Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогическая система непрерывного формирования творческого мышления и развития творческих способностей школьников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Тип обучения, оказывающий влияние на развитие, формирует активные виды познавательной деятельности самих учащихся. Овладение различными способами разных видов активной деятельности: размышлениями об удивительных предметах; действиями с головоломками; решением компьютерных пространственных задач — существенно обогащает развитие ученика. Психологической сущностью данной технологии обучения является… Читать ещё >

Педагогическая система непрерывного формирования творческого мышления и развития творческих способностей школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Учебный процесс необходимо менять. И прежде всего схему познавательной деятельности школьников — с репродуктивной (доминантной для традиционной школы, рис. 12) на схему поисковой познавательной деятельности (рис. 13).

Репродуктивная схема учебной деятельности.

Рис. 12. Репродуктивная схема учебной деятельности.

Поисковая познавательная схема учебной деятельности.

Рис. 13. Поисковая познавательная схема учебной деятельности.

Это не значит, что надо полностью отказаться от репродуктивного обучения. Просто его доля в обучении должна быть сведена к минимуму.

На новую схему перейти очень сложно. Для этого необходимо в содержание обучения ввести общеразвивающий цикл курсов по методологии творчества — науки о методах и приемах (хитрых, дерзких, неожиданных) решения творческих задач.

Методология творчества дает и преподавателю, и учащемуся интеллектуальные инструменты для формирования творческого системного мышления, учит смотреть на мир системно и управлять процессом мышления. Кроме того, подача знаний должна быть такой, чтобы обеспечить их осмысление учащимися. Для этого существуют разработанные автором проблемно-алгоритмические формы предъявления и подачи ядра учебной информации.

Эта система включает в себя все основные звенья образовательной цепи и является надсистемой по отношению к системе обучения в общей школе. Схема, иллюстрирующая стратегию реализации системы НФТМш в школе, приведена на рис. 14.

Стратегия реализации НФТМш.

Рис. 14. Стратегия реализации НФТМш.

Методические рекомендации к структуре креативного урока

Структура креативного урока по методологии творчества существенно отличается от традиционного урока и включает в себя блоки, реализующие цели урока, адекватные целям креативного образования в целом.

Логика построения уроков творчества обусловлена целью сделать процесс обучения подлинно развивающим. Осознание первоочередности гуманистических целей обучения по отношению к прагматическим предполагает существенное изменение структуры организации учебной деятельности. Конструирование новых форм учебной деятельности производится на основе естественных новообразований смысловой сферы личности младших школьников.

Программой предусматривается работа по кардинальному обновлению форм мышления через освоение инструментария ТРИЗ; перевод школьников на новые стадии интеллекта: от наглядно-действенного к словесно-логическому; от эмпирического к теоретическому диалектическому мышлению.

Эффективность обучения по Д. Б. Эльконину измеряется количеством и качеством приобретенных в ходе обучения знаний, а эффективность развития определяется уровнем, который достигают способности учащихся. Развитие способностей как свойств личности, обеспечивающих успешность в деятельности, сочетается при реализации данной программы с подходом к способностям как свойствам продуктивности функциональных систем.

Тип обучения, оказывающий влияние на развитие, формирует активные виды познавательной деятельности самих учащихся. Овладение различными способами разных видов активной деятельности: размышлениями об удивительных предметах; действиями с головоломками; решением компьютерных пространственных задач — существенно обогащает развитие ученика.

Психологической сущностью данной технологии обучения является планирование учебного процесса «от ученика». Выявить потребности позволяет как систематически организованная рефлексия — резюмирование процесса обучения и результатов, так и своевременное тестирование и привлечение учащихся к планированию учебной деятельности.

Мотивационная аранжировка уроков состоит в том, что специально продуманы системы заданий для поддержания устойчивой положительной мотивации в ходе урока. К концу каждого цикла учебной работы у школьников активно поддерживаются положительные эмоции успеха и желание перейти к следующему этапу работы (табл. 7).

Таблица 7

Структура сдвоенного урока.

№.

Блоки урока

Сокра

щение

Время

Примеча

ние

Мотивация («Встреча с чудом»).

М.

5'.

1 час (академ.).

Содержательная часть программного материала (ТВ и Ф + пропедевтика ТРИЗ) — СЧ-1.

СЧ-1.

20'.

Психологическая разгрузка (аутотренинг, игра или физкультурная пауза).

ПР.

5'.

Головоломка.

г.

10'.

Перерыв.

Окончание табл. 7

№.

Блоки урока

Сокра

щение

Время

Примеча

ние

Интеллектуальная разминка.

ИР.

10'.

1 час (академ.).

Содержательная часть программного материала (ТВ и Ф + пропедевтика ТРИЗ) — СЧ-2.

СЧ-2.

15'.

Компьютерная интеллектуальная поддержка.

КИП.

10'.

Резюме.

Р.

5'.

Таким образом, складывается укрупненный алгоритм проведения креативного урока (см. рис. 15).

Каждый креативный урок представляется информационной картой. Информационная карта креативного урока представлена восьмью блоками, указанными выше.

Укрупненный алгоритм проведения креативного урока в системе НФТМш.

Рис. 15. Укрупненный алгоритм проведения креативного урока в системе НФТМш.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой