Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Виброакустическая диагностика эволюционных процессов при трении

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В кривых эволюции системы сталь — глицерин (80%) — латунь можно выделить четыре стадии. Первая стадия — возрастание хаоса, вторая — стадия трения с относительно стабильными значениями коэффициента трения и величины износа, третья стадия — вновь возрастание хаоса и, наконец, четвертая стадия — выход на режим избирательного переноса, которая характеризуется резким снижением коэффициента трения… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Состояние вопроса. Цель и задачи исследований
    • 1. 1. Динамические модели процесса терения
    • 1. 2. Силовая эмиссия процесса трения
    • 1. 3. Процесс трения как нелинейная система динамической самоорганизации
    • 1. 4. Виброакустическая диагностика процесса трения и изнашивания
    • 1. 5. Цель и задачи исследований
  • 2. Исследование динамики процесса трения
    • 2. 1. Обобщенная динамическая модель процесса трения
    • 2. 2. Исследование состояния равновесия динамической системы трения

    2.1.1.Зависимость сил контактного взаимодействия от сближения поверхностей при их относительном скольжении. 38 2.2.2.Потенциальная функция динамической системы. Свойства состояния равновесия в подвижной системе координат.

    2.3. Уравнения «быстрых» движений.

    2.4. Эволюция корней характеристического полинома, обусловленная изменениями параметров динамической характеристики процесса трения как динамической связи.

    2.5. Постановка задачи диагностирования эволюции трибосистемы по смещениям корней характеристического полинома.

    2.6. Выводы.

    3. Исследование эволюции трибосопряжений во взаимосвязи с виброакустической эмиссией.

    3.1. Методика проведения исследований.

    Экспериментальная установка. .:.-

    3.1.1.Механическая часть.

    3.1.2.Материал контактирующих пар. Смазочные материалы.

    3.1.3.Прибор для записи и анализа виброспектральных характеристик PL302.

    3, 1, 4. Интерфейсная плата ввода-вывода LI2ЮМ.

    3.1.5.Программное обеспечение. .

    3.2. Эволюция шероховатости поверхности при граничном трении.

    3.3. Эволюция корней характеристического полинома авторегрессионых моделей в ходе эволюции трибосистем сталь — парафиновое масло — сталь и сталь — парафиновое масло — латунь.

    3.4. Эволюция корней характеристического полинома авторегрессионых моделей в случае избирательного переноса.

    3.5. Выводы.

    4. Особенности физической реализации систем виброакустической диагностики трибосопряжений.

    4.1. Общие принципы построения систем динамической диагностики и мониторинга функционирования машин.

    4.2. Принцип. построения системы диагностики трибоконтакта.

    4.3. Опыт промышленных испытаний системы диагностики эволюции износа.

    4.4. Выводы.

Виброакустическая диагностика эволюционных процессов при трении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В машинах самого различного назначения нашли широкое применение элементы, имеющие узлы трения. В качестве примера можно привести подшипники скольжения, направляющие, тормозные колодки и др. Не вызывает сомнения тот факт, что состояние трибоузлов машины оказывает влияние на качество ее функционирования. Под качеством функционирования понимается способность машины выполнять свой функции в требуемых рамках точности и надежности. Поэтому исследования и разработки, направленные на повышение и поддержания качества на заданном уровне, всегда актуальны для машиностроения.

Получение информации о состоянии трибоконтакта в ходе его функционирования является важной задачей, особенно в случаях машин с большим количеством трибоузлов или машин, работа которых не прерывается в течении длительного периода времени. Своевременная диагностика возможных критических состояний трибоконтактов направлена на повышение эффективности работы машины на основе определения неисправностей и серьезных поломок в трибосопряжении, на поиск именно того трибозвена, износ или неудовлетворительная работа которого приводит к снижению качества функционирования машины в целом или к возможным ее отказам. Диагностика узлов трения может быть также полезна при проведении научных трибологических экспериментов.

В качестве источника информационного сигнала могут использоваться различные параметры трибосопряжения (например, виброакустическая эмиссия, момент трения, износ, температура, переходное сопротивление и др.). Безусловным достоинством сигнала виброакустической эмиссии является отсутствие необходимости разрывать трибоконтакт и легкость встраивания датчиков в машину.

Рассматривая проблему динамической диагностики необходимо учитывать, что диагностирование состояния трибосопряжений определяет важное направление совершенствования техники и повышения ее надежности как единой системы функционирования и эксплуатации.

Все работы в области диагностирования опираются на самый первый уровень моделирования случайных процессов — корреляционно спектральный анализ. Видимо, следующим этапом развития исследований в области динамической диагностики должно быть как систематическое изучение динамики процесса трения, так и создание или использование современных методов анализа многомерных временных рядов для целей диагностирования.

Актуальность исследований в области динамики процесса трения определяется прежде всего тем, что динамическая характеристика процесса трения определяет новую систему знаний о процессе трения, которая позволит не только дополнить имеющиеся представления о процессе трения,. но. и раскрыть и объяснить ряд необъяснимых на основе традиционных представлений явлений при трении и в ходе его эволюции.

