Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Основы мультикультурной подготовки будущих учителей начальных классов: На примере Республики Адыгея

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

B. Ратушняк, П. Тищенко, А. С. Ханынина, Р. Д. Хунагов и др.) — теория поликультурного и мультикультурного образования (Дж.Бэнкс, Ю. Ю. Бочарова, Д. Голлник, Г. Д. Дмитриев, А. И. Куропятник, ГЛШалаткина, А. А. Реан, С. Ф. Петрова, Л. Л. Супрунова, А. В. Шафикова и др.) — концепция личностно-ориентированного образования (Е.В.Бондаревская, С.В.Кульневич) — теория билингвизма (Б.М.Берсиров, З. У… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Мультикультурализм, его проявление в этносоциальной и образовательной сферах
    • 1. 1. Мультикультурализм как идеология и политика современного общества
    • 1. 2. Мультикультурализм в образовании
    • 1. 3. Этносоциальные и образовательные процессы в Республике Адыгея
  • Глава 2. Теоретические основы формирования мультикультуральности
    • 2. 1. Характеристика мультикультуральности и ее проявление в деятельности учителя
    • 2. 2. Значение профессионально-педагогической культуры учителя в формировании его мультикультуральности
    • 2. 3. Подготовка мультикультурального учителя как педагогическая проблема
  • Глава 3. Система мультикультуральной подготовки будущих учителей начальных классов
    • 3. 1. Целевой, содержательный и критериальный компоненты системы подготовки будущих учителей начальных классов
    • 3. 2. Процессуально-технологический, личностно-ценностный, мотивационный и рефлексивно-оценочный компоненты системы подготовки
    • 3. 3. Педагогический эксперимент по мультикультуральной подготовке студентов — будущих учителей начальных классов

Основы мультикультурной подготовки будущих учителей начальных классов: На примере Республики Адыгея (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Процесс глобализации, как мировой тенденции развития современных обществ, приводит к активным взаимодействиям, интегрированию национальных сообществ, регионов, стран. Глобализация сопровождается ростом напряженности межнациональных конфликтов, миграционными процессами, влияющими на этнокультурную и социальную жизнь обществ. Понимание этих процессов и первые попытки решения образовательных и социальных проблем семей мигрантов подвели гражданское общество большинства европейских стран к осознанию феномена мультикультурносги.

Мультикультурапизм как одна из форм либеральной идеологии призван осуществлять политику согласия и стабильности, содействовать культурному плюрализму и защищать культурное многообразие. Специалисты по проблемам мультикультурализма за рубежом Ф. Барт, Дж. Грэй, В. Липп, Ч. Тэйлор и другие, а также отечественные ученые А. И. Куропятник, Н. МЛебедева, В. Малахов, Г. В. Палаткина и другие в феномене мультикультурализма видят «механизм» стабилизации общества, развития его этнического и культурного многообразия на основе равенства прав национального большинства, этнических и культурных меньшинств.

Принципы мультикультурализма распространяются не только на политические, социальные, культурные сферы, но и на образование, найдя свое воплощение в образовательном законодательстве ведущих стран мира. В поддержку мультикультурного образования выступает Совет Европы.

Мультикультурное образование — это образование, создающее равные для всех этносов возможности реализации своих культурных потребностей, приобщающее молодежь к культурным и нравственным ценностям других стран и народов. Именно в мультикультурном образовании реализуется в полной мере принцип диалога и взаимодействия культур (Ю.Ю.Бочарова, А. И. Куропятник, Г. В. Палаткина, С. Ф. Петрова, А. В. Шафикова и др.).

Направление современного образования на сохранение и развитие всего многообразия культурных реалий получило отражение в государственной программе национального возрождения народов Российской Федерации, в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, в Законе РФ «Об образовании» и других документах. Северный Кавказ характеризуют те же процессы, что и других многонациональных регионов России, других стран мира, поэтому идеи и принципы мультикультурализма актуальны для многонациональной Адыгеи.

В области образования в Адыгее важным является расширение социальной базы как для возрождения или интенсификации развития национальной (этнической) культуры, так и для межкультурного взаимодействия соседствующих народов (Т.И.Афасижев, Р. М. Белалов, К. И. Бузаров, Г. С. Денисова, ГЛ. Теучеж, М. М. Тхуго, И. А. Шоров и др.). Реализация принципов мультикультурного образования в национальной школе и в полиэтничной школе способствует развитию добрых отношений между людьми разных национальностей, межэтнической толерантности, культуры межнациональных отношений.

Исследования многих педагогов и психологов (А.Г.Абсапямова, В. Ботнарь, Ю. С. Горбачева, И. С. Кон, Т. Б. Менская, С. Ф. Петрова, Ж. Пиаже, Э. Суслова и другие) показывают, что в младшем школьном возрасте закладываются морально-культурные основы формирования личности, ее гражданской направленности, межэтнические установки, поэтому столь важна мультикультуральная подготовка учителя начальных классов.

Проблемы мультикультурного подхода к обучению и воспитанию школьников раскрывают в своих диссертациях А. В. Шафикова и С. Ф. Петрова.

О необходимости специальной подготовки будущих педагогов к работе в мультикультурной среде заявляли А. М. Абдулкаримова, В. Х. Абэлян, В. Э. Бауэр, Е. Е. Боровкова, Л. Н. Бушуева, Е. В. Васильев, Г. Д. Дмигриев, Н. Д. Зингер,.

Р.А.Коновалова, Е. В. Кузнецова, Р. И. Кусарбаев, ЕВ. Махова и другие. Однако система такой подготовки в научно-педагогической литературе не раскрывается. Возникает противоречие между необходимостью мультикультуральнои подготовки учителей и недостаточной разработанностью теоретических и методических аспектов организации такой системы подготовки, послужившее основанием для формулирования проблемы исследования: каковы основы мультикультуральнои подготовки будущих учителей начальных классов? Это и определило выбор темы исследования «Основы мультикультуральной подготовки будущих учителей начальных классов (на примере Республики Адыгея)».

Объект исследования — процесс профессионально-педагогической подготовки будущих учителей начальных классов в условиях высших учебных заведений.

Предмет исследования — содержание и психолош-педагогические условия мультикультуральной подготовки будущих учителей начальных классов.

Цель исследования — теоретически обосновать, спроектировать и экспериментально апробировать систему мультикультуральной подготовки будущих учителей начальных классов в условиях высшего учебного заведения.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что мультикультуральная подготовка будущих учителей начальных классов будет эффективной, если определены её теоретико-методологические основы, спроектирована система мультикультуральной подготовки будущих учителей начальных классов, включающая целевой, содержательный, критериальный, процессуально-технологический, личностно-ценностный, мотивационный и рефлексивно-оценочный компонентыразработаны критерии и определены уровни мультикультуральной готовности студентов к работе в полиэтническом и поликультурном регионе.

Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили решение следующих задач:

1. Определить сущностные признаки мультикультурализма, его проявления в полиэтнической, социокультурной и образовательной сферах на мировом, общероссийском, региональном и республиканском уровнях.

2. Определить понятие «мультикультуральность», раскрыть ее структуру и взаимосвязь с профессионально-педагогической культурой.

3. Разработать и спроектировать систему мультикультуральной подготовки будущих учителей начальных классов, включающую целевой, содержательный, критериальный, процессуально-технологический, личностно-ценностный, мотивационный и рефлексивно-оценочный компоненты.

4. Определить критерии, показатели и уровни мультикультуральной готовности студентов — будущих учителей начальных классов.

5. Провести опытно-экспериментальную апробацию разработанной системы подготовки мультикультурального учителя.

Методологической основой исследования явились диалоговая концепция культуры М. М. Бахтина — В. С. Библера, теории мультикультурализма, мулыикулыуральный подход к образованию, гуманистический, культурологический, аксиологический, деятельностный, отношенческий, системный подходы к процессу подготовки будущих учителей начальных классов к мультикулыурному образованию. Мы руководствовались концептуальным положением о том, что методология все активнее проникает из области науки, научных исследований в область практики. Методология педагогической науки становится практикоориентированной.

Теоретическую основу исследования составили психологические теории личности (А.Н.Леонтьев, С Л. Рубинштейн) — теория восприятия человека человеком (А.А.Бодалев) — социально-философские теории мультикультурализма (НАдамс, Ф. Барт, У. Кимлика, А. И. Куропятник, Н. М. Лебедева, В. Малахов, Г. В. Палаткина, В. Ю. Сморгунова, Ч. Тэйлор и др.) — теории этноса, его природы и формирования (Г.М.Андреева, С. А. Арупонов, Ю. В. Бромлей, Ю. Г. Волков, В. И. Козлов, М. В. Крюков,.

