.К. О некоторых общих вопросах диалога // Вопросы языкознания, 1965, № 6. С.103−110.
  99. M.JI. Взаимодействие трагического и комического в поэтике Ф.М. Достоевского (романе «Бесы», «Братья Карамазовы»). Автореф.. канд. филол. наук. -М., 1987. — 16 с.
  100. А. Диалогизация и способы её реализации в различных речевых сферах современного русского языка. Автореф.. канд. филол. наук.-СПб., 1993.-34 с.
  101. С.А. Речевые интеракции и стратегии // Языковое общение и его единицы. Калинин, Калининск. гор. ун-т, 1986. — С.71−77.
  102. А.К. Парадоксы науки. М.: Молодая гвардия, 1980. — 239 с.
  103. Речевое воздействие: психологические и психолингвистические проблемы. М.: РАН, Ин-т языкознания, 1986. — 247 с.
  104. И.П. Структура личности коммуниканта и речевого воздействия // Вопросы языкознания. 1993. № 5. С. 70−82.
  105. Техника дезинформации и обмана. М.: Мысль, 1978. — 246 с.
  106. Т.А. Косвенные оценочные высказывания: способы выражения и интерпретации их адресатом //Актуализация семантико-прагматического потенциала языкового знака. Новосибирск: изд-во НГПУ, 1996. -С.79−89.
  107. Д.Э. «Братья Карамазовы» и поэтика памяти. СПб.: Академический проект, 2000. — 344 с.
  108. В.Н. О структуре романа Достоевского в связи с архаичными схемами мифологического мышления // Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. — М.: Издательская группа «Прогресс» «Культура», 1995. С. 193−258.
  109. И.В. О разграничении понятий: речевой акт, речевой жанр, речевая стратегия, речевая тактика // Филологические науки. 2001. № 3. С.56−65.
  110. М.Ю. Исследование средств речевого воздействия и теория жанров речи // Жанры речи. Саратов, 1997. — С.67−85.
  111. JI.JI. Типология речевого воздействия и его место в структуре общения // Вопросы языкознания. — 1991. № 6. С. 46−50.
  112. Ф. Основы, развитие и перспективы анализа диалога // Вопросы языкознания. 1998. № 2. С. 38−50.
  113. Человеческий фактор в языке. Коммуникация, модальность, дейксис / Отв. ред. Т.В. Булыгина- М.: Наука, 1992. 281 с.
  114. Н.М. О стиле Достоевского. М.: Изд-во АН СССР, 1963. — 187с.
  115. Н.И. Репрезентация диалога в художественном прозаическом тексте (на материале романов И. А. Гончарова «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв»). Автореф.. канд. филол. наук. СПб., 1992. — 19с.
  116. А.П. Умение убеждать: практическая риторика. Екатеринбург, 1996.
  117. Г. М. Синтаксис конструкций с чужой речью. Киев: Вища школа, 1975. — 220 с.
  118. JI.H. Лексическая структура художественного текста: принципы антропоцентрического исследования. СПб., 2002.
  119. Л.Н. Антропоцентризм художественного текста как принцип организации его лексической структуры: Автореф. доктора филол. наук. -СПб., 2003.-39 с.
  120. Н.Ю. К изучению русской диалогической речи. Реплики-повторы // Вопросы языкознания. — 1956. № 2. С.67−82.
  121. Г. Манипуляторы сознанием. М.: Мысль, 1980. — 326 с.
  122. А.Д. Парадокс самофальсификации // Логический анализ языка. Противоречивость и аномальность текста. М.: Наука, 1990. — С. 83−94.
  123. Э. Анти-Карнеги. Минск, Попурри, 2004. — 400 с.
  124. Г. К. Иван Карамазов русский Фауст // Достоевский в конце XX века: Сб. статей / Сост. Степанян К. А. — М.: Классика плюс, 1996. -С.298−329.
  125. Т.Е. Коммуникативные стратегии русской речи. М.: Языки славянской культуры, 2001. — 384с.
  126. Словари и справочные пособия
  127. ИЭССРЯ Историко-этимологический словарь современного русского языка в 2-х т. — М., 1994. — Т.2
  128. СРЯ Ожегов С. И. Словарь русского языка. — Екатеринбург, «Урал -Советы», 1994.
  129. ССИС Современный словарь иностранных слов. — СПб., «Дуэт», 1994.
  130. СЭС Современный энциклопедический словарь. -М., 1986.
  131. СЯД Словарь языка Достоевского. Лексический строй идиолекта. Выпуск 1 / РАН. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова — М.: Азбуковник, 2001.
  132. Longman Dictionary Of Contemporary English. L., 1995.
  133. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х т. М.: Рус. яз., 2002.
  134. Ф.М. Достоевский. Собрание сочинений в 15 томах. Л.: «Наука», Ленинградское отделение. — 1988−1996.
  135. Ф.М. Достоевский. Дневник писателя / Сост. В. Н. Бунин. СПб., Лениздат, 2001.-735с.
Заполнить форму текущей работой