В диссертации рассматриваются проблемы повышения эффективности функционирования машин за счет диагностики состояния их трибосопряжений на основе анализа виброакустического сигнала. Новизна результатов, представленных в работе, заключается в следующем:

1. Теоретически обоснована связь изменения динамической характеристики трибосопряжения с параметрами его виброакустической эмиссии.

2. Построена обобщенная динамическая модель трибосопряжения на базе Лагранжевых представлений на основе раскрытия качественной картины формирования потенциальных и диссипативных свойств трибосопряжения.

3. Разработаны математические алгоритмы и программы обработки сигнала виброакустической эмиссии, заключающейся в построении авторегрессионной модели и определении ее параметров, в том числе корней характеристического полинома, отражающих общую перестройку динамической системы трения, а так же несущих информацию о стационарных периодических реакциях на силовую эмиссию трибоконтакта.

4. Проведены экспериментальные исследования эволюции трибосистем •и проанализированы отображения этой эволюции в параметрах авторегрессионных моделей виброакустического сигнала.

5. Дополнены исследования преобразования микрорельефа трибоповерхностей в части изучения изменения его статистических функционалов.

6. Описаны принципы построения системы виброакустической диагностики трибосопряжений.

Диссертационная работа изложена на страницах машинописного текста. Состоит из введения, четырех глав основной части, заключения, списка литературы и приложений.

Работа выполнена на кафедре «Автоматизация производственных процессов и производств» — Донского Государственного Технического Университета и в Институте эксплуатации средств передвижения и машин в Радомской политехнике (Польша) по договору о международном сотрудничестве.

Организация работы по диссертации была построена таким образом, что. основные экспериментальные результаты в виде цифровых файлов с данными были получены в Радомской политехнике. Обработка же полученных файлов, составление математических моделей и написание программ были выполнены в Донском Государственном Техническом Университете.

Отдельные фрагменты работы выполнены по научно-техническим программам России: «Технические университеты России», «Конверсия и высокие технологии», «Механика, машиноведение и процессы управления» .

По теме диссертации опубликовано пять научных работ, в том числе одна в центральной печати.

Первая глава содержит анализ исследований в области моделирования динамики трибосопряжений и виброакустической динамической диагностики, а так же формулировку цели и задач работы.

Вторая глава посвящена раскрытию динамических особенностей процесса трения на базе анализа взаимосвязи сил контактного взаимодействия сопрягаемых поверхностей, обуславливающих движения, с пространственными относительными движениями сопрягаемых поверхностей. При этом рассматриваются два вида движений системы: «медленные» движения точки положения равновесия в ходе эволюции трибосистемы и «быстрые» движения относительно этой точки.

В третьей главе рассматривается экспериментальная установка, методика проведения экспериментов, собственно данные, полученные в ходе исследований и их анализ.

Четвертая глава описывает принципы построения системы многофункциональной динамической системы диагностики трибосопряжения.

4.4. Выводы.

4.4.1. Создание системы диагностики трибосопряжений определяет путь повышения эффективности функционирования машин, а так же возможность упрощения проведения приемосдаточных испытаний машин в ходе их производства.

4.4.2. Выполненные исследования отображения эволюционных процессов трибосопряжений в эволюции параметров и корней характеристического полинома авторегрессионной модели и амплитуд частотных составляющих являются надежным направлением построения, системы диагностики. Реализация этих систем, опирающаяся на математические алгоритмы и программы, требует применения современных индустриальных ЭВМ. Для функционирования этих систем в реальном масштабе времени и повышения качества обработки информации созданная система диагностики представляет совокупность индустриальной ЭВМ и специализированного процессора цифровой обработки сигналов типа АВЗР-2105, работающего в реальном масштабе времени.

4.4.3. Практика промышленных испытаний созданной системы в условиях ОАО «Строймаш» и АО «Красный аксай» показала, что в сигнале виброакустической эмиссии отображается стационарные эволюционные процессы, связанные с развитием износа в трибоузлах. Применение этой системы позволяет уменьшить трудозатраты на диагностику трибоузлов автомобиля и увеличить среднестатистическое время их эксплуатации за счет замены этих узлов не раньше, чем это необходимо.

4.4.4. Опыт промышленных испытаний показал так же, что в сигнале виброакустической эмиссии отображаются различные аварийные ситуации, которые возникают в ходе функционирования машины и не связаны с процессами в трибосопряжении. К таким ситуациям отнесены поломки, выкрашивание узлов сопряжений, изменение характеристик незатянутых соединений в конструкциях и другие.

4.4.5. Промышленные испытания, а так же опыт использования разработанных методов виброакустической диагностики на машине трения МТ-2 показал, что в трибосистемах, в которых формируется режим избирательного переноса, возможно определение эволюционной стадии, на которой в данный момент находится эта система.

Заключение

Основные выводы.

Одним из сформировавшихся направлений в науке о трении является с одной стороны раскрытие процессов самоорганизации в ходе эволюции и функционирования трибосистемы, а с другой стороны создание методов диагностики узлов трения машин в ходе их эксплуатации.

При раскрытии как процессов самоорганизации так и при создании методов диагностики узлов трения большое значение имеют динамические эффекты, имеющие место в трибосопряжениях. Их анализ позволяет не только объяснить процессы самоорганизации, но и сформировать информационную базу для изучения процессов трения в ходе их естественного функционирования (без разрыва трибоконтакта) и обеспечить виброакустическую диагностику трибосопряжения.

