Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические основы образования руководителей в сфере социальной политики: На материале Республики Карелия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты и выводы использованы для совершенствования управленческой деятельности руководителей органов исполнительной власти, местного самоуправления, общественных объединений и предприятий, непосредственно влияющих на социальное развитие общества и в соответствии с основными направлениями государственной социальной политикойпринцип… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Основные направления социальной политики как основа педагогического образования руководителей
    • 1. Приоритетные направления социальной политики
  • РФ на современном этапе
    • 2. Особенности реализации государственной социальной политики в Республике Карелия
    • 3. Теоретические основы педагогического образования руководителей в сфере социальной политики
  • Глава 2. Особенности педагогического образования руководителей по реализации социальной политики
    • 1. Педагогическое образование руководителей в процессе решения проблем детства
    • 2. Специфика педагогического образования руководителей в обеспечении тендерного равноправия
    • 3. Необходимость педагогического образования руководителей в целях укрепления института семьи
    • 4. Профессиональное образование руководителей в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Педагогические основы образования руководителей в сфере социальной политики: На материале Республики Карелия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время идет активное формирование социальной политики в Российской Федерации. Руководством разных уровней власти осуществляется поиск путей совершенствования этого процесса на основе анализа имеющегося опыта, позитивных, а также негативных изменений в политической и социально-культурной жизни общества.

В этих условиях на одно их первых мест выдвигается проблема профессиональной подготовленности управленческого персонала, начиная от руководителей органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, до руководителей предприятий и учреждений. Повышение качества управления напрямую зависит от степени педагогической подготовленности руководителей.

Несмотря на то, что руководители получают специальное образование в различных государственных и негосударственных учебных заведениях, как правило, оно не полностью удовлетворяет изменяющимся и возрастающим требованиям сегодняшнего дня. Зто связано, прежде всего, с тем, что выбор учебных и информационных программ не всегда связан с обоснованным анализом и прогнозом проблем современной социальной политики. Кроме того, в образовании руководителей, больше внимание уделяется психологическим знаниям, идущим, подчас, в ущерб педагогическим. Однако психологические знания без умения методического их применения в ряде случаев не достигают цели.

Такая ситуация рождает противоречие в реализации социальной политики, прежде всего в вопросах управления и требует особого научно-методического внимания к педагогическим основам в профессиональном образовании руководителей различных уровней, работающих в сфере социальной политики.

Большое внимание управлению в сфере социальной политики уделяли ученые Г. М. Андреева, И. А. Григорьева, И. Г. Зай-нышев, В. М. Капицын, В. В. Кулков, В. С. Максимова, Е. А. Меер-сон, О. Б. Осколкова, В. Г. Попов, Е. И. Холостова, С. С. Шаталин.

Значительный вклад в изучение психолого-педагогических аспектов управленческой деятельности и профессиональной подготовки к ней в сфере социальной политики вносят исследования Ю. К. Бабанского, С В. Горанской, A.M. Панова, Н. Ф. Талызиной, И. А. Зимней.

Анализ ряда работ указанных авторов свидетельствует о повышенном интересе к профессиональному образованию специалистов в области социальной защиты, помощи, обеспечения. Однако недостаточно изучена проблема профессионального образования руководителей различных уровней власти в социальной сфере. Еще более остро стоит вопрос об их педагогической подготовке.

Объект исследования — процесс управления в сфере социальной политики.

Предмет исследования — педагогизация образования руководителей социальной сферы.

Цель. Повышение качества педагогического образования руководителей органов исполнительной власти, местного самоуправления, общественных организаций и предприятий в соответствии с основными направлениями социальной политики.

Задачи исследования.

1. Провести теоретико-педагогический анализ проблем социальной политики.

2 Проанализировать литературу по проблеме педагогического образования руководителей органов исполнительной власти, местного самоуправления, общественных организаций и предприятий в сфере социальной политики.

3. Изучить имеющийся опыт по организации образования руководителей органов исполнительной власти, местного самоуправления, общественных организаций и предприятий в Российской Федерации и в Республике Карелия.

4. Обосновать необходимость педагогизации образования руководителей органов исполнительной власти, местного самоуправления, общественных организаций и предприятий в сфере социальной политики.

5. Выделить педагогические особенности образования руководителей органов исполнительной власти, местного самоуправления, общественных организаций и предприятий в сфере социальной политики.

6. Определить пути совершенствования педагогического образования руководителей, работающих в социальной сфере.

Гипотеза исследования. Теоретически грамотное и педагогически выверенное руководство, обусловленное системным профессиональным образованием руководителей, осуществляющих социальную политику, позволит повысить эффективность управления государством развитием социальной сферы общества.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили основополагающие научные положения философии о законах развития общества, принцип детерминизма и единства сознания деятельности, социального развитияположения педагогики и психологии о сущности обучения, воспитания, профессиональной подготовкиисследования по проблемам управления, психолого-педагогическим закономерностям управленческой деятельности.

Методика исследования состояла из совокупности теоретических и эмпирических методов. В качестве основных теоретических методов можно выделить: системно-структурный и педагогический анализ, синтез и классификацию, а также методы прогнозирования и моделирования. В качестве основных эмпирических методов использовались такие, как анализ формирования педагогической подготовки и подготовленности руководителей в социальной сфере, изучение и обобщение позитивного и негативного опыта в ходе реализации социальной политикианализ результатов деятельности современных руководителей в социальной сфере.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (1998 — 1999 гг.) — аналитико-подготовитель-ный. Его основными задачами были: изучение основных направлений социальной политики в Российской Федерации и Республике Карелияанализ имеющейся законодательно-нормативной базы, обеспечивающей переход к рыночным отношениям и новой социально ориентированной политики государства.

Второй этап (2000 — 2001 гг.) — моделирования и программного структурирования. В это время разрабатывались проекты и программы в соответствии с основными направлениями государственной социальной политики с учетом региональной специфики, а также формировался механизм их реализации.

Третий этап (2001 — 2002 гг.) — анализа и оценки результатов, а также прогнозирования дальнейшей деятельности в системе организации педагогического образования руководителей разных уровней и направлений.

Исследование и экспериментальная работа осуществлялись в органах исполнительной власти, местного самоуправления, ряде общественных объединений и предприятий Республики Карелия.

На защиту выносятся следующие положения:

Педагогическая характеристика сущности, содержания, особенностей, закономерностей и принципов повышения педагогического образования руководителей в социальной сфере.

Понимание необходимости педагогизации как важного компонента системы образования руководителей.

Теоретическое обоснование структурно-функциональной перестройки системы педагогического образования руководителей в соответствии с основными направлениями социальной политики.

Педагогические основы выработки адекватных направлениям социальной политики управленческих решений.

Научная новизна исследования состоит в. обосновании необходимости педагогического образования руководителей органов исполнительной власти, местного самоуправления, общественных объединений и предприятий в современных условиях обострения социальных проблем обществауточнении педагогических основ образования руководителей в соответствии с основными направлениями социальной политики государства и региональными особенностямипедагогическом подходе образования руководителей в конкретном процессе реализации социальной политики в Республике Карелия.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты и выводы использованы для совершенствования управленческой деятельности руководителей органов исполнительной власти, местного самоуправления, общественных объединений и предприятий, непосредственно влияющих на социальное развитие общества и в соответствии с основными направлениями государственной социальной политикойпринцип педагогизации образования внедрен при разработке и реализации Республиканских целевых программ, а также при проведении научно-практических конференций, семинаров, форумов. Практическая значимость исследования выразилась в повышении активности населения — участника социальной политики, по привлечению в процесс управления развитием социальной сферы общества дополнительных ресурсов, а также выработке и принятию решений по выбору социальных приоритетов с учетом выявления и формирования общественного мнения.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивались использованием основных положений теорий общественных наук, в том числе педагогикиобобщением двадцатилетнего практического опыта управленческой работы автора в различных органах государственной власти и учреждениях социальной сферы, его учебно-методической и аналитической деятельностью.

Апробация и внедрение результатов.

Теоретические положения, выводы, рекомендации апробировались и внедрялись: в ходе подготовки ежегодных региональных аналитических обзоров и докладов по таким направлениям социальной политики как «Положение детей в Республике Карелия», «Положение женщин в Республике Карелия», «Соблюдение прав человека в Республике Карелия», «Состояние демографической ситуации в Республике Карелия», «Государственная политика по улучшению положения женщин в Республике Карелия», «Профилактика безнадзорности несовершеннолетних — важнейшая государственная задача» и др.- при разработке целевых республиканских программ, проектов, теоретических концепций деятельности государственно-общественных полномочных формирований (Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Республики Карелия, Комиссия по правам человека при Председателе Правительства Республики Карелия, Комиссия по вопросам улучшения положения женщин в Республике Карелия и др.) — при подготовке и проведении заседаний Правительства Республики Карелия, республиканских и международных семинаров, научно-практических конференций, заседаний вышеназванных Комиссий и форумов по проблемам социальной политики.

Материалы и выводы диссертации опубликованы в пяти печатных работах.

Диссертация состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения и библиографии.

Выводы настоящего исследования позволил сформировать ряд предложений практического характера.

