Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Повышение износостойкости металлических пар в синтетических смазочных материалах трибомодификацией поверхностей трения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Реализована возможность трибомодификации поверхностей трения подвижных сопряжений в синтетических смазочных материалах формированием защитной оловосодержащей пленки, которая обеспечивает снижение коэффициента трения и интенсивности изнашивания пары вал-частичный вкладыш в 2-КЗ раза по сравнению с базовыми маслами в диапазоне удельных нагрузок 4-К24 МПа и скоростей скольжения 0,5-^4 м/с… Читать ещё >

Содержание

  • Цель исследования
  • Задачи исследования
  • Методы исследования
  • Научная новизна
  • Практическая ценность
  • Апробация работы
  • 1. СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ СРОКА СЛУЖБЫ ТРИБОСОПРЯЖЕНИЙ НА ОСНОВЕ ДОСТИЖЕНИЙ ТРИБОТЕХНИКИ
    • 1. 1. Металлсодержащие смазочные материалы
    • 1. 2. Использование финишной безабразивной обработки для повышения износостойкости подвижных сопряжений
    • 1. 3. Безразборное восстановление технических характеристик машин и оборудования
  • 2. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ ТРЕНИЯ И ИЗНАШИВАНИЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ПАР В СИНТЕТИЧЕСКИХ СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛАХ
    • 2. 1. Выбор схемы и установки для лабораторных испытаний
    • 2. 2. Выбор материалов и смазочных сред для исследования триботехнических характеристик подвижных сопряжений
    • 2. 3. Обоснование выбора режимных параметров испытаний подвижных сопряжений
    • 2. 4. Последовательность подготовки и проведения экспериментальных исследований на машине СМЦ
    • 2. 5. Методика исследования контактной выносливости тел качения в синтетических смазочных материалах
    • 2. 6. Методы изучения защитных металлсодержащих пленок на поверхностях трения
  • 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ПРОЦЕССОВ ТРЕНИЯ И ИЗНАШИВАНИЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ПАР В СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛАХ
    • 3. 1. Влияние удельной нагрузки на процессы трения и изнашивания металлических пар
    • 3. 2. Изменение коэффициента трения и интенсивности изнашивания подвижных сопряжений от скорости скольжения
    • 3. 3. Изменение триботехнических характеристик пары колодка-ролик от вязкости смазочного материала
    • 3. 4. Влияние твердости образцов на триботехнические характеристики пары колодка-ролик
    • 3. 5. Исследование контактной выносливости тел качения в синтетических смазочных материалах
  • 4. ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТРИАДЫ ТРЕНИЯ В СИНТЕТИЧЕСКИХ СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛАХ
    • 4. 1. Влияние смазочного материала на изменение микрогеометрии поверхностного слоя подвижных сопряжений
    • 4. 2. Рентгеноспектральные исследования зоны трения образцов, изношенных в синтетических смазочных материалах
    • 4. 3. Послойные Оже-спектральные исследования поверхностей трения образцов, работавших в смазочных материалах
    • 4. 4. Исследование элементного состава, толщины и строения защитных пленок методом рентгено-электронной спектроскопии
  • ВЫВОДЫ

Повышение износостойкости металлических пар в синтетических смазочных материалах трибомодификацией поверхностей трения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема повышения срока службы трибосопряжений машин и оборудования имеет большое значение, так как наряду с расходами на ремонт и техническое обслуживание, возрастает потребность в конструкционных и смазочных материалах на восстановление подвижных сопряжений и обеспечение их работоспособности.

Повышенный износ подвижных сопряжений нарушает герметичность рабочего пространства, нормальный режим смазки, приводит к потере кинематической точности механизмов и, как следствие, повышенной вибрации машин и ударам в трибосопряжениях.

Увеличение срока службы машин и оборудования обеспечивается созданием современных конструкций, применением новых материалов, химико-термической обработкой деталей, нанесением защитных покрытий и т. д. Большое значение в деле повышения износостойкости имеет использование новых триботехнологий, металлсодержащих смазочных материалов, разработанных на основе достижения триботехники.

