Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Духовно-нравственное развитие личности на основе русской традиционной культуры в современных социально-культурных условиях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Задачи обращения к ценностям русской традиционной культуры в современной социально-культурной деятельности позволяют по-новому подойти к построению образовательного пространства, В ходе экспериментального исследования была выстроена новая модель образования на основе русской традиционной культуры и определена ее эффективность Концептуальное обоснование, структура, методическое обеспечение модели… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Педагогический потенциал русской традиционной культуры и проблемы его реализации в современных социально-культурных условиях V
    • 1. 1. Идеи русских философов и просветителей о духовно-нравственной сущности русской традиционной культуры
    • 1. 2. Проблемы духовно-нравственного развития личности в культурно-историческом контексте
    • 1. 3. Социальная значимость развития традиций русской культуры современных социально-культурных условиях
  • Глава 2. Реализация социально-педагогического потенциала русской традиционной культуры в современных социально-культурных условиях
    • 2. 1. Аксиологическая модель образования на основе традиций русской культуры
    • 2. 2. Эффективность экспериментальной модели образования
    • 2. 3. Этнопедагогическая подготовка специалистов по народному художественному творчеству как фактор развития личности на основе русской традиционной культуры

Духовно-нравственное развитие личности на основе русской традиционной культуры в современных социально-культурных условиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования обусловлена противоречиями между реальными потребностями общества в сохранении и развитии высших духовно-нравственных ценностей отечественной традиционной культуры и недостаточно эффективной реализацией ее педагогического потенциала в современных социально-культурных условиях.

Перспективные задачи возрождения традиционных культур русского и других народов России отражены в ряде федеральных и региональных программ и проектов, в том числе — в Федеральной программе «Развитие и сохранение отечественной культуры и искусства». В последние годы во многих регионах России реализуются программы возрождения народной художественной культуры, в которых участвуют как социально-культурные учреждения, так и учреждения образования." В 1999 г. состоялось совместное заседание Коллегии Министерства культуры РФ и Министерства образования РФ, в материалах которого нашли широкое отражение проблемы развития межведомственного взаимодействия в процессе развития этнохудожественного образования.

В «Национальной доктрине развития образования в Российской Федерации», утвержденной в 2000 г., подчеркиваются задачи обеспечения исторической преемственности поколений, сохранения, распространения и развития национальной культуры. Эти же задачи ставятся в постановлении правительства г. Москвы «О школах с этнокультурным компонентом» и других документах. При правительстве Москвы создан центр межнационального образования «Этносфера», в работе которого важное внимание уделяется обогащению современного содержания образования материалами о традиционной культуре народов России.

•5 Этнокультурное (в том числе этнохудожественное) образование обладает широкими возможностями для формирования духовно-нравственной личности средствами традиционной отечественной культуры. Оно может способствовать гармонизации системы отношений ((человек-природа", «человек-социум», «человек-семья» и «человек-человек».

Важнейшей функцией этнохудожественного образования в современных условиях должно стать сохранение и развитие национального самосознания россиян, а также противодействие разрушающим национальный менталитет народа влияниям агрессивной информационной среды. •.

Пропаганда средствами массовой информации и другими информационными источниками несвойственных исторической психологии российского сознания ценностей и идеалов представляет серьезную опасность для судьбы России и ее нового поколения. 0 Размывание культурно-исторических и национально-культурных традиций может стать серьезным фактором духовной деградации общества, усиления таких негативных тенденций в социокультурной сфере как рост наркомании и подростковой преступности, распад семейных устоев как традиционного института воспитания подрастающего поколения, утрата ценностей материнства, отцовства, семьи и т. д.

С развитием этнокультурного образования связано решение и другой важнейшей проблемы социокультурной сферы — создание и сохранение целостного культурного пространства России, в котором бы получили равные возможности для развития своих лучших национально-культурных традиций каждый из народов. *.

Решению этих проблем уделяется большое внимание в Московском государственном университете культуры и искусств, где на кафедре «Теории и истории народной художественной культуры» в течение почти десяти лет ведется комплексное межвузовское исследование по теме «Преемственная система этнокультурного образования», в которой автор данной диссертации принимает участие с 1995 г.

В этом исследовании специальное внимание обращается на роль этнокультурного образования как фактора совершенствования деятельности социально-культурных учреждений на основе национально-культурных традиций.