Эффективность социальной политики зависит от степени подготовленности, прежде всего педагогического образования, руководителей органов исполнительной власти, местного самоуправления, общественных организаций, хозяйствующих субъектов.

Педагогизация образования руководителей позитивно влияет на реализацию социальной политики соответственно ее основным направлениям, принципам и ценностям в виде принятия адекватных управленческих решений.

Необходимо создание научно обоснованной и практически подтвержденной системы педагогического образования руководителей.

Эта система может проявлять себя в форме проведения различного уровня массовых мероприятий, создания необходимого информационного поля, разработки и распространения методических и иных рекомендаций, т. е. непосредственно в конкретном процессе реализации социальной политики.

Формирование же педагогической образовательной системы руководителей должно основываться на выбранной модели социальной политики в соответствии с ее основными направлениями. Выбор же основных направлений должен соответствовать концепции социальной политики. Поэтому в Республике Карелия одной из первоочередных задач вновь избранного Правительства будет дальнейшее формирование социальной политики на концептуальной основе и осуществление долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных программ для ее реализации. Причем, удельный вес проблемно-целевых проектов должен увеличиваться по отношению к отраслевым. Для осуществления такого подхода необходимо:

1. Создание экспертно-обучающего аналитического Совета при Главе Республики Карелия (так, в соответствии с Конституцией Республики Карелия, называется после апрельских 2002 года выборов высшее должностное лицо республики).

Экспертно-обучающий Совет, как общественно-государственный орган должен:

— стать организатором разработки и принятия Концепции социальной политики в Республике Карелия;

— определять приоритеты, пути и механизмы реализации Концепции;

— утверждать ежегодные доклады: «Положение детей», «Положение семьи», «Положение женщин», «Здоровый образ жизни», «О соблюдении прав человека и гражданина» и др.

— объявлять конкурсы программ и проектов, в том числе с учетом ежегодных акций ООН и ЮНЕСКО.

2. Пересмотреть учебные планы ВУЗов республики с учетом педагогизации образования руководителей в соответствии с определяемыми Правительством республики приоритетными направлениями социальной политики.

3. Рассмотреть вопрос о создании кафедры социальной политики в КПГУ с целью организации обучения, научного исследования, методической работы в вопросах педагогизации образования руководителей и специалистов в социальной сфере.

4. Обосновать по принципу социального партнерства предложения для Правительства республики о необходимости создания в его рамках структурного учебно-аналитического подразделения для руководящих кадров республики.

Эти, а также другие меры, основываясь на выводах нашего исследования, позволят в большой степени обеспечить целостность, скоординированность и прогнозируемость социальной политики в Республике Карелия.

Заключение

.

Проведенное исследование и его результаты позволяют сформулировать выводы, имеющие, на наш взгляд, научное и практическое значение и выработать на этой основе ряд предложений.

В Республике Карелия социальная политика формируется и реализуется в соответствии с федеральной государственной политикой, «Концепцией социально-экономического развития Республики Карелия на период 1999;2002;2010 годы», в которой приоритет отдан социальным вопросам, прежде всего проблемам семьи, детства, женщин, прав человека, здорового образа жизни.

Специфичным для республики является использование в реализации социальной политики, кроме отраслевого, проблемно-целевого («сквозного») подхода, который решает межведомственные проблемы через разработку целевых республиканских программ, таких, как: «Дети Карелии», «Женщины Карелии», «Семья Карелии», «Здоровый образ жизни» и т. п.

Логическая цепочка разработки и реализации межведомственных программ и проектов осуществляется в виде последовательных мероприятий по следующей схеме:

— установочные совещания, сбор и анализ информации, предложений, сведений, мнений, оценок;

— определение последовательных шагов решения проблем с помощью широкого круга общественности, ученых, различного ранга руководителей;

— обсуждение концептуальных предложений в проекты и программы на массовых мероприятиях;

— «делегирование» прав на разработку соответствующих программ и проектов группе разработчиков;

— промежуточное обсуждение подготовленных проектов на различных мероприятиях, в средствах массовой информации, в сети Интернет;

— одобрение проектов приоритетных республиканских программ и проектов постановлений Правительства Республики Карелия на форумах женщин Карелии с участием руководителей всех ветвей власти, общественных объединений, крупнейших промышленных предприятий;

— принятие постановлений (распоряжений) Правительства Республики Карелия как окончательный акт, обеспечивающий процесс реализации того или иного направления социальной политики;

Такой подход позволяет «втянуть» в систему педагогического образования, прежде всего, руководителей социальной среды на основе общественного (народного) выбора приоритетных, в том числе незамедлительных мер, в структуре направлений социальной политики. В процессе проводимых мероприятий руководителями осваивается методология педагогических принципов, приемов и воздействий, что позволяет вовлечь в процесс социальных преобразований как можно больше различных организаций, юридических и физических лиц.

Другими словами, социальное развитие республики становится всеобъемлющим, солидарным, партнерским процессом. При этом общественность уже не выступает в качестве оппонента руководителям, а наоборот, становится равноправным участником демократического процесса решения государственных задач в области социальной политики.

Таким образом, по существу, формируется гражданское общество, в котором должны быть учтены интересы каждого гражданина.

В результате социального партнерства в Республике Карелия за последние три года произошли некоторые позитивные изменения в социально-экономической ситуации: регулярно выплачиваются заработная плата, пенсии, детские и опекунские пособия, увеличился размер прожиточного минимума и составил 1458 рублей на человека, средняя заработная плата в республике 4721,8 рубля, минимальная пенсия — 646,9 рубля, средняя пенсия — 1270,7 рубля, уменьшилось число безнадзорных (беспризорных не выявлено) детей, семей социального риска, размер пенсий на детей-инвалидов не ниже прожиточного минимума (1500) рублей.

Результаты апрельских 2002 года выборов продемонстрировали заметную стабилизацию социально-политических процессов при творческом подъеме общественности в республике.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аналитический доклад Республики Карелия для подготовки государственного доклада «О положении детей в Российской Федерации (2000 год)». Положение детей в Республике Карелия (2000 год). Петрозаводск, 2001.
  2. Аналитический доклад «О положении женщин в Республике Карелия в 2000 году». Петрозаводск, 2001.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. М., 2001.
  4. Доклад Комиссии по правам человека при Председателе Правительства Республики Карелия «О соблюдении прав человека и гражданина в Республике Карелия в 1999 году». Петрозаводск, 2000.
  5. Доклад Комиссии по правам человека при Председателе Правительства Республики Карелия «О соблюдении прав человека и гражданина в 2000 году». Петрозаводск, 2002.
  6. Доклад Председателя Правительства Республики Карелия «О положении в республике, выполнении государственных программ, осуществлении внутренней политики и внешних связей Республики Карелия (Итоги 2000 года)». Приложение № 1. Петрозаводск, 2001.
  7. Конституция Российской Федерации. М- 2001.
  8. Женщины и мужчины Республики Карелия / Краткий статистический сборник Госкомстата Республики Карелия. Петрозаводск, 2001.
  9. Женщины и мужчины Республики Карелия / Краткий статистический сборник Госкомстата Республики Карелия. Петрозаводск, 2002.
  10. Закон Республики Карелия «О защите прав детей» // Собрание законодательства Республики Карелия. 1996, № 2.
  11. Закон Республики Карелия «О комиссиях по делам несовершеннолетних» // Сборник законодательства Республики Карелия. 1998, № 1.
  12. Закон Республики Карелия «О социальном партнерстве в Республике Карелия» // Собрание законодательства Республики Карелия. 2001. № 2.
  13. Комплексные программы и социально-экономические меры помощи семье, материнству и детству (из практики работы исполнительных органов Совета народных депутатов РСФСР). М., 1991.
  14. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
  15. Концепция «Стратегические принципы защиты детства в Белгородской области». М., 2000.
  16. Национальный план действий в интересах детей. Законодательство Российской Федерации о защите прав ребенка (Сборник-справочник). М., 1999.
  17. Положение детей в Республике Карелия (2001 год). Петрозаводск, 2002.
  18. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию. М., 2002.
  19. Постановление Правительства Российской Федерации 1996 года «О концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации» // Перечень основных законодательных актов в отношении женщин в Российской Федерации. М., 2000.
  20. Программа развития Карельского государственного педагогического университета на 2002−2006 гг. // Сборник законодательства Республики Карелия. 2001, № 11.
  21. Республиканская целевая программа «Дети Карелии» на 2001−2003 гг. // Собрание законодательства Республики Карелия. 2000, № 12.
  22. Республиканская целевая программа «Женщины Карелии» на 2001−2005 гг. // Собрание законодательства Республики Карелия.2000,
  23. Республиканская целевая программа «Здоровый образ жизни» на период до 2006 г.// Собрание законодательства Республики Карелия. 2002, № 2.
  24. Республиканская целевая программа «Развитие профессионального образования в Республике Карелия в 2001—2003 гг.» // Сборник законодательства Республики Карелия. 2001, № 11.
  25. Семейный кодекс Российской Федерации. М., 2001.
  26. Трудовой кодекс Российской Федерации. М., 2002.
  27. Указ Президента Российской Федерации «Об основных направлениях государственной семейной политики // Законодательство Российской Федерации (Сборник-справочник). М., 1999.
  28. Учебные программы по медико-социальным дисциплинам для факультетов и институтов социальной работы, для медицинских институтов и институтов усовершенствования врачей. М., 1992.
  29. Федеральный закон Российской Федерации «Об общественных объединениях» // Законодательство Российской Федерации о защите прав ребенка (Сборник-справочник). М., 1999.
  30. Федеральный закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних». М., 1999.
  31. Федеральный закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Законодательство Российской Федерации (Сборник-справочник). М., 1999.
  32. Федеральная концепция обеспечения и защиты прав и свобод человека. М., 2002.
  33. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980.
  34. Т.М. Социально-психологические особенности мастера и стиль руководства производственным коллективом. Автореф. дис.. к.пс.н. Л., 1986.
  35. Алексеев М Б. Системное управление подготовкой профессионалов. СПб., 1997.
  36. О. В. Исследование мотивационных компонентов совместной деятельности//Совместная деятельность. М., 1988.
  37. .Г. О проблемах современного человекоз-нания. М., 1977.
  38. .Г. Человек как предмет познания. СПб., 2000.
  39. Г. М. Социальная психология. М., 1996.
  40. О.Г. Коллективистские черты личности в студенческой группе. Автореф. дис.. канд. психол. наук. Л., 1988.
  41. А.И., Медков В. М. Социология семьи, М., 1996
  42. А.Г., Шахова А. П. Психологические условия интеграции воздействий в производственном коллективе // Социально-психологические проблемы бригадной формы организации труда. М., 1983. С.182−191.
  43. В.Г. Человек в управлении обществом. М., 1977.
  44. A.M., Бочарова С. П., Землянская Е В. Психология управления. Харьков, 1998.
  45. Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов н/Д, 1999.
  46. Н.В. Социально-психологический климат и управление групп и коллективов. Автореф. дис.. к.п.н. Тбилиси, 1989.
  47. В.И. Формирование культуры стимулирования в управленческой деятельности руководителей школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1995.
  48. В.М., Ланге М. В. Влияние коллектива на лич-ность^Педология и воспитание. М., 1928.
  49. В.М. Коллективная рефлексология. Пг., 1921.
  50. В.А., Семенов В. Е. Психологические характеристики трудового коллектива и управление//Трудовой коллектив как объект и субъект управления. Л., 1980.
  51. А.А. Личность и общение. Л., 1987.
  52. Н.В. Диалектика педагогического исследования. СПб., 2001.
  53. Н.В., Реан А. А. Педагогика. СПб., 2000.
  54. К. Индустриальные следствия стресса // Эмоциональный стресс. Л., 1982.
  55. Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1978.
  56. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб., 1999.
  57. Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. СПб., 2001.
  58. Бутенко Н И. Региональная модель управления социально-воспитательной деятельностью учреждений образования: Автореф. дис.. к. п. н. М., 1997.
  59. Л.А. Производственный процесс учреждения // Техника управления. 1925. № 5.
  60. И.П. Руководителю о человеческом факторе. Л., 1989.
  61. К.А. Государственное предприятие. М., 1990.
  62. Д.М. Организация и управление. М., 1972.
  63. Ф. Психология управления. М., 1984.
  64. И.Н. Менеджмент. М., 1997.
  65. .С., Никандров Н. Д. Методологическое знание в педагогике. М., 1986.
  66. Е.И. Структура групповой деятельности. Киев, 1979.
  67. Головко-Гаршина Н. В. Производство как педагогическая система // Психология в управлении. Л., 1983.
  68. Л.А. Педагогические основы подготовки менеджеров для системы образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Бийск, 1995.
  69. И.А. Социальная политика и социальное реформирование в России в 90-х годах. СПб., 1998.
  70. Н.В. Социально-психологические конфликты и совершенствование взаимоотношений в коллективе. М., 1983.
  71. М.Т. Организационное поведение. М., 1999.
  72. О.Н., Мишин В. М., Свистунов В. М. Организация управленческого труда. М., 1993.
  73. Т.А. Тендерная социология // Социология в России, М., 1996
  74. А.А. Социально-психологические основы совершенствования деятельности воспитателя. Дис.. докт. пс. наук. J1., 1981.
  75. С.Д., Ясвин В. А. Гроссмейстер общения. М., 1998.
  76. П.М., Мак-Кинли Раньян. Поведение человека в организации. М., 1993.
  77. Л.Н. Акмеологическая деятельность в управленческих структурах образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Шуя, 1999.
  78. А.И. Психология коллектива. М., 1984.
  79. А.В. Основы развивающего образования. СПб., 1998.
  80. У.К. Организация промышленных, торговых и административных учреждений. М., 1925.
  81. Д. Преодоление разногласий. СПб., 1994.
  82. Ерина С И. Об измерении ролевого конфликта в деятельности руководителя первичного производственного коллек-тива//Методы исследования общения в производственной деятельности. Ярославль, 1989. С.104−109.
  83. А.А. Производственный коллектив. Л., 1988.
  84. А.Л., Рубахин В. Ф., Шорин В. Г. Индивидуальный стиль руководства производственным коллективом. М., 1976.
  85. А.Л., Рубахин В. Ф. Проблема человеческого фактора в управлении // Психологические проблемы социальной регуляции поведениям, 1976.
  86. Журавлев, А Л. Совместная деятельность как объект социально-психологического исследования // Совместная деятельность. М., 1988.
  87. А.Л. Социально-психологические проблемы управления // Прикладные проблемы социальной психологии. М., 1983. С.179−189.
  88. Журавлев, А Л. Роль личности руководителя в организации совместной деятельности коллектива // Совместная деятельность. М., 1988. С.122−138.
  89. А.Л. Совместная деятельность как объект социально-психологического исследования // Совместная деятельность. М., 1988.
  90. П.В., Карташов С. А., Маусов Н. К. Технология управления персоналом. М., 1999.
  91. Г. Г., Файбушевич С. И. Управление кадрами на предприятии. СПб., 1992.
  92. Залужный, А С. Учение о коллективах. М.-Л., 1930.
  93. В. Идеалы социальной политики. Пер. с нем. СПБ., 1906.
  94. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000.
  95. Э.А., Свенцицкий А. Л. Социально-психологические факторы руководства производственным коллективом в условиях нововведений//Психологическое обеспечение социального развития человека. Л., 1989.
  96. История менеджмента. СПб., 2000.
  97. Т.С. Психология управления. М., 2000.
  98. Кабушкин Н И. Основы менеджмента. Минск., 1998.
  99. В.М. Социальная политика и право: сущность и взаимозависимости // Российский журнал социальной работы. 1998. № 8.
  100. Л.В., Никонова Т. В., Соломанидина Т. О. Поведение в организации. М., 1999.
  101. М.С. Мир общения. М., 1988.
  102. В.П. Управление инновационными процессами в образовании: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Нац. ин-т образования, 1994.
  103. В.Н. Прикладная психология. СПб., 2000.
  104. Кеспиков В Н. Модель готовности руководителя образования к целеполагающей деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Урал. гос. акад. физ. культуры, 1998.
  105. А.Я., Захаров Д. К. Организация управления персоналом на предприятии. М., 1994.
  106. А.И. Психология хозяйственного управления. М., 1994.
  107. А.И. Психология хозяйственного руководства. М., 1984.
  108. А.И. Методологические основы психологической теории коллективного труда//Психологический журнал. 1984. Т.5. № 2.
  109. Ю.Т. Принятие групповых решений на основе представлений транзактного анализа//Практикум по психологии менеджмента. СПб., 2001. С.401−404.
  110. С. Руководитель и подчиненный. М., 1973.
  111. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М., 2000.
  112. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
  113. Колесников Н Е. Социально-трудовые отношения: современные проблемы терии и практики. СПб., 1993.
  114. Колков В В. Социальная безопасность. 4.1. М., 1998.
  115. Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических терминов / Под ред. Кузьмина Е. С., Семенова В. Е. Л., 1987.
  116. Э.Б. Советская управленческая мысль 20-х годов. М., 1990.
  117. .Б. Типологические особенности стиля деятельности руководителей разной эффективности//Вопросы психологии. 1983.№ 4.
  118. Е.Ф. Отбор персонала и введение в должность. М., 1996.
  119. Ю.Д. Руководитель трудового коллектива. М., 1987.
  120. Р.Л. Если вы руководитель: элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М., 1998.
  121. Р.Д., Смирьянова М. М. Удовлетворенность групповым членством как функция соотношения феноменов лидерства и руководства//Вопросы психологии. 1981. № 3.
  122. Р.Л., Рыжак М. М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе.М., 1985.
  123. В.В., Павлютенков Е. М. Психология в практике менеджера образования. СПб., 2001.
  124. Л.Д. Каким быть руководителю. Л., 1986.
  125. Е.С., Семенов В. В. Социальная психология. Л., 1979.
  126. Е.С. Актуальные проблемы социальной психологии. Л., 1987.
  127. Кузьмин ЕС, Волков И. П., Емельянов Ю. Н. Руководитель и коллектив. Л., 1974.
  128. Е.С., Волков И. П., Свенцицкий А. Л. Руководитель и коллектив. Л., 1984.
  129. Н.В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки//Методы системного педагогического исследования. Л., 1980. 172с.
