Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Разработка кафедральной системы менеджмента качества подготовки специалистов, основанной на процессном подходе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основе проведенных исследований определены факторы, влияющие на качество подготовки специалистов и качество работы профессорско-преподавательского состава. Установлено, что наибольшее влияние на качество подготовки специалистов оказывают дипломное проектирование и его качество (выполнение магистерской диссертации и ее качество), лекции и их качество, лабораторные работы и их качество… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА
    • 1. 1. Качество специалиста
    • 1. 2. От чего зависит качество подготовки специалистов
    • 1. 3. Оценка качества подготовки специалистов
    • 1. 4. Сущность процессного подхода
    • 1. 5. Системы менеджмента качества подготовки специалистов
    • 1. 6. Выводы, цель и задачи
  • Глава 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 2. 1. Объекты исследований
    • 2. 2. Планирование исследований
    • 2. 3. Обработка статистических данных
  • Глава 3. УСТАНОВЛЕНИЕ ФАКТОРОВ, ОКАЗЫВАЮЩИХ 50 ВЛИЯНИЕ НА КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЕЙ И КАЧЕСТВО РАБОТЫ ПРОФЕССОРСКО ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА
    • 3. 1. Факторы, влияющие на качество подготовки выпускников вузов
      • 3. 1. 1. Факторы, влияющие на качество подготовки инженеров
      • 3. 1. 2. Факторы, влияющие на качество подготовки бакалавров. ¦
      • 3. 1. 3. Факторы, влияющие на качество подготовки магистров
      • 3. 1. 4. Факторы, влияющие на качество подготовки техников
    • 3. 2. Факторы, влияющие на качество работы профессорскопреподавательского состава
  • Выводы к главе 3
  • Глава 4. КАФЕДРАЛЬНАЯ СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ, ОСНОВАННАЯ НА ПРОЦЕССНОМ ПОДХОДЕ, РАЗВИВАЕМОМ В СТАНДАРТАХ ИСО
    • 4. 1. Процесс разработки требований и квалификационных характеристик специалистов
    • 4. 2. Процесс маркетинга сфер потребления специалистов и поставки абитуриентов
    • 4. 3. Процесс разработки комплексных и индивидуальных учебных планов и рабочих программ и их согласование
    • 4. 4. Высококачественный учебный процесс
    • 4. 5. Процесс кадрового обеспечения высококачественной подготовки специалистов
    • 4. 6. Процесс выработки у студентов системного мышления и убежденности учиться для знаний
    • 4. 7. Процесс обеспеченности учебных дисциплин материально-лабораторной базой, учебниками и учебно-методическими пособиями и своевременного их обновления
    • 4. 8. Процесс контроля за качеством учебных занятий
    • 4. 9. Процесс контроля знаний студентов
    • 4. 10. Процесс развития творческих навыков и НИРС
    • 4. 11. Процесс воспитательной работы и дисциплинарной ответственности
    • 4. 12. Процесс контроля за качеством подготовки специалистов
  • Выводы к главе 4
  • Глава 5. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
    • 5. 1. Комплексный показатель качества подготовки специалистов
    • 5. 2. Расчет комплексного показателя качества подготовки специалистов
    • 5. 3. Кредитный показатель качества подготовки специалистов
  • Выводы к главе 5

Разработка кафедральной системы менеджмента качества подготовки специалистов, основанной на процессном подходе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

В современных условиях особую актуальность приобретает проблема обеспечения и повышения качества подготовки специалистов, выпускаемых высшими учебными заведениями.

Основным учебно-научным структурным подразделением высшего учебного заведения, осуществляющим учебную, методическую, воспитательную и научно-исследовательскую работу, а также подготовку научно-педагогических кадров и повышение их квалификации, является выпускающая кафедра. На кафедре студент приобретает знания и навыки, обучается мыслить и творить. Поэтому совершенно очевидно, что качество подготовки специалистов в вузе в значительной мере зависит от работы кафедр.

Одним из основных факторов успешной деятельности любой организации, в том числе и образовательной, является качество результатов её работы. Для результативного и эффективного функционирования многочисленных взаимосвязанных видов деятельности, позволяющих осуществлять подготовку высококачественных специалистов, необходимо иметь систему менеджмента качества подготовки специалистов не только на уровне университета, но и на уровне факультета (института) и на уровне кафедры.

В связи с этим особую важность приобретает разработка кафедральной системы менеджмента качества, которая позволяла бы обеспечить непрерывность управления, эффективность контроля и своевременность осуществления вмешательства в процесс подготовки специалистов на том или ином уровне с целью повышения качества их подготовки, а также повышения эффективности использования имеющегося на кафедре потенциала (кадрового, научного, ресурсного).

Целью диссертационной работы является повышение качества подготовки специалистов в техническом вузе путем разработки кафедральной системы менеджмента качества на основе процессного подхода.

Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

1. Определить и проанализировать факторы, влияющие на качество подготовки специалистов.

2. Выявить факторы, влияющие на качество работы профессорско-преподавательского состава.

3. Разработать кафедральную систему менеджмента качества подготовки специалистов на основе процессного подхода.

4. Проанализировать результативность данной системы и при необходимости внести соответствующие корректировки в систему.

5. Определить комплексный показатель качества подготовки специалистов, включающий в себя индивидуальные показатели.

6. Учитывая вхождение в Болонский процесс, определить кредитный показатель качества подготовки специалистов с учетом качества освоения учебных дисциплин.

7. Реализовать кафедральную систему менеджмента качества подготовки специалистов на выпускающей кафедре вуза.

Методическую основу исследований составляют концепция всеобщего управления качеством (TQM), процессный подход в соответствии со стандартами ИСО 9000 версии 2000 г., методология структурного анализа и проектирования (SADT), методы математической статистики, в частности дисперсионный анализ, методы мониторинга качества подготовки специалистов. Результаты исследований обработаны на ЭВМ.

Основные положения, выносимые автором на защиту:

1. Методика определения факторов, влияющих на качество подготовки специалистов и охватывающих все виды (аудиторной и внеаудиторной) учебной работы, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса, а также довузовскую подготовку.

2. Методика выявления факторов, влияющих на качество работы профессорско-преподавательского состава.

3. Кафедральная система менеджмента качества подготовки специалистов, основанная на процессном подходе, охватывающая весь цикл подготовки специалистов, разработанная в соответствии со стандартами ИСО 9000:2000.

4. Функциональные модели процессов кафедральной системы менеджмента качества подготовки специалистов.

5. Комплексный показатель качества подготовки специалистов, включающий в себя индивидуальные показатели.

6. Кредитный показатель качества подготовки специалистов с учетом качества освоения образовательных дисциплин.

Научная новизна работы заключается в разработке методологического подхода к комплексной оценке качества подготовки специалистов в техническом вузе, включающей их профессиональные знанияпрактическое применение профессиональных знанийтворческие навыкиобщепрофессиональные знанияобщие математические и естественнонаучные, общие гуманитарные и социально-экономические знанияисполнительскую дисциплинуобщественную активность и предпринимательствокультурное, этическое и нравственное воспитание, а также в выявлении и описании процессов, действующих на кафедре и оказывающих влияние на качество подготовки специалистов.

Достоверность и обоснованность научных исследований подтверждаются экспериментальными данными и широкой апробацией на практике и среди научной общественности.

Практическая значимость работы заключается:

— в возможности улучшения качества подготовки специалистов благодаря разработанной кафедральной системе менеджмента качества подготовки специалистов, основанной на процессном подходе.

— в выявлении факторов, влияющих на качество подготовки специалистов, и факторов, влияющих на качество работы профессорско-преподавательского состава.

— в комплексной и кредитной оценке качества подготовки специалистов.

Реализация результатов исследований. Результаты работы использовались при разработке стандарта Брянского государственного технического университета «Кафедральная система менеджмента качества» и нормативно-технической документации «Система менеджмента качества». Результаты выполненных исследований нашли применение при разработке типовой системы менеджмента качества образовательного учреждения высшего и среднего профессионального образования по научной программе «Развитие научного потенциала высшей школы».

Результаты работы внедрены на кафедрах «Автоматизированные технологические системы», «Металлорежущие станки и инструменты», «Технология машиностроения» и «Триботехнология» учебно-научного технологического института Брянского государственного технического университета.

Апробация работы. Основные положения и результаты проведенных исследований докладывались и обсуждались на следующих конференциях, семинарах и симпозиумах: Третьей Всероссийской научно-практической конференции «Управление качеством» (г. Москва, 2004 г.), Международной научно-технической конференции «Менеджмент качества продукции и услуг» (г. Брянск 2004 г.), Пятом международном научно-практическом семинаре «Практика и перспективы развития партнерства в сфере высшей школы» (г. Таганрог, 2004 г.), X и XI международных конференциях «Современные технологии обучения «СТО-2004», «СТО-2005» (г. Санкт.

Петербург, 2004 г., 2005 г.), 57-й научной конференции профессорско-преподавательского состава (г. Брянск, 2005 г.), Международной научно-методической конференции «Качество инженерного образования» (г. Брянск,.

2005 г.), Международном симпозиуме «Качество высшего образования и подготовки специалистов к профессиональной деятельности» (9−11 ноября 2005. г. Москва), «Актуальные проблемы повышения качества подготовки специалистов в вузе» (г. Брянск, 2005 г.), Всероссийской научно-технической конференции «Новые материалы и технологии» НМТ — 2006 (г. Москва,.

2006 г.).

Публикации. По материалам диссертации опубликовано 20 печатных работ, в том числе 4 в журналах, рекомендованных ВАК РФ для опубликования результатов диссертационных работ.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ.

1. На основе проведенных исследований определены факторы, влияющие на качество подготовки специалистов и качество работы профессорско-преподавательского состава. Установлено, что наибольшее влияние на качество подготовки специалистов оказывают дипломное проектирование и его качество (выполнение магистерской диссертации и ее качество), лекции и их качество, лабораторные работы и их качество, практические занятия и их качество, курсовые проекты и работы и их качество. Основное положительное влияние на качество работы профессорско-преподавательского состава оказывают личное желание готовить высококачественных студентов, выработанная привычка добросовестно и качественно относиться к своей работе, а также снижение учебной нагрузки до уровня мировых стандартов.

2. Разработана кафедральная система менеджмента качества подготовки специалистов, построенная на процессном подходе, охватывающая весь цикл подготовки специалистов в вузе. Данная система позволяет результативно и эффективно функционировать различным взаимосвязанным видам деятельности. Она обеспечивает непрерывность управления, как процессом, так и на стыке отдельных процессов в рамках этой системы, а также при их комбинации и взаимодействии. Кафедральная система менеджмента качества позволяет эффективно контролировать и своевременно осуществлять вмешательство в процесс на том или ином уровне. Наличие системы менеджмента качества способствует повышению эффективности и координации работы кафедры, достижению и поддержанию требуемого качества подготовки специалистов, а также повышению качества их подготовки.

3. Процессы, действующие на кафедре, описаны графически с помощью методологии структурного анализа и проектирования.

4. Предложен комплексный показатель качества подготовки специалистов, включающий их профессиональные знанияпрактическое применение профессиональных знанийтворческие навыкиобщепрофессиональные знанияобщие математические и естественнонаучные, общие гуманитарные и социально-экономические знанияисполнительскую дисциплинуобщественную активность и предпринимательствокультурное, этическое и нравственное воспитание.

5. Предложен кредитный показатель качества подготовки специалистов, учитывающий качество освоения дисциплин.

6. Предложенный комплексный показатель качества подготовки специалистов может быть использован при аккредитации специальностей в вузах. Для сопоставления качества подготовки специалистов в Российских и зарубежных вузах, где используется кредитная оценка, предлагается определять и сопоставлять кредитный и комплексный показатели.

7. Разработан алгоритм комплексной и кредитной оценок качества подготовки специалистов и их сопоставление.

