Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие интеграционных процессов как фактор повышения конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке

Дипломная Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Группа административно-правовых инструментов повышения конкурентоспособности российских товаров на мировом рынке, Группа организационных инструментов повышения конкурентоспособности российских товаров на мировом рынке, Группа политических инструментов повышения конкурентоспособности российских товаров на мировом рынке, Группа экономических инструментов повышения конкурентоспособности российских… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Исследование интеграционных процессов и степени влияния на конкурентоспособность отечественных товаров
    • 1. 1. Теоретико-методологические подходы к обоснованию стратегии интеграции Российской Федерации в мировой экономике
    • 1. 2. Экономическое форм интеграций в мировой экономике
    • 1. 3. История интеграционных процессов в России
  • Глава 2. Анализ экономических составляющих интеграционных процессов как фактора обеспечения конкурентоспособности
    • 2. 1. Анализ интеграционных процессов Российской Федерации и их влияние в мировой экономике
    • 2. 2. Конкурентоспособность Российских товаров на мировом рынке
    • 2. 3. Влияние интеграционных процессов на рост конкурентоспособности
  • Глава 3. Повышение конкурентоспособности Российских товаров в условиях интеграционных процессов мировой экономики
    • 3. 1. Проблемы в сфере конкурентоспособности Российских товаров
    • 3. 2. Современное состояние рынка отечественных товаров в современных условиях
    • 3. 3. Определение основных инструментов повышения конкурентоспособности Российских товаров на мировом рынке
  • Заключение
  • Список использованных источников
  • Приложения

Развитие интеграционных процессов как фактор повышения конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Доля экспорта продовольственных товаров и сырья для их производства в товарной структуре экспорта в январе 2015 года составила 9,4% (в январе 2014 года — 5,7%).

По сравнению с январем 2014 года стоимостные объемы поставок этих товаров сократились на 2,5%, а физические объемы увеличились на 35,0%.

Возросли объемы поставок многих товаров — мяса, молока, рыбы. Небывалый рост показала пшеница — физические и стоимостные объемы экспорта пшеницы выросли в 14,6 и в 12,9 раза соответственно. Ослабление рубля привело к тому, что экспортеры пшеницы стали массово вывозить хлеб на экспорт, от чего внутренние цены заметно выросли. Доля экспорта лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий в январе 2015 года составила 3,1%.

Стоимостной объем экспорта этих товаров снизился на 45,1%, физический — на 15,5%. Основными товарами, которые Россия закупает в странах входящих с Россией в интеграционные объединения, являются минеральные продукты (газ, уголь, нефтепродукты), продовольственные товары, машины и оборудование. Доля машин и оборудования в январе 2014 года уменьшилась и составила 20,15 (в январе 2014 года — 22,1%). Стоимостной объем импорта данной товарной группы по сравнению с январем 2014 года сократился на 47,7%.

Наибольший спад затронул электрическое оборудование (-49,7%), а также механическое оборудование (-57,3%). Также зафиксировано снижение импорта легковых автомобилей на 39%. Ослабление рубля привело к удорожанию зарубежной продукции.

Лидером среди стран по объемам взаимной торговли является Китай. За январь внешнеторговый оборот с ним составил 4551,5 млрд долларов. Однако, несмотря на развитие взаимного сотрудничества в различных областях, оборот с ним снизился на 36%. Кроме сокращения цен на российские товары, причинами столь сильного снижения являются кризисные явления в мировой экономике, растущая политическая нестабильность. Также снижение наблюдается и в развитии самого Китая. В январе страна показала незначительный рост экспорта лишь в США и АСЕАН.

Объем внешней торговли со странами АТЭС снизился на 25%, в то время как со странами Европейского союза на 39%.

В последующие 9 месяцы наблюдался процесс усиления санкционного давления, в котором можно выделить три основных этапа:

1) этап целевых санкций, направленных против конкретных физических и юридических лиц, действия которых, как предполагается, угрожали территориальной целостности и политической стабильности Украины (17 марта — 15 июля 2014 г.);

2) этап секторальных санкций, направленных не на «наказание» конкретных физических и юридических лиц, а на нанесение ущерба крупным секторам российской экономики безотносительно к тому, вовлечены ли компании этих отраслей в кризис на Украине или нет (15 июля — 11 сентября 2014 г.);

3) этап эскалации секторальных санкций, стартовавший на фоне позитивных сдвигов в динамике конфликта на Украине после заключения Минских соглашений о прекращении огня и практических шагах по нормализации ситуации на востоке Украины (с 12 сентября 2014 г.).

На первом этапе ограничительные меры, введенные против России, полностью укладывались в доктрину целевых («умных») санкций, которая предусматривает ориентацию санкций на нанесение ущерба интересам политических элит, от которых реально зависит изменение политического курса стран-адресатов (запрет на поездки, замораживание активов и пр.), а также свертывание военно-технического сотрудничества с этими странами, поставок им оборудования и технологий двойного назначения, совместных проектов НИОКР в соответствующих сферах.

На фоне отсутствия прогресса в урегулировании кризиса на Украине сначала США (15 июля), а затем ЕС (31 июля) перешли к политике секторальных санкций против России.

Основной удар был нанесен по финансовому сектору (ограничения на осуществление операций, привлечение средств на фондовых рынках и получение банковских кредитов), а также по отраслям топливно-энергетического комплекса (в первую очередь путем ограничения экспорта в Россию технологий, связанных с добычей углеводородного сырья из сланцев и с глубоководной добычей, в т. ч. на арктических месторождениях).

Кроме того, усилилось давление на российский оборонно-промышленный комплекс, которому фактически был закрыт доступ на западные рынки (включая рынки капитала и технологий).

Введение

секторальных санкций повлекло за собой ответные меры со стороны России, в первую очередь введение 7 августа эмбарго на импорт широкого круга сельскохозяйственных и продовольственных товаров (включая рыбную продукцию) из США, ЕС, Канады, Австралии и Норвегии.

Наибольший ущерб данное решение нанесло странам ЕС — географическим соседям России. В частности, потери Дании и Финляндии оцениваются более чем в 0,1% ВВП, Польши — более 0,2% ВВП, Эстонии и Латвии — порядка 0,3% ВВП, Литвы — около 2,6% ВВП.

В то же время эмбарго явилось дополнительным стрессом для российского потребительского рынка и предприятий пищевой промышленности, работающих на импортном сырье.

В первый месяц после введения эмбарго на импорт продовольствия рост цен на курятину достигал 1,1%-1,4% в неделю, на свинину — 0,6%-0,9%, на рыбу — на 0,3−0,5%. В некоторых регионах (например, в 10 Сахалинской области и Приморском крае) рост цен на соответствующие продовольственные товары достигал 40−60%. Последовавшее в сентябре ужесточение экономических санкций против России (в частности, снижение допустимого срока привлечения финансовых ресурсов с 90 до 30 дней, а также новые ограничения на трансферт технологий добычи углеводородного сырья и технологий двойного назначения) совпало по времени с первыми шагами по выполнению подписанных 5 сентября Минских соглашений о нормализации ситуации на востоке Украины.

Данное обстоятельство усугубило напряжение в отношениях России с западными партнерами и сформировало у экономических субъектов ожидания того, что экономические санкции против России могут сохраняться (и, возможно, усиливаться) даже несмотря на возможные позитивные изменения в динамике конфликта на Украине.

При этом вклад санкций в падение потребительской уверенности носит в целом ограниченный характер (так, индекс потребительской уверенности в III квартале снизился на 1 п.п., но, тем не менее, оказался на 4 п.п. выше по сравнению с «досанкционными» IV кварталом 2013 г. и I кварталом 2014 г.). Напротив, свертывание сотрудничества в финансовой и технологической сферах имеет критическое значение, причем если эффект технологических ограничений носит отложенный характер (в частности, их влияние на объем добычи нефти может сказаться не ранее чем через 2−3 года), то ограничение доступа к европейским и американским финансовым рынкам уже нанесло существенный ущерб российскому бизнесу.

Для российских банков, вошедших в санкционные списки США и ЕС (прежде всего «Сбербанка», «Банка ВТБ», «Газпромбанка» и «Россельхозбанка», а также «Внешэкономбанка»), западные рынки оказались де факто закрытыми уже в августе 2014 г. Поиски альтернативных источников финансирования, в первую очередь в странах АТР, в течение года не дали удовлетворительных результатов.

По сравнению с утраченными возможностями на западном направлении, доступ на азиатские финансовые рынки оказался существенно более сложным, а стоимость кредитных ресурсов — существенно более высокой. Из компаний реального сектора в максимально сложной ситуации оказалась «Роснефть», которой до конца 2015 г. предстоит погасить 35,4 млрд долл. внешних кредитов на фоне свертывания планов добычи сланцевой и арктической нефти из-за ограничений на импорт технологий и выхода компании Exxon из большинства совместных с «Роснефтью» проектов в сентябре 2014 г.

Из суммарного объема обязательств компаний нефтегазового сектора, попавших под западные санкции, до конца 2015 г. должно быть погашено 62 млрд долл. (для сравнения, финансовые компании из санкционных списков США и ЕС должны погасить 11 лишь 22 млрд.

долл.). Всего до конца 2015 г. российские компании должны выплатить по зарубежным банковским кредитам и облигационным займам порядка 106,7 млрд долл.

Большинство компаний (возможно, за исключением «Роснефти») способны сделать это самостоятельно, без обращения за помощью к государству, однако для этого им придется использовать ресурсы, которые в противном случае были бы доступны для осуществления капиталовложений — с очевидно негативными последствиями для инвестиционного процесса. Дополнительным обстоятельством, усугубляющим экономические последствия санкций, стали резкие колебания рыночной конъюнктуры во втором полугодии 2014 г.

Цена нефти сорта Brent упала почти на треть (с 115 долл. за баррель в июле 2014 г. до 78−79 долл. в начале ноября), при этом валютный курс доллара по отношению к российскому рублю с конца июня по начало ноября вырос на 30%, а курс евро — почти на 20%. Влияние этих факторов на экономику оказалось противоречивым. Если с точки зрения бюджетного эффекта они компенсировали друг друга (ослабление рубля позволило смягчить негативный бюджетный эффект падающих цен на нефть, в результате чего профицит федерального бюджета по состоянию на 1 сентября 2014 г. составил 2% ВВП), то на динамику потребительских цен они оказали кумулятивное повышательное влияние.

Хотя само по себе повышение цен может создавать дополнительные бизнес-возможности для производителей отдельных видов потребительских товаров, вынужденные меры антиинфляционной политики способны серьезно ухудшить общий инвестиционный климат. В частности, решение Центрального банка России от 31 октября о повышении ключевой процентной ставки с 8% до 9,5%, мотивированное необходимостью борьбы с ростом цен, способствует дальнейшему повышению цены кредитных ресурсов и подрыву у отечественных компаний и без того скромных возможностей для осуществления капиталовложений.

Резкий спад импорта в результате торговых ограничений и ослабления валютного курса рубля вызвал к жизни надежды на то, что рыночные ниши, покинутые зарубежными товарами, будут освоены российскими производителями.

По данным проведенного в августе 2014 г. опроса ВЦИОМ, более 85% опрошенных ожидали, что введенные Россией ограничения на импорт продовольствия приведут к увеличению доли отечественных продуктов питания в магазинах, а также станут стимулом к развитию национального сельского хозяйства. Согласно «Прогнозу сценарных условий социально-экономического развития на период 2015- 2017 годов» Министерства экономического развития РФ, благодаря процессам импортозамещения доля обрабатывающей промышленности в ВВП должна увеличиться с 13,2% в 2014 г. до 13,6−13,7% в 2015—2017 гг. Однако в настоящее время в экономике присутствуют факторы, которые делают широкомасштабное импортозамещение маловероятным.

В краткосрочном периоде (1−2 года) импортозамещение сдерживается отсутствием значительных резервов свободных мощностей и рабочей силы. По данным опросов «Российского экономического барометра», загрузка производственных мощностей на предприятиях «среднего эшелона» российской промышленности еще в конце 2013 г., до введения ограничений на поставки импортной продукции, достигала 78%, загрузка рабочей силы — 87%. Это — очень высокие показатели, дальнейшее повышение которых весьма 12 проблематично. Согласно обнародованным в ноябре 2014 г. оценкам Министерства экономического развития РФ, в целом по российской экономике загрузка мощностей составляла 72%, что в сочетании с низким уровнем безработицы (4,9% в III квартале 2014 г.) не позволяет надеяться на выраженный рост производства в краткосрочном периоде.

С учетом стагнации реальных доходов населения поддержки импортозамещения со стороны потребительского спроса также сложно ожидать. В среднесрочном периоде (3−5 лет) ключевое значение для успешного импортозамещения имеет доступ к источникам капитала и технологий для осуществления инвестиций в расширение производства, технологическую модернизацию и повышение уровня производительности.

Однако в условиях введенных против российской экономики санкций отечественные компании оказались фактически отрезанными от западных рынков капитала и технологий. Более того, импортозамещение в отраслях, производящих товары инвестиционного назначения, может негативно сказаться на перспективах реализации проектов импортозамещения в отраслях, использующих соответствующие товары в своем производственном процессе. Согласно данным опроса промышленных предприятий, проведенного в сентябре 2014 г.

Институтом экономической политики им. Е. Т. Гайдара, менеджеры 30% опрошенных предприятий ожидали, что переход на закупки отечественной продукции инвестиционного назначения будет сопровождаться ростом ее цен. В ряде отраслей таких предприятий оказалось существенно больше (в т.ч. 57% - в пищевой промышленности, 40% - в легкой промышленности, 35% - в машиностроении).

Если при этом учесть, что 20% опрошенных предприятий ожидали падения качества приобретаемой продукции при переходе к закупкам у отечественных производителей, то возможности расширения производства импортозамещающей продукции могут оказаться существенно подорванными из-за роста издержек производства.

Максимально благоприятные условия для осуществления проектов импортозамещения к концу 2014 г. сложились в металлургии и в агропромышленном комплексе.

В металлургии уход с рынка украинских поставщиков и ограничения на импортные поставки продукции, используемой при реализации проектов нефтегазодобычи создают возможности для того, чтобы переориентировать часть современных производственных мощностей, выпускающих конкурентоспособную на мировом рынке продукцию, на обслуживание внутреннего рынка. В свою очередь, в пищевой промышленности и животноводстве (прежде всего в свиноводстве и птицеводстве) удачным образом совпали факторы опережающего роста цен на внутреннем рынке, быстрой окупаемости инвестиционных проектов и реализации программ государственной поддержки, в т. ч. на региональном уровне.

Можно ожидать, что уже в 2015 г. в соответствующих отраслях могут быть достигнуты значимые результаты в деле повышения доли рынка, обслуживаемой российскими производителями, хотя оплачивать успехи пищевиков, скорее всего, придется потребителям: структура рынка продовольственных товаров в России не позволяет надеяться на то, что цены на них снизятся даже при росте предложения отечественной продукции. В других отраслях обрабатывающей промышленности перспективы импортозамещения выглядят гораздо более скромно.

В химии, фармацевтике, лесоперерабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности экономические санкции практически не повлияли на стимулы к импортозамещению. Удорожание импорта вследствие снижения 13 валютного курса рубля способно вызвать рост спроса на произведенную российскими компаниями продукцию, однако высокая зависимость от импортных материалов и оборудования существенно ограничивает ожидаемый позитивный эффект.

Машиностроение и отрасли оборонно-промышленного комплекса могут рассчитывать на рост внутреннего спроса и расширение государственного заказа, однако ограничение доступа к западным технологиям и приостановка проектов международного сотрудничества существенно подрывает их способность наладить эффективное импортозамещающее производство. Не менее сложна ситуация в легкой промышленности.

Несмотря на то, что введенный в августе 2014 г. запрет на импорт ряда видов продукции для государственных нужд обещает ей расширение госзаказа, общий уровень конкурентоспособности соответствующих производств на сегодняшний день настолько низок, что о реальном импортозамещении в сегментах рынка, остающихся открытыми для конкуренции со стороны импорта, говорить не приходится.

Таким образом, хотя реализация проектов импортозамещения может оказаться привлекательной стратегией для металлургов и компаний, представляющих отдельные отрасли агропромышленного комплекса и машиностроения, надежды на стимулированный импортозамещением масштабный рост промышленного производства представляются безосновательными.

Экономические санкции и проводимая российским правительством политика ответных мер не столько защищают внутренний рынок от импорта, сколько ограничивают российский бизнес в доступе к финансовым ресурсам и технологиям, а потребителей обрекают на перспективу приобретения менее качественной продукции по более высоким ценам.

В этих условиях попытки интерпретировать экономические санкции в качестве стимулов для промышленного развития напоминают поиски ложки меда в бочке дегтя. Перспективы перехода российской экономики к устойчивому росту следует связывать не с импортозамещением, а со скорейшей нормализацией условий сотрудничества с зарубежными партнерами, восстановлением стабильности валютного курса рубля и осуществлением структурных преобразований, направленных на стимулирование частных инвестиций в развитие несырьевых отраслей.

В результате в 2014 г., по нашей оценке, темп прироста ВВП России в 4 кв. продолжит снижение и составит порядка 0,5 — 0,6%. В целом за 2014 г. ВВП возрасло на 0,5−0,7%. В 2015 г. наиболее вероятна стагнация производства или незначительный рост — 0,0−0,3%, в этой связи необходимы активные меры по повышению конкурентоспособности Российских товаров на мировом рынке.

3.3 Определение основных инструментов повышения конкурентоспособности Российских товаров на мировом рынке.

Повышать конкурентоспособность продукции и экспортировать — это дело самих производителей, однако от их способности использовать возможности глобализации, зависят те выгоды, которая страна может получить от роста международной торговли и инвестиций, Задача государства создать условия и среду, позволяющие и стимулирующие производителям непрерывно создавать и удерживать свою конкурентоспособность.

Конкурентоспособность экспортного товара находится в системе прямых и обратных связей с конкурентоспособностью национальной российской экономики. Для того, чтобы уйти от преимущественного развития добывающих отраслей экономики к прогрессивному росту конкурентоспособности экономики, основанной на развитии и стимулировании отраслей и производств с высокой долей добавленной стоимости в выпускаемой продукции, необходимы формирование и реализация долгосрочной национальной программы инноваций и конкурентоспособности. В то же время, принимая во внимание, что решаемые при этом задачи фундаментальны, то для практической реализации процесса повышение конкурентоспособности российской экономики необходимо затратить существенно больше стратегических усилий, чем это предполагается в настоящее время некоторыми исследователями данной проблемы в России.

Страны, стремящиеся стать равноправными участниками мирохозяйственных связей должны формировать такую внешнеторговую экономическую политику, которая позволит использовать получаемые от продажи ресурсов доходы на цели экономического развития, одновременно смягчая влияние «голландской болезни» («ресурсное проклятие»). Исходя из этого, старения России в области внешнеэкономической деятельности должна учитывать такие целевые установки как:

обеспечение национальной и экономической безопасности;

стимулирование структурной перестройки для повышения конкурентоспособности национальной экономики;

учет внешних и внутренних факторов развития внешнеэкономического комплекса для использования всех преимуществ глобализации мировой экономики и максимального снижения негативных моментов.

Старения повышения конкурентоспособности российских товаров в внешнеэкономической деятельности должна строиться, исходя из цикличности развития мировой экономики, тенденций мирохозяйственных связей, геополитических факторов, перспектив научно-технического прогресса. Основными инструментами могут стать следующие:

углубляющийся процесс интернационализации производства, вне которого не может быть создано ни одно конкурентоспособное национальное хозяйства;

углубляющийся процесс интернационализации производства, вне которого не может быть создано ни одно конкурентоспособное национальное хозяйства;

либерализация торговли в рамках интеграционных объединений, означающая возрастание уровня конкурентоспособности товаров на данных рынках;

вступление в другие региональные интеграционные объединения, последствия которого неоднозначны для экономики России;

расширение процессов регионализации, и в этом контексте восстановление интеграционных связей в рамках СНГ, Таможенного Союза.

Реализация эффективной деятельности по повышению конкурентоспособности российских товаров напрямую связывается с разработкой и реализацией механизма регулирования ВЭД со стороны государства.

В современных условиях необходимо развивать институциональную систему поддержки экспорта.

Институциональная система поддержки экспорта подразумевает развитие законодательной базы, нацеленной на адресную поддержку, а также скоординированной сети поддержки производителей и торговли, включающей различные целевые институты сервисной поддержки и организации государственного и частного секторов, предоставляющих необходимые и доступные услуги для развития и продвижения российского экспорта прежде всего в рамках региональной интеграции.

Можно выделить следующие основные инструментов повышения конкурентоспособности Российских товаров на мировом рынке:

1) Инструменты реализации таможенно-тарифной и нетарифной политики в целях повышения конкурентоспособности Российских товаров на мировом рынке. В данной группе можно выделить:

Проведение решений по снижению ставки ввозной таможенной пошлины и выделению отдельных кодов ТН ВЭД ЕАЭС без изменения ставок ввозных таможенных пошлин;

Проведение решений, направленных на обнуление ставки ввозной таможенной пошлины на постоянной основе для определенных категорий участников ВЭД в рамках интеграционного объединения;

Проведение решений, направленные на обнуление ставки ввозной таможенной пошлины на временной основе;

Проведение решений по выделению товаров в отдельные коды ТН ВЭД ЕАЭС с установлением нулевой ставки ввозной таможенной пошлины на временной основе;

Проведение решений по оптимизации ТН ВЭД ЕАЭС и ЕТТ ЕАЭС без изменения ставок ввозных таможенных пошлин.

2) Инструменты снятия торговых ограничений на внешних рынках Сейчас Австралия, Азербайджан, Аргентина, Белоруссия, Бразилия, Вьетнам, Индия, Индонезия, Иран, Колумбия, Корея, Киргизия, Китай, Лаос, Малайзия, Марокко, Мексика, Молдова, Нигерия, США, Таиланд, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, Филиппины, а также ЕС (без учета санкций) применяют защитные меры в отношении российских товаров.

Конкурентный потенциал российских товаров может быть повышен при снятии некоторых их 109 мер, в том числе: антидемпинговая пошлина — 40, специальная защитная пошлина — 17, прочие нетарифные меры — 52 (административные меры — 20, технические барьеры — 9, тарифные квоты — 2, квотные ограничения -3, дополнительный сбор — 1, акциз на дискриминационной основе — 5, ограничение по номенклатуре — 1, запрет на импорт — 4, санитарные и фитосанитарные меры — 3, угроза введения меры — 4.

3) Инструменты развития системы информационной поддержки внешнеэкономической экспортной деятельности российских производителей в целях повышения конкурентоспособности Российских товаров на мировом рынке.

Развитие работы Единого портала внешнеэкономической информации Минэкономразвития России как системной площадки взаимодействия участников ВЭД. Необходимо создать возможность прямого выхода на сайты Российских торгпредств.

Также необходима активная маркетинговая стратегия интернет продвижения Российского экспортного каталога продолжает действующего в международном домене .ORG (.

http://ruexport.org) и проведение мер по поисковой оптимизации в международных поисковых системах. Продолжать работу на страницах в социальных сетях (Facebook, twitter), в которых сейчас размещается актуальная информация по внешнеэкономической тематике с использованием инфографических данных.