Степень научной разработанности проблемы.

4 Проблемы духовно-нравственного развития личности на основе традиций отечественной культуры и подготовки специалистов в области народного художественного творчества получили освещение в трудах Т. Н. Баклановой, Н. М. Сокольниковой, Л. А. Рапацкой, Т. Я. Шпикаловой, М. Ю. Новицкой, Т. И. Петраковой, Т. К. Рулиной, М. С. Жирова, СЛ. Ермоловой и других авторов.

В работах Т. И. Баклановой особое внимание уделено теоретическому обоснованию роли традиционной русской культуры в духовно-нравственном воспитании, самопознании, самосовершенствовании и оздоровлении человека.

Т.Я. Шхшкалова и Н. М. Сокольникова разработали теоретические и научно-методические основы повышения роли русского народного декоративно-прикладного и изобразительного искусства для формирования у детей национального самосознания и творческих способностей.

Л.А. Рапацкая внесла большой вклад в создание теоретических и методических основ преподавания русской художественной культуры в школе и в гуманитарном вузе.

М.С. Жиров выявил специфику региональных моделей этнохудожественного образования, а М. Ю. Новицкая является известным автором программы и методических разработок по курсу «Введение в народоведение».

— Истоки разработки проблем духовно-нравственного становления личности обнаруживаются еще в античной философии, прежде всего, в трудах Платона, Сократа, Аристотеляв трудах римских стоиков — Сенеки, Марка Аврелиямыслителей Т. Кампанеллы, Д. Локка, Ж. Ж. Руссо и др. В своих педагогических концепциях Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо подчеркивали значение народных основ духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

В России в XIX — XX вв. пристальное внимание вопросам поиска нравственности и духовности, выработки национального самосознания народа было уделено в теоретическом наследии К. С. Аксакова и И. С. Аксакова, М. М. Бахтина, Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, Н. Я. Данилевского, И. А. Ильина, И. В. Киреевского, А. Ф. Лосева, И. О. Лосского, В. В. Розанова, А. С. Хомякова, B.C. Соловьева, П. А. Сорокина, Е. Н. Трубецкого, Г. П. Федотова, С. Л. Франка, П. А. Флоренского, Л. И. Шестова и других. Они пытались понять и объяснить сущность и природу духовного, определить ведущие черты русского духовного характера, раскрыть содержание абсолютных духовных ценностей и идеалов наиболее типичных для русского человека.

Проблемам разработки духовных основ национального самосознания посвящены классические труды культурологов, этнологов К. Н. Леонтьева, Н. Я. Данилевского, Л. Н. Гумилева, Г. Д. Гачева и др. Определяя самобытность культуры как основу живой связи с психикой этноса, этнологи (школа Л.Н. Гумилева) не отождествляют самобытность культуры с первобытными культурными формами, возникшими в древности и не связанными с психикой современных носителей культуры.

Огромное влияние на создание гуманистической направленности в отечественном образовании оказали психолого-педагогические теории, разработанные в трудах российских ученых. Развитие культуры личности в национальной антологии обращено к постижению духовных основ традиционной русской культуры, начиная с педагогических трудов К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, В. В. Розанова, И. А. Ильина. Н. И. Пирогова, П. Ф. Каптерева, С. Т. Шацкого, Н. Н. Блонского и др. Эти выдающиеся педагоги связывали проблему духовно-нравственного развития личности с идеями свободного национального воспитания, становления творческой натуры и русского характера, где главным духовным стержнем личности являются общечеловеческие и христианско-православные идеалы и ценности.

К проблемам, связанным с выявлением природы духовно-нравственных идеалов, обращались такие современные исследователи как Л. С. Зорилова, Н. И. Воронина, В. Н. Духанина, Г. Ф. Карпова, А. В. Кезин, И. Ф. Гончаров и другие.

Эти проблемы в контексте культурно-исторической психологии сознания рассматриваются в трудах выдающихся психологов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейна, Д.Б.

Эльконина и др. Подход Л. С. Выготского к развитию личности, как к процессу «напластовывания» генетического контекста культурного поведения, поддерживается этнологическими позициями, для которых характерно, что этнические образования (культура) возникли в самые первые периоды культурного развития и сохранили принцип построения деятельности и прообраз всех форм поведения.

Особое внимание уделяется исследованиям Психологического института РАО в области экологической психологии и проектирования образовательных сред в контексте работ В. В. Рубцова, В. И. Панова, В. А. Яаша, С. Д. Дерябо и др.

Данное исследование проводилось в рамках эксперимента Московского Комитета Образования по теме: «Создание новой модели образования на принципах интеграции детской деятельности» по программе Добровольного Благотворительного Общества «Экополис и культура» (М.П. Ролик), а также комплексного исследования Московского государственного университета культуры и искусств по теме: «Преемственная модель этнокультурного образования» (Т.И. Бакланова).

Актуальность рассматриваемой проблемы и ее недостаточная теоретическая и методическая разработанность дали основание для выбора темы исследования.

Цель исследованияразработать и обосновать педагогические основы духовно-нравственного развития личности ребенка в процессе освоения русской традиционной культуры в современных социально-культурных условиях.

Задачи исследования:

1. Осуществить анализ реального состояния теории и практики духовно-нравственного развития личности детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе традиционной русской культуры.

2. Раскрыть педагогический потенциал русской традиционной культуры в современных условиях, ее роль в формировании и развитии художественной культуры личности, экологическом воспитании и оздоровлении детей через освоение ими лучших духовно-нравственных ценностей и идеалов русского народа.

3. Апробировать преемственную аксиологическую модель развития личности на основе традиционной русской культуры на довузовском и послевузовском уровне.

4. Определить педагогические технологии внедрения аксиологической модели образования на основе ценностей и идеалов русской традиционной культуры.

4. Выявить педагогическую эффективность данной экспериментальной аксиологической модели образования.

5. Разработать научно методические рекомендации по внедрению данной модели и по подготовке специалистов соответствующего профиля в вузах культуры и искусств.

Объект исследования — деятельность образовательного учреждения по духовно-нравственному развитию личности на основе ценностей и идеалов русской традиционной культуры.

Предмет исследования — процесс формирования духовно-нравственных качеств личности средствами традиционной русской культуры.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, деятельность образовательного учреждения нового типа «Начальная школа — детский сад» на основе традиционной русской культуры создает предпосылки для эффективного духовно-нравственного развития детей: формирования их экологической и художественно-эстетической культуры, коррекции их психофизического развития, способствующей оздоровлению ребенка и гармонизации его интеллектуального и эмоционального развития.

Необходимыми педагогическими условиями реализации педагогического потенциала русской традиционной культуры являются: реализация в практической педагогической деятельности преемственной интегрированной образовательной системы «Традиционная русская культура в целостном образовательном пространстве образовательного учреждения «Начальная школа — детский сад» (Т.И.Бакланова) и создание креативно развивающей образовательной среды на основе символического образа традиционного русского дома;

— специальная подготовка кадров — педагогов этнокультурологов в области теории и истории народной художественной культуры в вузах культуры и искусств для работы в условиях преемственной модели этнохудожественного образования на основе русской традиционной культуры.

Методологическую основу исследования составляют идеи русских мыслителей Н. А. Бердяева, Г. Д. Гачева, JI.H. Гумилева о русском национальном характере и национальных образах мира с учетом идей о системе реконструирования личности в контексте культурно-исторической теории развития психики и сознания Л. С. Выготского, А. Р. Лурия и теории деятельности Л. С. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева.

Базы экспериментального исследования: государственное образовательное учреждение «Начальная школа —детский сад» № 1664 г. Москвы, являющееся одним из учреждений, входящих в состав экспериментальных площадок Московского Комитета Образования, работающим над созданием новых моделей столичного образования, а также Московский государственный университет культуры и искусств, кафедра теории и истории народной художественной культуры.

Организация и методы исследования. Исследование проходило на протяжении 1995 — 2000 гс, включая три этапа, на каждом из которых применялись различные исследовательские методы, соответствующие характеру решаемых задач.

На первом этапе (1995;96 гг.) был произведен анализ исходного состояния этнокультурного образования с использованием эмпирических методов (анкетирование, анализ учебной и методической литературы и документациинаблюдение за деятельностью ряда образовательных учреждений г. Москвы — УВК «Детский сад — начальная школа» №№ 1661, 1659, 1672, 1667, 1654, 1656- средних школ — № 683, 1602 и образовательных учреждений Московской области г. Лобня).

На констатирующем этапе результаты исследования, проведенного в ряде образовательных учреждений, показали, что в сложившейся практике общего и дополнительного образования содержание гуманитарных дисциплин, в частности художественно-эстетического образования, слабо связано с отечественным культурным наследием и осуществляется фрагментарно без перевода во внутренний план личности. В ходе исследования выявлен низкий уровень художественных и познавательных интересов учащихся, в детских работах проявлялась ярко выраженная «американизация» интересов школьников, коррелирующая с высоким уровнем тревожности и агрессивности обследуемых детей и подростков.

В ходе исследования были выявлены и другие проблемы: ограничение содержания этнокультурного образования лишь почвенным, простонародным (архаичным) пластом русской традиционной культурыпсевдонародность и искажение традиций в содержании и формах этнокультурного образования, обусловленные недостаточной оснащенностью педагогов методами трансляции этнокультурного опытамозаичность и дискретность этнокультурного образовательного процессанеразработанность педагогических механизмов интеграции этнокультурных дисциплинотсутствие преемственной связи между различными уровнями этнокультурного образования и др.

Преодоление этих проблем потребовало проектирования целостной образовательной системы, моделирования образовательной среды учреждения, его внешних взаимосвязей, а также целенаправленного отбора содержания, форм, методов и приемов, средств педагогического процесса с учетом преемственности всех ступеней образования, начиная с дошкольного возраста как важнейшего этапа духовно-нравственного развития личности.

На втором этапе (1996;97 гг.) автор принимала участие в разработке концепции «Русская традиционная культура в целостном образовательном пространстве образовательного учреждения «Начальная школа — детский сад» под научным руководством Т. И. Баклановой и осуществляла организацию формирующего этапа эксперимента и педагогической деятельности образовательного учреждения и разработки педагогической технологии эксперимента.

На этом этапе были разработаны основные критерии эксперимента и проведены замеры исходного уровня духовно-нравственного развития детей (ценностный ориентации школьников, уровень их интеллектуального, психо-эмоционального, художественно-творческого развития), а также было проведено медицинское обследование состояния здоровья детей.

На данном этапе совместно с авторским коллективом педагогов экспериментальной площадки были разработаны принципы отбора содержания образования и поэтапно внедрен с постоянным педагогическим самоанализом и психолого-диагностическим сопровождением комплекс интегрированных образовательных программ «Русская традиционная культура» для дошкольников и младших школьников, созданный на основе взаимосвязи содержания базовых и культурологических дисциплин общего и дополнительного образования. В этот комплекс вошло 5 авторских образовательных программ диссертанта для дошкольников и младших школьников.

Особое внимание на этом этапе уделялось созданию в учреждении этнокультурной предметно-развивающей и социокомфортной образовательной среды, в конторой нашли отражение семантические основы русской традиционной культуры.

На третьем этапе эксперимента (1998;2000 гг.) автором диссертации совместно с творческим коллективом педагогов были разработаны методические рекомендации к комплексу интегрированных образовательных программ «Русская традиционная культура» и проведен анализ эффективности образовательной модели с использованием эмпирических методов: наблюдения, тестирования, анкетирования, беседы, изучения продуктов детской деятельности. ,.

На основе разработанных критериев в ходе проведенного исследования была выявлена позитивная динамика духовно-нравственного развития детей, которая проявлялась в изменении ценностных ориентаций школьников, росте этнохудожественных интересов и познавательной активности школьников, повышении уровня интеллектуального развития, развитии художественно-творческих способностей детей, снижении показателей тревожности, улучшении показателей здоровья и снижении заболеваемости детей.

На этом этапе была апробирована технология реализации в педагогическую практику данной модели образования. Автором были разработаны методические рекомендации для педагогов по внедрению аксиологической модели образования и работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Данные рекомендации легли в основу учебного курса для студентов МГУКИ по курсу «Методика преподавания народной художественной культуры».

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в следующем:

1. Раскрыт психолого-педагогический потенциал традиционной русской культуры, оказывающий позитивное влияние на духовно-нравственное развитие личности в современных социально-культурных условиях.

2. Выявлены роль и место дошкольного учреждения и начальной школы в преемственной модели непрерывного этнокультурного образования и в довузовской подготовке будущих педагоговэтнокультурологов и специалистов в области народного художественного творчества.

3. Установлено, что обновленное содержание общего, дополнительного и специального образования на основе традиционной русской культуры позволяет более эффективно решать актуальные проблемы интеллектуального, творческого и духовно-нравственного развития личности в преемственной системе этнохудожественного образования.

4. Определены организационные условия внедрения аксиологической модели этнокультурного образования с учетом специфики локальной социокультурной среды.

Практическая значимость данного исследования состоит в том, что его результаты внедрены:

• в деятельность Московского государственного’университета культуры и искусствв содержание учебного курса «Методика преподавания народной художественной культуры» для студентов МГУКИ, обучающихся по специальности «Народное художественное творчество»;

• в деятельность образовательного учреждения № 1664 «Начальная школа — детский сад» г. Москвыв содержание образовательного процесса на основе комплекса авторских интегрированных образовательных программ с этнокультурным компонентом для дошкольников и младших школьников: «Сказочный мир», «Сказители», «Считалочка», «Маленькие мастера и хозяюшки», «Литературно-поэтическое творчество»;

• Результаты исследования могут найти прикладное применение в деятельности разных социально-культурных учреждений.

Апробация преемственной модели образования на основе культурно-исторических традиций проводилась на международной научно-практической конференции:

— «Народная художественная культура: перспективы развития и подготовки кадров», проходившей в Московском государственном университете культуры (1996 г) — на конгрессе Международной академии информатизации (1996 г.);

— на международных и всероссийских научно-практических конференциях, проводимых в Москве, Белгороде, а также в Белоруссии.

— Опыт работы по внедрению экспериментальной модели образования получил позитивную оценку на проведенных совместно с МГУКИ семинарах в образовательном учреждении «Начальная школа — детский сад» № 1664 для педагогов Москвы, Вологды, Пскова, Твери, Белгорода, Тамбова и других регионов России и некоторых стран СНГ.

— Экспериментальная модель была представлена международным делегациям руководителей образовательных учреждений Графства Кент (Великобритания) и американских коллег.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Современные проблемы становления личности в сложной социально-культурной среде в немалой мере обусловлены отрывом сложившейся педагогической практикой от отечественных национально-культурных традиций.

2. Одним из факторов духовно-нравственного развития личности является обновленное содержание общего и специального образования на основе русской традиционной культуры.

3. Эффективность экспериментальной модели духовно-нравственного развития личности достигается средствами русской традиционной культуры в интегрированном пространстве образовательного учреждения, открытого в социум и взаимосвязанного с семейной педагогикой и этнопедагогическими традициями.

Структура диссертации подчинена цели и задачам исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. В работе содержатся таблицы и графики, схемы, анкеты, программа и сценарии занятий и праздников.

Выводы ко 2 главе.

Задачи обращения к ценностям русской традиционной культуры в современной социально-культурной деятельности позволяют по-новому подойти к построению образовательного пространства, В ходе экспериментального исследования была выстроена новая модель образования на основе русской традиционной культуры и определена ее эффективность Концептуальное обоснование, структура, методическое обеспечение модели, описанные в первой части главы, строятся на основе аксиологических доминант русского народа. Целью аксиологической модели является духовно-нравственное развитие детей, пробуждение стремления к совершенству через познание ценностей отечественной культуры, что в данном опыте построения аксиологической модели идет через этнокультурную направленность образования.

Полагая этнохудожественную деятельность стержнем образования, позволяющей интегрировать уровни образования, имеется в виду не какой-то отдельный вид этой деятельности, а целостный, единый комплекс деятельностей, выстраиваемых в образовательном процессе на этнокультурной основе. При этом деятельность понимается как способ «вхождения» в жизнь, способ инициации (проверки взросления ребенка), как естественное бытие личности, но не как ремесло, а как естественная природа человека, его сущность. В контексте диссертации духовно-нравственные ценности русской традиционной культуры направляют всю художественно-творческую деятельность детей, способствуя раскрытию и развитию творческого потенциала личности. Особо следует подчеркнуть психотерапевтический эффект этнохудожественной деятельности, выступающей инструментом социальной терапии, корректируя личностное развитие ребенка, помогая ему лишиться страхов, комплексов, открывая неограниченные возможности саморазвития личности.