Именно вопросы математического моделирования и исследования виброакустической эмиссии в ходе эволюции трибосопряжения рассмотрены данной диссертационной работе. В ней во-первых дано качественное математическое описание динамических явлений в трибосистеме на основе использования классических законов механики с учетом разделения движений на «медленные» и «быстрые». Во-вторых приведен анализ виброакустического сигнала, возникающего в ходе эволюции трибосопряжений. Этот анализ выполнен на базе и чувствительных алгоритмов обработки реальных виброакустических последовательностей, полученных во время экспериментальных исследований. Эти алгоритмы базируются на построении авторегрессионных моделей дискретных временных рядов с последующим их «отбеливанием» при помощи метода наименьших квадратов.

Приведенные исследования направлены на создание теоретической' базы анализа динамики эволюции трибосистем и на получение новой информации о состоянии трибоконтакта при помощи построения авторегрессионных моделей виброакустического сигнала. В частности, показано что эволюция трибосистем отображается в эволюции корней, частот и амплитуд, вычисленных на основе построенных авторегрессионных моделей.

В связи со сказанным выше можно утверждать, что цель, поставленная в диссертации, достигнута. В данной работе выполнено теоретическое обобщение основных положений классической механики с целью математического описания эволюционных процессов в трибосистемах и обобщение методов построения авторегрессионных моделей виброакустического сигнала трибоконтакта. Для созданной информационной базы построена система диагностики трибосопряжений в ходе их функционирования.

Изложенные в диссертации материалы позволяют сделать следующие выводы.

1. Динамическая система трения в полной мере может быть раскрыта, если рассмотреть иерархически взаимосвязанные системы дифференциальных уравнений «медленных» и «быстрых» движений. Причём, сами уравнения «быстрых» движений могут формировать свою иерархию взаимосвязанных динамических описаний по мере роста частоты всё на более локализованном уровне.

Первая система раскрывает большие (рабочие) движения, стационарный режим в которых, как правило, определяется в фазовой плоскости прямой, которая задаёт положение равновесия, в окрестности которого формируются «быстрые» движения.

— Последние описываются уравнениями в вариациях относительно этого положения равновесия системы трения. .

2. Выполненный анализ уравнений «быстрых» движений показал, что они в общем случае являются нелинейными и с переменными параметрами. Условие постоянства параметров уравнений «быстрых» движений определяется изменением во времени положения равновесия уравнений «быстрых» движений. Показано, что для большого класса трибосистем уравнения «быстрых» движений можно рассматривать как уравнения с квазипостоянными, но медленно меняющимися в связи с эволюционными процессами, параметрами.

3. Для процесса трения имеет место отображение изменения элементов матриц жёсткости и диссипации трибоконтакта в параметрах и корнях характеристического полинома системы в целом. Поэтому правомерна постановка вопроса о диагностировании текущего состояния трибосистемы по изменениям параметров и в смещениях корней характеристического полинома динамической трибосистемы.

4. Предложенные математические алгоритмы и программы для обработки сигнала виброакустической эмиссии позволили выявить, что при идентификации авторегрессионной модели удается оценить параметры и корни характеристического полинома динамической модели системы трения. В ходе эволюции трибосистем меняются корни характеристического полинома авторегрессионной модели виброакустического сигнала. и они являются более информативными, чем методы кореляционно-спектрального анализа и позволяют надежно определить малые смещения частот колебаний.

5. В ходе исследования эволюции трибосистем сталь — парафиновое масло — сталь и сталь — парафиновое масло — латунь обнаружено, что в корнях характеристического полинома авторегрессионной модели виброакустического сигнала отображается эволюция этого класса трибосистем.

6. В кривых эволюции системы сталь — глицерин (80%) — латунь можно выделить четыре стадии. Первая стадия — возрастание хаоса, вторая — стадия трения с относительно стабильными значениями коэффициента трения и величины износа, третья стадия — вновь возрастание хаоса и, наконец, четвертая стадия — выход на режим избирательного переноса, которая характеризуется резким снижением коэффициента трения до величин 0,0008 и интенсивности изнашивания практически до нуля. Отмеченные выше стадии эволюции трибосистемы находят отражение в параметрах авторегрессионных моделей (корни характеристического полинома, частоты корней, коэффициенты затухания, амплитуды основных частотных составляющих).

7. Построение авторегрессионных моделей и эволюция корней ее характеристического полинома дает информационную базу для построения систем динамической диагностики состояния трибосистем и позволяет оценить динамическую структурную перестройку системы трения непосредственно в ходе ее функционирования. Важно отметить, что для таких систем диагностики в качестве исходных данных для принятия решения используется сигнал виброакустической эмиссии, который может быть получен практически без изменения конструкции диагностируемой машины.

8. Приведенные в диссертации материалы, а так же созданные программы, определяют направление совершенствования машин, в содержание которого входит встраивание в современные машины высоко интегрированных микро ЭВМ, — обеспечивающих управление параметрами машины в ходе ее эксплуатации на базе обработки текущей информации о состоянии элементов машины. Разработанные системы виброакустической диагностики прошли опытно промышленные испытания на ОАО «Строймаш» и на АО «Красный аксай» .

