Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организационно-педагогические условия повышения эффективности целостного педагогического процесса дополнительного образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретической базой исследования явились: концепции инновационных процессов в образовательных учреждениях (В.Я. Ляудис, М. М. Поташник, A.M. Саранов), педагогические труды исследователей проблемы дополнительного образования детей (Л.Н. Буйлова, Е. Б. Евладова, В. В. Вольская, М. Б. Коваль, О. Е. Лебедев, Н. А. Морозова, А.Б. Фомина), психолого-педагогические концепции обучения взрослых (С.Г… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические основы повышения эффективности целостного педагогического процесса дополнительного образования
    • 1. 1. Дополнительное образование взрослых и детей как педагогическая проблема
    • 1. 2. Особенности целостного педагогического процесса дополнительного образования
    • 1. 3. Моделирование эффективного целостного педагогического процесса дополнительного образования взрослых и детей
  • Выводы по первой главе

ГЛАВА 2. Практика создания организационно-педагогических условий, способствующих повышению эффективности педагогического процесса дополнительного образования (на примере НУДО «Центр иностранных языков «Лингва»).

2.1. Практика обеспечения целостности педагогического процесса дополнительного образования.

2.2. Практика создания организационно-педагогических условий, способствующих повышению эффективности целостного педагогического процесса дополнительного образования в центре иностранных языков «Лингва».

2.3. Анализ эффективности целостного педагогического процесса дополнительного образования в Центре иностранных языков «Лингва».

Выводы по второй главе.

Организационно-педагогические условия повышения эффективности целостного педагогического процесса дополнительного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современных условиях образовательное учреждение — основной социальный институт, обеспечивающий учебно-воспитательный процесс и реализующий все имеющиеся возможности для достижения основной цели образования — умственного развития, формирования физически, нравственно здоровой личности и развития ее гражданского потенциала.

Тем не менее, за прошедшее десятилетие обострились проблемы экстенсивного расширения содержания образования и интенсификации нагрузки на ученика и учителя. «За последние 30 лет число предметов в школе увеличилось почти на треть, а недельная нагрузка на ученика возросла в 1,5−2 раза в зависимости от вида образовательного учреждения.» (172, 47).

Как отмечает Э. Д. Днепров, содержание образования на 50% анахронично, но, что еще важнее, на 90% не усваивается учениками, поскольку оказывается им просто ненужным, а многим — непосильным (46, 235−236).

Для определения целей и задач образования применительно к новым условиям необходимо соотнести личные цели граждан, цели и задачи, выдвигаемые обществом и стратегические цели образования, предъявляемые к системе образования государством. На наш взгляд, в последнее время возникло несовпадение этих целей, результатом которого стало снижение познавательной активности. Психологи отмечают, что к третьему классу падает интерес к учению, с 6−7 класса дети или учатся по принуждению (36%), или вообще отказываются от дальнейшего образования и занимаются коммерческой деятельностью. Лишь 18% детей осознают необходимость знаний. Глубокий интерес к знаниям, который сочетается с мотивами долга, ответственности, отмечается лишь у 7% старшеклассников (56, 334).

В современных условиях для того, чтобы человек мог справиться с задачами, которые ставит перед ним жизнь, «пульсом общества» должно стать обучение на протяжении всей жизни. Это отмечалось в докладе Международной Комиссии по образованию ЮНЕСКО, сделанном Ж. Делором в Париже в 1996 году и посвященном проблемам образования XXI века. «Обучение на протяжении всей жизни должно не только адаптироваться к изменениям в характере деятельности, но и способствовать непрерывному процессу формирования цельной личности — ее знаний и способностей» (30, 33).

В настоящее время в странах Европейского Союза ведется работа по созданию общеевропейской системы непрерывного образования и обсуждается проект «Меморандума непрерывного образования», определяющего стратегию непрерывного образования на личностном и институциональном уровнях в странах Европы (сайт Европейской ассоциации образования взрослых www.eaea.org).

Реформы, происходящие в нашей стране в последнее десятилетие, раскрепощают общество и личность, требуют от человека восприятия и «переваривания» большего объема информации, и как следствие — более высокого уровня общеобразовательной и общекультурной подготовки. Интеллектуализация труда, быстрая смена техники и технологии, увеличение международных контактов, в том числе и на межличностном уровне, стремление к культуре, к овладению плодами цивилизации все более характерно для наших дней. Эти тенденции вызывают необходимость постоянного обучения в течение всей жизни и, по мнению A.M. Новикова, «обусловливают необходимость замены формулы «образование на всю жизнь» на формулу «образование через всю жизнь» (121, 11).

Нд^лицо парадоксальная ситуация, когда, с одной стороны, сама жизнь ставит задачу непрерывного образования как средства побуждения человека к постоянному развитию и самосовершенствованию, а с другой — уже в начальной школе большинство детей тяготится обучением и впоследствии теряет к нему всяческий интерес.

Одним из путей решения этой проблемы, по нашему мнению, могло бы стать развитие системы дополнительного образования детей и взрослых (далееДО). Именно оно на практике реализует идеи свободного развития, образования по выбору, наиболее полно учитывает интересы личности и удовлетворяет реальные жизненные потребности обучающихся независимо от возраста.

В настоящее время отмечается активизация развития сети учреждений дополнительного образования. Так, по всей стране более 8 миллионов школьников (172, 48) постоянно занимаются своим любимым делом — художественным творчеством, экологией, физической культурой и спортом, туризмом и краеведением, техническим творчеством, учебно-исследовательской деятельностью и т. д.

В Рязанской области функционируют 96 учреждений дополнительного образования детей, где занимаются около 60 тысяч учащихся (67% от их общего количества, что на 20% больше, чем в среднем по России) (из доклада начальника Управления по делам образования, науки и молодежной политики Рязанской области А. Д. Канунникова на конференции, посвященной 85-летию государственной системы дополнительного (внешкольного) образования детей, состоявшейся 27 ноября 2003 года в г. Рязани).

Дополнительное образование детей возможно только при тщательно продуманном его сочетании с основным образованием. Снижение ежедневной учебной нагрузки в школе, обновление содержания школьного образования согласно принципу природосообразности и требованиям жизни, применение «здоровье сберегающих» технологий позволит высвободить время, уменьшить совокупную нагрузку и предоставит детям возможность более системно заниматься в учреждениях дополнительного образования.

Умелое соединение основного (школьного) и дополнительного образования создает предпосылки для всестороннего и многогранного учебно-воспитательного воздействия на личность, обеспечивающего формирование и развитие у подрастающего поколения тех свойств и качеств, которые дают ему возможность жить и трудиться в новых динамично развивающихся социально-экономических условиях (173, 139).