Духовно-нравственное развитие личности в данной модели образования, основанной на создании культуро и природосообразной образовательной среды, благоприятно отражается на психо-эмоциональном, интеллектуальном, экологическом и художественно-творческом развитии личности, что было доказано в ходе исследования.

Духовно-нравственное развитие личности рассматривается как непрерывный процесс формирования идеальной и социальной потребностей, проявляющихся в стремления к совершенствованию, к желанию принести пользу, сделать доброе дело, прийти на помощь, доставить радость людям. Это возможно в условиях новой модели образования, созданной на основе ценностей русской культуры, и только совместными усилиями педагогов общего и дополнительного образования, родителей, психологов, через включение в содержательный аспект образования социально-культурной деятельности, с привлечением к совместной работе музеи, выставки, театры и т. д.

Заключение

.

Обобщение результатов проведенного исследования позволило нам сделать следующие выводы.

Современная ситуация характеризуется развитием новых педагогических парадигм, среди которых особо выделяется парадигма духовно-нравственного развития личности, активно разрабатывающаяся еще в начале XX века отечественными философами и просветителями. Возрождение и утверждение идей духовно-нравственного развития личности на рубеже XX — XI века обусловлено социально-культурными условиями в стране, актуальностью проблемы поиска наиболее значимых ценностей культуры и образования для духовно-нравственного развития подрастающего поколения и проблемы сохранения и развития национального культурного достояния русского и других народов России.

Из многоаспектного рассмотрения проблемы духовно-нравственного развития личности в ходе исследования выявлена проблема отрыва реальной педагогической практики от ценностей и идеалов русской традиционной культуры. Раскрывая сущность традиционной русской культуры в ходе нашего исследования, выявлен ее педагогический потенциал, формирующий лучшие черты характера этноса. Это позволило отобрать для решения актуальных современных проблем детства в качестве семантической основы аксиологической модели образования следующие духовно-нравственные ценности и образы-идеалы русской традиционной культуры:

— традиционное отношение русского народа к родной земле, как к родной матери, кормилице, главной святыне, которую необходимо беречь, охранять, защищать;

— бережное отношение к родной природе, отраженное в древнеславянских мифах, культе растений, и водных источников, календарных народных праздниках и обрядах;

— традиционное отношение русского народа к производительному труду на родной земле, как к самому почетному делу и главному источнику жизненного благополучия;

— традиционное отношение к матери, почитание предков, к семье, к людям, воплощенное в образах идеалах человека, среди которых особую ценность составляют образы русской красавицы, героя русского богатыря, добрых матушки и батюшки, дружных сестер и братьев);

— традиционное представление о красоте человека, неразрывно связанное с его нравственными добродетелями (добротой, отзывчивостью, трудолюбием, милосердием, нестяжательством и т. д.), отраженными в православии.

Выявленные в ходе теоретического исследования ценности русской традиционной культуры послужили основой концепции создания аксиологической модели образования (Т.И.Бакланова), методологическую которой составляют идеи Н. А. Бердяева, И. А. Илыша, К. Д. Упшнского и др.- культурно-историческая теория Л. С. Выготского, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьева и др., а также современные исследования в области педагогики и психологии. Разработанная концепция создания новой аксиологической преемственной модели образования предусматривает структурные и функциональные изменения образовательного учреждения, а также обновление содержания образования. На основе разработанной интегрированной образовательной системы «Русская традиционная культура в целостном образовательном пространстве учреждений „Детский сад“ — „Школа“ —"Вуз» строится все образовательное пространство новой модели образования, включающей содержание образовательного процесса, его направленность на социально-культурную деятельность и содержание образовательной среды учреждения.

В данную модель входят модули единой образовательной среды, интегрирующиеся на основе образа традиционного русского дома, модули «Начальной школы» и дошкольного звена, а в дальнейшем их продолжение в «Средней школе» и вузеструктурно-функциональный модуль, изменения обусловлены появлением специалистов дополнительного образованиясоциокультурный модуль, позволяющий объединить педагогов, родителей и детей.

Структура и содержание аксиологической модели представляет единое целое, благодаря отражению в каждой ее части исходных положений концепции.