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д.Т. Исследование предварительного смещения металлополимерных пар трения // Машиноведение.-1970.-№ 3.-С. 3337.
  2. А.П. Об условиях возникновения релаксационных колебаний при внешнем трении// Машиноведение.-1975.—№ 5.с.82−89.
  3. A.A., Витт A.A., Хайкин С. Э. Теория колебаний. М.: Физматгиз, 1959. 915с.
  4. Т.М., Лавреньтев В. Д. О законе трения при упругом контакте поверхностей. ДАН СССР, т.141, № 2 1961г. с. 334−337.
  5. И.И., Джанелидзе Г. Ю. Вибрационное перемещение. М- Наука, 1964. 410с.
  6. Е.В. Многофункциональный мониторинг динамического качества металлорежущих станков токарной группы: Диссертация докт.техн.наук. 05.03.01. Ростов-на-Дону, 1996 г. 438стр.
  7. Ф.П., Тейбор Д. Трение и смазка твердых тел. М. — Машиностроение. 1968. 543с.
  8. Брендель X, Зиппель Р., Лозе Р. Фрикционные характеристики неметаллических направляющих металлорежущих станков// Станки и инструмент.1979.№ 11.С.10−12
  9. С.А., Камерун Р. Фрикционные колебания//Проблемы трения и смазки.1967.Т.89,№ 2.С.101−108.
  10. .В., Кудинов В. А. Взаимосвязь трения и колебаний//Трение и износ.1980,Т.1,№ 1. СГ 79−89 .
  11. Ю .П. Применение математической модели фрикционного гистерезиса при анализе фрикционных автоколебаний// Машиноведение, .N'6. С. 85−8 9
  12. Ван-дер-Поль Б. Нелинейная теория электрических колебаний. М.: Связьтехиздат, 1935. с. 42.
  13. В. Л. Исследование трения покоя в направляющих скольжения при низкочастотных направленных микроколебаниях// Новое в теории трения/ Под ред. И. В. Крагельского.М., 1966.С.60−81.
  14. В.Л., Бундур М. С., Хитрик В. Э., Шмаков В. А. Анализ закономерностей формирования динамических характеристик тренияпри взаимодействии с упругой системой//Трение и износ.-1985, Т.6, № 4.с.653−660.
  15. A.B. Явление предварительных смещений при трогании несмазанных поверхностей с места // Журн. прикл. физики, 1926. Т. З, Вып.¾. С.311−315.
  16. Вибрации в технике. Справочник: В 6 т. М.: Машиностроение, 1979. Т. 2: Колебания нелинейных механических систем/Под ред. И. И. Блехмана.351с.
  17. И.И., Коловский М.З.. Нелинейные задачи динамики машин. J1.: Машиностроение, 1968. 284с.
  18. Гантмахер Ф-. Р. Лекции по аналитической механике. М: Физматгиз, 1960 г. 296с.
  19. Д.Н., Крагельский И. В., Поляков A.A. Избирательный перенос в узлах трения / Под.ред. П. А. Ребиндера.М.: Транспорт, 1969 г. 103с. ' ' ~
  20. Д.Н., Крагельский И. В. Об атомарном схватывании металлов при трении. Доклады АН СССР, 113 (1957), N2, 326−328.
  21. Д.Н. Триботехника. Москва. Машиностроение 1985 г.
  22. Ф.Р. Динамика машин, работающих без смазочных материалов в узлах трения.М.Машиностроение, 1983.168с.
  23. Н.В. Оценка антискачковых свойств материалов направляющих станков //Станки и инструмент.1986.№ 3.С.21−22
  24. Н.Л., Алябьев А. Я., Шевеля В. В. Фреттинг-коррозия «металлов. Киев: Техника, 1974.270с.
  25. Ю.В., Ковтун E.H. Оценка параметров автоколебаний систем с кулоновым трением//Динамические характеристики механических систем: Сб. науч. трудов / Отв.ред.В. Ф. Ушкалов.Киев, 1984.С.3−7.
  26. Н.Б. Контактирование шероховатых поверхностей. М.:Наука, 1970 г. 227с.
  27. Н.Б. Исследование площади касания шероховатых поверхностей. Труды ИМАШ АН СССР т.1. М: АН СССР, 1959 г. с.131−142.
  28. .В., Пуш В.Э., Толстой Д. М. Теория скольжения твердых тел с периодическими остановками (Фрикционныеавтоколебания первого рода) // ЖТФ, 1956. Т.26. Вып.6. С.1329−1342.
  29. Дж. Эконометрические методы. М.: Статистика, 1980.-444с.
  30. П.Е., Вайштейн В. Э., Розенбаум Б. С. Количественная оценка неровностей обработанных поверхностей. М: АН СССР, 1952 г., 129с.
  31. B.JI., Шаповалов В. В. Исследование динамической характеристики машин с учетом нелинейности процесса трения. Трение и износ. 1986 г., № 4, с 681−685.
  32. А. П. Экспериментальное исследование влияния вибрации на трение в цилиндрических направляющих оси баланса // Изв. вузов. Приборостроение. 1961. Т.4, № 4. с.101−108.
  33. А.Ю., Крагельский И. В. О скачках при трении // ЖТФ. 1944. Т.14, вып.45. с.276−282.
  34. А.Ю. Прикладные задачи механики. В 2-х кн.Кн.2.Механика упругих и абсолютно твердых тел.М.-Наука, 1986.
