Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Комплексный подход к изучению топонимов на уроках русского языка и во внеурочной деятельности учащихся

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Нами была разработана методика комплексного подхода к изучению топонимов на уроках русского языка и во внеурочной деятельности учащихся, основанная на комплексном изучении внутриязыковых и экстралингвистических особенностей топонимов и предполагающая органичное включение материалов о топонимах в программный материал по предмету «русский язык». В рамках разработанной нами методики комплексного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические аспекты изучения топонимов на уроках русского языка и во внеурочной деятельности учащихся на основе комплексного подхода
    • 1. 1. История изучения топонимов и ее отражение в научной литературе
    • 1. 2. Основы комплексного подхода к изучению топонимов на уроках русского языка и во внеурочной деятельности учащихся
    • 1. 3. Топонимы в научно-методической литературе
  • Выводы по главе 1
  • Глава II. Внутриязыковые и экстралингвистические особенности изучения топонимов
    • 2. 1. Внутриязыковые особенности изучения топонимов на занятиях по русскому языку
      • 2. 1. 1. Произносительный аспект топонимов в связи с уроками фонетики и орфоэпии (фонемный состав, удобство произношения, ударение)
      • 2. 1. 2. Топонимы в свете морфемики и словообразования
      • 2. 1. 3. Морфологические проблемы изучения топонимов
      • 2. 1. 4. Функции и свойства топонимов в синтаксических единицах русского языка
      • 2. 1. 5. Орфографические правила применительно к топонимам разного типа
    • 2. 2. Экстралингвистические особенности изучения топонимов на занятиях по русскому языку
      • 2. 2. 1. Культуроведческий аспект работы над топонимикой
      • 2. 2. 2. Географический аспект знакомства с топонимикой
      • 2. 2. 3. Топонимы в историческом аспекте
      • 2. 2. 4. Анализ социально-политического подхода в России к наименованиям топонимов
  • Выводы по главе II
  • Глава III. Методика комплексного подхода к изучению топонимов на уроках русского языка и во внеурочной деятельности учащихся
    • 3. 1. Констатирующий эксперимент
    • 3. 2. Методика изучения топонимов на уроках русского языка на основе комплексного подхода
    • 3. 3. Методика комплексного подхода к изучению топонимов во внеурочной деятельности учащихся
  • Выводы по главе III

Комплексный подход к изучению топонимов на уроках русского языка и во внеурочной деятельности учащихся (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования определяется, во-первых, социально-общественными факторами, так как вопрос наименования и особенно переименования географических объектов является одним из насущных в нашей стране, во-вторых, важностью знания о происхождении географических названий, их изменениях во времени, что расширяет кругозор учащихся, помогает сформировать вдумчивое, творческое отношение к фактам языка и становится одним из приоритетных направлений в школьном образовании, в-третьих, методической тенденцией на уроках русского языка реализовывать когнитивно-семантический подход при ознакомлении с языковыми явлениями, с особенностями функционирования топонимов в языке (произносительными, морфемными и словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) и правилами написания топонимов, важно также привлечь внимание к смысловому значению каждого из топонимов, так как топонимы несут в себе исторические, географические, культурные сведения о народе, в-четвертых, тем, что знакомство с топонимами помогает учащимся лучше усвоить программный материал по русскому языку и достичь лучших личностных, метапредметных и предметных результатов, а учителю дает возможность формировать творческую, всесторонне развитую личность, знающую свою историю и умеющую оценить прошлое своей страны. Изучение географических названий представляет большой научный и практический интерес, помогает решать вопросы обучения и воспитания школьников средствами родного языка. Использование текстов топонимического содержания обогащает словарный запас учащихся, положительно сказывается на уровне правописных и речевых умений и навыков, если учитель обращает внимание учащихся на правила написания и произношения географических названий, соблюдение орфоэпических норм.

Объект исследования — процесс изучения топонимов на уроках русского языка и во внеурочной деятельности учащихся на основе комплексного подхода.

Предметом исследования является комплексный подход к изучению топонимов на уроках русского языка и во внеурочной деятельности учащихся с целью развития и формирования языковой, лингвистической, культуроведческой компетенции школьников.

Основная цель исследования — теоретически обосновать эффективность использования комплексного подхода к изучению топонимов на уроках русского языка и во внеурочной деятельности учащихся и разработать методику органичного включения топонимического материала в образовательный процесс учащихся по предмету «русский язык».

С этим связаны задачи исследования:

— изучить и проанализировать имеющуюся лингвистическую и методическую литературу по проблеме исследования;

— определить основы комплексного подхода к изучению топонимов на уроках русского языка и во внеурочной деятельности учащихся (5−9 классы);

— раскрыть внутриязыковые и экстралингвистические особенности изучения топонимов на уроках и вне уроков русского языка;

— выявить уровень знаний учащихся в области топонимики и уровень интереса школьников к топонимам;

— разработать методику комплексного подхода к изучению топонимов на уроках русского языка и во внеурочной деятельности учащихся;

— экспериментально проверить эффективность данной методики и проанализировать полученные результаты.

Для решения данных задач была сформулирована следующая гипотеза: если применять комплексный подход при изучении топонимов на уроках русского языка и во внеурочной деятельности учащихся (5−9 классы), соединяющий внутриязыковые и экстралингвистические особенности данных языковых фактов, то данная методика позволит:

— углубить знания учащихся по предмету «русский язык»;

— расширить кругозор учащихся в области других дисциплин (географии, истории и др.);

— формировать культуроведческую компетенцию школьников. Методология исследования основывается на лингвистических работах.

Г. В. Алексушина, М. В. Горбаневского, В. А. Жучкевича, Э. М. Мурзаева, В. А. Никонова, А. И. Попова, Е. М. Поспелова, A.A. Реформатского, Г. П. Смолицкой, JI.B. Успенскогометодических трудах М. Т Баранова, А. Д Дейкиной, H.A. Ипполитовой, Н. В. Ладыженской, М. Р. Львова, A.B. Суперанской, Л. А. Тростенцовой, М. Б. Успенского, Л. А. Ходяковой и др.

Методы исследования были обусловлены целью и задачами исследования, как-то:

— анализ психолого-педагогической, лингвистической и методической литературы, а также существующих программ и учебников по данному предмету;

— метод теоретических построений (гипотеза, теоретическая основа, исходные положения исследования);

— метод экспериментальный (анкетирование и наблюдение при проведении констатирующего и обучающего экспериментов);

— статистическая обработка результатов исследования. Научная новизна исследования заключается в том, что в диссертации:

— представлена научно обоснованная и экспериментально проверенная методика комплексного подхода к изучению топонимов на уроках русского языка и во внеурочной деятельности учащихся (5−9 классы), которая:

1) предусматривает комплексное изучение внутриязыковых и экстралингвистических особенностей изучения топонимов на занятиях по русскому языку;

2) обосновывает органичное включение топонимов за счет разработанной системы упражнений с использованием топонимического материала в программное содержание по предмету «русский язык»;

3) учитывает специфику фонетического, морфемного, словообразовательного, морфологического и синтаксического аспектов в изучении топонимов на занятиях по русскому языку;

— определен комплекс методических условий использования топонимов на занятиях по русскому языку;

— выявлены приемы включения учащихся в деятельность по изучению топонимов родного края;

— определены связи (организационные и содержательные) между учебным процессом и внеурочной деятельностью учащихся в аспекте изучения топонимов.

Теоретическая значимость работы заключается в следующем:

— обоснован комплексный подход к изучению топонимов на уроках русского языка и во внеурочной деятельности учащихся (5−9 классы);

— выявлены взаимосвязи между уроками русского языка и внеурочной деятельностью, когда часть экстралингвистических сведений выносится на внеурочные занятия при повторении и закреплении программного материала по русскому языку;

— определены критерии отбора топонимов для их последующего использования в разработанной системе упражнений с использованием материалов топонимики;

— доказана эффективность использования комплексного подхода к изучению топонимов на занятиях по русскому языку при формировании языковой, лингвистической, культуроведческой компетенции школьников.

Практическая значимость состоит в том, что:

— разработана и апробирована программа опытного обучения учащихся на основе комплексного подхода к изучению топонимов на уроках русского языка;

— создана и внедрена в школьную практику система упражнений с использованием топонимического материала;

— предложена программа кружка «Любитель топонимики» для изучения топонимов во внеурочной деятельности;

— подготовлены методические рекомендации к проведению внеклассных мероприятий ко Дню города с использованием материалов топонимики;

— создан краткий топонимический словарь ударений, включающий 227 единиц.

