Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Внешнеэкономические связи Народной Республики Бангладеш: Пути развития и совершенствования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отдельные вопросы названных проблем уже получили освещение в экономической литературе. Среди российских ученых, занимающихся исследованием экономик развивающихся стран, следует отметить работы таких авторов как: Е. Ф. Авдокушин, Е. Б. Арефьева, И. Т. Балабанов, А. Н. Барковский, А. С. Булатов, Б. М. Воробьев, А. Е. Грановский, Е. Гусева, А. И. Денькевич, Э. Г. Кочетов, В. В. Михалев, З. М. Окрут… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Современное состояние и опыт социальноэкономического развития наименее развитых стран
    • 1. 1. Наименее развитые страны в системе мирового хозяйства
    • 1. 2. Природно-ресурсный потенциал Бангладеш
    • 1. 3. Проблемы социально-экономического развития Бангладеш
  • Глава II. Характеристика основных направлений развития внешнеэкономических связей Бангладеш
    • 2. 1. Формирование внешнеэкономической политики Бангладеш
    • 2. 2. Современные тенденции развития внешней торговли НРБ
    • 2. 3. Проблемы привлечения иностранных инвестиций и финансовой помощи в экономику Республики Бангладеш
    • 2. 4. Перспективы торгово-экономических отношений Республики Бангладеш со странами СНГ и Россией
  • Глава III. Интеграционные направления развития внешнеэкономических связей Республики Бангладеш на современном этапе
    • 3. 1. Экономическое сотрудничество Бангладеш в рамках СААРК
    • 3. 2. Региональное торговое соглашение САПТА как фактор углубления интеграционного взаимодействия Бангладеш со странами СААРК

Внешнеэкономические связи Народной Республики Бангладеш: Пути развития и совершенствования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Глобализация хозяйственной жизни привела к тому, что на механизм мирового хозяйства все более заметное воздействие стали оказывать проблемы, ставшие актуальными уже в конце 60-х — начале 70-х гг. XX столетия. Среди глобальных проблем мирового развития, которые не нашли своего решения до сих пор, особо следует выделить проблему преодоления бедности и отсталости наименее развитых стран, имеющую огромную социально-экономическую значимость.

В настоящее время около половины населения мира проживает за чертой достойного человеческого существования. Проблема усугубляется тем, что достижения мирового научно — технического прогресса зачастую «обходят стороной» наименее развитые страны. Колоссальные по численности трудовые ресурсы мало используются, а сами страны недостаточно активно участвуют в мировой хозяйственной жизни.

Особенно актуальны эти проблемы для развивающихся стран, в число которых входит Народная Республика Бангладеш (НРБ). В первые десять лет после провозглашения независимости страны в ней проводились различные эксперименты, направленные на поиск эффективных путей экономического развития. Дискуссия по этим вопросам продолжается и по сей день.

В условиях социально-экономической напряженности и нехватки собственных источников материальных и финансовых ресурсов внешние факторы имеют огромное значение не только для решения текущих задач НРБ, но и являются основой для дальнейшего экономического развития страны. Исходя из этого, изучение различных аспектов внешнеэкономических связей Народной Республики Бангладеш представляется особенно актуальным.

Отдельные вопросы названных проблем уже получили освещение в экономической литературе. Среди российских ученых, занимающихся исследованием экономик развивающихся стран, следует отметить работы таких авторов как: Е. Ф. Авдокушин, Е. Б. Арефьева, И. Т. Балабанов, А. Н. Барковский, А. С. Булатов, Б. М. Воробьев, А. Е. Грановский, Е. Гусева, А. И. Денькевич, Э. Г. Кочетов, В. В. Михалев, З. М. Окрут, М. А. Пивоварова, В. К. Поспелов, З. И. Романова, П. В. Сергеев, Б. М. Смитиенко, И. А. Спиридонов, Б. П. Супрунович, А. Федоровский, Ю. Шишков, А. Я. Эльянов, В. А. Яшкин. Большинство этих исследований посвящено анализу экономического развития «новых индустриальных стран». Однако в них уделяется недостаточное внимание проблемам наименее развитых стран.