Эффективность образовательной модели подтверждена результатами проведенного исследования на основе разработанных критериев: интеллектуального, психо-эмоционального и художественно-творческого развития личности, а также развития положительной динамики ценностных ориентаций личности, потребностей и интересов. Важнейшим показателем эффективности аксиологической модели образования является снижение заболеваемости детей.

Аксиологическая модель дает возможность комплексно использовать базовое и дополнительное образование, разнообразить методику работы с детьми, не нарушая классической системы обучения, но обновляя ее креативными методами и духовно-нравственным содержанием.

В нашем исследовании представлен алгоритм создания аксиологической модели образования, семантическое пространство которой строится на основе духовно-нравственных ценностей русской традиционной культуры. Это способствует формированию у ребенка ценностного отношения к Родине (родному дому, семье, родной природе), к труду и образованию, к культурному наследию своего народа. Осуществление данной задачи становится возможным благодаря включению в педагогический процесс этнохудожественных видов деятельности, выстраивающихся на основе художественных образов «Доброго молодца» и «Богатыря» — тружеников и защитников родины, Земли русской, «Добрых матушки и батюшки», «Красной девицы», дружных братьев и сестер, дружной семьи.

Универсальность алгоритма заключается в том, что на его основе можно выстроить аксиологические модели образования с любым этнокультурным компонентом, в которых образование будет направлено на реализацию задач духовно-нравственного развития детей.

В ходе исследования были отобраны адекватные целям и задачам эксперимента методы работы с детьми, положенные в основу курса «Методика преподавания этнокультурных дисциплин в образовательных учреждениях нового типа». Овладение студентами методами работы с детьми в ходе практической этнокультурной образовательной деятельности, включение их совместный творческий педагогический процесс, наставничество опытных педагогов способствовали формированию аксиологической позиции студентов и повышению уровня их профессиональной подготовки.

В ходе данного исследования мы подтверждали выдвинутую гипотезу — о том, что преобладающая в современных условиях модель образования, не в полной мере обеспечивает решение задач духовно-нравственного развития личности, связанных с гармонизацией психо-эмоционального и интеллектуального развития, развитием мировоззрения и ценностных ориентаций личности, ее социализацией и психолого-педагогической коррекцией, укреплением здоровья. Эффективное решение комплекса этих задач, направленное в широком смысле на трансформацию массового сознания в русле российской культурно-исторической психологии, возможно только в условиях аксиологической модели образования. Данная модель является наиболее близкой естественному развитию всего живогочеловека, природы, обществаотражающая своеобразие этноса, его исторически сложившиеся ценности и идеалы, которые в содержании образования выступают ядром интеграции и определяют способ организации и функционирования всей образовательной системы.

Исследование не исчерпывает всех аспектов рассматриваемой проблемы. Дальнейшая перспектива развития аксиологических моделей этнокультурного образования связана с необходимостью исследования организационно-правовой структуры, кадрового обеспечения, включая нормативно-правовую базу и учебно-методическое обеспечение. Необходимы также качественные изменения теории духовно-нравственного формирования личности, так как не все социальные преобразования, современное информационное пространство создают духовно-нравственные ориентиры, определяющие и формирующие мировоззрение будущего поколения.

Невозможно было решить проблемы, связанные с духовно-нравственным развитием личности на основе русской традиционной культуры и внедрением аксиологических моделей образования, эффективность которых была выявлена в процессе данного исследования.

К таким проблемам относятся: исследование арттерапевтических возможностей влияния различных средств традиционной русской культуры на духовно-нравственное развитие личностивопросы методологического оснащения и комплектования диагностиками этнокультурного развития детейинформационное сопровождение духовно-нравственного развития и др.

