Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Обоснование и разработка требований к лазерному технологическому оборудованию для контроля геометрических параметров автотранспортных средств в условиях эксплуатации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация результатов' работы. Основные положения и результаты исследования были доложены и обсуждены на IV и V Всероссийских научно-технических конференциях «Политранспортные системы» (Красноярск, 2006, 2007), Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука: начало XXI века» (Красноярск, 2008), VI Всероссийской научно-технической конференции… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ
    • 1. 1. Вклад отечественных и зарубежных ученых в формирование требований к измерению и контролю геометрических параметров автотранспортных средств
    • 1. 2. Обзор нормативных документов, регламентирующих требования к геометрическим параметрам автотранспортных средств
      • 1. 2. 1. Международные документы, регламентирующие требования к геометрическим параметрам автотранспортных средств
      • 1. 2. 2. Нормативно-техническая документация, используемая при техническом обслуживании и ремонте автомобилей иностранного производства
      • 1. 2. 3. Отечественная нормативно-техническая документация, регламентирующая требования к геометрическим параметрам автотранспортных средств
    • 1. 3. Обзор оборудования и систем контроля геометрических параметров кузова и ходовой части автотранспортных средств
      • 1. 3. 1. Анализ оборудования и измерительных систем контроля геометрических параметров кузова автотранспортных средств
      • 1. 3. 2. Анализ оборудования и измерительных систем контроля углов установки управляемых колес автотранспортных средств
      • 1. 3. 3. Анализ способов и систем контроля геометрических параметров осей и мостов автотранспортных средств
    • 1. 4. Формулировка требований к лазерному технологическому оборудованию для контроля геометрических параметров автомобилей в условиях эксплуатации
    • 1. 5. Выводы по обзору. Цель и задачи исследования
  • 2. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ И АЛГОРИТМ ИССЛЕДОВАНИЯ!
  • ПОГРЕШНОСТЕЙ ИЗМЕРЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ АВТОТРАНСПОРТНБЖСРЕДСТВ! ЛАЗЕРИЬ1МИСИСТЕМАМИ

2.1. Формализация-- процесса измерения геометрических, параметров?, автотранспортныххредствгс позиций) системного подхода .492.2. Модели вариантов?, измерительных систем- на основе? лазерсодержащего оборудования. , 51(

2131. Алгоритм: вычисления контролируемых- параметров- и погрешностей! их определения.-. '59*.

2:4. Математическое описание* процесса, измерения- геометрических параметров АТС лазерньши измерительными системами

2!5: Выводбе.

Зк

МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЙ.:. 72:

3.1. Методика расчета- погрешностей- измерениям геометрических параметров-автотранспортных средств?. 72″

3 .2. Подготовка1 иипланирование: экспериментальных исследований?.

3.2.1. Разработка комплекта- аппаратуры для проведения натурных исследований.

3.2.1.1. Требования, предъявляемые к комплекту аппаратуры.

3.2.1.2. Блок-схема предлагаемого измерительного комплекса.

3.2.1.3. Линейные измерители лазерного типа, используемые для измерения геометрических параметров АТС.

3.2.1.4. Интерфейс .:.

3.2:2. Методикашллан эксперимента-. 78^

3.2.3. Технология регистрации и передачи данных для последующей обработки.'.!. 79*

3.2.4: Обработка-данных после измерений. 80^

3.3. Методика, калибровки дискретной лазерной контрольно-измерительной системы в условиях эксплуатации.

3.4. Методика планирования экспериментальных исследований.

3.5. Методика оценки адекватности математической модели процесса* измерения геометрических параметров автотранспортных средств

3.6. Выводы.

4. РЕЗУЛЬТАТЫ' РАСЧЕТНЫХ И* ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ-.

4.1. Результаты расчетных исследований лазерной измерительной системы, работающей в дискретном режиме (система по варианту 2).

4.1.1. Статистическое-обоснование количества реализуемых итераций по-результатам предварительногорасчетного исследования.

4.1.2. Исследование погрешности^ измерения, положения контрольных, точек автотранспортных, средств,.

4.1.3. Исследование погрешности- измерения расстояния- между контрольными точками автотранспортного средства.

