Средства и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников
Основной формой развития элементарных математических представлений в детском саду являются занятия. На них возлагается ведущая роль в решении задач общего умственного и математического развития ребенка. Структура таких занятий определяется чередованием разных видов деятельности детей, сменой методических приемов и дидактических средств. Занимательный математический материал: головоломки… Читать ещё >
Средства и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Процесс формирования элементарных математических представлений осуществляется под руководством педагога, в результате систематически проводимой работы на занятиях и вне их, направленной на ознакомление детей с количественными, пространственными и временными отношениями с помощью разнообразных средств.
В настоящее время в практике работы детских дошкольных учреждений широко распространены следующие средства формирования элементарных математических представлений:
- — комплекты наглядного дидактического материала для занятий;
- — оборудование для самостоятельных игр и занятий детей;
- — сборной комплект дидактических игр и упражнений для формирования количественных, пространственных и временных представлений у дошкольников;
При формировании элементарных математических представлений средства обучения выполняют разнообразные функции:
- — реализуют принцип наглядности;
- — адаптируют абстрактные математические понятия в доступной для малышей форме;
- — помогают дошкольникам овладевать способами действий, обходимыми для возникновения элементарных математических представлений;
- — способствуют накоплению у детей опыта чувственного восприятия свойств, отношений, связей и зависимостей, его постоянному расширению и обогащению, помогают осуществить постепенный переход от материального к материализованному, от конкретного к абстрактному.
Основным средством обучения является комплект наглядного дидактического материала для занятий. В него входит следующее:
- — объекты окружающей среды, взятые в натуральном виде (разнообразные предметы быта, игрушки, посуда, пуговицы, шишки, желуди, камешки, раковины и т. д.);
- — изображения предметов: плоские, контурные, цветные, на подставках и без них, нарисованные на карточках;
- — графические и схематические средства: логические блоки, фигуры, карточки, таблицы, модели.
К демонстрационным и раздаточным материалам, использующим зрительные и тактильные ощущения дошкольника, относятся:
- — геометрические фигуры, карточки с цифрами и знаками +, -, =, >, <;
- — фланелеграф с комплектом плоскостных изображений, наклеиваемых на фланель ворсом наружу, так чтобы они прочнее держались на обтянутой фланелью поверхности доски фланелеграфа;
- — магнитная доска с комплектом геометрических фигур, цифр, знаков, плоских предметных изображений;
- — комплекты предметов (по 10 штук) одинакового и разного цвета, размера, объемные и плоскостные (на подставках);
- — карточки и таблицы;
- — наборы геометрических фигур, плоских и объемных, одинакового и разного цвета, размера;
- — счетные палочки и т. д.
В оборудование для самостоятельных игр и занятий могут включаться:
- — разнообразные дидактические игры: настольно-печатные и с предметами; обучающие, разработанные А. А. Столяром; развивающие, разработанные Б. П. Никитиным; шашки, шахматы;
- — занимательный математический материал: головоломки, геометрические мозаики и конструкторы, лабиринты, задачи-шутки, задачи на трансфигурацию и т. д. с приложением там, где это необходимо, образцов (например, для игры «Танграм» требуются образцы расчлененные и нерасчлененные, контурные), наглядных инструкций и т. д.;
- — отдельные дидактические средства: блоки 3. Дьенеша (логические блоки), палочки X. Кюзенера, счетный материал (отличный от того, что применяется на занятиях), кубики с цифрами и знаками, детские вычислительные машины и многое другое.
Таким образом, средства обучения, подобранные с учетом основных анализаторов, выполняют важные функции в деятельности педагога и детей при формировании у них элементарных математических представлений.
Полноценное математическое развитие обеспечивает организованная, целенаправленная деятельность. Специально организованная деятельность обучающего и обучаемых, протекающая по установленному порядку и в определенном режиме, называется формой обучения.
Основной формой развития элементарных математических представлений в детском саду являются занятия. На них возлагается ведущая роль в решении задач общего умственного и математического развития ребенка. Структура таких занятий определяется чередованием разных видов деятельности детей, сменой методических приемов и дидактических средств.
В практике работы по формированию элементарных математических представлений сложились следующие типы занятий:
- — занятия в форме дидактических игр;
- — занятия в форме дидактических упражнений;
- — занятия в форме дидактических упражнений и игр.
Выделение их условно и зависит от того, что является ведущим на занятии: дидактическая игра, дидактический материал и деятельность с ним или сочетание того и другого. При любом типе занятия воспитатель активно руководит процессом усвоения детьми знаний и навыков.
Таким образом, к формам формирования у дошкольников математических способностей относятся занятия и дидактические игры, в которых воспитатель активизирует слуховой и зрительный анализаторы дошкольников. Использующийся на занятиях раздаточный материал активизирует зрительные и тактильные ощущения.