Особо полезными оказались работы бангладешских ученых: М. К. Аламгири, Б. Дебоприо, Нурул Ислам, С. Реза, Рахман Собхан, А. Р. Хана, М. Хосейна, С. К. Чоудхури. К числу западных экономистов, посвятивших свои исследования Бангладеш можно отнести труды: Сен Амарто, В. А. Баплас, Б. Беласса, В. Бранд, Герман ван дер Bee, X. Зингер, О. Д. Колта, Е. А. Колчанека, Ростоу Уолт, А. Хиршман. В работах этих авторов затрагиваются проблемы социально-экономического развития Бангладеш. Вместе с тем, проблемам внешнеэкономический связей отведено незначительное место.

Недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблем развития и совершенствования внешнеэкономических связей Народной Республики Бангладеш обусловили выбор темы, цели и задачи исследования.

Цель диссертации состоит в выявлении особенностей внешнеэкономических связей Народной Республики Бангладеш на современном этапе и выработке основных путей и направлений их совершенствования.

В соответствии с намеченной целью в работе были поставлены следующие задачи:

— охарактеризовать особенности и место наименее развитых стран в современной системе международных экономических отношений;

— оценить влияние природно-ресурсного потенциала Бангладеш на внешнеэкономические связи;

— выявить проблемы социально-экономического развития Бангладеш;

— рассмотреть основные направления внешнеэкономической политики страныпроанализировать динамику и структуру внешней торговли Бангладеш;

— определить значение и влияние иностранных инвестиций и финансовой помощи на экономическое развитие республики.

Объектом исследования являются теоретические, организационные и экономические проблемы мирового хозяйства. В качестве предмета исследования выступают экономические отношения, складывающиеся в процессе осуществления внешнеэкономической деятельности Бангладеш.

Теоретической основой исследования явились труды российских и зарубежных ученых экономистов. В работе использованы материалы периодических изданий ООН, Всемирного банка.

Методология исследования основана на принципах диалектической логики. В диссертации использованы методы системного анализа и синтеза теоретического и практического материала, исторической аналогии, индуктивные и дедуктивные методы. Анализ статистических данных проведен с применением метода группировок, выборки, сравнения и обобщения. Графическое описание выполнено посредством диаграмм сравнения и графиков временных рядов.

Информационно-статистическую базу исследования составили материалы ЭКОСОС, ЮНКАД, ЮНИДО, Всемирного банка, МВФ, а также статистические и экономические обзоры государственных органов Бангладеш.

Работа выполнена в соответствии с пунктом 18 Паспорта специальности 08.00.14 — Мировая экономика.

Научная новизна проведенного исследования состоит в следующем:

• дана оценка современного состояния социально-экономического развития Бангладеш и определены потенциальные возможности экономического роста республики, в части более эффективного использования природных и трудовых ресурсов;

• на основе анализа внешнеторгового оборота Бангладеш выявлены значительные диспропорции в отношении превышения импорта над экспортом, определены пути его преодоления за счет оптимизации структуры импорта и обоснована необходимость использования комбинированной внешнеэкономической политики, включающей элементы экпортно-ориентированной и импортозамещающей модели;

• дана критическая оценка использования предоставляемой для Бангладеш финансовой помощи;

• показана необходимость создания открытой информационной системы для поддержания устойчивых торгово-экономических связей между российскими и бангладешскими предпринимателями;

• дана оценка роли и перспектив экономического сотрудничества Бангладеш в рамках Ассоциации регионального сотрудничества стран Южной Азии (СААРК);

• в целях эффективной реализации торгового соглашения о преференциальной торговле (САПТА) обоснована целесообразность предоставления преференциального режима путем снятия количественных ограничений.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные в диссертации рекомендации по совершенствованию внешнеэкономических связей Бангладеш могут быть использованы при разработке Шестого пятилетнего плана экономического развития страны на период с 2003;2008 г. В частности, для дальнейшей интеграции экономики Бангладеш в мировое хозяйство предлагается предусмотреть соответствующие мероприятия, направленные на дальнейшее развитие банковской, транспортной, производственной и социальной инфраструктуры.

Проведенное исследование позволило выработать рекомендации:

— по улучшению инвестиционного климата в Бангладеш;

— по разработке пакета документов, регулирующих двусторонние торгово-экономические отношения Бангладеш и России.

Основные результаты исследования были представлены на обсуждение в рамках научно практических конференций: «Российский и зарубежный опыт развития предпринимательства в свободных экономических зонах и проблемы подготовки экономистов международного профиля» (г. Калининград, 17−20 октября 2000 г.), «Специфика развития внешнеэкономических связей республик, краев и областей Северокавказского региона и проблемы подготовки специалистов международного профиля» (г. Сочи, 16.10.2001 -20.10.2001г.).