Обоснование и разработка требований к лазерному технологическому оборудованию для контроля геометрических параметров автотранспортных средств в условиях эксплуатации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Прогресс в развитии технологического оборудования для контрольных операций при техническом обслуживании и ремонте (ТО и Р) автотранспортных средств (АТС) возможен на основе новых идей и технологий. Это в полной мере относится и к оборудованию для контроля геометрических параметров (геометрия кузова, геометрические параметры расположения осей и мостов, углы установки управляемых колес и т. д.), которые могут существенно изменяться под действием внешних факторов в процессе эксплуатации АТС. В настоящее время для этих целей в основном используют механические контактные меры и основанные на них методы измерений, однако уже сейчас в других областях техники широкое применение получили лазерные измерители. Использование лазерсодержащего оборудования на основе бесконтактных измерителей в практике ТО и Р автомобилей в условиях эксплуатации предусматривает множество вариаций его исполнения. Каждый вариант исполнения обладает определенной точностью получаемых результатов измерений. Отсутствие знаний о зависимости точности результатов измерений от параметров лазерсодержащего оборудования порождает противоречие, сдерживающее его массовое применение в сфере ТО и Р автомобилей.

На основании изложенного можно заключить, что обоснование и разработка требований к лазерному технологическому оборудованию для контроля геометрических параметров АТС, находящихся в эксплуатации, является актуальной задачей.

Рабочей гипотезой является предположение о том, что трудоемкость выполнения работ и снижение простоев АТС при ТО и Р можно значительно сократить путем использования бесконтактного лазерсодержащего технологического оборудования, обеспечивающего снижение среднеквадратических погрешностей измерения геометрических параметров автомобилей на основе оптимизации структуры и расположения его элементов.

Целью работы является снижение трудоемкости выполнения работ и простоев АТС во время ТО и Р за счет применения бесконтактного лазерного технологического оборудования, обеспечивающего снижение среднеквадратических погрешностей измерения геометрических параметров автомобилей.

Положения, выносимые на защиту:

1. Оптимальнаяструктура и расположение элементов лазерных измерительных систем между собой и относительно контролируемого автомобиля обеспечивают минимальные среднеквадратические погрешности бесконтактных измерений его геометрических параметров, а также снижают трудоемкость выполнения работ и простои АТС во время. ТО и Р.

2. Разработанные итерационный алгоритм и методика определения пространственных координат контрольных точек и погрешностей их измерения для дискретной ЗБ-бесконтактной измерительной лазерной системы устанавливают оптимальную структуру и расположение ее элементов между собой и относительно контролируемого автомобиля с позиции минимизации среднеквадратических погрешностей измерения его геометрических параметров.

3. Установленные закономерности изменения среднеквадратических погрешностей измерения геометрических параметров АТС от структуры лазерсодержащего технологического оборудования и параметров расположения элементов бесконтактных измерительных систем и контролируемого АТС имеют экспоненциальный вид.

Научную новизну диссертационного исследования составляют:

• алгоритм и методика определения пространственных координат контрольных точек и погрешностей их измерения, основанные на решении системы уравнений второго порядка с тремя неизвестными итерационным методом Гаусса — Ньютона, для ЗБ-измерительной лазерной системы, производящей дискретные бесконтактные измерения, позволяющие определять оптимальные параметры системы с минимальными среднеквадратическими погрешностями измерения геометрических параметров автомобиля;

• научно обоснованные требования к структуре и параметрам технологического* лазерсодержащего оборудования, обеспечивающие минимальные среднеквадратические погрешности бесконтактных измерений-геометрическихпараметров* автомобиля, а следовательно, — и снижение трудоемкости выполнения работ по ТО и Р и простоев АТС;

• зависимости' изменения, среднеквадратических погрешностей измерения'" геометрических параметров^ АТС от параметров? расположения элементов бесконтактной дискретной’измерительной системыработающей-в дискретном' режиме, которые имеют экспоненциальный вид, А = а-/1 (Я2 = 0,7−099), где коэффициенты, а и / принимают для каждого" случая^ конкретные значения;

• способ определения координат контрольных точек кузова АТС на? основе дискретных измерений лазерными дальномерами, позволяющий* бесконтактно определять контролируемые параметры^ АТС в условиях эксплуатации без использования специальных контактных мер и мишеней (патент РФ № 2 291 751 от 20.01.2007 г.);

• способ контроля геометрических параметров АТС, позволяющий бесконтактно производить лазерными дальномерами как дискретные, так и непрерывные измерения контролируемых параметров АТС в условиях эксплуатации без использования специальных контактных мер и мишеней (патент РФ № 2 314 492 от 10.01.2008 г.), обеспечивающий снижение среднеквадратических погрешностей измерения по сравнению* с существующими системами на 13,4% и уменьшение трудоемкости работ на 5−10%.

Практическая значимость заключается в том, что результаты, исследований могут быть использованы:

• предприятиями, осуществляющими. ТО и Р, при контроле и восстановленииповрежденных геометриикузова, углов установки управляемых колес, положения*осей и мостов АТС вусловиях эксплуатации;

• испытательными-лабораториями, и центр амитехническойэкспертизы автомобилей при испытаниях и сертификации АТС и их составныхчастей (кузова, рамы ит. д.), проверке качества выполнения? работ после восстановления геометрических параметров-. АТС при их ТО и Р, а также экспертизе АТС после ДТП;

• производителямиАТС приосуществлении выходного или-выборочного контроля* геометрических параметров изготавливаемых автомобилей (кузоварамы и т. д.) — высшими и средними" учебными? заведениямипри подготовке-специалистов по автомобильным специальностям.

Разработанные лазерные измерительныесистемы позволяют бесконтактным способом производить измерения без использования специальных контактных мер и мишеней с учетом требуемой точности определения пространственных координат, обеспечивают достоверность оценки технического состояния кузова и ходовой части АТС, сокращают время и материальные средства, затрачиваемые на проведение измерений.

Реализация результатов работы. На основании результатов исследований разработан стандарт организации СТП МО-7 «Контроль геометрических параметров автотранспортных средств. Технология измерения», который внедрен в Мостоотряде № 7 КФ ОАО «Сибмост».

Материалы исследований* используются в учебном процессе СФУ при подготовке инженеров специальностей 190 601.65 «Автомобили и автомобильное хозяйство», 190 603.65 «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (автомобильный транспорт)», бакалавров направления 190 500.62 «Эксплуатация транспортных средств».

Основные результаты проведенных исследований поддержаны грантом и использованы при реализации проекта «Разработка методики контроля 9 геометрических параметров транспортных средств на основе лазерных измерителей и ее аппаратная* реализация», выполненного в рамках «Программы развития, СФУ на 2007;201 Отоды» (2008;2009 гг.).

Достоверность полученных результатов обеспечена: применением* элементов' теории решениянавигационных задач (активно-дальномерный метод) — решением уравнений-второго порядка методом Faycca — Ньютона в среде MathCadкорреляционно-регрессионным анализом факторов, и зависимостей в среде Excelиспользованием методов* теориш планирования эксперимента, теории вероятностей-, иматематической статистики-. I необходимым объемом экспериментальных исследований, и" данных, полученных с применением-, современногосертифицированногои в' установленном порядке поверенного? измерительного оборудованияадекватностью. математической^ модели натурным? условиямудовлетворительной’сходимостью расчетных и экспериментальных данных. •.

Апробация результатов' работы. Основные положения и результаты исследования были доложены и обсуждены на IV и V Всероссийских научно-технических конференциях «Политранспортные системы» (Красноярск, 2006, 2007), Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука: начало XXI века» (Красноярск, 2008), VI Всероссийской научно-технической конференции «Политранспортные системы» (Новосибирск, 2009), 69 конференции ААИ «Какой автомобиль нужен России?» (Омск, 2010), VI Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука» (Красноярск, 2010).

Публикации. Материалы диссертации изложены в.9 печатных работах, в том числе две статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ-* получены два патента Российской Федерации на изобретения.

ВЫВОДЫ И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ.

1. Разработаны математическая модель, алгоритм и методика расчета среднеквадратических погрешностей измерения4 геометрических параметровг АТС, основанные на решении системы уравнений второго поряди с тремя? неизвестными итерационным методом' Гаусса — Ньютонадля? ЗВ-измерительной лазерной системы, производящей дискретные бесконтактные измерения. Разработанная модель позволяет производить расчет пространственных координат контрольных точек АТС и погрешностей их измерения с учетомпараметров^ системы и паспортных погрешностей измерителей;

21 Разработан способ определения координат контрольных’точек", кузова АТС на основе дискретных измерений лазерными дальномерамипозволяющий бесконтактно определять контролируемые параметры АТС в* условиях эксплуатациибез использования специальных контактных мер и мишеней (патент РФ№ 2 291 751 от 20.01.2007 г.).

3. В результате экспериментальных и теоретических исследований установлено, что зависимость среднеквадратических погрешностей измерения геометрических параметров* АТС от параметров расположения элементов измерительной системы, работающей в дискретном режиме, имеет экспоненциальный вид А-а- (Я2 = 0,7−0,99), где коэффициенты, а и / принимают для каждого случая конкретные значения, а среднеквадратические погрешности измерения геометрических параметров АТС достигают от 1,5 до 4,2 мм в заданнрм диапазоне измерений.

4. Научно обоснованы требования к структуре, параметрам и технологии применения дискретной лазерной измерительной системы, обеспечивающие минимальную среднеквадратическую погрешность измерения геометрических параметров АТС в условиях эксплуатации, а именно:

• расстояниям между лазерными измерителями должны быть равными, т. е. в основании пирамиды (точки расположения лазерных измерителей) при использовании трех измерителей должен лежать равносторонний треугольник;

• контрольная точка или' точка, лежащая" в предполагаемом центре контролируемого расстояния, должна образовывать с точками расположения измерителей пирамиду, все стороны которой равны;

• расстояние между лазерными измерителями, а также, расстояние от лазерных измерителей до точки, лежащей в предполагаемом! центре контролируемого отрезка, должно бытьсопоставимо либо превышать длину контролируемого отрезка.

При отклонении от указанных требований происходит увеличение среднеквадратических погрешностей измерения геометрии АТС в соответствии с экспоненциальной, зависимостью вида А' — а-^1 по каждому параметру.

5. Разработан способ контроля геометрических параметров АТС, позволяющий* бесконтактно производить лазерными дальномерами как дискретные, так и непрерывные измерения контролируемых параметров VАТС в условиях эксплуатации без использования специальных контактных мер' и мишеней (патент РФ № 2 314 492 от 10.01.2008″ г.)-и обеспечивающий снижение среднеквадратических погрешностей измерения по сравнению с существующими системами на 13,4% и уменьшение трудоемкости работ на 510%.

6. Установлено, что вариант измерительной системы, позволяющий производить прямые бесконтактные измерения пространственных координат точек, лишен недостатков дискретной измерительной системы, в наименьшей степени зависит от взаимных параметров и обеспечивает высокую точность измерений П: контрольных точек до 0,87 мм, отрезка до 1,2 мм.

7. Выполнена проверка работоспособности и применимости, дана технико-экономическая оценка разработанных бесконтактных лазерных измерительных систем, которые показали их конкурентоспособность в сравнении с традиционными механическими измерительными системами. Расчетная экономия денежных средств измерительной системы по варианту 2 достигает 32,74 руб. на одно АТСа измерительной системы по варианту 4 — 21,55 руб. на одно АТС.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гордиенко, В! Н. Ремонт кузовов отечественных легковых автомобилей. / В. Н. Гордиенко. -М.: АТЛАС-ПРЕСС, 2006. 256 с.
  2. , М.С. Кузовные работы: рихтовка, сварка, покраска- антикоррозийная* обработка / М. С. Ильин. М.: ЭКСМО, 2005. — 480 с.
  3. , A.A. Повышение качества контроля геометрических параметров^ кузова автомобиля путем^ автоматизации процесса: автореферат дис. канд. техн. наук: 05.13.06?/ A.A. Солдатов- Тольяттинский гос- ун-т- рук. работы О. И- Драчев. — Тольятти- 2004. 17 с.
  4. , A.A. Разработка автоматизированной системы бесконтактного контроля геометрических параметров кузова автомобиле/ A.A. Солдатов, В. А. Гуляев, A.A. Жилин, Д. В. Белоус // Межвузовский сборник науч. статей, ВолгГТУ. Волгоград, № 1 2004. — 46 с.
  5. , В. Новое слово в измерениях-/ В: Зленко // Журнал ABS. — 2006, август. С. 44−46.
  6. , К. Ремонт автомобильных кузовов / К. Дамшен. М.: ОО©- «Книжное изд-во^'За рулем'.1″, 2007. —240*с.
  7. Измерительные системьъ и» устройства для правки. Siher, genau und wirtschaftlich I DamschenK. // Carossier. 1995. — 23, № 5. — C. 4−6, 8.
  8. Process mean shift detection using prediction. error analysis / Hu S. L и Liu Y.G. // Trans. ASME. J. Manuf. Sci. and-Eng. 1998. — 120- № 3*. — C. 489−495.
  9. Лазерное сканирование при компыотерном проектировании / Ghen Yudong // Zhongguo jixie gongcheng=China Mech. Eng. 1997. — 8, № 1. C. 18−201
  10. Fixture failure diagnosis for autobody assembly^ using pattern recognition / Ceglarek D., Shi J: // Trans. ASME. J. Manuf. Sci. and Eng. Trans. ASME. J. Eng: bid. 1996. — 118, № l. -G. 55−66.
  11. A Knowledge-based Diagnosis Approach for the Launch of the Auto-body Assembly Process / Ceglarek D., Shi J., Wu S.M. // Trans. ASME. J. Engi Ind. -1994. 116, № 4. — C. 491−499.
  12. Dimensional Variation Reduction for Automotive Body Assembly / Ceglarek D., Shi J. // Manufacturing Review 1995. — 8, № 2. — C. 139−154
  13. Multi-stations Sheet Metal Assembly Modeling and Diagnostics / Shiu B.W., Ceglarek D., Shi J. // Trans, of NAMRI 1996. — XXIV. — C. 199−204.
  14. Flexible Beam-Based Modeling of Sheet Metal Assembly for Dimensional Control / Shiu B.W., Ceglarek D., Shi J. // Trans, of NAMRI 1997. — XXV. — C. 49−54.
  15. Design Evaluation of Sheet Metal Joints for Dimensional Integrity / Ceglarek D., Shi J. // Trans, of ASME, J. Manuf. Sci. and Eng. 1998. — 120- № 2. C. 452−460.
  16. Fixture Failure Diagnosis for Sheet Metal Assembly with Consideration of Measurement Noise / Ceglarek D., Shi J. // Trans, of ASME, J. Manuf. Sex. and Eng. 1999. — 121, № 4. C. 771−777.
  17. Dimensional Fault Diagnosis for Compliant Beam Structure Assemblies / Rong Q., Ceglarek D., Shi J. // Trans, of ASME, J. Manuf. Sci. and Eng. 2000. — 122, № 4. C. 773−780.
  18. Fault Diagnosis of Multistage Manufacturing Processes by using State1 Space Approach / Ding Y., Ceglarek D., Shi J. // Trans, of ASME, J. Manuf. Sci. and Eng. -2002. 124, № 2. C. 313−322.
  19. Diagnosability Analysis of Multistage Manufacturing Processes / Ding Y., Ceglarek D-, Shi J. // ASME Transactions, J. Dynam. Syst., Measur., and Contr. -2002."-124, № 4. C. 1−13.
  20. Программа для измерений поверхностей кузова / Zhang Weihua и др. // Qiche jishu = Automob. Technol. 1996. — № 5: С. 20−25.
  21. Качество работ по контролю подвески. Six roads to suspension service dollars. They’ll pay off for customers, too / De Puy Duane // Mod. Tire Dealer. 19 981 — 79, № 8t-C. 29−30:
  22. Devils in the detail of wheel and axle alignment / Clancy Sharon // Transp. Eng. -1997. № aug. — C. 14−15.
  23. Study of roller type front wheel side / Xu An // Qiche jishu = Automob. Technol. -1995.-№ 6. C. 39−45.
  24. ISO 612:1978 Road vehicles. Dimensions of motor vehicles and towed vehicles. Terms and definitions. 1978.
  25. ISO 7237:1993 Caravans. Masses and dimensions. Vocabulary. 1993.
  26. ISO 3833:1977 Road vehicles. Types. Terms and definitions. 1977.
  27. Directive 97/27/EC of the European Parliament and of the Council, relating to the j masses and dimensions of certain categories of motor vehicles and their trailers atlast amended by Corr. 1997.
  28. Council Directive 92/21/EEC on the masses and dimensions of motor vehicles of
  29. J category M. at last amended by Directive 95/48/EC and Corr. 1992. t 1 732. Council Directive 93/93/EEC on masses and dimensions of two or three-wheelmotor vehicles, MOD. 1993.
  30. Автомобили? Mitsubishi! Pajero: Выпуска 1983−931, С бензиновым w дизельным" двигателями выпуска 1983−1993 гг. Руководство? по ремонту. Инструкция! по эксплуатации: М: Ассоциация? независимых издателей-- .19 981 -391 е.: ил. ,. .
  31. Mitsubishi ЕЗОШ — DEEICA 2WD & 4WD! Устройство-, техническое обслуживание и-ремонт.,-М:ЛегиощЛ998:.— 240? с: ил:. :
  32. ERYliJNDAIi HlOOi & GRACE. Устройство-, техническое обслуживание: и. ремонт--М!: Легион- 1998L- 256гС.:шг., 3 7. Автомобили" Jeep Cherokee-, Выпуска? 1984−9 lv Руководство?- по ремонту- -М, 1995. 144 е.: ил.
  33. Toyota, «Mark II»,. «Chaser», «Cresta». Модели 1984−1993 гг. выпуска с бензиновыми и дизельными двигателями. ' Устройство, техническое обслуживание и ремонт. М.: Легион, 1999: — 256 с.: ил.
  34. Toyota Camry & Vista. Модели 1983−1995 гг. выпуска с бензиновыми и дизельными двигателями- Устройство, техническое обслуживание: и ремонт. -М.: Легион, 1998.-336 е.: ил.
  35. Toyota: Eite-Асе, Town-Асе (Model-F, Master-Ace, Master-Асе Surf). Модели 1985−1995 гг., выпуска с бензиновыми и дизельными двигателями. Устройство, техническое обслуживание и ремонт. Mi: Легион, 1999. -288 е.: ил.
  36. Руководство по ремонту Daewoo Nexia. М.: Миравтокниг, 2008. — 397 е.: ил.
  37. KIA BESTA & HI-BESTA. Устройство, техническое обслуживание и ремонт. -М.: Легион-Автодата, 1999. — 216 с.: ил.
  38. Автомобили «Hyundai Lantra». Руководство по ремонту и техническому, обслуживанию. -М.: Атласы автомобилей, 1998. — 208 е.: ил.
  39. Deawoo Espero, Prince. Все модели с двигателями 1,5- 1,8- 2,0 л. Руководство по ремонту и техническому обслуживанию.1 — Батайск: Изд-во «ПОНЧиК», 1998.-174 е.: ил.
  40. Hyundai Santa Fe. 2001−2006 гг. Модели, с бензиновыми двигателями: Ремонт и техническое обслуживание. М: Изд-во «Алфамер Паблишинг», 2006. 288 с.
  41. Мерседес Е W-124. Модели, 200-Е320 бензин, Е 200−300 дизель/турбодизель (выпуска с 171 985 г.). Руководство по ремонту w эксплуатации. М.: Озино, 1998. — 316 е.: ил.
  42. Volvo 240, 244, 245. Модели с бензиновыми и дизельными двигателями. Устройство, техническое обслуживание и ремонт. М.: Легион, 1997. — 240 е.: ил.
  43. Volvo 340, 343, 345, 360. Модели 1976−1989 гг. выпуска с бензиновыми•i ^ одвигателями объемом 1397 см, 1721 см, 1986 см и дизельными двигателями объемом 1595 см. Устройство, техническое обслуживание и ремонт. М.: Легион, 1997. — 272 е.: ил.
  44. Руководство по ремонту BMW 3 Series. Мн.: РА «Автостиль», 1996. — 304 е.: ил.
  45. Opel Corsa D с 2006 г. выпуска. Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту. М.: Третий мир, 2009. — 288 е.: ил.
  46. Ford Mustang Automotive Repair Manual. 1994 thru 1997. Somerset (England): Haynes Publishing Group, 1997. — 345 е.: ил.
  47. Ford Scorpio: Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту/ под ред. В. П. Панкратова М.: Изд-во ШиК, 1998. — 312 е.: ил.138
  48. ГОСТ 22 748–77 «Автотранспортные- средства- Номенклатура* наружных размеров. Методы, измерений». -М.: Изд-востандартов, 1977.
  49. Инструкция по перевозке- крупногабаритных и тяжеловесных грузов, автомобильным транспортом по" дорогам Российской Федерации, зарегистрированная в Минюсте РФ 8 августа 1996 г. N 1146.
  50. РД 37.009.024−92 «Приемка, ремонт и выпуск из ремонта кузовов легковых автомобилей предприятиями автотехобслуживания». — М.: АО «Автосельхозмаш-холдинг», 1992 г.-41 с.
  51. ГОСТ 16 504–81 «Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины, и определения». М-.: Изд-востандартов, 1981.
  52. РТМ 37.001.050−78 «Контроль геометрии шасси легковых автомобилей на станциях технического обслуживания». М.: Минавтопром, 1978. — 17 с.
  53. ТУ 37.009.021−93 «Приемка, ремонт и выпуск из ремонта кузовов легковых автомобилей ВАЗ’предприятиями автотехобслуживания». — Тольятти, — 1993.
  54. ТУ 37.1 010 167−97 «Приемка в ремонт, ремонт и выпуск из ремонта автомобилей». Тольятти, 1997.
  55. ТУ4538-Г40−232 934−98к<�Ириемка!в'ремонт, ремонт и? выпуск: из ремонта1--кузовов автомобилей ВАЗ предприятиями автотехобслуживания". Тольятти, 2006. ' • ' -, «
  56. ТУ 17 207−255−232 934−2006- „Кузова автомобилей, LADAL Технические- требования при приемке в ремонт, ремонте и выпуске из ремонта предприятиями"сервисно-сбытовой сети. ОАО „АВТОВАЗ''“.- Тольятти-, 2006:. -38 с.
  57. Заявка 9 512 570 Франция, МПК6 G 01 В 5/00. Устройство для контроля геометрии кузова автомобиля. Dispositif de mesure tridimensionnelle pour vehicule accidente / Grager R.- Romer Sari. № 9 512 570- заявл. 25.10.95- опубл. 30:4.97.
  58. A.c. 1 316 726 СССР, МКИ4 В 21 D l/12. Устройство для контроля геометрии и ремонта кузовов легковых автомобилей / A.B. Наумов, С. А. Бурмистров, В. А. Калядов, Е. Ю. Кнауэр. № 3 967 793/27−27- заявл. 16.10.85- опубл. 15.06.87, Бюл. № 22. — 7с.: ил.
  59. Пат. 5 644 854 США, МПК6 G 01 В 11/03. Измерительное устройство в стенде для правки кузовов- Measuring device for vehicle body repair / Bergeron? M.J. -№ 246 784- заявл. 2015'94- опубл. 8:7.97- НИК 33/608-
  60. A.c. 1 706 742 СССР, МКИ5 В 21 D 1/12. Установка для контроля положения точек кузова транспортного средства. при правке / Б. Н. Миронов, С. В. Ильичев. -¦№ 4 726 132/27- заявл. 04.08.89- опубл. 23.01.92, Бюл. № 3. 5с.: ил.
  61. Пат. 5 297 344 США, МКИ5 G 01 В 5/25. Стенд для проверки развала колес. Wheel examining apparatus / Fukuda Y., Higuchi Y., Masuda K., Chisaki T. Ansen Motor Car. Co. Ltd! № 725 152- заявл. 3.7.91- опубл. 29.3.94- НКИ 33/203.13.
  62. Пат. 2 108 557 Российская Федерация, МКИ6 G 01 М 17/06, G 01 В 5/24.
  63. Заявка 2 737 561 Франция, МКИ6 G 01 В 11/26. Установка для контроля расположения колес автомобиля. Dispositif de mesure et de controle geometrique de vehicules a roues / Muller P., Dovine D.- Muller Bern S. A. № 9 509 413- заявл. 2.8.95- опубл. 7.2.97.
  64. Пат. 5 532 816 США, МПК6 G 01 В 11/26. Лазерное устройство для стенда. Laser tracking wheel alignment measurement apparatus and method / Spann Kyle Т., Karcz Peter G.- Stellar Ind., Inc. № 213 120- заявл. 15.3.94- опубл. 2.7.96- НПК 356/139.09.
  65. Пат. 2 033 601 Российская Федерация, МКИ6 G 01 М 17/06. Стенд для определения углов установки управляемых колес транспортного средства / И. Л. Прагер № 4 952 348/11- заявл. 7.6.91- опубл. 20.4.95, Бюл. 11.
  66. Пат. 2 061 948 Российская Федерация, МКИ6 G 01 М 17/06. Способ определения угла развала колеса автомобиля и устройство для его осуществления / Ф. Л. Мещанский № 93 052 710/11- заявл. 19:11.93- опубл. 10.6.96, Бюл. 16.
  67. Пат. 2 096 748 Российская федерация, МКИ6 G 01 II 1.7/00. Устройство для регулировки угла сходимости управляемых колес автомобиля / ТОП. Кукоба, В. А. Гусев, II.B. Михалев- АО АвтоВАЗ-№ 96 112 834/11- заявл. 26.6.96- опубл. 20.11.97, Бюл. 32. :
  68. Пат. 5 653 040 США, МПК6 G 01 В: 3/22. Устройство контроля положения колеса. One touch face gage for vehicle wheels / Little B.K.- Hayes Wheels International, Inc. № 547 173- заявл. 24.10.95- опубл. 5.8.97-.НПК 33/833.143
