Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Общеучебные умения как основа формирования ключевых компетенций учащихся среднего профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе выступлений на региональной научно-практической конференции «Образование в 21 веке: проблема целостности и непрерывности» (март 2001 г.), на межвузовской научно-практической конференции «Воспитательный процесс в высшей школе России» (апрель 2001 года, г. Новосибирск) — на межрегиональной научной практической конференции… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Формирование общеучебных умений как актуальная проблема современного профессионального образования
    • 1. 1. Компетенции в образовании: современный подход
    • 1. 2. Проблема формирования общеучебных умений в современной психолого-педагогической и методической литературе
    • 1. 3. Теория поэтапного формирования умственных действий как методологическая основа овладения общеучебными умениями
    • 1. 4. Общеучебные умения как элемент содержания образования
    • 1. 5. Комплекс общеучебных умений как основа ключевых компетенций, способствующий эффективности учебного процесса в речном училище
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Методика формирования общеучебных умений учащихся как основы ключевых компетенций учащихся в среднем профессиональном образовании
    • 2. 1. Методические особенности формирования общеучебных умений как основы ключевых компетенций в профильных классах речного училища
    • 2. 2. Методика формирования общеучебных умений как основы ключевых компетенций учащихся СПО на предметах судоводительского цикла
  • Выводы по второй главе
  • Глава 3. Содержание и организация экспериментальной работы по формированию общеучебных умений
    • 3. 1. Сущность и этапы экспериментальной работы
    • 3. 2. Анализ результатов экспериментальной работы
  • Выводы по третьей главе

Общеучебные умения как основа формирования ключевых компетенций учащихся среднего профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В современных социально-экономических условиях, для которых характерно повышение технического уровня производства, автоматизация и информация всех сфер человеческой деятельности, возникли и сформировались новые требования к подготовке специалистов среднего звена. От выпускников учреждений среднего профессионального образования сегодня требуются умения организационно-управленческого характера, планирование и организация работ, выбор оптимальных решений в условиях нестандартных ситуаций и принятие ответственности за избранное решение, умение общаться с подчиненными и коллегами и пр. Кроме того, специалист среднего звена должен быть инициативным, конкурентоспособным, готовым к профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Среднее профессиональное образование в современных условиях является образовательным уровнем подготовки кадров, ориентированным на широкий круг обучающихся. На рынке труда 31% трудоспособного населения России составляют специалисты именно этого уровня.

Выполнение социального заказа потребовало дальнейшего развития профессионального образования в последние годы, и, в частности, перехода от формирования знаний, умений и навыков у обучающихся к овладению ими определенными компетенциями. В исследовании в качестве рабочего принято определение: компетенция — это подтверэ/сденная способность использовать знания и умения для достижения успеха в учебной и профессиональной деятельности.

Проблема профессиональной подготовки специалиста всегда была в центре внимания ученых, остается она актуальной и сегодня. Различные авторы обстоятельно анализируют содержание общего и профессионального образования, его реформирование, особенности подготовки компетентных специалистов. Так, М. М. Поташник раскрывает происшедшие изменения в определении сущности образованияВ.М. Зуев указывает на одну из задач профессионального образования — формирование свойств личности как работника. Э. Д. Днепров, A.M. Новиков называют основные принципы реформирования общего и профессионального образования. Е. Я. Коган, А. А. Пинский, Г. К. Селевко, И. Д. Фрумин, Б. Д. Эльконин раскрывают одно из направлений профессионального образования — компетентностный подход, означающий постепенный переход образовательной парадигмы на овладение комплексом компетенций. (Г.К. Селевко). Анализ работ по проблеме компетенций (Э.Ф. Зеер, A.B. Хуторской, В. И. Байденко, И. А. Зимняя и др.), позволяет из всего многообразия видов компетенций выделить наиболее существенные для профессионального образования: профессиональные, предметные и ключевые. Под ключевыми компетенциями традиционно принято понимать необходимые качества личности, обеспечивающие выпускникам СПО профессиональную мобильность, защищенность и адаптивность на рынке труда. В качестве основы для формирования ключевых компетенций в нашем исследовании определяются общеучебные умения, способствующие решению многих актуальных проблем образования. Понятие «общеучебные умения» трактуются педагогами — исследователями и методистами по-разному. В нашей работе мы придерживаемся следующего определения: общеучебные умения — это умения учебной деятельности, обладающие свойством широкого переноса действия на все учебные предметы и необходимые для решения учебно-познавательных и профессиональных задач.

В педагогической науке исследование общеучебных умений осуществлялось преимущественно в теоретико-методологическом плане. П. П. Блонский, К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий полагали, что успешная учебная деятельность учащихся невозможна без целенаправленной работы по формированию общеучебных умений. В. А. Сухомлинский определял необходимый перечень общеучебных умений для каждого ученика. Отдельные виды общеучебных умений и методику их формирования рассматривали.

Д.В.Воровщиков, И, И. Кулибаба, Г. К. Селевко, Д. В. Татьянченко, A.B. Усова и др.

Вместе с тем, уделяя основное внимание решению проблемы на уровне школьного образования, исследователи практически не затрагивают проблемы разработки методики формирования общеучебных умений, учитывающей специфику каждой специальности СПО, и включающей определение содержания, методов, средств и форм организации учебного процесса. Совершенно очевидно, что в зависимости от специализации профессионального образовательного учреждения перечень необходимых общеучебных умений может варьироваться, и, следовательно, будет меняться и методика их формирования. В нашем исследовании учитывалась специфика профессионального образования СПО, готовящего техников-судоводителей. Таким образом, на основании анализа педагогических и научно-методических исследований, а также практики работы СПО, можно говорить о существовании объективных противоречий между:

• разработанностью в педагогике общих теоретических подходов к решению проблемы формирования общеучебных умений у обучающихся и отсутствием конкретных методик для учащихся СПО, в том числе и для судоводительской специальности;

• потребностями рынка труда в подготовке компетентных специалистов и недостаточной разработанностью проблемы овладения ими ключевыми компетенциями, определяемыми уровнем сформированное&tradeобщеучебных умений.

Необходимость разрешения данных противоречий определила актуальность исследования и обусловила выбор темы: «Общеучебные умения как основа формирования ключевых компетенций учащихся среднего профессионального образования».

Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка методики формирования общеучебных умений как основы ключевых компетенций учащихся в процессе профессионального образования.

Объект исследования: общеучебные умения как основа формирования ключевых компетенций учащихся.

Предмет исследования: формирование общеучебных умений учащихся учреждений среднего профессионального образования в учебном процессе.

Исходя из поставленной цели, объекта и предмета исследования, на основе анализа нормативных документов, психолого-педагогической и научно-методической литературы, а также анализа опыта работы СПО, была сформулирована гипотеза исследования: формирование общеучебных умений учащихся среднего профессионального образования обеспечивает успешную учебную деятельность в процессе обучения и профессиональное становление компетентных выпускников при реализации следующих условий: определение комплекса общеучебных умений, необходимых будущим специалистам, учитывающего профессиональную направленность учебного заведенияреализация непрерывности и преемственности формирования общеучебных умений учащихся на первой (в профильных училищах) и второй ступенях обучения в СПОразработка методики формирования общеучебных умений как основы ключевых компетенций в среднем профессиональном образовании;

Для достижения цели и проверки гипотезы исследования предполагалось решить следующие задачи:

1. Провести психолого-педагогический и методический анализ проблемы целей образования в СПО, роли формирования компетенций личности в реализации этих целей.

2. Определить связь современных требований к подготовке компетентного специалиста с проблемой формирования общеучебных умений в системе среднего профессионального образования.

3. Обосновать взаимосвязь общеучебных умений и содержания профессионального образования.

4. Разработать модель формирования общеучебных умений как основы ключевых компетенций будущего специалиста.

5. Изучить особенности и определить методические условия формирования общеучебных умений учащихся.

6. Экспериментально проверить и подтвердить эффективность предложенных модели и методики формирования общеучебных умений учащихся СПО в процессе внеурочной и учебной деятельности.

Для решения поставленных задач в исследовании использовались следующие методы: теоретические — изучение и анализ философской, психолого-педагогической, методологической, методической литературы, нормативных документовстатистические методы обработки и обобщения результатов исследованияэмпирические — наблюдение, собеседование, анкетирование, тестирование, анализ письменных и устных ответов учащихся, эксперимент: констатирующий, поисковый и формирующий.

Методологической основой исследования являются:

— концепции демократизации и гуманизации профессионального образования (Э.Д. Днепров, В. М. Зуев, A.M. Новиков и др.);

— компетентностный подход (В.В.Байденко, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Е. Я. Коган, A.A. Пинский, Г. К. Селевко, А. В. Хуторской, И. Д. Фрумин, Б.Д.Эльконин);

— концепции личностно-ориентированного образования (B.C. Ильин, М. С. Каган, В. В. Краевский, B.C. Леднев, И.Я. Лернер);

— теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).