В учреждениях дополнительного образования создается благоприятный психологический фон для достижения успеха, при котором обучающийся не боится неудач, что положительно влияет на его учебную деятельность. Практика показывает, что чем выше уровень школьного образования, тем шире спектр интересов подрастающего человека. Основная школа не в состоянии удовлетворить эти интересы в одиночку. Активная интеграция основного и дополнительного образования способна обогатить содержание и формы школьной жизни. Многообразие учреждений дополнительного образования детей не только способствует построению их индивидуальной образовательной траектории, но и позволяет вносить свой вклад в решение таких острых проблем, как безнадзорность, детский алкоголизм, наркомания и др.

Наряду с образованием детей, образование взрослых в современных условиях становится существенным фактором социально-экономического развития страны, важным направлением педагогической деятельности. Образование взрослых способно повысить мобильность взрослого человека и тем самым стать важным средством его социокультурной «самозащиты». Образованный человек, по мнению JI.H. Лесохиной, обретает большую внутреннюю свободу действий, решений, поступков. Он более мобилен, способен к самостоятельному восприятию информации (следовательно, более обучаем), склонен к размышлениям, критическому анализу жизни. Поскольку образование обогащает содержание жизни человека, он становится менее подверженным внешним влияниям, способен самостоятельно строить свою жизнь и в молодости, и в пору зрелости, и на пороге старости (179, 16).

В начале XXI века в нашей стране процент взрослых, нуждающихся в дополнительном, профессиональном и общекультурном обучении, постоянно растет (около 20 миллионов человек нуждаются в переподготовке и повышении квалификации (82, 187).

Сфера дополнительного образования взрослых ориентируется на реальные потребности ее пользователей, опирается на прогнозируемые нужды общества, отдельных групп населения и конкретной личности. Мы полностью согласны с утверждением В. Ф. Хозова о том, что «в образовании взрослых доминанта развития человека как субъекта профессиональной деятельности должна уступить место доминанте развития человека в его целостности: как субъекта, личности и индивидуальности» (178, 10).

Вопросам дополнительного образования детей посвящено много статей в педагогической литературе, в частности, в информационно-методическом журнале «Внешкольник», одним из учредителей которого является Центр развития системы дополнительного образования детей Министерства образования РФ. Однако в большинстве статей преподаватели-практики описывают деятельность своего учреждения, не уделяя достаточного внимания теоретическому осмыслению и научному обоснованию сущности и принципам педагогического процесса ДО и условиям повышения его эффективности. Что касается дополнительного непрерывного образования взрослых, то ему еще предстоит стать предметом всестороннего научного осмысления.

Разработка вопроса об условиях повышения эффективности педагогического процесса в учреждениях дополнительного образования стала возможной на основе научных исследований, посвященных:

— разработке теоретических аспектов организации педагогического процесса (С.Я. Батышев, В. П. Беспалько, В. М. Блинов, В. И. Загвязинский, Ю. А. Конаржевский, В. М. Коротов, Н. В. Кухарев, И .Я. Лернер, Б. Т. Лихачев, А. И. Мищенко, А. А. Орлов, М. Н. Скаткин, В. А. Сластенин, Н. Ф. Талызина и др-);

— разработке теоретических основ оптимизации учебно-воспитательного процесса (Ю.К. Бабанский, В. А. Черкасов и др.);

— проблемам и роли дополнительного образования детей (В.В. Белова, А. К. Бруднов, Л. Н. Буйлова, В. В. Вольская, И. А. Дрогов, Е. Б. Евладова, Н. Кленова, М. Б. Коваль, С. В. Кочнева, А. Б. Фомина, Т. И. Фролова и др.);

— педагогическим и психологическим проблемам обучения взрослых (Б.Г. Ананьев, С. Г. Вершловский, А. П. Владиславлев, М. Т. Громкова, С. И. Змеёв, Ю. Н. Кулюткин, Н. Д. Малахов, А. Е. Марон, В. И. Подобед, В. Г. Онушкин, Г. С. Сухобская, Е. П. Тонконогая и др.);

— особенностям деятельности взрослых обучающихся (Л.И. Анциферова, Н. О. Вербицкая, Ю. Н. Кулюткин и др.);

— дидактическим и методическим принципам обучения взрослых (С.И. Зме-ёв, А. И. Колесникова, JI.H. Лесохина, Т. В. Шадрина и др.);

— подготовке преподавателей для обучения взрослых (Т.Г. Браже, С.Г. Вер-шловский, В. А. Сластенин и др.).

На наш взгляд, вопросы, касающиеся условий оптимизации педагогического процесса, путей повышения его эффективности в учреждениях дополнительного образования детей и взрослых еще недостаточно осмыслены и обоснованы педагогической наукой, не обобщался инновационный опыт их деятельности.

Отмечая в целом положительную динамику развития системы дополнительного образования взрослых и детей, следует признать наличие существенных противоречий, обусловленных как внешними факторами, так и внутренними особенностями современного этапа ее развития:

— с одной стороны, растущая дифференциация по профилю, продолжительности обучения, типам и видам учреждений ДО взрослых и детей, в том численегосударственных, с другой — недостаточное внимание теоретическому осмыслению и обоснованию сущности и единых принципов педагогического процесса дополнительного образования;

— с одной стороны, наличие теоретических концепций различных аспектов совершенствования учебно-воспитательного процесса основного образования, с другой — отсутствие переноса и применения основополагающих идей в сферу ДО;

— с одной стороны, выраженное стремление человека к повышению уровня своей общекультурной и профессиональной подготовки, возрастающие требования государства, общества и отдельной личности к качеству образования, с другой — отсутствие комплекса организационно-педагогических условий, обеспечивающих высокое качество и эффективность дополнительного образования;

— с одной стороны, направленность государственной образовательной политики на обеспечение непрерывного характера образования, с другой — недостаток дополнительных образовательных программ, обеспечивающих непрерывность, вариативность, многоуровневость и преемственность ДО.

С учетом указанных противоречий была сформулирована тема настоящего исследования: «Организационно-педагогические условия повышения эффективности целостного педагогического процесса дополнительного образования».

Таким образом, научная проблема заключается в теоретическом обосновании и практической разработке комплекса организационно-педагогических условий, которые обеспечили бы повышение эффективности целостного педагогического процесса дополнительного образования.

Цель диссертационного исследования: выявление комплекса организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность целостного педагогического процесса дополнительного образования.

Объектом исследования является целостный педагогический процесс дополнительного образования.

Предмет исследования: организационно-педагогические условия эффективного педагогического процесса дополнительного образования.

В качестве гипотезы исследования нами выдвинуто предположение о том, что эффективность педагогического процесса дополнительного образования поv> -А.

S- ' О высится, еслисозданы для этого определенные организационно-педагогические условия, а именно:

1) обеспечена целостность педагогического процесса ДО;

2) целостный педагогический процесс ДО построен на основе парадигмы «обучающийся (воспитанник) — содержание ДО — педагог ДО», предусматривающей субъект-субъектный, личностно-деятельностный, ориентационно-прогностический и информационно-конструктивный подходы;

3) обновлено содержание дополнительного образования, учитывающее мотивы, потребности и интересы обучающихся, базирующееся на принципах непрерывности, вариативности, многоуровневости и преемственности образования, обеспечивающее индивидуальную образовательную траекторию обучающегося в системе ДО;

4) применяются личностно ориентированные педагогические технологии.

Сформулированная гипотеза подлежит как теоретической, так и экспериментальной проверке, поэтому исследователем были поставлены и решались следующие задачи:

1. Определить на основе теоретического анализа сущность и принципы целостного педагогического процесса дополнительного образования.

С, '•-yV.r-.OK-'.

2. Установить основные процессы-компоненты, придающие педагогическому процессу ДО качество целостности.

3. Спроектировать целостный педагогический процесс ДО на основе парадигмы «обучающийся — содержание ДО — педагог ДО», предусматривающей реализацию субъект-субъектного, личностно-деятельностного, ориентаци-онно-прогностического, конструктивно-содержательного подходов и применение личностно-ориентированных педагогических технологий.

4. Разработать обновленное содержание дополнительного образования по иностранным языкам для взрослых и детей, учитывающее мотивы, потребности и интересы обучающихся, базирующееся на принципах природосообразно-сти, непрерывности, вариативности, многоуровневости, преемственности и прак-тикоориентированности, обеспечивающее индивидуальную образовательную траекторию обучающегося.

5. Разработать критерии и показатели эффективности целостного педагогического процесса дополнительного образования.

6. Экспериментально проверить результативность модели повышения эффективности целостного педагогического процесса в условиях дополнительного образования (на примере обучения иностранному языку).

Методологическую основу исследования составляют целостный, системный, личностно-деятельностный подходы к познанию и проектированию процессов и явлений в образовании (Ю.К. Бабанский, М. А. Данилов, B.C. Ильин, Ю. А. Конаржевский, Н. В. Кузьмина, C.JI. Рубинштейн, В.А. Сластенин), концепция гуманистического личностно-ориентированного подхода в воспитании и обучении (Е.В. Бондаревская, И. А. Колесникова, С. В. Кульневич, В.В. Сериков), концепция непрерывного дополнительного образования (Н.А. Морозова), идеи развития инновационных учебных заведений (B.C. Библер, В. А. Караковский, А. Г. Каспржак и др.), основные положения методологии педагогики и методики исследования (М.Н. Алексеев, О. С. Анисимов, Н. И. Загузов, А. Н. Кочетов, В. В. Краевский, М.Н. Скаткин).

Теоретической базой исследования явились: концепции инновационных процессов в образовательных учреждениях (В.Я. Ляудис, М. М. Поташник, A.M. Саранов), педагогические труды исследователей проблемы дополнительного образования детей (Л.Н. Буйлова, Е. Б. Евладова, В. В. Вольская, М. Б. Коваль, О. Е. Лебедев, Н. А. Морозова, А.Б. Фомина), психолого-педагогические концепции обучения взрослых (С.Г. Вершловский, А. П. Владиславлев, С. И. Змеев, Ю. Н. Кулюткин, Л. Н. Лесохина, В. И. Подобед, Г. С. Сухобская и др.), теории развития личности в зрелом возрасте (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев) — исследования по педагогическим технологиям (В.П. Беспалько, Л. К. Гребенкина, С. И. Змеев, Плигин, Н.Е. Щуркова), психол о го-педагогические концепции оптимизации процесса обучения иностранному языку (И.А. Зимняя, Г. А Китайгородская, Я.М. Колкер).

Кроме того, нами изучены и использованы федеральные, муниципальные и локальные нормативно-правовые акты по вопросам дополнительного образования, результаты исследований педагогов, методистов и передовой педагогический опыт различных учреждений дополнительного образования.

Для решения поставленной проблемы использовалась комплексная система методов исследования: теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы, законодательных актов в сфере образованиянаблюдениеанкетированиебеседымоделированиеизучение и обобщение педагогического опытаописаниесравнениепедагогический экспериментметоды статистической обработки и анализа результатов исследования.

Опытно-экспериментальной базой исследования стало негосударственное учреждение дополнительного образования (далее — НУДО) «Центр иностранных языков «Лингва» (г.Рязань). Изучался опыт НУДО «Рязанский Учебно-деловой центр «Морозовский проект». Исследованием было охвачено более 500 обучающихся, более 20 педагогов дополнительного образования. Результаты исследования апробировались в негосударственном учреждении дополнительного образования «Центр иностранных языков «Лингва».

Исследование проводилось в период с 1997 по 2005 г. Общий замысел и логика исследования определили следующие этапы и последовательность работы.

Первый этап (1997;1999гг.) — информационно-поисковый — связан с накоплением и обобщением педагогического опыта поиска путей совершенствования педагогического процесса учреждения дополнительного образованияуточнением методологического аппарата исследования, изучением научно-методической литературы, документов. Осуществлялась экстраполяция основных идей и положений общей педагогики и психологии в сферу дополнительного образования. Наряду с этим, в естественных условиях на базе НУДО «Рязанский учебно-деловой центр «Морозовский проект» выполнялась экспериментальная работа, направленная на выявление отдельных организационно-педагогических условий, способствующих эффективному решению научной проблемы, мотивов, интересов и потребностей обучающихся, а также проведена работа по определению состояния и характера течения педагогического процесса, его перспектив и удовлетворенности им со стороны обучающихся и педагогов учреждения.

Второй этап (2000;2005гг.) — формирующий эксперимент, в ходе которого был выявлен и проверен комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающих целостность и повышение эффективности педагогического процесса дополнительного образования в рамках парадигмы дополнительного образования «обучающийся — содержание ДО — педагог ДО" — созданы и апробированы новые программы дополнительного образования по иностранным языкамразработана и апробирована модель повышения эффективности целостного педагогического процесса дополнительного образования, направленная на реализацию данного комплекса организационно-педагогических условий.

На третьем этапе (2004;2005гт.) продолжался формирующий эксперимент, осуществлялось теоретическое и прикладное осмысление результатов педагогического эксперимента, проводились анализ и обработка результатов исследования и литературное оформление диссертации, обсуждение основных результатов исследования на заседаниях педагогического совета НУДО «Центр иностранных языков «Лингва», кафедры педагогических технологий Рязанского государственного педагогического университета имени С. Есенина, научно-практических конференциях.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— введено понятие «целостный педагогический процесс дополнительного образования», понимаемое нами как целенаправленное добровольное рефлексивное и творческое взаимодействие обучающихся (воспитанников) по поводу культу-росообразного содержания образования, осуществляемое при поддержке педагога, направленное на удовлетворение потребностей как общества, так и самой личности в ее развитии и самореализации;

— определены особенности целостного педагогического процесса дополнительного образования, его принципы и процессы-компоненты;

— спроектирован целостный педагогический процесс ДО на основе парадигмы «обучающийся — содержание ДО — педагог ДО», предусматривающей реализацию субъект-субъектного, личностно-деятельностного, ориентационно-прогностического, конструктивно-содержательного подходов и применение лич-ностно-ориентированных педагогических технологий;

— разработано обновленное содержание дополнительного образования по иностранным языкам для взрослых и детей, учитывающее мотивы, потребности и интересы обучающихся, базирующееся на принципах природосообразности, непрерывности, вариативности, многоуровневости, преемственности и практи-коориентированности, обеспечивающее индивидуальную образовательную траекторию обучающегося;

— разработаны и обоснованы критерии эффективности целостного педагогического процесса ДО, основными из которых являются: самоактуализация личностиудовлетворенность обучающихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью учреждения дополнительного образованияконкурентоспособность учреждения ДО;

— разработана и апробирована модель повышения эффективности целостного педагогического процесса дополнительного образования, основанная на парадигме дополнительного образования «обучающийся — содержание ДО — педагог ДО».

Теоретическая значимость исследования:

— разработана на основе анализа, синтеза и обобщения концепция целостного педагогического процесса дополнительного образования, теоретически обоснована возможность перенесения идей и концепций совершенствования педагогического процесса основного образования в сферу дополнительного образования;

— определено содержание комплекса организационно-педагогических условий, способствующих повышению эффективности целостного педагогического процесса ДО, включающего: обеспечение целостности педагогического процесса ДОпостроение целостного педагогического процесса ДО на основе парадигмы дополнительного образования: «обучающийся — содержание ДО — педагог ДО" — применение личностно ориентированных педагогических технологийобновление содержания дополнительного образования по иностранным языкам с учетом принципов непрерывности, вариативности, многоуровневости, преемственности образования.

Практическая значимость исследования определяется:

— возможностью внедрения разработанной модели повышения эффективности целостного педагогического процесса дополнительного образования различными государственными и негосударственными учреждениями ДО;

— использованием обновленного содержания дополнительного образования.

1 1 по иностранным языкам для взрослых и детей, учитывающего мотивы, потребности и интересы обучающихся, базирующегося на принципах природосообраз-ности, непрерывности, вариативности, многоуровневости, преемственности и практикоориентированности, обеспечивающего индивидуальную образовательную траекторию обучающегося;

— применением разработанных и апробированных критериев эффективности целостного педагогического процесса дополнительного образования при осуществлении самооценки и оценки деятельности УДО;

— возможностью использования материалов исследования в процессе повышения квалификации педагогических и руководящих работников системы дополнительного образования.

Достоверность и обоснованность научных результатов исследования обеспечивается опорой на методологию системных педагогических и психологических исследованийтеоретической и практической обоснованностью исходных методологических позицийприменением комплексной методики исследованиявзаимопроверяемостью и сопоставляемостью полученных данныхапробацией и внедрением полученных результатов в практику деятельности учреждений ДОмноголетним опытом педагогической деятельности в учреждениях ДОдлительностью экспериментавозможностью повторения экспериментальной работыдостаточным числом участников эксперимента.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись поj средством модернизации деятельности НУДО «Центр иностранных языков l/t «Лингва" — проектирования целостного педагогического процесса в НУДО'^' «Центр иностранных языков «Лингва» на основе парадигмы дополнительного образования «обучающийся — содержание ДО — педагог ДО», предусматривающей субъект-субъектный, личностно-деятельностный, ориентационно-прогностический и информационно-конструктивный подходы и применения личностно ориентированных педагогических технологийапробации обновленных образовательных программ в учреждениях ДОпубликаций материалов исследования.

Результаты работы докладывались на российских и региональных научно-практических конференциях, обсуждались на кафедре педагогических технологий Рязанского государственного педагогического университета имени С.Есенина.

Всего по теме диссертационного исследования автором опубликовано шесть печатных работ.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Понятие целостного педагогического процесса дополнительного образования как целенаправленного добровольного рефлексивного и творческого взаимодействия обучающихся (воспитанников) относительно культуросообраз-ного содержания образования, осуществляемого при поддержке педагога и направленного на удовлетворение потребностей как общества, так и самой личности в ее развитии и самореализации.

2. Целостность педагогического процесса дополнительного образования как качество, характеризующее его высший уровень, которое в системе ДО достигается благодаря пяти взаимосвязанным процессам-компонентам: 1) совместному целеполаганию- 2) конструированию содержания дополнительного образования с учетом жизненного опыта обучающихся и при их участии- 3) взаимодействию обучающихся между собой и с педагогом дополнительного образования по поводу содержания дополнительного образования- 4) взаимодействию обучающихся с педагогом дополнительного образования на уровне неформального общения между субъектами- 5) освоению обучающимися содержания дополнительного образования без непосредственного участия педагога ДО (самообразование).

3. Парадигма дополнительного образования «обучающийся (воспитанник) — содержание ДО — педагог ДО» как концептуальная модель эффективного целостного педагогического процесса ДО, предусматривающая субъект-субъектный, личностно-деятельностный, ориентационно-прогностический и информационно-конструктивный подходы и применение личностно ориентированных педагогических технологий.

4. Обновление содержания дополнительного образования взрослых и детей в целях обеспечения индивидуальной образовательной траектории обучающегося обусловлено принципами природосообразности, культуросообразно-сти, непрерывности, вариативности, многоуровневости, преемственности и прак-тикоориентированности и учетом мотивов, потребностей и интересов каждого обучающегося.

Структура диссертации соответствует логике научного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы и приложений.

Выводы по второй главе.