Данное исследование позволяет наметить пути дальнейшего развития теории и практики в области развития теории и методики социально-культурной деятельности, а также позволяет обозначить путь духовно-нравственного развития личности, о чем мечтали русские философы и просветители прошлого века.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. Игра формирует душу ребенка. // Мирпсихологии- 1998, № 4, С. 74−81.
  2. В.В. Социальная психология детства: ребеноксреди взрослых и сверстников в онто и филогенезе. //Мир психологии- 1996, № 4, С.74−81
  3. Э.Г. Инновация и стереотип изация как механизмы развития этнической культуры. // Методологические проблемы этнических культур: материалы симпозиума. Ереван, 1978, С. 98.
  4. А. Мир тропы: очерки по этнопсихологии. СПб., 1998, С.222−224
  5. Н. Духовная традиция русской семейной культуры. // Московский журнал, 1993, № 13, С. 4−9о Афанасьев А. Н. Древо жизни. Избранные статьи. -М., 1982, Щ 232с.
  6. А.Н. Народ. Художник. Миф. Фольклор.
  7. Бай бури н А. К. Ритуал в традиционной культуре. -СПб., Щука, 1993, 238с.
  8. Т.И. Международный проект этнохудожественногообразования «Русская художественная культура» // Тезисы научно-практической конференции. М., 1994, 228 с.
  9. И.И.- Полякова Л.Ф. Материалы по детству ивоспитанию в коллекциях ГМЭ народов СССР по русской этнографии. // Мир детства в традиционной культуре народов СССР, 4.2, Л., 1991, 234 с.
  10. В.А. Эстетическая функция сказочной фантазии. М., 1. Саратов, 1972, 524 с.
  11. М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная педагогикасредневековья и ренессанса. М, 1990, С. 19 — 45
  12. В.И. Лад. Очерки о народной эстетике. Пьесы. // В.И.
  13. Белов. Избранные произведения в Зтг. М., 1982- т. 3, 493 с.
  14. Н.А. Русская идея // Основные проблемы русскоймысли XIX -начала XX века. М., 1997, 541 с.
  15. НА. Философия неравенства. —М., 1990, 428 с.
  16. Н. А. Я и мир объектов. Опыт философии одиночестваи общения.// Философия свободного духа. М., 1994, С.230−317
  17. Н.А. О назначении человека: опыт парадоксальнойэтики. М., 1993, 324 с.
  18. Н.А. Судьба России. // Н. А. Бердяев Русская идея. —1. М., 1997, 541 с.
  19. Н.А. Русская идея -М., 1997, 540с.
  20. Н.А. Новое средневековье.// Н. А. Бердяев Философиятворчества в 2 тт. -М., 1994, 342 с.
  21. Е. Ю. Основы исторической психологии. СПб., 1997, 235с.
  22. Ф.Ф. Народный календарь семейских Забайкалья1. Новгород, 1978, 143 с. 23 БСЭ -М, 1978, Т.28, С.613
  23. С.Н. Два града. Исследование о природеобщественных идеалов. М, 1911, 286 с.
  24. С.Н. Свет невечерний: созерцание и умозрение. М., 1994, 416 с.
  25. Ф.И. Исторические очерки русской народнойсловесности и искусства. Т.1, СПб., 1861, 236 с.
  26. В.В. Русская средневековая эстетика Х1-ХУ11 в. -М., 1995, 637 е.: ил.
  27. В.М. Русское прикладное искусство: истокистановления. —М., 1977, 404 с.
  28. Ф.Е. Психология переживания. — М., 1987, С. 130−146
  29. Ю.В. Лекции по социальной педагогики (наматериалах отечественного образования) —М., 1998, 424 с.
  30. А.Н. Историческая поэтика. Л., 1989, 404 е.: ил.
  31. Л. Заметки о «золотой ветви» Д. Фрезера //
  32. Историко -философский ежегодник —М., 1989, 252 с.
  33. Г. Н. Эгнопедагогика. -М., 1999, 231 с.
  34. B.C. О крестьянском искусстве. -М., 1972, 350 с.
  35. Л.С., Лурия А. Р. Эподы по истории поведения.
  36. Обезьяна. Примитив. Ребенок. -М., 1993, 221 е.: ил.
  37. Л.С. Игра и ее роль в психическом развитииребенка. //Вопросы психологии, 1966, № 10, С. 28−45
  38. Л.С. Записки конспекта. // Д. Б. Эльконин.
  39. Психология игры. -М., 1987, С. 291−293
  40. Л.С. Психология развития как феномен культуры.
  41. Москва-Воронеж, 1996, 512 с.
  42. Л.С. Избранные педагогические исследования. -М., 1991, 326 с.
  43. Г. П. Аксиология культуры. — СПб., 1996, 152 с.
  44. .П. Парадоксы коммунизма // Путь, 1926, № 3,1. С.1343
Заполнить форму текущей работой