Организация исследования. Базой проводимого исследования стали образовательные учреждения — Осетровское речное училище, МОУ СОШ № 2, ПУ -61, МОУ Лицей г. Усть-Кута Иркутской обл.

Исследование проводилось поэтапно:

На первом этапе (2000;2001 гг.) проводился анализ научной литературы по исследуемой проблеме, необходимой для получения информации о сущности общеучебных умений как основы формирования ключевых компетенций учащихся. Была определена проблема исследования, обоснованы цель, задачи, рабочая гипотеза исследования. Одновременно в процессе опытной работы с учащимися профильных классов Осетровского училища, будущими судоводителями, накапливался эмпирический материал, проводился его теоретический анализ. Разработан комплекс общеучебных умений, необходимых будущим техникам — судоводителям.

На втором этапе (2002;2003 гг.) в процессе экспериментальной работы проводилось уточнение гипотезы, целей, задач исследования, разрабатывались и экспериментально апробировались модель подготовки компетентного специалиста и методика формирования общеучебных умений как основы ключевых компетенций учащихся.

На третьем этапе (2004;2006 гг.) осуществлялись обработка и систематизация результатов исследования, уточнение теоретических и экспериментальных выводов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

— определен комплекс общеучебных умений учащихся, включающий учебно-организационные умения, учебно-интеллектуальные умения, учебно-информационные умения, учебно-коммуникативные умения и учебно-рефлексивные умения;

— определены методические условия формирования общеучебных умений учащихся, к числу которых относятся: разработка программы спецкурса «Культура учебного труда» с целью формирования общеучебных умений учащихся профильных классовзакрепление сформированных общеучебных умений в процессе изучения общеобразовательных дисциплинработа по формированию общеучебных умений в процессе профессиональной подготовки учащихся на второй ступени образования;

— разработана методика развития и дальнейшего формирования общеучебных умений как основы ключевых компетенций учащихся в среднем профессиональном образовании, включающая содержание, методы, формы и средства обучения.

Практическая значимость исследования:

— разработана модель формирования компетентного специалиста в процессе формирования общеучебных умений как основы ключевых компетенций;

— разработаны программа специального курса «Культура учебного труда» и методическое обеспечение программы, способствующие формированию общеучебных умений учащихся профильных классов;

— разработан комплекс заданий, включающий учебные игры, рефлексивные приемы и упражнения, игры-тренинги и пр., необходимый для формирования общеучебных умений учащихся на предметах судоводительского цикла.

На защиту выносятся:

1. Обоснование необходимости формирования общеучебных умений, способствующих овладению будущими техниками-судоводителями ключевыми компетенциями, необходимыми для их профессиональной подготовки;

2. Методические условия формирования общеучебных умений учащихся СПО в учебном процессе и во внеурочной деятельности.

3. Методика формирования общеучебных умений как основы ключевых компетенций учащихся в профильных классах и на второй ступени среднего профессионального образования.

Достоверность результатов исследования обусловлена методологической обоснованностью исходных позиций, теоретических положений, целостным подходом к решению поставленной проблемы, использованием совокупности методов исследования, адекватных его задачам и логике, организацией экспериментальной работы с различными группами учащихся.

Экспериментальная база исследования включала из учащихся профильных классов и курсантов 1−3 курсов отделения «Судовождение на внутренних водных путях» Осетровского речного училища, учащихся первого курса ПУ — 61, учащихся 9-х классов МОУ СОШ № 2, учащихся первого курса МОУ лицея. Охват респондентов — 320 человек. В эксперименте, кроме автора исследования, принимали участие преподаватели со стажем от 3 до 25 лет. Результаты эксперимента проверялись и уточнялись в процессе наблюдения за деятельностью преподавателей и учащихся на занятиях, с помощью анализа письменных и устных ответов учащихся при обработке того или иного общеучебного умения, при проведении спецкурса «Культура учебного труда» В ходе исследования было проанализировано 382 учебные работы, проанкетировано 320 учащихся.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе выступлений на региональной научно-практической конференции «Образование в 21 веке: проблема целостности и непрерывности» (март 2001 г.), на межвузовской научно-практической конференции «Воспитательный процесс в высшей школе России» (апрель 2001 года, г. Новосибирск) — на межрегиональной научной практической конференции по проблеме «Обеспечение процесса становления профессиональной компетентности учащихся с позиции личностно-ориентированного подхода» (декабрь 2001 года, г. Иркутск) — на научно-практической конференции «Роль науки и образования в решении проблем водного транспорта» (март 2003 года, г. Красноярск). Вопросы теории и практики формирования общеучебных умений как основы ключевых компетенций учащихся обсуждались на методических семинарах, педагогических чтениях, также в ходе проведения открытых уроков для преподавателей училища и школ г. Усть-Кута, в семи публикациях автора по теме исследования.