  69. Пат. 1 427 205 СССР, 5 МПК4 G 01 Ш 17/06. Способ определения смещений* мостов транспортного средства- / В. Jit Яновский, Д. И. Епифанов № 4 241 521- заявл. 18.3.87- опубл. 30.9.88.
  70. Портативный стенд для контроля параллельности осей. State-of-the-art wheel alignment // Gommer. Carrier J- 1996. — 153, № 4. — C. .112.
  71. Пат. 2 121 141 Российская Федерация, МПК6 G 01* М: 17/06, Способ определения* смещений мостов' транспортного -средства / В-И. Гринцевич- Красноярский <ГТУ. № 96 120 394/28- заявл. 3.10.96- опубл. 27.10:98t
  72. Гринцевич, В: И. Определение* смещений мостов транспортного s средства средства / В. И. Гринцевич // Вестн. Краснояр. гос. техн. ун-та. Выпуск 11. Машиностроение. Транспорт. 1998. — С. 34−35.
  73. Проспект фирмы Condtrol „Геодезическое оборудование“, 2005.103. Проспект фирмы Bosch.
  74. Проспект фирмы Leica Disto.
  75. , Ю.Г. Основы системного анализа транспортных систем: учеб. пособие / Ю. Г. Котиков. СПб.: СПбГАСУ, 2001. — 264 с.
  76. , А.С. Анализ и синтез лазерных систем контроля геометрических параметров транспортных средств / И. М. Блянкинштейн, А.С. Кашура' // Вестник СибАДИ: Научный рецензируемый журнал. 2010. — № 2 (16). — С. 813.
  77. Пат. 2 291 751 Российская Федерация, МПК5 В 21 D 1/12. Способ контроля положения точек кузова транспортного средства при правке / И. М. Блянкинштейн, A.C. Кашура- Краснояр. гос. тех. ун-т. — № 2 005 119 225/02- заявл. 21.6.2005- опубл. 20.1.2007- Бюл. 2.
  78. Пат. 2 314 492 Российская Федерация, МПК5 G 01 В 11/26. Способ измерения геометрических параметров установки колес и, положения осей и мостов транспортного средства / И. М. Блянкинштейн, A.C. Кашура- ФГОУ
  79. ВПО СФУ. 2 006 121 306/28- заявл. 15.6.2006- опубл. 10.1.2008- Бюл. 1. 109: Кашура, A.C. Лазерные системы контроля1- геометрических параметров-АТС / И.М. Блянкинштейн- A.C. Кашура // Автомобильная3промышленность. -20 101 № 8'- С. 30−32.
  80. , A.C. Способ’контроля^ геометрических параметров ходовой частии кузова, транспортных, средств на основе* лазерных измерителей / И. М:
  81. , A.C. Кашура 7/ Политранспортные* системы: материалы“ V Всерос. науч.-техн. конф., 21−24 ноября 2007 г.: в 2 ч. Ч. 2. Красноярск: Сиб. федер. ун-т- Политехи, ин-т, 2007. С. 285−287.
  82. , B.C. Сетевые спутниковые радионавигационные системы / B.C. Шебшаевич, П. П. Дмитриев, Н. В. Иванцевич и др. М.: Радио и связь, 1993.-408 с.
  83. , A.M. Применение спутниковых навигационных технологий при добыче полезных ископаемых / A.M. Алешечкин, М. М. Валиханов, В. И. Кокорин // Вестник Хакасского технического института. 2007. № 24.
  84. , K.M. Использование спутниковых радионавигационныхсистем в геодезии: монография: в 2 т. T.I. / K.M. Антонович // ГОУ ВПО145
  85. Сибирская государственна*академия». М.: ФГУП «Картоцентр», 2005. — 334 с.
  86. , K.M. Использование спутниковых радионавигационных систем в геодезии: монография: в 2 т. Т.2. / K.M. Антонович // ГОУ ВПО' «Сибирская государственная академия». М.: ФГУП «Картоцентр», 2005. — 360 с.
  87. , A.M. Радионавигационные системы: учеб. пособие: в 2 ч. 4.1. Основьг теории и принципы построения радионавигационных систем,/ A.M. Алешечкин, В. Н. Бондаренко, В. И. Кокорин и др. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2003.-79 с.
  88. Зайдель, А. М*. Погрешности измерений' физических- величин / A.M. Зайдель. Л: Наука- 1985. — 112 с.
  89. , Р.И. Руководство по вычислению и обработке результатов количественного анализа/ Р. И. Алексеев, Ю. И. Коровин. -М.: Атомиздат, 1972. -71 с.
  90. , A.C. Алгоритм и методика исследования погрешностей измерения геометрических параметров АТС 3D-системами / И. М. Блянкинштейн, М. М. Валиханов, A.C. Кашура // Автомобильная промышленность. — 2009. — № 11. -С. 31−35.
  91. Вытянем? Обзор рынка стапелей // Журнал «Ремзона». Красногорск: ООО «Первый полиграфический комбинат». 2008, май. — С. 16−19.
Заполнить форму текущей работой