Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Взаимодействие пограничной службы России с религиозными объединениями в интересах охраны государственной границы: Социально-философский анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Федеральной Пограничной Службы // Фактор этноконфессиональной самобытности в постсоветском обществе. — М., 1998. — С.63−83. Иванов В. И. Организационно-правовые проблемы взаимодействия руководителей ОВД с религиозными объединениями в укреплении правопорядка и нравственном воспитании сотрудников. Автореф. Дис.канд. юридич. наук. — М., 1997; Ивашко М., Пчелинцев А. В. Организационно-правовые формы… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Методологические основы социально-философского анализа взаимодействия государства и религиозных объединений
    • 1. 1. Сущность взаимодействия государства и религиозных объединений, его основное содержание
    • 1. 2. Особенности взаимодействия государства и религиозных объединений в сфере охраны государственной границы России
    • 1. 3. Философско-йсторический аспект взаимодействия государства и религиозных объединений в сфере охраны границ России
  • Глава 2. Социальный механизм взаимодействия ПС России и религиозных объединений
    • 2. 1. Социально-правовая регламентация механизма взаимодействия ПС России и религиозных объединений в интересах охраны государственной границы
    • 2. 2. Основные условия эффективного функцжмшрова"шя механизма взаимодействия ПС России и религиозных объединений в интересах охраны государственной границы

Взаимодействие пограничной службы России с религиозными объединениями в интересах охраны государственной границы: Социально-философский анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена глубинными изменениями в содержании государственно-конфессиональных отношений, происходящими в России с начала 90-х годов XX века. Современное российское государство, разрушив существовавшую в советское время систему взаимодействия с религиозными объединениями, в настоящее время выстраивает новую систему организации духовной сферы жизни общества.

Являясь гибкой, универсальной, открыто функционирующей идеологией, а также специфической формой общественного сознания, которая на уровне обыденного сознания воспринимается как некоторое надчеловеческое образование, религия активно усиливает свое влияние на общество.

Принимая активное участие в социально-политической практике, решении глобальных проблем современности, она проникает в естественные науки, в юриспруденцию, в искусство, в мораль, в международные дела, в военную сферу, сферу защиты государственной границы, стремится быть высшей духовной инстанцией, стоящей над социальными институтами и призванной оценивать их деятельность относительно принятых в ней нравственных принципов и норм. Таким образом, значительно усилились притязания религиозных объединений на участие в решении вопросов внутренней и внешней политики государства.

Противоречия между новыми реалиями и глубиной их осмысления на теоретическом уровне определяют настоятельную потребность в поиске форм и методов разрешения вопросов, связанных с изменением социальной роли, функционированием религии в различных сферах жизни общества, глубокого и всестороннего изучения всех аспектов религиозной проблематики, в рамках которой немаловажное место занимает тема настоящего исследования.

Пограничная служба России, являясь органом исполнительной власти, специальной государственной службой, в ходе выполнения возложенных на нее задач вступает во взаимодействие с общественными объединениями граждан, в том числе и религиозными.

В условиях российской социальной реальности особо актуальной стала в диссертационном отношении социально-философская рефлексия феномена взаимодействия институтов государства, его специальных служб и силовых структур с религиозными объединениями различных конфессий.

Необходимость поиска оптимальных для ПС России путей, форм, принципов взаимодействия с религиозными объединениями в рамках правового поля и интересов охраны государственной границы РФ актуализируются следующими обстоятельствами.

Во-первых, увеличением количества и масштабов угроз национальной безопасности России в пограничной сфере, их нарастанием на стратегических направлениях. Религиозная ситуация, складывающаяся в приграничных с Россией государствах, требует серьезного анализа в интересах выработки управленческих решений. Налицо целенаправленные устремления зарубежных спецслужб контролировать деятельность религиозных объединений и через них придать сознанию и поведению населения приграничных территорий устойчивую антироссийскую, антиправославную, антирусскую направленность для достижения геополитических интересов.

Во-вторых, ростом количества религиозных объединений в Российской Федерации, проникновением их в сферу охраны государственной границы, обострением противоречий между новыми религиозными реальностями и недостаточно отработанным механизмом их регулирования.

За период с 1 января 1995 года по 1 января 2001 года в приграничных субъектах Российской Федерации число только зарегистрированных религиозных объединений увеличилось на 82%. По конфессиям: РПЦ — на 74%, старообрядцы — на 63%, католики — на 60%, мусульмане — на 55%, иудеи — на 136%, буддисты — на 106%, протестанты — на 73%, прочие — на 459%. (АРшфние Я),.

Все это обусловливает необходимость учета силовым структурами, ПС России последствий влияния религии на призывной контингент, личный состав, членов семей сотрудников, население приграничных территорий.

В-третьих, недостаточной исследованностью проблемы взаимодействия институтов государства с религиозными объединениями в интересах охраны государственной границы, необходимостью разработки теоретических основ, методологии и методики осуществления такого рода взаимодействия с учетом специфики влияния конкретных религиозных объединений на служебно-боевую деятельность ПС России.

Степень научной разработанности темы.

В последнее время усиливается интерес учёных к исследованию актуальных проблем общественной жизни, связанных с местом и роли в них религии. Среди таких проблем особо выделяются вопросы общественно-религиозных отношений, взаимодействия государства, его институтов с религиозными объединениями. Имеющуюся литературу по теме исследования представляется возможным разделить на следующие содержательные группы.

Первую из них составляют исследования ученых, в которых осмысливаются общефилософские и социально-философские основы взаимодействия в системе: религия — общество — государство 1.

Следующую группу составляют работы, авторы которых рассматривают взаимодействие государства, его институтов с религиозными объединениями2.

1 См.: Аверьянов А. Н. О природе взаимодействия. М., Знание 1984. № 10- Виноградова Н. Л. Социальное взаимодействие как объект философского анализа. Автореф. Дис.канд. филос. наук.- Волгоград, 1999; Га-раджа В. И. Религия и общество: хрестоматия по социологии религии. М.: Аспект Пресс, 1996; Демченко О. Н. Взаимодействие рационального и иррационального в религиозной системе. Автореф. дис.канд. филос. наук. — Ростов н/Д, 1998; Джораева С. В. Государственно-церковные отношения в России: (Опыт философско-исторического анализа). Автореф. дис.канд. филос. наук, — М., 1997; Дринова Е. М. Содержание и формы этноконфессионального взаимодействия в обществе. Автореф. дис.канд. филос. наук. — Волгоград, 1997; Желтов В. В., Шпак JT.JI. Социально-политическое взаимодействие: прошлое и современность: (Социал этюды) / Кемер. Гос. Ун-т. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997; Иванов С. М. Социальные функции религии и современность. Автореф. дис. канд. филос. наук.- Волгоград, 1999; Мчедлов М. П. Феномен религиозности в современной России.// Обновление России: трудный поиск решений. Выпуск 8. М., 2000; Панюкова В. В. Церковь и государство в современном политическом процессе России: опыт и проблемы взаимодействия Автореф. дис.. канд. филос. наук / РАГС. — М., 1996; Прокудин Ю. А. Философский анализ категории «взаимодействие» и ее методологическое значение для деятельности советских военных кадров. Автореф. дис. .канд. филос. наукМ, 1990; Пьяных Е. П. Феномен русской религиозности.(Историческая динамика и типология, социально-философский анализ). Автореф. дис.канд. филос. наук, — Екатеринбург, 1997; Рагузин В. Н. Этноконфес-сиональные отношения в современной России: (Состояние, проблемы, противоречия. Социально-философский анализ). Автореф. дис. д-ра. филос. наук, — М., 1999; Трофимчук Н. А. Государственно-церковные отношения: сущность, понятия // Религиозные организации и государство: перспективы взаимодействия. — М., 1999. С.5−11- Ушаков Д. В. Концепции социального взаимодействия в теоретической социологии (теоретико-методологический анализ). Автореф. дис.канд. филос. наук.- Новосибирск, 1999. См.: Барабанов Е. А., Бондаренко В. А., Родачин В. М., Одинцов М. И., Трофимчук Н. А. Религия, свобода совести и пограничная служба. М., 2000; Емельянова Н. М. Роль и место религиозного фактора в структуре.

