Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Инновационно-исследовательская деятельность в гуманистическом аспекте: социально-философский анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С. Кьеркегор рациональному началу в человеке прямо противопоставил такое психологическое понятие как «воля», а деятельности, в которой он усматривал отчужденное от подлинного бытия функционирование, противополагает жизнь, человеческое существование. Кьеркегор рассматривает деятельность не в качестве активности духа, а как свойство души, осуществляющей три основные мотивации деятельности… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СУЩНОСТНАЯ ОСНОВА СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ
    • 1. 1. Проблематика деятельности в социальной философии: классические подходы.,
    • 1. 2. Деятельность в современной социальной теории
    • 1. 3. Специфика инновационно-исследовательской деятельности
  • ГЛАВА II. ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ИННОВАЦИОННО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 2. 1. Гуманистический аспект научной деятельности как проблема современности
    • 2. 2. Научная деятельность в системе ценностных ориентиров
    • 2. 3. Взаимосвязь ценностных ориентаций как принцип гуманизации научной деятельности

Инновационно-исследовательская деятельность в гуманистическом аспекте: социально-философский анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время наблюдается значительный интерес к теме внедрения полученных новых знаний в практику. Научная деятельность ориентируется на объективность, получение истины и на первый взгляд совершенно далека и свободна от ценностей. Между тем, наука не раз переживала противоречивые ситуации в связи с расхождением ценностей знания взятого само по себе и возможным антигуманным использованием крупнейших достижений естествознания в практических целях. Преодоление ситуации игнорирования ценностей в научной деятельности сделало актуальным рассмотрение инновационно-исследовательской деятельности в гуманистическом аспекте и осмысление ценностных ориентаций как принципа ее гуманизации.

Современное общество, помимо конкретных типологических черт, отличающих его от общества традиционного, характеризуется рядом особенностей, присущих ему исключительно, или в значительно большей степени, нежели какому-то другому уровню социального развития. К таким чертам относятся, прежде всего, множественные и разнообразные риски и угрозы, с которыми сталкивается современный социум. К их числу относятся проблемы экологического, технологического, политического характера, являющиеся прямыми результатами, или «побочными продуктами» научно-технического прогресса и социально-политического конструирования.

При всей серьезности данных глобальных проблем, любое их решение в качестве неких гипостазированных, существующих как отдельные сущности явлений, не будет эффективным, пока аналитический фокус не будет сделан на том объекте, который, с одной стороны, является основной причиной появления данных угроз и рисков, а с другой стороны — выступает главной страдательной стороной в процессе реализации этих проблемных тенденций. Таким объектом, несомненно, является человек, причем, не сам по себе, а в своей деятельностной ипостаси, как активный субъект научного творчества, осуществляющий диверсифицированную и разнонаправленную деятельность. «Человек действующий», вместе с тем, не составлял бы особых проблем ни себе, ни окружающей среде, если бы его деятельность имела исключительно воспроизводственный характер. Однако суть научного творчества в том и заключается, что деятельность не может оставаться только рутинной репродукцией созданных однажды образцов и вариантов. Величие и, в известном смысле, беда человека коренятся именно в его способности к творчеству, к созданию нового и небывалого, в общем — к инновационной деятельности, ответственной, по сути, как за все прекрасное, произведенное человеком, так и за все ужасное, созданное им же.

Человек неустраним из любого рода инновационной деятельности, однако, этот очевидный факт часто забывается, и тогда гипостазируется уже сама деятельность, в результате чего возникает ложное представление о науке, существующей для науки, искусстве для искусства, и государстве для государства. Человек неизменно выступает предельной целью любой деятельности, даже если последняя, в лице ее субъектов, не вполне осознает, или сознательно игнорирует данный факт. Поэтому, необходима действительная актуализация гуманистического измерения в деятельности вообще, и в инновационно-исследовательской — в особенности, в связи с тем, что последняя в силу своей специфики, является производителем большинства рисков в современном обществе. Именно отсутствие гуманистической перспективы в инновационной научной деятельности послужило основной причиной как умножения, так и диверсификации глобальных проблем современности. Таким образом, исследование инновационно-исследовательской деятельности на предмет ее гуманистической составляющей представляется чрезвычайно актуальным в современных условиях.

Степень научной разработанности проблемы. Феномен деятельности является достаточно традиционным объектом внимания социальной философии. И. Кант рассматривал деятельность в контексте долженствования разума, или в контексте проблематики оснований и мотивов мыслительного акта, служащего начальным звеном акта эмпирического. И. Фихте, в свою очередь, возвел деятельность в ранг всеобщего основания культуры, будучи уверенным в том, что теоретически-созерцательное восприятие предмета выступает вторичным по отношению к практически-деятельностному восприятию и обусловлено таковым. Сложная рационалистическая концепция деятельности была создана Г. Гегелем, который истолковывает деятельность как неотъемлемое и приоритетное качество «абсолютного духа», обусловленное имманентной потребностью такового в постоянной трансформации. Главную роль Гегель отводил именно духовной деятельности и ее высшей форме — рефлексии.

С. Кьеркегор рациональному началу в человеке прямо противопоставил такое психологическое понятие как «воля», а деятельности, в которой он усматривал отчужденное от подлинного бытия функционирование, противополагает жизнь, человеческое существование. Кьеркегор рассматривает деятельность не в качестве активности духа, а как свойство души, осуществляющей три основные мотивации деятельности: эстетическую, этическую и религиозную. Данный подход к деятельности близок и представителям так называемой «волюнтаристской и иррационалистической линии», к которым относят, прежде всего, таких мыслителей, как А. Шопенгауэр и Ф. Ницше, в работах которых воля рассматривалась в качестве основы всякого существования, а понятие деятельности как рационального целеполагания заменялось понятиями порыва и переживания. Шопенгауэром деятельность воспринимается в качестве проявления воли, самоосуществляющейся как на микро так и на макроуровне мироздания в целом, и социального универсума, в частности. Вся причинность деятельности сводится к актам воли — с одной стороны, хаотичным, случайным и бессмысленным, но с другой стороны, демонстрирующим известную мотивацию к развитию в виде постоянного стремления к своей высшей объективации. В философии Ницше деятельность также носит комплексный характер, предполагающий как познавательно-интеллектуальную, так и собственно активистскую составляющие, и обладает ярко выраженным рационалистическим компонентом, который в соединении с особым восприятием гуманистической проблематики производит своеобразный синтетический образ активно и независимо мыслящего и столь же активно и независимо действующего индивида.

Выдающийся отечественный философ В. С. Соловьев рассматривал деятельность в неразрывной связи как с интеллектуальными механизмами, с помощью которых она осуществляется, так и ее непосредственным нравственным содержанием. Преобразовательная деятельность в концептуализации Соловьева представляет собой осуществляемую «организмом» творческую трансформацию, — существующих элементов, предполагающую как интеллектуальную, так и нравственную и аффективную составляющие данного процесса, ориентированную на конкретное желаемое-состояние, связанное, прежде всего, с целью большего овладения средой данного «организма», будь он сугубо биологического или социального характера.

В современной социальной теории тема деятельности рассматривается, преимущественно, в контексте соотношенияиндивидуального и общего, наиболее четкое выражение получившего в дихотомии индивидуальной деятельности и структуры. Здесь к настоящему времени сформировались три основные концептуализации, которые укладываются в интерпретативную, функционалистскую парадигмы, и теории среднего уровня. В соответствии с интерпретативной парадигмой, представленной в работах Д. Мида, Г. Блумера, А. Шютца, структуры нельзя считать определяющими, главный же исследовательский фокус должен быть сконцентрирован на том, каким образом индивиды в ходе своей повседневной деятельности создают окружающую их социальную реальность, как они ее определяют, интерпретируют и реинтерпретируют. В рамках функционалистской парадигмы, связанной, прежде всего, с творчеством Т. Парсонса, деятельность носит макросоциально обусловленный характер, а общая система человеческого действия обусловлена комплексом социальных детерминаций в социальной системе, системе личности, и системе культуры. Деятельность здесь всегда детерминирована общими ценностно-нормативными требованиями сложившейся в социуме культуры. Главное условие деятельности и, одновременно, ее главная цель — поддержание стабильности и устойчивости социальной системы.

В рамках третьего — «синтетического» подхода к проблематике деятельности в современной социальной философии осуществляется попытка компромисса между методологическими установками индивидуализма и холизма. Данное направление было сформировано, прежде всего, концепцией П. Бергера и Т. Лукмана. Здесь не абсолютизируются ни понятие структуры, ни идея независимой деятельности индивидов. Под индивидуальной деятельностью же понимается сложный процесс действий в отношении социального универсума, включающего ценности и нормы данного социума и конкретное технологическое знание. Индивидуальная деятельность и структура находятся в процессе и состоянии постоянной взаимной детерминации.

Собственно гуманистическому аспекту инновационно-исследовательской деятельности было уделено внимание уже в работах Ф. Бэкона, в свое время сформулировавшего две основные задачи науки: приумножение знаний и увеличение блага человечества, что, несомненно, представляет собой гуманистический потенциал научного творчества. В более поздней философии А. Швейцер усматривал угрозу гуманности в такой характеристике научной деятельности, как ее жесткая специализация,.

Б. Рассел непосредственно связывал научно-технические достижения и гуманистические риски, и уже в наши дни Ф. Фукуяма рассматривает научную деятельность в контексте созданных биотехнологий и последствий для человеческой природы и личности.

Позиция приближенности инновационного процесса и гуманизма рассматривается в Гуманистическом Манифесте 2000 года, разработанном Президентом Международной Академии Гуманизма Полом Куртцем, и представляется, как возможность на открытых дискуссиях решать возникающие вопросы в связи с развитием технического новшества. Единство гуманизма и науки видится в развитии новых технологий, удовлетворяющие человеческим целям и задачам, при этом использование их должно проходить мудро и человечно.

Характерно, что в отечественной мысли проблеме гуманистического измерения научной деятельности посвящены работы как собственно философов, так и ученых — естественников. Здесь необходимо упомянуть, прежде всего, труды Н. Н. Витченко, О. И. Генисаретского, В. JL Гинзбурга, Э. В. Ильенкова, В. А. Кувакина, JI. Ф. Кузнецовой, В. А. Решетникова, С. В. Светлова, В. С. Степина, И. Т. Фролова, В. А. Энгельгардта.

Проблема взаимодействия познавательных и нравственных ценностей в последнее время заявила о себе особенно остро. Появляется концепция подчинения науки интересам человека и общества, а не только получение истины. Возникает идея единства науки и гуманизма, в результате которой наука предстает как «гуманистическая наука». С этим процессом современные ученые связывают формирование «нового типа науки» (И. Т. Фролов, В. Л. Гинзбург и др.).

Концепция установления более близкого контакта между «интеллектуальным царством науки» и духовным миром человека представляет собой гуманистическую направленность инновационной деятельности (В. А. Энгельгардт, О. И. Генисаретский и др.). Единство принципов ума в научной деятельности и нравственности отмечается в работах Э. В. Ильенкова.

Концепция единства гуманизма и науки прослеживается в решении проблем кризисных ситуаций, возникших посредством научно-технического прогресса и видится не в отказе от науки и ее технологических применений, а в поиске новых стратегий развития, и, следовательно, критического анализа ценностей лежащих В' основе современной техногенной* цивилизации (В. С. Степин, JL Ф. Кузнецова и др.).

Наряду с приведенными выше авторами и концепциями, характеризующимися несомненной значительностью, обстоятельностью и научной ценностью, необходимо отметить недостаточное, с нашей точки зрения, число социально-философских трудов, в которых тема деятельности анализировалась бы в своей инновационной ипостаси с аналитическим фокусом на ее гуманистическом измерении, и с должным вниманием к контексту как к ценностной проблематики, так и глобальных проблем современности.

Объектом исследования является инновационно-исследовательская деятельность.

Предметом исследования выступают особенности реализации инновационно-исследовательской деятельности с учетом гуманистического аспекта, основные проблемы и перспективы этого процесса в современных условиях.

Цель и задачи исследования

Целью исследования является анализ осуществления инновационно-исследовательской деятельности в контексте ее гуманистической проблематики^ вызовов современности.

Данная цель определила постановку и решение следующих задач: анализ основных концептуализаций деятельности в социальной философиианализ особенностей деятельности, как инновационного процессаисследование гуманистического аспекта инновационно-исследовательской деятельности в контексте глобальных проблем современностиизучение специфичного положения инновационно-исследовательской деятельности в системе ценностных координатанализ перспектив и возможных механизмов гуманизации, инновационной научной деятельности.

Гипотеза исследования. Плодотворное сочетание научного познания и гуманистического мировоззрения становится одним из главных условий дальнейшего позитивного развития науки, поскольку в инновационной научной" деятельности разум не может и не должен быть доминирующим, а должен корректироваться или направляться в пользу гуманистических аспектов деятельности. Решить эту задачу под силу только действительно творческому мышлению, призванному произвести, быть может, ¦ самую важную инновацию за всю историю человечества.

Теоретико-методологической основой исследования послужили работы как зарубежных, так и отечественных ученых, в которых раскрываются основные категориальные принципы исследования феномена деятельности, в частности, концептуальная дифференциация подходов методологического индивидуализма и методологического холизма, и труды, посвященные гуманистическому содержанию инновационно-исследовательской деятельности.

В целом, автор опирается на общенаучную методологию, познания, с применением аналитических и междисциплинарных методов. Методологическую основу ¦ исследования составили диалектический, антропологический и деятельностный подходы к анализу проблемы.

Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что гуманистическое измерение инновационно-исследовательской деятельности проанализировано в контексте ценностной составляющей и глобальных вызовов современности.

К положениям новизны в работе относится следующее:

• выявлены особенности научной деятельности как инновационной в контексте проблем современности;

• проанализированы типологические характеристики гуманистического содержания инновационно-исследовательской деятельности;

• исследована специфика инновационно-исследовательской деятельности в системе ценностных ориентаций;

• осуществлен анализ перспектив и механизмов гуманизации научной деятельности.

Положения, выносимые на защиту:

1. Особенностью инновационно-исследовательской деятельности на современном этапе развития науки является малая прогнозируемость эффектов внедрения, а при наличии самоорганизующихся систем — непредсказуемость и случайность получаемых результатов.

2. Необходимость редуцирования гуманистических рисков, которые несет с собой инновационно-исследовательская деятельность, обусловливает становление особой формы единства человека и науки. Таковой формой призван стать гуманизм в научной деятельности, как предпосылка коэволюции человека и природы. Научная деятельность и гуманистическая идея, являясь, с одной стороны, феноменами ценностного порядка, как таковые, одновременно выступают сегодня теми наработанными вариантами социокультурного развития, комбинация которых стала актуальной, а главное, уже выполнимой задачей.

3. Ценности гуманистического порядка способствуют интегративным процессам в системе отношений науки и общества, оказывают воздействие на формирование научных направлений, содействуют трансформации познавательного развития науки в познавательно-гуманистическое. Тем самым, актуализируется роль ценностных составляющих в инновационно-исследовательской деятельности.

4. Задача придания инновационно-исследовательской деятельности подлинного гуманистического характера сама является инновационной по своему содержанию, и формулируется как комбинация наработанных социумом вариантов гуманизма и научной деятельности, в результате которой возникает вариант гуманистически ответственной науки.

5. Гуманизм, являясь ценностной ориентацией, реализуется в личностном поведении, побуждает субъекта научной деятельности особым образом структурировать систему субъективно-субъективных и субъективно-объективных отношений, содействует активизации его целенаправленной деятельности по реализации личностного гуманистического мировоззрения.

6. Ценностная составляющая личности ученого может включать или не включать в себя гуманистическое содержание. В результате возникла необходимость дополнить существующие внутринаучные нормативно-ценностные принципы, которыми руководствуется сообщество ученых в своей деятельности, принципом гуманизма в аспекте гуманистического измерения поиска и реализации новых идей.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что полученные данные позволяют судить об особенностях гуманистических рисков, которые несет с собой инновационная научная деятельность. Сформированные теоретические положения и выводы развивают и дополняют ряд разделов социальной философии в части проблематики деятельности как субстанциальной основы общественной жизни людей, а также соотношения цели и средств деятельности как проблемы социальной философии. Результаты диссертационного исследования дают возможность установить причинно-следственную связь между уровнем гуманизации научной деятельности и степенью угроз для человека и человечества, прогностически оценить перспективы и варианты реализации задачи гуманизации научной сферы.

Результаты исследования могут быть использованы при дальнейшем анализе инновационной деятельности и перспектив гуманизации различных сфер в современном российском обществе для совершенствования вузовских курсов социальной философии и антропологии.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации изложены на всероссийских и региональных научно-практических конференциях, в том числе: в материалах Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука: начало XXI века» (Красноярск 2007 г.) — в материалах Всероссийской конференции «Проблемы Земной цивилизации» (Иркутск 2007 г.) — на региональной научно-практической конференции) «Проблемы и перспективы формирования образовательного пространства в условиях становления информационного общества» (Иркутск 2008 г.).

По теме диссертационного исследования опубликовано 7 печатных работ общим объемом 2,1 п. л., в том числе — 1 работа в издании, рекомендованном ВАК.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, библиографического списка, содержащего 164 названия. Объем основной части работы составляет 146 с.

Выводы по Главе II: Итак, та или иная степень гуманитарных рисков может быть присуща деятельности любого рода. Однако в научной деятельности, где доминирует именно инновационное содержание, гуманитарные угрозы приобретают более комплексный и множественный характер, в особенности, в связи с высокотехнологичным оснащением современной науки. В отношениях человека и среды тон задают сегодня такие основные тенденции, как формирование и сохранение ценностных человеческих качеств в самом человеке, и то обстоятельство, что наука в ходе своей инновационной реализации изменяет условия существования человека. Тем самым, человек, по сути, неустраним из научной деятельности, сколь бы далеким от него не казался ее конкретный предмет.

Необходимость разрешения кризисных ситуаций обусловливает становление особой формы единства человека и науки. Таковой призван стать гуманизм в научной деятельности, как предпосылка коэволюции человека и природы. Научная деятельность и, гуманистическая идея, являясь, с одной стороны, феноменами ценностного порядка, как таковые, одновременно выступают сегодня теми наработанными вариантами социокультурного развития, комбинация которых стала актуальной, а главное, уже выполнимой задачей.

Деятельности, не ориентированной на человека, как конечной, предельной своей целивообще не существует. Научная деятельность и гуманистическое ее измерение отличаются, главным образом, степенью рефлексии в отношении своей предельной цели.

Ценности гуманистического порядка способствуют интегративным процессам, оказывают воздействие на формирование научных направлений, содействуют трансформации познавательного развития науки в познавательно-гуманистическое. Тем самым, актуализируется роль ценностных составляющих в научной деятельности, и ее субъект — ученый приобретает черты не безличной академической функции, а действительного актора, чьи действия детерминированы, в том числе, и факторами j ценностного характера.

Задача придания инновационной деятельности подлинного гуманистического характера сама является инновационной по своему содержанию, и формулируется как комбинация наработанных социумом вариантов гуманизма и научной деятельности, в результате которой возникает вариант гуманистически ответственной науки, способный, в свою очередь, вступить в новые комбинации с другими наработанными вариантами общественной жизни и общественных отношений. Гуманистически ответственная наука должна придать этим отношениям новый содержательный характер, за счет расширения имеющейся в обществе сферы гуманистической рефлексивности, редуцируя, тем самым, гуманитарные риски, возникающие в социуме. Гуманизм, являясь ценностной ориентацией, реализуется в личностном поведении, побуждает субъекта научной деятельности особым образом структурировать и систему субъектно-субъектных связей, которые и составляют основу нравственных отношений, и содействуют активизации его целенаправленной деятельности по реализации личностного гуманистического мировоззрения.

Таким образом, научные ценностно-нормативные, субъективные и гуманистические ценности влияют на познавательный процесс. Ценности гуманистического порядка, как необходимая и неотъемлемая составляющая в современной научной деятельности содействует трансформации познавательного развития науки в познавательно-гуманистическое. Научная деятельность, тем самым, должна регулироваться не только механизмами интеллектуального порядка, влиянием мира ценностей, относящимся к внутринаучным и субъективным, но также и принимать в серьезный расчет ценности гуманистического плана. В своей совокупности все эти ценностные регуляторы выступают как ориентиры, которые и определяют именно гуманистическую динамику современной науки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Итак, деятельность обусловлена когнитивными и витальными потребностями индивидуального человеческого «Я» как прагматического, так и нравственного характера, и принимает формы реализации интенций разума и интеллекта, что не исключает ее аффективное содержание. Научная деятельность — это интеллектуальная деятельность, направленная на получение и применение новых знаний для решения технических, инженерных, экономических, гуманистических и других проблем, а также для обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы. Однако, научная деятельность ученых производит не только новое знание, но и воспроизводит «старую» систему знаний как исходный момент для получения нового знания. Таким образом, научная деятельность представляет собой комплекс инновационно-исследовательской деятельности ученого по нахождению нового и небывалого и повседневной рутинной деятельности направленной на аккумулирование, сохранение и передачу полученных знаний.

Следовательно, инновационная исследовательская деятельность есть неотъемлемая часть научной деятельности и включает в себя поиск и реализацию новых идей, требующих продуктивного стиля мышления. Между тем, именно инновационная исследовательская деятельность влечет за собой новый виток гуманистических рисков, разноплановых кризисных ситуаций и проблем с которыми приходится, впоследствии, сталкиваться человечеству.

Инновационное содержание возможно в любой сфере деятельности общества и, принципиально, «неинновационных» практик нет. Вместе с тем, в науке инновационный элемент деятельности доминирует, что обусловлено самой ее спецификой, определяемой постоянным поиском наиболее адекватных на данный момент средств исследования окружающей реальности. На саму возможность, содержание и направленность инновационной деятельности оказывают влияние факторы когнитивного наличие продуктивного стиля мышления), субъективного (страсть к исследованию, потребности ученого в самореализации и самоопределении, стремление к гармонии, которое возникает при возникновении «знания о незнании» и т. д.), наличие культурно-исторического и ситуативного порядка.

Одними из главных признаков инновационной деятельности являются ее неизбежный кумулятивный характер. Тем самым, инновационно-исследовательская деятельность представляет собой, по нашему мнению, процесс постоянной комбинации суммы накопленных вариантов знаний, ведущий к возникновению новых вариантов, в свою очередь немедленно вступающих в комбинации. Количество возможных комбинаций, а, следовательно, эффективность инновационной деятельности, обусловлены продуктивном сознании, реализующемся в условиях общества современного типа.

Та или иная степень гуманитарных рисков может быть присуща деятельности любого рода. Однако в научной деятельности, где доминирует именно инновационное содержание, гуманитарные угрозы приобретают более комплексный и множественный характер, в особенности, в связи с высокотехнологичным оснащением современной науки. К тому же, характерной особенностью постнеклассического периода развития науки является наличие в ней самоорганизующихся систем, что в свою очередь приводит к непредсказуемости и случайности результатов инновационно-исследовательской деятельности, усугубляя, тем самым, степень возникающих гуманитарных угроз.

В отношениях человека и среды тон задают сегодня такие основные тенденции, как формирование и сохранение ценностных человеческих качеств в самом человеке, и то обстоятельство, что наука в ходе своей инновационной реализации изменяет условия существования человека. Тем самым, человек, неустраним от воздействий результатов научной деятельности, сколь бы далеким от него не казался ее конкретный предмет.

Значение гуманизма в научной деятельности проявляется двумя основными способами:

1. как внутренний стимул к духовному совершенству субъекта научной деятельности;

2. как внешняя форма запрета на применение полученного опасного знания в целях его практического применения и дальнейшего исследования (атомное оружие, клонирование человека, искусственные наркотики и т. д.).

Между тем, необходимость разрешения кризисных ситуаций современного общества, вызванных, в том числе, и научно-техническим развитием, обусловливает становление особой формы единства человека и*, науки. Таковой формой призван стать гуманизм в инновационно-исследовательской деятельности. В результате возникает не только когнитивное отношение к объекту исследования, но отношение, окрашенное эмоционально, содержащее интересы, предпочтения установки, сформировавшиеся у субъекта научной деятельности под воздействием его ценностного сознания.

Гуманизм представляет собой, по сути, новую «парадигму добра» сегодняшнего социума, которая должна осуществить собственную актуализацию не в качестве абстрактного принципа «человеколюбия», а в виде конкретного регулятора поведения, принимающего во внимание как интересы и цели человека, так и перспективы и цели научной деятельности, которые должны найти разумное и гармоничное сочетание.

Научная деятельность и гуманистическая идея, являясь, с одной стороны, феноменами ценностного порядка, как таковые, одновременно выступают сегодня теми наработанными вариантами социокультурного развития, взаимосвязь которых стала актуальной, а главное, уже выполнимой задачей.

Более того, комбинация эта сегодня не просто возможна и жизнеспособна, а, фактически, даже безальтернативна. Поскольку деятельности, не ориентированной на человека, как конечной, предельной своей цели, вообще не существует, научная деятельность и гуманистическое ее измерение отличаются, главным образом, степенью рефлексии в отношении своей предельной цели.

Ценности гуманистического порядка способствуют интегративным процессам, оказывают воздействие на формирование научных направлений, содействуют трансформации познавательного развития науки в познавательно-гуманистическое. Тем самым, актуализируется роль ценностных составляющих в научной деятельности, и ее субъект — ученый приобретает черты не безличной академической функции, а действительного актора, чьи действия детерминированы, в том числе, и факторами ценностного характера.

Среди ценностей научной деятельности, кроме принципов внутренней этики, одним из самых влиятельных факторов является свобода научного творчества. В свою очередь, одним из аспектов проявления свободы в научной деятельности является способность преобразовывать окружающий мир, то есть, в полной мере реализовывать именно инновационный ее характер.

Задача придания инновационно-исследовательской деятельности подлинного гуманистического характера сама является инновационной по своему содержанию, и формулируется как комбинация наработанных социумом вариантов гуманизма и научной деятельности, в результате которой возникает вариант гуманистически ответственной науки, способный, в свою очередь, вступить в новые комбинации с другими наработанными вариантами общественной ' жизни и общественных отношений. Гуманистически ответственная наука должна придать этим отношениям новый содержательный характер, за счет расширения имеющейся в обществе сферы гуманистической рефлексивности, редуцируя, тем самым, гуманитарные риски, возникающие в различных сферах социума. Общая рефлексивность науки, как ее имманентное свойство, должна соединиться и с гуманистической рефлексивностью, результатом чего происходит формирование гуманистически рефлексивной научной деятельности, где поиск и реализация новых идей подвергается не только гноссиологической оценке — истинно, ложно, но и гуманистическому измерению — каким интересам служить, какие потребности удовлетворять.

Гуманизм, вобрав в себя лучшие достижения гуманистических идей прошлого, может быть светским и религиозным, научным и ноосферным, нравственным, политическим, классическим и.т.д., но первое, что объединяет все эти мировоззрения, что человек — это ценность, и второе, что он человечен. Гуманизм, это не только теория, но и деятельная практика личной и общественной жизни. Он представляет собой рациональный стиль мышления, человечности и практики, созидания жизненных ценностей. И в этой связи обращает на себя тот факт, что главным признаком фундаментального характера гуманизма является особый характер его связи с личностью.

Гуманизм, являясь ценностной ориентацией, реализуется в личностном поведении, побуждает субъекта научной деятельности особым образом структурировать систему субъективно-субъективных связей, которые и составляют основу нравственных отношений, и содействуют активизации его целенаправленной деятельности по реализации личностного гуманистического мировоззрения. Научная деятельность, тем самым, регулируется, не только механизмами интеллектуального порядка, влиянием мира ценностей, относящимся к внутринаучным и субъективным, но также детерминирована и гуманистическими ценностями. В своей совокупности все эти ценностные регуляторы выступают как ориентиры, которые и определяют именно гуманистическую динамику современной науки. В результате, когда гуманизм тесно переплетен с проблемами инновационной научной деятельности, то, находясь в диалектическом взаимодействии, как составляющие развития цивилизации, они могут выполнять функцию, обуславливающую качественную определенность современного этапа развития, как науки, так и общества, в целом.

Действия людей всегда осуществляются в соответствии с их знаниями, убеждениями и сложившимися внешними факторами. Современная цивилизация в аспекте информационно-коммуникативных технологий, впервые за всю историю человечества, по мнению автора, дает возможность выразить степень ответственности и нравственности «человека знающего», от действий которого зависит наше будущее. Вот почему в настоящее время особенно актуальна личностная ответственность ученого. Отсюда вытекает глубинная сущность нравственной составляющей его деятельности, и его гуманистической ориентации, главным приоритетом которой в настоящее время призвана стать ответственность. Ценностно-нормативные компоненты влияют на познавательный процесс и на само знание, в результате чего устанавливается аксиологическая сущность научной деятельности в реальной взаимосвязи внутринаучных, субъективных и гуманистических ценностей. Актуальность интеграции этих ценностных ориентаций приобрела особую значимость в постнеклассический период развития науки, когда инновационная исследовательская деятельность, как никогда, характеризуется малой прогнозируемостью и столь же малой предсказуемостью эффектов внедрения.

В результате диссертационного исследования определились два основных положения в гуманистической проблематике инновационной исследовательской деятельности:

1. необходимость направления инновационной научной деятельности не только для нахождения истины, объективного знания, а также на удовлетворение человеческих потребностей, в частности потребности человека жить в экологически чистой окружающей среде, что является одной из главных проблем современности.

2. гуманистическое измерение инновационно-исследовательской деятельности заключается в анализе поиска и реализации новых идей, что ведет к синтезу гуманизма и научной деятельности и представляет собой создание гуманистически ответственной науки.

Данные положения представляется, по нашему мнению, особенно важным в связи с тем, что при высокотехнологичном оснащение современной науки инновационная исследовательская деятельность направлена не только на преобразование окружающей среды, но и на преобразование физической оболочки человека. Нацеленность науки на компьютерное дерегулирование человека имеет своей целью' не • только приспособить человека к изменяющейся окружающей среде, но и создание сверхчеловека, что, как мы полагаем, является чрезвычайно опасным. Опасность заключается в том, что никто не сможет предсказать: до каких пор ¦ изменение физической оболочки человека не повлечет за собой изменение свойств, присущих качеству человека. И второе, ученые в процессе эволюционирующего научного познания открывают все более разносторонние способы воздействия на жизнедеятельность человека, гуманистическое измерение которых становится крайне необходимым для редуцирования возникающих, при этом, рисков и ошибок.

Поэтому, как считает диссертант, можно отметить практическую опасность мировоззренческой рефлексии ученых по вопросу нравственности в научной деятельности, определяемая в позиции, что наука и научная деятельность внеморальны, так как они имеют собственную систему ценностей, не соприкасающуюся с моралью. К тому же следует отметить, что ценностная составляющая личности ученого может включать или не включать в себя гуманистическое содержание. В результате, диссертант приходит к выводу о необходимости дополнить существующие нормативно-ценностные научные принципы, которыми руководствуется сообщество ученых в своей деятельности («этос науки», Р. Мертон), принципом' гуманизма, в аспекте гуманистического измерения реализации результата инновационно-исследовательской деятельности.

Таким образом, даже в науке разум не может и не должен быть всевластным, и должен корректироваться или направляться в пользу гуманистических аспектов, деятельности. В сегодняшнем очень сложном и очень уязвимом мире необходимость плодотворного сочетания научного познания и гуманистического мировоззрения в интересах дальнейшего развития, как самою науки, так и человеческого общества становится не просто актуальной, а жизненно, необходимой задачей. Решить эту задачу под силу только действительно творческому мышлению, призванному произвести, быть может, самуюважную инновацию за всю историю человечества.

Потребности современного познания обуславливают необходимость дальнейшего философского осмысления вопросов, связанных с проблемой значимости гуманизма в научной деятельности. В этой связи можно выделить следующие наиболее актуальные, на наш взгляд, направления исследования данной проблемы: обоснование влияния специализации инновационной научной деятельности на степень ее гуманизацииопределение подчиненности роли гуманизма в инновационных процессах социальной реальностигуманистическое видение основных тенденций современного мирового развития науки;

Решение этих задач имеет важное теоретическое и методологическое значение.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абдуллаев, С. Г. Актуальность концепции практического гуманизмаI
  2. Электронный ресурс. / С. Г. Абдуллаев // Вызовы глобализации в начале XXI века: материалы междунар. науч. конф. (СПБ, 14 апреля 2006 г.) Режим доступа: http://www.ibci.ru/konferencia/page/statya24.htm (23 нояб. 2006)
  3. , В. П. Природа и общество: этапы взаимодействия / В. П. Алексеев // Экология и жизнь. — 2002. — N2. — С. 4−8.
  4. , B.C. Стрекова Л. Н. Социологические основы научной деятельности / B.C. Арутюмов Л. Н. Стрекова. — М.: Наука, 2003. — 299 с.
  5. , В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки В.И. Аршинов. — М.: Институт философии РАН, 1999. — 203 с.
  6. , В. Наука и идеология / В. Бакиров // ОНС. — 1991. — № 6. — С. 60−67.
  7. , Л.М. Гуманистический манифест / Л. М. Балашов. — М.: Академия, 2000. 15 с.
  8. , Г. Новый рационализм / Г. Башляр. — М.: Прогресс, 1987. — 376с.
  9. , А. Символизм как миропонимание / А. Белый. М.: Республика, 1994.-528 с.
  10. , Н.А. Философия свободы. Смысл творчества / Н. А. Бердяев. -М.: Правда, 1989. 607 с.
  11. , Б. Просвещенное сердце / Б. Беттельхейм // Человек. 1992.- № 5.
  12. , П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности / П. Бергер, Т. Лукман. — М.: Медиум, 1995. — 323 с.
  13. Бжезинский, 3. Большой провал. Агония коммунизма 3. Бжезинский // Квинтэссенция: Филос. альманах. — М.: Политиздат, 1990. — С. 256−277.
  14. , М. Моя жизнь и взгляды / М. Борн. — М.: Прогресс, 1973. — 174 с.
  15. , Ф. Сочинение. В 2-х томах / Ф. Бэкон. — Т.1. — М.: Наука, 1971. — 590 с.
  16. Введение в трансгуманизм Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.transhumanism.ru/2006/09/17/wedenie-v-transgumanizm/ (21 янв. 2006)
  17. , М. Избранные произведения / М. Вебер. М.: Прогресс, 1990. — 806 с.
  18. , Н.Н. Социально-этические и гуманистические основания научного познания: дис.. д-ра филос. наук: 09.00.01 / Н. Н. Витченко. — Томск, 2005.-371 с.
  19. , Ю.Г. Личность и гуманизм Электронный ресурс. / Ю. Г. Волков // Социально-гуманитарные знания. — 1999. — № 1. Режим доступа http://en.edu.ru/db/journals/article/724/724.htm (13 нояб. 2005)
  20. , Ю.Г. Основополагающие идеи и принципы гуманистической идеологии // Социально-гуманитарные знания. 2001. — № 3. — С. 47−64.
  21. , Г. Г. Актуальность прекрасного / Г. Г. Гадамер. — М.: Искусство, 1991.-367 с.
  22. Гегель, Г. В. Ф. Феноменология духа / Г. В. Ф. Гегель. СПб: Наука, 1992. -443 с.
  23. , О.И. выстугтл. по матер. «Круглого стола» / О. И. Генисаретский // Вопросы философии. — 1989. — № 1. — С.3−6.
  24. , Г. В. Гуманизм и гражданское общество / Г. В. Гивишвили — под ред. и с предисл. В.А. Кувакина- МГУ и др. — М.: РГО, 2003. — 239 с.
  25. Гивишвили, Г. В. Феномен гуманизма / Г. В. Гивишвили. — М.: РГО, 2003. -400 с.
  26. , B.JI. О гуманизме Электронный ресурс. / B.JI. Гинзбург // Радио Свобода, интервью ведет Я. Кротов. Режим доступа: svoboda.org/programs/Christf2001/Chris.12 101.asp (27 окт. 2005)
  27. , Ф. И. К умному безмолвию’бытия / Ф. И. Гиринюк // Человек, философия и природа. — М., 1992.
  28. , И. Естествознание. Система стратегического управления-инновационной деятельностью / И. Глущенко. — М.: Крылья, 2006. — 356 с.
  29. , Е. Н. Роль ценностного подхода в антропогенетике и генетической инженерии / Е. Н. Гнатик // Вопросы философии. — 2007. — № 8. — С.70−78.
  30. , М.Н. Социальная ответственность в системе ценностных ориентаций современного общества. Дис.. канд. филос. наук: 09.00.11./ М. Н. Губачев. Уфа, 2004. — 134 с.
  31. Гуманистический Манифест 2000 Электронный ресурс. Рубрика: ' Вопросы философии. Эл. ресурс: http://www.portalus.ru/rnodules/philosophy/rusreadme.php?subaction=showf ull&id=l 108 242 898&archive=0216&start from=&ucat=l& (12 февр. 2005)
  32. , И.В. Формирование этнометодологии: влияние Т. Парсонса и А. Шютца на теоретическую позицию Г. Гарфинкеля / И. В. Давыдова // Социологический журнал. 2002. — № 1. — С. 12−24.
  33. , И.Ф. Социологические теории деятельности и практической рациональности / И. Ф. Девятко М.: Аванти плюс, 2003. — 336 с.
  34. Деятельность: теория, методология, проблемы. — М.: Политиздат, 1990. — 204 с.
  35. , О.Г. Ценность / О. Г. Дробницкий // Философская энциклопедия. —М.: 1970.—Т. 5.
  36. XXI век: духовно-нравственное и социальное здоровье человека: Сб. тезисов докладов международной научно-практической конф. — М.: МГУКИ, 2001.-275 с.
  37. , JI. Космос освоят киборги Электронный ресурс. / JT. Завальский // Известия. — 2004. — 28 июня. — Режим доступа: http://www.inauka.ru/analysis/article47710/print.html (11 мая 2006)
  38. , А.Г. Потребности. Интересы. Ценности / А. Г. Здравомыслов. — М.: Политиздат, 1986. — 233 с.
  39. , А.Г. Социология российского кризиса / А. Г. Здравомыслов. М.: Наука, 1999. — 344 с.
  40. , О.И., Бобнева, М.И. Ценностные ориентации и механизмы социальной регуляции поведения / О. И. Зотова, М. И. Бобнева // Методологические проблемы социальной психологии. — М.: Наука, 1975.-245 с.
  41. , Э.В. Философия и культура / Э. В. Ильенков. — М.: Политиздат, 1991. — 464 с.
  42. , Э.В. Гуманизм и наука Электронный ресурс. /Э.В. Ильенков // Наука и нравственность. М., 1971. Режим доступа: http://caute.net.ru/ilyenkov/texts/iki/humsci.html (12 дек. 2005)
  43. , С.А. Диалектическая лирика С. Кьеркегора / С. А. Исаев / Предисловие // С. Кьеркегор Страх и трепет. — М.: Республика, 1993. — С. 5−12.
  44. , М.С. Отчуждение человека в перспективе глобализации мира / М. С. Каган // Сб. статей. Выпуск I / под ред. Б. В. Маркова, Ю. Н. Солонина, В. В. Парцвания. СПб., 2001. — С. 48−67.
  45. , М.С. О месте науки в системе культуры / М. С. Каган // Наука и культура.-М., 1984.-С. 17−35.
  46. , И.И. «Ношо» и его духовное измерение / И. И. Кальной // Тугариновские чтения: Материалы научной сессии. Серия «Мыслители», выпуск 1.-СП6., 2000.-С. 31−36.
  47. , И. Критика чистого разума / И. Кант. — СПб.: Тайм-Аут, 1993. — 477 с.
  48. , И.Т., Порус, В.Н. О некоторых итогах и перспективах анализа науки / И. Т. Касавин, В. Н. Порус // Философия науки. Вып.5.:Философия науки в поисках новых путей. М., 1999. — С. 12−25.
  49. , В. Ж. Наука как компонент социальной системы / В. Ж. Келле. — М.: Наука, 1988. 199 с.
  50. , А.Н. Проблема свободы в контексте теории деятельности. Автореф. дис.. канд. фил. наук: 09.00.11 / А. Н. Кирюшин. — Саратов, 2006. 20 с.
  51. , А.И. Экология человека и гуманизм: дис.. док. филос. наук: 09.00.11 / А. И. Киселев. М., 2006. — 435 с.
  52. , Б.А. Проблема оценки в марксистско-ленинской философии (Вопросы теории и методологи) / Б. А. Кислов. Иркутск: Изд-во Иркутского государственного университета. 1985.— 181 с.
  53. , В.Е., Галажинский, Э.В. Самореализация личности: системный взгляд / В. Е. Клочко, Э. В. Галажинский. — под ред. Г. В. Залевского. — Томск: Изд-во Томского ун-та, 1999. 154 с.
  54. , Е.Н., Курдюмов, С.П. Антропный принцип в синергетике / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов // Вопросы философии. 1997. — № 3. — С. 62−79.
  55. Князева, E. IL, Курдюмов С. П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов. — М.: Наука, 1994. -229 с.
  56. , A.M. Диалектика субъекта и объекта в познании / A.M. Коршунов. -М.: Наука, 1982. 135 с.
  57. , А.С. Наука как феномен культуры / А. С. Кравец. — Воронеж: Истоки, 1998.-92с.
  58. , В.А. Рецензия. Социализация гуманизма [Электронный ресурс] / В. А. Кувакин // Здравый смысл. 2005. № 3 Режим доступа: http://atheismru.narod.m/humanism/joumal/36/kxivakin2.htm (12 март 2006)
  59. , В.И. Иррациональность сознания информационной эпохи / В. И! Кудашов // Вестник Росс, филос. об-ва, 2001- № 3. — С. 95−98.
  60. , А.А. Гуманизм — феномен современной культуры / А. А. Кудишина. -М.: Академический проект, 2005. — 504 с.
  61. Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. — М.: Прогресс, 1977. — 300 с.
  62. , С.П. Синергетика как новое мировидение / С. П. Курдюмов // Вопросы философии. 1992. № 12.-С. 3−20.
  63. , В.А. Естественная и искусственная борьба миров / В. А. Кутырев. Н. Новгород: Н. Новгород, 1994. — 200 с.
  64. , С. Страх и трепет / С. Кьеркегор. — М.: Республика, 1993. — 383 с.
  65. , Л. Наука и ценности / Л. Лаудан // Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада. — М.: Логос, 1996. С. 294−342.
  66. Леви-Стросс, К. Первобытное мышление / К. Леви-Стросс — М.: Республика, 1994. 384 с.
  67. , X. Свободна ли наука от ценностей? Ценности и научное познание / X. Лейси. М.: Логос, 2001. — 360 с.
  68. , В.А. Идеалы и реальность гуманизма / В. А. Лекторский // Вопросы философии. 1994. — № 6. 22−28 с.
  69. , В.А. Духовность, художественное творчество и нравственность: Материалы круглого стола / В. А. Лекторский // Вопросы философии. 1996. — № 2.
  70. , X. Размышления о современной технике / X. Ленк. — М.: Аспект -Пресс, 1996.-183 с.
  71. , X. Трудовая этика: неизбежность перемен? / X. Ленк // Человек. — 1998.-№ 5. -С. 35−41.
  72. , Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции / Д. А. Леонтьев // Вопросы философии. 1996,-№ 4.-С. 15−26.
  73. Магарил, С. А Гражданская ответственность интеллигенции / С. А. Магарил // Социологические исследования. — 2001. — № 4.
  74. , М.К. Наука и ценности — бесконечное и конечное Электронный ресурс. / М. К. Мамардашвили. — Режим доступа: http://www.phi 1 osophy.ru/library/mmk/nauka.html (14 март 2006)
  75. , Е.А. Ценностные факторы и объективная логика развития науки / Е. А. Мамчур // Ценностные аспекты науки и проблемы экологии. -М., 1981.-278 с.
  76. , Е.А. О социальной ответственности ученых / Е. А. Мамчур // Филосовские науки. 1990. -№ 5. — С. 13−24.
  77. , М.П. Ответственность ученого как социально-этическая проблема / М. П. Медянцева. — Казань: КГУ, 1973. — 174 с.
  78. , JI. А. Ценностные предпосылки в структуре, научного познания / J1.A. Микешина. — М.: Прометей, 1999. — 208 с.
  79. Моисеев, Н. Н Еще раз о проблеме коэволюции' / Н. Н. Моисеев // Вопросы философии. № 8. —1998. — С. 26−33.
  80. , Н.Н. Рациональный гуманизм / Н. Н. Моисеев // Общественные науки и современность. — 1992. — № 3. — С. 147−151.
  81. , А.П. В многомерном мире раскрывается ограниченность гуманизма / А. П. Назаретян // Общественные науки и современность. —1991.-№ 6.-С. 74−79.
  82. Назаретян, А. П Беспределен ли человек. Еще раз о гуманизме и его паллиативах / А. П. Назаретян // Общественные науки и современность. —1992.-№ 5.-С. 176−183.
  83. , И.С. Артур Шопенгауэр теоретик вселенского пессимизма. — Шопенгауэр, А. Избранные произведения^ / И. С. Нарский. — М.: Просвещение, 1992. — С. 3−40.
  84. Наука и гуманизм — планетарные ценности третьего тысячелетия. — М.: РГО, 2000.-160 с.
  85. Наука XXI веку: (Первая сессия): Материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов, докторантов и молодых ученых / Майкоп, гос. технол. ин-т- Редкол.: Тхакушинов А. К. и др: — Майкоп: Изд-во МГТУ, 2002.-310 с.
  86. , Ф. Сочинения: в 2 т. / Ф. Ницше. М.: Мысль, 1990. — Т.1 — 829с.
  87. Наука. Общество. Человек: к 75-летию со дня рождения И. Т. Фролова: сб. ст. / Рос. акад. наук, Ин-т человека- ред.-сост. Г. Л. Белкина, В. Н. Игнатьев. -М.: Наука, 2004. 414 с.
  88. Новое в синергетике: Взгляд в третье тысячелетие: сб. ст. / отв. ред. Малинецкий Г. Г., Курдюмов С. П. — М.: Наука, 2002. — 480 с.
  89. , Н.Ф. Карл Поппер — наш современник, философ XX века / Н. Ф. Овчинников // Вопросы философии. — № 8. — 1992.
  90. , А.П. Наука глазами гуманитария / А. П. Огурцов // Вопросы философии. -2007. -№ 7. С. 163−167.
  91. , А.П. Страстные споры о ценностно-нейтральной науке / А. П. Огурцов / Предисловие // X. Лейси. Свободна ли наука от ценностей. Ценности и научное познание. М.: Логос, 2001. С. 8−34.
  92. , А. Человеческие качества / А. Печчеи. — 2-е изд. пер. с анг. / общ. ред. Д. М. Гвишиани. — М.: Прогресс, 1985. 312 с.
  93. , М. Личностное знание / М. Полани. — М.: Прогресс, 1985—344 с.
  94. Проблемы Земной цивилизации. Поиск решения проблем выживания, безопасности и развития земной цивилизации: материалы Всероссийской конференции. Выпуск 17. Ч.Н. 21−24 июня 2007 г. Иркутск, 2007.-329 с.
  95. Психологический словарь, — М.: Педагогика-Пресс, 1996.
  96. , В. С. Современная наука и ценности / B.C. Пуликовский // Ценностные аспекты науки и проблемы экологии. М., 1981. — 278 с.
  97. , Б. Человеческое познание, его сфера и границы / Б. Рассел. — Киев: Ника-Центр, 1997. — 556 с.
  98. , Б.В. На пути к целостному рационально-образному мировосприятию / Б. В. Раушенбах // О человеческом в человеке / под общ. ред. И. Т. Фролова. М., 1991.
  99. , В.А. Современный гуманизм проблемы и перспективы / В. А. Решетников // Современный гуманизм проблемы и перспективы: сб. науч. тр. / под общ. ред. д-ра филос. наук, проф. В. А. Решетникова. — Иркутск: ИГУ, 2004. 462с.
  100. , П. Герменевтика. Этика. Политика. — П. Рикёр. — М.: Академия, 1995.-174 с.
  101. , Я.А. К вопросу о природе ценностных явлений / Я. А. Розин // Философские науки. 1989. — № 6. — С.89−90.
  102. , Т.Б. Объективность науки и человеческая субъективность или в чем состоит человеческое измерение науки / Т. Б. Романовская. — М.: Эдиториал УПСС, 2001. 389 с.
  103. , В.А. Гуманизм как этическая категория / В. А. Рыбин. — М.: Логос, 2004. 271 с.
  104. , В.А. Знание и мудрость в глобализирующем мире / В. А. Садовничий // Вопросы философии. № 2. — 2006. — 3−15 с.
  105. Сартр, Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм / Ж.-П. Сартр. — М.: Мысль, 1981.- 124 с.
  106. Ш. Сахаров, А.Д. «О науке и ответственности ученых» Электронный ресурс. // интервью корреспонденту газеты «Монд». 1978 г. август. Режим доступа: http://www.sakharov-archive.ru/wind2.htm (18 февр. 2006)
  107. , В.М. Социология нравственного развития личности / В. М. Соколов. М.: Политиздат, 1986. — 240 с.
  108. , B.C. Философские начала цельного знания: в 2 т. / B.C. Соловьев.-М.: Мысль, 1990. Т.2. — С. 139−288.
  109. , П.А. Кризис нашего времени / П. А. Сорокин // Человек. Цивилизация. Общество. — М.: Политиздат, 1992. С. 427−504.
  110. , B.C. Новые ориентиры цивилизации / B.C. Степин // Экология и жизнь. 2000. — № 4. — С. 4−6.
  111. B.C., Горохов В. Г., Розов М. А. Философия науки и техники / B.C. Степин, В. Г. Горохов, М. А. Розов. — М.: Гардарика, 1995. — 420 с.
  112. , Л.Н., Каган, М.С. Философская теория ценности / Л. Н. Столович, М. С. Каган // Вопросы философии. 1998. -№ 5. — С.155−159.
  113. , JI.H. Об общечеловеческих ценностях / JI.H. Столович // Вопросы философии. — № 7. 2004. — С. 86−97.
  114. , А.П. Этос науки и ответственность ученого / А. П. Стручалина // Сборник научных трудов / под ред. д-ра пед. наук, проф. Н. К. Сергеева (гл. ред.) — канд. филос. наук, доц. А. П. Горячева. — Волгоград: Перемена, 1998. —238с.
  115. , А.П. Аксиологическое измерение науки и научной деятельности // Сборник научных трудов / под ред. д-ра пед. наук, проф. Н. К. Сергеева (гл. ред.) — канд. филос. наук, доц. А. П. Горячева. — Волгоград: Перемена, 1998. — 238 с.
  116. , В.П. Личность и общество / В. П. Тугаринов. — М.: Мысль, 1965.- 191 с.
  117. , В.А. Глобальные проблемы современности / В. А. Тураев. — М.: Логос, 2001.- 191 с.
  118. , Н.К. Наука и нравственность. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания / Н. К. Трубников. — М.: Политиздат, 1990. 464 с.
  119. , B.C. По лабиринтам авангарда / B.C. Турчин. — М.: Изд-во МГУ, 1993.-248 с.
  120. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1989. — 815 с.
  121. , И.Г. Основа общего наукоучения / И. Г. Фихте. Сочинения. Работы 1792−1801г. М.: Научно-издательский центр Ладомир, 1995. — С. 275−473.
  122. , П. Избранные труды по методологии науки / П. Фейерабенд / пер. с англ. и нем. А. Л. Никифорова- общ. ред. и вступ. ст. И. С. Нарского. М.: Прогресс, 1986. — 544 с.
  123. , Л. Теория когнитивного диссонанса / Л. Фестингер. СПб: Ювента, 1999.-290 с.
  124. , В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. — М.: Прогресс, 1990. -386 с.
  125. , И.Т. Новый гуманизм / И. Т. Фролов // Свободная мысль. — 1997.4 С. 96−102.
  126. , И.Т. О человеке и гуманизме: работы разных лет / И. Т. Фролов.- М'.: Политиздат, 1989. 559 с.
  127. , И.Т. Прогресс науки и будущее человека / И. Т. Фролов. — М., 1975.-222 с.
  128. , И.Т., Юдин, Б.Г. Этика науки. Проблемьг и дискуссии И. Т. Фролов, Б. Г. Юдин. М.: Политиздат, 1986. — 399 с.
  129. , И.Т. Современная наука и гуманизм / ИТ. Фролов // Вопросы философии. 1973. -№ 3. — С. 3−15.
  130. , И.Т. Перспективы человека / И. Т. Фролов. — М.: Политиздат, 1983.-350 с. 1381 Фромм, Э. Душа человека / Э. Фромм. — М.: Республика, 1992. — 430 с.
  131. , Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции Ф. Фукуяма. — М.: ACT, 2004. — 349 с.
  132. , М. Письмо о гуманизме / М. Хайдеггер // Проблема человека в западной философии. — М.: Политиздат, 1988. — С.320−345.
  133. Ценностные аспекты развития науки: сб. статей / под ред. Н. С. Злобина, В. Ж. Келле. М.: Наука, 1990. — 293 с.
  134. , Ю.Ю. Актуальность гуманизма Электронный ресурс. / Ю. Ю. Черный // Здравый смысл. 2005. № 3. Режим доступа: http://atheismru.narod.ru/ humanism/journal/36/chorny.htm (12 февр. 2006).
  135. , А. Благоговение перед жизнью / А. Швейцер. — М.: Прогресс, 1992.-576 с.
  136. , А. Избранные произведения / А. Шопенгауэр. — М.: Просвещение, 1992. — 479 с.
  137. , Э. Наука и гуманизм / Э. Шредингер / пер. с англ. А. В. Монакова. — Ижевск: НИЦ Регулярная и хаотическая динамика, 2001. — 64 с.
  138. , О. Закат Европы / О. Шпенглер, — М.: Мысль, 1993. — 663 с. 148. Энгельгардт, В. А. Наука, техника, гуманизм / В. А. Энгельгард //
  139. Вопросы философии. 1980. — № 7. — С. 84−93.
  140. Юнг, К. Г. Либидо, его метаморфозы и символы / К. Г. Юнг. — СПб.: Вост. Европ. Ин-т Психоанализа, 1994. — 526 с.
  141. , Б.С. Ответственность как фактор регуляции поведения личности / Б. С. Яковлев. М., 1978. — 178 с.
  142. Archer, M.S. Realist Social Theory: The Morphogenetic Approach / M.S. Archer. Cambridge: Cambridge University Press, 1995. — 354 p.
  143. Blumer, H. Symbolic Interactionism. Perspective and Method / H. Blumer. -Berkeley: University of California Press, 1969. —167 p.
  144. Lauer, R.H. Perspectives on Social Change. Boston: Allyn and Bacon, 1991. — 440 p.
  145. Lenski, G., Lenski, J. Human Societies: An Introduction to Macrosociology. New York: McGraw-Hill Book Company, 1978. 493 p.
  146. Mead, G. H. Mind, Self, and Society. From the Standpoint of a Social Behaviorist. Chicago: The University of Chicago Press, 1934. 401 p.
  147. Noble, T. Social Theory and Social Change. New York: St Martin’s Press, 2000. 260 p.
  148. Pareto, V. Mind and Society: A Treatise on General Sociology. New York: Dover, 1963.-368 p.
  149. Parsons, T. The Social System. New York: The Free Press, 1951. 620 p.
  150. Parsons, Т. Values, Motives, and Systems of Action, in Parsons, Т., Shils, E. (eds.) Toward a General Theory of Action. Cambridge: Harvard University Press, 1954. 360 p.
  151. Schutz, A. Symbol, Reality, and Society, in Schutz, A. Collected Papers. V.I. The Problem of Social Reality. Dordrecht: Kluwer Academic Publishers, 1962.-360 p.
  152. The Theory of Social Action / Ed. by R. Grathoff. Bloomington: Indiana University Press, 1978. — 364 p.
  153. Tyler, S.A. Cognitive Anthropology. New York: Holt, Rinehart and Winston, Inc., 1969.-521 p.
  154. White, L. The Science of Culture. New York: Farrar, Straus & Giroux, 1949. -198 p.
  155. Young, T.R., Arrigo, B.A. The Dictionary of Critical Social Sciences. -Boulder: Westview Press, 1999.-351 p.
Заполнить форму текущей работой