4) Важным инструментом повышения конкурентоспособности Российских товаров на мировом рынке являются госпрограмма. Целями Госпрограмм должно стать усиление конкурентных позиций России в глобальной экономике, улучшение качественных параметров внешнеэкономической деятельности, повышение вклада внешнеэкономической сферы в решение задач модернизации национального хозяйства. В качестве инструментов повышения конкурентоспособности российских товаров на мировом рынке входящих в данную группу можно выделить следующие:

формировании механизма субсидирования процентных ставок по экспортным кредитам, связанным с поддержкой производства высокотехнологичной продукции, выделение дополнительного финансирования АО РОСЭКСИМБАНК.

упрощение и ускорение фискальных и таможенных процедур, совершенствование системы и развитие инфраструктуры финансовой и нефинансовой поддержки экспорта, а также меры по упрощению процедур получения иностранных сертификатов на российскую продукцию.

страховая защита участников ВЭД на базе деятльености ОАО «ЭКСАР».

активизировать совместные мероприятия ОАО «ЭКСАР» и ЗАО РОСЭКСИМБАНК направленных на обеспечение необходимых интеграционных процессов для устойчивой работы объединенного Центра кредитно-страховой поддержки экспорта.

5) Деятельность Межправительственных комиссий по торговоэкономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК) в целях повышения конкурентоспособности российских товаров на мировом рынке.

6) Инструменты поддержки реализации внешнеэкономических проектов. В рамках этой группы инструментов можно выделить следующие инструменты повышения конкурентоспособности российских товаров на мировом рынке:

продвижение интересов российских компаний на зарубежные рынки, обеспечиваемые путем проработки внешнеэкономических проектов, прежде всего в высокотехнологичных областях (в т.ч., в области медицины, ядерных технологий, энергосбережения и биотехнологий) в рамках технических заданий и паспортов проектов;

повышения числа проводимых бизнес-миссий с целью организации партнерств и новых совместных проектов;

поиск и заключение соглашений с зарубежными организациями двухсторонних соглашений об осуществляются работы по поддержке и продвижению инновационных проектов.

Государственное регулирование должно переориентироваться преимущественно с фискальных целей на вопросы стимулирования предпринимательской деятельности, расширения экспорта, защиты рынка интеграционных объединений, обеспечения экономической безопасности.

Первым и стратегически важным направление развития инструментов повышения конкурентоспособности российских товаров на мировом рынке является максимально эффективное использование экспортного потенциала страны, на расширение присутствия страны, на мировых рынках товаров и услуг. Вторым направление развития инструментов повышения конкурентоспособности российских товаров на мировом рынке является создание конкурентоспособного внутреннего рынка и осуществление структурной перестройки экономики. Принципиальная ориентация на открытость экономики и всемерную интеграцию в мирохозяйственные связи должна в обязательном порядке коррелироваться с адекватной политикой умеренного протекционизма.

Как показали последние события провозглашаемые принципы свободной торговли достаточно относительны. Соблюдение стимулирование отдельных сегментов рынка и поддержание определенного баланса экономических отношений в обществе (стимулирование перспективных производств, инновационных проектов, которые могут быть катализаторами экономического роста и расширения экспорта, поддержка отдельных категорий населения, занятость населения).

Это так называемая стратегия «селективно-унифицированной защиты», практикуемая в большинстве стран. Протекционистские меры, принимаемые на основе тщательного анализа на ограниченный срок при постоянном мониторинге, должны способствовать повышению конкурентоспособности товаров отечественных товаропроизводителей. Они должны не ограждать от конкуренции, а способствовать адаптации в условиях динамично развивающейся и качественно меняющейся внешней и внутренней среды, учитывать перспективы с точки зрения международного разделения труда и тенденций научно-технической революции, По мере достижения целей протекционистский режим должен ослабляться.

Тарифное и нетарифное регулирование, как инструмент реализации экспортной и импортной политики, наибольший эффект имеет при нацеленности на повышение конкурентоспособности национальной экономики и сопряжении со структурной политикой.

Данные вопросы очень актуальны для Росии, но необходимо обеспечить техническую и технологическую инфраструктуру использования технических барьеров. В соответствии с задачами структурной политики меры тарифного и нетарифного регулирования обеспечивают стимулирование обновления и модернизации основных фондов.

Минимальные ставки импортных пошлин или беспошлинный ввоз устанавливается в отношении машин и оборудования для приоритетных отраслей, высокоэффективной и современной техники. Нетарифные барьеры (технические, экологические) должны препятствовать ввозу устаревших оборудования и технологий.

Благоприятный климат для притока инвестиций для реструктуризации обрабатывающей промышленности формируется путем усиления законодательной защиты прав иностранных собственников, предоставления гарантий от изъятия и национализации их собственности, урегулирования договорных отношений, создания стабильной налоговой системы и законодательных правил, достижения предсказуемости экономической стабильности, заметного снижения коррупции.

Наряду с эффективной политикой по стимулированию притока инвестиций, как показывает опыт большинства стран, успешно интегрировавшихся в мировую хозяйственную систему, важно вести эффективную валютную политику, направленную на формирование курса национальной валюты в зависимости от темпов инфляции, паритета покупательной способности, динамики валютных курсов на мировых финансовых рынках.

Выводы по третьей главе:

Основной целью применения инструментов повышения конкурентоспособности российских товаров на мировом рынке является создание максимально сбалансированного промышленного комплекса, способного удовлетворять потребности внутреннего рынка в конкурентоспособной продукции, постоянно наращивающего экспортный потенциал за счет продукции высокой степени переработки.

Российская промышленная политика в части повышения конкурентоспособности российских товаров на мировом рынке должна быть ориентирована на преодоление серьезных отраслевых, внутриотраслевых и региональных диспропорций за счет ускоренного роста отраслей обрабатывающей промышленности, обеспечения экономической безопасности страны, прежде всего энергетической и продовольственной.

Можно выделить следующие группы основных инструментов повышения конкурентоспособности российских товаров на мировом рынке:

Группа административно-правовых инструментов повышения конкурентоспособности российских товаров на мировом рынке, Группа организационных инструментов повышения конкурентоспособности российских товаров на мировом рынке, Группа политических инструментов повышения конкурентоспособности российских товаров на мировом рынке, Группа экономических инструментов повышения конкурентоспособности российских товаров на мировом рынке, Группа социальных инструментов повышения конкурентоспособности российских товаров на мировом рынке, Группа информационных инструментов повышения конкурентоспособности российских товаров на мировом рынке, Группа идеологических инструментов повышения конкурентоспособности российских товаров на мировом рынке, Группа социально-психологических инструментов повышения конкурентоспособности российских товаров на мировом рынке.

В зависимости от специфики воздействия можно выделить:

Группа демократических инструментов повышения конкурентоспособности российских товаров на мировом рынке, Группа авторитарных инструментов повышения конкурентоспособности российских товаров на мировом рынке, Группа принудительных инструментов повышения конкурентоспособности российских товаров на мировом рынке, Группа манипуляционных инструментов повышения конкурентоспособности российских товаров на мировом рынке, Группа мобилизационных инструментов повышения конкурентоспособности российских товаров на мировом рынке, Группа партисипативных инструментов повышения конкурентоспособности российских товаров на мировом рынке.

Заключение

.

По результатам исследование интеграционных процессов и степени влияния на конкурентоспособность отечественных товаров можно сделать следующие выводы:

Становление и распространение интеграции как явления происходят во второй половине XX в. в тесной связи с развитием процессов глобализации. Интеграция основывается на общих экономических и политических интересах соседствующих государств и на осознании ими единства своей будущей исторической судьбы. Активно действующее интеграционное объединение позволяет сместить баланс выгод и издержек глобализации в пользу стран-членов.

Интеграция способствует решению нескольких крупных задач: достижению и поддержанию политической стабильности в регионе, развитию экономики и росту благосостояния участвующих стран, а также укреплению позиций группировки в мире. Для успеха интеграции необходимо соблюдение определенных условий, в том числе наличие коллективной ответственности, существование эффективного механизма принятия и исполнения решений, а также постепенное движение от простых форм интеграции к сложным. Деятельность интеграционной группировки порождает устойчивые противоречия. Их источником становятся несовпадение общих и национальных интересов, необходимость делегировать национальный суверенитет наднациональным органам, сложности с поддержанием единого темпа интеграции всеми ее участниками, а также потребность обеспечивать общественную поддержку интеграционных планов. Существуют объективные факторы успешность процессов интеграции. В их числе наличие развитого промышленного потенциала, присутствие в объединении нескольких крупных стран одинакового размера, тесная культурная и историческая общность народов.

На основании проведенного анализа можно констатировать, что:

Главной проблемой для России является то, что конкурентоспособными остаются в основном товары сырьевого экспорта. При этом конкурентоспособность и интеграция в современных условиях являются взаимосвязанными процессами. В процессе интеграции государства в региональную интеграционную группировку реализуется цель получить определенный положительный эффект, который должен поднять конкурентоспособность экспортной продукции. В целом влияние процессов интеграции на уровень конкурентоспособность экспортной продукции может выражаться в реализации на практики таких факторов как: сравнительных преимуществ, экономических интересов, снижении издержек производства за счет экономии на масштабах производства, улучшении экономических показателей деятельности предприятий и отраслей преимущественно на региональном уровне. Однако процессы интеграции могут влиять на конкурентоспособность экспортной продукции могут двояко, как в сторону увеличения конкурентного потенциала, так и в сторону обострения противоречий и снижения конкурентоспособности. Все зависит от правильно выбранной экономической политики, правильной оценки экономической и политической ситуации в стране, наличия или отсутствия экономических ресурсов. Факторами неблагоприятных воздействия можно считать отсутствие реальных предпосылок для эффективной практической реализации экономической интеграции, незрелость социально-экономических отношений, примитивность и структурная недифференцированность национальных хозяйств, неразвитость рыночной и финансовой инфраструктур могут привести провалу. Однако в целом процесс интеграции является мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран-членов интеграционных группировок.

В рамках третей глав были выделены следующие группы основных инструментов повышения конкурентоспособности российских товаров на мировом рынке:

Группа административно-правовых инструментов повышения конкурентоспособности российских товаров на мировом рынке, Группа организационных инструментов повышения конкурентоспособности российских товаров на мировом рынке, Группа политических инструментов повышения конкурентоспособности российских товаров на мировом рынке, Группа экономических инструментов повышения конкурентоспособности российских товаров на мировом рынке, Группа социальных инструментов повышения конкурентоспособности российских товаров на мировом рынке, Группа информационных инструментов повышения конкурентоспособности российских товаров на мировом рынке, Группа идеологических инструментов повышения конкурентоспособности российских товаров на мировом рынке, Группа социально-психологических инструментов повышения конкурентоспособности российских товаров на мировом рынке.

В зависимости от специфики воздействия можно выделить:

Группа демократических инструментов повышения конкурентоспособности российских товаров на мировом рынке, Группа авторитарных инструментов повышения конкурентоспособности российских товаров на мировом рынке, Группа принудительных инструментов повышения конкурентоспособности российских товаров на мировом рынке, Группа манипуляционных инструментов повышения конкурентоспособности российских товаров на мировом рынке, Группа мобилизационных инструментов повышения конкурентоспособности российских товаров на мировом рынке, Группа партисипативных инструментов повышения конкурентоспособности российских товаров на мировом рынке.

Список использованных источников

.

— нормативно-правовые документы Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Заключена в Киото 18.

05.1973) (в редакции Протокола от 26.

06. 1999).

Рамочные стандарты облегчения и безопасности мировой торговли (Брюссель, 2005 г.).

Таможенный кодекс Таможенного Союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евр

АзЭС на уровне глав государств от 27.

11.2009 N 17) //Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 23, ст. 2796.

Федеральный закон РФ «О таможенном регулировании в РФ» от 27.

11.2010 г. № 311-ФЗ // СЗ РФ 2010, N 48, ст. 6252.

Приказ ФТС России от 06.

07.2012 № 1373 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки».

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2575-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года».

— специальная литература (монографии, сборники, брошюры, статьи).

Воробьева И.В., Капусткин В. И., Пецольд К., Сутырин С. Ф. Международный маркетинг. Учебное пособие. — СПб, 2011 — 299 с.

Европейская интеграция: учебник / под ред. О. В. Буториной. М.: Издательский Дом «Деловая литература», 2011. — 720 с.

Дьяконова Л. П. Экономика таможенного дела -Биробиджан: БФ АмГУ, 2012. — 148 с Макрусев В. В. Таможенный менеджмент: учебное пособие / Макрусев В. В., Дианова В. Ю. -М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2009 — с. 388.

Квинт В. Л. Стратегическое управление и экономика на глобальном формирующемся рынке — М.: Бизнес-Атлас, 2012 г. — 626 с.

Транспортная интеграция в СНГ: состояние, проблемы, механизмы развития / П. А. Семин, А. В.

Харламов. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2014. — 139 с.

Халипов С. В. Таможенное право — М.: Юрайт, 2012, — 455 с.

Экономика таможенного дела / Л. П. Дьяконова. -Биробиджан: БФ АмГУ, 2012. — 148 с.

Экономика таможенного дела / Г. И. Немирова, Ю. В. Рожкова — М.: Троитский мост, 2013 г. — 312 с.

— периодическая печать (газеты, журналы) Бессель В. В. Азиатский вектор экспорта углеводородов из России // Эколог. вестник России. — 2015. — N 2. — С.24−33.

Бордачев Т. Трезвый взгляд вместо утопий / Т. Бордачев, О. Барабанов // Россия в глобальной политике. — 2012. — Т.10, N 6. — C.96−104.

Вечканов Г. Внешняя торговля России: структура и тенденции // Экономист. — 2013. — N 9. — С.36−43.

Гладков И. Мировой экономический кризис и международная торговля // Власть. — 2011. — N 9. — С.160−165.

Гладков И. Россия в системе европейской торговли: начало XXI в. // Власть. — 2012. — N 4. — С.176−179.

Грачев О. В. Основные направления совершенствования мер общего предупреждения преступлений в сфере таможенной интеграции // Рос. юстиция. — 2013. — N 1. — С.65−80.

Грачев О. В. Факторы, способствующие совершению преступлений в сфере таможенной интеграции // Рос. юстиция. — 2014. — N 2. — С.18−20.

Губарев В.А. О возможности повышения доли инновационной продукции в экспорте России // Инновации. — 2013. — N 5. — С.96−100.

Гурова И. Региональная торговля на пространстве СНГ: предпосылки для производственной кооперации / И. Гурова, М. Ефремова // Вопросы экономики. — 2012. — N 6. — С.110−126.

Дворецкая А. Е. Перспективы платежного баланса в условиях глобальной экономики // ЭКО. — 2015. — N 1. — С.139−158.

Иванов И. Импорт и импортозамещение в России // Мировая экономика и междунар. отношения. — 2012. — N 1. — С.15−21.

Иванов Е. А. Сущность и основные составляющие стратегического планирования //Российское предпринимательство. — 2011. — № 7. -с.40−45.

Ивантер А. Пора менять стереотипы / А. Ивантер, А. Хазбиев, Д. Яковенко // Эксперт. — 2014. — N 49. — С.34−45.

Карасева Л. А. Уроки российского социально-экономического проектирования (теоретические и методологические проблемы) // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. — 2012. — N 11. — С.31−37.

Калинина Н. Пути международного ограничения мировой торговли оружием // Мировая экономика и междунар. отношения. — 2013. — N 1. — С.29−47.

Клочков В. В. Импорт высокотехнологичных компонент к наукоемким изделиям и национальные интересы России / В. В. Клочков, С. С. Критская // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. — 2013. — N 38. — С.2−9.

Лу Хао. Экономика: Китай — Россия — регионы — сотрудничество // Партнеры. — 2014. — N 6 (142). — С.31−32.

Лузгин Б. Н. Особенности экспорта природно-сырьевых ресурсов в современной России // Использование и охрана природ. ресурсов в России. — 2013. — N 6. — С.3−8.

Матюшок В. М. Инструменты государственной поддержки экспорта генерирующего оборудования / В. М. Матюшо, В. С. Жуков // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. — 2014. — N 39. — С.2−13.

Оболенский В. П. Протекционизм и свобода торговли в современном мире // Мировая экономика и междунар. отношения. — 2013. — N 13. — С.14−23.

Системный анализ рисков в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации при реализации таможенных услуг / П. Н. Афонин, Д. Н. Афонин, Г. Е. Мютте, В. А. Кондрашова // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. — 2012. — N 18. — C.14−18.

Трунина Е. Государственные услуги по ведению таможенными органами реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела: к проблеме правовой природы // Хоз. и право. — 2014. — N 4. — С.96−102.

Трунина Е. В. Таможенная проверка — новая форма таможенного контроля // Рос. юстиция. — 2011. — N 1. — С.68−72.

Чермянинов Д. В. Надзор и контроль в таможенном деле // Рос. юстиция. — 2013. — N 10. — С.15−17.

Чулкова Л. Вопросы применения Таможенного законодательства // Налог. вестник. — 2014. — N 5. — С.91−103.

Экспорт нефти и нефтепродуктов в России: долгосрочные тенденции, современное состояние / Л. В. Эдер, И. В. Филимонова, В. Ю. Немов, И. В. Проворная // Эколог. вестник России. — 2015. — N 2. — С.18−22.

— материалы Интернет.

Данные ФТС России [Электронный ресурс]: Таможенная статистика внешней торговли. Режим доступа: World Wide Web. URL:

http://sztu.customs.ru/index.php?option=com_content&view=section&id=30&Itemid=129(дата обращения 06.

05.2015).

Данные Росстата [Электронный ресурс]: Внешняя торговля Российской Федерации (по данным таможенной статистике). Режим доступа: World Wide Web. URL:

http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ftrade/#(дата обращения 06.

05.2015).

Данные Росстата [Электронный ресурс]: Международные сравнения. Режим доступа: World Wide Web. URL:

http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/icstatistics/incomparisons/# (дата обращения 06.

05.2015).

Приложения.

Экспорт России в 2011;2014 годах, млрд. долл. США.

2011 год 2012 год 2013 год 2014 г. Всего 517,0 524,7 527,3 497,6 темпы роста в % по отношению к пред. году … 101,6 100,5 94,4 Дальнее зарубежье 437,3 447,3 453,4 434,0 темпы роста в % по отношению к пред. году … 102,3 101,4 95,7 Страны СНГ 79,7 77,4 73,9 63,6 темпы роста в % по отношению к пред. году … 97,5 95,5 86,0 Источник: по данным ФТС России.

Показатели экспорта Российской Федерации в 2014 году по сравнению с 2013 годом.

(по данным ФТС России с учетом взаимной торговли с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан) Наименование товара 2013 г. 2014 г. темпы роста, % млн. долл. в % к итогу млн. долл. в % к итогу стоимости физического объема цены Всего 527 266 100,0 497 564 100,0 94,4 … … Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье.

(кроме текстильного) 16 227 3,1 18 908 3,8 116,5 … … пшеница и меслин 3 483 0,7 5 423 1,1 155,7 160,4 97,0 Топливно-энергетические товары 372 036 70,6 346 190 69,5 93,1 … … нефть сырая 173 670 32,9 153 888 31,0 88,6 94,4 93,8 нефтепродукты 109 415 20,8 115 875 23,3 105,9 109,0 97,3 газ природный 67 232 12,8 55 240 11,0 82,2 88,7 92,6 Продукция химической промышленности, каучук 30 789 5,8 29 120 5,9 94,6 … … удобрения 9121 1,7 8 988 1,8 98,5 113,2 87,0 Древесина и целлюлозно-бумажные изделия 10 980 2,1 11 631 2,3 105,9 … … лесоматериалы необработанные 1 641 0,3 1 777 0,4 108,3 110,4 98,6 лесоматериалы обработанные 3 652 0,7 3 738 0,8 102,4 106,9 95,7.

Продолжение таблицы" Показатели экспорта Российской Федерации в 2014 году по сравнению с 2013 годом".

Металлы и изделия из них 40 846 7,7 40 560 8,2 99,1 … … черные металлы 20 070 3,8 20 522 4,1 102,3 105,2 97,2 медь рафинированная 1 620 0,3 1 927 0,4 118,9 130,6 91,1 никель необработанный 3 626 0,7 3 890 0,8 107,3 100,1 107,3 алюминий необработанный 6 133 1,2 5 345 1,1 87,2 86,5 101,8 Машины, оборудование и транспортные средства 28 910 5,5 26 315 5,3 91,0 … … летательные аппараты 5 542 1,1 4 109 0,8 74,2 … … автомобили легковые 1 497 0,3 1 461 0,3 97,6 100,9 105,9 автомобили грузовые 608 0,1 504 0,1 82,8 101,7 81,4 Другие товары 27 477 5,2 24 939 5,0 90,8 … … * Индексы физического объема в целом по экспорту и по товарным группам исчислены ФТС. Индексы средних цен в целом по экспорту и по товарным группам исчислены ФТС в среднегодовых ценах предыдущего года.

Динамика экспорта важнейших видов продукции топливно-энергетического комплекса России.

2013 год 2014 год I II III I II III Сырая нефть, млн т 236,6 734,0 33,0 223,4 688,8 30,9 Дальнее зарубежье 208,0 781,2 35,9 199,3 730,5 33,5 Страны СНГ 28,6 391,4 15,3 24,1 343,9 13,1 Нефтепродукты, млн т 151,4 721,2 20,7 165,3 700,8 23,3 Дальнее зарубежье 141,1 721,5 22,5 155,7 701,4 25,2 Страны СНГ 10,3 716,7 10,0 9,6 692,1 10,5 Природный газ1, млрд куб. м 196,4 342,3 12,8 174,3 317,0 11,1 Дальнее зарубежье 138,0 … … 126,3 350,6 10,2 Страны СНГ 58,4 … … 48,0 228,8 17,3 Каменный уголь, млн т 139,0 85,1 2,2 153,2 76,0 2,3 Дальнее зарубежье 127,7 84,1 2,4 142,6 74,8 2,5 Страны СНГ 11,3 95,7 1,5 10,6 92,9 1,5 Электроэнергия2,.

млрд кВт-ч 18,4 54,0 0,2 14,7 50,3 0,1 Дальнее зарубежье 12,9 52,2 0,1 11,3 49,1 0,1 Страны СНГ 5,5 58,1 0,4 3,4 54,1 0,3.

1. Цена в долларах США за 1000 м³.

2. Цена в долларах США за 1000 кВт-ч.

Примечание: I — количество, II — цена, долларов США за тонну, III — доля в общем объеме экспорта, %.

Источник: по данным ФТС России.

Доля экспорта в производстве важнейших товаров, %.

2013 г. 2014 г. Нефть сырая 45,3 42,6 Нефтепродукты 54,4 56,0 Газ природный 29,4 30,5 Уголь каменный 50,7 53,5 Каучук синтетический 63,7 62,6 Лесоматериалы необработанные 18,5.

19,5 Фанера клееная 53,8 55,6 Целлюлоза древесная 25,0 25,0 Бумага газетная 68,3 72,0 Автомобили легковые 7,2 7,3 Автомобили грузовые 12,9 14,3 Источник: расчеты по данным ФТС России, Росстата.