  35. Кайдановский H. J1. Природа автомеханических автоколебаний, возникающих при сухом трении//ЖТФ.1949.Т.19,вып.9.С.985−996.
  36. H.JI., Хайкин С. Э. Механические релаксационные колебания // Там же. 1933. Т. З, вып.1. С.91−107.
  37. Като, Сато, Мацубаяси Некоторые соображения о характеристиках трения покоя направляющих станков //Пробл.трения и смазки.1972.№ 3. С.40−54.
  38. М.Дж.Кендалл, А.Стьюарт. Многомерный статистический анализ и временные ряды. М: Наука, 197 6 г. с.474−590.
  39. М.З. Автоматическое управление виброзащитными устройствами. М.- Наука, 1976. 320с.
  40. Е.Г., Костюкович С. С., Киселев М. Г. Влияние ультразвуковых колебаний на снижение силы трения скольжения при начале движения //Докл.АН БССР, 1972.Т.16,№ 12.С.1110−1112.
  41. В. О. Автоколебания в механических системах, обусловленные трением: Авторефер. дис. д-ра техн. наук. Киев: Ин-т строит, механики, АН УССР, 1953. 16с.
  42. И.П. О скачках при трении//Механика машин. Тбилиси, 1981.С.86−92.
  43. Ю.И. Механические колебания при сухом трении.М.:Изд-во АН СССР, 1960.76с.
  44. В.Ю. Автоколебания в системах трения металлорежущих станков. Саратов: Изд-во Сарат. унта, 1973.114с.
  45. H.A. Исследование явлений на фрикционном контакте при трогании с места узлов металлорежущих станков: Автореф. дис. канд. техн. наук. М: Станкин, 1971.24с.
  46. И.В., Гитис Н. В. Фрикционные автоколебания. М: Наука, 1987 г. 183 с.
  47. И. В. Влияние продолжительности неподвижного контакта на величину силы трения. ЖТФ.1944.Т.14,вып.45.с.272.
  48. Крагельский И.В.,' Гитис Н. В. Влияние направления следов обработки на фрикционные свойства контакта при граничной смазке. Вестник машиностроения. 1985. № 3. с.10−11.
  49. И.В., Гитис Н. В. Оценка склонности к пленочному голоданию пластичных смазочных материалов//Трение и зное.1983.Т.4 № 1.С.12−15.
  50. И. В. и др. Возможность применения метода акустической эмиссии для оптимизации микрорельефа поверхностей трения // Трение и износ. 1984. Т.5. № 5. С.773−778.
  51. В.А. Динамика станков.М.:Машиностроение.1967.359с.
  52. В. А. Колебания в станках //Вибрации в- технике: Справочник: Вт.6/ Под редакцией Ф. М. Диментберга, К. С. Колесникова. М., 1980.Т.3.С.118−130.
  53. В.А., Лисицын Н. М. Основные факторы, влияющие на равномерность перемещений столов и суппортов станков при смешанном трении// Станки и инструмент.1962.№ 2.С.1−5.
  54. В.А., Толстой Д. М. Трения и колебания// Трение, изнашивание и смазка: Справочник: В 2 т. / Под ред. И. В. Крагельского, В. В. Алисина. М., 1979. Т.2,С.11−22
  55. A.C., Марчак Р. Особенности эволюционного перехода трибологической системы латунь-глицерин-сталь в режимебезызносного трения. Доклады академии наук. (1997 г.), том 356, N5, 642−644.
  56. А. С. и др. Трибологические проявления самоорганизации в системе латунь-глицерин-сталь. Трение и износ. (1996 г.), том 17, N1,113−122.
  57. А.И. Основы автоматизированного расчета динамики приводов металлорежущих станков: Автореф. дис. -д-ра техн. наук. М.: ЭНИМС, 1983.36с.
  58. А. И. Приближенный расчет автоколебаний // Машиноведение. 1981. № 2. С.26−31
  59. В., Земба С. Влияние вибраций на трение скольжения при пусках и остановках// контактное взаимодействие твердых тел и расчет сил трения и износа.М., 1971.С.49−53.
  60. Г. Д. Су хое внешнее трение с колебаниями звуковой частоты // ЖТФ. 1955. Т.25, вып.10. С.1741−1749.
  61. В.Н. Предварительное смещение при упруго-пластическом контакте // Машиноведение. 1973. № 1. С.61−63.
  62. В. И. Предварительное смещение и жесткость механического контакта. М.- Наука, 1975. 60с.
  63. М. Динамический мониторинг трибосопряжений. Диссертация докт. техн. наук. г. Ростов-на-Дону, 1996 г.
  64. Л.С. К вопросу о возбуждении автоколебаний на металлорежущих станках // Тр. Ленингр.политехи.ин-та. 1957.№ 191. с.160−181
  65. Л.С. О малых и точных перемещениях на направляющих скольжения // Там же. 1965. № 250. С.11−16
  66. Нелинейные задачи динамики и прочности машин/ Под.ред.В. Л. Вейца. Л.:Изд-во ЛГУ, 1983.336с.
  67. Я.Г. Введение в теорию механических колебаний. М.-Наука, 1971.240с.