Результаты исследований были получены при выполнении научно-исследовательских работ, проводимых коллективом кафедры «Мировая экономика и международные валютно-кредитные отношения»" Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации в соответствии с Комплексной темой «Финансово-экономические основы устойчивого и безопасного развития России в XXI веке».

Теоретические выводы и практические рекомендации, обоснованные в диссертационном исследовании учтены в деятельности Торгово-промышленной Палаты Россия-Бангладеш г. Москва, что подтверждено справками о внедрении.

Материалы диссертации могут быть использованы в процессе преподавания курса «Мировая экономика».

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Результаты исследования показали, что объем иностранных инвестиций поступивших в экономику Бангладеш незначителен, преобладающая часть внешних финансовых ресурсов поступает в виде официальной финансовой помощи и международных кредитов.

По данным английского журнала «Economist», Бангладеш находится на пятом месте в списке стран крупнейших получателей официальной помощи от других государств55. Почти 60% инвестиционных расходов государства покрывается за счет иностранной помощи, по оценкам экспертов, почти 47% государственных доходов было связано с иностранной помощью. Основными донорами предоставленной финансовой помощи являются: Страны организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), международные финансовые организации и страны ОПЕК.

В результате исследования нами отмечено, что привлеченные внешние ресурсы не смогли обеспечить надежный экономический рост, необходимый размер накопления и стимулировать мобилизацию внутренних ресурсов. Объясняется это не только внутренними причинами, но и характером помощи стран-доноров. Большая часть помощи расходуется на покупку материалов, машин, оборудования, продовольствие, на покрытие расходов морских перевозок грузов, оплату услуг зарубежных консультантов и посредников, повышение квалификации местных специалистов за рубежом. Правительству Бангладеш необходимо проводить более жесткую политику, направленную на эффективное использование финансовой помощи и мобилизацию внутренних ресурсов для повышения уровня занятости.

55 Economist, 1999. No. 2. P. 17. населения, проведения структурных сдвигов в экономике, ликвидации бедности и нищеты населения.

В ходе исследования выявлено, что одним из факторов преодоления хозяйственной отсталости, которые видят наименее развитые страны это создание экономических объединений. Они позволяют коллективными усилиями решать задачи ускоренного развития. Республика Бангладеш выступила инициатором создания организации регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК), как объединения, призванного ускорить социально-экономическое развитие региона путем коллективного самообеспечения.

Среди основных достижений СААРК, происшедших за истекшие годы следует отметить заключение региональной конвенции по борьбе с терроризмом, создание резервного, чрезвычайного фонда продовольствия, информационного центра по сельскому хозяйству, а также конкретные проекты, направленные на развитие контактов в области образования, культуры и туризма. Страны СААРК существенно различаются как по формам политического устройства, так и по уровню экономического развития. Их традиционные конкурентоспособные товары на мировых рынках — продукция швейной и текстильной промышленности, продовольствие. По некоторым экспортным товарам, страны СААРК выступают конкурентами на мировых рынках. Индия соперничает на рынке чая со Шри-Ланкой, текстиля — с Пакистаном, джутовых изделий — с Бангладеш.

С целью либерализации торговли и формирования зоны свободной торговли в регионе к 2001 году страны СААРК пришли к выводу о необходимости существенного снижения таможенных тарифов, отмене количественных квот и других нетарифных ограничений.

В ходе исследования было отмечено, что необходимость расширения сферы взаимного сотрудничества между странами Южной Азии, путем содействия привлечению ПИИ и созданию условий для эффективного функционирования совместных предприятий, нацелена на обеспечение потребностей внутреннего рынка и укрепление экспортного потенциала стран СААРК. Значительное внимание было уделено вопросам скорейшего создания эффективной общерегиональной транспортной инфраструктуры и информационной сети, налаживанию устойчивых связей в угольной, газовой и нефтяной промышленности.

К активизации указанных целей по формированию регионального экономического союза подталкивает уязвимость и зависимость экономик развивающихся стран от внешнего влияния, примером является финансовый кризис в странах АСЕАН и протекционистские меры развитых стран в рамках формируемой ВТО.

Вместе с тем, без последовательного претворения в жизнь уже принятых многочисленных решений, совершенствования транспортной инфраструктуры, разрешения политических противоречий между странами, и, прежде всего, кашмирской проблемы, взаимная торговля и экономическое сотрудничество в Южной Азии не смогут использовать в полной мере заложенный в СААРК потенциал.

Расширение торговли может стать мощным стимулом экономическому развитию национальных экономик путем привлечения инвестиций, расширения производства, увеличения занятости населения. Соглашение САПТА — позволит стимулировать и поддерживать взаимную торговлю и экономическое сотрудничество, посредством валютной концессии в сфере тарифов и нетарифных мероприятий. Развитие торгово-экономического сотрудничества со странами-контрагентами, будет способствовать увеличению объема поступивших иностранных инвестиций, для удовлетворения спроса региона, что приведет к постепенному увеличению занятости, национального объема производства и улучшению жизненного уровня миллионов людей.

Заключение

.

В результате проведенного исследования, нами были получены следующие выводы:

Характерной чертой современного развивающегося мира выступает нарастающая неравномерность социально-экономического развития, которая в конечном итоге обусловила постепенное расслоение этой группы стран. Идет процесс формирования подгрупп со своими особенностями. Вместе с тем в экономической литературе отсутствует единое мнение по поводу их количества, а также по вопросу об общем числе стран, входящих в ту или иную подгруппу. Это объясняется в первую очередь тем, что хозяйственные структуры большинства этих стран не унифицированы, производительные силы разнородны.

Несмотря на все разногласия, особую тревогу продолжает вызывать уровень экономического развития государств, входящих в подгруппу «наименее развитых стран». В настоящее время под это определение попадает 49 стран мира. При этом главной проблемой этих государств является не только отсталость и бедность, сколько отсутствие ощутимых экономических ресурсов для их преодоления.

К числу наименее развитых стран относится и Народная Республика Бангладеш. Экономика страны сталкивается с весьма сложными проблемами. Отсталая структура хозяйства обусловливает незначительные темпы роста ВВП, постоянный прирост населения вызывает безработицу. Кроме того, низкие нормы накопления, чрезмерная внешняя зависимость и проблема задолженности не позволяют Бангладеш в полной мере завершить, начатые с начала 90-х г. экономические реформы.

Наряду с этим, сложившиеся значительные различия между имеющимися в развивающихся странах ресурсов и объемами их потребления позволяет им использовать свои преимущества. За счет рационального использования природно-ресурсного потенциала Бангладеш сможет не только поднять собственное производство, но и осуществлять взаимовыгодные сделки с другими странами. Наличие в стране природного сырья, такого как природный газ, нефть, реки, а также огромные незадействованные трудовые ресурсы позволит обеспечить не только потребности страны, но и дает возможность включиться в мировую торговлю как полноправный ее участник.

Либерализация торговли и политика постепенного открытия национальной экономики, стали основным направлением внешнеэкономической политики Бангладеш. Правительство предпринимает действия по снижению уровня таможенных пошлин и устранению количественных ограничений, особое внимание уделяет совершенствованию административного аппарата по созданию структуры, которая сможет гарантировать эффективное функционирование рыночной экономики.

Процесс либерализации способствовал увеличению потенциала внешней торговли, которая является двигателем экономического и технического прогресса, а также важным механизмом интегрирования страны в единую глобальную экономику.

В ходе исследования отмечены значительные структурные изменения во внешней торговле республики. Наибольший удельный вес занимает экспорт готовой одежды. Бангладеш является лидером в Южной Азии по производству и экспорту футболок и мужских сорочек на европейский рынок, опередив при этом традиционных экспортеров таких как, Китай, Индия, Турция и Пакистан. Кроме того, следует отметить, достаточно узкую товарную структуру экспорта, состоящую из товаров, сильно зависящих от неустойчивости конъюнктуры на мировом рынке и нестабильности внутреннего производства, а также его ограниченную географическую направленность.

Значительный дефицит внешней торговли является результатом сильной зависимости экономики республики от иностранных материально-технологических компонентов экономического роста. В силу своей технико-экономической отсталости значительная часть потребностей страны в продовольствии, нефти и нефтепродуктах, машинах, оборудовании и транспортных средствах, комплектующих изделиях обеспечивается за счет импорта. В условиях низких норм внутренних сбережений и накопления, огромного дефицита внешней торговли и продовольственной проблемы страны, поступление финансовых ресурсов из-за рубежа является насущной потребностью экономики Бангладеш.