1. На основе анализа полученных данных в ходе констатирующего эксперимента была выявлена недостаточная эффективность педагогического процесса дополнительного образования и низкая удовлетворенность педагогическим процессом обучающихся и преподавателей в учреждении ДО.

2. Опытно-экспериментальная работа по повышению эффективности педагогического процесса дополнительного образования, включала следующие направления: проектирование целостного педагогического процесса в центре иностранных языков «Лингва" — организацию и включение в деятельность преподавателей центраорганизацию постоянного взаимодействия обучающихся и преподавателей центра в рамках парадигмы «обучающийся — содержание ДО — педагог ДО" — выявление и экспериментальную проверку созданных педагогических условий, обеспечивающих эффективность педагогического процесса в центре иностранных языков «Лингва" — разработку и апробацию новых программ дополнительного образования по иностранным языкампрактическую проверку выработанной модели эффективного педагогического процесса дополнительного образования, предусматривающей реализацию субъект-субъектного, личностно-деятельностного, ориентационно-прогностического и информационно-конструктивного подходов и применение личностно ориентированных педагогических технологий.

3. Повышение эффективности педагогического процесса дополнительного образования может быть достигнуто, если в учреждении ДО созданы следующие педагогические условия:

1) обеспечена целостность педагогического процесса ДО;

2) внедрена парадигма «обучающийся — содержание ДО — педагог ДО», предусматривающая субъект-субъектный, личностно-деятельностный, ориента-ционно-прогностический и информационно-конструктивный подходы;

3) применяются личностно ориентированные педагогические технологии;

4) разработана и реализуется модель повышения эффективности целостного педагогического процесса ДО;

5) обновлено содержание дополнительного образования.

4. В результате формирующего эксперимента было достигнуто повышение эффективности целостного педагогического процесса дополнительного образования, выразившееся в росте образованности и развитости обучающихся, реализации поставленных ими субъективных целей, увлеченном отношении к обучению и включенности в непрерывный процесс дополнительного образования и самообразования, повышении их коммуникативных умений и навыков, а также удовлетворенности педагогов содержанием, организацией и условиями трудовой деятельности и взаимоотношениями в коллективе.

Заключение

.

Теоретический анализ источников по изученной проблеме, обобщение передового психолого-педагогического опыта, собственная опытно-экспериментальная работа диссертанта подтвердили гипотезу исследования и позволили сделать следующие выводы:

1. В результате исследования усовершенствована классификация учреждений дополнительного образования, дано более точное определение понятия «дополнительное образование», под которым мы понимаем целенаправленный целостный личностно-ориентированный процесс, свободно избранного человеком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, содействующий его саморазвитию и самореализации на протяжении всей жизни, а также результат овладения социально значимым культурным опытом и формирования личности посредством осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основного образования.

2. Раскрыта сущность понятия «целостный педагогический процесс дополнительного образования» как целенаправленное добровольное рефлексивное и творческое взаимодействие обучающихся (воспитанников) по поводу культуро-сообразного содержания образования, осуществляемое при поддержке педагога, направленное на удовлетворение потребностей как общества, так и самой личности в ее развитии и самореализации.

3. Определена специфика целостного педагогического процесса в учреждении дополнительного образования, выражающаяся:

— в реализации права каждого человека на свою собственную образовательную траекторию;

— учете специфических принципов образования: элективности обучения, непрерывности общекультурного развития личности, индивидуализации и дифференциации, совместного целеполагания, творчества как обучающихся, так и педагога, экологичности социальных и образовательных условий;

— содействии целостному гармоничному развитию каждой личности с учетом индивидуальных способностей, особенностей и интересов;

— реализации прежде всего компенсирующей и адаптирующей функций;

— обеспечении синтеза общекультурной и профессиональной подготовки;

— равноправном сотрудничестве и содружестве педагога и обучающегося;

— использовании инновационных форм, методов и технологий обучения и воспитания, обеспечивающих развитие обучающегося как целостной личности;

— вариативности учебных планов и программ дополнительного образования с учетом индивидуальных особенностей обучающихся и опорой на знания и их субъективный опыт;

— определении результативности педагогического процесса согласно поставленным целям.

4. Структура целостного педагогического процесса дополнительного образования представляет собой комплекс компонентов, тесно взаимосвязанных между собой и на практике позволяющих реализовать концептуальную модель, обеспечивающую эффективность целостного педагогического процесса дополнительного образования взрослых и детей.

5. Разработанная и апробированная в ходе исследования модель повышения эффективности целостного педагогического процесса дополнительного образования, базирующаяся на парадигме «обучающийся — содержание ДО — педагог ДО», реально позволяет довести педагогический процесс в учреждении дополнительного образования до уровня целостности.

6. Повышение эффективности целостного педагогического процесса ДО при внедрении разработанной нами модели обеспечивается благодаря реализации в ее рамках субъект-субъектного, личностно-деятельностного, ориен-тационно-прогностического, информационно-конструктивного подходов и применению личностно ориентированных педагогических технологий.

7. Качественные изменения в развитии, обучении и воспитании обучающихся являются следствием создания следующих педагогических условий:

— обеспечения целостности педагогического процесса ДО;

— внедрения парадигмы «обучающийся (воспитанник) — содержание ДОпедагог ДО»;

— применения личностно ориентированных педагогических технологий;

— обновления содержания дополнительного образования.

Проведенная опытно-экспериментальная работа подтвердила прямую зависимость качества и эффективности дополнительного образования от вовлеченности обучающихся в процесс совместного целеполагания и планирования образовательной деятельности, оптимального использования труда каждого педагога дополнительного образования и всего педагогического коллектива.

При условии содержательной и организационной адаптации результатов исследования к решению педагогических задач оно может быть использовано в различных видах учреждений ДО взрослых и детей и образовательных учреждениях других типов.

Исследование в целом подтвердило правомерность поставленной проблемы и корректность выдвинутой нами гипотезы. Однако, мы осознаем, что выполненная работа не исчерпывает всех проблем, касающихся условий повышения эффективности целостного педагогического процесса дополнительного образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.П. Мастерство воспитателя. -.УЦ 1971." • с
  2. Ю.П. Искусство воспитывать: Кн. для учителя. -М.: Просве9 гщение. 1984- L
  3. Актуальные проблемы дополнительного образования. Учебный материал. Составитель Педаяс М.И.-Таллинн., 1983. С. 11.
  4. Ш. А. Школа Жизни. М. Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2000.- 144с.
  5. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса.-Минск. 1990. 560с.
  6. П.К. Теория функциональной системы.// Успехи физиологических наук. -М. 1970.Т.1, № 1. СЗЗ
  7. Антология педагогической^ мысли России второй половины XIX — начала XX вв./ Сост. П. А. Лебедев.-М.$ 990. С
  8. В.В., Сергеев Н. К. Профессиональное становление будущего учителя в условиях учебно-научно-педагогического комплекса (мотивацион-ный аспект): Монография. Волгоград: Перемена, 1997.-205 с.
  9. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. Учебн. метод, пособие. -М.: Высшая школа, 1980.". с
  10. А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике разви-тия.//Внешкольник. 1997. № 9
  11. Ю.К. Избранные педагогические труды./Сост. М.Ю. Ба-банский. М.: Педагогика-^. 1983. w ¦ с
  12. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.о г
  13. Методические основы).- М.: Педагогика, 1982. —. с ¦
  14. Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности.о г1. М.: Педагогика. 1981. 4
  15. С. Профессионализм учителя способность к нескончаемому диалогу .//Народное образование. № 7. 2001. с. 103.
  16. В.А. Творческое развитие детей средствами дополнительного образования. Автореферат канд. дисс.-М., 1998.
  17. В.П. Слагаемые педагогической технологии.-М.: Педагогика, 1989.
  18. В.П. Некоторые вопросы педагогики высшего образования.-Рига. 1972.
  19. В.П. Основы теории педагогических систем. (Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических систем). Воронеж, 1977. -172 с.
  20. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Уч. методич. пособие. -М.: Высшая школа, 1989.
  21. Бестужев-Лада И. В. Четыре условия гуманизации образования// День науки в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов: Матер, конф. -СПб. 1996. С. 172
  22. Бим И. Л. Об одном из возможных подходов к составлению программы по иностранным языкам. //Иностранные языки в школе.1992.№ 1.С. 5.
  23. . Структура процесса воспитания (методический аспект). Каунас. 1984.
  24. П.П. Педология. М., 1925.
  25. Т.Г. Принципы оценки деятельности андрагога. // Педагогика. № 6, 2000. с. 18.
  26. Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации/Пер с англ. К. И. Бабицкого. М., 1977
  27. Г. П. Внешкольная работа // Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / Гл. Ред. В. В. Давыдов М.: Большая Российская энциклопедия. Т.1. 1993.
  28. JI.H., Кочнева С. В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛА-ДОС, 2001.
  29. Л.Н. Педагог дополнительного образования готовится к аттестации. Народное образование. № 7, 2001. с. 59
  30. А.П. Социокультурная динамика образования. Исторический опыт России. Дубна.: «Феникс+», 2001.
  31. Х.С. Доклад Делора: перспективы развития образования взрослых // Перспективы. Сравнительные исследования в области образования. -1998,-Том ХХП.-№ 2.
  32. В.П. Основы новой педагогики / Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX вв. — М.: Педагогика, 1990. — 600 с.
  33. М.А., Оганянц Б. Г. Непрерывное образование и совершенствование педагогического процесса в высшей школе.: Учебное пособие. Воронеж: ВГПИ, 1990.
  34. Н.О. Образование взрослых на основе их жизненного (ви-тагенного) опыта.//Педагогика. № 6. 2002. С. 14.
  35. В. Коммерция и дидактика курсового обучения. //Частная школа. № 2, 1997. С. 111.
  36. С.Г. Общее образование взрослых: Стимулы и моти-вы.-М. Педагогика, 1987. 184 с.
  37. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации/Под ред. Е. Н. Степанова.-М.:ТЦ Сфера, 2003. 128 с.
  38. Л.С. Педагогическая психология.-М. 1991.
  39. Л.С. Психология развития как феномен культуры. -М.: ИПП. 1996.-512 с.
  40. О.С. От авторитарного образования // Новые ценности образования. -М., 1995. № 2. С. 18.
  41. .С. Философия образования для XX века / Мир образования. 1996. № 4. с. 49 — 54.
  42. В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образо-вания/В.П. Голованов. -М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС., 2004.
  43. П.В. О теории общего образования взрослых до Октября и в первые годы после революции: Учеб. пособие. М., 1974.
  44. Л.К., Анциперова Н. С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы/М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.- 160 с.
  45. В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000. 240 с.
  46. Э.Д. Три источника и три составные части кризиса шко-лы.//Народное образование.-2000.-.№ 2.-С.235−236.
  47. Е. Образование взрослых: преемственность и разви-тие.//Педагогика, № 7. 2001. с. 107.
  48. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. О. Е. Лебедева.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  49. Дополнительное образование. Словарь-справочник/Автор-составитель Д. Е. Яковлев.-М.:АРКТИ, 2002.-112с.
  50. В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М.: Педагогика, 1989.
  51. Е.Б., Л.Г. Логинова, Н. Н. Михайлова. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС., 2002.- 352с.
  52. В.И. Противоречия процесса обучения. Свердловск., 1971.
  53. В.И. Педагогическое творчество учителя. -М.: Педагогика, 1987. 159 с.
  54. В.Г., Чернышев А. П. Акмеологические проблемы профессионализма. М. 1993. (Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: обзор информ.), Выпуск 6. С. 6.
  55. Закон РФ «Об образовании», 1992.
  56. А.С. Образование: философия, культурология, политика. -М.: Наука. 2002.
  57. B.C., Рудик Г. А. Андрагогика. Учебное пособие. -Спб., 1994.
  58. В.И. Образовательная программа школы: структура, содержание, технология обработки. -М.: Образовательный центр"Педагогический поиск", 1998. 170 с.
  59. В.И. Условия адаптации учителей к работе со взрослыми учениками// Вечерняя средняя школа. № 4. 1988. С. 36.
  60. И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. -М.: Просвещение, 1991.-222с.
  61. С.И. Андрагогика: основы теории и технологии обучения взрослых. -М.: ПЕР СЭ, 2003. 207 с.
  62. С.И. Образование взрослых в России и в мире.//Педагогика.№ 6, 1999. с. 106.
  63. С.И. Технология обучения взрослых.// Педагогика. № 7, 1998.
  64. С.И. Технология обучения взрослых: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 128 с.
  65. А.В. Дополнительное образование детей: Теория и методика социально-педагогической деятельности. -Ярославль.: Академия развития: 2004.
  66. Г. Ф. Психологические условия формирования у работающей молодежи положительного отношения к учению./ЛЗечерняя средняя школа. № 5, 1999.
  67. B.C. Целостный подход к формированию лично-сти./Теоретическо-методологические основы формирования личности школьника и студента.: Межвузовский сборник научных трудов. -Волгоград: ВГПИ им. А. С. Серафимовича. 1990.
  68. B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс).- М.: Педагогика, 1984.
  69. Т.В. Система педагогической деятельности как показатель эффективности работы педагога и учреждения дополнительного образования детей. -Материалы Всероссийской научно-практической конференции 3−5 июня 1997. -Ярославль. С. 24
  70. Т.И. Системно-структурный подход к организации обуче-ния.-М., 1972.
  71. П.Ф. Педагогический процесс. СпБ, 1905. 156 с.
  72. В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности -основа целостного учебно-воспитательного процесса.-М. 1993. С. 18
  73. Г. А. Методика наука или искусство? //Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. № 3. 1998. С. 11.
  74. М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига, НПЦ «Эксперимент», 1995. — 176 с.
  75. Н., Буйлова Л., Щибеко Н. Как разработать программу развития учреждения дополнительного образования детей.// Народное образование, № 5, 2001.
  76. М.А. Гуманизация образования: методы интенсивного обучения иностранным языкам.// Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. № 3. 1998.
  77. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  78. Я.М., Устинова Е. С., Еналиева Т. М. Практическая методика обучения иностранному языку: Учебное пособие. Рязань: Изд-во РГТТУ, 1997.
  79. Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999. 224 с
  80. Н.И. Логический словарь.-М., 1975.
  81. С. Проблемы и перспективы развития системы дополнительного профессионального образования. // Народное образование.-2000.-№ 2.-С. 187.
  82. А.П., Корнилов Б. И. Педагогические основы и организация воспитательной работы в средних специальных учебный заведениях. М. «Высшая школа». 1979.
  83. А.В. Современные методы обучения английскому язы-ку/А.В. Конышева. Мн.: ТетраСистемс, 2003. — 176 с.
  84. В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса: Учебное пособие. М., 1983.
  85. В.В. Проблема целостности учебно-воспитательного процесса в средней школе. Советская педагогика. 1984, № 9.
  86. Д. Формирование учебных навыков. М., 1986.
  87. Г. Ю. Перспективные школьные технологии : Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России. 2000.-224с.
  88. Е.В., Киянова М. К. Технология успеха. М.: Дело, 1993.- 181с.
  89. И.А. Программно-методическое обеспечение дополнительного образования: Учебно-методич. пособ. для руководителей и педагогов системы дополнительного образования детей/Ряз. обл. ин-т развития образования.-Рязань, 1997.-82с.
  90. Н.В., Кухарев Н. В. Психологическая структура деятельности учителя. — Гомель. 1976. Основы педагогического мастерства: Учебн. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений / Под ред. И. А. Зязюна, -М.: Просвещение. 1989.
  91. Н.В. Методы системного педагогического исследования.-JI.1980.
  92. Ю.Н. Психологические особенности взаимодействия учителей и учащихся.//Вечерняя средняя школа. № 1. 1988. С. 38
  93. Ю.Н. Психология обучения взрослых. -М. «Просвещение». 1985.
  94. Н.В., Савельев Г. В. Управление учебно-воспитательным процессом в школе: Учеб-метод, пособие для руководителей школ организаторов образования. -Мн.: Ред. журнал. «Адукацыя: выкавание»., 1997.
  95. JI. Логическая игра. М., 1991.
  96. О.Е. Теоретические основы педагогического целеполагания в системе образования: Дис. док. пед. наук. -СпБ, 1992. 380 с.
  97. Л.А. Логика педагогического процесса. М.: Знание., 1980.
  98. А.Н. Избранные психологические произведения. -М., 1990.
  99. А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т./Под ред. В. В. Давыдова и др. -М.'Педагогика. 1983. -Т. 1. 302с
  100. И.Я. Базовое содержание общего образования. // Советская педагогика.- 1991. -№ 11. С. 15−21о
  101. И.Я. Дидактические основы методов обучения.Му1982.~
  102. Х.И. Как воспитывает процесс обучения? -М.: Знание, 1982Г
  103. А.С. Воспитание в советской школе. М.^1966. — 256 с.
  104. А.С. Проблемы школьного советского воспитания (тезисы). -Соч.: В 7-ми т. Т.VII. -М., 1958.
  105. Н.Д. Педагогические основы среднего образования взрослых. -М.: Просвещение, 1985.— с
  106. Д.Ш., Полев ДМ., Мельникова Н. Н. Управление качеством образования на^основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга.-М.'(2001. С
  107. М.Д. Образование взрослых в меняющейся России .//Вечерняя средняя школа. № 2. 1994. с. 27.
  108. Е.Н. Внешкольное образование, его значение, организация и техника. 2-е изд. доп. и перераб. М.: Наука. 1916.? С
  109. Е.Н. Внешкольное образование, его значение, организация и техника.
  110. Л.М. Учитель как личность и профес-сионал. -М.!(1994.' ^
  111. П. Энциклопедия педагогических средств, коммуникаций и технологий. Лондон, 1978. — 305 с.114^ Михайлова Н. Н. Педагогическое общение: как стать профессиона-лом.-М>(Г994. 0 С
  112. Н.А. Дополнительное образование многоуровневая система в непрерывном образовании России. — М.: МГУП, 2001. — 279с^
  113. А.В. Учитель: мастерство и вдохновение.-М.^986. «
  114. А.В. Социализация и воспитание. М.1997
  115. B.C., Горянина В. А. Развитие, воспитание и психологическое сопровождение личности в системе непрерывного образования: концепция и опыт Института развития личности РАО // Воспитание и развитие личности. -М., 1997
  116. A.M. Принципы построения системы непрерывного профессионального образования.// Педагогика. № 3. 1998. С.11
  117. Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному языку. -М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2004. 380 с. (4) с. — (Образование в документах и комментариях).
  118. С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. -М.: Азбуковник, 2003.
  119. Организация обучения в вечерней школе/Под ред. С. Г. Вершловского. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.-112с.
  120. Основы андрагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /И.А. Колесникова, А. Е. Марон, Е. П. Тонконогая и др.- Под ред. И. А. Колесниковой.- М. Издательский центр «Академия», 2003. 240с.
  121. Основы педагогического мастерства: Учебн. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений / Под ред. И. А. Зязюна, -М.: Просвещение. 1989.
  122. От передового учителя к передовому коллективу. Опыт совершенствования учебно-воспитательного процесса в школах./Под ред. Ю. К. Бабанского, А. Н. Зевиной.-М.: Педагогика, 1980.
  123. Е.И. и др. Мастерство и личность учителя: На примере преподавания иностранного языка. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Флинта: Наука, 2001.
  124. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. Под ред. И. П. Подласого. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2003. С. 162
  125. Педагогика: Учебн. пособие для студентов пед. институтов. /Под ред. Ю. К. Бабанского.-М.: Просвещение, 1988.
  126. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов- Под ред. В. А. Сластенина.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.- С. 72
  127. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие / Под ред. Л. К. Гребенкиной, Л. А. Байковой М.: Педагогическое общество России, 2000.-256 с
  128. Педагогический процесс как объект профессиональной подготовки учителя. / Под ред. Н. Д. Хмель.-Алма-Ата. 1984.
  129. Педагогический энциклопедический словарь/гл. ред. Б.М. Бим-Бад- Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. М.: Большая Российская энциклопедия. 2002.
  130. Перспективы. Сравнительные исследования в области образования. Том XXVII, № 2,1998.
  131. В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-методическое пособие. 3-е изд., испр. и доп.- М.: Издательство «Гном и Д», 2001.
  132. Г. В. Программа дополнительного образования американских школьников «4-Н». //Педагогика, № 5. 1999. с. 110.
  133. А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика. Монография. М.: «КСП+», 2003,432 с.
  134. М. М. Как различать результаты образования. Народное образование. № 9. 1999. с. 137.
  135. М.М., Моисеев A.M. Управление современной школой (В вопросах и ответах): Пособие для рук. образоват. учрежден., органов образования М.: Новая школа, 1997. — 352 с.
  136. М.М. Управление качеством дополнительного образованиям/Народное образование.№ 7. 2001. с. 55.
  137. Практический курс методики преподавания иностранных языков: английский, немецкий, французский: Учеб. пособие /П.К. Бабинская, Т. П. Леонтьева, И. М. Андреасян, А. Ф. Будько, И. В. Чепик. Изд. 2-е, стер.-Мн: ТетраСистемс, 2003. -288с.
  138. Проектирование систем внутришкольного управления / Пособие для руководителей образовательных учреждений и территориальных образовательных систем / Под ред. A.M. Моисеева. М., 2001. — 384 с
  139. Развитие психофизиологических функций взрослых людей / Под ред. Б. Г. Ананьева, Е. И. Степановой. М., Педагогика. 1977.
  140. И.П. Диагностика развития педагогического творчества учителя. Пятигорск, 1992. — 196 с
  141. Г. В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г. В. Рогова, Ф. М. Рабинович, Т. Е. Сахарова. -М.: Просвещение, 1991.
  142. К. К теории творчества Взгляд на психотерапию. Становление человека. -М. 1994
  143. С.Л. Общие основы психологии: В 2 т. Т.2. — М.: Педагогика, 1989. — 328 с.
  144. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с
  145. А.В. Внешкольное образование российского зарубежья: методология, теория, практика: Монография. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина., 2002.
  146. В., Чистова И., Кузнецова В., Казарин Л. Дополнительное образование: идеи и решения.// Высшее образование в России. № 5,2000. с. 13.
  147. В.П. Управление образовательными системами. Программно-методическое пособие. М., 2000. — 136 с.
  148. В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ ХАУ управлении педагогическими системами. — М.: Пед. общество России, 1999.
  149. М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. -М. 1980
  150. В.А., Мищенко А. И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя. Учебное пособие. -М.:Прометей, 1997.- 200с.
  151. Сластенин. М.: Изд. дом Магистр-Пресс, 2000. — 488с.
  152. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности.-М.: 1995. 251с.
  153. Современная гимназия: Взгляд теоретика и практика/Под ред. Е. С. Полат. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2000.
  154. Ю.П. Системный подход к воспитанию школьников.-М. 1990.
  155. Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. -М.: Педагогика, 1986. 136с.
  156. Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей/Е.Н. Соловова .- 2-е изд. -М.: Просвещение, 2003. 239с.
  157. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: Учебн. пособие для студ. пед. вузов/Б.В. Куприянов, Е. А. Салина, Н. Г. Крылова, О.В. Миновская- Под ред. А. В. Мудрика. -М.:Издательский центр «Академия», 2004.
  158. Справочник администрации школы по организации учебного процес-са/М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 2000. 160с.
  159. Г. С. Учитель как психолог и андрагог. //Открытая школа. № 3. 1999. с. 28.
  160. Т.И. Педагогический процесс во внешкольных учреждениях.-Киев. 1986. 117с.
  161. Н.Н. Исследование проблемы формирования основ педагогического мастерства студентов. -Полтава. 1985.
  162. П.И. Управление школой по результатам: Практика пед. менеджмента. М.: Новая школа, 1997. — 288 с.
  163. Управление развитием школы: Пособие для рук. образоват. учрежд. / Под ред. М. М. Поташника, B.C. Лазарева. М.: Новая школа, 1995. — 464с
  164. К.Д. Избранные педагогические сочинения. М. 1953. т.2.
  165. В.М. Российское образование: состояние, проблемы, перспективы. Доклад на Всероссийском совещании работников образова9ния.//Народное образование.-2000.-№ 2. .
  166. А.Б. Актуальные проблемы учреждений дополнительного образования// Классный руководитель.-2002.-№ 6.
  167. С. Избранные педагогические сочинения. М.: Прогресс, 1990.
  168. И.И. Методика работы педагога дополнительного образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2001. 160с.
  169. Т.И. Организация и методика клубной работы с детьми и подростками.- М.-1986.
  170. Л.Н. Дополнительное образование как фактор формирования духовных потребностей школьников. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Оренбург. 2001
  171. В.Ф. Гуманизация дополнительного образования взрослых. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. пед. наук. Ярославль, 2003.
  172. Центры образования взрослых/ Под ред. Л. Н. Лесохиной, Т.В. Шад-риной-М.: Педагогика, 1991. 192 с.
  173. В.И. Внешкольное образование// Энциклопедический словарь Т-ва «Бр. А. И И. Гранат и К». Спб. 1911. Т. 10. С. 490.
  174. С.Т. Работа для будущего: Документальное повествование: Кн. для учителя / Сост. В. И. Малинин, Ф. А. Фрадкин. М.: Просвещение, 1989. — 233с.
  175. В. М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. М., 1992.
  176. Р. Методика обучения и предпосылки воспитания. -М.: Арси-фаль., 1994 405 с.
  177. Н.Е. Педагогическая технология.-М.: Педагогическое общество России. 2002.
  178. Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте. // Вопросы психологии. 1971. № 4.
  179. Д.Е. Организация и управление деятельностью учреждения дополнительного образования детей. -М.: Айрис-пресс, 2004.
  180. И.С. Технология личностно ориентированного обучения в современной школе. / М.: Сентябрь, 2000. — 176 с. Ф
Заполнить форму текущей работой