Организация и ход исследования:

I этап (2007;2008 учебный год) — изучение и анализ научно-методической литературы, создание теоретической базы исследования;

II этап (2008;2009 учебный год) — проведение констатирующего эксперимента, разработка методики комплексного подхода к изучению топонимов на уроках русского языка и во внеурочной деятельности учащихся (5−9 классы);

III этап (2009;2010 учебный год) — внедрение методики комплексного подхода к изучению топонимов на уроках русского языка и во внеурочной деятельности учащихся (5−9 классы) в работу в школах ГБОУ СОШ «Школа здоровья» № 449 и НОУ СОШ «СВЕТ" — проведение контрольного среза, направленного на проверку эффективности методики комплексного подхода к изучению топонимов на уроках русского языкаанализ полученных результатов.

Апробация материалов исследования осуществлялась:

— в ходе опытного обучения школьников в средних общеобразовательных школах ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 449 BAO г. Москвы и НОУ СОШ «СВЕТ» CAO г. Москвы;

— в изложении отдельных вопросов диссертационного исследования на заседаниях кафедры методики преподавания русского языка МПГУ в 20 072 010 гг.;

— в выступлениях:

1) на Всероссийской научно-практической конференции «Русский язык в профильном обучении» (март, 2005) в МПГУ;

2) на Всероссийской научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. УИ Кирилло-Мефодиевские чтения» (март, 2006) в МПГУ;

3) на Всероссийской научно-практической конференции, посвященной совершенствованию современных средств обучения и развития учащихся, научным концепциям учебников и учебных пособий русского языка для общеобразовательных учреждений (март, 2007) в МПГУ;

4) на Всероссийской научно-практической конференции «Реализация современных подходов к преподаванию русского языка с учетом традиций отечественной методики (К 190-летию со дня рождения Ф.И. Буслаева)» (март, 2008) в МПГУ;

5) на Международной научно-практической конференции «Аксиологические аспекты методики преподавания русского языка (профессиональный и общеобразовательный уровни)» (март, 2009) в МПГУ;

— в публикациях (всего 7).

Материалы исследования использовались в работе учителями русского языка средних общеобразовательных учебных заведений ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 449 BAO г. Москвы и НОУ СОШ «СВЕТ» CAO г. Москвы, в лекциях и на практических занятиях по методике преподавания русского языка на филологическом факультете Московского педагогического государственного университета, в открытых уроках автором исследования.

Основные положения и результаты работы обсуждались на заседаниях и специальных семинарах аспирантского объединения, на заседаниях кафедры методики преподавания русского языка филологического факультета Московского педагогического государственного университета.

Достоверность результатов исследования подтверждается:

— данными, полученными в ходе констатирующего эксперимента и контрольного среза, который состоял из нескольких этапов и охватывал 104 учащихся 6 классов образовательных учреждений;

— наблюдением над урочной и внеурочной работой учителей, которая осуществлялась в 5−9 классах общеобразовательных учреждений;

— педагогическим опытом автора данного исследования, проводившего в течение 3 лет экспериментальные уроки;

— оценкой полученных результатов, выявленной в ходе анализа работ учащихся и бесед с учителями русского языка общеобразовательных учреждений;

— использованием собранных материалов в публикациях, экспериментальных открытых уроках.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Изучение топонимов на уроках русского языка и во внеурочной деятельности учащихся расширяет представления о системе номинации в русском языке, о происхождении географических названий и их изменениях во времени, помогает сформировать вдумчивое, творческое отношение к фактам языка, расширяет кругозор учащихся.

2. Методика комплексного подхода к изучению топонимов на уроках русского языка и во внеурочной деятельности учащихся (5−9 классы) включает в себя внутриязыковые и экстралингвистические особенности изучения топонимов: внутриязыковой подход к изучению топонимов дает возможность углубить знания учащихся по предмету русский языкэкстралингвистический подход — реализовать культуроведческую компетенцию и расширить кругозор учащихся в области других научных дисциплин на урочных и внеурочных занятиях по русскому языку.

