Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Ценностно-смысловой подход в обучении философии как средство личностного развития школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Резюмируя сказанное, мы считаем главной ценностью современного образования личность ребенка, его права и достоинства, поэтому задачей школы должна стать переориентация образования, воспитания на новые концептуальные основы, связанные с полноценным развитием личности. Так изменения аксиологических основ обуславливает необходимость нового целеполагания, обновления содержания и инновационность… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИКО- МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ФИЛОСОФИИ В ШКОЛЕ
    • 1. 1. Философия как средство развития личности учащихся
    • 1. 2. Аксиологические основы философского образования 35 в школе
  • Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЛОСОФИИ В ШКОЛЕ
    • 2. 1. Сократический метод преподавания философии как средство самопознания
    • 2. 2. Герменевтический метод преподавания философии и его роль в развитии Я-концепции
  • Глава 3. ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
    • 3. 1. Анализ программ по философии для детей

Ценностно-смысловой подход в обучении философии как средство личностного развития школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Аксиологический (ценностно-смысловой) подход в преподавании философии для детей — проблема актуальная, нуждающаяся в изучении и осмыслении. Обучение философии в школе, начиная с первого класса, многие годы не принималось педагогами-практиками и философами-учеными всерьез. Существующие социальные реалии, а также специфика философии не позволяли говорить о теории и реализовать практику философского образования для младшеклассников, тем более использовать сократический и герменевтический методы обучения в рамках отечественной школы вообще и в преподавании философии с первого класса в частности.

Философия для детей, философская пропедевтика призвана стать не просто еще одним «новым» дополнительным предметом в школах, лицеях, гимназиях, а это предмет, призванный способствовать личностному развитию растущих детей и подростков. В настоящее время он уже занял достойное место в учебном плане некоторых образовательных учреждений. Хотя ценность философского знания очевидна, еще много придется доказывать необходимость и возможность детского и подросткового философского образования. Несмотря на непрерывное насыщение образовательного пространства новыми учебными программами, учебными пособиями, книгами для чтения по философии, теоретические основы, методика обучения философии с первого класса школы нуждаются в серьезной разработке. Необходимо также осмысление имеющегося опыта преподавания философии в старших классах школы и в вузах, обращение к ценному опыту истории философского образования.

Актуальность темы

исследования обусловлена кризисным состоянием школьного образования, ориентированного на разрастающийся объем знаний, на однородное, одинаково ценное для всех и для каждого знание, на знание вне культурно-исторических форм, без понимания его смысла и назначения в образовании, в культуре, в собственной жизни и жизни поколений. Проблема адекватности парадигмы образования миропониманию, соответствия доминантным ценностям, сложность культурно-исторической организации знания востребуют личностно-ориентированное содержание образования, способствующее самопознанию, самопониманию и самоопределению личности.

Проблему раннего философского образования детей (с начальной школы) актуализирует углубляющееся представление о самоценности детства. На наш взгляд, назрела острая потребность в философской пропедевтике, под которой мы подразумеваем целостный процесс приобщения детей к системе философских знаний, опыту творческой деятельности по овладению способами понимания в понятиях и их применению к осмыслению самого себя и мира, смысла и ценности жизни.

Такая постановка проблемы ставит перед преподаванием философии детям задачу развития растущей личности, всех ее сфер для адекватного самопонимания и самоопределения, развития Я-концепции, самопознания, приобретения черт идентичности, способности к самостоятельной ориентации в области духовно-этических ценностей.

Достижение этих целей, на наш взгляд, возможно только за счет реализации ценностно-смыслового подхода к обучению философии в школе (с первого класса), опирающегося на синергию сократического и герменевтического методов, на идеи диалога, понимающей педагогики, этической педагогики, развивающего обучения.

Степень разработанности темы исследования.

Особенность проблемы философского образования подрастающих поколений состоит в том, что она, с одной стороны, имеет глубокие исторические корни (с древнейших времен до настоящего времени), с другой стороны, является совсем юным творением. Это обстоятельство объясняется тем, что важность философского осмысления мира растущими детьми признавалась практически во всех культурах у разных народов и определенным образом решалась. Однако новизна проблемы философского образования детей связана с новыми условиями жизни подрастающих поколений, с возникшей в изменившихся исторических условиях необходимостью переоценки социально-гуманитарных ценностей, теоретико-методологических основ, а также существующей практики преподавания философии в школе.

Общетеоретические подходы к образованию как к приобщению подрастающих поколений к системе философских знаний о сущем, вечном, о целостности бытия, об их мировоззренческой направленности и личностной значимости для человека заложены в работах Платона, Аристотеля, Э. Роттердамского, Л. Н. Толстого, Р. Штайнера, Н. К. Рериха, Е. И. Рерих, С. И. Гессена.

Философские проблемы развития личности, нравственного становления, воспитания растущего человека освещены в работах Б. Г. Ананьева, В. В. Давыдова, К. А. Шварцман, Г. П. Щедровицкого и др.

Основы содержания философского образования рассматриваются в работах Н. Г. Бухарцевой, Э. Н. Гусинского, В. А. Карпунина, Н. И. Козлова, Г. М. Коростелева и др.

Особый интерес для нашей работы представляют исследования Л. М. Андрюхиной о культурно-исторической природе стиля науки и педагогики, в том числе об обучении подростков мыследеятельности, осуществлении «шагов» к культуре мышленияположения понимающей педагогики и разработка моделей понимания Л. А. Беляевойидеи этической педагогики, философского образования детей М. Н. Дудиной.

Вопросы частных методик обучения философии исследовались Л. А. Беляевой, Н. Г. Бухарцевой, Л. И. Забарой, В. В. Кимом, Л. И. Летягиным, А. Ю. Лобановой, И. Я. Лойфманом, Л. И. Ломакиной, Т. А. Савиной, Е. М. Струкчинской, М. Н. Фоминой, Н. Е. Щурковой, Н. С. Юлиной и др.

В последнее время расширился спектр научных исследований в области методологии, теории и практики философского образования, ориентированного на школу. В их числе работы А. И. Богатырева, Л. Н. Боголюбова, В. Р. Букина, С. Г. Георгиева, П. С. Гуревича, Н. С. Зинатуллиной,.

Е.В.Золтухиной-Аболиной, В. И. Купцова, М. И. Лифановой,.

В.П.Лукьянина, А. Ф. Малышевского, К. С. Пигрова, П. Е. Суслонова и др.

Интересны теоретические и практические исследования содержания и методов обучения философии зарубежными учеными и практиками. В их числе — Ф. Асканян, М. Липман, Г. Метьюс, М. Притчард, Р. Рид, Э. Шарп и др.

В то же время, несмотря на идущий в настоящее время научный поиск парадигмы современного образования, адекватной антропокосмическому миропониманию, гуманизации и гуманитаризации образования, проблема уточнения целей, содержания и выявления эффективных методов, средств обучения философии с детского возраста (с начальной школы) остается мало исследованной, особенно в отечественной педагогике. «Молодость» философского образования детей открывает перспективы разноплановым, полифоничным научным разработкам. Поэтому мы определяем развитие исследований в области методики философского образования в школе (с начальной школы) как новое направление педагогических исследований, направленное на разрешение важного противоречия между необходимостью раннего философского образования детей и недостаточной разработанностью теоретико-методологических и методических основ и реализующей их практики.

Важность раннего личностного развития детей в процессе изучения философии предопределила тему данного исследования: «Ценностно-смысловой подход в обучении философии как средство личностного развития школьников» .

Объект исследования: философское образование детей как средство развития личности учащихся.

Предмет исследования: аксиологические основы обучения философии в школе (начальной и основной).

Цель исследования: теоретически и методически обосновать ценностно-смысловой подход к философскому образованию детей как средству их личностного развития.

Гипотеза исследования: преподавание философии детям и подросткам, философская пропедевтика способствует личностному развитию каждого ребенка, подростка, если реализуются следующие условия:

• разработан и обоснован аксиологический подход к содержанию и методам обучения философии с первого класса школы;

• определено такое содержание философского образования, которое позволяет сделать философское знание доступным для понимания и применения детьми и подростками, для их личностного развития;

• выявлены эффективные методы обучения философии в школе (с начальной ступени) как основы философской пропедевтики, способствующие личностному развитию каждого ребенка и подростка.

Задачи исследования:

1. Изучить состояние теории и практики философского образования детей и подростков.

2. Определить теоретические и методические основы обучения философии в школе (с первого класса) как философской пропедевтики.

3. Проследить влияние философии на развитие способности личности ребенка к самопознанию.

4. Исследовать теорию и практику сократического метода обучения философии как средства развития самопознания детей и подростков.

5. Исследовать теорию и практику герменевтического метода обучения философии в школе.

6. Экспериментально обосновать значимость сократического и герменевтического методов обучения философии в школе для личностного развития.

Методологической основой исследования являются положения философий экзистенциализма, герменевтики (Г.Гадамер, В. Дильтей, М. Хайдеггер, К. Ясперс), философской антропологии (М.М.Бахтин, Н.А.Бердяев), аналитической и гуманистической психологии (Р.Бернс, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Эриксон, К. Юнг), культурно-исторической теории, личности и общепсихологической теории деятельности (А.Г.Асмолов, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. А. Сухомлинский, К.Д.Ушинский), свободного воспитания, педагогики ненасилия (Ш.А.Амонашвили, К. Н. Вентцель, С. И. Гессен, М. Липман, Ж.-Ж.Руссо, Л.Н.Толстой), общепсихологической теории деятельности (А.Г.Асмолов, А. Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн), лич-ностно-ориентированного обучения (А.А.Алексеев, Д. А. Белухин, И.С.Якиманская), понимающей педагогики (Л.А.Беляева), этической педагогики (М.Н.Дудина), педагогические исследования инновационных технологий обучения (М.В.Кларин).

Методы исследования: Выбор методов исследования обусловлен целью и задачами работы. Использовались теоретический и историко-педагогический анализ, концептуальный синтез философской, психологической, социологической, педагогической и методической литературы, педагогическое наблюдение и мониторинг, анкетирование, тестирование, анализ творческих работ учащихся, диагностические и коррекционные методы, тренинг, эксперимент.

Экспериментальная база. Эмпирическую базу работы составили исследования, проведенные в лингвистической гимназии № 13, СШ № 38, № 151, № 165, в центре дополнительного образования города Верхняя Пы-шма, а также в ряде образовательных учреждений города Екатеринбурга и Свердловской области (исследования на основе эпизодических уроков). В целом исследованием было охвачено 1580 человек.

Этапы исследования:

Первый этап (1993;1994гг.) — изучалась и анализировалась философская, психологическая литература, разрабатывались теоретико-методологические основы работы, осуществлялась апробация методов преподавания философии в школе с первого класса, определялись проблема, объект, предмет, цель исследования, формулировались гипотеза и задачи.

Второй этап (1995;1998 гг.) — проводилась опытно-экспериментальная проверка гипотезы, теоретических положений исследования, велась апробация методов.

Третий этап (1999;2000 гг.) — осуществлен анализ и теоретическое обобщение результатов, оформлены материалы диссертационного исследования, сформулированы общие выводы, разработаны методические рекомендации, применяемые в школьной практике.

Научная новизна исследования:

1. Определены аксиологические основы философской пропедевтики и обоснована педагогическая необходимость и методическая возможность философского образования детей.

2. Обоснованы теоретические положения о стиле детского философствования как культурологическом и образовательном феномене и собраны эмпирические данные о нем.

3. Выявлена синергия сократики и герменевтики в преподавании философии как ценностно-смысловое единство развивающих личность методов обучения.

4. Опытно-экспериментальным путем доказано позитивное влияние «философии для детей» на личностное развитие школьников.

5. Определены оптимальные педагогические условия взаимодействия учителя и учащихся в процессе преподавания философии как средства развития личности ребенка, подростка.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: • аргументирована необходимость и возможность раннего философского образования детей (философской пропедевтики);

• определен и описан феномен стиля детского философствования как отражение жизненного опыта ребенка, подростка;

• обоснован ценностно-смысловой подход как синергия сократического и герменевтического методов преподавания философии детям и подросткам;

• обоснована значимость ценностно-смыслового подхода к обучению философии для личностного развития школьников.

Практическое значение проведенного исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в:

1. Разработке содержания предметного блока по специальности: «Преподавание философии в начальной и основной школах» для студентов педагогических колледжей и педуниверситетов.

2. Разработке альтернативных программе «Философия для детей» М. Липмана (Нью-Джерси, США) учебных курсов и учебных планов, построенных на идеях русского космизма, российских источниках и современных реалиях.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на IV городских педагогических чтениях «Современные технологии в образовании» (Екатеринбург, 1998 г.), на областных педагогических чтениях «Образование человека: к будущему от прошлого» (Екатеринбург, 1998 г.), на V городских педагогических чтениях «Екатеринбургская школа на рубеже XX—XXI вв.еков: проблемы, приоритеты, перспективы» (Екатеринбург, 1999 г.), на Втором Российском философском конгрессе «XXI век: будущее России в философском измерении» (Екатеринбург, 1999 г.), на межрегиональной научно-практической конференции «Традиции и новаторство в развитии образования» (Тюмень, 1999 г.), на региональной научно-практической конференции «Культурологический подход в образовании» (Екатеринбург, 2000 г.), на научно-практической конференции «Социально-гуманитарное образование в средней и высшей школе» (Екатеринбург, 2000 г.), в семи публикациях автора. Исследования осуществлялись в процессе опытно-экспериментальной работы в лингвистической гимназии № 13 (г. Екатеринбург), СШ № 38 (г. Екатеринбург), МОУ № 33 (г. Верхняя Пы-шма), в Центре дополнительного образования «Спутник» (Кировский район, г. Екатеринбург).

На защиту выносятся:

1. Положение о необходимости и возможности раннего философского образования детей и подростков.

2. Концепция ценностно-смыслового подхода к раннему философскому образованию как одному из перспективных и значимых направлений личностного развития школьников.

3. Синергия сократического и герменевтического методов обучения философии, нацеленых на личностное развитие детей и подростков.

4. Положение о стиле детского философствования как отражении и способе актуализации жизненного и учебного опыта ребенка и подростка.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, бибилио-графии и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Резюмируя сказанное, мы считаем главной ценностью современного образования личность ребенка, его права и достоинства, поэтому задачей школы должна стать переориентация образования, воспитания на новые концептуальные основы, связанные с полноценным развитием личности. Так изменения аксиологических основ обуславливает необходимость нового целеполагания, обновления содержания и инновационность технологий обучения, включая оценивание результатов обучения. Реальный путь движения в разрешении поставленных задач мы видим в необходимости концептуально новой системы гуманитарного образования. В целостности и предметной упорядоченности ведущая роль, на наш взгляд, принадлежит философскому школьному образованию. Оно позволяет выработать, развить, структурировать ценностное отношение к миру, самостоятельно в сотрудничестве с педагогом и сверстниками создать собственную систему основных жизненных ценностей, целей, ориентаций и установок.

Результаты констатирующего, формирующего и проверочного эксперимента подтвердили гипотезу нашего исследования о влиянии философии на личностное развитие ребенка и подростка, на становление самопознания, самопонимания, самооценивания, самоопределения, оформление Я-концепции.

Опытным путем определены критерии, основные признаки готовности ребенка к раннему философскому образованию:

1. Наличный уровень развития высших психических функций — восприятия, внимания, памяти, речи, мышления.

2. Достигнутый уровень знаний, умений и креативности, некоторого жизненного опыта, предпонимания смысла человеческих отношений.

3. Наличие определенных ценностных ориентаций как предпосылочных в детском стиле философствования и необходимость их дальнейшего обогащения.

4. Особенности возрастного кризиса семи лет, связанные с изменением отношения к себе и возникновение аффективного обобщения, являющиеся истоками самооценки, саморефлексии.

5. Наличие неосознанной напряженной потребности самоактуализироваться, найти себя в деятельности, общении и творчестве.

Обобщив основные теоретические положения и результаты исследования, мы сформулировали следующие выводы:

• Проведенное иследование подтвердило, что раннее философское образования школьников (с 1 по 6 класс) необходимо и возможно.

• Разработка и обоснование ценностно-смыслового подхода в раннем обучении философии в школе (с 1 по 6 класс), определение содержания философского образования, реализация оптимальных условий взаимодействия учителя и учеников способствует личностному развитию детей и подростков.

• Раннее философское образование, философская пропедевтика, реализуемые синергией сократического и герменевтического методов, способствуют личностному развитию растущего человека посредством самопознания, нацеленного на самопонимание, самооценивание, самоопределение, оформление Я-концепции.

• Философия для детей и подростков на основе рефлексивности, становления духовности, личностного развития прививает подрастающим поколениям нравственные ценности, толерантность, миролюбие, способствует уменьшению насилия, продвижению демократии.

• Теория и практика философского, в частности пропедевтического, образования детей и подростков нуждаются в дальнейшем изучении, осмыслении и разработке как актуальные направления гуманизации и гуманитаризации образования.

Ill.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ш. А. Обучение, оценка, отметка.-М.: Знание, 1980.-96 с.
  2. Л.М. Стиль науки: Культурно-историческая природа.-Ека-теринбург: Изд-во УрГУ, 1992.-152 с.
  3. Л.М. Культура мышления (16шагов к культуре мышления): Образоват. (учеб.) программа для обучающихся 7−8 классов общеобразо-ват. шк.-Екатеринбург: Ин-т развития регионального образования, 1997.39 с.
  4. Аристотель. Сочинения. В 4-х т.-М.: Мысль, 1984.-Т. 4.-830 с.
  5. А.Г. Психология индивидуальности: Методологические основы развития личности в ист.-эволюц. процессе.-М.: Изд-во МГУ, 1986.-95 с.
  6. Ю.К. Избр. пед тр./Сост. М. Ю. Бабанский.-М.: Педагогика, 1989.-558 с.
  7. М.М. К философии поступка / Философия и социология науки и техники, 1984−1985.-М.: Наука, 1986.-249 с.
  8. М.М. Проблемы поэтики Достоевского.-4-е изд.-М.: Сов. Россия, 1979.-318 с.
  9. Ю.Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса.-М.: Наука, 1990.-248 с.
  10. И.Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества.- М.: Искусство, 1979.-424 с.
  11. А.С. Педагогика детства: (Основы возрасной педагогики).-Екатеринбург: Сократ, 1995.-152 с.
  12. В.Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать: Книга для учителя-М.: Просвещение, 1991.-168 с.
  13. Е.П. Образование. Педагогическое образование// Магистр, 1994, № 6.-С.8−12.
  14. Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики: Курс лекций. Ч.1.-М.-Воронеж: Ин-тпрактич. психологии: Модек, 1996.-318 с.
  15. Беляева J1.A. Проблема понимания в педагогической деятельности.-Екатеринбуг: Урал. гос. пед. ун-т, 1995.-73 с.
  16. П.Беляева J1.A. Социокультурные основания педагогической деятельности: Автореф.дис.д-ра филос.наук.-Екатеринбург, 1994.-45 с.
  17. Н.А. Философия свободы: Смысл творчества.-М.: Правда, 1989.608 с.
  18. Н.А. Самопознание. Опыт философской автобиографии.-М.: Книга, 1991.-446 с.
  19. Р. Развитие Я-концепции и воспитание.-М.: Прогресс, 1986.-422 с.
  20. B.C. Мышление как творчество.-М.: Политиздат, 1975.-399 с.
  21. B.C. От наукочтения к логике культуры: Два филос. введ. в двадцать первый век.-М.: Политиздат, 1991.-412 с.
  22. А.А. Личность и общение.-М.: Педагогика, 1983.-272 с.
  23. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.-М.: Просвещение, 1968.-464 с.
  24. Бубер М. Яи Ты.-М.: Высшая шк., 1993.-173 с.
  25. М. Два образа веры.-М.: ACT, 1999.-590 с.
  26. Ф.И. О преподавании отечественного языка.-Л.:Учпедгиз, 1941.248 с.
  27. А.П. Современные стратегии образования: варианты выбо-ра//Педагогика.-1997.-№ 2.-С.З-8.
  28. А.П. Философские основания современной парадигмы обра-зования//Педагогика.-1997. -№ 3. -С. 15−19.
  29. В.П. Избр. пед. соч. АПН СССР.-М.: Педагогика, 1987.-400 с.
  30. К.Н. Этика и педагогика творческой личности. Проблемы нравственности. Т.1. Этика творческой личности.-М.:Изд.Тихомирова, 1911.-338 с.
  31. Воспитание к Свободе: Педагогика Рудольфа Штейнера.-М.: Изд-во Моск.Центравальдорф.педагогики, 1993.-268 с.
  32. Л.С. Собр. соч.: В 6-тит.-М.: Педагогика, 1982−1984.
  33. Г. Г. Истина и метод: Основы филос. герменевтики: Пер. с нем.-М.: Прогресс, 1988.-699 с.
  34. Г. Г. Актуальность прекрасного.(Пер. с нем.).- М.: Искусство, 1991.-367 с.
  35. О.С. Ответственность школы за воспитание детей//Педагогика.-1997.-№ 4, — С.45−52.
  36. Г. Работы разных лет: В 2-хт.-М.: Мысль, 1970. Т. 1.-671 с.
  37. И.Ф. Избранные педагогические сочинения.-М.: Учпедгиз, 1940.-242 с.
  38. .С. Философия образования.-М.: Московский психологический институт, Флинта.-432 с.
  39. .С. Россия: образование и будущее: (Кризис образования в России на пороге XXI века).- Челябинск: Челяб. фил. ИПО, 1993.-240 с.
  40. Г. Игра в бисер.-М.: Худож. лит., 1969.-544 с.
  41. С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию.-М.: Школа-пресс, 1995.-448 с
  42. В.И. Проблемы структурирования миров образовательного пространства// Педагогика. 1997.-№ 3.- С. 10−15.
  43. В.И. Индивидуальность как предмет педагогической антропологии // Советская педагогика. 1991. № 9.-С.46−49.
  44. B.C. О формировании нового типа педагогического мышления // Философские науки. 1985. № 3.-С.38−42.
  45. В.В. Виды обобщений в обучении. М., 1972.
  46. В.В. Проблемы развивающего обучения.-М.: Педагогика, 1986.-240 с.
  47. Р. Избранные сочинения: Пер. с франц.-М.: Госполитиздат, 1950.-710 с.
  48. Г. Г. В защиту человеческой индивидуальности // Вопросы философии. 1990. № 3.-С.31−45.
  49. В. Наброски к критике исторического разума // Вопросы философии. 1988. № 4.-С. 135−152.
  50. В. Описательная психология: Пер. с нем.-СПБ: Алетейя, 1996.155 с.
  51. Ф. Избранные педагогические сочинения.-М.: Учпедгиз, 1956.-374 с.
  52. А. Ф. Руководство к образованию немецких учителей.//- Избр. пед. соч. М.: Учпедгиз, 1956.-376 с.
  53. Э.Д. Четвертая школьная реформа в России.-М.: Интерпракс, 1994.-248 с.
  54. М.Н. Педагогика: долгий путь к гуманистической этике.- Екатеринбург: Наука, 1998.-312 с.
  55. М.Н. Педагогика: самоценность детства.-Екатеринбург: УрГУ, 1999.112 с.
  56. М.Н. Философия в классе: Урок-диалог (Из опыта работы).-Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1995.-192 с
  57. Д. Введение в философию воспитания.-М.: Учпедгиз, 1921.-275 с.
  58. А.А. Ценности и понимание // Вопросы философии.-1987. № 8. С.31−43.
  59. Э.В. Философия и культура.-М.: Политиздат, 1991.-426 с.
  60. Е.Н. Рождение урока.-М.: Педагогика, 1986.-176 с.
  61. Е.Н. Научное образование в свете тенденции демократизации// Магистр.-1996.-№ 5.-С. 28−40.
  62. М.С. Человеческая деятельность.-М.: Политиздат, 1974.-328 с.
  63. М.С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений.-М.: Политиздат, 1988.-315 с.
  64. М.С. Некоторые вопросы взаимосвязи философии и педагогики // Советская педагогика. 1981. № 10.-С.56−63.
  65. П.Ф. Общий ход развития русской педагогики и ее главные пе-риоды//Педагогика.-1992.- № 3−4.-С.67−73.
  66. П.Ф. История руской педагогики//Педагогика.-1992.-№ 7−8.-С. 67−81.
  67. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках.-М.: Арена, 1994.-222 с.
  68. А. Г. Социокультурные смыслы детства.-Екатеринбург: Банк Культурной Информации, 1998.-152 с.
  69. В.О. Два воспитания //Сочинения: В 9 т.-М.: Мысль, 1990.-Т.9.-С.5−28.
  70. JI.H. Цель и смысл жизни человека.-М.: Наука, 1984.-324 с.
  71. О.Н. Введение в теорию воспитания.-М.: Интерпракс, 1994.-208 с.
  72. А .Я. Великая дидактика // Избр. пед. соч.: В 2-х т.-М.: Педагогика, 1982.- Т.1.-656 с.
  73. Кон И. С. Открытие «Я».-М.: Политиздат, 1978.-367 с.
  74. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самопознание.-М.: Политиздат, 1984.-335 с.
  75. Я. Педагогическое наследие: Пер. с польск.-М.: Педагогика, 1990.-267 с.
  76. Краткая философская энциклопедия.-М.: Прогресс, 1994.-576 с.
  77. Краткий философский словарь/ Под ред. Алексеева А.П.-М.: Проспект, 1997.-400 с.
  78. СЮ. Ребенок и взрослый в учебном диалоге.-М.: Просвещение, 1989.- 127 с.
  79. А.А. Психология общения.-М.: Смысл, 1997.-365 с.
  80. М. Обучение с целью уменьшения насилия и развития миролюбия // Вопросы философии.-1995.-№ 2.-С.110−121.
  81. М. Пикси: приложение к курсу философия для детей. Екатеринбург: Сфера, 1993. — 64с.
  82. М. Элфи: приложение к курсу философии для детей. Екатеринбург: Сфера 1993. -71с.
  83. Личность: определение и описание // Вопросы психологии.- 1992.-№ 3−4.С. 34−42.
  84. В.П., Георгиев С. Г. Начала мудрости. Екатеринбург, 1999. -54с.
  85. Ю.М. Динамическая модель семиотической системы. Тарту: Изд-во ун-та, 1978.-432 с.
  86. А. Новые рубежи человеческой природы/ Пер. с англ.-М.: Смысл, 1999.-425 с.
  87. А. Психология бытия.: Пер. с англ.-М.: Рефл-бук- Киев: Ваклер, 1997.-304 с.
  88. .М. Нетрадиционная педагогика.-Екатеринбург: Урал, литератор, 1993.-50 с.
  89. А.В. Я и мир моей любви. Учебный курс для учащихся 1−11 кл. Екатеринбург, 1996. — 47с.
  90. Методика преподавания философии и социологии. Материалы межвузовской конференции, Екатеринбург, 1998.-87 с.
  91. Мид М. Культура и мир детства/ Пер. с англ. М.: Наука, 1988.-429 с.
  92. М. Опыты. В. З-хт.-М.: Наука, 1985.
  93. Мудрик А. В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе.-М.: Просвещение, 1983.-269 с.
  94. Ф. Сочинения: В 2-хт.-М.: Мысль, 1990.-Т.2.-830 с.
  95. ЮО.О. Игорь (Цветков). На исходе ценностей// Философия духовности, образования, религии. Екатеринбург, 1999.-113 с.
  96. А.В. Возрастная и педагогическая психология.- М.: Просвещение, 1989.-267 с.
  97. Программно-методические материалы. Обществознание. 10−11кл. / Сост. Т. И. Тюляева. М.: Дрофа, 1999. — 128с.
  98. Е. Письма. Новосибирск: Наука, 1992.-527 с.
  99. Ю4.Роджерс К. Взгляд на психотерапию: Становление человека: Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1994.-480 с.
  100. Ю5.Розов Н. С. Культура, ценности и развитие образования.-М.: Исследовательский центр по проблемам управления качеством подготовки специалистов, 1991.-154 с.
  101. Н.С. Философия гуманитарного образования.-М.: Исследовательский центр по проблемам управления качеством подготовки специалистов, 1993.-194 с.
  102. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании. Спб. 1915.
  103. В.Д. Педагогический процесс: Социально-педагогический ас-пект.-Екатеринбург: ИРРО, 1995.-127 с.
  104. Ю9.Современная западная философия. Словарь.-М.: Прогресс, 1991.-298 с.
  105. ИО.Стурова М. П. Система образования и молодежная преступность// Педагогика, 1998, № 6.-С.3−10.
  106. Сумерки богов.-М.: Политиздат, 1989.-396 с.
  107. В.А. Сердце отдаю детям.-М.: Наука, 1982.-288 с.
  108. JI.H. Поли. собр. соч. Т. 8. М., 1936.-453 с.
  109. К.Д. Избр. пед. соч. Т.1., М.: Педагогика, 1974.
  110. Филосфия для детей. М.: ЦОП Института философии РАН, 1996. -241с.
  111. М.Н. Я в мире филосфии. -Чита: Поиск, 1999. 160с.
  112. М. Письмо о гуманизме И Проблема человека в философии. М., 1988.-С.78−136.
  113. М. Основные понятия метафизики // Вопросы философии. 1989. № 9.-С. 116−163.
  114. Час души: Книга для чтения / Под ред. Ремизова В.Б.-Тула, 1990−1995.
  115. Н.Б. Возраст вопросов.-М.: Педагогика, 1991.-78 с.
  116. Г. П. Педагогика и логика.-М.: Наука, 1993.-322 с.
  117. Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ.-М.: Ленато ACT, 1996.-593 с.
  118. Н.С. О педагогической методике обучения миролюбию М. Липмана // Вопросы философии. 1995, № 2, С. 106−109.
  119. Юнг К. Г. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее.-М.: Мар-тис, 1995.-320 с.
  120. Юнг К. Г. Конфликты детской души.-М.: Канон, 1995.-333 с.
  121. И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения//Вопросы психологии. 1995, № 2. С. 31−41.
  122. М.Г. Оппонентные круги в общении//Вопросы философии. 1989, № 10. С.37−59.
  123. Bohm D. On Dialogue // Thinking: The Journal of Philosophy for Children. 1998, Vol. l4.-№l.-P.2−7.
  124. Gils van Y. Children Playing and Children Doing Philosophy: Why are they both so Interesting // Thinking. 1995. Vol. 12, № 3, p.2−18.
  125. Lipman M., A. M. Sarp. Philosophy in the Classroom. Philadelphia, 1980.
  126. Lipman M. Thinking in Education. N.Y. 1991. 280p.
  127. Peirce C.S. Collected Papers. Harvard Univ. Press. 1965. 560p.
  128. Rogers К. Freedom to Learn to the 80-s. Columbus-Toronto-London
  129. Sydney, 1983. 312p. 134. Sharp A.M. The Community of Inquiry: Education for Democracy //
  130. Thinking. 1991. № 2. p.31−37. 135. Thinking// Vol, 1−12.
  131. Лингвистическая гимназия № 13
  132. Философская пропедевтика. Программа для детей и подростков1. Авторы1. Токарева Е. В. Яценко О.Ю.1. Екатеринбург 19 961. Пояснительная записка
  133. Все эти принципиально значимые подходы обуславливают актуальность программы. Успешное обучение возможно лишь в обстановке психологического комфорта, уважительного отношения к личности каждого ученика, его взглядов, суждений, поощрения его деятельности.
  134. Программа рассчитана на пять лет обучения, её реализация проходит в три этапа.
  135. Начальная ступень обучения.
  136. Цель: путем введения в круг философских проблем развивать у учащихся способность думать и говорить рассудительно, способствовать формированию научно-теоретического стиля мышления.
  137. Основы речевого общения Речевой этикет
  138. Цель: содействовать складыванию устойчивых навыков речевого общения.
  139. На всех названных этапах идет постепенное овладение знаниями и умениями творческой деятельности.
  140. Наименование раздела Количество часов В том числетеоретических практических
  141. Начальная ступень обучения философии 1 класс «Элфи» 115 302 класс «Элфи» 34 3 класс «Пикси» 34 5 класс «Пикси» 17
  142. Основы речевого общения 5 класс «Речевой этикет» 17 5 12
  143. Этика и этикет 6 класс 34 19 151. Итого: 166 часов
  144. Занятие 2 Человек в мире людей.
  145. Занятие 3 Человек в мире идей и вещей.
  146. Занятие 4 Вопрос открытая дверь в познание мира.1. Занятие 5 Я и мой мир.1. Занятие 6 Я и природа.
  147. Занятие 7 Явление и сущность.
  148. Занятие 8 Форма и содержание.
  149. Занятие 9 Логическое мышление. Логика.
  150. Занятие 10 Что значит «быть нужным кому-нибудь?»
  151. Занятие 11 Причина и следствие.
  152. Занятие 12 Знание и незнание.
  153. Занятие 13 Мудрость. Мудрый и умный.
  154. Занятие 14 Виды различий и сходства.
  155. Занятие 15 Проблема выбора.
  156. Занятие 16 Доказательства. Убедительные доводы.
  157. Занятие 17 Секрет. Уважение к личности.1. Занятие 18 Классификация.
  158. Занятие 19 Многозначные понятия.
  159. Занятие 20 Очевидное и вероятное.
  160. Занятие 21 Реально и нереально.
  161. Занятие 22 Проблема Бога. Сверхъестественное.1. Необъяснимое.1. Занятие 23 Судьба.1. Занятие 24 Совесть.
  162. Занятие 25 Счастье и несчастье.
  163. Занятие 26 Красота и гармония.
  164. Занятия 27, 28 Образное сравнение.
  165. Занятие 29 Школа: Учителя и ученики.
  166. Занятие 30 Истина. Правда и ложь.1. Занятие 31 Часть и целое.
  167. Занятие 32 Всё ли можно сравнивать?1. Виды отношений.
  168. Занятие 33 Дружба. Дружеские отношения.1. Занятие 34 Итоговое.1. Философская сказка.1. Пикси"3 класс
  169. Занятие 2 Занятие 3 Занятие 4 Занятие 5 Занятие 6 Занятие 7
  170. Занятие 8 Занятие 9 Занятие 10 Занятие 11 Занятие 12 Занятие 131. Занятие 14
  171. Занятие 15 Занятие 16 Занятие 17 Занятие 181. Занятие 191. Занятия 20,211. Занятие 22,23
  172. Занятие 24 Занятия 25, 26 Занятия 27, 281. Занятие 291. Занятия 30,311. Занятия 32, 331. Занятие 341. Вводное.
  173. Философия — любовь к мудрости. Предмет философии. Понятие и имя.
