Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Состояние здоровья детей дошкольного возраста с признаками одаренности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По данным М. М. Безруких, Д. А. Фарбер (2000), В. Д. Сонькина (2000), Ж. Г. Чижовой, Г. П. Лукиной, Н. И. Диваковой, В. Н. Шестаковой (2010) только знание индивидуальных возможностей организма человека и прогнозирование его в онтогенезе, является необходимой предпосылкой для успешного обучения и воспитания без ущерба для здоровья. Управление состоянием здоровья детского населения в настоящее… Читать ещё >

Содержание

  • СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ
  • Глава 1. ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖЕНИЙ
    • 1. 1. Состояние здоровья детей дошкольного возраста на этапах подготовки к дальнейшему обучению в образовательных учреждениях
    • 1. 2. Факторы, влияющие на ребенка в дошкольном возрасте и при подготовке его в школу
    • 1. 3. Понятие об одаренности и ее видах
  • Глава 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Обоснование рабочей программы исследования
    • 2. 2. Объект и объем исследований
    • 2. 3. Материалы и методы исследования
    • 2. 4. Статистические методы исследования
  • Глава 3. ДИНАМИКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ С УЧЕТОМ ПОЛА, ВОЗРАСТА И ИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЗА ДОШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД
    • 3. 1. Характеристика биологического и социального анамнеза детей дошкольного возраста с учетом их способностей
      • 3. 1. 1. Характеристика факторов биологического анамнеза детей дошкольного возраста с учетом их способностей
      • 3. 1. 2. Характеристика факторов социального анамнеза детей дошкольного возраста с учетом их способностей
    • 3. 2. Комплексная оценка состояния здоровья детей с учетом возраста, пола и их способностей за дошкольный период
      • 3. 2. 1. Сравнительная характеристика здоровья детей с учетом возраста, пола и их способностей за дошкольный период
      • 3. 2. 2. Сравнительная характеристика показателей резистентности у детей за дошкольный период с учетом возраста, пола и их способностей
      • 3. 2. 3. Сравнительная характеристика адаптационных возможностей у детей с учетом возраста, пола и их способностей за дошкольный период
      • 3. 2. 4. Психоэмоциональное состояние детей с учетом возраста, пола и их способностей за дошкольный период
      • 3. 2. 5. Сравнительная характеристика показателей физического развития детей с учетом возраста, пола и их способностей
      • 3. 2. 6. Функциональные особенности детей в дошкольном периоде с учетом возраста, пола и их способностей

      Глава 4. ДИНАМИКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИЗНАКАМИ ОДАРЕННОСТИ 91 4.1. Динамика состояния здоровья детей с признаками одаренности, учитывая их возраст и индивидуальный подход к развивающему образовательному процессу за дошкольный период

      4.1.1. Состояние здоровья детей с признаками одаренности, учитывая возраст и особенности образовательного процесса

      4.1.2. Показатели резистентности у детей с признаками одаренности, учитывая их возраст и особенности образовательного процесса

      4.1.3. Психоэмоциональное состояние детей с признаками одаренности, учитывая возраст и особенности образовательного процесса

      4.1.4. Динамика адаптационных возможностей у детей с признаками одаренности, учитывая возраст и особенности образовательного процесса

      4.1.5. Уровень физического развития детей с признаками одаренности, учитывая возраст и особенности образовательного процесса

      Глава 5. ОЦЕНКА СТЕПЕНИ ВЛИЯНИЯ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИЗНАКАМИ ОДАРЕННОСТИ

      Глава 6. ОБСУЖДЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

      ВЫВОДЫ

Состояние здоровья детей дошкольного возраста с признаками одаренности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Процесс социализации и включенность ребенка в институты воспитания в различной степени влияет на морфофункциональную зрелость, психическую и интеллектуальную сферы деятельности в постнатальном онтогенезе [134, 146]. Наиболее переломной точкой в развитии ребенка является возраст 3 года, когда во многих функциях организма ребенка происходят важные качественные изменения. В период раннего детства интенсивные процессы развития требуют определенного напряжения, организм ребенка в этот момент более чувствителен к повреждающим факторам [143]. Это касается каждого ребенка не зависимо от его способностей. Одаренный ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей [35, 39, 67, 127]. Обучение, воспитание и развитие таких детей является важным направлением в современной образовательной среде. Главным этапом решения этой проблемы является дошкольная ступень обучения [35, 57, 59, 89, 103, 106, 129]. По-нашему мнению, основополагающее место, так называемый «базис» модели при работе занимает медико-психолого-педагогический блок, особенно это касается детей с признаками одаренности.