3. Методика изучения топонимов на основе комплексного подхода на уроках русского языка реализуется с помощью упражнений с использованием топонимического материала, отбора словаря ударений в топонимах, обращения к смежным дисциплинам на занятиях по русскому языку, привлечения топонимов во внеурочной деятельности учащихся — кружковой, проектной деятельности, внеклассных мероприятиях.

Выводы по главе III.

В третьей главе нашего диссертационного исследования мы решили следующие задачи:

1) выявили уровень знаний учащихся по топонимике и уровень интереса школьников к топонимам. Как и предполагалось, учащиеся 6-х классов показали низкий уровень знаний в области топонимики, но материалы топонимики их заинтересовали, большинство учащихся хотели бы больше узнать о происхождении названий крупнейших географических объектов на карте России и мира;

2) разработали методику комплексного подхода к изучению топонимов на уроках русского языка и во внеурочной деятельности учащихся (5−9 классы);

3) экспериментально проверили эффективность данной методики. Контрольный срез показал, что использование комплексного подхода к изучению топонимов на уроках русского языка и во внеурочной деятельности учащихся (5−9 классы) при изучении одной из тем по русскому языку «Основные способы образования слов в русском языке» в 6 классе способствовало повышению эффективности обучения по русскому языку, формированию культуроведческой компетенции и способствовало реализации межпредметных связей на занятиях по русскому языку;

4) проанализировали полученные результаты. Анализ полученных результатов подтверждает гипотезу диссертационного исследования, сформулированную во Введении.

Заключение

.

В диссертационном исследовании нами была изучена и проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме исследования. Мы выяснили, что изучением топонимов как слов языка занимались В. А. Никонов, Д. С. Лихачев, Э. М. Мурзаев, А. И. Попов и многие другие ученые. Топонимы представлены в школьных учебниках по русскому языку, чаще всего в качестве иллюстративного материала к лингвистической теории либо в упражнениях.

На наш взгляд, изучение топонимов на уроках русского языка и во внеурочной деятельности учащихся позволит не только углубить знания школьников по предмету, но и расширить их кругозор в области других научных дисциплин, сформировать языковую, лингвистическую, культуроведческую компетенцию у школьников.

Констатирующий эксперимент выявил низкий уровень знаний в области топонимики.

Нами была разработана методика комплексного подхода к изучению топонимов на уроках русского языка и во внеурочной деятельности учащихся, основанная на комплексном изучении внутриязыковых и экстралингвистических особенностей топонимов и предполагающая органичное включение материалов о топонимах в программный материал по предмету «русский язык». В рамках разработанной нами методики комплексного подхода к изучению топонимов на уроках русского языка и во внеурочной деятельности учащихся была разработана и внедрена в работу программа опытного обучения учащихся, система упражнений с использованием топонимического материалав рамках методики комплексного подхода к изучению топонимов во внеурочной деятельности учащихся разработана и внедрена в работу программа кружка «Любитель топонимики" — разработано и проведено внеклассное мероприятие ко Дню города.

Применение методики комплексного подхода к изучению топонимов на уроках русского языка и во внеурочной деятельности учащихся (5−9 классы) позволяет не только углубить знания школьников по предмету, но и расширить их кругозор в области других научных дисциплин, сформировать языковую, лингвистическую, культуроведческую компетенцию у школьников, что подтверждается результатами контрольного среза.

В заключении хотелось бы сделать вывод, что гипотеза нашего исследования, сформулированная во Введении, была подтверждена.