  68. В.Ф. О механических автоколебаниях при сухом трении в системе с одной степенью свободы // Вести. МГУ. Сер.1, Математика, механика. 1967. № 2. С.86−92
  69. Г. С., Яковлев А. П., Матвеев В. В. Вибропоглащающие свойства конструкционных материалов. Киев: Наук, думка, 1971. 373с.
  70. JT. С. Избранные научные труды. Том 2. М: Наука, 1988 г. с.95−118.
  71. Пуш В. Э. Малые перемещения в станках.М.:Машгиз, 1961.124с.
  72. Д.Н., Левина З. М. Демпфирование колебаний в деталях станков // Исследование колебаний металлорежущих станков при резании металлов. М. 1958. С.45−85.
  73. Э.В. Опорная площадь поверхностей, подвергнутых механической обработке. Вестник машиностроения, 1964 г., № 4, С56−61.
  74. А.Н. Системы дифференциальных уравнений, содержащие малые параметры при производных. Математический сборник. 1952 г. С574−586.
  75. A.A. Автоколебания.М.:Гостехиздат, 1954 Г 170с.
  76. А.П. и др. Шероховатость поверхности. Теоретико-вероятностный подход. Изд-во Наука, Москва 1975 г. стр. 197 206.
  77. A.B., Темиш О. С. Динамический метод испытания подшипниковых материалов при знакопеременном трении//Методы испытания и оценки служебных свойств материалов для подшипников скольжения.М., 1972.С.41−44
  78. A.B., Темиш О. С. О подборе материалов для фрикционного демпфера // Машиноведение, 1970. № 3. С.102−105
  79. А.В., Темиш О. С. Расчет фрикционного демфера // Вестн. машиностроения. 1971.№ 1.С.12−14
  80. B.C. Предварительное смещение на упруго-вязком контакте. Трение и износ в машинах, N5, Из-во АНСССР.1950, с.34−50.
  81. М.Е. Расчет механизмов подачи металлорежущих станков на плавность и чувствительность перемещения- (О разрывных колебаниях при трении) // Станки и инструмент. 1951.№ 1С.1−7-№ 12.С6−9 .
  82. Banerjee А.К. Influence of kinetic friction on the critical velociti of stick-slip motion// Ibid.1968/Vol/12, N2.P.107.
  83. Belgaumkar B.M. The influence of the Coulomb, viscous and acceleration-dependent terms of kinetic friction on the critical velocity of stick-slip motion//Ibid.1981/Vol.7 0, N1.P.119
  84. Bell R., Burdekin M. Dynamic behaviour of plain slideways // Ibid. 1966−1967. Vol.181, N8, ptl.P.169.
  85. Bhattacharyya A. Analysis of the stick-slip motion of a Vander-Pol model // Ann. CIRP. 1971. Vol.20, N1. P.81.
  86. Birchall T.M., Moore A.G. Friction and lubrication of machine tool slideways// Machinery. 1958.Vol.93, N2395.P.29.
  87. Bowden F.P., Hanwell A.E. Friction and wear of diamond in higt vacuum// Nature. 1964. Vol.201. P.1279
  88. Bowden F.P., Leben L. The nature of sliding and the analysis of friction//Proc.Roy.Soc. London A.193 9.Vol.169,N938.P.371.
  89. Kato K., Iwabuchi A., Kayaba T. The effects of friction-induced vibration of friction and wear// Ibid.1982.Vol.80,N2. P.307.
  90. Г. Синергетика.M., Мир, 1980.
  91. В., Пригожин И. Термодинамическая теория структуры, устойчивости и флуктуаций. М., Мир.1973.
  92. Г., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах. М., Мир. 1979.
  93. И. От существующего к возникающему.М., Наука.1985.
  94. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса.М., Прогресс, 1986.
  95. А.А., Леонтович Е. А., Гордон И. И., Майер А. Г. Теория бифуркаций динамических систем в плоскости. М., Наука, 1967.
  96. Ю.И. Метод точечных отображений в теории нелинейных колебаний. Механика СССР за 50 лет. М., Наука, 1968. 137−156 с.
  97. Шильников Л. П. Теория бифуркаций и модель Лоренца. М., Мир, 1980,317−335 с.
  98. Д., Такенс Ф. -О природе турбулентности. Странные аттракторы. М., Мир, 1981 117−151 с.
  99. В.С., Быков В. В., Шильников Л. П. О возникновении и структуре аттрактора Лоренца. ДАН СССР. 1977, т. 234, N2, 336 339 с.
  100. В.С., Быков В. В., Шильников Л. П. О притягивающих негрубых предельных множествах типа аттрактора Лоренца. Труды Московского математического общества, 1982., т. 44, 150−212 с.
  101. В.И. Мультипликативная эргодическая теорема. Характеристические показатели Ляпунова динамических систем. Труды Московского математического общества.1968ю Тю 8., N1k> Сю 130−142.
  102. Я.Б. ¦ Характеристические показатели Ляпунова и современная эргодическая теория. Успехи математичесаких наук. 1977, т. 32, N 4, с. 55−112.