По данным М. М. Безруких, Д. А. Фарбер (2000), В. Д. Сонькина (2000), Ж. Г. Чижовой, Г. П. Лукиной, Н. И. Диваковой, В. Н. Шестаковой (2010) только знание индивидуальных возможностей организма человека и прогнозирование его в онтогенезе, является необходимой предпосылкой для успешного обучения и воспитания без ущерба для здоровья. Управление состоянием здоровья детского населения в настоящее время немыслимо без знаний основных составляющих здоровья, его мониторинга, современных подходов к комплексной оценке состояния здоровья. Важно учитывать факторы окружающей среды и условия жизнедеятельности [17,18, 146]. Различные факторы внутренней и внешней среды, провоцирующие возникновение или неблагоприятное течение разнообразных заболеваний, начинают интенсивно действовать уже в детском возрасте и обозначаются как факторы риска, от года к году их количество возрастает [61, 72, 78, 91, 117, 120, 146]. Доказано, что среда непосредственно влияет, с одной стороны, на здоровье подрастающего поколения, возникновение и распространение в ее среде различных заболеваний и, с другой, — на возможности их профилактики и лечения [6, 25, 63, 79, 115]. Соответственно, здоровье ребенка уже предопределено и складывается из того уровня здоровья, которое дала ему семья, детский сад, школа, общество [15,17, 18, 128, 133, 135]. Проблема создания условий, адекватных потребностям развития детей с признаками одаренности является одним из стимулов инновационной деятельности образовательных учреждений, но без анализа состояния здоровья ребенка, его положительной динамики невозможно решить эту проблему. [1,3, 11, 14, 33, 37, 43, 52].

ЦЕЛЬ РАБОТЫ.

Оценить состояние здоровья детей с признаками одаренности, выявить динамику его нарушения за дошкольный период, разработать профилактические и коррекционные мероприятия для адаптации и сохранения здоровья ребенка.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ.

1. Провести комплексную оценку состояния здоровья детей за дошкольный период с учетом пола, возраста и признаков одаренности, уточнить факторы, способствующие формированию группы риска.

2. Осуществить сравнительный анализ состояния здоровья детей, имевших признаки одаренности, с учетом индивидуального подхода к образовательному процессу и отразить динамику его нарушения.

3. Оценить функциональные особенности и уровень физического развития за дошкольный период у детей, имевших признаки одаренности, с учетом индивидуального подхода к образовательному процессу.

4. Определить психоэмоциональное состояние и адаптацию детей, имевших признаки одаренности, с учетом индивидуального подхода к образовательному процессу.

5. Разработать и дать научное обоснование основным направлениям оптимизации по тактике наблюдения за детьми с признаками одаренности в амбулаторно-поликлинических условиях и дошкольных учреждениях.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ.

На основании динамической комплексной оценки состояния здоровья детей с признаками одаренности, установлена последовательность и частота нарушения их здоровья с учетом пола, возраста, обоснована необходимость проведения профилактических мероприятий в поликлинических условиях и образовательных учреждениях.

Изучена распространенность и динамика основных видов соматической патологии у детей с признаками одаренности за дошкольный период, проведена сравнительная оценка этих показателей с учетом возраста и пола, установлены возрастные периоды их манифестации, выделены факторы, негативно влияющие на ведущие патологии, дополнены рекомендации по диспансерному наблюдению.

Дети, имевшие признаки одаренности и занимавшиеся по индивидуально-развивающей авторской программе «Умница», чаще имеют хорошую резистентность, реже болеют острыми респираторно-вирусными инфекциями, «детскими» инфекционными заболеваниями, лучше адаптируются к коллективу по сравнению с ровесниками, которые занимаются по традиционной программе (р<0,05).

Дошкольники с признаками одаренности достоверно чаще имеют высокие параметры физического развития, наибольшие прибавки массы тела и прирост длины тела, у них в показателях физического развития четче прослеживается половой диморфизм с преобладанием у девочек (р<0,05).

Установлено, что дети с признаками одаренности и занимающиеся по индивидуально-развивающей программе, имеют более высокие резервные возможности сердечно-сосудистой и респираторной системы, более высокие функциональные возможности мышечной деятельности, хорошую физическую работоспособность (р<0,05).

Определены ведущие факторы, способствующие нарушению состояния здоровья у детей с признаками одаренности, проведено их ранжирование по степени влияния, выделены группы риска. Обозначены пути совершенствования медицинского, психологического, педагогического и социального сопровождения детей с признаками одаренности.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ.

Представленные сведения о возрастной структуре соматической патологии у детей дошкольного возраста с признаками одаренности и учетом индивидуального подхода по воспитательно-развивающим программам, создает клиническую и методологическую базу для разработки новых методов профилактики нарушений, а также коррекции объема и характера профилактических мероприятий.

Установлена взаимосвязь здоровья и образовательного процесса у детей с признаками одаренности, доказано положительное влияние оказывают индивидуально-развивающие программы на здоровье ребенка.

С учётом приоритетных факторов риска разработан и апробирован комплекс профилактических мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей с признаками одаренности, включающий алгоритм диспансерного наблюдения за этими детьми с учетом возраста ребенка.

Сопровождение ребенка с признаками одаренности на этапе дошкольного периода должно базироваться на постоянном динамическом наблюдении и преемственности в работе медицинских, педагогических, психологических учреждений и семье, при условии учета морфофункциональных особенностей и их здоровья.

ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩТУ:

1. Дети с признаками одаренности имеют свои особенности физического развития, психоэмоционального состояния, адаптации, функциональные возможности и динамику нарушения здоровья, обусловленные как социально-гигиеническими, так и медико-биологическими причинами.

2. Развивающие образовательные программы, направленные на индивидуальное развитие ребенка способствуют сохранению и укреплению здоровья детей с признаками одаренности.

ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРАКТИКУ.

Результаты исследования используются в работе кафедры поликлинической педиатрии ГБОУ ВПО «Смоленская медицинская академия» Минздрава России, в работе кафедры специального образования и социальной защиты детства ГАУ ДПОС «Смоленский областной институт развития образования», в работе СОГОУ «Центр диагностики и консультирования», департаментов по образованию и здравоохранению, педиатров амбулаторно-поликлинического звена. Диссертационная работа выполнялась в соответствии с федеральной программой «Одаренные дети», региональными программами «Здоровый город» города Смоленска, «Дети Смоленщины» и подпрограммой «Одаренный ребенок».

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ.

Результаты работы доложены на международной научно-практической конференции «Экология и здоровье детей России» (Смоленск, 2009), на IV-УП-м международных конгрессах «Экология и дети» (Анапа, 2008;2011), на конференции по актуальным вопросам состояния здоровья детей и подростков (Москва, 2009), на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Современные проблемы охраны здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях» (Москва, 2011), на III Всероссийском конгрессе с международным участием по школьной и университетской медицине «Актуальные проблемы здоровья детей и подростков и пути их решения» (Москва, 2012), на конференциях молодых ученых при кафедре поликлинической педиатрии СГМА (Смоленск, 2009 — 2012), на совместном заседании сотрудников кафедр поликлинической педиатрии, детских болезней лечебного и стоматологического факультетов, госпитальной педиатрии с курсом неонатологии ФПК и 1111С, педиатрии ФПК и 1111С, пропедевтики детских болезней и факультетской педиатрии 21 марта 2013 года.

Автор выражает глубокую благодарность сотрудникам СОГБОУ «Центра диагностики и консультирования» (директор — Н.И. Дивакова), МЛПУ ДКБ (главный врач — В.М. Олейникова), ОГАУЗ СОВФД (главный врачС.Н. Ревенко), доценту кафедры психологии СмолГУ, к.б.н. Ж. Г. Чижовой, Департаменту Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи, Управлению образования и молодежной политики Администрации города Смоленска за оказанную помощь и критические замечания.

Публикации по теме диссертации. По материалам диссертации опубликовано 15 научных работ, 2 работы в рецензируемых научных журналах ВАК.

ОБЪЕМ И СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ Диссертация изложена на 170 страницах машинописного текста, иллюстрирована 18 таблицами, 41 рисунками. Состоит из введения, обзора литературы, 5 глав собственных исследований, заключения, выводов, практических рекомендаций и списка литературы. Указатель литературы содержит 184 источников, из которых 152 отечественных и 34 зарубежных.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой