Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Разработка и исследование электропривода для нефтедобывающих насосов с погружным магнитоэлектрическим двигателем

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В подавляющем числе случаев добыча нефти не обходится без специального оборудования и такой его важной составляющей, как насосная установка. Одним из основных видов техники добычи нефти в России являются погружные центробежные и винтовые насосы. За последние годы изготовителями проделана большая работа по повышению качества традиционных погружных насосных установок. Однако и сегодня они нуждаются… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Современное состояние электропривода с погружными электродвигателями для нефтедобычи
    • 1. 1. Функции, выполняемые электроприводом в составе насосной установки
    • 1. 2. Виды установок погружных скважинных насосов
    • 1. 3. Условия работы электропривода
    • 1. 4. Требования, предъявляемые к погружным электродвигателям
    • 1. 5. Типы электродвигателей, применяющихся в составе электропривода погружных насосов
  • Выводы по главе 1
  • 2. Вентильный электропривод
    • 2. 1. Функциональная схема вентильного электропривода.'.30 !
    • 2. 2. Типы электрических машин, используемые в вентильном приводе
      • 2. 2. 1. Индукторные машины с самовозбуждением
      • 2. 2. 2. Одноименнополюсные индукторные машины с обмоткой возбуждения
      • 2. 2. 3. Одноименнополюсные индукторные машины с постоянными магнитами
      • 2. 2. 4. Магнитоэлектрические двигатели с возбуждением от постоянных магнитов
    • 2. 3. Типы магнитных систем магнитоэлектрических двигателей
    • 2. 4. Выбор материала постоянных магнитов для погружных электродвигателей
  • Выводы по главе 2
  • 3. Математическая модель электромагнитных и тепловых процессов в вентильных двигателях на базе магнитоэлектрических двигателей
    • 3. 1. Цель и задачи анализа электромагнитных процессов
    • 3. 2. Выбор метода анализа электромагнитных процессов в магнитоэлектрических двигателях
    • 3. 3. Математическая модель электромагнитных процессов в магнитоэлектрических двигателях, выполненная на базе малоузловых схем замещения
    • 3. 4. Программная реализация математической модели электромагнитных процессов
    • 3. 5. Проверка адекватности разработанной математической модели электромагнитных процессов
    • 3. 6. Математическая модель тепловых процессов в магнитоэлектрических двигателях, выполненная на базе малоузловых схем замещения
  • Выводы по главе 3
  • 4. Результаты расчетных исследований магнитных систем погружных магнитоэлектрических двигателей
    • 4. 1. Сравнительный анализ характеристик и показателей магнитоэлектрических двигателей на базе магнитных систем различной конфигурации
    • 4. 2. Оценка влияния входных геометрических параметров магнитных систем на выходные показатели магнитоэлектрических двигателей
      • 4. 2. 1. Исследование влияния отдельных геометрических параметров конкретной магнитной системы на выходные показатели
      • 4. 2. 2. Влияние способа намагничивания постоянных магнитов на выходные показатели
      • 4. 2. 3. Влияние увеличения рабочего зазора при изменении способа крепления магнитов
      • 4. 2. 4. Влияние дискретного скоса пазов на момент залипания, форму и величину линейной ЭДС
    • 4. 3. Результаты электромагнитного расчета погружного магнитоэлектрического двигателя
    • 4. 4. Результаты теплового расчета погружного магнитоэлектрического двигателя
    • 4. 5. Качественное сравнение погружных асинхронных и вентильных электроприводов
      • 4. 5. 1. Энергетические показатели погружных асинхронных и магнитоэлектрических двигателей
      • 4. 5. 2. Сопоставление возможностей по управлению погружными асинхронными и вентильными электроприводами
      • 4. 5. 3. Экономический эффект при применении магнитоэлектрического двигателя в составе электропривода погружных насосов
    • 4. 6. Рекомендации для выбора размеров и электромагнитных параметров магнитных систем погружных магнитоэлектрических двигателей при применении в нефтедобывающем оборудовании
  • Выводы по главе 4

Разработка и исследование электропривода для нефтедобывающих насосов с погружным магнитоэлектрическим двигателем (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Важнейшим фактором современной мировой экономики, во многом определяющим и политику, является наличие и использование нефтяных ресурсов. Современная цивилизация не может существовать без нефти и нефтепродуктов, потребление которых постоянно растет. Основным является энергетическое направление их использования. В настоящее время доля нефти в мировом энергобалансе составляет более 46% [1].

Одной из главных задач, стоящих перед нефтедобытчиками, является задача рационального использования истощенных месторождений и залежей с тяжело добываемой нефтью [2−4]. В связи с этим все более значимыми являются вопросы научно обоснованного создания и эксплуатации нового нефтепромыслового оборудования, надежность и эффективность которого, в том числе экономическая, определяют эффективность всего процесса эксплуатации нефтяного месторождения [5−7].

В подавляющем числе случаев добыча нефти не обходится без специального оборудования и такой его важной составляющей, как насосная установка. Одним из основных видов техники добычи нефти в России являются погружные центробежные и винтовые насосы [8]. За последние годы изготовителями проделана большая работа по повышению качества традиционных погружных насосных установок. Однако и сегодня они нуждаются в дальнейшем техническом совершенствовании, которое позволило бы удовлетворить возросшие требования потребителей и обеспечить рост эффективности их использования.

Изменяющиеся в процессе работы привода нагрузки и интенсивность охлаждения электродвигателя, выдвигаемые требования к обеспечению функционирования в наклонных и сильно искривленных скважинах, сокращению энергопотребления, а также уменьшению стоимости изготовления, ремонта и эксплуатации приводов заставляют вести поиск новых технических решений.

Важнейшим фактором современной мировой экономики, во многом определяющим и политику, является наличие и использование нефтяных ресурсов. Современная цивилизация не может существовать без нефти и нефтепродуктов, потребление которых постоянно растет. Основным является энергетическое направление их использования. В настоящее время доля нефти в мировом энергобалансе составляет более 46% [1].

Одной из главных задач, стоящих перед нефтедобытчиками, является задача рационального использования истощенных месторождений и залежей с тяжело добываемой нефтью [2−4]. В связи с этим все более значимыми являются вопросы научно обоснованного создания и эксплуатации нового нефтепромыслового оборудования, надежность и эффективность которого, в том числе экономическая, определяют эффективность всего процесса эксплуатации нефтяного месторождения [5−7].

В подавляющем числе случаев добыча нефти не обходится без специального оборудования и такой его важной составляющей, как насосная установка. Одним из основных видов техники добычи нефти в России являются погружные центробежные и винтовые насосы [8]. За последние годы изготовителями проделана большая работа по повышению качества традиционных погружных насосных установок. Однако и сегодня они нуждаются в дальнейшем техническом совершенствовании, которое позволило бы удовлетворить возросшие требования потребителей и обеспечить рост эффективности их использования.

Изменяющиеся в процессе работы привода нагрузки и интенсивность охлаждения электродвигателя, выдвигаемые требования к обеспечению функционирования в наклонных и сильно искривленных скважинах, сокращению энергопотребления, а также уменьшению стоимости изготовления, ремонта и эксплуатации приводов заставляют вести поиск новых технических решений.

Суммируя требования, изложенные в различных источниках, можно заключить, что электропривод нефтедобывающих насосов должен обладать следующими основными качествами:

— быть регулируемым в широком диапазоне частот вращения (1:8) и нагрузок (1:10);

— КПД электропривода и коэффициент мощности электродвигателя должны оставаться высокими при всех основных режимах эксплуатации;

— иметь высокую мощность в заданных габаритах;

— обеспечивать возможность работы с минимальной частотой вращения и минимальных расходах охлаждающей (пластовой) жидкости;

— иметь малые потери в длинной силовой линии связи погружного электродвигателя с поверхностью;

— отношение вращающего момента электродвигателя в кратковременном режиме перегрузки к номинальному значению должно быть не менее 2;

— обеспечивать возможность автоматической адаптации к изменяющимся условиям функционирования для оптимизации режима работы насосной установки;

— электродвигатель должен обладать свойствами, позволяющими применить достаточно простые, но эффективные алгоритмы управления.

Помимо обеспечения указанных качеств электропривода важно минимизировать его себестоимость, что обусловливает необходимость применения соответствующей полупроводниковой элементной базы, материалов и выбора рациональной структуры привода, обеспечения высокой технологичности изготовления.

До настоящего времени для привода нефтедобывающих насосов, как правило, используются погружные асинхронные электродвигатели серии ПЭД [9, 10]. Этому типу привода присущи невысокие КПД и коэффициент мощности, большие пусковые токи, относительно большая длина электродвигателя, а также сложность реализации алгоритма эффективного управления.

Актуальность выбранной темы.

Таким образом, в связи с возрастающими требованиями в повышении эффективности добычи нефти, используемые в настоящее время погружные асинхронные двигатели, не удовлетворяют запросам потребителей. Поэтому необходима и актуальна разработка нового электропривода насосов с погружными электродвигателями, способного отвечать современным требованиям.

Целью настоящей диссертационной работы является разработка и исследование электроприводов, обладающих высокими потребительскими свойствами, для центробежных и винтовых нефтедобывающих насосов с погружными электродвигателями.

Для достижения поставленной цели в работе потребовалось решить следующие задачи:

1. Выбрать тип электропривода и погружного электродвигателя для нефтедобывающих насосов.

2. Обосновать рациональные конструкции магнитных систем электродвигателей погружного исполнения для центробежных и винтовых насосов, обладающие высокой технологичностью и высокими энергетическими показателями.

3. Разработать математическую модель электромагнитных процессов для исследования и проектирования электропривода с погружным магнитоэлектрическим двигателем (МЭД), учитывающую конструктивные особенности и алгоритмы управления электроприводом, разработать схемы замещения исследуемых магнитных систем, проверить адекватность разработанной модели.

4. Дать рекомендации для выбора конструктивных решений, размеров магнитных систем, электромагнитных параметров погружного МЭД с учетом особенностей применения, а также по алгоритму управления вентильным электроприводом (ВЭП).

5. Спроектировать и исследовать погружные МЭД предложенных конструкций для ВЭП с бездатчиковым способом управления.

Объект исследования.

Объектом исследования в работе является вентильный электропривод (ВЭП) для центробежных и винтовых нефтедобывающих насосов с погружными маслозаполненными МЭД [11−13].

ВЭП состоит из наземной и подземной (погружной) части. В состав наземной части входит силовая станция управления, которая подключается к промышленной трехфазной сети напряжением 380 В, частотой 50 Гц и повышающий трансформатор, обеспечивающий гальваническую развязку цепей. Погружная часть ВЭП состоит из МЭД и линии передачи.

Особенности конструкций разработанных МЭД заключаются в следующем: погружной двигатель заполняется трансформаторным маслом под давлением около 25 МПа, а снаружи охлаждается прокачиваемой между корпусом и обсадной трубой скважины пластовой жидкостью с температурой до 135°Срегулирование выходных характеристик ВЭП осуществляется с помощью бездатчикового способа управленияпри существенно большой мощности (от 16 до 400 кВт) погружные МЭД выполняют в корпусе малого диаметра (92, 103, 117 и 130 мм), но большой длины (до 6 м) — в магнитных системах используются статор с закрытыми пазами и ротор с замкнутыми для размещения постоянных магнитов окнамимагнитопровод набирается из тонколистовой электротехнической стали так же, как выполняются магнитные системы погружных асинхронных двигателей.

В настоящей работе под ВЭП в дальнейшем будем понимать электропривод, у которого состояние ключей инвертора определяется положением ротора. Асинхронный электропривод, управляемый от преобразователя частоты выделен в отдельный класс электроприводов.

Методы исследования.

Комплексное исследование электропривода на базе МЭД включает в себя анализ электромагнитных процессов с помощью аналитических методов исследования, базирующихся на методе мгновенных значений, теории обыкновенных дифференциальных уравнений и матричной алгебре. Исследования электромагнитных и тепловых процессов в МЭД проводились посредством математических моделей, основанных на методе эквивалентных схем замещения, и с применением пакета конечно-элементного анализа ЕЬСиТ.

Достоверность полученных результатов.

Достоверность научных положений, выводов и рекомендаций в диссертационной работе обосновывается хорошим совпадением результатов теоретического исследования и экспериментальных данных, полученных на опытных образцах для различных режимов работы привода.

Научная новизна и практическая ценность.

1. Обоснована целесообразность применения ВЭП с погружным МЭД для нефтедобывающих установок центробежных и винтовых насосов.

2. Разработаны конструкции магнитных систем электродвигателя погружного исполнения для центробежных и винтовых насосов, обладающие хорошей технологичностью изготовления и высокими энергетическими показателями.

3. Разработаны математическая модель электромагнитных процессов и схемы замещения выбранных магнитных систем для исследования и проектирования погружных МЭД, учитывающие их конструктивные особенности и алгоритмы управления ВЭП, позволяющие с малыми затратами времени и приемлемой точностью рассчитывать выходные показатели и характеристики ВЭП. Проверена адекватность разработанной модели.

4. Даны рекомендации для выбора конструктивных решений, размеров магнитных систем, электромагнитных параметров погружных МЭД с учетом особенностей их применения, а также по алгоритму управления ВЭП.

5. С использованием разработанной математической модели спроектированы и исследованы погружные МЭД предложенных конструкций для ВЭП с бездатчиковым способом управления, отвечающие современным требованиям, предъявляемым к электродвигателям подобного назначения.

Внедрение результатов работы:

Разработанные математические модели реализованы в виде комплекса программ и готовы для использования на персональном компьютере. Их использование позволяет вести расчетные исследования и проектирование МЭД погружного исполнения рассмотренных конструкций для ВЭП с бездатчиковым способом управления.

Результаты диссертационной работы использованы:

1. При серийном производстве ГК «БОРЕЦ» погружных МЭД серии 1ВЭДБТ в габарите 117 мм мощностью 18, 26, 36, 45, 72, 110, 128, 180 и 20 кВт (500−3500 об/мин) для центробежных насосов, и серии 2ВЭДБТ в габарите 117 мм мощностью 10, 14, 21, 28, 35, 42, 49, 56 и 70 кВт (250−1500 об/мин) для винтовых насосов. Электродвигатели в габаритах 103 и 130 мм находятся на стадии производства и испытания.

2. При разработке ООО «РИТЭК-ИТЦ» типоразмерных рядов МЭД для погружных центробежных и винтовых насосов в корпусах диаметром 92, 117 мм, мощностью 16, 24, 40, 48 и 64 кВт.

3. ФГУП «Альфа» при проведении работ, связанных с разработкой вентильного электропривода специального назначения и поиском оптимальных режимов управления электроприводом со сходной магнитной системой.

Разработанное в рамках данной работы программное средство учебного назначения (ПСУН) реализовано в учебном процессе на кафедре ЭКАО МЭИ (ПСУН «Программа моделирования электромагнитных процессов в вентильных синхронных машинах с возбуждением от постоянных магнитов»), а также используется при выполнении госбюджетных и хоздоговорных работ.

Область применения результатов:

Основной областью применения результатов работы является ВЭП для нефтедобывающих погружных насосов. Кроме того, разработанные математические модели, а также результаты расчетных исследований по выявлению влияния параметров на выходные характеристики, могут быть использованы при проектировании и исследовании ВЭП другого назначения.

На защиту выносятся следующие научные положения:

1. Обоснование выбора типа электропривода и погружного электродвигателя для нефтедобывающих насосов.

2. Рациональные конструкции магнитных систем электродвигателя погружного исполнения для центробежных и винтовых насосов, обладающие высокой технологичностью и высокими энергетическими показателями.

3. Математическая модель электромагнитных процессов и схемы замещения выбранных магнитных систем для исследования и проектирования погружных МЭД. Результаты проверки адекватности разработанной модели.

4. Результаты математического моделирования ВЭП на базе спроектированных МЭД.

5. Рекомендации для выбора конструктивных решений, размеров магнитных систем, электромагнитных параметров погружного МЭД с учетом особенностей применения, а также по алгоритму управления ВЭП.

Апробация работы.