В особую группу следует выделить работы учёных, которые анализируют различные аспекты влияния религии на национальную безопасность, военную службу и военное строительство, на морально-психологическое состояние военнослужащих, в том числе в органах и войсках ПС России1.

Федеральной Пограничной Службы // Фактор этноконфессиональной самобытности в постсоветском обществе. — М., 1998. — С.63−83. Иванов В. И. Организационно-правовые проблемы взаимодействия руководителей ОВД с религиозными объединениями в укреплении правопорядка и нравственном воспитании сотрудников. Автореф. Дис.канд. юридич. наук. — М., 1997; Ивашко М., Пчелинцев А. В. Организационно-правовые формы сотрудничества армии и церкви // Материалы международной конференции Свобода совести: новые подходы и новые вызовы М., 1998. С.52−61- Лу-кичев Б. М. Протопопов В.А. Взаимодействие армии и церкви. К вопросу реализации в ВС РФ конституционного права на свободу совести и вероисповедания // НГ-религии, 1999, 22 сентябряРагозина Л. Г. Исполнительные органы власти и религиозные объединения России в 90-е годы XX века: (организационно-управленческий аспект взаимодействия) Автореф. дис.канд. ист. наук.- М., 1999; Мозговой С. А. Становление и развитие взаимодействия вооруженных сил Российской федерации с религиозными объединениями в 90-е гг. XX в. Автореф. дис.канд. ист. наук, — М., 2001.

1 См.: Агеев С. В. Влияние ислама на вооружённые силы государств Арабского Востока: Автореф. дис.канд.фил. наук.-М.: ВПА, 1987; Бела-щенко Т. Религия в идеологической обработке военнослужащих стран НАТО/ Зар. Воен. Обозрен № 11, 1979.-С. 14−16- Бондаренко В. А. Религия, свобода совести и пограничная служба.- М.: АФПС, 1999; Бублик Л., Калашников И. Религия и армия: военно-исторический обзор//Ракурс -2, 1992.-С.49−59- Валеев Б. Л. Война и религия.-М.: ВПА, 1985; Виницков-ский М. Церковь, Общество, Армия.//Воен. Вестник № 10, 1992.-С.181−183- Герейханов Г. П. Религиозная ситуация на Северном Кавказе и ее учет в управленческой деятельности органов и войск ФПС России (философ-ско-политологический анализ). Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1999.-Гидиринский В. И. Русская идея и армия: философско-исторический анализ. — М.: ВУ., 1997.-Горленко В. В. Особенности воздействия современной религии на население империалистического государства и его армию: Автореф. дис. канд. филос. наук.-М.: ВПА, 1988; Кудинов И. Н. Соотношение нравственного и религиозного сознания в духовной жизни воина Российской Армии.: Автореф. дис.. канд. филос. наук. М., 1997. Носков Ю. Г. Религиозный фактор и духовная безопасность Монография: М., Военный университет. 2000.-Паюсов К. А. Война и религия: Автореф.

Значительный интерес для понимания сущности и содержания взаимодействия государства, его институтов с религиозными объединениями представляют труды, посвященные зарубежному опыту, а также работы зарубежных авторов1.

Социально-философское осмысление взаимодействия ПС России с религиозными объединениями предполагает обращение к историческому опыту, анализу архивных материалов. Важный содержательный и информационно-аналитический материал для исследования дают документальные источники научного архива Центрального музея ФПС России.

Много полезной информации содержится в материалах Синодального отдела Русской Православной Церкви по взаимодействию с Воорудис.д.-ра фил. наукПавлов А. В. Воздействие религии на современную армию (соц-филос. анализ). Научный доклад на соискание учёной степени доктора филос. наук.- М.:ГАВС, 1994. Родачин В. М. Идеология и современные военно-политические процессы: Автореф. дисс.д.-ра. фи-лос.наук. -М.: ВУ, 1995. Религия, свобода совести и пограничная служба. Справочное пособие. М.: Граница, 2000. Рыжов Л. Г. Свобода совести и воинская деятельность. Автореф. дис.канд. филос. наук.- М., 1993. Сальников В. А. Государственные границы: история и современность. Социально-политический анализ. — М.: ВИПКК, 1990. Юскаев Н. Х. Проблемы свободы совести в вооруженных силах Российской Федерации. Автореф. дис.канд. филос. наук.-М., 1999.

См.: Дьюрэм К. Свобода религии: модель США / Под редакцией В. Еленского. — Киев: Науч. изд, 1996; Кравчук В. В. Государственно-церковные отношения в странах Западной Европы: философско-правовой аспект. Автореф. дис.канд. филос. наук.- М., 1999; Мирошникова Е. М. Государственно-церковные отношения в ФРГ. (Философско-правовые аспекты). Автореф. дис.д.-ра. филос. наук.- М., 1998; Рыжов Л. Г. Религия в армиях России и Запада. // Религия, церковь в России и за рубежом. № 9−10. 1997; Bercken van. den. Ideology and atheism in the Soviet Union. -BerlinN. Y., 1989; Chertkov V. Doukhobortsi in the disciplinary batallion. Christchurch, Hunts, England. 1902; Edvist G. Freedom of religion and new relations between church and state in Sweden // Studia theologica. — Oslo, 2000. Vol.54, № 1. P.35−41. Kimmerling B. Religion, nationalism and democracy in Israel // Constellations. — OxfordCambridge, 1999. — Vol.6, № 3. — P.339−363- Petersen W. Those Curious New Cults. New Canaan: Keats, 1973. 272p. Van Baalen J. The Chaos of Cults. Eerdmans, 1979. — 414p. Whitehead A.N. Science and the Modern World. Glasgow, 1975. женными Силами и правоохранительными учреждениями, публикациях докладов ежегодных Международных Рождественских чтений, в выступлениях иерархов и богословской литературе различных конфессий1, богословских сочинениях2.

В целом можно отметить, что в социально-философской науке вопросы методологии исследования взаимодействия государства и религиозных объединений затрагивались, но специального и целостного социально-философского анализа на диссертационном уровне применительно к теме исследования не проводилось. В частности не уделено должного внимания анализу сущности и содержания взаимодействия государства, его силовых структур с религиозными объединениями, остаются не рассмотренными проблемы взаимодействия применительно к задачам силовых структур государства, ПС России. В большинстве работ анализируется только одна сторона взаимодействия — сотрудничество, что приводит к ее абсолютизации. Недостаточно полно и обстоятельно обобщен отечественный и зарубежный опыт взаимодействия государства и религиозных.

1 Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Освященном Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви // Информационный бюллетень ОВЦ МП. 2000; Евангельские христиане-баптисты в Москве и в России: пропитое, настоящее, будущее. М.1997; № 8- Закон Божий. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y., 1957; Коран. Перевод с арабского Г. С. Саблукова. — Казань: Центральная типография, 1907; Книга мормона. Солт Лейк-Сити, Юта, США 1988; Краткий катехизис д.-ра Мартина Лютера. Минск, 1997; Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Информационный бюллетень ОВЦ МП. 2000. № 8- Основные положения социальной программы мусульман. ДУМЕР. М. 2001; Сидур «Тегилат Гашем». Изд.-во «Шамир». М., 2001; Христианство и философия. Сборник докладов VII Рождественских чтений. М., 2000.