В.В.Пименов, ВА. Тишков, С. В. Чешко и др.) — теории культуры и этнокулыуры (Г.С.Батшцев, Б.М.Бим-Бад, С. Бочнер, К. И. Бузаров, Дж. Вери, Г. Н. Волков, Б. С. Ерасов, Л. Кертман, И. Ф. Кефели, Е. В. Кузнецова, О. Д. Мукаева, М. К. Мамардашвили, Э. С. Маркарян, Л. В. Рябова, А. Тойнби, СХантингтон, Р. Хеттлаж, А. Ю. Шадже, ИА. Шоров, О. Шпенглер и др.) — диалоговая концепция культуры (М.М.Бахтин, Н. Бердяев, В. С. Библер, М. Бубер, И. Василенко, Л. Л. Супрунова и др.) — теории и концепции исторического и современного социокультурного развития Северного Кавказа и Республики Адыгея (Р.Г.Абдулатипов, М. Г. Аутлев, М. Б. Беджанов,.

A.Х.Бижев, Г. СДенисова, Б. Д. Джимов, Ю. А. Жданов, Э. Т. Майборода, Е. Н. Нарожный,.

B.Ратушняк, П. Тищенко, А. С. Ханынина, Р. Д. Хунагов и др.) — теория поликультурного и мультикультурного образования (Дж.Бэнкс, Ю. Ю. Бочарова, Д. Голлник, Г. Д. Дмитриев, А. И. Куропятник, ГЛШалаткина, А. А. Реан, С. Ф. Петрова, Л. Л. Супрунова, А. В. Шафикова и др.) — концепция личностно-ориентированного образования (Е.В.Бондаревская, С.В.Кульневич) — теория билингвизма (Б.М.Берсиров, З. У. Блягоз, Е. Ю. Литвиненко, Р. Ю. Намитокова, ЮА. Тхаркахо, Л. А. Хараева, М. Х. Шхапацева и др.) — концепции национального воспитания (К.И.Бузаров, С. С. Гессен, Г. СДенисова, Л. Ефремова, В. В. Макаев, З. А. Малькова, В.Н.Сорока-Росинский, А. А. Супрунова, К. Д. Ушинский, М. Шаймиев и др.) — теории воспитания толерантности, культуры межнационального общения и взаимодействия (Р.ПАбдулатипов, Н. А. Асипова, А. М. Байбаков, Р. Т. Гарданов, М. Н. Губоголо, Т. Г. Исламшина, В. П. Комаров, Р. И. Кусарбаев, ИЛЛенский, Н. В. Мольденгауэр, З. Ф. Мубинова, Т. М. Полякова и др.) — концепции педагогической культуры (А.В.Барабанщиков, В. Л. Бенин, Е. В. Бондаревская,.

A.А.Деркач, В. В. Краевский, Н. В. Кузьшна, З. К. Меретукова, Н. Д. Никандров,.

B.А.Сластештн, В. И. Шиянов и др.) — концепция профессионально-педагогического образования (О.А.Абдуллина, В. И. Горовая, И. Ф. Исаев, Л. Н. Кубашичева, С. С. Муцынов, И. В. Чугаи и др.) — теории культурологической подготовки учителя (Н.Г.Багдасарьян, Л. П. Буева, Б. С. Ерасов, И. Ф. Черепанов, Ю. А. Юрченко и др.) — теории этнопедагоп1ческой подготовки учителя (В.М.Бызова, Г. Н. Волков, В. Н. Николаев,.

М.М.Тхуго, Я. И. Ханбиков, М. Г. Харитонов, И. Л. Шоров и др.) — теории подготовки к личностноразвивающему обучению (М.Б.Борисенко, З. К. Меретукова, Н. М. Сажина и др.) — четырехуровневая концепция формирования образования (В.В.Краевский, ИЛ. Лернер, М. Н. Скаткин и др.) — теория целеполагания и формулировки целей обучения (В.П.Беспалько, Б. Блум, Д. Кратволь и др.).

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений был использован комплекс следующих методов исследования: теоретические — сравнительный анализ, восхождение от абстрактного к конкретному, моделирование целостного педагогического процесса, теоретическое обобщение результатов исследованияэмпирические — наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование, беседа, контент-анализ, создание специальных педагогических ситуаций, тестирование, анализ планов воспитательной работыобщенаучные, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования, — абстрагирование, анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование, аналогия, исторический и логический методыметоды математической обработки полученных результатов. Этапы и опытно-экспериментальная база исследования. Исследование выполнялось поэтапно с 2000 по 2004 гг. на базе Адыгейского государственного университета, его филиалов в г. Белореченске и а. Кошехабле. Исследованием было охвачено 432 студента и 110 учителей начальных классов. В формирующем эксперименте приняли участие 234 студента педагогического факультета разных лет обучения.

На первом этапе исследования (2000;2001 гг.) изучалось состояние проблемы в научно-практическом планепроводился анализ философской, социологической, культурологической, исторической и психолого-педагогической литературы по теме исследованияопределялись проблема, предмет, гипотеза, задачи исследованияпродумывалась стратегия экспериментального исследованияопределялись критерии и методика выявления уровня мультикультуральной готовности студентовизучался опыт работы учителей начальных классов по проблемепроводился констатирующий эксперимент.

На втором этапе исследования (2001;2003 гг.) осуществлялась реализация системы мультикультуральной подготовки ' будущих учителей начальных классов (формирующий эксперимент).

На третьем этапе исследования (2003;2004 гг.) анализировались и обобщались данные экспериментального исследования, оформлялись теоретические и практические выводы, текст диссертационного исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Реализовать мультикультурное образование может учитель, обладающий интегративным личностно-профессиональным свойством и качествоммультикул ьтурал ьностью. Мультикультуральность учителя является составляющей его профессионально-педагогической культуры.

2. Готовность будущего учителя начальных классов к мультикультурному образованию определяется следующими критериями: познавательный (когнитивный), личностноценностный (мотивационный), деятельностно-творческий.

3. Система мультикультуральной подготовки будущих учителей начальных классов представляет собой совокупность элементов, которая образует единую цельную структуру и служит достижению целен мультикультуральной подготовки студентов. Она включает в себя целевой, содержательный, критериальный, процессуально-технологический, личностно-ценностный, мотивационный и рефлексивно-оценочный компоненты.

Научная новизна исследования заключается в следующем: — определено понятие «мультикультуральность» как интегративное свойство личности учителя, необходимое для осуществления мультикультурного образования, показана его связь с профессионально-педагогической культурой учителя;

— определены теоретико-методолошческие основы мультикультуральной подготовки учителя;

— предложена система мультикультуральной подготовки будущих учителей начальных классов, включающая целевой, содержательный, критериальный, процессуально-технологический, личностно-ценностный, мотивационный, рефлексивно-оценочный компоненты;

— экспериментально проверена эффективность предложенной системы мультикультуральной подготовки студентов.

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении представления о мультикультурном образовании, его особенностях в Республике Адыгея, мультикультуральности как основе готовности учителя к мульти культурному образованию. Теория обучения в высшей школе обогащается системным знанием о мультикультуральной подготовке будущих учителей начальных классов, что способствует совершенствованию процесса профессионально-педагогической подготовки специалистов к работе в мультикультурной среде.

Практическая значимость исследования состоит в определении содержания критериев и уровней мультикультуральной готовности будущих учителей начальных классов, в разработке методики организации и реализации процесса мультикультуральной подготовки студентов. Разработанные и апробированные курсы «Этнопедагошка», «Педагогика межнационального общения», «Основы мультикультуральной подготовки учителя начальных классов» и система мультикультуральной подготовки в целом способствуют решению проблемы подготовки будущих учителей к мультикультурному образованию. Результаты исследования могут быть внедрены преподавателями, работающими на других факультетах по педагогическим специальностям.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается выбором адекватной методологии исследования: опорой на фундаментальные философские, социологические, психолого-педагогические теориисовокупностью соответствующих предмету и задачам исследования методов, позволяющих осуществить научно-системный анализ экспериментальных данныхпозитивными психолого-педагогическими изменениями, полученными в ходе опытно-экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения и выводы исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и педагогических технологий педагогического факультета ЛГУ, докладывались на XIII научно-практической конференции вузов Юга России «Развитие личности в процессе педагогической деятельности» (Майкоп, 1994 г.) — всероссийской научной конференции «Проблемы литературоведения и языкознания» (Лиманчик, 1995) — XIV научно-практической конференции вузов Юга России «Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона (Карачаевск, 1995 г.) — открытых педагогических чтениях, посвященных К. Д. Ушинскому «Гуманизация педагогической науки и практики» (Ярославль, 1995) — XV региональных психолого-педагогических чтениях Юга России «Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона» (РДЦ «Орленок», 1996 г.) — XVIII педагогических чтениях (Ростов-Элиста, 1999 г.) — всероссийской научно-практической конференции «Кавказский регион: проблемы культурного развития и взаимодействия» (Ростов н/Д, 2000 г.) — всероссийской научно-практической конференции «Проблемы современной педагогики и систем образования» (Майкоп, 2002 г., 2004 г.) — городских педагогических чтениях «Здоровье через образование» (Майкоп, 2003 г.) — заседании Совета директоров учреждений среднего педагогического образования Южного Федерального округа «Формирование толерантного сознания будущих педагогов в образовательно-воспитательном процессе» (Майкоп, 2003 г.).