  130. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.
  131. Н.В., Григорьева Е. А., Якунин В. А. Методы системного педагогического исследования. Л., 1980.
  132. Н.В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. Рыбинск, 1993.
  133. Курс практической психологии для высшего управленческого персонала. Ижевск, 1995.
  134. А.И. Мониторинг как средство повышения качества управления образовательным процессом: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Урал. гос. пед. ун-т, 1999.
  135. И.Д. Практический менеджмент. М., 1995.
  136. А.А. Психология общения. М., 1997.
  137. .Ф. Теоретические и методологические проблемы психологии. М., 1984.
  138. Т.Ф. Организационные формы педагогического управления школой в условиях перехода к новому типу учебного заведения: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1996.
  139. Макаренко, А С. Соч.: В 7 т. М.: АПН РСФСР, 1958.
  140. С.А. Технология оценки менеджерского персонала // Практикум по психологии менеджмента. СПб., 2001. С.218−246.
  141. Н.С. Место и роль трудового коллектива в воспитании коллектива // Комплексный подход к социальным проблемам труда и воспитания. М., 1979.
  142. Маскин В В. Социально-педагогические условия управления развитием системы образования малого города: Ав-тореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1996.
  143. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992.
  144. Методология в сфере теории и практики. Новосибирск: Наука, 1988.
  145. Методологические проблемы развития педагогической науки. М., 1985.
  146. В.А. Теория организации. М., 2000.
  147. П. Как проводить деловые беседы. М., 1987.
  148. Е.Г. Менеджмент: организационное поведение. М., 1998.
  149. В.А. Политика социального партнерства. М., 1999.
  150. В.К. Методика социально-психологического исследования отношения руководителей к нормативному порядку организации//Роль психологических факторов в интенсификации экономики. М., 1984.
  151. В.К. Социально-психологический аспект нормативного поведения руководителя в организации. Дисс. канд. пс. н. М., 1985.
  152. Е.В. Управление негосударственными учебными заведениями в системе государственного образования. Ав-тореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1997.
  153. Р.С. Психологические условия и критерии эффективности работы коллектива. М., 1982.
  154. Э.М. Федеральная система повышения квалификации работников образования как объект управления и прогнозирования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. РАО: Ин-т образования взрослых, 1993.
  155. Г. С., Дмитриева М. А., Снетков В. М. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности. СПб., 2001.
  156. Д., Дэвис К. Организационное поведение: поведение человека на рабочем месте. СПб., 2000.
  157. Дж., Калеро Г. Как читать человека словно книгу. М., 1988.
  158. Н.Н. Межличностные отношения. Л., 1989.
  159. Н.Н. Модель регуляции совместной деятельности // Социальная психология. Л., 1979.
  160. Н.Н. Сравнительный анализ индивидуальной и групповой деятельности // Социальная психология. Л., 1979.
  161. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. СПб.: Институт образования взрослых РАО, 1995.
  162. Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1991.
  163. Н.М. Педагогические основы инновационных процессов в системе управления непрерывным профессиональным образованием. Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ин-т общ. ср. образования Рос. акад. образования, 1999.
  164. Ю.И. Социальное партнерство в России: имеются ли предпосылки // Вопросы экономики. 1994, № 5.
  165. Организация объединенных наций, Права человека: Вопросы и ответы. Нью-Йорк, 1990.
  166. Г. Ф. Факторы повышения эффективности работы руководителя с документами. Дис. на соиск. уч. ст. канд. эк. наук. М., 1988.
  167. Основы психотехнологии общения менеджера. СПб., 1998.
  168. Основы менеджмента. Под ред. Радугина А. А. М., 1998.
  169. Официальные документы в образовании. Информационный бюллетень. М., 2001.
  170. А.Ю. Как победить в споре, или искусство убеждать. М., 1998.
  171. Парыгин Б Д. Основы социально-психологической теории. М., 1964.
  172. А.С., Перфильев А. И. Понятие, структура и функции трудового коллектива//Трудовой коллектив как объект и субъект управления. Л., 1980.
  173. Педагогический словарь. М.: Академия, 2000.
  174. В.М. Региональное образование: организация, управление развитием: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1994.
  175. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.
  176. А.В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. М., 1978.
  177. Ю.П. Социальная психология трудовой деятельности. СПб., 1992.