  174. Свобода как осознанная необходимость. Таинственное существо. Реально и нереально. Познай себя.
  175. Сравнение. Сходство и различие, точноесовпадение и подобие.1. Обычные сравнения.1. Изменения во всем.1. Вопросы.1. Дружба.
  176. Правильно, неправильно, несущественно.
  177. Для чего нужна человеку речь?1. Человек и общество.1. Сон, пробуждение.1. Сновидения.1. Семья.
  178. Родственные отношения. Отношение понятий друг к другу. Способности человека. Уникальность человека. Человек и его «Я». Самосознание. Философская дискуссия. Монолог, диалог. Нормы и правила.
  179. Доказательство, аргумент, контраргумент. Предположение, гипотеза. Вывод. Язык, мышление, речь.
  180. Рассказ, сказка, история, миф, повествование. Свобода выбора.
  181. Права и обязанности. Правило, закон.
  182. Что значит «быть самим собой».1. Отношения между людьми.
  183. Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобыпоступали с тобой. Права детей
  184. Человек и природа. Природа живая и неживая.1. Жизнь как ценность.
  185. Научно-технический прогресс и экология. Познание, исследование. Удивление миром. Познание жизни, мира, себя. Повторительно-обобщающее Конкурс творческих работ.1. Пикси5 класс1. Занятие 2
  186. Занятие 3 Занятие 4 Занятия 5, 61. Занятие 71. Занятие 81. Занятия 9, 101. Занятие 111. Занятие 12, 131. Занятие 14 Занятие 151. Занятие 161. Занятие 171. Вводное.1. Философия и жизнь.
  187. Тайны, секреты, вопросы, загадки.1. Загадки мира.1. Миф и реальность.1. Знание и незнание.
  188. Я мыслю, следовательно, я существую". Мысль и чувства. Человек и его жизнь. Судьба.
  189. Жизнь и смерть. Проблема Бога, душа. Сравнение. Метафоры. Обобщение. Часть и целое. Логика. Круги Эйлера
  190. Г. А., Кириченко Г. И. Уроки по речевому этикету 5×6 х классах. М., 1995.
  191. БойкоА.П. Занимательная логика. Задачи и упражнения. М., «Спектр-5», 1994.
  192. Л.Б. Добро и зло как этические категории. М., Знание, 1975
  193. Всё об этикете. Книга о нормах поведения в любых жизненных ситуациях / под ред. И. М. Крохиной, А. П. Крупеничной. Ростов-на-Дону, изд-во «Феникс», 1995.
  194. Н.Г. Азбука общения. Книга для учащихся. Самара, 1994.
  195. А.А. Золотое правило нравственности. М., 1982.
  196. М.Н. Философия в классе. Урок-диалог Екатеринбург, изд-во Ур. Университета, 1995.
  197. Золотухина-Аболина Е. В. Страна Философия.- Ростов-на-Дону, изд-во «Феникс», 1995.
  198. Игры: обучение, тренинг, досуг / под ред. В. В. Петрусинского. -М., 1995.
  199. Л.А. Я ищу друга. Очерки. Л., 1979.
  200. О.А. Игры в самих себя. М., 1995.
  201. Т.Ф. Этика и этикет. Серия «Библиотека лицеиста» М., 1995.
  202. П.А. Этика. М., 1991.
  203. Кон И. С. Дружба. М., 1980. Его же. В поисках себя. М., 1984.
  204. Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1995.
  205. И.Ю., Аскоченская Т. Ю., Бонк И. А. Как развивать внимание и память. М., 1991.
  206. МалышевскийА.Ф., Карпунин В. А., Пигров К. С. Введение в философию. М., 1995.
  207. З.С. Азбука общения. Книга для преподавателя истории риторики в школе. Самара, 1994.
  208. В.А., Дубко Е. Л. Идеал, справедливость, счастье. М., 1989.
  209. Скажи по другому (пособие: речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии). Самара, 1994.
  210. Философия для детей. Программы «Элфи», «Пикси», 1 и II ступень обучения. Екатеринбург: «Сфера», 1994, 1995.1. Содержание курса1. Элфи1 класс1. Занятие 21. Занятие 3 Занятие 41. Занятие 5 Занятие 61. Занятие 7
  211. Занятия 8,9 Занятие 10 Занятие 11
  212. Занятие 12 Занятие 13 Занятие 14 Занятие 15 Занятие 161. Занятия 17, 181. Занятие 191. Занятие 201. Занятие 21
  213. Занятия 22, 23 Занятие 24 Занятие 251. Занятие 26 Занятие 271. Занятие 28 Занятие 291. Занятие 301. Вводное.
  214. Философия — любовь к мудрости Имя.
  215. Имена и понятия Сон, сновидения. Сегодня и завтра. Настоящее и будущее. Взросление. Я и время.
  216. Познание себя познание жизни, мира.1. Моё тело и мой мозг.1. Мышление. Удивление.1. Мыслить существовать.1. Манеры1. Моя школа1. Тайна, загадка1. Тайны мира.1. Добро и зло1. Единичное и общее.1. Способности человека
  217. Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой.1. Земля. Космос. Вселенная.
  218. Что находится за пределами всего.1. Некто и нечто.1. Пространство и время.1. Я — философ.
  219. Кем я буду, когда вырасту.1. Конкурс творческих работ.
  220. Перечень рекомендуемого учебно-методического обеспечения
  221. Н.Г. Азбука общения. Книга для учащихся. Самара, 1994.
  222. Т.Ф. Этика и этикет. Серия «Библиотека лицеиста» М., 1995.
  223. Пикси: книга для учащихся к курсу «Философия для детей» (II ступень обучения) /авторизованный перевод М. Н. Дудиной. Екатеринбург: «Сфера», 1995.
  224. Элфи: книга для учащихся к курсу «Философия для детей» (I ступень обучения) /авторизованный перевод М. Н. Дудиной. Екатеринбург: «Сфера», 1994.
Заполнить форму текущей работой