Струшура диссертации.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Общий объем диссертации составляет 234 страницы. Работа.

Выводы.

Система мультикультуральной подготовки учителя представляет собой совокупность элементов, которая образует единую, цельную структуру и служит достижению целей мультикультуральной подготовки студентов. Реализация данной цели осуществлялась в процессе изучения таких дисциплин, как «Этнопедагогика», «Педагогика межнационального общения», спецкурса «Основы мультикультуральной подготовки учителя начальных классов», в ходе педагогической практики и научно-исследовательской работы студентов педагогического факультета отделения начальных классов.

Разработанная нами система имеет свои отличительные особенности: 1. Система ориентируется на каждого студента как субъекта образовательного процесса. Все звенья системы способствуют стимулированию процесса мультикультуральной подготовки будущих учителей начальных классов.

2. Образовательная система — это сложная, открытая, динамическая система, взаимодействие элементов которой является существенным условием появления новых качеств, несвойственных отдельным компонентам, образующим систему.

3. Признание высшими ценностями национальные, региональные, общероссийские и общечеловеческие ценности.

4. Система подготовки будущих учителей начальных классов строится на понимании мультикультурного образования учащихся младшего школьного возраста как целенаправленного педагогического процесса формирования основ толерантности, культуры межнационального общения, нравственных чувств, качеств и свойств.

5. В основе определения содержания компонентов системы подготовки студентов лежит мультикультурный подход, предполагающий диалог культур в историческом и современном контексте, выделение не столько когнитивных, сколько духовных и нравственных ценностей.

6. Предлагаемая система не является жесткой, так как может дополняться, изменяться в зависимости от национально-регионального компонента содержания образования в высшей школе, возможностей учебного заведения, профессиональных и личностных качеств преподавателя, что предполагает творческую свободу каждого преподавателя.

Анализ литературы позволил выделить следующие критерии готовности будущего учителя начальных классов к мультикультурному образованию: познавательный (когнитивный), личностно-ценностный (мотивационный), дея-тельностно-творческий. Первые два критерия составляют группу результативных критериев, отражающих тот уровень, который достигли будущие учителя в своей подготовке к мультикультурному образованию, деятельностно-творческий критерий относится к процессуальному, раскрывающему то, как осуществляется деятельность студента и его общение, какие процессы деятельности и общения учащихся он реализует.

Выделенные критерии и их показатели позволили оценить уровни сформированное&tradeвсех компонентов мультикультуральной готовности студентов — будущих учителей начальных классов: высокий уровень готовности, характеризующийся тем, что выделенные показатели проявляются осознанно, постоянносредний уровень — недостаточно и не в полной меренизкий уровень отличает отсутствие большинства признаков и показателей, а также их слабая сформированность.

Определение уровней сформированности компонентов мультикультуральной готовности студентов позволило их диагностировать, то есть целенаправленно изучать, анализировать, определять динамику происходящих изменений и совершенствовать работу по ее формированию.

Моделируя процессуально-технологические аспекты подготовки учителя начальных классов, мы исходили из того, что в этом процессе студенты не только получают теоретические и эмпирические знания, но и происходит формирование и развитие мультикультуральных свойств и качеств личности будущего педагога.

Основываясь на четырёх этапах становления будущего учителя, выделенных Е. П. Белозерцевым, были выделены четыре этапа и в мультикультуральной подготовке учителя начальных классов.

Полученные в ходе эксперимента результаты позволили сделать вывод об эффективности разработанной нами системы мультикультуральной подготовки учителя начальных классов.

Заключение

.

Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы:

1. Межнациональные и мультиэтничные общества на современном этапе нуждаются в идеологии, способствующей гармоничному взаимодействию этнических и культурных групп населения. Такой идеологией и политикой, как показывает мировой опыт, является мультикультурализм, центральными принципами которого являются: принцип равноправного осуществления различных форм культурной жизни, принцип социального равенства, принцип защиты и поддержки своего общества по факту принадлежности к политическому образованию.

Идеи и принципы мультикультурализма распространяются на все общественные стороны жизни, в том числе и на образование. Мультикультурное образование способствует приобщению подрастающего поколения к общечеловеческим ценностям, к духовным и культурным ценностям разных народов и требует специальной подготовки учителя к его реализации.

2. Мультикультуральный учитель — это учитель, способный осуществлять мультикультурное образование. Одним из основных качеств его личности должна быть мультикультуральность, понимаемая нами как интегрированное свойство личности педагога, характеризуемое овладением системой мульти-культуральных знаний, мультикультуральной направленностью мыслительных процессов, ориентацией на реализацию профессиональной деятельности муль-ти кул ьтуральным и средствами.

Структурными компонентами мультикультуральности выступают: когнитивный, эмотивный, мотивационно-рефлексивный. Содержание мультикультуральности составляет мультикультуральная компетентность как совокупность содержательного, целевого и технологических компонентов мультикультуральной подготовки и составная часть профессиональной компетентности. Понятие «мультикультуральность» включает в себя следующие аспекты: национальное самосознание, личностные свойства и качества, толерантную культуру, культуру межнационального взаимодействия и общения, этнопедагогическую культуру, конфликтную компетентность, правовую культуру и нравственную культуру. Выделенные аспекты мультикультуральности позволяют рассматривать этот феномен в качестве составляющей профессионально-педагогической культуры учителя.

3. К педагогическим условиям мультикультуральной подготовки студентов относятся: мультикультуральная направленность учебно-воспитательного процесса в вузе на систематическое и постепенное накопление студентами знаний в области мультикультурализма и мультикультурного образованияовладение умениями и навыками организации учебно-воспитательного процесса в муль-тикультурной средеформирование у будущих учителей интереса, мотивов к педагогической деятельности в многонациональном коллективе учащихся, рефлексии, потребности к самообразованию и саморазвитию в области мультикультурного образования. Поэтому мультикультуральная готовность учителя складывается из познавательного (когнитивного), личностно-ценностного (мо-тивационного) и деятельностно-творческого компонентов.

4. Система мультикультуральной подготовки будущих учителей начальных классов представляет собой совокупность элементов (целевого, содержательного, критериального, процессуально-технологического, личностно-ценностного, мотивационного, рефлексивно-оценочного), которая образует единую цельную структуру и служит достижению целей мультикультурного образования. Ее основой являются гуманистический, культурологический, диалоговый, аксиологический, деятельностный, отношенческий, системный подходы, обеспечивающие функционирование целостного процесса мультикультуральной подготовки учителя.

5. Выделенные критерии (познавательный, личностно-ценностный, дея-тельностно-творческий), их показатели и уровни (высокий, средний, низкий) позволили диагностировать компоненты мультикультуральной готовности учителя начальных классов.

6. Результаты, полученные в ходе педагогического эксперимента по мультикультуральной подготовке будущих учителей начальных классов, свидетельствуют об эффективности разработанной системы подготовки, что является подтверждением верности гипотезы исследования, его теоретической и практической значимости.

Считаем перспективными следующие направления в исследовании данной проблемы:

1) разработка концептуального подхода к созданию системы воспитания мультикультуральных качеств личности будущего педагога в условиях мультикультурной среды;

2) педагогическая практика как средство мультикультуральной подготовки будущего педагога;