Структура диссертации: Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, приложений и списка литературы, включающего 128 наименований. Общий объем диссертации составляет 202 страницы, основной текст диссертации 156 страниц. Работа включает 8 таблиц, 3 схемы, 4 гистограммы и 15 приложений.

Выводы по третьей главе.

1. Педагогический эксперимент позволил выявить актуальность проблемы формирования общеучебных умений учащихся, подтвердил эффективность целенаправленного формирования общеучебных умений учащихся профильных классов в процессе проведения специального курса «Культура учебного труда», уроков по общеобразовательным предметам и в процессе учебной деятельности учащихся на второй ступени образования при усвоении знаний по дисциплинам судоводительского цикла.

2. В исследовании мы выделили три уровня сформированности общеучебных умений: высокий, средний и низкий. Выделенные уровни явились не только ориентиром в постановке целей формирования общеучебных умений учащихся, но и в отборе дидактических средств и методов.

3. Для проверки уровня сформированности общеучебных умений учащихся на констатирующем и формирующем этапах эксперимента применялся математический анализ по определению параметрического I — критерия Стьюдента. Он показал достоверность полученных результатов и подтвердил эффективность предложенной нами методики формирования общеучебных умений как основы ключевых компетенций учащихся.

4. Самостоятельное комплектование портфолио позволило осуществить учащимся рефлексию своих достижений в формировании общеучебных умений. Оценивание портфолио проводилось с помощью качественных критериев оценки.

5. Проведенное экспериментальное исследование подтвердило эффективность разработанной методики, учитывающей непрерывность и преемственность формирования общеучебных умений учащихся среднего профессионального образования и обеспечивающей успешную учебную деятельность в процессе обучения и профессиональное становление компетентных выпускников — судоводителей.

Заключение

.

В результате проведенного теоретического и экспериментального исследования в соответствии с целью и поставленными задачами получены следующие основные результаты.

1. На основании анализа психолого-педагогической, научно-методической литературы, нормативных документов, а также анализа практики работы СПО определены основные тенденции развития профессионального образованияустановлена взаимосвязь современных требований к подготовке компетентного специалиста с проблемой формирования общеучебных умений в системе среднего профессионального образования.

2. Теоретически обосновано положение о том, что формирование общеучебных умений в процессе профессионального образования является основой для овладения учащимися ключевыми компетенциями.

3. Психолого-педагогический и научно-методический анализ позволил рассматривать общеучебные умения как обязательный компонент содержания профессионального образования и определить их роль и значение в учебном процессе.

4. Анализ требований квалификационной характеристики специалиста со средним специальным образованием по специальности 2407 «Судовождение на внутренних водных путях и в прибрежном плавании», а также результаты опроса работодателей позволили выделить общеучебные умения и ключевые компетенции, приоритетные в подготовке выпускника-судоводителя.

5. Разработана модель формирования общеучебных умений как основы ключевых компетенций будущего специалиста.

6. Определены методические условия формирования общеучебных умений как основы ключевых компетенций учащихся профильных классах училища, включающие разработку программы и содержания специального курса «Культура учебного труда», разработку учебных материалов для использования и дальнейшего развития сформированных общеучебных умений в конкретной учебной деятельности учащихся профильных классов. Разработано учебно-методическое обеспечение, необходимое для процесса формирования общеучебных умений учащихся.

7. Для соблюдения преемственности и непрерывности в формировании общеучебных умений на второй ступени обучения была разработана соответствующая методика, в соответствие с которой продолжалось формирование общеучебных умений учащихся и овладение ими ключевыми компетенциями в процессе учебной и внеурочной деятельности.

8. Проведенный педагогический эксперимент показал, что предложенная модель и соответствующая ей методика формирования общеучебных умений как основы ключевых компетенций учащихся обеспечивает успешную учебную деятельность в процессе обучения и профессиональное становление компетентных выпускников.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Н. Ануфриева Т.Д. и другие. Общение. Пособие для учащихся. Иркутск 2002. — 60 с.
  2. А. Н. Ануфриева Т.Д. и другие. Общение. Сборник упражнений. Иркутск 2002. 47 с.
  3. Альманах психологических тестов. М.: «КСП», 1996. — 400 с.
  4. В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. -2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий. 2000. — 608 с.
  5. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. -208 с.
  6. В.И. Компетенции в профессиональном образовании. (К освоению компетентностного подхода). // Высшее образование в России, 2004.-№ 4.-С. 3−14.
  7. В.И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России // 2004. -№ 11.-С. 3−13.
  8. Бим-Бад Б. М. Астропологическое основание теории и практики современного образования М.: РОУ, 1994. — 37 с.
  9. П.П. Избранные педагогические произведения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-695 с.
  10. В.Г. Современная дидактика: теория практике / под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. — М.- ИТО МИО, 1994. — 288 с.
  11. В.А. В.В. Сериков. Компетентностная модель: от идеи к образовательной парадигме. // Педагогика // 2003. № 10. — С. 8−14.
  12. Л.П. Игры на уроке истории. Изд — во Владос — Пресс., 2001.-159 с.
  13. Н.Е. Рефлексия как элемент содержания физического образования. // Наука и школа, 2000. № 6. — С. 2 -27.
  14. Н.Е. Изучение гносеологических основ науки в школьном курсе физики. М.: Прометей, 2001. 180 с. 15 182 124,25,2627,28,
  15. Н.Е., Глазунов А. Т. Формирование учебных навыков учащихся профшкол. М.: Издательский центр АПО, 2000. 39 с. Важеевская Н. Е., Глазунов А. Т. Учись учиться. Пособие для учащихся. -М.: Издательский центр АПО, 2000. — 68 с.
  16. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. // Психологическая наука в СССР. М.: Изд — во АПН РСФСР, 1959.-T.l-c.
  17. Г. Ф. Лекции по теории философии. Спб- Наука, 1994. Глазунов А. Т., Дектяренко Л. Ю. Учись учиться. Рабочая тетрадь для учащихся. Издательский центр Академии профессионального образования. -М. 2000.-71 с.
  18. Т.Е. Подготовка будущих учителей к формированию общеучебных умений у младших школьников. // Педагогика // 2004. № 8. — С. 57−63.
  19. Э.Д. Четвертая школьная реформа в России: Пос. для преподавателей. М.: Интерпракс, 1994. — 214 с.
  20. О.П. Практикум по психологии личности СПб: Изд — во «Питер», 2000. — 664 с.
  21. К.Б. Самостоятельная работа ученика. М. Знание, 1989. 93 с. Жарова JI.B. Учить самостоятельности. Книга для учителя. М. Просвещение, 1983.-205 с.
  22. Н.И. Развитие умений и навыков учащихся в процессе преподавания истории. Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1978. -144 с.
  23. И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования. // Высшее образование сегодня // 2003. — № 5. — С. 34−42. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. — М.: Логос, 2000.-384 с.
  24. Э.Ф. Ключевые элементы личности ремесленника предпринимателя. // Профессиональное образование // 2004. — № 9.
  25. Д.К. Лоция внутренних судоходных путей. М.: Транспорт, 1988.-222 с.
  26. A.C. Культура умственного труда: Учеб. Пособие. Мн.: РИПО, 1997.-215 с.
  27. Д.А., Митрофанова К. Г., Соколова О. В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. М.: АПК и ПРО, 2003. — 101 с.
  28. B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). М., 1984.
  29. Кабанова Меллер Е. Ф. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. — М.: Просвещение, 1986. — 176 с.
  30. И. Соч. в 6 томах. -М.: 1963−1966.
  31. М.С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974.-328 с.
  32. Каганов JI. J1. Учись учиться. Учись трудиться. Мн.: Вышэйшая школа, 1978.- 125 с.
  33. А.К. Формирование профессионально-педагогической компетентности будущих мастеров производственного обучения. Дис. канд. пед. наук. М., 2004. — 332 с.
  34. М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игр, дискуссии. М. — Рига: Пед. центр «Эксперимент», 1998.
  35. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад А. В. Хуторского на Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО 23 апреля 2002 г. Центр «Эйдос». www/ eidos. ru /news/ compet. htm. e — mail: info @ eidos. ru.
  36. Ключевые компетенции в подготовке кадров. Материалы межрегиональной конференции инженерно-педагогических и руководящих работников учебных заведений начального профессионального образования. Иркутск. 2003.-91 с.
  37. Я.А. Изб. Пед. Соч. М.: Учпедизд., 1955. — 651 с.
  38. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. — 255 с.
  39. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. -М., 2002.56
Заполнить форму текущей работой