8. Кафедральная система менеджмента качества подготовки специалистов в 2005 г. реализована на кафедре «Автоматизированные технологические системы» и «Металлорежущие станки и инструменты» Брянского государственного технического университета. Определение комплексного показателя качества подготовки специалистов на этих кафедрах в 2004 г., 2005 г. и 2006 г. показало на результативность данной системы. Поэтому в 2006 г. данная система реализована еще на двух кафедрах: «Технология машиностроения» и «Триботехнология» и рекомендована ученым советом БГТУ для реализации на всех кафедрах.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Ю.П. МИСиС: повышение качества подготовки специалистов / Ю. П. Адлер, А. И. Кочетов, К. Л. Косырев, Т. М. Полховская, В. П. Соловьев // Стандарты и качество. 2000. — № 2. — С. 68−72.
  2. , В.Н. Моделирование процессов образовательной деятельности с целью улучшения её качества / В. Н. Азаров, A.M. Жичкин // Качество. Инновации. Образование. 2002. — № 3. — С. 23−33.
  3. , И.Ф. Оценка качества подготовки специалистов в высшей школе / И. Ф. Александрова, Т. А. Титова, М. В. Черенкова // Стандарты и качество. 1996. — № 12. — С. 70−71.
  4. , Б.С. Философские и социальные аспекты качества: Учеб. пособие / Б. С. Алешин. Л. Н. Александровская, В. И. Круглов, A.M. Шолом -М.: Логос. 2004.-438 с.
  5. , А.Л. Маркетинг: решение исследовательских задач: учеб. пособие / А. Л. Алифанов, Л. А. Алифанов. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2005.-95с. http://marketing.spb.ru/lib-around/stat/ marketingresearch. htm
  6. Антология русского качества / Сост. Б. В. Бойцов, Ю. В. Крянев, М.А. Кузнецов- Под ред. Б. В. Бойцова, Ю. В. Крянева. — 3-е изд. доп. — М.: РИА «Стандарты и качество», 2000. — 432 с.
  7. , А.И. Философия преподавания специальных технических дисциплин / А. И. Барботько. Курск: Изд-во Курск, гос. ун-та, 2004. — 290 с.
  8. , Л.Е. Управление качеством: учебник / Л. Е. Басовский, В. Б. Протасьев. М.: ИНФРА-М, 2000. — 212 с.
  9. , В.Ф. Система качества ВУЗа, как один из инструментов повышения эффективности учебного процесса /
  10. B.Ф. Безъязычный, В. А. Кононов // Качество. Инновации. Образование. -2002.-№ 1.-С. 56−59.
  11. , В.Г. Теоретические основы и практические шаги формирования системы менеджмента качества в вузе / В. Г. Белкин, Е. Б. Гаффорова, В. А. Балабан // Качество. Инновации. Образование. 2003. -№ 4.-С.35−38.
  12. , В.Я. Бойцовская эпоха / В. Я. Белобрагин // Стандарты и качество. 2005. — № 8. — С. 32−35.
  13. , О.Г. Критерии качества обучения в высшей школе/ О. Г. Берестнева, О. В. Марухина // Стандарты и качество. 2004. — № 8.1. C. 84−86.
  14. , В.Н. Модель и организационная структура системы управления качеством подготовки специалистов / В. Н. Бобылев, Т. Н. Прахова, A.B. Янченко // Стандарты и качество. 2003. — № 8. — С. 85−86.
  15. , Б.В. Качество жизни/ Б. В. Бойцов, Ю. В. Крянев, М. А. Кузнецов. М.: Изд-во МАИ, 2004. — 268 с.
  16. , Г. В. Процессно-ориентированная модель внутривузовской системы качества / Г. В. Букалова // Качество. Инновации. Образование. 2004. — № 3. — С. 34−40.
  17. , В.А. Управление качеством и сертификация: Учеб. пособие / В. А. Васильев, Ш. Н. Каландаришвили, В. А. Новиков, С.А. Одиноков- Под ред. В.А.Васильева- М.: Интермет Инжиниринг, 2002.-416 с.
  18. , В.Г. Интеграция производства и управления качеством продукции / В. Г. Версан, В. И. Сиськов, Л. Г. Дубицкий и др. М.:
  19. Издательство стандартов, 1995. 320 с.
  20. , Г. В. Методология учета требований заказчиков и мнений заинтересованных лиц при построении системы качества вуза/ Г. В. Воробьев, Л. М. Червяков, A.B. Олейник // Качество. Инновации. Образование. 2002. — № 2. — С. 43−50.
  21. , Г. П. Я пришел в Госстандарт работать. / Г. П. Воронин // Стандарты и качество. 2005. — № 10. — С. 42−44.
  22. , A.C. Система менеджмента качества в техническом вузе. Опыт Новосибирского государственного технического университета/ A.C. Востриков, Н. В. Пустовой, Ю. А. Афанасьев // Университетское управление: практика и анализ. 2003. — № 2. — С. 78−85.
  23. Всеобщее управление качеством: учебник для вузов/ О. П. Глудкин, Н. М. Горбунов, А. И. Гуров, Ю.В. Зорин- под ред. О. П. Глудкина. М.: Радио и связь, 1999. 600 с.
  24. , Б.И. Управление качеством: учебное пособие/ Б. И. Герасимов, Н. В. Злобин, С. П. Спиридонов. М.: КНОРУС, 2005.-272 с.
  25. A.B. Основы управления качеством продукции / A.B. Гличев. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: РИА «Стандарты и качество», 2001.-424 с.
  26. , O.A. Создание систем менеджмента качества в организации: монография / O.A. Горленко, В. В. Мирошников. М.: Машиностроение-1, 2002. — 126 с.
  27. ГОСТ Р ИСО 9000−2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М.: Изд-во стандартов, 2001. — 26 с.
  28. ГОСТ Р ИСО 9001−2001. Системы менеджмента качества. Требования. М.: Изд-во стандартов, 2001. — 21 с.
  29. ГОСТ Р ИСО 9004−2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшения деятельности. М.: Изд-во стандартов, 2001. — 45 с.
  30. Губарев, В. В. Системное представление качества образования/ В. В. Губарев // Стандарты и качество. 2002. — № 4. — С. 30−34.
  31. , JI. О показателях качества образования / JI. Давыдова // Высшее образование в России. 2004. — № 11. — С. 92−96.
  32. , И.П. Процессный подход в высшем образовании / И. П. Данилов, Р. В. Сюров // Качество. Инновации. Образование. 2002. -№ 3.-С. 39−41.
  33. , Е.В. Интегрированная система менеджмента вуза, методические подходы к ее реформированию / Е. В. Ершова, В. М. Корнев, В. В. Левшина // Стандарты и качество. 2005. -№ 1. — С. 76−79.
  34. , Е.В. Потребность в человеческих ресурсах при формировании системы менеджмента качества вуза / Е. В. Ершова, В. В. Левшина // Качество. Инновации. Образование. 2004. — № 2. — С. 38−41.
  35. , A.M. Выбор предметов контроля при оценке качества процессов образовательной деятельности / A.M. Жичкин // Качество. Инновации. Образование. 2003. — № 3. — С. 38−45.
  36. , В. Вузовский преподаватель сегодня и завтра / В. Жураковский, В. Приходько, И. Федоров // Высшее образование в России. 2000. — № 3. — С. 3−12.
  37. , И.Т. Реализация процессного подхода при документировании системы менеджмента качества / И. Т. Заика, В. Н. Данилин // Стандарты и качество. 2004. — № 2. — С. 82−85.
  38. , В.К. Этапы создания системы менеджмента качества СибГТУ / В. К. Зиненко, В. Ф. Харин // Университетское управление: практика и анализ. 2003. — № 2. — С. 86−89.
  39. , Б.С. Оценка образовательного процесса на кафедре / Б. С. Иванов // Стандарты и качество. 2003. — № 8. — С. 94−95.
  40. , М.И. Создание системы управления качеством подготовки специалистов в вузе / М. И. Иродов, C.B. Разумов // Университетское управление: практика и анализ. 2003. — № 2. — С. 91−95.
  41. , Т.А. Внутривузовская система управления качеством подготовки специалистов / Т. А. Исмаилов // Матер. X Междунар. конф. Современные технологии обучения «СТО-2004», 2004, Т.1. С. 26−28.
  42. Катханов, М.Н. Кафедра- главное звено высшего учебного заведения: Метод, пособие. -М.: Высш. школа, 1982. 143 с.
  43. , В.А. Проблемы управления качеством в вузах. Заметки менеджера по качеству / В. А. Качалов // Стандарты и качество. 2000. -№ 6.-С. 43−49.
  44. , В.А. Стандарты ИСО 9000 и проблемы управления качеством в вузах (записки менеджера качества) / В. А. Качалов. М.: ИздАТ, 2001.-128 с.
  45. Качество образования в Новосибирском государственном техническом университете: Ежегодный доклад/ под общ. ред. Н. Ш. Никитиной, Г. Б. Скокк. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000.
  46. Колмогоров, Г. Д. 1984−1989 гг. Продолжение традиций/ Г. Д. Колмогоров // Стандарты и качество. 2005. — № 9. — С. 30−32.
  47. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года / Бюллетень Министерства образования Российской Федерации// Высшее и среднее профессиональное образование. 2002. — № 2. — С. 3−31.
  48. , М.В. Система менеджмента качества в вузе / М. В. Коровкин, С. Б. Могильницкий, А. И. Чучалин // Инженерное образование. 2005. — № 3. — С. 62−73.
  49. , К.И. Моделирование информационной системы оценки качества образования / К. И. Костенко, С. Д. Некрасов // Университетское управление: практика и анализ. 2003. — № 3. — С. 77−83.
  50. Н.В. Методические подходы к описанию процессов системы менеджмента качества вуза/ Н. В. Кошкарева, В.В. Левшина// Качество. Инновации. Образование. 2004. — № 1. — С. 42−48.
  51. , Ю.В. 1991—1997 гг. Без прошлого нет будущего/ Ю. В. Кравченко // Стандарты и качество. 2005. — № 9. — С. 33−34.
  52. , В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях / Гос. ун-т управления- Нац. фонд подготовки кадров. М.: ОАО «Типография «Новости», 2000. — 432 с.
  53. , Т. Диагноз качества подготовки специалиста/ Т. Лопухова // Высшее образование в России. 2001. — № 4. — С. 28−34.
  54. , E.H. Статистические методы построения эмпирических формул: учеб. пособие для втузов / E.H. Львовский 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 1988. — 239 с.
  55. , А.Г. Система управления качеством подготовки специалистов на выпускающей кафедре / А. Г. Малаханова // Вестник Брянского государственного технического университета.- 2006.- № 2-С. 18−23.
  56. Менеджмент систем качества: учеб. пособие / М. Г. Круглов, С. К. Сергеев, В. А. Такташов и др. М.: ИПК Издательство стандартов, 1997.-386 с.
  57. Методические рекомендации по применению стандартов серии ГОСТР ИСО 9000−2001 в высших учебных заведениях/ Д. В. Пузанков, A.B. Олейник, В. С. Соболев, С. А. Степанов СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2003.-220 с.
  58. , C.B. Система менеджмента качества в техническом вузе. Опыт Тамбовского государственного технического университета / C.B. Мищенко, Э. В. Злобин // Качество. Инновации. Образование. 2004. -№ 4.-С. 38−41.
  59. , Д.К. Планирование эксперимента и анализ данных / Д. К. Монтгомери JL: Судостроение, 1980.-384 с.
  60. , С.Д. Проблема оценки качества профессионального образования специалиста / С. Д. Некрасов // Университетское управление: практика и анализ. 2003. — № 1. — С. 42−45.
  61. , А.Д. Управление качеством: учебное пособие для вузов / Д. А. Никифоров. М.: Дрофа, 2004. — 720 с.