  103. М. Двумерное отображение со странным аттрактором. Странные аттракторы. М., Мир. 1981. С. 152−163.
  104. A.C. Молекулярная физика граничного трения. М.: Физматгиз. 1963. 472 С.
  105. Поверхностная прочность материалов при трении. //Костецкий Б. И., Носовский И. Г., Караулов А. К. и др. Киев.: Техника. 1976. 292 С.
  106. Г., Эбелинг В. Внешнее трение твердых тел, диссипативные структуры, самоорганизация. //Долговечность трущихся деталей машин. Вып.З. М.: Машиностроение. 1988. С.89−95.
  107. Л.И. Масштабное переупорядочение структуры и энтропийные эффекты при трении и износе металлов. // Физика износостойкости поверхности металлов. Л.: Наука. 1988. С. 166−182.
  108. Л.И. О взаимосвязи структурных механизмов и диссипативных потоков при кинематическом (некулоновском) трении и износе. //Трение и износ. 1989. Т.10. N2. С.358−364.
  109. Л.И. О самоорганизации и концепциях износостойкости трибосистем. //Трение и износ. 1992. Т.13. N6. С.1021−1025.
  110. .И. Борис Иванович Костецкий и общая концепция в трибологии. //Трение и износ. 1993. Т.14. N2. С.58−64.
  111. .И., Кравец H.A., Кривенко И. Г. Фундаментальные закономерности контактных процессов при трении и резании металлов. // Технология и организация производства. 1973. N1. С.69−71.
  112. П.Л., Циванюк К. В. Исследование периодических колебаний коэффициента трения. //Трение и износ. 19 93. Т. 14. N2. С.277−284.
  113. Игнатьева -З.В. Исследование структуры фрикционных материалов при трении. М.: Наука. 1972. С.56−62.
  114. A.M. Механизм временной самоорганизации изнашивания. //Трение и износ. 1989. Т.10. N2. С.358−364.
  115. Пинчук «В.Г., Шидловская Е. Г. Взаимосвязь микроструктурных изменений с кинетикой износа поверхностного слоя металла при трении. //Трение и износ. 1989. Т.10. N6. С.965−972.
  116. Р. Закономерности и управление переходными процессами от нормального изнашивания к схватыванию при трении деталей машин. // Автореф. дис. кан. техн.наук. Киев. 1988.
  117. Ю. К. Поцелуева Л.Н. Структурно-энергетическая самоорганизация и термодинамика металлополимерных трибосистем. //Долговечность трущихся деталей машин. Вып.4.
  118. М.: Машиностроение. 1990. С.219−243.
  119. A.C. Координационая трибохимия^ избирательного переноса. //Автореф. дис. докт.техн.наук. Ростов-на-Дону. 1991.
  120. A.C., Онищук Н. Ю. Металлоплактрующие смазочные материалы. // Долговечность трущихся деталей машин. Вып.З. М.: Машиностроение. 1988. С.96−143.
  121. М.Е., Джапаридзе Ю. А., Федоров A.A. Управления механизмами антифрикционного действия смазочных композиций в трибосистеме. //Трение и износ. 1993. Т.14. N2. С.365−376.
  122. О.В. Акустическая эмиссия при деформировании монокристаллов тугоплавких материалов.М., Наука, 1982.
  123. К.Н., Явленский А. К. Вибродиагностика и прогнозирование качества механических систеими.Ленинград, Машиностроение, 198 3.
  124. В.И., Белов В. М. Акустико-эмиссионный контроль сварки и сварных соединений.М., Машиностроение, 1981.
  125. В.Л., Коловский М. З., Кочура А. Е. Динамика управляемых машинных агрегатов. М.: Наука, 1984. — 352 с. 12 9. Левин А. И. Математическое моделирование в исследованиях и проектировании станков. М.: Машиностроение, 1978. — 184 с.
  126. А. И. Методы автоматического управления уровнем колебаний в металлорежущих станках // Станки и инструмент, 1973, № 3. с. 30−32.
  127. З.М., Корниенко A.A., Бойм А. Г. Исследование жесткости конических соединений // Станки и инструмент, 1973, № 10. с. 13−17.
  128. З.М., Решетов Д. Н. Контактная жесткость машин. М.: Машиностроение, 1971. — 264 с.
  129. Л.С., Мурашкин С. Л. Прикладная нелинейная"механика станков. Л.: Машиностроение, 1977. — 178 с.
  130. . С. Новое в повышении точности станков. Адаптация станков со смешанным трением. Куйбышев, 1974. — 335 с.
  131. В.В., Кушнир Э. Ф. Применение спектрального метода для исследования вынужденных колебаний металлорежущих станков // Управление станками и использование вычислительной техники. М.:ОНТИ, .ЭНИМС, 1974. — с. 122−131.
  132. H.A. Оценка динамических характеристик станков при испытаниях // Станки и инструмент, 1986, № 1. с. 10−12.
  133. М.З. Динамика машин. Л.: Машиностроение, 1989. -263 с.