Большой вклад в изучение проблем трения и изнашивания трибосопряжений и разработку методов повышения износостойкости машин и оборудования внесли отечественные ученые Буше Н. А., Гаркунов Д. Н., Горячева И. Г., Дроздов Ю. Н., Колесников В. И., Крагельский И. В., Матвеевский P.M., Михин Н. М., Семенов А. П., Сорокин Г. М., Хрущев М. М., Чичинадзе А. В. и др.

Контактное взаимодействие трибосопряжений оказывает влияние на состояние пластически деформированного поверхностного слоя, вызывая структурные изменения. В условиях физико-химического взаимодействия смазочного материала с поверхностью металла при трении одним из направлений повышения износостойкости подвижных сопряжений является трибо-модификация поверхностей трения защитными металлсодержащими пленками.

Синтетические смазочные материалы находят широкое применение в узлах трения различных приборов, механизмов и машин, которые работают в тяжелых условиях эксплуатации, в качестве гидротормозных жидкостей, компонентов пластичных смазочных материалов, смазочно-охлаждающих технологических сред, входят в состав морозостойких смазочных материалов.

Однако, несмотря на выполненные исследования в области изучения механизма избирательного переноса при трении и разработки триботехноло-гий на его основе, в технической литературе практически отсутствуют данные о повышении износостойкости подвижных сопряжений в синтетических смазочных материалах (на основе ДОС и Б-ЗВ) формированием металлсодержащих защитных пленок. Выполнение таких исследований позволит более широко использовать трибомодификацию поверхностей трения подвижных сопряжений в различных условиях эксплуатации и областей техники для повышения срока службы машин и оборудования и снижения в них потерь на трение.

Цель исследования.

Целью научно-исследовательской работы является повышение износостойкости стальных пар, работающих в синтетических смазочных материалах (ДОС и Б-ЗВ) и снижение в них потерь на трение за счет трибомодифи-кации поверхностных слоев подвижных сопряжений формированием металлсодержащих пленок.

Задачи исследования.

В работе в соответствии с целью исследования ставятся и решаются следующие задачи:

1. Выполнение экспериментальных исследований по выбору антифрикционного металла в составе синтетических смазочных материалов на основе ДОС и Б-ЗВ для трибомодификации поверхностного слоя стальных пар.

2. Исследование основных закономерностей процессов трения и изнашивания подвижных сопряжений, как в режиме трения скольжения, так и качения.

3. Изучение изменений микрогеометрии поверхностного слоя три-босопряжений, работавших в синтетических смазочных материалах с различными физико-химическими свойствами.

4. Изучение состава, строения и толщин защитных пленок, полученных на поверхностях трения в предложенных средах с привлечением современных методов анализа металлов.

5. Разработка практических рекомендаций по повышению износостойкости подвижных сопряжений за счет трибомодификации поверхностных слоев.

Методы исследования.

Трибологические испытания смазочных материалов в режиме трения скольжения выполнялись на машине СМЦ-2, в режиме трения качения на 4-х шариковой машине «Plint».

Изменения характеристик микрогеометрии поверхностных слоев три-босопряжений с использованием профилографа-профилометра, приборов «Тейлеронд» и «Цензор».

Изучение элементного состава, строения и толщин защитных пленок на поверхностях трения с привлечением рентгеноспектрального, послойного Оже-спектрального анализа и метода рентгено-электронной спектроскопии (ЭСХА).

Научная новизна.

1. Установлено снижение коэффициента трения металлических пар с повышением удельной нагрузки (4-К20 МПа) при изнашивании подвижных сопряжений в диэфирном синтетическом масле ДОС за счет насыщения поверхностных слоев стальных пар аморфным углеродом, под которым находится зона карбидов железа.

2. Исследованиями по влиянию соединений алюминия, меди и олова в составе синтетических смазочных материалов на процессы трения и изнашивания подвижных сопряжений показано, что наиболее эффективным для повышения износостойкости металлических пар является трибомодифи-кация поверхностных слоев с использованием соединений олова.