Дальнейшие перспективы нашего исследования мы видим в привлечении на уроках русского языка материалов антропонимии (занимается изучением личных имен, отчеств, прозвищ людей), этнонимии (занимается изучением наименований племен, народов, наций), астронимии (занимается названиями космических объектов), зоонимии (занимается изучением кличек животных) при изучении отдельных языковых тем по русскому языку. Это даст возможность учащимся углубить свои знания в области предмета «русский язык», расширить свои знания в области других научных дисциплин, а также повысить свой культурный уровень.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.П. Созвездия слов. -М.: Просвещение, 1989. — 160 с.
  2. А. П. Как образуются слова: Книга для уч-ся — М.- JL: Просвещение, 1966. 144 с.
  3. P.A. Происхождение имен рек и озер.- М.: Наука, 1985.- 142 с.
  4. П.М. Играем на уроках русского языка. М.: Русский язык, 1989. — 134 с.
  5. A.B. Звенигород//Русский язык в школе, 1997, № 3, — С. 97.
  6. A.B. Юрьев-Польский // Русский язык в школе, 2004, № 5.1. С. 99.
  7. A.B. Город Сходня // Русский язык в школе, 2006, № 1.-С.32−33.
  8. A.B. «Раменское» // Русский язык в школе, 2007, № 1. С. 33.34.
  9. A.B. Новые топонимические словари // Русский язык в школе, 2008, № 7. С. 94.
  10. М.Т., Ипполитова H.A., Ладыженская Т. А., Львов М. Р. Методика преподавания русского языка: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр Академия, 2000. 365 с.
  11. М.Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5−9 классы. М.: Просвещение, 2005. — 38 с.
  12. М.Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А., Александрова О. М., Григорян Л. Т., Кулибаба И. И. Русский язык. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. Н. М. Шанского. М.: Просвещение, 2008. — 223 с.
  13. М.Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А., Григорян Л. Т., Кулибаба И. И. Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений Под ред. Н. М. Шанского. М.: Просвещение, 2004. — 254 с.
  14. В.Ф. Как у вас говорят? — М.: Просвещение, 1986. 111 с.
  15. Браги на А. А. Русское слово в языках мира.— М.: Просвещение, 1978.- 189 с.
  16. О.Н. Наименование земельных владений в топонимии Смоленского края // Русский язык в школе, 2001, № 5.- С. 88.
  17. A.A. Камчатка // Русский язык в школе, 2004, № 1.- С.96- № 4.- С. 91.
  18. A.A. Великие реки Сибири // Русский язык в школе, 2001, № 4.- С. 87.
  19. A.A. Еще раз о Васильевском острове // Русский язык в школе, 2001, № 6, — С. 91.
  20. A.A. Магадан // Русский язык в школе, 2001, № 7. С. 34.
  21. A.A. Алдан и Вилюй // Русский язык в школе, 2004, № 1. С. 96.
  22. Е.А. Обучение русскому языку. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. М.: Дрофа, 2004. — 237 с.
  23. Л. А., Колесников Н. П. От собственных имен к нарицательным.-М.: Просвещение, 1981.- 144 с.
  24. Л. А., Павлова Л. Г. Человеческое слово могуче.— М.: Просвещение, 1984. 148 с.
  25. А.Г. Москва в Москве.- М.: Моск. Рабочий, 1968.- 120 с.
  26. В. Г. Занимательное языкознание: Фонетика, имя существительное.— М.- Л.: Просвещение, 1966. 160 с.
  27. В. Г., Иванова В. Ф., Моисеев А. И. Современное русское письмо: Факультативный курс: Пособие для учащихся.— М.: Просвещение, 1974. 127 с.
  28. В опекунский А. Е. Я говорю, мы говорим.— М.: Знание, 1982.192 с. 2 9. В о лин д В. Веселая грамматика.— М.: Знание, 1995. 97 с.
  29. А.Х. Задача любителям этимологии.- Санкт-Петербургский вестник, — СПб, 1812.- С.204−215.3 1. Галь Нора. Слово живое и мертвое.— 2-е юд.— М.: Книга, 1975. 368 с.