2 Козин А. А. Религиозно-нравственные основы воинского служения Православных христиан России во второй половине 19-го, конце 20-го столетия. Кандидатское сочинение. — М., Московский Патриархат. ПСТБИ, 1997 — 188с. Михайлов Ю. Б. Военное духовенство Русской Армии. История возникновения. Совершенствование структуры управления. М., Московский Патриархат. ПСТБИ, 2000 — 122с. объединений в сфере охраны государственной границы. Обращает на себя внимание то, что в работах современных отечественных философов уделяется недостаточно внимания данной проблеме.

Актуальность темы

предпосылки её научного и практического решения определяют объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования.

Объект исследования — отношения государства и конфессий, религиозных объединений и ПС России, включая их проявление в сфере охраны Государственной границы.

Предмет исследования — взаимодействие ПС России и религиозных объединений, как сложный социальный процесс, его состояние, специфика, механизм функционирования.

Цель исследования — осуществление комплексного социально-философского анализа взаимодействия государства, его институтов в сфере охраны Государственной границы, выявление противоречий, обоснование перспективной модели взаимодействия ПС России и религиозных объединений.

Задачи исследования:

1. Выявить сущность, содержание взаимодействия государства и религиозных объединений, определить его особенности в сфере охраны государственной границы.

2. Исследовать особенности отношений государства и религиозных объединений в истории охраны границ России.

3. Выявить состояние взаимодействия ПС России и религиозных объединений, его основные тенденции.

4. Обосновать приоритетные направления совершенствования механизма взаимодействия ПС России и религиозных объединений в интересах охраны государственной границы.

Социально-философский анализ указанных вопросов, научный поиск и обоснование путей их решения имеет определенное значение для успешного выполнения задач, стоящих перед силовыми структурами России, ПС России, обеспечивающей безопасность и целостность государственной границы.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют общефилософские методы, идеи, положения социальной философии о сущности религии, ее экономической, социально-политической и культурно-исторической обусловленности, возможностях активного обратного влияния на все сферы общества, рассмотрения религии как сферы духовной жизни и формы общественного сознания, социального института, социокультурного феномена.

Система методов и принципов исследования включает также требования и приемы, разработанные в религиоведении для корректного анализа взаимодействия государства и религии, пограничной службы и религиозных объединений.

В ходе исследования применялись системный метод, методы сравнения и обобщения, анализа и синтеза, статистического исследования и др. Важнейшим методологическим принципом данного исследования является единство исторического и логического подходов.

Эмпирическую базу исследования составили: фактические данные, относящиеся к области взаимодействия религии и государства, силовых структур и религиозных объединений, исторические документы, а также результаты контент-анализа материалов отдельных периодических изданийстатистические данные Министерства Юстиции России о регистрации религиозных объединений в приграничных субъектах Российской Федерациирезультаты и выводы конкретных социологических исследований, проведенные в стране и ФПС России с 1994 по 2001 год включительно такими авторитетными в области социологических исследований центрами, как институт социально-политических исследований РАН, ЦО-ПИ ФПС России, осмысленные с точки зрения предмета исследованияархивные материалы по теме исследованияличный опыт организации и осуществления взаимодействия с религиозными объединениями в интересах служебно-боевой деятельности соединения ПС России по охране участка государственной границы.

Научная новизна определяется постановкой научной задачи диссертационного исследования и проявляется: в уточнении научных представлений о сущности и содержания взаимодействия государства, его институтов с религиозными объединениями в сфере охраны государственной границывыявлении его особенностей и исторической спецификирезультатах анализа взаимодействия ПС России и религиозных объединений в интересах охраны государственной границы, обосновании основных условий его эффективности.

Более конкретно новизна исследования раскрывается в положениях, выносимых на защиту.

На защиту выносятся следующие положения: 1. «Взаимодействие ПС России с религиозными объединениями» есть реализация в информационном и организационном отношении существующих в экономической, политической, социальной, духовной сферах общественной жизни приграничных территорий связей между ПС России и религиозными объединениями в целях повышения эффективности слу-жебно-боевой деятельности, недопущения противоправного изменения прохождения государственной границы и нарушения ее режима.

Оно также включает координацию ПС России соответствующей деятельности государственных органов, принимающих участие в охране государственной границы, носит системный характер, осуществляется в процессе деятельности в рамках подсистемы общества, является производным от отношений государства и религиозных объединений, может принимать формы сотрудничества, нейтралитета, противоборства.

2. Результаты анализа исторического опыта взаимодействия Русской Армии, Отдельного корпуса пограничной стражи, а также современный опыт взаимодействия некоторых силовых структур и религиозных объединений позволяет утверждать, что его использование применительно к ПС России, может привести к негативным последствиям.

3. Обоснованная в диссертации перспективная модель механизма взаимодействия ПС России и религиозных объединений в интересах охраны государственной границы, включающая: а) организационные структуры (субъекты), федерального, регионального, местного уровняб) критерии степени взаимодействия в отношении объекта — охраны государственной границыв) религиозные ценности, не противоречащие целям, задачам охраны государственной границы, условия их достижения, возможные результаты взаимодействияг) средства реализации целей взаимодействия — формы, методы, способы их осуществления.

4.Социально-философское обоснование условий эффективного функционирования механизма взаимодействия ПС России и религиозных объединений в интересах охраны государственной границы, в числе которых: организационно-управленческие, научно-методические, образовательно-дидактические, психолого-коммуникативные.

Теоретическая значимость исследования состоит в углублении и обогащении социально-философских знаний о сущности, содержании, механизме, формах взаимодействия ПС России как силового института государства, выполняющего специальные функции, и религиозных объединений. Полученные результаты могут быть использованы в интересах дальнейшего совершенствования методологии и методики социально-философских исследовании проблем существования религии в обществе.

Практическая значимость исследования.

Результаты проведённых исследований могут быть использованы в научных целях в рамках дальнейшей разработки проблем взаимодействия «государства — религиозных объединений — общества», «государства — религиозных объединений — силовых структур» в пограничной сфере.

Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы в служебно-боевой деятельности ПС России и взаимодействующих с ней государственных службв организации учебно-воспитательной работы в частях и подразделениях ПС Россиив изучении индивидуальных особенностей военнослужащих и мотивов их поведения, в подборе и расстановке кадров. Фактический, документальный материал может служить основой для обновления учебных программ и тематических планов, разработки лекций, учебных пособий специальных курсов, методических рекомендаций по вопросам религии в рамках теории национальной безопасности, философии, философии управления, политологии, политологии управления, этики и культуры управленческой деятельности, других дисциплин, изучаемых в Академии и ВВУЗах ПС России.

Структура работы подчинена целям и задачам исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, списка литературы и приложений. Объём диссертации составляет 179 страниц.

Выводы по главе.

Проект социального механизма взаимодействия ПС России и религиозных объединений в интересах охраны государственной границы, включает в структурном отношении принципы сотрудничества субъектов и критерии противодействияобщие ценности, цели, задачи применительно к сфере охраны государственной границысредства реализации целей — формы, методы, способы организации и осуществления взаимодействияусловия достижения поставленных целейконечные результаты взаимодействия, функциональные структуры взаимодействующих сторон, действующих в определенной последовательности в рамках правового и управленческого поля на федеральном, региональном, местном уровнях и их социально-правовую регламентацию.

Эффективное функционирования механизма взаимодействия ПС России и религиозных объединений в интересах охраны государственной границы предусматривает создание соответствующих условий: организационно-управленческих, научно-методических, информационно-аналитических, образовательно-дидактических, психолого-коммуникативных. Немаловажное.

150 значение имеет также реализация основных задач морально-психологического обеспечения в этой сфере.

Таким образом, вышеуказанные условия функционирования механизма взаимодействия ПС России с религиозными объединениями определяют основные приоритеты его развития. По мнению автора, это: оптимизация системы управления механизмом взаимодействияподготовка управленческих кадров к организации и осуществлению взаимодействияориентация на достижение конечных результатов, связанных с интересами охраны государственной границы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Реформирование общественных отношений в Российской государственности конца XX века оказало серьёзное влияние на отношения между государством, как основным институтом политической системы общества, и религиозными объединениями. Статьей 14 Конституции Российской Федерации наше государство провозглашено светским, где никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

В современных условиях существенно возросли масштабы, расширился спектр угроз национальной безопасности России в пограничной сфере. Результат влияния религиозной ситуации на пограничную сферу носит неоднозначный характер. В ряде случаев он способствует стабилизации и укреплению национальной безопасности. Вместе с тем религиозная ситуация может оказывать на систему национальной безопасности разрушающее воздействие. Проведенный анализ религиозной обстановки в приграничных субъектах РФ за период с 1.01.1995г. по 1.01.2001г. позволяет сделать вывод о том, что религиозные объединения (в основном руководимые из-за рубежа) имеют свои интересы в пограничном пространстве, которые не всегда совпадают с интересами национальной безопасности в пограничной сфере.

Игнорирование их деятельности ведет к изменению менталитета населения приграничья, его отношения к государственным границам и ПС России. Одной из форм противодействия миссионерской деятельности таких религиозных объединений может быть сотрудничество ПС России, ее оперативных органов с традиционными конфессиями (православие, ислам, буддизм, иудаизм), непосредственно с их миссионерскими отделами в вопросах получения информации, создания благоприятных условий для их деятельности в приграничье.

В социальной реальности пограничного пространства возможности сотрудничества с религиозными объединениями, фактически находящихся в его пределах и осуществляющих там деятельность, направленную на поддержание пограничной политики государства, имеют реальный характер. Также реальны возможности противодействия асоциальной, экстремистской, подрывающей пограничную безопасность государства деятельность религиозных объединений.

Вместе с тем существуют абстрактные возможности сотрудничества или противодействия, которые присущи взаимодействию с религиозными объединениями, территориально и функционально удаленных от пограничного пространства.

Взаимодействие с религиозными объединениями, индифферентно относящихся к пограничной безопасности государства, носит характер нейтралитета.

Исходя из подписанных договоров на Федеральном и региональном уровнях соответственно между ПС России и РПЦ, Региональными Управлениями ПС России и епархиями РПЦ, принятых совместных программ по реализации принятых соглашений на основе общих целей, взаимодействие с этой конфессией носит конвенциональный, имеющий тенденцию к дальнейшему развитию характер. Многие подразделения ПС России находятся в «горячих точках», где мистическое, иррациональное проявляется гораздо сильнее, чем в мирной обстановке. Соответственно здесь высок процент верующих, что создает прецедент строительству культовых учреждений и деятельности священнослужителей.

Территориально соединения и части ПС России несут службу в регионах, где преобладает население неправославного вероисповедания. С религиозными объединениями, имеющими исторические, культурные заслуги перед государством (ислам, буддизм), ПС России подписаны или готовятся к подписанию документы о сотрудничестве на региональном и местном уровнях. В практическую плоскость сотрудничество может перейти вместе с началом функционирования механизма взаимодействия.

ПС России противостоит радикальными религиозными объединениями, которым присущи террористические, асоциальные, антигосударственные методы деятельности. В отношении религиозных объединений иных конфессий взаимодействие носит характер нейтралитета.

Исходя из объекта, предмета, границ исследования, реализуя его цель и задачи, диссертантом получены следующие основные результаты исследования:

• Исследовано взаимодействие государства и религиозных объединений, его особенности в сфере охраны государственной границы уточнены его сущность и содержание.

• Изучена специфика и исследованы особенности отношений государства и религиозных объединений в истории охраны границ России.

• Выявлено современное состояние и тенденции взаимодействия ПС России и религиозных объединений.

• Обоснованы основные условия и приоритетные направления совершенствования механизма взаимодействия ПС России и религиозных объединений в интересах охраны государственной границы.

Материалы диссертационного исследования дают основание сделать следующие теоретические обоснования и выводы:

1. «Взаимодействие ПС России с религиозными объединениями в интересах охраны государственной границы» есть реализация в информационном и организационном отношении существующих в экономической, политической, социальной, духовной сферах общественной жизни приграничных территорий связей между ПС России и религиозными объединениями в целях повышения эффективности служебно-боевой деятельности, недопущения противоправного изменения прохождения государственной границы и нарушения ее режима.

Оно также включает координацию ПС России соответствующей деятельности государственных органов, принимающих участие в охране государственной границы, носит системный характер, осуществляется в процессе деятельности в рамках подсистемы общества, являясь производным от отношений государства и религиозных объединений, может принимать формы сотрудничества, нейтралитета, противоборства.

Применительно к интересам охраны государственной границы во взаимодействии пограничной службы России с религиозными объединениями целесообразно выделять информационные и организационные аспекты.

Представление взаимодействия ПС России и религиозных объединений в интересах охраны государственной границы в виде системы, дает возможность рассматривать его комплексно. Это процесс согласования и взаимного учета верующих различных конфессий, верующих и атеистовуправляемый процесс реализации сложившихся связей, который строится на базе общего и специфического по отношению к охране государственной границы в деятельности субъектов с целью достижения качественно новых конечных результатов взаимодействияобъединение усилий, организация совместных действий взаимодействующих субъектов для решения определенных вопросов, в решении которых имеется обоюдная заинтересованность.

2. Анализ исторического опыта взаимодействия Русской Армии, Отдельного корпуса пограничной стражи, а также современный опыт взаимодействия некоторых силовых структур и религиозных объединений позволяет утверждать, что его использование, применительно к ПС России, может привести к негативным последствиям.

Негативные последствия применения исторического опыта и современной практики взаимодействия некоторых силовых структур и религиозных объединений в сфере охраны государственной границы могут проявиться в результате игнорирования специфики служебно-боевой деятельности ПС России со значительным объемом в ней оперативной работы, особой опасности для священнослужителей непосредственного пребывания на пограничных заставах и некоторых других обстоятельствах. Даже в ОКПС культовые строения и штатные священнослужители были только в некоторых высших управленческих структурах. Кроме того, превращение служителей культа в чиновников (государственных, или военных), ставит их в зависимость от властей (светских, или военных), ведет к формализации религиозной сферы. Применительно к государственной границе, клерикализм, в конечном итоге, окажется направленным против интересов ее охраны.

3. Перспективная модель механизма взаимодействия ПС России и религиозных объединений в интересах охраны государственной границы, включает: а) организационные структуры (субъекты), федерального, регионального, местного уровняб) критерии степени взаимодействия в отношении объекта — охраны государственной границыв) религиозные ценности, не противоречащие целям, задачам охраны государственной границы, условия их достижения, возможные результаты взаимодействияг) средства для реализации целей взаимодействия — формы, методы, способы их осуществления. Рассматриваемый в динамике, механизм взаимодействия может иметь несколько ступеней.