3) технологии мультикультуральной подготовки будущего педагога к работе в многонациональной среде.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Г. Социалистическая культура межнационального общения /Р.Г.Абдулатипов //Научный коммунизм. 1985. — № 5. — С.44.
  2. A.M. Социально-экологические основы подготовки студентов педагогического колледжа к межкультурной коммуникации (на примере Северного Кавказа): Автореф. дисс.. канд. пед. наук /А.М.Абдулкаримова. М., 2002. — 22 с.
  3. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего образования /О.А.Абдуллина. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1990. -141 с.
  4. З.Ф. Формирование педагогической культуры будущего учителя в процессе изучения дисциплин педагогического цикла: Дисс.. канд. пед. наук /З.Ф.Абросимова. Курган, 1994. — 206 с.
  5. А.Г., Горбачева Ю. С. Этика межнационального общения детей в поликультурной группе /А.Г.Абсалямова, Ю. С. Горбачева. Уфа: «Творчество», 1997.
  6. А.Г. Мультикультурное образование (программа курса) /А.Г.Абсалямова. Уфа, 1997. — 38с.
  7. В.Х. Социально-педагогические аспекты становления культуры межнациональных отношений: Дисс.. канд. пед. наук /В.Х.Абэлян. — Майкоп, 1998. 122 с.
  8. B.C. Психология межгрупповых отношений /В.С.Агеев. М., 1997.
  9. JI.A. Формирование национального самосознания старшеклассников в учебно-воспитательной работе школы: Дисс.. канд. пед. наук /Л.А.Альшевская. Минск, 1993. — 150 с.
  10. Аналитическая справка этносоциологического исследования по проблеме «Образовательная система в изучении традиционных культур полиэтнического города». Майкоп, 2000. — С.6.
  11. .Г. К психологии студенческого возраста /Б.Г.Ананьев //Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. — Вып. 2., ЛГУ, 1974.
  12. В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности /В.И.Андреев. М.: Высш. шк., 1981. — 240с.
  13. Г. М. Социальная психология /Г.М.Андреева. — М.: Аспект Пресс, 1996. С.151−171.
  14. В.В. Повышение компетенции руководителей школы по управлению процессом компьютеризации обучения: Дис. канд. пед. наук.
  15. С.А. Билингвизм и бикультурализм /С.А.Арутюнов//СЭ, 1978. — № 2, — С.3−14.
  16. С.А. Инновации в культуре этноса и их социально-экономическая обусловленность /С.А.Арутюнов //Этнографические исследования развития культуры, М., 1985.
  17. Ю.В. Социально-культурные аспекты развития и сближения наций (программа, методика и перспектива исследования) /Ю.В.Арутюнян //Советская этнография. 1972. — № 3. — С.3−19.
  18. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы /С.И.Архангельский. М., 1980. — 368 с.
  19. Н.А. Научно-педагогические основы формирования культуры межнационального общения школьников /Н.А.Асипова. Бишкек: Илим, 1994.- 107с.
  20. М.Г. Адыги и русские: (Дорогами второго тысячелетия) /М.Г.Аутлев. Краснодар: Периодика Кубани, 2000. — 179 с.
  21. В.А., Бабаев С. А. «Мобилизованная этничность»: этническое измерение политической культуры современной России /В.А.Ачкасов, С. А. Бабаев. — С.-Петерб. Гос. ун-т, С.-Петерб. филос. об-во, 2000. 144с.
  22. Ю.С. Избранные педагогические труды /М.Ю.Бабанский. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  23. П.И. Проблемы становления специалистов в высшей школе /П.И.Бабочкин. М., 1997.
  24. Н.Г. Профессиональная инженерная культура: Структура, динамика, механизмы освоения: Дисс.. д-ра филос. наук / Н. Г. Багдасарьян. М., 1998. — 294 с.
  25. A.M. Воспитание толерантности у старшего подростка в условиях взаимодействия малых групп: Автореф. дисс.. канд. пед. наук /А.М.Байбаков. Волгоград, 2003. — 24 с.
  26. М.И., Нартов К. М. Системный подход в подготовке учителя в национальном вузе /М.И.Бакиев, К. М. Нартов //Труды Института национальных проблем образования. Вып. 1. — М., 1993. — С.113−129.
  27. А.В., Муцынов С. С. Проблемы педагогической культуры /А.В.Барабанщиков, С. С. Муцынов. М., 1980. — 208с.
  28. БатищевГ.С. Диалектика творчества/Г.С.Батищев. М., 1984.
  29. М.Б. Россия и Северный Кавказ: межнациональные отношения на пороге XXI века /М.Б.Беджанов. — Майкоп: РУРИПП «Адыгея», 2002. -443 с.
  30. P.M. Этническая направленность нравственной культуры и ее формирование у будущего учителя в образовательном процессе: Автореф. дисс.. канд. пед. наук /Р.М.Белалов. Владикавказ, 2003. — 27 с.
  31. Е.П., Стефаненко Т. Г. Этническая социализация подростка /Е.П.Белинская, Т. Г. Стефаненко. — Москва Воронеж, 2000.
  32. Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки /Е.П.Белозерцев. -М.: Педагогика, 1989. 208 с.
  33. B.JT. Педагогическая культура: философско-социологический анализ /В.Л.Бенин. Уфа: Башкир, гос. пединститут, 1997. — 131с.
  34. Н.А. Русская идея /Н.А.Бердяев //О России и русской философской культуре. М.: Наука, 1990. — С.43−271.
  35. JT.H. Этнопсихологический аспект национальной идеи /Л.Н.Бережнова //Реальность этноса. Образование и национальная идея /Под. науч. ред. И. Л. Набока. СПб: Астерион, 2004. — С.32−35.
  36. .М. Языковая политика и образование в многонациональной республике /Б.М.Берсиров //Вестник АГУ. Майкоп, 1998. — № 2. — С.7.
  37. B.C. От наукоучения к логике культуры /В.С.Библер. М., 1991.
  38. А.Х. Адыги Северо-Западного Кавказа и кризис восточного вопроса в 20-х- начале 30-х годов XIX в. /А.Х.Бижев. Майкоп, 1994. — С. 140.
  39. З.У. Двустороннее двуязычие: истоки, принципы, подходы /З.У.Блягоз // Вестник АГУ. Майкоп, 1998. — № 2.
  40. А.А. Восприятие человека человеком /А.А.Бодалев. Л., 1965. -С.3−15.
  41. Большой толковый социологический словарь (collins). Том 1 (А — О): Пер. с англ. М.: Вече, ACT, 2001. — С.445.
  42. Е.В., Кульневич С. В. Педагогика. Учебное пособие /Е.В.Бондаревская, С. В. Кульневич. Ростов н/Д: Т. Ц. Учитель. — 559 с.
  43. Е.В. Образование и культура /Е.В.Бондаревская // Материалы Южно-Российской научно-практической конференции «Культура -Мощный фактор развития. Ростов н/Д, 1997. — С.62−68.
  44. Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность /Е.В.Бондаревская //Педагогика. 1999. — № 3. — С.37−43.
  45. Н.В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов /Н.В.Бордовская, А. А. Реан. СПб.: Питер, 2000. — 304 с.
  46. Е.Е. Формирование межкультурных коммуникативных умений будущего учителя: Дисс.. канд. пед. наук /Е.Е.Боровкова. Челябинск, 1996.- 199 с.
  47. В., Суслова Э. Игры-драматизации основа знакомства с культурой других народов /В.Ботнарь, Э. Суслова //Дошк. воспитание. — 1994. — № 3. — С.36−39.
  48. Ю.Ю. Межкультурное образование в детском возрасте. Актуальные проблемы современности (по материалам отечественных и зарубежных исследований /Ю.Ю.Бочарова. — Интернет: http: //www. oim. ru/reader. asp. nomer = 219.
  49. Ю.В. Очерки теории этноса /Ю.В.Бромлей. М.: Наука, 1983. -412с.
  50. М. Я и Ты /М.Бубер //Квинтэссенция: Философский альманах, 1991.-С.336.
  51. БуеваЛ.Л. Культура и образование/Л.Л.Буева//Alma mater. 1997. — № 4.— С.11−17.
  52. К.И. Воспитание, развитие и формирование личности: (в контексте традиций и современных концепций) /К.И.Бузаров. Майкоп, 2000. -86 с.
  53. К.И. Комплексное решение образовательно-воспитательных задач в национальной школе: (На материале шк. Адыг. авт. обл.) /К.И.Бузаров. Майкоп: Краснодар, кн. изд-во, Адыг. отд-ние, 1987.-190 с.
  54. К.И. Этнопедагогическая культура в структуре поликультурной образовательной модели /К.И.Бузаров //Образование города на пути к XXI веку. Майкоп, 2000. — С.49−63.
  55. О.С. Педагогический артистизм: Учебн. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /О.С.Булатова. М.:Издательский центр «Академия», 2001.-240 с.
  56. JI.H. Подготовка студентов педагогического вуза к интернациональному воспитанию (на материале многонациональных школ) /Л.Н.Бушуева. М., 1985. — 244с.