В настоящее время, Бангладеш является производителем товаров, регулярно экспортируемых на различные рынки мира по доступным ценам. Республика участвует в международных торговых ярмарках, торговых выставках. Управление по содействию экспорта Республики Бангладеш регулярно проводит маркетинговые компании по исследованию рынков сбыта и организуются поездки бизнесделегаций для налаживания деловых связей с импортерами. Одним из важнейших рынков сбыта продукции, выпускаемой швейной промышленностью, являются рынки России и СНГ. С развитием рыночных отношений открылись перспективы наращивания объемов экспортируемой продукции, а также расширения ассортимента. Проводимая политика международного сотрудничества способствует развитию экономических отношений между государствами, позволяет сблизить частные секторы России и Бангладеш, а также усилить торговые отношения со странами СНГ.

Уникальность Бангладеш как реципиента иностранных инвестиций заключается в крайне низком уровне производственных издержек, связанных с дешевизной трудовых ресурсов. Инвестиционный климат в Бангладеш характеризуется как один из либеральных в Южной Азии. В стране созданы многочисленные стимулы и льготы для привлечения иностранных инвестиций, достаточная нормативно-законодательная база, обеспечивающая условия эффективной защиты интересов инвесторов.

В ходе исследования выявлено, что наряду с либеральной политикой правительства в отношении иностранных инвестиций и обилием дешевой рабочей силы, в стране существует целый ряд факторов, которые ограничивают приток прямых зарубежных инвестиций. К ним относятся: политическая нестабильность, забастовки и трудовые конфликты, низкий уровень развития производственной и социальной инфраструктуры, бюрократизм, коррупция и некомпетентность в государственных службах, нехватка квалифицированных управленческих и технических кадров, низкий уровень промышленного развития, недостаток природных ресурсов (кроме природного газа), узость внутреннего рынка. Одним из важных факторов, сдерживающих иностранных инвесторов является недостаток информации о возможностях и перспективах Республики Бангладеш.

Как показало исследование, иностранные инвестиции должны быть направлены в те отрасли, развитие которых совместимо с целями и стратегией национальной программы развития. Следует поддерживать те наукоемкие отрасли, которые приведут к подъему экономического развития страны, будут способствовать развитию импортозамещающих отраслей и содействовать значительному росту отраслей экономической специализации республики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.Ф. Международные экономические отношения М.: Юрист, 1999.
  2. М.А., Грановский А. Е. Экономическая помощь капиталистических государств странам Южной Азии. М. 1973.
  3. И.Т., Балабанов А. И. Внешнеэкономические связи: Учеб. Пособие. -М.: Финансы и статистика, 2000.
  4. С.С. Восточная Бенгалия: особенности экономического развития (1947−1971). М, 1976.
  5. Баруа Пробал. Развитие экспортного сектора в Бангладеш. Материалы международной научно-практической конференции. Калининград: Балтийский институт экономики и финансов, 2000.- 0,3 п.л.
  6. Баруа Пробал. Привлечение инвестиций в экспортные производственные зоны. Материалы международной научно-практической конференции. -Краснодар: Кубан.гос.ун-т, 2002.- 0,3 п.л.
  7. В.В., Ливенцев Н. Н. Международные экономические отношения. -М.: Финансы и статистика, 1997.
  8. Внешнеэкономическая деятельность / Б. М. Смитиенко, В. К. Поспелов, С. В. Карпова и др.- Под ред. Б. М. Смитиенко, В. К. Поспелова. М.: Мастерство, 2002.
  9. Внешнеэкономические связи развивающихся стран. М., 1978.
  10. Всемирный Банк. Отчет о мировом развитии 1997. Государства в меняющемся мире. — Вашингтон, 1997.
  11. В.Е. Развивающиеся страны. Актуальные проблемы развития внешнеэкономических отношений. М. 1978.
  12. Ю.В. Народная Республика Бангладеш: справочник. М., 1974.
  13. А.Е. Экономический рост в странах Южной Азии. М., 1988.
  14. Е. «Азиатское чудо оборачивается глубоким кризисом». Финансовые известия. М., 9 июня 1998.
  15. О.И., Полянова Т. Н., Саркисов С. В. Внешнеэкономическая деятельность-М.: Дело, 1999.
  16. Д. Сакс, Феликс Ларрен Б. Макроэкономика, глобальный подход-М.: «Дело», 1996.
  17. Р. Макконелл, Стенли Л. Брю. Экономика, принципы, проблемы и политика. Том. 1. -М.: Издательство «Республика», 1992.
  18. .Н. Исследование проблем инновационного менеджмента в нематериальной сфере хозяйствования. Отчет о научно-исследовательской работе. Министерство общего и профессионального образования РФ. Государственный Университет Управления, М.1998.
  19. .Н. Проблемы стратегического управления предприятиями России. Отчет о научно-исследовательской работе. Министерство общего и профессионального образования РФ. Государственный Университет Управления, М.1998.
  20. .Н. Стратегические аспекты концептуальной подготовки руководителей высшего уровня. Проблемы управления персоналом в организациях: тематический сборник научных трудов. Вып.1 / под ред. А. Я. Кибанова ГАУ, М., 1998.
  21. А.С. Внешнеэкономическая политика империализма и развивающиеся страны. М., 1977.
  22. А. СААРК Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии. — МЭ и МО № 11, 1986.
  23. Курс экономической теории / Под ред. проф. Чепурина М. Н., проф. Киселевой Е. А. Киров, 1994.
  24. Межгосударственные региональные организации Азии в международных отношениях. М.: Наука, 1981.
  25. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения / Под ред. J1.H. Красавиной. М.: Финансы и статистика, 2001.
  26. Между народные экономические отношения / Под ред. Б. П. Супруновича. -М.: Финансовая академия, 1995.
  27. Международная экономическая интеграция: Сущность, особенности, проблемы и перспективы / Ю. А. Щербанин, K.JI. Рожков, В. Е. Рыбалкин, Г. Фишер-М., 1997.
  28. Мировая экономика / Под ред. проф. А. С. Булатова. М.: Юристь, 2000.
  29. Е.А. Иностранный капитал и внешнее финансирование в развивающихся странах: проблемы государственного регулирования. -М., 1988.
  30. Е.А., Серженко В. В. Внешнеэкономические связи развивающихся стран: современные проблемы государственного регулирования. М., 1985.
  31. М. Международная конкуренция, конкурентные преимущества стран. М., «Международные отношения», 1993.
  32. И.С. Развивающиеся страны: проблемы внешнеэкономических связей. М., 1980.
  33. Правила рынка: иностранные инвестиции- внешняя торговля- трудовая миграция- конкурентоспособность- дипломатия- помощь / Под ред. Щетинина В. Д. -М: Международные отношения, 1993.
  34. Л.И. Развивающиеся страны: очерки теорий экономического роста. -М., 1976.
  35. А.И. Экономические связи Индии с развивающимися странами Азии и Африки. -М., 1971.
  36. П.В. Мировое хозяйство и международные экономические отношения на современном этапе М.: «Новый Юрист», 1998.
  37. Смит Адам, Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: «Наука», 1993.
  38. Современная внешнеэкономическая деятельность / Под ред. д.э.н., профессора Б. М. Смитиенко М.: МГУП, 2000.
  39. Современные социально-экономические проблемы стран Южной Азии. -М.: Наука, 1974.
  40. Страны «третьего мира». Внешнеэкономические связи, финансирование развития. -М., 1974.
  41. А.Б. Свобода торговли: анализ зарубежного опыта. М., 1991.
  42. Ф.А. Основные направления и итоги экономической политики правительства Муджибура Рахмана. // НРБ: экономика, история, культура. -М., 1979.
  43. В.Н. Научно-технический прогресс: азиатский вариант. М.: Наука, 1992.
  44. П.И. Мировая торговля и экономический прогресс развивающихся стран. М., 1974.
  45. Н.С. Внешнеэкономические связи Юго-Восточной Азии. М., 1978.
  46. М., Сайфул Карим. Стратегия промышленного развития Бангладеш / ответ, ред. Шилин И. Г. РУДН. М., 1997.
  47. А.В. Международные валютные и кредитные отношения развивающихся стран. М., 1989.
  48. Г. И. Внешнеэкономические связи современной Индии.—1. М., 1978.
  49. Г. И. Экономическая интеграция в Азии.—М., 1975.
  50. Н.П. Внешнеэкономические связи важный фактор оздоровления международных отношений. — М., 1977.
  51. Экономика и история Индии и Пакистана. М.: Наука, 1966.
  52. Экономика развивающихся стран: проблемы и перспективы. / Под ред. Яшкина В. А. М., 1990.
  53. Экономика / Под ред. доц. А. С. Булатова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство БЕК, 1999.
  54. Экономическая теория (политическая экономия): Учебное пособие. М.: Финансовая академия, 1997.
  55. Экономическая теория национальной экономики и мирового хозяйства (политическая экономия): Учебное пособие. М.: Финансовая академия, 1997.
  56. Экономические реформы в Азии в переходный период, Институт Востоковедения, РАН. -М., 1996.
  57. Экономическое сотрудничество и интеграция стран Востока. -М., 1982.бб.Эльянов А. Я. Развивающиеся страны: проблемы экономического роста и рынок.-М., 1978.
  58. Периодические издания на русском языке
  59. Азия и Африка сегодня № 5. 1989.
  60. БИКИ № 104. 3 сентября 1998.
  61. БИКИ № 119. 9 октября 1999.70.БИКИ № 146. 1990.71.БИКИ № 25. 7 марта 1995.
  62. БИКИ № 50. 29 апреля 1999.73.БИКИ № 57. 23 мая 2000.74.БИКИ № 74. 1995.75.БИКИ № 88. 31 июля 1999.
  63. Ведомости, 27 декабря 1999.
  64. Коммерсант № 52/П, 26 марта 2001.
  65. Мировая экономика и международные отношения. № 6. 2000. Глобализация и расслоение развивающихся стран. Эльянов, А .Я.
  66. Мировая экономика и международные отношения. № 12. 1999.
  67. Мировая экономика и международные отношения. № 5. 1995. Развивающиеся страны в международном разделении труда. Эльянов А.Я.
  68. Мировая экономика и международные отношения. № 4. 1974.
  69. Периодические издания на английском языке
  70. Annual Report on Exchange Arrangements and Exchange Restrictions (August 27,1999) — International monetary Fund.
  71. Bangladesh Bank. Annual report. Economic trends.2002
  72. Bangladesh Economic Review 1996. Ministry of Finance, GOB. Dhaka, August 1996.
  73. Bangladesh Economic Review 1999. Ministry of Finance, GOB. Dhaka.
  74. Bangladesh Economic Review 2000. Ministry of Finance, GOB. Dhaka.
  75. Bangladesh Economic Survey 1994/95, BBS. Ministry of Planning. GOB. Dhaka, 19 958 8. Bangladesh Journal of Political Economy. Vol. ll No.2. BIDS, Dhaka-1992.
  76. Board of Investment (BOI) October, 2000-Key factors of foreign investment.
  77. Country presentation for Bangladesh- Third United nations Conference on The Least Developed Countries. United Nations. Brussels, 14−20 May 2001.91.China Daily. 10/06/1999.92.Dawn 3.10.97. Karachi.
  78. Dhaka International Trade Fair 2001. Dhaka, Bangladesh 2001.
  79. Economist 1999.No.2, p.-17
  80. Experience With Economic Reform. A Review of Bangladesh’s Development, Dhaka 1995.
  81. Financial Express. Dhaka 1997.
  82. International Financial Statistics. Vol.55 N5, May 2002.
  83. Investing Bangladesh. Destination Investment South Asia, BOI, 2000.
  84. Memorandum for Bangladesh Development Forum 1999−2000. April 1920,1999.
  85. Statistical Yearbook of Bangladesh 1996. Dhaka. 1997
  86. The Arthabani (specialized financial news magazine). Bangladesh Garments Industries And It’s Prospects. Dhakal996.p.-38
  87. The Commonwealth Yearbook. L-1988.
  88. The Fifth Five Year Plan (1997−2002), March, 1998. Ministry of Planning. GOB. Dhaka.104. The Independent. Dhaka.
  89. The Weekly Bichitra (Leather Industries of Bangladesh). Dhaka 8/8/98. p.-19
  90. The Weekly Bichitra (Problems of Garments Sector). Dhaka 22/8/97. p.-17−23.
  91. The World Bank Annual Report. 1999.
  92. World Bank. World Development Indicators. 2001.
  93. World Investment Directory. Vol. Vll-Part I. Asia and the Pacific United Nations. Newyork and Geneva, 2000.
Заполнить форму текущей работой