  62. , В.Н. Концептуальный проект системы управления качеством в вузе / В. Н. Нуждин, Г. Г. Кадамцева // Качество. Инновации. Образование. 2002. — № 2. — С. 33−43.
  63. О квалиметрии / Г. Г. Азгальдов, Э. П. Райхман. Издательство стандартов, 1972. — 172 с.
  64. , А.Г. Статистический анализ качества подготовки инженеров / А. Г. Овдиенко // Тезисы докладов 57-й научной конференции профессорско-преподавательского состава: в 2 ч./ Под ред. С. П. Сазонова, И. В. Говорова. Брянск: БГТУ, 2005. -4.1. -С.214−216.
  65. Окрепилов, В. В. Управление качеством: учеб. для вузов/
  66. B.В. Окрепилов. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Экономика, 1998. — 639 с.
  67. , И.А. Прикладная статистика: учеб. пособие для вузов / И. А. Палий. М.: Высш. шк., 2004. — 176 с.
  68. , Т.М. СМК инструмент постоянного улучшения деятельности вуза / Т. М. Полховская // Стандарты и качество. — 2006 — № 6.1. C. 52−56.
  69. Руководство по применению стандарта ИСО 9001:2000 в области обучения и образования / Пер. с англ. А. Л. Раскина. М., РИА «Стандарты и качество», 2002. — 128 с.
  70. , В.Г. Управление качеством образования в регионах России: Монография / В. Г. Садков, В. А. Голенков, Т. Б. Брехова и др. М.: ОАО Издательская группа «Прогресс», 2004. — 168 с.
  71. Системы качества в образовании / под общ. ред. Ю. П. Адлера. -М.: МИСИС. 2000. 144 с.
  72. , JI.E. Классификация процессов системы менеджмента качества как основа построения процессной модели / JI.E. Скрипко // Все о качестве. Отечественные разработки. 2005. — № 4. — С. 20−36.
  73. Современное управление качеством на предприятиях: методы, инструменты, рекомендации / А. Ю. Афонин, В. А. Васильев, C.B. Васильева и др.- Под ред. проф. В. А. Васильева. М.: Издательско-типографский центр «МАТИ» РГТУ им. К. Э. Циолковского, 2002. — 196 с.
  74. , В.П. Основные подходы к формированию модели системы качества в вузе / В. П. Соловьев, Ю. П. Акимов, Е. Ю. Тишина и др. // Качество. Инновации. Образование. 2003. — № 3. — С. 23−31.
  75. , С.И. Качество образования: проблемы и задачи изменения внутренней среды вуза/ С. И. Солонин, C.B. Кортов// Университетское управление: практика и анализ. 2003. — № 2. — С. 64−90.
  76. , С.А. Менеджмент качества в образовании. Проблемы, перспективы / С. А. Стапанов // Качество. Инновации. Образование. 2002. -№ 1.-С. 49−52.
  77. Стратегия и тактика управления качеством образования:
  78. Методическое пособие / Нуждин В. Н., Кадамцева Г. Г. и др. Иваново: ОМТ МИБИФ, 2003. — 215 с. (http://www.ispu.ru/library/lessons/qme/index.html)
  79. , А.И. Теоретико-методологические основы качества высшего образования / А. И. Субетто, Н. А. Селезнева. СПб. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001.- 136с.
  80. , А.Г. Кафедральная система обеспечения качества подготовки специалистов / А. Г. Суслов, А. Г. Овдиенко // Качество. Инновации. Образование. 2004. — № 3 (11). — С. 49−53.
  81. , А.Г. Кафедральная система управления качеством подготовки специалистов, основанная на процессном подходе / А. Г. Суслов, А. Г. Овдиенко // Инженерное образование. 2005. — № 3. — С. 82−89.
  82. , А.Г. От чего зависит качество подготовки специалистов/
  83. А.Г. Суслов, А. Г. Овдиенко // Качество. Инновации. Образование. 2003. -№ 4.-С. 58−62.