  57. В.М. Элементы этнопедагогики: Учеб. пособие / В. М. Бызова, Л.И.Краева- М-во образования РФ. Сыктывк. гос. ун-т. Сыктывкар: Сык-тывк. ун-т, 2000. — 52с.
  58. Дж. Мультикультурное образование: цели и измерение /Д.Бэнкс // Новые ценности образования. — М.: Инноватор. 1996. — Вып. 4. — С. 15−19.
  59. Ю.В. Строение и развитие профессиональной компетентности в высшем образовании: Дисс.. докт. пед. наук. М., 1999. — 353 с.
  60. И. Диалог культур, диалог цивилизаций /И.Василенко//Этнос и политика: Хрестоматия /Авт.-сост. А. А. Празаускас. — М.: Изд-во УРАО, 2000. 400 с.
  61. Е.В. Теоретическая и практическая подготовка студентов к воспитанию у учащихся гуманности в сфере межнациональных отношений: Дисс.. докт. пед. наук /Е.В.Васильев. Чебоксары, 1996. — 406 с.
  62. Д.М. Государственно-общественная система управления образования в условиях дифференцированной социокультурной среды: Дисс.. докт. пед. наук/Д.М.Вердиев. Ростов н/Д, 1999.
  63. М.А., Кармышев А. Д. Введение в экономическую этнопсихологию: Учеб. Пособ. /М.А.Винокуров, А. Д. Кармышев. Иркутск: Издательство ИГЭА, 2000. — 304 с.
  64. Г. Н. Этнопедагогизация современного образования /Г.Н.Волков //Мир образования. -1997. № 2. — С.64 — 71.
  65. Ю.Г., Хунагов Р. Д., Шадже А. Ю. Гуманизм и полиэтническая Россия /Ю.Г.Волков, Р. Д. Хунагов, А. Ю. Шадже /Под ред. Р. Д. Хунагова. -Майкоп: Изд-во ЛГУ, 2001. 171 с.
  66. Л.А. Педагогическая культурология (программа интегративного учебного курса для высших педагогических учебных заведений) /Л.А.Волович. Казань: КГПУ, 1995. — 40 с.
  67. JI.C. Собрание сочинений. Т. 3. Проблемы развития психики /Л.С.Выготский. М.: Педагогика, 1983. — 368 с.
  68. Р.Т. Педагогические условия интернационального воспитания школьников (на материале РГ) /Р.Т.Гарданов. Уфа, 1994. — 94 с.
  69. З.Т. Особенности формирования культуры межнационального общения в многонациональном регионе /З.Т.Гасанов //Педагогика. 1992. — № 5. — С. 12.
  70. .С. Философия образования /Б.С.Гершунский. М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. — 432 с.
  71. С.С. Основы педагогики. Введение в прикладную философию: Учебное пособие для ВУЗов /С.С.Гессен. М., 1995. — 448 с.
  72. Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя /Ф.Н.Гоноболин //Вопросы психологии. 1975. -№ 1. — С. 101−111.
  73. С.Г. Умение и навыки: о соотношении содержания этих понятий /С.Г.Горбатов //Педагогика. 1994. — № 2. — С. 15−19.
  74. В.И. Высшее педагогическое образование: проблемы и перспективы /В.И.Горовая. Ставрополь: СГУ, 1995. — 160 с.
  75. Государственная программа национального возрождения народов Российской Федерации: (Концепция). М., 1992. — С.З.
  76. Л.К. Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного педагогического образования: Дисс.. докт. пед. наук /Л.К.Гребенкина. М., 2000. — 441 с.
  77. М.Н. Национальные группы и меньшинства в системе межнациональных отношений в СССР /М.Н.Губоголо //Советская этнография. -1989. -№ 1.-С.179.
  78. С.А. Педагогические формы и технологии формирования профессионально-педагогической культуры студентов — будущих учителей начальных классов: Дисс.. канд. пед. наук /В.А.Гулиева. Владикавказ, 2002.- 151 с.
  79. JI.H. Этносфера: История людей и история природы /Л.Н.Гумилев. М.: Экопрос, 1993. — С.39−56.
  80. В.В. Проблемы развивающего обучения /В.В.Давыдов. М., 1986.-240 с.
  81. И.А. Адыгская этнопедагогика в воспитании у школьников патриотизма и культуры межнационального общения в условиях двуязычного образования: Дисс.. канд. пед. наук. Владикавказ, 2001. — 219 с.
  82. О.Н. К проблеме индентификации кавказской культуры /О.Н.Дамениа //Вести АТУ. Майкоп, 1998. — С.57.
  83. Н.Я. Россия и Европа /Н.Я.Данилевский. М.: Кн., 1991. — 573с.
  84. Г. С. Модель национальной школы для Северного Кавказа: социально-политический аспект /Г.С.Денисова //Социально-этнические проблемы России и Северного Кавказа на исходе XX века. Ростов н/Д: Изд-во Рост. пед. ун-та, 1998. — С.308−320.
  85. Денисова Г. С, Этнический фактор в политической жизни России 90-х годов /Г.С.Денисова. — Ростов н/Д: Изд-во Рост. пед. ун-та, 1996. — 244 с.
  86. А.А., Зазыкин В. Г. Акмеология: Учебное посо-бие/А.А.Деркач, В. Г. Зазыкин. СПб.:Питер, 2003. — 256 с.
  87. .М. Социально-экономическое и политическое положение адыгов в XIX веке /Б.М.Джимов. Майкоп, 1986.
  88. Е.Н. Здоровье и образование (теория, диагностика, практика реабилитации) /Е.Н.Дзятковская, В. И. Нодельман. Иркутск: ИГПУ, 1998. — С.20.
  89. Г. Д. Многокультурное образование /Г.Д.Дмитриев. — М.: Народное образование, 1999. 208 с.
  90. JI.M. Влияние этноконтактной среды на межнациональные отношения/Л.М.Дробижева. — М., 1985.
  91. Н.П. Воспитание межнациональной толерантности в поликультурной среде: Дисс.. канд. пед. наук /Н.П.Едыгова. Майкоп, 2002. -195 с.
  92. .С. Социальная культурология: Пособие для студ. высш. уч. зав. /Б.С.Ерасов. В 2-х ч., ч. II — М.: АО Аспект Пресс, 1994. — 240 с.
  93. Л. Воспитывать на основе национальной культуры /Л.Ефремова //Школа. 1998.- № 3.
  94. Ю.А. Солнечное сплетение Евразии /Ю.А.Жданов. Майкоп, 1999.
  95. Ю.А. Университеты в контексте социокультурного пространства полиэтнического региона /Ю.А.Жданов //Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2000. — № 2. -С.17−18.
  96. В.И. Педагогическое творчество учителя /В.И.Загвя-зинский. М.: Педагогика, 1987. — 160 с.
  97. Закон РФ о национально-культурной автономии. — М., 1996.
  98. Е.Ю. Педагогическая культура и культурно-образовательная ситуация /Е.Ю.Захарченко //Педагогика. 1999. — № 3. — С.69−73.
  99. И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие/И.А.Зимняя. — М., 1997.-480 с.
  100. Н.Д. Элементы подготовки учителя поликультурного типа /Н.Д.Зингер //Реальность этноса. Образование и национальная идея /Под научн. ред. И. Л. Набока. СПб.: Астерион, 2004. — С.32−35.
  101. Д.Е. Проблемы этнопедагогики в подготовке специалистов для социальной сферы /Д.Е.Иванов //Г.Н.Волков и этнопедагогика. Чебоксары: Ядрин, 1997. -С.43−48.
  102. ИФ. Профессионально-педагогическая культура преподавателя /И.Ф.Исаев. М.: Изд. центр «Академия», 2002. — 208 с.
  103. Т.Г. Интернационалистическое воспитание: перестройка форм и средств /Т.Г.Исламшина. Казань, 1990. — 196 с.
  104. Р.И. Формирование культуры межнационального общения в школах со смешанным национальным составом: на примере старших школьников: Дисс.. канд. пед. наук /Р.И.Кадиева. — Махачкала, 1999. -148 с.
  105. З.Ш. Толерантность и готовность к разрешению конфликтов в подготовке будущих учителей /З.Ш.Касимова //Реальность этноса. Образование и национальная идея/Под научн. ред. И. Л. Набока. СПб: Астери-он, 2004.-С.318−321.
  106. К. Национализм и интернационализм /К.Каутский. П. Г, 1918.
  107. Л.Е. История культуры стран Европы и Америки /Л.Е.Кертман. -М., 1997.-С.14.
  108. И.Ф. Культура и общество /И.Ф.Кефели //Социально-политический журнал. 1995. — № 3. — С.73−82.
  109. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках /М.В.Кларин. М., 1994. — 222 с.
  110. М.Б. Подготовка студентов факультета дошкольной педагогики и психологии к этнопедагогизации процесса воспитания детей: Дисс.. канд. пед. наук /М.Б. Кожанова. Чебоксары, 1999. — 245 с.
  111. В.И. Этнос. Нация. Национализм. Сущность и проблематика /В.И.Козлов. -М., 1999.-341 с.
  112. В.П. Воспитание культуры межнационального общения в средней профессиональной школе: Монография /В.П.Комаров. — Казань, 1995. 142 с.
  113. Кон И. С. Социологическая психология /И.С.Кон. Воронеж: Модэк, 1999. -560 с.
  114. Р.А. Формирование транскультурных коммуникативных умений у студентов высших учебных заведений: Дисс.. канд. пед. наук /Р.А.Коновалова. Челябинск, 1998. — 196 с.