  134. В.П., Егоров И. В., Карасев В. А. Измерение, обработка и анализ быстропеременных процессов в машинах. М.: Машиностроение, 1987. — 208с.
  135. Дж., Пирсол А. Прикладной анализ случайных данных: Пер. с англ. М.: Мир, 1989. — 540 с. 14 0. Марпл-мл C.JI. Цифровой спектральный анализ и его приложения.- М.: Мир, 1990. 584 с.
  136. Р., Эноксон JI. Прикладной анализ временных рядов. -М.: Мир, 1982. 428 с.
  137. Статистические методы для ЭВМ / Под ред. К. Энслейна, Э. Рэлстона, Г. С. Уилфа: Пер. с англ. М.: Наука, 1986. — 464 с.
  138. В. Jl., Игнатенко H.H., Палагнюк Г. Г., Бегун В. Г. Автоматический контроль состояния режущего инструмента // Механизация и автоматизвция производства, 197 8, № 12. с. 1315.
  139. В.Л., Палагнюк Г.Г, Ткаченко А. Н. Исследование спектральных характеристик процесса резания // Известия СКНЦ ВШ. Тех. науки, 1981, № 2.
  140. В.Л., Бузик Л. Б. Контроль износа инструмента при растачиваниим высокопрочных сталей // Станки и инструмент, 1983, № 9. с.13−15.
  141. Заковоротный -В.Л., Ладник И. В. Построение информационной модели динамической системы металлорежущего станка для диагностики процесса обработки // Проблемы машиностроения и надежности машин, 1991, № 4. с. 75−79.
  142. А.Н., Остафьев В. А. Методика определения взаимосвязи износа со спектром вибраций / В кн. Автоматизация технологических процессов в сельхозмашиностроении. Ростов-на-Дону, 1981. — с. 62−65.
  143. В.А., Мирзаев A.A., Кокаровцев В. В. Ускоренное определение обрабатываемости материалов резанием// Станки и инструмент, 1989, № 8. с.26−27.
  144. В.А., Кокаровцев В. В., Харкевич А. Г., Науменко В. И. Автоматизированная аналогово-цифровая система обработки виброакустического сигнала при резании металлов. В кн. «Гибкое автоматизированное производство». М.: НИИМаш, 1987. — с. 9399.
  145. К.Г., Кокаровцев В. В., Остафьев В. А. Диагностика состояния процесса резания // СТИН, 1994, № 2. с.17−18.
  146. В.Л., Бордачев Е. В. Стохастическая модель процесса точного позиционирования исполнительных механизмов металлорежущих станков. Прогрессивная технология обработки маложестких деталей: Тез.докл. обл. науч.-техн. конф. Тольятти, 1987. с. 63.
  147. Потравко 0.0., Лукьянов А. Д., Усиков И. В. Динамическая диагностика состояния режущего инструмента. Тезисы докладов совещания «Проблемы теории проектирования и производства инструментов», Тула 1995 г. с.36−38.
  148. В.Л., Бордачев Е. В. Триботехническая модель процесса позиционирования в стохастической постановке / РИСХМ, Ростов н/Д, 1987. Деп. в ЦНИИТЭприборостроения 05.02.87, №.3654. — 10 с.
  149. Е.В., Заковоротный В. Л. Расширение функциональных возможностей систем диагностики в ГПС. Проблемы создания гибких производственных систем в машиностроении: Тез. докл. Респ. науч. конф.-Каунас, 1987. с. 38−39.
  150. Е.В., Болдырев A.B., Семко И. А. Многофункциональная система диагностики металлорежущих станков / Сев.-Кавк. межотрасл. террит. ЦНТИ и пропаганды, Ростов н/Д, 198 9 Информ. листок № 390. 4 с.
  151. Е.В., Ладник И. В., Ткаченко В. М. Автоматизированный стенд для исследования информационных свойств координат станка в системах диагностики. Автоматизация контроля качества в машиностроении: Межвуз. сб.-Ростов н/Д, 1989, 1989. с. 1214 .
  152. Е.В. Стохастическое моделирование движений MPC с ЧПУ для диагностирования и управления. Диагностика металлорежущих станков и процессов обработки: Межвуз.сб.-Ростов н/Д, 1991. с. 128−144.
  153. Е.В., Афанасьев A.B. Программно-аппаратный аналитический комплекс. Станки и инструмент, 19 93, №.3, с. 9−12.
  154. Е.В., Афанасьев A.B., Зимовнов О. В. Компьютерный комплекс для анализа динамических характеристик металлорежущих станков. СТИН, 1993, №.3. с. 24−25.
  155. Bordatchev E.V., Zakovorotny V.L., Matrosov A.A. Stochastic modelling of the CNC machine-tool cutting motions for signal and data processing in diagnostic system. Modelling, Measurement & Control, B, Vol.54, № 3, 1994, pp. 53−64.
  156. M., Заковоротный В.JI., Бордачев Е. В., Усиков И. В. Особенности динамики трибосопряжения / Безызносность: Межвуз. сб. науч. ст. Вып. 4. Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 1996. — с.116−124.
Заполнить форму текущей работой