Основные результаты работы обсуждались на заседаниях кафедры «Электротехнические комплексы автономных объектов» Московского энергетического института, а также на следующих конференциях:

— одиннадцатая международная научно-техническая конференция студентов и аспирантов, Москва, МЭИ (ТУ), 1−2 марта, 2005;

— двенадцатая международная научно-техническая конференция студентов и аспирантов, Москва, МЭИ (ТУ), 2−3 марта, 2006;

— тринадцатая международная научно-техническая конференция студентов и аспирантов, Москва, МЭИ (ТУ), 1−2 марта, 2007;

— четырнадцатая международная научно-техническая конференция студентов и аспирантов, Москва, МЭИ (ТУ), 28−29 февраля, 2008.

Для решения поставленных задач в первой главе описаны функции, выполняемые приводом в составе насосной установки, проведен обзор различных видов установок для погружных скважинных насосов, используемых в настоящее время, проанализированы условия работы электропривода (ЭП) и предъявляемые к нему требования. Проведен обзор электродвигателей, применяющихся в настоящее время в составе ЭП для погружного электронасоса.

Во второй главе приведены структурная и функциональная схемы ВЭП с погружным электродвигателем, проведен обзор различных типов электрических машин, возможных для использования в составе ВЭП. По результатам анализа в качестве наиболее перспективного варианта, выбран МЭД. Описаны особенности конструкции, предложены рациональные типы магнитных систем с постоянными магнитами (ПМ), имеющие высокие энергетические показатели и обладающие хорошей технологичностью в изготовлении. Проанализированы свойства материалов, применяемых для изготовления ПМпо результатам их анализа и сравнения как наиболее приемлемый для использования в погружных электродвигателях выбран материал на основе сплава неодим-железо-бор.

В третьей главе произведен выбор методов исследования, разработана математическая модель электромагнитных процессов в ВЭП на базе МЭД, выполненная с использованием малоузловых схем замещения. Для конкретных объектов исследования на основе анализа численных результатов, полученных с помощью разработанного программного продукта и их сравнения с экспериментальными данными проведена проверка адекватности математической модели и сделан вывод о целесообразности ее использования как инструмента для исследования и проектирования ВЭП на базе погружного МЭД для центробежных и винтовых насосов.

Приведена методика оценки теплового состояния электродвигателей на базе эквивалентных тепловых схем замещения.

Четвертая глава посвящена расчетным исследованиям, выполненным с использованием разработанной математической модели. Проведен сравнительный анализ характеристик и показателей МЭД с магнитными системами различной конфигурации, а также исследование влияния конструктивных параметров отдельных магнитных систем на выходные показатели МЭД.

С помощью разработанной модели приведены результаты электромагнитного расчета погружного МЭД одной из предложенных конструкций. Выявлено, что высокие значения КПД и коэффициента мощности сохраняются во всем диапазоне частот вращения и нагрузок.

Проведена оценка теплового состояния восьмиполюсного погружного МЭД, сделан вывод о его соответствии требованиям по перегреву, проведено сравнение полученных данных с экспериментом. Приемлемая степень адекватности модели говорит о целесообразности ее применения для оценки теплового состояния погружных МЭД.

Даны рекомендации для выбора размеров и параметров магнитных систем погружных МЭД при их применении в нефтедобывающем оборудовании, представляющие практическую ценность при проектировании двигателей данного назначения.

По результатам анализа имеющихся данных проведено сравнение приводов на базе МЭД и АД, находящихся в эксплуатации.

В заключении обобщены основные результаты и сделаны выводы по работе.

Основные положения диссертации освещены в следующих статьях и публикациях:

1. Окунеева Н. А., Соломин А. Н., Русаков А. М. Вентильные электродвигатели в составе нефтедобывающего оборудования // «Электричество», 2008. № 1.-С. 60−65.

2. Окунеева Н. А., Русаков А. М., Соломин А. Н., Шатова И. В. Математическая модель электромагнитных процессов в вентильных двигателях // «Вестник МЭИ», 2007. № 3. — С. 33−39.

3. Окунеева Н. А., Соломин А. Н. Магнитные системы вентильных электродвигателей для погружных насосов // Радиоэлектроника, электротехника и энергетика: Одиннадцатая Междунар. науч.-техн. конф. студентов и аспирантов: Тез. докл.: В 3-х т. — М.: Издательский дом МЭИ, 2005. Т. 2. — С. 90.

4. Окунеева Н. А., Соломин А. Н. Разработка и исследование погружных вентильных индукторных двигателей для нефтедобычи // Радиоэлектроника, электротехника и энергетика: Двенадцатая Междунар. науч.-техн. конф. студентов и аспирантов: Тез. докл.: В 3-х т. — М.: Издательский дом МЭИ, 2006. Т. 2.-С. 78−79.

5. Окунеева Н. А., Русаков А. М., Соломин А. Н. Математическая модель электромагнитных процессов в вентильных двигателях для нефтедобывающего оборудования // Радиоэлектроника, электротехника и энергетика: Тринадцатая Междунар. науч.-техн. конф. студентов и аспирантов: Тез. докл.: В 3-х т. — М.: Издательский дом МЭИ, 2007. Т. 2. — С. 72−73.

6. Окунеева Н. А., Соломин А. Н. Результаты испытания вентильных двигателей специального назначения // Радиоэлектроника, электротехника и энергетика: Четырнадцатая Междунар. науч.-техн. конф. студентов и аспирантов: Тез. докл.: В 3-х т. — М.: Издательский дом МЭИ, 2008. Т. 2. — С. 62−63.

По теме диссертационной работы опубликовано шесть печатных работ.

Структура и объем работы.

Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников из 95 наименований. Ее содержание изложено на 204 страницах машинописного текста, включая 93 рисунка, 26 таблиц и 4 приложений.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 4.

1. По результатам сравнительного анализа характеристик и показателей четырехполюсных четырехсекционных погружных МЭД, рассчитанных на мощность 40 кВт (при 3000 об/мин), с магнитными системами различной конфигурации при условии одинаковых тепловых нагрузок, сделан вывод о том, что выходные показатели вентильных электродвигателей зависят большей частью от суммарной массы магнитов и коэффициента рассеяния магнитного потока. При этом все МЭД с рассмотренными вариантами магнитных систем имеют высокий КПД (более 92%) и уровень соэф в пределах 0,95-Н.

2. Проведенные исследования по влиянию ряда геометрических параметров на выходные показатели МЭД на холостом ходу показали, что рациональная толщина магнитов находится в переделах 3,5^-4,5 мм, а величину перемычек и рабочего зазора следует выбирать минимально возможными. Рациональный коэффициент полюсного перекрытия лежит в интервале 0,7-Ю, 8.

3. Величина дискретного скоса на роторе МЭД и число сдвигаемых модулей влияют на уровень момента залипания и форму ЭДС. Проведенные исследования показали, что оптимальные значения этих показателей достигаются при угле скоса, равном 0,75 зубц. дел. статора и 4 сдвигаемых модулях.

4. Сделан вывод о нецелесообразности применения радиального намагничивания магнитов в конструкции ротора с дуговыми магнитами, так как это приводит к снижению линейной ЭДС почти на 10%. При равнозначности в технологическом отношении процессов намагничивания магнитов отдано предпочтение осевому намагничиванию.

5. Исследование конструкции с увеличенным немагнитным зазором, образованным при креплении магнитов немагнитным материалом с необходимыми прочностными и температурными свойствами, коэффициентом расширения, сходным со сталью ротора, показало, что применение такого варианта позволило бы упростить конструкцию ротора, а при правильном выборе материала массивной втулки располагать магниты прямо на ней, не используя шихтованного ярма ротора, вследствие отсутствия перемагничивания в роторе. Расчеты показали, что данный технологический прием значительного влияния на форму и уровень ЭДС, в сравнении с базовым вариантом, не оказывает, а также позволяет отказаться от дискретного скоса на роторе, что подтверждено соответствующими осциллограммами.

6. Угол включения фазы оказывает существенное влияние на токи, напряжения и энергетические показатели ВЭП. Разработанная математическая модель позволяет выявить оптимальное значение этого угла.

7. Расчеты, проведенные при разработке серий погружных МЭД для ВЭП УЦН и УВН, подтвержденные при эксплуатации этих двигателей (, показали высокий уровень энергетических показателей разработанных электродвигателей. Для представленного в главе погружного МЭД, принадлежащего серии 1ВЭДБТ-117В5, мощностью 80 кВт, разработанного для ГК «Борец», КПД составил 92+94%, а совф — 0,95+1,0. Высокий уровень этих показателей сохраняется во всем требуемом диапазоне частот вращения (3000+6500 об/мин) и нагрузок, что позволяет расширить диапазон регулирования ВЭП до частоты вращения 7000 об/мин.

8. С помощью расчетной программы, реализующей математическую модель тепловых процессов, для погружного ВД125−117 были проведены расчетные исследования при различных значениях средних длин лобовых частей (£лоб = 100- 200- 300 мм) и коэффициентов «омыва» лобовых частей к011 (0,4+1) при работе двигателя в номинальном режиме, по результатам которых для исследуемого двигателя ВД125−117 при частоте вращения 3000 об/мин рекомендуется принять кол =0,7.

9. Анализ приведенных зависимостей показывает, что температура отдельных его элементов достигает: магнитов — 111 °C (перегрев — 16°С) — корпуса — 100 °C (перегрев — 5°С) — лобовой части обмотки — 112 °C (перегрев — 17°С) — пазовой части обмотки — 113 °C (перегрев — 18°С) — зубцов статора — 106 °C (перегрев — 11°С) — спинки статора — 102 °C (перегрев — 7°С).

10. При проведении эксперимента по оценке теплового состояния двигателя ВД125−117 в номинальном режиме превышение установившейся температуры пазовой части обмотки двигателя над температурой окружающей среды составило 15−18°С, что говорит о высокой достоверности полученных результатов.

11. Проведенный сравнительный анализ АЭП и ВЭП показал, что ВЭП для погружных установок имеют следующие преимущества:

— высокие значения КПД ВД (более 90%) и coscp (более 0,95);

— пониженное на 15−25% энергопотреблениеменьшие в 2 и более раз габариты активной части ВДболее простая реализация управления приводом.

12. Данные рекомендации по выбору размеров и параметров магнитных систем погружных МЭД при их применении в нефтедобывающем оборудовании, представляют практическую ценность при проектировании двигателей данного назначения.

13. Замена асинхронного электродвигателя вентильным в составе привода погружных центробежных и винтовых установок для добычи нефти является перспективным, целесообразным и экономически выгодным решением.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В соответствии с содержанием поставленной цели и задач в данной диссертационной работе:

1. На основе анализа условий работы и требований, предъявляемые к приводу для погружных электронасосов, и проведенного сравнения ВЭП с АЭП, применяемым на практике, обоснована целесообразность применения ВЭП с погружным МЭД для нефтедобывающих установок центробежных и винтовых насосов.

2. Разработаны рациональные конструкции магнитных систем электродвигателя погружного исполнения для центробежных и винтовых насосов, обладающие хорошей технологичностью изготовления и высокими энергетическими показателями.

3. Разработаны математическая модель электромагнитных процессов и схемы замещения выбранных магнитных систем для исследования и проектирования погружных МЭД, учитывающие их конструктивные особенности и алгоритмы управления ВЭП, позволяющие с малыми затратами времени и приемлемой точностью рассчитывать выходные показатели и характеристики ВЭП. Проверка адекватности разработанной модели показала, что расхождение по выходным показателям ВЭП составляет не более 7%.

4. С использованием разработанной математической модели впервые в мире спроектированы и исследованы погружные МЭД предложенных конструкций для ВЭП с бездатчиковым способом управления.

5. Разработаны серии погружных МЭД для ВЭП УЦН и УВН, подтвердившие результаты расчетов и показавшие при эксплуатации высокий уровень энергетических показателей (КПД — 9СН-94%, соБср — 0,95^-1,0), сохраняющийся в требуемом диапазоне частот вращения и нагрузок.

6. Дана оценка тепловому состоянию ВЭП на базе МЭД с учетом условий эксплуатации и особенностей погружного исполнения, сделан вывод о соответствии проектируемых погружных ВЭП требованиям по перегреву.

Тепловые расчеты показали хорошее совпадение с экспериментом, что говорит о высокой достоверности полученных результатов.

7. Даны рекомендации для выбора конструктивных решений, размеров магнитных систем, электромагнитных параметров погружного МЭД с учетом особенностей применения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н. К., Абызбаев Б. И. Проблемы электробурения и возможные пути их решения // «Нефтяное хозяйство», 1996. № 5.
  2. . И., Байбаков Н. К., Байдюк Б. В., Цыганенко С. М. Эффективность бурения на основе комплексного использования электрической энергии при проводке скважин // «Бурение», 2000, №№ 1−2.
  3. Н. К. Насущные вопросы электробурения // «Нефтяное хозяйство», 1996. № 5.
  4. Н. П. Пути решения основных проблем механизированной добычи нефти // «Территория нефтегаз», 2005. № 9, 10.
  5. Нефть новой России. Ситуация, проблемы, перспективы / Общ. ред. В. Ю. Александров, Российская академия естественных наук (РАЕН). — М.: Древлехранилище, 2007. 688 с.
  6. ГОСТ 18 058–80. Двигатели трехфазные асинхронные короткозамкну-тые погружные серии ПЭД. Взамен ГОСТ 18 058–72 — Введ.01.07.81 до 01.01.90. -М.: Изд-во стандартов, 1987. — 47 с.-ГруппаЕ61.
  7. ГОСТ 30 195–94. Электродвигатели асинхронные погружные. Общие технические условия. Введ.01.07.96. Мн.: Изд-во стандартов, 1996. — 35 с.
  8. М. Я., Павленко В. И. Новый высокоэффективный привод для погружных центробежных и винтовых насосов // «Технологии ТЭК», 2004. № 6.
  9. М. Я., Павленко В. И. Вентильные приводы УЭЦН- энергоэффективная техника нефтедобычи" // «Технологии ТЭК», 2006. № 8.
  10. В. И. Неоспоримые преимущества // «Нефть России», 2006. № 12.
  11. В. Н. Современные скважинные насосные установки для добычи нефти области и перспективы применения // «Территория нефтегаз», 2004. № 6.
  12. А. А. Центробежные и осевые насосы / А. А. Ломакин. 2-е изд., перераб. и доп. — Л.: Машиностроение, 1966. — 364 с.
  13. М. И., Аристов Б. В. и др. Регулируемый электропривод с вентильным двигателем для погружных насосов нефтяных скважин // «Электротехника», 2001. № 2.
  14. Ф. Н. Бурение скважин электробуром. — М.: Недра, 1974. —272 с.
  15. В. И. Электрические машины : Асинхронные машины: Учебник для электромеханических специальностей вузов / В. И. Радин, Д. Э. Брускин, А. Е. Зорохович, Ред. И. П. Копылов. М.: Высшая школа, 1988. -328 с.
  16. М. Я., Сагаловский В. И. Привод УЭЦН на основе вентильного двигателя. Тезисы доклада VI горно-геологического форума. С-Пб. 17−18 ноября 1998 г., 134−135 с.
  17. А. К. Вентильные электрические машины и регулируемый электропривод. В 2-х кн.Кн.1. Вентильные электрические машины / А. К. Аракелян, А. А. Афанасьев. М.: Энергоатомиздат, 1997. — 509 с.
  18. Ю. А. Частотно-регулируемые асинхронные электроприводы / Ю. А. Сабинин, В. JI. Грузов. JL: Энергоатомиздат, 1985. — 128 с.
  19. И. Е. Вентильные электрические двигатели и привод на их основе (малая и средняя мощность) / И. Е. Овчинников: Курс лекций. — СПб.: КОРОНА-Век, 2007. 336 с.: ил.
  20. А. К. Вентильный электропривод с синхронным двигателем и зависимым инвертором / А. К. Аракелян, А. А. Афанасьев, М. Г. Чиликин, Ред. М. Г. Чиликин. М.: Энергия, 1977. — 224 с.
  21. Д. Д. Магнитные материалы: Учеб. пособие. М.: Высш. школа, 1981 — 335 с.: ил.
  22. Постоянные магниты: Справочник / А. Б. Альтман, и др., Ред. Ю. М. Пятин. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Энергия, 1980. — 488 с.
  23. А. Г. Постоянные магниты / А. Г. Сливинская, А. В. Гордон. -М.: Энергия, 1965. 128 с.
  24. А.Н., Козаченко В. Ф., Остриров В. Н., Русаков A.M. Бездатчи-ковая система управления вентильным двигателем // IV Международная (XV Всероссийская) конференция по автоматизированному электроприводу, 14−17 сентября 2004 г., Магнитогорск.
  25. Бут Д. А. Бесконтактные электрические машины: Учеб. пособие для электромеханических электроэнергетических спец. втузов. — М.: Высшая школа, 1985. 255 с.: ил.
  26. Бесконтактные двигатели постоянного тока. / И. Е. Овчинников, Н. И. Лебедев. Л.: Наука, 1979. — 270 с.: ил.
  27. М. Я., Павленко В. И. История одного изобретения // «Нефтегазовая вертикаль», 2006. № 12.
  28. В. А., Гридин В. М., Лозенко В. К. Бесконтактные двигатели постоянного тока с постоянными магнитами. М.: Энергия, 1975. — 128 с.
  29. В. А. Балагуров, Ф. Ф. Галтеев, Л. А. Ларионов. Электрические машины с постоянными магнитами / Ред. Ф. М. Юферов. М. — Л.: Изд-во «Энергия», 1964. — 480 с.: ил.
  30. А. H. Электрические машины с высококоэрцитивными постоянными магнитами. -М.: Энергоатомиздат, 1985. 168 с.: ил.
  31. Безредукторный автоматизированный электропривод с вентильными двигателями. М.: Изд-во МЭИ, 1991. — 240 с.: ил.
  32. Основы автоматизированного электропривода.: Учеб. пособие для вузов / М. Г. Чиликин, M. М. Соколов, В. М. Терехов, А. В. Шинянский М.: «Энергия», 1974. — 568 с.: ил.
  33. Системы автоматизированного управления электроприводами: Учеб. пособие / Г. И. Гульков, Ю. Н. Петренко, Е. П. Раткевич, О. Л. Симоненкова- Под общ. ред. Ю. Н. Петренко. Мн.: Новое знание, 2004. — 384с.: ил.
  34. А. М., Иванов А. А. и др. Погружной электропривод с одно-проводной линией питания : Материалы XII всероссийской технологической конференции «Производство и эксплуатация установок электроцентробежных насосов». Алметьевск, 1997 г.
  35. Lawrenson P. J., Stephenson J. M. et al. Variable-speed Switched Reluctance Motors // IEE Proc., vol. 127, Pt. В N4, June 1980. P. 253 265 p.
  36. Electronic Control of Switched Reluctance Machines / Edited by T. J. E. Miller. Newnes, 2001, 272 p.,
  37. E. В. Синхронные реактивные машины / E. В. Кононенко. M.: Энергия, 1970. — 208 с.
  38. Вентильно-индукторный электропривод. Доклады научно-практического семинара. М.: Издательство МЭИ, 2006. — 112 с.
  39. В. А. Балагуров, Ф. Ф. Галтеев Электрические генераторы с постоянными магнитами / Ред. Н. 3. Мастяев. М.: Энергоатомиздат, 1988. — 280 с.: ил.
  40. В. А. Бесконтактные двигатели постоянного тока с постоянными магнитами / В. А. Балагуров, В. М. Гридин, В. К. Лозенко. М.: Энергия, 1975. — 128 с.
  41. А. с. 797 006 СССР, МКИ3 Н 02 К 21/14. Индуктор электрической машины Текст. / В. В. Хрущев, В. П. Ерунов (СССР) — Оренбургский политехнический институт. № 3 809 175/24−07 — заявл. 17.10.84 — опубл. 23.08.86, Бюл. № 31.-2 с.: ил.
  42. А. с. 543 100 СССР, МКИ3 Н 02 К 21/00. Ротор магнитоэлектрической машины Текст. / Ф. Г. Тимершин, В. А. Зарипов, И. И. Рахматуллин (СССР) —
  43. Уфимский ордена Ленина авиационный институт им. Серго Орджоникидзе. -№ 3 885 110/24−07 — заявл. 17.04.85 — опубл. 23.10.86, Бюл. № 39. -2с.: ил.
  44. А. с. 904 129 СССР, МКИ3 Н 02 К 21/14. Ротор электрической машины Текст. / А. И. Лоскутников (СССР) № 2 888 392/24−07 — заявл. 29.02.80 — опубл. 07.02.82, Бюл. № 5. — 4 с.: ил.
  45. Pat. US 6,909,216 В2. Motor generator / Naoyuki Kadoya, Sakai (JP) — Ya-suhiro Kondo, Hirakata (JP) — Satoahi Tamaki (JP) № 10/487,943 — May 26, 2003 — Dec. 4, 2003, W003/100 949. — 31 p.: fig.
  46. И. П., Гриднев А. И., Клевец Н. И., Келин Н. А., Горская Л. К. Синтез и оптимизация сборных роторов из высококоэрцитивных постоянных магнитов и систем для их намагничивания // Изв. АН СССР. Энергетика и транспорт. 1987. № 6. С. 121−128
  47. В. А. Оборудование для импульсного намагничивания и контроля постоянных магнитов. -М.: Энергоатомиздат, 1986. 88 с.: ил.
  48. И. Н., Маслов С. И. Системы автоматизированного проектирования электромеханических устройств : Учеб. пособие для вузов. М.: Энергоатомиздат, 1989. — 296 с.: ил.