  30. Ю. А. Рассказы о русской фразеологии.— М.: Просвещение, 1988. 190 с.
  31. Ю. А. Язык есть исповедь народа.— М.: Просвещение, 1993.- 141 с.
  32. Е. И. Как возникают названия .— М.: Просвещение, 1989.- 142 с.
  33. . Н. Как говорить правильно: Заметки о культуре русской речи.— М.: Высшая школа, 1988. 208 с.
  34. В. Е. Речь и этикет.— М.: Просвещение, 1983. 109 с.
  35. М.В. В мире имен и названий.- М.: Знание, 1987.- 207 с.
  36. К.С. Русский язык: Прошлое. Настоящее. Будущее.— М.: Просвещение, 1984. 189 с.
  37. Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии.— М.: Просвещение, 1991- 1994.-222с.
  38. JI. К. Беседы о русской грамматике.— М.: Знание, 1983. -184 с.
  39. Г. Г., Концевая JL А., Владимирская Г. Н. Секреты пунктуации.— М.: Просвещение, 1995. 351 с.
  40. JI. К. Беседы о русской грамматике.— М.: Знание, 1983. 168 с.
  41. С.А. Что в имени твоем, Байкал?- Новосибирск: Наука, 1982.111 с.
  42. А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка.- М.: Просвещение, 1990.- 175 с.
  43. И.Г. Москва // Русский язык в школе, 1997, № 4.-С.86.
  44. И.Г., В.А.Никонов (К 100-летию со дня рожд.) //Русский язык в школе, 2004, № 2.-С.89.
  45. А.П. Этнический состав древнего населения Сибири по данным топонимики,— М.: Наука, 1960.-10 с.
  46. А.П. Древние топонимы Южной Сибири индоевропейского происхождения.-М.: Наука, 1964.- 5 с.
  47. А.П. Звук и смысл. М.: Просвещение, 1981- 1991. — 173 с.
  48. В.П. Историческая топонимика Воронежского края. -Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1973. 136 с.
  49. Е. Меткое московское слово. М.: Москов. рабочий, 1982.320 с.
  50. В.А., Потиха З. А., Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке. Л.: Просвещение, 1990. — 303 с.
  51. И. С. О богатстве русского языка.— М.: Наука, 1964. -С. 107−138.
  52. H.A., Князева О. Ю., Савова М. Р. Русский язык и культура речи. Учебник. М.: Проспект, 2009. — 437 с.
  53. В.В. Мир человека в слове Древней Руси. Л.: Просвещение, 1986.-С. 78−86.
  54. А. М. Звуки и знаки.— 2-е изд.— М.: Просвещение, 1978.-207 с. 5 7. Костомаров В. Г. Жизнь языка.— М.: Педагогика, 1984. С. 8790.5 8. Котков С. И. Сказки о русском слове.— М.: Наука, 1967. 88 с.
  55. H. Н., Розенталь Д. Э. Популярная стилистика русскогоязыка.— 2-е изд.— М.: Русский язык, 1988. 192 с.
  56. Н.Н., Розенталь Д. Э. Русская фразеология. М.: Русский язык, 1988.-90 с.
  57. Е. А. Юкагирский язык.- M., JL: Изд-во АН СССР, 1958.288 с.
  58. Ф.Д. Карманная школа. Ужгород, 1962. — 206 с.
  59. Ф.Д. Принцесса Грамматика, или Потомки древнего глагола. -Ужгород, 1981.-256 с.
  60. Л.П. Жизнь слова. М.: Просвещение, 1980. — 176 с.
  61. Л.П. Язык в современном обществе. М.: Просвещение, 1977. -С. 142−161.
  62. Т.А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А., Григорян Л. Т., Кулибаба И. И. Русский язык: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений 31-е изд. М.: Просвещение, 2008. — 303 с.
  63. М.Г. Этническая антропология и проблема этногенеза народов Дальнего Востока.- М.: Изд-во АН СССР, 1958.-259 с.
  64. C.B., Мозесон Д. Л. За рудами в Сибирь.- М.: Наука, 1978.143 с.
  65. А.А. Путешествие по карте языков мира. М.: Просвещение, 1981- 1990.-352 с.
  66. Д.С. Земля родная. М.: Наука, 1989.- 132 с.
  67. М.Р., Горецкий В. Г., Сосновская О. В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Академия ИЦ, 2008. — 462 с.