  115. Концепция государственной национальной политики РФ //Федерация и народы России. 1996, — № 2.
  116. Г. Б. Всемирная история педагогики/Г.Б.Корнетов. — М., 1994.138 с.
  117. А.И. Культурология: Словарь /А.И.Кравченко. Изд. 2-е. — М.: Акад. Проект, 2001. — С.381.
  118. В.В. Методология педагогического исследования /В.В.Краев-ский. Самара, 1994.
  119. Г. Психология развития /Г.Крайт. СПб.: Питер, 2000. — С.549.
  120. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста /Н.Б.Крылова. М.: Высш. шк., 1990. — 142 с.
  121. М.В. Этничность, безэтничность, этническая непрерывность /М.В.Крюков //Расы и народы. М.: Наука, 1989, Вып. 19. — С.5−18.
  122. JT.H. Теоретические и практические основы развития профессиональной Я-концепции студентов будущих педагогов /Л.Н.Кубашичева. — Майкоп: Типография АГУ, 2000. — 341 с.
  123. Е.В. Этнопедагогическая подготовка студентов педвуза к работе в полиэтническом регионе: Дисс.. канд. пед. наук /Е.В.Кузнецова. — Астрахань, 2001. 208 с.
  124. М.Н. Национальная школа России: традиции и современность в контексте модернизации /М.Н.Кузьмин// Труды Института национальных проблем образования. Вып. 1., 1993.
  125. Н.В. Очерки психологии труда учителя /Н.В.Кузьмина. Л., 1967.- 183 с.
  126. Культура: теории и проблемы. Учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей/Т.Ф.Кузнецова, В. М. Межуев, И. О. Шайтанов и др. М.: Наука, 1995. — 279 с.
  127. А.И. Мультикультурализм: проблемы социальной стабильности полиэтнических обществ /А.И.Куропятник. СПб: Изд-во С-Петербургского университета, 2000. — 208 с.
  128. Р.И. Формирование культуры межнационального взаимодействия у студентов высших учебных заведений: Дисс.. канд. пед. наук /Р.И.Кусарбаев. М., 2001. — 216 с.
  129. Л.И. Профессиональная подготовка учителя к учебно-воспитательной работе в начальных классах с многонациональным составом учащихся: Дисс. канд. пед. наук /Л.И.Лебедева. М., 1994.
  130. Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: Учеб. пособие /Н.М.Лебедева. М.: «Ключ-С», 1999.
  131. В.М. Социокультурные аспекты глобального моделирования /В.М.Лейбин //Глобальное моделирование: социальные процессы. — М., 1984.
  132. В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме /В.А.Лекторский //Вопросы философии. 1997. — № 4. — С.46−54.
  133. И.Л. Проблемы формирования культуры межнациональных отношений в педагогической публицистике 1991−1997 гг.: Дисс.. канд. пед. наук /И.Г.Ленский. М., 1998. — 174 с.
  134. И.Я. Дидактические основы методов обучения /И.Я.Лернер, М., 1981. — С.88−91.
  135. Е.Ю. Билингвизм: мультикультуральная модель социализации личности /Е.Ю.Литвиненко. Ростов н/Д, 1999.
  136. Д.С. Национальное самосознание Древней Руси /Д.С.Лихачев. -М. Л.: АН СССР, 1946. — 120 с.
  137. А.Ф. Философия. Мифология. Культура /А.Ф.Лосев. М.: Политиздат, 1991.-525 с.
  138. Н.О. Характер русского народа /Н.О.Лосский. Париж, 1957.
  139. Ю.М. Культура и взрыв /Ю.М.Лотман. М.: Гнозис, Издат-ая группа «Прогресс», 1992.
  140. С.В. Историческая этнология: Учеб. пособие для вузов /С.В.Лурье, 1997.-445 с.
  141. В.В., Малькова З. А., Супрунова Л. Л. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы / В. В. Макаев, З. А. Малькова, Л. Л. Супрунова //Педагогика. — 1999. — № 4. — С.3−10.
  142. В. Зачем России мультикультурализм? /В.Малахов // Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ. — М., 2002. С.48−60.
  143. М.К. Как я понимаю философию /М.К.Мамардашвили. -М.: «Культура», 1992.-С.144.
  144. Э.С. Теория культуры и современная наука: (Логико-методологический анализ) /Э.С.Маркарян. -М.: Мысль, 1983. 285 с.
  145. А.К. Психология профессионализма /А.К.Маркова. М.: Знание, 1996.-308 с.
  146. М.И. Теория и практика проблемного обучения /М.И.Махмутов. Казань: Татарское кн. изд-во, 1972. — 543.
  147. Е.В. Формирование у студентов ценностного отношения к национальной культуре другого народа: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Краснодар, 2002. 22 с.
  148. Межкультурное образование: Подход Совета Европы.- М., 1995.
  149. В.М. Культурология как наука /В.М.Межуев/Культура, культурология и образование (материалы «круглого стола"//Вопросы философии.1997. — № 2. -С.8−18.
  150. Т.Б. Поликультурное образование: Программы и методы /М.Б.Менская/Юбщество и образование в современном мире. — Вып. 2. М., 1993.
  151. З.К. Педагогическая культура и педагогический идеал. Учебное пособие для студ. и асп. /З.К.Меретукова. — Майкоп, 1999. 160с.
  152. З.К. Теория и практика подготовки учителя к развивающему обучению /З.К.Меретукова. Майкоп: Изд — во ЛГУ, 1997. — 224 с.
  153. JI.M. Учитель как личность и профессионал. — М.: Дело, 1994. -216с
  154. Н.В. Межэтническая толерантность учащихся многонациональной школы: Дисс.. канд. психол. наук / Н. В. Мольденгауэр. М., 2001.- 169 с.
  155. З.Ф. Педагогика этничности и толерантности: З.Ф.Мубинова- М-во образования РФ. Башкирский гос. ун-т. Уфа: Башк. госуниверситет, 2000. — 136 с.
  156. А.В. Социальная педагогика /А.В.Мудрик. М., 1999. — 184 с.
  157. О.Д. От этнического к поликультурному (мультикультурному) образованию и воспитанию //Сб.мат-лов Всеросс. науч.-практ. конф. /Под. ред. С. Н. Бегидовой. Майкоп: изд-во АГУ, 2004. — С. 185−192.
  158. Мультикультурное образование: материалы международной конференции «Методология и практика мультикультурного образования в условиях возрождения традиций народов Республики Саха (Якутия)» /Сост. Н. А. Расторгуев. Якутск: Сахаполиграфиздат, 1996. — 142 с.
  159. М.Б. К вопросу о понятии «межнационально-коммуникативной личности» /М.Б.Мустафаев//Поликультурное образование на Северном Кавказе: проблемы, тенденции, перспективы. — Махачкала: ЦПЦ ДГУ, 2000. С.259−262.
  160. Г. Ю. Развитие этнопедагогической культуры будущих учителей начальных классов в учебном процессе: Дисс.. канд. пед. наук /Г.Ю.Нагорная. Ставрополь, 1998. — 209 с.
  161. Нахмитокова Р. Ю Федеральная целевая программа «Русский язык» и пути ее реализации в Адыгее /Р.Ю.Намитокова//Вестник АГУ. Майкоп, 1998. -№ I.
  162. Е.И. Северный Кавказ: этапы исторического развития /Е.И.Нарожный/Под ред. доцента, канд. ист. наук Б. В. Виноградова. Армавир, 2000. — 40 с.
  163. Н.Д. Современная высшая школа капиталистических стран: Основные вопросы дидактики /Н.Д.Никандров. М., 1978. — 279 с.
  164. В.А. Теория и методика формирования этнопедагогической культуры учителя: Дисс.. докт. пед. наук /В.А.Николаев. М., 1998. -404с.
  165. Новые ценности образования. Вып. 4: Культурная и мультикультурная среда школ. М., 1996.
  166. А.П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга: Дис.. докт. психол. наук /А.П.Оконешникова. Якутск, 1998.
  167. В. Введение в общую дидактику: Пер. с польск. Л. Г. Кашкуревича, Н. Г. Горина /В.Оконь. М.: Высш. шк., 1990. — 382 с.
  168. И.М. Что такое гуманитарная культура? /И.М.Орешников. -Саранск, 1992.
  169. Отечественное образование: тенденция и перспективы разви-тия//Педагогика. 1998. — № 8.
  170. Ю.В. Возрастная структура интегральной индивидуальности у студентов различных групп в многонациональном вузе: Дис.. канд. псих, наук ЯО.В.Павличенко. Пятигорск, 1995.
  171. Е.М. Профессиональное становление будущего учителя /Е.М.Павлютенкова //Советская педагогика. 1990. — № 1. — С.64−69.
  172. Г. В. Мультикультурное образование: современный подход к воспитанию на народных традициях /Г.В.Палаткина //Педагогика. — 2002. — № 5. — С.41−47.
  173. А.Б. Этнокультурный парадокс современного образования /А.Б.Панькин. Волгоград: Изд-во «Перемена», 2001. — С.445.
  174. Педагогика высшей школы: Учебно-методическое пособие. Казань: Изд-ие Казанского ун-та, 1985.
  175. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /В.А.Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа -пресс, 1997.-512 с.
  176. Педагогическая антропология: Учебное пособие /Авт. сост. Б.М.Бим-Бад. — М.: М., 1995.
  177. С.Ф. Мультикультурное образование младших школьников на примере Республики Саха (Якутия): Дисс.. канд. пед. наук /С.Ф.Петрова. Якутск, Изд-во УРАО, 1998. — 576 с.
  178. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учеб. пособие /Под ред. Л. К. Гребенкиной, Л. А. Байковой. — 3-е изд., испр. и доп. М.: Пед. об-во России, 2000. — 256 с.
  179. А. Аргументы в пользу межкультурного образования /А.Перот-ти.-2000.- 181 с.
  180. Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга /Л.А.Петровская. М., 1982. — 251с.
  181. Н.Г., Пешков С. П. Педагог в системе личностно-ориентиро-ванного образования /Н.Г.Пешкова, С. П. Пешков. Ростов н/Д: РГТТУ, 1997.
  182. . Психология интеллекта /Ж.Пиаже //Избранные психологические труды. — М., 1969.
  183. К.С. Национальная идея: университет и философия /К.С.Пигров //Реальность этноса. Образование и национальная идея. СПб.: Астерон, 2004. — С. 166−170.
  184. П.И. Организация учебно-познавательной деятельности сту-дентов.Учеб. пособие /П.И.Пидкасистый. М.: Педаг. общество России, 2004.- 112 с.
  185. В.В. Системный подход к этносу /В.В.Пименов// Расы и народы. -Вып. 16.
  186. Л.И. Профессионально-педагогическая подготовка будущего учителя /А.И.Пискунов //Советская педагогика. 1985. — № 12.
  187. Повышение открытости общества и динамика толерантности: проблемы формирования толерантного сознания в полиэтнической социокультурной среде (коллективная монография). Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2003.-208 с.
  188. Подымова J1.C. Опыт профессио-графического изучения дидактической подготовки учителя начальных классов /Л.С.Подымова //Формирование социально-активной личности учителя. Сб. научн. трудов. М.: Ш НИ, 1983. — С.123−128.
  189. B.C. Культурный ландшафт Кавказа /В.С.Поликарпов// Кавказский регион: проблемы культурного развития и взаимодействия. Отв. ред. Ю. Г. Волков. Ростов н/Д: Изд. Ростовского ун-та, 2000. — С.85−87.
  190. Я.А. Психология творчества и педагогика /Я.А.Пономарев. -М.: Педагогика, 1996. 280 с.
  191. Э.А. Психолого-педагогические основы формирования у студентов культуры межэтнического общения: Дис.. канд. пед. наук /Э.А.Потокова. Майкоп, 2002. — 189 с.
  192. Психология и педагогика. Учебное пособие /Под ред. К. А. Абульхановой, Н. В. Васиной, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. М.: Изд-во «Совершенство», 1998.-320 с.
  193. Психология: Словарь /Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990.
  194. Р.В. Социально-педагогические основы подготовки студентов педвузов к интернационально-патриотическому воспитанию в школе: (наматериале Дагестана): Дис.. канд. пед. наук /Р.В.Раджабова. — М., 1991. -230 с.
  195. В.Н. Актуальные проблемы истории и историографии Северного Кавказа /В.Н.Ратушняк- М-во образования РФ: КУБ. гос. ун-т. Краснодар: Куб. гос. ун-т, 2000. — 232 с.
  196. Э. Что такое нация? /Э.Ренан. СПб, 1988. — С.219.
  197. Ю.Г. В духе взаимного уважения: Межнациональные отношения /Ю.Г.Римаренко//Под знаменем ленинизма. М, 1990. — № 18.- С. 19.
  198. М.А. Рассуждения об интеллигентности, или пророчество Бам -Грана /М.А.Розов //Вестник высшей школы. 1989. -№ 6. — С. 12−20.
  199. Российская педагогическая энциклопедия. I: А — М /Гл. ред. В. В. Давыдов. 1993. — 607с. II: М — Я /Гл. ред. В. В. Давыдов. — 1999. — 669 с.
  200. C.JI. Проблемы общей психологии /C.JI. Рубинштейн. — М., 1973,-424 с.
  201. JI.B. Образ учителя сквозь призму культурологических концепций /Л.В.Рябова //Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 1995. — № 1. — С.58−62.
  202. Н.М. Теоретические основы личностноразвивающего обучения будущего учителя (с учетом этнопедагогических особенностей) /Н.М.Сажина. М., 2000. — 240 с.
  203. В.В. изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций /В.В.Сафонова. Воронеж: истоки, 1996. -237 с.
  204. И.Е. Бикультурное непрерывное образование как фактор личностного развития дошкольников и младших школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук /И.Е.Сахарова. — Томск, 2002. 17 с.
  205. P.M. Экология культуры и проблемы гуманизации и этнизации образования /Р.М.Ситько //Социально-этнические проблемы России и Северного Кавказа. Ростов н/Д: Изд-во Рост. пед. ун-та, 1998. — С.237−308.
  206. М.Н. Проблемы современной дидактики /М.Н.Скаткин. — М.: Педагогика, 1991.- 173 с.
  207. В.А., Мищенко А. И. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя /В.А.Сластенин, А. И. Мищенко //Советская педагогика. 1991. — № 10. — С.84−86.
  208. Словарь иностранных слов и выражений /Авт. сост. Е. С. Зенович. — М.: ООО «Агенство» КРПА «Олимп»: ООО «Издательство ACT», — 2002. -С.447, С. 401.
  209. В.Ю. Идея мультикультурализма и Российское правовое пространство /В.Ю.Сморгунова //Реальность этноса «Образование и национальная идея /Под нучн. ред. И. Л. Набока. СПб: Астерион, 2004. — С.32−35.
  210. И.А. К проблеме изучения этнического самосознания у детей и юношества /И.А.Снежкова //Советская этнография. 1982. — № 1. — С.80−88.
  211. Л.Б. Теория и практика формирования культуры педагогической деятельности будущего учителя: Дис.. докт.пед.наук/Л.Б.Соколова. Оренбург, 2000. — 350 с.
  212. Г. У. Межэтническое общение: когнитивная структура этнического самосознания /Г.У.Солдатова //Познание и общение. — М.: Наука, 1998.-С.11−125.
  213. Сорока Росинский В. Н. Педагогические сочинения /В.Н.Сорока — Росин-ский. — М.: Педагогика, 1991. — С.86.
  214. Состояние и перспективы развития языкового образовательного компонента в полиэтническом пространстве города (итоги социо-логического исследования). Майкоп, 2000. — 38 с.
  215. И.В. Марксизм и национальный вопрос /И.В.Сталин. Соч. — М., 1954., Т. 2. — С.296.
  216. О.В. Национальная система образования России в условиях нестабильности общества /О.В.Степанов //Социально-этнические пробле-мы России и Северного Кавказа на исходе XX века. Ростов н/Д: Изд-во Рост, пед. ун-та, 1998. — С.276−296.
  217. Л.Д. Педагогика. Серия «Учебники, учебные пособия» /Л.Д.Столяренко. Ростов н/Д: «Феникс», 2000. — 448 с.
  218. Л.Л. Диалог культур как принцип поликультурного образования /Л.Л.Супрунова //Поликультурное образование на Северном Кавказе: проблемы, тенденции, перспективы. Махачкала: ЦПЦ ДГУ, 2000. -С.22−23.
  219. В.А. Избранные пед. соч. в 3-х томах /В.А.Сухомлинский. М.: Педагогика, 1979 — 81 гг. Т. I. — 216 с.
  220. Э.Б. Первобытная культура /Э.Б.Тайлор. — М.: Политиздат, 1989. — 572 с.
  221. М.Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном сообществе /М.Г.Тайчинов // Педагогика. М., 1999. -№ 2.
  222. Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста /Н.Ф.Талызина. М., 1986.
  223. С.А. Культура и педагогика мира /С.А.Тангян //Педагогика. -1997. — № 6. -С.3−14.
  224. Тезаурус для школьных учителей и психологов. — М.: Новые ценности образования, 1996.-210 с.
  225. Г. Я. Формирование культурно-нравственных ценностей студентов: (на примере Республики Адыгея): Дис. канд. пед. наук /Г.Я.Теучеж. — Владикавказ, 2002. — 169 с.
  226. В.А. Очерки теории и политики этничностн в России /В.И.Тишков. М.: Рус. мир, 1997.-531 с.
  227. В.А. Этничность, национализм и государство в посткоммунистическом обществе /В.А.Тишков//Вопр. социол. 1993. — № 1−2. — С.7.
  228. П. Многомерность образовательного пространства /П.Тищен-ко//Народное образование. 1997. — № 2.
  229. А.Д. Цивилизация перед судом истории: Сб: Пер. с англ. /А.Дж. Тойнби- Под ред. В. И. Уколовой и Д. Э. Харитоновича. — М.: Айрис пресс: Рольф, 2002. 588 с.
  230. А.В. Грядущая культура: гримасы идентичности /А.В.Толстых /Культура, культурология и образование (материалы «круглого стола») //Вопросы философии. 1997. — № 2. — С.5−8.
  231. М.М. Реализация идей адыгейской народной педагогики при подготовке студентов к работе в национальной школе: Автореф.. канд. пед. наук /М.М.Тхуго. М., 1995. — 16 с.
  232. Ч. Демократическое исключение (и «лекарство» от него?) /Ч.Тэйлор //Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ. М., 2002.
  233. Ю.С., ЮрченкоЮ.А. Культурологическая подготовка будущего учителя: системное проектирование процесса формирования у студентов культурологических умений /Ю.С.Тюнников, Ю. А. Юрченко /М-во обр-ия
  234. РФ- Соч. гос. ун-т туризма и курорт, дела- Пед. ин-т. Сочи: РИО сГУТ и КД, 2001.-140 с.
  235. К.Д. О народности в общественном воспитании /К.Д.Ушин-ский //Пед. соч.: В 6 т. М., 1988. Т. 2.
  236. О.Ф. Некоторые вопросы активизации учащихся в процессе теоретического и производственного обучения /О.Ф.Федорова. М.: Высш. шк., 1970.-302 с.
  237. П.А. Столп и утверждение истины /П.А.Флоренский. М.: Правда, 1990.-490 с.
  238. Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: Учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений /Ю.Г.Фокин. М.: Изд. центр «Академия», 2002. — 224 с.
  239. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. Учебное пособие /В.Н.Гуров, Б. З. Вульфов, В. Н. Галяпина и др. М., 2004. 240 с.
  240. Ф.П. Национальный и интерсоциальный компоненты в воспитании подрастающего поколения /Ф.П.Хакунова //Поликультурное образование на Северном Кавказе: проблемы, тенденции, перспективы: Махачкала: ЦПЦ ДГУ, 2000. — С.58−59.
  241. Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени (социально-философский анализ) /Р.А.Ханаху. Майкоп, 1997. — С. 118.
  242. Я.И. Использование народных традиций в воспитательной работе национальных школ /Я.И.Ханбиков //Вопросы обучения и воспитания в татарской школе. Казань, 1976. — Вып. 2. — С. 183−190.
  243. А.С. Северный Кавказ: современный кризис диалога культур /А.С.Ханьшева //Кавказский регион: проблемы культурного развития и взаимодействия. Отв. ред. Ю. Г. Волков.- Ростов н/Д: Изд. Ростовского унта, 2000.— С.107−108.
  244. JI.A. Этносоциолингвокультурная детерминация педагогического общения в условиях двуязычия (теоретические основы): Атореф. дисс.. докт. пед. наук. Волгоград, 2000. — 45с.
  245. Ф.Ф. Организационно-педагогические условия формирования национального самосознания учащихся гимназии: Дис.. канд. пед. наук /Ф.Ф.Харисов. Казань, 1994. — 180 с.
  246. М.Г. Этнопедагогическая подготовка учителя начальных классов современной национальной школы (историография, теория, опыт): Монография/М.Г.Харитонов- М-во общ. и проф. образования РФ МПГУ. -М.: Прометей, 1999, 226 с.
  247. Р.Д. Диалог культур и проблемы моделирования новой политики на Северном Кавказе на основе системного подхода /Р.Д.Хуна-гов//Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. -2000. № 2. — С.50−52.
  248. А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов /А.В.Ху-торской. СПб: Питер, 2001. — 544 с.
  249. В.Н. К культуре мира — через образование //Поликультурное образование на Северном Кавказе: проблемы, тенденции, перспективы /В.Н.Цатуров. Махачкала: ЦПЦ ДГУ, 2000. — С.29−31.
  250. О.М. Социокультурная динамика адыго-славянских отношений /О.М.Цветков//Философия и социология в Республике Адыгея. Научно-информационный сборник № 2. — Майкоп, 1995. С.38−56.
  251. B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях /В.С.Черепанов. М.: Педагогика, 1989. — 152 с.
  252. С.В. Человек и этничность /С.В.Чешко // ЭО. 1994. — № 6.-С.41.
  253. Л.Ю. Государственность Адыгеи: Этапы становления и развития /А.Ю.Чирг. Майкоп: Качество, 2002. — 163 с.
  254. И.В. Проектирование центра педагогической культуры как многофункциональной структуры педагогического вуза. Дис.. канд. пед. наук1. И. В. Чугай. Сочи. — 2000.
  255. А.Ю. Национальные ценности и человек: (социально-философский аспект) /А.Ю.Шадже. Майкоп, 1996. — 166 с.
  256. А.Ю. Феномен этничности в Кавказской культуре /А.Ю.Шад-же//Известия высших учебных заведений Северо-Кавказский регион. Обществ. науки. 2000. — № 2. — С.48−58.
  257. М. Основа полноценного развития общества /М.Шаймиев //Народное образование. — 1999. № 6.
  258. Т.А. Модульное обучение: сущность, технология /Т.А.Шамов // Биология в школе. 1994. — № 5. — С.29−32.
  259. В.К. Этнокультурная направленность российского образования /В.К.Шаповалов. М., 2002.
  260. А.В. Мультикультурный подход к обучению и воспитанию школьников: Дис. канд. пед. наук/А.В.Шафикова. Казань, 1999. — 19с.
  261. М. Формы знания и образования /М.Шелер //Избранные произв. -М.: Гнозис, 1994.
  262. Л.Б. Особенности организации воспитательной работы в многонациональных детских коллективах: метод, рекомендации /Л.Б.Ши-повская. Астрахань: Изд-во Астрах, гос. пед. ун-та, 2000. — 20 с.
  263. Е.Н. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя/Е.Н.Шиянов. М., 1991.
  264. Школьная политика государства и воспитание подрастающего поколения. «Круглый стол» //Педагогика. 1999. -№ 3.
  265. И.А. Адыгская (черкесская) народная педагогика /И.А.Шоров. -Майкоп, 1999.-449 с.
  266. О. Закат Европы Пер. с нем /О.Шпенглер / Под ред. А.А.Фран-ковского. М.: Искусство, 1993. — 298 с.
  267. ШпрингерР. Национальная проблема/Р.Шпрингер. СПб, 1909.-С.43.
  268. М.Х. Современный этап развития билингвизма и проблемы обучения языкам в Республике Адыгея /М.Х.Шхапацева //Вестник АТУ. -Майкоп, 1998.-№ 2.
  269. А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя /А.И.Щербаков. М., 1984.
  270. Н.Е. Этика школьной жизни /Н.Е.Щуркова. — М.: Пед. общ-во России, 2000.-192 с.
  271. Этнопсихологический словарь / Под ред. В. Г. Крысько. М., 1999.
  272. Л.С. Воспитание культуры межнационального общения детей 5−8 лет в полиэтнической среде: Автореф. дис.. канд. пед. наук /Л.СЯдриханская. Якутск, 1998. — 19 с.
  273. И.С. Формирование интеллектуальных умений и навыков в процессе производственного обучения /И.С.Якиманская. — М.: Высш. шк., 1979.-88 с.
  274. Н.М. Теория и практика педагогического творчества /Н.М.Яковлева. Челябинск, 1987.
  275. Ф.Г. Гимназическое образование народов России /Ф.Г.Япалов. -Казань: Магариф, 2002.
  276. Anderson В. Imagined. Communities. Reflections on the Origin and Spread of Nationalism. L. -N. Y., 1992. P. 39−71, 131−146.
  277. Barth F. Ed. Ethnic Groups and Boundaries. Boston: Little, Brown & Co, 1969.
  278. Berge P.L. Van Den The ethnic phenomen. New York, 1981.
  279. Berry J.W. Immigration, acculturation and adaptation //Applied psychology: An international review. 1997. Vol. 46 (1) P. 5−34.
  280. Bochner S. The social psychology of cross-cultural relations //Culturesin contact /Ed. by S.Bochner. Oxford: Pergamon Press. 1982, P.5−44.
  281. Gollnick D.M., Chinn Ph. Multicultural Education in Pluralistic Society (5-th ed), Upper Saddle Rive. 1998.
  282. Huntington Samuel P. The ungovermability of democracy? //Democracy in the 1990 s. Vienna, Number 6, January 1994. — P.34−35.
  283. Multicultural Self //H.G.Adams, C.M. Shea Learning to Teach. New York, 1998.
  284. Radtke F.O. Multikulturalismus: Regression in die Modeme? //Fluchtpunkt Eu-ropa. Migration und Multikultur /Hg. M. Fischer. Fr./ M., 1998. S, 138−157.
  285. Rex J. Multikulturalism in Europe and America //Nations and Nationalism. -1995. -№ 1 (2).- P. 243−259.
  286. Schermerhord R.A. Comporative Ethnic relations: A. Framework for Theory and Research. N.Y., 1970.
  287. Yinger J.M. Ethniciti of complex societies: Struktural, cultural and charac-terological factores //The uses of controverse in sociology. — N. Y- L., 1976.
Заполнить форму текущей работой