При помощи перспективной модели можно более корректно, с точки зрения международного и российского законодательства, и более эффективно осуществлять взаимодействие ПС России с религиозными объединениями в интересах, прежде всего, не религиозных объединений, а ПС России и государственной границы Российской Федерации.

4. Обоснованы с точки зрения социальной философии условия эффективного функционирования механизма взаимодействия ПС России и религиозных объединений в интересах охраны государственной границы. В их числе следующие: организационно-управленческие (совершенствование правовой базы, создание организационных структур, непосредственно осуществляющих взаимодействие) — научно-методические (единый информационный банк данных о религиозных объединениях, научно обоснованная концепция предотвращения религиозных угроз пограничной безопасности России, научно-методическое сопровождение взаимодействия ПС России с религиозными объединениями не только в области воспитательной работы, но и в информационно-аналитической, оперативной деятельности), образовательно-дидактические (квалифицированное владение субъектами взаимодействия формами, методами и средствами его осуществления, знание особенностей деятельности взаимодействующих сторон, умение моделировать процесс взаимодействия и прогнозировать развитие ситуации), психолого-коммуникативные (навыки межличностного общения с представителями различных конфессий). Немаловажное значение имеет также реализация основных задач морально-психологического обеспечения в этой сфере.

Проведённое исследование поставленных в исследовании задач, сделанные обобщения и выводы, позволили выработать следующие рекомендации.

1. В области научных исследований.

В целях дальнейшего расширения и углубления теоретических представлений о взаимодействии ПС России и религиозных объединений в сфере охраны государственной границы целесообразно: подготовить и провести серию научных и научно-практических конференций по вопросам: организации и поддержания взаимодействия соединений и частей ПС России и религиозных объединений в интересах охраны государственной границыисторический опыт взаимодействия ОКПС России с религиозными объединениями и его использование в защите национальных интересов России в сфере охраны государственной границырелигиозные угрозы национальным интересам России в пограничном пространстве и пути их нейтрализацииорганизовать конкурсы научных работ в рамках ВНО слушателей Академии ФПС России и курсантов пограничных институтов по проблематике совершенствования механизма взаимодействия соединений и частей ПС России и религиозных объединений в интересах охраны государственной границыосуществить научную разработку таких актуальных тем исследования, как: основные направления противодействия негативному влиянию деструктивных религиозных объединений, иностранных религиозных организаций и миссионеров в сфере охраны государственной границыобобщение опыта сотрудничества ПС России с религиозными объединениями в боевой обстановке.

2. В области законотворчества и правового обеспечения.

• Создание совещательного органа по взаимодействию с религиозными объединениями при Директоре ПС России, состоящего из представителей различных конфессий, для обеспечения взаимодействия ПС России с религиозными объединениями в интересах охраны государственной границы, достижению взаимопонимания в вопросах свободы совести и вероисповедания в пограничных пространствах.

• Разработка инструкции, определяющей права, обязанности, ответственность должностных лиц ПС России в их работе по взаимодействию с религиозными объединениями. Конкретизация правового поля взаимодействия позволит руководителям ПС России в полной мере использовать положительные аспекты сотрудничества и четко представлять последовательность действий по защите национальных интересов в сфере охраны государственной границы.

3. В области воспитательной работы, МГТО служебно-боевой деятельности соединений и частей ПС России материалы исследования могут быть использованы в организации учебно-воспитательной работы в частях и подразделенияхпри подготовке и проведении занятий в системе командирской подготовки офицеров, прапорщиков, проведении занятий по гуманитарной подготовке в войскахв планировании и проведении информационно-воспитательной, военно-социальной, психологической, культурно-досуговой работе, в информационно-психологическом противодействии противнику, психологической подготовке.

В заключении необходимо подчеркнуть, что воздействие религиозной ситуации на национальные интересы России в сфере охраны государственной границы будет возрастать. Это связано, прежде всего, с геополитическими интересами сопредельных государств, складывающейся религиозной ситуацией в стране. Вышеизложенные обстоятельства вызывают необходимость дальнейших исследований в данном направлении.