3. Реализована возможность трибомодификации поверхностей трения подвижных сопряжений в синтетических смазочных материалах формированием защитной оловосодержащей пленки, которая обеспечивает снижение коэффициента трения и повышение износостойкости трибосопряжений в широком диапазоне удельных нагрузок, скоростей скольжения, вязкости смазочных материалов, твердости образцов, а также увеличение контактной выносливости тел качения.

4. С привлечением современных методов анализа металлов изучен элементный состав, строение и толщина защитных пленок, формирующихся на поверхностях трения подвижных сопряжений, работавших в синтетических смазочных материалах.

Практическая ценность.

1. Показано, что диэфирное синтетическое масло ДОС по антифрикционным и противоизносным свойствам превосходит смазочный материал на основе сложных эфиров многоатомных спиртов.

2. Установлено, что наличие соединений олова в синтетических смазочных материалах обеспечивает более низкие триботехнические характеристики подвижных сопряжений по сравнению с соединениями алюминия и меди.

3. Предложена металлсодержащая смазочная композиция к синтетическим смазочным материалам, которая обеспечивает формирование на поверхностях трения подвижных сопряжений оловосодержащей защитной пленки и способствует снижению коэффициента трения, повышению износостойкости металлических пар по сравнению с базовыми маслами.

4. Разработаны практические рекомендации по оптимальным эксплуатационным режимам, твердости подвижных сопряжений, вязкости смазочного материала, обеспечивающих трибомодификацию поверхностей трения, работающих в синтетических смазочных материалах, которые приняты рядом организаций для использования в практической работе.

Апробация работы.

Основные результаты научно-исследовательской работы были представлены на научных конференциях и семинарах:

1. 58-я межвузовская студенческая научная конференция, Москва, РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина, 2004 г.

2. 59-я межвузовская студенческая научная конференция, Москва, РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина, 2005 г.

3. 8-я научно-техническая конференция «Актуальные проблемы состояния и развития нефтегазового комплекса России», Москва, РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина, 2007 г.

4. Международная научно-техническая конференция «Актуальные проблемы трибологии», Самара, 2007 г.

5. 8-я международная научно-техническая конференция по динамике технологических систем, Ростов-на-Дону, 2007 г.

6. Заседание кафедры износостойкости машин и оборудования и технологии конструкционных материалов, Москва, РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина, 2007 г.

7. Научно-техническая конференция «Трибология-машиностроению», Москва, ИМАШ РАН, 2008 г.

выводы.

1. Установлено снижение коэффициента трения металлических пар с повышением удельной нагрузки (4±20 МПа) при изнашивании подвижных сопряжений в диэфирном синтетическом масле ДОС за счет насыщения поверхностных слоев стальных пар аморфным углеродом, под которым находится зона карбидов железа.

2. Исследованиями по влиянию соединений алюминия, меди и олова в составе синтетических смазочных материалов на процессы трения и изнашивания подвижных сопряжений показано, что для повышения износостойкости наиболее эффективным является трибомодификация поверхностных слоев с использованием соединений олова.

3. Реализована возможность трибомодификации поверхностей трения подвижных сопряжений в синтетических смазочных материалах формированием защитной оловосодержащей пленки, которая обеспечивает снижение коэффициента трения и интенсивности изнашивания пары вал-частичный вкладыш в 2-КЗ раза по сравнению с базовыми маслами в диапазоне удельных нагрузок 4-К24 МПа и скоростей скольжения 0,5-^4 м/с.

4. Изучение контактной выносливости тел качения свидетельствует о том, что введение в синтетические масла ДОС и Б-ЗВ оловосодержащей смазочной композиции обеспечивает повышение числа циклов нагружений до усталостных разрушений на 30-К35%.

5. Показано, что формирование оловосодержащей пленки на поверхности трения металлических пар ведет к повышению износостойкости и снижению коэффициента трения в 2 и более раз в диапазоне изменения вязкости смазочного материала (0,01-Ю, 07) Н-с/м и твердостей подвижных сопряжений (22−49) HRC.

6. Установлен элементный состав, строение и толщина защитных пленок на поверхностях трения трибосопряжений, работавших в синтетических смазочных материалах привлечением рентгеноспектрального, послойного Оже-спектрального и метода рентгенофотоэлектронной спектроскопии (ЭСХА).

7. Разработаны практические рекомендации по оптимальным эксплуатационным режимам, твердости подвижных сопряжений, вязкости смазочного материала, обеспечивающих трибомодификацию поверхностей трения, работавших в синтетических смазочных материалах, которые приняты рядом организаций для использования в практической работе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Антифрикционная смазка: ах. № 255 456, СССР МКП, С Ют, Кл. 23 cl/01. Бюл. изобр. (1969) № 23. Шимановский В. Г., Матвеевский P.M., Шепер М.Н.
  2. А.С. Молекулярная физика граничного трения. М.: Гос. изд. Физ.-математ. литер., 1963, 472 с.
  3. В.Г., Байрамкулов М. Д. Об использовании композиций, содержащих галогениды металлов переменной валентности и исследовании механизма их смазочного действия. Сб. Долговечность трущихся деталей машин. М. Машиностроение, 1987, вып.2, с. 7-Н9.
  4. К.М., Берштадт Я. А., Богданов Ш. К. и др. Топлива, смазочные материалы, технические жидкости. М.: Химия, 1989, 432 с.
  5. В.И. Безразборное восстановление трущихся соединений. М.: МГАУ им. В .П. Горячкина, 1999, 72 с.
  6. В.И., Мамыкин С. М., Хрусталев Ю. А. и др. Специальная механическая обработка поверхностей катания колесной пары. Железные дороги мира. 6/97, 1997, с. 3±5
  7. А., Беттеридж Д. Фотоэлектронная спектроскопия. М.: Мир, 1975, 200 с.
  8. И.М., Милосердов П. Н., Суржа Б. И. Синтетические жирные кислоты и продукты на их основе. М.:ЦНИИТЭнефтехим., 1970, 77 с.
  9. Н.А., Копытко В. В. Совместимость трущихся поверхностей. М.: Наука, 1981, 127 с.
  10. И.Э. Противоизносные присадки к маслам. М.: Химия, 1972, 272 с.
  11. А.Н. Повышение износостойкости подвижных сопряжений трибомодификацией поверхностей трения. Диссер. на соиск. уч. степ. к.т.н. М, 1999, 235 с.
  12. Д.Н. Эффект безызносности при трении. Водородное изнашивание металлов. М.: МСХА, 2004, 384 с.
  13. Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. М.:МСХА, 2001,616 с.
  14. Д.Н. Триботехника., М.: Машиностроение, 1985, 424 с.
  15. Д.Н., Крагельский И. В., Поляков А. А. Изберательный перенос в узлах трения. М.: Транспорт, 1969, 104 с.
  16. Ш. И., Ньюбори Д. Е., Эхлин П. Растровая электронная микроскопия и рентгеновский микроанализ. Перевод с англ. М.: Мир, 1984, т. 1−303 е., т.2−348 с.
  17. М.Н., Терегеря В. В. Повышение эффективности приработки двигателей путем применения металлорганических соединений Сб. Долговечность трущихся деталей машин. М.: Машиностроение, 1990, вып. 4 с. 97−105.
  18. М.А., Бунаков Б. М. Снижение трения и износа в агрегатах автомобилей за счет достижений триботехники. М.: ЦНИИТИ автомобильной промышленности, 1987, 49 с.
  19. А.П., Металловедение. М.: Металлургия, 1977, 647 с.
  20. Н.Е., Гонтарь И. Н., Кившенко A.M. Опыт применения металлоплакирующей смазки в подшипниках текстильных машин. Сб. Долговечность трущихся деталей машин. М.: Машиностроение, 1990, вып. 4, с. 29−34.
  21. А.И., Дружинина JI.B. Синтетические смазочные масла. М.: Гостоптехиздат, 1958, 351 с.
  22. Ю.Н. Обработка деталей ППД с нанесением покрытий натиранием. Вестник машиностроения. 1984, № 7, с. 55+56
  23. Ю.Н., Арчегов В. Г., Смирнов В. И. Противозадирная стойкость трущихся тел. М.: Наука, 1981, 138 с.
  24. С.И., Филатова Т. П., Титов В. В. Исследования конструкционных и смазочных материалов на трение и изнашивание в тяжелонагру-женных шарнирах. Сб. Долговечность трущихся деталей машин. М.: Машиностроение, 1988, вып. 3, с. 144+187.
  25. С.И. Опыт повышения надежности и ресурса узлов трения с использованием металлоплакирующих смазочных материалов. Эффект бе-зызносности и триботехнологии, 1994, № 3, № 4, с. 3+9.
  26. Ю.А., Колесников В. И., Тетерин А. И. Планирование и анализ экспериментов при решении задач трения и износа. М.: Наука, 1980, 227 с.
  27. В.И. Восстановление деталей и узлов машин. Красноярск, КГТУ, 2005, 376 с.
  28. Ю.С. Трибология смазочных материалов. М.: Химия, 1991,312с.
  29. Ю.С., Заславский Р. Н. Механизм действия противо-износных присадок к маслам. М.: Химия, 1978, 224 с.
  30. К., Кордлинг К., Фальман А. Электронная спектроскопия. М.: Мир, 1971,493 с.
  31. JI.B., Фришберг И. В., Харламов В. В. Влияние ультрадисперсных порошков сплавов металлов на стальные поверхности трения. Славянтрибо-5. Наземная и аэрокосмическая трибология 2000: пробл. и достиж. СПб: ВМПАвто-РГТА, 2000, с. 239+241.
  32. В.Д., Зильберман А. Г. Практика микрозондовых методов исследования металлов и сплавов. М.: Металлургия, 1981, 215 с.
  33. Л.К. Опыт применения избирательного переноса в узлах трения судовых машин и механизмов. Эффект безызносности и триботехно-логии, 1992, вып. 3−4, с. 22+27.
  34. С.Н., Пичугин В. Ф., Комарова Н. Н., Мысина Н. Н. Повышение стойкости режущего инструмента при использовании СОТС на основе триэтаноламинового комплекса меди. Сб. Долговечность трущихся деталей машин. М.: Машиностроение, 1990, вып.5, с. 179+187.
  35. С.Н., Пичугин В. Ф., Комарова Н. Н. Триботехнические свойства водных медьсодержащих смазочно-охлаждающих технологических сред. Сб. Долговечность трущихся деталей машин. М.: Машиностроение, 1990, вып. 4, с. 170+182.
  36. .И. Трение, смазка и износ в машинах. Киев.: Техника, 1970, 395 с.
  37. И.В., Алисин В. В. Трение, изнашивание и смазка. Справочник. Кн.1, М.: Машиностроение, 1978, 400 с.
  38. И.В., Добычин Н. Н., Комбалов B.C. Основы расчетов на трение и износ. М.: Машиностроение, 1977, 526 с.
  39. Э.М., Коротков Н. А., Гордеев А. С. Изучение низкотемпературных окисных пленок на некоторых конструкционных сталях методом Оже-электронной спектроскопии. Известия АН СССР, Металлы, М.: 1980 № 4, с. 207+212.
  40. В.Г., Каплина В. Ф. Исследования износостойкости пар трения сталь-сталь при использовании медь и оловосодержащих присадок к смазочным маслам. Сб. Долговечность трущихся деталей машин. М.: Машиностроение, вып.5, 1990, с. 58+65.
  41. Ю.М., Леонтьева В. П. Материаловедение, 1980, 493с.
  42. В.Н., Михин Н. М., Мышкин Н. К. Физико-химическая механика избирательного переноса при трении. М.: Наука, 1979, 187 с.
  43. И.М., Палатник Л. С. Металлофизика трения. М.: Металлургия, 1976, 176с.
  44. P.M. Температурная стойкость граничных смазочных слоев и твердых смазочных покрытий при трении металлов и сплавов. М.: Наука, 1971,226 с.
  45. P.M., Лашхи B.JL, Буяновский И. А. Фукс И.Г. Смазочные материалы. М.: Машиностроение, 1989, 224 с.
  46. Металлоплакирующая смазка: а.с. № 179 409, СССР, МКП С Ют, Кл.23 с 1/02. Бюл. изобр. (1966), № 21 (Гаркунов Д.Н., Лозовский В. Н., Шима-новский В.Г.)
  47. Методы анализа поверхностей. Под ред. Зандеры A.M.: Мир, 1979,582 с.
  48. Н.М. Экспериментальное исследование адсорбционно-коррозионно-усталостной природы изнашивания. В кн.: Влияние среды на взаимодействие твердых тел при трении. Днепропетровск, 1981, с. 21—31.
  49. М.А. Долговечность двигателей. Л.: Машиностроение, 1986, 288 с.
  50. С.М. Модернизация машины трения СМЦ-2 для измерения малых величин моментов трения. М.: 1979, 5 е., ДП во ВИНИТИ, № 558−579.
  51. В.И., Черепин В. Т. Физические методы исследования поверхности твердых тел. М.: Наука, 1983, 296 с.
  52. С.А., Евсеев А. С. Повышение противозадирных свойств пары трения скольжения сталь-сталь путем модифицирования смазки антифрикционными добавками. Ж. «Трение и износ в машинах и механ.». М., 2008 г., № 1. Изд-во Машиностроение.
  53. П.И. Финишная антифрикционная безабразивная обработка отремонтированных гильз цилиндров двигателей. Эффект безызносно-сти и триботехнологии, 1997, № 1,с. 49−53.
  54. В.В., Папок К. К. Смазочные масла современной техники. М.: Наука, 1965, 130 с.
  55. Патент РФ № 2 019 563. МКИ С10М. 169/04.Смазочная композиция «Ресурс-дизель». Войтович Я. Н., Прегман М. М., Виппер А. Г., 1994, № 17.
  56. Патент РФ № 2 214 478, МКИ С23 С26/00 Способ повышения износостойкости резьбовых соединений. Балабанов В. И., Семин В. И. Бюл.№ 29, 2003
  57. Патент РФ № 2 186 875, МКИ С23 С26/00, 18/38. Состав для получения антифрикционных покрытий. Колчаев A.M., Нещадим И. Л., Савинков И. А. и др. Бюл. 22, 2002
  58. Патент РФ № 2 069 237, МКИ С23 С26/00, 18/38. Состав для получения антифрикционных покрытий на поверхности стальных изделий. Щербакова В. Д., Клячко И. И., Прокопенко А. К. и др. Бюл. № 32, 1996
  59. Патент РФ № 2 241 783, МКИ С23 С26/00. Способ нанесения антифрикционных покрытий. Кусков В. Н., Паульс В. Ю., Смолин Н. И., Ковен-ский И. М. Бюл. № 34, 2004
  60. С.В. Контактная прочность и сопротивление качению, М.: Машиностроение, 1969, 243 с.
  61. С.В. Трение качения в машинах и приборах. М.: Машиностроение, 1976, 264 с.
  62. В.Ф., Мкртчан С. М., Сказыткин А. Ф. Самоустанавливающееся приспособление для крепления образца колодки на машине трения СМЦ-2. Заводская лаборатория. 1978, т. 44, № 9, с. 1142−1144.
  63. В.Ф. Роль поверхностных пленок в процессах трения и изнашивания. Надежность и сертификация оборудования для нефти и газа. М.: 2000, № 1−2, с. 22−25.
  64. В.Ф., Колесников И. М. О механизме высокой износостойкости контактирующих поверхностей с металлсодержащими пленками, сформировавшимися в процессе трения. Поверхность. Физика, химия, механика, 1988, № 7, с. 132−141.
  65. В.Ф. Влияние электронного строения металлов в смазочном материале на трение и изнашивание стальных пар. Эффект безызнос-ности и триботехнологии, 1993, № 2, с. 58+66.
  66. В.Ф., Соболь Д. А. Трение и изнашивание металлических пар в среде синтетических смазочных материалов. Химия и технология топлив и масел, № 1, 2008, с.26−28.
  67. Г., Мюллер В., Рейнхольд Г.-И., Ланге И. Новые результаты по латунированию поверхностей трения стальных и чугунных деталей. Сб. Долговечность трущихся деталей машин. М.: Машиностроение, 1987, вып. 2, с. 81−92.
  68. Г., Майснер Ф. Основы трения и изнашивания. М.: Машиностроение, 1984, 253 с.
  69. Г., Мюллер В., Ланде И., Кюнтшер И. Использование трения для нанесения покрытий на рабочие поверхности цилиндров двигателей. Сб. Долговечность трущихся деталей машин. М.: Машиностроение, 1986, Вып. 1, с. 88+96.
  70. Г., Фирковский А., Ланге И. и др. Финишная антифрикционная безабразивиная обработка (ФАБО) и избирательный перенос. Сб. Долговечность трущихся деталей машин. М.: Машиностроение, 1990, вып. 5. с. 86+122
  71. Л. И., Кузьмин В. Н., Дудко П. П. Повышение надежности трибосопряжений. Санкт-Петербург МКС, 2001, 304 с.
  72. Г. К., Балабанов В. И. Финишная антифрикционная безабразивная обработка (ФАБО) гильз цилндров и шеек коленчатых валов двигателей. Эффект безызносности и триботехнологии. 1994, № 3, № 4, с. 48+53.
  73. А.К. Избирательный перенос в узлах трения машин бытового назначения М.: Легпромбытиздат, 1987, 104 с.
  74. Ю.А., Суслов П. Г., Безызносность деталей машин при трении. Л.: Машиностроение. Ленингр. Отд. 1989, 229 с.
  75. Ю. А. Влияние смазочных масел на надежность и долговечность машин. М.: Машиностроение, 1970, 315 с.
  76. П.И. Химические аспекты граничной смазки «Трение и износ» 1980, т. 1, № 1, с. 45−58.
  77. В.В., Цапцын В. И., Добринский Э. К. Получение и использование ультрадисперсных порошков металлов. Эффект безызносности и триботехнологии. 2003, № 2, с. 22−24
  78. Смазочная композиция: патент РФ. № 2 123 030, МКИ125/00 (1998) Сафонов В. В., Добринский Э.К.- Семин А.Г.
  79. Соболь Д. А Выбор металлсодержащих присадок для повышения смазочной способности синтетических масел. Трение и смазка в машинах и механизмах, № 1, 2008, с.24−26
  80. Г. М., Виноградов В. Н. Механическое изнашивание сталей и сплавов. М.: Недра, 1996, 362 с.
  81. Г. М., Ефремов А. П., Саакян Л. С. Коррозионно-механическое изнашивание сталей и сплавов. М.: Нефть и газ, 2002, 424 с.
  82. A.M., Евстигнеев М. И. Качество поверхностного слоя и усталостная прочность деталей из жаропрочных и титановых сплавов. М.: Машиностроение, 1974, 250 с.
  83. А.Г. Метод финишной антифрикционной безабразивной обработки цилиндров и коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания. Трение, износ и смазочные материалы. Труды международной научной конференции. Ташкент, изд. АН УССР, 1985, т.5, с. 8−9.
  84. Технология «РиМет». За рулем, 1998, № 6 с. 177.
  85. Трибополимеробразующие смазочные материалы. Сб. под ред. Заславского Ю. С. М.: Наука, 1979, 72 с.
  86. М.М., Бабичев М. А. Абразивное изнашивание. М.: Наука, 1970, 251 с.
  87. А.В., Браун Э. Д., Буше Н. А., Буяновский И. А. и др. Основы трибологии. М.: Машиностроение, 2001, 664 с.
  88. П.В., Чулков И. П. Смазочные масла для транспортной техники. М.: 2001, 384 с.
  89. Эффект безызносности и триботехнологии. Под ред. Гаркуно-ва Д.Н. М.: Машиностроение, № 3−4, 1994, 88 с.
  90. Coy R. С., Quinn Т. F. The use of physical methods of analysis to identity surfce layers formed by organosulfur compounds in wear tests. — ASLE Transactions, 1975, v. 18, № 3, p. 163+174
  91. Siriwardane H., Pringle O.A., Newkirk J.W., James W.J. Microstruc-ture of thin iron carbide films prepared in a glow discharge. This solid films 279 (1996) p. 155+161.
Заполнить форму текущей работой