  84. , А.Г. Система обеспечения качества профессиональной подготовки специалистов различных уровней / А. Г. Суслов // Качество и жизнь. 2004. -№ 3. С. 133−139.
  85. , А.Г. Система оценки качества подготовки специалистов/ А. Г. Суслов, А. Г. Овдиенко // Качество. Инновации. Образование.- 2005. -№ 3. С. 58−61.
  86. , Н.В. Управлять качеством системно / Н. В. Тихомирова, А. Г. Гриценко, A.A. Зайцев // Стандарты и качество. -2005.-№ 9.-С. 82−84.
  87. Управление качеством: Основы обеспечения качества: в 2 т. / под общей редакцией Азарова В. Н. М.: МГИЭМ, 1999, Т.1. — 326 с.
  88. Управление качеством: Принципы и методы всеобщего руководства качеством: в 2 т. / под общей редакцией Азарова В. Н. М.: МГИЭМ, 2000, Т.2.-256 с.
  89. Управление качеством: учеб. для вузов / С. Д. Ильенкова и др.- под ред. С. Д. Ильенковой. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2006. -333 с.
  90. Управления качеством: учеб. пособие / М. Г. Круглов, Г. М. Шишков М.: МГТУ «СТАНКИН», 1999. — 234 с.
  91. , Н.В. Теоретическая модель конкурентоспособного специалиста/Н.В. Фомин //Инновации в образовании. -2004-№ 3. С. 74−81.
  92. Ю2.Чиркунова, С.К. О построении содержания общеспециальной подготовки инженера-педагога на основе системного подхода / С. К. Чиркунова, И. Я. Курамшин, В. Г. Иванов // Центр инженерной педагогики МАДИ (ТУ) М., 2001. С. 239−244.
  93. ЮЗ.Чистохвалов, В. Кредитные единицы входят в российскую высшую школу / В. Чистохвалов// Высшее образование в России. 2004. -№ 4.-С. 26−37.
  94. , А. Кредитно-рейтинговая система/ А. Чучалин, О. Боев // Высшее образование в России. 2004. — № 3. — С. 34−39.
  95. Юб.Шадриков, В. О показателях государственной аккредитации вузов / В. Шадриков, Е. Геворкян, В. Наводнов, Г. Мотова, М. Петропавловский // Высшее образование в России. 2001-№ 2. — С. 18−23.
  96. , В.Д. Составляющие качества образования/ В. Д. Шадриков // Качество высшего образования и подготовки специалистов к профессиональной деятельности. Труды Международного симпозиума.-Томск: Изд-во ТПУ, 2005. С. 21−24.
  97. , В.Е. Измерение процессов в современной системе менеджмента качества / В. Е. Швец // Методы менеджмента качества.2001.-№ 1.-С. 11−13.
  98. НО.Шкарин, В. Внутривузовское управление качеством обучения / В. Шкарин // Высшее образование в России. 2002. — № 5. — С. 29−33.
  99. , Ю.В. Стратегия образования XXI века и качество жизни / Ю. В. Шленов, Б. В. Бойцов, В. Н. Азаров, Ю. В. Крянев, М. А. Кузнецов // Качество. Инновации. Образование. 2002. — № 4. — С. 2−5.
  100. , П.Е. Качество высшего образования. Риски при подготовке специалистов/ П. Е. Щеглов, Н.Ш.Никитина// Университетское управление: практика и анализ. 2003. — № 1. — С. 46−59.
  101. , Н.П. Менеджмент качества образования высшего учебного заведения / Н. П. Щербаков // Качество. Инновации. Образование. -2004.-№ 3.-С. 43−49.
  102. , В.А. Создание системы менеджмента качества в техническом университете/ В. А. Юрьев, Е. В. Левченко, Л.А.Тарасова// Качество. Инновации. Образование. 2005. — № 4. — С. 42−48.
  103. , В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В. А. Ядов М.: Добросвет, 2000.-596 с.
  104. , Л.М. Работа преподавателя вуза: объективизация оценки ее качества/ Л. М. Яновский, И.В.Малов// Качество. Инновации. Образование. 2005. — № 2. — С. 35−38.
  105. Примечание. Фамилия автора Овдиенко изменена на фамилию Малаханова в связи с заключением брака 5.08.05г.
Заполнить форму текущей работой