  68. Л.И., Котова В. Н. Липецк // Русский язык в школе, 2000, № 2.-С. 96.
  69. Д.С., Колесников Н. П. Слова топонимического происхождения (топонимы) в русском языке.- Тбилиси: Изд-во Тбил. ун-та, 1965.- 128 с.
  70. М.Н. Географические имена: Топонимический словарь.- М.: Учпедгиз, 1961.- 99 с.
  71. A.A. Топонимы Мурмана.- Мурманск: Кн. Изд-во, 1976.- 208с.
  72. А.Г. К этимологии гидронима Лена.- В кн.: Ономастика Востока.- М., 1980.- С. 130−131.
  73. Э.М. Очерки топонимики.- М.: Мысль, 1974, — 382 с.
  74. Э.М. География в названиях. 2-е изд.- М.: Наука, 1982, — 176 с.
  75. Э.М. Топонимический словарь русского языка. М.: Наука, 1980.-657 с.
  76. Э.М. Словарь народных географических терминов.- М.: Мысль, 1984.- 653 с.
  77. В.А. Введение в топонимику.- М.: Наука, 1965.- 180 с.
  78. В.А. Краткий топонимический словарь.- М.: Мысль, 1966.509 с.
  79. Л. А. Искусство слова,— М.: Педагогика, 1982- 1991. С. 380−381.
  80. Норма \. Ю. Язык: знакомый незнакомец.— Минск, 1987. С. 207 221.
  81. НочевннкМ. Н. Человеческое общение.— М.: Изд-во полит, лит., 1988.- 127 с.
  82. Г. В. Века и реки,— М.: Недра, 1983.- 120 с.
  83. В. В. Лингвистические парадоксы.— 2-е изд. М.: Просвещение, 1982. 264 с.
  84. С.И. Словарь русского языка-./ Под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1984. — 797 с.
  85. Ю. В. К истокам слова: Рассказы о науке этимологии.— 3-е изд.— М.: Просвещение, 1986. 352 с.
  86. Л. Г. Спор, дискуссия, полемика.— М.: Просвещение, 1991.- 127 с.
  87. .Т. Внеклассная работа по русскому языку.-— М.: Просвещение, 1980 208 с.
  88. М. В. А всё-таки она хорошая!: Рассказы о русской орфографии — М.: Наука, 1964. С. 24−40.93. Панов М. В. Занимательная орфография — М.: Просвещение, 1984. 160 с.
  89. А.И. Следы времен минувших. -Л.: Наука, 1981. 207 с.
  90. А.И. Географические названия. Введение в топонимику. М.-Л., 1965.-181 с.
  91. И. И., Подгаецкая И. М. Фонетика — это интересно.— М.: Просвещение, 1992. 96 с.
  92. Е.М. Топонимика и картография. М.: Мысль, 1971. — 256 с.
  93. Е.М. Географические названия мира: Топонимический словарь. М.: Русские словари, 1998. — 372 с.
  94. З.А. Как сделаны слова в русском языке.— Л.: Просвещение, 1974. 256 с.
  95. А.А. Введение в языковедение / Под ред. В. А. Виноградова. М.: Аспект Пресс, 1996. — 536 с.
  96. А.А. Обучение произношению и фонология. «Научные доклады высшей школы. Филологические науки». М., 1959, № 2. — С. 145−152.
  97. Д.Э. Пишите, пожалуйста, грамотно. — М.: Астра, 1995. —333 с.
  98. Д.Э. А как лучше сказать? 2-е изд. — М.: Просвещение, 1988.-317 с.
  99. В.Н. Словари наши друзья и помощники. — М.: Просвещение, 1984. — 143 с.
  100. Г. П., Горбаневский М. В. Топонимия Москвы. М.: Наука, 1982. — 174 с.
  101. Г. П. Занимательная топонимика: Кн. Для учащихся ст. классов.- М.: Просвещение, 1990.- 127 с.
  102. Г. Я. От слова к тексту. М.: Просвещение, 1993. — 158 с.
  103. A.B. Ударение в именах собственных. -М.: Наука, 1966. -359 с.
  104. A.B. Имя через века страны. М.: Наука, 1990. — 192 с.
  105. Н. Я. Как делаются слова М.: Русский язык, 1988.160 с.
  106. А. В., Суперанская А. В. О русских именах.— JL: Лениздат, 1991.-219 с.
  107. Тер-Минасова С. Г. Язык и международная коммуникация.. М.: просвещение, 2004. С. 299 — 301.
  108. . Н. Правильно ли мы говорим? — Л.: Лениздат, 1963. -191с.
  109. Л.А., Ладыженская Т. А., Дейкина А.Д, Александрова О. М. Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений Под ред. Н. М. Шанского. М.: Просвещение, 2007. — 237 с.
  110. JI.А., Ладыженская Т. А., Дейкина А. Д., Александрова О. М. Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/ Под ред. Н. М. Шанского. М.: Просвещение, 2008. — 205 с.
  111. О.Н. Название рек Правобережной Украины. М.: Наука, 1968.-244 с.
  112. H.H. Таймыр край мой северный. М.: Наука, 1978.-238 с.
  113. Л.В. Загадки топонимики. — М.: Мол. гвардия, 1969. — 267с.
  114. Л.В. Культура речи. М.: Знание, 1967. — С. 78.
  115. Л.В. По дорогам и тропам языка. — М.: Дет. лит., 1980. —271 с.
  116. Л.В. По закону буквы. — М.: Молод, гвардия, 1979. — С. 203−210.
  117. Л.В. Почему не иначе. М.: Дет. лит., 1967. — 302 с.
  118. Л.В. Слово о словах. Л.: Дет. Лит., 1982 (и другие издания). — С. 376.
  119. Л.В. Ты и твое имя. Л.: Лениздат, 1972 (и другие издания). — 138 с.
  120. М.Б. В мире парадоксов русского языка. М.: Русский язык. Курсы, 2006. — 160 с.
  121. М.Б. Курс современного русского языка в педагогическом вузе. Москва-Воронеж.: Русский язык. Курсы, 2004. — С. 7176.
  122. H.H. сост. Межпредметные связи в преподавании русского языка. — М.: Просвещение, 1977. — 176 с.
  123. М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х т.- М.: Прогресс- Т.1. 1964.- 562 е.- Т.2. 1967.- 671 е.- Т.З. 1971.- 828 е.- Т.4. 1973.- 852 с.
  124. М. Как рождаются и живут слова. — М.: Просвещение, 1964. -196 с.
  125. И.Е. Сибирская история с самого открытия Сибири до завоевания сей земли Российским оружием, — СПб., 1774.- 631 с.
  126. Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!»: Речевой этикет в нашем общении. -М.: Знание, 1982. 160 с.
  127. Н.И. Речевой этикет и культура общения. М.: Высшая школа, 1989.- 159 с.
  128. JI.A. Живопись на уроках русского языка: Учебное пособие (с цветными иллюстрациями). М.: Флинта, 2000. — 336 с.
  129. О.А. Мифологическая лексика русского Севера.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1983.- 196 с.
  130. К.И. Живой как жизнь: О русском языке. М.: Мол. гвардия, 1963 (и другие издания). -С. 112−117.
  131. К.И. За живое образное слово. М.: Знание, 1967. — 64 с.
  132. Н.М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка. -М.: Просвещение, 1994. 400 с.
  133. Н.М. Занимательный русский язык. 4.1 и II. — М.: Дрофа, 1996.-400 с.
  134. Н.М. В мире слов. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1985. — 252с.
  135. В.Б. Историко-географическое значение названий рек Сибири.- В кн.: Очерки по землевладению Восточной Сибири, — Иркутск, 1962, вып. 2.- С. 115−130.
  136. М.А. О древнем названии города Павловский Посад // Русский язык в школе, 2004, № 2.- С. 87.
  137. М.А. Город Алатырь // Русский язык в школе, 2008, № 5.1. С. 85.
  138. Т.Д. Говорите правильно. М.: Просвещение, 1969. — С.70.
  139. Т.Д. Новые слова. М.- JL: Просвещение, 1966.
  140. В. Д. Костина Г. А. Упражнения по предупреждению акцентологических ошибок в речи // Русский язык в школе, 2007, № 3. С. 38.
  141. Derek Nelson. «Off the Map: The Curious Histories of Place-Names», Kodansha America- Later Printing edition, 2000, 200 p.
  142. Lawrence D. Berg, Jani Vuolteenaho. «Critical Toponymies (Re-Materialising Cultural Geography)», Ashgate, 2009, 306 p.
  143. Maslow A.H. Religions, Values, and peak-experiences. -N.Y., 1987. p. 98−124.
  144. Naftali Kadmon. «Toponymy», Vantage Press- 1 edition 2000, 333 p.
  145. Richard R. Randall. «Place Names: How They Define the World And More», The Scarecrow Press, Inc. 2001, 224 p.
Заполнить форму текущей работой