  49. Расчет электрических цепей и электромагнитных полей на ЭВМ / М. Г. Алевсандрова, А. Н. Белянин, В. Брюкнер и др.: Под ред. JI. В. Данилова, Е. С. Филиппова. М.: Радио и связь, 1983. — 344 с.: ил.
  50. Чуа JI. О., Пен-Мин Лиин Машинный анализ электронных схем: Алгоритмы и вычислительные методы. Пер. с англ. М.: Энергия, 1980. — 640 с.: ил.
  51. И. П. Математическое моделирование электрических машин. Учебник для вузов по специальности «Электромеханика». 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Высш. шк., 1994. -318с.: ил.
  52. Г. А. Математическое моделирование электрических машин (АВМ): Учебное пособие для вузов по специальности «Электрические машины» / Г. А. Сипайлов, А. В. Лоос. М.: Высш. школа, 1980. — 176 с.
  53. Численные методы анализа электрических машин / Ред. Я. Б. Даниле-вич. Л.: Наука: Ленинградское отделение, 1988. — 224 с.: ил.
  54. П. Метод конечных элементов для радиоинженеров и инженеров-электриков : пер. с англ. / П. Сильвестер, Р. Феррари. -М.: Мир, 1986. 229 с.
  55. О., Морган К. Конечные элементы и аппроксимация: Пер. с англ. -М.: Мир, 1986. 318 с.: ил.
  56. Е. Г. Математическое моделирование электромашинно-вентильных систем. Львов: Вища шк. / Изд-во при Львов, ун-те, 1986. — 164с.: ил.
  57. Р. В. Математические основы теории электромеханических преобразователей. Киев: Наукова думка, 1979.
  58. В. И. Методы анализа электромеханических систем. — Львов: Вища шк. / Изд-во при Львов, ун-те, 1985.
  59. А. А. Численные методы математической физики / А. А. Самарский, А. В. Гулин. М.: Научный мир, 2000. — 316 с.
  60. А. А., Дубинский Ю. А., Копченова Н. В. Вычислительные методы для инженеров : Учеб. пособие. — М.: Высш. школа, 1994. 544 с.: ил.
  61. Т. А. Основы теории цепей (справочное пособие): Учеб. пособие. М.: Высш. школа, 1980. — 271 с.: ил.
  62. Robert Pohl «Theory of pulsating-field machines», Electrical Engineering Department, Bimingham University, 1945, 37 p.
  63. Иванов-Смоленский А. В. Электромагнитные силы и преобразование энергии в электрических машинах: Учеб. пособие для вузов по спец. «Электромеханика». -М.: Высш. школа, 1989. 312 с.: ил.
  64. А. В. Иванов-Смоленский, Ю. В. Абрамкин, А. И. Власов и др. Универсальный метод расчета электромагнитных процессов в электрическихмашинах / Ред. А. В. Иванов-Смоленский. М.: Атомэнергоиздат, 1986. — 216 с.: ил.,
  65. Pohl R. Theory of the pulsating field machines. Journ. IEE., vol 93, part 2, 1946, N31.
  66. JI., Янг Д. Прикладные итерационные методы: Пер. с англ. -М.: Мир, 1986.-448 с.
  67. Н. А., Русаков А. М., Соломин А. Н., Шатова И. В. Математическая модель электромагнитных процессов в вентильном двигателе // «Вестник МЭИ», 2007. № 3
  68. Л. П., Чистякова В. И. Фортран : Учеб. пособие для сред, спец. учеб. заведений и инж.-техн. работников. М.: Высш. школа, 1989. — 160 с.: ил. — (Алгоритмические языки в техникуме)
  69. О. Д. Испытание электрических машин. Учеб для вузов. -2-е изд., испр. М.: Высш. школа, 2000. — 255 с.: ил.
  70. ELCUT. Руководство пользователя. ПК ТОР. С-Пб., 1989−2005, http: //elcut.ru
  71. Нестационарные тепловые расчеты в электрических машинах. Беспалов В. Я., Дунайкина Е. А., Мощинский Ю. А./Под ред. Б. К. Клокова. М.: МЭИ, 1987. -72 с.
  72. Нагрев и охлаждение электрооборудования летательных аппаратов. Н. 3. Мастяев, И. Н. Орлов.- М.: Моск.энерг.ин-т, 1995.
  73. А. И. и др. Аэродинамика и теплопередача в электрических машинах. М., «Энергия», 1974.- 560 с.
  74. С. С. Теплопередача и гидродинамическое сопротивление: Справочное пособие. М.: Энергоатомиздат, 1990. — 367 с.
  75. Г. Г. и др. Погружные асинхронные электродвигатели/ Г. Г. Счастливый, В. Г. Семак, Г. М. Федоренко. М.: Энергоатомиздат, 1983.168 с.
  76. Переходные процессы с электрических машинах и аппаратах и вопросы их проектирования: Учеб. пособие для вузов / О. Д. Гольдберг, О. Б. Буль,
  77. И. С. Свириденко, С. П. Хелемская — Под ред. Гольдберга О. Д. М.: Высш. школа, 2001. — 512 с.: ил.
  78. Р. Р. Расчет и проектирование магнитных систем с постоянными магнитами. М.: Энергия, 1969. — 184 с.: ил.
  79. Проектирование электрических машин: Учеб. пособие для вузов / И. П. Копылов, Ф. А. Горяинов, Б. К. Клоков и др. — Под ред. И. П. Копылова. М.: Энергия, 1980. — 196 с.: ил.
  80. А. Б. Проектирование погружного электродвигателя с сосредоточенной обмоткой статора // «Электротехника», 2005. № 1.
Заполнить форму текущей работой