Предложенные в исследовании рекомендации по совершенствованию механизма взаимодействия ПС России и религиозных объединений в интересах охраны границы, конечно, не являются бесспорными и исчерпывающими. Но в них есть, на взгляд автора, система необходимых мер, способная составить основу алгоритма деятельности управленческих органов ПС России в этом направлении. Их учёт в управленческой деятельности войск, военно-учебных заведений, офицерских кадров, по организации и поддержанию взаимодействия с религиозными объединениями позволит повысить эффективность охраны государственной границы Российской Федерации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Уголовный кодекс Р.Ф. от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3.7. «Концепция национальной безопасности Российской Федерации». Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24 / Российская газета, 18 января 2000 г.
  2. Положение о Федеральной государственной службе (утверждено Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2267, с изменениями от 9 августа 1995 г.).
  3. О составе Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ от 22 ноября 1997 г. № 1671-р. // Собр. законодательства РФ, 1997. -№ 47гС.54−89.
  4. Доктрина информационной безопасности. М., Информациоло-гия. 2000. 48с.
  5. Военное духовенство // Энциклопедический словарь, Изд-е Брокгауз Ф. А. Ефрон И. А Т.12. С, — Петербург, 1892. С.845−846.
  6. Всемирная энциклопедия: философия / Главн. науч. ред. и сост, А. А. Грицанов. М.: ACT, Мн.:Харвест, Современный литератор, 2001. -1312с.
  7. Евангельские христиане-баптисты в Москве и в России: прошлое, настоящее, будущее. М.1997. 31с.
  8. Игумен Иоанн (Экономцев). Русская православная церковь и возрождение культуры. Доклад на открытии IX Международных Рождественских Образовательных чтений. М.: 2001. 12с.
  9. Книга мормона. Солт Лейк-Сити, Юта, США 1988, 616с.
  10. Краткий катехизис д.-ра Мартина Лютера. Минск, 1997, 320с.
  11. Коран. Перевод с арабского Г. С. Саблукова. Казань: Центральная типография, 1907. — 1173с.
  12. А. Православие и право. Церковь в светском государстве. Издание Сретенского монастыря, 1997. 64с.
  13. Макарий (Булгаков) Митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. М., 1996, Т.4.
  14. Никон архимандит Житие преподобного Сергия. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1904 г. Репринтерное издание. 266с.
  15. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т. философии Рос. акад. наук, Нац. Обществ, -науч. фонд- Науч. ред. совет.: B.C. Степин (и др.). — М.- Мысль, 2000−2001.
  16. Основные положения социальной программы мусульман. ДУ-МЕР. М. 2001.-43с.
  17. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви.// Информационный бюллетень ОВЦ МП. 2000. № 8. 106с.
  18. Полный православный энциклопедический словарь. В 2-х. т. Т.1. Репринтерное издание. М., 1992.
  19. Программы по изучению шариатских наук. Изд.-во фонда Ибра-хим-аль-Ибрахим, Саудовская Аравия 2000.
  20. Русская Православная Церковь 988−1988. М., 1988. — Вып. I.
  21. Сидур «Тегилат Гашем». Изд.-во «Шамир». М., 2001, 393с.
  22. Советский энциклопедический словарь 4-е издание М.: Советская энциклопедия, — 1987, — 1600с.
  23. Христианство и философия. Сборник докладов VII Рождественских чтений. М., 2000. 159с.
  24. Устав Русской Православной Церкви. Информационный бюллетень ОВЦ МП Специальный выпуск № 8 август 2000 года 52с.
  25. Монографии, сборники трудов
  26. А.Н. О природе взаимодействия. М., Знание 1984. № 10, — 64с.
  27. П. В. Панин А.В. Философия. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. М. «Проспект», 1999 — 576с.
  28. Ю.А. Государственно-церковные отношения в СССР: история и современность. Семфирополь: Таврия, 1991.-123с.
  29. Е.А., Бондаренко В. А., Родачин В. М., Одинцов М. И., Трофимчук Н. А. Религия, свобода совести и пограничная служба. Справочное пособие. М.: Граница, 2000. 320с.
  30. В.А. Религия, свобода совести и пограничная служба. М., Академия ФПС России. 1999. 250с.
  31. В.И. На стороже Руси стояти. Страницы истории пограничной стражи Российского государства. М.: «Граница», 1992. 168с.
  32. И.А. Политическая глобалистика М.:Логос 2000.360с.
  33. И.П. Рождение истории: историческая мысль на Ближнем Востоке середины 1 тысячелетия до н.э. М: Евр. Ун.-т., 1993. -350с.
  34. Вехи российского землеустройства: Время, события, люди. / Сост.: Волков С. Н. М.: ГУЗ, 2000. — 224с.
  35. А.С., Санникова О. В. Диалектика процесса взаимодействия: от элементарного к целостному. Ижевск: Изд-во Удмурдского ун-та, 1994. — 138с.
  36. В.И. Социология религии. М.: Аспект-Пресс, 1996.238с.
  37. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. М., 1974. Т.1
  38. Гегель Г. В. Ф. Философия религии. М., 1975, Т.1.
  39. В.И. Русская идея и армия: философско-исторический анализ. М.: ВУ., 1997. — 323с.
  40. Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и современное состояние) / Отв. Редакторы: Овсиенко Ф. Г., Одинцов М. И., Трофимчук Н. А. М.: РАГС, 1996. — 252с.
  41. Гуманитарные основы управленческой деятельности в войсках и органах Пограничной службы России: Учебник: в 2-х томах (Под общей редакцией Родачина В.М.). Т.1. М.: Академия ФПС России, 2000 — 560с. Т.2. — М.: Академия ФПС России, 2000 — 472с.
  42. К. Свобода религии: модель США / Под редакцией В. Еленского. Киев: Науч. изд, 1996. — 150с.
  43. В.М. Философские науки в таблицах и схемах. М.: Институт русского предпринимательства, 2000. 63с.
  44. И.И. Философские принципы в научном познании. Минск, «Наука и техника», 1974. -248с.
  45. В.В., Шпак Л. Л. Социально-политическое взаимодействие: прошлое и современность: (Социал. этюды) / Кемер. Гос. Ун-т. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. — 337с.
  46. О.В. Христолюбивое воинство русское. М.: Граница, 1994.- 112с.
  47. О.В. Национальная идея России: Православие и армия. Книга 1. М., 1997. -289с.
  48. В. В. Котов К.И. Охрана территориального моря, исключительной экономической (рыболовной) зоны, континентального шельфа некоторых иностранных государств. Пособие М.: ЦОГТИ ФПС России, 1996. -218с.
  49. А.Н. Философия взаимодействия. Объяснение необъяснимого. СПб. ИПТ, 1995. — 109с.
  50. К., Фурман Д. Е. Старые церкви, новые верующие: религия в массовом сознании постсоветской России. СПб.: Летний сад, 2000. -248с.
  51. И. Критика чистого разума. Мысль. М., 1994. — 591с.
  52. И.М. Российский закон о свободе вероисповеданий: учебное пособие по спецкурсу / Перм. Гос. Ун-т. им. A.M. Горького. -Пермь: ПГУ, 1993.- 117с.
  53. С.Э. Социальная философия. Учебное пособие. -Волгоград, 1994.-3 52с.
  54. И.А. Правовой статус религиозных объединений в России: исторический опыт, особенности и актуальные проблемы. Общественная организация «Православное дело». — Москва, 2000. — 464с.
  55. В.И. О государстве. Полн. собр. соч., т. 39, С.64−84.
  56. К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К. Энгельс Ф. Соч. 2-е год. Т.1.
  57. . К., Энгельс Ф. Ф.Энгельс Конраду Шмидту. Соч. 2-е изд., т.37.
  58. Международно-правовое оформление Государственной границы Российской федерации. Информационно-справочный сборник. Выпуск 1./ Под общей редакцией Манилова A. JI. М.: Граница 1997. 143с.
  59. Мировой опыт государственно-церковных отношений: Учебное пособие / под общей редакцией Н. А. Трофимчука. М.: РАГС, 1998. — 305с.
  60. Н. Размышления над первой декадой Тита Ливия. Минск. Современный литератор. 1999. С. 365.
  61. В.Ф. Общество как развивающаяся система. Проблемы безопасности и границ в обществе. М.: 1995. 70с.
  62. Ю.Г. Религиозный фактор в системе национальной безопасности. М., Военный Университет. 1997. 160с.
  63. Ю.Г. Религиозный фактор и духовная безопасность. М., Военный университет. 2000. 140с.
  64. М.И. Государство и церковь в России: XX в. М., Луч, 1994.-171с.
  65. Г. В. Социология. М.: Мысль, 1990. -446с.
  66. А.В. Война. Армия. Религия. М.: Воениздат 1988. 158с.
  67. A.M. Отдельный корпус пограничной стражи России. Краткий исторический сборник. М.: Граница, 1993 283с.
  68. А.Я. Вещь, свойство, отношение как философские категории. Томск, 1974. -243с.
  69. . История западной философии. Ростов н/Д.: «Феникс», 1998. — 992с.
  70. Ю.М. Введение в социальную теорию: Пособие. М.: Ин-т. востоковедения РАН, 1999. Т.2. Социальная онтология. — 514с.
  71. Э. Апостол Павел. Репринтерное издание. Ярославль. «Терра» 242с.
  72. С.В. Российская Церковь в эпоху великих реформ. М., 1999. -568с.
  73. Русское православие: вехи истории. М.: Политиздат, 1989.719с.
  74. В.А. Государственные границы: история и современность. Социально-политический анализ. М.: ВИПКК, 1990. — 298с.
  75. П. Человек. Цивилизация. Общество. М, 1992.543с.
  76. Томпсон Мел. Философия религии. М.: Фаир-Пресс. 2001.384с.
  77. А.И. Вещи, свойства, отношения. М.: 1969. 184с.
  78. А.К. Духовная жизнь общества: пробл. методол. исслед. -М.: Мысль, 1980.-270с.
  79. Философия: Курс лекций: Часть II: Социальная философия / Отв. Ред. Д-р. филос. наук, проф. В. Н. Шевченко. М.: Изд-во РАГС, 2000. -296с.
  80. Д. Золотая ветвь. М.: Политиздат, 1983. — 702с.
  81. Христианство и армия. М.: 1994. 56с.
  82. Я.Н. Государство и Церковь Древней Руси X—XVIII вв..в. / АН СССР. Ин-т истории СССР. -М.: Наука, 1989. 228с.
  83. В.К. Содержание категории «Социальное взаимодействие». -М.: Мысль, 1997.-Вып.2. 107с.
  84. А.Г. Концепция взаимодействия (историко-методологический анализ). Новочеркасск, Изд.-во. НГПУ, 1993. — 140с.
  85. М. Священное и мирское / Пер. с фр. М. МГУ 1997.144с.
  86. И.Н. Религиоведение. М.: Гардарика 1998. 536с.
  87. Диссертационные исследования
  88. И.М. Церковь как институт духовного образования и воспитания. Дис. канд. филос. наук, — Воронеж, 1998. 145с.
  89. Н.Л. Социальное взаимодействие как объект философского анализа. Дис.канд. филос. наук, — Волгоград, 1999. 156с.
  90. Г. П. Религиозная ситуация на Северном Кавказе и ее учет в управленческой деятельности органов и войск ФПС России (фило-софско-политологический анализ). Дис. Канд. филос. наук. М., 1999. -207с.
  91. О.Н. Взаимодействие рационального и иррационального в религиозной системе. Дис .канд. филос. наук. Ростов н/Д, 1998. -167с.
  92. П.А. Современная религиозная ситуация в Российской Федерации, и ее Вооруженных Силах: основные противоречия и тенденции развития (социально-философский анализ): Дис.канд. филос. наук. В.У. М., 1997. 187с.
  93. С.В. Государственно-церковные отношения в России: (Опыт философско-исторического анализа). Дис.канд. филос. наук.- М., 1997. 139с.
  94. Е.М. Содержание и формы этноконфессионального взаимодействия в обществе. Дис.канд. филос. наук. Волгоград, 1997. -127с.
  95. Е.Т. Психология религии и религиозная психология: опыт философского анализа. Дис. канд. филос. наук. М., 1999. 165с.
  96. А. И. Взаимодействие рационального и иррационального в воинской деятельности (философско-методологический анализ). Дис. канд. филос. наук. М., 1996. 196с.
  97. В.И. Организационно-правовые проблемы взаимодействия руководителей ОВД с религиозными организациями в укреплении правопорядка и нравственном воспитании сотрудников : Автореф. Дис.. канд. юрид. наук / Акад. упр. МВД России. М., 1997. — 26 с.
  98. С.М. Социальные функции религии и современность. Дис. канд. филос. наук, — Волгоград, 1999. 150с.
  99. В.В. Государственно-церковные отношения в странах Западной Европы: философско-правовой аспект. Дис.канд. филос. наук.-М" 1999.- 145с.
  100. А.В. Система геополитических факторов и ее влияние на пограничную политику Российской Федерации. Дис. д-ра филос. наук М&bdquo- 2000.-390с.
  101. А.И. Государственно-церковные отношения в Российской Федерации в 90-е годы XX века: (Конституционно-правовой аспект). Дис.канд. ист. наук.- М., 1999. 173с.
  102. Е. М. Государственно-церковные отношения в ФРГ. (Философско-правовые аспекты). Дис.д.-ра. филос. наук, М., 1998. -286с.
  103. С.А. Становление и развитие взаимодействия вооруженных сил Российской федерации с религиозными объединениями в 90-е гг. XX в. Автореф. Дис.. канд. филос. наук /РАГС. М., 2001. — 22с.
  104. Н.Г. Православие и кубанское казачество: (опыт сотрудничества в духовной сфере, конец XVIII начало XX в.в.). Дис. д.-ра. Ист. наук.-М" 1997.-400с.
  105. Ю.Г. Социально-философский анализ воздействия религиозного фактора на национальную безопасность. Дис.д.-ра. филос. наук. -М., 2000.-332с.
  106. В.В. Церковь и государство в современном политическом процессе России: опыт и проблемы взаимодействия Автореф. Дис.. канд. филос. Наук. РАГС. М., 1996. — 22с.
  107. Ю.А. Философский анализ категории «взаимодействие» и ее методологическое значение для деятельности советских военных кадров. Дис.. канд. филос. наук М.: -1990. — 206с.
  108. Е.П. Феномен русской религиозности. (Историческая динамика и типология, социально-философский анализ). Дис.канд. филос. наук.- Екатеринбург, 1997. 140с.
  109. Л.Г. Исполнительные органы власти и религиозные объединения России в 90-е годы XX века: (организационно-управленческий аспект взаимодействия) Дис.канд. ист. наук.- М., 1999. 161с.
  110. В.Н. Этноконфессиональные отношения в современной России: (Состояние, проблемы, противоречия. Социально-философский анализ). Дис. д-ра. филос. наук.- М., 1999. -309с.
  111. В.М. Идеология и современные военно-политические процессы: Дисс.д.-ра. филос.наук. -М: ВУ, 1995. -397с.
  112. Л.Г. Свобода совести и воинская деятельность. Дис. канд. филос. наук, — М., 1993. с Л 80.
  113. А.В. Современный сатанизм: идейные основы, доктрина, практика: Дис.канд. филос. наук.-М., 1999. 152с.
  114. Е.С. Буддизм в странах Запада и в России (историко-культурологический анализ): Дис. д-ра. ист. наук. М., 1999. 493с.
  115. М.П. Миссионерская деятельность в контексте геополитики. Дис.канд. филос. наук, — М., 1999. 142с.
  116. О.И. Культурное наследие в контексте государственно-церковных отношений в России. Дис. д-ра. филос. наук. М., 1999. -302с.
  117. Д.В. Концепции социального взаимодействия в теоретической социологии (теоретико-методологический анализ). Дис.канд. филос. наук, — Новосибирск, 1999. 144с.
  118. Д. В. Буддизм и история национального движения в Бурятии. Дис.канд. ист. наук. М., 1999. -221с.
  119. М.О. Старообрядческое мировоззрение: религиозно-философские основы отношения к обществу. Дис.д.-ра. филос. наук.- М., 2000. 337с.
  120. Н.Х. Проблемы свободы совести в вооруженных силах Российской Федерации. Дис.канд. филос. наук, — М., 1999. 133с.1. Богословские сочинения
  121. А.А. Религиозно-нравственные основы воинского служения Православных христиан России во второй половине 19-го, конце 20-го столетия. Кандидатское сочинение. М., Московский Патриархат. ПСТБИ, 1997−188с.
  122. Ю.Б. Военное духовенство Русской Армии. История возникновения. Совершенствование структуры управления. М., Московский Патриархат. ПСТБИ, 2000 122с.
  123. Статьи из сборников трудов и периодических изданий
  124. А.Р. Деятельность департамента духовных дел иностранных исповеданий по управлению мусульманским населением Российской Империи. Государство, религия, церковь в России и за рубежом: информационный бюллетень. М., РАГС, 2000. № 3. С. 23.
  125. Н. Пропаганда идей РПЦ новое направление деятельности Министерства Внутренних дел России // Церковно-общественный вестник. —1997. № 13. — С.3−4.