Экспорт машин, оборудования и транспортных средств по товарным группам Код ТН ВЭД Наименование 2013 год 2014 г. млрд. долл. США % млрд. долл. США % 84−90 Всего 28,9 100,0 26,3 100,0 84 Механическое оборудование и приспособления 8,9 30,6 9,3 35,3 85 Электрические машины и оборудование 5,0 17,2 4,9 18,6 86 Локомотивы железнодорожные и подвижной состав 0,8 2,9 0,8 2,9 87 Средства наземного транспорта 4,8 16,7 4,4 16,6 88 Летательные и космические аппараты; их части 5,6 19,2 4,1 15,8 89 Суда, лодки и другие плавучие средства 2,3 8,0 1,4 5,5 90 Приборы и аппараты контрольно-измерительные 1,6 5,4 1,4 5,4 Источник: по данным ФТС России, ФСГС.

Экспорт машин, оборудования и транспортных средств по товарным группам.

(стоимость в тыс. долл. США) Код ТНВЭД Наименование товара Ед. изм. 2013 г. 2014 г. 2014 г. в % к 2013 г. Количество Стоимость Количество Стоимость (по стоим.) 8401.

Реакторы ядерные Экспорт всего шт. 2 473 1 422 683 2 442 1 390 509 97,7 в том числе дальнее зарубежье шт. 1 770 797 988 1 793 782 503 98,1 8402.

Котлы паровые или другие паропроизводящие котлы Экспорт всего т 11 476 129 410 5 246 53 389 41,3 в том числе дальнее зарубежье т 2 079 9 526 372 4 963 52,1 8408.

Двигатели внутреннего сгорания поршневые Экспорт всего шт. 28 026 298 702 24 509 226 004 75,7 в том числе дальнее зарубежье шт. 2 642 29 253 3 955 33 511 114,6 8418.

Холодильники, морозильники Экспорт всего шт. 846 680 265 876 594 762 175 862 66,1 в том числе дальнее зарубежье шт. 9 439 6 218 12 003 8 131 130,8 8450.

Машины стиральные, бытовые или для прачечных Экспорт всего шт. 661 531 145 780 566 333 121 606 83,4 в том числе дальнее зарубежье шт. 183 956 33 246 170 051 35 928 108,1.

Продолжение таблицы «Экспорт машин, оборудования и транспортных средств по товарным группам».

Станки токарные Экспорт всего шт. 308 12 104 461 16 125 133,2 в том числе дальнее зарубежье шт. 75 3 544 109 5 599 158,0 8459.

Станки металлорежущие Экспорт всего шт. 19 161 16 460 25 584 10 281 62,5 в том числе дальнее зарубежье шт. 281 2 734 305 3 246 118,7 8460.

Станки обдирочно;

шлифовальные, заточные Экспорт всего шт. 189 393 5 274 121 782 8 490 161,0 в том числе дальнее зарубежье шт. 178 2 319 255 6 857 295,7 8461.

Станки строгальные, долбежные, протяжные, зуборезные Экспорт всего шт. 730 3 601 1 537 2 941 81,7 в том числе дальнее зарубежье шт. 196 1 880 175 1 868 99,4 8501.

Двигатели и генераторы электрические Экспорт всего шт. 625 096 273 309 503 569 209 523 76,7 в том числе дальнее зарубежье шт. 60 052 119 280 60 163 66 952 56,1 8504.

Трансформаторы электрические Экспорт всего тыс. шт. 5 916 772 209 857 5 926 367 174 087 83,0 в том числе дальнее зарубежье тыс. шт. 2 232 682 100 120 2 164 004 74 061 74,0 8507.

Аккумуляторы электрические Экспорт всего шт. 954 205 57 135 1 484 073 69 351 121,4 в том числе дальнее зарубежье шт. 22 479 10 368 71 461 9 058 87,4 8528.

Аппаратура приемная для телевизионной связи Экспорт всего шт. 1 948 218 681 520 1 580 997 538 146 79,0 в том числе дальнее зарубежье шт. 204 881 43 313 183 291 85 433 197,2 8544.

Изолированные провода, кабели волоконно-оптические Экспорт всего т 68 249 444 538 72 293 409 941 92,2 в том числе дальнее зарубежье т 7 165 125 526 7 845 118 883 94,7.

Продолжение таблицы «Экспорт машин, оборудования и транспортных средств по товарным группам».

Вагоны ж/д или трамвайные, грузовые несамоходные Экспорт всего шт. 3 371 177 439 5 548 261 304 147,3 в том числе дальнее зарубежье шт. 1 116 43 438 497 21 893 50,4 8701.

Тракторы (кроме тракторов товарной позиции 8709) Экспорт всего шт. 6 130 127 285 5 245 97 426 76,5 в том числе дальнее заруб. шт. 510 39 437 933 35 956 91,2 8702.

Автобусы Экспорт всего шт. 3 883 88 108 3 285 67 701 76,8 в том числе дальнее зарубежье шт. 274 5 365 254 5 177 96,5 8703.

Автомобили легковые Экспорт всего шт. 138 433 1 497 019 127 530 1 460 545 97,6 в том числе дальнее зарубежье шт. 6 235 50 930 4 454 62 195 122,1 8704.

Автомобили грузовые Экспорт всего шт. 26 982 608 182 21 987 503 556 82,8 в том числе дальнее зарубежье шт. 4 444 204 400 4 979 182 732 89,4 Источник: по данным ФТС России.

Гладков И. Мировой экономический кризис и международная торговля // Власть. — 2011. — N 9. — С.160−165.

Квинт В. Л. Стратегическое управление и экономика на глобальном формирующемся рынке — М.: Бизнес-Атлас, 2012 г. — 26 с.

Европейская интеграция: учебник / под ред. О. В. Буториной. М.: Издательский Дом «Деловая литература», 2011. — 72 с.

Европейская интеграция: учебник / под ред. О. В. Буториной. М.: Издательский Дом «Деловая литература», 2011. — 78 с.

Европейская интеграция: учебник / под ред. О. В. Буториной. М.: Издательский Дом «Деловая литература», 2011. — 89 с.

Оболенский В. П. Протекционизм и свобода торговли в современном мире // Мировая экономика и международные отношения. — 2013. — N 13. — С.14−23.

Грачев О. В. Факторы, способствующие совершению преступлений в сфере таможенной интеграции // Рос. юстиция. — 2014. — N 2. — С.18−20.

Ивантер А. Пора менять стереотипы / А. Ивантер, А. Хазбиев, Д. Яковенко // Эксперт. — 2014. — N 49. — С.34−45.

Карасева Л. А. Уроки российского социально-экономического проектирования (теоретические и методологические проблемы) // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. — 2012. — N 11. — С.31−37.

Карасева Л. А. Уроки российского социально-экономического проектирования (теоретические и методологические проблемы) // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. — 2012. — N 11. — С.31−37.

Гурова И. Региональная торговля на пространстве СНГ: предпосылки для производственной кооперации / И. Гурова, М. Ефремова // Вопросы экономики. — 2012. — N 6. — С.110−126.

Гурова И. Региональная торговля на пространстве СНГ: предпосылки для производственной кооперации / И. Гурова, М. Ефремова // Вопросы экономики. — 2012. — N 6. — С.110−126.

Дьяконова Л. П. Экономика таможенного дела -Биробиджан: БФ АмГУ, 2012. — 97 с.

Ивантер А. Пора менять стереотипы / А. Ивантер, А. Хазбиев, Д. Яковенко // Эксперт. — 2014. — N 49. — С.34−45.

Бессель В. В. Азиатский вектор экспорта углеводородов из России // Эколог. вестник России. — 2015. — N 2. — С.24−33.

Бессель В. В. Азиатский вектор экспорта углеводородов из России // Эколог. вестник России. — 2015. — N 2. — С.24−33.

Бессель В. В. Азиатский вектор экспорта углеводородов из России // Эколог. вестник России. — 2015. — N 2. — С.24−33.

Губарев В.А. О возможности повышения доли инновационной продукции в экспорте России // Инновации. — 2013. — N 5. — С.96−100.

Клочков В. В. Импорт высокотехнологичных компонент к наукоемким изделиям и национальные интересы России / В. В. Клочков, С. С. Критская // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. — 2013. — N 38. — С.2−9.

Клочков В. В. Импорт высокотехнологичных компонент к наукоемким изделиям и национальные интересы России / В. В. Клочков, С. С. Критская // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. — 2013. — N 38. — С.2−9.

Оболенский В. П. Протекционизм и свобода торговли в современном мире // Мировая экономика и междунар. отношения. — 2013. — N 13. — С.14−23.

Оболенский В. П. Протекционизм и свобода торговли в современном мире // Мировая экономика и междунар. отношения. — 2013. — N 13. — С.14−23.

Оболенский В. П. Протекционизм и свобода торговли в современном мире // Мировая экономика и междунар. отношения. — 2013. — N 13. — С.14−23.

Оболенский В. П. Протекционизм и свобода торговли в современном мире // Мировая экономика и междунар. отношения. — 2013. — N 13. — С.14−23.

Гладков И. Россия в системе европейской торговли: начало XXI в. // Власть. — 2012. — N 4. — С.176−179.

Матюшок В. М. Инструменты государственной поддержки экспорта генерирующего оборудования / В. М. Матюшо, В. С. Жуков // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. — 2014. — N 39. — С.2−13.

АНАЛИЗ СРЕДЫ.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МИССИИ И ЦЕЛЕЙ.

ВЫБОР СТРАТЕГИИ.

РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ.

ОЦЕНКА И КОНТРОЛЬ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. — нормативно-правовые документы
  2. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Заключена в Киото 18.05.1973) (в редакции Протокола от 26.06. 1999).
  3. Рамочные стандарты облегчения и безопасности мировой торговли (Брюссель, 2005 г.).
  4. Таможенный кодекс Таможенного Союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) //Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 23, ст. 2796.
  5. Федеральный закон РФ «О таможенном регулировании в РФ» от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ // СЗ РФ 2010, N 48, ст. 6252
  6. Приказ ФТС России от 06.07.2012 № 1373 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки».
  7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2575-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года».
  8. — специальная (монографии, сборники, брошюры, статьи)
  9. И.В., Капусткин В. И., Пецольд К., Сутырин С. Ф. Международный маркетинг. Учебное пособие. — СПб, 2011 — 299 с.
  10. Л.П. Экономика таможенного дела -Биробиджан: БФ АмГУ, 2012. — 148 с
  11. В.В. Таможенный менеджмент: учебное пособие / Макрусев В. В., Дианова В. Ю. -М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2009 — с. 388
  12. В.Л. Стратегическое управление и экономика на глобальном формирующемся рынке — М.: Бизнес-Атлас, 2012 г. — 626 с.
  13. Транспортная интеграция в СНГ: состояние, проблемы, меха- низмы развития / П. А. Семин, А. В. Харламов. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2014. — 139 с.
  14. С.В. Таможенное право — М.: Юрайт, 2012, — 455 с.
  15. Экономика таможенного дела / Л. П. Дьяконова. -Биробиджан: БФ АмГУ, 2012. — 148 с.
  16. Экономика таможенного дела / Г. И. Немирова, Ю. В. Рожкова — М.: Троитский мост, 2013 г. — 312 с.
  17. — периодическая печать (газеты, журналы)
  18. В.В. Азиатский вектор экспорта углеводородов из России // Эколог. вестник России. — 2015. — N 2. — С.24−33.
  19. Т. Трезвый взгляд вместо утопий / Т. Бордачев, О. Барабанов // Россия в глобальной политике. — 2012. — Т.10, N 6. — C.96−104.
  20. Г. Внешняя торговля России: структура и тенденции // Экономист. — 2013. — N 9. — С.36−43.
  21. И. Мировой экономический кризис и международная торговля // Власть. — 2011. — N 9. — С.160−165.
  22. И. Россия в системе европейской торговли: начало XXI в. // Власть. — 2012. — N 4. — С.176−179.
  23. О.В. Основные направления совершенствования мер общего предупреждения преступлений в сфере таможенной интеграции // Рос. юстиция. — 2013. — N 1. — С.65−80.
  24. О.В. Факторы, способствующие совершению преступлений в сфере таможенной интеграции // Рос. юстиция. — 2014. — N 2. — С.18−20.
  25. В.А. О возможности повышения доли инновационной продукции в экспорте России // Инновации. — 2013. — N 5. — С.96−100.
  26. И. Региональная торговля на пространстве СНГ: предпосылки для производственной кооперации / И. Гурова, М. Ефремова // Вопросы экономики. — 2012. — N 6. — С.110−126.
  27. А.Е. Перспективы платежного баланса в условиях глобальной экономики // ЭКО. — 2015. — N 1. — С.139−158.
  28. И. Импорт и импортозамещение в России // Мировая экономика и междунар. отношения. — 2012. — N 1. — С.15−21.
  29. Е.А. Сущность и основные составляющие стратегического планирования //Российское предпринимательство. — 2011. — № 7. -с.40−45
  30. А. Пора менять стереотипы / А. Ивантер, А. Хазбиев, Д. Яковенко // Эксперт. — 2014. — N 49. — С.34−45.
  31. Л.А. Уроки российского социально-экономического проектирования (теоретические и методологические проблемы) // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. — 2012. — N 11. — С.31−37.
  32. Н. Пути международного ограничения мировой торговли оружием // Мировая экономика и междунар. отношения. — 2013. — N 1. — С.29−47.
  33. В.В. Импорт высокотехнологичных компонент к наукоемким изделиям и национальные интересы России / В. В. Клочков, С. С. Критская // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. — 2013. — N 38. — С.2−9.
  34. Лу Хао. Экономика: Китай — Россия — регионы — сотрудничество // Партнеры. — 2014. — N 6 (142). — С.31−32.
  35. .Н. Особенности экспорта природно-сырьевых ресурсов в современной России // Использование и охрана природ. ресурсов в России. — 2013. — N 6. — С.3−8.
  36. В.М. Инструменты государственной поддержки экспорта генерирующего оборудования / В. М. Матюшо, В. С. Жуков // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. — 2014. — N 39. — С.2−13.
  37. В.П. Протекционизм и свобода торговли в современном мире // Мировая экономика и междунар. отношения. — 2013. — N 13. — С.14−23.
  38. Системный анализ рисков в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации при реализации таможенных услуг / П. Н. Афонин, Д. Н. Афонин, Г. Е. Мютте, В. А. Кондрашова // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. — 2012. — N 18. — C.14−18
  39. Е. Государственные услуги по ведению таможенными органами реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела: к проблеме правовой природы // Хоз. и право. — 2014. — N 4. — С.96−102.
  40. Е.В. Таможенная проверка — новая форма таможенного контроля // Рос. юстиция. — 2011. — N 1. — С.68−72.
  41. Д.В. Надзор и контроль в таможенном деле // Рос. юстиция. — 2013. — N 10. — С.15−17.
  42. Л. Вопросы применения Таможенного законодательства // Налог. вестник. — 2014. — N 5. — С.91−103.
  43. Экспорт нефти и нефтепродуктов в России: долгосрочные тенденции, современное состояние / Л. В. Эдер, И. В. Филимонова, В. Ю. Немов, И. В. Проворная // Эколог. вестник России. — 2015. — N 2. — С.18−22.
  44. — материалы Интернет.
  45. Данные ФТС России [Электронный ресурс]: Таможенная статистика внешней торговли. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://sztu.customs.ru/index.php?option=com_content&view=section&id=30&Itemid=129(дата обращения 06.05.2015)
  46. Данные Росстата [Электронный ресурс]: Внешняя торговля Российской Федерации (по данным таможенной статистике). Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ftrade/#(дата обращения 06.05.2015)
  47. Данные Росстата [Электронный ресурс]: Международные сравнения. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/icstatistics/incomparisons/# (дата обращения 06.05.2015)
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