  178. В.И. Управление общим и педагогическим образованием: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ин-т общ. образования, 1994.
  179. Л.Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология. СПб., 2000.
  180. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности. СПб., 2001.
  181. Проект Темпус (ТАСИС) «Переподготовка преподавателей социальной работы в России», М., 1996.
  182. Проектирование систем внутришкольного управления. М., 2001.
  183. Профессиональная мотивация и ее изучение // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности. СПб., 2001. С.157−217.
  184. Психология менеджмента. СПб.: СПбГУ, 2000.
  185. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А. А. Реана. СПб., 2001.
  186. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1986.
  187. Психологические аспекты подбора и проверки персонала. М., 1997.
  188. А.С. Коллектив как социальная сущность. М., 1978.
  189. А.А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. СПб., 2000.
  190. Российский энциклопедический словарь. М., 1998.
  191. А.А. Теория коллектива в советской психологии // Социальная психология. Л., 1979.С.174−186.
  192. С.И., Столяренко Л. Д. Психология управления. М., 1997.
  193. А.Л. Социальная психология управления. Л., 1986.
  194. А.Л. Социально-психологические основы управления производственными коллективами. Л., 1979.
  195. А.Л. Социальная психология и задачи управления производственными коллективами. Л., 1986.
  196. А.Л. Психология управления организациями. СПб., 1999.
  197. Семья в изменяющемся мире. Вып. 1. Часть 1. М.: Луч, 1993.
  198. В.П. Педагогический менеджмент. М., 1997.
  199. И.А., Ефремов О. Ю. Управление персоналом. СПб., 2000.
  200. И.А., Ефремов О. Ю. Организационное поведение. СПб., 2001.
  201. А.В. Морально-этические проблемы социальной работы II Московская высшая школа социальных и экономических наук. М., 1996.
  202. В.В. Стилевые особенности организаторской деятельности руководителя первичного производственного коллектива. Л., 1987.
  203. Социальные права человека: Документы и материалы Совета Европы. 4.1, М., 1996.
  204. Социально-психологический климат коллектива. М., 1979.
  205. Г. В. Основы профессиональной деятельности.Л., 1988.
  206. В.А. Методика воспитания коллектива. М., 1981.
  207. Н.М. Искусство делового общения. Харьков, 1992.
  208. Ю.А. Управленческие решения. М., 1982.
  209. О.И. Международное гуманитарное право. М.: Изд-во «ИНФРА-М», 2000.
  210. Труд руководителя. М., 1986.
  211. Трудовой кодекс Российской Федерации. М., 2002.
  212. Ю.М. Контрольно-аналитическая деятельность руководителя школы в условиях личностного подхода к образованию: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Волгогр. гос. пед. унт, 1995.
  213. Л.И. Психология организаторской деятельности. М., 1980.
  214. Уманский Л И. Поэтапное развитие группы как коллек-тива//Коллектив и личность. М., 1975. С.77−87.
  215. Управление персоналом: Энциклопедический словарь. М., 1998.
  216. Управление персоналом/Под ред. Базарова Т. Ю., Еремина Б. Л. М., 1998.
  217. И.С. Педагогика трудового коллектива. М., 1988.
  218. А.В. Методология психологического анализа управленческой деятельности // Методология инженерной психологии, психологии труда и управления. М., 1981.
  219. А.В. Работа с кадрами: Психологический аспект. М., 1992.221. Философия. М., 1998.
  220. Ю.Л. Психология общения в совместной деятельности. Дис.. докт.псих.наук.Л., 1985.
  221. И.Ф. Педагогика. М.: Высшая школа, 1990.
  222. Е.И. Социальная политика. Учебное пособие-Высшее образование.- М., 2001.
  223. К. Психология женщины, Собр.соч., т.1, М., 1997.
  224. НЮ., Фиганов И. С. Педагогические основы руководства трудовыми коллективами. Казань, 1986.
  225. А.С. Социально-психологические основы организованности первичного коллектива. Автореферат дис.. докт. психол. наук. М., 1980.
  226. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности.М., 1982.
  227. .Ю. Проблема целостного подхода в обучении социальной работе // Образование в области социальной работы. М., 1996.
  228. Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. М., Апрель-Пресс, 2000.
  229. Р. Социология труда. М., 1992.
  230. Шульц Д, Шульц С. Э. История современной психологии. СПб., 1998.
  231. Я. Элементарные понятия социологии. М., 1981.
  232. Э.Г., Юстицкис В В. Психология и психотерапия семьи, СПб, 1999.
  233. В.А. Обучение как процесс управления, Л., 1989.
  234. В.А. Функциональный состав управления в педагогических системах//Педагогическая психология. СПб., 2000.
  235. В.А. Педагогическая психология. СПб., 2000.
Заполнить форму текущей работой