  126. Е.А., Бондаренко В. А. Церковь и пограничные войска в России // Вестник границы России. 1997. № 10 С.105−114, № 11 — С.93−97.
  127. Е.А. По пути сближения (об опыте взаимодействия органов и войск ФПС России с религиозными объединениями) // Вестник границы России. 1999. № 5−6. С. 85−96.
  128. Е.А. Вера и верность // Вестник границы России. 2000. № 2. С.87−91.
  129. А.Б. Из истории военного духовенства // Религиозно-этические аспекты воспитания военнослужащих. М.: МНЭПУ, 1998. С.37−46.
  130. Н.М. Роль и место религиозного фактора в структуре Федеральной Пограничной Службы // Фактор этноконфессиональной самобытности в постсоветском обществе. М., 1998. — С.63−83.
  131. М. Встреча архипастырей РПЦ с полномочным представителем Президента России в Центральном Федеральном Округе 21 марта 2001 года // Журнал Московской Патриархии М., 2001. № 4 С.64−69.
  132. М., Пчелинцев А. В. Организационно-правовые формы сотрудничества армии и церкви // Материалы международной конференции Свобода совести: новые подходы и новые вызовы.М., 1998. С.52−61.
  133. Ю. В. Шмаков С.А. К вопросу о религиозности военнослужащих пограничных войск (состояние и тенденции развития) // Социс. 1995. № 12. С.36−38.
  134. В.В. Капелланы в странах Запада: опыт организации деятельности // Государство, религия, церковь в России и за рубежом: информационный бюллетень. М., РАГС, 1998. № 11. С. 115−118.
  135. А. Будет ли «министерство веры»? Интервью с председателем Комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве РФ А. Себенцовым. // НГ-религии 2001,-26 сентября.
  136. Б. М. Протопопов В.А. Взаимодействие армии и церкви. К вопросу реализации в ВС РФ конституционного права на свободу совести и вероисповедания // НГ-религии, 1999,-22 сентября.
  137. Ю. Православные монастыри защитники земли русской // Вестник границы России.-2000г№ 2гС.121−128.
  138. А. В. Бабинов Ю.А. Религия как общественное явление // Социально-политический журнал. 1998. -№ 4.
  139. С.А. Взаимодействие Вооруженных Сил РФ с религиозными объединениями: опыт, проблемы и перспективы сотрудничества // Государство, религия, церковь в России и за рубежом: информационный бюллетень. М&bdquo- РАГС, 1995. № 6. С. 16−25.
  140. С.А. Военно-религиозное взаимодействие в России и некоторые пути его совершенствования // Религиозно-этические аспекты воспитания военнослужащих: Материалы международного семинара. М.: МНЭПУ, 1998. — С.59−69.
  141. С.А. Институт военных капелланов в епископальной церкви США // Государство, религия, церковь в России и за рубежом: информационный бюллетень. М., РАГС, 1999. № 2. С. 133−144.
  142. М. П. Феномен религиозности в современной России.// Обновление России: трудный поиск решений. Выпуск 8.-М., 2000. С.201−209.
  143. Т. Учиться за границей плохо // НГ религии 2001, 25июля.
  144. A.M. Православная церковь и пограничный корпус // Вестник границ России. 1997. № 7. С.85−94.
  145. Ю.Ю. Некоторые историко-философские аспекты взаимодействия ВС России с Русской православной церковью // Религиозно-этические аспекты воспитания военнослужащих: Материалы международного семинара. М.: МНЭПУ, 1998. — С.30−33.
  146. Н.С. Структура социальной онтологии: по пути к синтезу макроисторических парадигм.// Вопросы философии. 1999. № 2 С.3−22.
  147. Л.Г. Религия в армиях России и Запада. // Государство, религия, церковь в России и за рубежом: информационный бюллетень.-М., РАГС, 1997.-№ 9−10. С.24−36.
  148. . Е. Нельзя пронумеровать человеческую личность // НГ-Религии. 2001, 14 февраля.
  149. А.В. Государство, Вооруженные Силы, религиозные объединения в РФ: в поисках современной модели взаимоотношений // Государство, религия, церковь в России и за рубежом: Информационно-аналитический бюллетень. М., РАГС, 1998. № 3−4.
  150. Н.А. Место и роль государственно-церковных отношений в политике Российского государства.// Государственно-церковные отношения в России. М.: 1995. С.5−18.
  151. Н.А. Государственно-церковные отношения: сущность, понятия // Религиозные организации и государство: перспективы взаимодействия. М., 1999. С.5−11.
  152. Н.А. Духовная экспансия // НГ-религии. 2001. — 28марта.
  153. Тульский М О. Роль Церкви в странах Европы и Северной Америки // НГ-Религии 2000, 27 сентября.
  154. М.О. Итоги перерегистрации // НГ-религии 2001, 11 апреля.
  155. Дж., Щипков А. Рим нам не отец, но и Москва — не мать // НГ-Религии — 2000, 25 октября.
  156. С. «Столкновение цивилизаций?» Полис. 1994. № 1. С.33−48.
  157. . М. Апокалипсис сегодня // НГ-Религии 2001, 17 января.
  158. М. Вернется ли эпоха религиозных войн? // НГ-рели-гии-2001, 26 сентября.
  159. М.О. Концептуальные проблемы формирования государственной вероисповедной политики // Религия и право. 2001. — № 1. — С.4−6.
  160. Т.В. Об управлении русским военным духовенством. Спб., тип. Елеонского, 1879.
  161. Т.В. Новое положение об управлении церквами и духовенством Военного и Морского ведомства. Спб., тип. Катанского, 1893. -168с.
  162. Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Репринтерное издание в 2-х томах. М.: «Индрик», 2000. -308с.
  163. Г. В. Прохождение службы по военному ведомству / Кн. VII Св. воен. пост. 1869 г. изд. 1907 г. Петроград., Изд. автора — 1916. — 216с.
  164. Е.Е. История Русской церкви. Период Киевский, или Домонгольский. Репринтерное издание. Т. 1. первая половина тома. М. -1997. -968с.
  165. Государственная Дума. 1906−1917. Стенографические отчеты. Т.Н. М.: Фонд «Правовая культура», 1995. — 288с.
  166. А.И. Очерки русской смуты. Крушение власти и армии. Февраль сентябрь 1917 г. М., Наука, 1991. — 520с.
  167. П.И. Грехи старой России и её армии. // Философия войны. М.: Анкил-воин, 1995. -240с.
  168. П. Руководство к русской церковной истории. Казань, 1888.
  169. Е. Российская статистика. СПб., 1832. Ч. 1.
  170. История Русской Церкви. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1991.
  171. П. В небогослужебная беседа с молодыми воинами накануне принятия ими присяги // Вестник военного духовенства 1891 г. № 24 С.755−762.
  172. Н.М. История государства Российского. М.,-1989.
  173. В.О. Курс Русской истории. Соч. в 9-ти томах.
  174. Н. Исторический опыт управления военным духовенством военного ведомства в России. СПб., 1875.
  175. А. По поводу самоубийства солдата // Вестник военного духовенства 1891 г. № 5 С. 138−146,
  176. Ф. Религиозный характер русских государей XVIII века. Киев, 1874.
  177. Троицкий Патерик, чьи сказания о святых угодниках Божиих // Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1896.
  178. М.П. Материалы к истории пограничной стражи. Ч.1.Вып.1. -Спб. 1900.-124с.
  179. М.П. Материалы к истории пограничной стражи. ЧЛ.Вып.З. Спб. 1903.-350с.
  180. М.П. Материалы к истории пограничной стражи. Ч.1.Вып.4. Спб. 1906.-766с.
  181. М. П. Краткие истории-хроники Пограничной стражи и выделение её в Отдельный Корпус. Пограничник. 1906 г. № № 1, 38.
  182. Г. Воспоминания последнего протопресвитера Русской армии и флота. В 2 томах. М., 1996. 830с.
  183. Документы научного фонда архива Центрального Музея ФПС России
  184. Об объявлении распоряжения Экзарха Грузии о назначении в подвижную церковь Бакинской бригады священника Александра Боскарева. Приказ по ОКПС № 117 от 31 октября 1889 г. Д-460.
  185. Об отпуске сумм на содержание церкви Новобржской бригады ОКПС. Приказ Управляющего Министерством Финансов по Пограничной Страже № 6 от 5 февраля 1904 г. Д-463.
  186. Разъяснение Высочайшего манифеста от 17 октября 1905 г. Приказ по войскам ОКПС № 109 от 14 декабря 1905 г. Д-464.
  187. Свод Военных постановлений 1869 года. Д—481.
Заполнить форму текущей работой